Бенуа «петергоф. большой каскад» описание картины, анализ, сочинение

sergei_1956Бенуа   Петергоф (от нидерландского «двор Петра» — Peterhof) – парково-дворцовый ансамбль на южном берегу Финского залива. Расположен в 29 км от Санкт-Петербурга. Находится на территории г. Петергоф, с 1944 года называется Петродворец. Находится под патронажем Государственного музея-заповедника «Петергоф». От него названа Петергофская дорога.

До революции Петергоф являлся резиденцией царской семьи. В 1918 году его дворцы были преобразованы в музеи. Во время войны дворцовый комплекс был оккупирован войсками фашистов (1941 – 1944 гг). До начала оккупации музейные работники сумели эвакуировать свыше 8 тысяч предметов дворцового убранства и порядка 50-ти статуй. Но сам Петергоф был фактически полностью разрушен артиллерийскими ударами.

После войны началась реставрация Петергофа, которая длится и по сей день. Нижний парк открыт в 1945 году, фонтаны запущены в 1946, в 1947 г. восстановлен украденный фашистами «Самсон».

Реставрация Большого дворца была начата в 1952 году. Первые музейные залы для широкой публики открываются 17 мая 1964 года.

Современный дворцово-парковый комплекс Петергофа входит в состав Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Петергоф».

Большой каскад является единым целым с Большим дворцом, силуэтом которого оканчивается Морской канал, отделяясь от залива. Переливаясь и сверкая, подымаются над монументальными ступенями десятки струй.

Шумное движение и неутомимый плеск трепещущей и вечно живой воды сообщают каскаду нарядную праздничность. Скульптурная декорация и архитектура Большого каскада объединены целостным художественным замыслом.

У каскада три водопадные лестницы, которые соединены гротом. Фасад грота соединён пятью высокими арками. С обеих сторон находятся каскадные боковые лестницы. Каждая из семи ступеней лестниц украшена кронштейнами и барельефами, а над ними струятся по два водомёта. На гранитных пьедесталах по бокам ступеней установлены вазы и статуи.

На площадке перед гротом бьёт фонтан «Корзинка». Эта вода сливается в полукруглый глубокий ковш по центральному каскаду. На гранитных степах каскада стоят фонтаны «Наяды» и «Сирены».

У туфовых стен в ковше пенятся воды фонтанов «Нева» и «Волхов», которые воздвигнуты в честь того, как Петру Великому в начале XVIII века через сооружение Ладожского канала удалось «…российскою могущею рукою Потоки Волхова соединить с Невою».

Картина И.К. Айвазовского написана маслом на холсте. Хранится в петергофском Государственном садово-парковом музее-заповеднике.         http://see-art.ru/?page=de35575c-4e5a-4be2-ad78-c29c2ea36441&item=c72bc904-f5db-49b8-b0d9-63b6c51c8045&type=page                                                                                                                                                                                 Живопись Айвазовского   «Айвазовский Иван Константинович»        

О художниках и живописи….

Бенуа                  

                                                  В Петергофе                             Фотографии в альбоме «ПЕТЕРГОФ»

  • Бенуа
  • Бенуа
  • Бенуа
  • Бенуа
  • Бенуа
  • Бенуа

Источник: https://sergei-1956.livejournal.com/1166113.html

Описание картин бенуа. Русский модерн. Биография и картины А. И. Бенуа. «К простейшим и вернейшим изображениям действительности»

Главная » Классификация стен » Описание картин бенуа. Русский модерн. Биография и картины А. И. Бенуа. «К простейшим и вернейшим изображениям действительности»

БЕНУА Александр Николаевич

Автопортрет. 1896 г. (бумага, тушь, перо)

Бенуа Александр Николаевич

Бенуа

Купальня маркизы. 1906г.

Бенуа

Карнавал-на-Фонтанке.

Итальянская комедия. «Любовная записка».1907г.

Павильон. 1906г.

Бенуа Бенуа

Набережная Рей в Базеле в дождь.1902г

Маскарад при Людовике 14. 1898г.

Парад при Павле 1. 1907г.

Бенуа

Свадебная прогулка. 1906г.

Париж. Каррузель. 1927 г.

Петергоф. Цветники под Большим Дворцом. 1918г.

Петергоф. Нижний фонтан у Каскада. 1942 г.

Петергоф. Главный фонтан. 1942г.

Петергоф. Большой каскад. 1901-17г

Биография Александра Бенуа.

Бенуа Александр Николаевич
(1870-1960) художник-график, живописец, театральный художник, издатель, литератор, один из авторов современного образа книги. Представитель русского модерна.

А. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил.

Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной).

Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера, вышедшего в 1894 г.

О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию он создал первую серьезную работу — серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», — показав себя в ней самобытным художником.

Неоднократные поездки в Италию и Францию и копирование там художественных сокровищ, изучение сочинений Сен-Симона, литературы Запада XVII-XIX вв.

, интерес к старинной гравюре — явились фундаментом его художественного образования. В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга.

В 1897-1898 он пишет акварелью и гуашью серию пейзажных картин Версальских парков, воссоздав в них дух и атмосферу старины.

К концу 19 началу 20 века Бенуа снова возвращается к пейзажам Петергофа, Ораниенбаума, Павловска. Он прославляет красоту и величие архитектуры XVIII в. Природа интересует художника главным образом в ее связи с историей.

Обладая педагогическим даром и эрудицией, он в конце XIX в. организовал объединение «Мир искусства», став его теоретиком и вдохновителем. Много работал в книжной графике.

Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь».

Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк; начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (1910-17; издание прервалось с началом революции) и журнал «Художественные сокровища России»; создал прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» (1911).

После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г.

занялся еще и музейным делом — стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа.

Им был разработан и успешно реализован совершенно новый план общей, экспозиции музея, способствовавший наиболее выразительной демонстрации каждого произведения.

В начале XX в. Бенуа иллюстрирует произведения Пушкина А.С. Выступает как критик и историк искусства. В 1910-х в центр интересов художника попадают люди. Такова его картина «Петр I на прогулке в Летнем саду», где в многофигурной сцене воссоздается облик минувшей жизни, увиденной глазами современника.

В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в.» и «Франция Людовика XIV».

К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.

Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там).

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина, исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

В эти же годы принимает участие в оформлении «Русских сезонов», организованных Дягилевым С.П. в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты.

Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам.

Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны».

Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части, исполнил оформление к нескольким спектаклям.

Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского «Петрушка» (1911). Вскоре Бенуа начал сотрудничество с МХТ, где он удачно оформил два спектакля по пьесам Ж.-Б. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

С 1926 жил в Париже, где и скончался. Основные работы художника: «Прогулка короля» (1906), «Фантазия на Версальскую тему» (1906), «Итальянская комедия» (1906), иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А.С. (1903) и другие

(c)

  • (чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)

Родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А. К. Кавоса. Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества, окончил гимназию Мая.

Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».

В 1896-1898 и 1905-1907 годах работал во Франции.Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.В 1916-1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В 1918 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог.

Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР.

Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. В последние годы работал над обстоятельными мемуарами.

Читайте также:  Эдвард григ: биография, видео, интересные факты, творчество

Родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А. К. Кавоса. Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества, окончил гимназию Мая.

Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».

В 1896-1898 и 1905-1907 годах работал во Франции.Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал.В 1916-1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В 1918 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог.

Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссёр, в частности работал над постановкой и оформлением спектаклей петроградского Большого драматического театра. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже.В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР.

Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. В последние годы работал над обстоятельными мемуарами. Сохранить

Источник: https://hurtfire.ru/klassifikaciya-sten/opisanie-kartin-benua-russkii-modern-biografiya-i-kartiny-a-i-benua-k.html

Большой каскад (Петергоф)

Большой каскад в Петергофе – грандиознейший комплекс фонтанов первой половины XVIII века, являющийся памятником инженерного и гидротехнического искусства русских и зарубежных мастеров. Одна из главных и самых узнаваемых достопримечательностей Петергофа, входящая в число самых крупных мировых сооружений такого рода.

История строительства и дальнейшая судьба каскада

Задумав выстроить в загородной царский резиденции в Петергофе Большой дворец, Пётр I решил оформить парадный въезд в него со стороны Нижнего парка и моря каскадом с гротом, который стал бы не только украшением всего ансамбля, но и триумфальным памятником победы России над Швецией за выход к Балтийскому морю. Так идея прославления в аллегорической форме мощи России и её триумфа в Северной войне (приём, принятый в искусстве в XVIII столетии) нашла своё воплощение в грандиозном проекте под названием «Большой каскад». 

Строительство Большого каскада началось в 1715 году одновременно с возведением на высоком холме Большого (Нагорного) дворца, центральную ось северного фасада которого Большой каскад визуально акцентировал.

В первоначальном варианте Большой грот задумывался с двумя боковыми каскадами с ниспадающими потоками воды, но возглавивший строительство в 1716 году французский мастер садово-парковой архитектуры Жан Батист Александр Леблон усовершенствовал проект, устроив вместо обычного ниспадающего течения воды фонтаны, укрепив конструкцию грота сводами и дополнив убранство каскада новыми художественно-декоративными деталями. Ж.-Б. А. Леблон не успел завершить работы, скончавшись в 1719 году, поэтому продолжил строительство немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн, ни на шаг не отступавший от проекта Ж.-Б. А. Леблона. Но вскоре немца сменил итальянский мастер Николо Микетти, представивший Петру I обновлённый проект Большого каскада, главной особенностью которого было увеличение числа скульптур в оформлении сооружения и изменение высоты водопадных уступов для установки на них барельефов и вододействующих маскаронов (скульптурных украшений в виде головы человека или животного) и устройство на каждом из уступов по два водомёта. Император, рассмотревший и одобривший проект в 1721 году, дополнил его своими рекомендациями – устроить над Большим (Нижним) гротом балюстраду и Малый (Верхний) грот, а также украсить площадку перед Большим гротом фонтаном. 

Для реализации обновлённого проекта сделали новое разветвление труб водовода, переложили стены боковых каскадов, их уступы покрыли лещадными плитами, а устроенную над Большим гротом балюстраду декорировали белым известняком, добытым в селе Мячково (ныне в Московской области). Над устроенным Малым гротом также появилась балюстрада, украшенная установленными на ней большими вазами, причём стоит отметить, что живописный вид Большого каскада из окон парадных залов второго этажа Большого дворца предваряла именно она.

На площадке перед Большим гротом установили фонтан «Кольцо» (проект Н. Микетти), состоявший из двух колец с восемью трубами каждое, причём в одном кольце трубы были большего размера. Из центра колец бил мощный вертикальный поток воды, заключённый в самую большую трубу фонтана.

 Целых восемь лет продолжались работы по устройству Большого каскада, и в августе 1723 году состоялся торжественный пуск его фонтанов.

Перед изумлёнными придворными открылся великолепный широкий 42-метровый фонтанный комплекс, состоящий из больших и малых фонтанных групп, двух беломраморных семиступенчатых и одной трёхступенчатой водоспадных лестниц со стоящими на гранитных пьедесталах фонтанами в виде ваз и скульптур, Большого и Малого гротов с аркадами и балюстрадами, гаванью в виде ковша, устроенной у подножья каскада. От гавани-ковша к морю прорыли канал, стены которого выложили плитами и оформили маскаронами со струящейся из них водой. Вдоль канала сделали газоны с 22 бьющими из мраморных чаш небольшими фонтанами, расположив их симметрично друг другу на всём протяжении канала. Удостоившиеся чести лицезреть императора в его загородной резиденции гости причаливали в шлюпках прямо к трёхступенчатой водоспадной лестнице, поднимаясь затем по ступеням лестниц каскада к верхней площадке Малого грота, за которым во времена Петра I был парадный вход во дворец. 

Установить в центре ковша скульптурное изображение античного героя Геркулеса задумывал ещё Пётр I, но его желание тогда осуществлено не было. Лишь в 1734 году, в честь 25-летия победы под Полтавой на постаменте из поросших мхом камней установили самый большой фонтан каскада «Самсон, раздирающий пасть льва» (высота струи 20 метров). Аллегория, заключённая в скульптурной группе, была понятна современникам. Победа русских войск над шведами в Полтавской битве в июне 1709 года стала переломным моментом в Северной войне, и этот триумф императрица Елизавета Петровна решила запечатлеть на века. Поэтому скульптурная группа, где Россия предстала в аллегорическом облике Самсона, а поверженная Швеция – в образе льва, стала идейным и композиционным ядром Большого каскада. 

Интересно, что функционирование сложнейшего гидротехнического сооружения, каким является комплекс фонтанов Большого каскада, осуществляется естественным путём без использования каких-либо сложных механизмов.

Вода, наполняющая фонтаны, течёт из подземной реки на Ропшинских высотах, расположенных в 25 километрах к югу от Петергофа и поднятых над уровнем моря на 100 метров. По прорытому от Ропши к Петергофу каналу вода из подземной реки и многочисленных родников бежит по склону и собирается в пруды у Большого дворца, на которых для регулировки давления построены шлюзы.

При открытии шлюзов вода попадает в проложенные под землёй трубы и устремляется к фонтанам. А высота струи каждого из фонтанов зависит от места расположения пруда и диаметра трубы, причём для самых больших фонтанов Большого каскада вырыты отдельные пруды, расположенные на разной высоте.

Стоит отметить, что в водопроводящую систему каскада входят 40 километров труб и каналов, 22 шлюза и 18 водосборных и водораспределительных прудов, а общий расход воды всех фонтанов, действующих с мая по октябрь, составляет одну тонну в секунду. 

Над строительством и украшением Большого каскада, помимо архитекторов, трудились мастер фонтанных дел Поль Суалем, инженер-гидротехник Василий Туволков, а также команды гравёров, скульпторов, техников.

 Обилие фонтанов, за пеленами брызг которых отсвечивали позолотой свинцовые скульптуры, барельефы, маскароны, вазы и бюсты, установленные на беломраморных ступенях боковых лестниц, придали Большому каскаду праздничный и торжественный вид, а сам он стал украшением Нижнего парка. Пётр I положил начало праздничным гуляниям в дни тезоименитств, отличавшимся пышностью и блеском.

Обилие иллюминации и грандиозные фейерверки, являвшиеся составной частью празднеств, производили настолько сильное впечатление на иностранных послов, что они включали описание этих великосветских гуляний в дипломатические депеши.

 В результате постоянной сырости от брызжущей из фонтанов воды уже в 1760-х годах Большому каскаду и его гротам потребовалась реставрация, которую и провёл в 1769–1773 годах архитектор Юрий Матвеевич Фельтен, капитально переложив стены каскада и гротов.

Деревянные трубы, проложенные для водовода ещё при строительстве Большого каскада, к 1765 году также пришли в ветхость, поэтому на Тульском металлургическом заводе Андрея Баташева были изготовлены чугунные трубы, заменившие к 1769 году деревянные. А уже в 1799 году специальная комиссия Императорской Академии художеств вынесла решение о замене чугунных скульптур бронзовыми.

С 1800 по 1806 год известные скульпторы того времени – Михаил Козловский, Иван Мартос, Феодосий Щедрин, Федот Шубин, Иван Прокофьев трудились над созданием скульптур античных героев, богов, мифических персонажей. Во время Великой Отечественной войны многие скульптуры были утрачены и в последствии заменены копиями, украшающими Большой каскад и в наши дни.

Спустя без малого столетие каскад вновь реставрировали, но уже капитально. Работами, включившими в себя полную замену водоводных труб с устройством специальных сводчатых кирпичных галерей для их проверки, а также перекладку всей наземной части каскада (замену плит уступов, разбор и возведение стен, сводов, столбов и аркад гротов), руководил архитектор Николай Леонтьевич Бенуа.

Стоит отметить, что масштабные капитальные работы, на которых были заняты без малого 150 гранитчиков и каменщиков, заняли всего год (1859–1860). Тогда же по проекту Н. Л.

Бенуа вместо фонтана «Кольцо», расположенного на площадке перед Большим гротом, был устроен фонтан «Корзинка», 28 сплетающихся между собой невысоких дуговых струй которого визуально образовали прутья цветочной корзинки, а 9 средних, устремлённых кверху струй – нежные тюльпаны.

 

  • Большой каскад в XX–XXI веках
  • Фонтаны и скульптуры Большого каскада
  • Информация для посетителей

До самого начала минувшего века масштабных реконструкций и реставраций Большого каскада не проводилось, и он, в 1918 году вошедший вместе с Нижним парком и Большим дворцом в состав дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», прекрасно сохранялся до начала Великой Отечественной войны. Перед самой оккупацией музейные работники успели спасти часть скульптурного оформления каскада, кое-что вывезли в тыл, а кое-что зарыли в разных местах парка. Но многие скульптуры были утрачены, а сам каскад, вместе с Большим Петергофским дворцом немцы при бегстве взорвали. Сразу после войны начались масштабные работы по воссозданию уникального фонтанного ансамбля, завершённые к 1956 году. Но тогда реставрация коснулась только наружного убранства каскада, и к началу 1980-х годов остро встал вопрос об укреплении подземной части конструкции, ведь нарушение её целостности грозило обрушением Большого дворца. Поэтому в течении семи лет русские и польские специалисты проводили капитальные ремонтно-реставрационные работы в подземных галереях. В настоящее время в воссозданный фонтанный ансамбль входят 75 больших и малых фонтанов, а его декоративное убранство состоит из 225 бронзовых, мраморных и свинцовых скульптур – 16 ваз, 37 бронзовых золочёных статуй, 29 барельефов, а также маскаронов, кронштейнов, бюстов, столбов с изображениями божеств (герм), львов, дельфинов, лягушек.Фонтанное и скульптурное убранство Большого каскада подчинено одной цели – прославлению в аллегорической форме мощи Российской империи. Длившаяся много лет Северная война завершилась триумфальной победой России над северным соседом – королевством Швеция, и Пётр I при устройстве дворцово-паркового ансамбля в Петергофе мечтал об одном – показать всей цивилизованной Европе, что Россия – мощная и непобедимая империя, на века утвердившая своё морское могущество. Поэтому все скульптуры, барельефы, бюсты, маскароны (поверженные шведы в виде лягушек, русские герои в образах античных персонажей), повторяющие сюжеты античной и русской мифологии, имеют глубоко символический смысл. Стена Большого каскада, обозначенная балюстрадой Малого грота, оформлена маскаронами морского владыки Нептуна и бога вина Вакха, определяющими верхние точки каскадных лестниц, и установленной посредине площадки перед Малым гротом скульптурой тритонов, трубящих славу победителю в витые раковины.Идейный и композиционный центр всего ансамбля – фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». Из раскрытой пасти поверженного льва (Швеции) вырывается на 20-метровую высоту мощный столб воды, который, достигнув своей наивысшей точки, запускает в действие маскароны Малого грота. Водными струями перекликаются с маскаронами Нептуна и Вакха, расположенные вокруг «Самсона» на поребрике ковша скульптуры античных персонажей – речных нимф (наяд) с мальчиками-тритонами, морские сирены с дельфинами. Символическое изображение двух рек – Волхова (в виде мудрого старца) и Невы (в виде девушки со змеёй в руке), олицетворяющее соединение водных артерий при строительстве Ладожского канала, представлено в скульптурах, установленных на полукруглых туфовых постаментах у основания водоспадных уступов. Вода, бьющая из-под постаментов, стекает в ковш, туда же устремляются потоки воды из расположенного на нижней площадке фонтана «Корзинка», пастей змей, удерживаемых крепкими руками скульптур гладиаторов (по обе стороны от «Корзинки»), малых боковых фонтанов каскадных лестниц и струящейся из герм с масками бога торговли Гермеса воды. Символизирующие открытие водных торговых путей из России в западную Европу и процветание торговли гермы с масками расположены на подпорной стенке каскада между скульптурами Волхова и Невы. Боковые уступы лестниц украшены скульптурами богов, богинь и героев (с левой стороны восточной лестницы – Юпитера, Персея, Цереры, Фавна Флорентийского, Амазонки, с правой стороны восточной лестницы – Венеры, Пандоры, Флоры, с правой стороны западной лестницы – Юноны, Галатеи, Меркурия, Актеона, Германика, Антины), а вертикальные плоскости – барельефами, аллегорически изображающими освобождение русских земель от шведского господства, кронштейнами, растительным орнаментом.Скульптурными изображениями украшены и гроты каскада. На террасе Малого грота установлены мраморные бюсты, олицетворяющие времена года, в нишах Большого грота находятся бронзовые золочёные статуи бога лесов Пана, пастуха Олимпия, богини красоты Венеры Каллипиги, Фавна Барберини, Фавна Капитолийского, бога любви Амура и его возлюбленной Психеи. Сами же гроты (Большой – с высокими узкими арочными проёмами и Малый – с мраморной балюстрадой и вазами) облицованы снаружи и изнутри туфом, причём Большой грот не зря получил своё название – его ширина составляет 9–9,5 метров, глубина – 8,5 метров, высота – 9 метров. Посетить Большой каскад в Петергофе может каждый желающий, а добраться до него можно несколькими способами – на автобусе (от станций «Балтийская», «Автово», «Ленинский проспект», «Проспект ветеранов»), на электричке (от Балтийского вокзала до станции «Новый Петергоф» и после курсирующими по городу автобусами) и водным путём – на прогулочном теплоходе «Метеор» (от Дворцовой пристани на Адмиралтейской набережной), причём этот способ самый лучший, так как теплоход прибывает прямо к причалу Нижнего парка. Единственное неудобство морского пути – курсирование теплохода происходит только с мая по сентябрь. 

Читайте также:  Бурлюк давид "лошадь-молния" описание картины, анализ, сочинение

Большой каскад открыт для посетителей ежедневно с 9.00 до 20.00 часов, кассы закрываются в 19.30 часов. Фонтаны работают с мая по сентябрь и их торжественное включение, сопровождаемое гимном Петергофа, происходит ежедневно в 11.00 часов. В будние дни фонтаны Большого каскада работают до 18.00 часов, в выходные и праздничные дни – до 19.00 часов. Посещение Большого и Малого гротов начинается вместе с торжественным включением фонтанов и завершается вместе с их работой.

Источник: https://www.BankGorodov.ru/sight/bolshoi-kaskad

Петергоф. Большой каскад

В центре парка на крутом склоне перед Большим дворцом находится самое грандиозное гидротехническое сооружение Петергофского ансамбля — Большой каскад. Расположенный на естественном склоне, он занимает площадь свыше 3 тысяч кв. м.

Большой каскад—произведение исключительного художественного совершенства и одно из самых крупных фонтанных сооружений мира. По композиции, монументальности форм, декоративной насыщенности, непревзойденному синтезу архитектуры, скульптуры и воды оно не имеет себе равных среди сооружений подобного рода.

Скульптурное оформление Большого каскада отличается исключительным разнообразием и пышностью: на гроте и под аркадами, по сторонам водопадным уступов, на гранитных бортах ковша установлены бронзовые статуи, бюсты, вазы, гермы, барельефы, маскароны — всего около 250 скульптур и декоративных украшений.

Изысканный силуэт возвышающегося над каскадом дворца, причудливые узоры водяных струй, золоченые статуи, зелень деревьев и кустарников — этот замечательное соединение архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства создает поистине сказочное зрелище.

Неутомимый плеск и шумное движение воды придают каскаду яркую праздничность.

Архитектурное решение и скульптурная декорация Большого каскада подчинены единому художественному замыслу. В представлении склонного к символам и аллегориям человека XVIII столетия каскад олицетворял выход России к морю, являлся торжественным гимном во славу России.

Современный облик каскада складывался более ста лет, но замысел его композиции принадлежал Петру I. Строительство каскада велось в 1715—1723 годах. В его сооружении приняли участие ведущие архитекторы Ж.-Б. Леблон, Н.Микетти, М. Г.

Земцов, И. Браунштейн. Сложное водо-подводящее оборудование каскада выполнили фонтанные мастера братья Баратини, П. Суалем, гидротехник В. Туволков. В августе 1723 г.

состоялся торжественный пуск фонтанов — Большой каскад начал действовать.

В художественном облике каскада очень важная роль отводилась декоративной золоченой скульптуре. Она усиливала пышность и яркость фонтанного сооружения и одновременно служила аллегорическим напоминанием о победе России в Северной войне. Скульпторы языком пластики старались показать отвагу и мудрость победителя и злонамеренность врага.

Сам Петр I позаботился о том, чтобы в убранстве каскада легко читались аллегорические намеки. Это сближало русский двор с европейской традицией и поднимало его статус в глазах иностранцев. Эти скульптуры выполнялась из свинца одновременно в Англии, Голландии и России. Модели статуй и барельефов создавались иностранными скульпторами, работавшими в России при Петре I: Б.-К.

Растрелли, Ф. Вассу, К. Оснером.

В 1735 г. в центре ковша был воздвигнут самый крупный водомет Петергофского фонтанного ансамбля «Самсон». На высоком каменном постаменте возвышается фигура могучего богатыря, разрывающего пасть льва. Из нее в небо бьет мощная струя воды.

Решение о сооружении этого монументального фонтана было принято в 1734 г., когда отмечалось 25-летие разгрома шведских войск под Полтавой.

Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Сампсония, что дало повод к аллегорическому изображению памятной битвы в виде борьбы ветхозаветного героя Самсона со львом. Скульптура, исполненная талантливым ваятелем Б.-К.

Растрелли, символизировала победу России над Швецией, в гербе которой имеется изображение льва. Восемь фонтанов, бивших из пастей золоченых дельфинов, резвящихся у ног Самсона, создавали красочную водяную феерию, окутывавшую всю композицию тучей радужных брызг.

Затем в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы Б.-К. Растрелли. На этом основные работы по декору каскада были завершены.

Хотя на протяжении дальнейших 60 лет каскад и грот неоднократно переделывали и совершенствовали, к концу XVIII в.

большинство свинцовых фигур пришло в негодность, и в царствование Павла I было принято решение заменить их бронзовыми.

Создание новой скульптуры поводилось на протяжении 1799—1806 годов. К работе были привлечены лучшие ваятели того времени — И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин, Д. Рашетт.

Часть статуй была отлита по гипсовым слепкам с античных оригиналов, хранившихся в Академии художеств. Исполнение модели бронзовой фигуры Самсона поручили одному из крупнейших русских скульпторов М.И.Козловскому. Использовав композицию XVIII в.

, он создал новую модель в более классических формах, где героическая тема зазвучала с особой силой. В 1802 г. «Самсон» Козловского, отлитый в бронзе мастером В. Екимовым, был установлен на новый, сложенный из гранитных глыб пьедестал.

У ног героя, как и прежде, резвились восемь дельфинов, а в нишах у подножия пьедестала разместились четыре полуфигуры львов, обращенных по сторонам света.

Кроме скульптурной группы «Самсон» на Большом каскаде привлекают внимание фонтанно-скульптурные композиции у подножия каскадных лестниц: «Волхов» И.П.Прокофьева и «Нева» Ф.Ф.Щедрина. Обе созданы в 1805 г. и аллегорически напоминают о том, что петровские победы позволили осуществить строительство Ладожского канала, соединившего Волхов

и Неву. Между ними, на вертикальной стенке, размещены длинные полосатые выступы — гермы, увенчанные масками бога торговли Гермеса. Они говорят о процветания торговли после открытия водных торговых путей между Россией и Западной Европой.

Статуи, расположенные выше по обе стороны водопадных лестниц,— это своеобразный парад мифологических образов, прославляющих в аллегорической форме победы России, ее возрастающую мощь и влияние в Европе. К примеру, на верхней ступени водопадной лестницы четко рисуется на фоне неба фигура юноши в античном шлеме.

Это древнегреческий герой Персей, исполненный по модели скульптора Ф. Ф. Щедрина. Он поднимает за волосы отсеченную голову женщины-чудовища, медузы Горгоны. Персей готов сразиться с новым чудищем — морским зверем, который собирается проглотить царевну Андромеду.

Миф о Персее с петровского времени понимали вполне однозначно — как аллегорический рассказ о подвиге Петра I, освободившего от шведов захваченные ими столетием раньше русские прибалтийские земли. Исследователи расшифровали даже такую деталь, как лицо медузы Горгоны.

Оно имеет портретное сходство с лицом шведского короля Карла XII, противника Петра I в Северной войне, чья армия считалась лучшей в Европе, а личная храбрость граничила с безрассудством.

Две устремленных друг к другу фигуры бойцов-гладиаторов расположены на площадках центральных сливных уступов. Струи воды бьют из пастей побежденных змей в руках бойцов — змеи символизировали измену, с которой столкнулся Петр. Гладиаторы держат и потухшие факелы — аллегорию окончания войны.

Читайте также:  Перов василий "спящие дети" описание картины, анализ, сочинение

В реставрации Большого каскада принял участие архитектор А. Н. Воро-нихин. По его эскизам из гранита изготовили вазы и новые пьедесталы под скульптуру. К 1806 г. каскад предстал в обновленном виде.

В 1858— 1860-х годах по проекту архитектора Н. Л. Бенуа каскад еще раз был отреставрирован, после чего, неизменный в своей мощи и красоте, он бережно сохранялся до начала Великой Отечественной войны.

В первые дни войны сотрудникам петергофских музеев удалось укрыть в тайниках часть статуй. Не успели снять четыре статуи: «Самсона», «Тритонов», «Волхов», «Неву» и мелкую декоративную скульптуру. Все это исчезло бесследно.

Фашисты превратили Большой каскад в груду развалин.

Умелые руки реставраторов вернули к жизни великолепный ансамбль. Десятки мастеров разных специальностей трудились над его воссозданием. Уже в 1946 г. спасенные статуи, заново вызолоченные, заняли свои исторические места. А в сентябре 1947 г.

на свое место встал возрожденный «Самсон», воссозданный скульпторами В. Симоновым и Н. Михайловым. В 1956 г. по оригиналу XVIII в. были воссозданы все восемь дельфинов. В последующие годы были выполнены и установлены и другие недостающие фигуры.

Каскад вновь заработал во всем своем блеске, мощи и великолепии.

Новая жизнь Большого каскада началась в 1995 г. после проведения семилетних реставрационных работ. Необходимость реставрации была продиктована тяжелым состоянием гротов и подземных коммуникаций, обеспечивающих водой многочисленные фонтаны каскада.

Авторы проекта решили также восстановить и те детали декора, которых каскад лишился за многие годы. Изыскания проводились на основе скрупулезного изучения различных документов: чертежей архитекторов и мастеров фонтанного дела, гравюр и акварелей XVIII — XX веков, архивных источников и мемуарной литературы.

Торжественный пуск фонтанов обновленного Большого каскада состоялся 4 июня 1995 г.

Центром Большого каскада является Нижний (Большой) грот. Его отделанная туфом наружная стена прорезана пятью высокими арками с замковыми камнями, украшенными золочеными маскаронами. Как и в середине XVIII в., внутреннюю часть Большого грота украшают скульптура и фонтаны, прославляющие победу России в войне со Швецией.

По обеим сторонам от грота расположены боковые каскадные лестницы. Каждая из семи ступеней лестниц украшена золочеными барельефами, кронштейнами, струями водометов и золоченой скульптурой, чередующейся с вазами.

На площадке над гротом расположена большая позолоченная группа из двух тритонов, трубящих в раковины славу России и выбрасывающих воду широкой струей. Перед гротом на центральной площадке бьет фонтан «Корзинка» (архитектор Н. Л. Бенуа), воды которой по трем водопадным ступеням устремляются в глубокий полукруглый ковш.

По замыслу авторов этот бурлящий фонтан символизирует богатство и изобилие. У его туфовых стен пенятся воды фонтанов «Волхов» и «Нева». Славу героям поют обитатели морей — сирены, наяды, тритоны. Их песни, превращенные в серебристые водные струи, вылетают из морских раковин и падают в бассейн.

Почти на 20 м вздымается мощная струя «Самсона». Все это вместе создает волшебную картину, неповторимую по красоте водную симфонию.

Трудно оторвать взгляд от сверкающего, грохочущего каскада, в котором соединились силы природы и искусства. Всего в Большом каскаде работает около 100 фонтанов, состоящих из 198 водных струй.

Поражает их мощь: один только фонтан «Самсона» расходует около 60—70 л воды в секунду (из них 36—38 л — главная струя, а остальное — пьедестальные фонтаны), а общий расход воды всех фонтанов Большого каскада достигает 270 л в секунду.

Грохочут низвергающиеся по лестницам потоки воды, над золотыми статуями античных героев звенят водяные завесы. Сверкая и переливаясь, над монументальными ступенями поднимается множество струй. Разобраться в их хитросплетении невозможно: глаза разбегаются от десятков сияющих на солнце статуй.

Шум водопадов заглушает человеческий голос, но говорить и не хочется — хочется любоваться и долго рассматривать меняющееся кружево прозрачных пенящихся потоков и радужных бликов.

Можно представить, какое впечатление производило это фонтанное чудо на заморских дипломатов XVIII столетия, если они называли это место «резиденцией царя морей».

Особенно красив Большой каскад в праздничные дни, когда он становится сценической площадкой для великолепных костюмированных представлений в обрамлении множества хрустальных струй воды, сопровождаемых светомузыкальными эффектами и фейерверками.

Источник: https://spbpeterhof.ru/dvorcovo-parkovyj-kompleks-petergofa/nizhnij-park/centralnyj-ansambl-nizhnego-parka/bolshoj-kaskad

Бенуа: акварельная душа Петербурга

Поиски души Петербурга всегда неизменно приводят к акварелям Александра Бенуа – как ни крути.

Кажется, что этот вид краски был создан специально для изображения города «под морем», крыши которого подпирают собой сизо-каменный свод туч, как атланты – свод Эрмитажа.

К слову сказать, Бенуа в 1918 присоединился к мифическим каменным гигантам в роли руководителя галереи и в том же году издал ее обновленный каталог.

Вообще художник не сидел на месте (разве что только когда писал картины): он оформлял постановки Большого драматического театра в Петрограде и позже – «Русских сезонов» Дягилева в Париже, участвовал в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств, собрал вокруг себя творческое объединение «Мир искусства», выпускавшее журнал с тем же названием… Кажется, пора сказать «стоп», чтобы не утонуть в цепочках однородных членов предложения. Впрочем, всё это неудивительно для человека, с рождения окруженного творческой атмосферой, ведь в роду Бенуа и до этого загорались звезды дарования. Например, отец художника был известным архитектором – он создал проекты костела в Петербурге, здания вокзала в Петергофе, перестроил «большой» и «шахматный» гроты. Направление деятельности Бенуа старшего не могло не повлиять на сына: недаром в его картинах столько внимания уделяется дворцам, фонтанам и красивым зданиям. По всему видно, как безоглядно художник был влюблен в Петербург и его окрестности, а еще – во французский Версаль. Особенно его влекут красивые и давно ушедшие времена, рассыпающиеся пудрой париков, развевающиеся оборками кринолинов по французским регулярным садам времен Людовика XIV и Петра I.

Петергоф. Большой каскад

К слову о Петре I… Прекрасен и в то же время страшен образ северной столицы в иллюстрациях к поэме “Медный всадник”. Холодно-красивый город – в точности такой, каким его изобразил бы сам Пушкин. Кстати, иллюстрации к не менее мистической “Пиковой даме” тоже заслуживают внимания.

Герман у подъезда дома графини

Кажется, что всё таинственное и загадочное притягивает взгляд Бенуа как магнит, и в этом кроется вся суть так называемого петербургского мифа (литературоведческий термин), одним из создателей и продолжателей которого и стал художник. Тягой к мрачноватой мистике “грешат” все мирискусники, обрисовывающие образ города облаками и туманами в довольно темной цветовой гаме.

Медный всадник

Отношение к акварели в среде почитателей искусства никогда не было очень серьезным, она воспринимается как некий переходный этап к созданию «настоящего» полотна или даже вовсе как краска для уроков ИЗО в школе. Бенуа был одним из тех, кто сломил этот стереотип и вернул акварели гордый статус самостоятельного материала. За это ему – отдельное спасибо от художника-акварелиста!

Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол 😉

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a928a644826776268e5af72/5ac1415ad7bf2113e95db847

Большой каскад в Петергофе

Большой каскад – это главное фонтанное сооружение Петергофа и ему нет равных по объему воды и размерам, роскоши и выразительности. Большой каскад является одним из самых крупных фонтанных сооружений мира — он состоит из трех водопадных лестниц и двух гротов, 75 фонтанов и 255 бронзовых скульптур, маскаронов и барельефов, а также других декоративных деталей.

Комплекс Большого каскада условно можно разделить на наружную часть, роскошную и великолепную, длина которой составляет 42 метра, а также подземную часть, расположенную под фонтанами — это Верхний и Нижний гроты, которые можно посетить с экскурсией.

Описание

В центральной части Большого каскада, там, где находится Нижний (Большой) грот, расположен фонтан «Корзина», 28 наклонных струй которого переплетаются словно прутья цветочной корзинки.

Справа и слева расположены две каскадные лестницы в семь ступеней, в качестве украшений которых используются золоченые барельефы, а также скульптуры, чередующиеся с вазами.

Выше Нижнего грота располагается Верхний (Малый) грот с террасой, огражденной мраморной балюстрадой, украшенной вазами. В разрыве ограждения установлены скульптуры трубящих тритонов.

Немного позднее на террасе появились два маскарона — Вакха и Нептуна, а между ними в нишах – мраморные бюсты – аллегорические изображения четырех времен года.

У подножия Большого каскада установлен самая известная скульптура — трехметровая фигура Самсона, раздирающего пасть льва.

С морем Большой каскад связан Морским каналом, имеющим ширину 12 метров. Вдоль него на газонах установлены 22 фонтана, вода в которых поднимается на четыре метра и напоминает хрустальные деревья. При Петре Первом по Морскому каналу легкие суда проходили в гавань к Большому дворцу.

Большой каскад — видео

Идея оформить въезд в царскую резиденцию со стороны моря грандиозным водопадным сооружением принадлежит Петру Первому. Царь хотел показать морскую мощь России и языком аллегории прославить ее победу в борьбе за выход к Балтийскому морю.

Сооружение Большого каскада было начато в мае 1716 года, в строительстве принимали участие архитекторы Жан Батист Леблон и Никола Микетти, Михаил Земцов и мастера-гидротехники Питер Суалема и Василий Туволков.

Торжественное открытие состоялось в июле 1723 года, но и после пуска фонтанного сооружения строительные работы продолжались. Вскоре здесь появились скульптуры Персея и Актеона, Галатеи и Меркурия, а также два новых маскарона. Значительно позже были установлены фонтаны Самсон и Два тритона, трубящие в раковины, созданные архитектором Карло Растрелли.

За долгие годы фонтаны не раз перестраивалось: менялись пьедесталы с деревянных на каменные и перезолачивались скульптуры.  Реставрация, начатая в середине XIX века, не была завершена, в результате первоначальный вид фонтанного комплекса был утрачен.

  • Во время войны многие скульптуры и декоративные элементы, которые не успели вывести, бесследно исчезли.
  • Благодаря труду реставраторов и помощи жителей Ленинграда, после войны Большой каскад был восстановлен и в августе 1946 года состоялся торжественный его пуск, а полное восстановление сооружения завершилось в 1950 году.
  • Реставрация также была проведена в 90-х годах, тогда были заменены многие подземные коммуникации и восстановлены утраченные элементы фонтанов.

В 2010-2011 годах 37 скульптур фонтана, находившиеся в аварийном состоянии, были отремонтированы, в том числе и самая известная из них – Самсон, разрывающий пасть льва. Благодаря труду реставраторов, Большой каскад сверкает золотом и удивляет своим великолепием гостей и жителей Санкт-Петербурга.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_18175.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector