Джузеппе верди: биография, интересные факты, творчество

Джузеппе Верди — интересные факты из жизни композитора

Джузеппе Верди – гениальный композитор и музыкант, чьё имя стало символом целой Италии.

Всю свою жизнь он посвятил музыкальному искусству: знакомству с творчеством других композиторов и написанию собственных шедевров.

Обратите внимание

Ему удалось выразить в своём творчестве переживания итальянского народа, терзания страсти каждого человека и бесконечную любовь к музыке, которую Джузеппе сохранил в сердце до самого последнего дня.

Однако, несмотря на широкую известность, биография Верди наполнена огромным количеством легенд и слухов, которые уже никогда не будут не подтверждены, не опровергнуты.

Интересные факты из биографии

  1. Очень примечательно, что Джузеппе Верди родился (в 1813 году) в один год вместе со своим главным творческим оппонентом Ричардом Вагнером.
  2. Композитор родился в маленькой деревне Ле Ронколь, которая изначально входила в состав

Первой Французской империи. (Удивительно, ведь Верди прославил своим творчеством Италию и считал себя ярым патриотом.)

  1. Джузеппе Верди был рождён в небогатой семье, родителей он не раз характеризовал как бедных и безграмотных (но о точности и правдивости этих слов до сих пор ведутся ожесточённые споры). Доподлинно известно, что, узнав о музыкальных способностях мальчика, родители купили маленькому Джузеппе спинет (подобие такого клавишного инструмента, как клавесин), который находился в доме Верди до самой смерти величайшего композитора.
  2. Огромную поддержку в развитии музыкального таланта Верди оказал отец его первой жены, местный купец Антонио Барецци. Антонио неоднократно спонсировал молодого музыканта и организовывал его публичные выступления. (С будущей супругой Джузеппе также начал заниматься по просьбе Антонио.)
  3. Джузеппе Верди был дважды женат. Первая жена погибла почти сразу после трагической смерти двух их совместных детей от энцефалита, а со второй супругой музыкант прожил до самой смерти. Она была глубоко предана и верна своему мужу, после замужества оставила карьеру оперной певицы и стала настоящей музой.
  4. Будущего композитора приняли в консерваторию не с первого раза. После категорического отказа Джузеппе занимался с бывшим композитором знаменитого на весь мир театра Ла Скала ВинчензоЛавиньи и посещал различные музыкальные спектакли и представления, что крайне благотворно отразилось на творческих способностях и технике игры молодого композитора.
  5. Джузеппе был крайне наблюдателен и трудолюбив, поэтому на репетициях оркестра, на которых он не раз бывал подмечал для себя интересные детали, опыт музыкантов и учился искусству дирижирования. Поэтому во время отсутствия дирижёра, Верди смог легко заменить его, вызвав своими навыками и профессионализмом многочисленные комплименты других участников музыкальной труппы.
  6. Джузеппе Верди считал себя агностиком, а вторая жена характеризовала его как человека мало верующего в Бога и высшие силы.
  7. Величайший композитор девятнадцатого столетия умер 27 января 1901 года. Он был дважды захоронен: в начале- на одном из самых престижных кладбищ Милана, однако позднее его останки были перенесены в дом отдыха для престарелых музыкантов, который был построен при участии и поддержке самого Верди.

Особенности творческого пути

Современники и ценители его творчества отмечают широкий диапазон воплощения созданных образов и различий основных тем, поднятых в музыкальных произведениях, — от важнейших нравственных конфликтов целого народа, до глубоких и личных проблем отдельно взятой личности.

В начале своего творчества Верди писал преимущественно небольшие по объёму работы: романсы, марши, духовые и инструментальные произведения.

Всего Джузеппе Верди создал 26 опер, которые в большинстве пользовались оглушительным успехом. (За исключением комической оперы «UnGiorno», написание которой пришлось на момент смерти жены и двоих маленьких детей.)

Одна из величайших опер композитора «Аида» была заказана правительством Египта в честь открытия Суэцкого канала. На выполнение работы Верди согласился только после второй попытки, когда увидел сценарий оперы.

Сразу после «Аиды» написан реквием. А далее был период длительного затишья в творчестве Веди, который, по его словам, был обусловлен крайне негативным влиянием музыки Вагнера на местных деятелей искусства (дирижеров, певцов и композиторов).

Однако подобный перерыв крайне благоприятно отразился на последующих творениях гения: позднее были написаны оперы «Отелло» и «Фальстав», ставшие настоящим апофеозом его оглушительной карьеры.

У Джузеппе Верди было несколько попыток преждевременно закончить карьеру музыканта и композитора. Первый раз Джузеппе пожелал оставить профессию после провала с вышеупомянутой оперой «UnGiorno», а второй – после свадьбы со второй женой, подражая не менее известному музыканту Джоаккино Россини, по слухам именно вторая жена, Стреппони, уговорила его не совершать столь роковую ошибку.

Джузеппе Верди принимал собственное участие в написании либретто, посещал все репетиции написанных опер, а иногда и выбирал музыкантов (в том числе певцов).

Так как считал, что далеко не каждый в силах погрузиться в образ и перевоплотиться в героя того или иного произведения. А искренняя и профессиональная игра – один из главных залогов успеха.

На протяжении всей творческой карьеры композитор избегал использования ноты «до» в партиях певцов, так как считал, что она отвлекает зрителей от главного.

Важно

Анализируя творческий путь композитора, хочется отметить, что Джузеппе бесконечно совершенствовал свои способности и отшлифовывал грани своего таланта.

Музыкальные критики с уверенностью говорят, что каждое последующее произведение было совершеннее, профессиональнее и ярче предыдущего.

Всё это было возможно благодаря критичному взгляду композитора, как на свои творения, так и на работы коллег.

Верди постоянно искал, творил, был (как ранее подмечалось) необычайно трудолюбив. Сам Верди объяснял это тем, что боялся упустить или забыть. Поэтому выдающийся композитор повсюду носил нотную тетрадь (а вдохновение его могло настичь совершенно в любую секунду после какого-нибудь стука, детского крика или аристократической беседы).

Музыкальные и литературные предпочтения композитора

  1. С ранней юности Джузеппе всерьёз был увлечён творчеством деятелей мировой классической литературы (Гёте, Данте и Шиллером). По мотиву произведения Уильяма Шекспира была написана опера «Отелло», которая пользовалась поистине оглушительным успехом по всему миру.

  2. Предшественники Джузеппе Верди, так или иначе повлиявшие на его творчество: Россини, Беллини, Мейербер и Доницетти. (Слава и признание зрителей было далеко не решающим критерием в оценке творческого потенциала).

  3. Среди произведений русской музыки в личной библиотеке были замечены работы Даргомыжского и Михаила Глинки, который был достаточно популярен в Западной Европе.
  4. Несмотря на вражду и неразрешимые противоречия с Вагнером многое в творчестве немецкого композитора отразилось на работах Верди.

    (в качестве яркого примера критики приводят последние оперы Джузеппе.

В заключение хотелось бы сказать, что Джузеппе был настоящим героем своего времени и признанным гением. Но несмотря на все полученные при жизни заслуги, Верди не переставал трудиться вплоть до своей кончины.

Удивительное культурное наследие, оставленное выдающимся Человеком, будет служить истинным доказательством таланта и упорства ещё много тысячелетий.

Источник: https://vivareit.ru/dzhuzeppe-verdi-interesnye-fakty-iz-zhizni-kompozitora/

Материал по музыке на тему: Биография и интересные факты из жизни Джузеппе Верди

Биография и интересные факты из жизни Джузеппе Верди

     Verdi, Giuseppe (1813–1901), итальянский композитор. Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновской империи. Его отец содержал винный погреб и бакалейную торговлю. В 1823 Джузеппе, получившего начальные знания от деревенского священника, отправили в школу соседнего городка Буссето.

Он уже проявлял музыкальные способности и в 11 лет начал исполнять в Ронколе обязанности органиста. На мальчика обратил внимание богатый купец А. Барецци из Буссето, снабжавший лавку Верди-отца и питавший живой интерес к музыке. Этому человеку Верди был обязан своим музыкальным образованием.

Барецци взял мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал его дальнейшее обучение в Милане. В 1832 Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным образом с В. Лавиньей, который преподал ему основы композиторской техники.

Оркестровку и оперное письмо Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, conte di san Bonifacio), которая, однако, не была тогда поставлена. Верди вернулся в Буссето, рассчитывая занять должность церковного органиста, но в результате внутрицерковных интриг получил отказ.

Местное музыкальное общество назначило ему трехгодичную стипендию (300 лир); в это время он сочинил ряд маршей и увертюру (sinfonie) для городского духового оркестра, а также писал церковную музыку. В 1836 Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци.

Он снова отправился в Милан, где 17 ноября 1839 Оберто был исполнен в театре «Ла Скала» с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ, на этот раз комической оперы. Комическая опера Король на день (Un giorno di regno) провалилась, немилосердно освистанная публикой.

Верди, потрясенный провалом оперы, поклялся, что не будет больше сочинять опер и попросил директора «Ла Скала» разорвать заключенный с ним контракт. (Только через много лет Верди простил миланцев.) Но директор Мерелли верил в талант композитора и, дав ему прийти в себя, вручил либретто Набукко (Nabucco) по мотивам библейской истории о царе Навуходоносоре.

Совет

При чтении внимание Верди привлек хор евреев в вавилонском плену, и его воображение заработало. Успешная премьера Набукко (1842) восстановила репутацию композитора. За Набукко последовали Ломбардцы (I Lombardi, 1843), опера, которая тоже давала выход угнетенным патриотическим чувствам, а затем Эрнани (Ernani, 1844) по романтической драме В.

Гюго – произведение, благодаря которому известность Верди вышла за пределы Италии. В последующие годы композитор, по его собственным словам, трудился как каторжник.

Опера следовала за оперой – Двое Фоскари (I due Foscari, 1844), Жанна д’Арк (Giovanna d»Arco, 1845), Альзира (Alzira, 1845), Аттила (Attila, 1846), Разбойники (I masnadieri, 1847), Корсар (Il corsaro, 1848), Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano, 1849), Стиффелио (Stiffelio, 1850).

В этих сочинениях поверхностная, а иногда и легковесная ремесленная музыка прилагается к слабым либретто. Среди опер данного периода выделяются Макбет (Macbeth, 1847) – первый плод восторженного почитания композитором Шекспира, а также Луиза Миллер (Luisa Miller, 1849) –выдающееся произведение более камерного стиля.

С 1847 по 1849 Верди находился в основном в Париже, где сделал новую, французскую редакцию Ломбардцев, названную Иерусалим (Jeruslem). Здесь композитор встретился с Джузеппиной Стреппони, певицей, принимавшей участие в миланских постановках Набукко и Ломбардцев и уже тогда сблизившейся с Верди. В конце концов, десять лет спустя они все же поженились.

На период 1851–1853 приходятся три зрелых шедевра Верди – Риголетто (Rigoletto, 1851), Трубадур (Il trovatore, 1853) и Травиата (La traviata, 1853). В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Риголетто по пьесе В. Гюго.

Король забавляется, демонстрирует, кроме умения создавать живые, захватывающие мелодии, новую для композитора оперную форму – более связную, с меньшими контрастами между речитативом, который приобретает характер напевного ариозо, и арией, которая не во всем подчиняется установленным схемам.

Развитию действия способствуют написанные в свободной форме дуэты и другие ансамбли, в том числе знаменитый квартет в последнем акте – выдающийся образец умения Верди отразить в ансамблевой форме конфликт характеров и чувств своих персонажей.

Обратите внимание

Трубадур, основанный на испанской романтической мелодраме, содержит прекрасные образцы сильной, героической музыки, в то время как Травиата по «семейной драме» Дюма-сына Дама с камелиями пленяет пафосом чувств. Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности.

В 1855 ему заказали сочинение для Парижской оперы в характерном мейерберовском стиле – Сицилийскую вечерню (Les vкpres siciliennes). Для того же театра он сделал новую редакцию Макбета (1865), а также сочинил Дон Карлоса (1867); для петербургского Мариинского театра создал Силу судьбы (La forza del destino, 1862).

Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском вкусе – Симоном Бокканегрой (Simon Boccanegra, 1857) и Бал-маскарадом (Un ballo in maschera, 1859). Все эти произведения представляют собой романтические мелодрамы, основанные на более или менее достоверных исторических событиях.

Хотя ни одна из перечисленных опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения (этому препятствует склонность Верди перескакивать без достаточных оснований от одной эффектной сюжетной ситуации к другой), все они демонстрируют растущее мастерство музыкальной характеристики и оркестровой драматургии (особенно это заметно в Симоне Бокканегре и Дон Карлосе). Верди явно нуждался в литературном сотруднике, и он обрел его в лице А. Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто Аиды (Aida, 1871) – шедевра в стиле французской «большой оперы», заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. Еще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто (1842–1918), автором оперы Мефистофель и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто Симона Бокканегры (1881). Затем он превратил шекспировскую трагедию Отелло (Othello) в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в «Ла Скала» в 1887, когда композитору было уже 74 года. За Отелло в 1893 последовал Фальстаф (Falstaff): в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, которая вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии Король на час. Отелло и Фальстаф увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы. Кроме опер, в наследии Верди – Реквием памяти А. Мандзони (1874), Stabat Mater (1898) и Te Deum (1898), а также хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор (1873). Умер Верди в Милане 27 января 1901.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. Молодо-зелено

Джузеппе Верди однажды сказал:

Когда мне было восемнадцать лет, я считал себя великим и говорил: «Я». Когда мне исполнилось двадцать пять лет, я стал говорить: «Я и Моцарт». Когда мне стукнуло сорок, я говорил: «Моцарт и я». Теперь же я говорю: «Моцарт».

2. Ошибочка вышла…

Однажды к дирижеру Миланской консерватории явился девятнадцатилетний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: «Оставьте мысль о консерватории.

А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов…» Таким образом, бесталанный молодой человек был поставлен на место, и случилось это в 1832 году.

А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя — Джузеппе Верди.

4. Не скажу!

Важно

Один начинающий музыкант долго добивался, чтобы Верди послушал его игру и высказал свое мнение. Наконец композитор согласился. В назначенный час молодой человек пришел к Верди. Это был рослый юноша, судя по всему наделенный огромной физической силой. Но играл он из рук вон скверно… Закончив играть, гость попросил Верди высказать свое мнение.

— Только скажите мне всю правду!- решительно сказал молодой человек, в волнении сжимая свои пудовые кулаки.

— Не могу, — со вздохом отвечал Верди.

— Но почему же?

— Боюсь…

6. Ни дня без строчки

Верди всегда носил при себе нотную тетрадь, в которую ежедневно записывал свои музыкальные впечатления от прожитого дня.

В этих своеобразных дневниках великого композитора можно было найти удивительные вещи: из любых звуков, будь то выкрики мороженщика на жаркой улице или призывы лодочника, прокатиться, возгласы строителей и прочего рабочего люда или детский плач, — из всего Верди извлекал музыкальную тему! Будучи сенатором, Верди, однажды очень удивил своих друзей по сенату. На четырех листках нотной бумаги он весьма узнаваемо переложил в осложненной длинной фуге… речи темпераментных законодателей!

7. Добрый знак

Закончив работу над оперой «Трубадур», Джузеппе Верди самым любезнейшим образом пригласил одного довольно бесталанного музыкального критика, своего большого недоброжелателя, чтобы ознакомить его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы.

— Ну, и как вам моя новая опера? — спросил композитор, поднимаясь из-за рояля.

— Откровенно говоря, — решительно произнес критик, — все это кажется мне довольно плоским и невыразительным, господин Верди.

— Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив! — воскликнул обрадованный Верди, горячо пожимая своему хулителю руку.

— Я не понимаю вашего восторга, — пожал плечами критик. — Ведь опера мне не понравилась…

— Теперь я совершенно уверен в успехе моего «Трубадура», — объяснил Верди.

— Ведь если произведение не понравилось вам, то оно, несомненно, понравится публике!

8. Верните деньги, маэстро!

Новая опера Верди «Аида» была принята публикой с восхищением! Знаменитый композитор был буквально засыпан похвальными отзывами и восторженными письмами. Однако среди них было и такое: «Шумные толки о вашей опере «Аида» заставили меня отправиться 2-го числа сего месяца в Парму и побывать на представлении…

В конце оперы я задал себе вопрос: удовлетворила ли меня опера? Ответ был отрицательный. Я сажусь в вагон и возвращаюсь домой в Реггио. Все окружающие только и говорят о достоинствах оперы. Мною опять овладело желание послушать оперу, и 4-го числа я опять в Парме. Впечатление мною вынесено следующее: в опере нет ничего выдающегося…

После двух-трех исполнений ваша «Аида» окажется в пыли архива. Можете судить, многоуважаемый господин Верди, какое сожаление я испытываю о понапрасну истраченных мною лирах. Прибавьте к этому, что я человек семейный и такой расход не дает мне покоя. Поэтому я обращаюсь прямо к вам с просьбой возвратить мне означенные деньги…

» В конце письма был предъявлен двойной счет за железную дорогу туда и обратно, за театр и ужин. Итого шестнадцать лир. Прочитав письмо, Верди распорядился, чтобы его импресарио выплатил просителю деньги. — Однако, с вычетом четырех лир за два ужина, — весело сказал он, — так как поужинать этот синьор мог бы у себя дома. И еще…

Возьмите с него слово, что он более никогда не будет слушать моих опер… Во избежание новых расходов.

11. Самое лучшее — самое доброе

Совет

Однажды Верди спросили, какое из своих творений он считает самым лучшим? — Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов…

 ЛИТЕРАТУРА:

1.    Тароцци Дж. Верди. М., 1984

2.    Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера – три мира. М., 1986

3.    Соловцова Л.А. Дж. Верди. М., 1986

Источник: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2016/10/03/biografiya-i-interesnye-fakty-iz-zhizni-dzhuzeppe-verdi

Джузеппе Верди. Интересные факты из жизни великого композитора

Джузеппе Верди. Интересные факты из жизни великого композитора

Итальянский композитор известен прежде всего своими операми. Джузеппе Верди стал национальной славой Италии, его творчество является кульминацией развития итальянской оперы.

Его достижения и заслуги как композитора нельзя переоценить, поскольку произведения этого выдающегося композитора до сих пор, спустя столетие после смерти автора, остаются наиболее популярными, повсеместно исполняемыми, известными как знатокам, так и любителям классической музыки. В юности его не приняли в консерваторию, а позже он стал национальным символом итальянской классической музыки. В жизни Д. Верди случалось немало курьезов, которые свидетельствуют не только о незаурядном музыкальном даровании композитора, но и о его прекрасном чувстве юмора. Представляем вам забавные случаи из жизни композитора Джузеппе Верди.

В 19 лет Джузеппе Верди не приняли в Миланскую консерваторию «из-за низкого уровня фортепианной игры». Дирижер сказал ему: «Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов…». А уже через несколько десятилетий Миланская консерватория считала честью называться именем «бесталанного» музыканта.

Верди обладал необыкновенным умением извлекать музыку из любых звуков, даже звуков улицы. Он всегда носил с собой нотную тетрадь, в которую записывал все свои музыкальные впечатления от прожитого дня. Детский плач, выкрики лодочника или мороженщика, ругань строителей – все превращалось в музыкальную тему. Верди заседал в сенате и однажды написал фугу по мотивам выступлений законодателей!

Как-то раз к композитору обратился один из начинающих музыкантов с просьбой оценить масштаб его дарования. Это был рослый и мускулистый молодой человек устрашающей наружности. Играл он скверно, и когда попросил вынести ему максимально честный вердикт, Верди сказал, что не может этого сделать. А когда юноша спросил о причине, ответил: «Боюсь!».

Когда композитор закончил работу над оперой «Трубадур», он пригласил оценить ее музыкального критика, настроенного к Верди весьма недоброжелательно. Прослушав фрагменты оперы, тот изрек: «Откровенно говоря, все это кажется мне довольно плоским и невыразительным».

Каково же было его удивление, когда композитор в ответ возликовал: «Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив! Теперь я совершенно уверен в успехе моего «Трубадура», ведь если произведение не понравилось вам, то оно несомненно понравится публике!».

Обратите внимание

Премьера оперы «Аида» имела невероятный успех, Верди получил множество восхищенных отзывов.

Однако помимо них пришло и письмо от некоего недовольного слушателя, который сетовал на зря потраченное время и требовал вернуть ему деньги за проезд, за билеты в театр и за ужин.

Верди распорядился выделить эти деньги, за вычетом счета за ужин, и потребовал от получателя расписку о том, что он обязуется больше никогда не слушать опер Верди – «во избежание новых расходов».

Однажды в гости к композитору, который проводил лето на вилле в Монтекатини, приехал приятель. И обнаружил, что тот занимает всего одну комнату в двухэтажном особняке.

А все остальное пространство занято… шарманками! Верди объяснил возникновение необычной коллекции: «Видите ли, я приехал сюда в поисках тишины и покоя, надеясь поработать над своей новой оперой.

Но многочисленные владельцы этих только что виденных вами инструментов почему-то решили, что я прибыл сюда исключительно для того, чтобы послушать собственную музыку в довольно скверном исполнении их шарманок… С утра до ночи они услаждали мой слух ариями из «Травиаты», «Риголетто», «Трубадура».

Причем имелось в виду, что я должен был еще и каждый раз платить им за это сомнительное удовольствие. В конце концов я пришел в отчаяние и попросту скупил у них все шарманки. Это удовольствие мне обошлось довольно дорого, но зато теперь я могу спокойно работать…».

В последние годы жизни композитора на его личные средства были открыты больница в Вилланова и Дом для престарелых музыкантов в Милане, за строительством которого он следил лично. Когда Верди спросили, какое из своих творений он считает самым выдающимся, тот ответил: «Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов».

Важно

Однажды убеленный сединами и уже известный на весь мир композитор беседовал с начинающим музыкантом, убежденным в собственной гениальности.

Тот без устали говорил о себе и своих успехах, на что Верди ответил: «Когда мне было 18 лет, я тоже считал себя великим музыкантом и говорил: «Я». Когда мне было 25 лет, я говорил: «Я и Моцарт».

Когда мне было 40 лет, я уже говорил: «Моцарт и я». А сейчас я говорю просто: «Моцарт»».

Источник: Культурология.рф

Источник: https://multiurok.ru/blog/dzhuzieppie-vierdi-intieriesnyie-fakty-iz-zhizni-vielikogho-kompozitora.html

Джузеппе Верди: биография и творчество, известные произведения :

Джузеппе Верди — один из знаменитых итальянских композиторов. Его творчество — это огромный вклад в становление оперного искусства, оно стало кульминационным моментом в развитии итальянской оперы девятнадцатого столетия.

Краткая биография

Джузеппе Верди (полное имя Джузеппе Фортунио Франческо) родился 10 октября 1813 года в небольшой итальянской деревушке Ле Ронколе, которая располагается в северной части Ломбардии.

На тот момент эта местность была частью Первой Французской империи, таким образом, по документам место рождения Верди — Франция.

Интересным фактом можно назвать то, что в этом же году родился Рихард Вагнер, который в будущем стал главным соперником Верди и одним из ведущих композиторов оперной школы Германии.

https://www.youtube.com/watch?v=updJKzBBe5A

Ранняя биография Джузеппе Верди интересна тем, что родители будущего великого композитора не были музыкантами. Отец содержал трактир, а мать была пряхой. Семья жила очень бедно, поэтому и детство Верди оказалось тяжелым.

Первой ступенью приобщения к музыке стала помощь мальчика в деревенской церкви. У Пьетро Байстрокки мальчик обучился игре на органе и музыкальной грамоте.

Родители были рады тяге сына к музыке и даже подарили ему спинет — небольшой струнный инструмент, похожий на клавесин. Его композитор хранил до конца жизни.

Встреча с Барецци

Следующей ступенью в музыкальной карьере мальчика стала встреча с Антонио Барецци, богатым торговцем и любителем музыки, который жил в соседнем городе Буссето.

Он обратил внимание на одаренного мальчика и верил, что Джузеппе в будущем не станет трактирщиком или деревенским органистом. Он считал, что у него великое будущее. В десять лет Верди, по совету Антонио Барецци, переезжает в Буссето, где продолжает учебу.

Однако жизнь его стала еще тяжелее. По воскресеньям Верди возвращался в Ле Ронколе, где по-прежнему играл на органе во время проведения мессы. В эти годы у него появился преподаватель по композиции — Фернандо Провези, который был директором филармонического общества в городе Буссето.

В это же время юный Джузеппе увлекается классиками мировой литературы: Шиллером, Данте, Гете, Шекспиром. Вероятно, отсюда и идут корни его творчества.

Милан

Биография Джузеппе Верди содержит информацию о многочисленных переездах. В восемнадцать лет он оправляется в Милан, чтобы продолжить образование. Там он пытается поступить в консерваторию, в которую его не принимают из-за недостаточного высокого уровня игры на фортепиано.

Интересный факт: сейчас эта консерватория носит имя Верди. Однако Джузеппе не отчаивается, он обучается контрапункту у частного преподавателя, параллельно посещая оперные спектакли и различные концерты.

Он начинает задумываться о карьере композитора для театра, в чем его все больше и больше убеждает общение с миланским обществом.

Совет

Краткой биографию Джузеппе Верди назвать нельзя, ведь он прошел очень длинный путь, прежде чем стать знаменитым. В 1830 году Верди возвращается в Буссето. Антонио Барецци не потерял веры в своего протеже, поэтому помогает ему устроить первое публичное выступление.

Затем Джузеппе становится преподавателем музыки для дочери Барецци, Маргариты. Молодые люди влюбляются друг в друга и в 1836 году играют свадьбу. Скоро у пары рождаются дочь Вирджиния Мария Луиза и сын Ицилио Романо, однако оба ребенка умирают в младенчестве. Верди в это время работает над своей первой оперой.

В 1840 году от энцефалита умирает и жена композитора.

Провал и успех

И биографию, и творчество Джузеппе Верди кратко можно охарактеризовать как яркую череду взлетов и падений. Постановка первой оперы композитора («Оберто, граф Бонифачьо») в Милане была довольно успешной, после чего импресарио театра «Ла Скала», Бартоломео Мерелли, заключил с Джузеппе контракт на две оперы.

В срок им были написаны «Король на час» и «Набукко» («Навуходоносор»). Однако опера «Король на час» с треском провалилась, и Верди, который в это время потерял жену и детей, хотел покончить с карьерой оперного композитора.

Однако вторая опера — «Набукко», премьера которой состоялась 9 марта 1842 года — имела большой успех. В жизни Джузеппе Верди начинается новый этап, ведь именно после премьеры «Набукко» за ним утвердилась отличная репутация.

За последующий год оперу поставили шестьдесят пять раз, с тех пор и по сей день она не сходит со сцен лучших оперных театров всего мира. Следующие несколько опер также имели успех в Италии.

В 1847 году оперу «Ломбардцы» ставят в Парижское опере. Она была переименована в «Иерусалим», также композитору пришлось несколько переработать свое произведение, в том числе заменить персонажей-итальянцев французами. Произведение стало его первой работой в стиле гранд-опера.

Скандальные отношения

Одним из самых ярких моментов в биографии Джузеппе Верди является роман с певицей Джузеппиной Стреппони. Верди было тридцать восемь лет, а Джузеппина заканчивала свою карьеру. Они вступили в законный брак только спустя одиннадцать лет, а все эти годы их сожительство порицалось.

Когда Джузеппина перестала выступать, Верди решил закончить карьеру вместе с ней (возможно, в этом он последовал примеру ДжоаккиноРоссини). Впервые за много лет он был счастлив: знаменит, влюблен, да к тому же и состоятелен.

В этот момент биография и творчество Джузеппе Верди тесно сплетаются. Вероятно, именно Джузеппина убедила его продолжить карьеру.

Обратите внимание

Возможно, под влиянием романтического флера, из которого так часто черпают вдохновение гении, он создает свой первый шедевр — оперу «Риголетто».

Либретто несколько раз переписывалось из-за несоответствия цензуре, и Верди порывался бросить работу над ним, однако закончил произведение, и первая же постановка, которая состоялась в 1851 году в Венеции, имела невероятный успех.

До сих пор «Риголетто» считается, пожалуй, одной из лучших когда-либо написанных опер.

Артистический талант Верди в полную силу раскрылся в этом произведении: по всей партитуре разбросаны прекрасные мелодии, ансамбли и арии, которые впоследствии становятся частью классического оперного репертуара, идут друг за другом, трагедия и комедия сливаются вместе.

Продолжение карьеры

Спустя два года список известных произведений Джузеппе Верди пополняется еще одним шедевром. Им становится опера «Травиата», либретто которой создано по мотивам пьесы «Дама с камелиями» Алесандра Дюма-сына.

Следом были написаны еще несколько опер. Одна из них — это «Сицилийская вечеря», постоянно исполняемая в наши дни, ее Верди написал по заказу Парижской оперы. Это также и произведения «Трубадур», «Бал-маскарад», «Сила судьбы» (заказ из России). «Макбет» претерпел изменения, был выпущен во второй редакции.

В 1869 году композитор пишет Libera Me — часть «Реквиема» памяти Россини, а в 1974 году копилка музыкальных произведений Джузеппе Верди пополняется собственным реквиемом на смерть писателя Алессандро Мандзони, поклонником которого был композитор.

Одной из последних великих опер Верди является «Аида».

Композитор получил заказ на ее написание от правительства Египта, которое таким образом хотело отметить открытие Суэцкого канала, и сначала Верди отказался.

Однако потом, посещая Париж, вновь получил то же предложение, но уже через дю Локля — либреттиста и импрессарио. На этот раз композитор решил ознакомиться со сценарием, а после этого принял предложение.

Соперники

Биография Джузеппе Верди не будет полной, если не упомянуть о соперничестве с Вагнером. Каждый из них был лидером оперной школы своей страны, всю жизнь они конкурировали и недолюбливали друг друга, хотя так ни разу и не встретились. Отзывы Верди о музыке соперника были немногочисленны и нелестны.

Он говорил, что Вагнер напрасно выбирает нехоженые тропы, пытается «лететь» там, где человеку результативнее идти пешком. Однако узнав о смерти Вагнера, он опечалился, так как считал, что этот композитор оставил огромный след в истории музыки.Со стороны Вагнера известно лишь одно высказывание о Верди.

Великий немецкий композитор, обычно щедрый на критику в адрес других маэстро, послушав «Реквием» Верди, сказал, что лучше ничего не говорить.

Последние годы

Последние двенадцать Верди работал очень мало, в основном редактируя ранние свои произведения. После смерти Рихарда Вагнера Верди пишет оперу «Отелло» по мотивам пьесы Шекспира. Ее премьера состоялась в Милане в 1887 году.

Необычность произведения состоит в том, что оно не имеет традиционного для итальянской оперной школы деления на речитативы и арии — здесь чувствуется влияние оперной реформы Вагнера.

Опять же, под влиянием этой реформы, поздние произведения Верди стали в большей степени речитативными, что и придавало опере эффекта реалистичности, хотя поклонников традиционной оперы иногда и отпугивало.

Необычной стала и последняя опера Верди, «Фальстаф», либретто которой было написано по пьесе «Виндзорские проказницы» Шекспира.

Здесь прослеживается манера «сквозного развития», таким образом, произведение с блестяще написанной партитурой гораздо больше тяготеет к вагнеровским «Мейстерзингерам», нежели к комическим операм Моцарта и Россини.

Неуловимые и искрометные мелодии позволяют развитию сюжета не задерживаться, что и создает эффект сумбурности, который столь близок к духу самой шекспировской комедии. Опера венчается семиголосной фугой, в которой Верди демонстрирует свое великолепное владение контрапунктом.

Смерть великого композитора

В 1901 году, 21 января, у Верди случился инсульт. В это время он был в отеле, в Милане.

Композитор оказался парализован, однако читал партитуры опер «Тоска» и «Богема» Пуччини, «Пиковая дама» Чайковского и «Паяцы» Лонкавалло, но что он думал о них, осталось неизвестно. Спустя шесть дней, 27 января, великого итальянского композитора не стало.

Его похоронили в Милане на Монументальном кладбище, однако через месяц тело было перезахоронено в Доме отдыха для пенсионеров-музыкантов, основателем которого был Верди.

Стилистика

Практически каждый композитор испытывает на себе известное влияние коллег или предшественников. Музыка Джузеппе Верди не стала исключением. В ранних его работах прослеживается влияние Россини, Беллини, Мейербера и особенно Доницетти.

В двух последних операх (Фальстаф и Отелло) заметно влияние его главного соперника — Рихарда Вагнера. На многих современников повлиял Гуно, однако Верди ничего не заимствовал у великого француза, которого многие считали величайшим творцом эпохи.

В опере «Аида» присутствуют пассажи, в которых прослеживается знакомство с творчеством Михаила Глинки.

Оркестр и сольные партии

Произведения Джузеппе Верди порой имеют не слишком сложную оркестровку. Именно ему приписывают фразу о том, что оркестр является большой гитарой. Композитор полагался на свой мелодический дар в описании чувств и эмоций героев. Часто во время звучания сольных вокальных партий оркестровка весьма аскетична, весь оркестр становится одним аккомпанирующим инструментом.

Некоторые критики полагали, что это результат недостатка образования самого композитора, однако, прослушав многие его произведения, мы легко можем убедиться в обратном. Для творчества Верди характерны и определенные новшества, которые другие композиторы никогда не заимствовали из-за их сильной узнаваемости (например, струнные, летящие вверх по хроматической гамме).

Источник: https://www.syl.ru/article/352117/djuzeppe-verdi-biografiya-i-tvorchestvo-izvestnyie-proizvedeniya

Итальянский композитор Верди Джузеппе: биография, творчество

Джузеппе Верди родился в 1813 году в маленькой деревеньке Ронколе недалеко от города Бусетто. Его родители были небогатыми людьми, мать работала пряхой, а отец был трактирщиком.

Джузеппе в пять лет начал изучать нотную грамоту и игру на органе. В 1823 году его талант замечает некий Антонио Барецци — состоятельный мужчина, состоящий в «Филармоническом обществе» Бусетто. Благодаря его поддержке мальчик поступает в гимназию и параллельно берет уроки контрапункта. Что примечательно этот меценат поддерживал Верди до самой своей кончины.

Первую свою симфонию Верди написал в 15 лет. В 1830 году он жил в доме своего благодетеля и давал уроки фортепиано его дочери Маргарите. Молодые люди полюбили друг друга и в 1836 году они поженились.

Поступить с первого раза в консерваторию Джузеппе не удалось. Но он все равно остался в Милане и брал частные уроки у Винченцо Лавиньи – гениального педагога и руководителя оркестра в театре Ла Скала. Именно театр заказал Верди написать первую его оперу.

Важно

Сначала Верди сочинял небольшие романсы и марши. «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо» — опера, ставшая первой серьезной постановкой для театра Ла Скала. После чего администрация театра подписала с Джузеппе контракт на написание еще двух опер.

Верди написал постановки «Король на час» и «Набукко». Первая опера была плохо принята зрителями, а вот «Набукко» имела ошеломляющий успех. Вместе со славой к композитору пришло признание и заказы на новые постановки.

В промежутке с 1840 по 1850 годы Верди написал 20 опер. В 1851 году состоялась премьера оперы «Риголетто». С того года и по настоящее время это произведение ставится каждый год в театрах по всему миру.

Настоящим музыкальным шедевром становится «Трубадур», поставленный в Риме в 1853 году. Отличительной особенностью данной оперы является то, что основная ее партия написана специально для голоса меццо-сопрано. Ранее данный тембр удостаивался лишь второстепенных партий.

В 1855 году в Париже на сцене Гранд – Опера состоялась премьера оперы  «Сицилийская вечеря». В ней композитор прямо говорит о свободе своей страны, в которой разгораются нешуточные революционные настроения.

В 1861 году Верди принимает приглашение от Петербургского Императорского театра и приезжает в столицу с постановкой «Силы судьбы». Это не самая сильная и популярная вещь у Верди, хотя она тоже имела успех у зрителей.

В 1867 году композитор берется за написание одного из своих лучших сочинений. «Дон Карлос» пишется по пьесе Шиллера и ставится на французском языке в парижской Гранд – Опера.

Осенью 1870 года Верди заканчивает оперу «Аида» по заказу правительства Египта. Она становится безоговорочным шедевром и прочно входит в золотой фонд оперного искусства. Всего композитор написал 26 опер и 1 реквием.

Совет

Первой женой Верди была дочь его покровителя – Маргерита Барецци. Однако брак стал трагическим, пара потеряла двоих детей в младенчестве. А через год от энцефалита умерла и сама Маргарита.

В 35 лет Джузеппе влюбляется в оперную певицу – Джузеппину Стреппони. Они долгое время жили в гражданском браке, вызывая кривотолки и раздражение толпы. В 1859 году они все-таки поженились официально.

Жила пара возле Бусетто на вилле Сант-Агата, которую спроектировал Верди лично. Дом получился вполне классическим и лаконичным, зато сад вокруг него был просто потрясающим. Все свое свободное время Верди посвящал садоводству. У Джузеппины было трое детей от предыдущих отношений, совместных детей у супругов не было. В 1867 году пара взяла на воспитание свою племянницу.

Супруга всегда являлась музой и поддержкой гения. Она ушла из жизни на 13 лет раньше Верди. Он скончался в 1901 году и похоронен в Милане.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-956793-italyanskiy-kompozitor-verdi-dzhuzeppe-biografiya-tvorchestvo—

Моцарт и Джузеппе Верди: 10 фактов из их жизни, о которых вы могли не знать

Версия для печати

27 января исполнилось 260 лет со дня рождения Амадея Моцарта и 115 – со дня смерти Джузеппе Верди. В нашей подборке о великих композиторах 10 фактов, которых вы могли не знать.

27 января 1756 года родился Иоганнес Хризостомус Вольфганг Готлиб, более известный современным меломанам как Вольфганг Амадей Моцарт.

Главной чертой творчества Моцарта исследователи называют религиозность.  Религиозна природа гения художника. Именно она приближает его к Божественному.

Факт № 1

Первые уроки музыки Вольфганг получил, когда ему исполнилось четыре года, а первое произведение сочинил в 5 лет.

Piano Concerto No. 21 — Andante

Факт №2

Первый шедевр, комическую оперу «Бастьен и Бастьенна», Моцарт написал в 12 лет.

Опера «Бастьен и Бастьенна»

Факт №3

Моцарт научился играть на скрипке сам, без всяких уроков, руководимый исключительно своим необычайным чувством музыки. Именно для скрипки он написал свои, возможно, самые волнующие произведения: анданте из Третьего концерта Соль мажор. Моцарту на тот момент было 19 лет.

Violin Concerto No. 3 in G, K. 216

Факт №4

Иоганн Кристиан Бах, младший сын Иоганна Себастьяна, бывший в равной мере как другом, так и учителем Моцарта, наложил заметный отпечаток на его творчество, проявившийся почти во всех областях, но в особенности в фортепианной музыке. Именно Бах открыл для Моцарта изобретенное незадолго до их знакомства фортепиано.

Rondo Alla Turca

Факт №5

Моцарт до самозабвения любил отца. Будучи довольно взрослым ребенком, каждый вечер перед сном отец с сыном совершали маленькую церемонию – пели вместе «вечернюю песню».

«Сразу после Бога идёт отец». Эта крылатая фраза принадлежит Моцарту.

Fantasia in D minor, K.397/385g

***

Также в этот день ушел из жизни Джузеппе Верди.

Жизненный путь композитора пришелся на поворотный момент в итальянской истории. А его популярные мелодии сделали Верди в эпоху борьбы Италии за свободу символом нации. В историю музыки он вошел как крупнейший автор опер.

Факт №1

Публика середины ХІХ века озадачена: на сцене театра представляют не историческую драму, не сказку о принцах или героях-романтиках. Героиня истории – их современница. Впервые в истории оперы главным персонажем становится… куртизанка, «травиата».

La Traviata — Plácido Domingo, Luciano Pavarotti & José Carreras

Факт №2

Верди всегда носил при себе нотную тетрадь, в которую ежедневно записывал свои музыкальные впечатления от прожитого дня. Будучи сенатором, Верди однажды на четырех листках нотной бумаги переложил в осложненной длинной фуге… речи темпераментных законодателей!

Falstaff — Tutto nel mondo è burla (Все в мире – это шутка)

Факт №3

Опера «Аида» была принята публикой с восхищением. Композитора засыпали похвальные отзывы и восторженные письма.

Однако среди них было и негативное: незадачливый слушатель сетовал на то, что опера ему не понравилась. Несмотря на то, что прослушал ее дважды. А поскольку он человек семейный и слишком потратился понапрасну, приезжая в театр, то просил композитора… вернуть деньги. Что Верди и сделал, взяв с ценителя музыки обещание больше никогда на его оперы не ходить.

Aida. The Triumphal March. (Марш Победителей)

Факт №4

Однажды Верди спросили, какое из своих творений он считает самым лучшим? ― «Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов…» ― ответил композитор.

Трубадур. Хор цыган

Факт №5

Как-то Верди, уже убеленный сединами и знаменитый на весь мир, беседовал с одним начинающим композитором, которому было восемнадцать лет. Он был совершенно убежден в собственной гениальности и все время говорил только о себе и своей музыке.

Верди долго и внимательно слушал молодого гения, а потом с улыбкой сказал: «Мой юный друг! Когда мне было восемнадцать лет, я тоже считал себя великим музыкантом и говорил: «Я». Когда мне было двадцать пять лет, я говорил: «Я и Моцарт». Когда мне было сорок лет, я уже говорил: «Моцарт и я». А сейчас я говорю просто: «Моцарт»».

Набукко. Хор рабов-иудеев

Вольфганг Амадей Моцарт
Джузеппе Верди

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400

Источник: http://orthodoxy.org.ua/data/mocart-i-dzhuzeppe-verdi-10-faktov-iz-ih-zhizni-o-kotoryh-vy-mogli-ne-znat.html

Биография и интересные факты о Джузеппе Верди

БИОГРАФИЯ И ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ

(Verdi, Giuseppe) (1813−1901), итальянский композитор. Джузеппе Фортунино Франческо Верди родился 10 октября 1813 в Ронколе, деревне в провинции Парма, в то время входившей в состав Наполеоновской империи. Его отец содержал винный погреб и бакалейную торговлю. В 1823 Джузеппе, получившего начальные знания от деревенского священника, отправили в школу соседнего городка Буссето.

Он уже проявлял музыкальные способности и в 11 лет начал исполнять в Ронколе обязанности органиста. На мальчика обратил внимание богатый купец А. Барецци из Буссето, снабжавший лавку Верди-отца и питавший живой интерес к музыке. Этому человеку Верди был обязан своим музыкальным образованием.

Барецци взял мальчика в свой дом, нанял ему лучшего учителя и оплачивал его дальнейшее обучение в Милане. В 1832 Верди не приняли в Миланскую консерваторию, поскольку он был старше допустимого возраста. Он начал заниматься частным образом с В. Лавиньей, который преподал ему основы композиторской техники.

Оркестровку и оперное письмо Верди постигал на практике, посещая миланские оперные театры. Филармоническое общество заказало ему оперу Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, conte di san Bonifacio), которая, однако, не была тогда поставлена. Верди вернулся в Буссето, рассчитывая занять должность церковного органиста, но в результате внутрицерковных интриг получил отказ.

Местное музыкальное общество назначило ему трехгодичную стипендию (300 лир); в это время он сочинил ряд маршей и увертюру (sinfonie) для городского духового оркестра, а также писал церковную музыку. В 1836 Верди женился на дочери своего благодетеля Маргарите Барецци.

Он снова отправился в Милан, где 17 ноября 1839 Оберто был исполнен в театре «Ла Скала» с успехом достаточным, чтобы обеспечить новый заказ, на этот раз комической оперы. Комическая опера Король на день (Un giorno di regno) провалилась, немилосердно освистанная публикой.

Верди, потрясенный провалом оперы, поклялся, что не будет больше сочинять опер и попросил директора «Ла Скала» разорвать заключенный с ним контракт. (Только через много лет Верди простил миланцев.) Но директор Мерелли верил в талант композитора и, дав ему прийти в себя, вручил либретто Набукко (Nabucco) по мотивам библейской истории о царе Навуходоносоре.

При чтении внимание Верди привлек хор евреев в вавилонском плену, и его воображение заработало. Успешная премьера Набукко (1842) восстановила репутацию композитора. За Набукко последовали Ломбардцы (I Lombardi, 1843), опера, которая тоже давала выход угнетенным патриотическим чувствам, а затем Эрнани (Ernani, 1844) по романтической драме В.

Обратите внимание

Гюго — произведение, благодаря которому известность Верди вышла за пределы Италии. В последующие годы композитор, по его собственным словам, трудился как каторжник.

Опера следовала за оперой — Двое Фоскари (I due Foscari, 1844), Жанна д’Арк (Giovanna d»Arco, 1845), Альзира (Alzira, 1845), Аттила (Attila, 1846), Разбойники (I masnadieri, 1847), Корсар (Il corsaro, 1848), Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano, 1849), Стиффелио (Stiffelio, 1850).

В этих сочинениях поверхностная, а иногда и легковесная ремесленная музыка прилагается к слабым либретто. Среди опер данного периода выделяются Макбет (Macbeth, 1847) — первый плод восторженного почитания композитором Шекспира, а также Луиза Миллер (Luisa Miller, 1849) -выдающееся произведение более камерного стиля.

С 1847 по 1849 Верди находился в основном в Париже, где сделал новую, французскую редакцию Ломбардцев, названную Иерусалим (Jeruslem). Здесь композитор встретился с Джузеппиной Стреппони, певицей, принимавшей участие в миланских постановках Набукко и Ломбардцев и уже тогда сблизившейся с Верди. В конце концов, десять лет спустя они все же поженились.

На период 1851—1853 приходятся три зрелых шедевра Верди — Риголетто (Rigoletto, 1851), Трубадур (Il trovatore, 1853) и Травиата (La traviata, 1853). В каждом из них отражена особая сторона дарования композитора. Риголетто по пьесе В. Гюго.

Король забавляется, демонстрирует, кроме умения создавать живые, захватывающие мелодии, новую для композитора оперную форму — более связную, с меньшими контрастами между речитативом, который приобретает характер напевного ариозо, и арией, которая не во всем подчиняется установленным схемам.

Развитию действия способствуют написанные в свободной форме дуэты и другие ансамбли, в том числе знаменитый квартет в последнем акте — выдающийся образец умения Верди отразить в ансамблевой форме конфликт характеров и чувств своих персонажей.

Трубадур, основанный на испанской романтической мелодраме, содержит прекрасные образцы сильной, героической музыки, в то время как Травиата по «семейной драме» Дюма-сына Дама с камелиями пленяет пафосом чувств. Успех этих трех опер раскрыл перед Верди новые возможности.

Важно

В 1855 ему заказали сочинение для Парижской оперы в характерном мейерберовском стиле — Сицилийскую вечерню (Les vкpres siciliennes). Для того же театра он сделал новую редакцию Макбета (1865), а также сочинил Дон Карлоса (1867); для петербургского Мариинского театра создал Силу судьбы (La forza del destino, 1862).

Параллельно с осуществлением этих грандиозных проектов Верди работал над более скромными операми в итальянском вкусе — Симоном Бокканегрой (Simon Boccanegra, 1857) и Бал-маскарадом (Un ballo in maschera, 1859). Все эти произведения представляют собой романтические мелодрамы, основанные на более или менее достоверных исторических событиях.

Хотя ни одна из перечисленных опер не отличается совершенством с драматургической точки зрения (этому препятствует склонность Верди перескакивать без достаточных оснований от одной эффектной сюжетной ситуации к другой), все они демонстрируют растущее мастерство музыкальной характеристики и оркестровой драматургии (особенно это заметно в Симоне Бокканегре и Дон Карлосе). Верди явно нуждался в литературном сотруднике, и он обрел его в лице А. Гисланцони, в сотрудничестве с которым родилось либретто Аиды (Aida, 1871) — шедевра в стиле французской «большой оперы», заказанной композитору египетским правительством для исполнения на открытии Суэцкого канала. Еще более плодотворным оказалось совместная работа Верди в его поздние годы с Арриго Бойто (1842−1918), автором оперы Мефистофель и выдающимся поэтом. Сначала Бойто переделал неудовлетворительное либретто Симона Бокканегры (1881). Затем он превратил шекспировскую трагедию Отелло (Othello) в либретто; этот шедевр Верди был поставлен в «Ла Скала» в 1887, когда композитору было уже 74 года. За Отелло в 1893 последовал Фальстаф (Falstaff): в 80 лет Верди написал музыкальную комедию, которая вознаградила его за провал его первой музыкальной комедии Король на час. Отелло и Фальстаф увенчали стремление Верди к созданию настоящей музыкальной драмы. Кроме опер, в наследии Верди — Реквием памяти А. Мандзони (1874), Stabat Mater (1898) и Te Deum (1898), а также хоровые сочинения, романсы и струнный квартет ми минор (1873). Умер Верди в Милане 27 января 1901.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. Молодо-зелено

Джузеппе Верди однажды сказал:

Когда мне было восемнадцать лет, я считал себя великим и говорил: «Я». Когда мне исполнилось двадцать пять лет, я стал говорить: «Я и Моцарт». Когда мне стукнуло сорок, я говорил: «Моцарт и я». Теперь же я говорю: «Моцарт».

2. Ошибочка вышла…

Однажды к дирижеру Миланской консерватории явился девятнадцатилетний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: «Оставьте мысль о консерватории.

А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов…» Таким образом, бесталанный молодой человек был поставлен на место, и случилось это в 1832 году.

А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя — Джузеппе Верди.

4. Не скажу!

Один начинающий музыкант долго добивался, чтобы Верди послушал его игру и высказал свое мнение. Наконец композитор согласился. В назначенный час молодой человек пришел к Верди. Это был рослый юноша, судя по всему наделенный огромной физической силой. Но играл он из рук вон скверно… Закончив играть, гость попросил Верди высказать свое мнение.

— Только скажите мне всю правду!- решительно сказал молодой человек, в волнении сжимая свои пудовые кулаки.

— Не могу, — со вздохом отвечал Верди.

— Но почему же?

— Боюсь…

6. Ни дня без строчки

Совет

Верди всегда носил при себе нотную тетрадь, в которую ежедневно записывал свои музыкальные впечатления от прожитого дня.

В этих своеобразных дневниках великого композитора можно было найти удивительные вещи: из любых звуков, будь то выкрики мороженщика на жаркой улице или призывы лодочника, прокатиться, возгласы строителей и прочего рабочего люда или детский плач, — из всего Верди извлекал музыкальную тему! Будучи сенатором, Верди, однажды очень удивил своих друзей по сенату. На четырех листках нотной бумаги он весьма узнаваемо переложил в осложненной длинной фуге… речи темпераментных законодателей!

7. Добрый знак

Закончив работу над оперой «Трубадур», Джузеппе Верди самым любезнейшим образом пригласил одного довольно бесталанного музыкального критика, своего большого недоброжелателя, чтобы ознакомить его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы |r.bookap.info, 8|.

— Ну, и как вам моя новая опера? — спросил композитор, поднимаясь из-за рояля.

— Откровенно говоря, — решительно произнес критик, — все это кажется мне довольно плоским и невыразительным, господин Верди.

— Боже мой, вы даже не представляете, как я вам благодарен за ваш отзыв, как счастлив! — воскликнул обрадованный Верди, горячо пожимая своему хулителю руку.

— Я не понимаю вашего восторга, — пожал плечами критик. — Ведь опера мне не понравилась…

— Теперь я совершенно уверен в успехе моего «Трубадура», — объяснил Верди.

— Ведь если произведение не понравилось вам, то оно, несомненно, понравится публике!

8. Верните деньги, маэстро!

Новая опера Верди «Аида» была принята публикой с восхищением! Знаменитый композитор был буквально засыпан похвальными отзывами и восторженными письмами.

Однако среди них было и такое: «Шумные толки о вашей опере „Аида“ заставили меня отправиться 2-го числа сего месяца в Парму и побывать на представлении… В конце оперы я задал себе вопрос: удовлетворила ли меня опера? Ответ был отрицательный. Я сажусь в вагон и возвращаюсь домой в Реггио. Все окружающие только и говорят о достоинствах оперы.

Мною опять овладело желание послушать оперу, и 4-го числа я опять в Парме. Впечатление мною вынесено следующее: в опере нет ничего выдающегося… После двух-трех исполнений ваша „Аида“ окажется в пыли архива. Можете судить, многоуважаемый господин Верди, какое сожаление я испытываю о понапрасну истраченных мною лирах.

Прибавьте к этому, что я человек семейный и такой расход не дает мне покоя. Поэтому я обращаюсь прямо к вам с просьбой возвратить мне означенные деньги…» В конце письма был предъявлен двойной счет за железную дорогу туда и обратно, за театр и ужин. Итого шестнадцать лир.

Прочитав письмо, Верди распорядился, чтобы его импресарио выплатил просителю деньги. — Однако, с вычетом четырех лир за два ужина, — весело сказал он, — так как поужинать этот синьор мог бы у себя дома. И еще… Возьмите с него слово, что он более никогда не будет слушать моих опер… Во избежание новых расходов.

11. Самое лучшее — самое доброе

Обратите внимание

Однажды Верди спросили, какое из своих творений он считает самым лучшим? — Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов…

1. Тароцци Дж. Верди. М., 1984

2. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера — три мира. М., 1986

3. Соловцова Л. А. Дж. Верди. М., 1986

Источник: https://r.bookap.info/work/3848975/biografia-i-interesnye-fakty-o

Ссылка на основную публикацию