Айвазовский “босфор в лунную ночь” описание картины, анализ, сочинение

Иван Айвазовский — известнейший русский художник, маринист. За свою достаточно долгую жизнь он написал более 6000 полотен. Это настоящие шедевры, которые хранятся в лучших музеях.  Творчество Айвазовского вызывает неподдельный интерес у людей разного возраста и профессий. Произведения живописца привлекают необычным и невероятно мощным содержанием.

Бушующее море, величественные горы, вой ветра, залпы орудий, силуэты кораблей и одновременно лунные поэтические ночи и пламенеющие закаты. Эти явления способны вызывать у нас особое внимание. Они действительно способны удивлять и запомниться надолго. Представляем вам лучшие картины Ивана Айвазовского с названиями. 

Девятый вал (1850)

Айвазовский

Этот шедевр пронизан бурей, как величественным погодным явлением. Живописца переполняют эмоции, которые пронизывают картину. Написана она в 1850 году. Практически сразу творение стало настоящим шедевром.

Девятый вал – это сверхмощная волна, пиковая точка шторма. На картине мы видим море, которому не удалось оправиться от прошедшей бури. Но оно уже предчувствует новую, сильнейшую и всепоглощающую. Оно безграничное и темное, еще не получившее долгожданного спокойствия.

Мы видим плот, на котором плывут люди, изможденные штормом. Они надеются, что море успокоится, и им будет даровано спасение. Но они еще не знают, что их ждет в ближайшем будущем.

Произведение создано Айвазовским в момент творческого подъема. Мастерски подобранные краски передают непередаваемый колорит и особое ощущение надвигающейся бури.

Феодосия. Лунная ночь (1852)

Айвазовский

На ранней картине живописца изображен пейзаж, который пронизан тревожным ощущением. На практически безоблачном небе встает огромная желтая луна. Она прокладывает дорожку к берегу. Там мы видим двух прохожих, которые о чем-то задумались.

Бледно-алый лунный свет освещает парусные фрегаты, которые дежурят на рейде. Виднеется шатер купальни и нависающая над ним фортификация. Все это создает гнетущее впечатление. Его не может компенсировать спящий вдали город и очертания величественных гор. Складывается впечатление, что на картине постепенно зреет Крымская война.

Полотно написано в 1852 году, хранится в частном собрании.

Сошествие Ноя с горы Арарат (1889)

Айвазовский

Картина написана в 1889 году. На ней изображен Ной, который возвращается после потопа на землю. Это известный эпизод ветхозаветной истории. Вместе с Ноем спускаются жена, сыновья с женами, животные, которые спаслись, благодаря легендарному ковчегу.

Арарат – известный символ Армении. Художнику удалось передать все величие девственной природы. Библейские персонажи становятся с ней одним целым. Умело подобранные оттенки создают особое настроение. Зритель чувствует величие возрождения мира после вселенского потопа.

Сегодня картина хранится в Армении, в национальной галерее.

Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями (1892)

Айвазовский

Главными персонажами этого полотна являются огромные парусники, бескрайнее небо и безбрежное море. Живописец написал это полотно в 1892 году, После изображенных на ней событий прошло достаточно много времени.

На переднем плане мы видим пенящееся море. В центре – парусное судно «Меркурий». В 1829 году корабль вышел на патрулирование пролива Босфор. Ветра практически не было, поэтому судно двигалось очень медленно.

Его заметили два турецких полностью вооруженных корабля. Художник запечатлел момент, когда русское судно попало в ловушку. Турецкие корабли подготовились к тому, что победа будет легкой.

Они уверены, что судно зажато между ними и находится в безвыходном положении.

Паруса кораблей, неспокойное море, выстрелы пушек, облака придают картине необъяснимый колорит, который свойственен лучшим полотнам живописца.

Вид Леандровой башни в Константинополе (1848)

Айвазовский

В этом шедевре Айвазовский выразил впечатления и эмоции от поездки в Стамбул. Леандровая башня была построена в 12 веке. Находилась она на маленькой скале около пролива Стамбульской гавани. Она служила маяком и швартом для кораблей и лодок. С вершины башни открывается чудесный вид на пролив. Можно увидеть отголоски строений Константинополя и величественные корабли.

В центре полотна находится сама башня. С окошками, флигелем, небольшим причалом и входом. Перед башней медленно плывет лодка, которая перевозит группу турецких женщин. Их лиц мы не видим, так как они скрыты под паранджой.

На фоне башни виднеются силуэты построек и дворцов. Все они высятся над берегом. Закат отбрасывает дорожку к началу полотна.

Айвазовский создает колоритное полотно, которое кажется объемным. Еще всего мгновение, и мы услышим шум ветра и рокот волн.

Чесменский бой (1848)

Айвазовский

Айвазовский создает свой шедевр в 1848 году. Ему удалось передать всю грандиозность Чесменского боя. Это батальное зрелище пронизывает страстная патетика и особый драматизм. На этом полотне художнику удалось в полной мере продемонстрировать свое мастерство, впечатляющую технику исполнения, которой он так долго учился у знаменитого К. Брюллова. Достаточно взглянуть на картину, чтобы ощутить радостное волнение.

Сражение проходит ночью. На переднем плане живописец изобразил моряков. На заднем – горят турецкие корабли, которые уже не смогут спастись. Если присмотреться, можно увидеть обломки судов, на которых находятся беспомощные матросы.

При взрыве от корабля отлетают части и становятся огромным костром, который высится над волнами. Автору удалось создать необычное сочетание трех природных стихий. Мы чувствуем, что живописец гордится родным флотом и радуется его победам.

Радуга (1873)

Айвазовский

Айвазовский создает полотно в 1873 году. Радуга – достаточно часто используемый в романтизме мотив. Зритель видит, как она встает над бушующим морем. Это действительно грандиозное и завораживающее зрелище. Корабль никак не может справиться с бушующими волнами и уходит под воду.

Горизонт мы не видим, так как он скрыт за высоким валом. Люди тщетно пытаются спастись и борются с разбушевавшейся стихией. Радуга на этом полотне не просто редкое явление природы, в котором художник может показать особое мастерство. Она символизирует долгожданное спасение несчастных. Перед нами настоящий символ прощения всего человечества.

Чёрное море (1881)

Айвазовский

Картина написана в 1881 году. Сегодня она хранится в Третьяковской галерее.
На полотне изображена буйная стихия. Достаточно взглянуть на него, чтобы понять, почему Черное море было так названо. В хорошую погоду оно спокойное и ласковое, в бурю оно чудесным образом превращается в ревущего монстра.

Читайте также:  Васнецов "снегурочка" описание картины, анализ, сочинение

В его пучине погибли многие суда. Намеком на это становится крохотный корабль, который едва заметен за бурными волнами. Непонятно, терпит он бедствие или борется с разбушевавшейся стихией.

Айвазовский изобразил момент начала бури. Еще достаточно далеко до того момента, как волны поднимутся до невероятной высоты. Но вода уже стала свинцовой, а гребни предвещают шторм. Зрители могут физически ощутить качку. Волны переданы так живо, что, кажется, вот-вот услышишь их шум и ощутишь разлетающиеся брызги.

Лунная ночь на Босфоре (1884)

Айвазовский

Полотно написано Айвазовским в 1884 году. На нем живописец изобразил знаменитый пролив в Босфор в лунную ночь. Спокойствие и безмятежность глади моря создает особое настроение. Картина написана невероятно реалистично. Можно смотреть на нее и представлять, как гуляешь по пристани и любуешься лунным светом.

Маленькие лодки рыбаков безмятежно плавают среди мирно спящих бригантин. На заднем плане мы видим, что к пристани приближается корабль. Полнолуние позволяет нам видеть пролив и горы. Которые его окружают.

Айвазовский с особым мастерством изображает ночное небо, свет луны, гладь моря и блики. Море обладало особенной притягательностью. Художник умело переносит на холст дыхание и движение пейзажа моря.

Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Смотр Черноморского флота в 1849 году (1886)

Айвазовский

Картина написана в 1886 году. Сегодня она хранится в Санкт-Петербурге, в Центральном военно-морском музее.

Это творение относится к жанру мемуаров, так как Айвазовский сам присутствовал на рейде, когда император осматривал Черноморский флот.

Справа внизу на картине изображена группа главнокомандующих. Они осматривают флот. Это Корнилов, Лазарев, Истомин и Нахимов. Около самого борта судна стоит император.

Боевые корабли выстроились в одну линию. Эти известнейшие фрегаты через 4 года будут участвовать в знаменитом Синопском сражении и все будут потоплены.

Для достижения особой гармонии Айвазовский использует оливковый, белый, голубой и серый цвета.

Пушкин на берегу Чёрного моря (1887)

Полотно написано в 1887 году. На нем Айвазовский изобразил Пушкина. Поэт отдыхает на берегу черного моря. Он любуется величественной картиной природы.

Художник познакомился с поэтом в 1836 году на выставке в Санкт-Петербурге. После этого была создана серия картин, на которых живописец изобразил Пушкина.

На этом шедевре мы видим великого поэта на фоне моря. Александр Сергеевич любуется великолепным закатом. Выражение его лица говорит о том, что его опять посетило вдохновение.

Вполне возможно, что скоро будет создан новый шедевр. После написания Айвазовский передал картину Музею Академии художеств. В Великую отечественную войну картина сильно пострадала и впоследствии была отреставрирована.

Источник: https://TopSpiski.com/luchshie-kartiny-ivana-ajvazovskogo/

Айвазовский «Босфор в лунную ночь». Описание

  • Юлия Черемпей
  • 2015-10-24
  • Живопись

Айвазовский

Айвазовский

Картина создана в 1874 году. Полотно является одной из многочисленных работ Айвазовского на морскую тему. Художник очень любил и трепетно относился ко всему, что связано с бескрайними водами. Айвазовский – это человек, который провёл много лет своей жизни в разных странах, изучая живопись, создавая шедевры на тему природы.

Характерной чертой художника была отличная зрительная память. Именно она помогала ему в точности до мельчайших подробностей изображать все увиденное им вокруг в разных странах. Детали на его полотнах прописаны очень мастерски. Работами Айвазовского восхищаются уже много лет люди во всему миру.

Его пейзажи ненавязчиво заставляют глядеть на них. При этом внутри вызывая успокоение, мир, душевную гармонию. Есть полотна, наоборот, заставляющие наш организм переполняться эмоциями, которые тревожны и волнительны. Будто бы мы сами где-то среди шторма в бескрайнем сине-чёрном море.

Да, такую тревогу вызывают полотна художника, связанные с буйством и неукротимостью стихии.

Но только не эта работа. Картина Айвазовского «Босфор в лунную ночь» приятно радует глаз, успокаивает. Пролив безмятежен. Штиль..

В этот вечер, как и в большинство других, жизнь на этой пристани течёт своим ходом. Корабли стоят, опустив паруса, сигнализируя о том, что пройден ещё один день. Но завтра наступит новый.

А пока моряки могут отдыхать, мирно беседуя на берегу о дальних путешествиях.

Полная луна на небе даёт нам возможность хорошо рассмотреть все детали этого места. Так, мы видим горы, корабль, который ещё не занял своё место на ночлеге среди бригантин. Хочется попасть туда, чтобы прогуляться по причалу, наблюдая за безмятежностью момента.

Лунная дорожка на водной глади говорит нам о том, что сегодня море спокойно, а небо чистое. Луна не должна пробиваться сквозь плотные тучи, чтобы пролить свет на этот причал. Наслаждаясь пейзажем, плавают рыбацкие лодки. В них рыбаки судачат о своих достижениях.

Эта способность Айвазовского изображать так реалистично небо, лунный свет, блики, море была присуща только ему. Такая тематика есть на многих работах художника Айвазовского.

Лунная ночь на Босфоре принадлежит к циклу картин под названием маринистическая живопись. Море для художника всегда имело особое значение, важность и притягательность. Оно было для него живым.

Мы словно можем почувствовать Дыхание морских пейзажей, смотря на его работы.

По словам художника, если бы он жил 300 лет, то все равно бы всегда смог найти что-то новое в море. Все мысли и любовь к нему он переносил на холст. Именно ему остался верен всю свою жизнь.

  1. Айвазовский
  2. Айвазовский
  3. Айвазовский
  4. Айвазовский
  5. Айвазовский
  6. Айвазовский
  7. Знакомьтесь с другими полотнами великих художников на наших страницах http://vseobovsemcherempej.ru/2015/10/21/somov-pastoral-opisanie-kartinyi/

Источник: http://vseobovsemcherempej.ru/ayvazovskiy-bosfor-v-lunnuyu-noch-opisanie/

Сочинение по картине Босфор в лунную ночь — Иван Айвазовский

Айвазовский

Картина «Босфор в лунную ночь» написана Айвазовским в 1874 году.

Читайте также:  Васнецов "крещение руси" описание картины, анализ, сочинение

Художник очень трепетно относился к морской тематике, любил морские пейзажи, причалы и все проявления морской стихии. Много лет Айвазовский работал в разных странах и изучал их природу и искусство живописи.

Художник имел прекрасную зрительную память, и поэтому детали на его картинах написаны невероятно точно. Его картинами восхищаются зрители уже несколько столетий. Одни картины волнуют, а другие успокаивают душу.

Раньше никому не удавалось изобразить морскую стихию, воздух и свет так реалистично, как это изображал в своих произведениях Иван Айвазовский.

Картина написана на холсте масляными красками. Она представляет маринистический цикл картин творчества Айвазовского. Перед зрителем предстает пролив Босфор в полнолуние, водная гладь спокойна и безмятежна. Успокаивающий штиль… Картина написана так реалистично, что глядя на нее хочется мечтать, как гуляешь по пристани и любуешься лунной дорожкой.

Корабли на причале уже спустили паруса, чтобы отдохнуть и набраться сил для новых дальних путешествий.

Между спящими бригантинами безмятежно плывут небольшие рыбацкие лодки. На дальнем плане изображен плывущий к пристани корабль с еще поднятыми парусами. В полнолуние прекрасно видно горы, которые окружают пролив.

Небо чистое и ничто не мешает луне одной царствовать на небосклоне. Уставшие рыбаки беседуют на берегу.

Поразительны способности художника правдиво передавать на холсте свет луны, ночное небо, блики на водной глади. Эти образы можно встретить и в других произведениях Айвазовского. Притягательная для художника сила моря постоянно заставляла находить в нем что-то новое.

Морской пейзаж Айвазовского передает дыхание и движение этой природной силы. Всю жизнь художник был верен своей любви к морю. Картину «Босфор в лунную ночь» можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

(1

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/ajvazovskij-ivan/bosfor-v-lunnuyu-noch-ivan-ajvazovskij/

Иван Константинович Айвазовский (29.07.1817 – 02.05.1900 г.)

Биография

Иван Константинович Айвазовский – знаменитый русский живописец-маринист, автор более шести тысяч полотен. Профессор, академик, меценат, почетный член Академий художеств Санкт-Петербурга, Амстердама, Рима, Штутгарта, Парижа и Флоренции.

Родился будущий художник в Феодосии, в 1817 году, в семье Геворка и Рипсиме Гайвазовских. Мать Ованеса (армянский вариант имени Иван) была чистокровной армянкой, а отец происходил из армян, переселившихся из Западной Армении, оказавшейся под владычеством турок, в Галицию. В Феодосии Геворк поселился под фамилией Гайвазовский, записав ее на польский манер.

Портрет Ивана Айвазовского

Отец Ованеса был удивительным человеком, предприимчивым, смекалистым. Папа знал турецкий, венгерский, польский, украинский, русский и даже цыганский языки.

В Крыму Геворк Айвазян, ставший Константином Григорьевичем Гайвазовским, весьма успешно занялся торговлей.

В те времена Феодосия стремительно росла, приобретя статус международного порта, но все успехи предприимчивого купца свела к нулю эпидемия чумы, вспыхнувшая после войны с Наполеоном.

К моменту рождения Ивана у Гайвазовских уже был сын Саргис, в монашестве принявший имя Габриэл, затем родилось еще три дочери, но семья жила в большой нужде. Мать Репсиме помогала мужу, продавая свои искусные вышивки.

Иван рос смышленым и мечтательным ребенком.

С утра он просыпался и убегал на берег моря, где мог часами наблюдать за входившими в порт судами, маленькими рыбацкими лодочками, любуясь необыкновенной красоты пейзажами закатами, штормами и штилями.

Картина Ивана Айвазовского “Черное море”

Свои первые картины мальчик писал на песке, а через несколько минут их смывал прибой. Тогда он вооружился кусочком угля и украсил рисунками белые стены домика, где жили Гайвазовские. Отец посмотрел, хмурясь на шедевры сына, но не отругал его, а крепко задумался. С десяти лет Иван работал в кофейне, помогая семье, что вовсе не мешало ему расти умным и талантливым ребенком.

В детстве Айвазовский сам выучился играть на скрипке, и, конечно, постоянно рисовал. Судьба свела его с феодосийским архитектором Яковом Кохом, и этот момент принято считать поворотным, определяющим в биографии будущего гениального мариниста.

Заметив художественные способности мальчика, Кох снабжал юного художника карандашами, красками и бумагой, давал первые уроки рисования. Вторым покровителем Ивана стал градоначальник Феодосии Александр Казначеев.

Губернатор оценил умелую игру Вани на скрипке, ведь он и сам нередко музицировал.

Иван Айвазовский в молодости

В 1830 году Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию. В Симферополе на талантливого ребенка обратила внимание жена таврического губернатора Наталья Нарышкина.

Иван стал часто бывать у нее дома, причем светская дама предоставила в его распоряжение свою библиотеку, коллекцию гравюр, книги о живописи, искусстве.

Мальчик непрестанно работал, копировал известные произведения, рисовал этюды, эскизы.

При содействии портретиста Сальватора Тончи Нарышкина обратилась к Оленину, президенту Императорской академии художеств в Петербурге, с просьбой устроить мальчика в академию с полным пансионом.

В письме она подробно описала таланты Айвазовского, его жизненную ситуацию и приложила рисунки.

Оленин оценил талант юноши, и вскоре Иван был зачислен в Академию художеств с личного соизволения императора Николая I, также увидевшего присланные рисунки.

Иван Айвазовский за работой

В возрасте 13 лет Иван Айвазовский стал самым юным учеником Академии в пейзажном классе Воробьева. Опытный педагог сразу оценил всю величину и мощь таланта Айвазовского и по мере сил и возможностей дал юноше классическое художественное образование, своего рода теоретическую и практическую базу для живописца-виртуоза, каким вскоре стал Иван Константинович.

Очень быстро ученик превзошел учителя, и Воробьев порекомендовал Айвазовского Филиппу Таннеру, французскому маринисту, прибывшему в Петербург. Таннер и Айвазовский не сошлись характерами. Француз свалил на ученика всю черновую работу, но Иван все-таки нашел время и для собственных картин.

Живопись

В 1836 году состоялась выставка, где были представлены произведения Таннера и молодого Айвазовского.

Одна из работ Ивана Константиновича была удостоена серебряной медали, также его похвалила одна столичная газета, француза же упрекнули в манерности.

Читайте также:  Опера «князь игорь»: содержание, видео, интересные факты

Филипп, сгорая от гнева и зависти, пожаловался императору на непослушного ученика, который не имел права выставлять свои работы на выставке без ведома учителя.

Картина Ивана Айвазовского “Девятый вал”

Формально француз был прав, и Николай повелел убрать картины с выставки, а сам Айвазовский впал в немилость при дворе.

Талантливого художника поддержали лучшие умы столицы, с которыми он успел свести знакомство: Крылов, Жуковский, президент Академии Оленин.

В итоге дело решилось в пользу Ивана, за которого вступился Александр Зауервейд, преподававший живопись императорским отпрыскам.

Николай наградил Айвазовского и даже отправил его вместе со своим сыном Константином на Балтийский флот. Цесаревич изучал основы морского дела и руководство флотом, а Айвазовский специализировался в художественной стороне вопроса (сложно писать батальные сцены и корабли, не зная их устройства).

Картина Ивана Айвазовского “Радуга”

Зауервейд стал учителем Айвазовского по классу батальной живописи. Через несколько месяцев, в сентябре 1837 года, талантливый студент получил золотую медаль за картину «Штиль», после чего руководством Академии было принято решение выпустить художника из учебного заведения, поскольку оно ему ничего уже не могло дать.

Картина Ивана Айвазовского “Лунная ночь на Босфоре”

В 20 лет Иван Айвазовский стал самым молодым выпускником Академии художеств (по правилам ему полагалось учиться еще три года) и отправился в оплачиваемое путешествие: сначала в родной Крым на два года, а затем – на шесть лет в Европу. Счастливый художник вернулся в родную Феодосию, затем путешествовал по Крыму, участвовал в высадке морского десанта в Черкессии. За это время он написал множество работ, включая мирные морские пейзажи и батальные сцены.

Картина Ивана Айвазовского “Лунная ночь на Капри”

После недолгого пребывания в Петербурге в 1840 году Айвазовский уехал в Венецию, оттуда – во Флоренцию и Рим.

Во время этого путешествия Иван Константинович встретился со старшим братом Габриэлом, монахом на острове Святого Лазаря, познакомился с Гоголем.

В Италии художник изучал произведения великих мастеров и много писал сам. Везде он выставлял свои картины, многие раскупались сразу же.

Картина Ивана Айвазовского “Хаос”

Его шедевр «Хаос» пожелал купить сам Папа Римский. Услышав об этом, Иван Константинович лично подарил картину понтифику. Растроганный Григорий XVI вручил живописцу золотую медаль, а слава о талантливом маринисте загремела на всю Европу.

Затем художник посетил Швейцарию, Голландию, Англию, Португалию и Испанию. На пути домой корабль, на котором плыл Айвазовский, попал в шторм, разразилась страшная буря.

Некоторое время ходили слухи, что маринист погиб, но, к счастью, ему удалось вернуться домой живым и невредимым.

Картина Ивана Айвазовского “Буря”

Айвазовскому выпала счастливая судьба водить знакомство и даже дружбу со многими выдающимися людьми той эпохи.

Художник был близко знаком с Александром Пушкиным, Глинкой, Николаем Раевским, Кипренским, Брюлловым, Жуковским, не говоря уже о дружбе с императорским семейством.

И все же связи, богатство, слава не прельщали художника. Главными в его жизни всегда были семья, простые люди, любимая работа.

Картина Ивана Айвазовского “Чесменский бой”

Разбогатев и став знаменитым, Айвазовский много сделал для родной Феодосии: основал школу искусств и картинную галерею, музей древностей, спонсировал строительство железной дороги, городского водопровода, питавшегося из его личного источника. Под конец жизни Иван Константинович оставался таким же деятельным и активным как в молодости: посетил с супругой Америку, много работал, помогал людям, занимался благотворительностью, благоустройством родного города и преподавательской деятельностью.

Личная жизнь

Личная жизнь великого живописца полна взлетов и падений. В его судьбе было три любви, три женщины. Первая любовь Айвазовского – танцовщица из Венеции, мировая знаменитость Мария Тальони, была старше его на 13 лет. Влюбленный художник отправился за своей музой в Венецию, но отношения были недолгими: танцовщица предпочла любви юноши балет.

Иван Айвазовский с первой женой и дочерьми

В 1848 году Иван Константинович по большой любви женился на Юлии Гревс, дочери англичанина, бывшего придворным медиком Николая I. Молодые уехали в Феодосию, где сыграли пышную свадьбу. В этом браке у Айвазовского родилось четыре дочери: Александра, Мария, Елена и Жанна.

Иван Айвазовский с внуками

На фото семья выглядит счастливой, но идиллия оказалась недолгой. После рождения дочек супруга переменилась в характере, перенеся нервное заболевание.

Юлия хотела жить в столице, бывать на балах, давать званые вечера, вести светскую жизнь, а сердце художника принадлежало Феодосии и простым людям. В итоге брак завершился разводом, что по тем временам случалось нечасто.

С трудом художнику удавалось поддерживать отношения с дочерьми и их семьями: сварливая жена настроила девушек против отца.

Анна Никитична Саркизова

Последнюю любовь художник встретил уже в преклонном возрасте: в 1881 году ему было 65 лет, а его избраннице – всего 25 лет. Анна Никитична Саркизова стала супругой Айвазовского в 1882 году и была с ним до самого конца. Ее красота увековечена супругом в картине “Портрет жены художника”.

Смерть

Великий художник-маринист, ставший мировой знаменитостью в 20 лет, скончался у себя дома в Феодосии в возрасте 82 лет, в 1900 году. На мольберте осталась незавершенная картина «Взрыв корабля».

Лучшие картины

  • «Девятый вал»;
  • «Кораблекрушение»;
  • «Ночь в Венеции»;
  • «Бриг Меркурий, атакованный двумя турецкими кораблями»;
  • «Лунная ночь в Крыму. Гурзуф»;
  • «Лунная ночь на Капри»;
  • «Лунная ночь на Босфоре»;
  • «Хождение по водам»;
  • «Чесменский бой»;
  • «Лунная дорожка»
  • «Босфор в лунную ночь»;
  • «А.С. Пушкин на берегу Черного моря»;
  • «Радуга»;
  • «Восход солнца в гавани»;
  • «Судно посреди шторма»;
  • «Хаос. Сотворение мира;
  • «Штиль»;
  • «Венецианская ночь»;
  • «Всемирный потоп».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c88f5a9618a2f00c6069f45/5cf4e8afb2f43e00afceda47

Ссылка на основную публикацию