Перов василий «проводы покойника» описание картины, анализ, сочинение

Перов Василий

1865 г. Холст, масло 43,5 x 57 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Перова В.Г. «Проводы покойника»

Картина «Проводы покойника» была создана первой после возвращения Перова из-за границы. Искусствоведы относят это полотно к «скорбным» сюжетам из всего многогранного творчества живописца Василия Перова.

Остросоциальная эмоциональная картина фактически лишена динамичного сюжета – это как будто момент, случайно выхваченный из жизни. Чувство псевдообыденности происходящего и рождает  ту скорбную интонацию, которая передаётся зрителю.

Небольшая семья везёт на кладбище усопшего. Нет широкой процессии, голосящих старух, взволнованного многолюдья, стенаний и слёз, наоборот, нищая крестьянская семья провожает своего родного человека  в последний путь, тихо, отрешённо и смиренно.

Для воплощения сюжета автор выбрал диагональную композицию – она позволяет рассмотреть всех участников и лишает полотно статичности. Кульминационным центром работы можно назвать погонщика со сгорбленной спиной, который вяло подгоняет лошадь. Худая лошадка из последних сил тянет сани в гору.

Взгляд перемещается на сани, где выхватывает часть простого деревянного гроба, который обнимает ребёнок, чтобы его поддержать. Вдова покойного сидит рядом с закрытым гробом, и просто убита горем, вся её фигура выражает бессилие и скорбь. Холодный, даже ледяной пейзаж с низкими тёмными тучами довершает ощущение глубокого одиночества и безысходности.

Картина получила огромное признание у современников. В своё время о ней положительно отзывался Стасов, а центральный выставочный зал впервые выдал денежную премию художнику. Также полотно получило признание за рубежом.

Лучшие картины Перова В.Г.

Перов Василий Перов Василий Перов Василий Перов Василий
Перов Василий Перов Василий Перов Василий Перов Василий
Перов Василий

Источник: http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/perov-v-g/perov-v-g-provody-pokojnika/

Тема смерти в картинах российских художников: Василий Григорьевич Перов

Перова больше нет среди нас. Осталось его искусство,

а в нём – его большое сердце.

М. Нестеров

XIX век в российской живописи ознаменовался приходом многих талантливых художников. На смену пейзажам и портретам приходит жанровая живопись.

Появляются картины на бытовые темы, полные реализма и раскрывающие неприглядные стороны жизни обычных граждан.

Как никто другой, Василий Григорьевич Перов чувствовал беды народа и наделял свои работы соответствующим эмоциональным фоном. Тема смерти встречается не раз в его произведениях.

Краткая биография

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) был незаконнорожденным сыном губернского прокурора Григория Карловича Гриденера. Рождённый до венчания, мальчик сполна получил унижений от своих сверстников.

Баронский титул и состояние перешли к его младшим братьям. Маленькому Васе зато не препятствовали получать уроки живописи у местного дьячка. Тот отмечал уникальный изящный почерк своего ученика.

С лёгкой руки первого наставника будущий художник получил свою фамилию Перов.

В Арзамасе Василий поступает в художественную школу академика живописи А. В. Ступина. Глава учебного заведения сразу отмечает «искру Божью» у подростка.

По окончанию 3 года Перов самостоятельно пробует писать картины, а затем переезжает в столицу и поступает в Московское училище живописи и ваяния. Здесь от недостатка средств в холодные дни он перестаёт посещать занятия. Узнав об этом, преподаватель Е.

Васильев предоставляет юноше кров и стол. Благодарность и признательность к нему Перов сохранил на всю жизнь.

Закончив с медалями училище, художник уезжает на некоторое время в Европу. По возвращению начинает писать картины на бытовые темы. Условно периоды творчества Перова искусствоведы разделяют на:

  • Поэзию скорби – живопись «об униженных и оскорблённых».
  • Поиски «отрадного» – картины, наделённые мягким юмором, лиричностью, фельетонностью.
  • Монументальные жанры – отображение витающих в обществе перемен.

В 40 лет живописец заболевает чахоткой, а в 1882 году умирает. Похоронен на московском кладбище Даниловского монастыря.

Кладбищенская тема

Картины смерти у Василия Григорьевича предстают в самом неприглядном свете. Здесь нет лишних свидетелей горя. Каждый персонаж чётко прописан и доносит до зрителя особый смысл. Отсутствие прочих скорбящих показывает людское одиночество в горе и безутешность.

Проводы покойника

На небольших санях еле умещаются все персонажи картины. Запряженной понурой лошадкой управляет вдова. Чёрный вдовий платок и ладно скроенная доха выдают женскую фигуру.

Гроб из струганной доски перевязан бечевой, из-под крышки выбивается саван. Девочка-подросток накрывает гроб рогожей, словно умерший ещё может ощущать холод. С другой стороны завёрнут в отцов тулуп мальчик. Из-за малых лет его нельзя оставить дома.

Видно, что он промёрз и пригибается за спину матери от холодного ветра.

Перов Василий

Критики отмечали особую трагичность картины. Даже в сравнении с Некрасовской поэмой «Мороз, Красный Нос» работа Перова выглядит более печальной и безотрадной. Крестьянская семья осталась наедине со своей бедой.

Сцена на могиле

Христианский крест с навершием является центральным элементом композиции. Три женщины по-своему переживают общее горе. Пожилая высохшая от работы мать убивается по умершему сыну.

В нём она видела отраду своей жизни и теперь не знает, кто упокоит её на старости лет. Вдова в свои молодые годы уже одела чёрный платок на шею. Своё горе она затаила глубоко в сердце, поскольку сейчас у неё на руках младенец – общий с почившим сын.

На заднем фоне сестра с усталостью переживает семейную трагедию.

Перов Василий

Сам Перов отмечал непрофессионализм данной картины. По его мнению, она не проработана на должном уровне, слишком стилизована.

Дети-сироты на кладбище

Перов Василий

Сестра и брат стоят у могилы родителей. Из двоих детей только младший может сполна отдаться переживаниям. В глазах у мальчика стоят слёзы – он наверняка вспоминает своих родителей. Девочка выглядит уставшей. На её хрупкие плечи свалилась тяжесть взрослых забот. Она старается оградить меньшого от трудностей – на это указывает расположение братика на закорках. Вся картина сквозит отчаянием и обречённостью.

Старики-родители на могиле сына

Престарелая пара в солнечный день пришла к могиле своего сына. Одёжа у родителей изношенная, на отце висит пальто и штаны. Видимо, из-за переживаний мужчина сильно похудел. Мать мы видим со спины. Подол юбки низко опущен, платок на плечах истёрт, что является дополнительным свидетельством её горя.

Перов Василий

Контрастом выступает ухоженная могилка покрытая молодой травкой. Зелёная поросль говорит зрителю о том, что со времён похорон прошло не менее года. Свежий ветер колышет покрытые листьями кустики. Всё в природе живёт, только умершему сыну навеки лежать в сырой земле.

Возвращение крестьян с похорон зимою

Хотя на данной картине отображён десяток людей, по сути мы видим всего одну семью. Мужики с лопатами на заднем фоне – обычные копачи. Им заплатили за рытьё ямы и они идут вслед женщинам, надеясь на сытные поминки.

Перов Василий

В центре шествуют мать покойного, вдова, соседка и малолетняя дочь. Поскольку не видно мужчины среднего возраста, то логично предположить, что именно его и похоронили. Отчаяние переживает старая женщина. Её успокаивает подруга, несущая узелок.

Женщина в синем армяке взяла на себя организационные хлопоты и теперь смотрит, скольких людей ей следует попотчевать. Маленькая девочка ещё не знает, как реагировать на произошедшее.

Но по её скорбному лицу видно, что тятя не отличался слишком добрым нравом.

Утопленница

Картина 1967 года известна в трёх вариантах.

Перов Василий

Утопленница. Эскиз в карандаше

Эскиз демонстрирует зрителю полуобнажённую женщину на пристани. Видна её оголённая грудь и запрокинутое лицо. Рядом стоящий жандарм держит рогожку прикрыть срам. Собравшиеся обыватели обсуждают случившееся.

Лица выписаны карикатурно – на каждом читается собственное отношение к произошедшему. Роль служителей закона сводится к простому оформлению бумаг.

Вероятнее всего, Перов изображал своё видение ситуации, которое мало отображало действительность.

Перов Василий

Утопленница. Черновой вариант

Утопленница с босой ногой лежит на берегу. Из-под свободного платья выбивается нижнее бельё. Голова накрыта тканью. На неё взирает пристав, куря трубочку. Толпа свидетелей отсутствует: видимо, ситуация обыденная для окружающих или само место безлюдное.

Перов Василий

Утопленница. Чистовой вариант

Утопленница в чёрном. Окончательный вариант картины, к которому после определённых раздумий пришёл художник. Если ранее изображалась женщина в свободной одежде, то сейчас видно её аккуратное чёрное платье и вдовий платок на голове. Смотритель с интересом взирает на вынутую из воды. Накинутый на шинель плащ и расположение сюжета близ воды говорят о прохладе осеннего утра.

Девушка, бросающаяся в воду

Перов Василий

К теме утопленницы Перов возвращается под конец своей жизни. На эскизе 1879 года зритель видит спускающуюся к воде молодую женщину. Поза и выражение лица говорят о безысходности положения, в которое она попала. Ветер дует в спину, словно подталкивая обречённую к воде.

Тающая Снегурочка

Середина жизни живописца характеризуется лиричностью настроений. На обоих незавершённых полотнах демонстрируется апофеоз народной сказки. Первое демонстрирует нам смирение героини со своей участью. Она роняет ведро, но пытается свою смерть принять с достоинством.

Перов Василий

Тающая Снегурочка. Вариант 1

Вторая картина наполнена большей трагичностью. Героиня уже не в силах стоять и потому присела у колодца. Старики ещё не понимают, что случилось необратимое. Их неподдельный интерес к процессу ухода Снегурочки из жизни виден в склонённой позе и развороте головы.

  • Тающая Снегурочка. Вариант 2
  • Поскольку обе работы не завершены, думается живописец ещё не пришёл к окончательному выбору композиции.

Религиозные мотивы

Обращение к религиозной тематике у художника встречается в различные периоды жизни.

Снятие с креста

В основу положен классический библейный сюжет. После распятия, испросив разрешения у Понтия Пилата, близкие Иисусу сняли его тело с креста и намереваются отнести в пещеры.

Но пока зрителю предстаёт обнажённый Спаситель, прикрытый в ногах саваном. В изголовье стоит на коленях Анна, мать Христова, у ног рыдает Мария Магдалина. Иосиф замер, давая женщинам выплакаться.

Лишь потом он продолжит совершать омовение тела.

Делёж наследства в монастыре (Смерть монаха)

Рисунок карандашом показывает зрителю бесчинства поповской братии. Ещё тело не остыло, а они уже рыщут в личных вещах монаха. Отпевание и омовение – первые процедуры над телом усопшего – перенесены на будущее время. Нажива и алчность, а не сочувствие к ближнему движут священнослужителями.

Читайте также:  Исаака левитана "владимирка" описание картины, анализ, сочинение

Пугачёвщина

На закате жизни талантливый мастер всё больше обращается к монументальной живописи. Неподдельный интерес к истории подтолкнул Перова к идее создания триптиха о Пугачёвском бунте. Однако из трёх картин была написана всего одна.

Суд Пугачёва

На огромном холсте изображены десятки людей, пришедших к Пугачёву с единственной целью: они хотят «справедливого» суда над помещиками и дворянами. К Емельяну подводят очередного человека, и он отдаёт команду повесить.

Тут же стоят на коленях будущие жертвы со связанными за спиной руками. В отдалении стоит виселица. К ней один мужик с помощью другого прилаживает верёвку с петлёй.

Народ поддерживает жестокие действия предводителя, о чём свидетельствует эмоциональный фон картины.

Казнённые пугачёвцы

Рисунок карандашом являет собой противоположность предыдущего полотна. Здесь выполняется жандармами повеление Екатерины II о подавлении бунта. Казнь совершается буднично и массово. На реях болтаются уже с десяток сподвижников Пугачёва.

8 ноября 2019

Возможно, вам будет интересно:

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/tema-smerti-v-kartinakh-rossiyskikh-khudozhnikov-vasiliy-grigorevich-perov/

Описание картины Василия Перова «Проводы покойника»

Перов Василий

Первой работой Перова, написанной после возвращения в Россию, стала картина «Проводы покойника». Если ранние произведения Перова — это обличительный документ с подробным перечислением свидетельств существующего зла, то пафос «Проводов покойника» — не уличение во зле, а сострадание его жертвам. Настроение картины — немая, бесслезная скорбь бедняков, привычных к несчастью.

Известно, что Перов никак не связывал замысел картины с некрасовской поэмой «Мороз — Красный Нос», хотя в зрительском сознании «Проводы покойника» прочно закреплены как иллюстрация к Некрасову. И действительно, картина могла бы служить идеальной заставкой поэмы. Но у Некрасова, где также описываются похороны бедного крестьянина, все же присутствует похоронный ритуал, проводы, шествие:

Убитая, скорбная пара
Шли мать и отец впереди.
Ребята с покойником оба
Сидели, не смея рыдать,
И, правя савраской, у гроба
С вожжами их бедная мать
Шагала…
За Дарьей соседей, соседок
Плелась негустая толпа…

У Перова — будничность, обыденность смерти и почти невероятное для крестьянского быта одиночество: нет даже «не густой толпы» соседей, нет «проводов» — просто свозят гроб. Единственным «провожающим» оказывается воющая собака, ей выпала роль хоть как-то «оплакать» умершего хозяина.

В предыдущих произведениях Перов намеренно обращал к зрителю лица героев, словно призывая читать запечатленные на них следы пороков, уродства, тупой бессмысленности существования.

В «Проводах покойника» он изображает фигуру героини со спины, скрывая от зрителя лицо, проявляя таким образом деликатность художника, который понимает, что рассматривать лицо убитого горем человека было бы в данном случае неуместным, праздным любопытством.

Былой изобразительный рассказ превращается в выразительное молчание. Важная роль отведена пейзажу.

После основательно подзабытых, эпизодических в первой половине XIX века опытов в изображениях зимы Перов едва ли не первым из русских художников середины века делает зимнюю природу художественной темой своих произведений. В «Проводах покойника» — застывшая земля, сумрачный косогор, холодная даль. В «Тройке» — тревожный ветер и метель, в «Последнем кабаке у заставы» — зимние сумерки, поземка и ледяное небо.

«Проводы покойника» стали значительной удачей Перова, но одновременно здесь обозначился в критическом реализме действительно критический, то есть переломный момент. Описательный жанр с обличительной тенденцией был бы шагом назад, повторением пройденного.

Одно только перечисление сюжетов, которые так или иначе занимали Перова во второй половине 1860-х годов, выдает стремление удержаться на высоте обличительного пафоса, но одновременно демонстрирует «метания» художника, прежде столь решительного в выборе сюжетов и ныне словно не знающего, за что приняться. Одновременно с «Проводами покойника» была начата (и вскоре брошена) большая картина «Монастырская трапеза», сюжетно напоминающая «Чаепитие в Мытищах», но в широкомасштабном, эпическом варианте. Тогда же написана «Очередная у бассейна» — бедняки, в зимнюю стужу и вьюгу стоящие в очереди за водой.

  • Год написания картины: 1865.
  • Размеры картины: 43,5 x 57 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: жанровая живопись.
  • Стиль: реализм.
  • Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/perov-vasilij/provody-pokojnika/

Творчество Некрасова и картина В.Г.Перова "Проводы покойника"

       При изучении литературы второй половины 19 века следует обратить внимание на общую эстетическую программу шестидесятников, на ее особенное, конкретное претворение в творчестве писателей и художников. Самая будничная тематика, все стороны русской действительности становятся объектом художественного отражения.

Дореформенной и послереформенной деревне, судьбе крестьянства, тяжелой доле русской женщины, горькой жизни детей, городской бедноте посвящает свою музу Некрасов. Суровые и мрачные сцены народной жизни встают с полотен Перова.          Как родился сюжет новой картины? Василий Григорьевич Перов, вероятно, и сам хорошо не знал.

Может быть,Перов Василий жил он где-то в тайниках души, подсмотренный ещё в юности, в деревне; может быть, прозвучал для него в какой-нибудь печальной русской песне, в похоронном колокольном звоне или был навеян поэмой Некрасова «Мороз, Красный нос», которая всегда вспоминается, когда смотришь картину «Проводы покойника». Ведь то, о чем писал поэт Некрасов в своих стихах, то, что изображал художник Перов в своей картине, происходило повсюду на Руси: каждый день погибали тысячи людей, каждый день для русского крестьянина «невесело солнце всходило», и каждый день у какой-нибудь избы, как в то утро, когда хоронили Прокла,

  • Савраска, запряженный в сани, Понуро стоял у ворот; Без лишних речей, без рыданий
  • Покойника вынес народ.

– Ну, трогай, саврасушка! трогай! Натягивай крепче гужи! Служил ты хозяину много,

В последний разок послужи!..

        И на картине Перова в последний раз везет Савраска своего хозяина на погост – на кладбище – тяжело, медленно везет в гору розвальни с гробом хозяина. Гроб покрыт рогожей. К нему прижались двое детей: мальчик в огромном, должно быть, отцовском тулупе и девочка.

Опустив поводья, сгорбившись, на передке саней сидит женщина – мать. Горько у нее на душе, и давят ее невеселые думы.

Умер муж, как вырастит она детей без отца – кормильца семьи? Как будет жить?          Картина «Проводы покойника» еще безотраднее, еще печальнее, чем похороны, о которых рассказывает в поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов.

За Дарьей – соседей, соседок Плелась негустая толпа, Толкуя, что Прокловых деток

Теперь незавидна судьба…

        А здесь только единственный друг семьи – лохматая собачонка бежит около саней. Вокруг все сурово, мрачно: низко нависли хмурые тучи, унылая зимняя дорога погружается в мрак наступающего вечера, темнеет перелесок на холме, вдали виднеется несколько убогих избушек…

Беспокойно, тоскливо становится на душе, когда смотришь на эту картину, и думается: «здесь одни только камни не плачут», и ведь никому на свете не нужны эти дети, никому не нужна их несчастная мать.         На картине нет ни ярких красок, ни стремления как-то внешне поразить зрителя.

Написана она очень сурово, сдержанно. Мы не видим даже лица женщины, только ее спину, и, «как сделал художник, мы не знаем, – писал Дмитрий Васильевич Григорович, – это тайна его высокого таланта, но, глядя на эту одну спину, сердце сжимается, хочется плакать». (Из книги: Н.С.Шер.

Рассказы о русских художниках. –М.: Детская литература, 1966)

Источник иллюстрации: Волынский Л.Н. Лицо времени. – М.: Детская литература, 1965, стр. 80–81.

Источник: http://literatura5.narod.ru/perof1.html

Описание картины Василия Перова «Проводы покойника»

Эта картина получила всеобщее признание не только у современников художника, но и у других «людей искусства». Например, в положительном тоне о «Проводах покойника» отзывался В. Стасов. За своё полотно Перов первый раз в жизни получил специальную премию, которую выдавал центральный выставочный зал России. Также картина получила признание за рубежом.

Закончил работу над картиной Перов в 1865 году, нарисовав на полотне простую русскую семью, прощающуюся с одним из её членов. Все персонажи опустили головы, всем видом показывая скорбь о потере дорого члена семьи.

Пожилая женщина, от бессилия просто лежит рядом с гробом, она настолько убита горем, что не может даже обнять гроб, как это делает молодая женщина, возможно, жена усопшего.

Эта трогательная сцена семейной любви вызывает у зрителя глубокое чувство сожаления к чужой потере.

Изображенные на картине скорбящие люди не вызывали бы столько жалости, если бы не угрюмый пейзаж на втором плане. Чёрные и серые тучи оказывают заметное психологическое давление на зрителя, они ещё больше нагнетают обстановку. Похожие чувства вызывает и скудный пейзаж, состоящий из серого снега и нескольких кустиков, отчаянно хватающихся за жизнь.

На картине даже конь чувствует всю тягость своей ноши, не говоря уже о поникшем главе семьи, опустившего голову. Создаётся такое впечатление, что он вожжи не держит и конь не спеша бредёт, куда ему вздумается. Верный слуга дома – собака отчаянно лает, испуская протяжный и тоскливый вой.

Таким образом, картина Перова «Проводы покойника» не отличается хорошей прорисовкой пейзажа (он никогда серьёзно не увлекался этим направлением), зато художник умело передал подавленное настроение и грустную атмосферу всех членов семьи, изобразив их с опущенными головами и обессилившим телом.

(7 votes, average: 2,14

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-vasiliya-perova-provody-pokojnika/

5 картин Третьяковской галереи, которые меня потрясли

Проявления смерти мало кого оставляют равнодушным. Так уж мы устроены. Но когда смерть изображают великие художники, это многократно усиливает эффект восприятия. Естественно, побывав в Третьяковской галерее я не мог пройти мимо и подолгу разглядывал многие полотна с драматичными сюжетами. Но пять картин запали мне в душу сильнее прочих.

«После неудачи (Побеждённые)». В.В. Верещагин, 1879.

Верещагин, пожалуй, мой любимый художник. А его «Побеждённые» одна из сильнейших его картин. Огромное бескрайнее поле усеянное трупами солдат после сражения. И хотя тела прорисованы лишь на переднем плане выступая из жухлой осенней травы, в которую они погружаются словно в грядущее небытие, мы всё равно угадываем тысячи смертей да самого горизонта.

Читайте также:  Опера «искатели жемчуга»: содержание, видео, интересные факты, история

В контраст этим тысячам, как бы подчёркивая масштаб, стоят двоё живых: священник и офицер. На лице священнослужителя печальное принятие случившегося. Он стоически воспринимает трагедию и молится за души усопших, и лучи солнца пробиваются сквозь тучи, давая намёк, что может быть павшим и уготована лучшая участь. Офицер напротив – не сдерживает слёз.

Горечь поражения и потеря товарищей ясно читаются на его лице….

«Привал арестантов». В.Я. Якоби, 1861.

Гораздо мрачнее атмосфера на картине «Привал арестантов». Под мрачным небом, по размякшей русской беспутице этапируют арестантов. Где-то посреди этого безликого «нигде» устроен привал во время которого умер один арестант. Судя по виду, это не разбойник.

Тонкие черты лица и бородка, а также перстень на руке говорят скорее всего о его аристократическом происхождении. Но на этапе нет сословий, а потому воры, убийцы и политические заключенные смешаны в единое сообщество.

Тому подтверждение – ловкий малый, который уже стягивает перстень с ещё не успевшей остыть руки. Конвоир деловито поднимает покойнику веко, чтобы убедится в смерти, не вынимая трубки изо рта. Чуть правее группа женщин, возможно семья, добровольно отправившиеся с ныне покойным в Сибирь.

Женщины плачут. У одной из них на руках младенец, которому просто не место в этом безрадостном месте…

«Проводы покойника». Перов, 1865.

Перова и его картины нельзя назвать недооцененными. Но вспоминая этого художника, мы обычно вспоминаем «Тройку» или «На привале». А меж тем «Проводы покойника» гораздо драматичнее. К безрадостной атмосфере, схожей с «Привалом арестантов», добавляются мотивы одиночества. Семья переживает своё горе самостоятельно.

Вероятно, на хуторе не так много людей, или все просто заняты, и попрощавшись с усопшим дома, разошлись по делам. Так или иначе только жена и дети сопровождают умершего в последний путь под свинцовым зимним небом. И всё-таки я оставляю место для надежды, что на кладбище их будут ждать люди и герои картины не останутся наедине со своим горем.

Ведь нужно же кому-то помочь управиться с гробом и закопать могилу. Да и потом – за зимой последует лето, и жизнь ещё наладится.

«В дороге. Смерть переселенца». С.В. Иванов, 1889.

А вот тут места для надежды осталось совсем мало. Несмотря на то, что на картине летний жаркий день, атмосфера в ней самая гнетущая. И если на предыдущей картине мы можем себе домыслить деревню и соседей (хоть и не сильно сочувствующих), то тут одиночество чувствуется полнее.

Бескрайняя жаркая степь и смерть, застигшая переселенцев. У них нет дома, а всю нехитрое имущество поместилось в рамках картины. Девочка постарше держит младенца, и отрешённо смотрит на умершего отца. Она ещё не осознала всю бедственность их положения. Зато его осознала мать, распростёртая на земле.

Что ждёт их теперь в дикой и неприветливой степи?..

«Неутешное горе». И.Н. Крамской, 1884.

Отдельным полотном стоит «Неутешное горе». Здесь нет смерти в чистом виде. Есть лишь намёк из цветов и венков, да траурное платье героини. И красноречивое выражение заплаканных глаз.

За спиной женщины приоткрытая дверь, из-под которой видны отблески свечей. Очевидно, что смерть там, за этой дверью, к которой женщина не в силах повернуться лицом.

Зная историю картины, которую художник написал в память об умершем в раннем возрасте сыне, можно догадаться какое именно горе названо неутешным…

Вот такой небольшой обзор у меня получился, дорогой друг. Люблю бывать в музеях и составлять компиляции из картин на разные темы. Ставь лайк, если обзор понравился, подписывайся на канал, чтобы не пропустить новые подборки и очерки. Напиши в х, если не лень, какие картины из виденных в жизни, тебе понравились больше всего…

Ну, а я прощаюсь, до новых очерков! 🙂

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae8650df03173ba38d07c1c/5b9ca5321ad72800aeaa316d

Проводы покойника. Описание картины Перова

Василий Перов. Проводы покойника.
1865. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

В 1864 году Перов вернулся в Москву, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.

Живописное мастерство художника стало совершеннее, художественный язык богаче, сюжеты разнообразнее. Направленность его искусства осталась неизменной.

Новые картины Перова не потеряли своей обличительной силы, – изменилась несколько лишь форма обличения.

От сатиры художник переходит теперь к выражению тех драматических коллизий, которыми была переполнена тогдашняя социальная действительность.

Первая же картина, созданная после возвращения, –«Проводы покойника» (1865) – сразу определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения – формирующегося идейного реализма.

«Перед нами сани с женщиной и детьми, – говорил Д.В. Григорович, – как сделал художник, мы не знаем, – это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать».

Эмоциональный и социальный смысл картины точно почувствовал В.В. Стасов: «Перов создал в 1865 году одну из лучших своих картин: «Деревенские похороны».

Картина была маленькая по размерам, но великая по содержанию… Художество выступало тут во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями.

…Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки, – у Перова никого. Перов дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе».

Всего лишь через несколько месяцев после приезда в Москву, где навсегда поселилась семья художника, появилась его картина «Проводы покойника» (1865), где впервые он избирает для себя в качестве темы картины не событие как таковое, а производное от него состояние.

Темные, свинцовые тучи, закрыв полнеба, тяжело зависли над землей, погасив сияние обильного снега, растворив его белизну в рефлексах серого. Резкий контраст темного и светлого, данный мощным аккордом в верхней части картины, постепенно смягчается, отзываясь глухим, тусклым эхом в живописном поле холста.

Разбежавшийся по нему тенями различной интенсивности серый цвет, холодный, безжизненный, главенствует в колорите картины, определяя ее тональное звучание. Тощая лошадь, еле перебирая ногами, медленно бредет к погосту, от которого, словно души умерших, отлетают птицы в небесную высь.

Возница— молодая вдова, везущая в санях страшный груз, в котором соединилось все: и смерть кормильца, и сиротство малых детей, и обездоленность семьи.

Мы не видим лица женщины, но ее психологическое состояние «читается» сразу по этим безвольно опущенным плечам, придавленным не только преждевременной смертью мужа, но и тяжелым бременем неизвестности судьбы.

Художник избирает диагональное построение композиции, всегда предполагающее динамику, обоснованную здесь самим контекстом действия.

Но в данном случае Перов создает неожиданную коллизию, когда композиционный центр картины выдержан в обратном движении ритма, прямо противоположном естественной динамике взятого ракурса.

В этом пластическом противостоянии двух сил, сдерживающих и, можно сказать, нейтрализующих друг друга, и возникает столь необходимая Перову статика. Именно она — главный нерв художественного образа картины, в которой нет ропота, бурного, страстного движения чувств, но только тихое смирение.

В отечественном искусстве это, вероятно, первая картина, в которой тонко и деликатно раскрылось, может быть, самое сокровенное в русском человеке — его самоотречение в терпении скорбей. Такое «самоотвержение, — писал святитель Игнатий Брянчанинов,— основывается на вере во Христа».

Воспетое Перовым «самоотвержение» придает всей картине высокий духовный смысл, в котором раскрывается святая святых русской души— ее покорное, смиренное приятие Божией воли.

И если в более ранних своих произведениях Перов оставался сторонним, хотя и неравнодушным, наблюдателем, то здесь он соучаствует в происходящем своим душевным движением, тем сердечным откликом, в котором и боль, и искреннее сострадание. Качество, впервые проявившееся с такой силой в искусстве мастера, ознаменовав собою начало его внутреннего обновления.

Марина Владимировна Петрова.

Источник: http://www.tanais.info/art/perov13more.html 

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/provody-pokojnika-opisanie-kartiny-perova.html

Сочинение по картине В. Г. Перова “Утопленница”

В 1867 году Перов Василий Григорьевич написал картину “Утопленница”. В данном произведении он хотел показать равнодушие и безразличие людей к происходящей беде.

Глядя на картину, нельзя не заметить резкий переход светлых тонов к темным. На заднем плане видно, большой город, еще покрытый утренним туманом. Большая река, над которой летают птицы. Утренние лучи солнца скользят по ней, и она отражается светло желтым светом.

И нет, казалось бы, ничего не обычного в этой картины, простое городское утро, если бы не ее передний план.

На переднем

плане, черным пятном падает в глаза тело молодой девушки. Над ним равнодушно сидит, покуривая сигару, жандарм. Он безразлично смотрит на тело девушки.

Его лицо не выражает никакого сочувствия к молодой особе. Возможно, из-за его профессии он так себя ведет. Частые смерти не редкость в то время и поневоле начинаешь к ним привыкать.

А, возможно, он просто черствый и бездушный человек, которого совсем не интересует чья-то судьба.

Василий Перов хотел очень точно передать саму утопленницу, поэтому для большей реалистичности искал модели в морге. В одной из таких девушек он узнал свою знакомую Фаину. Она болела туберкулезом и умерла.

Именно с нее автор и написал “Утопленницу”. И хотя есть много натурщиц, позировавших для известных авторов, но их имена остались незнакомы, тогда, когда картина Перова сделала знаменитой его подругу, хотя и посмертно.

Своим воспроизведением художник хотел показать не проблему какой-то социальной несправедливости или безысходность ситуации, а именно внутренние качества человеческой души.

В данном случае это безразличие, равнодушие, невежество и даже жестокость. Есть бесчувственные люди, который не испытывают никакого сожаления и сочувствия к другим.

Читайте также:  Гойя франциско "третье мая 1808 года в мадриде" описание картины, анализ, сочинение

Хотелось бы, чтобы в наше время таких людей было очень мало

(No Ratings Yet) Loading… Сочинение по картине В. Г. Перова “Утопленница”« Создание и анализ поэмы “Василий Теркин” Твардовского А. ТГранатовый браслет краткое содержание »

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-po-kartine-v-g-perova-utoplennica/

Читать

Екатерина Алленова

Василий Перов

  • Белый город — Москва, 2001
  • ISBN 5-7793-0373-8
  • © Белый город, 2001
  • Автор текста Екатерина Алленова
  • Издательство «Белый город»
  • Директор К. Чеченев
  • Директор издательства А. Астахов
  • Коммерческий директор Ю. Сергей
  • Главный редактор Н. Астахова
  • Ответственный редактор Н. Надольская

Редактор Н. Борисовская Верстка: Е. Сыроквашина

Корректор А. Новгородова Подготовка: О. Маленкова

В издании использованы материалы, предоставленные М. Мезенцевым

Вступление. Эпоха

  1. Первая жанровая картина Перова Приезд станового на следствие появилась на выставке Академии художеств в 1858 году. И в том же году Некрасов написал знаменитое стихотворение Размышления у парадного подъезда:
  2. Назови мне такую обитель,
  3. Я такого угла не видал,
  4. Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал…

Но если русская литература в конце 1850-х годов уже обрела своего «поэта скорби», то русской живописи это еще предстояло. После смерти в 1852 году Карла Брюллова живописцы словно потеряли почву под ногами. Брюлловские подражатели не шли ни в какое сравнение со своим кумиром, и их творения окончательно дискредитировали и без того уже порядком надоевшую академическую живопись.

Для нового поколения художников близким оказался бытовой жанр, существовавший в 1850-е годы в варианте «бытописания» или сентиментального рассказа, — «собрание типов, милых, правдивых и ничего вдаль и вглубь не смеющих затронуть», как пренебрежительно заметил знаменитый критик Владимир Стасов.

Картина Перова Приезд станового на следствие, при всей ее наивности, как раз затронула «вдаль и вглубь» актуальные современные проблемы и поэтому получила широкий общественный резонанс.

Приезд станового на следствие. 1857

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Картина изображает суд над деревенским парнем,скорее всего, порубщиком леса. Его только что ввели в избу, а писарь с подвязанной щекой уже записывает показания, но приговор ясен и так — мужичок у двери готовит розги, рядом пригорюнилась крестьянская девушка.

Становому подносят водку и закуску, а у его стула стоит корзинка с яйцами — очевидно, подарок грозному судье, что должно характеризовать его как взяточника. Фигура провинившегося крестьянина в белоснежной, хотя и рваной рубахе, была написана с Иллариона Прянишникова, товарища Перова по Московскому училищу живописи.

Эта фигура менее всего устраивала критиков — в ней усматривали сентиментальную идеализацию, находящуюся в противоречии с прозаизмом изображаемого житейского случая.

Умоляющий жест подсудимого тем более трогателен, что его руки связаны тоненькой веревочкой,которую ничего не стоит разорвать, а староста держит его за локоть некрепко и даже как будто нежно, так что кротость юноши, не имеющего воли даже просто сделать энергичное движение, действительно провоцирует на благородное негодование по поводу «забитости» крестьянства и размышления на тему «ты проснешься ль, исполненный сил?» (Некрасов).

Картина Приезд станового на следствие дала повод Стасову произнести знаменитую фразу о том, что Перов стал прямым наследником Павла Федотова и «поднимал выпавшую из рук Федотова кисть на том самом месте, где он ее уронил». В интерпретации Стасова Федотов предстает гневным обличителем, автором прежде всего двух картин «с тенденцией» — Свежий кавалер и Сватовство майора. Именно обличительную идею и увидел Стасов в картине Перова

Приезд станового. То, что это была ученическая работа, с точки зрения живописного мастерства совершено несопоставимая с произведениями выдающегося художника, каким был Федотов, Стасова ничуть не смутило, и он обнаружил здесь необычайно сильно схваченные типы и характеры.

Столь преувеличенная характеристика достаточно скромной работы означает только одно: критик увидел здесь то, что ему желательно было увидеть, и, следовательно, достаточно было обозначить в станковой картине некую актуальную проблему, чтобы картина обрела достоинство и ценность.

Перов удостоился похвалы за удачно найденный сюжет, получил Большую серебряную медаль от Академии художеств.

Автопортрет. 1879

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Словно решив удостовериться в том, что содержательная сторона картины более актуальна, нежели ее живописная ценность, Перов после Станового пишет картину Первый чин (сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы), парафразу федотовского Свежего кавалера, но без федотовского юмора, сухую и скучноватую, где постановочная режиссура (в академических традициях) сочетается с прозаичностью происходящего — сын дьячка репетирует перед зеркалом амбициозную начальственную поступь и позу, примеряя новый мундир, а домашние умиляются превращению родного существа в чиновника. И вновь — благосклонность критики («Сколько правды!», «Родство с русской почвой, знание сословных типов»), Малая золотая медаль Академии, и вновь недостатки живописи и композиции,неизобретательность постановочной режиссуры остались почти незамеченными.

Получалось, что Перов «на правильном пути». Критическая тенденция в живописи набирала силу, и вскоре появились Привал арестантов Якоби (1861), Неравный брак Пукирева (1863), Шутники Прянишникова (1866). В 1860-е годы, эпоху в истории искусства, которая получила название «критического реализма», Перову суждена была роль знаменосца.

Он принадлежал к поколению художников, о котором Достоевский позднее, в 1876 году, писал: «Но хуже всего, что чем дальше, тем больше воцаряется “прямолинейность”: стало, например, заметно теряться чутье к применению, к иносказанию, к аллегории… Народились мрачные тупицы, лбы нахмурились и заострились, — и все прямо и прямо, все к прямой линии и в одну точку».

Но прежде суда и следствия необходим сам факт, событие, образующее «состав преступления» и повод к «судебному разбирательству», иначе говоря то, что называется актуальный сюжет.

И здесь следует отметить, что в выборе жизненных сюжетов Перов не знал себе равных, так же, как и в умении «откомментировать» эти сюжеты или же выдержать многозначительную паузу, оставив зрителя один на один с «правдой жизни».

То, что в свидетельских показаниях или, например, в литературном произведении возможно в виде последовательного изложения чередующихся эпизодов, в живописи сосредоточено в одном конкретном моменте.

Отсюда специфическая концентрация изобразительных мотивов в картинах Перова, дабы вместить в один представленный в картине момент причину и следствие происходящего, стремление не только показать, но и объяснить то, что показывается.

Это приводит, в частности, к обилию действующих лиц и нагромождению подробностей, комментирующих событие по принципу драматургических «авторских ремарок», что в то же время делает картины Перова занимательными и любопытными, интересными для рассматривания.

Вместо «сухого указания на предмет» изобразительное повествование, которое, к тому же, зритель всегда может «досочинить» в соответствии со своими взглядами и жизненным опытом — так, как сочинял образы «бездушных душителей» Стасов, глядя на картины Перова.

Эту особенность перовских картин в качестве их основного достоинства и одновременно главного недостатка отмечал Александр Бенуа: «Его картины приковывают зрителя своей серьезностью, заставляют его прочесть себя от начала до конца, и зритель отходит от них, получив своеобразное наслаждение, похожее на то, которое получается по прочтении меткого и тонкого психологического анализа, — наслаждение, в сущности, нехудожественного порядка… Публика, наловчившаяся в те времена все понимать с полуслова, считывала самые замысловатые вещи с картин и оставалась за то несказанно благодарной художникам».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=571521&p=4

Сочинения по картинам Перова

  • Голубятник
  • Охотники на привале
  • Последний кабак у заставы
  • Тройка

Василий Перов (1833) – художник. «Перов» — прозвище, данное художнику учителем грамоты, т.к. раньше незаконнорожденным детям фамилию отца не давали. В детстве ребенок заболел оспой, из-за чего ослабло его зрение. Однако этот недостаток не помешал Василию увлечься рисованием.

Учился он в художественной школе. Там его талант заметил А. В. Ступин, который напророчил ему скорый успех. Первой крупной работой Перова считается картина «Распятие». Также им были написаны полотна «Деревенская тройка», «Нищий, просящий милостыню», «Народное гуляние в семик».

В 1852 г. Перов начал обучение в училище для будущих художников в столице. Через несколько лет он завоевал медаль за «Портрет Николая Григорьевича Криденера, брата художника», а спустя год награду получил «Приезд станового на следствие», где он использовал новую технику рисования.

Работой «Сцена на могиле», живописец остался недоволен, но продолжил развивать навыки. В 1860 г. он смог выиграть золотую награду, благодаря работе «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы».

Впоследствии автора стали считать последователем сатирического жанра. Вторую награду Перов завоевал за «Проповедь в селе». А работу «Сельский крестный ход на Пасхе», вызвавшую много споров, выкупили М. Третьяков и В.

Худяков.

Сыграв свадьбу (1862), живописец уехал в Париж, где прожил до 1864 г. Там он создал «Музыкантов и зевак», «Шарманщика», «Продавца статуэток», «Нищих на бульваре», «Савояр».

Холсты «Проводы покойника», «Очередная у бассейна» ознаменовали переход к более драматичным темам. К данному стилю относят также известные полотна: «Тройка», «Приезд гувернантки», «Сцена на почтовой станции». За них Перову дали звание академика.

Василий был активным участником конкурсов Московского общества любителей художников» и «Императорского общества поощрения художников». Он начал активно рисовать портреты, на которых старался показать внутренний мир изображенного, а не его внешнее содержание.

В 1869 г., с единомышленниками, он сформировал общество «передвижников». В 1870 г., за полотна «Странник» и «Птицелов», Перову присвоили профессорское звание.

Семидесятые ознаменованы увлечением житейской тематикой и отчаяньем души: «Охотники на привале», «Рыболов», «суд Пугачева», «Никита Пустосвят. Спор о вере».

Он успел поработать с изданием «Природа и охота», также были напечатаны небольшие очерки автора.

В 1881 г., великий художник ушел из жизни. Он написал огромное количество великих произведений искусства, занимающих теперь свои почетные места в самых знаменитых музеях мира и вдохновляющие собой будущее поколение живописцев.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/perov

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector