Добужинский мстислав «витебск» описание картины, анализ, сочинение

В арт-центре Марка Шагала в Витебске 16 сентября открылась выставка «Мстислав Добужинский. Театральные костюмы и декорации» из собрания Музея театра, музыки и кино Литвы.

Добужинский Мстислав
Франц Шуберт. «Песнь любви». Эскиз к 1 действию, 1938 год. 

Мстислав Добужинский (1875-1957) — известный русский живописец, театральный художник, критик, мемуарист. С Витебском его связывают три момента в биографии. Он преподавал рисунок Марку Шагалу — в частной студии Званцевой в Санкт-Петербурге в 1909-1910 годах. В Витебске, на улице Успенской, 4 (сейчас улица Крылова) жил отец живописца — генерал-лейтенант Валериан Добужинский, и сын его часто навещал. В декабре 1918 года, по предложению Шагала, Добужинский стал первым директором Витебского Народного художественного училища. Вскоре, в начале февраля 1919-го, художник вернулся в Петроград. Потом жил в Литве, Англии, Франции, США. Занимался оформлением спектаклей. Умер в Нью-Йорке.В мире искусства Мстислав Добужинский — признанный мастер городского пейзажа. Отрадно, что среди его богатого творческого наследия есть несколько рисунков и акварелей с видами зимнего Витебска, датированных 1919 и 1923 годами. Некоторые зарисовки он делал с балкона дома на Успенской, где жил отец. 

Добужинский Мстислав
Мстислав Добужинский, «Витебск», 1919 год. 

И вот почти через сто лет Добужинский вернулся в Витебск. «И как вернулся! На этой выставке не одна, не две его работы, а без малого 140!» — не скрывает гордости директор арт-центра Музея Марка Шагала Людмила Хмельницкая.

Добужинский Мстислав
На пресс-конференции перед вернисажем

В трех залах музея представлено 138 эскизов театральных костюмов и декораций, которые сценограф создал к 17 спектаклям оперы и балета, поставленным в Литве. Среди них — «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Князь Игорь» Александра Бородина, «Фауст» Шарля Гуно, «Песнь любви» Франца Шуберта, «Раймонда» Александра Глазунова и др. 

Добужинский Мстислав
Юргис Карнавичюс. «Радвила Пяркунас». Эскиз декорации к 3 картине. 1937 год.
Добужинский Мстислав
Модест Мусоргский. «Борис Годунов». Эскиз декорации. Картина 2, действие 4. 1930 год. 

Радость Людмилы Хмельницкой разделяет и коллега из Вильнюса — директор Музея театра, музыки и кино Литвы Регина Лопене: «Столько работ Добужинского в одном месте, как в нашем музее, вы вряд ли еще где-то найдете».

Добужинский Мстислав
Регина Лопене

В Витебск приехала только часть. А всего в собрании этого музея — почти 1200 работ Мстислава Добужинского. Это самая крупная в Литве коллекция произведений этого художника в области театрального искусства. В 2009 году ее признали документальным наследием государственного значения и включили в литовский национальный регистр программы ЮНЕСКО «Мировое наследие».

«Сегодня сценография нередко вообще исчезает из спектакля. И работы Добужинского отличаются от работ современных сценографов тем, что в них чувствуется атмосфера спектакля.

Он рисовал декорации яркими красками, чтобы зритель уже издалека словил мысль оперного спектакля. Каждый эскиз — как отдельная картина! И у каждой — свой подтекст.

А у каждого героя — свой характер», — отметила госпожа Регина Лопене.

 Добужинский Мстислав Добужинский Мстислав   Добужинский Мстислав  

Большое содействие этому арт-проекту оказали посольство Литвы в Беларуси и его министр-советник Ирена Усайте.

Добужинский Мстислав
Ирена Усайте

Выставка будет работать в арт-центре Марка Шагала практически целый месяц, до 12 октября.

Источник: https://news.tut.by/culture/415836.html

В витебске открылась выставка мстислава добужинского

В Арт-центре Марка Шагала открылась выставка работ одного из первых учителей Марка Шагала.

Мстислав Валерианович Добужинский родился в 1875 году в Новгороде в семье офицера,принадлежавшей к старинному роду литовских дворян. Окончив гимназию в Вильно художник продолжил обучение на юридическом факультете Петербургского университета. Студентом увлёкся живописью, которой обучался в частных студиях Петербурга и Мюнхена. Стал известен как талантливый график и театральный декоратор.

Выставка работ первого директора знаменитого Витебского художественного училища называется  «Мстислав Добужинский. Театральные костюмы и декорации» (из собрания Музея театра, музыки и кино Литвы).

Представитель Музея театра, музыки и кино Литвы

В ноябре 1918 года по приглашению Марка Шагала и по поручению Отдела изобразительных искусств при Комиссариате северо-западных областей Добужинский приехал в Витебск для организации Витебского художественного училища.

Возможно, к переезду его подтолкнуло и то, что в Витебске всё еще оставался отец художника, генерал-лейтенант Добужинский Валериан Петрович, служивший в качестве помощника начальника окружного артиллерийского управления Двинского военного округа.

Только в самом начале 1919 отец художника вернулся на родину, в Вильно.

В конце декабря 1918 Мстислав Добужинский официально вступил в должность директора училища. В нём он одновременно руководил одной из мастерских и был членом коллегии подотдела изобразительных искусств Витебска. К концу учебного года, в феврале 1919, в связи с усложнившимися условиями поездок из Витебска в Петроград, где находилась его семья, Добужинский вынужден был покинуть училище.

По документам за время пребывания в Витебске М. Добужинский заседал в декабре в жюри конкурса вывесок для школ, оформил сцену в городском театре в память об К.Либкнехте и участвовал в торжественном открытии Народное художественного училища 28 января 1919г. Так же осталось несколько рисунков и акварелей с видами зимнего Витебска, подписанных 1919 и 1923 годами.

После ухода Добужинского в феврале-марте 1919 года учебное заведение возглавил Марк Шагал. Новый директор продолжал воплощать в жизнь свою идею училища как системы свободных мастерских, руководителями которых выступали художники разных направлений со своим видением задач и методов преподавания.

С 1925 года Добужинский жил в Литве, а позже в Англии, Франции, США. Занимался оформлением спектаклей. Умер 20 ноября 1957г. в Нью-Йорке. Похоронен в Париже.

Мстислав Валерианович Добужинский

С 16 сентября по 12 октября в Арт-центре Марка Шагала будут экспонировать 139 работ Мстислава Добужинского, которые передал для выставки Музей театра, музыки и кино Литвы. Всего в Литве хранится более тысячи эскизов и работ художника в области театрального искусства.

В 2009 года коллекция была признана документальным наследием государственного значения и включена в литовский национальный регистр программы ЮНЕСКО «Мировое наследие». В ней собраны наиболее значительные и зрелые работы художника, созданные для литовского театра. Лишь небольшая часть собрания представлена на выставке в Арт-центре Марка Шагала.

К сожалению картины с видами Витебска на выставке не представлены.

М. Добужинский Витебск, Лестница,1923, фото из интернета

Источник: https://vkurier.by/37871

Витебск — Здравнево — Березинский заповедник — Хатынь — Минск, 3 дня (для школьных групп) — тур. Описание экскурсии, цены и отзывы

  • Прибытие на ж/д вокзал Витебска.
  • Встреча на вокзале у вагона вашего поезда.
  • Завтрак.
  • Обзорная экскурсия по Витебску.

Витебск возник ещё в X веке, город играл большую роль в истории Беларуси.

Вы побываете в исторической части Витебска с сохранившейся и восстановленной застройкой ХVIII—XIX веков. Вы увидите символ Магдебургского права города — грациозную ратушу, построенную в 1775 году (сейчас в здании находится краеведческий музей).

Читайте также:  Фрэнк синатра: биография, лучшие песни, интересные факты, слушать

На высоком берегу Западной Двины расположено одно из монументальных сооружений старого Витебска — Дворец губернатора (XVIII век), который хранит память о бурном минувшем города. Восстановленный на крутом берегу реки Витьбы Успенский собор бывшего монастыря базилиан стал изящной зрительной доминантой города.

Вы увидите также Воскресенскую церковь — памятник архитектуры виленского барокко; восстановленную в византийском стиле церковь Благовещения. В культурное наследие Витебска входят также исторически сложившаяся планировочная структура города, здания в стиле модерн.

В ходе экскурсии вы увидите стилизованную средневековую башню «Духовской круглик», забавные уличные скульптуры, оригинальные малые архитектурные формы. Вас также ждёт прогулка по живописной пешеходной улице города с сувенирными лавками, картинными галереями, кофейнями…

Посещение музея Марка Шагала.

В начале XX столетия Витебск превратился в своеобразный символ динамичного искусства всемирно известной «витебской школы», яркими представителями которой стали гениальный Марк Шагал, автор таинственного «Черного квадрата» Константин Малевич, создатель Русских сезонов в Париже Мстислав Добужинский. Произведения этих художников выставлены в крупнейших музеях мира.

Вы побываете в доме на Покровской улице, который в начале 1900-х годов построил отец Марка Шагала, именно здесь художник провёл свои юношеские годы. В музее представлены предметы быта рубежа XIX—XX вв., копии архивных документов и работ художника, рассказывающие о жизни Марка Шагала и его семьи в Витебске.

А в Арт-центре Марка Шагала постоянно проводятся выставки его графических работ…

Обед.

Экскурсия в восстановленную усадьбу Ильи Репина в селе Здравнёво (20 км).

Здравнёво находится в 16 км к северу от Витебска в живописном урочище. Музейный комплекс состоит из восстановленного главного усадебного дома, дома управляющего со служебными помещениями и выставочным залом, отреставрированного погреба.

В экспозиции представлены вещи из обихода семьи Репина, мебель конца XIX — нач. XX в., археологические находки из Здравнёва и др. На территории усадьбы сохранилась мемориальная липовая аллея, где растут деревья, посаженные рукой самого художника. И.Е.

Репин приобрёл имение в 1892 году на деньги, полученные за «Запорожцев», и проживал в нем с 1892 по 1902 годы. Наиболее известные картины, созданные в Здравнёво: «Белорус», «Осенний букет», «На солнце», «Дуэль», «Лунная ночь». После отъезда весной 1930 года дочери И.Е.

Репина Татьяны Ильиничны усадьба в Здравнёво долгое время пустовала. Музей-усадьба была восстановлена в 1988 году.

  1. Возвращение в Витебск.
  2. Размещение в гостинице.
  3. Свободное время.
  4. Ночь в гостинице.

Источник: https://sozvezdie-tour.ru/tour/vitebsk-zdravnevo-berezinskij-zapovednik-hatyn-minsk-3-dnya-dlya-shkolnyh-grupp

Имя с открытки — Добужинский Мстислав Валерьянович

rodich2007

Добужинский Мстислав Валерьянович15 августа 1875 (Новгород) — 20 ноября 1957 (Нью-Йорк)График, живописец, иллюстратор, сценограф.Родился в семье артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. В 1884–1886 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем перевелся во второй класс 1-й петербургской гимназии. В 1887 отца перевели на службу в Кишинев, и мальчик жил там до 1889, до переезда семьи в Вильно.   После окончания Виленской гимназии в 1895 приехал в Петербург и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1896 пробовал поступить в Академию Художеств, но его не приняли. Повторил попытку в 1901, но с тем же успехом.   Одновременно в 1897 посещал Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, частную художественную школу Н. Д. Дмитриева-Оренбургского, а потом и Л. Е. Дмитриева-Кавказского. К этому же году относится дебют начинающего художника в журналах: он опубликовал два рисунка в «Стрекозе» и «Шуте».   В марте 1899 Добужинского исключили из университета за участие в политических студенческих волнениях, но через месяц восстановили. Летом Добужинский окончил университет с дипломом первой степени. В том же году для получения профессионального художественного образования он отправился в Мюнхен, где занимался у А. Ашбе, а потом и у Ш. Холлоши.   Вернувшись в Петербург в 1901, Добужинский изучал офорт и гравюру под началом В. В. Матэ. Провал экзаменов в Академию Художеств не помешал ему посещать академический класс профессора П. О. Ковалевского.   В 1902 Добужинский стал членом объединения «Мир искусства», а в 1903 в связи с его распадом — Союза Русских Художников. Регулярно начал участвовать в выставках этих обществ своими графическими рисунками и городскими живописными пейзажами. Только за 1904 он написал более двадцати работ, посвященных видам Петербурга, Вильно, Новгорода, Ростова-на-Дону и т. д. — тех городов России, по которым неоднократно путешествовал.   В 1905 Добужинский принял участие в организации журнала «Жупел», а после его запрета в 1906 — в организации журнала «Адская почта». Тогда же впервые проявил себя в качестве книжного иллюстратора, оформив повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель».   Продолжал писать серию городских пейзажей, которая обогатилась и лондонскими мотивами, когда в том же 1906 художник посетил Европу. Свои произведения он представил в Париже на Осеннем салоне и в Берлине на Сецессионе.   Возвратившись в Москву, Добужинский начал свою преподавательскую деятельность. Он давал уроки в частной художественной школе Е. Н. Званцевой (1906–1911), в художественном кружке при Петербургском университете (1907–1908), а с 1911 по 1917 — в организованной при его участии Новой художественной мастерской.   В 1907 Добужинский познакомился с К. С. Станиславским, В. Э. Мейерхольдом, В. Ф. Комиссаржевской, Ф. Ф. Комиссаржевским и сделал свои первые работы как сценограф. Он сотрудничал с театром В. Ф. Комиссаржевской, со Старинным театром, с МХТ.   С 1908 Добужинский работал в журнале «Сатирикон», в этом же году Третьяковская галерея приобрела его работу «Человек в очках». В 1910 выполнил панно «Петр I в Голландии» для школы Петра Великого в Петербурге. В этом же году вступил в повторно собранный «Мир Искусства» и сделался его секретарем.   В 1911 вышли две Азбуки — «Мира искусства» и «Стивы и Доди» (сыновей художника) с иллюстрациями Добужинского.   Художник много путешествовал по городам России и Европы, откуда привозил многочисленные рисунки и акварели. Расписывал интерьеры (имения П. И. Харитоненко Натальевка под Одессой; имения Е. П. Олив Качановка Харьковской губернии). В Париже в 1914 оформлял балеты для Дягилевской антрепризы («Мидас» и «Бабочки»).   Первая мировая война застала художника в Лондоне. Несколько раз Добужинский ездил на фронт в санитарных поездах: на Польский (1914), на Галицийский (февраль 1915), где выполнял натурные зарисовки, которые потом выставлял в Петербурге. В 1916 художник был призван в армию. Его зачислили в Главное управление Красного Креста.   С началом революционной эпохи Добужинский развернул бурную общественную деятельность. В марте 1917 служил в Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов, стал членом Совета Государственных трудовых мастерских декоративного искусства и профессором в них, после чего в 1919 профессорствовал в Институте истории искусств и на кафедре декоративного искусства при Институте фотографии и фототехники.   В апреле 1918 при участии Добужинского был создан Театр Трагедии в Петербурге, где он заведовал художественной частью и оформил несколько спектаклей. Также занимался оформлением города к первой годовщине Октября.   В ноябре 1918 по заданию отдела изобразительного искусства Северно-западного округа отправился в Витебск организовывать художественно-практический институт. Прожил в Витебске чуть больше года, участвовал в создании Витебского художественного музея, после чего вернулся в Петроград, где осенью 1919 открыл собственную художественную студию.   До 1922 работал в созданном при его участии Петроградском Доме искусств (вместе с М. Горьким), преподавал в разных школах, в том числе и в Академии Художеств. Исполнил декорации для Большого Драматического театра. В 1922 написал серию литографий «Петербург в 1921 году».   В 1923 Добужинский отправился в заграничную командировку. Начались его поездки по европейским городам, сотрудничество с Дрезденской оперой, где в 1924 он оформил оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин». В том же году художник получил литовское гражданство, а в 1926 переехал в Париж, где жил до 1929, когда вернулся в Литву.   В парижский период он преподавал в Школе декоративного искусства (1926–1928), в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной (1928), сотрудничал с театром-кабаре «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева. Провел в Амстердаме персональную выставку и участвовал в организации выставки «Мира искусства» в Париже.   С 1925 Добужинский в качестве художника-оформителя работал для ЛГТ и других европейских театров. В разные годы в ЛГТ он оформил: оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1925), оперу М. П. Мусоргского «Борис Годунов», оперу Р. Вагнера «Тангейзер» (1930), балет А. К. Глазунова «Раймонда», оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» (1934), оперу Ю. Карнавичуса «Радзивилл Перкунас» (1936), балет Н. Н. Черепнина «Тайна пирамиды» (1938) и многие другие. В 1931 Добужинский был назначен главным художником ЛГТ, за год выполнял костюмы и декорации от четырех до семи постановок и гастролировал со спектаклями по всему миру.   Мастер также оформлял разнообразные постановки в амстердамском Рикка Хопер театре, в брюссельских театрах Де ла Моннэ и Дю Парк, в дюссельдорфском театре, в Рижской опере, в Чехословацком национальном театре и т. д.   С 1928 Добужинский сотрудничал с кинематографом, оформил фильм «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля» для парижской фирмы «Сентраль Синема». В 1937 жил в Париже в связи с работой в кино.   В 1938 Добужинский получил предложение от М. А. Чехова принять участие в постановке «Одержимых» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». С этого времени начался американский период в творчестве мастера, его сотрудничество с Театром-студией Чехова, с которым он в 1939 уехал в США для продолжения работы над «Одержимыми».   В январе 1940 он успешно сдал экзамены на театрального художника и декоратора-исполнителя и сделался членом соответствующих союзов художников в Америке. К этому времени относится исполнение нескольких его сюрреалистических композиций (таких, как «Ундина» и «Четыре ветра») и оформление спектаклей в Метрополитен Опера (Дж. Верди «Бал-Маскарад», 1940), Америкэн балет Караван («Императорский балет» на музыку Чайковского, 1941), театре «Американский балет» («Русский солдат» на музыку С. С. Прокофьева, 1942) и т. д.   В 1943 Добужинский создал серию пейзажей, посвященных блокадному Ленинграду. В 1945 написал сценарий и исполнил эскизы декораций балета «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича (не осуществлена).   После Второй мировой войны одно время жил во Франции, писал книгу своих воспоминаний. Потом переселился в Нью-Йорк, где оформил оперы С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в Центральной городской опере Нью-Йорка и М. П. Мусоргского «Хованщина» в Метрополитен Опера.   В последние годы жизни жил преимущественно в Европе: в Париже, Лондоне, Риме. Сотрудничал с итальянскими театрами: в миланском театре Ла Скала оформил балет «Мадемуазель Анго» (1953); в неаполитанском театре Сан Карло — оперу Чайковского «Евгений Онегин» (1954). В Лондоне оформил балет Л. Делиба «Коппелия» в театре Мари Рамбер.   Осенью 1957 отплыл в США в связи с необходимостью обменять паспорт. В ноябре того же года Добужинский скончался в доме своего младшего сына в Нью-Йорке.   Добужинский — живописец и график, невероятно талантливый и плодовитый театральный художник, мастер оформления интерьеров, литератор и, наконец, художник книги. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, — «Слово о полку Игореве»; «Дон Карлос» Ф. Шиллера; «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина; «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина; «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова; «Белые ночи» Ф. М. Достоевского; «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова; «Новый Плутарх» М. А. Кузмина; «Ночной трактир» И. А. Бунина; «Ночной принц» С. А. Ауслендера; «Примус» О. Э. Мандельштама; «Веселая азбука» Н. Павловой; «Три толстяка» Ю. Олеши; «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима; «Свинопас» Г.-Х. Андерсена и многие другие.   В Америке и Европе художник провел в общей сложности около 50 выставок: в Париже (1926, 1929), Амстердаме (1928), Брюсселе (1928, 1931), Копенгагене (1929), Каунасе (1925, 1930, 1931, 1932, 1937, 1939), Риге (1925, 1930, 1937), Лондоне (1935, 1936, 1955, 1957), Монреале (1943, 1944) и Нью-Йорке (1941, 1945, 1946, 1950, 1951).   Посмертные выставки состоялись в Лондоне (1959), Ленинграде (1965), Сполетто (1971), Вильнюсе (1963, 1975), Москве (1975), Нью-Йорке (1979).   Работы Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк).

Читайте также:  Перов василий "проводы покойника" описание картины, анализ, сочинение

   В статье использована информация сайта artinvestment.ru

Источник: https://rodich2007.livejournal.com/998579.html

Первая выставка Лазаря Хидекеля открылась в Минске

К 100-летию витебского творческого объединения УНОВИС в Национальном художественном музее Республики Беларусь открылась выставка Лазаря Хидекеля. 

Это первая в истории Беларуси персональная выставка выдающегося художника супрематиста, который в своих ранних работах предвосхитил минимал-арт и вошел в историю как первый в мире супрематический архитектор, новатор, автор первого экологического архитектурного манифеста, один из создателей объединения УНОВИС. Экспозиция проходит в рамках проекта #UNOVIS100, который совместно реализуют Центр белорусско-еврейского культурного наследия, Музей истории Витебского народного художественного училища и компания А1.

Выставка «Нас поймут через 100 лет. Лазарь Хидекель» продлится с 15 февраля по 15 апреля 2020 года.

На открытие выставки в Минск приехала семья Лазаря Хидекеля – сын – известный архитектор и дизайнер Марк Хидекель с супругой – доктором искусствоведения Региной Хидекель и сыном Романом Хидекелем, архитектором-урбанистом, а также внучатые племянники Казимира Малевича Ивона Малевич и правнучка Лазаря Лисицкого Валерия Лисицкая. Все они стали почетными гостями Международной научно-практической конференции, которая началась в Витебске 12 февраля и завершилась в Минске 14 февраля – в день 100-летия объединения.

«100-летие творческого объединения УНОВИС, основанного в Витебске учениками и педагогами местного художественного училища, – одно из важнейших событий в культурной сфере страны в 2020 году. В Беларуси этой дате будет посвящено множество проектов, но самым масштабным станет #UNOVIS100.

Благодаря этой инициативе мы начинаем юбилейный год с первой в истории нашей страны выставки Лазаря Хидекеля и являемся свидетелями уникального события – встречаем на исторической родине семьи легендарных художников, основавших УНОВИС», – отметил министр культуры Республики Беларусь Юрий Бондарь.

Читайте также:  Архипов "девушка с кувшином" описание картины, анализ, сочинение

«Мы рады, что компания А1 имеет непосредственное отношение к событиям, благодаря которым у многих белорусов появится возможность близко соприкоснуться с искусством, прославившим нашу страну сто лет назад.

Новаторские идеи Малевича, Лисицкого, Хидекеля и других создателей УНОВИСа зародились именно в Витебске в 1920-е годы еще до того, как что-то подобное было создано где-либо еще.

Рассказать о них и подчеркнуть исключительное значение их деятельности – основные задачи проекта #UNOVIS100.

Наша роль в нем заключается не только в финансовой поддержке: как коммуникационная компания, которая видит свою миссию в поддержке национального наследия, вместе с партнерами мы стремится к тому, чтобы показать связь Беларуси с общемировым культурным контекстом», – отметил генеральный директор компании А1 Гельмут Дуз.

Проект #UNOVIS100 реализуется под патронатом Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО.

Министр иностранных дел Республики Беларусь, председатель Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимир Макей направил приветствие организаторам, участникам и гостям выставки «Нас поймут через 100 лет.

Лазарь Хидекель». В церемонии открытия приняли участие представители МИД и Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО.

«Наследие уновисцев разбросано по разным странам мира. Любой музей или частный коллекционер гордится своими экспонатами, под которыми стоят имена Казимира Малевича, Эль Лисицкого и других художников «витебского ренессанса».

Лазарь Хидекель, безусловно, один из них, и возвращение его работ на родину – историческое событие», – подчеркнул генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов.

Семья Лазаря Хидекеля лично приняла участие в организации экспозции и предоставила около сотни оригинальных рисунков и документов из личного архива.

На выставке можно увидеть ранние супрематические композиции, проекты беспрецедентно опережающих время городов будущего: летающих городов, города-сада, космических станций и поселений, легендарный журнал «АЭРО» – первый архитектурный экологический манифест.

«Само название выставки «Нас поймут через 100 лет» отражает концепцию – нам хотелось показать, насколько новаторские идеи Хидекеля опередили время.

Неслучайно для афиши использована работа «Пересекающиеся линии» 1920 года – нарисованная рукой Хидекеля супрематическая решетка или хорошо известный во всем мире «хэштег» – элемент, который в результате творческого поиска Хидекель вывел из черного квадрата Малевича. Потом на этом пересечении линий он строил всю свою архитектуру.

Хэштег – это еще и отсыл к IT-области, которой сегодня славится Беларусь. Чтобы подчеркнуть эту идею, мы привлекли к работе над проектом белорусских программистов. Не каждый в рисунках Хидекеля на бумаге способен увидеть многогранность его городов будущего. Технологии дополненной и виртуальной реальности помогут представить его проекты в объеме.

Для реализации задумки мы пригласили компанию Feeling Digital и архитекторов студии Level80, создавших AR/VR-проект, благодаря которому футуристический город Хидекеля «ожил», – рассказала основатель Центра белорусско-еврейского наследия Майя Кацнельсон.

Выставку дополняют анимации Романа Хидекеля, фантазии на космическую тему, созданные по работам его знаменитого деда. Под редакцией Регины Хидекель к выставке подготовлен каталог на русском, белорусском и английском языках.

Уникальную экспозицию можно будет увидеть в Национальном художественном музее Республики Беларусь (ул. Ленина, 20) до 15 апреля.

К выставке подготовлен ряд коллабораций с дизайнерами, создана сувернирная продукция, подготовлена сопроводительная программа – лекторий и детские мастер-классы.

«Я очень рад, что в этом году состоялось символичное возвращение моего отца на родину, ведь он родился в Витебске и начал свой творческий и профессиональный путь именно в Беларуси.

В 1920-е годы отец предвидел озеленение крыш домов, необходимость строить дома так, чтобы не зависеть от уровня моря, и даже космические жилища проектировал так, будто в них можно будет заселиться. Его эскизы чудом уцелели после наводнения 1924 года в Ленинграде, Великой Отечественной войны и бережно хранятся в нашей семье долгие годы.

Я продолжаю дело своего отца уже в собственных проектах и сейчас, уже живя в Нью-Йорке, вижу те фактуры, о которых он мечтал 100 лет назад», – отметил Марк Хидекель.

«Сегодня Беларусь находится в процессе открытия забытых страниц своей истории, и не случайно пора открывать для себя супрематизм и Лазаря Хидекеля пришла в то время, когда новые информационные технологии стали приоритетными для развития белорусского общества.

И работы Лазаря Хидекеля, провидца, который успешно сочетает в себе качества художника и архитектора, чьи идеи городов будущего сегодня актуальны как никогда прежде, могут стать символом и стимулом возвращения супрематизма в дискурс о настоящем и будущем родной страны», – подчеркнула Регина Хидекель.

  • Чтобы поощрять экологические и инновационные решения современных молодых архитекторов, семья Лазаря Хидекеля, которая живет в США, учредила в 2013 году специальную Премию, а в октябре 2019 года церемонией вручения этой награды в Беларуси открылся проект #UNOVIS100.
  • По инициативе компании А1 специально к 100-летию УНОВИСа в рамках проекта вышел тематический номер журнала «Мастацтва» на белорусском языке, который полностью посвящен истории, деятельности и влиянию объединения.
  • Справочно

Выдаюшийся художник супрематист, который в своих ранних работах предвосхитил минимал-арт, первый в мире супрематический архитектор, автор первого экологического архитектурного манифеста и яркий представитель авангарда Лазарь Хидекель (1904 – 1986) родился в Витебске, учился там в народном художественном училище у Марка Шагала, Мстислава Добужинского, Лазаря Лисицкого, Казимира Малевича и уже в возрасте 15 лет был одним из тех, кто 14 февраля 1920 года вошел в состав УНОВИСа – того самого творческого объединения, благодаря которому небольшой белорусский город превратился в центр мирового авангарда. Уже в 16 лет Лазарь Хидекель возглавил архитектурную мастерскую училища и именно архитектуре посвятил свою жизнь.

Источник: https://news.21.by/other-news/2020/02/15/1980976.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector