Главная › Картины Русских Художников ›
Василий Васильевич Верещагин — один из главнейших русских художников-баталистов. До своего обучения в Академии художеств и становления как художника, Верещагин успел пройти военное обучение. На протяжении второй половины XIX века он создаёт обширные полотна, посвящённые войне — при этом его познания о полях сражений базируются на собственном опыте нахождения в местах военных действий. Однако Василий Васильевич далёк от воспевания воинской славы и милитаристской бравады — через все его творчество красной нитью проходит тема ужаса и бессмысленности войны. Квинтэссенцией этого мотива становится картина «Апофеоз войны».
История создания
В 1871 году Василий Васильевич Верещагин создаёт картину «Апофеоз войны», одно из своих наиболее знаковых и узнаваемых произведений.
Изначально работа должна была носить название «Торжество Тамерлана», отсылая зрителя к самому грозному среднеазиатскому правителю XIV века.
По свидетелям очевидцев, после его налетов на города, в которых армия прославленного полководца жестоко расправлялась с местными жителями, башни из человеческих черепов достигали огромной высоты.
Сюжет
Подобный восточный сюжет Василий Васильевич выбрал неслучайно. Картина продолжила так называемую Туркестанскую серию, созданную после участия Верещагина в среднеазиатской кампании 1860-х годов.
Во время своей службы художник сделал ряд эскизов, которые и послужили основой для этих работ. Однако символизм созданной картины стал настолько пугающе универсальным, что художник лишил этот сюжет привязки к конкретным времени и персоне.
Произведение приобрело новое имя, точно и метко аккумулирующее смысл всей работы — «Апофеоз войны».
Пустынный пейзаж и гора черепов
Даже в контексте других работ Верещагина, немногословных и не обременённых излишним количеством лишних деталей, картина «Апофеоз войны» выделяется своей лаконичностью.
Зрителю нетрудно определить визуальную доминанту картины: это груда черепов, сложенная человеческой рукой в угрожающе возвышающуюся над всем ландшафтом пирамиду.
Мы не знаем, кому принадлежат эти черепа, были ли это павшие в бою воины или мирные жители, враг ли это или союзник — смерть стирает условности любых отношений, социальных или политических.
Лишь отметины от пуль и сабель, следы насильственной смерти, говорит об ужасном деянии, совершенном в этих местах. Помимо этого чудовищного творения, виден только бескрайний пустынный пейзаж, тысячи километров мёртвой потрескавшейся земли и почерневших обугленных деревьев.
Посвящение
Роль жизненной силы выполняют кружащие над останками чёрные вороны, символически все так же принадлежащие к пространству смерти. Зритель может угадать вдали очертания города, который едва возвышается над мёртвой желтой землей.
От поселения остались только руины — фактически, груду человеческих черепов дублирует груда таких же мёртвых бесполезных камней, некогда служащих пристанищем для людей. Поражает удивительная лаконичность цветовой палитры: желтизна выжженной войной земли и голубизна пустого безоблачного неба настолько чисты, будто не принадлежат этому миру.
Эта безукоризненная чистота цвета подчёркивает хаос пустых глазниц и оскалов, сложенных в огромный неправильный треугольник. На раме, обрамляющей картину, остались слова, завершающую эффект произведения: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Они звучат как предостережение, которое, увы, так и не было услышано до сих пор.
Василий Васильевич Верещагин погиб во время Русско-Японской войны на борту броненосца «Петропавловск». Таким образом, он стал ещё одной жертвой войны, ужасам и несправедливости которой было посвящено его творчество.
Картина Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны» Ссылка на основную публикацию
Источник: https://TopKartin.ru/kartiny/apofeoz
«Апофеоз войны» Верещагина: история картины
«Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга».
Василий Верещагин, неоднократно участвовавший в кампаниях русской армии, привозил с поля боя честный репортаж: умирающие люди, причем не только в схватке с врагом, но и из-за глупых ошибок руководства; бессмысленная жестокость и варварство; тяжелые полевые условия.
Бескомпромиссно честный в деталях и фактах Верещагин постоянно слышал в свой адрес обвинения в клевете на русскую армию. Сам же художник хотел сказать совершенное иное.
_>>_ «Греческое чудо» Перикла
Сюжет
Посреди раскаленной степи высится пирамида из обожженных солнцем человеческих черепов. Каждый из них выписан очень четко, можно даже определить, от чего умер человек — от пули, сабли, сильного удара. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку.
За грудой костей, на горизонте виднеется разрушенный город. Рядом же кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, это пир во время чумы.
>> Блеск и нищета чансань и одалисок
Василий Верещагин всегда внимательно относился к оформлению рамы — у каждой его картины она индивидуальная.
Часто художник просил нанести поясняющие надписи, которые носят репортажный характер — они поясняют сюжет и передают эмоции автора.
Для «Апофеоза войны» Верещагин попросил написать на раме: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Этой фразой художник передает идею полотна: важно помнить, какой ценой даются военные триумфы.
Контекст
«Апофеоз войны» — единственная картина, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события XIV века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчинял каждое селение на своем пути.
Например, придя в Иран и взяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав в ее стены живьем 2 тыс. человек. А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. мирных жителей. По воспоминаниям современников, сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты.
Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.
Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х годов. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман.
Верещагин не только писал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени. По созданным эскизам художник работал два года в Мюнхене.
Вошедшие в Туркестанскую серию картины, а также этюды и эскизы были впервые показаны в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве.
В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии — туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.
А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна.
Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базар с его пестрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт.
Показывая такие картины, Верещагин открывал зрителям новый дивный мир, на фоне которого война, смерть, жестокость выглядели как недоступная пониманию бессмыслица.
Судьба художника
Василий Верещагин родился в семье богатого помещика в Череповце. Его отец настоял на том, чтобы каждый из его четверых сыновей стал военным. Василий закончил морской кадетский корпус и по получении звания офицера вышел в отставку, намереваясь стать художником. В ответ на это отец заявил, что если Василий осуществит задуманное, может домой не возвращаться. Это была их последняя встреча.
Верещагин был точен в каждой детали. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. А вот критика и власть с сомнением относились к нему как художнику, говоря, что он скорее фотограф, но никак не живописец.
Современникам Василий Васильевич казался ужасным, кровавом, экзотически жестоким. Были и те, кто подозревал его в намеренном смаковании деталей — чтобы пощекотать людям нервы.
Сам же художник говорил: «Слезы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас, а „умные люди“ уверяют, что я холодным умом сочиняю небылицы».
Как профессиональный военный, Верещагин знал истинное лицо войны. Его возмущало, что из-за бездарного командования гибнут почем зря люди. А в ставке пьют шампанское во славу государя, полагая, что чем больше погибло людей, тем громче слава.
Участвовал он и в Балканских войнах. Его серия картин показывает огромное число раненых и умирающих людей. На своих выставках он буквально кричал о бессмысленных жертвах. Зрители не верили и по-прежнему обвиняли живописца в клевете.
Верещагин решил больше не писать о войне. Несколько лет он посвящает путешествиям по Индии, Японии, Ближнему Востоку. Занимался он и исследование личности Наполеона, о котором им создано не только несколько полотен, но и написаны книги.
С началом Русско-японской войны Верещагин получил предложение сопровождать вице-адмирала С. О. Макарова. 31 марта 1904 года они, будучи на броненосце «Петропавловск», погибли, когда судно подорвалось на мине.
Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38906936-apofeoz-voyny-vereschagina-istoriya-kartiny/
Василий Верещагин. Апофеоз войны. Описание картины. Шедевры русской живописи | Русские художники. Russian Artists
Танаис Галерея
|
Василий Верещагин. Апофеоз войны.
1871. Холст, масло. 127 x 197. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Узнав в апреле 1868 года о том, что бухарский эмир, находившийся в Самарканде, объявил русским войскам «священную войну», Верещагин устремился вслед за армией навстречу неприятелю.
«Война! И так близко от меня! В самой центральной Азии! Мне захотелось поближе посмотреть на тревогу сражений, и я немедленно покинул деревню».
Верещагин не застал сражения, развернувшегося на подступах к Самарканду 2 мая 1868 года, но содрогнулся перед картиной трагических последствий этого сражения. «Я никогда не видел поля битвы, и сердце мое облилось кровью».
Эти слова художника — крик ужаса еще не огрубевшей, впечатлительной души, получившей первый толчок для глубоких размышлений о том, что же такое война. Отсюда было еще очень далеко до выработки твердых антимилитаристских взглядов. И все же первое сильное потрясение имело далеко идущие последствия.
Остановившись в занятом русскими Самарканде, Верещагин принялся за изучение жизни и быта города.
Но когда основные войска под командованием Кауфмана ушли из Самарканда для дальнейшей борьбы с эмиром, малочисленный гарнизон города заперся в цитадели и подвергся осаде со стороны многотысячных войск шахрисабзского ханства и восставшего местного населения.
Противники превосходили силы русских чуть ли не в восемьдесят раз. От их огня ряды мужественных защитников самаркандской цитадели сильно редели. Положение порой становилось просто катастрофическим. Верещагин, сменив карандаш на ружье, влился в ряды обороняющихся.
Самаркандская оборона не только закалила характер и волю Верещагина, но и заставила его поразмыслить о пережитом и увиденном.
Ужасы битвы, гибель и страдания массы людей, зверства неприятелей, подвергавших пленных мучительным пыткам и отрезавших им головы, — все это оставило в сознании художника неизгладимый след, сильно волновало и мучило его.
Он потом говорил, что взгляды умирающих остались для него мучительным воспоминанием навсегда.
Во время второго путешествия в Туркестан Верещагин особенно много и очень успешно работал в области живописи.
Для обобщения накопленного в Туркестане материала Верещагин поселился с начала 1871 года в Мюнхене, где и приступил к созданию большой серии картин.
Ряд батальных картин был объединен художником в серию, которую он назвал «Варвары».
В картинах этой серии: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют» (1872), «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872), «У гробницы святого благодарят всевышнего» (1873) и «Апофеоз войны» (1871—1872), запечатлены связанные один с другим эпизоды из туркестанской войны, повествующие о ее жестокости. Заключительная же картина серии «Апофеоз войны» изображает пирамиду человеческих черепов, сложенную в среднеазиатской долине, на фоне разрушенного войной города и высохших садов. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. С большим мастерством передан раскаленный зноем воздух. Выразительный серовато-желтый колорит как нельзя лучше передает ощущение высушенной солнцем, умершей природы. В «Апофеозе войны» художник достигает значительного тонального единства, свидетельствующего о росте его мастерства в передаче пространства, воздуха и света.
«Апофеоз войны» — это суровое осуждение художником захватнических войн, несущих смерть, уничтожение, разрушение. Картина воспроизводит одну из «пирамид», которые по приказу Тамерлана и других восточных деспотов складывали из черепов их поверженных врагов.
На раме картины художник начертал знаменательные слова: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».
Картина полностью сохраняет свою обличительную силу и до нашего времени, раскрывая преступность современной империалистической агрессии, обрекающей на уничтожение целые страны и народы.
Источник: http://www.tanais.info/art/vereshchagin1more.html
Апофеоз войны анализ. Апофеоз войны
АПОФЕОЗ ВОЙНЫ
Василий Верещагин
«Одни распространяют идею мира своим увлекательным словом, другие выставляют в ее защиту разные аргументы — религиозные, политические, экономические, а я проповедую то же посредством красок», — говорил этот суровый, мужественный и бесстрашный человек.
Ему, Георгиевскому кавалеру, участнику нескольких войн второй половины XX века претило «красивое» описание сражений с батальонами солдат в новеньких мундирах и с блестящими штыками наперевес, с гарцующими на породистых конях молодцеватыми генералами-победителями.
Благородная заслуга Василия Васильевича Верещагина перед человечеством как раз и заключается в том, что он развенчал эту красивую бравурность действительным показом кровавой сущности войны. Сила его картина была такова, что один прусский генерал советовал императору Александру II «приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние».
В середине XIX века Средняя Азия была предметом хищнических вожделений англичан, готовящихся захватить Туркестан.
Присоединение его к России избавило эти народы от печальной участи колониальных рабов Англии, но в то же время русский царизм тоже вел здесь войну. В. В.
Верещагин поехал в Туркестан без какого-либо предвзятого отношения к войне. Его интересовали новые страны, новые народы, но вскоре ему пришлось и самому участвовать в войне.
В. В. Верещагин был прапорщиком, «состоявшим при туркестанском генерал-губернаторе, носил штатскую одежду и пользовался свободой действий и передвижений, необходимых для того, чтобы зарисовывать и писать увиденное.
До весны 1862 года он без устали зарисовывал природу, народные типы, сцены быта Средней Азии». Впоследствии все свои туркестанские картины (вместе с этюдами) художник объединил в серию, чтобы усилить их идейное воздействие на зрителя.
Следуя одна за другой, эти картины разворачивали перед зрителем весь сюжет («Нищие в Самарканде», «Опиумоеды», «Продажа ребенка-невольника» и др.). В полотне «Самаркандский зиндан» В.В. Верещагин изобразил подземную тюрьму-клоповник, в которой были погребены съедаемые заживо узники.
Жестокой пыткой был для них каждый час пребывания в этой тюрьме. И только падающий сверху свет, который растворяется в вечернем мраке подземелья, связывал заключенных с жизнью.
Центральное место среди туркестанских картин В. В. Верещагина занимают батальные полотна, которые он объединил в серию «Варвары». Заключительным полотном этой серии является всемирно известная картина «Апофеоз войны».
Среди раскаленной степи, под жгучими лучами солнца, изображена пирамида из человеческих черепов, вокруг которой вьются вороны. Картина воспроизводит одну из пирамид, которые не раз складывались по приказу Тамерлана из голов завоеванных и истребленных им народов. Сооружались такие пирамиды и в новое время — уже по приказу среднеазиатских ханов.
Однако картина В. В. Верещагина носит не столько конкретно-исторический, сколько символический характер. Полотно «Апофеоз войны» — это изображение смерти, уничтожения, разрушения. Детали ее: мертвые деревья, полуразрушенный безлюдный город, высохшая трава — все это части одного сюжета.
Даже желтый колорит картины символизирует умирание, а ясное южное небо еще больше подчеркивает мертвенность всего окружающего. Даже такие детали, как шрамы от сабельных ударов и дыры от пуль на черепах «пирамиды», еще явственнее выражают идею произведения.
Чтобы полнее выразить ее, художник пояснил это надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».
Продолжая эту мысль художника, замечательный русский критик В. В. Стасов писал: «Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожженную степь и среди нее пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца.
Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуозность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества…
В Туркестане Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, но он не огрубел и не притупел, чувство не потухло в нем, как у большинства имеющих дело с войною и убийствами. У него сострадание и человеколюбие только выросли и пошли в глубину и в ширину.
Он не об отдельных людях стал жалеть, а посмотрел на человечество и идущую в глубь веков историю — и сердце наполнилось у него желчью и негодованием. Что Тамерлан, которого все считают извергом и позором человечества, что новая Европа — это все то же!»
Из книги Быль и миф Петербурга автора Анциферов Николай Павлович
II
Панорама Петербурга. Чудесное основание. Ландшафт и его отражение в поэме. Борьба со стихиями. Нева. Вид набережной при Пушкине. Наводнение. Описание его в поэме. Дом со львами. Площадь при Пушкине. Место Евгения в поэме. Медный Всадник. Фальконе. Апофеоз Петра
Современный
Из книги История русской живописи в XIX веке автора Бенуа Александр Николаевич
XXVII.
В. В. Верещагин
Самой громкой славой среди представителей «реалистического» и «обличительного» направления пользовался художник, стоявший совсем в стороне от всех кружков и партий, никогда не участвовавший на передвижных выставках, отказавшийся от каких-либо
Источник: https://fashionlife33.ru/apofeoz-voiny-analiz-apofeoz-voiny-opisanie-kartiny-v-vereshchagina.html
Василий Верещагин. Художник, ненавидевший войну — Искусство — медиаплатформа МирТесен
Григорий Островский о Василии Верещагине
«Василию Верещагину выпала удивительная и на редкость цельная судьба. Воспитанник кадетского корпуса, офицер, человек большого мужества и хладнокровия, он появлялся повсюду, где было опасно, где свистели пули и ядра, лилась кровь. Верещагин служил в Туркестане, в русско-турецкую войну был на Балканах, в самой гуще сражений под Плевной и Шипкой. Смерть свою встретил, как солдат, на борту броненосца «Петропавловск», подорвавшегося в 1904 году на мине в Японском море.
И всю свою жизнь он страстно ненавидел войну. Ненавидел жестокость войны, смерть, которую она несет тысячам людей, нужду, горе, боль, невосполнимые утраты — неизменных спутников войны. Ненавидел тех, кому она выгодна.
«Война войне» — стало девизом жизни и творчества крупнейшего художника-баталиста В. Верещагина, «апостола человечности», как называли его современники.
На одной из своих картин, названной «Апофеоз войны» (1871), художник изобразил пустыню, выжженную солнцем, желтые раскаленные пески, густую синеву неба.
Апофеоз войны
Вдали руины разрушенного и покинутого города, а на переднем плане пирамида человеческих черепов, изуродованных сабельными ударами, зияющих пустыми глазницами и страшными оскалами зубов, и воронье над ней. На раме картины Верещагин велел вырезать посвящение: «Всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будущим».
Верещагин был не первым русским художником-баталистом, многие живописцы изображали военные эпизоды, тем более что такие картины пользовались успехом у воинственных императоров, великих князей и тщеславных генералов.
Мудрые цари и бесстрашные полководцы повелительным жестом посылают в сражение свои верные полки, кони благородных кровей выгибают под ними свои лебединые шеи, офицеры и генералы свиты сверкают позументами парадных мундиров.
А доблестные войска — аккуратные послушные солдатики с ружьями наперевес или гарцующие всадники с саблями наголо — стройными рядами под звуки фанфар и бой барабанов сокрушают неприятеля. Так нередко писали и в официальных реляциях, то есть «как хотели, чтобы было, но как в действительности никогда не бывает», — говорил Верещагин.
Первым нарушил эту традицию подпоручик горно-артиллерийского взвода Лев Толстой. Его «Севастопольские рассказы» — это потрясающий художественный документ участника и свидетеля обороны Севастополя в Крымскую войну 1853—1856 годов.
«Герой же моей повести, — писал Толстой, — которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда».
Вслед за писателем это мог бы сказать и художник-баталист Верещагин.
Немало повидал он на своем веку. Выставки картин Верещагина экспонировались в Москве, Петербурге, во многих городах Америки, Париже, Вене, Лондоне, Берлине, Будапеште и других столицах. Интерес к ней был огромен. Немецкий фельдмаршал Мольтке запрещал военным вход на выставку Верещагина.
Все лучшие критики, писатели, художники отдавали должное Верещагину, а некий академик Н. Тюртюмов публично клеветал на Верещагина и утверждал, что картины туркестанской серии написаны им «компанейским способом», при помощи мюнхенских художников. Почти всю жизнь художника окружала атмосфера непонимания и враждебности.
Даже когда был успех. В минуту отчаяния Верещагин мог порезать и сжечь свои картины, но лгать он не умел. В художественной жизни того времени держался особняком — не состоял в Товариществе передвижных выставок, не был членом Академии художеств.
Жил в Москве, Мюнхене, Париже, много путешествовал, устраивал свои выставки, писал статьи и очерки. Наотрез отказывался от всех званий, чинов и наград; единственный орден, который носил,— Георгиевский крест, полученный за храбрость в бою.
Он твердо знал, что хочет, и поставленной цели добивался с настойчивостью и упорством. Лучшая часть русского общества была на его стороне, понимала, поддерживала, встречала его картины как откровение.
- В стихотворении «На первой выставке картин Верещагина» (1874) В. Гаршин писал:
- Не то увидел я, смотря на эту степь, на эти лица:
- Я не увидел в них эффектного эскиза,
- Увидел смерть, услышал вопль людей,
- Измученных убийством, тьмой лишений.
- Не люди то, а только тени
- Отверженников родины своей.
- Ты предала их, мать!
- В глухой степи — одни,
- Без хлеба, без глотка воды гнилой,
- Изранены врагами, все они
- Готовы пасть, пожертвовать собой,
- Готовы биться до последней капли крови
- За родину, лишившую любви,
- Пославшую на смерть своих сынов.
- Кругом — песчаный ряд холмов,
- У их подножья — орда свирепая кольцом
- Объяла горсть героев.
Нет пощады! К ним смерть стоит лицом!
- И, может быть, они ей рады;
- И, может быть, не стоить жить — страдать!
- Плачь и молись, отчизна-мать!
- Молись! Стенания детей,
- Погибших за тебя среди глухих степей,
- Вспомянутся чрез много лет,
- В день грозных бед!
- Это о картине «Нападают врасплох».
- В картинах туркестанской серии, написанных с предельной точностью и скрупулезностью в передаче деталей, предстают сцены скромного, непоказного героизма русских солдат, до конца исполняющих свой воинский долг. Мусульмане, ликующие над изувеченными телами неприятеля («Представляют трофеи», «Торжествуют»)
- Торжествуют
- Представляют трофеи (Фрагмент)
- , солдаты, хладнокровно закуривающие над поверженными врагами («Вошли»),
- Вошли
- последние мгновения жизни, жестоко и нелепо оборванной бессмысленной смертью («Смертельно раненный»).
- Смертельно раненый
Наконец, убитый солдат, погибший за чужие и непонятные ему интересы, всеми забытый, оставленный в чужих краях. Какой негодующий шум подняли генералы и офицеры Туркестанской армии по поводу «Забытого»!
Забытый
Картины Верещагина — это, прежде всего, художественные документы, правдивые и объективные свидетельства очевидца. Большинство его работ создано непосредственно с натуры, по натурным этюдам, по личным впечатлениям.
Творческому воображению художник не давал воли, и в этом была его и сила, и слабость. Тема человека на войне, «драма человеческого сердца как самостоятельный сюжет», по словам И. Крамского, часто отступали в творчестве Верещагина на второй план.
Не романист-психолог и не занимательный рассказчик, Верещагин был по складу своего дарования художником-документалистом, «специальным корреспондентом» русского искусства на театрах военных действий.
Свое призвание он видел в том, чтобы стать историком современности, поведать людям правду о войне и тем самым возбудить ненависть к ней.
Главным событием творческой биографии Верещагина стала его балканская серия — о русско-турецкой войне 1877— 1878 годов. В этих полотнах прозвучал протест художника-гуманиста против зверств турецких башибузуков, бессмысленной гибели русских солдат, обреченных на гибель бездарным командованием.
Обезглавленные трупы, циничное глумление турок над павшими врагами, скорбная панихида на поле битвы, покрытом телами солдат… Плевна. Перед атакой русских войск на турецкие позиции. Еще одно мгновение. После атаки. Штурм не удался.
Нескончаемым потоком тянутся на полевой перевязочный пункт сотни раненых, окровавленных, изуродованных. Ценой большой крови заплатили солдаты за самоуверенность и небрежность генералов, готовивших взятие крепости. «На Шипке все спокойно», — доносили они в Петербург.
На Шипке гибли и замерзали солдаты, это Верещагин видел своими глазами. «На Шипке все спокойно» — так с болью и горькой иронией назвал художник свою картину.
«На Шипке все спокойно «
Мороз, метель на перевале, и часовой, замерзший на посту. Еще один забытый… Этот низший чин даже не попадает в очередное донесение, ведь на Шипке все спокойно.
Победа! Генерал Скобелев объезжает русские войска, освободившие болгарский народ от турецких поработителей. Мелькают в воздухе шапки, а на первом плане разбитые орудия, траншеи, еще неубранные трупы.
(«Шипка — Шейново, Скобелев под Шипкой»).
Скобелев под Шипкой
Так войну еще никто не писал. Правда жизни и правда искусства, откровенная тенденциозность художника-демократа и солдата, безусловная достоверность свидетельства очевидца и образное обобщение многоопытного мастера соединились в художественной целостности серии, ставшей выдающимся явлением русской батальной живописи.»
http://veresh.ru/ostrov.php
- Растерзанный солдат
- Великая армия. Ночной привал (Из серии «1812 год»)
Триумфаторы. Москва 1812 год.
- В госпитале (Балканская серия)
- В плену
- Высматривают
- Два ястреба (Башибузуки)
- Первязочный пункт под Плевной
Побежденные. Панихида.
- Индия. Приведение смертного приговора британскими войсками
- Допрос перебежчика
- В Бухаре
- Переплывают реку
- Продажа ребенка-невольника
Сарбаз. Туркестанский воин.
- Портрет афганца
- Пикет на Балканах
- Офицер
- Портрет бачи
- Портрет горца
В Иерусалиме. Царская гробница.
Распятие
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43399085464/Vasiliy-Vereschagin.-Hudozhnik,-nenavidevshiy-voynu
Сочинение по картине Верещагина «Апофеоз войны»
Главная заслуга Василия Верещагина перед всем человечеством состоит в том, что ему удалось при помощи собственного произведения «Апофеоз войны» развенчать ту красивую на первый взгляд бравурность войны, которая имелась на тот момент. Он показал ее настоящую сущность.
Так, на картине изображена раскаленная солнцем степь, среди которой показана пирамида, состоящая из человеческих черепов. Вокруг пирамиды летают вороны.
Необходимо отметить, что данная картина российского художника воспроизвела одну из таких пирамид, которая была сложена по приказу жестокого правителя Тамерлана, притом неоднократно.
Тамерлан в свое время отдавал подобные приказания довольно часто, и воины его складывали в безобразные груды головы людей, которые были ими истреблены. Подобные пирамиды также сооружались относительно недавно по приказу многих ханов Средней Азии.
Однако произведение «Апофеоз войны» Василия Верещагина в первую очередь носит совсем не конкретно-исторический характер. Ей присущ характер символический. Таким образом, полотно автора изображает смерть, уничтожение и разрушение всего живого.
В качестве вспомогательных деталей выступают сухие мертвые деревья. Дополняет картину также изображенный на ней безлюдный полуразрушенный город. Эту задачу выполняет и высохшая трава. Все эти элементы являются частями одного сюжета, изображенного на полотне.
Даже основной фон картины, который представлен в виде желтого цвета, является символом смерти. Ясное и чистое небо в свою очередь призвано создать некий контраст, который подчеркнет основную идею всего произведения. Кроме того, чтобы подчеркнуть весь ужас, запечатленный на картине, художник изобразил шлемы, на которых виднеются следы от ударов сабель.
Для более четкого и конкретного выражения собственной идеи, Василий Верещагин поместил на раму надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». Этой надписью автор полотна завершает картину. Ее можно рассматривать в качестве приема, помогающего Верещагину донести идею произведения до сознания всех живущих на Земле людей.
Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Верещагина «Апофеоз войны»« Анализ стихотворения Твардовского «Лес осенью»Краткое содержание «Рыжик» Свирского »
Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-vereshhagina-apofeoz-vojny/
Картина «Апофеоз войны»
Дата создания: 1871 год.
Тип: Масло на холсте.
Габариты: 127*197 см.
Месторасположение: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Картина «Апофеоз войны» была написана русским художником Василием Верещагиным. Не у многих художников, создающих произведения на тему войны, получалось так четко завуалировать последствия войны, разрушения, кровь и страдания.
Апофеоз войны
Сюжет картины
На полотне представлена пирамида из людских черепов, сложенная на пострадавшей от военных действий земле. Светит палящее солнце, дожигая то, что уцелело, но эта земля уже не живая, она разрушена войной.
Воздух в данном месте пропитан смертью, кругом лишь пустота, даже деревья утратили энергию жизни, а пожелтевшая трава теряет последние ее капли.
На картине нет живых людей, только их останки, над которыми жадно кружат вороны в поисках пропитания.
Данная картина адресована всем завоевателям всех времен, напоминая им, чего стоит их слава, говоря о том, что за их величие зачастую платит жизнью простой народ, который совсем не хотел войны.
Людоед
История создания картины
Верещагин написал множество полотен о войне, поэтому он отлично знал историю.
Сюжетом для данной картины послужили обычаи монгольских военачальников, которые для запугивания врагов складывали подобные горы из отсеченных голов дезертиров и вражеских солдат.
Для любого человека такое зрелище не является приятным и вызывает у него чувство страха и отвращения. Верещагин же решил немного смягчить данный факт, изобразив не только что отрубленные головы, а черепа, которые выглядят менее устрашающе.
Интересный факт: Первоначально данная картина называлась «Торжество Тамерлана».
Дело в том, что, если верить истории, когда-то к Тамерлану с жалобами обратились женщины, мужья которых вели распутный образ жизни.
Тогда правитель дал указание каждому воину из своего огромного войска доставить к нему по отсеченной голове неверных мужей. После исполнения приказа воинами было сложено семь огромных пирамид.
Скобелев под Шипкой
Картины Василия Верещагина достаточно суровы.
Но главный смысл данной картины состоит в том, чтобы показать зрителю всю жестокость мира, раскрыть глаза на то, что сами люди виновны в войнах и разрушениях, несущих за собой людские смерти.
Василий Верещагин просит людей остановить войны, погасить в себе пламя агрессии и воинственный нрав. Он призывает зрителя задуматься о том, что в данную пирамиду могут когда-то положить и его череп, если он не остановится.
Картина «Апофеоз войны» обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Валентина
Источник: https://artrue.ru/style/realism/kartina-apofeoz-vojny.html
Сочинение по картине Верещагина «Апофеоз войны» — Сочинения, рефераты, доклады на все темы
Перед написанием картины Брейгель посещал Рим, чем объясняется сходство башни с Колизеем, возведенном согласно принципу ордерной суперпозиции, когда каждый новый этаж построен в новом стиле.
На картине мы видим, что семь этажей Башни уже возведены. Внизу, маленькие словно муравьи, суетятся рабочие. Стройка окружена кранами, строительными бараками, лестницами и лесами. Забавно, но Брейгель находит иную причину разрушения Башни, нежели та, которая была описана в первоисточнике.
Подробнее…
Сочинение по картине Перова “Христос в Гефсиманском саду”
Человеку свойственно стремиться к духовному, искать в нем поддержку. Вот и В. Г. Перов, изобразив Христа, в тот момент, когда тот был и слаб, и силен одновременно, хотел не просто познакомить с частью жизни Господа, но и попытаться внести свой вклад в духовное наследие. Что за сюжет показан на полотне? Как я оцениваю работу творца?
Интересно то, что эта ночь перед публичной казнью Иисуса Христа. Кажется, что в саду такая тишина, что слова Господа, его молитва и плач разливается волной.
Подробнее…
Сочинение по картине Юона «Августовский вечер. Последний луч. Лигачево»
Конец лета был любимым временем года К. Ф. Юона. Тема августовских вечеров в творчестве К. Ф. Юона появилась в 20-е годы, когда художник приобрел деревенский дом в селе Лигачево, что под Москвой. Картина «Августовский вечер. Последний луч. Лигачево» была написана уже зрелым художником в 1948 году.
На полотне изображена терраса лигачевского дома. Юон выбирает для своей картины предвечернее освещение. Горячие тона, которые живописец использует для изображения внутреннего пространства деревенского строения, он умело соединяет с прохладными зеленоватыми оттенками, воссоздающими сад за окном.
Подробнее…
Сочинение по картине Юона «Новая планета»
Константин Федорович Юон изначально был признанным мастером пейзажа.
Но в 1921 году он в импрессионистской манере написал необычную картину «Новая планета», которая стала одной из самых ярких работ художника.
Это картина не только о том, как во Вселенной зарождается новая планета, здесь путем аллегории Юон изобразил Октябрьскую революцию, которая перевернула жизнь многих людей с ног на голову.
Картина написана яркими красками – желтыми, оранжевыми, красными. Они одновременно согревают и пугают зрителей, но в то же время завораживают и не дают отвести взгляд от полотна.
Подробнее…
Сочинение по картине Верещагина “Соломонова стена”
В 1884 году художник поехал в Сирию и Палестину. Впечатления этой поездки вызвали желание создать серию картин на совершенно необычные для Верещагина сюжеты Евангелия. Трактованы они весьма оригинально, совершенно отлично от традиций, принятых в европейском изобразительном искусстве.
В картинах Верещагина жизнь Христа трактуется реально, часто в духе древних преданий и данных историко-этнографических наук, что официальная церковь признала чистейшим святотатством. В России же все евангельские картины Верещагина вообще были запрещены.
Подробнее…
Сочинение по картине Коровина “Крым. Гурзуф”
Картина замечательного русского импрессиониста Константина Коровина “Крым. Гурзуф” относится к так называемому “крымскому” периоду творчества художника. Он очень любил бывать на своей даче в Крыму, где чувствовал необычайное вдохновение. Известно о существовании у художника нескольких картин, посвященных небольшому курортному городку под названием Гурзуф.
На картине “Крым. Гурзуф”, которую Коровин написал в 1917 году, сразу бросается в глаза буйство красок природы южного приморского города.
Подробнее…
Сочинение по картине Ван Гога “Портрет Папаши Танги”
Жюльен-Франсуа Танги сыграл важную роль в жизни парижских художников-импрессионистов. Он продавал им краски в своей небольшой лавке, но иногда, понимая, что в силу тотального безденежья те не могли расплатиться за товар, предлагал необходимое в обмен на картины. За добродушие и отзывчивость художники ласково называли Танги папашей.
Очарованный безмерным обаянием папаши Танги, Ван Гог написал его портрет. Существуют три версии этой картины: первая получилась в темных тонах, на второй отчетливо виднелось влияние японской живописи, третья оказалась самой удачной.
Подробнее…
Источник: https://express5top.ru/index.php/sochineniya-po-kartinam/13503-sochinenie-po-kartine-vereshchagina-apofeoz-vojny.html
Апофеоз войны. Описание картины В.Верещагина
Василий Васильевич Верещагин (1842 – 1902) был одним из самых характерных русских художников — живописцев, который в своих картинах придерживался в большинстве своем военной тематики.
Он всячески избегал изображать на своих полотнах показную браваду, идеально-красивую военную патетику, блестящие штыки, новенькую форму.
Будучи участником нескольких войн второй половины XIX века (Василий Верещагин был удостоен Ордена Святого Георгия за военные заслуги), насмотревших всех ужасов военного времени, он сознательно отказался от художественного пафоса взамен жестокой и суровой действительности.
Во второй половине XIX века Россия завоевывала Среднюю Азию, и в 1867 году Верещагин уехал служить прапорщиком в Туркестан. И именно там он и создал свои наиболее яркие и запоминающиеся произведения. Поначалу он изображал на своих картинах пейзажи, природу и быт населения Средней Азии. Постепенно его картины начинали приобретать все более жесткий характер.
Апофеоз войны. В.Верещагин
Одной из таких картин, известной на весь мир, стал «Апофеоз войны», написанный в 1871 году. Эта картина завершает целую серию батальных картин под названием «Варвары», которую Верещагин создавал, будучи на службе в Туркестанском генерал-губернаторстве. Но именно «Апофеоз войны» благодаря своей смелой и откровенной содержательности, стал известен всему миру.
Первоначально Верещагин назвал свою картину «Торжество Тамерлана», но позже изменил название на «Апофеоз Войны».
По одной из версий картина намекала на известную легенду, по которой к Тамерлану обратились за помощью две женщины, которые жаловались на своих мужей, обвиняя их в содомии.
Тогда Тамерлан, решив помочь бедным женщинам, отдал приказ своим солдатам принести головы всех, кто, так или иначе, был погружен в разврат и греховную жизнь. В результате чего солдатами было выложено 7 таких пирамид по 100 тысяч голов в каждой.
Однако по другой версии, идею для картины Верещагину дала история, о том, как тиран Валихан, в 50-х годах XIX века, захватив городок Кашгара, казнил большую часть населения, и соорудил, таким образом, пирамиду из их голов.
В их числе оказался немецкий путешественник, голову которого поместили на самый верх пирамиды.
Это произвело на него неизгладимое впечатление, будучи и сам иностранцем, оказавшимся по воле случая на чужой земле, художник впитал в себя всю сущность несправедливой и ужасной смерти подстерегающей на каждом шагу.
Как бы то ни было, но «Апофеоз войны» в целом несет в себе не исторический смысл, а скорее символический. Первое что сразу бросается в глаза, глядя на картину, это человеческие черепа, сложенные в пирамиду, посреди желтой раскаленной степи. Вокруг пирамиды кружат черные вороны.
Вокруг высохшие деревья и сухая трава. На заднем плане – разрушенный город. Все детали картины символизируют собой смерть и уничтожение. Желтый оттенок полотна указывает на мертвенность всего окружения. А ярко синее небо только подчеркивает опустошение и умиротворенный покой.
Картина Верещагина «Апофеоз войны» это больше чем просто картина. И прежде всего она несет в себе глубокое понимание истории, и ценности человеческой жизни.
Игорь Сшивнов
Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/apofeoz-vojny-opisanie-kartiny-v-vereshhagina.html
Василий Васильевич Верещагин — Апофеоз войны: Описание произведения
Работая над самой известной своей картиной, Василий Верещагин держал в уме вполне конкретный исторический контекст – он собирался назвать ее «Торжество Тамерлана».
Однако когда работа была закончена, художник понял, что создал универсальный образ, могучее антивоенное высказывание, выходящее за рамки какой-либо исторической эпохи, личности или легенды.
Склонный к сарказму, Верещагин нередко снабжал свои полотна посвящениями, названиями или аннотациями, которые нервировали записных патриотов сильнее, чем сами полотна.
Можно предположить, что картина, живописующая последствия кровопролитного штурма Плевны, была бы встречена царской семьей куда более благосклонно, если бы художник не собирался назвать ее «Царскими именинами». А триптих, изображающий замерзающего часового, не вызвал бы столь бурной реакции, если бы Верещагин не дал ему едкое название «На Шипке все спокойно».
«Апофеоз войны» не стал исключением: чтобы избежать недопонимания, художник сделал на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
«Здесь дело не только в том, с каким именно мастерством Верещагин написал своими кистями сухую пожженную степь и среди нее пирамиду черепов, с порхающими кругом воронами, отыскивающими еще уцелевший, может быть, кусочек мясца, – писал об этой картине критик Владимир Стасов. – Нет! Тут явилось в картине нечто более драгоценное и более высокое, нежели необычайная верещагинская виртуальность красок: это глубокое чувство историка и судьи человечества».
И как художник, и как «судья человечества» Верещагин всегда стремился к объективности, всегда старался показать обе стороны медали. Если он писал картину с названием «После удачи», то непременно уравновешивал ее полотном, которое называл «После неудачи», если рисовал «Победителей», то обязательно находил время для «Побежденных».
От большинства «военных» картин Верещагина «Апофеоз войны» отличается определенностью авторской позиции: тут нет ни другого дна, ни обратной стороны. Гора иссеченных саблями черепов, разверстые в немом крике мертвые рты, падальщики, пирующие посреди бесплодной пустыни, – вот суть всякой войны, ее подлинный облик и единственный итог.
«Если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского — мертвая природа», — говорил о своей картине сам Верещагин.
Сегодня «Апофеоз войны» — объект многочисленных подражаний и пародий, визуальный мем, не знающий ни временных, ни географических границ. Родившиеся в СССР помнят его еще по школьным учебникам, те, кто помоложе сталкиваются с его отголосками, например в кинематографе – от «Терминатора» до недавнего «Выжившего».
Впрочем, эффективность Василия Верещагина в качестве «судьи человечества» была понятна уже его современникам.
Будучи в США по приглашению Чикагского института искусств, художник писал оттуда в письме: «На предложение водить на выставку детей по низкой цене мне ответили, что мои картины способны отвратить от войны молодежь, что, по словам «господ» этих, нежелательно». Едва ли Верещагин – первый в истории номинант на Нобелевскую премию мира – мог рассчитывать на лучший комплимент.
Андрей Зимоглядов
Источник: https://artchive.ru/vasilyvasilyevichvereshchagin/works/25401~Apofeoz_vojny
Сочинение по картине В. В. Верещагина “Апофеоз войны”
Эта картина, одна из самых знаменитых среди шедевров художника Верещагина. Картина была написана в 1871 году, занимает главенствующее место туркестанского цикла картин этого художника. Сперва художник задумал нарисовать Тамерлана, именно его воины собирали гору из черепов убитых воинов, но отошел от исторического повествования, придав полотну неповторимый сюжет.
На полотне мы видим пирамиду из черепов. Только обратившись к истории, мы можем предположить, что эту пирамиду собрали верные воины Тамерлана. Мы видим мертвую степь, на ней нет
живого.
Около, и на самой горе стая воронов, они прилетели сюда в поисках остатков человеческой плоти. Все говорит нам о смерти. Трава выжжена, деревья обуглены, разрушенный на заднем плане город следы от побоища на черепах – все это говорит нам о уничтожении.
Контраст художник сделал, сопоставив желтую, высушенную солнцем степь и ярко-голубое небо. Ничего живого, кроме падальщиков – воронов. Глядя на эту картину невольно начинаешь сострадать людям, чьи черепа выстроены в пирамиду.
На мой взгляд, художник показывает нам беспощадность войны, призывая к миру. Он обращается не к Тамерлану, он обращается к нам. К человечеству.
Верещагин показывает нам, что на войне нет победителей и проигравших, потому что гибнут люди с обеих сторон. Ведь для того что бы достигнуть победы, воинам приходится сражаться, и в каждом сражении они убив 5 врагов, теряют и 2, а может и 3 солдат, по этому в войне нет проигравших. Какая-то из сторон может уступить и признать свое поражение, но это бывает в редких случаях.
Мы забываем о человечности и доброте людской с наступлением войны, в глазах воинов нет пощады, и поэтому врагов мы не считаем за людей, а ведь они такие же люди, со своими семьями и нравами. Я желаю всем проникнуться человечностью, посмотреть эту картину и окунуться в мир фантазий.
(No Ratings Yet) Loading… Сочинение по картине В. В. Верещагина “Апофеоз войны”« Конспект урока ОБЖ на тему “Подросток в зоне риска”Биография Блока Александра Александровича »
Источник: https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-po-kartine-v-v-vereshhagina-apofeoz-vojny/