Иван Иванович Шишкин не просто выдающийся художник, но, прежде всего, великий мастер пейзажной живописи. Больше всего художник любил создавать лесные пейзажи, изображая буковый, сосновый, дубовый леса. Шишкин любил и восхищался природой, красотой и могуществом деревьев, долин, рек. Рощи, лесные дали становились излюбленными образами Ивана Ивановича Шишкина. Даже создавая несколько пейзажей соснового бора, художник стремился передавать в каждом из них своё особое состояние.
Пейзаж «Дождь в дубовом лесу» написан в 1891 году, на исходе века девятнадцатого. Этот красивый пейзаж, великолепный образец станковой живописи является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.
Сюжетика пейзажа «Дождь в дубовом лесу» наполнена лирическими мотивами. Полотно очень поэтично, тонко, созерцательно. На картине изображены трое путников.
Двое из них бредут по дубовому влажному лесу неспешно, едва укрываясь от дождя под зонтом.
Другой, одинокий путник, не пытаясь укрыться от дождя, торопливым шагом удаляется вглубь полотна, всё дальше и дальше в густой влажный туман и лесную чащу.
«Дождь в дубовом лесу» — пейзаж, который призван передать всю красоту влажного лесного воздуха, запах травы, дубовых листьев, призрачное сияние света после дождя, состояние тумана, наполняющего всё вокруг тишиной и покоем.
Дубовый лес очень красив, усеян солнечными бликами, которые отражаются в наполненном влагой лесном воздухе. Пейзаж искрится, струится теплом, всё вокруг парит, дышит, живёт.
Глубина леса наполнена плотным молочным туманом. Очертания деревьев вдали словно растворены в этом туманном дурмане. Образ тумана придаёт полотну загадочности и лёгкой таинственности.
На фоне белесоватой стены тумана отчётливее смотрятся изображения деревьев. Обильная листва дубов сверкает, сквозной свет придаёт пейзажу состояние тихой безмятежности и неги.
Солнце кое-где скользит по мощным стволам деревьев, расцвечивая их и несколько рассеивая и смягчая слишком густой туман.
Передний план картины исполнен детализации, подробной прорисовки различных травинок, камней, мха. При этом художником используется разнообразная палитра, всё это делает более выразительными и заметными рефлексы и полутона. Воздух ощущается как отдельное явление, живое, трепещущее, зыбкое, готовое растаять, исчезнуть вместе с этой растёкшейся по лесу туманной дымкой.
В целом, пейзаж очень мягкий, хрупкий, композиционно многоплановый. Светотень подчёркивает меняющееся на глазах атмосферное состояние природы, подчёркивает зыбкое равновесие между картинными планами и красочными слоями пейзажа.
Пейзаж Шишкина пульсирует и живёт в нашем сознании не только как образ, но и как запах, как пение лесных птиц, как лесной воздух, как знакомый с детства шорох дождя в лесу.
Источник: http://painteropedia.ru/shishkin-dojd-v-dubovom-lesu/
Сочинение по картине Шишкина Дождь в дубовом лесу 3 класс
Раннее творчество Шишкина наполнено романтизмом и трагизмом. Большинство его картин выполнено в темной цветовой гамме, большая часть работ – картины о природе. Картина «Дождь в дубовом лесу» была написана в 1891 году.
Картина показывает прогуливающиеся пары в дубовом лесу после обильного дождя. Тропинку размыло, вокруг грязь, но это не останавливает главных героев этой картины, они идут под зонтом, скрываясь от непогоды. Многие считают, что изображенные персонажи, скорее всего, находятся в любовных отношениях, или в браке.
Парочка держатся довольно близко друг к другу и, не смотря на мрачность картины, в ней прослеживается невольная романтика. Впереди пары идет одинокий мужчина, он шагает широко и решительно, но в контексте данной картины выглядит грустным, хотя его лица и не видно. Невольно задаешься вопросом о том, куда держит путь этот молодой человек.
Возможно ли, что Шишкин изобразил на картине себя? Или же он скорее идет за ручку под зонтиком с дамой?
Особенность картины – детализация. Картина невероятно напоминает фотографию, детализация переднего плана кажется невозможной. Можно увидеть мелкие сухие травинки (скорее всего данное событие происходило летом), комки грязи и корягу. Чем дальше лес, тем больше он сливается в зеленое пятно.
Воздушная дымка постепенно поглощает зелень и остается только белесый непонятный туман с проглядывающими деревьями. Солнце уже проглядывает через темные тучи и скорее всего через несколько часов зеленый лес зальет ярким светом.
Деревья налились от влаги и согнулись, но, не смотря на это на улице кажется, довольно тепло, так как люди одеты легко.
Пейзаж получится необычайно хрупким и нежным, что для Шишкина необычно. Все картины Шишкина в основном мрачные и природа в них гнетущая, злая, дикая. Но эта ранняя работа невероятно теплая по атмосфере.
В картине «Дождь в дубовом лесу» Шишкин использует стандартный прием многих художников, он рисует тропинку, которая уходит в лес, и смотрящий невольно начинает следовать этой дорожке, вглядываясь в просветы между деревьями. Так Шишкин отвлекает внимание от всего остального и дает возможность разгуляться фантазии.
Картину можно рассматривать очень долго и при этом замечать в ней каждый раз что-то новое. Благодаря спешащим людям квартира обретает динамичность. Возможно, именно для нее Шишкин и добавил людей в картину, так как без нее она была бы скучной, незаконченной.
Такая передача картины еще раз указывает на высокое мастерство художника.
Вариант №2
Каждый из нас может легко представить дождь в дубовом лесу. На ум сразу приходит зеленая намокшая листва деревьев, тропинка, уходящая куда-то вдаль, лужи под ногами, слышится монотонный шум дождя, заполняющий все вокруг.
Илья Шишкин – непревзойденный русский пейзажист, написавший множество картин, изображающих уникальность нашей природы. Не случайно говорят, что красота «в глазах смотрящего». Действительно, только талант может разглядеть сам и передать другим впечатления от увиденного дождя в дубовом лесу. Фотографическая точность природы на его полотнах не может не восхищать.
Описание картины лучше всего начать с тех ощущений, которые она вызывает. Когда смотришь на этот лес, возникает чувство умиротворения, увиденное радует глаз. Сквозь нежную зеленую листву пробиваются лучи света, а это значит, что дождь не будет затяжным, а скоро закончится. Картина совершенно не вызывает чувства уныния, а, наоборот, наполнена светлыми чувствами.
Мы видим тропинку, ведущую сквозь деревья. По ней идут под ручку под одним зонтом мужчина и женщина и о чем-то беседуют, дождь не испортил их прогулку, они не спешат. Перед ними идет охотник с ружьем наперевес, возможно, он раздосадован тем, что возвращается домой без добычи. Создается впечатление, что сам автор идет по этой тропе под дождем.
Если присмотреться, то хорошо улавливается именно движение персонажей , запечатлённых на картине. Это придает пейзажу определенную динамичность, оживляет его. Лес изображен очень реалистично, зрителю кажется, что он и сам идет среди дубов. Это ощущение достигается за счет панорамной картины, открывающейся перед нами.
Но, в целом, в картине нет грустных нот столь привычных, когда речь идет таком природном явлении как дождь.
Помимо фигур людей, автор изображает намокшие от дождя деревья и землю, напитавшуюся влагой, образовавшиеся лужи. Красота этой картины определенно заключается в ее простате.
Ведь каждый бывал в лесу, когда начинался дождь, и каждый может в своем воображении представить этот пейзаж. Автор делает акцент на солнечные лучи, пробивающиеся сквозь зеленые кроны дубов и облачное небо. Кажется, что еще чуть-чуть и дождь прекратится, а небо совсем прояснеет.
Полотно потрясает реалистичностью пейзажа. Мы можем не только увидеть дубовый лес, но и почувствовать свежесть лесного воздуха, аромат, исходящий от намокших листьев. На картине преобладают оттенки зеленого цвета, от темного и насыщенного до очень светлого, почти салатового.
Благодаря цветовым переходам достигается эффект мокрых листьев и земли, им придается объем и очертания.
И все-таки нельзя не восхищаться произведением «Дождь в дубовом лесу»! Шишкин был мастером реалистического пейзажа.
Кто не любовался соснами, буками и дубами на других его полотнах? Автор прекрасно знал природу, особенности различных климатических зон, придавал большое значение прорисовке деталей, таких, как, например, форма листьев, улавливал специфику окружающего ландшафта. Иван Иванович много путешествовал, новые места всегда вдохновляли его на написание новых произведений.
«Дождь в дубовом лесу» является одним из лучших примеров пейзажей русской классической школы живописи. Она написана в 1891 году на пороге нового века и новой истории России.
По прошествии целого века с момента написания, картина, как и прежде, привлекает внимание любителей живописи, искусствоведов и экспертов. Сейчас полотно хранится в Третьяковской галерее. Это достаточно большая картина.
Ее высота более метра, а ширина – около двух.
3 класс, описание кратко
Шишкина — Дождь в дубовом лесу
Сейчас читают:
- Повесть Белые ночи Достоевский сочинение
Прекрасная повесть, которая расскажет читателю о неразделенной любви, которая произошла между одним молодым мечтателем и прекрасной девушкой, которую зовут Настя. Они встретились совершенно случайно, но полюбили друг друга с первого взгляда, - Сочинение Драгоценные книги 9 класс 15.3 ОГЭ рассуждение
Драгоценные книги — это очень ценные произведения, развивающие духовность человека, творческую фантазию и воображение. Они формируют основы нравственного мира, дарят радость. Они могут перенести людей в абсолютно иной мир, - Сочинение Добро (что такаое добро) 15.3 9 класс ОГЭ
Как часто сегодня можно услышать характеристику «добрый человек»? Довольно редко, потому что люди не совсем точно понимают значения этого качества. Если спросить, что люди подразумевают под словом «добро», то скорее всего - Сочинение Улан-Удэ — мой город
Наш город находится в Бурятии. Среди густых хвойных лесов, в долине, по которой текут две реки Селенга и Уда. Это многонациональный город. Погода тут зависит от прихотей резко-континентального климата. - Смысл жизни Мцыри (Что значит жить для Мцыри) сочинение
В чем смысл жизни? Это, пожалуй, один из самых сложных философских вопросов, но многие люди находят для себя смысл жизни в повседневных делах, путешествиях, детях и во многом другом. В поэме «Мцыри» М.Ю.Лермонтов по-своему отвечает на этот вопрос. - Сочинение на тему Экологические проблемы
Научный и технический прогресс значительно повысил уровень жизни людей, упростил работу. Возможности перемещения по миру и посещения мест, нетронутых человеком ранее, расширились. Но у индустриализации есть и побочная сторона – планета очень
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/dozhd-v-dubovom-lesu-3-klass
Описание по картине И. И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу»
Тема: «О». Сочинения на свободную тему
На прошлом уроке учительница по русскому языку принесла нам в класс очень интересный альбом с репродукциями выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века. Она предложила выбрать одну из наиболее понравившихся работ и написать сочинение по ней.
Самое сильное впечатление на меня произвела картина И. И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Хорошее знание природы, умение видеть и слышать прекрасное в каждом мгновении жизни и мастерство живописца помогли Шишкину написать эту чудесную картину.
Рассматривая пейзаж, каждой своей клеточкой ощущаешь свежесть и простор дубового леса. Могучие высокие дубы тянут свои ветви вверх, к небу и солнцу. Им совсем не тесно: вокруг каждого дерева достаточно пространства, чтобы хорошо себя чувствовали и пестрые лесные цветочки, и совсем еще молоденькие дубки-подростки.
Идет легкий летний дождь. От нагретой за день земли поднимается светлая дымка-туман, которая делает лес таинственным и загадочным. Вдали деревья тают в белой воздушной пелене, как в молоке.
Поэтому возникает неукротимое желание узнать: что же там дальше, за поворотом лесной дороги, которая, как бережливая хозяйка, собирает дождливые капли в широкие блестящие лужи, где отражаются и дубы, и небо, и идущие по дороге люди.
Людей мы видим со спины — вероятно, дождь застал их во время прогулки, и они повернули назад. Ближе к нам — мужчина и женщина. Они хорошо одеты, их укрывает от дождика широкий черный зонт.
Однако не похоже, что эти люди стремятся поскорее выбраться из леса, они спокойны, неторопливо выбирают сухие места на дороге, где можно пройти.
Конечно, неприятно, что ноги и низ плаща промокли, но ведь вокруг такая красота! Кажется, что притихший и посвежевший лес наблюдает за ними, радуясь их спокойствию.
Совсем другое впечатление производит человек, идущий впереди. У него нет зонта, и он шагает, прямо по лужам, спрятав руки в карманы и вобрав голову в плечи. Он сутулится, ему неприятна сырость, он, наверное, совсем промок. Ну что ж, свежесть и прохлада нравятся не всем.
Несмотря на дождь, в лесу светло и празднично. Дубы кажутся струнами какого-то фантастического инструмента, на котором дождь-музыкант играет нежные мелодии. Материал с сайта //iEssay.ru
Шишкин писал, что «картина с натуры должна быть без фантазии» и что «природу должно писать во всей ее простоте». И он умел так подать эту «простоту», что она становилась самодостаточной, целостной: на картине нет ни одной детали, а все отдельные части находятся в тесном взаимодействии.
Как живой, стоит перед нами лес на картине. Художник перенес нас больше чем на полтора века назад, но замечаешь это не сразу.
И мне очень хочется летом отыскать среди дубов похожую дорогу и пройтись по ней, встретить людей, попавших под дождь, и попросить их не убегать, не торопиться, а оглянуться вокруг и оценить великолепие русской природы во всех ее состояниях: радости, печали, гневе…
На этой странице материал по темам:
- описание картины и шишкина дождь в дубовомлесу
- написать сочинение на картину дождь в дубовом лесу
- описание картины шишкина дождь в дубовом лесу
- шишкин туман описание картины дождь в дубовом лесу
- краткое описание картины и.шишкин
Источник: http://iessay.ru/ru/free/o/opisanie-po-kartine-i.-i.-shishkina-dozhd-v-dubovom-lesu
Сочиненин по картине Шишкина Дождь в дубовом лесу
“Дождь в дубовом лесу” художник написал в период своего творческого расцвета в 1891 году. Он как всегда в своем жанре: все детали и нюансы прорисованы с высокой четкостью и точностью.
Все картины, и эта не исключение, наполнены жизнью и передают природу такой, какая она есть. Вот, например дубовый лес, омываемый летним дождем.
От дождя на лесной дороге появились лужи, а от земли идет испарение, образуя некую дымку.
Из-за нее, да и из-за дождя, даль кажется размытой и неясной, так и должно быть в теплый летний день.
Для кого-то этот дождь спасение, он дарит свежесть и ощущение чистоты. Кто-то скажет такая погода это только грязь и сырость. Ну что ж каждому свое. Так и люди, изображенные на пейзаже. На первом плане представлена пара, укрывающаяся от дождя под зонтом.
Женщина приподнимает подол плаща, чтобы не запачкать его. Они идут не торопливо, наслаждаясь дубовым лесом и свежестью дождя. Впереди них идет человек, который втянул голову в плечи и идет прямо по лужам быстрой походкой.
Ему неприятна такая погода, он поскорей хочет оказаться в уютном теплом доме и снять с себя мокрую одежду.
На одной лесной дороге
оказались такие разные люди.
Дубы стоят неподвижно, они упиваются живительной влагой и подставляют дождю свои красивые резные листья. Они тянутся вверх к небу, как будто там, в вышине еще больше свежести и простора. Скольких людей они повидали за свою жизнь на этой лесной дорожке, идущей вдаль.
Так же как и дубы, трава и цветы радуются дождю и пытаются насытиться им. Только благодаря дождю трава зеленеет и радует глаз, а цветы распускают свои ароматные бутоны. Шишкин всегда использует прием для оживления своих картин.
Предметы на переднем плане он рисует наиболее четко, а те, что находятся подальше более размыто.
Таким образом, создается ощущение, будто ты сам находишься среди дубов и смотришь в глубину леса.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://goldsoch.info/sochinenin-po-kartine-shishkina-dozhd-v-dubovom-lesu/
Сочинение по картине Шишкина «Дождь в дубовом лесу»
Великий русский живописец Шишкин Иван Иванович родился 25 января 1832 г. в в городе Елабуга. в купеческой семье. Он проявил способности к пейзажной живописи и Шишкину еще во время обучения в Академии живописи в Петербурге была присуждена малая серебряная медаль за «Вид в окрестностях Петербурга». В 1858 г. художник получил Большую серебряную медаль за картину «Вид на острове Валааме».
За успехи в обучении он, в качестве стипендиата Академии совершил заграничную поездку в Мюнхен (1861 г.), где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф. Адамов. В 1863 г. Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф.
Шишкин вернулся в Россию досрочно, не закончив срока своего степиендиатства. Став академиком живописи (1865 г.). Шишкин погружается в работу и создает такие великолепные картины как «Рубка леса» (1867 г.), «Рожь» (1878 г.), «Сосны, освещенные солнцем» (1886 г.), «Утро в сосновом лесу» (1889 г.
), «Корабельная роща» (1898 г.) и многие другие.
На картине «Дождь в дубовом лесу» изображена дорога в лесу, вся залитая теплым, летним дождем. Он не пугает прогуливающуюся парочку, которая, защищенная зонтом спокойно идет по своим делам.
Впереди них идет человек, спрятав руки в карманы и не обращает внимания на непогоду. По преданию тут художник изобразил самого себя.
Могучие деревья, стоящие по обе стороны дороги, подставили листья и, кажется с жадностью пьют теплую, летнюю влагу.
Дальше дорожка уходит в глубину леса, который изображен с любовью. Каждое дерево тщательно выписано художником, даже дупло на одном из деревьев не омрачает общей картины. Художник замечательно передает перспективу в лесу. Передние деревья выписаны точно и подробно, а дальше все тонет в туманной дымке, как и полагается во время дождя.
В лужах видны отражения окружающих деревьев. Значит дождь уже не так сильно льет и, возможно скоро кончится. Картина «Дождь в дубовом лесу» не несет на себе отпечаток эпических и суровых картин, которые в то время писал художник. Несмотря на непогоду, художник просто показал прелесть окружающего мира.
Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Шишкина «Дождь в дубовом лесу»« Анализ стихотворения Баратынского «Последняя смерть»Анализ стихотворения Рубцова «До конца» »
Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-shishkina-dozhd-v-dubovom-lesu/
Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Васнецов «После дождя». Шишкин «Дождь в дубовом лесу»
Цели: формировать умение эмоционально откликаться на художественное произведение; учить анализировать художественное произведение, определять тему, основную мысль, содержание, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений.
Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять художественные произведения, сравнивать их (что общего и в чем различие), создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; мета- предметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.
Оборудование: репродукции картин А. Васнецова «После дождя», И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте текст. Попробуйте определить его жанр. (Это приговорка.)
- Коршун, коршун,
- Твои дети за селом
- Тебе кричат:
- Не таскай цыплят,
- А летай кругом —
- Над зеленым лугом.
- — Прочитайте медленно (с ускорением; с грустной интонацией; весело; выразительно).
- III. Проверка домашнего задания
(Чтение стихотворения Ф. Тютчева наизусть.)
- IV. Актуализация знаний
- — Прочитайте записанную на доске тему урока.
- — Определите цель урока.
- — Чему мы будем учиться на уроке?
- V. Работа по теме урока
- — Рассмотрите репродукции картин.
- (Аналогичная работа ведется по каждой картине.)
- — Какое время года изображает художник?
- — Назовите признаки ранней весны.
- — В каких красках нарисована картина?
- — Почему выбраны такие краски?
- — Какой день изображает художник?
- — Какое настроение вызывает картина?
- — Почему даже без подписи мы могли бы догадаться, какое время года изображено на картинах?
- — Чем вам понравилась картина?
- VI. Физкультминутка
- VII. Продолжение работы по теме урока
- Работа по картинам
- — Сравните эти две картины.
- — Составьте небольшой рассказ по любой из них.
(Примерный рассказ. Самое сильное впечатление на меня произвела картина И.И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу». Хорошее знание природы, умения видеть и слышать прекрасное в каждом мгновении жизни и мастерство живописца помогли Шишкину написать эту чудесную картину.
Рассматривая пейзаж, ощущаешь свежесть и простор дубового леса. Могучие высокие дубы тянут свои ветви вверх, к небу и солнцу. Им совсем нетесно: вокруг каждого дерева достаточно пространства, чтобы хорошо себя чувствовали и пестрые лесные цветочки, и совсем еще молоденькие дубки-подростки.
Идет легкий летний дождь. От нагретой за день земли поднимается светлая дымка-туман, которая делает лес таинственным и загадочным. Вдали деревья тают в белой воздушной пелене, как в молоке.
Поэтому возникает неукротимое желание узнать: что же там дальше, за поворотом лесной дороги, которая, как бережливая хозяйка, собирает дождливые капли в широкие блестящие лужи, где отражаются и дубы, и небо, и идущие по дороге люди.
Людей мы видим со спины — вероятно, дождь застал их во время прогулки, и они повернули назад. Ближе к нам — мужчина и женщина. Они хорошо одеты, их укрывает от дождика широкий черный зонт.
Однако не похоже, что эти люди стремятся поскорее выбраться из леса, они спокойны, неторопливо выбирают сухие места на дороге, где можно пройти.
Конечно, неприятно, что ноги и низ плаща промокли, но ведь вокруг такая красота! Кажется, что притихший и посвежевший лес наблюдает за ними, радуясь их спокойствию.)
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
IX. Подведение итогов урока
— С какими художниками познакомились? Что вы знаете о них? (См. материал для учителя.)
— Подберите к этим картинам строчки из стихотворений.
Домашнее задание
Выполнить задание в «Творческой тетради» на с. 56: составить и записать рассказ об изменениях в природе весной. Продолжить работать над созданием альбома фотографий «Дождь» (сделать подписи).
Материал для учителя
Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856—1933) — русский художник, романтик в душе, человек, в характере которого, как признавался он сам, преобладали «воображение, фантазия и мечтательность», тонко чувствовал и умел передавать поэзию красоты, отыскивая в природе. В своих пейзажах художник стремился донести до русского человека мысль о величии и силе нашей земли.
В середине 1880-х гг. в его работах все яснее начинают звучать эпические ноты. Впервые они появились в картинах «Родина» и «После дождя», очень схожих по мотиву, содержанию, размеру и живописной манере. Эти произведения насыщены глубоким идейным, философским содержанием.
В картине «После дождя» изображен обычный, ничем не примечательный уголок русской природы. Ветер гонит облака, сквозь которые пробиваются лучи солнца, освещая пологие холмы, белеющую колокольню сельской церкви и несколько крестьянских домишек. Тихо и безлюдно кругом, и лишь одинокая фигура женщины направляется в село по размытой дороге.
Серо-зеленая цветовая гамма картины подчеркивает однообразие местности. Но вместе с ощущением обыкновенности есть в пейзаже особая приподнятость. Перед нами обобщенный образ Родины художника — великой и многострадальной России.
Иван Иванович Шишкин (1832—1898) — русский художник-пейзажист. Художник заинтересовался изображением атмосферных состояний и передачей световоздушной среды, не изменяя при этом основному своему творческому принципу цельности видения предметной формы.
«Дождь в дубовом лесу» — лучшее тому подтверждение. В этой картине художник по-прежнему абсолютно точен и объективен. Одна его знакомая вспоминала, как однажды, пробегая в грозовой ливень мимо его дачи, с удивлением обнаружила Шишкина, стоявшего босиком и в совершенно промокшей одежде посреди лужи.
«Иван Иванович! — спросила она. — Вы тоже попали под дождь?» «Нет, я вышел под дождь! — взволнованно ответил художник. — Гроза застала меня дома. Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель… И темный лес.
Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии…» Не тогда ли он «подсмотрел» эту свою работу?
Источник: https://kladraz.ru/metodika/konspekty-urokov-v-nachalnoi-shkole/konspekt-uroka-literaturnogo-chtenija-3-klas-vasnecov-posle-dozhdja-shishkin-dozhd-v-dubovom-lesu.html
Дождь в дубовом лесу. Описание картины Шишкина
Иван Шишкин. Дождь в дубовом лесу.
1891. Холст, масло.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Когда мы говорим Шишкин — перед нашими глазами встают образы, полные эпической силы: царственные леса России, пронизанные солнцем и овеянные поэзией, глухие лесные урочища с исковерканными буреломом могучими стволами, позлащенные заходящим солнцем верхушки исполинских сосен, дубы-великаны, строевой лес, корабельные рощи…
Когда мы говорим Шишкин — мы видим и зеленеющие под высоким солнцем тихие лесные опушки, и затерявшиеся в густых зарослях прозрачные ручейки, отражающие прибрежные березы, и голубой простор неба над простором! желтеющей ржи… Мы дышим свободнее и глубже, словно на нас и в самом деле повеяло смоляным ароматом сосны, свежей лесной сыростью, прелью прошлогодней листвы…
- Кто только не упрекал Шишкина за однообразие сюжетов, за якобы присущую его произведениям «фотографичность» изображений, за «равнодушное копирование натуры»!
- Сейчас кажется удивительным, что подобная, репутация равнодушного и хладнокровного копировальщика природы могла сложиться у вдохновенного художника, который одним из первых в русском искусстве сумел открыть своим современникам красоту и поэзию родного пейзажа во всей его величественной простоте.
- «В художественной деятельности, в изучении натуры никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше учиться не надо; изученное хорошо только до поры до времени, а после впечатления бледнеют, и, не справляясь постоянно с натурой, художник сам не заметит, как уйдет от правды», — писал Шишкин.
Во второй половине 1880-х гг. живопись Шишкина несколько (но не кардинально) меняется: «тон почуял» (И.Н.
Крамской), то есть стал уделять больше внимания общему атмосферному состоянию, объединяющей предметы световоздушной среде, но, в противоположность тенденциям эпохи, сохранял ясность и цельность видения предметной формы: Сосны, освещенные солнцем (1886), Дубы (1887), Мордвиновские дубы (1891), Осень (1892) и др.
В.В. Верещагин, посмотрев этюд «Сосны, освещенные солнцем. Сестрорецк», сказал: «Да, вот это живопись! Глядя на полотно, я, например, совершенно ясно ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны».
Дождь в дубовом лесу (1891) — это и великолепный по красоте и верности в передаче атмосферного состояния образ природы, и наглядная иллюстрация такого равновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным.
Вот отрывок из воспоминаний современницы, которая представляет нам художника восторженного, мятущегося, вдохновенного:
«- Помню, однажды меня застигла в лесу гроза. Сначала я пыталась укрываться под елями, но тщетно. Скоро холодные струйки потекли по моей спине. Гроза промчалась, а дождь лил с прежней силой. Пришлось идти домой под дождем.
Свернула по тропинке к даче Шишкина, чтобы сократить путь. Вдали, над лесом, сквозь густую сетку дождя светит яркое солнце.
Я остановилась. И тут на дороге, возле дачи, увидела Ивана Ивановича. Он стоял в луже, босиком, простоволосый, вымокшие блуза и брюки облепили его тело.
— Иван Иванович! Вы тоже попали под дождь?
— Нет, я вышел под дождь! Гроза застала меня дома… Увидел в окно это чудо и выскочил поглядеть. Какая необычайная картина! Этот дождь, это солнце, эти росчерки падающих капель… И темный лес вдали! Хочу запомнить и свет, и цвет, и линии…
Таким — влюбленным в каждый цветок, в каждый кустик, в каждое деревцо, в наш русский лес и полевые равнины — я всегда вспоминаю Ивана Ивановича Шишкина.
Работал он ежедневно, тщательно. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение.
Я знала, что в 2-3 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, что под вечер, когда седой туман уже окутывает даль, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота дороги в деревню Жельцы, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве.»
Эта зарисовка, сделанная пером очевидца, показывает нам истинного Ивана Шишкина.
…Неповторимая минута: в сыром воздухе леса, сквозь сизую прозрачную клубящуюся пелену пробивается солнечный луч, он будто стремительно расталкивает ветви, листья, разбивается тысячей бликов в лужах, внезапно красит бронзой стволы деревьев. Как заколдованный, зрил художник невыразимую прелесть окружающего его мира. Он забыл о себе, о своих невзгодах. Он мечтал…
Может быть, в этот миг и родился сюжет картины «Дождь в дубовом лесу». Да и не сам ли автор бредет, заложив руки в карманы и подняв воротник, шлепая по лужам… Шишкин в этом холсте показал себя как виртуоз станковой живописи. Тончайшие нюансы цвета, тона, света пронизывают всю картину.
Поистине это полотно могло бы украсить лучшие музеи планеты.
Но не этот холст послужил завершающим, этапным творением Ивана Шишкина.
Скорее „Дождь» был лишь данью великолепному владению палитрой, колоритом, и в этом смысле полотно несколько выпадает из суровых, эпических по складу картин мастера. „Дождь в дубовом лесу» — улыбка живописца, его комплимент жанру, но даже в этом полотне во всей дивной красе предстает перед нами храм живой природы.
Источник: http://www.tanais.info/art/shishkin51more.html
Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/dozhd-v-dubovom-lesu-opisanie-kartiny-shishkina.html