Элла фицджеральд: биография, лучшие песни, интересные факты, слушать

Элла Фицджеральд

Элла Фицджеральд записала за свою творческую жизнь, продолжавшуюся более пяти десятилетий, 250 музыкальных альбомов и завоевала 13 премий «Грэмми» — высших наград музыкального мира Америки.

Опираясь на истоки негритянского родного искусства, Элла Фицджеральд дала неповторимо оригинальный тип джазового пения, когда исполнитель действительно уже ничуть не уступает композитору. Старые песни в исполнении певицы приобретают новую жизнь, порой совершенно неожиданные очертания.

Элла Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния. Ее отец оставил семью, девочку воспитывал отчим. Элла росла в бедности, больше всего любила петь и танцевать. После смерти матери ее взяла к себе тетя.

Обратите внимание

В школьные годы девочка охотно пела, но предпочитала пению танцы. Ее природная застенчивость препятствовала желанию стать эстрадной артисткой.

В 1934 году негритянская девчонка-сирота, успевшая уже поработать смотрительницей в борделе, едет в Нью-Йорк. Здесь она записывается на любительский конкурс. Тогда она думала, что будет, как и знаменитая Этель Уотерс, в первую очередь танцовщицей и немного певицей. Однако в последнюю минуту Элла выбрала пение.

Выступление в знаменитом гарлемском кинотеатре «Аполло», где она имела успех, явилось важным событием в ее жизни. Именно на этом состязании она привлекла к себе внимание руководителя свингового джаз-бэнда Чика Уэбба.

Он предложил девушке стать солисткой его ансамбля, но лишь с условием, что та понравится «ребятам из Йельского университета», пригласившим оркестр Уэбба поиграть у них на танцах.

«Ребятам» молодая негритянская певица чрезвычайно приглянулась, что и стало для нее началом большого пути на эстраде.

В 1935 году певица записала с группой Уэбба свой первый альбом «Любовь и поцелуи», немедленно вошедший в джазовые хит-парады. В 1938 году вместе с Элом Фелдманом создала прославившую ее композицию «Э-тискет, э-таскет», сочетавшую в себе не только джазовые, но и поп-мотивы.

Певица переделала детские куплеты: «Я написала письмо маме, потеряла его по дороге, маленькая девочка подобрала его и положила к себе в карман, а я потеряла еще свою маленькую желтую корзинку…

» В результате получился ритмичный номер — вполне в духе предвоенной танцевальной лихорадки.

«Сопоставьте символику «потерянной желтой корзиночки» с мифологемой «красной шапочки» (разумеется, тоже восходящей к архетипу инициации), опять-таки во взрослой, а не пионерско-прокофьевской интерпретации, — и уже в этом сопоставлении будет вся Элла Фицджеральд, — пишет Д. Ухов.

— И напрасно в той поистине пьянящей легкости, с какой все ей давалось, видели поверхностность, а в безупречности ее профессионализма — лишь ремесленное безразличие и к репертуару, и к жизни вообще.

На самом деле здесь, конечно, было что-то экзистенциально другое — то, что интуитивно ощущала и сама певица: она ведь так и не стала исполнительницей негритянских блюзов, негритянских песен трагической иронии бытия, уступив лишь однажды, уже в начале 60 х, как и следовало ожидать, без особого результата».

После успеха «Э-тискет, э-таскет» ряды поклонников певицы пополнились многими миллионами новых. Кстати, именно тогда среди почитателей творчества Фицджеральд оказался и знаменитый Фрэнк Синатра.

Важно

Двадцатилетняя Элла затмевала своей естественностью молодых и красивых женщин. Часто она говорила: «Мать постоянно твердила мне: если чувствуешь, что не так красива, как твои подружки, улыбайся чаще, чем они».

С Уэббом записаны хиты: «Sing Me а Swing Song», «Oh, Yes», «Take Another Guess», «The Dipsy Doodle», «If Dreams Come True» и «Undecided».

После смерти Уэбба, в 1939 году, Элла стала лидером оркестра и сохранила это положение до 1942 года, когда ансамбль распался.

Тогда Элла расстается с любимым свингом и переходит на баллады. Фицджеральд выступает с такими известными вокальными коллективами, как «Дельта ритм бойз», «Фо кис» и «Инк спотс».

И вновь певица поднимается на вершину хит-парадов, выпустив в 1944 году пластинку «Into Each Life Some Rain Must Fall». Вместе с Луи Джорданом ей удается продать более миллиона экземпляров пластинки «Stone Coid Dead in the Market».

Во время одного турне с Диззи Гиллеспи влюбляется в Рея Брауна, одного из лучших басистов своего времени.

Певица была дважды замужем. Первый ее муж в 1941—1943 годах, — рабочий-докер Бенни Корнегей. Во второй раз она вышла замуж за Брауна, второй брак продлился пять лет.

С 1946 года менеджером певицы становится Норман Гранц, основатель антрепризы «Джаз в филармонии». Он в карьере певицы сыграл решающую роль. После Уэбба она вновь обрела учителя и наставника. Гранц сделал из Эллы звезду своего оркестра. Потом вывел ее из состава труппы, и певица стала выступать с сольными концертами в сопровождении фортепиано, трубы и ударных инструментов.

Совет

Именно под руководством Гранца Фицджеральд своими импровизациями без слов, так называемым скэтом, добилась того, что в джазе вокалисток стали уважать не меньше, чем инструменталистов-виртуозов.

Благодаря своим шлягерам «Леди, будьте добрыми» и «Как высоко до луны» Элла доказала, что обладает талантом импровизации, позволяющим ей «вести диалог» с известными музыкантами-солистами. Она уже считалась не просто исполнительницей песен, а даже их автором, создателем.

Ее импресарио с 1950 года всячески поддерживал и поощрял эту деятельность певицы.

В 1947 году появилась знаменательная запись Фицджеральд «Как высоко луна» — она продемонстрировала амплитуду голоса певицы. Потом прозвучал знаменитый «Мэкки-Нож» Эллы, оставивший далеко позади и Фрэнка Синатру, и Бобби Дарина.

Д. Ухов пишет: «Сейчас мало кто может поверить, что если бы не милая пародия Эллы на Луи Армстронга, то знаменитые куплеты «Мекки-Ножа» Курта Вайля могли оказаться в США на грани запрета, поскольку, вырванные из контекста «Трехгрошовой оперы», они действительно звучали как идеализация воровского цинизма.

В 50 е годы тот же Норман Гранц безошибочно увидел в своей подопечной лирическую певицу: появляется целая серия монографических пластинок — songbooks, посвященных классикам бродвейского мюзикла от Джорджа Гершвина до Коула Портера (высшее ее достижение как поп-певицы).

Тогда же был предпринят эксперимент: запись оперы Гершвина «Порги и Бесс», в которой все партии исполняли только два вокалиста — Элла Фицджеральд и Луи Армстронг.

Эксперимент оказался настолько убедительным, что позднее по той же схеме записывали эту оперу Сэмми Дэйвис и Кармен Макрэй, Рэй Чарльз и Клио Лэйн и даже культовая панк-группа «When People Were Shorter».

В сущности, благодаря одной Элле Фицджеральд и ее аккомпаниаторам (особенно пианисту Эллису Ларкинсу) американский мюзикл приобретает собственно музыкальное измерение: вместо избранных «коронных номеров» из театральных постановок возникает новый жанр — песенного цикла-альбома, от которого всего лишь два шага до «Сержанта Пеппера» Битлз. «Я и не знал, как хороши наши песни, — заметил как-то Айра Гершвин, брат и соавтор композитора, — пока за них не взялась Элла Фицджеральд».

Для записей на пластинки Гранц нашел интересный ход: записать весь репертуар известных американских композиторов мюзиклов. Исполнение певицы сопровождали лучшие студийные оркестры, в составе которых были и струнные инструменты. Элла исполнила почти все произведения композиторов Джорджа Гершвина, Роджерса и Харта, Джерома Керна, Ирвинга Берлина и Коула Портера.

Обратите внимание

Таким образом, ее программа включила и «Saint Louis Blues», и старые песни, исполняемые чернокожими музыкантами с 1914 года, и бразильскую босса нова, и, конечно же, популярные эстрадные и джазовые композиции.

Эти записанные в 50 е годы альбомы останутся лучшим свидетельством самой плодотворной эпохи американской музыки. Элла Фицджеральд совершила настоящее чудо: она скрупулезно воспроизводила тексты, отыскивая в них скрытые сокровища, о которых до нее никто даже и не догадывался.

Среди других знаменательных записей певицы можно отметить также концерты с Андре Превэном и Паулино да Коста.

«..В 70 е, когда голос певицы неизбежно начнет слабеть, певица будет выступать и записываться под аккомпанемент одной только акустической гитары Джо Пасса, — пишет Д. Ухов. — Но и в этих ее поздних записях почти нет характерной для зрелого возраста (и самих исполнителей, и их жанра) ностальгии

голос Эллы Фицджеральд, казалось, навсегда остается задорно мальчишеским. Элла Фицджеральд — артистка молодого искусства, молодежного темперамента и вообще юной нации. Не кто-нибудь, а первая леди джаза сама первой потянулась к подростковым забавам Леннона и Маккартни».

Певица всегда избегала политики. Однако в январе 1961 года приняла участие в гала-концерте в поддержку Кеннеди, организованном Синатрой.

Более двух десятилетий певица жила в фешенебельном квартале Беверли-Хиллз, штат Калифорния, неподалеку от голливудских звезд, которыми всегда восхищалась. Жизнь вела безмятежную: вязала, смотрела телевизор в компании сына Рэя, ставшего музыкантом — барабанщиком, иногда выезжала за покупками, предпочитала крупные магазины.

Если с возрастом голос Эллы Фицджеральд становился лишь глубже и богаче оттенками, то здоровье с годами начало ухудшаться, причем с середины семидесятых все более стремительно.

В августе 1985 года пришлось прервать концертное турне и срочно лечь в больницу из-за обнаружившейся в легких жидкости.

Важно

В июле 1986 года ее снова госпитализировали, на этот раз из-за проблем с сердцем для лечения пришлось прибегнуть к операции.

В конце 80 х — начале 90 х годов ее выступления на нью-йоркском джазовом фестивале постоянно становились событием года.

Сама идея отдохнуть приводила певицу в ужас, она постоянно жаловалась, что просто не может сидеть дома.

В 1989 году у нее в гостях, в ее калифорнийском доме, побывал журналист Леонард Фитер, и на его вопрос, как она выздоравливает, певица ответила: «Сижу дома и скучаю, мне не хватает путешествий, переездов».

В 1990 году она опять попала в больницу — во время гастролей в Голландии. В 1993 году из-за последствий диабета пришлось ампутировать обе ноги ниже колен.

Скончалась она во сне, 15 июня 1996 года, в своем доме в Беверли-Хиллз. Узнав о смерти знаменитейшей исполнительницы, президент США Билл Клинтон заявил: «Я глубоко опечален смертью Эллы Фицджеральд. Уход человека такого таланта, изящества и класса — огромная утрата для мира джаза и всей страны».

Источник: http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/2009-11-19-92197.html

Свет твоей любви: 7 главных песен Эллы Фицджеральд

«Первая леди джаза», обладательница голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и импровизации, 13-кратный лауреат премии «Грэмми» и многих других почётных наград, за свою 50-летнюю карьеру выпустила порядка 90 альбомов и сборников.

Певица активно сотрудничала с другими известными джазовыми музыкантами — такими, как Дюк Эллингтон, Луи Армстронг, Куинси Джонс и Каунт Бэйси. Её талант высоко ценили Коул Портер, Ирвинг Берлин и Айра Гершвин.

До 1942 года певица выступала в составе биг-бэндов, а к концу пятидесятых умудрилась записать практически все песни классического американского репертуара. «Первая леди джаза» продолжала выступать до конца восьмидесятых годов. При жизни вокалистки было продано более 40 миллионов пластинок с её записями.

«Вечёрка» предлагает вашему вниманию подборку классических копмозиций в исполнении неподражаемой Эллы.

1. Dream a Little Dream of Me

Музыку к этой всеми любимой песне написали Фабиан Андре и Уилбур Швандт, слова — Гус Кан. Впервые она была записана оркестром Оззи Нельсона в 1931 году

15:15 25 апреля 2013

Ella Fitzgerald & Louis Armstrong — Dream a Little Dream of Me

2. Summertime

Совет

За основу арии, написанной Джорджем Гершвином в 1935 году для оперы «Порги и Бесс», была взята украинская колыбельная «Ой ходить сон коло вікон», которую композитор услышал в Нью-Йорке в исполнении Украинского Национального Хора.

Со времени своего появления «Summertime» была исполнена в самых разных вокально-инструментальных интерпретациях.

Особенно популярной она стала после исполнения её Чарли Паркером, Луи Армстронгом и Эллой Фицджеральд. Арию также перепевали Дженис Джоплин, Сэм Кук, группа The Zombies и многие другие.

Считается, что по количеству исполнений по всему миру, песня опережает «Yesterday» The Beatles.

15:15 25 апреля 2013

Ella Fitzgerald — Summertime (Live 1958)

3. Mack The Knife (из «Трехгрошевой оперы»)

Популярнейший зонг, написанный в 1928 году немецким поэтом и драматургом Бертольтом Брехтом и немецким композитором Куртом Вайлем. Версия Фицджеральд известна благодаря живому выступлению певицы в 1960 году («Ella in Berlin: Mack the Knife»), в котором певица импровизировала, забыв текст песни. Пробел в памяти впоследствии принёс ей премию «Грэмми».

15:15 25 апреля 2013

Ella Fitzgerald — Mack The Knife

4. Black Coffee

Знаменитая песня Сонни Бёрка и Пола Фрэнсиса Вебстера впервые была записана Сарой Вон в 1948 году. Позже, уже в исполнении Фицджеральд она была включена в саундтрек к фильму «Не позволяйте никому писать мою эпитафию» (1960). Исполнение Эллы очень любила лауреат Нобелевской премии, поэтесса Висвава Шимборска, выбравшая её в качестве прощальной композиции для своих похорон.

15:15 25 апреля 2013

Ella Fitzgerald — Black Coffee

5. Sunshine of Your Love

Песня британской супергруппы Cream (Эрик Клэптон-Джек БрюсДжинджер Бейкер) впервые появилась на их альбоме 1967 года «Disraeli Gears». Элла перепела её через год, в самый разгар «Лета Любви».

15:15 25 апреля 2013

Ella Fitzgerald — Sunshine of Your Love

6. Cry Me a River

Замечательная джазовая баллада с оттенками блюза была написана Артуром Хэмилтоном в 1953 году специально для Фицджеральд.

15:15 25 апреля 2013

Ella Fitzgerald — Cry Me a River

7. Someone To Watch Over Me

Обратите внимание

Песня Джорджа и Айры Гершвин из мюзикла «Oh, Kay!» (1926) стала одним из самых известных джазовых стандартов, входящих в «Великий Американский Песенник»

15:15 25 апреля 2013

Ella Fitzgerald — Someone To Watch Over Me

БИОГРАФИЯ ЭЛЛЫ ФИТЦДЖЕРАЛЬД

Источник: https://vm.ru/news/193883.html

Ella Fitzgerald

Элла Фицджеральд оставила после себя двести пятьдесят музыкальных альбомов, записанные за 50 лет ее творческой жизни, завоевала тринадцать высших наград — премий «Грэмми».

Эта певица создала абсолютно оригинальный стиль джазового пения, при котором сам исполнитель может равняться по своим заслугам с композитором. Старые песни с новым голосом Эллы приобретали абсолютно новые очертания, давая им вторую жизнь.

Элла Фицджеральд родился в Нью-Порте (Вирджиния) 25 апреля 1917 г. Отец рано оставил семью, но девочкой занимался отчим. Семья была бедной. В свободное время Элла любила танцевать и петь. Вскоре мама умерла, и девочку забрала к себе тетя.

Будучи подростком, Элла больше танцевала, нежели пела. Она была настолько застенчивой, что это мешало ее желанию реализовать себя в качестве эстрадной артистки.

В 1934 Элла едет в Нью-Йорк. За плечами – только работа смотрительницы в борделе, но она успешно записывается на любительский конкурс. Она полагала, что прежде всего будет танцовщицей, и к этому еще немножко – певицей, совсем как Этель Уотерс, однако в последнюю минуту Элла предпочла пение.

Выступление в «Аполло», известном гарлемском кинотеатре, стало важным событием в ее жизни, поскольку имело успех у публики. Там Элла Фицджеральд привлекла внимание Чика Уэбба, руководителя свингового джаз-бэнда. Он сделал предложение девушке о том, чтобы она стала солисткой в его ансамбле.

Было лишь условие – главное, чтобы она понравилась парням из Йельского университета, которые пригласили оркестр Уэбба выступить у них на танцах. Парня молодая певица очень приглянулась, и так начался большой путь Эллы Фицджеральд на эстраде.

Важно

В 1935 был первый альбом певицы с оркестром Уэбба под названием «Любовь и поцелуи». Он немедленно стал занимать строчки в джазовых хит-парадах. В 1938 появилась композиция «Э-тискет, э-таскет», спетая вместе с Элом Фелдманом – в ней сочетались джазовые и поп-мотивы, а текст был адаптацией детских куплетов.

Таким образом, ритмичная мелодия стала очень актуальной в атмосфере предвоенной, но танцевальной лихорадки.

После ошеломительного успеха «Э-тискет, э-таскет» количество поклонников певицы стало исчисляться миллионами. Среди них был даже известный Фрэнк Синатра.

В 20 лет Элла Фицджеральд была настолько молода и красива, что затмевала своей врожденной естественностью других женщин.

Она любила повторять, что если есть ощущение, что ты не самая красивая среди своих подружек, следует просто почаще чем они улыбаться.

Дальше были «Undecided», «Oh, Yes», «The Dipsy Doodle», «Sing Me а Swing Song», «Take Another Guess», и «If Dreams Come True», спетые вместе с Ужббом. Однако Уэбб умер в 1939 году, и Элла стала лидером его оркестра, и занимала этот пост до самого его распада  ы 1942 году.

Тогда певица переключается на баллады. Она выступает с известными вокальными группами, такими как «Фо кис», «Дельта Ритм Бойз», «Инк Спотс». И снова Элла занимает верхушки парадов благодаря выпущенной в 1944 году пластинке «Into Each Life Some Rain Must Fall». Совместо с Луи Джорданом, она продает чуть больше миллиона экземпляров своего альбома «Stone Coid Dead in the Market».

Элла Фицджеральд дважды выходила замуж. Первый муж 1941-1943 годов был рабочим-докером на имя Бенни Корнегей. Второй брак продолжался всего 5 лет. В 1946 у Эллы появляется личный менеджер Норман Гранц, тот, что основал антрепризу «Джаз в филармонии».

Он сыграл особую роль в карьере певицы, ведь после Уэбба Элла нашла в нем наставника и учителя. Гранц воспитал в Элле звезду своего оркестра.

Совет

Затем вывел из труппы, и у певицы начались сольные концерты, сопровождаемые трубами, фортепиано и ударными инструментами.

Именно тогда, под руководством Нормана Гранца Элла своим «скэтом», себто импровизациями, лишенными слов, добилась уважения к вокалисткам в джазе не меньшего, чем к инструменталстам виртуозам.

С помощью своих хитов «Как высоко до луны» и «Леди, будьте добрыми» Элла сумела доказать, что имеет талант импровизации, позволявший ей просто «вести диалог» с известными солистами и музыкантами.

Тогда у нее был стиль не только исполнительницы – все в ее характере подходило под описание автора и создателя. Эту черту импресарио старался в ней подчеркивать.

В 1947 году вышла песня «Как высоко луна», продемонстривовавшая амплитуду голоса исполнительницы. Потом была «Mack The Knife», оставившая позади и Бобби Дарина и Фрэнка Синатру.

В те же года она выпускает монографические пластинки, т.н. songbooks, посвященные класикам бродвейских мюзиклов, начиная от Джорджа Гершвина и заканчивая Коулом Портером.

Тогда Гершвин записал оперу «Порги и Бесс», где все партии исполнялись лишь двумя вокалистами – Луисом Армстронгом и Эллой Фицджеральд.

Этот эксперимент стал настолько успешным, что его повторил Кармен Макрэй и Сэмми Дейвис, Клио Лэйн и Рэй Чарльз, а также культовая панк-группа с названием «When People Were Shorter».

Обратите внимание

В тот период американский мюзикл именно благодаря Элле и группе ее аккомпаниаторов приобретает абсолютно новое музыкальное измерение, рождая новый жанр – песенный цикл-альбом заменяет избранные «коронные номера» из театральных постановок. Айра Гершвин с удивлением признался, что не знал, что их песни настолько хороши в обработке Эллы Фицджеральд.

Чтобы сделать записей на пластинки, Гранц решил взять весь репертуар известных композиторов мюзиклов Америки. Таким образом, пение певицы сопровождали самые лучшие оркестры, которые в составе порой даже содержали струнные инструменты. Элла исполнила практически все произведения Харта и Роджерса, Джорджа Гершвина, Ирвинга Берлина, Коула Портера и Джерома Керна.

Так ее репертуар включал уже и «Saint Louis Blues», и старые песни чернокожих музыкантов, и бразилськую «Bossa Nova», и, естественно, популярные джазовые и эстрадные композиции.

Альбомы Эллы Фицджеральд 50-х годов навсегда останутся символом плодотворнейшей эпохи музыки США. Эта певица совершила чуда – она воспроизводила тексты, находила в них скрытые сокровища и пользовалась ими.

К 70м годам голос стал Эллы Фицджеральд стал слабеть. Она выступала только под аккомпаненмент акустической гитары, на который играл Джо Пасс. И несмотря на слабость в голосе, она сохранила юношеский тембр, благодаря которому ее песни оставались задорно мальчишескими.

Она первой заинтересовалась работами еще тогда молодых Маккартни и Леннона. Избегала политики, хотя и выступила на концерте Синатры, организованном в поддержку Кеннеди.

Более 20 лет Элла прожила в квартале Беверли-Хиллз, рядом стеми голливудскими звездами, которыми она тогда восхищалась. Безмятежная жизнь была наполнена такими занятиями, как вязание, семейный просмотр телепередач, выезд за покупками в круные магазины.

Со временем голос Эллы становился глубже и переливался оттенками, но здоровье становилось все хуже. В авугсте 1985 г. она слегла в больницу с жидкостью в легких, прекратив турне. Через год ее снова положили в больницу, но уже по причине больного сердца.

Ей сделали операцию.

В начале восьмидесятых — начале девяностых годов она продолжала выступать на джазовом фестивале Нью-Йорка, что было событием года для ее поклонников. Элла ужасалась от одной мысли об отдыхе, поскольку и так много сидела дома.

В 1990 она снова легла в больницу, когда была на гастролях в Голландии. Умерла она 15 июня 1996 г., во сне, в своем доме на Беверли-Хиллз. В тот день президент Соединенных Штатов Америки Билл Клинтон выразил искренние сожаление, что мир покинула женщина, олицетворявшая собою талант, изящество и класс.

Источник: http://www.classicalm.com/ru/composer/106/Ella-Fitzgerald

Элла Фицджеральд фото

Деятельность: джазовая певица, актриса

Знак Зодиака: Телец

Дата рождения: 25 апреля 1917 г.

Дата смерти: 15 июня 1996 г.

Место рождения: г. Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния, США

Имя: Элла Фицджеральд

Биогра-фия Эллы Фицджера-льд

Великая американская джазова-я певица, которую на-зыва-ли и «Перво-й леди джаза», и «Леди Элла», известна- во- всём мире. Речь об Элле Джейн Фицджера-льд. Она- является величайшей в истории джаза во-калисткой, диапазон её уникального голоса – 3 окта-вы. «Леди Элла» масте-рски владела те-хникой голосо-во-й импровизации и оста-лась в этом непревзойдённой.

Детство- и семья Эллы Фицджера-льд

Родной город Фицджера-льд – Ньюпорт-Ньюс. Её родите-ли — простые люди: мама ра-бота-ла пра-чкой, а оте-ц ра-бочим. Элла была со-всем маленькой, когда-либо оте-ц ушёл из семьи. Мать, взяв с со-бой дочь, переехала в Нью-Йорк.

Вскоре мама вышла замуж. Отчим был иммигра-нтом из Португалии. Семья была на-божной, поэтому нередко посещала церковь.

Именно та-м ещё дево-чкой Фицджера-льд впервые услышала церковные песнопения, которые произвели на- неё немалое- впечатление.

Важно

Сценическая биогра-фия Эллы Фицджера-льд на-чина-лась с та-нцев Мать Эллы умерла в 1932-ом году. Вплоть до этого времени дево-чка испра-вно посещала школу, была примерной ученицей. Нередко, будучи жи-знера-достным ребёнком, она- та-нцева-ла и пела во- дво-ре, дава-я импровизирова-нные концерты для детво-ры.

Элле удава-лось имитирова-ть голоса популярнейших певцов. С прияте-лем Чарльзом Гулливером она- увлечённо отплясыва-ла самые модные та-нцы. После того, как мать Эллы умерла, она- переехала к сво-ей тёте- в Гарлем. Дево-чка бросила школу и почти постоянно пропадала на- улице. По вечера-м Фицджера-льд подра-батыва-ла, та-нцуя в клубах.

Так продолжалось 2 года, а в 1934-ом девушка ушла из дома.

Элла Фицджера-льд: на-чало карьеры

Осенью 1934-го года в киноте-атре «Аполло» проходил любите-льский конкурс, прово-димый диск-жокеем и коммента-тором Ральфом Купером.

Элла решила принять в нём участие в качестве та-нцовщицы, те-м не менее во- время предва-рите-льного прослушива-ния выяснилось, что её со-перницами в том же амплуа ста-ну-т сёстры Эдва-рдс, выступающие дуэтом и уже известные к тому времени.

Это ста-ло причиной того, что девушка приняла решение сменить амплуа, Элла спела.Ella Fitzgerald — Summertime (1968 Успех был ошеломите-льным. Две композиции были исполнены ею та-ким сильным голосо-м, что пора-жённа-я публика буква-льно взорва-лась аплодисмента-ми.

Во время выступления ей аккомпанирова-л оркестр Бенни Карте-ра-. Вскоре Элла вновь участво-ва-ла в конкурсе и вновь одержала победу. В качестве на-гра-ды она- на- протяжении недели выступала со-вместно с оркестром Тини Брэд-шоу.

Первые песни Эллы Фицджера-льд

Можно сказать, что профессиона-льна-я карьера- певицы на-чалась с янва-ря 1935-го года, когда-либо Фицджера-льд пела на- сцене Гарлемского те-атра-. Бенни Карте-р предста-вил её Чику Уэббу, с которым они подписали контра-кт и на-чали со-вместные выступления. Оркестр Чика Уэбба к тому времени счита-лся одним из лучших. Для певицы он ста-л перво-й ступенькой в карьере.

Вместе- с биг-бендом Элла выступала на- протяжении семи лет. В 1935-ом они вместе- записали первую пластинку, выход которой сра-зу привлёк внимание к скромной певице. В 1939-ом году Чика Уэбба не ста-ло. Главное- место в оркестре заняла Элла. До 1942-го года было записано поле полутора- со-те-н треков. В 1942-ом году певица решила уйти из биг-бенда и на-чать со-льну-ю карьеру.

Сольна-я карьера- певицы Эллы Фицджера-льд

Ста-ра-ясь на-йти сво-й путь в джазе, Элла ушла с голово-й в тво-рческий поиск. В то время она- счита-лась во-все не джазово-й певицей, а ра-скрученной и зна-менитой поп-звездой. Её путь к джазу был непростым и долгим. Умея с юных лет имитирова-ть пение , она- ещё не ощущала джазово-го привкуса. Желание петь джаз пришло к ней гора-здо позже.

Решающее же влияние на- неё оказало частое- общение с Армстронгом, Бейси, Эллингтоном и джазово-й молодёжью, котора-я, как и Элла, искала новые тво-рческие пути.Ella Fitzgerald : One note Samba (scat singing) 1969 К середине со-роковых годов Фицджера-льд ста-ла другой певицей, она- уже не желала исполнять чьи-то песни, не желала подра-жать чужи-м импровизациям.

Элла почувство-ва-ла, что готова- импровизирова-ть сама и у неё есть, что сказать публике. В конце во-йны на-чалась эра- би-бопа, эра- иного джаза. Вскоре мир открыл для себя новую джазовую звезду. Элла сво-им пением стира-ла гра-ницы между инструментом и голосо-м, умела со-здава-ть во-кальные импровизации на- слог (скэт). Эту виртуозну-ю те-хнику она- довела до со-вершенства-.

Совет

На шестидесятые годы пришёлся пик её тво-рческой карьеры. Менеджером Фмцджера-льд и её твёрдой на-пра-вляющей рукой ста-л Норманн Гра-нц, благодаря которому был со-здан личный лейбл певицы – Verve Records, ста-вшим для неё ключевым в жи-зни. В 1956-ом вышел со-льный альбом Эллы, принесший небыва-лую славу. Далее последова-л выпуск ещё нескольких альбомов.

Фицджера-льд на-чала выступать не только в США, она- ездила на- гастроли во- многие стра-ны.

Последние годы жи-зни Эллы Фицджера-льд, причина- смерти

Голос певицы ухудшился в середине семидесятых годов. Она- пра-ктически со-всем переста-ла выступать и записыва-ться с 1991-го года. В 1993-ем году ею был дан заключите-льный концерт в Сан-Фра-нциско.

Элла Фицджера-льд и Луи Армстронг Последние годы жи-зни Фицджера-льд сильно болела. Из-за диабета- ей ампутирова-ли обе ноги. Последние годы жи-зни она- провела в Беверли-Хиллс в сво-ём поместье. В середине июня 1996-го года певицы не ста-ло.

Лична-я жи-знь Эллы Фицджера-льд

Впервые Элла вышла замуж в 1941-ом году. Ей избра-нником был Бенни Корнегей. Спустя 2 года бра-к ра-спался. Второй ра-з она- вышла замуж в 1947-ом году. На этот ра-з мужем певицы ста-л музыкант-контра-басист Рэй Бра-ун. Вместе- они прожи-ли до 1953-го года. Семейна-я жи-знь мешала карьере, что и ста-ло причиной ра-зво-да.

Несмотря на- ра-зрыв семейных уз между Эллой и Рэем, их музыкальное- со-трудничество- не прекра-тилось. Кроме того, бывших супругов связыва-л усыновлённый ими в бра-ке племянник Эллы, которому дали имя Рэй-младший. Когда мальчик вырос, он решил, как и его приёмные родите-ли, связать жи-знь с музыкой.

В 1957-ом году в прессе немало писали о якобы со-стоявшемся бра-косо-чета-нии певицы с Тором Ларсеном. Эта- информация та-к и оста-лась на- уровне слухов.

Источник: http://mr-freeman.ru/ella-ficdzherald/

Ella Fitzgerald: вся дискография

Ella Fitzgerald – выдающаяся певица из США, «первая леди джаза», обладающая голосом меццо-сопрано диапазоном 3 октавы. За пятидесятилетнюю музыкальную карьеру выпустила 90 пластинок, продажи которых составили 40 миллионов копий.

Обладатель многих наград, включая «Орден Искусств и литературы», «Президентскую медаль Свободы», а также «Грэмми». Сотрудничала с Луи Армстронгом (Louis Armstrong), Каунтом Бейси (Count Basie) и Куинси Джонсом (Quincy Jones).

Известна композициями «Cry Me A River», «I’m Making Believe», «Oh, Lady Be Good!» и «Flying Home».

Детство Эллы прошло в нищете нью-йоркских трущоб, где певица полюбила церковные песнопения и развивала талант, разучивая госпелы. Фицджеральд увлекалась танцами, спортом и болела за бейсбольную команду «Лос-Анджелес Доджерс».

В подростковом возрасте Элла работала смотрителем публичного дома, бросив школу после смерти матери.

В это же время певица сделала первый шаг в профессиональную карьеру певицы – участвовала в конкурсе «Amateur Nights» в гарлемском театре «Аполло» и победила.

Первое выступление Эллы Фицджеральд с джазовым оркестром Тайни Брэдшо (Tiny Bradshaw) состоялось в том же театре в 1935 году, а запись песни «A-Tisket, A-Tasket» в 1938 году принесла певице успех.

До 1942 года в составе оркестра «Ella and Her Famous Orchestra» певица исполняла поп-джазовые песни. В 40-е годы Элла переходит от свинга к бибопу и сотрудничает с трубачом-импровизатором Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), используя скэт – манеру исполнения вокализов, повторяющую звучание инструментов.

В 50-е годы Элла выпустила дебютную пластинку «Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook» на лейбле «Verve Records». Альбом стал первым в коммерчески успешной серии пластинок «Great American Songbook», на которых певица представляла работы отдельного поэта или композитора. В конце 50-ых – начале 60-ых годов исполнительница много работала с Луи Армстронгом, а также с оркестром Каунта Бэйси.

Обратите внимание

Эксперты отмечали этот этап, как значимый и выдающийся в музыкальной карьере Фицджеральд.

В 60-е годы концертная деятельность Фицджеральд сошла на нет, в это время она записала сборники и альбом «Misty Blue» в стиле кантри. Пластинка 1972 года «Jazz at Santa Monica Civic '72» имела большой успех, после которого Элла начала работать с пианистом Томми Флэнаганом (Tommy Flanagan), гитаристом Джо Пассом (Joe Pass), контрабасистом Кетером Беттсом (Keter Betts).

После выступления на немецком телевидении в 1975 году музыкальные эксперты отметили ухудшение вокальных данных певицы. Из-за проблем со здоровьем концертную деятельность пришлось прекратить, а в 1993 году из-за осложнений, вызванных диабетом, певице ампутировали ноги. В 1996 году Элла Фицджеральд скончалась дома, в Калифорнии.

Источник: http://zaycev.net/artist/40421

Элла Фицджеральд в фактах и цитатах — Роккульт

25 апреля 1917 года родилась Элла Фицджеральд. Великая джазовая певица обладала множеством премий и наград, записала большое количество альбомов и сборников, сотрудничала с известными джазменами. Получив звание «первой леди джаза», певица и в XXI веке продолжает оказывать влияние на джазовых музыкантов и простых меломанов.

  1. В детстве Элла Фицджеральд пела в церкви спиричуэлсы и госпелы, которые помогли развить музыкальные способности девочки. Тогда же она начала петь дома услышанные на пластинках песни.

  2. Манеру и приёмы пения Элла «подсмотрела» у американской джазовой певицы Конни Босуэлл.

  3. После смерти матери в 1932 году Фицджеральд бросила школу и из-за бесконечных ссор с отчимом была вынуждена перебраться к тёте и устроиться работать смотрительницей борделя. Несовершеннолетней Эллой заинтересовались органы опеки. Они определили её в интернат, откуда девушке удалось сбежать, но жить было негде, и какое-то время она скиталась на улице.

  4. В 1934 году Элла Фицджеральд впервые вышла на сцену. Девушка собиралась выступать как танцовщица, но в последний момент решила петь. Неожиданно для себя она выиграла конкурс Amateur Nights, получила 25 долларов и недельный контракт с гарлемским театром «Аполло».

  5. Уже через год Фицджеральд выступала с биг-бэндами Тайни Брэдшо, Чика Уэбба. Кстати, с Уэббом певица записала хиты Love and Kisses, Mr. Paganini и A-Tisket, A-Tasket.

  6. Когда умер Чик Уэбб, его оркестром начала руководить сама Фицджеральд, и он стал называться Ella and Her Famous Orchestra. К сожалению, в 1942 году музыканты разошлись во взглядах и перестали сотрудничать.

  7. Начиная сольную карьеру, Элла Фицджеральд стала работать со студией Decca Records и стала петь с джазменами Биллом Кенни, Луи Джорданом и группой The Delta Rhythm Boys.

  8. Большую роль в творческой судьбе Фицджеральд сыграл импресарио и менеджер Норман Гранц. Он организовывал её выступления в серии джазовых концертов Jazz of the Philharmonic и запись музыки на своём лейбле.

  9. В начале 40-х годов Элла Фицджеральд стала работать с выдающимся джазовым трубачом Диззи Гиллеспи. В это время она освоила приём скэта (вид импровизации, когда вместо инструмента используется голос), который прославил певицу ещё больше.

  10. Специально для Эллы Фицджеральд Норман Гранц основал лейбл Verve Records, на котором они создали альбом Sings the Cole Porter Songbook с песнями Коула Портера.

    Songbook – это целая серия из восьми альбомов с композициями разных авторов.

    Помимо Портера, певица записала диски с песнями Дюка Эллингтона, Ирвинга Бердина, Ричарда Роджерса и Лоренца Харта, Джорджа и Айры Гершвинов, Гарольда Арлена, Джерома Керна и Джонни Мерсера.

  11. В поздний период творчества Элла Фицджеральд перестала исполнять только классический джаз и занялась другими жанрами. Она записала альбом торжественных песен Brighten the Corner, сборник рождественских композиций Fitzgerald’s Christmas, кантри-диск Misty Blue и попурри 30 by Ella.

  12. Последние годы жизни Эллы Фицджеральд омрачили серьёзные болезни. Операция на сердце способствовала резкому ухудшению зрения, а из-за диабета певице ампутировали обе ноги.

  13. Элла собирала рецепты для поваренной книги, которая находится сейчас в библиотеке Гарвардского университета.

  14. Элла Фицджеральд сотрудничала со многими известными музыкантами. Среди них – вокальная ритм-энд-блюз-группа The Ink Spots, трубач Луи Армстронг, гитарист Джо Пасс, пианисты Каунт Бэйси, Дюк Эллингтон.

  15. Певица нигде не училась музыке. При этом диапазон её меццо-сопрано достигал трёх октав, и до самого конца в голосе Эллы сохранилась необычайная лёгкость, полётность, радость, свобода и энергия.

  16. Элла Фицджеральд снималась в кино. Её главной ролью был образ Мэгги Джексон в фильме «Pete Kelly’s Blues» (1955). Также певица участвовала в кинокартинах «St.

    Louis Blues» (1958), «Let No Man Write My Epitaph» (1960), сериал «The White Shadow» (1978-1981).

    Кроме этого, Элла появлялась в телешоу Эда Саллевана, Энди Уильямса, Фрэнка Синатры, Нэта Кинг Коула и рекламах (Memorex, KFC, American Express).

  17. Фицджеральд занималась благотворительностью и помогала Американской Сердечной ассоциации, Национальному медицинскому центру City of Hope, а в 1993 году создала собственный фонд, который помогал молодым музыкантам и людям-диабетикам.

  1. Единственное, что может быть лучше пения, – это ещё больше пения.

  2. Не имеет значения, откуда ты пришёл, а важно, куда ты идёшь.

  3. Главное, не сходите с пути и не сдавайтесь. Там, где вы чувствуете любовь и вдохновение, я думаю, нельзя ошибиться.

  4. Я пою так, как я чувствую.

  5. Я самая робкая женщина, и я робею от присутствия людей. Но когда я нахожусь на сцене, это совсем другое ощущение. Я получаю энергию откуда-то. Может быть, причина заключается в том, что это то, что мне нравится делать.

  6. Некоторые дети в Италии называют меня «Мама Джаза»; я полагала, это так прелестно. До тех пор, пока они меня не называют «Бабушка Джаза».

  7. Я крала всё, что слышала, но большую часть я украла у духовиков.

Источник: http://rockcult.ru/po/ella-fitzgerald-facts-quotes/

Лучший способ начать музыкальный вечер — с Эллой Фицджеральд

Она родилась 25 апреля 1917 года в городе Ньюпорт Западной Вирджинии. Родители Эллы, Уильям и Темперанс Фицджеральд, не связанные узами официального брака, были простолюдинами — грузчиком и прачкой.

Пара рассталась вскоре после рождения дочери, и Элла с матерью переехала в Йонкерс, штат Нью-Йорк.

Там Темпи знакомится с португальским эмигрантом Джозефом да Сильвой, и у них рождается дочь Франсис — единоутробная сестра Эллы.

Маленькая Элла часто слушает пластинки группы The Boswell Sisters вместе с матерью, в числе ее любимых песен — «Judy» Хоги Кармайкла в их исполнении.

Голос солистки Конyи Босуэлл буквально очаровывает Эллу: девочка мечтает «петь как она», перенимая манеру исполнения певицы.

И поет вместе с пластинками «The Boswell Sisters», Бинга Кросби, а также молодого, но уже довольно популярного к тому времени Луи Армстронга.

Она не занимается специально музыкой, но поет от души в свое удовольствие. Не слишком интересуют Эллу изящные искусства и прочие девчоночьи радости, зато она самозабвенно носится по улице с мальчишками, играет в бейсбол. Всю жизнь она верная болельщица бейсбольной команды «Los Angeles Dodgers».

Единственное более-менее женственное занятие, которое привлекает Эллу — это танцы. После бейсбола она танцует, изредка ездит с ребятами электричкой в Гарлем на концерты театра «Аполло».

Замыслил я побег

В 1932 году жизнь пятнадцатилетней Эллы меняется раз и навсегда: Темпи погибает, и девочку забирает на воспитание в Вирджинию тетка, сестра матери.

Семейные трудности не лучшим образом сказываются на успеваемости Эллы: сперва она превращается в двоечницу, затем — в злостную прогульщицу, и, наконец, вовсе забросив школьные занятия, — в завсегдатаю полицейского участка.

Девочку отправляют в приют для цветных сирот в Бронксе, откуда Элла сбегает и какое-то время скитается по улицам.

Важно

В будущем, вспоминая юность, Фицджеральд не раз говорила, что именно это трудное время, годы ее взросления, и сделали из нее человека.

Возможностью выйти из затруднительной жизненной ситуации стал уже упомянутый ранее театр «Аполло», где проходили конкурсы среди любителей-танцоров и исполнителей. Элла подала заявку и, к своему удивлению, прошла отбор. Шанс показать себя представился 21 ноября 1934 года.

Она приготовила танцевальный номер и с нетерпением ждала своего выхода на сцену. Перед ней выступал танц-дуэт сестер Эдвардс, местных признанных талантов. Элла смотрела их номер из-за кулис с единственной мыслью: «Этих девчонок не перетанцуешь.

У меня нет шансов!» Так что когда ее вызывали на сцену, она неожиданно объявила, что лучше споет, и попросила оркестр сыграть «Judy».

Несмотря на популярность сестер Эдвардс, безвестная Элла буквально пленила зрителя своим голосом: конкурсанта-дилетанта… вызвали на бис! Элла исполнила еще одну песню из репертуара сестер Босуэлл. Жюри конкурса учло реакцию публики и присудило юной певице первую премию в размере 25 долларов США.

Четвертной, конечно, на дороге не валяется, но ценнее денег для нищей Эллы было озарение: «Там я поняла, чем хочу заниматься всю жизнь: петь. Я почувствовала, что люди меня приняли и полюбили».

Это ощущение публики, которая тебя «принимает и любит», Элла пронесла сквозь всю свою жизнь. На сцену она всегда выходила словно пообщаться с друзьями: даром что в многотысячных залах знакомых людей — раз, два и обчелся.

Чувствуя себя на сцене как рыба в воде, в повседневной жизни Элла всегда оставалась скромной и застенчивой.

Надежды маленький оркестрик

В январе 1935 года у Эллы появился шанс спеть с коллективом Тайни Бредшоу в Harlem Opera House. Она познакомилась с барабанщиком и бендлидером по имени Чик Уэбб — уже известным тогда, сейчас же просто легендарным джазменом.

Вокал Фитцджералд не произвел на него сильного впечатления, но он решил пригласить ее выступить с оркестром на танцах в Йельском университете разнообразия ради.

С этих выступлений все, собственно, и началось: Элла прижилась в оркестре, раскрылась как музыкант и научилась всему, что нужно. 12 июня 1935 года с оркестром Чика Уэбба она отправилась в студию, где сделала свою первую запись «Love and Kisses».

Совет

А три года спустя песня в ее исполнении «A-Tisket, A-Tasket» попала на первую строчку хит-парада.

16 июня 1939 года, после смерти Чика Уэбба, Элла берет руководство оркестром в свои руки. Коллектив, к слову, был переименован в Ella Fitzgerald and Her Famous Band.

В 1942 году Элла покинула оркестр и подписала контракт с известной звукозаписывающей компанией Decca. В том же году она познакомилась с джазовым промоутером и деятелем рекорд-бизнеса по имени Норман Гранц, своим будущим менеджером.

Она успешно выступает с оркестром великого трубача и изобретателя «афрокубинского джаза» Диззи Гиллеспи, но ее не покидает внутреннее ощущение, что эпоха биг-бендов подходит к концу. Содержать оркестры становится невыгодно, они не окупаются.

Новая «фишка» джаза — би-боп, скоростная ритмичная музыка, исполняемая малыми составами. В 1947 году би-боп песня «Lady Be Good» Эллы Фицджеральд становится хитом. О самой певице говорят теперь как о главной джазовой вокалистке.

Работа с Диззи Гиллеспи, кстати, становится поворотным этапом в жизни Эллы: в ходе турне 1946 она влюбляется в коллегу Рея Брауна — одного из лучших контрабасистов своего времени, который в этом же году становится ее мужем. Несмотря на то, что брак не продлился слишком долго, всю жизнь Элла и Рей оставались близкими друзьями.

Несколько хороших парней

В числе многочисленных поклонников Эллы Фицджеральд были и настоящие легенды. Например, Мерилин Монро. В середине 50-х Мерилин добилась выступления Эллы в знаменитом голливудском клубе Mocambo. «Я ей обязана! — утверждала Элла.

— Это ведь Мерилин позвонила владельцу клуба и сказала, что если он пригласит меня выступать, то она лично каждый вечер будет приходить заказывать столик перед сценой. И что это, само собой, привлечет в клуб прессу.

Владелец согласился, Мерилин приходила каждый вечер, а репортеры сходили с ума!» Эти выступления оказали значимое влияние на развитие карьеры певицы. Элла, к слову, была первой чернокожей, вышедшей на сцену Mocambo.

С Армстронгом Фицджеральд связывало длительное сотрудничество: альбомы выступления «Porgy and Bess» до сих пор продаются, когда-то альбом был выпущен даже в России на дешевом лицензионном диске.

Обратите внимание

Один из любимых партнеров Фицджеральд — Фрэнк Синатра. Они часто выступают вместе в телешоу и на концертах. Его комплемент — «Лучший способ начать музыкальный вечер — с этой девушкой. Лучше ничего нельзя придумать» — становится афоризмом.

4 июня 1974 года Фрэнк Синатра начинает серию концертов, которые ознаменовали его возвращение из периода добровольного «застоя» длиной в несколько лет. Шоу с участием Эллы, а также Каунта Бейси, проходят в ласвегасском Cesars Palace с огромным успехом, а в сентябре концерты Фрэнка, Эллы и Каунта переносятся на Бродвей.

Там за полмесяца выступлений троица зарабатывает миллион долларов. Миллион, прошу заметить, докризисных, доинфляционных долларов!

Очевидно, что совместные проекты Эллы и Фрэнка обладают просто невероятным коммерческим потенциалом. Альбом дуэта мог бы озолотить артистов и всех причастных к этому, но не озолотил. Потому что такого альбома не было. Более того: не существует даже официально выпущенных записей совместных песен Эллы и Фрэнка — ни живых, ни студийных.

На последнем дыхании

В 1991 году вышел последний номерной альбом Эллы Фицджеральд, а финальный концерт состоялся в 1993 году. Все эти записи и концерты певица проводила буквально на последнем издыхании: проблемы, связанные со здоровьем, серьезно осложняли творческую деятельность Фицджеральд.

Из-за диабета ухудшилось зрение, она почти ничего не видела, а позднее врачи вынуждены были ампутировать певице обе ноги. Последние три года жизни она, сильно ослабленная, провела в своем доме, в окружении ближайших родственников — сына и внучки Элис. «Мне достаточно вдыхать воздух, слушать птиц и слышать смех Элис», — говорила Элла.

«Первая леди джаза» умерла 15 июня 1996 года, в Беверли-Хиллс.

Книга песен

Дискография Эллы Фицджеральд насчитывает две сотни альбомов. Одна из вершин в дискографии — серия дисков с произведениями из так называемой «The Great American Songbook». Это известные любому американцу (да и не только американцу) песни из мюзиклов, фильмов, произведения Гершвина, Коула Портера и тому подобное.

Исполнение Эллы Фицджеральд этих джазовых «стандартов» и «вечнозеленых» мелодий получили безусловное признание слушателей, критиков и даже самих авторов. «Что бы она ни делала с моими песнями, они становятся только лучше», — говорил Ричард Роджерс, «половинка» дуэта авторов Роджерс/Харт.

«Я даже не подозревал, насколько хороши наши песни до тех пор, пока не услышал их в исполнении Эллы», — признавался Айра Гершвин, автор текстов песен своего великого брата.

Тематические альбомы с песнями различных авторов Фицджеральд записывала на протяжении всей карьеры. Она ввела в канон «The Great American Songbook» (Великие американские песни) Дюка Эллингтона (который лично участвовал в записи) и — уже на закате карьеры — Антониу Карлуша Жобима. В начале 60-х исполняла популярные песни авторов из рок-лагеря — лучших, вроде Леннона и Маккартни.

После ее смерти некролог в «Нью-Йорк Таймс», резюмируя вклад певицы в культуру, сравнил ее с Элвисом Пресли. Элвис представил черную музыку, ритм-н-блюз, белым, а Элла Фицджеральд, по мнению газеты, — «черная женщина, что донесла песни евреев-эмигрантов до белых христиан».

Источник: https://stereo.ru/to/hmw4c-luchshiy-sposob-nachat-muzykalnyy-vecher-s-elloy-fitsdzherald

Элла Фицджеральд (Ella Fitzgerald) биография, фото, личная жизнь, слушать песни онлайн

Биография Эллы Фицджеральд

Великая американская джазовая певица, которую называли и «Первой леди джаза», и «Леди Элла», известна во всем мире. Речь об Элле Джейн Фицджеральд. Она является величайшей в истории джаза вокалисткой, диапазон ее уникального голоса – три октавы. «Леди Элла» мастерски владела техникой голосовой импровизации и осталась в этом непревзойденной.

Детство и семья Эллы Фицджеральд

Родной город Фицджеральд – Ньюпорт-Ньюс. Ее родители — простые люди: мама работала прачкой, а отец рабочим. Элла была совсем маленькой, когда отец ушел из семьи. Мать, взяв с собой дочь, переехала в Нью-Йорк, где вскоре вышла замуж. Отчим был иммигрантом из Португалии.

Семья была набожной, поэтому нередко посещала церковь. Именно там еще девочкой Фицджеральд впервые услышала церковные песнопения, которые произвели на нее немалое впечатление.Сценическая биография Эллы Фицджеральд начиналась с танцевМать Эллы умерла в 1932-ом году.

Вплоть до этого времени девочка исправно посещала школу, была примерной ученицей. Нередко, будучи жизнерадостным ребенком, она танцевала и пела во дворе, давая импровизированные концерты для детворы. Элле удавалось имитировать голоса популярнейших певцов.

С приятелем Чарльзом Гулливером она увлеченно отплясывала самые модные танцы.

После того, как мать Эллы умерла, она переехала к своей тете в Гарлем. Девочка бросила школу и почти постоянно пропадала на улице. По вечерам Фицджеральд подрабатывала, танцуя в клубах. Так продолжалось два года, а в 1934-ом девушка ушла из дома.Элла Фицджеральд стала первой певицей, импровизировавшей голосом как музыкальным инструментом

Элла Фицджеральд: начало карьеры

Осенью 1934-го года в кинотеатре «Аполло» проходил любительский конкурс, проводимый диск-жокеем и комментатором Ральфом Купером.

Элла решила принять в нем участие в качестве танцовщицы, однако во время предварительного прослушивания выяснилось, что ее соперницами в том же амплуа станут сестры Эдвардс, выступающие дуэтом и уже известные к тому времени.

Важно

Это стало причиной того, что девушка приняла решение сменить амплуа, Элла спела.Ella Fitzgerald — Summertime (1968)Успех был ошеломительным. Две композиции были исполнены ею таким сильным голосом, что пораженная публика буквально взорвалась аплодисментами.

Во время выступления ей аккомпанировал оркестр Бенни Картера. Вскоре Элла снова участвовала в конкурсе и вновь одержала победу. В качестве награды она на протяжении недели выступала совместно с оркестром Тини Брэд-шоу.

Первые песни Эллы Фицджеральд

Можно сказать, что профессиональная карьера певицы началась с января 1935-го года, когда Фицджеральд пела на сцене Гарлемского театра. Бенни Картер представил ее Чику Уэббу, с которым они подписали контракт и начали совместные выступления.

Оркестр Уэбба к тому времени считался одним из лучших. Для певицы он стал первой ступенькой в карьере. Вместе с биг-бэндом Элла выступала на протяжении семи лет.

В 1935-ом они вместе записали первую пластинку, выход которой сразу привлек внимание к скромной певице.

В 1939-ом году Чика Уэбба не стало. Главное место в оркестре заняла Элла. До 1942-го года было записано более полутора сотен треков. В 1942-ом году певица решила уйти из биг-бэнда и начать сольную карьеру.Элла Фицджеральд пела в оркестре Чика Уэбба до самой смерти бэнд-лидера

Сольная карьера певицы Эллы Фицджеральд

Стараясь найти свой путь в джазе, Элла ушла с головой в творческий поиск. В то время она считалась вовсе не джазовой певицей, а раскрученной и знаменитой поп-звездой. Ее путь к джазу был непростым и долгим. Умея с юных лет имитировать пение Луи Армстронга, она еще не ощущала джазового привкуса. Желание петь джаз пришло к ней гораздо позже.

Решающее же влияние на нее оказало частое общение с Армстронгом, Бейси, Эллингтоном и джазовой молодежью, которая, как и Элла, искала новые творческие пути.Ella Fitzgerald : One note Samba (scat singing) 1969К середине 40-х годов Фицджеральд стала другой певицей, она уже не желала исполнять чьи-то песни, не желала подражать чужим импровизациям.

Элла почувствовала, что готова импровизировать сама и у нее есть, что сказать публике. В конце войны началась эра бибопа, эра иного джаза. Вскоре мир открыл для себя новую джазовую звезду. Элла своим пением стирала границы между инструментом и голосом, умела создавать вокальные импровизации на слог (скэт). Эту виртуозную технику она довела до совершенства.

Совет

Продюсер Норман Гранц создал лейбл Verve специально для Эллы ФицджеральдНа 60-е годы пришелся пик ее творческой карьеры. Менеджером Фицджеральд и ее твердой направляющей рукой стал Норманн Гранц, благодаря которому был создан личный лейбл певицы – Verve Records, ставшим для нее ключевым в жизни. В 1956-ом вышел сольный альбом Эллы, принесший небывалую славу.

Далее последовал выпуск еще нескольких альбомов. Фицджеральд начала выступать не только в США, она ездила на гастроли во многие страны.

Последние годы жизни Эллы Фицджеральд, причина смерти

Голос певицы ухудшился в середине 70-х годов. Она практически совсем перестала выступать и записываться с 1991-го года. В 1993-ем ею был дан заключительный концерт в Сан-Франциско.

Элла Фицджеральд и Луи АрмстронгПоследние годы жизни Фицджеральд сильно болела. Из-за диабета ей ампутировали обе ноги. Последние годы жизни она провела в Беверли-Хиллс в своем поместье.

В середине июня 1996-го года певицы не стало.

Личная жизнь Эллы Фицджеральд

Впервые Элла вышла замуж в 1941-ом году. Ее избранником был Бенни Корнегей. Спустя два года брак распался. Второй раз она вышла замуж в 1947-ом. На этот раз мужем певицы стал музыкант-контрабасист Рэй Браун. Вместе они прожили до 1953-го года.

Семейная жизнь мешала карьере, что и стало причиной развода.Элла Фицджеральд со своим вторым мужем Рэем БрауномНесмотря на разрыв семейных уз между Эллой и Рэем, их музыкальное сотрудничество не прекратилось.

Кроме того, бывших супругов связывал усыновленный ими в браке племянник Эллы, которому дали имя Рэй-младший. Когда мальчик вырос, он решил, как и его приемные родители, связать жизнь с музыкой.

В 1957-ом году в прессе много писали о якобы состоявшемся бракосочетании певицы с Тором Ларсеном. Эта информация так и осталась на уровне слухов.

Источник: https://udivim.pro/ella-ficdzherald/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector