Образы святой Руси, чистой и непорочной души человека навеки запечатлены в творчестве Михаила Нестерова. Картины, которые он писал, имеют мировое признание и олицетворяют собой свет и гармонию.
Становление художника
В 1862 году, в городе Уфе родился Михаил Нестеров. Родители любили мальчика и были благосклонно настроены к его привязанности рисовать. Они отдали сына на обучение в гимназию.
Позже он получил диплом, окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения (1884-1886) были знаменательны историческими событиями. Эпоха передвижничества и демократического реализма повлияла на направленность Нестерова в живописи.
И выбор профессии был определён. Его учителя В. Перов и А. Саврасов старались развивать у студента способность чувствовать и обострённо воспринимать написанные сюжеты. Акцент ставился на действие, а не на предмет зарисовки.
Этот момент давался нелегко, мировоззрение молодого художника было ещё не сформировано.
Религиозная направленность в живописи
У Нестерова картины портретного жанра куда лучше получались, чем исторические иллюстрации. Будучи молодым, он пытался найти свою нишу в творчестве. И ему это удалось. Много путешествовал, изучал французское и византийское художественное искусство.
Любовь к природе помогла создать свой нестеровский стиль исполнения, поэтический и живописный.
Оформление множества храмов (Спаса-на-крови в Петербурге, Владимирского в Киеве, Александра Невского в Абастумани) дало автору полное удовлетворение.
Роспись носила величественный характер, мощь и энергетика передавалась в каждом штрихе. Михаил Нестеров, картины которого имели историко-религиозную направленность, получил признание и достиг успеха в мире искусства.
Семья художника была глубоко верующая. Со своей женой, Марией Мартыновской, Нестеров познакомился в Уфе. Они поженились и переехали жить в Москву. Родители были против этого брака, но молодых было не остановить. Прожили они в браке всего один год.
Мария умерла после родов, но оставила после себя дочь Ольгу, которая в дальнейшем неоднократно позировала своему отцу. После смерти жены он хотел уйти в монастырь и служить Богу. Страшное горе повлияло на дальнейшую жизнь и творчество Нестерова. Картины, написанные им после ухода жены, выражали эмоции, пережитые им.
Заставляли думать о личной трагедии и открывать душу. Его любовь к Марии изображена на холсте: «Христова невеста».
Автор попытался воскресить ускользающий образ, передать всю глубину человеческой жизни. Известное выражение «нестеровская девушка» (прототипом ее стала именно Мария Мартыновская) дошло и до наших дней. Идеал женственности, чистоты и красоты, отображённый на его холстах, не утратил своей актуальности.
Известные картины
Продолжение темы бытия находит своё отражение и в гениальном произведении «Пустынник». Гармоничное единение человека с природой чётко просматривается в образе старика, идущего вдоль озера.
Характер одинокого странника, полный таинства и умиротворения, органично вписывается в общий пейзаж. Спокойная, тихая и повествующая о реальной жизни картина была одобрена известными критиками и представлена на выставке передвижников.
Она была приобретена Третьяковской галереей и по сей день радует посетителей.
После продажи «Пустынника» Нестеров побывал в Италии. Его захватил дух эпохи Возрождения. И после возвращения на родину он окунулся в работу над очередным творением. Им стала картина «Видение отроку Варфоломею». Продумывая все тонкости написания, автор полностью окунулся в атмосферу религиозности.
Он посещал храмы, общался с монахами, интересовался деятельностью святого Сергия Радонежского, которому и было посвящено это произведение. В основу композиции легла история о юноше. На своём пути он встречается с молящимся под деревом старцем, голова которого светилась ореолом. При разговоре Варфоломей поведал, что очень хочет научиться грамоте, и пригласил старца в свой дом.
Получив благословение от него, юноша научился читать. Все это можно увидеть и почувствовать, смотря на холст. Тихая и яркая осень, изображенная художником, отдаёт теплом и возвышенностью над увиденным. Отражённый Божий лик был гениально передан хужожником. После создания этой картины Михаил Нестеров был признан одним из лучших русских живописцев.
Тема религиозности присуща большинству его произведений, например, «Великий постриг», «Девушки на берегу».
Другие течения в живописи Нестерова
Октябрьская революция внесла свои коррективы в творческую жизнь Нестерова. Он начал писать портреты и пейзажи, так как религиозная тематика была под запретом. Ему позировали художники, скульпторы, академик Павлов и многие другие известные личности.
В запечатлённых образах легко прослеживался характер, манеры и скрытые черты позирующего. Талантливый и наблюдательный мастер Нестеров, описание картин которого практически не требовалось, мог увидеть самое важное в образе.
Глядя на его творения, несложно прочувствовать всё то, что стремился выразить мастер.
Михаил Нестеров — художник, картины которого буквально оживают на глазах. Это не отдельно схваченные фрагменты, а «повествующие» композиции. После себя он оставил богатое наследие, за что был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Творения Нестерова — картины, которые навсегда запечатлили в себе красоту русской души.
Источник: https://www.syl.ru/article/304632/tvorchestvo-mihaila-nesterova-kartinyi-stil-priznanie
«Видение отроку Варфоломею» Нестерова: история создания картины
Незатейливые срединнорусские пейзажи, с пожухлыми травами и тонкоствольными березками, трогательные и в то же время необъятные просторы стали называть «нестеровскими».
Меланхоличных хрупких девушек, чьи лица озарены внутренним светом, также завеличали «нестеровскими».
Особое, опять же «нестеровское», настроение было и в полотнах на религиозные сюжеты — за это художника ценили и приглашали расписывать соборы.
В «Видении отроку Варфоломею» живописец собрал все свои «фирменные» наработки. Что из этого получилось?
Сюжет
Сюжетным прототипом для картины стало жизнеописание Сергия Радонежского, который, будучи ребенком (звали его тогда Варфоломей), встретил святого старца.
Последний спросил отрока о его заветном желании и услышал: «Ныне прискорбна душа моя, так как учуся грамоте и не умею, ты же, отче святой, помолись за меня богу, чтобы я выучил грамоту».
Услышав это, старец дал Варфоломею кусочек просфоры со словами: «О грамоте, чадо, не скорби, от сего дня дарует тебе господь грамоте умение зело добре».
Варфоломей — кроткий мальчик, покорно сложивший руки на груди, принимающий то, что дано свыше. Святой старец кажется неотделимым от природы: его фигура в темных одеждах словно сливается с деревом. Нимб его, едва заметный, вот-вот рассеется в воздухе.
Образ Сергия Радонежского был для Нестерова воплощением нравственного идеала чистой и подвижнической жизни. С ним связана тема одиночества, ухода от мирской суеты. Идеальным, по Нестерову, было состояния единения человека и природы, только в этом, по мнению художника, человек мог найти успокоение, очистить душу, обрести стойкость и смысл жизни.
Контекст
Первые наброски Нестеров сделал во время поездки в Италию. Позднее в окрестностях Троице-Сергиевой лавры он писал пейзажные зарисовки. Изначально художник продумывал вертикальную композицию — убрав часть пейзажа, живописец акцентировал внимание на фигурах.
То, что в итоге картина написана горизонтальной, говорит о том, что Нестеров, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесное.
Одухотворённая природа сливается с лирическим настроением героев и раскрывает их образы.
Закончив пейзажные зарисовки, Нестеров уехал в Уфу, где, несмотря на грипп, продолжил работать. «Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда», — вспоминал Михаил Нестеров.
Состояние его было опасным. В один из дней у Нестерова закружилась голова, он оступился, упал и повредил холст. Понадобился новый. Именно на нем было создано лучшее, по мнению самого Нестерова, полотно. Незаконченный вариант картины остался в Уфе.
Судьба художника
Михаил Нестеров родился в Уфе. Семья его было глубоко религиозной. С детства Мишу влекла природа, он был чуток к ее красоте и восприимчив к ее языку. Отец поддержал тягу сына к искусству и отправил в Москву учиться.
Первой значительной картиной был «Пустынник». После экспонирования ее на выставке передвижников о Нестерове заговорили как об одном из выдающихся живописцев того времени. Современники отмечали, как поразительно глубока внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах.
После «Видения отроку Варфоломею» (1889−1890) Нестерову впервые предложили расписывать храмы. Неуверенность, принять ли это предложение, в итоге была преодолена, и 22 года своей жизни художник отдал церковным росписям и иконам.
Религиозная тема, которая так прочно вошла в творчество Нестерова, сподвигла его на путешествие на Соловки. Монастырь, окруженный суровой природой, жизнь монахов, сильных духом, впечатлили художника. Долгое время в его картинах звучала тема блаженного общения верующего человека с природой.
Свои коррективы в творчество Нестерова, что ожидаемо, внесла революция 1917 года. 55-летнему художнику пришлось отказаться от тем, которые интересовали его в течение всей жизни, и переключиться на новый для себя жанр портрета.
Как правило, он не писал на заказ, работая только с близкими и хорошо знакомыми людьми. Его интересовали творческие люди в активном действии. За свои портреты он даже получил несколько наград и почестей от советского правительства, в том числе Сталинскую премию.
В 1938 году (Нестерову на тот момент было уже 76 лет) его арестовали и две недели продержали в Бутырской тюрьме.
Связано это было с тем, что его зять, юрист Виктор Шретер, был арестован по ложному доносу, обвинен в шпионаже и приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни.
Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась с инвалидностью.
До последнего дня Нестеров работал. Скончался от инсульта на 81-м году жизни с палитрой и кистью в руках.
Источник: https://weekend.rambler.ru/read/38912854-videnie-otroku-varfolomeyu-nesterova-istoriya-sozdaniya-kartiny/
Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»
Полотна Михаила Нестерова полны искренности, правдоподобия и некой нравственной чистоты. Смотря на его работы, человек обретает гармонию с самим собой, морально и физически успокаивается.
Образ старца, изображенный на холсте не придуман. Он писал старика с монаха Гордея из Троице-Сергиевой лавры. Художник случайно встретил служителя церкви и не смог более забыть его по-детски искренней улыбки, адресованной ему, прохожему. Позже Нестеров упоминал, что внимание привлек и взгляд старца, бездонный, глубокий, искренний, являющийся отражением такой же чистой и безграничной души.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Зритель попадает на опушку леса и случайно встречает странника. Тот чуть наклонил голову и будто пытается расслышать то, что шепчет ему рябина, трава, растущая по обе стороны тропинки. Лицо старца светится подлинным счастьем.
Глаза наполнены добротой и даже тихим восхищением. Он безгранично рад первым снежинкам, легкому морозу, первым приготовлением природы к зимнему сну. Природа впадает в некое смирение и тишину, подобно тому, как живет пустынник.
Года, не жалея, сгорбили спину старика, но он будто не замечает ушедших лет, суеты внешнего мира. Он живет гармонично с окружением, ему хорошо быть таким, какой он есть. Одет старец предельно просто. Ему не нужно тащить за собой множество вещей. Ведь все, что необходимо для жизни, дарует ему природа: это еда и кров.
Новой здесь оказалась не только манера подачи пустынника, но и окружающий его пейзаж, такой же тихий и одухотворенный. Зритель не встречает ярких пятен, движения, он серый и пустой из-за надвигающихся холодов, но при этом непревзойдённо поэтичный.
Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова. Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы.
В обилии коричневых и сероватых тонов полотна заметно влияние живописи передвижников, но все же это уже воплощение никем не повторенного личного мира Святой Руси Нестерова.
На заднем фоне художник изобразил огромную тихую реку и поредевший лес. Кажется, что это те самые места, которые художник изобразит позже на картине «Осенний пейзаж».
Художнику удалось показать нерушимое единство человека и природы. Покоем и гармонией веет от полотна. И это состояние предается зрителям, заполняя их души светлой радостью.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-nesterova-pustynnik.html
Сочинение по картине Пустынник — Михаил Нестеров
Мы видим, что на картине изображен дедушка, можно предположить, что он странник, которому надоела повседневная суета, и он ищет уединения для молитвы. Он становится скитальцем, и его фигуру нельзя рассматривать отдельно от окружающей его среды.
Странник слегка наклонил голову, движется вперед. Он задумчив. Не замечает ничего вокруг.
Он как будто нашел общий язык с природой и пытается прислушаться к тому, что ему посоветует травинка или веточка березки. На лице у него счастье, но не такое как обычно. Обычно счастье так проявляется у детей, искренне, без подвоха.
Мне кажется старец даже рад морозу и первому, выпавшему пусть и немного, снегу.
От картины веет добротой, эту доброту можно сравнить лишь с добротой, которая веет от икон.
Туловище человека согнуто, наверно, потому что с годами спина начинает болеть и приклоняет человека к земле, но складывается впечатление что старца это не волнует, перед ним как будто остановилось время и вся суетная жизнь. Он не ищет ничего он спокойно бредет вперед, все что ему нужно, ему способна дать природа.
Мне непонятен сюжет этой картины, складывается впечатление, что человек ушел от родных, как будто умирать. Как бывает с животными, которые уходят умирать в другое место. Даже не смотря на то, что природа может дать ему уединения, еду и ночлег, он уже не в том возрасте, что бы все это принять.
О стариках нужно заботиться и проявлять уважение к возрасту, не позволять бездумно собрать вещи и направится в неизвестную путь-дорогу. А еще необходимо показывать свою любовь, ведь мудрость, которую они накопили с годами, способны передать нам, в советах. Только старшее поколение способно научить нас терпению, доброте и бескорыстности, которой в наше время не пользуется никто.
(1
Источник: https://kartiny.rus-lit.com/nesterov-mixail/pustynnik-mixail-nesterov/
О картине "пустынник" михаила нестерова
Лицо Михаила Васильевича Нестерова запоминающееся: мощный лоб, большой рот, ястребиный нос с широко раздувающимися ноздрями, большие голубые глаза… Это лицо человека, который должен жадно, ненасытно вбирать в себя все запахи жизни, все ее краски. А он отвернулся от всего ликующего в природе и сердце человеческом. Душа его открыта лишь печальному, и кисть его рождает печаль.
Все началось два года назад, когда умерла его юная жена. С тех пор скорбь не отступает от него. Теперь часто можно видеть его в Даниловском монастыре, у могилы милой Маши. Он ведет с нею долгие беседы, как с живой.
Здесь, на могиле, старается вызвать в памяти ее образ, ее черты. Здесь сделал первый эскиз к ее портрету. А потом в мастерской написал Машу такой, какой она была под венцом, в день их свадьбы: в венке из флердора нжа, в белом платье, в фате.
Что бы ни делал художник, что бы ни рисовал или писал, везде ее черты, ее лицо…
Он даже сердится на тех, кто стремится отвлечь его мысли от Маши.
Только одного человека Нестеров встречал радостно, и, если тот день- другой не появлялся, Михаил Васильевич сам спешил к нему. Это Василий Иванович Суриков.
У Сурикова случилось такое же горе: скончалась его жена Елизавета Августовна. Горе сломило этого человека, который всем казался несокрушимым подобно сибирскому граниту.
Скорбь прорвалась в нем неистово. Не мог он глядеть на прежний уют своего дома и в ярости перелома л всю мебель. Теперь комнаты стояли пустые… Никого не мог видеть Суриков, никого не подпускал к себе.
И вдруг прискакал из Сибири брат Василия Ивановича и увез его в родной Красноярск. А через какое-то время вернулся Суриков к живописи и приступил к «Взятию снежного городка» — к самому задорному, полному молодой удали произведению. Победила жизнь, взяла верх суриковская стать.
А Нестеров по-прежнему живет как в заколдованном сне. Поток жизни проносится мимо, до него не доходят шумы и раскаты. Тишина все больше окутывает его душу.
В эти-то дни он встретил своего Пустынника. А было это так. Лето 1888 года Михаил Васильевич проводил недалеко от Москвы, в Сергиевом посаде, и часто посещал церковную службу.
Каждый раз он обращал внимание на старичка монаха, стоявшего всегда на одном и том же месте — слева у клироса Большого Троицкого собора.
С каждым днем Нестеров все больше привязывался к «своему» старичку, втайне любовался им, следил за выражением его лица.
В душе художника пока неясно, но все настойчивее росла дума о новой картине. И центральное место занимал в ней старик с детской улыбкой, с выражением бесконечной доброты в глазах. В своих мечтах художник видел старика не в соборе во время церковной службы, а среди природы, задумчиво бредущего вдоль тихой осенней реки.
Дни шли да шли.,. Нестеров уже обдумывал детали картины, а сам не знал, как подступиться к старику и просить его позировать.
Некоторое время художник не ходил в собор, все думал, как начать разговор со стариком. Наконец решился. Пришел в церковь — старика и след простыл.
Художник расспрашивает, а ему говорят:
Это вы об отце Гордее? Так он помер. Поболел, да и помер…
Что тут стало с Михаилом Васильевичем! Чуть сам не заболел от огорчения. Пытался он в альбоме по памяти воспроизвести лицо, но все выходило не то. Сходство получалось, а выражение пропало.
Прошло еще какое-то время. Как-то раз Нестеров опять забрел в собор во время обедни — и чуть не вскрикнул от неожиданности: старик стоит на обычном месте у левого клироса…
Михаил Васильевич еле дождался конца обедни. Но вот наконец служба кончилась, старик вышел из церкви, и Нестеров за ним. Волнуясь, стал объяснять, что он художник и нужно ему до зарезу, чтобы старик согласился позировать.
А монах никак не поймет, что от него хочет этот странный мирянин. Ничего не ответил — и поспешил укрыться в своей келье. Нестеров всю ночь не спал и на другой день снова приступил к старику.
Тот наконец уразумел, что от него хотят, но теперь на него напал страх великий. Затрясся монах, начал креститься:
Грех-то какой!.. Спаси, господи, от лукавого!..
И побежал к монастырю…
Однако Нестеров не отступил. Несколько дней сряду он уговаривал старика. Рассказывал, что писали художники портреты с архиереев и митрополитов — значит, никакого греха в этом нет. Наконец старик согласился :
Ну ладно… Нанимай извозчика, поедем… Больше часу не мучь только.
Привез Нестеров своего монаха к себе на квартиру и тут же с жаром, с пылом принялся за работу. Хотел все взять за один раз, зная, что на другой сеанс старик не согласится. И, конечно, не час «мучил» он старика.
…Уже сумерки вползли в комнату, а Нестеров все сидел перед этюдом, и счастье переполняло его сердце. Чуяла его душа, что картина получится, обязательно получится! Ничего, кроме картины, в мире для него уже не существовало. Ему казалось, будто и Маша стоит тут рядом и радуется тому, как славно он сегодня поработал.
Потекли дни упоительного труда. Нестеров вернулся в Москву и стал с утра до ночи пропадать в старинном, тихом парке Петровско-Разумовского. Сколько он написал там этюдов для своего «Пустынника»!
Но все же картина мало двигалась. Не давался ему Пустынник в шумной Москве — и все! Упаковал тогда Михаил Васильевич начатую картину со всеми этюдами и поехал домой, в родительский дом, в тихую Уфу.
Там, в Уфе, Нестеров остался с глазу на глаз со своей картиной. Вот уже и пейзаж написан. Холодная, синеющая земля со следами первого снега, поблекшая трава, стынущее озеро, лес на противоположном берегу, теряющий золотые свои одежды, лишь ветка рябины одна алеет…
Художнику мило это увядание, он погружается в него вместе со своим «Пустынником» и долгими часами сидит перед картиной, уже живущей своей собственной жизнью, независимой от него.
Старик неслышно бродит в лаптях вдоль бережка и, кротко улыбаясь, наставляет его, как жить: уйти, мол, надо от мирской суеты, от повседневных пустых помыслов.
И еще признается старик: тяжело ему в монастырской келье, молчанье там мрачное, оно давит, гнетет.
Поэтому и ушел он сюда, в храм природы, где нет ни стен, ни низкого потолка, ни вязкого монастырского безмолвия, а есть светлая тишина и можно беседовать с каждой травинкой.
Наконец решил Михаил Васильевич, что надо и другим показать своего «Пустынника». Собрался и повез картину в Москву.
Слух о картине быстро прошел по Москве, и неожиданно к Нестерову явился сам Павел Михайлович Третьяков.
Павел Михайлович, человек молчаливый и строгий, долго стоял перед «Пустынником», смотрел его сидя и стоя, вблизи и издали, провел у Михаила Васильевича целый час и — купил картину для галереи…
Нестеров отправил «Пустынника» на XVII Передвижную выставку. О «Пустыннике» заговорили.
Источник: https://www.artcontext.info/stories-about-artists/43—mikhail-nesterov/1377-pustin.html
Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»
Михаил Васильевич Нестеров подарил нам очень много загадочных работ. Картина «Пустынник» стала ещё одним шедевром этого замечательного художника.
Первое чувство, которое возникает при рассмотрении этой работы — холод и пустота. Данная картина может быть даже опасна для неподготовленного зрителя. Человек с низким уровнем сознания рискует подключиться к низшему астральному плану.
Перед нами согбенный старец. Кем он окажется для нас во многом зависит от зрелости человека, смотрящего на сие произведение.
Кто же он, этот пустынник? Настоящий православный монах, спустившийся к нам с кавказских гор или же обычный колдун, странствующий в поисках дома?
Дорога к Царству Небесному узка и только в смиренном одиночестве можно дойти до Врат Бога. Здесь эта тема отражена очень явственно. Монах стоит на вечном перепутье.
В глубине картины он видит скромненькую ёлочку, стоящую перед гладью озёрной, по другую руку от него — красные плоды рябины. Путь, избранный старцем, ведёт его вперёд.
Его взгляд погружён в себя, на нём чёрные одеяния, свидетельствующие об отрешённости его к благам мира сего ради Высших Божественных Ценностей.
Посох является символом мудрости, но также имеет и функциональное назначение, в нём скрываются чудесные способности отшельника и здесь кроется усмирённый нечистый дух.
Мы видим, как по всей длине посоха нарезана спираль, являющаяся символом восхождения во Святом Духе.
В другой руке монах держит чётки, дабы соблюсти все правила аскетического образа действий и по чётким канонам своей духовной традиции читать священные молитвы или заклинания под счёт деревянных бусин.
Картина «Пустынник» приглашает нас к паломничеству, две ноги и посох странствующего монаха — образуют опору Триединства: Всевышнюю Силу, Мудрость и Любовь.
Вы сейчас читаете сочинение Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»« Сострадание есть высочайшая форма человеческого существованияСочинение о малой родине »
Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-kartine-nesterova-pustynnik/