Ге «возвращение с погребения христа» описание картины, анализ, сочинение

Ге

На евангельский сюжет (Мф. 27: 33–38; Мк. 15: 22–27; Лк. 23: 33–38; Ин. 19: 20-34).

За эту картину в 1890 А. П. Рябушкин получил звание художника 1-й степени. Картина была написана как программа на большую золотую медаль.

Графические эскизы и этюды для картины находятся в ГТГ, ГРМ, Музее-квартире Бродского. А. К.

Воскресенский, учившийся с Рябушкиным в ИАХ, свидетельствует, что для картины было написано около пятидесяти эскизов и этюдов На выставке „Рябушкин 1912 С.-Петербург“ экспонировались 24 подготовительные работы. 

***

Ге

Икона реставрировалась в 1985 г. Верхний слой записи удален, нижний — разрежен и утоньшен. Словарь русских иконописцев

***

Ге

  • П. Басин 
  • ***

Ге

  1. Государственная Третьяковская галерея
  2. ***

Ге

Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев,— просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим,— приходивший прежде к Иисусу ночью,— и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.

Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

» (Евангелие от Иоанна) 

***

Ге

  • Источник: Википедия  
  • ***

Ге

Храм Христа Спасителя, Москва

«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» — все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма.

Ге

Храм Христа Спасителя, Москва

«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» — все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма.

***

Ге

Частное собрание

Крадиевская создает камерную композицию «Пьета» (1916), в которой угадывается аналогия с Пьетой Ронданини и флорентийской Пьетой Микеланджело. Основной ритмический ход – волнообразное движение поникшей фигуры Христа. Композицию «Пьета» из Флоренции можно считать персонификацией автора. Микеланджело высекал ее в преклонные годы.

Он изобразил себя в образе Никодима, работа предназначалась для церкви, где мастер хотел быть похоронен. Избрав самую личностную работу мастера в качестве образца, Надежда вновь подтвердила свой выбор и свое кредо. В «Пьете» она изображает себя в виде Святой Девы, прильнувшей к ногам Христа. Она ищет цветовой строй композиции.

Не драматичный, но радужный: желтый, красный, зеленый, синий. Она втирает пальцами корпускулы масляных красок в поверхность алебастра. Получается своего рода лессировка: сквозь легкий прозрачный слой краски просвечивает мерцающе-белый алебастр. Композиция становится дважды рукотворной – скульптурно-рукотворной и живописно-рукотворной.

Самоотдача рук, заслуживших право поддерживать ступни Христа. Библиотека Якова Кротова

***

Ге

Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Омск 

  1. ***
  2. Положение во гроб.

К. А. Штейбен. 1843 г. Холст, масло.

Одна из живописных работ в нише пилона Исаакиевского собора, посвященных событиям Страстной недели. Положение во гроб – евангельская сцена похорон распятого Иисуса. Тайный ученик Христа Иосиф Аримафейский уговорил римского наместника Понтия Пилата отдать тело распятого Господа для погребения.

Пришел также другой тайный ученик Иисуса, член синедриона Никодим. Он принес для погребения драгоценную благовонную мазь из смирны и алоэ.Снятое с креста тело обвили пеленами (плащаницей), пропитанными благовониями, и положили во гроб, высеченный в скале, привалив к нему камень.

Жены-мироносицы Мария Магдалина и Мария Иосифова смотрели, где Его полагали. 

***

Снятие с креста. Лев Федорович Жегин (1892-1969). Начало 1920-х гг. Бумага, уголь. 68х51,5.

Собрание семьи художника

Не публиковавшийся ранее рисунок «Снятие с креста» — одна из самых сильных и драматичных работ Жегина. Здесь совмещены две иконографические композиции: снятие с креста и распятие; в одном изображении показаны два разновременных момента. Фигура, расположенная в верхней части композиции, взлетает, отрываясь от креста, подобно птице или ангелу.

Вовлекаясь в этот полет, взмывает и распятие. Оно словно излучает свечение, являясь самым сильным акцентом композиции. Благодаря светоносности изображения преодолевается трагизм сюжета. Священник, ученый, искусствовед о.

Павел Флоренский писал: «Свидетельствование истины есть свет, а чтобы свидетельствовать ее — надо иметь свет в себе; это представление об истине как свете и свете как истине коренится в самых глубоких областях мистики и оттуда несметное множество раз проявлялось в языке и в мысли». В графическом листе Жегина вечерний свет абстрагирован от чувственной конкретности.

В книге «Язык живописного произведения» Лев Федорович интересно пишет о художественном приеме барокко, когда «поток световых лучей, скользящих по рельефу изображений, вырывает из окружающей темноты наиболее выступающие части предметов», вспоминает о рембрандтовском «свете неизвестно откуда».

Эта особенность освещения названа им «косыми вечерними лучами», хотя далеко не всегда речь идет именно о вечернем освещении (можно предположить, что Жегин вспоминает здесь о поэтике заката, мистически значимой для творчества Ф. М. Достоевского). Русское искусство № 4 2004

***

Погребение Христа. Николай Андреевич Кошелев. 1881 г. (оригинал картины сильно поврежден)

  • сайт Нижегородской епархии 
  • ***

Погребение Христа. Николай Андреевич Кошелев. 1880–81 гг. Нижегородский государственный художественный музей Фрагменты картины Фото с демонстрации этапов реставрации картины

Оплакивание Христа. А. Г. Венецианов. Ок. 1811 г. Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

***

Христос во гробе. В. Л. Боровиковский. 1820-е. Картон, масло, 30,5?47.

Бог Отец, созерцающий мертвого Христа.

В. Л. Боровиковский. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Эта работа относится к позднему периоду творчества Боровиковского, когда он писал большое количество небольших по формату икон. Точные даты их создания неизвестны. Изображение, которое можно назвать также „новозаветная Троица“, не встречалось в России вплоть до XVIII века. Эта работа проникнута искренним религиозным чувством, однако ее художественное значение явно превалирует над культовым.

При упоминании в литературе это произведение обычно называют не иконой, а „эскизом“. Нельзя назвать эту работу и картиной: она помещена в специальную рамку, напоминающую оклад, на которой в полукруглом картуше приведена цитата из Евангелия от Иоанна: „Так бо возлюби Бог мир, яко и сына своего единородного дал есмь“. Между фигурами Бога-Отца и Христа виден голубь, олицетворяющий Святого Духа.

ГТГ 

***

Положение во гроб.

К. Вениг. 1859 г. 

***

Плащаница. В. М. Васнецов

  1. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург 
  2. ***

Плащаница. В. М. Васнецов. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва Положение во гроб. В. М. Васнецов. 1896 г. Холст, масло. 171х213.

Положение во гроб. Мозаика по оригиналу К. Дузи (1808-1859). 1880 г. Мозаика в приделе св. Екатерины Исаакиевского собора исполнена В. С. Сорокиным, П. С. Васильевым, П. Г. Рыкатовым

  • Исаакиевский собор 
  • ***
  • Положение во гроб.

Василий Кузьмич Шебуев. 1848 г. 

***

Оплакивание Христа (Богоматерь над телом Спасителя (Piet?)). Павел Жуковский. 1876 г. Холст, масло. 214х173. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

В 1978 г. картина выставлялась на Парижском салоне. 

***

Положение во гроб. В. Беляев. 1890 г. Холст, масло, 98×232.

  1. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
  2. „Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею“ Евангелие от Матфея 27:57-59
  3. ***

Погребение Господне.
Клавдий Васильевич Лебедев.

  • Церковно-археологический кабинет МДА
  • ***

Надгробный плач. Вариант 1 с пейзажным фоном. Михаил Врубель. 1887 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. Киевский музей русского искусства

  1. Инв. Рг-1433 

Надгробный плач. Вариант 2 с фигурой Богоматери на первом плане. М. А. Врубель. 1887 г. Бумага, акварель, графитный карандаш, лак. 45х62,7. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. Киевский музей русского искусства

Надгробный плач. Вариант 3. Михаил Врубель. 1887 г. Бумага, черная акварель, графитный карандаш. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве.

Киевский музей русского искусства 

Надгробный плач. Вариант 4. Триптих. Михаил Врубель. 1887 г. Б.,акв., гриф., кар., 45х62,6. Эскиз неосуществленной росписи Владимирского собора в Киеве. Киевский музей религиозного искусства

Сюжеты предполагаемых росписей Врубель разрабатывал в нескольких вариантах. «Надгробный плач» (Богоматерь у тела Христа) имеет четыре варианта, различных по композиции. Первый — на фоне далекого пейзажа: небо с плывущими тучами, диск заходящего солнца, силуэты тополей.

Возможно, пейзаж внушен видом Днепра, открывавшимся от Андреевского собора, где художник тогда жил. Во втором варианте пейзажный фон устранен, две фигуры вписаны в полукруг, как бы в уединенную нишу. В третьем варианте они на фоне большого креста.

Художник предполагал написать эту композицию между двумя окнами, и силуэт креста при этом естественно возникал. В четвертом, наиболее законченном эскизе введены еще фигуры апостолов по сторонам. Все четыре эскиза исполнены акварелью. Михаил Врубель. Незамеченные шедевры. Дмитриева Н.

А. Издательство «Детская литература», Москва, 1984 

***

Надгробный плач. Михаил Врубель. 1884 г. Роспись Кирилловской церкви в Киеве

http://vrubel.art-painters.info/pic.php?art=1&a_id=85&w_id=851020 

  • ***
  • Стояла у гроба.

В. Д. Поленов 

  1. ***
  2. Скорбящая Богоматерь.

М. П. Боткин 

***

Возвращение с погребения Христа. Н.Н.Ге. 1859 г. Эскиз, 43 х 54,2.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Источник: https://www.ippo.ru/christian-culture/evangelie/str/8/

Презентация к уроку развития речи ""Подготовка к написанию сочинения – описания картины Н. Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у

Ге Перейти

Двадцать пятое февраля.
Классная работа.
Фебруус (лат. Februus) —
 этрусский бог 
подземного царства, 
где обитают души умерших,
 также податель богатства, 
смерти, очищения.
 В древнеримской религии 
Фебруус был богом 
плодородия и богатства.
От имени Фебрууса 
происходит название 
месяца февраль у римлян.

Ге Перейти

Тема урока:
Подготовка к 
сочинению – 
описанию 
картины Н.Н.Ге 
«И.И.Пущин в 
гостях у 
Пушкина в 
Михайловском»

Ге ПерейтиГе Перейти

Несколько слов о художнике
Николай Николаевич Ге – известный русский живописец (художник)
 «Искусство поднимает 
душу к небу»   Н.Н.Ге
      
Автопортрет

Ге Перейти

Ахиллес,  оплакивающий  Патрокла. 1855
Государственная Третьяковская галерея

Ге Перейти

Суд царя Соломона. 1854
Киевский государственный музей русского искусства

Ге Перейти

Тайная вечеря. 1863
Государственный Русский музей

Ге Перейти

«Христос и Мария, сестра Лазаря»

Ге Перейти

«Вестники Воскресения»

Ге Перейти

Возвращение с погребения Христа

Перейти

Пейзаж
Облака. Фраскати. 1859

Перейти

Пейзаж
Мраморная пильня в Карраре. 1868
Мост в Вико. 1858

Перейти

Вид из Сан­Теренцо 
на Леричи ночью. 
галерея
1862­1864
Государственная 
Третьяковская

Перейти

Александр Иванович Герцен – любимый 
писатель художника

Перейти

Н.Н. Ге был прекрасным портретистом
Портрет поэта 
Н.А. Некрасова. 1872
Портрет  
писателя И.С. 
Тургенева.

Перейти

Работая над 
портретом 
Л.Н.Толстого, 
художник 
признавался, что ему 
важно было 
показать писателя 
именно за рабочим 
столом, чтобы 
зрители увидели, как 
создавались великие 
романы 
Л.Н.Толстого.
Н. Н. Ге. «Портрет писателя Л. Н. Толстого». 1884 г. 
Государственная Третьяковская галерея. Москва

Перейти

Н. Н. Ге. «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в 
Петергофе». 1871 г. Государственная Третьяковская галерея. 
Москва

Перейти

Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы. 1874
Государственная Третьяковская галерея

Перейти

«И.И. Пущин в гостях у Пушкина в селе 
Михайловском»

ПерейтиПерейтиПерейти

«Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя..» ­ называл поэт свою 
няню. Именно Арина Родионовна  находилась рядом в трудные дни 
заточенья Пушкина в Михайловском, разделяла  одиночество, была 
лучшим его собеседником и слушателем.

Перейти

Запиши в тетрадь
 Картину «Иван Пущин в 
гостях у Пушкина в селе 
Михайловском» написал 
замечательный русский 
художник Николай 
Николаевич Ге. За 
вольнолюбивые стихи А.С. 
Пушкин два года 
находился в ссылке в 
имении своих родителей 
    в селе Михайловском.
«Вот  ветхий  дом, в  котором  жил  я  с 
бедной  нянею  моей…» А.С.Пушкин

ПерейтиПерейтиПерейтиПерейтиПерейтиПерейтиПерейти

«Мой первый друг, мой друг бесценный…»

ПерейтиПерейтиПерейти

Интерьер комнаты. Что такое интерьер?
Камин, в правом углу стул с книгами, на стене висит  полка с книгами, 
в центре комнаты стоит стол, покрытый  зелёной скатертью, на 
котором стоит чернильница, лежат книги и рукописи. В левом углу 
лежит наскоро сброшенная дорожная сумка и шуба Пущина.

Перейти

В центре картины изображён А.С. Пушкин, читающий  Ивану  Пущину 
­ Кто изображён на картине?
 комедию  А.С. Грибоедова «Горе от ума».
­ Опишите  позу, одежду поэта.

Перейти

На втором плане картины, сидящим в уютном кресле, 
изображён лицейский друг поэта Иван Пущин.

Перейти

­ Кто изображён на заднем плане полотна?

Перейти

Всмотритесь в картину: где происходит действие? каким выдался день? 
«Мороз и солнце: день чудесный!», « …вся комната янтарным блеском 
озарена, трещит затопленная печь…»
Запишите в тетрадь – Комната залита солнечным светом.

Перейти

«Последний приют поэта»  
Святогорский Успенский монастырь.

Перейти

Могила А.С. Пушкина

Перейти

Родовое кладбище Ганнибалов ­ Пушкиных

Перейти

Успенского собора в Святогорском монастыре, который находится в 
пяти верстах от села Михайловское, в посёлке Пушкинские горы 
Запиши в тетрадь – Похоронен А.С. Пушкин на территории 
Псковской области.

Источник: https://znanio.ru/media/prezentatsiya_k_uroku_razvitiya_rechi_podgotovka_k_napisaniyu_sochineniya___opisaniya_kartiny_n_n_ge_i_i_puschin_v_gostyah_u_pushkina_v_sele_mihajlovskom-50325

Великая Пятница — день крестной смерти Христа. Произведения Николая Николаевича Ге | ПРИСТАНЬ ОПТИМИСТОВ

Сегодня Великая Пятница. Скорбный день, вспоминают о крестной смерти Иисуса Христа, снятию Его тела и погребения.  Мне хочется в этот день обратиться к работам Николая Николаевича Ге — русского живописца, мастера портретов, исторических и религиозных полотен, тем более, что 23 февраля исполнилось 180 лет со дня его рождения.

Ге

«Художник Николай Ге», картина художника Ярошенко Н.А

(если картина не открывается, щелкните в левый верхний угол для загрузки)

Очень многие известные работы Николая Николаевича на библейские темы не были приняты при его жизни. Они очень отличались от салонно-красивых работ других художников на библейские темы.  Его полотна звучали как страстная исповедь

  • Ге
  •      Христос в Гефсиманском лесу, 1869 год.
  • В ночном саду с глубокими тенями Иисус молил Отца: «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»

Учеников оставив за стеной,Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,Побудьте здесь и бодрствуйте со мной».Он отказался без противоборства,Как от вещей, полученных взаймы,От всемогущества и чудотворства,

И был теперь, как смертные, как мы.

……………………………………………………………

Но книга жизни подошла к странице,Которая дороже всех святынь.Сейчас должно написанное сбыться,Пускай же сбудется оно. Аминь.Ты видишь, ход веков подобен притчеИ может загореться на ходу.Во имя страшного ее величьяЯ в добровольных муках в гроб сойду.Я в гроб сойду и в третий день восстану,И, как сплавляют по реке плоты,Ко Мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты».

(Из стихотворения Бориса Пастернака. «Гефсиманский сад».1949. )

Однако картина не имела успеха  ни в Петербурге, ни на международной художественной выставке в Мюнхене в 1869.  Образ, явившийся воображению художника, сочли надуманным и умозрительным. Но мастер упорно шел по своему пути, ища свою, только одному ему известную истину.

Ге

                         «Что есть истина ?» 1890

 С этого времени каждый год в Петербурге неизменно появлялись картины Николая Ге. Полотна удаляли с выставок, они подвергались церковной цензурой беспощадным гонениям, и художнику приходилось показывать их на частной квартире. Но на запрещенные картины толпами ходила смотреть публика, о них спорили, их обсуждали в прессе и вывозили за границу…

Ге

«Христос и разбойник» 1893.

Ге был очень доволен произведенным впечатлением: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа… Я заставлю их рыдать, а не умиляться…». Он снова стал необычайно популярен. Молодые художники внимали ему как апостолу нового искусства. Ге рассказывал им о живой форме, способной передать чувство. Сам он писал так, как учил: без эскиза, без натуры и без контура.

  1. Ге
  2.         » Распятие» 1892 г. Музей д'Орсэ, Париж
  3. Художник Николай Ге о картине:   — Я долго думал, зачем нужно распятие… — для возбуждения жалости, сострадания — оно не нужно… раскаяние нужно, чтобы сознать и почувствовать, что Христос умер за меня…
  4. Ге
  5.                «Голова распятого Христа»  1892-1893.
  6. Ге

«Возвращение с погребения Христа» 1859 г. ЭскизСудьба его картин складывалась драматично. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил.

Картина «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, но ее подвергла критике церковная цензура.

Картина ««Что есть истина? Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника.

Он всегда искал истину, нередко думал, что был к ней близок, но ненадолго,так как искание истины было в его природе… (Г. Мясоедов)

Источник: https://maxpark.com/community/1851/content/1306623

Погребение Христа. Евангельские события — Евангельские места. Путеводитель

Эпизод относится к числу Страстей Христовых, следует за Оплакиванием Христа и непосредственно предшествует сцене обнаружения пустой могилы, то есть является последним моментом, в котором ещё фигурирует земное тело Иисуса. Согласно христианскому вероучению, после погребения тела Христа Его душа спустилась в ад для победы над смертью и спасения ветхозаветных праведников.

Ге «Положение во гроб», икона мастерской А. Рублёва (рядом с гробом видна свёрнутая плащаница) Мастерская Андрея Рублева, Public Domain

Погребение Христа получило своё отражение в богословских сочинениях, рассматривающих его как завершение искупительной миссии Христа, а также в апокрифической литературе. В искусстве тема погребения отразилась в многочисленных живописных и скульптурных работах.

Погребение

Евангельское повествование

О погребении Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста, и каждый сообщает свои подробности. При этом из всех четырёх евангелистов только Матфей упоминает об опечатывании гробницы и приставлении к ней стражи.

ЕвангелиеОписание погребения
От Матфея (Мф. 27:57-66) Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
От Марка (Мк. 15:42-47) И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть перед субботою, — пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
От Луки (Лк. 23:50-56) Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном , где ещё никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.
От Иоанна (Ин. 19:38-42) После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Историки, изучая евангельский рассказ, приходят к выводу, что погребение Иисуса было выполнено в соответствии с иудейскими погребальными традициями того времени.

Участники погребения

Ге Эпизоды, предшествующие погребению:Иосиф Аримафейский и Никодим переносят тело Христа(Иванов А. А., 1850-е гг.) Александр Андреевич Иванов (1806–1858), Public Domain

Согласно евангельскому повествованию, на погребении Иисуса присутствовали женщины и тайные ученики Христа из высшего слоя общества, то есть те, которые, в отличие от апостолов, меньше рисковали подвергнуться аресту:

  • Иосиф Аримафейский (богатый человек, «знаменитый член совета», тайный ученик Христа): испросил у Пилата тело Иисуса для погребения, купил плащаницу, предоставил свою новую гробницу;
  • Никодим (фарисей, «один из начальников Иудейских», тайный ученик Христа): принёс благовонный состав из смирны и алоя, чтобы умастить тело Иисуса (упоминается только Иоанном);
  • Мария Магдалина;
  • Мария Иосиева (у Матфея — другая Мария): по мнению ряда богословов (Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский) это Богородица: «Мария, мать Иакова и Иосии есть Пресвятая Богородица, поелику Иаков и Иосия были дети Иосифа от первой его жены. А как Богородица называлась женой Иосифа, то по праву называлась и матерью, то есть мачехою детей его». При этом также существует мнение, что это была Мария, жена Клеопы, сестра Богоматери.

Ге Возвращение с погребения Христа (Николай Ге, 1859) Николай Николаевич Ге (1831–1894), Public Domain

Апокрифические сказания

Евангелие от Петра

В апокрифическом «Евангелие от Петра», написанном в первой половине II века, единственным участником погребения Иисуса выступает Иосиф Аримофейский:

«И тогда вытащили гвозди из рук Господа и положили Его на землю. И земля вся сотряслась, и начался великий страх. Тогда солнце засветило, и стало ясно, что час ещё девятый. Обрадовались иудеи и отдали Иосифу тело Его, чтобы он похоронил тело, ибо видел, сколько благого содеял (Он). Взял же он Господа, обмыл и обернул пеленой и отнёс в свою собственную гробницу, называемую садом Иосифа».

— Евангелие от Петра (6:21-24)

Ге Иосиф Аримофейский просит у Понтия Пилата тело Иисуса для погребения(деталь новгородской иконы, XV век) неизвестен, Public Domain

Автор апокрифа сообщает о выставлении рядом с гробницей охраны и об её опечатывании, повторяя тем самый рассказ евангелиста Матфея. При этом называется имя центуриона, направленного Пилатом для охраны гроба. Им был некий Петроний. Православное предание считает, что в числе стражи у гроба был сотник Лонгин, участвовавший в распятии Иисуса и пронзивший его рёбра своим копьём.

Евангелие от Никодима

Апокрифическое «Евангелие от Никодима» (самые ранние версии датируются IV веком), написанное от лица одного из участников захоронения, придерживается канонических подробностей о погребении.

Ге «Никодим умащивает тело Христа миром перед погребением»(миниатюра из Ингеборгской псалтыри) anonimous, Public Domain

Затем в тексте рассказывается, что Иосиф Аримафейский за участие в похоронах и предоставление гробницы был арестован иудеями:

«И заперли на засов двери темницы, и стражей поставили Анна и Каиафа. И совет держали священники и левиты, чтобы собраться всем после дня субботнего и решить, какой смерти предать Иосифа.

Когда же собрались все вместе, приказали Анна и Каиафа привести Иосифа. Они же, видя, что затворы целы, открыли запертые двери и не нашли Иосифа.

Увидев это, устрашились, ибо нашли темницу затворённой, Иосифа же не нашли. И ушли Анна и Каиафа».

После распространения слухов о Воскресении, вызвавшем панику у иудеев, Никодим, который был тайным учеником, занимая при этом видный пост, даёт священникам совет, который позволяет ему защитить Иосифа, оказавшегося к этому времени дома, в Аримафее, от дальнейших нападок.

«Страсти Христовы»

В старообрядческом сборнике XVII века «Страсти Христовы», составленном на основе раннехристианских апокрифов, приводится подробный рассказ «О положении во гроб Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Сына Божия и о погребении Его, и о плаче Пресвятая Богородицы над гробом».

Скульптурная группа в Реймсском соборе. Иоанн — крайний справа   Mattana — Mattis, GNU 1.2

Основу повествования составляет плач Богородицы над телом сына: она призывает плакать с ней всех матерей, вдов и сирот, старцев, небесные светила и небеса, ангелов:

«О солнце незаходимое Боже мой превечный, и творче всем и зиждителю всей твари, како во гроб зайде; не глаголеши ли слово рабе своей сыне и Боже; не ущедриши ли Владыко тебе родьжия; помышляю бо яко ктому не услышу гласа твоего, и ниже узрю доброты лица твоего».

В ответ на страдания своей матери Иисус втайне обращается к ней со словами утешения: «О мати моя Марие, не рыдай мне зрящи во гробе… воскресну и тебе возвеличу яко Бог небесе и земли, и падшаго Адама введу в царство небесное…». Плач Богородицы лёг в основу православного канона «На плач Пресвятой Богородицы», читаемого в Великую пятницу перед плащаницей (см. ниже раздел «Богослужебное почитание»).

В отличие от евангельского повествования, одним из участником погребения Христа в «Страстях Христовых» упоминается Иоанн Богослов. Это оказало влияние на иконографию данного сюжета, где у тела Христа всегда присутствует фигура этого молодого апостола.

В исламе

Ислам, почитая Иисуса как пророка Ису, считает, что он не был убит, а следовательно и не был погребён.

В Коране (сура 4 «Женщины») об этом говорится так: «Аллах покарал их… за их слова: „Воистину, мы убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха“ (но они не убили его и не распяли, а это только показалось им); воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. А они, конечно же, не убивали его. Это Аллах вознёс его к себе…».

Вознесение пророка Исы (персидская миниатюра) неизвестен, Public Domain

Мусульмане верят, что Иса был взят живым на небо и вернётся перед страшным судом, чтобы сразиться с Даджалем. Победив его, Иса, по мнению мусульманских богословов, проживёт на земле 40 лет, а затем умрёт и будет похоронен рядом с пророком Мухамедом в Медине.

Пророчества о погребении Христа

Христианская традиция связывает два библейских пророчества с указанием на погребение Иисуса Христа:

  • Ветхий Завет: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53:9). Пророчество указывает на погребение Иисуса в гробе Иосифа Аримафейского (богатого человека, члена Синедриона).
  • Новый Завет: Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:38-40). Пророчество указывает на самое погребение, а также на срок через который Иисус должен воскреснуть после погребения.

Богослужебное почитание

Погребение Иисуса Христа вспоминается в Православной и Католической церквях во время различных богослужений конца Страстной недели.

Кроме этого упоминание о погребении Христа вошло в христианский Символ веры, начиная с его самой ранней апостольской редакции, а в 325 году на Первом Вселенском соборе было включено в Никео-Цареградский Символ веры («распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям»).

В Православной церкви

В Православной церкви погребение Христа вспоминается за богослужением Великой пятницы, но прослеживается и в литургических текстах Великой Субботы (соединяется с воспоминанием сошествия во ад).

По словам протопресвитера Иоанна Мейендорфа: «вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы.

Литургическое действо выражает эту тайну много лучше умозрительных утверждений».

Вынос плащаницы

Вынос плащаницы, плата ткани с изображением тела мёртвого Иисуса Христа, снятого с креста, совершается на вечерне Великой Пятницы, которая обычно совершается днём.

Перед началом богослужения плащаница помещается в алтаре на престоле, читается Апостол и четыре евангельских отрывка, повествующих о смерти и погребении Иисуса.

Во время службы при пении известного тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» священник, совершив три земных поклона, поднимает плащаницу с престола и через северные врата выносит её на середину храма и полагает на приготовленной для неё «гробнице», которую по традиции украшают цветами. Вынос совершается в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом. При соборном служении настоятель идёт под плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, то Евангелие несёт в левой руке диакон, держа в правой кадило, а если нет диакона, то кто-либо из благочестивых прихожан несёт Евангелие, завёрнутое в ткань. Затем после троекратного каждения вокруг Плащаницы, священнослужители совершают поклонение и целование плащаницы. Данные действия символически повторяют погребение Христа, описанное в Евангелиях.

После вечерни перед плащаницей совершается малое повечерие, на котором поётся Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы» — песнопения, составленные в X веке Симеоном Логофетом. Затем после отпуста к поклонению и целованию плащаницы подходят прихожане. Плащаница находится в центре храма три неполных дня, напоминая верующим трёхдневное нахождение во гробе Иисуса Христа.

Церковная утварь

Некоторые используемые в Православной церкви предметы, символически связываются с погребением Иисуса Христа. К ним относятся:

  • Антиминс — плат с зашитыми частицами мощей, без которого невозможно совершение литургии. На нём изображается положение Иисуса Христа во гроб. Антиминс освящается по особому чину только епископом.
  • Престол — символизирует собою Гроб Господень, а также и самого Иисуса Христа, лежащего во гробе. При освящении престола углы его верхней доски (трапеза) в местах соединения со столпами заливаются воскомастикой (сплав воска, мастики, толчёного порошка мрамора, смирны, алоэ, ладана). Эти вещества, по толкования Симеона Солунского, «образуют погребение Спасителя, так как и самая трапеза образует живоносный Гроб Христов».
  • Дискос — символически изображает гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа, а также Вифлеемские ясли.

В Католической церкви

В Католической церкви погребение Христа также вспоминается во время богослужения Великой пятницы.

В этот день после Евхаристической литургии в завершение службы проводится так называемая «процессия ко Гробу Господню», во время которой Святые Дары переносятся из главной дарохранительницы храма, которая остаётся пустой, в боковую часовню, символически представляющую Гроб Господень, где и остаются до торжественного пасхального богослужения. Процессия символизирует снятие с Креста Тела Спасителя и Его погребение. В начале процессии предстоятель богослужения выставляет Дары на алтарь и совершает каждение, затем закрывает дароносицу специальной белой вуалью, символизирующей плащаницу, в которую было завёрнуто Тело Христа при погребении. Во время процессии хор без сопровождения музыкальных инструментов исполняет песнопения о Страстях Христовых.

Погребение Христа — заключительное, четырнадцатое стояние богослужения Крестного пути, проводящегося в дни Великого поста и, обязательно, в Великую пятницу.

Источник: https://gospel-ru.touristgems.com/history/9094-pogrebenie-xrista/

Возвращение с погребения Христа

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Николая Ге. Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Николая Ге на натуральном  холсте.

Николай Николаевич Ге родился в 1831 году в Воронеже в семье помещика. Необычность фамилии для средней полосы России объясняется тем, что его дед эмигрировал из Франции в Россию в конце 18 века, и по-французски фамилия звучит Gay.

Воспитывался няней, крепостной женщиной, так как его мать умерла от холеры, когда мальчику было три месяца. В 10-летнем возрасте его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию.

Несмотря на то что преподаватели прочили ему будущность художника, заметив его способности к рисунку, он после окончания гимназии по совету отца поступил в Киевский университет на физико-математический факультет.

Вскоре перевелся на математический факультет Петербургского университета, переехав жить к старшему брату. Посещая Эрмитаж, продолжает самостоятельно учиться рисованию.

В 1850 году он оставляет университет и поступает в Императорскую Академию художеств в класс Петра Басина.

В 1855 году за картину «Ахиллес оплакивает Патрокла» он получил Малую золотую медаль Академии. За картину «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году ему присвоили Большую золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счет Академии.

Ге посетил Германию, Швейцарию, Францию, Италию.

В 1863 году по возвращении в Петербург он выставил на осенней выставке в Академии Художеств картину «Тайная вечеря». Эта картина была приобретена российским императором в личную коллекцию.

За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора. И, минуя звание академика, он был избран также и Действительным членом Императорской Академии художеств.

После недолгого пребывания в России, в начале 1864 года Ге возвращается во Флоренцию, где пишет много эскизов на евангельские сюжеты. В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом. По мнению критиков, портрет Герцена — лучший в творческом наследии Николая Ге.

В конце 1869 года Николай Ге возвращается в Россию, где принимает участие в организации «Товарищества передвижных художественных выставок».

С 1869 по 1875 год Николай Ге живет и работает в Петербурге. Здесь им написаны блестящие портреты известнейших интеллигентов России: писателя Ивана Тургенева, поэта Николая Некрасова, писателя-сатирика Михаила Салтыкова-Щедрина, историка Николая Костомарова, скульптора Михаила Антокольского и других.

В «петербургский период» творчества Ге также написал картины на исторические темы.

Но неудовлетворенность собственным творчеством и материальное неблагополучие заставляют Николая Ге в 1875 году покинуть Петербург и переселиться на Украину. В Черниговской губернии ему удалось купить небольшой хутор.

До 1879 года художник почти не работал. Он занялся вопросами религии и морали, сделав вывод, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать.

Крайняя нужда, однако, заставила художника ради получения средств к существованию и выплаты накопившихся долгов писать много «заказных» портретов местных богачей.

В 1882 году Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 году написал его портрет.

Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты «Выход с Тайной вечери», «Что есть истина?», «Иуда», «Суд Синедриона», «Повинен смерти», «Распятие» В них он «нашёл» себя, выработав как независимый взгляд на окружающую действительность, так и собственную виртуозную по выразительности и внутренней экспрессии манеру живописного письма.

  • За год до своей кончины художник пишет «Автопортрет»
  • Николай Николаевич Ге скончался на своём хуторе Ивановский 1 (13 июня) 1894 года.
  • По мнению критиков, Ге первым среди русских художников уловил новое реалистическое направление в библейских сюжетах.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Николая Ге не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/ge-nikolay/vozvrashchenie-s-pogrebeniya-hrista

Николай Николаевич Ге, Изображений: 43

Николай Ге родился 27 февраля 1831 года. Ге сначала был студентом Киевского, затем Санкт-Петербургского университета, где обучался математике, потом увлекся искусством и поступил в Академию художеств.

За картину «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» Николай Ге получил кроме Большой золотой медали право пребывания в Италии. Вскоре им были написаны картины-подражания: «Смерть Виргинии», «Разрушение Иерусалимского храма».

Тень от «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова цепко держала Ге в своем кругу. Эскиз «Возвращение с погребения Христа» был сделан под влиянием Алексндра Иванова.

Возвратившись в Россию с картиной «Тайная вечеря» Ге был удостоен звания профессора, Зрители толпились у произведения, затевались споры.

Александр II поддерживая славу царя-либерала, купил «Тайную вечерю» и подарил её…академии. Подарок был не из приятных. Злые языки утверждали, будто лицо Христа писано с фотографии Герцена, а в апостоле Петре узнавались черты автора картины.

Ге снова устремился в Италию. Там ему виделась жизнь вольная, не связанная заказами и выполнением обязанностей профессора. А больше всего ждал художник встречи с Герценом. Во Флоренции встреча состоялась. За пять сеансов Ге создал удивительный портрет. Герцен определил его лаконично: «Rembrandtisch» (по-рембрандтовски»).

В портрете художник сфокусировал внимание на лице Герцена. Из темноты, обласканный светом, выделяется большой лоб, крупный нос. Плавные линии плеч, повторяясь в воротничке, цепочке, в абрисе головы, возвращают внимание к мудрым глазам, в которых раздумье, скорбь, железная воля.

Портрет по-рембрандтовски глубок – это не только изображение человека, но и выражение его судьбы. На предложение П.М.Третьякова, пожелавшего приобрести портрет, художник ответил мягким отказом: «Портреты я пишу без корыстолюбивых видов для себя лично».

В Италии Ге создает новые картины, одну за другой посылая их на выставки в Петербург. Но полотна вызывают разочарование. В них евангельские сюжеты не становятся поводом для размышления.

В 1870 году Ге решил покинуть солнечную Италию и вернуться в Россию. Ощутить её ширь глазами и сердцем стало его насущной потребностью.

Ещё на этюдах в Сан-Теренцо, куда приезжал Г.Мясоедов в 1867 году Ге обсуждал с ним проект создания независимого от академии объединения художников. Нужна была принципиально новая идея.

Она была найдена – передвигать выставки по стране! В этом случае холсты увидят в разных городах, искусство пойдет в гущу народа, а художники получат средства и возможность существовать без обременительных заказов. Создание Товарищества передвижных выставок Ге воспринял как своё кровное дело.

И со всей страстью начал пропагандировать его – читать лекции, спорить, убеждать, став впоследствии членом правления и казначеем.

Впервые выставка открылась в 1871 году. Зрители увидели «Майскую ночь» Крамского, «Грачи прилетели» Саврасова, «Привал охотников» Перова, «Порожняки» Прянишникова и картину Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Это произведение- гвоздь выставки. У полотна всегда многолюдно. Разноречивые отклики публикуют газеты. П.М.Третьяков приобрёл его, увидев ещё в мастерской.

Реформы 1860-х годов сравнивались в то время с реформами петровской эпохи. Споры о судьбах России волновали всех. Ге тонко уловил общественные настроения и решительно встал на сторону защитников новых веяний.

Его упрекают в приукрашивании характера Петра, жестоко расправившегося с сыном. «Да, Петр жесток, – писал М.Е.

Салтыков-Щедрин по поводу картины, – но жестокость его осмысленна и не имеет характера зверства для зверства, что отличает действия временщиков позднейших времен».

Эскизы показывают длинный путь Ге к простоте композиции. Фигуру Петра он раз за разом располагает около стола – ищет то единственное положение, главный ракурс, который откроет суть происходящего между отцом и сыном. Петр не презирает предателя.

Он скорбит о деле, которое некому передать, о сыне, которого невозможно оставить в живых. Алексей затаился, он ещё надеется избежать отцовской кары.

Композиция делает зрителя участником трагедии – кажется, что стоишь рядом и наблюдаешь жуткий финал долгой, изнурительной борьбы.

В это время Ге мучительно решает, как жить дальше. Бросив шумный Петербург, он отправился в 1876 году в Черниговскую губернию и поселился с семьей на хуторе. Многие уверены: Ге не выдержал – ожидал славы, а получил беспощадную критику за картины «А.С.Пушкин в селе Михайловском» и «Екатерина II у гроба императрицы Елизаветы».

Но об истинной причине догадывались немногие. Сам художник впоследствии горько признавался: «Я ушел в деревню. Я думал, жизнь там будет дешевле, проще… а искусство будет свободно». Художник сеет овес, беседует с крестьянами, торгует на ярмарках. Иногда пишет, в основном портреты. Опрощение становится не формой поведения, а философией жизни.

Это роднит его с идеями Льва Толстого.

Великий писатель в начале 80-х годов обосновал учение о нравственном самосовершенствовании – непротивлении злу, любви к ближнему. Ге тоже мучительно раздумывает над жизнью. Слова Толстого «Наша любовь к нищим – причина их плохого состояния» – зажигают художника. И Ге спешит к духовному единоверцу.

Ге оценивал свои «Распятия» 90-х годов как нравственные «воскресения» – «разбойник, живший во тьме, при виде спокойно умирающего за правду…воскреснет как человек».

Но тема воскресения – главная, тема позднего Толстого: «Смерть Ивана Ильича», «Власть тьмы» и других, переходит в тему разрыва с прежней жизнью, бегства, странничества и завершается уходом Толстого из Ясной поляны и его смертью в пути.

Первым знамением их дружбы стал портрет Л.Н.Толстого. О композиции, цвете, рисунке этого полотна можно сказать: «все как в жизни». Пережитое и выстраданное овладело здесь кистью художника. Работая в кабинете Толстого, художник дышал с ним одним воздухом, жил одной жизнью, сопереживая творческий процесс писателя. В картине все документально, овеяно особым единомыслием.

В 1886 году Ге отказывается от владения имением, оставляя за собой только помещение мастерской и две комнаты. Над художником смеются и явно и тайно. За один заказной портрет он мог бы получить больше, чем за год хозяйствования. Но Ге продолжает класть печи и пахать землю.

В 1892 году Ге создает «Автопортрет» – старик апостольского вида с испытующими глазами пристально смотрит на зрителя.

Может быть, он думает о судьбе, предсказанной ему гимназическим учителем рисования: «Я знал, что ты будешь художником, я тебе не говорил этого, боялся тебя соблазнить – это большое горе и несчастье» Старик вглядывается в жизнь. Горе и несчастья его не остановили и не остановят.

Ге писал «чистые» пейзажи только в Италии. В этом жанре он отстаивал «идею пейзажа». По его мнению, вначале русские художники писали «виды». Шишкин показал «жизнь дерева».

Потом появился Васильев с «живыми» облаками. Куинджи «дал свет», и, наконец, выступили художники-поэты. «Я сам писал пейзажи, – говорил Н.

Ге, – и только после многолетнего общения с природой понял – чтобы её почувствовать, надо забыть себя».

Художник на миг «забыл себя» в портрете Н.И.Петрункевич. Забыл страдание – смерть жены, творческие неудачи, забыл, что его картины уже несколько лет не допускаются на выставки.

Он пишет портрет соседки по хутору у распахнутого окна. Вдали, в конце аллеи, которая видна за окном, – могила жены. Туда из мрака собственных страданий рвется душа художника для общения с миром природы.

Там вечно воскрешающее завтра, вечное обновление.

Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1601775258/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector