Боттичелли «поклонение волхвов» описание картины, анализ, сочинение

Наверное, невозможно найти в современном мире человека, которому не доводилось слышать имени величайшего итальянского архитектора и художника, учёного и скульптора, мыслителя и философа, изобретателя и инженера, гениального представителя эпохи Возрождения — непревзойденного Леонардо да Винчи.

Боттичелли

Наследие

Его жизнь и творчество изучались и продолжают изучаться исследователями со всего мира. Сохранившиеся работы Леонардо да Винчи в разных областях позволяют судить о многогранности этого человека.

Большинству наших читателей гениальный итальянский мастер известен как живописец. Его работы «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мона Лиза», «Крещение Христа» и многие другие являются шедеврами мирового искусства.

Всего же им создано девятнадцать полотен, некоторые из которых остались незавершенными.

Великий итальянец оставил свой след в науке, медицине, литературе. Сам да Винчи считал себя в первую очередь ученым или инженером. Живописи он уделял не слишком много времени. Его художественное наследие невелико: ряд работ безвозвратно утрачен, а некоторые сильно повреждены.

Среди незавершенных работ великого живописца картина «Поклонение волхвов». Год создания произведения (1481) на самом деле является началом работы над ним. Картина отличается присущей всему творчеству мастера загадочностью и таинственностью.

По мнению специалистов, это первая довольно зрелая работа художника, в которой он проявил свою яркую индивидуальность. Он использовалпри создании шедевра свои знания анатомии, экспериментировал с перспективой, применил свои инженерные изыскания.

Однако это полотно наделено чем-то большим, чем художественное произведение, даже такое гениальное, – до сих пор не раскрыта тайна его замысла.

Боттичелли

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»: история создания

Благодаря содействию отца, нотариуса монастыря, в 1481 году Леонардо да Винчи получил крупный заказ на большое полотно для алтаря церкви монастыря Огастина в Сан-Донато Скопето. Договор заключили на два с половиной года.

Но картина осталась незавершенной. В 1482 году Леонардо покинул Флоренцию.

Местный банкир Лоренцо Великолепный отправил его в Милан к герцогу Лодовико Сфорца, как «посланника муз»: художнику предстояло продемонстрировать созданную им лиру, поскольку только он умел на ней играть.

Краткосрочная, казалось бы, поездка затянулась на восемнадцать лет. Этот поступок художника монахи Сан-Донато сочли бесчестным и предложили завершить начатую работу другому живописцу. Он согласился и стал вносить в картину собственные изменения. Возможно, они были продиктованы требованиями церкви. Но, к счастью, сохранилось множество эскизов, которые помогают понять задумку да Винчи.

Леонардо да Винчи, «Поклонение волхвов»: описание картины

«Поклонение волхвов» является воплощением придуманного Леонардо языка «говорящей» живописи. Удивительная выразительность эмоций, интенсивность жестов спустя столетия будут воплощены в немом кино.

Многие искусствоведы считают, что картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» — это некий набросок, состоящий из нескольких тем, которые не связаны со смысловым фокусом полотна – Марией с младенцем Иисусом.

Боттичелли

Центр картины занимает Мария с новорожденным Иисусом. Ее окружают почитатели, преклонившие колена. На переднем плане можно увидеть трех царей-волхвов, которые преподносят святые дары.

На заднем, более темном плане, изображено большое дерево, прописанное с натуралистической точностью. Верхний левый угол занимает полуразрушенное здание. Справа находятся два всадника в поединке.

В нижнем правом углу расположился молодой человек, который отвернулся от того, к чему прикованы все взгляды, хотя на Святое Семейство указывают его жесты.

Исследователи и искусствоведы уверены, что в этом юноше просматривается портретное сходство с юным Леонардо. Вся композиция построена на фоне горных вершин, что очень характерно для творчества да Винчи.

Боттичелли

Сюжет картины

«Поклонение волхвов» (1481) — полотно да Винчи, анализ которого довольно сложен, поскольку его содержание не совсем вписывается в привычные рамки.

Композиция построена по принципу пирамиды, где ее вершину определяет голова Марии. Главная тема — поднесение дара одним из волхвов будущему Спасителю.

Когда самый старый из царей припадает к ногам Богородицы, второй, прижимаясь к скале, одаривает святого младенца. Собирается опуститься на колени и третий волхв.

Существует версия, что три эти фигуры олицетворяют народы Европы, Азии и Африки, которые готовы принять новую веру. Расположенные слева руины — символ дворца Давида.

На его развалинах уже выросли два молодых дерева, символизирующие новое время – эру любви и милосердия.

Центральное дерево тянется своими корнями к голове младенца Иисуса, словно намекая на его прямое родство с самим царем Давидом.

Боттичелли

Два вооруженных всадника, сражающихся в смертельной схватке, напоминают враждующих королей, которые, посетив Вифлеем, решили помириться. Композиция в целом подчеркивает резкий контраст между ярким светом, который исходит от Марии с Иисусом, и темнотой, их окружающей.

Тайны картины

Неоконченная картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» вызывает огромный интерес среди исследователей всего мира. Однако самых больших результатов на этом поприще добился М. Серачини — известный итальянский биоинженер, который долгие годы жизни посвятил изучению жизни и творчества великого мастера.

Он применил глубокое сканирование слоя краски, сумев проникнуть под верхние ее слои и рассмотреть первоначальное изображение, нанесенное на полотно. Как выяснилось, снизу картина была обрезана на десять сантиметров. Вначале она была отполирована растворителями, а затем загрунтована белилами. Постепенно на них появились трещины и их снова заретушировали, но теперь использовали синюю краску.

Боттичелли

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» была наполнена множеством персонажей, занятых различными действиями. Всего Серачини выделил 66 фигур. На первом плане волхвы преподносят дары священному младенцу.

Но Богородица в первоначальном варианте стоит на скале как на постаменте, а не на земле.

В правом вернем углу отчетливо стали видны сцены сражений, в то время как верхний левый угол оказался заполненным рабочими, которые строят новый прекрасный храм.

Что означает жест Иоанна Крестителя?

Итальянский художник Леонардо да Винчи использовал в своей работе интересный элемент — он изобразил один, но очень значимый жест Иоанна Крестителя. Он трактуется в католицизме как призыв к покаянию. Под центральным деревом да Винчи изобразил старца с указующим перстом.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» акцентирует внимание зрителя к подтексту, связанному с Иоанном Крестителем. Этот жест прекрасно виден, и молодые персонажи, расположенные на втором плане, смотрят не на Марию с Иисусом, а на человека, воздевшего палец кверху.

Боттичелли

Дерево Иоанна

Все исследователи сходятся во мнении, что да Винчи разместил над Марией рожковое дерево (цератонию) неспроста: оно ассоциировалось в символике католицизма с Иоанном Крестителем, который во время странствий по пустыне питался его бобами. В те времена они были пищей самых бедных слоев древних египтян. Значительно позже ими стали кормить домашний скот.

Но Иоанн был настолько неприхотлив во время скитаний, что ему хватало для насыщения всего нескольких стручков с этого дерева. В эпоху Возрождения изображение этого дерева ассоциировалось с присутствием самого Иоанна.

Куда ведут лестницы?

В левом верхнем углу картины можно увидеть две лестницы, каждая из которых насчитывает по шестнадцать ступеней. Они ведут наверх, к площадке, где завершается восхождение.

В сумме лестницы насчитывают тридцать три ступени. Это число стало «кодом да Винчи», который дал возможность предположить некоторым исследователям, что Леонардо был связан с орденом тамплиеров.

Это число совпадает с числом посвящения в члены ордена.

Так, под слоем краски Серачини обнаружил на верхней площадке сооружения строителей, занятых возведением стен. По замыслу автора стало ясно: «символ язычества» должен был возродиться.

Битва или дуэль?

В верхнем правом квадрате, где изображены два сражающихся воина, высветилось настоящее побоище. Серачини утверждает, что вид этой битвы вызвал у него шок. Вероятно, картина содержала в себе первоначально замысел батальной темы, которую автор позже реализовал в «Битве при Ангьяри».

В этой части картины художник отобразил свое отношение к войнам и к Крестовым походам в частности. Под батальной сценой видны лица людей, которые повернуты в сторону будущего храма новой веры.

Описание и анализ картины, сделанные Серачини, проясняют многие подводные камни, которые стали предпосылками для создания шедевров да Винчи, однако он уверен, что главные открытия еще ждут нас впереди.

Реставрация

Сегодня неоконченное полотно великого итальянца хранится в галерее Уффици. В ноябре 2011 года специалисты из института Opificio delle Pietre Dure заявили о том, что картина, не покрытая лаком, начинает разрушаться.

Реставраторы планировали очистить картину от следов прежних восстановительных работ. По их утверждениям, все фигуры, изображенные на полотне, вновь станут объемными, цвета — более живыми, а сама картина — яркой.

Однако в ходе дискуссий было принято решение пока не проводить восстановительные работы, чтобы не исказить замысел да Винчи.

Источник: https://www.syl.ru/article/299327/kartina-leonardo-da-vinchi-poklonenie-volhvov-opisanie-istoriya

Поклонение волхвов

Искусство Италии 15 века. Возрождение. Картина Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов», заказчик алтаря банкир Джованни ди Заноби дель Лама, первоначально картина находилась в церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. Размер картины 111 x 134 см, дерево, темпера. Этот сюжет был распространен в живописи Раннего Возрождения.

Художники стремились подробно передать обстоятельства евангельского рассказа о чудесном рождении Христа и трех восточных царях, пришедших со своими свитами поклониться Ему.

Беноццо Гоццоли, предшественник Боттичелли в трактовке темы, за 16 лет до него выполнивший роспись в домовой капелле Медичи, представил зрелище, развертывающееся почти со сказочной пышностью. Боттичелли создал целую серию картин на тему Поклонения волхвов.

Этот сюжет появляется в его творчестве с начала 1470-х годов; самая ранняя работа включала архаические элементы и была переполнена фигурами. Разрабатывая тему, Сандро приходит к построению картины «Поклонение волхвов» 1475 года, лучшей картины этой тематики.

Сандро Боттичелли показывает евангельское событие как некое таинство. В глубине композиции – Святое семейство. Младенец, сидящий на коленях Марии, вызывает у собравшихся чувство глубочайшего благоговения. Художник использует в компоновке сцены разнообразие поз, движений, поворотов и наклонов головы. И подчеркивает это изменчивым, но внутренне связным течением линии.

Место, где совершается действо, – это мир древности: в отдалении видны руины античного храма. Но всюду вокруг пробивается новая жизнь, среди камней растут первые побеги – своего рода символ новой эры, которую знаменует рождение Христа. В картине присутствует современность, ибо участники действа – люди, известные тогда всей Флоренции.

Многие входили в Братство волхвов; облекаясь в праздник Поклонения волхвов в великолепные одежды, они и на самом деле шествовали верхом через улицы города к месту поклонения. Отзвук этого ритуала преобразился в картине Боттичелли в фантастическое зрелище.

В мягком рассеянном сиянии, переданном золотыми линиями и игрой золотых бликов и узоров на одеждах, представители элиты Флоренции созерцают явление божества или Истинного Света.

Боттичелли

«Поклонение волхвов» было заказано банкиром Заноби дель Лама, близким к семье Медичи. Оно предназначалось для его фамильного алтаря в церкви Санта-Мария Новелла.

Одна из отличительных черт картины – многочисленные портреты семьи Медичи и их окружения.

Художник Сандро Боттичелли выявляет портретное сходство каждого из персонажей, но и идеализирует их, объединяя в акте возвышенного созерцания.

Боттичелли

В левой части картины представлены Лоренцо Медичи, держащийся с некоторой надменностью, на его плечо склонился поэт Анджело Полициано; следующим стоит юный философ граф Пико делла Мирандола, указывающий жестом на чудесное явление Младенца.

Продолжим описание картины словами Джорджо Вазари: «И особую выразительность мы видим в старце, который, целуя ноги Господа нашего и тая от нежности, отменнейшим образом показывает, что он достиг цели длиннейшего своего путешествия.

Фигура этого царя представляет собой точный портрет Козимо Старшего ди Медичи».

В правой стороне композиции, начиная от центра, изображены сыновья Козимо Старшего, Пьеро и Джованни, уже умершие к моменту написания картины, вблизи от них в черном одеянии с красной отделкой меланхоличный Джулиано Медичи, за ним – философ Джованни Аргиропуло.

Перейти к следующей работе мастера ►

Источник: http://smallbay.ru/artreness/botticelli1.html

Леонардо да Винчи: «Поклонение волхвов» — Православный журнал "Фома"

«Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи – одна из самых популярных живописных работ на Рождественскую тему. Леонардо не закончил ее, как, впрочем, и многие другие свои картины. Несмотря на это, «Поклонение волхвов» – важная веха для эпохи Возрождения, практически прорыв.

Почему? Дело в том, что Леонардо да Винчи использовал здесь приемы, которые позволяют зрителю испытать ощущение присутствия, почувствовать себя среди волхвов.

Каким образом это происходит, как Леонардо открывал законы живописи и какова была судьба мастера до и после «Поклонения волхвов», – об этом и многом другом рассказывает историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис.

«Поклонение волхвов» Леонардо писал в тот период, когда жил во Флоренции.

В этом городе он начал формироваться как художник. Там правила династия Медичи, которую в то время возглавлял Лоренцо Великолепный. Нельзя сказать, чтобы отношения Леонардо да Винчи с ним сложились блестяще. Что, кстати, во многом определило дальнейшую судьбу художника и повлияло на его переезд в Милан. Впрочем, обо всем по порядку.

Где вырос Леонардо

Будущий гений родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано, в горах. Здесь по сей день показывают дом, где это произошло. Анкиано расположено близ городка Винчи, который и дал прозвище художнику.

О рождении мальчика сохранилась запись его деда, который, судя по всему, был очень рад, когда у него наконец-то появился первый внук. Родился Леонардо в незаконном браке. Мать его была крестьянкой, отец, Пьеро да Винчи – нотариусом, довольно уважаемым и интересным человеком.

Он скопил приличное состояние, дожил до 77 лет, четыре раза был женат. В общей сложности у него родилось двенадцать детей, причем последний появился на свет, когда Пьеро было уже 75 лет. Леонардо же был старшим. Отец официально признал его.

Первые три года мальчик жил со своей матерью, и потом, когда отец забрал его к себе в дом, очень тяжело переживал разлуку с ней. Крестили Леонардо во Флоренции, в базилике Святого Креста, очень известном месте.

Здесь на протяжении веков были похоронены выдающиеся люди города – Макиавелли, Галилей и многие другие, здесь было устроено место для могилы Данте. И здесь же, в Санта-Кроче, находится та самая купель, где крестили Леонардо да Винчи. Крещение совершалось открыто, а это значит, отец не просто признал сына, но даже счел нужным эффектно показать его публике.

До тринадцати лет Леонардо рос в доме отца в Винчи. Пьеро хотел его пустить по своей линии. Но здесь впервые проявился характер будущего гения. От природы он был богато одаренным человеком, но при этом академическое обучение, как впоследствии выяснилось, было для него совершенно неприемлемым.

Университета он так и не кончил. А в тринадцать лет Леонардо отказался от карьеры юриста и сказал отцу, что хочет заниматься искусством. Он был отдан на обучение к Андреа дель Верроккьо, самому прославленному живописцу того времени. Надо сказать, Леонардо с детства очень живо воспринимал природу.

Он делал много зарисовок, хотя первая известная его работа, набросок пейзажа, датируется лишь 1473 годом. Ряд искусствоведов считают эту работу первым настоящим пейзажем в искусстве. Там запечатлена долина реки Арно, где Леонардо часто гулял. Она протекает через Флоренцию.

Это был очень реалистично схваченный пейзаж, с горами, перспективой… Закончил он работу в день праздника Мадонны снегов, который связан со строительством базилики Санта-Мария Маджоре. Вообще, флорентийский период творчества Леонардо – это время, когда он начал интересоваться жизнью Пресвятой Богородицы.

Он выполнил тогда несколько работ, посвященных Божией Матери, например, «Благовещение», «Мадонна с гвоздиками»…

Боттичелли

Мадонна с гвоздиками

Новый гений

Как пишет Вазари, первый биограф многих деятелей Возрождения, Флоренция узнала о новом гении, когда он принял участие в работе своего учителя Верроккьо «Крещение Иисуса». По замыслу, в центре этого холста сюжет Крещения, а слева расположены два ангела, которые как будто наблюдают за происходящим.

Так вот одного ангела написал сам Верроккьо, и он получился очень хорошим, но простым. А второго ангела мастер доверил написать своему ученику… В то время обучение традиционно продолжалось довольно долго, и ученик зачастую полгода ничего не делал, кроме как ходил по мастерской, растапливал печь, наблюдал за другими, расталкивал краски и так далее.

Только после этого ему начинали доверять что-то серьезное. И если мастер поручал ученику выписать какую-то деталь в своей работе – это был знак доверия, это означало, что ученик уже на подходе к признанию. И вот Верроккьо дал Леонардо шанс проявить свой талант в «Крещении Иисуса».

Как пишет Вазари, результатом работы мастер был просто ошеломлен, а вместе с ним и вся Флоренция: стало понятно, что родился новый гений, абсолютно новый художник. Дело в том, что ангел Леонардо совершенно отличался от того, который был написан его учителем. В нем уже угадывалось то направление, которое позже Леонардо изберет, когда будет писать и небесный мир, и человека.

У его ангела утонченнейшие черты лица, изящный нимб, мастерски выписанные волосы… – во всем видна блестящая работа над деталями и композицией. Вокруг этого ангела как будто преображается пространство. Как отмечал Вазари, когда Верроккьо увидел его, он сказал, что больше никогда не будет писать.Однако в годы пребывания в мастерской Верроккьо Леонардо формировался не только как художник.

Он обучался и инженерному искусству, и механике… В то время во Флоренции проживали великие ученые, и Леонардо самостоятельно отмечал для себя, у кого и чему он хотел бы научиться. А вообще он говорил, что лучший его учитель – это жизненный опыт.

Однако были у такого подхода и свои минусы. Дело в том, что во Флоренции при Лоренцо Великолепном процветала Платоновская академия, в моде были неоплатоники и античность. И все известные люди, даже городские олигархи, считали для себя правилом хорошего тона разговаривать на изящном языке Вергилия.

А да Винчи, так и не получивший классического образования, лишь позднее выучил латынь, и она у него хромала. Это закрыло ему двери во многие дома высокопоставленных лиц, где принято было вести на латыни светские беседы.

А такие современники Леонардо как, например, Боттичелли, были в подобных домах обласканы – не в последнюю очередь потому, что владели языком древних римлян и могли поддержать разговор по моде своего времени.

При этом Леонардо был на сто процентов дитя эпохи Возрождения. Например, идея Платона, что наш мир – это отражение той гармонии, которая существует на небесах, очень ярко отразилась в его творчестве. Художник видел в центре вселенной именно человека, однако человек был для него ценностью не сам по себе, а в сочетании с духом.

У Леонардо был большой трактат, посвященный этой теме, где прозвучала очень важная, характерная мысль: где нет Духа Божия, там нет искусства, а где мысль не работает рядом с рукой – там нет художника.

Такое интересное соединение Божественного промысла с человеческим действием проистекает из идей платоников, которые вдохновляли художников Возрождения и которыми в то время была переполнена Флоренция.

Мадонны Леонардо

В 1472 году Леонардо открыл собственную мастерскую. Он получил признание, вступил в Гильдию художников имени апостола Луки и теперь мог жить самостоятельно. Однако до 1476 года он оставался при Верроккьо.

В этот период ему начали заказывать самостоятельные работы. Самые лучшие из них связаны с Божией Матерью. Это уже упомянутая «Мадонна с гвоздикой», где Младенец тянет руки к цветам, а красный цвет гвоздик символизирует Распятие.

Это «Благовещение», которое вообще стало первым холстом, где действие разворачивается не в помещении и даже не у храма, а просто на свежем воздухе. Мария сидит у дома, занимается рукоделием. Архангел Гавриил устремляется к Ней – и мы как будто видим его движение, но в то же время он замирает в молитвенном почитании.

На заднем плане – абсолютно итальянский пейзаж, который тоже как будто застывает в тот момент, когда Архангел произносит слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…»

Источник: https://foma.ru/leonardo-da-vinchi-poklonenie-volxvov.html

Картина С. Боттичелли «Поклонение волхвов» (описание) и библейский сюжет

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.

Крутые своды ясли окружали.

Кружился снег. Клубился белый пар.

Лежал младенец, и дары лежали.

И. А. Бродский

Сюжет Рождества Хри­стова в мировом искусстве постепенно заменила сцена поклонения волхвов (пастухов). Какова же его библей­ская основа?

Три мудреца-предсказателя (волхвы — так на Руси называли звездочётов) заметили на небе новую звезду и истолковали её как знак появления на свет необык­новенного младенца. Следуя за путеводной звездой, они нашли в городе Вифлееме недавно родившегося Иисуса Христа и его мать Марию. Каспар в знак уваже­ния царству Христа преподнёс золотые дары.

Балтазар и Мельхиор преподнесли ладан (знак признания бо­жественности Христа) и благовонную смолу — смирну (пророческий знак его смерти).

До настоящего времени у исследователей нет единого мнения о том, кто такие волхвы: маги, жрецы, учёные, астрологи? Как они вы­глядели? Откуда пришли: из Аравии, Древнего Вави­лона или загадочной Индии? Все эти обстоятельства позволили художникам показать собственное вос­приятие сюжета.

Боттичелли
С. Боттичелли. Поклонение волхвов. 1475—1478 гг. Галерея Уффици, Флоренция

В духе времени воплощена библейская легенда в картине Сандро Боттичелли «Поклонение волхвов». В отличие от предшественников, стремившихся к точ­ному воплощению евангельского текста, Боттичелли передаёт значимость и важность события.

Вершиной композиции являются Мария с младен­цем, изображённые на фоне полуразрушенных каменных стен с ветхим деревянным навесом. Из неглубоко­го пространства наш взгляд переносится на группу пышно разодетых волхвов. Многочисленные зрите­ли — это люди, принадлежавшие к светскому обще­ству, среди которых художник изобразил немало сво­их современников.

И всё-таки, зачем Боттичелли включает в композицию более тридцати персонажей? Не проще ли было исключить некоторые фигуры? Сей­час трудно дать однозначный ответ на этот вопрос. Из­вестно только, что эта картина выполнялась по заказу церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции. По-види­мому, заказчик точно указал художнику, кого и как изобразить на картине.

Материал с сайта http://worldofschool.ru

Не каждого из них мы можем назвать, но имена не­которых нам известны точно. Изображённый у ног Ма­рии человек в чёрной с золотом одежде — основатель одной из самых известных династий Медичи, Козимо Старший. Двое коленопреклонённых волхвов в крас­ной и белой одеждах — его сыновья — Пьетро и Джо­ванни.

В левой части композиции — фигура молодого человека с надменным выражением лица — это Лорен­цо Великолепный, внук Козимо, опирающийся на меч, что символизирует победу над заговорщиками. В пра­вой части картины среди ярко разодетых персонажей выделяется фигура молодого человека в чёрном. Это брат Лоренцо — Джулиано, изображённый с закрыты­ми глазами.

В XV в. на языке символов это означало, что человека нет в живых. И ещё один молодой чело­век в жёлтом плаще на первом плане справа привлека­ет наше внимание. Большинство исследователей счи­тает, что это автопортрет Боттичелли. Испытующе, немного задумчиво глядят на нас грустные глаза ху­дожника.

Он словно всматривается в будущее, пытаясь прочитать судьбу каждого из изображённых современ­ников.

Да, современники, как, впрочем, и заказчики, вполне могли быть довольны. Многочисленные посети­тели одной из самых почитаемых церквей во Флорен­ции увидели на ней своих соотечественников. Таким образом, сюжет поклонения волхвов послужил для художника поводом для прославления знаменитой семьи Медичи, под покровительством которой расцветали науки и искусства во Флоренции.

На этой странице материал по темам: Вопросы по этому материалу:

Источник: http://WorldOfSchool.ru/iskusstvo/bibliya/novyj-zavet/iisus/rozhdestvo/kartina-s.-bottichelli-poklonenie-volhvov-opisanie-i-biblejskij-syuzhet

Биография художника Сандро Боттичелли: картины с описанием и названиями

Эпоха итальянского Возрождения неразрывно связана с именем Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli). Несмотря на то, что талантливый художник признан одним их самых ярких представителей флорентийской школы живописи, его произведения были незаслуженно преданы забвению в течение почти трех столетий.

Интерес к творчеству Боттичелли возродился в середине XIX века. Великолепные полотна мастера входят в коллекции многих музеев мира, и по праву считаются истинными шедеврами изобразительного искусства.

Биография художника

Настоящее имя живописца – Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi). Основным источником информации о биографии мастера и его творческом пути является историко-искусствоведческая книга Джорджо Вазари (Giorgio Vasari) «Жизнеописания».

Юношеские годы и образование

Будущий художник родился в 1445 году, во Флоренции (Firenze), в семье небогатого ремесленника.

Его отец, Мариано ди Джованни Филипепи, занимался дублением кожи, держал небольшую мастерскую, но дело не приносило огромных доходов. Из четырех детей Сандро (сокращенно от Алессандро) был самым младшим ребенком.

Один из его старших братьев, Антонио, стал ювелиром, двое других, Джованни и Симоне, посвятили себя коммерции.

Начальное образование Сандро было вполне традиционным для того времени, как и все дети семьи Филипепи, он посещал приходскую школу доминиканской церкви Санта-Мария-Новелла (Basilica di Santa Maria Novella).

Когда отец умер, заботы по содержанию семьи легли на плечи старшего сына Джованни. Став к тому времени зажиточным купцом, он отличался крупным телосложением, за что получил прозвище «botticelle», означающее в переводе на русский «бочонок», которое впоследствии перешло другим братьям.

Источник: https://Italy4.me/izvestnye-lyudi/sandro-botticelli.html

Картина «Поклонение волхвов»

  • Аналитика и описание незавершенной работы Леонардо.
  • Поклонение волхвов
  • Получение этого заказа, условием которого является написание сюжета поклонения волхвов новорожденному Иисусу, возможно, тоже не обошлось без помощи Пьеро да Винчи, который был нотариусом и монастыря Сан-Донато.

Поклонение волхвов

Странная оплата

Письменный договор на «Поклонение волхвов» показывает, что распространенной в то время практикой было платить художнику «натурой». Деньги на создание образа были пожертвованы в 1479 году фабрикантом, изготовителем седел.

Основную оплату работы Леонардо, которая должна была быть выполнена в течение 24–30 месяцев, составляла треть земельного участка в Вальдельзе, расположенного между Флоренцией и Сиеной. Судя по записи, эта земля была дарована монастырю «Симоном, отцом брата Франческо». По договору монахи могли выкупить этот участок обратно — за 300 флоринов в течение трех лет.

Один из параграфов договора весьма странен: Леонардо должен был выдать 150 флоринов на приданое «дочери Сальвестро ди Джованни», внучке покровителя монастыря.

Работа не была завершена, и договор был расторгнут. Но этот договор свидетельствует о том, что художники получали оплату не только деньгами. Из других документов мы знаем, что Леонардо платили и вином, и древесиной, и зерном.

Научный анализ

Развитие инфракрасной технологии исследования живописи позволило увидеть, что скрывается под мрачной полупрозрачной коричневой краской, покрывающей поверхность полотна.

Недавно проведенные уважаемым флорентийским ученым и историком искусства профессором Маурицио Серачини, который изучает работы Леонардо в течение многих лет, анализы доказали, что наброски, созданные Леонардо, были позднее покрыты слоем коричневатой краски. Судя по стилю, это дополнение было сделано не рукой Леонардо.

Возможно, нужно было привести к единообразию множество различных сцен и уничтожить республиканский подтекст, который мог быть ассоциирован с иконографией изображений.

Наброски поклонения волхвов

Скрытый смысл

Историки много лет спорят об эскизе Леонардо к «Поклонению волхвов». Несколько эскизов общего плана, а также наброски отдельных фигур показывают, что Леонардо всякий раз несколько изменял композицию.

В центре полотна традиционная сцена, как она описана в Евангелии от Матфея: поклонение волхвов, или мудрецов, Мадонне с младенцем. Волхвы окружают их и преклоняют пред ними колена.

Возможно, Леонардо намеревался выстроить визуальный ряд так, чтобы перенести акцент на встречу трех мировых сил: Азии, Африки и Европы, объединенных рождением Христа и распространением христианства. Молодому, полному вдохновения художнику могла быть интересна несколько иная интерпретация традиционной сцены.

На заднем плане зритель видит сражение. Символизирует ли оно вытеснение язычества христианством? С уверенностью можно сказать одно: в этой работе Леонардо изучает изображение эмоций на лицах Святого семейства и волхвов, которые определенным образом взаимодействуют с ритмом движения на заднем плане картины.

Второй незавершенный проект

Поклонение волхвов, Липпи.

Подготовительная работа для «Поклонения волхвов» продлилась с марта по сентябрь 1481 года, но осталась незавершенной в связи с отъездом Леонардо в Милан.

Вазари так комментирует эскизы работы: «Он начал писать полотно «Поклонение волхвов», на котором мы видим множество прекрасных изображений, особенно голов…, и которое так же осталось незавершенным, как и другие его работы». Леонардо оставил во Флоренции это полотно и картину «Святой Иероним», начатую ранее.

Спустя годы, когда монахи перестали надеяться на то, что Леонардо когда-нибудь закончит работу, заказ был передан Филиплино Липпи (1496) (галерея Уффици, Флоренция). Место действия, пейзаж и расположение фигур схожи с эскизами Леонардо.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/leonardo/kartina-poklonenie-volxvov.html

Поклонение волхвов

  • Поклонение волхвов (Adoration of the Magi) — Сандро Боттичелли.
  • Картина известного итальянского художника
  • Годы создания: 1475-78 гг.
  • Темпера на панели,
  • Оригинальный размер: 111 x 134cм,
  • галерея Уффици, Флоренция, Италия.
  • В этой многофигурной композиции мастер кватроченто Сандро Боттичелли (1445-1510) представил в образе волхвов, поклоняющихся Младенцу Христу, членов семейства Медичи, банкиров и купцов, правителей Флоренции, и приближенных к ним, в числе которых был и он сам.
  • Описание картины «Поклонение волхвов» Сандро Боттичелли

Художники времен Возрождения всегда любили писать картины по сюжетам Библии. Величайший мастер, талантливый художник пятнадцатого века – Сандро Боттичели – не исключение.

Полотно «Поклонение волхвов» написано по мотивам известной библейской истории. Волхвы поклоняются рожденному Иисусу, одаривают его. Огромное количество народа пришло посмотреть на будущего спасителя. Среди них встречаются банкиры и многие другие влиятельные люди, то есть все понимают колоссальное значение младенца Иисуса.

Мать новорожденного Иисуса – Мадонна – нежно обнимает его, пытается уберечь от чужих взглядов. Но при этом заметно, что она гордится своим сыном. Мадонна и ребенок сидят среди развалин и абсолютного хаоса. Сандро Боттичелли вкладывает в эту часть картины огромный смысл: старое следует оставить позади, так как впереди нас ожидает светлое и счастливое будущее, которое придется принять.

Писатели, музыканты, художники, философы – все преклоняются перед новорожденным, хоть и с осторожностью. Все семейство Медичи пришло посмотреть на младенца-спасителя. Любопытный факт, что именно Медичи являются учредителями Братства Волхвов.

Попасть в данное общество было невероятно сложно. Известно, что Сандро Боттичелли любил изображать себя на своих же картинах. Он присутствует и на этой работе.

Художник обладал невероятным талантом – рисовать себя на картинах, но при этом оставаться незамеченным.

Обратим внимание на цвета и краски, используемые автором картины «Поклонение волхвов». Цвета насыщенные и яркие. Они, безусловно, передают всю праздничность и торжественность момента. Картина «Поклонение волхвов» является невероятно актуальной и популярной по сей день. 

Сандро Боттичелли. «Поклонение волхвов» (1482). Темпера, дерево, масло. 68×102 см Национальная галерея искусства, Вашингтон

«Поклонение волхвов» была продана из Эрмитажа в июле 1930 — феврале 1931 года Эндрю Меллону за 838 тыс. долл. США. В этой многофигурной композиции мастер кватроченто Сандро Боттичелли представил в образе волхвов, поклоняющихся Младенцу Христу, членов семейства Медичи, банкиров и купцов, правителей Флоренции, и приближенных к ним, в числе которых был и он сам. 

Среди руин античного Рима, символизирующих окончание старого мира и начало нового, христианского, восседает Мадонна. Она держит на коленях Младенца, позади стоит, облокотившись на руку, Иосиф и умиленно смотрит на новорожденного. Перед Христом опустился на колени Козимо Старший Медичи. 

Ближе к переднему краю картины изображены сыновья Козимо, Пьеро и Джованни. К моменту написания произведения они и их отец уже умерли, но Боттичелли включил их в круг семьи как неразрывно связанных с ней.

В черном с красным одеянии стоит, задумавшись, Джулиано, сын Пьеро, позади него с бородой и в шапке — философ Джованни Аргиропуло, перед ним в голубом — заказчик работы, Дзаноби дель Лама. Слева в горделивой позе стоит брат Джулиано, Лоренцо Великолепный, рядом с ним — поэт Анджело Полициано, им что-то рассказывает гуманист и философ Пико делла Мирандола.

Наконец в правом нижнем углу на зрителя смотрит закутанный в рыжий плащ сам Боттичелли. Традиция изображать себя среди участников сцены из Священного Писания была широко распространена в эпоху Возрождения. 

Медичи учредили во Флоренции так называемое Братство волхвов, куда входили они сами и их приближенные. Братство устраивало костюмированные шествия: его члены, переодевшись волхвами, шли пешком и ехали верхом на конях по улицам города. Вероятно, эти мистерии также нашли свой отзвук в картине Боттичелли.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Poklonenie_volhvov/

Поклонение волхвов

Питер Пауль Рубенс Поклонение волхвов

Поклонение волхвов часто воспринимается как сюжет, замещающий сцену Рождества Христова. И являющуюся ее синонимом.

Художники Средневековья и Возрождения очень любили его за многозначность, неопределенность, хронологическую расплывчатость и множественность интерпретаций, дающих простор фантазии и воображению.

Некоторые  говорят о некой тайне волхвов, имея в виду в том числе и фигуру самого младшего звездочета, образ которого действительно двоится
— то ли юная девушка, то ли молодой отрок. Глядя на картины некоторых мастеров действительно есть повод для двойного толкования.

Галерея картин на сюжет Поклонения волхвов поразительна: сотни, начиная от художников средней руки и не таких известных, и кончая гениальными творениями Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Дюрера, Джотто, Питера Брейгеля Старшего, Иеронима Босха, Веласкеса и других.

Каждый художник по-своему интерпретировал евангельский сюжет, не стремясь к точности деталей и соответствия богословским и экзегетическим выкладкам.

Мантенья. Дары волхвов

В Евангелии от Матфея рассказывается, что когда родился БогоМладенец, к Ироду-царю пришли волхвы с востока и спросили:

«Где родившийся царь Иудейский, мы видели Его звезду на Востоке?»

Когда волхвы узнали, где должен был родиться мессия-царь, они удаляются в Вифлеем и, приблизившись к дому Марии с Младенцем, увидели звезду. Обрадовавшись, маги зашли в дом, поклонились Иисусу и принесли Ему дары.

Сколько было волхвов, как их звали, из каких стран прибыли, сколько времени добирались до Иерусалима и потом до Вифлеема, в Евангелии ничего не сказано. Поэтому очень рано начали складываться множественные толкования святых отцов Церкви и богословов (Оригена, Тертуллиана, Иустина Мученика, Иоанна Златоуста и др.), народные легенды и сказания.

Тиссо. Путешествие волхвов на верблюдах

Словом «волхвы» были переведены на церковно-славянский язык с греческого «маги». В православной традиции сюжету с волхвами уделяется очень мало внимания, редко выделяя их поклонение в отдельную икону. Обычно эту сцену помещают в икону «Рождество Христово» вместе с ангелами, пастухами, пещерой, звездой, яслями с БогоМладенцем, Иосифом и Девой Марией.

Отчасти это связано с тем, что волхвы были звездочетами и астрологами, т.е. языческими мудрецами, гадателями и колдунами, к которым еще с ветхозаветных времен было негативное отношение: они предсказывали, что будет с тем, кто родится под той или иной звездой, ограничивая свободу воли человека, которой он наделялся Богом.

Веласкес. Поклонение волхвам

Но на западе, особенно в Испании, сложилась развитая культурная традиция волхвов, которая включала в себя легенды и детальную разработку сюжета, уточняющую число и имена магов, их титулы, национальность, страны, откуда прибыли, цвет кожи и на чем путешествовали. Существуют книги с историей путешествия волхвов в Иудею. Одна из последних – роман «Каспар, Мельхиор и Бальтазар» французского писателя Мишеля Турнье.

Поклонение волхвов в западных странах  отмечается как день трех царей в день Богоявления (6 января). В этот день принято дарить подарки, подобно тому, как волхвы принесли дары БогоМладенцу.

В православии считается, что поклонение волхвов произошло через двенадцать дней после Рождества, тоже совпадает с днем Богоявления, но отдельного дня, посвященного волхвам, в церковном календаре нет.

Дары волхвов: золото, ладан и смирна

В соответствии с западными легендами и сказаниями, волхвов было трое — по числу даров, которые они поднесли Иисусу: ладан – как первосвященнику, золото – как царю, смирну — как смертному человеку. Впервые это предположение высказал Ориген. Число три – сакральное и олицетворяет Святую троицу.

Волхвы были разными по возрасту: старший, среднего возраста и младший – отрок. Их имена в разное время были разными, но в западной традиции закрепились имена: Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (Каспар), но кому они принадлежат, в разных сказаниях говорится по-разному. Обычно старшего называют Мельхиором, среднего – Бальтазаром, младшего Каспаром, но может быть и другой порядок.

Беноццо Гоццоли. Мельхиор — старший из волхвов. Представитель Европы, потомок Иафета

Все трое олицетворяют народы, которые произошли от сыновей Ноя: Иафета, Сифа и Хама, соответственно, представляя Европу, Восток (Азию) и Африку, отличаясь по цвету кожи: Каспар – черный, Бальтазар – желтый, Мельхиор белый, но м.б. и по-другому: Бальтазар – черный (Африка), Каспар – с желтой кожей (Восток, семитские народы и Азия) и Мельхиор – с белой кожей (Европа). Идея в том, что волхвы – представители всех языческих народов.

Вышли они по легенде из разных стран, среди которых чаще всего называют Персию, Аравию и Эфиопию, а встретились вместе уже потом. Путешествовали на верблюдах, что тоже имеет ветхозаветное основание в пророчестве Исайи:

«Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа…».

Беноццо Гоццоли. Бальтазар — средний из волхвов, потомок Хама с темной кожей лица.

Спорным остается вопрос о времени Поклонения волхвов: некоторые считают, что это произошло вскоре или даже сразу после рождения Младенца и потому поклонение произошло в пещере и является заключительным актом Рождества. Однако из Евангелия от Луки известно, что еще было обрезание Иисуса (на восьмой день) и принесение его в Иерусалимский храм – через сорок дней после рождения (Сретение).

А судя по тому, что Ирод приказал убить всех младенцев младше двух лет, Поклонение волхвов произошла значительно позднее, когда Богомладенцу было два или три года. Отсюда на разных картинах Иисус Христос  изображается то как Младенец, лежащий в пещере, то как двух-трехлетний малыш, играющий с волхвами или Девой Марией.

Беноццо Гоццоли. Гаспар — младший их волхвов, потомок Сифа

Существовала неопределенность и в том, кто окружал Деву Марию в момент Поклонения, кто был его свидетелем? Это позволяло художникам населять картины разными лицами, прежде всего, современниками, выходцами из богатых семейств.

Это соответствовало знатности магов-царей, в отличие от традиции изображать поклонение пастухов выходцами из низших слоев народа. Так Боттичелли изобразил на картине Поклонение волхвов семейство Медичи и богатых заказчиков картины, а также и себя в числе свидетелей.

Сандро Боттичелли Поклонение волхвов (крайний справа — Боттичелли)

Другими словами, Евангельская история о Поклонении волхвов в силу своей пустотности стала своеобразной матрицей, словоформой, которая постепенно наполнялась вполне реальными персонажами, узнаваемыми современниками, мифами и легендами, соответствующими взглядам того времени.

Наиболее интересными картинами со сценой Поклонения волхвов можно назвать картину Леонародо да Винчи, которая хоть и не была закончена, но выглядит вполне цельной и показывает художника уже как вполне сформировавшегося мастера.

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов

К числу шедевров относятся картины «Поклонение волхвов» Рембрандта, Питера Брейгеля Старшего, фрески Джотто, Гоццоли, Карло Веронезе и Веласкеса.

Питер Брейгель Старший

Джотто. Фреска Поклонение волхвов

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/poklonenie-volxvov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector