Антонин дворжак: биография, интересные факты, творчество

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ АНТОНИНА ДВОРЖАКА (8.09.1841-1904)

Автор: cocktail at среда, 9 сентября 2015 г.

В историю музыки Антонин Дворжак вошел как один из основоположников (наряду с Б. Сметаной) чешской музыкальной классики и создатель национальной симфонии.

Он – один из наиболее часто звучащих и самый известный чешский композитор в мире. В каком бы жанре Дворжак ни пробовал себя, везде он был индивидуален.

Его изобретательность в музыке очень велика, а красота мелодий – неповторима.

В 1891 году ему было присвоено почетное звание доктора музыки Кембриджского университета и доктора философии Карлова университета в Праге. В том же году от был избран членом Чешской академии наук и искусства и приглашен профессором в Пражскую консерваторию (с 1901 директор). А с 1892 по 1895-й он являлся директором 
Национальной консерватории в Нью-Йорке.

Дом, в котором родился Дворжак

1. Антонин Дворжак родился в чешском селе Нелагозевес (близ Праги) в семье мясника, хозяина трактира. Первым подарком, который он получил в детстве, стал передник и точильный камень (брусок). Однако его дорога разошлась с накатанной семейной колеей. Он посвятил себя искусству. (Сейчас Музей чешской музыки арендует Дом Дворжака в Нелагозевесе за символическую плату – 1 крону в год).

2. Он был влюблен в свою ученицу – Жозефину Чермякову, которой посвятил один из своих вокальных сборников “Кипарисы”. Но Жозефина вышла замуж за другого кавалера, и Антонин сделал предложение ее сестре Анне. Антонин и Анна Дворжакова поженились в 1873 году и прожили в браке 31 год. У них было 9 детей.

Дворжак с семьей

 
3. В середине 80-х Дворжак приобрел всемирную известность как автор “Славянских танцев”. Ощутить в полной мере эту радость, ему, увы, не пришлось, так как именно в этот период (1875-1877) композитор перенес тяжелую личную утрату – смерть матери и трех первых детей.

4. В 1892 году Дворжак получил приглашение возглавить Нью-Йоркскую консерваторию. Контракт по тем временам можно было считать просто блестящим: 15000 долларов в год. За день работы в Нью-Йорке Дворжаку обещали сумму, которую в Праге он получал за целый месяц труда. Композитор, все еще не справившийся с горем, долго колебался, но все же дал свое согласие. А потом удивил американцев не только своей работой в новом качестве, но и симфонией “Из Нового света”, написанной под впечатлением мелодий коренных жителей Америки. В США отзывались о ней так: “Симфония доктора Дворжака должна побудить молодых композиторов идти его путем, чтобы создавать подлинно национальную школу американской музыки”. А в 1945 году сенат США принял единогласное решение использовать в качестве официального гимна штата Айова отрывок из этой симфонии.

5. Прославился Дворжак и в Англии, где со времен Генделя установилась определенная традиция создания больших вокально-инструментальных произведений. Именно для Англии композитор в последующие десять лет написал ряд крупных произведений для хоров и солистов с оркестром (кантату “Свадебные сорочки”, ораторию “Святая Людмила”, “Реквием”).

6. В творческой копилке Антонина Дворжака имеется произведение и на русскую тему – опера “Дмитрий”, и посвящена она… Лжедмитрию I.

7. Брамс очень симпатизировал Антонину Дворжаку, с которым познакомился однажды в Праге и полюбил всей душой. Он настаивал, чтобы Дворжак приехал в Вену, и обещал помочь ему найти там работу. Но Дворжак отказался, сославшись на то, что жизнь в Праге гораздо дешевле. Брамс продолжал настаивать: “Пусть вас это не беспокоит. Вы вполне можете рассчитывать на меня. Дело в том, дорогой Антонин, что у меня есть состояние, но нет детей, а заводить их на старости лет уже поздно”. Таким образом, чешского композитора Брамс чуть было не “усыновил”.

8. Дворжак был очень скромным по натуре человеком, чрезвычайно набожным, любил природу (его пристрастием были голуби, которых он держал в своем летнем доме), но при этом ценил прогресс цивилизации. Он восторгался локомотивами и пароходами, ритмом жизни больших городов, хотя часто сбегал из них в деревенскую глушь.

9. Фамилия композитора по степени распространенности в Чехии стоит на четвертом месте. Там с такой фамилией проживает 22.5 тысяч мужчин и почти 24 тысячи женщин.
 
10. В Праге музей композитора расположен в летнем барочном дворце “Америка” (улица Ke Karlovu, 20). Музей был открыт в 1932 году.

Источник: http://cocteil.blogspot.com/2015/09/10-8091841-1904.html

Антонин Дворжак : краткая биография

Антони́н Двόржак (чеш. Antonín Leopold Dvořák (инф.); 8 сентября 1841 года — 1 мая 1904 года) — чешский композитор, представитель романтизма. В его произведениях широко используются мотивы и элементы народной музыки Моравии и Богемии. Вместе с Б.

Сметаной является создателем чешской национальной музыкальной школы.

К числу наиболее известных работ Дворжака относятся Симфония № 9 «Из Нового света» (написанная в США), опера «Русалка», Концерт для виолончели с оркестром, «Американский» струнный квартет, Реквием, Stabat Mater и «Славянские танцы».

Ранние годы

Дом, в котором родился А. Дворжак

Родился 8 сентября 1841 года в деревне Нелагозевес близ Праги, первым из восьми детей. В Нелагозевесе он прожил большую часть жизни. Его отец Франтишек Дворжак был мясником, трактирщиком и профессиональным исполнителем на цитре.

Родители рано распознали музыкальное дарование ребёнка и решили как можно раньше начать развитие его таланта. С 6 лет Дворжак начал посещать деревенскую музыкальную школу. Его учителем был местный церковный органист. В 1854—1857 годах обучался в Злонице теории музыки, игре на альте, фортепиано и органе.

С 1857 по 1858 годы Дворжак учится в Пражской школе органистов, где постепенно становится виртуозным исполнителем на скрипке и альте.

Портрет А. Дворжака, сделанный в 1868 году

В течение 1860-х Дворжак служит альтистом в оркестре Чешского провизионного театра. С 1866 года этот оркестр принимает под управление Бедржих Сметана. Постоянная необходимость в дополнительном заработке оставляла молодому музыканту мало времени, и в 1871 году он покидает оркестр ради написания музыки.

В это время Дворжак влюбляется в одну из своих учениц — Жозефину Чермякову, которой посвящает один из своих вокальных сборников «Кипарисы». После того, как она вышла замуж за другого претендента, Антонин делает предложение её сестре Анне.

Антонин и Анна Дворжакова (1854—1931) поженились в 1873 году и прожили в браке 31 год.

У них было 9 детей: Отокар (1874—1877), Йозефа (1875; умерла во младенчестве), Ружена (1876—1877), Отилия (1878—1905), Анна (1880—1923), Магдалена (1881—1952), Антонин (1883—1956), Отакар (1885—1961) и Алоизия (1888—1967).

Обратите внимание

В эти годы получает широкое признание композиторский талант Дворжака. Став органистом в церкви св. Адальберта в Праге, он с головой погружается в плодотворную композиторскую работу. В 1875 году он заканчивает работу над вторым струнным квинтетом.

В 1877 году критик Эдуард Ганслик сообщил Дворжаку, что его работы привлекли внимание Брамса, с которым они позднее стали друзьями. Именно Брамс решил дать толчок развитию творчества Дворжака, связавшись с музыкальным издателем Ф. Зимроком, который заказал Дворжаку первый сборник «Славянских танцев».

Опубликованный в 1878 году, он сразу же стал пользоваться популярностью. Первое произведение Дворжака, исполненное за границей — Stabat Mater (1880 год).

А. Дворжак с женой Анной в Лондоне, 1886 год.

После успеха этого произведения у британских слушателей в 1883 году, Дворжак был приглашен в Лондон, где в 1884 году выступил с большим успехом.

Его симфония № 7 была написана специально для британской столицы, где состоялась её премьера в 1885 году. В общей сложности, Дворжак посещал Великобританию девять раз, зачастую он лично дирижировал оркестрами, исполнявшими его произведения. Под влиянием П. И.

Чайковского он посещает Россию в 1890 году. В Москве и Санкт-Петербурге он дирижирует оркестрами, исполняющими его музыку.

В 1891 году Дворжак получает почетное звание от Кембриджского университета. В этом же году состоялась премьера его Реквиема на музыкальном триеннале в Бирмингеме.

Америка

С 1892 по 1895 гг. Дворжак является директором Национальной консерватории в Нью-Йорке. Здесь он встречает одного из первых афроамериканских композиторов — Харли Берли, который знакомит Дворжака с американской музыкой в стиле спиричуэл.

Портрет А. Дворжака, 1901 г.

В течение зимы и весны 1893 года Дворжак создаёт свою знаменитую Симфонию № 9 «Из Нового света». Летом того же года он посещает чешскую диаспору в Спиллвилле, штат Айова.

Здесь, будучи окружённым эмигрировавшими родственниками и земляками, он создаёт 2 струнных квартета и сонатину для фортепиано со скрипкой.

Важно

В течение трёх месяцев 1895-го года он работает над скрипичным концертом в си-бемоль миноре.

Материальная неопределённость, наряду с растущей популярностью в Европе и тоской по дому, подвигли Дворжака вернуться в Чехию.

Дальнейшая деятельность

В последние годы жизни Дворжак сконцентрировался на написании оперной и камерной музыки. В 1896 году он в последний раз посетил Лондон, где присутствовал на премьере своего скрипичного концерта в си-бемоль-миноре.

Дворжак сменил Антонина Бенневица на посту директора Пражской консерватории, который и занимал до самой смерти. Член Чешской академии наук и искусства.

Шестидесятилетие композитора отмечалось с размахом национального праздника.

Антонин Дворжак скончался в Праге 1 мая 1904 года от сердечного приступа. Похоронен на Вышеградском кладбище.

Дворжак оставил множество незаконченных произведений, в том числе концерт для скрипки в ля-мажоре.

Сочинения

Дворжак сочинял произведения самых разных жанров и форм. Девять его симфоний ориентированы на классическую модель, установленную Л. ван Бетховеном, но одновременно с этим он разрабатывал и появившуюся лишь в середине XIX века симфоническую поэму. В некоторых его сочинениях заметно влияние Р. Вагнера.

Музыка Дворжака сочетает в себе элементы венской классики и романтизма с чешскими народными мелодиями и ритмами. Поэтому его собственный стиль складывался долго. Ориентируясь поначалу на Моцарта и Бетховена, после 1873 года он берёт за основу творчества национальную музыку.

Далеки от классических образцов два сборника «Славянских танцев», а также песни Дворжака, хотя отголоски народного влияния чувствуются даже в больших произведениях.

Совет

Этот интерес проявился и в увлечённости композитора Соединёнными штатами и индейской и негритянской культурами, он пытается перенести их черты в свои сочинения. В конце жизни Дворжак сосредоточился на создании программной музыки, прежде всего, оперы.

В 1900 году появляется «Русалка», признанный шедевр, который ставится по всему миру и поныне. Дворжаком, завершившим дело Б. Сметаны в создании национальной чешской музыки, восхищались и Р. Вагнер, И. Брамс — два полюса немецкого романтизма.

Нумерация произведений

Титульный лист автографа девятой симфонии. Рукою Дворжака указаны порядок и годы сочинения всех симфоний, кроме первой, которую он считал утерянной. Рядом с уже изданными пятью указаны фамилии издателей — Зимрок и Новелло.

Многие произведения Дворжака были пронумерованы самим композитором — это нумерация по опусам (лат. opus, по-русски соч. — сочинение).

Но она не отражает действительного порядка их создания или хотя бы публикации. Чтобы добиться лучших продаж не очень известных композиторов, издатели, в том числе печатавший Дворжака Ф. Зимрок, часто выставляли ранним работам больший опус, нежели следовало бы при правильном счете.

С другой стороны, сам Дворжак иногда давал новому произведению ранний опус, чтобы продать его одному издателю в обход контракта с другим. Замечательным примером последнего случая является «Чешская сюита», которую он, не желая отдавать Зимроку, опубликовал как op. 39 вместо op. 52.

Ещё более усложняет ориентирование в наследии Дворжака тот факт, что подобные махинации приводили к появлению нескольких сочинений под одним и тем же опусом. Так случилось, например, с op.

12: изначально относившийся к опере «Король и угольщик» (1871), он оказался поставлен и под основанной на ней Концертной увертюрой Фа-мажор (1871), а затем также под Струнным квартетом № 6 ля-минор (1873), фуриантом соль-минор для фортепиано (1879) и думкой до-минор для фортепиано (1884). И, опять же, существуют обратные случаи, когда одна и та же работа получала несколько различных (до трёх) опусов у разных издателей.

Особенно запутанна нумерация девяти симфоний Дворжака. Это произошло оттого, что они были изначально пронумерованы в порядке публикации, а не сочинения.

Однако первые четыре были опубликованы позднее следующих пяти, которые, в свою очередь, публиковались не в порядке их сочинения.

Читайте также:  Балет «золушка»: содержание, видео, интересные факты, история

Таким образом, симфония «Из нового света» была напечатана как № 5, затем стала известна как № 8 — и только после каталогизации 1950-х годов, когда была в общий счёт была включена считавшаяся утерянной первая симфония, стала известна как № 9.

Обратите внимание

Все сочинения Дворжака были хронологически каталогизированы Я. Бургхаузером в изданной в 1960 году в Праге книге «Антонин Дворжак. Тематический каталог. Библиография. Обзор жизни и творчества».

По фамилии составителя сокращенно каталоговый номер пишется с латинской буквой B (нем. Burghauser; например, Симфония № 9 op. 95 — B.178).

В современном музыковедении, однако, наряду с этой нумерацией продолжают употребляться и опусы — отчасти по привычке, а отчасти для облегчения работы со старыми изданиями. Чаще встречаются опусы в афишах и концертных программках.

Симфонии

При жизни Дворжака были изданы лишь пять последних его симфоний, хотя предыдущие три и были исполнены. Первую же сам автор считал безвозвратно утерянной. Это внесло путаницу в нумерацию, и только в середине XX века была установлена верная последовательность написания.

Симфония № 1 до минор B.9 была сочинена Дворжаком в двадцатичетырёхлетнем возрасте для конкурса в Германии. Она показывает его ещё неопытным, но многообещающим композитором.

В ней прослеживается большое формальное сходство с пятой симфонией Бетховена: например, одинакова тональность всех четырёх частей (до минор, ля-бемоль минор, до минор и до мажор). С другой стороны, гармония и инструментовка тяготеют к стилю, выработанному Ф. Шубертом.

Позже Дворжак дал симфонии название «Злоницкие колокола», по названию деревни в Богемии, где он жил в 1853—1856 годах. Часть её материала была использована в «Силуэтах» op. 8.

Симфония № 2 си-бемоль мажор op. 4 построена всё ещё с оглядкой на Бетховена, хотя имеет более яркие, светлые и пасторальные образы.

Симфония № 3 ми-бемоль мажор op. 10 показывает, какое быстрое и глубокое влияние оказало на Дворжака знакомство с музыкой Р. Вагнера и Ф. Листа. Отсутствует скерцо. Вторая часть этой симфонии была использована в шестой «Легенде» op. 59.

Черновик Симфонии № 6

Симфония № 4 ре минор op. 13 обнаруживает поворот, происходящий в творчестве Дворжака. Хотя она несёт в себе явные следы влияния Вагнера (особенно вторая часть, которая происходит из увертюры к «Тангейзеру»), одновременно вводится национальная чешская музыка — в скерцо.

Симфония № 5 фа мажор op. 76 и Симфония № 6 Ре мажор op. 60 становятся уже очень пасторальными по характеру и отбрасывают совершенно вагнеровский стиль. Шестая писалась, видимо, под большим влиянием второй симфонии И.

Брамса, особенно первая и последние её части. Но это сходство разрушается третьей частью — традиционным чешским фуриантом. Именно благодаря шестой симфонии Дворжак стал всемирно известен как симфонический композитор.

Она же стала первой опубликованной его симфонией (1880).

Симфония № 7 ре минор op. 70 иногда считается выражающей стиль Дворжака с его формальной жесткостью и огромной порывистостью больше, чем девятая.

Может быть, это связано с личными переживаниями композитора во время её написания: он как раз пытался «протолкнуть» свои чешские оперы в Вене, от него требовали писать их по-немецки. Одновременно Дворжак ввязался в спор с издателем.

Черновики седьмой симфонии показывают, сколько усилий стоило ему её создание.

Симфония № 8 соль мажор op. 88 сильно отличается от седьмой: она теплее и оптимистичнее. Иногда её сравнивают с работами Г. Малера Некоторые исследователи считают её лучшей симфонией Дворжака (подобно тому, как некоторые — седьмую). Это, конечно, показательно для того, как невероятная популярность девятой симфонии заслонила собою все предыдущие сочинения.

Симфония № 9 ми минор op. 95 «Из Нового света» была написана в январе-мае 1893 года в Нью-Йорке. Хотя поначалу Дворжак говорил, что использовал в ней американскую музыку, такую как негритянские спиричуэлс или песни индейцев, позже он стал отрицать это.

Соло флейты-пикколо в первой части симфонии напоминает спиричуэлс «Swing Low, Sweet Chariot». Один из учеников Дворжака заявлял, что вторая часть изображает плач Гайаваты. Вместе с тем, она так схожа со спиричуэлс, что В. Фишер написал к ней слова и дал название «Возвращение домой» (англ. Goin' Home).

Сам Дворжак писал, что лишь использовал особенности индейской музыки, но все мелодии симфонии принадлежат ему.

Оперы

  • «Альфред» (Alfred, 1870).
  • «Король и угольщик» (Král a uhlíř, 1871, вторая редакция 1874, третья 1887).
  • «Упрямцы» (Tvrdé palice, 1874).
  • «Ванда» (Vanda, 1875, вторая редакция 1879, третья 1883).
  • «Хитрый крестьянин» (Šelma sedlák, 1877).
  • «Димитрий» (Dimitrij, 1881—1882, вторая редакция 1883, третья 1885, четвёртая 1894—1895).
  • «Якобинец» (Jakobín, 1887—1888, вторая редакция 1897).
  • «Чёрт и Кача» (Čert a Káča, 1898—1899).
  • «Русалка» (Rusalka, 1900).
  • «Армида» (Armida, 1902—1903).

Симфонические произведения

  • Концерт для виолончели ля мажор (1865), оркестрован Г. Рафаэлем (между 1925 и 1929) и Я. Бургхаузером (1952).
  • Концерт для фортепиано с оркестром соль минор (1876).
  • Концерт для скрипки с оркестром ля минор (1878).
  • Концерт для виолончели с оркестром си минор (1894—1895).
  • Девять симфоний, в том числе № 9 «Из Нового Света» (1893).
  • Пять симфонических поэм: «Водяной», «Полуденица», «Золотая прялка», «Голубок», «Богатырская песнь» (1896—1897).
  • Пять увертюр, в том числе «Моя Родина» (1882) и «Гуситская» (1883).
  • Серенада для струнного оркестра (1875).

Вокальные и хоровые произведения

  • Оратория «Святая Людмила» (1886), первая оратория в истории чешской музыки.
  • Stabat Mater (1877).
  • Реквием (1890).
  • Кантаты, в том числе Te Deum (1892).
  • Месса ре-мажор (1892).
  • «Моравские дуэты» (1876), вокальные дуэты с фортепиано.
  • «Библейские песни» (1894) с фортепиано, позже оркестрованы (1895).

Камерные произведения

  • Четырнадцать струнных квартетов, в том числе № 12 «Американский».
  • Три струнных квинтета, в том числе № 3 «Американский».
  • Шесть фортепианных трио, из которых сохранились четыре, в том числе Трио Ми минор «Думки» B166, Op. 90 (1891 г.)

Фортепианные произведения

  • Две тетради «Славянских танцев» (1878 и 1886) для фортепиано в четыре руки (позже оркестрованы). Фортепианные циклы «Силуэты», «Поэтические картины, а также «Из чешского леса» в четыре руки.

Исполнения музыки Дворжака

Среди дирижёров, осуществивших записи всех девяти симфоний Дворжака — Отмар Зюйтнер, Иштван Кертес, Рафаэль Кубелик, Вацлав Нойман, Витольд Ровицкий, Неэме Ярви, Иржи Белоглавек.

Среди дирижёров, записавший отдельные симфонии Дворжака — Карло Мария Джулини (№ 7—9), Герберт фон Караян (№ 8, 9), Кирилл Кондрашин (№ 9), Яков Крейцберг (№ 7—9), Николай Малько (№ 9), Юджин Орманди (№ 7—9), Марис Янсонс (№ 5, 7—9), Пааво Ярви (№ 9) и др.

В культуре

  • В Праге с 1932 года открыт музей Антонина Дворжака.
  • В честь Дворжака назван кратер на Меркурии.
  • В честь композитора назван астероид (2055) Дворжак.
  • Дворжак — герой биографического романа Йозефа Шкворецкого «Scherzo capriccioso» (известного также под английским названием «Dvořák in Love»)
  • Музыка Дворжака активно используется в японском аниме Легенда о Героях Галактики (1988-1997).

Литература

  • Дворжак в письмах и воспоминаниях. — Музыка, 1964. — 224 с. — 3860 экз.
  • Бэлза И. Ф. Пятая симфония Дворжака. — М.—Л.: Музгиз, 1950. — 20 с. — 3000 экз.
  • Гулинская З. К. Антонин Дворжак. — М.: Музыка, 1973. — 242 с.
  • Егорова В. Н. Антонин Дворжак. — Музыка, 1997. — 616 с. — 1000 экз.
  • Лушина Я. Антонин Дворжак. Очерк жизни и творчества. — Л.: Музыка, 1961. — 104 с.

Источник: https://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/antonin-dvorzhak-leopold

Антонин Дворжак: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Год рождения Антонина Дворжака – 1841-й. Судьбой ему было уготовано родиться в маленькой деревушке, находящейся недалеко от средневекового чешского замка Нелагозевес. В шестилетнем возрасте Антонина отдали в сельскую школу музыки. Первым наставником мальчика был обыкновенный органист при церкви.

А с 1854 по 1857 год он осваивал фортепиано и орган в местечке под названием Злониц. Когда Дворжаку исполнилось шестнадцать, он пожелал продолжить образование. И упросил отца, чтобы тот отвез его на телеге в Прагу. Там Дворжак поступил в Органную школу, готовившую музыкантов-профессионалов. Проучившись в ней, как и положено, целый год, он успешно сдал выпускные экзамены.

В 1859 году Дворжаку удалось устроиться в ансамбль дирижера Карела Комзака, а с 1862 года он состоял в оркестре Временного театра, где участвовал в музыкальном сопровождении опер другого достойного композитора — Бедржиха Сметаны. В 1871 году Антонин покидает этот оркестр, чтобы больше времени уделять созданию оригинальных сочинений.

Важно

В начале семидесятых скромный Дворжак влюбился в одну из учениц — Жозефину Чермякову. Ей он посвятил целый вокальный сборник — «Кипарисы». Но это не помогло: она выбрала другого мужчину и уехала из Праги.

Чуть позднее Антонин сделал предложение сестре Жозефины Анне. Девушка согласилась, и в 1873 году влюбленные сыграли свадьбу.

Антонин и Анна создали очень крепкую семью, прожили в совместном браке 31 год и стали родителями девятерых детей.

К середине семидесятых Дворжак создал уже немало произведений в востребованных жанрах — симфонии, оперы, камерные инструментальные сочинения. В 1877 году работы Дворжака оценил еще один блестящий композитор — Брамс (потом между ними установились дружеские отношения).

Брамс дал мощный толчок карьере Дворжака. Он обратился к авторитетному музыкальному издателю Фрицу Зимроку, и тот в 1878 году издал произведение Дворжака «Славянские танцы». После выхода этот сборник мгновенно стал популярным.

В 1880 году о Дворжеке узнали и за пределами родной страны. Последующие пятнадцать лет Антонин активно гастролировал как дирижер по разным странам мира. Так, к примеру, в 1883-м Дворжак поехал для выступления в Великобританию и задержался там достаточно надолго. Находясь в туманном Альбионе, он написал симфонию № 7, которую посвятил Лондону. Слушателям она была представлена в 1885 году.

Известно, что Дворжак вел активную переписку с Чайковским, и по настоянию российского композитора посетил в 1890 году Москву и Петербург, чтобы отыграть в этих городах концерты.

А в 1892-м его пригласили в Штаты на должность главы консерватории. Дворжак принял это приглашение. В Штатах, в 1893 году, он сочинил одну из красивейших своих вещей — симфонию (девятую по счету) «Из Нового света». Кроме того, в 1893 году он посетил диаспору чехов, которая жила тогда в штате Айова. В обществе земляков он сочинил, как указывают биографы, два струнных квартета.

Совет

В 1895 году, можно сказать, на пике славы, Дворжак принимает решение (обусловленное, в частности, сильной ностальгией) возвратиться на родину.

Обосновавшись в Праге, Дворжак продолжил творить, делая при этом упор на сочинении опер и камерной музыки. А в 1901 году его назначили руководить Пражской консерваторией.

Безусловно, соотечественники понимали, сколь огромный вклад в чешскую культуру внес Дворжак.

Антонин Дворжак умер в мае 1904 года, его смерть явилась неожиданностью буквально для всех. Захоронен он был на Вышеградском кладбище.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-961365-antonin-dvorzhak-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn

Дворжак, Антонин

(1841-1904) чешский композитор

Есть точки на земном шаре, которые стали известны миру только потому, что там появился на свет гений. К числу таких благословенных мест принадлежит и маленькая чешская деревушка с длинным названием Нелагозевес. Именно там в семье трактирщика и мясника родился Антонин Дворжак.

Предки Дворжака издавна были мясниками. К моменту появления на свет будущего композитора братья отца и другие близкие и дальние родственники хозяйничали в мясных лавках и трактирах ряда деревень, расположенных по левому берегу Влтавы на северо-запад от Праги.

К такому будущему готовили и Тоничека. Маленький крепыш удивительно походил на своего отца Франтишека Дворжака — ладно скроенного, коренастого крестьянина с добрыми глазами.

Даже зубы у него были такие же красивые, как у отца, за что бабушка не без гордости звала его «мой белозубенький».

О матери композитора, к сожалению, известно очень мало. Ее звали Анна, она была на шесть лет моложе своего мужа. Но не сохранилось ни одного ее изображения, нет также сведений и о том, какое влияние она оказала на сына и какую роль сыграла в формировании его характера и таланта.

Едва Тоничек подрос и научился ходить, отец подарил ему передник мясника, маленький оселок, и его стали приучать к труду. В школу Тоничек пошел в шесть лет. Собственно, там и начался его музыкальный путь, хотя тогда никому и в голову не приходило, что он может стать профессиональным музыкантом.

Читайте также:  Детские образовательные программы. музыка для детей.

Единственным учителем в деревенской школе, обучавшим детей грамоте и музыке, был кантор И.Шпиц. Чешский кантор — весьма примечательная и своеобразная фигура. Это не только органист храма и руководитель церковного хора.

Так повелось, что в каждой, даже самой маленькой, деревушке кантор учил детей музыке.

Обратите внимание

Учился Тоничек старательно, делая успехи и в науках, и в музыке. 7 олько науками он занимался по необходимости, потому что этого требовали отец и учитель, а музыка доставляла ему радость.

Когда он играл на скрипочке, лицо его преображалось, сияло. Учитель скоро заметил поэтическую душу своего молчаливого, застенчивого ученика и стал уделять ему больше внимания.

Он давал ему более сложные, чем другим ученикам, задания и помимо танцевальной музыки познакомил его с мессами Гайдна.

Когда мальчик закончил двухгодичную школу, отец стал размышлять, куда бы послать сына совершенствоваться в ремесле мясника. Выбор пал на Злоницы, где жил брат матери. Он был бездетным и охотно согласился взять к себе Тоничека.

Там его определили в дополнительный класс местной школы, чтобы научить немецкому языку, так как во времена Габсбургов немецкий язык был государственным на всей территории Чехии. Но мальчик проявил такие прекрасные музыкальные способности, что его стали учить на фортепиано и органе.

Он также продолжал заниматься на скрипке, совершенствуя свои навыки. Потом начались уроки теории.

Дворжаку приходилось нелегко. С утра до вечера он работал на бойне и в мясной лавке, куда его отдали на два года для обучения. После работы мальчик прибегал к учителю заниматься музыкой. Скоро в Злоницы приехала вся семья Дворжаков.

Отец собрал все накопленные средства, взял в аренду злоницкий заезжий двор под названием «Большой трактир», собираясь с помощью сына завести более солидное дело. Правда, Антонину лучше от этого не стало.

Важно

Теперь он должен был еще помогать отцу налаживать дело, 2 ноября 1856 года Антонин Дворжак получил диплом подмастерья. Теперь ему нужно было пройти годичную практику, и можно было открывать свое дело.

Отец отправил Антонина для совершенствования в немецком языке в Чешске Каменице, где преимущественно жили немцы. Дворжак преуспел в занятиях и через год привез отцу отличные отметки из немецкой школы, которую он посещал.

Учитель Лиман твердо решил сломать сопротивление отца Дворжака и вырвать юношу из обстановки бойни и мясницкой. Лиман часто навещал Франтишека Дворжака и между делом говорил о способностях сына, которые необходимо развивать. Трактирщик не знал, что и делать, и наконец решил предоставить выбор сыну.

Антонин, как только узнал о таком решении, сразу же согласился ехать учиться в Прагу и с сентября 1857 года стал учиться в Органной школе.

Это учебное заведение готовило профессиональных органистов для храмов. Курс обучения длился два года. Дворжак учился старательно, хотя атмосфера Органной школы угнетала его. Он крайне неохотно вспоминал эти годы и всегда говорил: «В Органной школе все пахло плесенью. И органы тоже».

В первый год обучения там Дворжак посещал также четвертый класс школы при близлежащем францисканском костеле — все ради хорошего знания того же немецкого языка.

Через год он успешно сдал экзамены и получил диплом об окончании Органной школы, но уезжать из Праги не захотел, поэтому устроился в капеллу Карела Комзака альтистом.

В середине июня 1871 года в одной из пражских газет появилось сообщение о том, что Антонин Дворжак, член оркестра королевского чешского театра, окончил комическую оперу, которую руководство театра намерено принять к постановке. Речь шла об опере «Король и угольщик».

Совет

Через три месяца Дворжаку должно было исполниться тридцать лет, он приближался к середине своего жизненного пути. К тому времени он уже написал много произведений, попробовал силы почти во всех жанрах, но ни одного своего сочинения еще не слышал на публике.

Легко себе представить, какой восторг охватил его, когда вдруг обратили внимание на его оперу. Но до постановки дело так и не дошло.

17 ноября 1873 года Дворжак обвенчался с Анной Чер-маковой. Семья быстро увеличивалась: сначала родился сын, а потом две дочери. Оставшись без заработка, Дворжак едва обеспечивал семью, которая временами жила впроголодь.

В 1875 году композитору дали стипендию, что значительно поправило его материальное положение. А кроме того, была принята к постановке переделанная им опера «Король и угольщик».

Еще шли репетиции этой оперы, когда Дворжак приступил к работе над новым произведением — оперой «Упрямцы». Она тоже дожидалась премьеры почти семь лет. Следующая опера Дворжака — «Ванда» — прожила на сцене совсем немного. В период работы над «Вандой» умерла маленькая дочь Дворжака. Смерть девочки потрясла его, так как он очень любил детей.

13 августа 1877 года умирает его вторая дочка, случайно отравившись раствором фосфора, а меньше чем через месяц, 8 сентября, в день рождения самого Дворжака, от черной оспы скончался сын композитора. Из трех детей в живых не осталось ни одного. Дворжак так и не сумел оправиться от страшного удара судьбы. Все житейское ушло на второй план.

Осталась только музыка и скорбь.

Возраставшая с каждым днем популярность Дворжака, частые поездки за рубеж, постоянные встречи с новыми людьми требовали большого нервного и физического напряжения. Темп работы тоже убыстрялся.

Дворжак начал уставать и почувствовал, что некоторое время он во что бы то ни стало должен проводить на воздухе. Ежедневные прогулки постепенно вошли в привычку.

Он часто проводил время за городом, где ему особенно хорошо работалось.

В 1884 году Дворжак совершил очень успешную поездку в Англию. Он и там стал популярным композитором. Триумф в Англии усилил интерес к его творчеству и в других странах, вплоть до Австралии. Чехи, воспылав гордостью за своего соотечественника, стали чаще играть его музыку. В дальнейшем каждая поездка в Англию способствовала росту славы Дворжака у него на родине.

После симфонических произведений, музыкальных пьес Дворжак написал новую оперу — «Якобинец». В феврале 1889 года она впервые была показана на сцене Национального театра. Действие оперы происходит в маленьком городке Чехии во время французской революции 1793 года. В разгар работы над «Якобинцем» в Прагу приехал П.И.

Обратите внимание

Чайковский. Два композитора сразу же познакомились. Чайковский посещал концерты Дворжака, ходил к нему на репетиции, бывал у него в гостях. С отъездом Чайковского их контакты не прекратились: началась оживленная переписка.

Чайковский сообщал в Прагу о своих концертах в Париже и Лондоне, о том, что в Англии вспоминают Дворжака и ждут его новую симфонию, а в России идут переговоры с Русским музыкальным обществом о возможных выступлениях чешского мастера в Москве и Петербурге. В конце февраля 1890 года Дворжак с женой отправился в Россию.

Он дал концерт в Москве, который прошел успешно. В Петербурге Дворжак дирижировал только одно отделение концерта.

В Праге композитор был избран членом Чешской Академии наук и искусств, а Пражский университет присвоил ему почетное звание доктора музыки. Дворжаку было предложено место профессора Пражской консерватории.

16 июня 1891 года известный чешский композитор был возведен в степень почетного доктора Кембриджского университета. Затем последовали длительные переговоры, и наконец Дворжак согласился стать директором Национальной нью-йоркской консерватории.

Он два года пробыл в США, а потом вернулся на родину, по которой все время скучал.

Жизнь вошла в привычное русло. Дворжак преподавал в консерватории, много ездил по Чехии, давал концерты за границей. В это время он создал оперу «Русалка», успех ее премьеры превзошел все ожидания. Так Дворжак, приближаясь к концу жизни, создал одну из лучших чешских опер, одержав победу в той области музыкального искусства, в которой у него было не так много удач.

1 мая 1904 года Антонин Дворжак находился в кругу семьи и вдруг почувствовал себя плохо. Он упал в кресло, и вбежавший через несколько минут в комнату врач констатировал смерть композитора. В тот же день на здании Национального театра был вывешен траурный флаг, возвестивший о том, что чешская музыкальная культура потеряла своего второго после Б.Сметаны великого классика.

Источник: http://biografiivsem.ru/dvorzhak-antonin

Антонин Дворжак Биография Дворжака

Антонин Дворжак (08.09.1841 —01.05.1904) — чешский композитор. Родился в бедной крестьянской семье. Первым учителем Дворжака был сельский органист Й. Спиц.Уже в8 лет Дворжак играл по вечерам в трактирном оркестре.

В 1853 году он переехалк своему дяде в небольшой городок Злонице; здесь он продолжал заниматься музыкой, беря уроки игры на фортепьяно, скрипке и альтеу Лиманна.В 1857 году Дворжак переехал в Прагуи поступилв Школу органистов, где его учителями были И. Звонарж и Ф. Блажек.

Окончив школу, Дворжак работал сначала в пражском концертном ансамбле, а затемв открывшемся в 1862 году чешском «Временном театре». В оркестре этого театра он игрална альтев течение11 лет.

К этому времени относится знакомство Дворжака с Бедржихом Сметаной и с другими передовыми деятелями чешской музыки и литературы.

В начале 1870-х годов были созданы первые крупные произведения Дворжака — оперы «Альфред» (поставлена в 1938, Оломоуц), «Король и угольщик» (поставлена 2-я редакция в 1874, Прага), струнный квартет, 4 симфонии, неопубликованные при жизни композитора (свою 5-ю симфонию Дворжак издал как 1-ю).

Все эти сочинения свидетельствуют о большом композиторском даровании и мастерстве Дворжака, об исключительной требовательности к себе.Все теснее становится связь творчества композитора с чешской национальной культурой.

Под влиянием основоположника чешской классической музыки Сметаны Дворжак создает произведения, в которых стремится отразить борьбу за независимостьи свободу чешского народа.

Важно

В 1872 году он пишет патриотический хор в сопровождении оркестра «Гимн», прославляющий героев чешского народа, боровшихся за свободу,а также ряд сочинений, связанных с фольклором: моравские дуэты, циклы чешских, словацких народных песен в обработке для хора, цикл сольных чешских песен «В народном духе». Следуя реалистическим традициям чешского народного искусства, Дворжак пишет оперы, проникнутые национальным колоритом.

Тяжелое семейное горе обрушивается на Дворжака — один за другим умирают трое его детей, и скорбь, охватившая композитора, звучит в его произведениях, созданных в эти годы.

Однако горячая любовь к родине, искусству помогают ему перенести личное несчастье, и в написанных им струнном квартете, посвященном Иоганнесу Брамсу, и в опере «Хитрый крестьянин» (поставлена в 1878) снова начинают преобладать жизнерадостные настроения, светлый колорит.

Огромную популярность приобрели его «Славянские танцы» (2 цикла), написанные для фортепьяно в четыре руки и позднее переложенные композитором для симфонического оркестра. В 1882 году поставлена опера Дворжака «Дмитрий» (2-я ред. 1894, Прага) на сюжет русской истории начала 17 века.

Творческую деятельность Антонин Дворжак совмещает с исполнительской —он выступает как дирижер собственных произведений. Композитор к этому времени становится известным не толькоу себяна родине, но и за рубежом.

Дружба с Чайковским, приезжавшим в Прагу, содействовала поездке Дворжака в Россию; в 1890 годуон дирижировалв Москвеи Петербурге концертами из своих произведений.

С 1891 года Дворжак ведет педагогическую работу в Пражской консерватории.

В 1892–1895 годах Дворжак живет в США, где возглавляет Национальную консерваторию в Нью-Йорке. Интонации народных негритянских и индейских мотивов легли в основу его 9-й симфонии — «Из Нового Света», одного из популярнейших произведений композитора.

По возвращениина родину Дворжак снова преподает в Пражской консерватории, а в 1901 году становится ее директором.

Совет

В последние годы жизни он продолжает интенсивную творческую; пишет живую, увлекательную оперу в народном духе «Черт и Кача» (поставлена в 1899, Прага), поэтическую сказочную оперу «Русалка» (поставлена в 1901, Прага), с успехом идущие и на нашей сцене, 2-й виолончельный концерт, занимающий почетное место в репертуаре виолончелистов.

Творчество Антонина Дворжака — «простого чешского музыканта», как он себя называл, носит глубоко национальный, народный характер. Его произведения — крупнейший вклад не тольков чешскую, но и мировую музыкальную культуру. Лучшие сочинения Дворжака постоянно звучат в театрахи концертных залах всего мира.

М. Ю. Миркин.

Источник: https://www.composers.ru/kompozitory/antonin-dworzhak-biografiya-dworzhaka.html

Биография Антонина Дворжака

Дата рождения: 8 сентября 1841 года Место рождения: Нелагозевес, Чехия Дата смерти: 1 мая 1904 года Место смерти: Прага, Чехия Антонин Дворжак – чешский композитор. Антони Дворжак был рожден 8 сентября 1841 года недалеко от Праги.

Читайте также:  Безграничные возможности симфонического оркестра

Он был старшим из восьми детей в семье и прожил в родном городе большую часть своей жизни. Отец работал мясником, держал трактир и играл на цитре, потому, заметив у юного Антонина музыкальные наклонности, отдали его учиться. В 6 лет Дворжак посещает музыкальную школу и учится у органиста.

Начиная с 1854 года и в течение 3 лет обучается теории музыки, игре на альте, фортепиано и органе. Следующие 2 года он посещает Пражскую школу органистов, где ему особенно удается игра на скрипке и альте.

В 1860-е работает альтистом в Чешском провизионном театра, в 1871 году он покидает и театр, и оркестр ради сочинения музыки. В 1873 году он женится на сестре одной из своих учениц, с которой они проджили 31 год и родили 9 детей.

Антонин становится органистом в церкви в Праге. В 1875 году Дворжак пишет второй струнный квинтет, который через 2 года заинтересовывает

Брамса, а чуть позже они становятся друзьями. Брамс подталкивает Дворжака к публикации Славянских танцев, которые становятся популярны уже в 1878 году. А в 1880 творчество Дворжака узнают и за пределами родной страны. В 1883 году Дворжак едет в Лондон и выступает там в 1884.

Задержавшись в стране, он пишет симфонию № 7, посвящает ее Лондону и представляет ее публике в 1885 году. Вдохновившись произведениями Чайковского в 1890 году приезжает в Москву и Санкт-Петербург для того, чтобы дирижировать оркестрами, исполняющими его музыку. В 1891 году получил почетное звание Кембриджского университета, и чуть позже представляет Реквием.

Обратите внимание

В 1892 году Дворжак уезжает в Америку, где живет 3 году и трудится в качестве директора Национальной консерватории Нью-Йорка. В 1893 году пишет Симфонию № 9, которая его и прославила. Находясь в диаспоре чехов в Айове, пишет 2 квинтета и сонатину, а в 1895 году работает над скрипичным концертом.

В 1895 году возвращается в родную Европу, а через год после возвращения в последний раз посещает Лондон на представление своего скрипичного концерта. Перед смертью занимал пост директора Пражской консерватории. Скончался 1 мая 1904 года от сердечного приступа.

Достижения Антонина Дворжака: – Член Чешской академии наук и искусства – Внес крупнейший вклад в чешскую и мировую музыкальную культуру Даты из биографии Антонина Дворжака: 8 сентября 1841 год – родился недалеко от Праги 1847 год – посещает музыкальную школу 1854 год – обучается музыке и игре на инструментах 1860 – работа альтистом 1873 год – женитьба 1875 год – первая известная симфония 1883 год – поездка в Лондон 1890 – поездка в Россию 1892-1895 годы – живет в Америке 1 мая 1904 года – скончался Интересные факты Антонина Дворжака: – Юбилей 60-летнего Антонина отмечался как национальный праздник – Оставил после себя много незаконченных произведений

– В честь композитора назван кратер на Меркурии и астероид

(Пока оценок нет)
Loading…

Сочинение а воробьев стекло не выбивал.

Биография Антонина Дворжака

Categories: Биографии

Источник: https://ege-essay.ru/biografiya-antonina-dvorzhaka/

Уроки жизни и вдохновения Антонина Дворжака


Говорят, что талант либо есть, либо его нет. А если он есть, то обязательно найдет как себя проявить, вне зависимости от того, в какие условия будет поставлен обладатель этого таланта. Так получилось и с Антонином Дворжаком.

 

Это теперь, спустя 76 лет после появления его на свет в маленькой чешской деревушке, мы знаем его как композитора, музыканта, дирижера, профессора. А тогда, казалось, что судьба младенца была предопределена волей родителей – он должен был продолжить семейную традицию и стать трактирщиком и мясником.

Антонина учили ремеслу и даже отправили работать на бойню. Но призвание его была все таки музыка – с помощью своей настойчивости и упорного, тяжелого труда Дворжак смог доказать это. 

Весь свой нелегкий жизненный путь композитор запечатлел в творчестве. Здесь нашли отражение и факты личной жизни, и любовь к родине, и борьба с безденежьем и непониманием, и впечатления от путешествий композитора и многое другое. Попробуем разобраться, что же конкретно повлияло на создание тех или иных музыкальных произведений Антонина Дворжака.

1) Разочарование в первой любви, невзаимное чувство к Йосефине Цермак (Жозефине Чермяковой) – дочери состоятельного ювелира, которой Дворжак преподавал музыку. Ей посвящен цикл песен “Кипарисы” (на стихи Г.

Пфлегер-Моравского), медленная часть финала Концерта для виолончели с оркестром Си Минор и другие произведения. Йосефина вышла замуж в 1877 году за Вацлава Каунта Кауника. А сам Дворжак по иронии судьбы женился на ее сестре Анне в 1873 году.

С ней он прожил до конца своих дней, имел 9 детей. 

2) Патриотические чувства. Дворжак любил Чехию, отрицательно относился ко всему немецкому, даже принципиально не хотел изучать немецкий язык. Это во многом объясняется политическими событиями того времени, победой реакции в революции 1848-1849 годов.

Композитор прославляет родину в гимне “Наследники Белой Горы” для хора с оркестром. Именно после исполнения этого произведения в марте 1873 года был признан композиторский талант Дворжака.

Дальше будут Моравские дуэты, Славянские танцы, цикл “Легенды” для фортепиано в четыре руки, Славянская рапсодия No 1… Более того, Антонин Дворжак считается создателем национальной чешской музыкальной школы.

В его произведениях широко используются темы и напевы народной музыки Богемии и Моравии, сюжеты сказок и национальных легенд или сценки из чешского быта. Таковы, например, оперы “Король и угольщик”, «Упрямцы», «Хитрый крестьянин», «Черт и Кача». 

3) Смерти близких. В декабре 1882 умирает мать композитора, что отражается в Фортепианном Трио Фа Мажор oпус 80. Почти одновременная смерть отца и П.И. Чайковского в 1893 году повлияли на написание “Библейских песен” op.99. 

4) Путешествия. Несколько раз Дворжак приезжал в Англию. Для Лондонского Филармонического оркестра он пишет Седьмую симфонию Ре Минор, мировая премьера которой состоялась 22 апреля 1885 года. С 1892 по 1895 года Дворжак живет и работает в США.

Этой стране посвящена камерно-инструментальные ансамбли, Струнный квартет No 12 “Американский”, кантата «Американский флаг» и Девятая симфония “Из Нового Света”, которая считается лучшей симфонией Дворжака и одним из самых знаменитых произведений его репертуара. 

Дворжак умирает 1 мая 1904 года от внезапного сердечного приступа. Он многое мог бы еще написать, оставить потомкам, но судьба распорядилась иначе. Его творчество учит двум важным вещам: что упорством и трудом можно добиться всего, и что самые интересные идеи и источники вдохновения находятся очень близко, стоит только научится их видеть. Дерзайте!

Мария Игумнова



Источник: http://www.dailyculture.ru/stati/bio-music/uroki-zhizni-i-vdokhnoveniya-antonina-dvorzhaka/

Знакомьтесь, Антонин Дворжак

«Прага – Нью-Йорк – Прага». когда обычный человек увидит эти слова, он подумает об увлекательном путешествии по двум крупнейшим городам Чехии и США и необходимости выбрать оптимального авиаперевозчика. Однако для 6 октября это было бы неверным предположением.

По данному маршруту посоветовал «совершить поездку» театральный «перевозчик» – Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова.

Города стали символами творческих периодов создателя чешской национальной музыкальной школы – Антонина Дворжака (1841-1904), со Дня рождения которого в этом году исполнилось 175 лет.

Родился Дворжак в небольшом чешском городке, получил признание своего композиторского таланта будучи в Праге, на протяжении трёх лет (1892-1895) был директором Национальной консерватории в Нью-Йорке, но тоска по Родине заставила его не продлевать контракт и вернуться в Чехию, чтобы возглавить Пражскую консерваторию, пост директора которой занимал до самой смерти.

Вспомнить творчество известного чешского композитора солисты театра решили исполнением малознакомых, но не теряющих по этой причине обаятельности и благозвучия произведений – камерно-вокальных циклов.

Иные музыкальные жанры (концерты, симфонии, увертюры, симфонические поэмы, трио, квартеты, квинтеты), написанные мастером, составляют неотъемлемую часть концертов, происходящих на различных мировых площадках, его оперы (особенно «Русалка» 1900 г.) не покидают театральных подмостков.

Судьба песен, входящих в четыре сборника, более печальна, публика знает лишь отдельные номера (например, «Помню, мать, бывало…» из «Цыганских мелодий»). Решением этой просветительской проблемы и занялась Новая Опера.

«Вспомнить творчество известного чешского композитора солисты театра решили исполнением малознакомых, но не теряющих по этой причине обаятельности и благозвучия произведений – камерно-вокальных циклов»

Важно

Четное количество вокальных циклов позволило разделить программу на два отделения: «Песни любви» (ор. 83 – 1888 год) и «Библейские песни» (ор. – 1894 год) в первом и «Цыганские мелодии» (ор. 55 – 1880 год) и «Моравские дуэты» (фрагменты из ор. 32 и ор. 38 – 1875-1877 годы) во втором.

Три сборника были написаны в Чехии, один («Библейские песни») в Америке, что обусловило наличие определенных народных мотивов в партитуре песен.

Славянский фольклор наполняет композиции ясностью и нежным лиризмом, хотя за использование моравских и богемских напевов, то есть не только исключительно чешского народного творчества, современники критиковали композитора, и его новаторство в этой сфере было оценено только много лет спустя.

А в «лучшем, что я создал в данной области» (Дворжак о «Библейских песнях») можно распознать отголоски спиричуэлсов (духовных песен американских негров).

Первыми были представлены на суд зрителей «Песни любви» в исполнении Екатерины Миронычевой, сочиненные на стихи Густава Пфлегер-Моравского в момент влюбленности композитора в одну из своих учениц – Жозефину Чермякову (по иронии судьбы женился Антонин на её сестре Анне).

«Мысли молодого человека о любви – вот их содержание», так довольно точно говорил композитор о своём сочинении. Одна мысль постоянно сменяет другую, также чередуются 8 песен, различные по характеру.

Необычность музыкальной ткани подчеркивается фортепианной партией, в которой различные мелизмы (небольшие мелодические украшения) существуют совместно с более развитыми формами (арпеджио и пассажами), что отправляет слушателя к романсам других композиторов (Шуберта, Глинки).

Сопрановая партия также достаточно выразительна, все чувства необходимо передать не только с помощью нотного материала, но и богатой фразировки. Екатерине в полной мере удалось показать мелодические вокальные линии, наполненные глубоким проникновением и одновременно кажущейся простотой.

Затем настала очередь «американского» произведения автора. Написанные в короткие сроки (всего за три недели) песни подтверждают сказанную некогда Дворжаком фразу, что «карандаш – великое изобретение», ведь довольно часто он сочинял на ходу, делая только наброски сочинений.

В данном случае «набросками» стала первоначальная версия «Библейских песен», позже оркестрованных, переложенных для различных составов исполнителей (для сопрано или тенора в сопровождении органа, для хора).

Совет

Вечером 6 октября звучала версия для баритона (Артём Гарнов) и фортепиано (Михаил Сегельман).

Положенные в основу тексты Псалмов из первой чешской Библии сочетаются с излюбленными Дворжаком нисходящими мотивами и, несмотря на отсутствие элементов вокальной виртуозности, цикл является вершиной камерной музыки, погружающей в тоску и одиночество – чувства, испытываемые тогда композитором.

После антракта прозвучали «Цыганские мелодии» на стихи Адольфа Гейдука.

В цикле через меняющиеся разноплановые песни передается дух вольного народа – выражение в аллегоричном смысле желания свободы чешского народа от власти Габсбургов (Австро-Венгерской империи).

Также Дворжак использует другой приём – реминисценцию, переносящую к венгерским рапсодиям Ференца Листа и русским плясовым.

Во многих песнях партия фортепиано (Татьяна Сотникова) и вокальная линия (тенор – Георгий Фараджев) перекликались, иногда параллельно шли две темы: тема девичьих грёз (у фортепиано, напоминающая романсы Алябьева и Гумилева) и молодецкой удали (у тенора). Такое сочетание не оставило зрительный зал равнодушным и наполнило Зеркальное фойе криками «браво».

«В цикле через меняющиеся разноплановые песни передается дух вольного народа – выражение в аллегоричном смысле желания свободы чешского народа от власти Габсбургов (Австро-Венгерской империи)»

Завершалась программа фрагментами из «Моравских дуэтов» на фольклорные тексты. Дуэт Виктории Шевцовой и Анны Синицыной раскрыл индивидуальность музыкального языка композитора: выбор мелодических интервалов, ритмической содержательности, искусство контраста и имитация Моравского фольклора в гармонии.

Все четыре цикла с разных сторон показывают характер композитора, его приверженность к народным мотивам и великим композиторам, чьё присутствие с лёгкостью ощущается.

Новая опера, включив в программу из внушительного наследия Антонина Дворжака, неведомые российскому слушателю произведения, сделала правильный выбор, ведь только через живое исполнение можно по-настоящему прочувствовать сочинения.

Источник: http://thewallmagazine.ru/let-us-introduce-you-antonin-dvorjak/

Ссылка на основную публикацию