Рейнгольд глиэр: биография, интересные факты, творчество

Глиэр Рейнгольд Морицевич — биография композитора | Узнай Москву

Родился в семье потомственного мастера по производству медных духовых инструментов Морица Глиера, владельца мастерской, переселившегося из города Клигенталя.

В 1894 году Рейнгольд Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки. В 1900 году окончил консерваторию.

Во время учебы активно общался с композитором С.В. Рахманиновым, музыкантом А.А. Сулержицким, певцом М.А. Слоновым, композитором Н.А. Римским-Корсаковым, С.И. Танеевым.

29 апреля 1900 года Рейнгольд Глиэр получил российское подданство.

Обратите внимание

В 1901 году начал преподавать музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе сестер Гнесиных, где у него учились С.С. Прокофьев и Н.Я. Мяковский.

11 января 1901 года на концерте Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) был исполнен струнный октет сочинения Рейнгольда Глиэра.

В 1906 – 1908 годах он поехал учиться дирижированию у Оскара Фрида в Германию и, вернувшись в Россию, стал выступать, исполняя собственные произведения.

20 февраля 1910 года Рейнгольд Глиэр выступил в симфоническом собрании ИРМО как дирижер, исполнив свою 2-ю симфонию, посвященную С.А. Кусевицкому.

17 ноября 1912 года состоялась его первая театральная премьера балета-пантомимы «Хризис» на сцене Интернационального театра.

В 1913 – 1920 годах он получил звание профессора Киевской консерватории по классам композиции и оркестрового.

В 1914 стал директором Киевской консерватории.

В 1920 -1941 годах Рейнгольд Глиэр получил звание профессора Московской консерватории по классам полифонии и композиции, где у него учились Б.А.Александров, Л.К.Книппер, А.В.Мосолов, Н.П.Раков, А.И.Хачатурян.

В 1920—1922 годах был заведующим музыкальной секцией Московского отделения народного образования и сотрудником музыкального отдела Наркомпроса. В этот же период состоял в этнографической секции Пролеткульта.

Важно

В 1923 году по приглашению Наркомпроса Азербайджанской ССР приехал в Баку и написал оперу «Шахсенем», поставленную в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 году.

11 января 1926 года в Музыкальной студии имени Вл.И. Немировича-Данченко состоялась премьера балета-пантомимы Рейнгольда Глиэра “Клеопатра”, либретто к которому было написано  Немировичем-Данченко по “Египетским ночам” А.С.Пушкина.

13 июня 1927 года в Большом театре состоялась премьера его балета «Красный мак» – первого советского балета «на современную тему».

В 1937 году Рейнгольд Глиэр написал «Торжественную увертюру» на основе русских, украинских, азербайджанских, узбекских мелодий.

В 1938 стал председателем московского Союза советских композиторов (ССК).

23 ноября 1938 года в Большом зале К.А.Эрдели с симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Л.П.Штейнберга впервые исполнила посвященный ей Концерт для арфы с оркестром Рейнгольда Глиэра.

В 1939 – 1948 годах стал председателем Оргкомитета ССК СССР.

В 1941 году создал увертюры «На славянские народные темы» и «Дружба народов» по мотивам народной музыки.

12 мая 1943 года в Колонном зале Дома союзов был исполнен знаменитый Концерт для голоса с оркестром, исполненный Н.А.Казанцевой и Большим симфоническим оркестром радио под управлением А.И.Орлова.

Рейнгольд Глиэр был награжден Сталинскими премиями в 1946, 1948 и в 1950 годах.

27 июня 1949 года был поставлен его балет «Медный всадник» по произведению А.С. Пушкина в Большом театре.

Совет

30 мая 1956 года состоялось последнее публичное выступление Рейнгольда Глиэра на его авторском концерте в городском Доме учителя.

Рейнгольд Глиэр скончался 23 июня 1956 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Источник: https://um.mos.ru/personalities/glier/

Рейнгольд Глиэр: «Композитор обязан до конца своих дней учиться, идти вперед и вперед…»

Рейнгольд Глиэр

“Композитор должен очень много знать и очень много уметь. Я не мог видеть, чтобы кто-нибудь работал больше меня”, – говорил Рейнгольд Глиэр.

Глубочайшее постижение основ мастерства, изучение опыта предшественников, широкие познания в области культуры, истории, философии – вот, как считал Глиэр, необходимые предпосылки для того, чтобы из талантливого человека вырос мастер, художник. А это значит – нужно много и самозабвенно трудиться.

Мальчик родился 11 января 1875 в Киеве и был назван Рейнгольдом Эрнестом.

Отец, переселившийся в Киев из немецкого городка Клингенталь, владел мастерской медных духовых инструментов, громко именовавшейся «фабрикой духовых инструментов». Мать композитора – Юзефа (Жозефина Викентьевна) была образованной, начитанной женщиной.

В семье, кроме будущего композитора, росли еще трое детей – его любимая сестра Цеся (Цецилия) и два брата – Карл и Мориц.

Жозефина Викентьевна обучила своих детей не только русскому, но и своему родному польскому языку. И когда взрослые сыновья разъехались из родного дома, она переписывалась с ними только по-польски, особенно нежные письма отправляя своему «дорогому Гольдичку».

– вспоминал Глиэр о детских годах.

Гольдичка

В те годы его неудержимо влекла музыка, он радовался каждому посетителю мастерской, ибо знал, что услышит голоса каких-нибудь инструментов, а если будут долго играть, то погрузится в завораживающий мир звуков. Разговоры же о том, что он тоже хочет научиться играть, не вызывали радости у взрослых: в доме нужен был умелец, способный мастерить и настраивать инструменты, а не артист, исполнитель.

Впервые мальчик взял в руки скрипку и смычок, когда ему шел одиннадцатый год.

К четырнадцатилетнему возрасту композитора относятся его первые творческие опыты. Это были пьески для фортепиано, затем для скрипки или виолончели с фортепиано. Тогда Гольдик был уже в четвертом классе гимназии, которую начал посещать в 1885 году.

Увлекаясь музыкой все больше и больше, в 1891 году он поступил еще и в Киевское музыкальное училище, где преподавателями его стали по классу скрипки Отакар Шевчик, по музыкально-теоретическим предметам – ученик Николая Римского-Корсакова Евгений Августович Рыб.

21 и 22 декабря 1891 года, для проведения авторских концертов, в Киев приехал Петр Ильич Чайковский. Организовывало концерты Русское музыкальное общество (РМО), в ведении которого находилось и Киевское музыкальное училище. Среди счастливцев, получивших пропуск на сцену за кулисы, оказался и новичок училища Рейнгольд Глиэр.

Концерт был настоящим праздником для юноши.

– так сам композитор определил роль этого концерта в его жизни.

Обратите внимание

В конце лета 1894 года молодой музыкант отправился в Москву, поступать в Московскую консерваторию.

Среди экзаменаторов Глиэр рассчитывал встретить Сергея Ивановича Танеева, у которого он больше всего хотел учиться, или Антона Степановича Аренского, но их не оказалось.

Огорчившись, он решил не показывать свои сочинения, привезенные из Киева, хотя среди присутствовавших был Николай Дмитриевич Кашкин, о котором слышал много хорошего.

Экзамен прошел благополучно, и Рейнгольд Глиэр был зачислен в класс молодого скрипача Николая Соколовского (от которого, правда, вскоре перешел к знаменитому Яну Гржимали).

В Московской консерватории ему надлежало посещать занятия по гармонии у Аренского, хотя сам Глиэр мечтал попасть к Танееву. Общение с Аренским принесло большую пользу Глиэру. Аренский, сам талантливый композитор, во время скучных разборов, когда приходилось оперировать сугубо профессиональными терминами, умел будоражить творческую мысль. Глиэр рассказывал:

Глиэр делал заметные успехи. Так, уже в первые консерваторские годы, Глиэр вошел в среду московских музыкантов общепризнанным главой, наставником и «музыкальной совестью» которых был Сергей Иванович Танеев, а кумирами—Скрябин и Рахманинов.

Особенно Рахманинов – простой, скромный, немного угрюмый и замкнутый внешне, но бесконечно обаятельный. Обладая чувством юмора, как отметил Глиэр, Сережа Рахманинов любил веселую шутку, любил, когда вокруг него звучал непринужденный смех.

— вспоминал Глиэр.

Потом велись долгие, интереснейшие беседы о музыке – Глиэр показывал Сергею Васильевичу свои сочинения и выслушивали советы, замечания, порой, по словам Глиэра, очень критические.

Важно

Сдав экзамены по гармонии, Рейнгольд Глиэр поступил, наконец, в класс к Танееву, который в те годы преподавал только строгий стиль и фугу. Иногда Танеев сажал возле себя ученика и предлагал играть с ним в четыре руки (что в транскрипции иных потом звучало так: «Мы с Танеевым музицировали»).

Будучи художественной натурой, во многом не сходной с Чайковским, Танеев, однако, в области форм придерживался такой же совершенной ясности, идущей от классиков (в частности, от Моцарта), как и Чайковский. Эту максимальную ясность формы, стройность произведения усвоил от Танеева и Глиэр.

Под влиянием своих наставников Глиэр обратился к сборникам русских народных песен М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, Ю. Н. Мельгунова и начал делать обработки некоторых из них.

 Возраставший интерес к народному творчеству, естественно, отразился и на сочинениях Глиэра консерваторской поры.

Список их открывает Первый струнный секстет (для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей), написанный в 1898 году и посвященный наставнику и учителю С. И. Танееву.

Уже тогда Глиэр, постоянно общаясь с музыкантами, слушая много новой музыки, достаточно хорошо знал о различных «звуковых экспериментах», о стремлении некоторых композиторов к нарочитой сложности, изысканности художественных образов.

Однако он без колебания определил, что путь к этой сложности — не для него, хотя вовсе не казался ему трудным. Кроме того, Глиэр считал, что музыка непременно должна быть оптимистичной, должна радовать людей, вселять бодрость, надежды.

Консерваторские годы омрачили три смерти близких ему людей: вслед за кончиной деда, в 1896 году умер отец композитора, а в 1899, оставив трех маленьких детей, трагически погибла любимая сестра Цеся, с которой были связаны все светлые воспоминания детства.

Совет

 Первый струнный квартет (Ля мажор, ор. 2), последовавший за секстетом, писался в год гибели сестры, однако в нем нет и следа тех горьких переживаний, во власти которых был автор. Почти одновременно с квартетом сочинялся и Октет (Ре мажор, ор.

5) для четырех скрипок, двух альтов и двух виолончелей.

В 1900 году Рейнгольд Глиэр окончил Московскую консерваторию с золотой медалью (в качестве экзаменационного сочинения Рейнгольд Морицевич представил одноактную ораторию «Земля и небо» по Дж. Байрону). Имя его было высечено на мраморной доске, висящей у входа в Малый зал консерватории, на которой уже блистали имена Танеева, Рахманинова, Скрябина…

В последующие годы он пишет много и в разных жанрах. Самый значительный результат – Третья симфония “Илья Муромец” (1911), о которой Леопольд Стоковский писал автору:

Рейнгольд и Мария

Сразу же по окончании консерватории началась педагогическая деятельность Глиэра. С 1900 года он вел класс гармонии и энциклопедии (расширенный курс анализа форм, включавший полифонию и историю музыки) в музыкальной школе сестер Гнесиных; в летние месяцы 1902 и 1903 гг. готовил к поступлению в консерваторию Сережу Прокофьева, занимался с Николаем Мясковским.

В стенах школы Гнесиных Глиэр встретил девушку, которую полюбил нежно и на всю жизнь. Звали ее Мария Робертовна Ренквист, она играла на фортепиано, изучала теорию и пробовала сочинять. 21 апреля 1904 года Мария Ренквист стала женой Глиэра.

В июне 1905 года у композитора появились на свет две дочери—близнецы Нина и Лия. Несмотря на это, а может быть, именно поэтому (Лия была очень слабенькой и все время болела) Глиэр с семьей в начале зимы уехал в Германию, договорившись с Александром Гречаниновым, что на время его отсутствия тот будет вести у Гнесиных уроки по гармонии.

За рубежом Глиэр не переставал сочинять фортепианные миниатюры по просьбе Евгении Фабиановны Гнесиной и сразу отсылал ей в Москву. По поводу «Двенадцати детских пьес» Евгения Фабиановна писала 8 октября 1907 года Глиэру в Берлин:

Имея доказательства творческой активности Глиэра, получая вести о его успехах за рубежом, Евгения Фабиановна писала:

В Москву доходили сведения о множившихся исполнениях камерных сочинений Рейнгольда Морицевича. Так, 4 января 1906 года в Америке (в одном концерте с произведениями Гайдна и Дворжака) впервые был сыгран Первый квартет Глиэра. Звучала его музыка во многих городах Германии, в Англии.

Берлинские концерты в феврале и марте 1907 года, проходившие в Бетховенском зале, особенно широко отмечались прессой.

В одном исполнялся Первый квартет, в другом – Второй квартет и Третий секстет, а также романсы (их пела певица, специально приглашенная Кусевицким из Парижа) и фортепианные пьесы – прелюдии и мазурка, блестяще сыгранные Леопольдом Годовским. Певице Глиэр аккомпанировал сам.

Обратите внимание

В 1913 году Рейнгольд Глиэр был приглашен профессором класса композиции в Киевскую консерваторию, а через год стал ее директором. Узнав об этом событии, сын издателя Б. П. Юргенсон писал композитору:

Под его руководством получили образование известные украинские композиторы Лев Ревуцкий, Борис Лятошинский.

 Помимо занятий с композиторами, он дирижировал студенческим оркестром, руководил оперным, оркестровым, камерным классами, участвовал в концертах РМО, устраивал в Киеве гастроли многих выдающихся музыкантов – Сергея Кусевицкого, Яши Хейфеца, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Александра Гречанинова. Зная доброе сердце Танеева, Глиэр писал ему:

В 1920 г. Глиэр переехал в Москву, где до 1941 года вел класс композиции в Московской консерватории. Он воспитал многих советских композиторов и музыковедов, среди которых Николай Раков, Игорь Способин, Леонид Половинкин, Лев Книппер, Арам Хачатурян, дирижёр Борис Хайкин…

– писал Сергей Прокофьев.

Помимо педагогической, развернулась многосторонняя просветительская деятельность Глиэра. Он возглавил организацию общедоступных концертов, взял шефство над детской колонией, где учил воспитанников хоровому пению, устраивал с ними спектакли или даже рассказывал сказки, импровизируя на рояле.

Балет “Красный мак”. В роли Тао Хоа – Галина Уланова

Значительны заслуги Глиэра в формировании советского балета. Выдающимся событием советского искусства явился балет “Красный мак”, поставленный в Большом театре в 1927 году.

Это был первый советский балет на современную тему, рассказывающий о дружбе советского и китайского народов. Спектакль Большого театра был удостоен Государственной премии.

Он пользовался таким успехом, что его показывали даже в помещении Зеленого театра Центрального парка культуры и отдыха, вмещавшего девять тысяч зрителей. В передовой статье газета «Советский артист» утверждала:

В новой постановке Большого театра, осуществленной Леонидом Лавровским, роль Тао Хоа исполняли Галина Уланова и Ольга Лепешинская, в Ленинграде — Наталья Дудинская.

Важно

В 1930 году легендарный американский импресарио и продюсер Сол Юрок, который определял атмосферу культурной жизни США, несколько раз приглашал в Америку Рейнгольда Морицевича – как пианиста и дирижера, исполняющего свои сочинения и предлагал организовать восьминедельное турне по Северной Америке и Канаде:

В 1935 году, в год шестидесятилетия Глиэра, ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Война, вторгшаяся на нашу землю 22 июня 1941 года, нарушила мирную созидательную жизнь страны и подвергла ее народы тяжелейшим испытаниям.

В годы войны Глиэр возвращается к своему любимому камерно-инструментальному жанру и пополняет список сочинений Четвертым струнным квартетом (1943), отмеченным Государственной премией первой степени. Произведение это бесспорно можно отнести к числу выдающихся достижений композитора.

Концерт для колоратурного сопрано с оркестром, написан в пору жесточайших боев, слез и страданий (1942 – 1943 год).

Композитор, ютившийся в эвакуации с семьей в одной комнате и для работы располагавшим лишь инструментом, стоявшим в столовой Союза композиторов Свердловска, воспевает радость жизни и полноту человеческих чувств! Среди произведений композитора, большая часть которых отмечена поэзией и лиризмом, этот концерт, пожалуй, самое искреннее, проникновенное и задушевное.

Рейнгольд Морицевич Глиэр

В послевоенные годы в образе жизни Глиэра не было заметно перемен – он так же напряженно концертировал, встречался со слушателями. Была закончена музыка к пьесе Самеда Вургуна «Фархад и Ширин», поставленной в студии имени К. С. Станиславского, Концерты для виолончели (1946), для валторны (1951), скрипки (1956), балеты “Медный всадник”, ” Тарас Бульба”.

Наступил 1956 год. Глиэр в четвертый раз принялся переделывать партитуру «Красного мака» с целью показать еще более выразительно активную, героическую роль народа в развитии сюжета. Дописаны были новые танцы, дополнительные номера.

В последнем варианте балет, получивший название «Красный цветок», включал уже не восемь, а двенадцать картин. Поглощенный этой работой Глиэр заново переживал все связанное с рождением балета и с благодарностью вспоминал всех ему помогавших.

В первую очередь, Екатерину Гельцер. В начале 1955 года он писал:

В мае 1956 года Глиэр дал несколько концертов в Кишиневе и в Одессе – в программу входили две сюиты из балетов «Тарас Бульба» и «Дочь Кастилии» и Концерт для арфы с оркестром, сольную партию которого великолепно играла Вера Дулова.

Совет

 22 мая Рейнгольд Морицевич присутствовал на генеральной репетиции и первом спектакле «Медного всадника» и чувствовал себя очень усталым. Даже пожаловался своему старому приятелю одесскому врачу А. М.

Сигалу на неприятные ощущения в области сердца.

30 мая Рейнгольд Морицевич последний раз в жизни надел фрак и, превозмогая боль в пояснице, вышел на эстраду с дирижерской палочкой в руках.

Концерт в городском Доме учителя, в программу которого входили увертюра на славянские темы, баллада из оперы «Шахсенем», сюита из балета «Красный мак», романсы («О, если б грусть моя», «Мы плыли с тобой») с оркестром и фрагменты из «Медного всадника», стал последним публичным выступлением Глиэра.

Супруги Глиэр. Рейнгольд каждое утро целовал руку своей жене Марии, с которой прожил более 60 лет

В ночь с 3 на 4 июня тяжелый сердечный приступ уложил его в постель.

Он позволил вызвать врачей, покорно принимал предписанные лекарства.

Но однажды ночью, когда Нина пошла посмотреть, как спит отец, она увидела его стоящим на коленях на кровати, а перед ним на подушке была разложена корректура сюиты последнего балета, которую он правил.

— пояснил он кротко дочери.

23 июня 1956 года в 8 часов сердце Рейнгольда Морицевича Глиэра перестало биться.

На пюпитре рояля остался лист нотной бумаги, первая страница которого была почти до конца заполнена карандашным эскизом с надписью на верху «Квартет V». Когда еще перед болезнью друзья говорили Рейнгольду Морицевичу, что ему необходимо отдохнуть, он, указывая на этот набросок, отвечал: «Вот за этим и отдохну».

– такие слова Глиэр написал в конце жизненного пути. Ими он руководствовался всю свою жизнь.

ClassicalMusicNews.Ru, из разных источников

Источник: https://www.ClassicalMusicNews.ru/signdates/reingold-glier-birthday/

Рейнгольд Морицевич Глиэр (Reinhold Glière)

Глиэр. Прелюдия (оркестр п/у Т. Бичема)

Глиэр! Семь роз моих фарсийских, Семь одалиск моих садов, Волшебств владыка мусикийских,

Ты превратил в семь соловьев.

Вяч. Иванов

Когда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Глиэр — в то время уже известный композитор, педагог, дирижер — сразу же активно включился в работу по строительству советской музыкальной культуры.

Младший представитель русской композиторской школы, ученик С. Танеева, А. Аренского, М. Ипполитова-Иванова, своей разносторонней деятельностью он осуществлял живую связь советской музыки с богатейшими традициями и художественным опытом прошлого.

«Я не примыкал ни к какому кружку или школе», — писал о себе Глиэр, но его творчество невольно вызывает в памяти имена М. Глинки, А. Бородина, А. Глазунова из-за сходства в восприятии мира, который предстает у Глиэра светлым, гармоничным, цельным.

«Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением», — говорил композитор.

Обратите внимание

Творческое наследие Глиэра обширно и разнообразно: 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 4 инструментальных концерта, музыка для духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерные ансамбли, инструментальные пьесы, фортепианные и вокальные сочинения для детей, музыка для театра и кино.

Начав заниматься музыкой вопреки воле родителей, Рейнгольд упорной работой доказал право на любимое искусство и после нескольких лет учебы в Киевском музыкальном училище в 1894 г. поступил в Московскую консерваторию по классу скрипки, а затем композиции. «…

Никто у меня никогда так много не работал в классе, как Глиэр», — писал Танеев Аренскому. И не только в классе. Глиэр штудировал произведения русских писателей, книги по философии, психологии, истории, интересовался научными открытиями.

Не довольствуясь учебным курсом, он самостоятельно изучал музыкальную классику, посещал музыкальные вечера, где познакомился с С. Рахманиновым, А. Гольденвейзером и другими деятелями русской музыки. «В Киеве я родился, в Москве я увидел свет духовный и свет сердца…

» — писал Глиэр об этом периоде жизни.

Такая сверхнапряженная работа не оставляла времени на развлечения, да Глиэр и не стремился к ним. «Я казался каким-то сухарем… неспособным собраться где-нибудь в ресторане, пивной, покутить…

» На такое времяпровождение ему было жаль тратить время, он считал, что человек должен стремиться к совершенству, которое достигается упорным трудом, а поэтому нужно «волю закалить и превратить в стальную». Однако «сухарем» Глиэр не был.

Сердце у него было доброе, душа певучая, поэтичная.

Консерваторию Глиэр окончил в 1900 г. с Золотой медалью, являясь к этому времени автором нескольких камерных сочинений и Первой симфонии. В последующие годы он пишет много и в разных жанрах. Самый значительный результат — Третья симфония «Илья Муромец» (1911), о которой Л.

Стоковский писал автору: «Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре — музыку, которая выражает силу русского народа». Сразу же по окончании консерватории началась педагогическая деятельность Глиэра. С 1900 г.

он вел класс гармонии и энциклопедии (так назывался расширенный курс анализа форм, включавший полифонию и историю музыки) в музыкальной школе сестер Гнесиных; в летние месяцы 1902 и 1903 гг. готовил к поступлению в консерваторию Сережу Прокофьева, занимался с Н. Мясковским.

В 1913 г. Глиэр был приглашен профессором класса композиции в Киевскую консерваторию, а через год стал ее директором. Под его руководством получили образование известные украинские композиторы Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский. Глнэру удалось привлечь к работе в консерватории таких музыкантов, как Ф. Блуменфельд, Г. Нейгауз, Б. Яворский.

Помимо занятий с композиторами, он дирижировал студенческим оркестром, руководил оперным, оркестровым, камерным классами, участвовал в концертах РМО, устраивал в Киеве гастроли многих выдающихся музыкантов — С. Кусевицкого, Я. Хейфеца, С. Рахманинова, С. Прокофьева, А. Гречанинова. В 1920 г. Глиэр переехал в Москву, где до 1941 г.

вел класс композиции в Московской консерватории. Он воспитал многих советских композиторов и музыковедов, среди которых А. Н. Александров, Б. Александров, А. Давиденко, Л. Книппер, А. Хачатурян…

«Как-то так выходит», — писал Прокофьев, — «что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра — или прямым, или внучатым».

Важно

В Москве в 20-х гг. развернулась многосторонняя просветительская деятельность Глиэра.

Он возглавил организацию общедоступных концертов, взял шефство над детской колонией, где учил воспитанников хоровому пению, устраивал с ними спектакли или просто рассказывал сказки, импровизируя на рояле.

Одновременно в течение ряда лет Глиэр руководил студенческими хоровыми кружками в Коммунистическом университете трудящихся Востока, что принесло ему как композитору немало ярких впечатлений.

Особенно важен вклад Глиэра в формирование профессиональной музыки советских республик — Украины, Азербайджана, Узбекистана.

С детских лет он проявлял интерес к народной музыке различных национальностей: «эти образы и интонации были для меня наиболее естественным способом художественного выражения моих мыслей и чувств».

Ранее всего состоялось его знакомство с украинской музыкой, которую он изучал в течение многих лет. Результатом этого явились симфоническая картина «Запорожцы» (1921), симфоническая поэма «Заповiт» (1941), балет «Тарас Бульба» (1952).

Обратите внимание

В 1923 г. Глиэр получил приглашение Наркомпроса АзССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера «Шахсенем», поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 г.

Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949).

Совет

Работая над этими произведениями, Глиэр все более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния.

Эта идея нашла свое воплощение в «Торжественной увертюре» (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941).

Значительны заслуги Глиэра в формировании советского балета. Выдающимся событием советского искусства явился балет «Красный мак». («Красный цветок»), поставленный в Большом театре в 1927 г.

Это был первый советский балет на современную тему, рассказывающий о дружбе советского и китайского народов. Другим значительным произведением в этом жанре стал балет «Медный всадник» по поэме А. Пушкина, поставленный в 1949 г. в Ленинграде.

«Гимн великому городу», завершающий этот балет, сразу стал широко популярным.

Во второй половине 30-х гг. Глиэр впервые обратился к жанру концерта. В его концертах для арфы (1938), для виолончели (1946), для валторны (1951) широко трактуются лирические возможности солиста и вместе с тем сохраняется присущая жанру виртуозность и праздничное воодушевление.

Но истинным шедевром является Концерт для голоса (колоратурное сопрано) с оркестром (1943) — самое искреннее и обаятельное сочинение композитора. Стихия концертности вообще была очень естественна для Глиэра, в течение многих десятилетий активно концертировавшего в качестве дирижера и пианиста.

Выступления продолжались до конца жизни (последнее состоялось за 24 дня до кончины), при этом Глиэр предпочитал ездить в самые глухие уголки страны, воспринимая это как важную просветительскую миссию. «…

Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед». Эти слова Глиэр написал в конце творческого пути. Ими он руководствовался свою жизнь.

О. Аверьянова

Сочинения:

оперы — опера-оратория Земля и небо (по Дж. Байрону, 1900), Шахсенем (1923-25, пост. 1927 на рус. яз., Баку; 2-я ред. 1934, на азерб. яз., Азерб. театр оперы и балета, Баку), Лейли и Меджнун (по поэме А. Навои, соавтор Т. Садыков, 1940, Узб. театр оперы и балета, Ташкент), Гюльсара (соавтор Т. Садыков, пост. 1949, там же), Рашель (по Г. Мопассану, конц. исп.

1947, артистами Оперно-драматич. театра им. К. Станиславского, Москва); музыкальная драма — Гюльсара (текст К. Яшена и М. Мухамедова, музыка собрана Т. Джалиловым, записана Т. Садыковым, обработана и оркестрована Г., пост. 1936, Ташкент); балеты — Хризис (1912, Интернац. театр, Москва), Клеопатра (Египетские ночи, по А. С. Пушкину, 1926, Муз.

студия Художественного театра, Москва), Красный мак (с 1957 — Красный цветок, пост. 1927, Большой театр, Москва; 2-я ред., пост. 1949, Ленингр. театр оперы и балета), Комедианты (Дочь народа, по пьесе «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега, 1931, Большой театр, Москва; 2-я ред. под назв. Дочь Кастилии, 1955, Муз. театр им.

Станиславского и Немировича-Данченко, Москва), Медный всадник (по поэме А. С. Пушкина, 1949, Ленингр. театр оперы и балета; Гос. пр. СССР, 1950), Тарас Бульба (по повести Н. В. Гоголя, соч.

Обратите внимание

1951-52); кантата Слава Советской Армии (1953); для оркестра — 3 симфонии (1899-1900; 2-я- 1907; 3-я — Илья Муромец, 1909-11); симфонические поэмы — Сирены (1908; Глинкинская пр., 1908), Заповит (памяти Т. Г.

Шевченко, 1939-41); увертюры — Торжественная увертюра (К 20-летию Октября, 1937), Ферганский праздник (1940), Увертюра на славянские народные темы (1941), Дружба народов (1941), Победа (1944-45); симф. картина Запорожцы (1921); концерты с оркестром — для арфы (1938), для голоса (1943; Гос. пр. СССР, 1946), для влч.

(1947), для валторны (1951); для духового оркестра — На праздник Коминтерна (фантазия, 1924), Марш Красной Армии (1924), 25 лет Красной Армии (увертюра, 1943); для орк. нар. инструментов — Симфония-фантазия (1943); камерно-инстр. орк. произв. — 3 секстета (1898, 1904, 1905 — Глинкинская пр.

, 1905); 4 квартета (1899, 1905, 1928, 1946 — No 4, Гос. пр. СССР, 1948); для фортепиано — 150 пьес, в т.ч. 12 детских пьес средней трудности (1907), 24 характерные пьесы для юношества (4 тетр., 1908), 8 лёгких пьес (1909) и др.; для скрипки, в т.ч. 12 дуэтов для 2 скр. (1909); для виолончели — свыше 70 пьес, в т.ч. 12 листков из альбома (1910); романсы и песни — ок. 150; музыка к драматическим спектаклям и фильмам.

Произведения

Публикации

Главы из книг

Источник: https://www.belcanto.ru/glier.html

Рейнгольд Глиэр — мастер национального колорита в музыке

30 января 2012, 16:42
автор: Илья Челноков
рубрики: Ты знаешь этих композиторов?

Наша страна переживала нелёгкое время после Октябрьской социалистической революции. Со сменой власти изменилось многое – в том числе и отношение к искусству.

Рейнгольд Морицевич Глиэр был одним из первых композиторов, которые стояли у истоков формирования советской музыки.

Его главной задачей было сохранение богатейших традиций русской музыкальной школы в сочетании с новым мировоззрением советского народа.

Композитор «вопреки»…

Рейнгольд Морицевич родился 11 января 1875 года (30 декабря 1874 года по старому стилю) в семье мастера медных духовых инструментов  Морица Глиэра.

Мальчик с удовольствием проводил время в мастерской, но его привлекало не само создание инструментов, Рейнгольд мечтал научиться «извлекать звуки», его интересовала сама музыка. И это увлечение в семье, мягко говоря, не приветствовалось.

Важно

Родители буквально каждый день пытались убедить сына, что им нужен наследник, который продолжит дело их рода. После смерти деда у отца дела пошли из рук вон плохо — он регулярно болел и не мог обеспечить выполнение заказов вовремя.

Но финансовые проблемы семьи не поколебали намерение Рейнгольда связать свою жизнь с искусством. Он сам отыскивал педагогов, которые почти даром учили мальчика игре на скрипке. Простое увлечение нотной грамотой через некоторое время переросло в знакомство с произведения Бетховена и Моцарта. Уже в 14 лет Глиэр сочинял свою первую музыку.

В 1894 году он уехал из Киева в Москву, где начал обучение в консерватории по классу скрипки, позже прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонию постигал у А. С. Аренского и Г. Э. Конюса, а композицию молодому Глиэру преподавал М. М. Ипполитов-Иванов.

«Кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра…»

В 1914 году Рейнгольд Глиэр стал директором Киевской консерватории. Помимо преподавательской деятельности он дирижировал студенческим оркестром и устраивал в Киеве гастроли известнейших советских музыкантов. Но в 1920 году композитор вновь вернулся в столицу.

Будучи преподавателем класса композиции в Московской консерватории, Глиэр воспитал известных композиторов и музыковедов  — А. Хачатуряна, А. Давиденко, А.  Александрова, Л. Книппера и других.

Сергей Сергеевич Прокофьев однажды написал: «Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра — или прямым, или внучатым».

Отец профессиональной музыки советских республик

Вклад Рейнгольда Глиэра в формирование профессиональной музыки Украины, Узбекистана и Азербайджана неоценим. Ещё в детстве композитор любил слушать национальную музыку.

Многообразие художественных выражений помогало  Рейнгольду Морицевичу в формировании его мыслей и чувств.

Так, например, итогом изучения украинской музыки стали балет «Тарас Бульба», симфоническая картина «Запорожцы» и поэма «Заповiт».

В 1923 году композитор посетил Баку. Поездка подарила Глиэру множество творческих идей и в 1927 году в Азербайджанском театре оперы и балета была поставлена опера «Шах-Сенем».

В 1940 году Рейнгольд Морицевич написал увертюру «Ферганский праздник». А в соавторстве с Т. Садыковым было создано две оперы – «Лейли и Меджнун» и «Гюльсара».

В 1949 году, к 150-летию со дня рождения Пушкина состоялась премьера балета «Медный всадник».

Долгие годы Глиэр мечтал о том, чтобы национальные мелодии слились в едином музыкальном произведении, которое помогало бы объединять народы под флагом искусства.

Совет

И творческая фантазия помогла композитору создать «Торжественную увертюру», которая строилась на узбекской, русской, азербайджанской и украинской мелодиях.

Вдохновлённый этой идеей, Рейнгольд Морицевич написал ещё две увертюры – «На славянские народные темы» и «Дружбу народов».

Его музыка – всегда праздник

Глиер не причислял себя ни к одной музыкальной школе из существующих в то время, но многие считали композитора последователем М. Глинки, А. Глазунова и А. Бородина. С этими авторами Рейнгольда Морицевича объединяет позитивное восприятие мира, которое передавалось через музыкальные произведения.

Никакой злости, горя и страха! Сам Глиер однажды заявил: «Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением». При этом он ещё в консерватории отличался дисциплиной и ответственностью, не любил вечеринки, пиршества, столь привычные в студенческом кругу.

Ему было попросту жаль тратить на подобные развлечения своё время.

Рейнгольд Глиэр умер 23 июня 1956 года в Москве. За восемь десятков лет композитор оставил музыкальное наследие: три симфонии, четыре инструментальных концерта, пять опер, шесть балетов, фортепианные и вокальные сочинения для детей, инструментальные пьесы, камерные ансамбли, а также музыка для кино и театра.

Последнее выступление мэтра состоялось за 24 дня до смерти. Если взглянуть на жизнь Рейнгольда Морицевича, то можно отметить, что он всегда стремился к совершенствованию и к обогащению собственного миропонимания.

Но, не смотря на завидную дисциплинированность, которую некоторые современники воспринимали за чёрствость, Глиэр до конца своих дней оставался добрым человеком – со светлой и поэтичной душой.

Источник: http://dreamiech.ru/blog/2012/01/30/reingold-glier/

Р. Глиэр — Биография, жизнь, творчество

Глиэр и советская музыкальная культура Развитие культуры является результатом совокупных усилий множества людей.

Чем больше лиц одаренных, энергичных, одержимых пафосом своей профессии являются участниками этого процесса, чем теснее связь поколений в смысле преемственности, направленности и форм деятельности, осознанной как единое, общее дело, тем шире «наступательный фронт» развития культуры, тем обильнее приносимые ею плоды.

Однако интенсивность и стремительность развития культуры, а также качественный его итог не могут измеряться одними арифметическими показателями.

Во всех отраслях интеллектуальной деятельности — будь то та или иная научная дисциплина, тот или иной вид искусства — основным двигателем является динамика общественной мысли, насыщенность ее столкновением различных и даже противоположных точек зрения, пафосом полемики по основным принципиальным вопросам, в ходе которой непрерывно расширяется «поле познания», достигается все большее приближение к научной или эстетической истине.

В особенности относится это к нашей советской культуре, культуре страны, положившей начало совсем новой эры в истории человечества, культуре первого в мире социалистического государства, в котором любая сфера деятельности строится на освоении и приложении к своему делу основных положений и принципов «науки наук» — марксистско-ленинского учения о законах развития человеческого общества. Можно сказать без преувеличения, что за все время многовекового развития мировое искусство не знало периода, более насыщенного обильными, разнообразными, самыми контрастными творческими исканиями и пробами, ожесточенными дискуссиями, не раз сопровождавшимися радикальной «переоценкой ценностей», чем сорок с лишним лет становления и развития советского искусства.

Разумеется, это прямое следствие и темпа и характера общественно-политической жизни нашей эпохи — крайнего обострения борьбы идеологий между лагерем стран социализма, растущим и крепнущим год от года, и стран капитала —лагерем империализма, теряющим свои позиции одну за другой.

Естественно, что в период решающего перелома истории человечества стрелка «эстетического манометра эпохи» находится в постоянном возбужденном движении.

Обратите внимание

В советском художественном творчестве эта идеологическая борьба нашла свое специфическое и очень яркое выражение и в виде деятельности противостоявших друг другу творческих группировок и объединений в первые годы советской власти, и в многообразии направлений и течений в рамках единых творческих союзов, возникших после исторического апрельского постановления ЦК ВКП(б) 1932 года, и даже в острых противоречиях, пронизывающих подчас творческий путь отдельных художников» В этих условиях особенно целесообразны и плодотворны объединенные усилия деятелей самого разного склада и типа на базе общей широкой программы реалистического народного искусства, что приводило и приводит к взаимосвязи и взаимооплодотворяющему сочетанию революционных и эволюционных методов.
Прокофьев и Шостакович, Мясковский и Хачатурян, Дунаевский и Соловьев-Седой, Лятошинский и Мшвелидзе, Жиганов и Капп, Мирзоян и Кужамья-ров — можно было бы привести множество имен известнейших советских композиторов, из которых каждый отличается своеобразием творчества и ни в чем не похож на другого. В богатстве и разнообразии творческих явлений—-одно из коренных свойств нашей социалистической музыкальной культуры, отличающейся, как и все советское искусство, по крылатому слову поэта — обилием художников «многих и разных». Здесь дело те только в силе и яркости художественных индивидуальностей и артистических темпераментов, но и в различии творческих методов и «типов профессионализма». Координация деятельности композиторов — открывателей и испытателей, осваивающих новые темы и формы, «гибридизирующих» элементы стиля и элементы жанра, не устанно расширяющих арсенал выразительных средств своего искусства, а с другой стороны—упорной работы «возделывателей» взрыхленного поля, закрепляющих находки других, обращающих новые открытия в предмет широкого эстетического обихода,— это-то и обеспечивает неуклонность и широту развития советского музыкального искусства.

Рейнгольд Морицевич Глиэр как творческая личность, как деятель музыкальной культуры совмещал в себе черты обеих только что охарактеризованных категорий художников, не примыкая в полной мере ни к той, ни к другой.
Разумеется, преобладающими в нем являлись черты эволюциониста.

Он знал цену высоким традициям предшественников, придерживался и развивал их.

В атом заключается большая историческая заслуга Глиэра, ибо эти тенденции его деятельности в периоды бурных шатаний и наиболее сильных разногласий в композиторской среде служили надежным, прочным противовесом и безоглядному самоцельному экспериментаторству и космополитическим устремлениям, и прямым проявлениям формализма. Позитивность этой стороны творческой натуры и всей деятельности Глиэра заключалась в том, что, в отличие от схоластических традиционалистов эпигонского типа, он признавал только живые традиции и только живое и современное их истолкование.

Будучи безупречным мастером своего ремесла, отличным знатоком составляющих его законов и правил, он никогда слепо, догматически не придерживался буквы того и другого, а умел проникаться самой сущностью, духом традиции.

Обращение к традиции приобретало для него реальный художественный смысл и творческое оправдание лишь в том случае, когда он ощущал возможность конкретного ее применения в целях удовлетворения эстетических нужд современности.

Он всегда шел навстречу запросам современников, понимая под этими двумя словами эстетические потребности широкого круга людей, любящих музыку, не видящих возможности обходиться без нее в жизни, круга, состоящего как из музыкантов-профессионалов всех специальностей-от композиторов и дирижеров до безвестных, оркестровых музыкантов и хористов, так и из бесчисленных любителей-полудилетантов, тянущихся к музыкальной культуре. Он всегда был очень чуток к этим потребностям и запросам, отличаясь редкой способностью распознавать и определять преобладающие, наиболее острые и жгучие из них и быстро творчески на них откликаться. Так складывалось у него свойство улавливать, схватывать и выражать «равнодействующую» вкуса, не скажу — эпохи (едва ли и возможна конкретизация такой широкой меры эстетических критериев), но каждого отдельного переживаемого ею этапа. Именно «равнодействующая вкуса» своего времени и определяла основные признаки и приметы стиля музыки Глиэра во все, и притом самые различные, периоды его творческого пути — и. в романсах, по преимуществу в девятисотых и десятых годах; и в сольных инструментальных пьесах — на всем протяжении композиторской деятельности; и в симфоническом творчестве, в котором от жанра симфонии в ее чистом виде (дореволюционная эпоха) он обратился к программной поэме, картине» сюите, увертюре и инструментальному концерту в советские годы; и в музыкально-сценических произведениях — опере и балете.

Этот «живой» подход к постановке и решению проблемы наследия и привел к тому, что в музыке Глиэра исподволь, подчас неприметно,—в самых различных дозах и пропорциях и в отдельных компонентах — стали выступать новаторские черты: умение обновить прием, придать неожиданный поворот жанровой специфике; обогатить интонацию свежими интервальными и ритмическими оборотами, новыми ладовыми элементами; перегруппировать привычные аккордовые последовательности и тем придать гармонии своеобразие. Все эти, подчас очень скромные, новшества в совокупности приводили к определенному сдвигу в «творческом состоянии» каждого из жанров, к которым он обращался.

Это можно сказать о романсах Глиэра, в свое время не уступавших в смысле популярности романсам Чайковского, Аренского и Рахманинова и, при всей общности с последними по стилевым признакам, отличавшихся заметным отпечатком авторской личности.

Это можно сказать и о симфоническом жанре, имея в виду Третью симфонию композитора («Илья Муромец»), написанную в 1909—1911 годах и удостоенную Глинкинской премии,— произведение, представляющее собою монументальное, пронизанное патриотическим пафосом оркестровое полотно, в котором индивидуально-своеобразное обобщение симфонических традиций Глинки, Бородина и Глазунова приводит к качественно новому жанрово-стилевому сплаву. То же можно отнести и к жанру балета, где Глиэр еще в 1927 году выступил пионером в деле создания реалистического хореографического спектакля на современную тему — говорю о «Красном маке» («Красном цветке»), обретшем- долгую и славную сценическую жизнь. В особенности же приложимо такое определение к вокально-сценическим произведениям Глиэра — таким, как «Шахсенем», «Лейли и Меджнун», «Гюльсара», где обновление оперного жанра обусловливается органическим внедрением в него интонационных, гармонических, ритмических, структурно-конструктивных закономерностей народного искусства, любовно и пристально изученных композитором и свободно слитых со всеми приемами письма, присущими его собственной, индивидуальной «музыкальной речи».

Важно

Если говорить о каждом отдельно взятом компоненте музыкального искусства — о форме, фактуре, приемах развития, мелодико-иитонационном составе, гармоний,: ритме, тембровой специфике — в каждом из них новаторство Глиэра выглядит умеренным. Оно никогда не отрывается ни от национальной почвы, ни от корней школы.

Фантазия композитора никогда не обращается к выдумке отвлеченного склада, к самодовлеющему изобретательству новых приемов, не вытекающих из общего художественного замысла, призванных лишь поразить воображение слушателя своей необычностью, отсутствием каких-либо связен с уже знакомым и общепризнанным. Как раз наоборот.

Она направлена на наиболее полное и наиболее внятное раскрытие содержания задуманного или создаваемого произведения для понимания самого широкого круга слушателей и на поиски выразительных средств, соответствующих подобной задаче,— знакомых, понятных, доступных и в то же время освеженных и обостренных «веянием современности»- и тем самым отличающихся от лексики музыкального языка его предшественников. Такова природа новаторских сторон творчества Глиэра, прямо противоположная новаторской сущности творчества, скажем, Прокофьева или Шостаковича — «первооткрывателей», энергичных «прокладчиков нового», и в известной мере близкая «художественной конституции» Мясковского» Шапорина или Шебалина. Она наглядно выступает не в каких-либо отдельных его произведениях или же на отдельно взятых чертах его стиля, а лишь при суммарном охвате всего его творчества в целом» позволяющем уловить процесс очень постепенного перехода небольших «количественных изменений» в коренные, качественные. Далее читайте в книге…

ВОСПОМИНАНИЯ О ГЛИЭРЕ Ел, Гнесина. Человек, победивший старость С.С. Прокофьев, Мой первый педагог М. Прокофьева. Музыкальный воспитатель Сережи. К.Н. Михайлов. Глиэр в Киеве Л.Н. Ревуикий. Великое спасибо. Б.Н. Лятошинский. Музыкант, учитель, друг М.М. Каннерштейн, Воспитатель и друг молодежи Л.В.

Никулин. Композитор-гражданин Арам Хачатурян. Человек кристальной чистоты Г.И. Латинский. Глиэр-педагог (Памяти дорогого учителя). Б.Э. Хайкин, Красивая жизнь. М.И, Курилко. Рождение балета Е.В. Гелъцер. Немеркнущий образ. Ю.А. Завадский. Задорный талант А В. Гаук. Встречи с Глиэром Е.М. Люком.

На ленинградской сцене. Г.Г. Тигранов, В работе над оперой К.А. Эрдели. Концерт для арфы Надежда Казанцева. Только хорошее. Мстислав Рострапович, Дорогое имя Я.Ф. Аболимов. «Медный всадник» (О творческой дружбе композитора и либреттиста) Валерий Полех. Концерт для валторны Игорь Смирнов.

Балет и его автор Ольга Лепешинская. Глиэр умел мечтать Леонид Лавровский. Пионер советского балета Элеонора Власова. Автор балета «Дочь Кастилии». Вацлав Добиаш (Чехословакия). Красивый человек. Анил Бишвас (Индия). Друг индийского народа Эван Синиор (Англия). За сорок лет Сар Артур Блисс (Англия).

Одна встреча Ма Сы-цун (Китай). Служение народу

Д. М. Персон. Концерты, поездки, встречи

СТАТЬИ ГЛИЭРА Александр Давиденко Музыка в колхозе Мысли по поводу декады Сокровищница музыкального творчества Великий русский композитор За творческую дружбу с театром. Великий мастер музыкального спектакля.

Поиски мелодии Замечательный юбилей Пушкин и музыка Встречи с беляевскнм кружком (Из воспоминаний) Мои встречи с А. В. Неждановой Ученый, музыкант и патриот Бетховен. (К 125-летию со дня смерти).

Народ — великий учитель О профессии композитора и воспитании молодежи Оркестр замечательных музыкантов Воспоминания о С. И. Танееве Ответственность перед народом Воспоминания о С. С. Прокофьеве

Встречи с Рахманиновым

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Примечания.

Скачать биографию

Источник: https://ale07.ru/music/notes/song/fortepiano/glier_bio.htm

Глиэр Рейнгольд Морицевич

Рейнгольд Морицевич Глиэр — композитор, дирижёр, педагог, Народный артист (1938). Ученик М. М. Ипполитова-Иванова, А.С. Аренского, Г.Э. Конюса, С.И. Танеева. С 1908 выступал как дирижёр.

В 1920-1922 заведующий музыкальной секцией Московского отдела народного образования. В 1938 председатель Московского союза композиторов, в 1939-1948 году Оргкомитета союза композиторов СССР.

В 1900-1907, 1909-1913 преподавал теоретические дисциплины в музыкальной школе Гнесиных. В 1902-1903 давал частные уроки Н.Я. Мясковскому и С.С. Прокофьеву.

Совет

Рейнгольд Морицевич Глиэр родился 30 декабря 1874 года (11 января 1875) в Киеве. Сын переселившегося в Киев из немецкого городка Клингенталя мастера по производству медных духовых инструментов. В 1894 году Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки Н. Н. Соколовского (затем перешёл в класс Я. В. Гржимали).

В 1900 году окончил Московскую консерваторию (прошёл курс полифонии у С. И. Танеева, гармонии у А.С.Аренского и Г.Э.Конюса, класс композиции М.М.Ипполитова-Иванова), в 1906-1908 годах брал уроки дирижирования у Оскара Фрида в Германии и по возвращении в Россию начал выступать как дирижёр с исполнением главным образом собственных произведений.

В начале 1900-х годов участник собраний Беляевского кружка в Петербурге. С 1901 года преподавал музыкально-теоретические предметы в Московской музыкальной школе Гнесиных (среди первых частных учеников Н.Я. Мясковский и С.С.Прокофьев). Как композитор Р.М.Глиэр сформировался во многом благодаря общению с А.К.Глазуновым, С.В.Рахманиновым, Н.А.Римским-Корсаковым. С 1900 года педагог.

10 [23] января 1913 года Правительствующим сенатом Глиэру присвоено звание личного почётного гражданина.

В 1913-1920 годах профессор Киевской консерватории (класс композиции и оркестровый), в 1914-1920 годах директор консерватории.

В 1920-1941 годах профессор Московской консерватории по классу композиции. В 1920-1922 годах заведующий музыкальной секцией Московского отделения народного образования, сотрудник музыкального отдела Наркомпроса.

В 1920-1923 годах член этнографической секции Пролеткульта. С 1910 года систематически выступал как дирижёр, с 1930-х годов с авторскими концертами в городах СССР, клубах и колхозах.

В 1938-1948 годах председатель Оргкомитета Союза советских композиторов СССР (ССК СССР).

Обратите внимание

В 1923 г. Глиэр получил приглашение Наркомпроса АзССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера «Шахсенем», поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 г.

Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры «Ферганский праздник» (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер «Лейли и Меджнун» (1940) и «Гюльсара» (1949).

Работая над этими произведениями, Глиэр всё более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния.

Эта идея нашла своё воплощение в «Торжественной увертюре» (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах «На славянские народные темы» и «Дружба народов» (1941).

Рейнгольд Глиэр — доктор искусствоведения (1941), автор первого советского балета. Единственный российский композитор, трижды награждённый и самой престижной музыкальной премией дореволюционной России — премией имени М. И. Глинки, и самой престижной премией послереволюционной, советской России — Сталинской. При этом он был награждён и тремя орденами Ленина.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). Памятник работы скульптора М.К.Аникушина (архитектор В. А. Петров; изготовлен на Ленинградском заводе «Монументскульптура») открыт в пятую годовщину смерти, 23 июня 1961 года.

Учреждения и улицы имени Глиэра

•Киевское музыкальное училище (Киев/Украина),

•детские музыкальные школы (Москва, Калининград/Россия, Ташкент/Узбекистан, Маркнойкирхен/Германия, Алма-Ата/Казахстан),

•улицы в посёлке Загорянский Щёлковский район Московская область, Магнитогорск Челябинская область, Луцк Волынская область Украина, Донецкая область Украина, Киев (бывш. школьная, в 1974-1980 Глиэра, ликвидирована в связи с перестройкой района, 7 декабря 2015 года улице В.М.Примакова возвращено имя Глиэра).

В 1924-1949 годах в Москве работал струнный квартет имени Глиэра.

Дом в Москве по адресу Петровский бульвар, 5, в котором композитор жил с семьёй и работал в 1904-1913 и 1920-1938 является выявленным объектом культурного наследия, но многие десятилетия находится в состоянии запустения и саморазрушения.

Основные достижения

Награды

•1905 — премия имени М. И. Глинки за Первый секстет (выдвинут Глазуновым, Лядовым, Балакиревым)

•1912 — премия имени М. И. Глинки за симфоническую поэму «Сирены»

•1914 — премия имени М. И. Глинки за Третью симфонию («Илья Муромец»)

•1937 — орден Трудового Красного Знамени — за музыкальную драму «Гюльсара»

•1938 — орден «Знак Почёта»

•1945 — орден Ленина — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 70-летия»

•1946 — Сталинская премия первой степени — за Концерт для колоратурного сопрано с оркестром

•1948 — Сталинская премия первой степени — за Четвёртый струнный квартет

•1950 — Сталинская премия первой степени — за балет «Медный всадник» (1949)

•1950 — орден Ленина — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 75-летия»

•1955 — орден Ленина — «за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства и в честь 80-летия»

Звания

•заслуженный артист РСФСР (1925)

•заслуженный деятель искусств РСФСР (1927)

•народный артист Азербайджанской ССР (1934) — «за особые заслуги перед трудящимися, за развитие новой тюркской музыкальной культуры», за многолетнюю работу над созданием оперы «Шахсенем»)

•народный артист РСФСР (1935).

•народный артист Узбекской ССР (1937) — за создание музыкальной драмы «Гюльсара».

•народный артист СССР (1938).

•доктор искусствоведения (1941)

Прижизненные исполнения

При жизни композитора его произведения исполняли:

•Иван Гржимали, фон Глен, Леопольд Ауэр, А.Вержбилович, Сергей Кусевицкий, Л.Годовский, К.Эрдели, М.Ростропович, С.Кнушевицкий, В.Полех, Антонина Нежданова, Иван Козловский, Леонид Собинов, Фёдор Шаляпин, Надежда Казанцева, Д.Пантофель-Нечецкая, Э.Бандровска-Турска;

•квартеты: Розе (Вена), герцога Мекленбургского (Санкт-Петербург), Артура Хартмана (США), им.Бетховена (Москва) и др;

•симфонические оркестры: Филадельфийский, Нью-Йоркский, Венский и др.

•дирижеры: Артур Никиш (Венгрия), В.Сафонов, Н.Черепнин, Сергей Кусевицкий, Г.Фительберг (Польша), Гуго Варлих, Леопольд Стоковский, Юджин Орманди, Ф.Сток, Д.Макропулос, Сергей Рахманинов, А.Гаук, Ю.Файер

•в городах: Вена, Берлин, Гамбург, Мюнхен, Лейпциг, Франкфурт-на-Майне, Лондон, Париж, Копенгаген, Афины, Бухарест.

Список произведений

Оперы

•«Земля и небо», опера-оратория по Дж. Байрону (1900).

•«Шахсенем», либретто М. Гальперина (1923-1925, 2-я ред. 1934).

•«Гюльсара» (соавтор Т.Садыков), либретто К. Яшена и М.Мухамедова (1949).

•«Лейли и Меджнун» (соавтор Т.Садыков), либретто Хуршида по поэме А. Навои (1940).

•«Рашель», либретто М. Булгакова в переработке М. Алигер по Ги де Мопассану (1942-1943).

Балеты

•«Хризис», балет-пантомима, либретто Н.Миль по сюжету П.Люиса (1912)

•«Комедианты», либретто А.Петровского по Лопе де Вега (1922—1930); в новой редакции — «Дочь Кастилии» (1955).

•«Медный всадник», либретто П.Аболимова по А.С.Пушкину (1945—1948). Гимн Великому городу (гимн Санкт-Петербурга)

•«Тарас Бульба», либретто Р.Захарова по Н.В.Гоголю (1951—1952).

•«Клеопатра» («Египетские ночи»), балет-пантомима, либретто Вл.И.Немирович-Данченко и Л.В.Баратов по поэме А.С.Пушкина. Премьера: 11 января 1926 года, Москва, Музыкальная студия Художественного театра имени Вл.И. Немировича-Данченко. Дирижёр — В. Бакалейников, постановка Вл.И.Немирович-Данченко и Л.В.Баратова.

Симфонические произведения

•Первая симфония (1899)

•Вторая симфония (1907)

•Третья симфония «Илья Муромец» (1909—1911)

•«Сирены», поэма (1908)

•«Запорожцы», картина (1921)

•Торжественная увертюра (1937)

•Героический марш Бурят-Монгольской АССР (1937)

•«Заповит», поэма (1939)

•«Ферганский праздник», увертюра (1940)

•«Дружба народов», увертюра (1941)

•Увертюра на славянские темы (1941)

•Симфония-фантазия для оркестра русских народных инструментов (1943)

•«Победа», увертюра.

Концерты

•Концерт для арфы с оркестром (1938)

•Концерт для голоса с оркестром (1943)

•Концерт для виолончели с оркестром (1945-46)

•Концерт для валторны с оркестром (1951)

•Концерт для скрипки с оркестром (1956)

Инструментальные произведения

•Первый квартет (1899)

•Второй квартет (1905)

•Третий квартет (1928)

•Четвёртый квартет (1946)

•Первый секстет (1898)

•Второй секстет (1904)

•Третий секстет (1905)

•Октет (1901)

Прочее

•Около 150 фортепианных пьес в 2 и 4 руки концертного и педагогического репертуара.

•Около 70 пьес для различных сольных инструментов с сопровождением фортепиано.

•Около 130 романсов для голоса и фортепиано.

Источник: https://arboblar.uz/ru/people/glier-rejngold-moritsevich

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector