Маковский владимир «на бульваре» описание картины, анализ, сочинение

Маковский Владимир

Маковский Владимир Егорович

Маковский — это фамилия трех братьев-живописцев: Константина, Владимира и Николая. Среди них Владимир — самый известный художник, мастер бытового жанра. закончил Академию художеств, получил звание классного художника 1-й степени и золотую медаль.

А за картину «Любители соловьев» получил звание академика. Маковский принял активное участие в организации Передвижников с самого его начала. Его картины отличаются глубоким знанием народной жизни, как крестьянской, так и городской.

Сцены быта полны правды, остроумия, добродушного юмора, а порой и острой сатиры.

На бульваре (1887)

Маковский Владимир

Скрытая драма, завязка трагедии звучит в этой картине. Здесь изображена сцена свидания мастерового, бывшего крестьянина, уехавшего в город на заработки, с молодой женой, приехавшей из деревни с ребенком навестить мужа. Жена привезла своего первенца, чтобы показать его мужу.

Молодой глава живет, скорее всего, в рабочей казарме, поэтому бульвар оказался наиболее уединенным местом. Для женщины все здесь представляется чужим: снующие прохожие, однообразные здания, обступившие островок чахлой зелени, и даже любимый человек, неузнаваемо изменившийся в городе. Подвыпивший, он, небрежно развалясь, тихонько «играет песни» на гармошке.

Все в нем бесконечно далеко от забот, принесенных приездом жены: ему безразличны ее нужды, как стала безразличной она сама и опостылевшая деревня. И вот они сидят вместе на скамейке, но некогда близким людям не о чем больше говорить: мастеровому откровенно скучно, а женщина сжалась, замкнулась.

Скорбно ссутулясь, крестьянка никак не может понять — что же произошло, отчего тот, кто еще недавно покинул родное село лишь ради ее блага и блага будущего ребенка, теперь так равнодушен к их судьбе?.

  • Осенняя цветовая «моросящая» гамма содержит в себе резко звучащие пятна, разбросанные в одежде мужа и жены, в лоскутном одеяле, укутавшем ребенка.
  • Психолгическому состоянию персонажей вторит природа — зябкая осень, пришедшая на московские бульвары.
  • Две матери

Маковский Владимир

В господский дом, полный достатка, уюта и покоя приходит женщина, перед которой, возможно, бессильны и покой, и достаток….Перед нами драма двух матерей, родной и приемной.

Кто знает, по какой причине ребенок оказался в чужой семье, скорее всего, от глубокой нужды пришлось оторвать от себя свою кровиночку. Но мальчика явно любят здесь, и он совсем не чувствует себя чужим.

Родная мать пришла увидеть сыночка, а, возможно, и забрать его, принесла ему гостинец, но ребенок пугается незнакомой женщины и жмется к той, кто его вырастила, к своей маме.

Художник очень ярко показал чувства, эмоции героев картины: родная мать и взволнована, и растеряна, что ее сын не бежит к ней, отталкивается от нее. Приемная мать тоже взволнована, она испугана и хочет знать, зачем та пришла, уж не хочет ли забрать ставшего родным им ребенка? Тот же вопрос задает муж, приемный отец. А няня пытается успокоить пришедшую мать.

Комната залита ярким летним солнцем, но драма. разыгравшаяся на наших глазах, совсем не соответствует радостному состоянию природы, в то же время это как знак надежды, что все уляжется, люди поймут друг друга, если они любят этого славного мальчугана.

Идеалист-практик и материалист-теоретик (1900-е)

Маковский Владимир Картина наполнена юмором, улыбку вызывают образы двух о чем-то спорящих мужчин. Один, повар, скорее всего, практик, он твердо сидит на своем стуле и это указывает на его твердую позицию в споре. Второй,робкий теоретик, сидит на самом краешке табурета, чувствуя себя не очень уверенно в своих доказательствах. Юмор картины заключается в том, что по закону жанра практик должен быть материалистом, а теоретик идеалистом.

Любители соловьев (1873)

Маковский Владимир За эту картину художник получил звание академика. Сюжет картины очень прост. В деревенской избе трое мужчин, засидевшись за разговорами, с бутылочкой водки, не заметили, как пришел рассвет, встало солнце. Закипел самовар. Налили по последней на посошок, и вдруг…раздались трели соловья…Мужчины застыли в восторге, вслушиваясь в переливчатые рулады. Художник показывает, что несмотря на внешнюю крестьянскую грубость, эти мужчины умеют тонко чувствовать, слышать звуки природы…

Объяснение (1891)

Маковский Владимир Вот молодая пара — она, сидя за роялем, он, облокотившись на него,-объясняются в любви. Чувствуется, что объяснение дается не просто, разговор трудный…

Пастушки (1903)

Маковский Владимир А это картина из детства. Детство — это всегда беззаботность, радость, игра. Игра есть и здесь: мальчишка постарше, вероятно, пастушок, показывает рогатку, которую смастерил сам. С интересом рассматривают ее двое младших детей, подпасков. Однако, дети на работе, они пасут коров, оттого и не видно на их лицах следов беззаботности и радости, скорее, видна усталость, ведь начинают пасти дети затемно, когда им надо бы еще спать. В то же время краски художник использовал яркие, это краски лета, и картина не вызывает уныния, она полна надежды на будущее.

Посещение бедных

Маковский Владимир А вот богатая помещица в сопровождении чиновника пришла посетить бедную семью, вероятно, с благотворительной целью. Она рассматривает в лорнет хозяйку дома, а та подобострастно и робко ей улыбается с надеждой на помощь. Скудная, нищенская обстановка комнаты, плохо одетые домочадцы, взрослая девушка у двери с безысходной печалью на лице — все говорит о том, что эта семья действительно нуждается в поддержке. Только вот глядя на холодное выражение лица благотворительницы, вряд ли она будет серьезной. Художник для передачи замысла картины использует гамму мрачных, серо-коричневых тонов.

Свидание. (1883)

Маковский Владимир Сюжет картины немногословен и прост. К сыну, отданному в город в подмастерья, из деревни пришла мать. Она сидит возле босого оборванного мальчика, жадно набросившегося на принесенный ею калач. Они не смотрят друг на друга, но весь облик женщины, ее сосредоточенно-грустное лицо выдают глубокое горестное чувство, которое она испытывает при встрече с сыном. Только крайняя нужда заставила эту крестьянку разлучиться с ним и отпустить из родного дома. Образ хмурого, забитого, голодного мальчика запоминается надолго. жизнь в неволе, в чужих людях, тоска по дому наложили на него тяжелый отпечаток. Молчаливая сцена проникнута любовью художника к народу. Тон картины мягкий и задушевный благодаря скупым и скромным краскам убогой обстановки и одежды.

В приемной доктора

Маковский Владимир В этой картине художник показал разные образы, разных людей, которые собрались в приемной врача, чтобы излечиться от недуга. Вот молодая женщина с больной девочкой на руках, с любовью смотрит на своего ребенка. Рядом с нею пожилой мужчина, облокотившись на свои колени, грустно размышляет, вероятно, о своей болезни. В центре картины женщина со страданием на лице рассказывает о зубной боли батюшке, а тот дает совет, как от нее избавиться. Внимательно , от нечего делать, прислушиватся к их разговору молодой юноша, он держит в руках носовой платок, вероятно, у него простуда. С любовью художник описывает обстановку комнаты: комнатные цветы, картину на стене, зеркало. На паркетном полу богатая ковровая дорожка — все говорит о достатке, о том, что врач, видимо, пользуется успехом у больных.

Источник: http://cvetamira.ru/makovskiy-vladimir-egorovich-1846-1920

«На бульваре»: что скрыто в деталях картины Владимира Маковского

Маковский Владимир

7 февраля (по старому стилю – 26 января) исполняется 171 год со дня рождения знаменитого русского художника-передвижника Владимира Маковского. Его жанровые картины, на которых запечатлены сцены повседневной жизни простого народа, давно стали хрестоматийными. Самая известная из них – «На Бульваре» (1886-1887). Как и в большинстве работ художника, ее подлинная суть и глубокий психологизм раскрываются только при детальном изучении картины.

Маковский Владимир

Еще до отмены крепостного права крестьянам порой приходилось идти на заработки в город – «ходить по оброку». А после 1861 г. это явление стало повсеместным: так называемый «отхожий промысел» часто был единственным способом свести концы с концами.

Крестьяне нанимались разнорабочими, бурлаками, приказчиками, мастеровыми, половыми в трактирах и т.д. При этом, оторвавшись от привычной среды, они нередко становились жертвами большого города: многие возвращались в деревню пьяницами или калеками.

Маковский Владимир

Именно этой теме и посвящена картина Маковского «На бульваре»: молодая жена приехала из деревни в Москву повидаться с мужем-мастеровым. На руках у нее младенец, которого, возможно, муж до этого и не видел.

Но долгожданная встреча оказалась безрадостной: мужчина равнодушен и к жене, и к ребенку. Он скучает и тяготится этой необходимостью проводить выходной день не так, как обычно – в кабаке.

Прежняя деревенская жизнь, так же, как и семья, стала для него далекой и чужой. Говорить им больше не о чем.

Маковский Владимир

Известный критик В. Стасов писал об этой картине: «Муж немного выпил, у него щеки рдеются, он играет на гармонике, заломив голову, о жене и ребенке, кажется, позабыл думать. А она, с довольно тупым и животным выражением, сидит, потупившись в землю, и, кажется, ничего, бедная, не понимает и не думает.

Такой глубоко верный тип Владимир Маковский, да и кто угодно у нас, в первый раз затронул». На лице молодой крестьянки застыли отчаяние и безысходность – она вдруг увидела не того парня, за которого выходила замуж, а совсем чужого, очерствевшего и равнодушного человека.

Все, что он к ней испытывает сейчас, – досада и стыд за такое рандеву на городском бульваре с деревенской женой.

Маковский Владимир

Раскрасневшиеся щеки мастерового, лихо заломленный картуз, расстегнутая верхняя пуговица косоворотки – эти детали указывают на то, что он нетрезв и наверняка проводит так свои выходные довольно часто.

На нем красная рубаха, на жене – красная юбка, что позволяет сделать вывод о том, что этот день – праздничный или воскресный.

В руках у него – гармоника, именно этот инструмент, а также фабричную среду, Шаляпин упрекал в том, что русский народ перестал петь свои прекрасные песни и перешел на частушки.

Маковский Владимир

Как и в других работах, Маковский придерживается документальной точности изображения. Передвижник А.

Киселев отмечал: «Подобные пары можно наблюдать ежедневно на бульварах Москвы, примыкающих к Трубе, Сретенке и Мясницкой и переполненных рабочим и фабричным людом, почему наша, так называемая, порядочная публика не любит избирать эти бульвары местом своих прогулок».

По-видимому, действие этой сцены происходит на Рождественском бульваре возле Трубной площади. А церковь, изображенная на заднем плане, – это, очевидно, церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Маковский Владимир

Особого лиризма и драматизма художник достигает с помощью выбранного в качестве фона бытовой сцены унылого осеннего дня – серое небо, мокрые крыши домов, опавшие листья задают особый тон и настроение, усиливая ощущение безысходности.

А случайные прохожие подчеркивают отчужденность главных персонажей от внешнего мира и друг от друга – они сидят рядом, но не вместе. Таким образом, в заурядной, на первый взгляд, будничной сцене скрыта семейная драма, одна из многих, которые так часто разыгрываются на улицах города.

Художник словно подсмотрел ее случайно и сделал зрителей ее свидетелями.

Маковский Владимир

В 1960 г.

во время историко-бытовой экспедиции сотрудники музея Переславля в селе Даратники встретили старушку – Ефросинью Немцову, которая заявила о том, что на картине Маковского изображены ее родители: «На ней изображены мой отец Афанасий Егорович и мать Аграфена Михайловна Филатовы. Отец, едва женившись, уехал на заработки в Москву и устроился дворником на Мясницкой улице. К нему часто приезжала молодая жена, моя мать. Там-то родилась и я. Отца и мать часто рисовали художники, потому что на Мясницкой улице находилось училище живописи».

Маковский Владимир

На формирование Маковского как живописца бытовых сцен большое влияние оказало творчество В. Перова. «Приезд гувернантки в купеческий дом»: что скрыто в деталях картины Перова.

Источник: https://atlasprirodirossii.ru/na-bulvare-chto-skryto-v-detalyax-kartiny-vladimira-makovskogo/

В. Маковский «На бульваре»

Главная — Рассказы о шедеврах — 100 картин

Маковский Владимир

Владимир Маковский написал картину в 1887 году. Между этой бытовой сценой и сегодняшним днем — пропасть. Далеко в небытие канула нищая, неграмотная Россия. Сюжет несложен.

Но крайне типичен для той поры. В Москву из далекого села приехала молодуха с ребенком. Навестить мужа. Поделиться горестями с кормильцем. Комнаты или другого жилья, где можно поговорить, нет. Вот и сидят на бульваре супруги.

Жена убита поведением своего благоверного, неузнаваемо изменившегося. Фатоватый, подвыпивший мастеровой, быстро ставший „городским», вальяжно развалился на скамейке. Лихо заломив фуражку, в красной распахнутой косоворотке, он не обращает никакого внимания на свою половину. Куражится.

Хотя на душе пакостно, погано: только намедни хозяин ни за что расквасил ему нос. Однако парень держит форс. Наигрывает на гармошке модную кадриль.

Вглядитесь в образ крестьянки. Безысходность, скорбь в ее согбенной фигуре.

Маленький жанр. Но сколько раздумий, какая публицистическая наполненность. Бездна острых наблюдений, мастерства в этом полотне… А ведь как же порою не хватает ныне на выставках конкретной, динамичной, сегодняшней сложной жизни, наполненной пафосом борьбы и постижений. Открытий и разочарований. Свершений.

Вспомните слова Мусоргского:

«Народ хочется сделать: сплю и вижу его… Он один цельный, большой, неприкрашенный и без сусального».

Владимир Маковский за несколько лет до создания картины «На бульваре» пишет в 1883 году „Свидание», как бы прелюдию темы приезда на побывку в город крестьянки из глубинки Руси. Только в „Свидании» к мальчонке прибывает мать.

Маковский Владимир

Украдкой сидит она в сырых полутемных сенях и с болью в сердце горестно взирает на свое изголодавшее, нищее чадо. Истощавший малыш жадно гложет привезенный гостинец — калач. Босой, в грязной рубахе, в обтрепанном рубище малец являет собой живой пример бытия городской бедноты, с юности узнающей почем фунт лиха. Не надо лишних слов, чтобы понять страшную правду этого маленького холста.

Только вглядитесь, как схожи образы женщин в обоих полотнах В.Маковского. Та же безысходная тоска в заплаканных очах, так же забиты ударами судьбы. Сгорбленные спины крестьянок. Черные, туго повязанные платки. Истомленные думами лица.

Жестокий, неприкрашенный документ эпохи. Художественно осмысленный. Претворенный в станковую картину.

Правда, в наши дни жанровая картина носит иногда навешенный ярлык „иллюстративности». Но это на совести иных „знатоков искусства».

Думается, наряду с освоением огромного опыта, накопленного советским искусством, нашим современным художникам — особенно молодым — следует глубже проникнуться великими традициями русской реалистической живописи — от Александра Иванова, Венецианова, Федотова до Репина, Сурикова, Васнецова, Левитана, шедевры которых могут составить славу любого из крупнейших собраний мира.

Их творчество внесло в сокровищницу мирового искусства свой неповторимый, свойственный нашей многонациональной культуре духовный гражданственный язык.

Станковая картина — это сложная, глубоко психологически построенная работа, исполненная на высочайшем уровне. Настоящую картину увидишь, запомнишь навсегда. Она воспитывает. Становится же данным, мудрым собеседником. Но это требует высшего мастерства.

Рассказы о шедеврах

Источник: https://museumsworld.ru/100kartin/100mak_svid_d.html

Мемория. Владимир Маковский — ПОЛИТ.РУ

7 февраля 1846 года родился художник Владимир Маковский

Личное дело

Владимир Егорович Маковский (1846 – 1920) родился в Москве, в семье бухгалтера Экспедиции Кремлевских строений Егора Маковского. Отец его был художником-любителем и в 1830-е годы вместе с группой других художников основал «натурный класс».

Вскоре этот творческий кружок стал называться «художественным классом» и получил постоянное помещение на Большой Никитской, а в 1844 году переехал на Мясницкую улицу, став Московским училищем живописи, ваяния и зодчества. Дети в семье Маковских были окружены атмосферой искусства, причем не только живописи, но и также музыки и литературы.

В доме бывали Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов. Тем не менее, Владимир Маковский, как и его старший брат Константин, выбрал профессию художника.

Первым учителем Владимира Маковского стал Василий Тропинин. В 1861 году Владимир поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и пишет свою первую картину «Мальчик, продающий квас» («Квасник»).

Занимается в классе у портретиста Сергея Зорянко и у мастера исторической и жанровой живописи Евграфа Сорокина. В году обучения создает картины «Домашняя сцена» (1863-1864), «Мастерская художника» (1865), «Приезд станового в деревню» (1866).

В 1866 году окончил училище с серебряной медалью и получил звание классного художника III степени, представив работу «Литературное чтение».

Последующие три года он живет в Москве и работает над картиной для конкурса на золотую медаль. Одновременно он создает много других работ.

В числе группы художников, куда входили такие мастера как Перов, Саврасов, Пряничников, он участвует в создании «Альбома видов и сцен из русской жизни» («Автографы московских художников», 1867).

На конкурс Владимир Маковский представил картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» и получил за нее золотую медаль за экспрессию и звание классного художника первой степени. Другая работа Маковского – «Игра в бабки» – стала его первой работой, приобретенной Третьяковым.

В 1872 году Владимир Маковский становится членом Товарищества передвижных художественных выставок, год спустя входит в правление Товарищества, ежегодно принимает участие в выставках передвижников.

Его картины «В приемной у доктора» и «Любители соловьев» с успехом выставляется на Всемирной выставке в Вене. За вторую из этих картин картину он также в 1873 году получает звание академика Академии художеств.

С 1882 по 1894 год Маковский преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1892 года – в звании профессора).

В 1895 года живет в Петербурге, где он возглавил класс жанровой живописи в Высшем художественном училище Академии художеств. Он преподает там почти до конца жизни.

Ежегодно совершает поездки в разные уголки Российской империи, посещает Поволжье, Полтавщину, Крым.

В результате появляется серия украинских работ («Ярмарка в Полтаве», «Украинский пейзаж с хатами», «Молебен на крестьянском дворе в Малороссии», «Мать и дочь»).

Умер Владимир Маковский в Петрограде 21 февраля 1920 года.

Маковский Владимир

В. Маковский. Автопортрет. 1893г.

Чем знаменит

Значительная часть творческого наследия Владимира Маковского посвящена традиционным для передвижников темам – бытовым сценкам из жизни крестьян и небогатых горожан, изображенным зачастую с добрым, мягким юмором: «В жаркий день», «Перед объяснением», «Любители соловьиного пения», «Объяснение», «В парке», «В саду», «Варят варенье», «Первый фрак», «Друзья-товарищи». Разделяет Маковский и внимание передвижников к социальной тематике в живописи. Целый ряд его картин показывает контраст между жизнью бедных и богатых в России, эпизоды из деятельности “новых людей”, судьбы революционеров («Посещение бедных», «Толкучка», «В передней», «Ожидание. У острога», «Ночлежный дом», «За лекарством», «На бульваре», «Узник», «Допрос революционерки», «Ходынка», «Девятое января 1905 года на Васильевском острове»). Также он работал в жанрах портрета и пейзажа.

О чем надо знать

Маковские – целая династия деятелей российского искусства. Художниками были братья Владимира Маковского Константин и Николай, входившие в Товарищество передвижников. А сестра Александра стала одной из первых в России женщин-художниц.

Старший брат Константин, участник “бунта 13 выпускников” Академии художеств в 1862 году стал известен как автор портретов и исторических картин. Николай Маковский наиболее известен своими пейзажами, а также занимался архитектурой.

Членом Товарищества передвижных художественных выставок, академиком и профессором Императорской Академии художеств стал и сын Владимира Маковского Александр, написавший несколько учебников по технике живописи и рисунка. Второй сын Константин стал архитектором.

Сын Константина и племянник Владимира Маковского Сергей был известным деятелем Серебряного века русской культуры, поэтом, художественным критиком, организатором выставок, издателем, мемуаристом. Дочь Константина Елена Лукш-Маковская была художником и скульптором.

Она вышла замуж за австрийского скульптура Рихарда Лукша и после этого жила в Австро-Венгрии, а затем в Германии, где ее творчество известно гораздо лучше, чем в России. Елена участвовала в работе Венских мастерских, в 1905 году создала монументальные рельефы для фасада венского Бургтеатра.

Из ее детей троих детей двое продолжили семейную традицию, Петр стал художником, а Дмитрий – архитектором.

Внучка Владимира Маковского Анна Стен была реставратором, специализировалась в области древнерусского искусства. Работала в Государственном институте истории искусств, участвовала в экспедициях в Чернигов и Новгород, выполнила копии фресок «Архангел Уриил» из церкви Спаса на Нередице, «Пророк Илья» из церкви Спаса Преображения на Ковалеве.

В 1933 году Анна Стен была арестована и осуждена по обвинению в «принадлежности к религиозной секте». Более десяти лет провела в лагерях. С конца декабря 1946 начала работать художником Новгородских специальных научных реставрационно-производственных мастерских.

Наталья Владимировна Маковская тоже была художником-реставратором, работала в Русском музее и преподавала на факультете теории и истории искусств в Институте имени Репина

Прямая речь

Вот Репин говорит, что нужно семь раз умереть, прежде чем написать картину. Это, конечно, так… А я семь раз умираю после того, как напишу картину… Ведь картина по России ездит, что Россия скажет, вот что главное: вот где суд! Владимир Маковский

Самая же его великая сила лежит в бытовых картинах. Его «Свидетели», «Политики», «Урок танцев», «Сцена на кладбище» — вот где Маковский — наша гордость. Смело можно сказать, что в Европе такого художника нет. Иван Крамской

Надо полагать, что в истории русской живописи картина Малявина имеет все-таки побольше поучительного значения, чем тысяча первая раскрашенная банальность Владимира Маковского, которой комиссия не стыдится разукрашивать стены вверенной ей галереи. Сергей Дягилев

Вот, например, небольшая картинка (Маковского) «Любители соловьиного пения», кажется; не знаю, как она названа. Посмотрите: комнатка у мещанина аль у какого-то отставного солдата, торговца певчими птицами и, должно быть, тоже и птицелова.

Видно несколько птичьих клеток; скамейки, стол, на столе самовар, а за самоваром сидят гости, два купца или лавочника, любители соловьиного пения. Соловей висит у окна в клетке и, должно быть, свистит, заливается, щелкает, а гости слушают.

Оба они, видимо, люди серьезные, тугие лавочники и барышники, уже в летах, может быть, и безобразники в домашнем быту (как-то уже это принято, что все это «темное царство» непременно составлено из безобразников и должно безобразничать в домашнем быту), а между тем оба они, видимо, уже раскисли от наслаждения — самого невинного, почти трогательного.

Тут происходит что-то трогательное до глупости. Сидящий у окна немного потупил голову, одну руку приподнял и держит на весу, вслушивается, тает, в лице блаженная улыбка; он дослушивает трель… Он хочет что-то ухватить, боится что-то потерять. Другой сидит за столом, за чаем, к нам почти спиной, но вы знаете, что он «страдает» не менее своего товарища.

Перед ними хозяин, зазвавший их слушать и, конечно, им же продать соловья. Это довольно сухощавый и высокий парень лет сорока с лишком, в домашнем, довольно бесцеремонном костюме (да и что тут теперь церемониться); он что-то говорит купцам, и вы чувствуете, что он со властью говорит.

Перед этими лавочниками он по социальному положению своему, то есть по карману, конечно, личность ничтожная; но теперь у него соловей, и хороший соловей, а потому он смотрит гордо (как будто он это сам поет), обращается к купцам даже с каким-то нахальством, с строгостью (нельзя же-с)… Любопытно, что лавочники непременно сидят и думают, что это так и должно быть, чтобы он их тут немножко подраспек, потому что «уж очень хорош у него соловей!». Чай кончится, и начнется торг… Ну что, спрашивается, поймет в этой картине немец …Может, кто и растолкует, в чем дело, и они узнают, что у русского купца средней руки две страсти — рысак и соловей, и что потому это ужасно смешно; но что же из этого выйдет? Это знание какое-то отвлеченное, и немцу очень трудно будет представить, почему это так смешно. Мы же смотрим на картинку и улыбаемся; вспоминаем про нее потом, и нам опять почему-то смешно и приятно. Право, и пусть смеются надо мной, но вот в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще. Федор Достоевский «Дневник писателя»

Семь фактов о Владимире Маковском

  • Отец Владимира Маковского собрал обширную коллекцию картин и гравюр.
  • Мать художника, Любовь Маковская (урожденная Моленгауер), была одаренной певицей и заразила сына любовью к музыке. Владимир хорошо пел, играл на гитаре и скрипке.
  • Картина «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей» была написана Владимиром Маковским под влиянием рассказа Тургенева «Бежин луг».
  • Владимир Маковский написал много икон для Храма Христа Спасителя, построенного в селе Борки Харьковской губернии на месте крушения императорского поезда в 1888 году. Возведение храма происходило в 1891 – 1894 годах. Во время Великой Отечественной войны храм был разрушен.
  • Также Владимиру Борковском принадлежат эскизы нескольких росписей Храма Христа Спасителя в Москве.
  • Маковский создал иллюстрации к произведениям Пушкина, Гоголя, Лермонтова и других авторов.
  • Демонстрация картины Маковского «Ходынка» долгое время была запрещена цензурой.

Материалы о Владимире Маковском

Статья о Владимире Маковском в русской Википедии Владимир Маковский в проекте «Хронос» Статья о Владимире Маковском в энциклопедии «Кругосвет» Семья Маковских

Источник: https://polit.ru/news/2018/02/07/m_makovskiy/

К. Е. МАКОВСКИЙ. «НА БУЛЬВАРЕ» (сочинение по картине)

К. Е. МАКОВСКИЙ. «НА БУЛЬВАРЕ». К. Е. Маковский родился в одаренной семье, много сделавшей на поприще русского изобразительного искусства. Так, например, Е. И.

Маковский — отец художника, выступил в числе инициато­ров создания Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Константин Евгеньевич Маковский вскоре после окончания Учили­ща живописи в 1866 году обратил на себя внимание критики и зри­телей.

В его наследии свыше четырехсот жанровых картин. Материал для такого творчества могла дать только жизнь городских центров, где скрещиваются жизненные дороги десятков тысяч людей.

Рас­сказывают, что однажды иностранный мастер, находившийся в гос­тях у живописца, попросил показать кого-либо из своих натурщи­ков. Маковский, указав через окно на московскую улицу, произнес: «Вот мои натурщики». Л. Н.

Толстой, лично знавший художника, считал, что его произведения дают широкое представление о совре­менной русской действительности.

Центральный герой произведений художника — маленький че­ловек большого города. Так, например, картина «На бульваре» рас­сказывает о крестьянке, приехавшей навестить своего мужа и пока­зать ему их первенца. Отец никогда не видел своего сына, так как еще до его рождения уехал на заработки в город. Молодой глава се­мьи, очевидно, живет в рабочей казарме.

Женщина чувствует себя одиноко в большом городе, все здесь для нее чужое: снующие про­хожие, однообразные серые здания, обступившие островок чахлой зелени, и даже любимый человек, изменившийся в городе до неуз­наваемости. В образе молодого мужчины отображены опасные послед­ствия перемены образа жизни.

Здесь, как и в деревне, ему прихо­дится ежедневно тяжело трудиться.

Но кроме тяжелого физического труда в его жизни ничего боль­ше нет. Он оторван от родной земли, в городе не действуют рычаги народной морали, осуждающей разгульный образ жизни: «На радо­стях запьешь — с горем об руку пойдешь».

И если в деревне после изматывающего силы рабочего дня его ожидала нежная забота жены, то в городе семейный уют заменило вино. Подвыпивший, он, небреж­но развалясь, тихонько играет на гармонике.

Все в нем бесконечно далеко от забот, с которыми приехала жена.

Скорбно ссутулясь, крестьянка никак не может понять — что же произошло? Отчего тот, кто совсем недавно покинул родное гнездо ради блага семьи, будущего ребенка, теперь так равнодушен к их судьбе? Живописец ставит подобный вопрос и перед зрителями, воздействуя на их эмоции не только сюжетом, композицией карти­ны, но и цветовой гаммой. Осенняя цветовая гамма, серость, грязь… И только кое-где яркие пятна, разбросанные по одежде мужа и жены, по лоскутному одеялу, укутывающему ребенка.

Социальная проблема, поднятая художником, актуальна и в наше время. Нужда, невозможность обеспечить свою семью минимальны­ми материальными благами гонят тысячи мужчин и женщин в поисках лучшего заработка, лучшей жизни. Чаще всего от этого бедствия страдают деревни, но и городские жители недовольны по­ложением нищего, просящего у государства минимальной зарпла­ты.

Заработанные деньги не решают всех проблем, так как вскоре заканчиваются. Человек снова оказывается перед лицом нужды. Выход один — опять ехать на заработки. Новые условия, новые пра­вила, новый образ жизни зачастую негативно действуют на личность. Таким образом разрушаются сотни семей. Социальные проблемы второй половины XIX века, отраженные в творчестве К. Е.

Маковского, к сожалению, не решены и в наше время.

Источник: https://prepodka.com/k-e-makovskiy-na-bulvare-sochineni/

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». Слово о художнике Владимир Егорович Маковский 1846 — 1920. — презентация

1 Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание»

2 Слово о художнике Владимир Егорович Маковский

3 Родился в семье бухгалтера и художника-любителя, основателя Московского училища живописи. С детства занимается живописью под руководством В.А. Тропинина. Закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1869 г.

за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное)» получил золотую медаль и звание художника 1-й степени. Преподавал в Московском училище живописи и Петербургской Академии художеств. Профессор Академии художеств.

4 Выдающийся мастер жанрово-бытовой живописи. Его ранние, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека». Часто посвящал свои композиции различным социальным типажам. Со временем в тонких психологических мизансценах Маковского все явственней проступала тема «униженных и оскорбленных».

  • 5 Вернисаж картин художника В мастерской художника В ожидании аудиенции
  • 6 В полдень. Толкучий рынок в Москве В приемной у доктора Вечеринка
  • 7 Гитарист Императрица Мария Федоровна Старик с газетой

8 Две матери. Приемная мать и родная мать Две сестры К венцу. Прощание

  1. 9 Дети у огня Истопники На бульваре
  2. 10 Крах банка Не пущу! Посещение бедных Ночлежный дом
  3. 11 Ожидание Оправданная Осужденный
  4. 12 Пастбище Перед объяснением. Свидание Собирание грибов в Финляндии Цыганское гадание
  5. 13 Печальная новелла о выходцах из деревни, которых всасывает в себя мрачный и жестокий город – «Свидание», 1883 г.

14 Опишите чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину. Какие произведения русской литературы вспоминаете, рассматривая картину?

15 Как мать смотрит на своего сына? Как часто встречается со своим сыном? Как она выглядит? В какое время года произошла их встреча? Как живется матери?

16 Как мальчик ест? Как он одет? Как он смотрит? Как ему живется? Как вы понимаете выражение отдан «в люди»?

17 Опишите помещение, в котором происходит встреча матери и сына. На какие детали интерьера обращает внимание художник?

18 План сочинения 1. Слово о художнике. 2. Портрет матери. 3. Портрет мальчика. 4. Описание обстановки (интерьера). 5. Какие чувства вызывает картина?

Источник: http://www.myshared.ru/slide/991192/

Художник Константин Егорович Маковский. — Искусство — медиаплатформа МирТесен

Любимые русские художники

«Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».

К.Е. Маковский

  • Автопортрет. 1860

Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», — писал на склоне лет К.Маковский.

  1. Фотография известного русского художника Константина Егоровича Маковского и его жены (1839 — 1915)

В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов.

В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение».

Продолжая свое образование в Академии художеств в Петербурге, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени.

Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870).

Художник тонко подметил характерные черты своих маленьких героев, ему, несомненно, удался и русский сельский пейзаж, но, несомненно, одной из лучших картин в раннем творчестве Маковского можно по праву считать «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» — подлинная галерея колоритных типов городских сословий. За это произведение Маковский был удостоен звания профессора АХ, где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую.

  • Селёдочница. 1867
  • Маленькие шарманщики. 1868

Следующая картина молодого художника — «В приемной у доктора» (1870) — привлекала внимание современников типичностью образов, оригинальностью сюжета, юмором. Русский критик В.В. Стасов писал «Нынешняя его «Приемная у доктора» — я надеюсь, все со мной согласятся — одна из примечательнейших и типичнейших картинок современной русской школы».

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869

В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии — претендентами на большую золотую медаль К.Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию, так и не выйдя на дипломную программу. Однако в том же году стал активным членом знаменитой петербургской Артели художников, возглавляемой Иваном Николаевичем Крамским.

  1. В 1872-1873 годах художник пишет картину «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика.
  2. Боярский свадебный пир в 17 веке. 1883

Вырабатывая свой собственный изящный и эффектный стиль, К.Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в «маэстро» с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Еще в ранние годы художник писал портреты на заказ, а вскоре превратился в модного портретиста.

Портреты его работы, особенно женские и детские («Портрет С.Л.Строгановой», 1864, ГТГ; «Портрет жены художника», 1881, ГРМ; «Семейный портрет», 1882, ГРМ; «Портрет М.Е.Орловой-Давыдовой», ГТГ).

Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского.

  • Портрет  императрицы Марии Федоровны, жены Александра 3
  • Портрет  Александра 2 на смертном ложе. 1881

Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей».

Но окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать «феноменом Константина Маковского», сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. В 1883 году он показал, таким образом, картину «Боярский свадебный пир в XVII столетии», которая была вскоре куплена в Америку.

Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.

Русалки. 1879

 За ней последовали «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Одевание невесты к венцу» (1890), «Поцелуйный обряд» (1895, ГРМ).

Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, «благородным» цветам, приведенным в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом, как в России, так и на международных выставках. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.

Маковский за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара» был удостоен золотой медали. Иностранные коллекционеры охотно покупали экзотические «боярские жанры», поэтому большинство подобных работ художника ушло из России.

  1.  Под венец. 1884

«Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме». 1900-е гг.

Несомненно, можно сказать, что восьмидесятые — начало девяностых годов — период расцвета творчества художника. В эти годы появляются на свет великолепные произведения, как «Крах банка» (1881), «Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889).

«В 1880-е годы художник очень большое внимание уделяет колориту, — отмечает Т. Горина. — В ряде работ этого времени совершенно очевидны настойчивые поиски чистоты и звучности цвета, естественности красок природы, солнечного света, прозрачности, легкости воздуха.

Характерны в этом отношении такие картины, как «Две странницы», «Конная ярмарка на Украине», «Молебен на пасхе». В эти годы художник написал несколько редких для его творчества чисто пейзажных работ. К числу лучших из них относится «Кинешма. Набережная». Замечательным колористом и тонким психологом выступает В. Маковский в картине «Объяснение».

Своим образным строем, светлым лирическим чувством эта картина близка рассказам А.П. Чехова…»

  • Боярыня у окна. 1885
  • В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).
  • В 1918 году Маковский, получив пенсию, покидает Академию художеств. 
  • 21 февраля 1920 года Константин Маковский скончался.

Легкий успех К.Маковского, его поверхностность, красочность и внимание к красивому антуражу, стали главными причинами небывалого успеха его живописи. Ведь именно он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность. 

  1. Дети, бегущие от грозы. 1872
  2.  Большой парадный портрет императрицы Александры Фёдоровны
  3.  Портрет великой княжны Марии Николаевны

Портрет А.А. Худяковой 1890

  • Портрет детей художника
  • Портрет Александра II. 
  • Дети господина Балашова
  •  Maria Alekseevna Makovskaya (née Matavtina) (1869-1919)
  • Портрет сына в мастерской. 1882
  • Портрет графини Екатерины Павловны Шереметевой

Портрет графини С.Л. Строгановой 1864

Portrait of Russian opera singer Sandra Panaeva (E.V. Panaeva-Kartseva; 1853-1942)

Портрет В.А. Морозовой 1884

  1. Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой 1877
  2. Портрет жены художника Юлии ПавловныМаковской 1881
  3. Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова. 

Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862. 

  • Поцелуйный обряд
  • Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году
  • У околицы. 1890-ые
  • Молодая боярыня
  •  Боярышня у окна

«Чарка мёду». Начало 1880-х годов. 

  1. Портрет Марии Михайловны Волконской (1863-1943)
  2.  Боярышня
  3. На портрете изображены действительный статский советник, статс-секретарь Государственного Совета Михаил Сергеевич Волков, его жена София Николаевна, урожденная Манзей, и их сын Сергей Михайлович Волков-Манзей. Конец 1890х

Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879

  • — Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири. 
  • За чаем. 1914
  •  «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»
  •  Игра в жмурки
  •  Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
  •  Крестьянский обед в поле.
  • «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»
  • Святочные гадания
  • Тамара и демон
  • : Смерть Петрония
  • Цветы. 1884
  • Натюрморт. 1890-ые
  • The Muse of Poesie
  •  Аллегорическая сцена
  •  Счастливая Аркадия
  • Харон перевозит души умерших через реку Стикс
  • Красавица, готовящаяся к купанию
  •  Ophelia
  • Satyr and Nymph
  • Болгарские мученицы. 1877
  • Араб в чалме. 1882
  • Египтянка с ребенком. 1875
  • Дервиши в Каире. 1875
  • Обнаженная в черных чулках. 1890-ые
  • В Каирской кофейне. 1872
  • Перенесение священного ковра в Каире. 1876
  • Разгрузка лодки на Босфоре

http://commons.wikimedia.org

http://bibliotekar.ru/kMak/index.htm              http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post223624578/

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43080643975/prev

Сочинение по картине В. Е. Маковского “На бульваре”

Одной из любимых тем Маковского было изображение жизни народа, ему часто приходилось обращаться к образам крестьян. Эта картина считается лучшей из всех его произведений, именно в ней он смог наиболее полно раскрыть задуманную тему и показать свое мастерство.

Мы видим, что на картине изображен мужчина с гармонью, а рядом с ним сидит молодая девушка, она держит на руках младенца, который закутан в одеяло. По раскрасневшимся щекам гармониста мы можем предположить, что он немного выпил, после трудового дня. Мне кажется, что ему надоела его скучная

жизнь, и он хочет вырваться на гулянье, но жена с младенцем, которые тоже ему надоели и не дают это сделать. Мне кажется, что мысли о семье, причем не простой, а идеальной, отсутствуют у этого работяги.

В глазах его можно увидеть только алкоголь.

Образ девушки с ребенком, кажется мне одиноким. Хоть перед нами изображена семья, но она уже развалилась. Как бы ни хотелось девушке воссоздать ее вновь, для мужчины главнее стали гулянка и рюмка, ему не нужна семья, она его тяготит. Мне жаль девушку, ей не от кого ждать ни помощи, ни опоры, она одна в этом городе со своими проблемами и страданиями.

И город на фоне этой молодой мамаши не кажется дружелюбным, он так же уныл и тосклив как ее жизнь в нем. Вам может показаться, что на картине не изображено ничего особенного. Просто мы уже привыкли, что пьющий глава семейства является нормой.

Что бедная женщина вынуждена тянуть все домашнее хозяйство на себе, а нередко и зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью. Это большая трагедия нашей страны, болезнь, которую ничем нельзя излечить. Мы привыкли обходить чужие проблемы стороной, у нас не осталось сострадания к другим людям, именно поэтому зачастую мы не замечаем проблем в себе.

Нам кажется, что если это случилось с другими, нас или нашу семью это не коснется никогда, но часто заблуждаемся на этот счет.

(No Ratings Yet) Loading… Сочинение по картине В. Е. Маковского “На бульваре”« Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-po-kartine-v-e-makovskogo-na-bulvare/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector