Руссо “спящая цыганка” описание картины, анализ, сочинение

Анри Руссо — известный французский художник-примитивист, получивший прозвище «Таможенник». Он начал писать картины достаточно поздно — в 42 года, не имея никакого художественного образования. Однако его работы в стиле примитивизма и сюрреализма получили высокую оценку публики и специалистов благодаря оригинальному видению мира и его выражению в живописи.

Биографические данные

Henri Julien Felix Rousseau родился в 1844 г. в Лавале департамента Майенн (Франция), отец его работал в жестяной мастерской. Сведений о его детстве и молодости очень мало.

Учился он плохо, проявляя способности только к музыке и сочинению стихов, выпускные экзамены в школе сдать не смог.

Затем он записался добровольцем во французскую армию, где служил в качестве полкового музыканта-кларнетиста в оркестре пехотной части до 1868 г.

По его рассказам, Руссо бывал в Мексике, однако по данным историков, он всю жизнь прожил во Франции и никогда никуда не выезжал. После выхода в отставку он поступил клерком в судебную контору и в 1869 г. женился по любви на К. Буатар.

Однако их семейная жизнь была не очень счастливой: из рожденных 7 детей выжили только двое, затем старший сын умер в 18 лет. В живых осталась единственная дочь, а жена в 1888-м умерла от чахотки. Второй женой художника в 1899 г.

стала Жозефина Нури.

В 1871 г. он поступил на работу в таможню. Впоследствии именно поэтому ему дали прозвище Таможенник (Le Douanier). Он занимался сбором пошлин с крестьян и выдачей квитанций, проводя рабочее время у городских ворот или в пригородах Парижа на таможенных пунктах.

Уже в зрелые годы он неожиданно для всех занялся созданием живописных полотен. Творческий период в биографии Анри Руссо начался в 1886 г., когда он впервые показал свои работы на «Выставке независимых».

Картины были оценены зрителями, которым понравились оригинальные сюжеты и яркая колористика полотен.

Однако при жизни художник вел нищенское существование, часто писал картины в кредит или просил задаток даже у друзей.

Кроме рисования, Руссо занимался игрой на скрипке и написанием литературных произведений. Из-под его руки выходили мелодраматические романы, наполненные такой же фантазией и наивностью, как и его картины.

Художник умер совершенно нищим в возрасте 66 лет в сентябре 1910-го в Парижской больнице Неккера, куда попал для лечения раны на ноге. В результате занесения инфекции у него развились гангрена и заражение крови. Похоронен был в Париже, через год на его могиле друзья установили барельеф с эпитафией, выполненный скульптором К. Брынкуши, французом румынского происхождения.

В 1947 г. его останки были перевезены на родину в город Лаваль, где удостоились торжественной церемонии. Слава пришла к нему только после смерти.

Руссо

Оригинальный метод живописи

Постепенно А. Руссо стал совершенствовать свое мастерство и своеобразный художественный метод рисования. Вначале специалисты причислили его картины к направлению примитивизма. Однако после овладения в полной мере техникой написания живописных полотен художника стали оценивать как представителя постимпрессионизма и сюрреализма.

Основные черты его стиля: оригинальная цветовая гамма, изображение реальных и выдуманных растений, отсутствие в композиции перспективы.

Большинство живописных произведений Анри Руссо посвящено теме тропического леса и происшествиям в экзотических джунглях, где он никогда не бывал. Он рисовал только то, что придумывал сам, за что его называли романтичным и странным чудаком.

Многие зрители специально приглашали своих друзей, чтобы повеселиться и посмеяться над буйными красками и примитивными сюжетами картин.

Специалисты назвали его работы новым направлением в искусстве живописи. Его произведения наделены магической силой, которая подчинена фантастическому воображению мастера.

Он смог создать атмосферу таинственности и наполнил свои композиции выдуманными историями, животными и растениями.

Единственным местом, где Руссо мог увидеть природу, был Парижский Ботанический сад, который стал для него источником неуемной фантазии.

Его друзья Ф. Клеман и Ж. Л. Жером были художниками и помогли ему оформить карту копииста. По ней он мог бесплатно входить в залы Лувра, Версаля и Люксембургского дворца, где и познакомился с работами классиков живописи и современных мастеров.

Руссо

Первые работы

Ранние работы Руссо посвящены видам природы и городским пейзажам. Это «Таможня» (1890), «Пейзаж с водяной мельницей» (Landscape with Watermill, 1879), «Свидание в лесу» (Rendezvous in the Forest, 1886) и «Прогулка в лесу» (1890). В них большую часть пространства занимают деревья или неподвижный и даже зловещий лес.

Впервые А. Руссо выставил свои произведения в 1886 г. в Салоне независимых, который был создан в это же время. Выставка была организована для всех желающих, и каждый художники за небольшой взнос мог в ней участвовать. Салон прославился своими открытиями таких мастеров и представителей постимпрессионизма, как Гоген, Сезанн и Сера.

Одна из первых работ Анри Руссо — «Карнавальный вечер» (Carnival Evening, 1886), на которой изображен зимний лес, окруженный таинственной атмосферой, и пара людей, одетых в костюмы. Фоном служат черные деревья, а на небе висит яркая луна.

Слева стоит маленький домик, из которого выглядывает загадочное лицо. Картина продемонстрировала уникальную хроматическую фантазию художника и мастерство при стилизации и изображении элементов и форм.

Картина сейчас находится в Художественном музее Филадельфии (США).

Руссо

Анри Руссо «Нападение в джунглях»

Самой первой картиной, изображавшей тропический лес, стала работа Tiger in a Tropical Storm. Она была выставлена в 1891 г. в Салоне независимых, где автор дал ей первоначальное название «Сюрприз».

На ней изображен нападающий тигр во время бушующего ливня и урагана (тропического шторма). Все происходит при яркой вспышке молнии, когда животное приготовилось к прыжку, чтобы напасть на свою добычу.

Картина Анри Руссо «Нападение» кажется простой по сюжету, однако стиль художника позволяет изобразить буйную растительность джунглей, используя послойное заполнение всего пространства.

На холсте изображено множество фантастических растений различных оттенков зеленого цвета. Чтобы нарисовать проливной дождь, А.

Руссо придумал собственный метод, который состоит в расположении серебристых потоков воды в диагональном направлении сквозь всю композицию.

Руссо

Картина, висящая сейчас в Лондонской национальной галерее, помогла получить Руссо первое признание. И, вдохновившись им, художник впоследствии ежегодно представлял свои работы для публики именно в Салоне независимых.

К теме изображения джунглей Анри Руссо вернулся только в 1898 г., спустя 7 лет после первой работы. Это были картины «Обезьяны в джунглях», «Атака тигра» (1904), «Голодный лев» (1905), «Нападение тигра на буйвола» (1908), «Джунгли на экваторе» (1909), «Тропический лес с обезьянами» (1910).

Городские сценки

Много работ Анри Руссо было посвящено теме городских пейзажей. Из-за своей профессии он часто посещал различные районы и предместья Парижа, которые постепенно стал переносить на полотна. Одним из первых произведений стал «Пейзаж с водяной мельницей» (1879, находится в Музее искусств Гетеборга), позже появились другие работы:

  • «Мебельная фабрика в Альфортвиле» (1897) – одна из самых известных картин, где художник применил правильную перспективу, хотя все дома и объекты выглядят условно и неестественно, на берегу реки стоит небольшая фигурка рыбака, которая (по мнению Руссо) позволила ему воплотить идею вечности;
  • «Вид с моста в Севре» (1908) – представляет мост между берегами Сены, покрытыми густым лесом; по реке плывет пароход, а над ним летают современные летательные аппараты (самолет, дирижабль, воздушный шар), которые принадлежат надвигающемуся на природу техническому прогрессу.

Руссо

Анри Руссо «Спящая цыганка»

Эта картина, на которой художник отступил от тематики тропиков, одно время считалась поддельной и ее авторство приписывали другому мастеру (А. Дерену).

Фоном ее является бесплодная пустыня, в центре лежит спящая цыганка, держа в руке мандолину и кувшин. Рядом с ней стоит лев и с любопытством ее обнюхивает.

Композиция работы немного странная из-за изображения наклонной плоскости и местоположения действующих лиц (ниже линии горизонта).

Женщина одета в восточный наряд, а окружающие детали пейзажа наделены необычными цветами, что и создает иллюзию сновидения.

Вверху висит голубая луна, свет от которой дает ощущение гармонии, существующей между человеком, животным и природой.

Читайте также:  Боровиковский "портрет м.и. лопухиной" описание картины, анализ, сочинение

В изображении использованы различные геометрические фигуры: округлая мандолина, прямой львиный хвост и палка в руке цыганки, волнообразные женские волосы и грива зверя.

За свою нереальную и немного жуткую красоту картина Анри Руссо «Спящая цыганка» (La Bohémienne endormie, 1897) стала культовой в творчестве художника и приобрела статус первой среди сюрреалистических работ. Полотно было выставлено и Руссо хотел продать его мэру г. Лаваля, однако критики и публика не смогли понять и оценить ее при жизни мастера.

Руссо

Жанровые работы

Кроме «Цыганки» Анри Руссо написал много других работ, где изображены жанровые сцены, зарисовки или значимые события, например:

  • «Столетие независимости» (Le Centenaire de l'indépendance, 1892) – создана к юбилею 1-й Французской республики, на ней изображены крестьяне, танцующие фарандолу (народный танец Прованса) вокруг Дерева свободы, символа революции; сюда же добавлены знамена, вагончик с музыкантами в костюмах и др., внизу справа – 4 лидера Республики. Вся работа заполнена движением и демонстрирует веселье и счастье от происходящих событий.

Руссо

  • «Война» (La Guerre, 1894) – посвящена событиям франко-прусского конфликта, центром картины является женщина с факелом и мечом в руке, изображает римскую богиню войны Беллону, сидящую на коне (напоминающем у Руссо монстра), внизу лежат грудой тела погибших, между которыми ходят черные вороны-падальщики. После демонстрации картина вызвала много нареканий за жестокость, а также восхищений независимым стилем художника.

Руссо

Автопортреты

Картина «Портрет-пейзаж» (1890) была выставлена в марте в Париже и вызвала много насмешек критиков и эмоций у публики. По мнению Руссо сочетание черного и белого цветов было каноном для живописи, поэтому все его герои на портретах были одеты в черные одежды.

Художник несколько лет подряд дописывал детали, меняя свою внешность (добавлял седину), имя жены на палитре и т. д. Работа выставлена в Национальной галерее Праги (Чехия).

Руссо

Портретные работы

Анри Руссо писал также портреты своих друзей и других людей, часто на заказ. Себя он считал создателем жанра ландшафтного портрета, хотя такой стиль на самом деле существовал и у старых мастеров.

Два женских портрета, похожие по композиции, были написаны им с интервалом в 2 года. Это «Портрет госпожи М.» (1896) и «Портрет женщины» (1891). Персонажи и их расположение на полотне очень похожи, однако сведений о том, кто позировал, нет. По неподтвержденным сведениям на ней изображена полька Ядвига, к которой художник воспылал страстными чувствами, считая ее олицетворением женственности.

Госпожа М. — элегантная женщина среднего класса, одетая в черное платье с пышными рукавами, на руках — браслеты, на шее — тонкий шарф, в руке держит зонт. У ее ног расположилась кошка, играющая с клубком, фоном служат стилизованные кусты и цветы.

В другом портрете женщина в черном драматическом платье держит в руке ветвь, символизирующую смерть. Это подтверждает легенду, ведь модель уже умерла к тому времени. В 1908 г. картину купил П. Пикассо, выразив свое восхищение и устроив в честь покупки торжественный прием в собственной мастерской.

Руссо

Картина «Портрет Пьера Лоти» (Portrait de Pierre Loti, 1906) оказывает на зрителя завораживающее действие, ведь на ней высказаны все мечты и желания художника. Моделью был писатель и морской офицер П.

Лоти, который часто путешествовал в дальние страны, описывая их затем в своих книгах.

На заднем плане портрета представлены приметы эпохи: дымящиеся трубы заводов, дома, а полосатый кот символизирует спутника человека и сильно похож на тигра из джунглей.

Работа «Муза, вдохновляющая поэта» (1909) относится к известным полотнам Руссо, написанным в период его творческого вдохновения. На ней изображен его друг Гийом Аполлингер, поэт-символист, стоящий со своей подругой-музой, художницей М. Лорансен. Она была куплена коммерсантом А. Волларом, который часто приобретал работы Руссо, за 300 франков.

Завещание художника

Считается, что для полотна «Сон» (The Dream, 1910), которая сейчас находится в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), моделью была также Ядвига.

Эта картина стала одной из последних работ Анри Руссо (фото в мастерской сделано в 1910 г.), и была с восторгом принята друзьями и коллегами.

После ее демонстрации они заговорили о создании ориентира для последующих поколений в искусстве сюрреализма.

На полотне изображен фантастический мир тропиков, традиционный для Руссо и совсем не похожий на реальные джунгли. Многие зрители посчитали, что картина показывает загадочную часть Рая. В центре композиции лежит Ева, пребывая в неге и истоме и видя волшебный сон.

Картину «Сон» некоторые называют завещанием художника, т. к. она была написана за несколько месяцев до его смерти. Картина была выставлена на 26-м аукционе Салона независимых.

Заключение

Творчество Анри Руссо (1844-1910) стало примером для многих художников, послужило образцом стиля примитивизма и его эстетической ценности для изобразительного искусства. Кропотливая работа мастера и уникальное фантастическое видение природы и взаимоотношений ее с человеком привели в восхищение многих его поклонников, среди которых был Пабло Пикассо и другие знаменитости.

Современные поэты выразили свое восхищение художником, сочинив стихи с рифмой Пикассо-Руссо следующего содержания: «Подари мне, Анри Руссо, детское колесо! Подари, молодой Пикассо, треугольное колесо…».

Источник: https://www.syl.ru/article/420955/hudojnik-russo-anri-biografiya-foto-proizvedeniya

Анри Руссо – биография и картины художника в жанре Примитивизм – Art Challenge

Руссо Столетие независимости

Столетие независимости

1892

1892

Руссо Cвадьба

Cвадьба

1905

1905

Руссо Рыболовы

Рыболовы

1908

1908

Руссо Авеню в парке Сен-Клу

Авеню в парке Сен-Клу

1908

1908

Руссо Берега реки Уаз

Берега реки Уаз

1905

1905

Руссо Мальчик на скалах

Мальчик на скалах

1897

1897

Руссо Карнавальный вечер

Карнавальный вечер

1886

1886

Руссо Мебельняа фабрика в Альфортвиле

Мебельняа фабрика в Альфортвиле

1897

1897

Руссо Девочка с куклой на поляне

Девочка с куклой на поляне

1904-1905

1904-1905

Руссо Ева и змей

Ева и змей

1904-1905

1904-1905

Нападение в джунглях

Нападение в джунглях

1891

1891

Экзотический пейзаж

Экзотический пейзаж

1908

1908

← →
Tropical Forest: Battling Tiger And Buffalo

← →
Tropical Forest: Battling Tiger And Buffalo

1908

1908

Букет цветов

Букет цветов

1909

1909

Букет цветов в вазе

Букет цветов в вазе

1889

1889

Счастливый квартет

Счастливый квартет

1902

1902

Нападение ягуара на лошадь

Нападение ягуара на лошадь

Неизвестно1910

Неизвестно1910

Дом в предместье Парижа

Дом в предместье Парижа

1902

1902

Пейзаж с дирижаблем

Пейзаж с дирижаблем

1910

1910

Люксембургский сад. Памятник Шопену

Люксембургский сад. Памятник Шопену

1909

1909

Поле коров

Поле коров

45

45

Liberty Inviting Artists to Take Part in the 22nd Exhibition of the Societe

Liberty Inviting Artists to Take Part in the 22nd Exhibition of the Societe

1906

1906

Обезьяны в джунглях( где вы обезьян увидели!?)

Обезьяны в джунглях( где вы обезьян увидели!?)

19 век

19 век

The Monkeys In The Jungle

The Monkeys In The Jungle

1900 – е

1900 – е

Автопортрет

Автопортрет

1890

1890

Ягуар , напавший на негра

Ягуар , напавший на негра

1910

1910

Семья во главе с отцом в дог-карте

Семья во главе с отцом в дог-карте

1908

1908

Художник, картина и его жена

Художник, картина и его жена

неизвестно

неизвестно

Portrait of Joseph Brummer

Portrait of Joseph Brummer

1909

1909

Портрет мадам М

Портрет мадам М

ок.1896

ок.1896

Portrait of Pierre Loti

Portrait of Pierre Loti

1891

1891

Портрет женщины

Портрет женщины

1895

1895

Автопортрет

Автопортрет

1890

1890

← →
Portrait Of Josephine The Artist's Second Wife( Портрет Жозефины, второй жены художника

← →
Portrait Of Josephine The Artist's Second Wife( Портрет Жозефины, второй жены художника

1900-1903

1900-1903

Прогулка в лесу

Прогулка в лесу

1886 – 1890

1886 – 1890

Свидание в лесу

Свидание в лесу

1886

1886

Пила Милл Окрестности Парижа,

Пила Милл Окрестности Парижа,

1893

1893

нападение в джунглях

нападение в джунглях

1891

1891

Артиллеристы

Артиллеристы

неизвестно

неизвестно

Весенний пейзаж

Весенний пейзаж

1908-1909

1908-1909

The Banks Of The Oise

The Banks Of The Oise

Читайте также:  Айвазовский "босфор в лунную ночь" описание картины, анализ, сочинение

1905

1905

Таможня

Таможня

1890

1890

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Жан-Жак Руссо-стрит (Париж)

Жан-Жак Руссо-стрит (Париж)

1900 – е

1900 – е

Экваториальные джунгли

Экваториальные джунгли

1909

1909

Фламинго

Фламинго

1907

1907

Игра в футбол

Игра в футбол

1908

1908

Муза, вдохновляющая поэта

Муза, вдохновляющая поэта

1909

1909

Landscape with Farmer

Landscape with Farmer

1900 – e

1900 – e

На лугу

На лугу

неизвестно

неизвестно

Настоящее и прошлое или философские мысли.

Настоящее и прошлое или философские мысли.

1899

1899

Лев в джунглях

Лев в джунглях

1900 -е

1900 -е

The Representatives Of Foreign Powers Coming To Salute The Republic As A Sign Of Peace

The Representatives Of Foreign Powers Coming To Salute The Republic As A Sign Of Peace

1907

1907

Спящая цыганка

Спящая цыганка

1897

1897

Заклинательница змей

Заклинательница змей

Неизвестно

Неизвестно

The Waterfall
Общественное достояние
← →
The Waterfall

The Waterfall
Общественное достояние
← →
The Waterfall

1910

1910

The Tiger Hunt

The Tiger Hunt

1895 -1896

1895 -1896

Child with a Puppet

Child with a Puppet

1903

1903

The Customs Post

The Customs Post

неизвестно

неизвестно

Обезьяны в джунглях. Анри Руссо, ну скажи мне что это за черти с апельсинами?

Обезьяны в джунглях. Анри Руссо, ну скажи мне что это за черти с апельсинами?

1890 – е

1890 – е

Прогулка

Прогулка

1909

1909

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

View Of Malakoff Hauts De Seine. Городской пейзаж

View Of Malakoff Hauts De Seine. Городской пейзаж

1903

1903

View Of The Bridge At Sevres And The Hills At Clamart St. Cloud And Bellevue

View Of The Bridge At Sevres And The Hills At Clamart St. Cloud And Bellevue

1908

1908

Пейзаж. Деревья

Пейзаж. Деревья

19 век

19 век

Near Port Saint Nicolas, Evening

Near Port Saint Nicolas, Evening

20 век

20 век

Рыбная ловля

Рыбная ловля

20 век

20 век

Walking in the Montsouris

Walking in the Montsouris

1909

1909

War or Ride if Discord

War or Ride if Discord

1894

1894

Девушка в розовом

Девушка в розовом

1900 – е

1900 – е

Источник: https://artchallenge.ru/gallery/ru/75.html

Живопись Анри Руссо

Руссо

Cон (1910)

Первым заявил о своих рисунках как о живописи и был принят всерьез французский «таможенник-пенсионер» Анри Руссо (1844—1910 гг.). В отличие от своих последователей художник действительно верил в то, что он занимается не чем иным, как изобразительным искусством.

На рисунках Руссо можно увидеть сцены из повседневной жизни, в которых он, как мог, выражал свои чувства и впечатления. На других картинах изображены дальние страны, полные вымысла ландшафты тропиков и пустынь.

Несмотря на свою безграмотность в области изобразительного искусства, Руссо Довольно гармонично сочетал цветовую палитру и так просто и непосредственно изображал своих персонажей, что они вызывают исключительно положительные эмоции.

Первыми поддержали Анри Руссо кубисты, которым пришлись по вкусу незамысловатые картины художника.

Картины Анри Руссо

Руссо

Эйфелева башня (1898)

Руссо

Автопортрет (1900)

Руссо

Анри Руссо, как дирижер оркестра

Руссо

Букет цветов (1909)

Руссо

Война (1893)

Руссо

Ева (1906 — 1907)

Руссо

Карнавальный вечер (1885 — 1886)

Руссо

Люксембургский сад памятник Шопену (1909)

Руссо

Мальчик на скалах (1895)

Муза вдохновляющая поэта (1909)

Нападение ягуара на лошадь (1910)

Нападение ягуара на негра в джунглях (1910)

Натюрморт с чайником и фруктами (1910)

Обезьяны в джунглях (1909)

Обнаженная с медведем (1901)

Охота на тигра (1895 — 1896)

Севрский мост (1895)

Спящая цыганка (1897, Нью-Йоркский музей современного искусства)

Футболисты (1908)

Источник: https://evivid.ru/zhivopis-anri-russo.html

Анри Руссо: факты из жизни самого «наивного» художника

Руссо

Ирреальная реальность Анри Руссо — картина «Спящая цыганка»

Анри Руссо (Henri Rousseau) — французский живописец, писавший в стиле «примитивизм». О художнике, пришедшем в мир искусства, благодаря таланту и самостоятельному обучению живописи — далее в статье.

Руссо

Путь Анри Руссо в мир искусства

Анри Руссо родился в семье мастера по изготовлению изделий из жести в 1844 году. В юности Анри увлекался музыкой, в особенности он любил упражняться в игре на саксофоне. Демобилизация привела юношу на должность в парижском таможенном департаменте. Позднее, именно из-за службы на таможне художнику дадут прозвище «таможенник».

Интересно, что интерес к живописи у Анри Руссо проснулся в зрелом возрасте. За кисть Анри впервые взялся в 40 лет. Пенсия и обилие свободного времени послужили плодотворной почвой для обучения искусству живописи.

Несмотря на рвение 40-летнего начинающего живописца, знакомые Руссо относились к его занятиям с долей иронии. Но художник не сдавался и создавал все больше необычных ярких полотен.

В конце концов, картинами Анри Руссо заинтересовались такие известные импрессионисты, как Камиль Писсарро и Поль Синьяк.

С тех пор Руссо стал желанным гостем в Салоне Независимых — месте, где собирались лучшие авангардисты Парижа того времени. Именитые мастера кисти усмотрели в полотнах Руссо протест против цивилизации, выраженный сквозь призму «наивного» мира примитивизма.

Анри Руссо «Фламинго»

Руссо

Анри Руссо «Муза, вдохновляющая Поэта»

Руссо

Самобытный стиль живописи Анри Руссо

Чем самоучка Анри Руссо покорил сердца сведущих живописцев своего времени? Весь секрет крылся в прирождённом чувстве формы и цвета Руссо, которая не была свойственна многим профессионалам в сфере живописи, положившим на обучение несколько десятилетий жизни. Искусная работа над деталью, необычные темы, вдохновение банальной эстетикой, загадочность и наивность полотен — вот секреты успеха Анри Руссо.

Руссо

Больше всего поражают воображение художника и сказочные персонажи, как будто оживающие на его картинах. К примеру, ботанический сад, изображенный на полотне «Сон», предстает перед взором зрителя как настоящие джунгли, а лев, нападающий на лошадь (сюжет полотна «Нападение ягуара на лошадь») и вовсе кажется каким-то мифическим существом.

Анри Руссо «Красавица и Чудовище» («Нападение», ок. 1908)

Руссо

В творческом наследии Руссо есть место не только аллегорическим пейзажам, но и изображениям парижских видов, сценам баталий («Артиллеристы», 1895), автопортретам («Автопортрет с палитрой» 1889-1890), портретам детей («Портрет ребенка с полишенелем», 1903).

Анри Руссо «Сон»

Руссо

Анри Руссо «Нападение ягуара на лошадь» (Музей имени Пушкина)

Руссо

Анри Руссо «Портрет — пейзаж»

Руссо

Анри Руссо «Товарищ в играх»

Руссо

источник

Источник: http://kartizona.ru/henri-rousseau/

Анри Руссо: жизнь и творчество художника

Анри Жюльен Феликс Руссо (по прозвищу Le Douanier, «Таможенник»; 1844—1910) — французский живописец-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства, или примитивизма.

Содержание

  • Биография Анри Руссо
  • Творчество Руссо
  • Работы художника
  • Картины Анри Руссо
  • Библиография

Анри Руссо родился 21 мая 1844 года в городке Лаваль (департамент Майенн), в семье рабочего. После службы в армии устроился на работу на французскую таможню. Живописью стал заниматься уже в зрелом возрасте, не имея соответствующего образования.

В 1886 году Руссо впервые показывает свои работы широкой публике, участвуя в «Выставке независимых». Уже при жизни в художественном сообществе Франции его высоко ценили за колористическое богатство работ и оригинальные сюжеты (Руссо часто рисует экзотические джунгли, которых он никогда в жизни не видел).

Художник умер от гангрены 2 сентября 1910 года в парижской больнице Неккера (фр.) после того, как поранил себе ногу.

Надгробный барельеф на могиле Анри Руссо выполнил великий французский скульптор румынского происхождения, Константин Брынкуши.

Творчество Руссо

Руссо был художником-дилетантом. Он привлек к себе внимание парижского авангарда. когда впервые выставил картины в Салоне Независимых в 1885 году.

Творчество Руссо вызывало восхищение Пабло Пикассо и его окружения, где ценили необычное, непринужденное восприятие мира Руссо, абсолютно свободное от догм академического общения.

Интенсивный цвет, твердо очерченные формы и тщательно исполненные детали характеризуют наивный стиль Руссо.

Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (“Прогулка в лесу”, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (“Автопортрет с палитрой”, 1889-1890, Национальная галерея, Прага; “Артиллеристы”, 1895, Музей Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом.

Руссо

Создавая воображаемые джунгли, Руссо черпал вдохновение во время многочисленных посещений ботанического сада в Париже.

Прозвище Руссо — Таможенник — обязано своим происхождением его основной профессии.

Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.

Работы художника

  • Спящая цыганка
  • Напавший тигр
  • Тигр напавший на быка
  • Прогулка
  • Тропический лес с обезьянами
  • Война

Руссо

Война

Руссо

Заклинательница змей

Руссо

Спящая цыганка

  • Заклинательница змей
  • Экваториальные джунгли
  • Карнавал
  • Сон
Читайте также:  Опера «дон паскуале»: содержание, видео, интересные факты, история

Библиография

  • BihaIji-Merin L. und О., Leben und Werk des Malers Henri Rousseau, Dresden, 1971.
  • Dora Vallier. Henri Rousseau, 1979,
  • Великие художники: их жизнь, вдохновение, творчество, Киев, 2003 г.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, smallbay.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Анри Руссо: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Анри Руссо: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: https://allpainters.ru/russo-anri.html

Анри Руссо – Спящая цыганка: Описание произведения

Картину «Спящая цыганка» Руссо предлагал приобрести мэру своего родного города Лаваля за 2000 франков. Тот даже не удостоил послание ответом. Зато это письмо послужило доказательством авторства – многие полагали картину розыгрышем Дерена, якобы написавшего её «под Руссо».

Как мечтал Таможенник (под таким прозвищем Руссо вошел в историю мировой живописи) прославиться в качестве художника-реалиста, как искренне верил, что его картины – реалистические! С какой надеждой именовал он себя в биографии, которая так и не будет опубликована, «одним из наших лучших художников-реалистов современности».

Своими учителями Руссо считал популярных в то время Феликса Клемана и Леона Жерома. По его словам, он «пользовался некоторыми советами» этих живописцев. Не факт, что они сами об этом знали, по крайней мере, о встречах с Жеромом ничего неизвестно, хотя, по слухам, мэтр салонной живописи как-то раскритиковал в пух и прах картины Руссо (и Моне тогда тоже досталось).

Тем не менее, Руссо очень старался работать в реалистическом стиле и подражал своим учителям: Жером достаточно много писал диких животных, любил их изображать и Таможенник. В частности, эта картина вдохновлена «Святым Иеронимом» Жерома. Если святой может спать, облокотившись на льва, что мешает спящей цыганке соседствовать со львом?

Дополнительным подтверждением того, что картина написана в реалистическом стиле, по мнению Руссо, были детали – раз пустыня, так вот же и кувшин с водой. В письме мэру художник старательно подчеркивал этот факт: «рядом с ней изображён лежащий кувшин (внутри него питьевая вода)». Мандолина возле спящей, по задумке Руссо, должна свидетельствовать о роде её занятий.

Цыганка изображена в стилистике восточных женщин, цветная одежда контрастирует с темным тоном лица. Изображение двухмерно. Конечно, это не реализм.

Но неумение Руссо выстраивать перспективу и соотносить размеры обуславливает грандиозность картины, придает ей ощущение некой монументальности и, пожалуй, даже мифологичности.

Подобное можно наблюдать в работах грузинского самоучки Нико Пиросмани.

Ни Руссо, ни Пиросмани не умели создавать пространственные конструкции на холсте. Но в некоторых случаях неумение и незнание того, «как это делается», приводят к росту мастерства в другом направлении.

В частности, Руссо – блестящий колорист, во многих работах он вполне успешно создает перспективу исключительно посредством виртуозного использования цвета.

О «Спящей цыганке» Руссо сказал, что она утопает в лунном свете.

И действительно, прохладный, спокойный свет заполнил холст, создавая ощущение умиротворения и гармонии, несмотря на сюжет, который теоретически о «жажде крови». Таможенник часто сопровождал свои картины длинными подписями.

В частности, когда «Цыганка» была выставлена на Салоне независимых, к раме картины художник прикрепил пояснительный текст: «Хищник, обуреваемый жаждой крови, застывает на месте, не решаясь наброситься на крепко спящую обессилевшую жертву».

Но спящую жертву и льва заливает лунный мягкий свет, поэтому мы знаем, что драмы не будет. Собственно, как ее нет и в прообразе, подтолкнувшем Руссо к написанию этой картины – Святой Иероним спокойно спит на льве.

Поскольку мэр Лаваля предложение Руссо проигнорировал, картина оказалась в частной коллекции в Париже. В 1924 году ее приобрел коллекционер Даниэль-Анри Канвейлер, а позже у него перекупил для Нью-йоркского музея историк искусства Альфред Барр.

Алена Эсаулова

Источник: https://artchive.ru/henrirousseau/works/1404~Spjaschaja_tsyganka

Спящая цыганка. Полосатый шедевр Анри Руссо

Анри Руссо. Спящая цыганка. 1897 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)

Казалось бы, Анри Руссо изобразил зловещую сцену. К спящему человеку подкрался хищник. Но ощущения тревоги не возникает. Мы почему-то уверены, что лев не нападет на цыганку.

Лунный свет мягко ложится на все. Халат цыганки словно светится флуоресцентными красками. А ещё на картине много волнистых линий. Полосатый халат и полосатая подушка. Волосы цыганки и грива льва. Струны мандолы и гряды гор на заднем плане.

Мягкий, фантастический свет и плавные линии никак не могут сочетаться с кровавой сценой. Мы уверены, что лев обнюхает женщину и пойдёт дальше по своим делам.

Очевидно, что Анри Руссо – примитивист. Двухмерное изображение, нарочито яркие краски. Все это мы наблюдаем и в его «Цыганке».

Но самое удивительное, что будучи самоучкой, художник был уверен, что он реалист! Отсюда такие «реалистичные» детали: складки на подушке от лежащей головы, грива льва состоит из тщательно прописанных прядей, тень у лежащей женщины (хотя тени у льва нет).

Художник, осознанно рисующий в стиле примитивизма, проигнорировал бы такие детали. Грива льва была бы сплошной массой. А уж про складки на подушке речь бы вообще не шла.

Вот почему Руссо настолько неповторим. Просто не было на свете другого такого художника, который искренне считал бы себя реалистом, на самом деле им не являясь.

  • Оксана Копенкина
  • Перейти на главную страницу
  • Англоязычная версия статьи

Источник: https://arts-dnevnik.ru/spyaschaya-zyiganka/

Спящая цыганка

Анри Руссо “Спящая цыганка” (1897) 

Пионер примитивизма и наивного искусства Анри Руссо долго и тяжело шел к признанию. А одна из его cамых известных на сегодняшний день картин стала признана только после смерти художника. «Спящая цыганка», написанная в 1897 году, была обнаружена только в 1923 году.

Первое время эту картину считали подделкой, шуткой и баловством Андре Дерена. Также появилась версия о том, что это работа одного из художников-сюрреалистов, иллюстрирующая «случайную встречу двух далеких реальностей на неподходящем месте».

Но оставались и те, кто не сомневался в авторстве Руссо и рассматривал эту картину в качестве решительного шага художника от реализма к сюрреализму. Споры завершились после того, как было найдено письмо Руссо, в котором художник предлагал мэру своего родного города Лаваля купить картину.

«Спящая цыганка» (фр. La Bohémienne endormie) — картина французского художника-примитивиста Анри Руссо, написанная в 1897 году.

  • Анри Руссо
  • Спящая цыганка. 1897
  • La Bohémienne endormie
  • Холст, масло. 129,5 × 200,7 см
  • Музей современного искусства, Нью-Йорк
  • Картина впервые была вставлена на Салоне независимых, после чего Руссо безуспешно пытался продать её мэру своего родного города Лаваля. В письме к нему художник писал:

Имею честь обратиться к Вам в качестве земляка, который, являясь художником-самоучкой, хотел бы, чтобы его родной город приобрёл одно из его новых произведений. Я предлагаю купить жанровое полотно «Спящая цыганка».

Странствующая цыганка, исполнительница песен под мандолину спит глубоким сном, сломленная усталостью, рядом с ней изображён лежащий кувшин (внутри него питьевая вода). Неожиданно появляется лев, обнюхивает её, однако не трогает девушку. Всё утопает в лунном свете, царит поэтичная атмосфера.

Действие происходит в иссушенной пустыне. Цыганка одета в восточные одежды. Я уступлю Вам картину за сумму 1800—2000 франков, потому что был бы счастлив, если бы в Лавале осталась память об одном из его сыновей.

В надежде на то, что моё предложение будет благосклонно принято, примите, господин мэр, заверения в моём уважении. Анри Руссо, художник, улица Верцингеториг, 15, Париж.

Письмо осталось без ответа, и картина оказалась в частной коллекции парижского торговца углём, где и оставалась до 1924 года, когда была замечена художественным критиком Луи Вокселем.

В том же году торговец произведениями искусства Даниэль-Анри Канвейлер приобрёл «Спящую цыганку» несмотря на сомнения в её подлинности. Полотно позже было куплено историком искусства Альфредом Х. Барром младшим (Alfred H. Barr Jr.

) для Нью-Йоркского музея современного искусства.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Spyaschaya_tsyiganka/

Ссылка на основную публикацию