Боровиковский «портрет е.н. арсеневой» описание картины, анализ, сочинение

Боровиковский Боровиковский Владимир Лукич (4 августа 1757 — 18 апреля 1825) — мастер исторической и портретной живописи.

Владимир Лукич был сыном небогатого дворянина, в молодости он состоял на военной службе, но оставил ее в чине поручика и поселился в своем родном городе — Миргороде (Полтавская губерния). Его отец и два брата были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Владимир Лукич тоже взялся за написание икон, но кроме них он писал и портреты, в стиле немного наивной живописи, которая имела широкое распространение на Украине в то время.

Выбраться из провинции талантливому художнику помог интересный случай. В 1787 году путь Екатерины II на юг России лежал через Миргород. Местное дворянство заказало у В.Л.

Боровиковского несколько работ, которые были размещены в комнатах дома. На холстах были изображены аллегорические сцены с участием императорских особ. Императрица советовала художнику ехать в Петербург.

Так он и сделал, но поступить в Академию Художеств Владимиру Лукичу не удалось из-за возраста.

С 1792 года Боровиковский брал уроки у И.Б.Лампи (австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II) и Д.Г.Левичкого. В 1795 году Владимиру Лукичу присвоено звание академика, а в 1802 году — советника Академии Художеств. Он стал модным портретистом, многие высокопоставленные особы желали быть изображенными кистью известного мастера.

Как художник В.Л.Боровиковский был трудолюбив и скрупулезен. В серии женских портретом наиболее ярко раскрылся его талант: они не так пышны, как мужские, небольшие по размерам, сходны по композиционному решению, но их объединяет нежное душевное чувство и тонкость в передаче характеров.

Так случилось, что ни Боровиковский В.Л., ни его учитель Лампи И.Б. не оставили описания своих технических приемов живописи. Также известно, что Владимир Лукич был левша.

Боровиковский Дети с барашком Боровиковский Екатерина II на прогулке в Царском парке Боровиковский Лизонька и Дашенька Боровиковский Портрет А.В.Поликарпова Боровиковский Портрет Великой Княжны Александры Павловны Боровиковский Портрет Великой Княжны Елены Павловны Боровиковский Портрет А.Б.Куракина в одеянии кавалера Мальтийского Ордена Боровиковский Портрет А.Г. и А.А.Лобановых Боровиковский Портрет А.И.Безбородко с дочерьми Портрет А.Б.Дубовицкого Портрет Великой Княгини Марии Павловны Портрет Великой Княгини Марии Федоровны Портрет Великой Княжны Анны Павловны и Великого Князя Николая Павловича, детей императора Павла I Портрет вице-канцлера Портрет генерал-майора Ф.А.Боровского Портрет Д.А.Державиной Портрет Е.А.Архаровой Портрет Е.А.Нарышкиной Портрет Е.Г.Потемкиной Портрет Е.Н.Арсеневой Портрет княгини М.И.Долгорукой Портрет князя Г.С.Волконского Портрет М.И.Лопухиной Портрет мореплавателя Ю.Ф.Лисянского Портрет Муртазы Кули-хана Портрет Н.А.Толстого Портрет Павла I в белом далматике Портрет поэта Г.Р.Державина Портрет сестер А.Г. и В.Г.Гагариных Портрет торжковской крестьянки Христиньи

Расцвет искусства Боровиковского В.Л. был недолгим — чуть более дсятка лет на рубеже XVIII-XIX вв., — но прекрасным. В 1810-х гг. его активность ослабла. На смену прежним вкусам пришли новые, и имя Боровиковского угасло, уступая место молодым мастерам.

Старость Боровиковского была безрадостной: будучи одиноким человеком, довольствуясь узким кругом друзей, он теперь совсем стал нелюдимым. Он начал увлекаться мистицизмом, но и это не принесло ему радости.

В конце жизни Владимир Лукич не писал портретов, а занимался только религиозной живописью.

Например, в Казанском Соборе Санкт-Петербурга сохранились прекрасные работы Боровиковского в этом роде: «Благовещение», «Константин и Елена», «Великомученица Екатерина», «Антоний и Феодосий». Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Александр Невский Архангел Гавриил Благовещение Бог Отец, созерцающий мертвого Христа Богоматерь с младенцем Евангелист Иоанн Евангелист Лука Евангелист Марк Евангелист Матфей Иосиф с младенцем Христом Портрет отца Михаила Десницкого Притча о мудрых и неразумных девах Распятие Святая Екатерина Спас нерукотворный Товий с ангелом Христос с окружении ангелов Царь Давид

Боровиковский В.Л. воспитал двух учеников, одним из которых был А.Г.Венецианов, перенявший от своего наставника тонкое, поэтическое восприятие мира.

Источник

Источник: https://cont.ws/post/1444760

Иосиф Андреевич Павлишак

Боровиковский Владимир Лукич — [24.7(4.8).1757, Миргород, — 6(18).4.1825, Петербург], русский и украинский художник-портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди — иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конца 1788 — в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у И. Б. Лампи. На мировоззрение и эстетические взгляды Б. оказала также влияние близость с В. В. Капнистом, Г. Р. Державиным и особенно Н. А. Львовым. В начале 1790-х гг. наряду с композициями на религиозные сюжеты стал писать миниатюры (портрет В. В. Капниста, Русский музей, Ленинград) и главным образом близкие к ним по характеру исполнения интимные портреты («Лизынька и Дашинька», 1794, «Торжковская крестьянка Христиния», около 1795, — оба в Третьяковской галерее). За портреты в 1795 получил звание академика, а в 1802 — советника петербургской АХ. Со 2-й половины 1790-х гг. в портретах Б. находят яркое выражение черты сентиментализма. Б. разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения «частного» человека с его простыми, естественными чувствами, проявляющимися наиболее полно вдали от «света», на лоне природы. Нежный, блёклый колорит, лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу мечтательной элегичности. Образы Б., особенно в женских портретах, при всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены общностью идиллического настроения. Б. пишет своих персонажей (портреты М. И. Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея, В. И. Арсеньевой, 1795, Русский музей) в лёгком повороте, со склоненной головой, погруженными в нежную задумчивость на фоне окутанного дымкой паркового пейзажа. Русскую императрицу («Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», 1794, Третьяковская галерея; вариант начала 19 в. — Русский музей) Б. изобразил идущей по аллее, в салопе и с левреткой. С начала 19 в. в работах Б. (особенно в парадных портретах А. Б. Куракина, 1801-02, Третьяковская галерея, Павла I, 1800, Русский музей) характеристика становится всё более прозаической, а живописная манера (под влиянием классицизма) — энергичной и чёткой [портрет неизвестной в тюрбане (вероятно, писательница А. Л. Ж. де Сталь), 1812, Третьяковская галерея].

Боровиковский Боровиковский Боровиковский Боровиковский Боровиковский Боровиковский
Александр I Александр Федорович Бестужев Анна Сергеевна Безобразова Архангел Гавриил Архангел Михаил 1815г Третьяковская галерея Москва Архистратиг Михаил 1794г
Боровиковский Боровиковский Боровиковский
Варвара Андреевна Томилова Великая княжна Елена Павловна 1799г Эрмитаж Графиня Вера Николаевна Завадовская Графиня Екатерина Михайловна Рибопьер Дарья Александровна Валуева Дарья Семеновна Баратова
Дети с ягненком Екатерина ГавриловнаГагарина Екатерина Николаевна Давыдова 1796г Пушкинскиймузей Москва Епископ Русской Православной Церкви Жермен де Сталь 1812г 68х88см Третьяковскаягалерея Москва Иван Дунин 1801г
Иван Михайлович Яковлев Иван Михайлович Яковлев Иисус во гробе Иисус Клеопатра Ильинична Лобанова-Ростовская Княжна Лопухина
Лабзина Анна Евдокимовна Лазарев Минас Лазаревич Лизанька и Дашенька 1794г 26х31см Третьяковская галерея Москва Лопухина Екатерина Николаевна Мария Николаевна Яковлева 1796г Марфа (Мария) Дмитриевна Дунина1799гТретьяковская галерея Москва
Михайловский замок НарышкинаЕлена Александровна 1790г Русский музей Санкт–Петербург Наталья Петровна Голицына Оленина Елизавета Марковна Портрет русского поэта Евгения Баратынского1820г Павел I 1800г Русский музей Санкт–Петербург
Павел I Пётр Андреевич Кикин 1815г Покров Пресвятой Богородицы Портрет А. и В. Гагариных 1802г 69х75см Третьяковскаягалерея Москва Портрет А. И. Безбородко с дочерьми 1803г Портрет А.Г. и А.А. Лобановых-Ростовских 1814г Русский музей Санкт–Петербург
Портрет Адама АдамовичаМенеласа Портрет Александра Дмитриевича Арсеньева 1797г 58х74см Эрмитаж Портрет Александра Семеновича Хвостова 1801г 56х71см Портрет Алексея Алексеевича Константинова 1806г Портрет Алексея Ивановича Васильева1800г Портрет Великого князя Константина Павловича1795г 52х67см
Портрет Великой княжны Александры Павловны67х76см Портрет Великой княжны Марии Павловны 1800г Портрет Г.С. Волконского 1806г Портрет Гаврилы Романовича Державина 1811г Пушкинский музей Москва Портрет генерал-адъютанта графа Петра Толстого 1799г 59х72см Портрет графа Александра Куракина 1802г 259х175см Третьяковская галерея Москва
Портрет графа Г.Г. Кушелева1801г Портрет графа Разумовского 1800г 63х49см Портрет Д.А. Державиной 1813г 284х284см Третьяковская галерея Москва Портрет Д.П. Трощинского 1899г Русский музейСанкт–Петербург ПортретДмитрия Левицкого 1796г Русский музейСанкт–Петербург Портрет Е. Темкиной 1798г
Портрет Е.А. Архаровой 1820г Русский музейСанкт–Петербург Портрет Е.И. Неклюдовой 1798г Портрет Е.Н. Арсеневой 1796г Русский музей Санкт–Петербург ПортретЕкатерины АлександровныНовосильцевой Портрет Екатерины Васильевны Торсуковой1795г Портрет Екатерины Кропотовой
Портрет Елены Александровны Нарышкиной 1799г Портрет Елены Павловны ПортретИмператора Павла I 1800г 33х49см Третьяковскаягалерея Москва ПортретИмператрицы Екатерины II 1794г Третьяковскаягалерея Москва Портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны1795г Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны1814г
Портрет Императрицы Марии Федоровны 71х82см Портрет Карагеоргия 1816г Портрет Княгини Н.И. Куракиной 1795г Русский музей Санкт–Петербург Портрет князя А.Б. Куракина 1799г Русский музей Санкт–Петербург Портрет Кошелева Портрет М.И.Лопухиной 1797г Третьяковская галерея Москва
Портрет Марты Арбеневой 1798г Портрет Муртазы-Кули-хана, брата Аги Мухомеда, персидскиого шаха 1796г 189х284см Третьяковскаягалерея Москва Портрет неизвестной с ребенком Портрет Николая Шереметева Портрет Ольги КузьминичныФилипповой Портрет Павла I 1796г
Портрет Павла Семеновича Масюкова Портрет писателя Александра Лабзина 1805г 65х79см Третьяковская галерея Москва Портрет русского поэта Гаврилы Державина 1795г Третьяковскаягалерея Москва Портрет С.А. Раевской 1813г Пушкинскиймузей Москва Портрет Ф.А. Боровского 1799г Русский музейСанкт–Петербург Портрет Христофора фон Бенкендорфа1797г 68х56см
Портрет Юрия Лисянского 1810г Потрет княгини Маргариты ИвановныДолгорукой Прасковья Бестужева1806г Родзянко Екатерина Владимировна Рождество Самборский Андрей Афанасьевич 1790г
Св. блгв. вел. кн. Александр Невский Третьяковскаягалерея Москва Скобеева Торсуков Ардальон Александрович1795г Христина, крестьянки из Торжка 1795г Третьяковскаягалерея Москва Царица Александра и архидьякон Стефан 1815г Яковлев Николай Михайлович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи.

На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей.

В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной».

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера — А. Г. Венецианова.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.). В. Л.

Боровиковский — автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801—1802).

Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней. Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры.

В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, — портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть. Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма. В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венецианову.

Источник: http://pavlishak.ru/borovikovskiy_vladimir.html

Боровиковский В.Л

Боровиковский

Для увеличения — нажмите на изображение

Бугаевский-Благодарный И. В. Портрет художника В.Л. Боровиковского

  • Нас в Царское Село
  • Боровиковский вводит,
  • прозрачно и светло

он тонкой кистью водит…

С. Кирсанов

 Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825) — один из талантливых и своеобразных художников конца XVIII — начала XIX века родился на Украине, в Миргороде, 24 июля 1757 года в семье казака Луки Боровика (Лукьяна Боровиковского). Почти все члены семьи и родственники Боровиковского служили в Миргородском полку. Следуя семейной традиции, Владимир Лукич был также определен на военную службу, но в чине поручика вышел в отставку и целиком посвятил себя искусству. 

Первые навыки в живописи будущий художник получил в семье. Его отец, дядя, братья, неся исправно полковую службу, в свободное время занимались иконописью.

В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем. Эти произведения, несмотря на то, что свидетельствуют об усвоении определенных навыков иконописи XVIII века, в целом не выходят за рамки полуремесленного искусства. Мастерство пришло к художнику в Петербурге.

Важную роль в изменении судьбы Боровиковского сыграло путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году.

Известный поэт XVIII века В.В. Капнист, в то время предводитель дворянства Киевской губернии, привлек художника к оформлению одного из помещений, в которой должна была остановиться Екатерина II.

Две большие аллегорические картины Боровиковский Выполнил, по-видимому, с достаточным мастерством и его приглашают в Петербург.

20 октября 1787 года он подписал акт о разделе имущества, оставшегося после смерти отца, и навсегда покинул Миргород.

Первые десять лет художник прожил у известного архитектора Н.А. Львова в «Почтовом стану» (ныне Почтамтская улица). В доме Н.А. Львова — поэта, музыканта, археолога — встречались видные, художественные деятели России.

Боровиковский оказался в кругу поэтов, чьи интересы и мысли были связаны с новым направлением в литературе — сентиментализмом. Вышли в свет «Письма русского путешественника» и «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина, поэт Дмитриев писал свои чувствительные вирши, в поэзии В.В.

Капниста зазвучали лирические ноты. Эта линия в искусстве нашла отражение и в творчестве Боровиковского.

По приезде в Петербург Боровиковский сблизился с Д.Г. Левицким и, возможно, учился у него. С 1792 года в течение нескольких лет он занимался у И.Б. Лампи, который, уезжая из России, передал ему свою мастерскую. Здесь Боровиковский жил и работал до конца своих дней.

3а тридцать восемь лет упорной работы в Петербурге художник создал сотни произведений. От своих учителей живописец взял блеск техники, легкость и прозрачность письма, мастерство композиционных приемов.

В6имание художника было обращено на характеристику внутреннего мира человека, его неповторимую индивидуальность.

Образ же в целом подчинялся единому, полюбившемуся-художнику, идеалу чистой поэтической личности, обладающей возвышенной душой.

Поза, движения рук, пейзаж были своеобразным обрамлением, в которой выступало лицо модели.

Он выработал особую манеру письма: мягкие переливы тонов, перламутровость и гладкость, «фарфоровость» живописной поверхности соединились у мастера с четкостью рисунка и классической строгостью линий.

Среди ранних работ художника выделяется очаровательный портрет О.К. Филипповой, жены друга Боровиковского — архитектора, участвовавшего в постройке Казанского собора.

Она изображена в белом утреннем туалете на фоне сада. В ее руке бледная роза. Образ молодой женщины лишен всякого оттенка жеманства, кокетливости. Черты лица индивидуальны; миндалевидный разрез глаз, рисунок ноздрей, родинка над верхней губой — все придает неизъяснимую прелесть лицу, в выражении которого — почти детская нежность и мечтательная задумчивость.

В конце XVIII века особенно широко распространилось искусство миниатюрного портрета — жанра, соединяющего лиризм и особую интимность (миниатюрные портреты заказывались в память о близких и дорогих людях) с задачами декоративными. Боровиковский работал в этом жанре в разные периоды деятельности, но более всего в ранние годы.

То особое содержание, которое чаще всего воплощалось в искусстве Боровиковского, влекло его к разработке новых, более разнообразных форм портрета. Он обращался к парным изображениям, проявлял склонность к небольшим, камерным портретам.

Таковы работы 1794 года «Лизанька и Дашенька» и «Торжковская крестьянка Христинья» (ок. 1795, ГТГ). Все трое — крепостные Н.А. Львова. В этих портретах, несомненно, проявляются идиллические ноты, которые «звучат» в портрете Е.Н. Арсеньевой (середина 1790-х, ГРМ) и в известном портрете «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (середина 1790-х, ГТГ).

Непринужденность, даже интимность, отличает этот портрет. Екатерина II изображена гуляющей по парку Царского Села со своей любимой собачкой. Образ ее не лишен сентиментальности. Но важно уже то, что Боровиковский отказался от изображения царицы в виде «земной богини».

Она предстала в обычном домашнем облике. Не случайно этот образ позднее привлек А.С. Пушкина.

Именно такой, благосклонной, величественно-снисходительной, должна была показаться императрица невинной, неопытной, доверчивой Маше Мироновой — капитанской дочке, искавшей помощи и покровительства.

Одним из наиболее зрелых лирических произведений художника был портрет М.И. Лопухиной (1797, ГТГ).

Поза молодой женщины непринужденна, проста и вместе с тем изысканно-изящна. Гармония образа создается всем художественным строем произведения: певучей плавностью линий, движением руки, ритмическими повторами стволов и ветвей деревьев тенистого парка, тончайшими светотеневыми нюансами, нежно-голубым, перламутровым колоритом, воспринимаемым точно волшебные звуки клавесина.

Этот образ нашел отклик в поэзии XIX века. Ему посвящено стихотворение Я.П.Полонского:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Иную грань, не менее типичную для эпохи, раскрывают мужские портреты Боровиковского. Серьезен и несколько угрюм Д. П. Трощинский, статс-секретарь Екатерины II (1790-е, ГРМ).

Он привлек художника незаурядным умом и способностями. Мужественным, овеянным славой суворовских походов изобразил живописец Ф.А. Боровского (1799, ГРМ).

Его суровое энергичное лицо передано с большим реалистическим мастерством.

Особое место в русском искусстве XVIII века и в творчестве Боровиковского составляют парадные портреты.

Своеобразием русского парадного портрета (и в творчестве Левицкого и Боровиковского), призванного прославлять прежде всего положение человека в сословном обществе, было стремление к раскрытию внутреннего мира человека.

Таковы портрет персидского принца Муртазы-Кули-Хана (1796, ГРМ) и «бриллиантового» князя, вице-канцлера А.Б. Куракина (1801, ГТГ), прозванного за спесь и любовь к роскоши «павлином», и известный портрет «в далматике и порфире» императора Павла I (1800, ГРМ), заказанный для конференц-зала Академии художеств.

Исполнение заказных парадных портретов свидетельствует о широте творческих возможностей Боровиковского, которому были доступны не только лирические и интимные портреты, но и произведения монументального плана.

В 1800-х годах Боровиковский участвовал в украшении строившегося Казанского собора; художник выполнил десять икон.

Боровиковский был обаятельным человеком, отличался мягким характером. Ученики жили в доме Боровиковского как родные. Среди них художник особенно выделял А.Г. Венецианова. Родственники постоянно прибегали к помощи Боровиковского. Он примирял их в ссорах, поддерживал морально и материально.

Боровиковский умер на шестьдесят восьмом году жизни. Он просил похоронить себя без «излишних церемоний». Его любимый ученик А. Г. Венецианов писал в письме к другу: «Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников… Я буду писать его биографию».

Много десятилетий прошло, прежде чем появился широкий общественный интерес к этому большому художнику.

Этому во многом способствовала выставка 1905 года, где было показано более ста портретов Боровиковского.

Его работы, разбросанные по дворянским усадьбам и частным собраниям, только после 1917 года влились в музеи и сейчас с достаточной полнотой представляют творческое наследие этого выдающегося мастера.

Петрова О.Ф.

*   *   *

Галерея (115 изображений)

  1. *   *   *
  2.  Историко-биографический фильм «Элегическая грусть Владимира Боровиковского» (Из коллекции «Тайники русского музея» видеостудии «Кварт»)
  3. Год выпуска: 2005

Продолжительность: 00:25:51Формат: aviРазмер: 173 Мб

Режиссер: Г. Иванова

 Фильм рассказывает о сложной судьбе великого русского художника Владимира Лукича Боровиковского. Современники о нем говорили: «Он знал, он чувствовал свой век».

Живописец запечатлел на холстах свое время и трех императоров, при которых прошла его жизнь. Но, главное, он подарил нам прекрасные женские образы, чистые детские лица, великолепные портреты своих современников.

Иконы, созданные Боровиковским для Казанского и других соборов, говорят о его глубоких религиозных чувствах.

Скачать для ознакомления: Элегическая грусть Владимира Боровиковского

Источник: http://gorenka.org/index.php/borovikovskij-v-l

Описание картины Владимира Боровиковского «Портрет Е.Н. Арсеневой»

Боровиковский

Перу Боровиковского Владимира Лукича принадлежит множество портретов, но наше внимание приковал к себе портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой. Написан он в 1796 году. Большим талантом автора было не только его умение точно передавать черты лица, но и показывать характер человека на холсте.

Глядя на портрет Арсеньевой, мы видим молодую женщину, где-то двадцати пяти лет. Ее выражение лица свидетельствует о хорошем настроении. Она довольна собой и своей жизнью, держится очень уверенно и гордо. Высоко поднят подбородок, выставлена вперед грудь, но при всем этом нет никакой надменности: она просто красиво позирует автору. Лицо спокойное, губы сжаты, на щеках румянец.

Шея и вырез декольте ничем не закрыты, и мы можем увидеть светлую красивую кожу. Также обнаженные руки скрещены перед собой.
На одной руке красивое украшение в виде браслета, а в другой Екатерина держит желтое яблоко. На ней надето очень красивое, с легкого, почти прозрачного материала платье. На голове красивая плетеная шляпка, с-под которой, на спину падают золотистого цвета кудри.

Портрет рисовался на улице, так, как видно, что девушка оперлась на камень, а позади нее раскрывается красивый вид. С одной стороны, зелень деревьев, а с другой красивое пышное небо. На этом фоне Екатерина Арсеньева смотрится еще более оживлено и прекрасно. Ее губы изогнулись в мягкой, игривой улыбке. Темные глаза смотрят очень кокетливо. И вся ее фигура притягивает к себе взгляд.

Всматриваясь в картину «Портрет Арсеньевой» Владимира Боровиковского, видно, насколько ярко он изобразил саму девушку и уже более приглушенными цветами нарисован вид сзади. Так, еще больше нам кажется, что это живой человек, который сидит перед нами и вот-вот что-то скажет. Такая реалистичность изображений присущая именно Боровиковскому.

  • Год написания картины: 1796.
  • Размеры картины: нет данных.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: портрет.
  • Стиль: рококо.
  • Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/borovikovskij-vladimir/portret-arsenevoj/

Владимир Лукич Боровиковский | Сообщество любителей литературы

Владимир Лукич Боровиковский (1757 — 1825) родился в небольшом украинском городке Миргороде. Его отец, Лука Боровик, принадлежал к местной казачьей старшине, владел домом и двумя небольшими участками земли. Следуя традиции, четверо его сыновей служили в Миргородском полку, но Владимир в чине поручика вышел в отставку и посвятил себя живописи.

 Отец, писавший иконы для сельских церквей, обучил иконописи детей, и династия Боровиков славилась в местной художественной артели. В Киевском музее украинского искусства и в Русском музее хранятся иконы, написанные молодым живописцем.Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине.

Случай помог ему расстаться с глухой провинцией.Судьбу Владимира Лукича в корне изменили две аллегорические картины , выполненные для украшения кременчугского дворца, одного из «путевых дворцов», возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым.К этой работе его привлек друг, поэт В. В.

Капнист (который был сослан за смелые произведения из Петербурга на родную Украину), как предводитель дворянства Киевской губернии составлявший проекты «потемкинских деревень» для торжественных встреч Екатерины II.Картины понравились императрице и польстили ее самолюбию.

На одной из них был изображен Петр I в облике землепашца и Екатерина II, засевающая поле, а на другой — императрица в облике Минервы в окружении мудрецов Древней Греции.Царская похвала открыла Боровику дорогу в Петербург. 

Кто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и на их автора. Скорее всего, это был Н.А.Львов (архитектор, музыкант, поэт и художник), потому что уже в сентябре 1788 г. Боровиковский оказался в Петербурге (где он сменил фамилию на Боровиковский), и именно в доме Львова. 

В Академию Xудожеств 30-летний живописец поступить уже не мог и потому получал частные уроки у своего прославленного земляка Д. Г. Левицкого, а с 1772 г. — у известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II, И. Б. Лампи, а также копировал лучшие образцы европейской живописи и работы своих наставников. 

Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть профессиональным мастерством. 

Около 4 декабря 1794 года Лампи обратился в Совет Академии Художеств с письмом, в котором просил присудить своему ученику В.Л. Боровиковскому звание академика. Очевидно, был представлен “Портрет Екатерины II на прогулке”. Эта просьба говорит о высокой оценке дарований русского ученика, которую дает ему художник-иностранец. После своего четырехлетнего пребывания в северной столице Лампи отдал Боровиковскому свою мастерскую, что говорит о добром отношении учителя к ученику. 

    

От своих учителей он перенял блестящую технику, легкость письма, композиционное мастерство и умение польстить портретируемому. В кружке известного архитектора, поэта и музыканта Н. А.

Львова, в доме которого он прожил десять лет, Боровиковский оказался среди видных деятелей художественной России, проникаясь идеями символизма.

Новое течение было созвучно спокойному, элегически настроенному художнику, на простой образ жизни которого не повлияли ни слава, ни деньги. Владимир Лукич был всецело поглощен искусством, и его мастерство быстро оценили заказчики. 

     

К 1790 г. он стал одним из самых знаменитых художников-портретистов, в 1795 г. получил звание академика, а семь лет спустя стал советником Академии художеств.Он сделался известным и даже модным портретистом, на него сыпались заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов императорской фамилии.

Третий великий русский портретист, пришедший вслед за Ф. С. Рокотовым и Д. Г. Левицким, Боровиковский работал очень много, и наследие его обширно и разнообразно.

Он преуспевал и в парадном портрете (многие его произведения в этом жанре почитались за образцы), и в интимном, и в миниатюрном.

Он был добросовестен и трудолюбив и все делал отлично: и многочисленные копии, которые ему заказывали не раз, и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу.

Расцвет его искусства был недолгим — чуть более десятка лет на рубеже XVIII — XIX вв., — но прекрасным. Именно тогда он создал портрет Павла I, статссекретаря Д.П.

Трощинского, передающий внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов, а также парадные портреты — удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-xана, пышный портрет А.Б.

Куракина, выразительно представляющий человека, которого за любовь к роскоши называли «бриллиантовым князем», а за редкостную спесь — «павлином», портрет Державина, сидящего в кресле у письменного стола, заваленного рукописями. 

   

Все же наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов, исполненных в те же годы.

Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.

Для прекрасных женских образов Боровиковский создал определенный стиль портрета: поясное изображение, погруженная в задумчивость фигура, опирающаяся рукой на какую-либо подставку, а фоном для томного изгиба тела в легкой светлой одежде служит тихий пейзаж. Но как индивидуальны черты его героинь и как дивно хороша каждая! 

Свое блестящее мастерство и зоркость глаза художник сохранял долго.Боровиковский воспитал двух учеников, одним из которых был Алексей Венецианов, перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира. К 1810 г.

в творчестве Боровиковского наметился поворот к романтическому направлению, но его активность ослабла. B душе художника поселились усталость и равнодушие. Он тосковал по родине, предоставлял свой дом приехавшим в Петербург землякам и оказывал им помощь.

Замкнутый, не любящий шума и суеты, Боровиковский не преподавал в академии и не открыл свою школу, хотя известно, что у него всегда жили ученики. 

Кисти одного из них, И. В. Бугаевского-Благодарного, принадлежит портрет Владимира Лукича, а А. Г. Венецианов, будущий «отец бытовой живописи», написал первую биографию своего учителя.

Старость Боровиковского была грустной. На смену прежним вкусам пришли новые, и имя Боровиковского отходит в тень, уступая место молодым именам: уже блистал О. А. Кипренский.Одинокий человек, он и раньше довольствовался узким кругом друзей, а теперь совсем сделался нелюдимым, даже избегал писать письма.

Добровольное отшельничество художника все больше принимало болезненный характер. Он мучился от несправедливости, которую наблюдал вокруг.Лекарство от нее искал и, в масонской ложе «Умирающий сфинкс», и в филантропии, и конечно же в искусстве.

Всегда склонный к религиозности (иконостас церкви Смоленского кладбища, иконы для Казанского собора), Боровиковский в 1819 г. увлекся мистицизмом, сектантством и вступил в «Духовный союз». Но и здесь его ждало горькое разочарование — отсутствие искренности и показуха.

Редкие заказные портреты того времени исполнены сухо и прозаически жестко, их краски поблекли. Словно что-то надломилось в человеке: веру он стал соединять с выпивками и покаяниями. Только отцовские гусли, под тихий перебор которых он пел украинские песни, иногда оживляли художника.6 апреля 1825 г. В. Л.

Боровиковский внезапно скончался от разрыва сердца. Похоронен он был на Смоленском кладбище.

Ушел из жизни тончайший поэт сентиментального женского образа, но величайшие образцы его мастерства открыли дорогу творческим достижениям художников романтизма. 

Мне особенно нравятся выполненные им женские портреты. Они написаны художником 200 лет назад, но полны очарования и сейчас.Предлагаю просто посмотреть и насладиться красотой образов, созданных этим замечательным художником!

Портрет Е.Н. Арсеневой, 1796, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Очаровательной «пастушкой» представил свою героиню Боровиковский, находясь в русле модных в эпоху сентиментализма увлечений пасторальными мотивами.Екатерина Николаевна Арсеньева (1778-?) была дочерью заслуженного боевого генерала, сподвижника Суворова. Годом раньше Боровиковский писал портрет ее матери. В год написания портрета Арсеньева – воспитанница Смольного института благородных девиц, была пожалована во фрейлины императрицы Марии Федоровны.Живая непосредственность и невинное кокетство сообщают восемнадцатилетней «пастушке» привлекательность и обаяние. Ее соломенную шляпку украшают золотые колосья, в руке она держит яблоко. Человеку XVIII столетия, привыкшего к языку аллегорий, не надо было объяснять, что яблоко – атрибут Афродиты – древнегреческой богини любви и красоты. Однако героиня Боровиковского покоряет зрителя не античной красотой, а своей юностью, задором и жизнерадостностью. Цветовая гамма портрета отличается необыкновенным богатством, свежестью и красотой. Бледно-желтые, голубые, зеленоватые, золотистые краски переливаются на поверхности холста, создавая впечатление изменчивости, подвижности лица. Сквозь них просвечивают розоватые тона, особенно заметные в румянце щек и на губах. На белом платье играют рефлексы голубого неба и серовато-синей шали. Теплые золотистые оттенки пробиваются в отделке платья, на белокурых волосах, в зелени, в полоске неба у горизонта. Контуры предметов как бы размыты, благодаря чему создается эффект воздуха, туманной дымки. Изысканность живописного решения усиливает ощущение радостной юности и счастья, которыми наполнен этот портрет. Портрет Императрицы Елизаветы Алексеевны, 1795 Портрет М.И.Лопухиной, 1797, Государственная Третьяковская галерея, Москва Портрет Марии Ивановны Лопухиной (1779–1803), урожденной графини Толстой был написан в эпоху сентиментализма, когда в центре внимания художника оказывается мир человеческих чувств, переживаний и настроений. В эти же годы в искусстве начинает осознаваться красота природы, ее эстетическая ценность. В природе или, как тогда говорили, натуре, видели отражение сложных движений человеческой души, тонкие созвучия внутреннему миру. Природа, среди которой уединилась молодая женщина, напоминает уголок пейзажного парка дворянской усадьбы — прекрасный, полный естественной прелести и чистоты мир. Вянущие розы, лилии навевают легкую грусть, раздумья об уходящей красоте. Элегическая мечтательность, томная нежность пронизывают всю художественную ткань произведения.Вся композиция пронизана медленными, текучими ритмами. Плавному изгибу фигуры, мягко опущенной кисти руки вторят клонящиеся ветви деревьев, белые стволы берез, колосья ржи. Неясные размытые контуры создают впечатление прозрачной дымки, легкой воздушной среды. Нежная голубизна небес, приглушенная зелень листвы, золото колосьев с яркими вкраплениями васильков перекликаются по цвету с жемчужно-белым платьем, голубым поясом и поблескивающим украшением на руке. Сиреневому шарфу вторят оттенки увядающих роз. В портрете Лопухиной впервые в русской живописи возникает прекрасный союз телесного и духовного начала, мир природы и человек сливаются в неразрывное гармоническое целое. Лизонька и Дашенька, 1794, Государственная Третьяковская галерея, Москва На небольшом овальном портрете изображены две очаровательные девушки – крепостные близких друзей Боровиковского Львовых. Николай Александрович взял их в дом на воспитание, когда они были еще совсем детьми. Девушки славились своим умением исполнять народные танцы.Портрет проникнут духом сентиментализма со свойственной ему идеализацией «простого человека», крестьянина – непосредственного, бесхитростного, естественного, как сама природа. Эти персонажи обладают не столько развитым интеллектом и глубоким образованием, сколько чистым сердцем и открытой душой. Очарованный прелестью и молодостью своих героинь, Боровиковский стремится представить их зрителю в самом привлекательном виде. Девушки обладают изящными манерами, они легко и естественно носят одежду и украшения, более привычные для представительниц привилегированных сословий. На них светлые платья, напоминающие античные туники, волосы, падающие легкими кудрями на плечи, украшены цветами и обручем, напоминающим по форме кокошник. Весь облик героинь должен был демонстрировать изящную простоту и красоту естественности. Колорит вполне соответствует настроению, царящему в портрете. Это светлые, очень тонко и богато разработанные голубовато-жемчужные, блеклые зеленые тона с вкраплениями золотистого.Для художника было особенно важно подчеркнуть нежную чувствительность героинь портрета. Прильнувшие друг к другу головки олицетворяют сердечную привязанность, демонстрируют сладостное чувство дружбы, почитаемое в эпоху сентиментализма самым возвышеннымПортрет Елены Александровны Нарышкиной, 1799, Государственная Третьяковская галерея, Москва Очаровательная юная девушка в изысканно-скромном, так называемом, ампирном платье, с легкими кудрями, небрежно разметавшимися по плечам, с легкой улыбкой взирает на зрителя. Ее окружает зелень парка, рядом с ней — цветущий розовый куст. Портрет Елены Александровны Нарышкиной (1785-1855) был написан Боровиковским в последний год XVIII столетия, когда уходила в историю эпоха сентиментализма с ее томностью, чувствительностью, меланхолией и все сильнее давал о себе знать наступающий поздний классицизм. Влияние его строгой, ясной стилистики вторгается в ткань нежного женского образа. Четче, по сравнению с более ранними портретами, стал рисунок, локальнее цвет, определеннее момент позирования модели перед художником.Очарование и красота героини портрета вызывают интерес к ее личности. Нарышкина была дочерью обер-камергера. В первом браке она была замужем за сыном полководца А.В. Суворова, князем Италийским, графом Суворовым-Рымникским, во втором браке – за князем Голицыным. Елена Александровна была дружна с поэтами В.А. Жуковским и И.И. Козловым. Она обладала яркими музыкальными способностями, и итальянским композитор Дж. Россини написал в ее честь кантату.Портрет Великой княжны Марии Павловны, 1800 Портрет княжон А. Г. и В. Г. Гагариных, 1802,Третьяковская галерея, МоскваНа портрете изображены дочери действительного тайного советника князя Гагарина. Одна из изображенных – Анна Гавриловна (1782-1856), выйдя замуж за майора Головина, основала в его подмосковном имении Деденево (Новоспасское) женское общежитие, на основе которого в 1861 году возник Спасо-Влахернский женский монастырь. О второй героине портрета — Варваре Гавриловне (1784-1808), умершей в молодом возрасте, почти ничего не известно.Девушки, изображенные на фоне зелени парка, заняты музыкой. Одна из них поет, держа в руке ноты, другая аккомпанирует ей на гитаре. Художественный, выразительный язык этого портрета стал более ясным и определенным, чем в ранних произведениях Боровиковского. Яркий, локальный, насыщенный колорит, сменивший холодноватые серебристые тона его первых работ, не потерял своей красоты и изысканности. Контуры предметов приобрели графическую ясность и четкость. Изящной линией очерчен красновато-коричневый корпус гитары. Этот цвет гармонично сочетается с розовым шарфом и серым платьем одной из девушек. 

    Клеопатра Ильинична Лобанова-Ростовская Портрет Великой княжны Александры Павловны Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой,1790, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой (1772-1829), жены близкого друга художника – один из самых ранних портретов Боровиковского. Чутко улавливая новые веяния в культуре, связанные со становлением сентиментализма, мастер стремится представить свою героиню в свободном, естественном состоянии. Он показывает ее в домашнем костюме, в непринужденной позе, ее задумчивое лицо доверчиво обращено к зрителю. Светлая фигура в белом изображена на воздушном пейзажном фоне, что делает ее бесплотной, почти бестелесной. Тонкие голубовато-серые и розовые, оливково-белые и красноватые оттенки, которыми написано лицо, белая ткань одежды и мягко написанные каштановые волосы, незаметно переходят в пепельно-лиловые и зеленоватые тона пейзажа, погруженного в туманную дымку.Портрет княгини Анны Петровны Гагариной,1801Портрет Екатерины Владимировны Родзянко, 1821Портрет дамы,1798Портрет Марфы Дуниной,1799Портрет Дарьи Семеновны Яковлевой,1801гПортрет А. Г. и А. А. Лобановых-Ростовских, 1814

    Источник: http://maxpark.com/community/5487/content/2901186

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector