Добужинский мстислав «кукла» описание картины, анализ, сочинение

Добужинский Мстислав

Добужинский Мстислав Валерианович

Мстислав Валерианович Добужинский — своеобразнейший мастер городского пейзажа, поэт Петербурга, блестящий театральный декоратор, строгий изощренный художник книги. Добужинский принадлежал к «Миру искусства».

Он считал, что современность бездуховна, уродлива, отравлена торгашеством и лишь художник-творец может вернуть миру утерянную гармонию, лишь он, наследник сокровищ человеческой культуры, должен сберечь красоту, утвердить в искусстве и жизни ее законы.

Отвращение к миру корысти, к миру, лишенному поэзии, заставляло мастеров «Мира искусства» искать мотивы и сюжеты для своих произведений или в прошлом, или в мире образов, навеянных произведениями литературы, воображением. Из всех них Добужинский один наблюдал и претворял явления современности, его художнический взгляд притягивало как раз то, что принес новый век.

Петербург стал главным героем большинства его лучших произведений.

Но это не был город величавых и стройных ансамблей, горделивых дворцов, прекрасных набережных, как у Бенуа, Лансере, а город глухих задворков, угрюмых окраин, подозрительных закоулков, как бы подбирающихся к прекрасно задуманному и совершенно изваянному «граду Петра», разъедающих, оскверняющих его. Лишь осколки старого Петербурга — города, соразмерного человеку, уютного, гармоничного, — фрагментами входят в картины Добужинского.

От пейзажей, изображающих конкретные уголки города, художник приходит в конце 1910-х годов к листам отвлеченно символическим: «Город- спрут», «Безмолвие», создает цикл «Городские сны».

Романтическая символика урбанистических видений Добужинского сродни поэзии его современников — Брюсова, Блока. Романтичен и изобразительный язык произведений Добужинского. Прирожденный график, он пользуется острой, иногда гротескной выразительностью линии, мастерски оттачивает деталь. В рисунках, особенно для книг, обращается к филигранному арабеску и изысканному силуэту.

Заветная страница в истории культуры для Добужинского был стиль и уклад России 30-х — 40-х годов 19-го века — России гоголевской поры.

Добужинский увлеченно работал над созданием декораций для спектаклей: «Месяц в деревне» И.Тургенева, «Николай Старыгин» по Достоевскому. Самое лиричное создание Добужинского — «Белые ночи».

Духовная жизнь героев Достоевского, да и само их существование в книге Добужинского, кажется порождением призрачно-хрупкого, щемяще-неверного мерцания ночного света, претворяющего чеканную оду дневного державного Петербурга в робкую напевную поэзию чистых душ.

Первые послереволюционные годы Добужинский плодотворно работает в области книжной иллюстрации, оформляет «Свинопас» Андерсона, «Тупейный художник» Лескова, «Скупой рыцарь» Пушкина.

В 1924 году Добужинский уезжает в Литву. Затем долгие годы живет в Европе, Америке. В 1943 году пишет декорации к балету на сюжет Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича и либретто к нему. Создает акварельные листы на тот же сюжет. Герой этих листов — город на Неве, навсегда вошедший в творчество художника.

Умер Добужинский в Нью-Йорке почти восьмидесяти лет.

Человек в очках (1905)

Добужинский Мстислав Не будучи портретистом, Добужинский создал один из самых емких образов-символов, воплощающих целое поколение интеллигентов-горожан. В картине изображен поэт и художественный критик К.А.Сюннерберг, выступавший под псевдонимом Конст.Эрберг. Человек наглухо замкнут в жесткую оболочку респектабельного платья, его глаза, заслоненные от мира стеклами очков, почти не видны. Вся фигура словно бы не имеет объема, распластана, зажата в немыслимо тесном пространстве. Человек как экспонат в витрине на фоне фантастического города- Петербурга, виднеющегося за окном, открывающего зрителю свой лик — смесь многоэтажного урбанизма и провинциальных задворок.

Октябрьская идиллия (1905)

Добужинский Мстислав Перед нами метафора города-человекоубийцы, создав трагический гротеск. Выморочно безлюдный перекресток, на стене солидного угрюмого дома прямо под наклеенной листовкой пресловутого царского манифеста, расползлось, стекая на асфальт, кровавое пятно. На пустой панели потерянная галоша, очки, растоптанная кукла…

Домик в Петербурге (1905)

Добужинский Мстислав

Дворик в Каунасе (1930)

Добужинский Мстислав

Эскиз декорации к балету А.Глазунова «Раймонда»

Добужинский Мстислав

Канал Хаарлем (1910)

Добужинский Мстислав

Кукла (1905)

Добужинский Мстислав

Мойка у Нового Адмиралтейства

Добужинский Мстислав

Ночь в Петербурге (1924)

Добужинский Мстислав

  • Петербургские крыши в снегу
  • Провинция 1830-х годов
  • Провинция Воронеж
  • Сад (1909)

Синяя гостиница. Декорация к спектаклю «Месяц в деревне», И.Тургенева

  1. Учение новобранцев при Николае I
  2. За столом (1913)
  3. Стеклянная улица в Вильно (1906)

Источник: http://cvetamira.ru/dobuzhinskiy-mstislav-valerianovich-1875-1957

Художник Мстислав Добужинский (1875 — 1957)

  • Добужинский Мстислав
  • Провинция. Воронеж
  • Художник Мстислав Валерианович Добужинский – известный русский и американский живописец, признанный мастер городского пейзажа, художественный критик и мемуарист.

Сегодня я хочу предложить вашему вниманию несколько работ художника. И самая первая из этих работ – это «Кукла». Почему я обратил на неё внимание? Оказывается, ученикам 2 класса предлагается писать сочинение по этой картине. Вам не кажется, что мир просто сошел с ума?

Слава Богу, что мне такого сочинения писать не нужно – как это можно передать словами? И что может сказать по сюжету ученик второго класса? Это же почти «Война и мир» в живописи.

Добужинский Мстислав

Кукла

Художник Мстислав Добужинский родился в Новгороде в 1875 году в семье военного. Его отец служил в Петербурге и в чине генерал-майора вышел в отставку. После рождения Мстислава родители развелись и мама будущего художника (певица, либералка) оставила семью и уехала. Мстислав остался с отцом.

Впоследствии он несколько встречался с матерью и даже периодически проживал вместе с ней.

Некоторое время Мстислав жил вместе со своим отцом в Кишинёве, потом учился в гимназии в Вильно. А уже потом было обучение в Императорской школе общества поощрения художеств в Петербурге.

Читайте также:  Веласкес диего "сдача бреды" описание картины, анализ, сочинение

Художник начал выставлять свои работы с 1902 года, был членом объединения «Мир искусства».

Уже в советский период (в 1922 году) получил звание профессора в Академии художеств, в Петрограде. Много работал для театров, в частности для БДТ.

В 1924 году получил литовское гражданство и покинул СССР. Некоторое время работал в Риге, потом уехал во Францию, писал для Парижского театра Н.Ф. Балиева, преподавал в частных школах, рисовал для литовских газет.

В 1935 году переехал в Англию, а в 1939 – в США, где много работал и скончался в 1957 году.

Мстислав Добужинский часто говорил, что его любимый город – это Петербург. Не парадные проспекты и площади, а «изнанка» города – дворики, улочки, городские окраины. Не парадный мундир, а душа.

И эту скрытую душу художник искал не только в Петербурге.

Картины художника Мстислава Валериановича Добужинского Добужинский Мстислав

Домик в Петербурге

Добужинский Мстислав

Вильно. Ночная сцена

Добужинский Мстислав

Канал. Хаарлем

Добужинский Мстислав

Неаполь

Добужинский Мстислав

Чернигов. Склады

Добужинский Мстислав

Витебск

Добужинский Мстислав

Старый Вильно

Добужинский Мстислав

Стеклянная улица в Вильно

Садик в городе

Кафедральный собор в Каунасе

Чернышевский мост

Лондон. Монумент

Двор Дома Искусств

Голубая гостиная. Эскиз декорации к первому акту «Месяца в деревне» И. Тургенева

О Живописи и Творчестве

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/15066787

Мстислав добужинский картина "кукла" содержание

Мстислав Добужинский, один из тех художников, относится к числу людей, что знали – они созданы для искусства. Несмотря на все неудачи, он продолжал над собой работать и совершенствовался.

Художник часто испытывал творческие муки, но все ровно продолжал творить. Картина «Кукла» 1905 года, была написана автором, когда он создавал цикл работ о Петербурге, он сравнивал старый город с новым, пытался описать, какой дух царил в жизни города. Автор часто пытался уловить и отобразить дух эпохи.

Картина «Кукла», кроет в себе глубокий смысл, старая кукла на подоконнике давно покинутого деревянного дома, символизирует воспоминания о прошлом, о детстве, о значимых событиях в жизни человека.

В работах Добужинского начала ХХ века прослеживается некоторая ностальгия, и даже депрессия, художник искренне скучает по старому городу. Вид из окна напоминает старый, добрый сельский дворик, где есть не большой сарай.

Хоть и автор рисовал старый домик, что находится в Петербурге, он похож на деревенский уютный дом, которых раньше было в городе много. Художник показывает, как изменилось время, а старая потрепанная кукла напоминает беззаботный давний город, где счастье, доброжелательность, невинность можно было встретить на каждом углу, теперь этого всего нет, остались только светлые воспоминания.

Картина заставляет переосмыслить человеческие ценности, а также подумать, хороши ли перемены, нравится ли все новое человеку. Каждый для себя должен сам найти ответы на данные вопросы, полотно только к ним подводит.

При виде произведения у зрителя могут возникнут разные эмоции, так как картина помогает вспомнить и подумать о прошлом, а уже у каждого человека возникнуть разные чувства по этому поводу облегчения, ностальгия, ненависть, моральный удовлетворение.

Или вот это:Большую часть жизни Мстислав Валерианович Добужинский прожил в России, где он и родился. Долгое время его домом был Петербург. Художник любил его и посвятил ему многие из своих городских пейзажей. На них обычно запечатлены неброские домишки, старые дворики.

Работы, как правило, выполнены в стиле символизма или модерна. Одной из картин на эту тему является «Кукла», которая написана в 1905 г. Взгляд, направленный в окно полуразрушенного дома, падает на куклу. Она лежит в правом углу подоконника, небрежно брошенная и забытая своей хозяйкой.

За окном по логике вещей должен находиться пейзаж крупного города, каким был Петербург. Но вместо этого там виден совсем не городского вида старый, покосившийся сарай. Полузаросшая тропинка виляет в стороны, а густой лес начинается прямо за деревянным забором.

Это больше похоже на сельский пейзаж, чем на городской вид из окна.

Во всей картине сквозит заброшенность, неухоженность, опустелость. Подтверждением этому как раз и служит забытая или умышленно оставленная кукла.

Она напоминает о далеких годах прошедшего детства, когда маленькому Мстиславу приходилось разрывать свое детское сердечко и сыновнюю любовь между разошедшимися родителями.

Он любил их обоих, а они жили в разных городах, из-за чего мальчику приходилось совершать постоянные переезды, живя по очереди то с матерью, то с отцом. Все же его детство было беззаботным по сравнению с взрослой жизнью, поэтому так отчетливо звучат в картине «Кукла» ностальгические нотки.

Возможно, что с этой игрушкой у автора были связаны какие-то личные воспоминания или же ее нужно рассматривать, как атрибут утраченного прошлого, которое нельзя вернуть, потому что это само время. Так или иначе, но возле этого окна со старой куклой можно предаться воспоминаниям.

Источник: https://online-otvet.ru/russkij-azyk/5cea9fb096f4e19a2957f948

Технологическая карта по литературному чтению на тему: "О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом»: М. Добужинский «Кукла»."

Технологическая карта урока по литературному чтению

Тема урока

О. Дриз «Кончилось лето». Поход в «Музейный дом»: М. Добужинский «Кукла»

  • Цель
  • Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением.
  • Задачи
  • Образовательные: учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошью текста.
  • Развивающие: развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности.
  • Воспитательные: воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.
  • Планируемые результаты
  • Предметные: литературоведческие, исследовательские умения младших школьников при работе с художественным текстом ;основные качества полноценного чтения(правильность, осознанность, беглость и, как результат, выразительность.
  • Формируемые УУД
  • — Личностные: Учится самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
  • — Регулятивные: Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу; Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • — Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; Понимать на слух содержание произведения;
  • — Познавательные: Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её; Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы
  • Основные понятия
  • Межпредметные связи
  • Связь с русским языком, живописью
  • Оборудование
  • Учебник
  • Дополнительная литература:
  • Лист самооценки
Читайте также:  Баския "верхом на смерти" описание картины, анализ, сочинение

Презентация к уроку и т. д.

  1. Задачи этапа урока
  2. (вида работ)
  3. Деятельность
  4. учителя
  5. Задания для учащихся
  6. Деятельность
  7. учеников
  8. Планируемые результаты
  9. Время
  10. Предметные
  11. УУД
  12. I. Организация класса на работу
  13. Задачи:

Мотивировать, заинтересовать учащихся пред- стоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

  • — Нука, всё проверь дружок,
  • Ты готов начать урок?
  • Всё ль на месте,
  • Всё ль в порядке,
  • Ручка, книжка и тетрадь?
  • Все ли правильно сидят?
  • Все ль внимательно глядят?
  • Каждый хочет получать
  • Только лишь оценку «пять»?
  • Слушают учителя, отвечают на его вопросы;
  • Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.
  • Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные

УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме;(Коммуникативные УУД).

2 мин

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

— Проверим домашнее задание. Какое домашнее было вам задано.

С каким взглядом на мир мы вчера познакомились?

От чего зависит значение? (от точки зрения)

Сегодня мы продолжим разговор о разных точках зрения. А помогут нам поэт Овсей Дриз и художник Мстислав Добужинский.

  1. Что бы узнать название стихотворения вам нужно расшифровать запись.
  2. 1
  3. 2
  4. 3
  5. 4
  6. 5
  7. 6
  8. 7
  9. 8
  10. 9
  11. 10
  12. О
  13. Ч
  14. И
  15. К
  16. Т
  17. Л
  18. Е
  19. Н
  20. Ь
  21. С

Ключ: 41823611096751

  • Ответ: «Кончилось лето»
  • Читают текст, выдвигают предположения, делают выводы.
  • С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.
  • Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
  • Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);
  • Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).
  • 2 мин
  • III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

  1. Задачи:
  2. расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию.
  3. Знакомы ли вы с таким писателем.

Овсей Овсеевич (Шике) Дриз (1908-1971) — еврейский советский поэт, писавший на языке идиш. Все его творчество пронизывают впечатления детства.

По его пьесам снимали мультфильмы. Его стихи-сказки вошли в антологию сказок мира. Ему были рады в любых аудиториях: в детских садах, в школах, в рабочих коллективах. Он был полон новых замыслов.

Давайте посмотри на портрет писателя.

Какое настроение у автора? (автор о чем- то думает, возможно, грустит).

-Как, вы думаете, как он относится к людям? (по-доброму, с душой и сердцем).

  • В каком возрасте изображен писатель?
  • Как вы это поняли?
  • Микровывод.
  • Как вы думаете, манера одеваться, как то характеризует человека?
  • Посмотрите на то, как одет писатель.
  • (строгий костюм, бабочка)
  • Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения;
  • Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
  • Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
  • Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)
  • 3 — 5 мин

2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.

  1. Задача:
  2. Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания;
  3. Как вы думаете, о чем это стихотворение?
  4. Давайте прочитаем и узнаем о чем это стихотворение.

Вам понравилось стихотворение? Что вы заметили? (Некоторые слова выделены жирным шрифтом)

Прочитайте их.

Понятен ли вам их смысл?

Почему вы по-разному поняли эти слова? От чего это зависит? (от точки зрения)

  • Что общего у всех зашифрованных живых и неживых предметов?
  • Почему поэт именно так их зашифровали?
  • Автор зашифровал людей и предметы для того, что бы каждый читатель мог по — своему представить их, иметь возможность поиграть с этими звучащими словами, дать характеристику всего, что они обозначают, в соответствии со своей точки зрения.
Читайте также:  С. танеев «иоанн дамаскин»: история, видео, интересные факты, содержание

Как изменилась без них жизнь на даче? Найдите подтверждение в тексте, а помогут вам в этом фрагменты, выделенные голубым цветом.

  1. Какое настроение создают у вас эти слова? (грусть, ощущение поникнутости, одиночности)
  2. Какой образ еще более ярко подчеркивает одиночество? (образ куклы)
  3. Прочитайте последнюю часть стихотворения.
  4. Назовите тему произведения. (Кончилось лето, и дача пустела)
  5. Кто рассказал нам эту историю? (автор – рассказчик)
  6. Какое чувство переполняет его?
  7. Какова главная мысль этого стихотворения? (С наступлением осени жизнь на даче замирает, и все оставшиеся предметы чувствуют себя одиноко)
  8. Прочитайте стихотворение так, чтобы передать чувство одиночества и грусти.
  9. Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.
  10. Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям;
  11. Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)
  12. Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);
  13. Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).
  14. 10 мин.

3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением;

Найдите в музейном доме репродукцию картину Мстислава Добужинского «Кукла». Рассмотрите ее.

  • Что вы видите? (на переднем плане изображено окно дачного домика, на подоконнике лежит кукла, за окном мы видим опустевший сад)
  • За окном разгар лета или наступила осень?
  • Какие краски использует художник, изображая это время года? (краски блеклые, невзрачные, желтовато – коричневые тона говорят о наступающей осени, и только ярко – зеленые пятна напоминают об уходящем лете)
  • Как вы думаете, в доме есть кто – ни будь, кроме куклы?
  • Обратите внимание на то, есть ли шторы на окне, давно ли его открывали? (на окне нет штор, крючок – запор на окне закрыт – это создает ощущение заброшенности и пустоты в доме)
  • Какое у вас создается впечатление: тишины и заброшенности или шума и детского веселья? (Создается ощущение тишины и заброшенности: одинокая, забытая кем – то кукла; уголок опустевшего двора за окном; цветовая гамма, подобранная художником, — все указывает на то, что дом пуст)

Рассмотрите куклу. Что можете о ней сказать? (она забыта, брошена, одинока)

Источник: https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-o-driz-konchilos-leto-pohod-v-muzeyniy-dom-m-dobuzhinskiy-kukla-932555.html

Сочинение по картине мстислав добужинский. кукла

1) какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели? какое зло причиняли людям осколки волшебного зеркала?

2) почему герду не задевает осколок зеркала?

3) кай еще почти ничего не знает о снежной королеве: добра она или зла, каков ее характер, но он уже говорит: “я посажу ее на теплую печку, и она растает”. как эти слова характеризуют кая?

4) почему так испугалась герда, когда кай сорвал две розы и бросил их? что сделал кай, заметив ее испуг?

5) а кто по-настоящему красив в сказке?

6) могла ли герда смириться с тем, что мальчик исчез? почему?

  • 7) чем готова пожертвовать герда ради кая?
  • 8) какие цветы росли в деревянных ящичках у родителей кая и герды?
  • 9) куда попали каю осколки дьяволского зеркала ?

10) узнай кто это ? «что ты хнычешь. у, какая некрасивая. мне ничуть не больно. эту розу точит червь. какие гадкие розы! «

ответы

1) зеркало – средство обезобразить подлинный облик человека. характерно, что люди, под власть тролля, т. е. раненные осколком в глаз или в сердце, начинали видеть только дурные стороны жизни и становились насмешливыми.

кай из-за осколка видит, что вокруг всё гадко, розу точит червь; начинает передразнивать бабушку, соседей. он увлечённо играет с увеличительным стеклом, которое, делая предметы больше, фактически искажает вещи, извращает облик мира.

волшебное зеркало искажения является и одним из орудий власти снежной королевы, как сила, связанная с дьяволом (королева сидит «на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире»). “и много осколков зеркала все еще летало по свету”.

мы уже знаем, что от этих осколков приходит беда: сердца людей превращаются в куски льда. это, конечно, сказочное выражение, и мы понимаем, что “лед” этот особенный, не такой, как на катке.

  1. 2) зло и добро внутри каждого человека, побороть дьявола можно только верой в бога, постоянно неся её в своей душе (герду не задевает осколок зеркала).
  2. 3) он дерзок, неуважителен, предрасположен к дурным поступкам.
  3. 4) заметила недобрые перемены в брате

5) герда. человечность — красота человеческого сердца. это и сила, которую нет возможности победить даже колдовству самой снежной королевы

6) герда была готова поверить в смерть кая, но её в обратном силы природы (солнце, ласточки) – и надежда снова появляется в сердце девочки.

7) самым дорогим, что у неё есть. слёзы герды (слеза- символ христианского сострадания) к жизни розы, загнанные старушкой под землю, творят чудеса.

  • 8) розы
  • 9) в глаз и в сердце
  • 10) кай

Источник: https://otvet5.com/literatura/question16390254

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector