Поленов «христос и грешница» описание картины, анализ, сочинение

Евангельский цикл Василия Поленова начался с создания картины «Христос и грешница». Осязаемые черты идея этой картины приобрела у Поленова, воспитанника Академии, в 1868 году. Первые этюды и эскизы к ней были сделаны в 1872 и в 1876 годах во время пенсионерской командировки. Потом работа «не пошла».

И все-таки к сюжету пришлось вернуться в память об обещании, данном любимой сестре Вере Дмитриевне, по мужу Хрущовой. Они были близнецами и очень дружили. В 1881 году она, умирая, взяла с Поленова обещание всерьез взяться за написание картины «Христос и грешница».

После смерти горячо любимой сестры Поленов совершает свое первое путешествие в восточные страны в поисках впечатлений и натуры для проникновения в атмосферу евангельских мест.

Из воспоминаний К. А. Коровина: «В большом особняке дома, у сада, в Кудальне, куда я пришел, Поленов показывал мне свои этюды Палестины. Они были разнообразны. От самых маленьких, не более вершка, до больших. Они были колоритны, талантливы. Генисаретское озеро, храм Соломона, часовня Гроба Господня и много других.

— Я начинаю большую картину, — сказал он мне, — “Христос и грешница”. У меня к вам просьба. В свободное время вы немножко попозируйте мне, полчаса. Я с вас немного попишу. Мне нужно. У Поленова в большой комнате-мастерской было особенно нарядно. Висели старые восточные материи, какие-то особенные кувшины, оружие, костюмы. Все это он привез с Востока.

Это все было так непохоже на нашу бедность…» 

Совершив многочисленные поездки по странам Ближнего Востока, Поленов исполнил более ста пятидесяти натурных этюдов и эскизов к картине. Долгое пребывание в солнечных странах обогатило его палитру яркими красками, что удивляло публику, привыкшую к темной живописи передвижников.

В целом на работу над картиной, начиная с первых набросков, ушло 15 лет. Она было окончена и представлена на суд зрителей на передвижной выставке в 1887 году. Не совсем обычно композиционное решение полотна — многофигурное действие разворачивается словно на фоне театрального задника.

Это ощущение неслучайно, художник много работал в театре и был одним из зачинателей реформы театрально-декорационного искусства, произошедшей на сцене Частной оперы Мамонтова, с которым его связывала многолетняя дружба. «…Христос, новый по трактовке, без церковного нимба, мудрый и красивый в своей простоте.

Его Христос — поэт, мечтатель, задумавший устроить Царство Божие, царство человеческого духа и справедливости на земле. Этот живой для него образ живёт с людьми людской жизнью: радуется, скорбит, негодует, падает духом и в конце с решимостью восходит на Голгофу, ни на пядь не отступив от своих убеждений.

Всё божественное и церковное он снял с Христа, сделав его плотником, другом рыбаков и фанатиком-проповедником. …Картина была запрещена цензурой и президентом Академии художеств князем Владимиром, который сказал: «Конечно, для нас картина интересная, но для народа она вредна».

Вред заключался в том, что Поленов изобразил Христа без нимба, простым человеком, а народу полагалось показывать его как Бога. Картина являлась отрицанием божественности Христа, что по тогдашним временам не допускалось». Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л., 1980.

По воспоминаниям современников, в отношении самого автора к работе сквозило некое недовольство, которое заставляло его возвращаться к сюжету и даже начать работу над целым евангельским циклом, состоящим более, чем из 60 работ.

Варианты названия: Христос и грешница; Кто из вас без греха? (авторское название); Кто без греха?; Блудная жена. Сама картина «Христос и грешница» (1887) находится в Государственном Русском музее, её уменьшенная копия, выполненная в 1888 году для провинциальных выставок С.А.Коровиным и В.Д.Поленовым, прописавшим лица,  — в Иркутском художественном музее имени В.П.Сукачёва. 

В декабре 2011 года картина «Кто из вас без греха» (1908), отправленная в Америку, была продана на аукционе Bonhams за 6,4 млн. долл.

Поленов

artcyclopedia.ru

Поленов Поленов Христос и грешница. В.Д. Поленов. 1876 г. Эскиз. Дерево, масло, 22,2 х 34,7. Справа внизу авторская дата: 1876. Приобретена в 1930 г. у Н. П. Крымова. Инв.№ 10581. Государственная Третьяковская галереяПоленов

photo.qip.ru 

Поленов

В 1885 году Поленов исполнил угольный рисунок на холсте в размер картины (музей им. В.Д. Поленова), «который он оставил в таком виде и не стал записывать красками, потому что считал законченной вещью».

Поленов Поленов В.Д. Поленов. 1885 г. (по др. сведениям дата написания неизвестна). Холст, масло. 26х48. Эскиз картины «Христос и грешница» 1887 г., находящейся в Государственном Русском музее. Слева внизу подпись – монограмма: ВП 1885. Поступила в 1929 г. из Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова. Инв.№ 11142.

Государственная Третьяковская галерея

Эскизы для картины «Христос и грешница» были исполнены художником в 1873 г. (местонахождение неизвестно), в 1876 г. (Государственная Третьяковская галерея), в 1884 г. (Харьковский художественный музей). В Государственном музее – усадьбе В. Д. Поленова находится эскиз, исполненный в 1885 г. углём на холсте, в размере законченной картины. http://www.tez-rus.net/ViewGood20699.html

Поленов Поленов Христос и грешница (Кто из вас без греха?). В. Д. Поленов. 1887 (1888) г. Холст, масло 325 х 611. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

www.artsait.ru

«Иисус же пошел на гору Елеонскую. А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их.

Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его.

Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Евангелие от Иоанна 8:3-11.

Комментарий В. Д. Поленова: «На ступеньках Храма в Иерусалиме.

Христос сидит на ступеньках, окруженный учениками; внимание Христа и учеников обращено на многочисленную толпу, предводительствуемую книжниками и фарисеями; возбужденная толпа выдвигает вперед женщину; старый фарисей указывает на женщину, изобличенную в прелюбодеянии, и спрашивает Христа, как поступить с ней, подлежащей по закону Моисея избиению камнями».

Поленов

В. Д. Поленов. Набросок 1888 г. 

Христос и грешница. В.Д. Поленов. 1888 г. Холст, масло. 150 х 266.

Иркутский художественный музей им. В.П.Сукачева, Иркутск 

Полотно Иркутского музея – уменьшенное повторение одноименной картины 1887 года, находящейся ныне в Русском музее. Вот что писал об этом Д.В.

Поленов, сын художника: «Оно (полотно Иркутского музея) было сделано потому, что купивший картину Александр III разрешил везти ее в Москву, а для дальнейшего путешествия по провинции велел сделать с нее копию. Копию сделал С.А.

Читайте также:  Бурлюк давид "лошадь-молния" описание картины, анализ, сочинение

Коровин, писавший фигуры и пейзаж, а лица – сам В.Д. Поленов. Происходило это в Москве, в доме С.И. Мамонтова». 

Кто из вас без греха. В.Д. Поленов. Конец 1890-х – 1900-е. Холст, масло, 118 х 238.

Кто из вас без греха? В.Д. Поленов. 1908 г. Частная коллекция

Этюды к картине «Христос и грешница»

Голова старика. Этюд к картине «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1883 г. Холст, масло. 27×22. Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля (из коллекции Н.И. Кушнерёва )

  • Инвентарный номер Ж-304 
  • ***

Апостол Пётр. Этюд к картине «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1880-e. Картон, масло. 19 x 15 см (7.48'' x 5.79''). Инициалы и дата справа внизу.

Частная коллекция

Поза, ракурс, поворот головы апостола свидетельствуют о том, что именно этот этюд был использован для написания апостола Петра, изображённого на картине с посохом слева от фигуры Спасителя. Полотно «Христос и грешница» («Кто без греха?») (1888, ГРМ) по праву занимает главное место в творчестве Василия Поленова.

Полотно в течение долгих лет поглощало всё внимание художника. Сюжетом для него послужила легенда о Христе и грешнице, описанная в VIII главе Евангелия от Иоанна. Действие картины разворачивается на площади перед величественным древним храмом. Слева от ступеней – Христос с учениками.

Их беседа прервана криками гневной толпы, окружающей женщину, уличенную в неверности мужу. Воплощая в произведении идею всепрощения, победы добра над злом, Поленов придавал большое значение названию. Авторское название «Кто из вас без греха?» было заменено цензурой на «Христос и грешница».

Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для личной коллекции. Галерея Л. Шишкина

***

Голова еврея из гетто. В.Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 44,3 х 31,1. Один из этюдов для картины «Христос и грешница» 1887 г., находящейся в Государственном Русском музее. Справа внизу подпись: В. Поленов. Приобретена П. М. Третьяковым. Инв. № 2795. Государственная Третьяковская галерея http://www.tez-rus.net/ViewGood20695.html

Голова фарисея. Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?) В. Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. Воронежский областной музей изобразительных искусств, Воронеж

«Голова старика (натурщик Яхуд)». Этюд для картины «Христос и грешница». В.Д. Поленов. 1884 г. Холст на картоне, масло, 31,5 х 23,2. На обороте: «Собственность / Б.Г.Сахарова / размер 31х24». Частная коллекция (?) http://auction-rusenamel.ru/gallery?mode=product&product_id=2115600

Происхождение: собрание Б. Г. Сахарова. Сахаров Борис Георгиевич — племянник Николая Алексеевича Сахарова, художника, профессора МАРХИ, и Екатерины Васильевны Поленовой, старшей дочери В.Д.Поленова.

В связи с работой над картиной «Христос и грешница» Поленов предпринял несколько поездок для сбора материала, из которых привез много этюдов и эскизов. Для центральной фигуры фарисея художник выполнил в Риме несколько этюдов с натурщика по имени Яхуд.

Его имя обозначено на обороте этюда из собрания Воронежского музея. Еще один этюд приобрел П.М.Третьяков у автора в 1897 (ныне хранится в собрании ГТГ).

Экспертное заключение НИНЭ им. П.М.Третьякова (Н.С Игнатова).

Портрет старого еврея.
В.Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 30,5 х 21,6.
Подпись и дата 'В. П. 84' (внизу справа).
Частная коллекция
http://www.invaluable.com/auction-lot/portrait-of-an-old-jewish-man-24-c-w66ixw73uk

Голова еврея. Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?) В. Д. Поленов. 1884 г. Холст, масло. 29х53,5.

  1. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 
  2. ***

Голова еврея из гетто. В.Д. Поленов. 1884 г. Этюд. Холст, масло. 28,3 х 21,7. Справа внизу подпись — монограмма: ВП. Приобретена П. М. Третьяковым. Инв.№ 2796. Государственная Третьяковская галерея

***

Голова Христа.

В.Д. Поленов. 1880-е.

***

Голова Христа. В.Д. Поленов. Ок. 1887 г. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) ?

Голова иерусалимского еврея. Этюд к картине «Христос и грешница». В.Д. Поленов. 1881-82 гг. Тарусская картинная галерея

Голова молодого еврея. В.Д. Поленов. 1884 г.

Фигура Христа. В.Д. Поленов. Этюд

Христос. Этюд для картины «Христос и грешница» (Кто из вас без греха?)

В. Д. Поленов. 1884 г. или 1887?

Христос. В.Д. Поленов. 1880-е. Этюд. Холст, масло. 42,5 х 32,7 (овал). Государственная Третьяковская галерея

Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница» В.Д. Поленов. 1888 г. Холст, масло. 114×75. Екатеринбургский музей изобразительных искусств (Из коллекции К.Т.Солдатёнкова). Инв.№ 75

www.rmuseum.ru

Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница» (1894) В.Д. Поленов. 1886 г. Холст, масло, 38,5 на 31. Подписана и датирована. Частная коллекция, США. Подлинность сертификата от Государственной Третьяковской галереи.

Выставки: Выставочный зал Союза советских художников, СССР, № 119 (этикетка на реверсе). Русское искусство второй половины XIX века и начале XX века, в Центральном Доме Художников СССР, Москва, 1951-1952 (этикетки на оборотной стороне). http://www.invaluable.com/auction-lot/polenov,-vasily-years:-1844-1927-study-of-christ-38-c-xfc9o9trvd

Источник: https://www.ippo.ru/christian-culture/7/polenov/ev/3/

Сочинение по картине Поленова «Христос и грешница»

Художник считал, что основной смысл его творчества показать людям, будто бы добро, прощение ближнего и светлые чувства есть главное, что должен лелеять в себе человек.

Мы видим на картине известную библейскую сцену. Когда Христос увидел, что толпа хочет побить камнями провинившуюся, согрешившую женщину, он заступился за нее. Он сказал людям: «Кто из вас без греха, пусть бросит в нее камень». Люди задумались. У каждого из них был в жизни какой-то поступок, за который их можно было бы осудить. И толпа разошлась. Женщину простили.

Сам художник так и хотел сначала свою картину — «Кто из вас без греха». Но царская цензура не допустила такого названия. Картина получила то название, под которым мы знаем ее теперь — «Христос и грешница».

Приглядимся к полотну. Для того чтобы действие, изображенное на картине, казалось современникам художника историческим, Василию Поленову пришлось изрядно потрудиться. Это была настоящая работа историка: узнать, как в то время одевались люди, какие предметы их окружали, какие здания стояли вокруг.

На картине основные герои несколько смещены от центра в разные стороны. В центре же находятся вопрошающие граждане. Этим художник показывает, что именно к людям он обращает свое творчество, именно они должны задуматься над своими поступками, стать добрее и честнее.

Цветовое решение картины несколько отличается от того, что привыкли мы видеть на картинах художников, затрагивающих библейские сюжеты. Поленов пытался обновить традицию изображения подобных сцен, он высветил почти всю центральную часть полотна, таким образом, рассеяв внимание зрителей. В то же время он уравновесил этот великий свет различными цветовыми пятнами в темных углах картины.

Эта картина в творчестве художника не является заглавной, да и сам художник признавал, что не все, что он хотел, удалось ему передать на ней. Но мне нравится эта картина, потому что она заставляет нас снова и снова заглянуть в свою душу и понять, все ли мы делаем правильно в этой жизни.

Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Поленова «Христос и грешница»Анализ стихотворения Блока «Сегодня шла Ты одиноко» »

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-polenova-xristos-i-greshnica/

Василий Дмитриевич Поленов — Христос и грешница (Кто из вас без греха?): Описание произведения

На XV передвижной выставке 1887 года (лучшей из всех, по мнению критика Стасова) оказалось целых два «гвоздя» – две крупноформатных картины, написанные двумя Василиями. Первая – всем известная «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, а вот вторая – шестиметровое полотно Василия Поленова «Христос и грешница».

Читайте также:  Опера «пиковая дама»: содержание, видео, интересные факты, история

Поленов, правда, хотел назвать картину «Кто из вас без греха?» и был весьма опечален, что цензура, которой этот вопрос показался провокационным, не позволила. Курировавший выставку цензор Никитин сначала изменил название на «Христос и блудная жена», а вскоре и вовсе решил не допускать картину к экспонированию.

Проблема заключалась в том, что работа Поленова, вынося за скобки мистику и метафизику, изображает Христа как учителя, мудреца, Сына человеческого – не как Бога. История, которую взял для изображения Поленов, рассказана в Евангелии от Иоанна. Иисус учил в Иерусалимском храме. Ему внимают люди, сидящие кружком.

А в это время разъярённая толпа под предводительством фарисея (он в белых одеждах и активно жестикулирует) и саддукея (рыжебородого и ехидного) привела к Христу на суд женщину, которую застала за прелюбодеянием. Толпа кричит, что, по закону Моисея, таких побивали камнями, и требует от Иисуса ответа, как поступить с женщиной. Христос же отвечает: «Кто без греха, первый брось в неё камень».

Как многие тогда в России, Поленов находился под сильным впечатлением от книги «Жизнь Иисуса» француза Эрнеста Ренана, чьей целью было, как выразился писатель Иван Гончаров, «отнять от Иисуса Христа Его божественность».

В сходном русле двигался и Лев Толстой, ценивший христианское учение, «в котором проповедуется любовь, смирение, уничижение, самоотвержение и возмездие добром за зло», но не веривший ни в божественную природу, ни в воскресение Христа. «Христа и грешницу» Поленова тоже будут воспринимать в этом ключе.

Викентий Вересаев писал: «Картина даёт такого Христа, каким мы Его теперь только и можем мыслить – не Бога, а человека с огромной душой». Разумеется, цензура напряглась, но всё разрешилось для картины благополучно. Еще до официального открытия выставку посетил император Александр III; он купил картину Поленова, опередив дававшего за «Христа и грешницу» 20 тысяч рублей Павла Третьякова. Покупка царём автоматически снимала с картины цензурные запреты. «Христос и грешница» принесла Поленову 30 тысяч, но не принесла удовлетворения.

Ни к одной из картин Поленов не готовился так долго, как к «Христу и грешнице». Он задумал её еще студентом, а осуществил, когда ему перевалило за 40. Родственники – отец, мать, сестры Вера и Лиля, жена Наташа, друг и меценат Савва Мамонтов, художники Репин и Суриков – не только знали о планах Поленова, но были, так или иначе, втянуты в работу: обсуждали, спорили, советовали.

Сестре Вере (они с Василием были близнецами, брат изображал её на картинах «Заросший пруд» и «Бабушкин сад») не посчастливилось увидеть «Христа и грешницу»: она умерла от болезни лёгких в 37 лет. Но, по семейной легенде, перед смертью Вера взяла с Василия обещание, что он обязательно закончит давно задуманную «картину о Христе» – так ей будет спокойнее умереть.

Для наиболее реалистичной передачи природы, одежды, лиц и фигур Поленов специально ездил в Италию и на Ближний Восток: он был уверен, что там еще сохранились те типы внешности, которые были распространены во времена Христа. Ему хотелось сделать картину максимально исторически достоверной.

Своей благоустроенной мастерской у Поленова долго не было, и он писал «Христа и грешницу» в просторном кабинете Саввы Мамонтова.

Другие передвижники – Маковский, Репин, Суриков – до выставки держали в тайне даже темы своих картин, Поленов же, напротив, ничего не скрывал: к нему в мамонтовский кабинет наведывались смотреть на Христа и Павел Третьяков, и Лев Толстой.

Вопрос, который особо волновал Поленова, – как на самом деле выглядел Христос? Не в идеализирующей традиции искусства Возрождения или классицизма, а в реальности. «Мне хочется доискаться исторической правды, – писал художник сестре. – Истина, какая бы она ни была, для меня несравненно выше вымысла».

Поленова печалило, что объективной информации о внешности Христа не найти: «Положительных данных очень мало. Те, которые до нас дошли, крайне противоречивы. С самого начала возникает спор и два противоположных сказания. Одно описывало его почти физическим уродом, другое, наоборот, облекает его в красивую внешность».

Биограф Поленова Марк Копшицер не без лукавства замечает, что, очевидно, Поленов в конце концов склонился ко второй версии, раз просил позировать для Христа Исаака Левитана (1, 2) и Константина Коровина: второй был благообразный бонвиван, первый – красавец с библейской внешностью и вследствие этого неисправимый сердцеед.

Кстати, на всех поленовских эскизах Христос (с узнаваемым профилем Левитана) изображён в головном уборе. Изучив исторические источники, Поленов пришёл к выводу, что именно так будет правильно – недаром и все остальные герои тоже с покрытыми головами: при палящем палестинском солнце иначе просто нельзя.

И на самой картине головной убор до последнего момента тоже был, Поленов записал его перед самым вернисажем.

На этом настояла мать Поленова Мария Алексеевна – ведь канонический Христос и на картинах, и на иконах всегда с непокрытой головой! Мария Алексеевна была особой властной, вмешивалась в работу сына – и на сей раз художник, особенно заботливо относившийся к матери после смерти сестры, не рискнул перечить.

Поленов осуществил свой давний замысел и получил императорское признание, но вслед за ним – волну отрезвляющей, а порой и просто неоправданно жестокой критики.

«Мне жаль, что у Христа короткие волосы», – сентиментально сетовал в письме художнику Павел Третьяков. Заезжая знаменитость, шведский художник Андерс Цорн заметил, что у Поленова гораздо удачнее его «большой картины» – пейзаж «Зима в Имоченцах».

Картину упрекали в излишнем академизме – особенно это бросалось в глаза в сравнении с «Боярыней Морозовой». Но обиднее всего оказалась реакция Льва Толстого – свидетеля создания «Христа и грешницы» и, как казалось, единомышленника художника.

«Поленов красив, но бессодержателен, – резал свою «правду-матку» Толстой. – Правая сторона картины написана очень хорошо – сама грешница, евреи; левая никуда не годна: лица банальные, Христос у него – какой-то полотёр, а апостолы плохи; сзади – декорация». Это – в письме третьему лицу.

Но и в лицо Поленову Толстой говорил что думал: «А вы не любите его… Вон того, кто сидит посередине».

Но Толстой ошибался. «Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ», – писал Поленов. «Христос и грешница» станет началом огромного и по-своему грандиозного евангельского цикла картин, который Поленов завершит только к 1909 году. В него войдут картины «Среди учителей», «За кого меня почитают люди», «На Генисаретском озере» и другие.

Анна Вчерашняя

Источник: https://artchive.ru/vasilypolenov/works/374363~Khristos_i_greshnitsa_Kto_iz_vas_bez_grekha

Описание картины Христос и грешница – Василий Поленов

Знаменитое полотно Александра Иванова “Явление Христа народу” производило огромное впечатление на всех, кому доводилось увидеть его своими глазами. Каждый, кто имел отношение к живописи, пристально следил за созданием картины долгих 20 лет и мечтали в будущем написать столь же шедевральную и наполненную глубоким этическим содержанием работу. В их числе был и молодой художник Василий Поленов.

Читайте также:  Кало фрида "сон. кровать" описание картины, анализ, сочинение

Свои стремления к созданию духовного драматического полотна он воплотил в монументальной работе “Христос и грешница”.

За основу сюжета, выбранного для написания картины, была взята библейская легенда о встрече Христа с грешницей. По легенде, к Иисусу в храм привели женщину, обвиняемую во греховном занятии – прелюбодеянии.

Сопровождавшие ее мужчины обратились к нему с вопросом о том, как поступить с нечестивой – ведь еще Моисей учил бить камнями всех, совершивших этот грех. На что Христос ответил: “Если среди вас есть безгрешный, то пусть он бросит в нее камень”.

И продолжил писать, не проронив больше ни слова.

Постепенно люди стали расходиться, и ни один камень не был брошен в женщину. Когда в храме никого, кроме них не осталось, Иисус сказал ей, что так же, как и все, не станет ее судить и отпустил домой, велев больше не грешить.

Написанию картины предшествовала тщательная подготовительная работа. Так, задуманное полотно должно было иметь достаточно большие размеры – 3,07 м на 5,85 м. В России же таких холстов не выпускали, поэтому художнику пришлось отправиться в Италию и заказывать холст там.

Эта поездка была не последней – неоднократно Поленов посещал Египет, Палестину и Сирию, чтобы глубже изучить нравы, быт и колорит Иудеи времен Христа.

Совершая путешествия на Восток, художник хотел на себе ощутить атмосферу библейских преданий, передав затем исторически достоверную обстановку на холсте.

Всего за время работы над картиной Поленов сделал больше 150 предварительных рисунков, эскизов и этюдов, часть из которых сегодня хранятся в ГРМ.

Впервые художник представил свою работу в феврале 1887 года на XV выставке Товарищества передвижников. По первоначальному замыслу, название картины было иным – “Кто из вас без греха?”.

Поленов считал, что именно эта фраза олицетворяет идею всепрощающей любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Но цензоры позволили выставить картину при условии замены названия на “Христос и грешница”.

Работа в целом также была осуждена цензорами и определена как вредная для народа.

Но, как ни странно, полотно впечатлило императора Александра III, который не только допустил ее к демонстрации, но и приобрел картину для своего музея.

Чем же вызвала картина столь жаркие споры и неоднозначные мнения? Дело в том, что Поленов в своей работе сломал канонические традиции художественного изображения Иисуса. Он писал не Бога, а мудрого странника-философа, сосредоточившись главным образом на его человеческих качествах.

Иисус максимально приближен к простому человеку – изображен сидящим в спокойной, слегка усталой позе, облаченным в одежду, не выделяющуюся из одеяний других людей.

Фон, на котором разворачивается действие картины, также лишен мистики и отражает повседневную жизнь восточного города.

Художник добивался такого понимания картины, согласно которому Христос воспринимался бы не как Бог, а человек с огромной душой.

И ему удалось это сделать.

(2 votes, average: 3.00

Источник: https://art.goldsoch.info/xristos-i-greshnica-vasilij-polenov/

Василий Поленов. «Христос и грешница»

В январе 2018 г. информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал» на базе ЦРБ им. В.Г.

Белинского начинает новый проект  «Творенье может пережить творца…»,  посвященный картинам из коллекции Государственного Русского музея, отмечающим в 2018г. юбилейную дату со времени написания. В 2017 г.

уже состоялось несколько  подобных лекций. Поскольку все они вызвали живой интерес посетителей виртуального филиала, было решено продолжить такие встречи и в 2018 г.

Первая лекция состоялась  16 января в 15.00 . Она была  посвящена картине Василия Дмитриевича Поленова «Христос и грешница» («Кто из вас без греха?»), созданной в 1888 году  и отмечающей 130-летие со времени написания.

Выбор произведения не был случайным – ведь дата встречи пришлась на время между двумя большими христианскими праздниками: Рождество Христово (7 января) и Крещение (19 января) – удачный  момент для того, чтобы подумать о христианской любви к ближнему,  всепрощении и других общечеловеческих ценностях.

Идея создания масштабного полотна, посвященного христианской морали, пришла к Василию Поленову после того, как он увидел работу Александра Иванова «Явление Христа народу».

Несколько раз посетив священные земли Египта, Палестины и Сирии, выполнив большое количество эскизов и подготовительных рисунков, заказав холст большого размера из Италии, он приступает к написанию картины по сюжету библейского повествования.

Действие картины происходит на фоне обычной городской жизни: люди ходят по ступеням храма, общаются друг с другом, человек верхом на осле едет прямо на зрителя.

В размеренный быт восточного города и вписан основной сюжет: толпа людей привели к Христу, беседующему с учениками,  женщину, уличенную в грехе прелюбодеяния,  и спросили его: «Что же делать с ней?» — ведь Моисей учил таких грешников бить камнями.

Иисус ответил: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень!» — после чего молча продолжил писать на земле. Все стали постепенно расходиться, а женщине Христос сказал, что если ее грех никто не осудил, то и он не осудит; велел ей идти домой и более не грешить.

Эта картина разрушила традиционные принципы художественного образа Иисуса – ведь Поленов сумел сосредоточиться, прежде всего, на его человеческих качествах.

Он написал его не как Бога, а как странника, мудреца и философа: спокойно сидящим в немного усталой позе, в обычной одежде – таким образом, образ Христа максимально приближается к простому человеку.

Художник вывел на первый план его человеческую натуру, оставив божественное и мистическое вне своего произведения. Здесь Христос показан не Богом, он показан мудрым и бесконечно любящим людей человеком.

Цензура не приняла картину, посчитав ее «вредной для народа», но положение исправил император Александр III, приобретя работу для своего музея.

Идея, выраженная Поленовым на холсте — христианская любовь к ближнему и внутреннее самосовершенствование —  не нашла отклика у критиков того времени, они исказили смысл картины, назвав ее «Блудная жена», хотя в Библии идет речь не о блуднице, а о согрешившей женщине.

На средства, вырученные от продажи картины «Христос и грешница», Поленов купил участок земли на верхней Оке.

Там  по его же проекту был построен большой дом — ныне это  Государственный мемориальный историко-художественный  и природный музей-заповедник В.Д. Поленова.

Сама же картина находилась в Зимнем дворце, а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию.

Во время Великой Отечественной войны часть картин из собрания Государственного Русского музея была эвакуирована в г. Молотов (Пермь). Для таких крупноформатных картин, как «Христос и грешница», специально изготавливали деревянные валы длиной до 10 м, на которые их наматывали.

Художники-реставраторы тщательно следили, чтобы при этом на красочном слое не появлялись морщины, поскольку это могло привести к повреждениям. Крупные картины, включая «Христа и грешницу», были возвращены в Русский музей в апреле 1946 года.

В настоящее время картина «Христос и грешница» выставлена в Государственном Русском музее, в зале № 32 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся другие произведения Василия Поленова.

Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/events/2018/01/vasiliy_polenov_hristos_i_greshnica/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector