Верещагин василий «после удачи» описание картины, анализ, сочинение

Верещагин Василий

Затем он уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864 г.—1865 г.)

В марте 1865 г. Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры.
Осенью 1865 г. Василий Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить учёбу.

Верещагин Василий

Василий Васильевич Верещагин почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет. Весной 1876 г. художник возвращается в Париж.

Верещагин Василий
Василий Васильевич Верещагин
Смертельно раненыи
Верещагин Василий

Узнав весной 1877 г. о начале русско-турецкой войны, он тотчас же отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую.

Командование причисляет Василия Верещагина к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания.

Художник Верещагин участвует в некоторых сражениях. В июне 1877 г. он получает тяжёлое ранение и едва не умерает в госпитале.

Верещагин Василий Верещагин Василий

Не дождавшись выздоровления, осенью 1877 года Верещагин направляется в Плевну, где оказывается участником ее третьего штурма, стоившего русским войскам тяжелых потерь.
В зимние месяцы вместе с отрядом генерала М.Д.Скобелева совершает переход через Балканы и участвует в решающем бою на Шипке у деревни Шейново.

В конце войны Василий Васильевич Верещагин был представлен к награждению «золотой шпагой», однако от награды решительно отказался, заметив впоследствии, что «слишком много видел в те дни и перечувствовал для того, чтобы по достоинству оценить всю «мишуру» славы человеческой».

Верещагин Василий
Мавзолей Тадж-Махал в Агаре

Все это время художник не перестает работать: делает зарисовки и наброски в альбомах, пишет на маленьких — в ладонь величиной — деревянных дощечках живописные этюды к будущим полотнам (рисунков сохранилось более двухсот, этюдов — свыше шестидесяти).
Этюды исполнены в новой манере, бегло и обобщенно.

Верещагин точно и неотступно фиксирует места сражений, военные укрепления, солдатские лагеря, братские могилы, фигуры убитых, трупы замерзших — все те страшные и обыденные подробности войны, которые с этих пор стоят перед его глазами и неумолимо требуют своего воплощения.

Верещагин Василий
Богатый киргизский охотник с соколом
Верещагин Василий

В 1882—1883 гг. Василий Васильевич Верещагин снова путешествует по Индии, а в 1884 г. едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.
В 1901 г. художник Верещагин посетил Филиппинские острова, в 1902 г. — США и Кубу, а в 1903 г. — Японию.

Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.

Верещагин Василий
Василий Васильевич Верещагин
Святой Григорий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия

Хотя знаменитая «туркестанская серия» Василия Васильевича Верещагина имеет вполне определенную имперски — пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато — коричневым, воистину «пустынным» колоритом.
Знаменитым символом всей серии Верещагина стала картина «Апофеоз войны» (1870–1871 гг., Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Василий Васильевич Верещагин
Апофеоз войны

Успех Туркестанской серии и прочих серий Верещагина в России был громадным.
«По моему мнению, это — событие. Это завоевание России, гораздо большее, чем завоевание Кауфмана», — резюмирует общественное мнение Крамской.

Необходимость сделать серию Василия Васильевича Верещагина общественным достоянием не вызывала сомнений, однако вопрос осложнялся тем, что Верещагин ставил непременным условием приобретение коллекции в ее полном составе.

То, что не сделал ни двор, ни государственные учреждения, совершил частный человек — московский собиратель П.М.

Третьяков, купивший в 1874 году «Туркестанскую серию» Верещагина за девяносто две тысячи рублей серебром и открывший ее для широкой публики сначала в помещении Московского общества любителей художеств, а затем после пристройки новых залов специально для верещагинской серии — у себя в галерее.

Василий Васильевич Верещагин Нападают врасплох 1871 г.

«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская».

В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига.

Особенно впечатляет полотно «Побежденные. Панихида» (1878–1879 гг., Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.

Широкую известность завоевала также серия Василия Васильевича Верещагина «Наполеон в России» (1887–1900 гг.).

Наполеон и маршал Лористон

Наполеон I на Бородинских высотах

Поджигатели. Расстрел в кремле.

Всю свою жизнь Василий Васильевич Верещагин отдал благородной цели правдивого изображения войны, ее обличения.
Художник был и одаренным литератором, автором книги «На войне в Азии и Европе. Воспоминания» (1894 г.); большой интерес представляют также его «Избранные письма» (переизданы в 1981 г.).

Письмо на родину (Письмо матери)
Письмо осталось неоконченным.

Василий Васильевич Верещагин — человек противоречий: безжалостная трезвость суждений и взглядов сочетается в нем с утопической верой в действенность нравственной проповеди средствами искусства.

Принятая на себя миссия «учителя жизни» нередко приходит в столкновение с эгоцентризмом натуры и высокомерным третированием «толпы», равно как призыв к милосердию, сочувствие к чужому страданию — с пристрастием наблюдать и показывать жизнь в ее жестоких подробностях.

Но при всех крайностях и контрастах этой сложной русской души в Верещагине неизменно ощутимы оригинальность, смелость и высота натуры, та своеобразная грандиозность личности, которая побудила Репина в траурной речи о художнике назвать его «сверхчеловеком».

Какие бы критические суждения ни высказывали о Василии Васильевиче Верещагине современники, не возникало сомнений, что в его лице русское искусство имеет одного из самых самобытных своих деятелей.
Чем далее идет время, тем явственнее масштаб этой личности.

Художественный мир Верещагина не тускнеет, а многие из его идей, которые казались современникам отвлеченными и парадоксальными, такие как мир без войн, грядущая трагедия социализма, колонизационная политика России и межнациональные конфликты, могущие возникнуть на этой почве, решение споров между государствами на уровне мирового сообщества — пожалуй, только теперь могут быть оценены в своей провидческой сущности.

Подавление индийского востания англичанами

Василий Васильевич Верещагин жил как бы вопреки всему, что представлялось неизбежным и установленным, словно не ощущая гнета жизненных правил и житейских обстоятельств.

Это был человек эгоцентрического склада, откровенно позволявший себе в словах и поступках не считаться с окружением и обстановкой, неудобный в общении, резкий до надменности, изменчивый в настроениях, непредсказуемый в действиях, «человек экспромтов», как сам однажды себя назвал.

Василий Васильевич Верещагин был человеком громадной энергии, несокрушимой воли, незаурядной отваги и мужества, разнообразных умений, «бывалый человек», привычно и уверенно чувствующий себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе…
Верещагин никогда не писал по заказу, не склонялся на просьбы и увещевания, исходили ли они от властей, от критики или от публики.

Человек обостренного до болезненности чувства достоинства, он более всего боялся потери независимости, того, что «последует, когда мне заткнут глотку деньгами», как он однажды выразился.

Шпион, эпизод из испано-американской войны

Василий Васильевич Верещагин не искал поддержки власть имущих, вообще избегал «писания и говорения с важными людьми», поскольку знал за собою особенность быть дерзким и даже грубым против воли.

В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве.

«Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным», — Верещагин всю жизнь верен этому принципу и в творчестве, и в убеждениях, и в отношениях с окружающими.
В русском искусстве Василий Васильевич Верещагин стоит особняком.

У него нет непосредственных учителей и прямых последователей, он не связывает себя приверженностью ни к какому художественному объединению, стоит вне партий и кружков, не ищет и не принимает ничьих наград.
«Факты, перенесенные на холст без прикрас, должны красноречиво говорить сами за себя», — вот заветная цель его творческих устремлений.
Его художественные интересы и возможности широки, он выступает как портретист и баталист, архитектурный видописец и пейзажист, жанрист и анималист.

«Этот может все», — отозвался о Василии Васильевиче Верещагине Адольф Менцель.

Василий Васильевич Верещагин. Царская гробница в Иерусалиме

В 1874 году Василий Васильевич Верещагин публично отказывается от предложенного ему звания профессора Академии художеств, мотивируя это тем, что считает «все чины и отличия в искусстве безусловно вредными».

Этот поступок получает широкий резонанс: по существу, Верещагин- первый из русских художников, кто решается гласно, открыто, демонстративно поставить себя вне традиционных порядков, — делает то, «что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же», — как прокомментировал его поступок Крамской.

Эффект от верещагинских экспозиций был необычайно сильным; для многих это было потрясение, оставшееся в памяти на всю жизнь.
«На черном фоне, при электрическом освещении, — свидетельствует В.П. Зилоти, дочь П.М.

Третьякова, — эти картины, живые как жизнь, поражали, трогали, ужасали, сражали… за картинами где-то неслись звуки фисгармонии, певучие, тихие, жалобные…
Сейчас слышу, как раздирали душу звуки «Песни без слов» Мендельсона; не было почти никого из публики, кто бы не вытирал слез, а я рыдала, спрятавшись в темный угол комнаты.

Помню, как-то наш отец сказал в дни этой выставки: «Верещагин — гениальный штукарь, но — и гениальный человек, переживший ужас человеческой бойни».

В идее сопровождать показ картин музыкой Василий Васильевич Верещагин опять-таки впрямую подходит к кинематографу. Однако музыка для него не только фон, сопровождение…
В последние годы им владеет мысль о сродстве всех видов искусства.
«Ныне все искусства, более чем когда-либо прежде, братья и сестры», — пишет Верещагин в программной статье «О прогрессе в искусстве».

Василий Васильевич Верещагин мечтает о живописно-музыкальном синтезе: на петербургской выставке 1880 года предполагалось выступление симфонического оркестра, которым должен был дирижировать Римский-Корсаков, и лишь недостаточные размеры выставочного помещения помешали осуществиться этому замыслу.

Характерно то, что современники ставили Верещагина в ряд с Рихардом Вагнером, находя общее между устремлениями художника и вагнеровской идеей о «синтетическом произведении искусства».

Особый резонанс приобретают его статьи против войн, в поддержку движения за их прекращение. Авторитет Верещагина — «борца с войной» — у мировой общественности таков, что в 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира.

Василий Васильевич Верещагин полон творческих планов — и одновременно испытывает безмерную усталость от жизни. «Я просто нервно болен от своих картин и выставок — правда!» — признается он в 1901 году близкому приятелю.

Когда началась русско-японская война, Василий Васильевич Верещагин поехал на фронт, где и погиб вместе с командующим флотом адмиралом Макаровым С.О.

31 марта 1904 г. в сражении при Порт-Артуре в результате взрыва на броненосце «Петропавловск».

Музей-усадьба Верещагиных в Череповце бережно сохраняет всё, что связано с великим художником. А вот на месте бывшей летней верещагинской усадьбы ныне — просторы Рыбинского водохранилища. Она — под волнами забвения…
Что-то забыто и утрачено в самом творчестве Василия Васильевича Верещагина; в его методе, взглядах что-то ныне устарело.

  • Но страсть таланта в его лучших полотнах и ныне воздействует на душу…
  • Источники информации:
    1. Cайт Википедия
  • 2. Cайт «Жизнь и смерть Василия Верещагина»

3. Виртуальный художественно-исторический музей Small Bay
4. Интернет-проект «1812 год»

Источник: https://historical-persons.ru/vereshhagin-vasilij-vasilevich

Мой друг художник и… солдат: Жизнь и смерть Василия Верещагина

Многие творческие люди, не только художники, живут в одном будничном мире, а творят в другом. По ярким, полным жизни полотнам Ван Гога трудно угадать как терзался и мучился от безденежья и одиночества гений – живопись была его отдушиной, пристанищем.

Несбывшийся же друг Ван Гога – Гоген напротив жил и творил одновременно, не разделяя быт и вдохновение. Не умаляя гениальности Ван Гога – это не является критерием оценки в принципе – нужно заметить, что художников «живущих» свои полотна относительно немного. И выдающийся русский живописец Василий Верещагин был как раз из таких.

Его творческая биография, как и у Гогена, неотрывна от биографии жизненной.

Верещагин Василий

Василий Верещагин (1842-1904) – один из наиболее выдающихся художников-баталистов в истории живописи.

Родился в дворянской семье в Череповце, как и все его братья был отправлен в военно-учебные заведения, а именно – в Александровский кадетский корпус, после чего учился ещё в Морском кадетском корпусе, откуда выпустился в звании мичмана.

Однако после окончания военной учёбы Василий не идёт служить, а поступает в петербургскую Академию художеств. Следующие несколько лет он проводит в разъездах между Петербургом и Парижем.

По приглашению генерал-губернатора молодой художник едет в 1867 году в только взятый русскими войсками Самарканд. Тут то и начинается не только путь Верещагина как серьёзного живописца, но и путь его, как баталиста и… солдата.

После того как восставшие туркестанцы окружают и штурмуют недавно захваченный город, художник попадает в осаду вместе с небольшим гарнизоном русских солдат. Подняв солдат в атаку против наступающих, Верещагин стал кавалером Георгия – генерал-губернатор отдал ему личный крест.

Незадолго до гибели Верещагин передарит его знакомому капитану…

Впрочем, Верещагин всегда умел постоять за себя: грозил револьвером французским студентам-старшекурсникам, бивал пару американских рэкетиров, желающих получить с художника комиссионные – сложённый для армии, художник был крепким орешком.

Верещагин Василий

Именно в Туркестане состоялась одна из первых выставок художника, после чего Василий отправился в путешествие по территории современной Киргизии и Западного Китая, где создал зарисовки «типов», которые будут даваться ему не хуже батальных полотен.

Верещагин за долгую творческую жизнь запечатлеет большое количество подобных «типов» – непортретных зарисовок людей, обычно облачённых в национальные одежды: «Богатый киргизский охотник с соколом» (1871), «Буддийский лама на празднике в монастыре» (1875), «Жители западного Тибета» (1870-е), «Факиры» (1876), «Японский нищий» (1904) и др.

Национальный колорит так и сквозит через одежды и сюжеты, которые неизменно присутствуют несмотря на явное позирование «моделей». Каждый из героев как бы занят своим делом – будь то попрошайничество, игра на дудочке, разговор.

Сочетание портретной статичности героев и, вместе с тем, их увлечённость собственным делом дают зрителю возможность не только рассмотреть диковинные костюмы и незнакомые лица, но и проникнуть в «историю» отображённого художником момента.

Верещагин Василий

Не обходит Верещагин стороной и пейзажную живопись, но делает это заметно реже, хоть и обнаруживая недюжинный талант. От пейзажей художник не отойдёт окончательно никогда, словно желая запечатлеть их, как и человеческие «типы», выбирая самые яркие и характерные особенности природы разных земель, где ему удалось побывать.

«В горах Алатау» (1870), «Гималаи вечером» (1875), «Вид Крымских гор» (неизвестно), «В горах (1890-е) и проч. Певец Юга и Востока, Верещагин блестяще чувствует все оттенки ясного неба, разверзшегося над иссушенной землёй: от ярко-голубого до стального, парящего в раскалённом безветрии.

Там, где пустыню сменяют горы, небо становится голубей и прозрачней, а редкая прежде растительность пенится, расползаясь окрест.

Многие сюжеты увлечены восточной урбанистикой: города, живописные развалины, коими был полон тогдашний Восток. «Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур)» (1874), «В Иерусалиме.

Царские гробницы» (1884), «Итальянская деревушка на берегу моря» (неизвестно), «Мавзолей Гур-Эмир» (1870), «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1876), «Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде» (1870). Яркие сочные «портреты» зданий резко контрастируют с редкими изображениями русской архитектуры.

Но если восточные здания изображены под обычной закипающей глазурью неба, то родные пенаты Верещагин рисует изнутри. Скромное церковное убранство, крошечные окошки, полумрак, как на картине «Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге» (1894).

Верещагин Василий

К серии «Наполеон в России» относятся полотна посвящённые Отечественной войне 1812 года, изображающие идущих к Москве и занимающих её французов, а после и жалкое бегство армии Наполеона.

На картинах «В штыки! Ура! Ура!» (1890-е), «В покоренной Москве (Поджигатели или Расстрел в Кремле)» (1898), «С оружием в руках — расстрелять!» (1890-е), «Наполеон на Поклонной горе в ожидании депутации» (1892) Верещагин раскрывает редкие для него прежде зимние сюжеты, сменяя яркие реалистичные изображения Востока мягкими, почти лубочными изображениями Севера. Картины Верещагина стали не менее классическим олицетворением Отечественной войны, чем роман «Война и мир» Толстого.

Но прославили художника его реалистичные до жестокости военные полотна, которые часто можно назвать и антивоенными.

Знаменитая на весь мир картина «Апофеоз войны» (1871) была создана под влиянием первой туркестанской «командировки» и легенд о подавлении восстаний в Китае.

Гора черепов посреди выжженной пустыни в окружении воронья является не столько изображением действительности, как это свойственно Верещагину, сколько метафорическим высказыванием о результатах любой войны.

Верещагин Василий

Несмотря на то, что Верещагин живописал геройство воевавших с ним бок о бок солдат, на родине его подвергли нападкам. Лично император Александр II выразил неудовольствие работами художника. «В чём же дело?» – спросите вы. А дело в том, что Верещагин осмелился взглянуть на войну с двух сторон.

Вот героические русские солдаты вступают в неравный бой с неприятелем и празднуют победу на картинах «У крепостной стены. Пусть войдут» (1871), «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1879) «Парламентёры.

Сдавайся! — Убирайся к чёрту!» (1873), «Нападают врасплох» (1871), но вот они же терпят оглушительное поражение и унижение…

Наиболее это видно на парных «картинах-дилогиях» «Победители» (1878) и «Побеждённые. Панихида» (1879). На первой картине неприятель празднует победу, обирая убитых солдат, на второй – православный батюшка отпевает солдат, уже в исподнем.

Другая «пара» – «После удачи» и «После неудачи» от 1868 года, которые можно рассматривать в любом порядке. На одном из них туземцы собирают «трофей» в виде головы русского солдата, на другой – русский солдат курит над телами туземцев.

И непонятно в каком именно порядке следует смотреть эти полотна.

Верещагин Василий

Победа соседствует с поражением, а геройство сменяется дефекацией вприсядку на окраине лагеря. Безусловно Верещагин не испытывает особой симпатии к туземцам, но он изображает войну, какой она и предстаёт солдату.

Увечье, смерть, забвение и даже растерзание зверями – вот что ждёт их на пути к войсковой славе. Этому посвящены многие картины мастера, а в частности «Смертельно раненный» (1873), «Людоед» (1880-е), «Забытый» (неизвестно), «Солдат на снегу» (1878).

Критика привела к тому, что после одной из выставок художник вырезал из рам и бросил в топку три наиболее раскритикованных полотна, включая картину «Забытый», вдохновившую Мусоргского на написание одноимённой баллады.

За картину «Святое семейство» Верещагин получил и неудовлетворительные отзывы от папистов, требовавших сжечь «богохульную картину».

Несмотря на критические отзывы, петербуржская Академия предложила в итоге художнику профессорский чин, от которого тот отказался. После завершения в Мюнхене «туркестанской» серии, Верещагин отправляется в Индию и Тибет, где проводит почти два года.

Но едва узнав в 1877 году о начале очередной русско-турецкой войны он отправляется в армию. Служа адъютантом, художник принимает участие в нескольких столкновениях.

Во время пребывания на миноносце русской армии Верещагин получает тяжёлое ранение, своего рода предупреждение, которое пропускает мимо ушей.

Верещагин Василий

По окончании войны он вновь отправляется в путешествия: в Индию Сирию, Палестину, где рисует «трилогию казней», наиболее известна из которых «Подавление индийского восстания англичанами» (1884).

Верещагин выказывает недоумение к тому, что войны мировое сообщество признаёт хоть сколько-нибудь ужасным явлением, в то время как жестокие смертные казни – нет.

Впрочем, это не мешало ему прежде просить повешения для парочки отличившейся особой жестокостью башибузуков во время русско-турецкой войны.

После этого художник входит в совсем мирную жизнь, путешествует по США, Японии, Кубе, Филиппинам, пока на 62-м году жизни не отправляется на вспыхнувшую русско-японскую войну. 31 марта 1904 года броненосец «Петропавловск» подорвался на мине, унеся с собой на дно выдающегося русского художника Василия Верещагина и более шестисот человек матросов.

Верещагин Василий Верещагин Василий Верещагин Василий

  • Два ястреба (1878)
  • Дорога военнопленных (1879)
  • Итальянская деревушка на берегу моря (неизвестно)
  • Людоед (1880-е)
  • Мавзолей Тадж-Махал в Агре (1876)
  • Мавзолей Шах-и-Зинда в Самарканде (1870).
  • Место битвы (1877)
  • Монастырь Хемис в Ладаке (1875)
  • Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся (1873)
  • На большой дороге. Отступление, бегство (1890-е)

Парламентёры. Сдавайся! — Убирайся к чёрту! (1873)

  1. Перекочёвка кигризов (1870)
  2. Победители (1878)
  3. Подавление индийского восстания англичанами (1884)
  4. После атаки. Перевязочный пункт под плевной (1881)
  5. Раджнагар (1874)
  6. Развалины в Чугучаке (1870)
  7. Русский лагерь в Туркестане (1860-е)
  8. С оружием в руках — расстрелять! (1890-е)
  9. Торжествуют (1872)
  10. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой (1879)
  11. Афганец (1868)
  12. Баня (1870-е)
  13. Богатый киргизский охотник с соколом (1871)
  14. Буддийский лама на празднике в монастыре (1875)
  15. В горах Алатау (1870)
  16. В горах (1890-е)
  17. В Иерусалиме. Царские гробницы (1884)

В штыки! Ура! Ура! (1890-е)

  • Взятие Рузвельтом Сан-Жуанских высот (1900-е)
  • Внутренний вид деревянной церкви Петра и Павла в Пучуге (1894).
  • Гималаи вечером (1875)
  • Дервиши в праздничных нарядах (1870)
  • Жители западного Тибета (1870-е)
  • Мыс Фиолент вблизи Севастополя (1897)
  • Представляют трофеи (1872)
  • Продажа ребёнка-невольника (1872)
  • Смертельно раненный (1873)
  • Солдат на снегу (1878)
  • Факиры (1876)
  • Шпион (1879)
  • Японка (1903)
  • Японский нищий (1904)
  • После удачи (1868)
  • После неудачи (1868)

Источник: https://cameralabs.org/12605-moj-drug-khudozhnik-i-soldat-zhizn-i-smert-vasiliya-vereshchagina

Верещагин и мёртвые головы

?

Categories:

  • история
  • искусство
  • происшествия
  • Cancel

И это не только про «Апофеоз войны»… Если вглядеться внимательней, оказывается, что это сквозная тема его творчества.Верещагин Василий Василий Верещагин был большой молодец. В отличие от многих других живописцев своего времени, он не сидел сиднем в своей теплой мастерской, рисуя смачных натурщиц. А с рюкзаком, фотоаппаратом и револьвером мотался по всем горячим точкам мира. (Сегодня, наверно, был бы известным военкорром….)Верещагин Василий И трупы он видел собственными глазами. И обонял. А может даже и щупал. И точно зарисовывал с натуры. А поскольку он кочевал с русской армией, которая воевала на Востоке, он наблюдал, как там местные жители обращаются с телами врагов. Обычай отрезать голову в качестве трофея был очень распространен. Голову же так удобно транспортировать, не то, что тело целиком.

Давайте взглянем на три стадии разложения человеческой головы в трактовке художника Верещагина.

АПОФЕОЗ ВОЙНЫ, 1871

Прославленное полотно художника, скорее аллегорическое, чем историческое. На его раме он собственноручно написал: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».Верещагин Василий Считается, что сначала она была посвящена конкретному завоевателю и называлась «Торжество Тамерлана». Мол, этот великий кочевник как-то приказал сложить пирамиду из черепов врагов. А может, это был и другой правитель, уйгурец Валихан-торе. Не важно. Картина получилась действительно назидательная и напоминающая об ужасах войны.Разглядывать ее вблизи страшно.Верещагин Василий

ПРЕДСТАВЛЯЮТ ТРОФЕИ, 1872

Еще одно из «Туркестанской серии» художника, написанной по зарисовкам с полей битв. Кстати, эту и предыдущую тоже Верещагин писал уже в нормальной мастерской в Мюнхене, не в палатке же с ними валандаться, на марше.Верещагин Василий Картина, рассказывающая, как Российская империя пыталась установить протекторат над Бухарским эмиратом, а эмират, противный такой, этому сопротивлялся. Эмир Музаффар в 1868 году объявил москалям священную войну «газават», после чего несколько месяцев эти земли утопали в крови. Здесь нарисован внутренний двор дворца эмира в Самарканде. На плитке лежат отрубленные головы русских солдат.Верещагин Василий Они уже слегка подгнили под раскаленным солнцем. Их осматривают бухарские сановники в богатых (бухарских же) халатах. На них белые чалмы, специально надетые в знак победы.Верещагин Василий

ПОСЛЕ УДАЧИ, 1868

Картина, написанная по впечатлениям от обороны Самаркандской крепости.Верещагин Василий

ТОРЖЕСТВУЮТ, 1872

Головы наших солдат насажены на пики.Верещагин Василий После «Туркестанской серии» Верещагин побывал еще на многих войнах и создал много серий. Вот мертвые головы из еще одной.

  • ПОБЕЖДЕННЫЕ. ПАНИХИДА, 1877

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1413374.html

"Отправляясь на войну для создания своих картин, Василий Верещагин каждый раз писал завещание"

В Национальном музее «Киевская картинная галерея» (бывшем Киевском национальном музее русского искусства) открылась масштабная выставка работ выдающегося художника «Опасное путешествие длиною в жизнь»

На полях сражений под Шипкой и Плевной во время русско-турецкой войны (1877—1878 годы) можно было встретить высокого человека… в штатском пальто. На ремне через плечо у него висел ящик с красками. Это был художник-баталист Василий Верещагин.

Его картины рассказывали миру о жестокости войны. Чтобы правдиво изобразить ужас кровопролитных боев, он считал необходимым быть очевидцем сражений и писал свои полотна, рискуя собственной жизнью.

В этих картинах по сей день звучит обвинение всем зачинщикам военных конфликтов.

К 175-летию всемирно известного художника в Национальном музее «Киевская картинная галерея» открылась выставка его работ «Опасное путешествие длиною в жизнь».

Верещагин Василий — В экспозиции представлено около ста работ Василия Верещагина, — рассказывает куратор выставки, ведущий научный сотрудник Национального музея «Киевская картинная галерея» Наталья Агеева (на фото). — В Киеве находится одна из самых крупных коллекций художника в мире. Больше лишь собрание картин Верещагина в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Санкт-Петербурге. Киевская коллекция появилась благодаря дружбе живописца с предпринимателем и меценатом Иваном Николовичем Терещенко. Художник сам сформировал альбом рисунков и этюдов и уверял Ивана Терещенко, что его собрание будет не хуже, чем у Павла Третьякова. К сожалению, часть киевской коллекции была утрачена во время Второй мировой войны. Незначительная, но все же. Большую часть картин эвакуировали в Уфу и потом вернули в музей.

— В Киеве Верещагин часто бывал?

— Известно, что он приезжал сюда и виделся с Иваном Николовичем Терещенко в 1886 году. Посетил Киев Василий Верещагин и в 1896-м в связи с проходившей здесь его персональной выставкой. В экспозиции нынешней выставки есть книга с автографом художника, который он сделал тогда.

Эта дарственная надпись адресована Богдану Ивановичу Ханенко, художественное собрание которого было Василию Васильевичу знакомо. К слову, Верещагин давал советы членам семьи Терещенко и Ханенко по приобретению картин и предметов старины для их собраний.

В одном из писем он говорил, что ему очень хочется написать Днепр.

— Как родилось название выставки — «Василий Верещагин. Опасное путешествие длиною в жизнь»?

— Большинству Василий Верещагин известен как художник-баталист. Однако он был и профессиональным путешественником.

Почти всю жизнь провел в экспедициях и походах, оставив после себя интереснейшие путевые заметки и целые серии произведений, в которых отображен быт людей в самых отдаленных уголках планеты и поворотные моменты всемирной истории.

Василий Верещагин бывал в странах Европы, в США, Японии, Индии, Китае, Сирии, Палестине, на Филиппинах и на Кубе. Немало времени он провел в Туркестане, на Кавказе и Дальнем Востоке. Часто эти путешествия были сопряжены с риском для жизни.

В Гималаях художник едва не замерз на вершине горы, в Туркестане практически у его виска пролетела пуля, а на Балканах был ранен в бедро. От начавшейся гангрены его спасла вовремя сделанная операция и профессиональный уход сестры милосердия Александры Чернявской. А погиб Верещагин в 61-летнем возрасте при взрыве броненосца «Петропавловск» недалеко от Порт-Артура. Его тело так и не нашли. Могилой художнику стало Желтое море.

  • — Бесстрашный человек.
  • — Знаете, каждый раз, отправляясь на войну для создания своих картин, Василий Верещагин писал завещание.
  • — Василий Верещагин был состоятельным человеком?

— Нет. Картины его стоили дорого, но путешествия и выставки, которые он устраивал по всему миру — в Англии, Германии, Америке, требовали большого вложения средств.

Кроме того, для Верещагина очень важно было сохранить свои серии неразрозненными, и поэтому нередко он продавал их со скидками. Много работ Василия Верещагина было приобретено коллекционерами в США.

В нашем музее можно увидеть работы художника из балканской, туркестанской и кавказской серий, а также индийские этюды.

Верещагин Василий
*Василий Верещагин отмечал, что слишком близко принимает к сердцу то, что пишет, буквально выплакивает горе каждого раненого и убитого

Заглавная картина выставки — работа из балканской серии «Победители». Большинство газет того времени писали не об огромных потерях и изнурительных боях, а о триумфальных победах на фронте. Верещагин же рассказывал миру о бессмысленности и жестокости войны. И не только в своих художественных полотнах.

Верещагин описывал все это в литературных произведениях. Он заявлял, что ни один конфликт нельзя решить военным путем. Художник видел гибель тысяч людей и сам не раз оказывался у смертельной черты. Одна из самых знаменитых картин Верещагина — «Апофеоз войны» (в собрании Третьяковской галереи).

На первом плане изображена пирамида из человеческих черепов, над которой кружат стервятники, а вдали — обугленные деревья, разрушенный город. Еще одно знаменитое полотно «После атаки» написано по мотивам штурма Плевны. Несметное количество погибших и раненых.

В числе погибших был и родной брат художника — Сергей Верещагин.

Верещагин Василий
*Одна из самых знаменитых работ художника — «Апофеоз войны» (находится в Третьяковской галерее)

— Художник отмечал, что слишком близко принимает к сердцу то, что пишет, буквально выплакивает горе каждого раненого и убитого.

— Да, это так. Одна из известнейших его работ — «Смертельно раненный». На картине — солдат, который понимает, что умирает. В агонии он пробегает несколько кругов по площади со словами: «Ой убили, братцы!.. Убили… ой смерть моя пришла!» На выставке представлены рисунки, запечатлевшие этот трагический момент. Они и легли в основу известного полотна.

Верещагин Василий
*Картина «Раненый» Василия Верещагина написана в 1901 году. Фото из альбома Натальи Агеевой

Верещагин объективно изображал и победителей, и побежденных. Иногда из-за этого его обвиняли в сочувствии врагу. Правда, художник на это старался не обращать внимания. Но случалось и такое, что из-за нападок в эмоциональном порыве он уничтожал свои картины, хотя потом жалел об этом. А насчет оценок его картин показателен такой факт.

Они производили столь неизгладимое впечатление, что фельдмаршал Мойтке, побывав на выставке Верещагина в Берлине в 1882 году, заявил: мол, тем, кто отправляется на войну, вредно это смотреть, и запретил военным посещать экспозицию. По его мнению, картины художника не способствовали подъему боевого духа солдат и офицеров.

При этом сам Мойтке любил ходить на выставки Верещагина.

— У Василия Верещагина были какие-то награды?

— Да, Георгиевский крест. Кроме того, в 1901 году художник номинировался на Нобелевскую премию мира. Однако, увы, ее Верещагину так и не дали. А в 1904 году он погиб.

— У него осталась семья?

— У Верещагина было два брака. Первая супруга — немка Елизавета Кондратьевна Фишер-Рид, с ней он познакомился в Мюнхене. Она совершила с ним путешествие в Индию в Гималаи.

А в Америке Василий Васильевич встретил свою вторую жену — талантливую пианистку Лидию Андриевскую, которая приехала туда для музыкального сопровождения его выставки. Художник очень тщательно готовил каждый вернисаж.

Работы дополнял экспонатами своей огромной коллекции предметов быта, оружия, обмундирования участников сражений.

— Как жены относились к опасным путешествиям Верещагина?

— Лидия Андриевская во всем поддерживала супруга. В периоды безденежья ей приходилось очень тяжело, ведь на руках было трое детей. Когда муж в поездках остро нуждался в средствах, она старалась ему помочь, закладывая, например, участок земли.

Хотя у самой порой не хватало денег на самое необходимое. А первая жена путешествовала вместе с Верещагиным. Одно из самых экстремальных — в Гималаи.

От опасной затеи художника многие пытались отговорить, но в сопровождении проводника, носильщиков и супруги он отправился в нелегкий путь. На высоте четырех тысяч метров был жуткий холод. Глаза слепил снег.

Носильщики остались далеко позади, а с ними — теплая одежда и еда. Но художнику, казалось, не были страшны испытания. Он восхищался неземной красотой гор, поразительной голубизной неба и розовато-белым снегом.

Жена вспоминала, что солнце жгло ему голову и спину, а руки замерзали и едва держали палитру, лицо распухло так, что глаза превратились в щелки. В Гималаях Василий Васильевич едва не ослеп, так как отправился в горы без специальных очков с зелеными стеклами, которые имелись у проводников.

Когда головная боль стала столь невыносимой, что он не мог пошевелиться, сопровождающие поняли: по всей вероятности, у художника солнечный удар, Но, несмотря на это, он закончил свои эскизы. И лишь потом, на третий день, супруги решили спускаться. Написанный им этюд «В Гималаях.

Гора Джонгри зимой» впоследствии лег в основу большого полотна «Снега Гималаев», которое находится в Николаевском художественном музее имени Верещагина.

— После войны на Балканах Василий Верещагин отправился в Палестину, где написал целый ряд этюдов и эскизов для серии картин на евангельские сюжеты…

— К слову, на выставке представлен мастерски исполненный этюд «Римский воин» к полотну «Воскресение Христово», входящему в эту серию. Для многих посетителей станут открытием рисунки Верещагина из кавказского и туркестанского альбомов. Сам Верещагин очень высоко ценил эти работы.

Особенно интересны этюды для композиции «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше», эскизы и наброски к таким известным полотнам, как «Апофеоз войны», «После удачи», «Продажа ребенка-невольника» и другим.

Мы надеемся, что посетители выставки, которая будет экспонироваться в течение двух месяцев, откроют во многом неизвестного для себя Верещагина.

Источник: https://fakty.ua/236122-iskusstvoved-natalya-ageeva-otpravlyayas-na-vojnu-dlya-sozdaniya-svoih-kartin-vasilij-verecshagin-kazhdyj-raz-pisal-zavecshanie

«Либо скотина, либо помешанный»

7 марта в Третьяковской Галерее открылась выставка Василия Верещагина — знаменитого художника, который сейчас был бы военным фотографом, офицера, который ненавидел войну, историка, изучавшего не прошлое, а настоящее. Генеральным спонсором выставки стал банк ВТБ, давний друг и партнер музея.

В экспозиции — около 500 картин, набросков, этюдов из 24 собраний российских и зарубежных музеев, а также частных коллекций. Рядом с картинами — 97 произведений декоративно-прикладного искусства, архивные документы, фотографии.

В этом ключе проводил свои выставки и сам Верещагин — давая посетителям погрузиться в чужую культуру, новые, никогда не виданные реалии.

Он вместил в себя и сохранил для потомков десятки событий своего времени, десятки одновременно существовавших миров, и сам подразделял свои работы на серии: Туркестанская, Балканская, Индийская, Японская, «Русский Север». Так они и будут представлены на выставке — в точном соответствии с замыслом Верещагина. 

Из письма Верещагина В. В. Стасову: «Я выработал свою технику, имею сказать много интересного и приучил общество к тому, что в картинах моих нет лжи и фальши; смотреть меня всегда пойдут…»

Верещагин родился в семье, где мужчин, не мудрствуя, четыре поколения звали Василиями.

Но только раз Василий Верещагин подчинился обстоятельствам – в 9 лет, когда отец определил его, как трех братьев, на военную службу, в Морской кадетский корпус.

Едва закончив это заведение, Верещагин мгновенно поступил в Петербургскую академию художеств. Еще через три года он осознал, что студии и натурщики — это те же рамки, бросил академию и уехал на Кавказ.

Василий Верещагин о своем решении: «Страстной любви к Востоку у меня не было, черт побери. Там было свободнее, вольнее, чем на Западе.

Вместо парижской мансарды или комнаты на Среднем проспекте Васильевского острова у меня была киргизская палатка, вместо натурщиков — живые люди. Картины являлись сами собой, я не искал их.

Везде, и в Туркестане, и в Индии — этюды знакомили со страною, учили меня. Результатом явились картины, созревшие гораздо позже». 

В 1867 году туркестанский генерал-губернатор Константин фон Кауфман предложил Верещагину пойти к нему на службу. Тогда вовсю шла русско-кокандская война за власть над Средней Азией. Верещагин приехал в Туркестан в качестве военного художника.

Именно отсюда он увезет свою Туркестанскую серию, включая знаменитый «Апофеоз войны».

Никакой пышности и поз, максимальное приближение к реальности и словно бы легкая отстраненность, но что самое главное, никаких «побед русского оружия» — только ужас кровопролития и военное столкновение двух цивилизаций.

Великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III о выставке Туркестанской серии: «Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек».

Через месяц после выставки серии в Петербурге Академия художеств присвоила ему звание профессора — в 32 года, что было крайне лестно. Василий Верещагин от него отказался. В своей жизни он принял только одну награду, и гордился ею чрезвычайно, и носил, не стыдясь — орден Святого Георгия IV степени. 

Из приказа о награждении: «Во время восьмидневной осады Самаркандской цитадели скопищами Бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон.

Когда 3-го Июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и кинувшись на орудия успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели».

После Туркестана Верещагин много путешествовал по Востоку, жил в Индии, бывал на Тибете. В 1877 году началась Русско-турецкая война — и художник отправился в действующую армию.

Эта война отразится, словно в зеркале, в Балканской серии, и никто, глядя теперь на «Побежденные. Панихида по павшим воинам» или «После атаки.

Перевязочный пункт под Плевной», не скажет, что Верещагин напрасно рисковал жизнью, рисковал никогда не вернуться к своей жене и дочери.

Из воспоминаний Василия Верещагина: «Мне приходилось выслушивать множество выговоров за ту легкость, с которою я пошел в опасное дело.

Они, военные, идут по обязанности, а я — зачем? Не хотели люди понять того, что моя обязанность, будучи только нравственною, не менее, однако, сильна, чем их; что выполнить цель, которою я задался, а именно: дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны… И в это время, и после такие объяснения мои выслушивали только с улыбкой снисхождения: почти не довелось встретить военных, которые согласились с тем, что я не дурил, не блажил от безделья, а делал большое, важное дело».

На Балканах он получил тяжелое ранение в ногу, началась гангрена. Многие умирали от таких ран – но Верещагину был сужден другой конец.

Отец пятерых детей, признанный всеми этнограф и историк, автор двенадцати книг и нескольких сотен знаменитых картин погиб во время взрыва броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура в 1904 году.

Шла новая война – русско-японская. Не за горами была Первая мировая. 

Надпись на раме картины «Апофеоз войны», сделанная рукой В. В. Верещагина:«Посвящается всем завоевателям: прошлым, настоящим и будущим». 

Выставка пройдет с 7 марта по 15 июня в Третьяковской галерее на Крымском валу. Билеты можно приобрести в кассах Новой Третьяковки, Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке или онлайн.

Время работы галереи – ежедневно с 10 до 21 часа, понедельник – выходной. 

Сайт Третьяковской Галереи.

Источник: https://www.timeout.ru/msk/feature/475411

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector