Веласкес диего “портрет инфанты маргариты” описание картины, анализ, сочинение

Жил-был король. Красавец, а не король. К тому же – вдовец.

Веласкес Диего

И был у короля сын, которого обручили с юной принцессой, тоже, естественно, красавицей, Марианной Австрийской.

Веласкес Диего

Портрет Марианны Австрийской, королевы Испании, 1657, Коллекция Тиссен-Борнемиса, Педрабель

Но сын избрал другой путь, и, не успев жениться, умер в 16 лет. Что оставалось делать его отцу, вдовствующему королю Филиппу IV Испанскому, оставшемуся без наследника и Австрии?

…Я хочу показать вам, уважаемые читатели,  целую жизнь, которая скрывается под покровом парадного портрета и очень хочу, чтобы вы прочли до конца и узнали, как великая живопись рассказывает нам свои истории.

А речь пойдет о самой знаменитой девочке Испании — инфанте Маргарите-Терезе.

Рождение Маргариты-Терезы

Это пухлое дитя уже, видимо,  с зачатия было обречено на несвободу. Главной задачей принцессы стало объединение (поддержание) империи Габсбургов, поэтому ее женская судьба решилась жестко и бесповоротно собственным отцом. В раннем возрасте ее обручили с родным дядей (при этом он приходился ей кузеном, то есть двоюродным братом).

Кровосмешение было обычным делом для Габсбургов, которые хотели удержать Европу в своей власти. И им это удавалось: семья правила свыше 600 лет. Тем не менее, ДНК не обманешь, род постепенно исчез, растворившись в детских смертях их потомков.

Все непросто в судьбе Маргариты-Терезы. Она родилась только потому, что ее брат по отцу, наследник испанского престола Балтасар Карлос, умер в шестнадцать лет. Мальчик был обручен с Марианной Австрийской, которая приходилась ему кузиной. Благодаря этому браку должна была упрочиться связь Испании и Австрии.

Что оставалось делать его отцу, при этом —  вдовствующему —  королю Филиппу IV Испанскому, оставшемуся без наследника и Австрии?

Вопрос был решен в духе Габсбургов. 44-летний Филипп женился на несостоявшейся невесте умершего сына, своей пятнадцатилетней племяннице Марианне Австрийской.

Через 2 года у них появилась на свет героиня нашего рассказа Маргарита-Тереза, которую также посватали за ее дядю и одновременно кузена, будущего императора священной Римской империи Леопольда I.

Этим объясняется появление известной серии портретов инфанты: нужна была фиксация жизни, а также внешности будущей императрицы.

Портрет инфанты Маргариты-Терезы в 3 года

В придворной живописи высшие художественные требования соблюдаются не всегда. Диего Веласкес, будучи придворным живописцем, сумел сохранить безупречное равновесие между задачей официального портрета и проникновением в глубину личности своей модели. При этом, скорее всего, он любил эту маленькую девочку. Чего не докажешь, но это чувствуется.

Первый портрет «жемчужинка» (Маргарита с латыни переводится как «жемчужина») заслужила в возрасте около трех лет. С невероятным мастерством Веласкес включает все на картине в единую структуру, которая поначалу кажется несвязанной, но  при этом в ней ничего нельзя сместить или изменить. Но самое главное – это идеально выписанное лицо девочки, но фоне хаотичных, свободно наносимых мазков.

Веласкес Диего

Диего Веласкес, «Инфанта Маргарита-Тереза в розовом платье»; 1653-1654 гг, холст, 128,5х100; Музей истории искусств, Вена

Мы видим крошку – как ее заставили часами позировать? – в платье пока еще без кринолина. Парадное, но все-таки детское платьице; в то время в таких ходили и мальчики и девочки до достижения определенного возраста.

Как подтверждение – портрет ее брата, инфанта Фелиппе Просперо, родившегося через 6 лет после Маргариты. Попытки оградить его от судьбы при помощи колокольчика и коралловых амулетов (вы видите их надетыми поверх фартука) были тщетными.

Мальчик, на которого возлагались  надежды как на преемника, умер через два года после написания портрета. Вместо охотничьей собаки, которая часто фигурирует на придворных портретах (намек на верных, покорных подданных), здесь изображена мелкая комнатная собачонка с большими глазами.

Сведя количество принадлежностей к минимуму, художник таким образом продемонстрировал хрупкость жизни маленького инфанта.

Веласкес Диего

Диего Веласкес, «Инфант Фелипе Просперо»; 1659 г., холст, масло, 128,5х99,5, Музей истории искусств, Вена

Но вернемся к Маргарите.

Ей разрешили опереться на стол, чтобы легче было стоять. Пухлые ручки, щечки, легкая настороженность – что вам от меня нужно? – как бы осторожно спрашивает девочка. При этом она чиста, свежа  и нежна, как любой трехлетний ребенок. И одновременно серьезны глаза; в них есть живой блеск, но без обычной детской беззаботности. И даже кажется, что она вот-вот готова расплакаться.

Портрет четырехлетней инфанты

А вот четырехлетняя Маргарита. Это картина хранится в Лувре.

Веласкес Диего

Диего Веласкес, «Портрет Инфанты Маргариты, дочери ФилиппаIV»; 1655 г., холст, масло, 70х59; Лувр, Париж

Традиция официального портрета предполагает, что на зрителя будет взирать особа, которая умеет держать себя согласно строгому дворцовому этикету, холодная и неприступная.

Мы видим,  что платье уже более взрослое, пышную форму ему придают нижние юбки, костюм становится все тяжелее. Массивное золотое колье на шее подчеркивает высокий статус; но для Веласкеса это все та же золотистая девочка с пушистыми волосами. Она по-прежнему опирается на стол. Нам нравится ее нежный овал и милая детская припухлость.

Но если вглядеться в ее лицо, можно увидеть и напряжение, и отчаяние, и упрямство. Похоже, малышку активно румянили – тем сильнее контраст с белым лицом. Впрочем, не исключено, что применялись и белила: бледность кожи – признак аристократизма.

По-детски большие глаза блестят – и это отличительная черта всех портретов инфанты кисти Веласкеса.

Дальше мы увидим, что блеск в глазах Маргариты-Терезы остался не навсегда.

Портрет Маргариты-Терезы в 5 лет

Следующий этап, все тот же Веласкес, девочке пять лет. Инфанта, судя по всему, уже считается довольно взрослой. Ей не позволено опираться о стол, руки в неестественной, но красивой позе, на талии чувствуется тугой корсет. Огромная юбка с кринолином, завитые волосы; крупное золотое колье.

Веласкес Диего

Диего Веласкес «Инфанта Маргарита-Тереза в белом платье»; 1656 г., холст, масло, 105х88; Музей истории искусств, Вена

Все указывает на статус, даже лишь одна крупная деталь интерьера – красный атлас портьеры – подчеркивает роскошь ее платья. Тем не менее, пальчики судорожно впиваются в юбку и в этом жесте чувствуется отчаяние и детская наивность. На лице постепенно проявляются обреченность и грусть. Но хочу обратить внимание, что дворцовой холодности все еще нет. Маргарита жива в своих чувствах и мимике.

Кто изображен на картине «Менины»

То же, или очень похожее платье, изображено на девочке в картине «Менины». Это очень знаменитая работа и, надо сказать, Веласкеса в первую очередь помнят именно по этой картине.

Источник: https://www.artola.com.ua/infanta-velaskes-margarita-tereza/

14 портретов самой известной девочки в Испании

Если спросить любителей живописи, кого из испанских девочек они помнят лучше всего, ответ будет единодушным: инфанту Маргариту. Маленькая муза Диего Веласкеса в детстве так часто позировала великому художнику, что в итоге оставила в мировой живописи гораздо более яркий след, нежели в политике.

Веласкес Диего

Диего Веласкес. Менины, 1656 (Фрагмент)

Она родилась почти случайно, в результате совершенно невообразимого родственного союза. Её отец Филипп IV уже имел от первого брака двоих выживших законных детей (не считая весьма значительного количества внебрачных), когда в его жизненные планы вмешалась судьба.

В возрасте шестнадцати лет умер любимец Испании наследник престола Балтасар Карлос, и вдовствующий к тому времени Филипп оказался перед фактом: стране необходима новая королева и новый наследник.

Смерти принца предшествовали долгие переговоры, по результатам которых жениться он должен был на своей родственнице Марианне Австрийской. По-видимому, после смерти сына Филиппу IV не хотелось терять достигавшиеся с помощью этого брака династические перспективы.

К тому же, он и сам теперь нуждался в супруге.Так возник союз, повергающий в ужас современных генетиков, когда сорокачетырёхлетний дядя женился на собственной пятнадцатилетней племяннице.

Впрочем, в роду Габсбургов бывало ещё и не такое; любовь к близкородственным бракам их в конце концов и сгубила.

Через два года появилась на свет Маргарита Тереза, долгое время остававшаяся единственным живым ребёнком Филиппа IV и Марианны Австрийской.Матримониальная судьба Маргариты была определена рано. Её ожидал союз ещё более кошмарный с точки зрения генетики, нежели брак её родителей.

Инфанта была определена в жёны Леопольду I, будущему императору Священной Римской империи, который приходился ей дядей по материнской линии и двоюродным дядей по отцовской.

Однако во многом именно благодаря договору об этом союзе мы и знаем сейчас о маленькой инфанте: каждые несколько лет жениху отправлялись «фотоотчёты» о том, как подрастает невеста; автором большинства из них был Веласкес.На самом раннем портрете Маргарите три года.

Девочка ещё настолько мала, что её платье пока лишено кринолина. Пусть и с дорогой отделкой, но это всё ещё детское платьице, в каком, до поры до времени, ходили как мальчики, так и девочки того века.

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты, 1653-1654.

Как это часто бывало в детских портретах, чтобы облегчить маленькой модели долгое позирование, художник разрешил ей опереться рукой о стол. А вот выражение лица маленькой Маргариты Терезы здесь скорее недовольное: кажется, что девочка возмущена тем, что её оторвали от игр и зачем-то заставили так долго смирно стоять в одной позе.

Существуют разные отзывы о том, была ли умна юная Маргарита, но живой блеск её глаз — отличительная черта портретов Веласкеса.Несколько лет спустя пишется следующий портрет. Поза здесь та же, платье постепенно приобретает черты тяжёлой робы с кринолином, а вот в глазах нарумяненной девочки — уже обречённость.

Кажется, что маленькая модель вот-вот расплачется.

Диего Веласкес. Инфанта Маргарита (фрагмент)

Шесть лет. Следующий портрет. Долой подпорки, теперь Маргарита позирует как взрослая. Завитые волосы, тесный корсаж, руки изящно приобнимают юбку кринолина, до краёв которого они пока достают. Обида на лице постепенно сменяется выражением безразличия.

Диего Веласкес. Инфанта Маргарита, 1656.

Очень похожее платье надето на маленькую инфанту в картине «Менины», но взгляд там совершенно другой.

Нелегко быть на свете девочкой шести лет, если каждое утро тебя шнуруют в тугой корсет, надевают тяжёлую юбку, и даже стакан воды в жаркий день фрейлина, согласно этикету, может подать, только опустившись перед тобой на колени. Но зато вот там, в конце залы на минуту показались в дверях мама и папа.

Диего Веласкес. Менины, 1656 (Фрагмент)

И ещё. Наверное, в ранних портретах Веласкеса как нигде более отразилась любовь художника к своей юной модели. На картинах других живописцев она выглядит совершенно иначе: взгляд потухает, белокурые волосы становятся бурыми, а выражение лица с напряжённой нижней челюстью заставляет думать скорее об упрямстве.

Неизвестный художник. Портрет инфанты Маргариты

Девять лет. Маргарита в голубом. Тяжёлый бархат платья отражается отблеском в глазах девочки, отчего она кажется синеглазой блондинкой. Тускловатый взгляд внимательно изучает художника. Наверное, в этот момент прелесть юной инфанты достигла апогея. Дальше будет спад.

Диего Веласкес. Инфанта Маргарита в голубом, 1659.

Читайте также:  Ф. лист «прелюды»: история, видео, содержание, интересные факты

Десять лет. Маргарита в розовом. Кринолин всё необъятнее, сооружение из волос принцессы всё пышнее. Взгляд всё более тусклый. В августе Диего Веласкес умрёт. Больше свою маленькую модель он не писал.

Диего Веласкес. Инфанта Маргарита в розовом, 1660.

По-видимому, в это время появляется первый барочный портрет инфанты. Волосы её опять бурые, акцент лица смещён в нижнюю часть с тяжёлым подбородком, выражение лица — недовольное. Видимо, любовь — необходимейшая вещь для написания портретов.

Неизвестный художник. Портрет инфанты Маргариты

От двенадцати до четырнадцати. Вновь неизвестный художник. И вновь пустые глаза и — новая черта — несоразмерно пухлые губы. Волосы опять рыже-бурые, но их почти не видно под множеством огненных бантов, которые инфанту совершенно не украшают.

Неизвестный художник. Инфанта Маргарита Тереза, 1662-1664

Четырнадцать. Маргариту пишет Герард дю Шато, и перед нами возникает совершенно другое лицо. Точнее, тёмные тусклые глаза навыкате, пухлые губы и тяжёлый подбородок мы уже видели. Однако здесь у инфанты появляется не самой идеальной формы нос и довольно странная форма черепа.

Герард дю Шато. Инфанта Маргарита, 1665

Глядя на этот портрет, комментаторы иногда говорят о том, что Веласкес-де неизменно льстил модели, а вот дю Шато наконец правдиво отразил в лице инфанты черты вырождающихся Габсбургов.

Вот только мы вынуждены признать, что именно почти лишённое объёма и игры светотеней лицо девушки написано здесь не с самым большим мастерством. Серьги, фактура платья и особенно портрет жениха на груди удались художнику куда более.Пятнадцать.

И опять Маргариту пишет новый художник — Хуан Баутиста Мартинес дель Масо. Впрочем, Хуан Баутиста — зять Веласкеса, не совсем чужой.

Хуан Баутиста Мартинес дель Масо. Маргарита Австрийская, 1665-1666.

Иногда этот портрет называют последним прижизненным изображением Маргариты Терезы, однако это не так. Инфанте здесь всего пятнадцать, а траур, надетый на ней, — по отцу; всего через несколько месяцев девушку наконец ожидает свадьба.Однако сейчас инфанта явно измождена.

Она бледна, глаза её совсем потухли, впервые за много лет она вновь позирует, держась за спинку стула.

Рассказывают, что вошедшая в брачный возраст Маргарита сильно страдала от требований строгого испанского этикета, предписывавшего знатной даме, в частности, никогда не открывать ноги и носить юбку, подол которой волочился по полу на десяток сантиметров.

Согласитесь, двигаться в таком одеянии  неудобно, но этикет был неумолим: «У испанских королев ног нет».К тому же с возрастом у инфанты развился зоб,  доставлявший массу неприятных ощущений.

Впрочем, даже столь некрепкое здоровье Маргариты было гораздо благополучнее состояния её родного брата (незадолго до смерти Филиппу IV всё-таки удалось оставить супруге наследника, к моменту смерти отца благополучно пережившего четырёхлетний рубеж).

Именно маленький брат, мать в трауре и коленопреклоненная по этикету нянька на заднем плане , отражаются в зеркале в правой части полотна.Скоро у юной инфанты начнётся совсем иная жизнь, ибо в 1666 году её ждёт, наконец, свадьба.Франсиско Игнасио Риус Иглесиа, очевидно, изобразил Маргариту в предсвадебный период. Перед нами снова — юная и прекрасная девушка, красоту которой портит разве чуть тяжёлый подбородок. Всех предыдущих картин как будто не было. Насколько полотна той эпохи соответствовали внешности портретируемого — Бог весть.

Франсиско Игнасио Риус Иглесиа. Инфанта Маргарита, 1666

1667 год. Ян Томас ван Иерперен. Очередная барочная версия Маргариты, теперь уже — австрийской императрицы.

Ян Томас ван Иеперен. Императрица Маргарита Тереза, 1667

Плоское неправдоподобно бледное лицо, огромные уродливые губы, глаза навыкате. Впрочем, лицо здесь, как и на картине дю Шато, выписано не очень старательно. Можно даже сказать, что пышный карнавальный из многих тканей костюм есть, а вот императрицы в нём — нет.

И наконец, последнее прижизненное изображение из тех, не слишком условных, что нам удалось разыскать — Маргарита с дочерью Марией Антонией.

Всего за восемь лет брака с Леопольдом у императрицы родилось четверо детей, некоторые энциклопедии сообщают о шестерых — по-видимому, принимая в расчёт неудачные беременности. Но только Мария Антония дожила до совершеннолетия и даже вышла замуж.

Умрёт она, будучи на год старше матери, в двадцать три — по-видимому, дурная генетика Габсбургов и на сей раз даст себя знать.

Императрица Маргарита Тереза с дочерью эрцгерцогиней Марией Антонией

На Маргарите — вновь пышный испанский костюм. И можно было бы сказать, что бывшая инфанта по-прежнему прекрасна, но болезнь и усталость на её лице просвечивают даже сквозь условность парадного портрета.

В браке с Леопольдом Маргарите так и не удалось родить вожделенного наследника, а значит, миссию, для которой готовило её общественное сознание того времени она не выполнила.Дочь унаследовала от матери знакомые черты лица и взгляд. Здоровье Марии Антонии, судя по количеству навешанных амулетов, крепостью тоже не отличалось.

Говорят, австрийцы вздохнули с облегчением, когда не слишком умная, ценившая превыше других свою испанскую свиту императрица наконец-то умерла, тем самым позволив Леопольду жениться вновь. Обе его дочери от второго брака тоже умерли во младенчестве, и лишь от третьего родились наконец два сына, наследовавшие отцу.

Впрочем, эта бурная череда династических браков уже не имеет отношения к Маргарите. Да и её саму мы вряд ли разглядели бы в их череде, если бы юная инфанта не осталась на картинах. Маленькое солнышко Веласкеса.

Дарья Менделееваhttp://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/7663540/

Источник: https://loricsin.livejournal.com/188430.html

«Менины» Веласкеса: о картине с двойным дном

Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Диего Веласкес (1599—1660) — один из величайших художников всех времён.

Самое удивительное, что ему вообще удалось это доказать потомкам.

Он был придворным художником испанского короля. Написал бесчисленное количество его портретов, а также портретов его семейства и придворных.

Как правило, талант в таких условиях чахнет. Ведь нужно писать то, что понравится узкому кругу людей.

Шедевры же создаются по-другому. Гораздо чаще вопреки вкусам окружающих.

Но Веласкесу удалось невозможное. И яркое тому подтверждение — его главный шедевр «Менины».

«Менины» — портал в другой мир

Сюжет «Менин» Веласкеса сложный. Но он поддаётся расшифровке.

5-летняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей — королевской четы.

Сложность сюжета в том, что Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно.

Кажется, что половина персонажей смотрит на нас. Но на самом деле они глядят на короля с королевой, которых рисует Веласкес. Поэтому он и стоит рядом с холстом.

О том, что это именно так, мы узнаем благодаря зеркалу за спиной художника.

В нем отражается пара. Это Король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.

Для меня эта задумка художника очевидна по одной простой причине.

В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника.

Несмотря на размытость изображения, нам нетрудно определить, что изображены именно Филипп IV и Марианна Австрийская. Слишком уж у них характерные черты. Достаточно посмотреть на другие их портреты.

Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655—1657. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют. А то, что видят те, кого рисуют. И видят они это нашими глазами. Ведь мы стоим на их месте.

Так художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины. И значительно это пространство расширяет. За счёт того, что мир картины виртуозно соединен с нашим миром.

Дальше — больше. Мир картины не заканчивается стенами мастерской. На заднем плане придворный распахнул дверь, когда впускал инфанту со свитой. Оттуда льётся яркий свет. Там их мир продолжается.

Можно даже выразиться в фантастическом ключе. Два мира: тот, что за дверью, и наш мир — соединены происходящим на картине. «Менины» — это портал между двумя мирами.

Невообразимый эксперимент Веласкеса

Сразу возникает вопрос, как Веласкесу удалось осуществить такой эксперимент.

На картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.

Но ещё и её свиту. В том числе карликов. Никому до Веласкеса не позволялась такая дерзость.

Задача придворного художника — прославлять короля и его подданных. Изображать доблесть, отвагу и иные прекрасные качества его Величества. А их вовсе могло не быть…

Настоящему мастеру это было скучно. Веласкесу в том числе. И он пытался самовыражаться по мере возможности. А так как Филипп IV ему очень доверял, художнику это позволялось.

Поэтому Веласкесу удалось создать серию портретов карликов, служивших шутами при дворе. На портретах это не шуты, а обычные придворные. Художник не делал различий между ними и людьми из высших сословий.

Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид.

Другому художнику это бы не сошло с рук. Ведь карлики были, по сути, рабами, людьми без прав. Часто их покупали за деньги, чтобы они служили в господском доме.

Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»

Ещё одну дерзость позволил себе Веласкес. Рядом с семьей короля он изобразил себя.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент с автопортретом). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Известно, что Веласкес был честолюбив. Он, выходец из небогатой еврейской семьи, написал самого себя рядом с принцессой. Для того времени это было величайшим достижением.

Такого себе не мог позволить ни один придворный художник. До Веласкеса.

А после него это сделал лишь Франсиско Гойя. Ему тоже было можно. Вот он стоит у холста позади семьи Карла IV. 150 лет спустя.

Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.

О том, что Веласкес честолюбив, нам говорит ещё пара деталей. На момент написания картины мастеру было 57 лет. Но на полотне он явно выглядит моложе лет на 15. Конечно, чтобы соответствовать окружению.

А ещё мы видим на его груди красный крест — это орден Сант-Яго, высшая награда в Испании в XVII веке. Но Веласкес получил его после написания картины…

Считается, что дорисовал орден другой художник по приказу короля уже после смерти Веласкеса. Но я больше склоняюсь к версии о том, что мастер сделал это сам.

Слишком уж оттенок креста гармонирует с другими красными красками на картине. Особенно он сочетается с украшениями на платьях инфанты и фрейлин.

Диего Веласкес. Менины (центральный фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Кто же главный герой картины

Кто главный герой картины, понятно сразу. Инфанта Маргарита.

Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее, более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Видно, что Веласкес рисует ее с особенной нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.

Читайте также:  Опера «пиковая дама»: содержание, видео, интересные факты, история

Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравиться. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (мать — племянница отца), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.

Также освещены светом фрейлины инфанты (по-испански — менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так назвал её сам Веласкес.

Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филиппа IV». Видимо, название «Менины» закрепилось позднее с лёгкой руки одного из хранителей картины.

В более приглушенном свете мы видим карлицу — няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. За единственным на тот момент выжившим ребёнком королевской четы.

Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.

Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

А рядом с ней ещё один карлик — ребёнок. Он играючи поставил ногу на пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный не мог себе позволить обижать пса инфанты.

Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который Веласкес якобы пишет в «Менинах», в реальности не существовует. Скорее всего, художник его выдумал.

А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье сохранился. На фоне того самого красного занавеса.

Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1656 г. Музей истории искусства, Вена.

Почему так? И вот мы приблизились к главной загадке картины…

Главная загадка «Менин»

Почему важные люди, влияющие на жизнь Веласкеса, на картине играют явно второстепенные роли?

Король с королевой лишь отражаются в дальнем зеркале. Маршал стоит в самой дали на лестнице — его черты еле различимы. Ещё один придворный и вовсе в тени.

Диего Веласкес. Менины (деталь). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид.

Мне очень импонирует гипотеза замечательного искусствоведа Паолы Волковой.

Все дело в положении Веласкеса при дворе. Со стороны может показаться, что оно было завидным. Король назначил художника главным постельничим. Его мастерская примыкала к покоям монарха. И он не только писал портреты, но и следил за порядком вещей и чистотой ночных горшков.

Нам это кажется оскорбительным. Но в то время — нет. Ведь люди искренне верили, что Король — посланник божий. И мытьё за ним горшка — это привилегия, а не унижение.

Может, Веласкес в это тоже хотел верить, но подсознательно догадывался о своём унизительном положении.

Да и другие придворные его не жаловали. Как раз за его приближенность к королю. Против него плели интриги.

«Менины» — это скрытый протест. И стремление отодвинуть на второй план тех, кто его унижает.

А вот девочка-инфанта была ему близка и мила. Она в силу возраста и характера не желала ему зла. Более искренними были и карлики. И фрейлины. Поэтому они на первом плане.

  • На первом плане не только на картине, но и в сердце художника.
  • Оксана Копенкина
  • Перейти на главную страницу

Источник: https://arts-dnevnik.ru/meniny-velaskes/

Диего Родригес де Сильва и Веласкес, Изображений: 127

Диего де Веласкес – знаменитый испанский живописец эпохи барокко, придворный художник и дипломат. Он прожил насыщенную и плодотворную жизнь, участвовал во многих исторических событиях своего времени и общался со многими государственными деятелями.

Его работы получили признание ещё при жизни художника и всегда были гордостью испанского искусства. Мировую известность они получили во времена французского импрессионизма – конец XIX – начало XX веков.

Эдуард Мане называл Веласкеса величайшим из когда-либо живших художников, а Сальвадор Дали и Пабло Пикассо создавали свои интерпретации его знаменитых полотен.

Биографическая справка

Диего Родригес де Сильва и Веласкес родился в Севилье (Андалусия), в семье местной уроженки Жеронимы Веласкес и наследника португальских обедневших дворян (по другой версии – крещёных евреев) – Хуана де Сильва. О дате рождения художника можно судить лишь по записи в церковной книге о его крещении, датированной 6 июня 1599 года.

Он рано проявил интерес к живописи и в десятилетнем возрасте был отдан в ученики к известному в то время художнику Франсиско Эррере Старшему. Обучение длилось всего год. Не выдержав тяжелого нрава учителя, юный Диего покинул его студию. Однако Эррера обладал несомненным талантом, и его влияние, по мнению специалистов, прослеживается в ранних работах Веласкеса.

Следующим учителем будущего художника был Франциско Пачеко, который на долгие годы стал не только наставником, но и другом, а позднее родственником, выдав за него свою дочь Хуану Миранду.

Пачеко был разносторонне образован, имел обширные связи, как в творческой среде, так и среди духовенства и знати Севильи.

При его протекции в 1623 году Веласкес отправился в столицу, где, написав несколько портретов придворных, привлек внимание короля Филиппа IV.

Государь заказал талантливому живописцу свой портрет и остался так доволен результатом, что принял Веласкеса на должность придворного художника.

Его обязанности заключались в создании портретов короля и его родственников, а также полотен для интерьеров королевских резиденций.

В следующие годы, несмотря на козни завистливых коллег по ремеслу, его положение при дворе упрочилось, а жалование выросло.

В 1629-1630 годах Веласкес впервые поехал в Италию. Целью поездки сам он называл окончание своего обучения. Посланнику испанского короля открывались двери дворцов и галерей, давая возможность знакомиться с образцами античного искусства и работами итальянских мастеров.

30-е годы XVII столетия были весьма плодотворными для Веласкеса и в творчестве, и в карьере. Он получил должности гофмейстера и хранителя королевского гардероба, а позже должности королевского камердинера и смотрителя работ.

Он создал целый ряд замечательных полотен, среди которых: Сдача Бреды, Серия портретов придворных шутов, Марс отдыхает, Несколько портретов королевских особ династии Габсбургов.

Треть всех сохранившихся работ мастера принадлежит именно к этому периоду.

Следующее десятилетие, напротив, характеризуется затишьем в творчестве Веласкеса, которое, возможно, объясняется сильной занятостью при дворе и чередой трагических событий в стране и личной жизни художника.

В период с 1648 по 1651 годы состоялось вторая поездка в Италию. На этот раз Веласкес имел конкретное задание по приобретению античных статуй и картин для королевской коллекции, а также должен был нанять мастеров для росписи потолков дворца. В Риме он был удостоен аудиенции Папы Иннокентия X и написал его портрет и ряд портретов римской знати.

В Мадриде художника ждала новая должность главного администратора двора и новые придворным обязанностям, которые включали в себя теперь не только живопись, но и различные организационные мероприятия.

Наиболее важным из них стала организация в 1660 году брака между испанской инфантой Марией Терезией и французским королем Людовиком XIV. Веласкес лично сопровождал кортеж принцессы во Францию, занимался организацией всех торжеств, посвященных этому событию.

Однако эти хлопоты подорвали здоровье 61-летнего мастера, по возвращении он слёг с лихорадкой и умер 6 августа 1660 года, несмотря на все усилия придворных врачей.

Знаменитые картины

Творчество художника с самого начала отличает смелость, реалистичность, стремление к использованию новых приемов, переосмыслению обыденных сюжетов.

Если в ранних работах чувствуется влияние известных художественных школ при сохранении индивидуального почерка, то в поздних полотнах виден уже полностью самостоятельный уникальный стиль Веласкеса, новый и даже слишком передовой для его времени. Стиль, который найдет понимание только через 200 лет.

«Старая кухарка» (1618)

Один из ярких примеров раннего «севильского» периода в творчестве Диего де Веласкеса. 9 из 20 сохранившихся работ того времени относятся к жанру бодегонес (от исп. bodegon – трактир).

Натюрморт в этом жанре сочетается с бытовой сценой с участием нескольких фигур. Обычно действие происходит в харчевне, на кухне, в лавке.

Во всех таких работах чувствуется влияние стиля Караваджо – реалистичность в изображении людей и предметов, яркое освещение объектов переднего плана и тёмный плоский фон.

«Христос в доме Марии и Марфы» (1620)

Здесь бытовая сцена сочетается с религиозной. Художник использует свой любимый приём «картина в картине», который можно будет наблюдать и в более поздних его работах.

Пожилая служанка призывает молодую оторваться от работы, возможно приводя в пример евангельский сюжет, на изображение которого она указывает: Иисус приходит в дом к двум благочестивым женщинам, и они слушают его проповедь оторвавшись от дел.

«Портрет герцога Оливареса» (1624)

Один из первых известных парадных портретов кисти Веласкеса, выполненный с соблюдением всех канонов того времени, но при этом точно отражающий индивидуальность, характер модели.

По некоторым данным, именно этот портрет стал для молодого художника «пропуском» ко двору испанского короля.

А изображённый на нём могущественный вельможа, длительное время был покровителем придворного живописца.

«Сдача Бреды» (1634-1635)

Единственное, сохранившееся до нашего времени историческое полотно мастера. На нём изображён момент триумфа испанского оружия – передача побежденными голландцами символического ключа от города Бреда испанскому полководцу. Обе стороны показаны мастером с симпатией и сочувствием. Как обычно, великолепно проработаны детали от лиц до тканей костюмов.

«Портрет карлика Эль Примо» (1644)

Серия портретов королевских карликов позволяет оценить мастерство Веласкеса в передаче психологизма, настроения через портрет.

На этих картинах, в отличии от портретов царственных особ, художник мог позволить себе изображать людей без прикрас и в естественных позах. В лице Эль Примо читается неожиданная для шута мудрость и затаенная печаль.

Известно, что этот человек имел благородное происхождение и был достаточно образован, что добавляет трагизма его образу.

«Венера перед зеркалом» (1648)

Под влиянием творчества итальянских и фламандских мастеров, с которым он смог познакомиться во Время поездки по Италии, Веласкес заинтересовался изображением обнажённой натуры – направлением, не свойственным чопорному испанскому обществу того времени. До наших дней дошла только одна такая картина – загадочная «Венера».

Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. Однако отражение это темно и неясно.

Вокруг этой картины существует множество споров: по одной версии, художник хотел показать обыденность и приземленность божественного образа, по другой, на картине изображена Фламиния Тривио – итальянская художница и возлюбленная Веласкеса.

«Портрет папы Иннокентия X» (1650)

К созданию портрета главы святого Престола Веласкес отнёсся с большей тщательностью, чем даже к изображению королевских особ, ведь его соперниками были лучшие художники знаменитой итальянской школы, изображавшие образы предыдущих пап. И портрет удался.

Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника.

Детально прорисованная одежда не отвлекает внимание зрителя от мастерски переданного лица, на котором отражены, кажется, все пороки, добродетели и даже тайные мысли этого государственного мужа.

Читайте также:  Дали "искушение святого антония" описание картины, анализ, сочинение

«Менины» (1656)

Последняя крупная работа великого мастера и одно из самых таинственных произведений мировой живописи. Исследователи спорят о том, что именно изображено на картине, ищут и находят сотни тайных смыслов и загадочных посланий.

«Менины» действительно содержат несколько планов и обладает необычайной притягательностью.

Юная инфанта – главная героиня картины стала своего рода «брэндом» испанского искусства, при упоминании имени Диего Веласкеса, большинству приходит в голову именно эта картина.

Маленькая принцесса Маргарита в окружении своей свиты то ли позирует художнику, который тоже изображён на холсте, то ли приостановилась, увидев своих родителей. Царственная чета, по замыслу Веласкеса, находится по эту сторону холста, их отражение можно увидеть в зеркале на заднем плане картины.

По словам одного из исследователей, «Менины» изображают последний счастливый день в жизни Габсбургов.

Действительно, не имея наследников, могущественная некогда королевская династия обречена на угасание, вместе с ней уходит и золотой век Испании, на смену могуществу и процветанию приходит упадок, потеря завоеванных ранее земель и политического влияния в мире.

Сохранились лишь 125 работ Диего де Веласкеса. Большая часть хранится в музее Прадо в Мадриде. В России в Государственном Эрмитаже можно увидеть две его картины: «Портрет графа-герцога Оливареса» и «Обед».

Источник: https://gallerix.ru/album/Velazquez

Самые известные картины Диего Веласкеса и их описание

Диего Веласкес — величайший художник не только XVII века, но и всех времён. Его мастерство до сих пор вдохновляет современных художников и восхищает зрителей. Веласкес — основатель психологического портрета, выведший испанскую живописную школу на новый, высший уровень.

В 1623 году он стал придворным живописцем испанского короля Филиппа IV, написал множество придворных портретов, но, несмотря на узкие требования этого жанра Диего Веласкес создавал настоящие шедевры.

Самые знаменитые картины Диего Веласкеса хранятся в различных музеях планеты, но сегодня мы соберем их в нашей виртуальной коллекции для вас!

Великие картины Диего Веласкеса:

1

 Менины (1656)

«Менины» (Размер полотна 318×276 см) — самая знаменитая и таинственная картина художника, непревзойдённый шедевр портретного жанра. В переводе с испанского название картины означает «Фрейлины». Картина выставлена в музее Прадо.

Её намеренно разместили на уровне глаз посетителей музея. Каждый, кто подходит к картине таинственным образом ощущает своё присутствие в этом странном и таинственном мире портрета.

Полотно, как машина времени, погружает зрителя в мир иллюзий испанского двора середины XVII века.

Это сложная масштабная работа, на которой изображено царственное семейство вместе с пятилетней инфантой, в окружении фрейлин и самого художника. Композиция картины построена необычно.

Маленькая девочка в пышном розовом платье со своей необычной свитой пришла в мастерскую Веласкеса понаблюдать, как художник пишет портрет её родителей — короля и королевы Испании.

Со стороны, кажется, что все персонажи смотрят именно на вас, но на самом деле, они смотрят на короля и королеву, которые позируют художнику. Их отражение зрители видят в зеркале за спиной художника.

Художник сотворил такое пространство, которое ранее никто не изображал. Он вовлёк зрителя в мир своей мастерской и заставил смотреть глазами тех, кого он рисует.

Мало того, он изобразил в виде главных персонажей картины карликов и фрейлин, а короля и королеву изобразил лишь схематично. Другие художники за эту вольность могли лишиться головы, но только не Веласкес.

За это волшебство его и ценил Филипп IV.

Не пропустите, на нашем сайте most-beauty.ru есть интересная статья о самых известных картинах Рафаэля Санти.

2

 Портрет папы Иннокентия X (1650)

Будучи в Риме, Веласкес был призван к папе Иннокентию X.

Портрет папы, над которым работал художник, получился настолько реалистичным, что сам понтифик воскликнул — «Слишком правдиво!» Папа Иннокентий X был очень жестоким и беспринципным человеком, но высоко оценил работу художника, ибо Веласкес увидел истинное человеческое лицо человека, власть которого простиралась над половиной света. Он изобразил папу обычным, со всеми своими страстями, человеком.

Это очень изящный и красивый портрет, в основе которого лежит красно-белая гамма. Первое, что бросается в глаза — изысканный шёлк алой папской мантии и белоснежное кружево одеяния на тёмном бордовом фоне бархатной драпировки. Пристальный и настороженный взгляд папы направлен в сторону зрителя, и словно оценивает того, кто перед ним стоит.

3

 Пряхи (1657)

Это работа зрелого художника. Она была написана в последние годы жизни Веласкеса, и отображает его высочайшее мастерство и умение изображать различные фактуры и перспективу. Это настоящая картина в картине, так как на заднем фоне всего происходящего изображён огромный гобелен, который рассматривают незначительные персонажи.

Изначально предполагалось, что это мастерская по производству гобеленов. Но на самом деле это трактовка мифа о споре между Афиной и Арахной, кто больше напрядёт пряжи. На переднем плане — Афина. Она изображена лицом к зрителю, на голове уже немолодой женщины белый платок. Арахна сидит спиной к зрителю. Молодая пряха полностью поглощена процессом прядения.

В конце концов победу в споре одержала Арахна, за что и была превращена мстительной богиней в паука.

4

 Портрет инфанты Маргариты, дочери Филиппа (1655)

Маленький портрет, всего 60 на 70 см, изображает малышку-инфанту, которой едва исполнилось четыре года. Это один из первых портретов будущей императрицы Священной Римской империи, из целой галереи портретов, которые написал Веласкес.

Он был очарован девочкой, и все детские и подростковые портреты инфанты светятся теплотой, с которой художник изображал свою обожаемую модель. Несмотря на жёсткие требования парадного портрета королевской особы, Веласкес изобразил прелестного ребёнка с чистым открытым взглядом.

Девочке разрешили держаться за стол, так как позирование занимало много времени, и маленькому ребёнку было трудно устоять в тяжёлом платье. Детство малышки закончилось в 14 лет, когда её выдали замуж за своего дядю, императора Священной Римской империи.

Через семь лет, в возрасте 21 года, после рождения шестого ребёнка она умерла.

Дети. Милые и очаровательные создания

5

 Портрет инфанты Маргариты в голубом (синем) платье (1659)

Портрет девятилетней инфанты сильно отличается от её портретов в раннем возрасте. Тяжёлое, сковывающее платье, выполненное из голубого бархата, заставляет девочку выглядеть очень взрослой.

Её взгляд уже не сияет чистотой и любопытством, как на предыдущих портретах. В этих больших и красивых глазах — пустота и усталость. Но всё равно, девочка прелестна. Её детское милое личико ещё не приобрело знаменитых «габсбургских» чёрт.

Это один из самых красивых портретов инфанты.

6

 Инфанта Маргарита в розовом (1660)

Маргарите десять лет. Необъятный кринолин сравнялся с ростом принцессы, причёска похожа на сложное сооружение. Взгляд девочки обречённый. Она знает, что её ждёт — безоговорочный брак и отъезд в чужую страну.

Но всё равно, она — прекрасный драгоценный камень в императорской короне. Белокурые волосы, нежное лицо, царственное платье, покрытое прозрачной вуалью с розовыми полосками, создают очень нежный и трогательный образ.

Это последний портрет инфанты, выполненный Веласкесом. В августе этого же года он ушёл из жизни, оставив после себя прекрасные детские портреты маленькой прелестной инфанты. Больше так её никто не писал. Глядя на последующие портреты Маргариты, можно сказать, что Веласкес обожал свою модель, а любовь, как известно, превращает даже самую невзрачную женщину в красавицу.

7

 Портрет Себастьяна де Морра (1664)

Себастьян де Морра — придворный карлик и шут из множества шутов, «гномов» и уродцев при дворе испанского короля Филиппа IV. Это живые игрушки королевской четы. Глядя на портрет можно увидеть, сколько боли и отчаяния в умных глазах изувеченного природой человека.

Ведь эти люди, с врождёнными аномалиями, не были лишены ума и различных талантов. Но их место определялось модой того времени. Возможно, их жизнь при дворе не была худшей из всех жизней простых испанцев. Но, привыкнув к унижениям, они соответствовали своему образу дурацких шутов.

К ним относились как комнатным болонкам или обезьянкам, им не делали больно, но и не интересовались их личными чаяниями.

Но Себастьян де Морра непростой карлик. Это знатный дворянин, родившийся с редким заболеванием — остеохондродисплазией, которая, искажая тело, не нарушает ум и психику человека. Карлик был очень умным, грамотным, обладал искромётным юмором и иронией, недюжинной силой и мужской харизмой. О его амурных победах судачил весь двор.

8

 Портрет придворного шута «Эль Примо» (1644)

Диего Веласкес — мастер острохарактерных портретов. Среди картин монархов и придворных особ известно множество портретов придворных карликов. В период с 1630–1640 годов художник написал целую серию изображений маленьких людей. В них он отобразил их характер и трагическую сущность. Одна из таких работ — изображение шута Эль Примо (в переводе с испанского «кузен»).

При жизни человека звали Дон Диего де Аседо. Он занимал особое положение у короля Филиппа IV — был хранителем королевской печати и личным посыльным короля. На картине изображён тщедушный человечек, держащий в руках большой фолиант. Привилегию оставаться в шляпе при короле имели карлики и близкие родственники (кузены).

Возможно, именно из-за этой привилегии так называли при дворе Дона Диего де Аседо.

Эта работа насыщенна острым драматизмом. Лицо карлика очень интеллигентно и светится благородным умом. Но его физические недостатки: горб, маленькие ручки и ножки, нельзя назвать уродливыми. На фоне остальных портретов карликов этот человек выглядит очень достойно.

10 людей с шокирующей внешностью, бывших участниками «Цирка уродов»

9

 Портрет графа — герцога Оливареса (1638)

Завершит наш обзор на most-beauty портрет премьер-министра Дон Гаспаро де Гусмана, графа Оливареса герцога Сан-Лукар де Барракудо.

Это рядовой погрудный портрет придворного, но именно он раскрывает личные качества этого человека. Несмотря на довольно посредственную внешность, герцог обладал стальным характером.

Умный, хитрый, проницательный, этот человек двадцать три года подряд обладал практически неограниченной властью.

Послесловие

Веласкес был в очень тёплых отношениях с королём. Ни один живописец не пользовался такой монаршей поддержкой и дружбой. Смерть Веласкеса произвела на короля сильное впечатление. «Я разбит», — написал король на листе с представлением нового придворного художника.

Но на этом наша статья про самые известные картины Диего Веласкеса подошла к концу, но у этого художника было настолько большое количество работ, что редакция most-beauty решила добавить ещё несколько из них в конец этого материала.

Христос в доме Марфы и Марии (1620)

Поклонение волхвов (1619)

Коронование Богоматери (1644)

Ужин в Эммаусе (1618)

Конный портрет графа-герцога Оливареса (1634)

Кузница Вулкана (1630)

Конный портрет принца Бальтазара Карлоса (1635)

Портрет Филиппа IV (1624)

Распятие Христово (1632)

Триумф Вакха (1628)

Сдача Бреды (1635)

Портрет Хуана де Парехи (1650)

На этом всё! С нетерпением ждём от вас комментариев.

Источник: https://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-diego-velaskesa.html

Ссылка на основную публикацию