Брейгель «триумф смерти» описание картины, анализ, сочинение

Брейгель

Питер Брейгель Старший. «Безумная Грета». 1563. Mayer van den Bergh museum, Antwerp © KIK-IRPA, Brussels

  • Уточнена дата создания «Безумной Греты» Питера Брейгеля Старшего

Брейгель

Йорис ван Грикен, глава графического кабинета Королевской библиотеки Бельгии. Изучает графическое наследие Питера Брейгеля Старшего.

В его совместном проекте с Ливе Ваттеув, Мартеном Бассенсом и Бруно Вандермёленом под названием Fingerprint («Отпечаток пальца») задействованы самые современные технические методы.

Результаты их работы будут представлены на выставке «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» осенью 2019 года

В подписи Питера Брейгеля Старшего на этой картине последняя цифра вызывала сомнения. В результате исследования в инфракрасных лучах и рентгенофлуо­ресцентного анализа, а затем удаления поздних наслоений под микроскопом удалось открыть авторскую надпись «1563» с точкой на конце, которая характерна для подписи живописца.

Картина была написана в год, крайне важный в его жизни и карьере: именно тогда Брейгель женился на дочери известного в то время художника Питера Кука ван Альста и переехал из Антверпена в Брюссель. Реставрации «Безумной Греты» помог цветной рисунок с тем же сюжетом. Он оказался поздней копией (не позднее 1627 года), однако очень точной.

Многие цвета и детали сохранились на нем лучше, чем на оригинале.

Брейгель

Неизвестный автор. Копия с картины Питера Брейгеля Старшего «Падение Икара». Van Buuren Museum, Brussels © KIK-IRPA, Brussels

«Падение Икара» написано не Питером Брейгелем Старшим

Картина «Падение Икара» известна в двух версиях. Купленная в 1912 году Королевскими музеями изящных искусств Бельгии версия вызывала вопросы об авторстве Питера Брейгеля Старшего с самого начала. Обнаруженная в 1935 году вторая версия (ныне в брюссельском Музее ван Бюрен) только осложнила дело.

Изучение материала основы — радиоуглеродный анализ холста, на котором написана версия из Королевских музеев, и дендрохронология деревянной доски из Музея ван Бюрен — показало, что обе версии выполнены после смерти художника.

Это значит, что сохранились только две копии, а оригинал Питера Брейгеля Старшего утрачен.

Брейгель

Питер Брейгель Старший. «Каждый». Royal Library of Belgium, Print Room

«Каждый» как Брейгель

Работа Питера Брейгеля Старшего с печатником Иеронимом Коком во многом еще остается неизученной, и исследователи мечтают обнаружить архив, который пролил бы свет на их сотрудничество. А пока гипотезы строятся вокруг печатных шрифтов и надписей, добавленных к изображениям в разное время.

Год назад в гравюрном кабинете Королевской библиотеки Бельгии обнаружили неизвестный ранее отпечаток “Elck” («каждый» или «всякий», персонажи гравюры, как любой человек, пытаются постичь мир). Прежде эта гравюра была известна в двух состояниях, различающихся надписями внизу.

Третий, недавно обнаруженный вариант, как говорит анализ типографского шрифта, мог быть сделан в знаменитой антверпенской мастерской Кристофа Плантена.

Брейгель

Питер Брейгель Старший. «Пейзаж с рыбаком на реке под большим деревом».   Royal Library of Belgium, Print Room

Брейгель рисовал деревья алла прима

«Пейзаж с рыбаком на реке под большим деревом» Питера Брейгеля Старшего относится к так называемой группе Лугта (по имени голландского коллекционера прошлого века), к которой причисляют вертикальные рисунки с доминирующими на них узловатыми деревьями.

Они были созданы вдохновленным венецианской живописью Брейгелем в начале его карьеры. Исследование в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах показало равномерное распределение тонкого слоя железо-галловых чернил без исправлений и использования других материалов, что возможно только при очень быстром исполнении.

Очевидно, Брейгель воплощал идею сразу, без какого-либо подготовительного эскиза.

Брейгель

Питер Брейгель Старший. «Правосудие». Royal Library of Belgium, Print Room

  1. Многофигурные рисунки требовали подготовительных эскизов

Брейгель

Кристина Карри, доктор наук, глава отдела научной фотографии Королевского института культурного наследия (KIK-IRPA) в Брюсселе, много лет изучает творчество династии Брейгелей.

Является автором, совместно с профессором Льежского университета Доминик Аллар, фундаментального исследования «Феномен Брейгелей: живопись Питера Брейгеля Старшего и Питера Брейгеля Младшего с фокусом на технологическую и копийную практику»

На рисунке к гравюре «Правосудие» из цикла «Семь добродетелей» удалось выявить небольшие различия в химическом составе чернил.

Многофигурная сцена потребовала много времени на исполнение, поэтому Брейгель, вероятно, не раз пополнял чернильницу, что и вызвало колебания состава чернил.

Удивительно, что под слоем чернил не был обнаружен рисунок — трудно поверить, что столь сложная композиция писалась сразу набело.

Брейгель

Питер Брейгель Младший. «Битва Поста и Масленицы». Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels © KIK-IRPA, Brussels

«Битва Поста и Масленицы» выполнена Питером Брейгелем Младшим по картону отца

«Битву Поста и Масленицы» Питера Брейгеля Старшего его сын и преемник Питер Брейгель Младший и его мастерская копировали не меньше пяти раз. Одна из копий хранится в Королевских музеях изящных искусств Бельгии.

Инфракрасная рефлектограмма показала, что при создании этой картины Брейгель Младший использовал полноразмерный эскиз с проколами по контурам фигур для переноса рисунка на доску.

Самым удивительным оказалось то, что этот картон сделал сам Брейгель-отец при создании оригинальной версии.

Брейгель

Питер Брейгель Старший. «Нагорная проповедь». Kunstmuseum, Basel © KIK-IRPA, Brussels 

Ян Брейгель Старший делился с братом картонами отцовских картин

Многофигурную и крупноформатную «Проповедь святого Иоанна Крестителя» отца копировали и старший сын, Питер Брейгель Младший, и младший, Ян Брейгель Старший.

Сравнение вариантов братьев с использованием калькирования и инфракрасной рефлектографии доказало, что Ян Брейгель поделился с братом картоном с наколотыми контурами фигур (их припорашивали угольным порошком и получали подобие рисунка из крохотных точек).

Исследования также доказали, что сыновья должны были иметь доступ к оригинальной картине своего отца — а так бывало далеко не всегда (например, копируя «Триумф смерти», братья полагались только на унаследованные эскизы и предварительные рисунки).

Брейгель

Питер Брейгель Старший. «Искушение святого Антония». Royal Library of Belgium, Print Room

Гравюры работ Брейгеля известны в разных «состояниях»

Своей популярностью Питер Брейгель Старший был обязан гравюрам с его картин и рисунков, которые продолжали печатать и после смерти художника. При Брейгеле их печатал Иеро­ним Кок из Антверпена, крупнейший издатель в Северной Европе. Кок скончался через год после Брейгеля, и печать с тех же медных пластин продолжила его вдова.

Гравюры активно печатались с них вплоть до XVIII века, иногда в изображение вносились изменения. Датировать их помогает качество отпечатка (напрямую зависящее от изношенности печатной доски), а также водяные и прочие знаки на бумаге.

Так, «Искушение святого Антония» из Королевской библиотеки Бельгии оказалось «вторым состоянием», то есть отпечатком, содержащим изменения, выпущенным после 1600 года.

Раскрыт метод перевода рисунка в печатную форму

Из 63 графических листов в наследии Питера Брейгеля Старшего большую часть составляют подготовительные рисунки к гравюрам. Исследование «Похоти» из цикла «Семь смертных грехов» помогло составить представление о процессе перевода рисунка в печатную форму. Технология была следующей.

Медная пластина покрывалась слоем белого воска, на него клали лист, натертый порошком красного или черного мела, а сверху — авторский рисунок. Гравер обводил контуры тупым предметом вроде стилуса, и в местах нажима мел отпечатывался на воске пластины.

Следы нажима не видны глазу, но специальный прибор Microdome позволил получить их объемное изображение (в результате совмещения 228 кадров, сделанных под разным углом) и понять, как работали Брейгель и его гравер Питер ван дер Хейден. 

«Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» — самая копируемая картина Брейгеля

Одной из наиболее популярных картин Питера Брейгеля Старшего стал «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц». Его старший сын, Питер Брейгель Младший, скопировал ее не менее 50 раз. Оригинал отличается от копий не только стилистически (кисть Брейгеля Старшего виртуознее).

Дендрохронология показала, что картина написана на доске, сделанной из того же дубового ствола, что и доски для «Успения Богородицы» и «Пейзажа с бегством в Египет».

Интересно, что на оригинале ловушка написана без предварительного рисунка, сразу красками по уже готовому снегу, в то время как копии тщательно повторяют изображение на уровне рисунка и фона.

Специальное приложение

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/6568/

Питер Брейгель-старший: картины с названиями и описанием :: SYL.ru

Нидерландский художник Питер Брейгель-старший, картины которого мы рассмотрим, родился в 1525 году и умер в 1569 году, 15 сентября. Брейгель известен под прозвищем Мужицкий. Питер Брейгель-старший картины писал преимущественно на бытовые темы. Основные произведения живописца мы представим в этой статье.

«Времена года»

Цикл картин на эту тему содержал 6 или 12 работ. На сегодняшний день их осталось только пять. Питер Брейгель-старший картины с названиями «Охотники на снегу», «Возвращение стада», «Сенокос», «Жатва» и «Сумрачный день» написал предположительно в 1565 году. Именно с этих жанровых сцен мы начнем представлять произведения художника.

Работа «Охотники…» показывает, как предполагается, декабрь или январь.

Брейгель Три уставших охотника со стаей гончих возвращаются с небольшими трофеями домой. Слева от них, на улице, перед гостиницей «У оленя», находится семья, которая разжигает огонь, чтобы опалить свинью. Пейзаж, который мы видим сверху, – это долина с замерзшей рекой и деревеньки. Везде бурлит жизнь. Кто-то катается на коньках или санках, кто-то тушит пожар на крыше, кто-то носит хворост. Цветовая гамма темна, в особенности зеленый лед и небо, они контрастируют с белизной снега и холмов вдали.

Раннюю весну без единого просвета солнышка мы видим при изображении «Сумрачного дня». Один из персонажей занят обрезкой ветвей, другой собирает их в вязанки, еще трое подвыпили и бездельничают. По бурлящей реке несутся, как щепки, кораблики. По мрачному небу ветер гонит тучи.

Настроение радости несет произведение «Сенокос».

Брейгель Оно создано в золотисто-оранжевых тонах и показывает оживленный и бодрый труд крестьян, слитых в гармонии с природой. На переднем плане широкая дорога, по которой туда-сюда снуют крестьяне, мужчины и женщины. Одни на головах, другие на повозке переносят собранный урожай. Три женщины с граблями деловито направляются сгребать сено. На дальнем плане повозка с ним нагружена уже доверху. А рядом на лугу его собирают в стога. Все торопятся воспользоваться погожими деньками. Питер Брейгель-старший картины писал с любовью к своим персонажам, детальным знанием их труда и часто с легким юмором.

«Жатва» отражает работу более поздним летом, может быть, даже в начале осени. Кто-то активно трудится, другие уже подкрепляются перед дальнейшей работой. Один из мужчин заснул в тени дерева.

Поздняя осень, небо потемнело, почернело, пастухи торопятся загнать стадо, поскольку надвигается ненастье. Так Брейгель изобразил «Возвращение стада» с летних пастбищ.

Страшные события на родине

Армия испанцев под предводительством Альбы вторглась на родину художника. Начались бесчинства оккупантов. Несколько тысяч нидерландцев признали еретиками и уничтожили. На эту тему Питер Брейгель-старший картины пишет очень страшные и горькие.

«Триумф смерти» (около 1562)

Брейгель

На дальнем плане — выжженная земля, полыхают огни пожаров. Все застилает едкий дым. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Кажется, что Апокалипсис уже наступил. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Поодаль стоят виселицы с повешенными. Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Многим отрубают головы. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. В нижнем правом углы картины кавалер играет даме на лютне, предпочитая не замечать стоящую рядом смерть, забирающую их соседку по пиршественному столу. Напротив них, в левом углу, приходит конец королю с короной, в доспехах, в алом плаще, подбитом горностаем. Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Простой народ и аристократы – все равны перед смертью.

Путешествие в Италию

В 1552-1553 годах художник побывал во Франции, Швейцарии и Италии. Его потрясли памятники Вечного города и шедевры Возрождения.

Переосмыслив их, Питер Брейгель-старший картины создает с итальянскими мотивами на библейские темы. Его волнует, как Бог смешал все языки, не дав людям кощунственно построить башню до небес.

Он создал три картины. Мы же рассмотрим большую, которая находится в Вене.

Вавилонский зиккурат

Брейгель

Очень впечатляет картина «Вавилонская башня». Питер Брейгель-старший (1563-й год создания произведения) взял за образец римский Колизей. Уже построены семь этажей, растет восьмой, проникающий за облака, но башня уже слегка дала крен и местами обваливается. Тщетны старания строителей, чьи фигурки мелки по сравнению с громадным сооружением. Они среди каменных блоков упали на колени перед Нимвродом и его свитой, испрашивая прощения за неудачи. Вдали виднеются картины гордого Вавилона. В основу был положен популярный сюжет из Библии о строительстве башни, достигающей вершиной неба. Библейские мудрецы, ненавидя города как таковые, как места греховные, дали картину бренности людских устремлений. А Брейгель изобразил не традиционное смешение языков, а ошибки в расчетах, потому башня и рушится.

Поздние работы

Питер Брейгель-старший картины в позднем периоде пишет с укрупнением персонажей на своих работах. Если раньше фигурки были мелкими, то теперь художник начинает интересоваться человеком. Мы также рассмотрим последнюю картину «Слепые», которую написал Питер Брейгель-старший. Картины с описанием как давались выше, так и последуют далее. Произведение «Слепые» — немеркнущий шедевр Брейгеля.

Картина «Слепые», Питер Брейгель-старший

Сюжет основан на притче из Библии, которая гласит, что если слепец ведет слепого, то они обязательно попадут в яму.

Брейгель

На картине, двигаясь цепью и держась один за другого, медленно идут слепые. Исследования показали, что каждый ослеп от разных причин, так детально изобразил художник незрячие глаза. Каждый из них поднял голову, полагаясь не на зрение, а на обоняние и слух. Поводырь уже упал в пруд. Следующий уже запнулся за него. Третий вот-вот оступится.

Остальные пока ни о чем не подозревают, но скоро все будут вместе. Художник сумел изобразить нарастание падающего движения. Никто не придет им на помощь. Не спасет от неминуемой гибели в пруду. Их гибель предначертана. На лицах – беспомощность и ужас. В центр мира живописец поставил судьбы живых людей, о которых никто не пожалеет.

Так и зрячих, которые, кажется, видят дорогу, провидение ведет зачастую в пропасть.

Картина «Сорока на виселице» написана перед смертью художника. Она завершает его творчество, наполненное духовными исканиями.

Источник: https://www.syl.ru/article/305104/piter-breygel-starshiy-kartinyi-s-nazvaniyami-i-opisaniem

«Триумф смерти» Брейгеля: пляска смерти в Нидерландах

Брейгель Вот уже полтысячи лет картина Питера Брейгеля «Триумф смерти» пугает и потрясает воображение. Несмотря на нагромождение персонажей и образов, автор доносит до зрителя все самое главное и просто дает возможность его увидеть.

Об авторе

Питер Брейгель Старший родился в 1525 году, хотя называют и более поздние даты – до 1530. В конце 1540-х он оказался в Антверпене и стал учеником придворного художника Питера ван Альста.

Начинал как график. В 1550-х Брейгель Старший попал под влияние творчества Иеронима Босха. Брейгель никогда не рисовал обнаженной натуры и заказных портретов.

Исключение – довольно поздний «Портрет старухи» 1564 года.

Молодого Брейгеля люди интересовали мало – они были лишь частью природы.

Зрелый период творчества начинается примерно с 1562 года, когда предположительно и была создана картина «Триумф смерти». В этот период на его картинах уже появляются выразительные человеческие образы.

Художника называют Крестьянским или Мужицким: действительно, крестьяне на его картинах – яркие индивидуальности.

Тем не менее, они на являются центром мироздания, а растворяются в пестрой толпе, их жизнь на фоне величия природы их жизнь кажется исполненной борьбы добра со злом.

Искусствоведы считают творчество Брейгеля завершением исканий нидерландских художников и началом пути к искусству 17 века , то есть, к творениям Рембрандта и Рубенса.

История картины

Картина «Триумф Смерти» была написана в 1662 году. Конец 16 века – это излом средних веков и разочарование в идеалах и мечтах Возрождения. Открытия Коперника, понимание того, что вселенная бесконечна и не движется вокруг Земли, понимание того, что человек ничтожен и беззащитен перед бесконечностью…

Многие люди в то время были свято уверенны, что в 1666 году наступит конец света, и это тоже пугало, как и неопределенность, которая уже ждала Европу.

Родина Брейгеля же была в преддверии Нидерландской революции. В это время в Испанских Нидерландах царствовала беспощадная инквизиция.

В середине века испанские инквизиторы во главе с фанатичным герцогом Альба «огнём и мечом» прошлись по территориям Нидерландов, принадлежащим Испании и уничтожила начинающееся восстание, а также зарождающуюся протестантскую веру.

После них осталась выжженная земля, горы трупов и пепелища от костров.

Брейгель старший был свидетелем всего происходящего, а его картина, как и «Безумная Грета», преисполнена страхом и неопределенностью, которые в то время царили в Нидерландах.

Описание картины и особенности композиции

Сюжет картины весьма характерный и каноничный – это пляска смерти, которую рисовали многие авторы позднего Возрождения.

Но Брейгель не просто стирает грань между миром живых и царством смерти, показывая беспомощность человека перед старухой с косой, а рассказывает историю своего края.

Сюжета здесь просто нет: люди живут, любят, играют на музыкальных инструментах и по разному реагируют на приход смерти.

Если приглядеться, то можно увидеть на картине и орудия труда тех времен, и одежду представителей разных сословий, и музыкальные инструменты, и оружие конца 16 века. Здесь есть сцены охоты, азартных игр и похорон. Это действительно нидерландская провинция, а не абстрактный народ, какой принято изображать на картинах в стиле Dance Macabre времен позднего возрождения.

В картине сочетаются две изобразительные традиции – гравюра Северного возрождения и итальянские фрески на тему Триумфа смерти. Их Брейгель мог видеть в Пизе на кладбище Кампо-Санто и в Палермо во дворце Склафани.

Автор специально завысил линию горизонта – это позволило ему изобразить триумф смерти с большим размахом.

Здесь нет природы, которую Брейгель делал королевой своих полотен – вся земля в реальности картины выжжена. Вместо деревьев – орудия пыток и казни, которыми активно пользуются воины смерти. За горизонтом – обмельчавшее море с тонущими кораблями. Цветовая гамма картины – темная или тусклая, но какой она еще может быть там, где мир завоевала смерть.

Персонажи

До самого горизонта картина заполнена людьми и скелетами – воинами смерти. И понятно, за кем победа. Вот полчища скелетов, накрывшись крышками гробов как щитами, загоняют в гигантский гроб горожан и крестьян…Вот массовое побоище между мертвецами и людьми…Вот воины смерти окружили чей-то дом…Вот ужасающая повозка с черепами.

Кто-то играет в карты, кто-то пытается противостоять смерти, но всем понятно, чем все закончится.

Самое удивительное и страшное в картине – тысячи одинаковых, казалось бы, черепов… Автор сумел написать их так, что можно четко увидеть их мимику: они подмигивают, скалятся, дьявольски насмехаются, угрожающе смотрят провалами своих глазниц…

Центром композиции можно назвать саму смерть с косой, скачущую через всю толпу на костлявой лошади. Обращает на себя внимание и монарх в агонии. Рядом с ним воин смерти, который запустил костлявую руку в сокровищницу короля. Ярким пятном назвать можно пир, где вопреки всему веселятся и флиртуют молодые люди.

Еще одна группа мертвецов в белом устроили судилище. Скорее всего, это и есть испанская инквизиция, но цензура не заметила этого: слишком жуткая картина и вполне допустимый сюжет.

С помощью метаморфоз и образов Брейгель выразил протест против того, что происходило на его родине и донес до потомков жуткую правду о пережитом и увиденном.

Источник: https://TopKartin.ru/mirovoe-iskustvo/triumf-smerti

Триумф Смерти

  • Год создания: 1562г,
  • дерево, масло,
  • Оригинальный размер: 117 x 162 см. 
  • Музей Прадо, Мадрид, Испания
  • Описание картины Питера Брейгеля «Триумф Смерти»

Полотно, написанное Питером Брейгелем под названием «Триумф смерти» имеет чрезвычайно мрачный вид.

Смотря на это изображение, мы можем почувствовать апатию, безысходность и меланхолию, а также понять, что все в нашем мире бренно. И это несмотря на то, что здесь отсутствуют бесы, которые фигурировали на более ранних картинах автора.

Художник изобразил не просто триумф, к примеру, чумы, которая в средневековье унесла несметное количество жизней, а именно триумф смерти. Ведь если повнимательнее вглядеться в изображение, то можно увидеть, что каждый человек умирает по своему. Из этого можно сделать вывод, что эпохи сменяют друг друга, но каждый человек все равно умрет своей, уготованной ему судьбой смертью.

Увиденное зрителем изображения создает такое впечатление, что в один миг граница между живым и загробным миром перестала существовать. Но несмотря на все вышеперечисленное, к всеобщему удивлению, сюжет картины придумал не сам автор.

Он позаимствовал идею у старинных икон.

Каждая такая икона пыталась своим изображением донести до человека тот факт, что если он не будет соблюдать главные заповеди господа, на мир опустится тьма и править в ней будет только беспощадная смерть.

Также автор использует так называемую «обманку». Смерть на картине представляется людям милосердной, и как бы говорит, если люди исправятся, она пощадит их. На самом деле это не так. Она косит всех без разбора: женщин, мужчин, детей и стариков. А чтобы зритель смог рассмотреть все происходящее в мельчайших деталях, автор создает панораму.

А у наблюдателя складывается такое впечатление, что он смотрит на разворот событий свысока. Также наглядно показано, что на земле не осталось травы, на ней стоят только виселицы и орудия пыток. Таким образом, художник показывает, что в своих проблемах, отчасти, виноваты мы сами.Знаменитая картина Питера Брейгеля «Триумф смерти».

Картина очень мрачная, может быть, самая мрачная из брейгелевских работ. Но, если вдуматься, то здесь запечатлены безусловно, недобрые символы, злые силы, всеобщее торжество смерти, некое ощущение глобального конца человечества – но здесь нет дьявольщины, которую мы можем увидеть в более ранних работах мастера.

В Нидерландах свирепствовала инквизиция, испанцы огнем и мечом пытались подавить народное восстание. Все это нашло отражение в творчестве художника. В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: Скелеты правят бал.

Вдруг как будто прервались какие-то законы, прорвалась какая-то ненадежная граница, отделяющая царство смерти от царства живых. 

Брейгель не придумывает этот сюжет. Еще готическое средневековье разработало довольно тщательно дифференцированную иконографию плясок смерти, триумфов смерти, искусства умирать. Фрески, графика в манускриптах, картины…

Тема часто встречалась в те времена.

«Пляски смерти» представляли собой обычно серии сюжетов, изображающих хоровод, где скелеты, судорожно подпрыгивая, увлекают в танце людей из самых разных слоев общества: императоров, кардиналов, купцов. 

«Триумфы смерти» – это именно картины, в которых чаще всего скелеты или смерть с косой в виде истлевшего трупа завладевает миром. Брейгель, используя многие иконографические мотивы, существовавшие в разрозненном виде, объединяет их в некое новое, чисто брейгелевское по пониманию сюжета, единство.У него смерть косит всех без разбора.

В зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами; на горизонте — такое же пустынное море с гибнущими кораблями.

Поднимается крышка огромного гроба, который сам по себе как бы является входом в потустороннее царство, и оттуда двигаются нескончаемые миллионы скелетов, с которыми пытаются вступить в сражение лишь отдельные люди, но исход уже предрешен заранее.

Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что пространство, охваченное картиной, изобилует самыми разными сценами, наполнено различной символикой. Здесь и символическое изображение средневекового понимания «триумфа смерти», где она изображена в виде скелета на тощем коне, и «пляска смерти», в которой перед неизбежным концом все равны. 

Бесчисленные полчища воинов-скелетов, влекут толпы людей — кардиналов и королей, крестьян и солдат, женщин и монахов, рыцарей, любовников, пирующих — к огромному распахнутому гробу. Человечество перед лицом Смерти предстает как бессильная множественность слепых частиц в царстве бессмыслицы, жестокости и всеобщей гибели.

Работа изобилует массой разрозненных сцен, тематически связанных между собой присутствием смерти, которая подстерегает и настигает людей всюду.Центральное место в картине занимает изображение побоища, за которым стеной стоят шеренги скелетов, порожденных им.

В правом углу показан стол, окруженный пирующими и предающимися разврату молодыми людьми; их также поджидает смерть.

В левом углу изображена лежащая фигура в короне, в алой мантии на горностаевом меху, в латах, которого смерть-скелет ; смерть, уже предъявившая на него свои права, теперь интересуется лежащим рядом с королем золотом, добытым обманом и стяжательством.

Рядом кардинал в широкополой шляпе, изображенный со спины, простая горожанка, упавшая ниц; рядом с ней грудной ребенок, которого нюхает пес-скелет. Тощая лошадь, управляемая скелетом, влечет полную черепов телегу. На высоком парапете, рядом с круглым зданием классической архитектуры, скелеты, облаченные в некое подобие белых тог, сгруппировавшись вокруг креста, предстают неким трибуналом. На втором плане картины — пейзаж, усеянный виселицами с повешенными, скелетами, сценами битв и пожарищами. 

Когда рассматриваешь детали, то поражаешься одному обстоятельству: здесь сотни скелетов, сотни черепов. Ну что можно «выжать», так сказать, в художественном, образном отношении из черепа? Ведь все абсолютно однообразны.

Но Брейгель изображает их в таких разворотах, в таких положениях, что эти черепа как бы приобретают мимику. Они кажутся то подмигивающими, то скалящимися, то улыбающимися какой-то дьявольской ухмылкой, то, наоборот, угрожающе смотрящими провалами своих глаз.

Эти детали замечательно выполнены художником и свидетельствуют о его высочайшем мастерстве. Смерть у Брейгеля — кара за грехи, она настигает человека в бою и на пиру, во время любовного свидания и в поле за работой. А фоном всему этому — страшный адский пейзаж земли, превращенной людьми в пустыню.

Так в иносказательной манере художник пытался выразить свой протест против того, что происходило у него на родине, донести до потомков ужасную правду об увиденном. Kару на этом свете несёт инквизиция.

Брейгель умел создавать очень откровенные произведения с очень актуальным смыслом, скрытым под традиционными сюжетными мотивами. Но испанским религиозным цензорам было не к чему придраться: мотив, дозволенный в христианском мире, и, к тому же, довольно распространенный. 

Источник: В. Клеваев. «Лекции по истории искусства.Северное Возрождение.Питер Брейгель Старший».

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Triumf_Smerti/

Неподражаемый Питер Брейгель. Триумф смерти

Это моя первая заметка о Питере. Выскажусь сразу. Питер Брейгель как Эверест возвышается над всей историей живописи. Никто из художников не равен ему.

В очень редких случаях находились художники, которые в единичных работах поднимались до уровня Питера.

Один раз до его уровня поднялся Микельанджело, который на склоне лет смог написать нечто неординарное — жест Христа на фреске «Страшный суд» в Ватикане. Вот он.

Этот жест означает следующее: «Я вас оставляю на самих себя и покидаю вас. Живите как хотите». Написать такое в Ватикане, да еще так, что за 500 лет церковники так и не поняли что он написал, это и есть стать на уровень Питера.

Но у Микельанджело этот жест один за все его 60 лет творчества, а вот у Питера таких жестов на его картинах множество.

И все они так тщательно замаскированы, что малограмотные «искусствоведы» до сих пор ничего не поняли в картинах Питера.

Питер Брейгель воплощает в себе черты человека в его предельно возможном развитии: независимость его личности неподвластной никакому давлению социума, образцовый профессионализм в своем деле, отличные дети, продолжившие дело отца. Питер бесподобен, это означает буквально, что нет подобного ему. На его могиле его друг Ортелий и его дети оставили такую надпись:

“Питеру Брейгелю, художнику величайшего трудолюбия и великолепного мастерства, каковое славит сама природа — мать всего сущего, на каковое снизу вверх взирают опытнейшие художники, а соперники тщетно подражают ему.”

О! Они точно понимали что говорят. И я понимаю. И расскажу вам. Мы разберем все значимые работы Питера. А начнем с Триумфа смерти. В свое время, рассматривая именно эту работу, я вдруг понял ее скрытые смыслы и масштаб личности Питера.

Триумф смерти

Весьма характерно для Брейгеля методически. Он берет громкий сюжет с ясной предысторией и названием и делает на основе формального сюжета нечто абсолютно противоположное его традиционному смыслу.

Это название не Питер придумал. Он не именовал свои картины. Название ей дали недалекие «искусствоведы». Должен сказать, что профессия «искусствовед» не существовала до 19 века. Никому не было нужды доказывать или разъяснять что бы то ни было в живописи.

Художники писали качественно и недвусмысленно и всем все было понятно без объяснений. Профессия «искусствоведа» возникла ровно в тот момент, когда к концу 19 века возникла халтура, которую тем не менее надо было сбыть за приличные деньги и возникли СМИ как инструмент воздействия на мозги.

С тех пор и по сегодняшний день «искусствовед» есть синоним менеджера, рекламирующего разные коммерческие поделки. Нормальное искусство понятно нормальному человеку без разъяснений. Точка. Однако есть исключения из этого правила. Социум и его стереотипы за столетия меняются и стереотипы забываются.

Историк искусства чрезвычайно полезен тем, что расскажет о забытых сегодня символах. История искусств — очень полезная деятельность, но от «искусствоведения» увольте. Такой профессии нет, как нет особых отделов в мозге «искусствоведов», которые «понимают искусство» каким-то особенным образом.

Все понятно тому, кто интересуется. И посредники не надобны.

Итак «Триумф смерти» неподражаемого Питера Брейгеля.

Я возражаю против этого в корне неверного названия картины. Ее следует назвать «Триумф жизни». И картина именно об этом. О жизни и ее триумфе перед смертью.

В картине 5 основных идей ради которых она написана Питером и одна идея для прикрытия истинного смысла. Ложными прикрытиями Питер регулярно закрывает истинный смысл своих работ. На поверхностную приманку в виде ложного, но такого, как кажется «искусствоведам», очевидного смысла покупаются 100% «искусствоведов». Этот случай очень характерен.

Итак поверхностное суждение о картине Питера, которое дружно выдают «искусствоведы» следующее: Брейгель иллюстрирует всепобеждающую смерть, которая настигает, перед которой бессильны… и так далее. Это ложное прикрытие, осознанно использованное умницей Питером.

Питер написал картину ради следующих основных суждений. Их пять.

Суждение первое. Религия есть жестокий обман людей.

Это суждение иллюстрируется Питером сразу несколькими способами:

Религии утверждают, что избегнуть смерти можно, прибегнув к религии и сулят вечную жизнь с индивидуальными сценариями в каждой религии.

Питер изображает массы людей, которые, давя друг друга, устремляются в огромную мышеловку с христианским крестом на двери. Религия в образе мышеловки — это весьма характерный и совершенно недвусмысленный образ осознанного обмана. Но эта мышеловка только начало. Смотрим внимательно дальше.

А дальше видим, что монстры гонят в эту мышеловку живых еще людей. Смерть и религия действуют совместно, они союзники: религия сулит спасение от смерти и заманивает, а смерть гонит людей в религию.

Разумеется, что активные совместные действия имеют цель. Какую? Очевидно, что для того, чтобы эту цель понять нужно посмотреть на выход из мышеловки.

Что там на выходе? Жизнь вечная, рай, ад или что- то иное? Питер скрыл этот выход за границей картины… но я вижу, что по обеим сторонам мышеловки стоят неисчислимые количества тех же монстров.

И мне понятно что эта мышеловка/религия не просто обманка — это устройство для перемалывания живых людей в монстров и это хуже чем небытие. Религия и смерть действуют рука об руку и цель у них одна — уничтожение людей, т.е. жизни.

А теперь вспомните, что на пороге 16 век и религиозное мировоззрение абсолютно доминирует. Насколько же нужно было быть независимой личностью и обладать ясностью ума, чтобы вот так жестко приравнять религию к обману и инструменту смерти?

Суждение второе. Любовь побеждает смерть.

Питер показывает, что смерть убивает всех, но есть исключения. В правом нижнем углу, стоя за влюбленными, смерть медлит, она не убивает их, а играет им на скрипке. Можно трактовать эту иллюстрацию несколькими способами, но все они будут в пользу любви.

  • ● Любовь побеждает смерть.
  • ● Только перед любовью смерть отступает, хотя бы на время.
  • Питер показывает свое отношение к любви между людьми, противопоставляя любовь религии, обману и смерти.

Суждение третье. Сущность женщины.

Правый нижний угол. Иллюстрация выше. Оба влюбленных знают что их ждет смерть которая везде, даже прямо за спиной. Зная это, они ведут себя по-разному. Мужчина напуган. Его голова на коленях у женщины, страх на лице и состояние беспомощного ребенка. Лицо женщины полно любви и утешения.

Она гладит его рукой, не думая о том, что смерть и ее настигнет, словно даже не замечая смерть кругом себя. Она полностью забыла о себе, чтобы перед лицом неизбежной смерти утешить того, кого она любит.

Вот эта жертвенность и безоглядная любовь женщины скорее всего и есть настоящая причина того, что смерть медлит.

Да, смерть медлит перед любовью женщины.

Суждение четвертое. Сущность мужчины.

Около стола в решительной позе мужчина с мечом, готовый к бою. Его лицо полно ужаса, волосы поднялись от страха. Но он этот ужас и страх преодолел своим мужеством и бросается на битву со смертью.

Впереди него, чуть дальше пара таких же мужественных мужчин, которые с мечом сражаются с монстрами так сказать на передовой. Конечно все они погибнут неизбежно, однако замечаем, что за их спинами небольшого размера пространство, освобожденное от смерти. Уверен, что пространство это освободили они.

Мужество мужчины также как и любовь женщины преодолевают смерть. Это Питер иллюстрирует ясно и недвусмысленно. Посмотрите как же фантастически гениально Питер умеет выразить абсолютное мужество. Посмотрите на упавшего воина. Он рисует только спину, но какова она! «Пусть меня убьют, но убьют в бою.

Сам я не сдамся даже самой смерти» — вот что буквально написано на спине. Посмотрите на упавшего и на еще сражающегося. Они не сдались. Это — наша мужская сущность в предельном выражении. Мы сдаваться не должны. А посмотрите как слабые (в клеточку) пытаются спрятаться под стол, жалкая сущность примата.

..

Суждение пятое.

Остальное человечество ведет себя подобно стаду. Активно борются единицы, основная масса, давя друг друга, бежит от монстров в мышеловку религии.

Весьма справедливое уже в 16 веке суждение о людях лишенных воли к осознанному мышлению и особенно актуальное в наше время, когда СМИ формируют мировоззрение масс по своему произволу.

Тут уместно упомянуть такие понятия как конформизм и нонконформизм. Подавляющее большинство людей обладают зависимым сознанием и их поведение и суждения с одной стороны полностью определены естественными инстинктами, с другой стороны их социальное мировоззрение определено навязанными извне правилами.

Вот эти конформисты (соглашатели) и составляют паническое стадо, из которого с помощью религии формируются орудия смерти. Немногих остальных убивают индивидуально.

Имел ли ввиду все это Питер я до конца не уверен, но факты на картине именно таковы: сражаются против монстров единицы, большинство человечества представляет собой единообразную управляемую и уничтожаемую толпу.

Каков же итог?

Двумя словами не выразимо. Питером написан не триумф смерти, а нечто намного более содержательное … он показал поведение всего человечества перед неизбежной смертью во всех возможных проявлениях этого поведения. И силу и слабость человечества перед лицом смерти. Показал массовые типы из которых состоит человечество. И одновременно показал свое отношение к власти, религии, любви и мужеству.

Это оптимистичная картина. Мне она ясно показывает, что даже зная о смерти, не все человечество лежит в прострации, лишенное воли, подобно человеку в короне слева внизу и не все из нас погибнут, обманутые лживыми фантазиями, лишающими людей воли к сопротивлению — часть людей продолжает любить и сражаться за жизнь и своих бесподобных женщин.

Это верная и глубокая мысль. Если бы длинная цепочка предков любого человеческого существа на протяжении последних миллионов лет хотя бы один раз сдалась без борьбы и прервалась, вас бы сейчас не было. Пусть смерть убьет каждого из нас, но сделает она это в бою, а там посмотрим кто кого.

У меня остался вопрос к Питеру. Понимал ли он тот факт, что религии не являются осознанным изобретением злых и властных людей? Что религии регулярно воспроизводятся и будут воспроизводится человечеством всегда? До тех пор, пока люди испытывают страдания и надежду, они всегда будут нуждаться в богах и будут непрерывно их изобретать.

Думаю, что в свои 40 лет он этого ещё не понял. Отсюда его жесткое и безапелляционное осуждение религий.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c38f7a3bb0fd300a92f3ce2/5cb5e49f717e2700b3d8f55b

Картина "Триумф смерти" — история создания

Картина «Триумф смерти» хранится в Национальном музее Прадо (Испания).

 Она является достаточно популярной среди искусствоведов и ценителей, но несмотря на то довольно редко предоставляется для демонстрации в других музеях мира.

 Последний раз она была предоставлена венскому музею истории искусств для участия в выставке, которая была посвящена 450-летию со дня смерти Питера Брейгеля Старшего.

Созданию картины предшествовал период путешествий и переездов художника. После посещения Италии и знакомства с творчеством местных коллег Брейгель в 1554 году вернулся в Антверпен, где жил и работал.

 Со временем он переехал на некоторое время в Амстердам, но задержался там ненадолго и впоследствии окончательно переселился в Брюссель, где в период с 1562 по 1563 год и была написана картина «Триумф смерти».

Тема мертвецов, что танцуют друг с другом или с живыми людьми — довольно популярный сюжет в средневековом творчестве. «Танец смерти» — это синтетический жанр, который был присущ европейской культуре с 14 по первую половину 16 века.

 Несомненно, поводом этому послужили многочисленные бедствия, выпавшие на долю европейского общества — эпидемии чумы, войны, голод, высокий уровень смертности среди населения в целом.

 Непосредственно на своем полотне Брейгель изобразил последствия «черной смерти», современником нескольких вспышек которой он был (в 1544-1548 и 1563-1566 годах).

Считается, что во время своего путешествия в Италию Питер Брейгель ознакомился с работами неизвестных художников, изображавших скелет на коне, который едет через толпу людей, как ключевую фигуру своих композиций. Эта идея вдохновила его на создание картины со своей версией изложения, которая получила название — «Триумф смерти». 

В настоящее время отсутствуют сведения, кто был заказчиком картины или владел ею  первое время после написания. Первым достоверно известным ее обладателем до 1591 года был Веспасиано Гонзага — итальянский аристократ, дипломат, писатель, военный инженер и кондотьер, а также меценат.

После смерти последнего в 1591 году новым владельцем полотна стала его дочь — Изабелла Гонзага. На период с 1637 по 1644 год картина перешла во владение принцессы — Анны Каррафы (Стильяно, юг Италии). Следующим владельцем в 1644 году стал герцог — Рамиро Нуньес де Гузман.

 Полотно находилось в его коллекции в Неаполе до 1655 года, а затем — в Мадридской коллекции до 1668 года. В период с 1668 по 1745 год сведений о пребывании картины и ее владельцев нет. Следующие упоминания о полотне появляются лишь в 1745 году, когда его приобрели для коллекции при дворе испанской королевы Елизаветы Фарнезе.

 Во дворце Ла Гранха «Триумф смерти» находилась до 1827 года, когда была передана в музейный фонд Прадо в Мадриде под номером P001393.

Доктор искусствоведения, главный куратор Королевского музея изящных искусств в Антверпене Вальтер Ванбеселаре еще в 1944 году высказал предположение, что картина является частью трилогии, где ее логическим продолжением является «Безумная Грета» и «Падение мятежных ангелов».

 В 2011 году его исследования поддержала и значительно развила Анна Павлак, опубликовав свою диссертацию под названием «Trilogie der Gottessuche», издательство Gebr. Mann Verlag.

По ее убеждению все три картины действительно были изначально созданы в одном жанре и концептуальной идентичности, а именно трилогии, которая касается темы пороков, путей спасения и комплекса невидимого присутствия или отсутствия Бога.

 Единство трех картин «раскрывается лишь на уровне, который возникает не только из формальных соответствий, но и прежде всего в сущности ментального синтеза». Павлак предлагает объединить под общим названием — «Трилогия поиска Бога».

Так как на картине отсутствует подпись автора, то время от времени возникают дискуссии относительно даты окончания работы. В своей статье от 1968 года «Bruegel's The Triumph of Death Reconsidered» искусствовед Петер Тон выдвинул предположение, что полотно было написано в конце 1560-х годов, но не ранее 1567.

 Как аргумент он приводил свои гипотезы, что в сюжете смерть олицетворяла собой фигура герцога Альбы и его деятельность в Нидерландах. Поскольку описанные события происходили начиная с 1567 года, то и картина была написана не раньше этой даты. Его взгляды разделял и бельгиец — Роберт Леон Делевой.

 Против этой версии выступал венгерский историк искусств и эксперт Чарльз де Толнай. Он объявил, что датой написания является 1562 год, проводя параллели с другой картиной автора — «Падение мятежных ангелов».

 Обе работы имеют много сходства в манере исполнения и стиле, а поскольку последняя имеет подпись, то и «Триумф смерти» следует отнести к аналогичному периоду создания.

В конце апреля 2018 года Национальный музей Прадо представил картину «Триумф смерти» на осмотр после почти двухлетней реставрации.

 Работы по восстановлению были выполнены Марией Антонией Лопес де Асьен и Хосе де ла Фуэнте при поддержке программы Fundación Iberdrola España.

 Реставрационные работы заключались в восстановлении структурной стабильности и оригинальных цветов, уникальной живописной техники, основанной на точных мазках в фоновых областях и четкости на передних плоскостях. 

Оригинальная картина, как стало известно во время реставрации, была скрыта под значительным слоем краски, что свидетельствует о неудачных предыдущих попытках восстановления картины. Благодаря работе испанских художников было возвращено эффект однородности тона. Это стало возможным благодаря использованию инфракрасной рефлектографии и изучению копий, которые были сделаны сыновьями Брейгеля.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-966639-kartina-triumf-smerti—-istoriya-sozdaniya

Картины о смерти

Анализ и примеры картин, связанных со смертью.

Ванитас

  • Говоря о скоротечности жизни и упадке, первое, что необходимо упомянуть — натюрморты ванитас, в которых, зачастую, символы смерти представлены в виде человеческих черепов.
  • Натюрморт с черепом
  • Картины этого стиля напоминают нам о том, что жизнь коротка и перед бесконечностью равны все.

Первобытные времена

А зародилось все это еще во времена, когда люди обитали в пещерах и чувство прекрасного в них только начинало зреть. Основным объектом рисунков древнего человека являлась охота.

До наших времен дошли рисунки на камне, на которых изображены сцены убийства животных и полученные в результате трофеи.

Конечно, древние художники не закладывали идею жизни и её лишения, а просто изображали сцены из повседневности.

Средние века

Говоря о средневековых работах, стоит учесть, что общество в то время было чрезвычайно подвержено влиянию церкви, вера стала оружием в руках правителей, перейдя на уровень выше, относительно античных времен.

Триумф Смерти

Многие работы в то время были выполнены художниками на заказ и представляли портреты, однако тема религии была актуальна, доказательством чему служат дошедшие до нас работы.

Почти все из них, если говорить о Европе, основывались на библейских сюжетах, где, как известно, количество убийств позволяет развить тему смерти множеством способов.

 Например, сцены страстей Христовых были написаны десятками художников, от Тициана до Караваджо.

Картин, скульптур и фресок на эту тему в эпоху Ренессанса колоссальное число.

Пьомбо. Бичевание Христа.

Помимо религиозных работ, интересной для средневековых мастеров была мифология античности. Эти легенды нашли свое отражение в картинах, связанных с жертвоприношениями и убийствами.

  1. Давид с головой Голиафа.
  2. В качестве примера можно привести картину, изображающую убийство Давидом гиганта Голиафа (Караваджо), древнегреческого Фаэтона, чуть не погубившего всю землю, не справившись с солнечной колесницей.
  3. Падение Фаэтона

Юдифь

Тему Юдифь стоит упомянуть отдельно. Полотна с женщиной-убийцей можно увидеть как у живописцев средних веков, так и у мастеров, творивших позже.

«Юдифь и голова Олоферна». Густав Климт.

«Юдифь, убивающая Олоферна». Караваджо.

Тема смерти в наше время

Конец средневековья стал переходом к новым стилям и жанрам, в которых так же нашлось место старухе с косой.

Смерть и жизнь

Череп с горящей сигаретой. Фрагмент.

Заключение

Хоть градус жестокости в более поздних картинах стал ниже, мысли о смерти продолжают волновать все человечество. О вопросах жизни после прекращения биологической активности сложно не думать. Поэтому подобные работы, скорее всего, будут появляться как в искусстве, так и в других сферах (наука, музыка).

Источник: https://artrue.ru/articles/novel/kartiny-o-smerti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector