Рерих «гора пяти сокровищ» описание картины, анализ, сочинение

Рерих Гойя Франсиско Оформить и заказать

Постеры и картины на холсте — отличное решение для украшения интерьера квартиры, офиса. Это замечательный подарок на день рождения, юбилей и Новый Год.

На нашем сайте вы можете подобрать для себя постер или репродукцию известного художника. Удобный конструктор поможет вам оформить картину в раму. Изменяя размер и рамку можно уложится практически в любую стоимость. В наличии только качественный деревянный багет.

Мы занимаемся изготовлением на заказ постеров и картин. В нашем каталоге можно выбрать понравившуюся картину. С помощью конструктора багета оформить ее и заказать. Заказ делается без регистрации на сайте максимально быстро и удобно. По Москве действует служба доставки.

На сайте можно подобрать картины на любой вкус. Есть классическая русская живопись XIX и ХХ веков. Любители импрессионизма тоже найдут для себя множество картин. Для удобства картины разбиты не только на стили живописи, но и на тематики. Если вы ищите натюрморт или изображение моря, то можете поискать в разделе Тематика.

Каталог разбит по художникам, которые разбиты по алфавиту. Все для вашего удобства. Найти картины Ван Гога, Куинджи или Левитана? Нет ничего проще!

И главная гордость нашего сайта — поиск по картинам. Поиск по ключевому слову, автору, тематики или тэгу. Можно выбрать определенный цвет картины и ее ориентацию. И это все работает вместе. Если вам нужны картины с изображением Берега, то поиск покажет только цвета картин, где нарисован берег. Это очень круто!

Рерих Рерих Рерих
Доставка по Всей России! Срок изготовления: 1-3 дня! Огромный выбор картин! Оплата при получении! Возврат денег если не понравится! Картины по вашим фото
Рерих Рерих
Закажите картину из Вашего фото! Оформленные картины

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Gora_Pyati_SokrovischDva_miraSeriya_Svyatyie_goryi/

Купить репродукцию картины Гора пяти сокровищ (Два мира). Из серии , Рерих Николай

Рерих

  • Закажите подарочный сертификат на выбранную вами сумму!
  • Электронный сертификат — мгновенная скорость доставки
  • Заказать сертификат
Разные типы исполнения Для Ваших задач: на холсте в раме, без рамы, с паспарту под стеклом, в рулоне Оформление онлайн 3 000 рам и множество цветов паспарту для оформления постеров и картин Включено в цену Все холсты уже покрыты защитным лаком, подвесы в наличии, сделана упаковка
Эко-материалы Наши постеры и картины можно вешать в детскую: печать делается самими безвредными пигментными чернилами Заказывайте без риска! Оплата при получении, возврат если не понравится в течение 14 дней Подарок и скидки Сертификат на следующую покупку в подарок, скидки на объем

Оформление картины

Исполнение

Любой постер или картину можно сделать в виде

Рерих Рерих Рерих
Холст в раме Холст в деревянной или пластиковой раме. Натуральный хлопковый холст, натянутый на сосновый подрамник вручную Холст без рамы Холст на усиленном галерейном подрамнике с боковиной 35мм. Идеально выглядит для размеров постера от 50см и более устойчив к перепадам влажности Картина маслом Картина на холсте в раме, 100% роспись художника. Багетная рама на любой бюджет и цвет на Ваш выбор, можно без рамы Под стеклом в раме Постер под стеклом в рамес паспарту или без. На фотобумаге или акварельной бумаге (идеально для ретро или винтажных постеров) В рулоне Постер в релоне на холсте с полями для натяжки холста. Также на фото- или акварельной бумаге

Размер

Вы можете установить любой размер картины или постера, который подходит именно Вам

Размер изображения Минимальный размер Инструмент для обрезки изображения Размер картины вместе с рамой и паспарту Максимально возможный размер печати

Выбор оформления

Выбор из 3 000 багетных рам и десятков паспарту для оформления вашего постера или картины на стену

Выбор обработок

Любой постер или картину можно сделать в виде

Черно-белое изображение или сепия Ручная цифровая стилизация под живопись Роспись текстурным гелем для имитации мазков Роспись художником масляными красками

Каждую картину можно разделить на модули, выбрав один из стандартных предложенных вариантов, либо вручную задать количество частей, их размер, порядок и расположение исходного изображения на каждом модуле в окне конструктора.

НЕ НРАВИТСЯ КАРТИНКА? ХОЧЕШЬ ЗАКАЗАТЬ СВОЮ?

Воспользуйся сервисом “Картина из вашего фото”

похожие постеры и картины

100% экологичные материалы

Используем только натуральные материалы

70 лет яркости красок

Пигментные краски не выцветают 70 лет

Вернем деньги, если не понравится

100% возврат в течение 3-х недель

Помогаем с подбором

Постеров и картин по запросу за 1-2 дня

Гора пяти сокровищ (Два мира). Из серии

Источник: https://artpostergallery.ru/poster/gora-pyati-sokrovisch-dva-mira-iz-serii-svyatye-gory-19128

Николай Рерих: картины и биография художника

Рерих

Изображенный на картине пейзаж был тревожен, таинствен. На погруженном в ночную тень высоком холмистом берегу виднелись постройки древнего селения, забор из кольев, с надетыми на них черепами, тускло светящийся огонек. В зеленоватом небе ярко выступал из-за холма серп месяца. По реке в самодельном челне плыли два старца. Чувствовалось, что спешат они с недобрыми вестями.

Рерих

Автором картины был молодой художник, воспитанник петербургской Академии художеств, Николай Константинович Рерих.

Эта картина явилась его дипломной работой и первым произведением в задуманной сюите «Славяне.

Начало Руси», из которой кроме «Гонца», написанного в 1897 году, он выполнил «Сходятся старцы» (1898), «Поход» (1899), «Зловещие» (1901), «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902).

Рерих

Заморские гости

В Академии художеств непосредственным наставником Рериха был замечательный пейзажист А. Куинджи. Большую роль в развитии и формировании дарования Рериха сыграли И. Репин и В. Стасов. Темы исторического прошлого Родины привлекли Рериха с первых же лет пребывания в Академии. Именно тогда им была задумана серия «Славяне. Начало Руси».

Рерих страстно изучал все, что имело отношение к излюбленной им старине. Он даже сам принимал участие в раскопках курганов.

Однако в своих картинах избегал акцентировать внимание на конкретных археологических деталях. Археология являлась лишь подспорьем для его поэтической фантазии.

Полотна Рериха отличались подчеркнутой декоративностью. В некоторых из них явно проступали черты стилизации, символики, иррационализма.

В 1900—1901 годах Рерих, живя в Париже, занимался в студии Ф. Кормона. Вернувшись в Россию, он примкнул к мирискусникам, стал активно работать в Обществе поощрения художеств, исполняя должность секретаря Общества, а затем директора его Рисовальной школы.

Рерих много путешествовал.

Увлекаясь народными преданиями, песнями, древнерусским зодчеством, художник в 1903—1904 годах совершил ряд поездок по областям и городам России, прославленным своими памятниками древнерусского искусства и изделиями народных мастеров. Из этих поездок он привез около девяноста картин, изображающих Углич, Ростов Великий, Смоленск, Псков, Москву и другие города России. Интересовала Рериха и готика Риги и скандинавский эпос.

Особенно полно своеобразие живописной манеры художника проявилось в картинах «Бой» (1906), «Песнь о викинге» (1907), «Триумф викинга» (1909), «Варяжское море» (1910), «Три радости» (1906). Острота социальных конфликтов предреволюционных лет отразилась в цикле символических картин Рериха: «Меч мужества» (1912), «Крик Змея» (1913), «Град обреченный» (1914).

Замечательным явлением творчества Рериха были его театральные работы. Как художник-декоратор он впервые показал себя в 1907 году, оформив мистерию «Три волхва» в петербургском Старинном театре.

Увлечение древнерусской стариной, монументальными формами русской архитектуры проявились у Рериха в красочных эскизах декорации к опере Бородина «Князь Игорь» для «Русского сезона» в Париже.

Особенное впечатление производила оформленная им сцена «Половецкие пляски», где жарко полыхали оранжево-красные и огненные тона К числу лучших работ Рериха следует также отнести оформление «Снегурочки» А. Островского (1912, Русский театр, Петербург), «Пер Гюнта» Г.

Ибсена (1912, МХТ) и особенно балета «Весна священная» И. Стравинского (1913, антреприза С. Дягилева, Париж). Известны его декорации к «Валькириям», и музыкальной драме «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка).

 Октябрьская  революция застала Рериха в Финляндии. Началась его жизнь вне родины. В 1920 году художник совершил выставочное турне по США и поселился там на некоторое время. В 1923 году Рерих осуществляет свою давнишнюю мечту: организует экспедицию в Индию и Центральную Азию. В его искусство входят совершенно новые темы и образы: природа Гималаев, Тибета, местные предания и легенды.

Здесь, в Индии, в долине Клу, он работает над живописными полотнами. Так же, как и в картинах на темы из истории Древней Руси, Рерих стремится раскрыть характер страны, в которой живет.

Его композиции и пейзажи овеяны поэзией древних мифов и сказаний, их одушевляют философские представления мудрецов Востока, в которых, по глубокому убеждению Рериха, воплотились этические представления народа, его мудрость, его мечты («Майтрея-Победитель», 1925; «Приказ Ригден Джапо», 1926).

Никогда не оставлял художник тем и образов родной страны. Свидетельство тому — картины «Александр Невский» (1941), «Поход Игоря» (1942), «Настасья Микулична» (1943).

Рерих был инициатором международного движения в защиту памятников культуры. Еще в годы первой мировой войны он поднял свой голос против уничтожения художественных ценностей, напоминая об этом в символически-архаических формах таких картин, как «Зарево», «Дела человеческие».

В 1947 году Рерих решил покинуть Индию и стал готовиться к возвращению на Родину. Но болезнь помешала осуществлению этого замысла. Умирая, художник завещал свои произведения советскому народу.

Картины Рериха

Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/1647-rerih.html

Описание картины Николая Рериха «Гора пяти сокровищ»

Николай Константинович Рерих – один из лучших пейзажистов всех времен. Больше всего его всегда привлекали горы. Он считал, что именно в них наше спасение и наше будущее. Это неприкрытое восхищение творениями природы и запечатлел мастер на холсте.

Название картины – это отсылка к древней Индийской легенде. Считается, что когда на нашей планете не останется ни еды, ни воды, то нас спасут эти горы. Они накормят нас, напоят. Но пища их будет невидимой, неосязаемой.

Величественные горы смогут утолить наш голод духовный. Они как учителя откроют нам все тайны, заставят думать. Этой пищи хватит нам, людям, чтобы продолжить жить. Рерих долгое время изучал философию восточных стран, поэтому для него эти горы имеют особое значение.

Он искренне верил в их волшебную силу.

Второе название картины – «Два мира». О каких мирах идет речь? Скорее всего, автор работы говорит о мире духовном и телесном. Горы воплощают в себе оба этих мира. Их телесная оболочка – незыблемые многовековые скалы. Именно этот мир и открывается несведущему человеку при виде гор.

Духовный мир Гималаев спрятан от людей. Они скрывают внутри себя историю человечества, историю нашей планеты. Когда смотришь на них, то невольно начинаешь задумываться о будущем, о жизни. Видимо, это и есть духовная составляющая гор.

Мастеру удалось передать эти два мира лишь с помощью кисти и красок.

На данной картине Рерих изобразил гору Канченджанга – ранее считавшуюся самой высокой точкой планеты. К этим горам приходят тысячи паломников и путешественников. Одним из них был и Рерих.

Художник использует в работе холодную цветовую гамму. На переднем плане – густой туман, который полосами ложится на горный хребет. Сзади – горы.

Они словно ледяные глыбы разрезают туманную завесу и предстают перед нами во всей величественной красе.

(No Ratings Yet) ← Описание картины Петра Кончаловского «Агава» (1916)Описание картины Петра Кончаловского «Сирень у окна» (1955) → Картина Кувшинок

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-rerixa-gora-pyati-sokrovishh/

Гора Пяти Сокровищ (Два мира)

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Николая Рериха.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Николая Рериха  на натуральном  холсте.

Дарования Николая Рериха необычайно разнообразны: он стал известен как художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель. Творческое наследие Рериха как художника огромно – более 7000 картин.

В 1893 году, окончив гимназию Карла Мая, Николай Рерих поступил в Петербургский университет на юридический факультет и одновременно – в Императорскую Академию художеств. С 1895 года занимался в студии Архипа Ивановича Куинджи.

Его дипломная картина «Гонец» в 1897 году была приобретена коллекционером Павлом Третьяковым.

В 24 года Николай Константинович был назначен помощником директора Музея Императорского Общества Поощрения Художеств и одновременно помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».

В 1899 году он познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой, которая стала для него с 1901 года верной женой, советчиком и другом на всю последующую жизнь. Они духовно дополняли друг друга.

В 1902 г. у них родился сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который впоследствии тоже стал художником.

Многие полотна художника были созданы на основе образов, мыслей и творческих идей Елены Ивановны. Но ее замыслы были не только в его картинах –они присутствовали во всех областях деятельности Рериха.

В 1903 – 1904 годах Рерих вместе с женой путешествует по древнерусским городам России.

Побывав более чем в 40 городах, Рерих написал большую серию картин и множество статей, где отразил огромную художественную ценность древнерусской иконописи и архитектуры.

К этому же периоду относятся и работы художника на тему христианства, выполненные в виде росписей и эскизов мозаик для российских храмов.

С середины 1900-х годов Рерихи изучают философские труды мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды и литературное творчество Тагора — в полотнах Рериха появляется тема Индии и Востока.

В мае 1917 года из-за тяжелой болезни легких, Рерих по настоянию врачей вместе с семьей переезжает в Финляндию на побережье Ладожского озера, но он продолжает заниматься делами Школы Общества Поощрения Художеств, периодически выезжая в Петроград. После революции 1917 года Финляндия закрыла границы с Россией, и Рерих с семьей оказался отрезанным от Родины.

В 1919 году Рерих получил приглашение из Швеции на организацию выставок в странах Скандинавии, в том же году с семьей перезжает в Лондон для работы по оформлению русских опер на музыку Мусоргского и Бородина. В 1920 году Рерих принимает предложение директора Чикагского института искусств организовать выставочное турне по 30 городам США.

Рерих развернул в Америке широкую культурно-просветительскую деятельность. Основанные им учреждения стали крупными центрами культуры в Америке, объединив вокруг себя многих видных деятелей искусства.

В 1923 году Рерих с семьей переезжает в Индию и начинает подготовку к экспедиции по труднодоступным районам Центральной Азии.

Сложнейший маршрут экспедиции проходил через Сикким, Кашмир, Ладак, Китай (Синцзян), Россию (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев. Экспедиция Николая Константиновича Рериха явилась триумфом русских исследований Центральной Азии.

Путешествие продолжалось с 1924 по 1928 годы. Впервые были отмечены на картах десятки новых горных вершин и перевалов, открыты археологические памятники, найдены редчайшие манускрипты.

Был собран огромный научный материал, написаны книги, создано около пятисот картин, на которых художник увековечил увиденное.

По окончании экспедиции Рерих основывает Гималайский Институт научных исследований «Урусвати», Там же, в долине Кулу, в Западных Гималаях, Николай Константинович и его семья находят свой дом. Здесь, в Индии, и пройдет последний период жизни художника.

В 1934 – 1935 годах Николай Константинович Рерих возглавляет экспедицию в районы Внутренней Монголии, Маньчжурии и Китая, организованную Министерством земледелия США с целью изучения засухоустойчивых растений.

В то время, когда он находился в экспедиции, президент нью-йоркского Музея Николая Рериха и доверенное лицо Рериха, американский бизнесмен Луис Хорш, подделав документы и оклеветав Николая Константиновича, незаконно овладел пакетом акций, принадлежавших Музею, и объявил себя его владельцем. Он тайно вывез картины, часть из которых оставил себе.

Большинство полотен были пущены с молотка и до сих пор украшают частные собрания американских коллекционеров. Через некоторое время преданные Рерихам сотрудники приобрели новое помещение для Музея и выкупили значительную часть картин.

В 1930-е годы, предчувствуя наступающую угрозу войны, Рерих разрабатывает проект специального Пакта по охране культурных ценностей во время войн и гражданских междоусобиц. Подписание Пакта состоялось 15 апреля 1935 года в Белом Доме в Вашингтоне представителями США и двадцати латиноамериканских государств.

Впоследствии, в 1954 году, Пакт Рериха лег в основу Гаагской «Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта», а предложенный Рерихом специальный флаг, Знамя Мира, объявляющий объектом неприкосновенности все сокровища культуры и искусства, и по сей день развевается над многими культурными и просветительскими учреждениями во всем мире.

С самых первых дней Второй мировой войны Николай Константинович Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим сыном Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.

В эти грозные для России годы художник в своем творчестве вновь обращается к теме родной земли.

В этот период он создает целый ряд картин – «Князь Игорь», «Александр Невский», «Партизаны», «Победа», в которых, используя образы русской истории, предрекает победу русского народа над фашизмом.

О мировом признании русского художника свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом.

С огромным уважением относились к художнику и в Индии – с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели.

Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца.

Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт – России. Мысль о возвращении на Родину не покидала Рериха никогда. Сразу же по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз. Но его намерениям не суждено было осуществиться: 13 декабря 1947 года он уходит из жизни, так и не узнав, что в визе ему отказали…

На месте погребального костра был установлен большой прямоугольный камень, на котором была высечена надпись: «15 декабря 1947 года здесь было предано огню тело Махариши Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет мир».

Николай Константинович Рерих принадлежит к плеяде выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры.

О признании его многогранной культурной деятельности свидетельствуют награды, которыми его удостоили правительства многих стран мира, а также почетные звания, присвоенные научными, общественными и культурными организациями, основателем, покровителем, президентом и действительным членом которых он состоял.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Николая Рериха  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/rerih-nikolay/gora-pyati-sokrovishch-dva-mira

Горы на картинах известных художников

Горный пейзаж. Архип Куинджи. «Восход солнца»

Горы на картинах известные художники представляют как основной предмет изображения или как дополнительный объект, играющий второстепенную роль. Они скалистые, с остро торчащими углами, или пологие, покрытые упругим травянистым ковром, заснеженные или «обнаженные», но при этом всегда величественные и неприступные. Сейчас кажется странным, но долгое время мастера изображали горы на картинах в виде основного фона для библейских сюжетов, портретов и батальных сцен, но очень редко в качестве натуры.

Горы на картинах известных художников. Конрад Виц. «Горный пейзаж»

Горы на картине как главное «действующее лицо» впервые появились на работах швейцарского живописца Конрада Вица (Konrad Witz).

Художник, творивший в первой половине XV столетия, посвятил себя портретной живописи и нравоучительным сюжетам, но при этом показал себя как исключительный мастер альпийского горного пейзажа.

Вдохновляли его виды, открывавшиеся из окон мастерской на заснеженные Альпы.

Горы в разных стилях живописи

Горы на картинах как натурный объект массово начали появляться лишь в эпоху импрессионистов.

К этому времени пейзаж уже сформировался как автономный жанр изобразительного искусства и горные рельефы перестали использовать исключительно для оживления вида.

Художники вышли на природу, взялись за кисти и создали лучшие произведения в разных жанрах. Горы воспевал Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir), Аполлинарий Васнецов, Василий Суриков и даже Поль Гоген (Paul Gauguin).

Горный пейзаж. Поль Гоген. «Таитянские горы»

После окончательного утверждения пейзажа в виде самостоятельного направления, горные мотивы начали развиваться еще более активно и бурно. Живописцы сфокусировались на философских концепциях и перенесли свое понимание мира в горные пейзажи. Так, постепенно гора как объект появилась в таких направлениях:

  • постимпрессионизм;
  • авангардизм;
  • символизм;
  • кубизм;
  • минимализм;
  • абстракционизм.

Настоящую свободу художники получили с появлением красок в тюбиках. Теперь можно было работать непосредственно на открытом воздухе при естественном освещении, что помогало переносить на холст максимально приближенные к реальности тона, оттенки и полутона горных ландшафтов. А также изображать тончайшие нюансы скал, водопадов, виляющих горных тропинок, вековых дубов и елей.

Горы на картинах известных художников. Пьер-Огюст Ренуар. «Гора Сент-Виктуар»

В первой половине XIX столетия настоящий шедевр живописи сотворил британец Уильям Тернер (William Turner). Акварель, на которой изображена гора Ригги, в нежно-сиреневом тумане парящая над водами Люцернского озера, признали национальным достоянием Великобритании. К тому же, это одно из самых дорогих полотен в мире, написанных акварельными красками.

Горы на картинах известных художников. Уильям Тернер. «Гора Риги вид на Люцернское озеро на восходе»

Палитра горных пейзажей

Художник вкладывает в цвет и форму натурного объекта послание, в котором объясняет зрителю собственное видение мира. Если в большинстве случаев горы изображены в виде конкретной геометрической фигуры, треугольника, то цветовая гамма разнообразна. Как правило, в палитру входят:

  • черный;
  • серый;
  • белый;
  • синий;
  • красный;
  • зеленый.

С помощью светлых оттенков выделяют контуры объекта, темным или ярким цветом оттеняют долины и стаффаж (фигуры и предметы, используемые для оживления пейзажа).

Горный пейзаж. Пьер-Огюст Ренуар. «Везувий утром»

Кто рисовал горные пейзажи

Горы на картинах известных художников. Поль Сезанн. «Гора Сент-Виктуар с большой сосной» Горный пейзаж. Поль Сезанн. «Гора Сент-Виктуар» Горы на картинах известных художников. Поль Сезанн. «Равнина перед горой Сент-Виктуар»

Горы оказались благодатной темой для создания как традиционных пейзажей, так и самых необычных произведений. Поль Сезанн (Paul Cézanne), например, запомнился в мире искусства как художник одной горы. Живописец создал сотни рисунков, акварелей и холстов маслом, среди которых много горных пейзажей. Удивительно, но практически на всех его работах изображена гора Сент-Виктуар. Искусствоведы уверяют, что даже на картинах с долинами и лугами в линиях горизонта, в густой зелени трав и деревьев можно различить повторение склона горы Сент-Виктуар.

Горы на картинах известных художников. Аполлинарий Васнецов. «Горный пейзаж»

Писали горы и русские живописцы. На «Горном пейзаже» Аполлинария Васнецова, созданном в 1895 году, изображен горный хребет и ущелье, в самом низу которого примостился небольшой поселок. Уютный и успокаивающий сюжет выполнен в приятной сине-зеленой цветовой гамме.

Горный пейзаж. Архип Куинджи. «Ай-Петри. Крым»

Истинным поклонником горных ландшафтов стал Архип Куинджи.

Легко играя световыми эффектами, создаваемыми матушкой-природой, художник мастерски переносил на холст цвет и форму одиноких скал и хребтов, лунного и солнечного света, горных закатов и рассветов. С самым известным горным пейзажем Куинджи «Ай-Петри.

Крым» связана по-настоящему детективная история — в 2018 году шедевр нагло и бесцеремонно был похищен посреди белого дня из выставочного зала Третьяковской галереи.

Горы на картинах известных художников. Николай Рерих. «Гора пяти сокровищ» Горный пейзаж. Николай Рерих. «Гималаи (Голубые горы)» Горы на картинах известных художников. Николай Рерих. «Гималаи. Солнечный контур гор»

Искреннее удовольствие от работы над горными пейзажами получал Николай Рерих.

Художник оставил в наследство мировому искусству грандиозную серию «Гималаи», в состав которой входят картины с ледниками Каракорума, с неприступным Тибетским нагорьем, бурными горными реками и обжигающе холодными озерами.

В 1933 году живописец создал великолепную «Гору пяти сокровищ» с бесконечно любимой вершиной — горой Канченджанга, самой высокой точкой Индии. По глубокому убеждению Рериха именно этот заснеженный пик хранит сокровища, которым однажды суждено спасти от гибели человечество.

И именно в этой вершине спрятан вход в загадочную и мистическую Шамбалу. Сейчас картина хранится в Нью-Йорке, в музее Рериха.

Горный пейзаж. Николай Рерих. «Шатровая гора» Спасибо за внимание!Ставьте нравится, если нравится!Подписывайтесь на канал!

Источник: https://zen.yandex.com/media/veryimportantlot/gory-na-kartinah-izvestnyh-hudojnikov-5e35e1f6ebb18a27f5041f33?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=413428518.183070.1581853020265.93511&integration=publishers_platform_yandex&secdata=COXXm%2FCALiABMAI%3D

Гора пяти сокровищ (Два мира)

«Святые горы» (1933)

1933 г.

Холст, темпера. 46,8 х 78,8 см.

Музей Николая Рериха.

Нью-Йорк, США

Канченджанга это горный массив в Больших Гималаях, на границе Непала и Сиккима (Индия). В переводе с тибетского означает «пять хранилищ больших снегов» или «пять сокровищ великих снегов». Четыре вершины поднимаются выше 8000 м, главная достигает 8585 м.

Рерих Н.К. Сердце Азии / Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.

Начнем с Сиккима.

Необыкновенно благостное впечатление производит эта благословенная страна, связанная с воспоминаниями о великих подвижниках религии. Здесь жил Падма Самбхава, основатель красношапочной секты; здесь проходил на Тибет Аттиша, возглашавший учение Калачакры; здесь по пещерам пребывали многие аскеты, наполняя пространство своими благими мыслями.

За Канченджангой в подземельях и до сих пор пребывают затворники, и только дрожащая рука, протянутая по условному знаку за пищей, показывает, что физическое тело еще не отошло. Все 17 вершин Гималаев сияют над Сиккимом.

С запада к востоку: Канг, Джану, Малый Кабру, Кабру, Доумпик, Талунг, Канченджанга, Пандим, Джубони, Симву, Нарсинг, Синиолчу, Пакичу, Чомомо, Лама Андем, Канченджау. Целая снеговая страна, меняющая свои очертания при каждом изменении света.

Поистине неисчерпаемая впечатлениями и неустанно зовущая.

Нигде на земле настолько не выражены два совершенно отдельных мира, мир земной с богатой растительностью, с блестящими бабочками, фазанами, леопардами, енотами, обезьянами, змеями и всей неисчислимой животностью, которая населяет вечнозеленые джунгли Сиккима. А за облаками в неожиданной вышине сияет снежная страна, не имеющая ничего общего с кишащим муравейником джунглей. И этот вечно волнующийся океан облаков и непередаваемых разнообразий туманов!

Канченджанга одинаково обращала внимание как тибетцев, так и индусов. Здесь складывались вдохновляющие мифы творчества Шивы, выпившего яд мира для спасения человечества.

Здесь из облачного бурления воздымалась блистающая Лакшми для счастья мира. Общее благостное впечатление поддерживается и монастырями Сиккима.

На каждом бугре, на каждой вершине, сколько хватает глаз, вы замечаете белые точки – это все прилепились твердыни учения Падмы Самбхавы, официальной религии Сиккима. (…)

На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджанги и сказал:

«Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там». (…)

Канг-чен-цзод-нга – Пять Сокровищ Великих Снегов. Отчего так зовется эта величественная гора? Она хранит пять сокровищ мира. Какие это сокровища? – золото, алмазы, рубины?

Нет, старый Восток ценит иные сокровища. Сказано: «Придет время, когда голод охватит весь мир. Тогда появится Некто, кто откроет великие сокровищницы и напитает все человечество».

Конечно, вы понимаете, что некто напитает человечество не физическою, но духовною пищей.

Восходя на Гималаи, вы приветствованы именем Шамбалы. При спуске в долины, то же самое великое понятие благословляет вас. Шамбала напитает человечество духовною пищей познания великих энергий.

Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. XII. Тибет (1927-1928).

Геше Ринпоче, настоятель донкара в Чумби, знает, что на север от Канченджунги лежит пещера. Вход в нее очень узок, но затем она расширяется и приводит в целый город. Настоятель многое знает и просит молчать до времени.

Должное следствие получается лишь во времени, когда соблюден точный срок. Сознание Геше глубоко. Он видит далекие события.

Выходя как бы из полудремоты сосредоточения, он говорит о самых неожиданных действиях, о дальних отсутствующих людях.

Рерих Н.К. Сокровище снегов / Шамбала. М.: МЦР, 1994.

По всему Сиккиму снова гремят огромные трубы! Для всех это великий торжественный день. Давайте пойдем в храм и посмотрим танцы в Великий День Почитания Канченджанги!

Со всех концов Сиккима собирается множество людей в удивительных и разнообразных одеждах.

Вот сиккимцы в своих коротких красных одеяниях, в конических, украшенных перьями шляпах; вот рассудительные бутанцы, поразительно похожие на басков или венгров; здесь же стоят жители Кама в красных тюрбанах; вы можете увидеть маленькие круглые шапки храбрых непальских гуркхов; тут и люди из Лхасы в их длинных, похожих на китайские, одеждах; застенчивые тихие лепча, много шерпов; все типы горцев из всех уголков приехали почтить Пять Сокровищ Канченджанги, которая стоит вехой на пути в Священный Город Шамбалы.

Трубы ревут. Барабаны бьют. Толпа кричит и свистит. Выходит Хранитель Сиккима в огромной красно-золотой маске с коротким копьем в руке.

Вокруг источника, из которого каждое утро струится святая вода, впечатляющий Хранитель поворачивается в медленном благословляющем танце, совершая свои магические круги. Вероятно, он проникает взглядом в религию Сиккима.

В тот же самый час в каждом монастыре Сиккима совершается один и тот же священный танец Хранителя. Закончив свое выступление, Хранитель присоединяется к живописному ряду музыкантов.

Снова звук труб и рев толпы. Затем из храма появляется Хранительница. Подобно Кали или Дакини, черепа украшают ее голову, на ней темное одеяние, божество очерчивает тот же круг; совершив заклинания, она садится рядом с Хранителем.

Снова толпа кричит и неистовствует. Один за другим появляются Хранители Пяти Сокровищ Канченджанги. Они готовы сражаться за Святую Гору, потому что в ее пещерах находятся сокровища, оберегаемые веками. Они готовы охранять религию, которую блюдут отшельники, посылающие свои благословляющие молитвы из горных глубин.

Сияние струится по одеждам этих Стражей. Они сверкают, как снега, ярко вспыхивающие в лучах солнца. Они готовы бороться. Они вооружены мечами и защищены круглыми щитами. Начинается Танец Воинов, напоминающий танцы команчей Аризоны; мечи рассекают воздух, ружья стреляют.

Жители Сиккима могут радоваться, глядя, как охраняются сокровища Канченджанги! Они могут гордиться: еще никогда не была завоевана скалистая Вершина Белой Горы! Только благородные Хранители Тайн, Высокие Дэвы, знают дорогу к ее Вершине. Стражи заканчивают свой танец; они делятся на две группы.

Двигаются медленной поступью, исполняя длинную песню; похваляются и спорят друг с другом. Каждый говорит о своей отваге: «Я могу поймать рыбу без сетей»; «Я могу проскакать по всему миру без лошади»; «Никто не может сопротивляться моему мечу»; «Мой щит – крепкий». И снова следует короткий Танец Воинов. Они проходят в храм.

Оба Хранителя поднимаются и снова, после нескольких кругов танцев, уходят через низкую дверь. Представление закончилось.

Теперь мощь Канченджанги раскрывается другим образом. Видим луки и стрелы в руках людей. Стародавнее развлечение Сиккима – древнее искусство стрельбы из лука будет показано. Далеко стоят мишени.

Но горцы еще не забыли благородного искусства, и стрелы попадают в самое сердце цели так же, как они попадали в сердце врагов Канченджанги. Праздник окончен. Длинные исполинские трубы снова уносят в храм; барабаны, гонги, кларнеты и цимбалы умолкли.

Двери храма закрылись. Это не буддизм, это – Почитание Канченджанги.

И когда мы видим прекрасный снежный пик, мы понимаем дух праздника, потому что почитание Красоты является основой возвышенного чувства. Горцы чувствуют Красоту.

Они чувствуют искреннюю гордость обладания этими неповторимыми снежными пиками – мировыми гигантами, облаками, туманами.

Разве не являются они великолепным занавесом перед Великой Тайной, лежащей за Канченджангой? Много прекрасных легенд связано с этой горой.

За Канченджангой находятся старинные менгиры великого культа солнца. За Канченджангой расположено место рождения священной Свастики, знака Огня. Сейчас, в день Агни Йоги, элемент Огня снов входит в дух, и все сокровища земли почитаются.

Не так много легенд посвящено героям в долинах, как в горах! Все Учителя путешествовали по горам. Самые высокие знания, самые вдохновенные песни, самые высшие звуки и цвета создаются в горах. На самых высоких горах находится Высшее. Самые высокие горы стоят как свидетели Великой Реальности.

Дух доисторического человека уже радовался и понимал величие гор.

Кто бы ни созерцал Гималаи, вспоминает великое значение горы Меру. Благословенный Будда путешествовал в Гималаях в поисках Света. Там, около легендарной святой Ступы, в присутствии всех Богов, Благословенный получил свое Озарение. Воистину, все, что связано с Гималаями, несет великий символ горы Меру, стоящей в Центре Мира. (…)

Как только вы подниметесь на пики Гималаев и окинете взглядом космический океан облаков внизу, вы увидите бесконечные валы скальных цепей и жемчужные вереницы облачков. Позади них движутся серые слоны небес, тяжелые муссонные облака.

Разве это не космическая картина, которая дает вам возможность понять великие творческие проявления? Мощный Змей в бесконечных кольцах поддерживает Млечный Путь. Синяя Черепаха небес и звезды без числа – как бриллиантовые сокровища предстоящей победы.

Вы вспоминаете огромные менданги на Сиккимском хребте с их каменными сиденьями, которые служат великим отшельникам для медитации перед восходом солнца; великий поэт Миларепа знал силу часа для медитации перед рассветом, и в этот благословенный момент его дух сливался с великим мировым духом в осознанном единстве.

Перед восходом солнца начинается бриз, и молочное море волнуется. Сияющие Дэвы приближаются к хвосту Змея, и великое пахтание начинается! Облака рушатся, как разбитые стены темницы. Воистину, светящийся Бог приближается! Но что случилось? Снега – красные, как кровь.

Облака собираются в зловещую мглу, и все, что было прежде сверкающим и прекрасным, становится плотным, темным, покрывающим кровь битвы. Асуры и Дэвы сражаются, ядовитые испарения расползаются повсюду. Творение должно погибнуть! Но Шива самоотверженно поглощает яд, который угрожал миру разрушением. Он – великий, синегорлый. Лакшми возникает из темноты, неся Чашу нектара.

Перед ее лучезарной Красотой все злые духи ночи рассеиваются. Новая Космическая энергия проявлена в мире!

Где еще можно получить такую радость, как восход солнца над Гималаями; когда синева интенсивней сапфиров; когда из далекого далека сверкают ледники, как несравненные драгоценные камни. Все религии, все учения синтезируются в Гималаях.

Девой рассвета, Ушаси древних Вед, овладевает такая же возвышенная добродетель, как и исполненной радости Лакшми. Здесь можно ощутить всепобеждающую силу Вишну! Раньше он был Нарайяной, Космической Сущностью в глубинах Творения.

В конце концов, он появляется как Бог солнца, и в его улыбке из темноты возникает великая Богиня счастья.

А можно ли не заметить эту связь между Лакшми и Майей, матерью Будды? Все великие символы, все герои, казалось, были приведены на Гималаи как к высочайшему алтарю, где человеческий дух приближается к божественному.

Разве сияющие звезды не ближе, когда вы находитесь в Гималаях? Разве сокровища Земли не в Гималаях? Простой погонщик в вашем караване спрашивает вас: «Но что скрыто под могучими горами? Почему самые великие плато как раз в Гималаях? Сокровища должны быть там!»

У подножия Гималаев есть множество пещер, и говорят, что из этих пещер подземные ходы ведут далеко за Канченджангу. Некоторые даже видели каменную дверь, которая никогда не открывалась, потому что время еще не пришло. Глубокие ходы ведут к Прекрасной Долине.

Вы можете понять происхождение и реальность легенд, когда вы знакомитесь с неожиданными образованиями в природе Гималаев, когда вы лично осознаете, как близко соприкасаются ледники и богатая растительность.

Почитание Канченджанги простым народом не удивит вас, потому что в этом вы видите не суеверие, а реальную страницу поэтического фольклора.

Это народное благоговение перед Красотой Природы находит отклик в возвышенном сердце впечатлительного странника, который, тронутый великолепием здешней красоты, всегда готов поменять город на Горные Вершины. Для него это возвышенное чувство имеет во многом такое же значение, как и победный танец Стражей Гор, и отряд лучников, бдительно стоящий на защите Красоты Канченджанги.

Привет непобедимой Канченджанге!

Талай-Пхо-Бранг, 1928

Рерих Н.К Священная Земля / Гималаи – Обитель Света. Адамант. Самара: ТОО «Агни», 1996.

В торжественном величии Гималаев сокрыт источник, давший драгоценное учение всем народам. В каждой стране по-своему говорят о нем, как о Священной Земле, или Обители Мудрости. И Индия, родина Благословенного, знает о древних Риши, укреплявших свой дух среди этих удивительных мест. (…)

В святых пещерах Кайласа – преддверье чудес.

Народная мудрость, которая связывает все высокие духовные учения и достижения с влиянием Гималаев, дала этим высотам самые звучные и поэтические названия: «Канченджанга» (Пять сокровищ великих снегов); «Джомо-кангкар» (Королева белых снегов), известная как Эверест; «Джо-мо Лха-ри» (Божественная вершина королевы); «Канг Ринпоче» (Драгоценный снег), известная как Кайлас; «Ночин Канг занг» (Благословенные снега Дэв); «Гон-по-ри» (Вершина Покровителя). Люди, вдохновленные всем героическим и прекрасным, дали им такие звучные имена. От Памира до Лхасы, от Куньлуня до Брахмапутры услышишь легенды о Гималаях.

Рерих Н.К. Самое первое / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

Вот бы припомнить самое первое. Самое раннее. Тоже из самого раннего: старинная картина – гора при закате. Потом оказалось не что иное, как Канченджанга. Откуда? Как попала? В книге Ходсона была подобная гравюра. Картина с гравюры или гравюра с картины? Были кой-какие старинные вещи, но их как-то не ценили. В те годы отличную мебель выбрасывали на чердак и заменяли мягкою бесформенностью.

1937 г.

Рерих Н.К. Радость / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

Одна из первых радостей была в музыке. Приходил к нам старенький слепой настройщик. Приводила его внучка. После настройки рояля он всегда что-нибудь играл. Рояль был хороший – Блютнер с надписью Лешетицкого. Слепой настройщик, должно быть, был отличным музыкантом, и игра его запомнилась.

Бывало, ждешь не дождешься, когда кончится настройка. Как бы не помешал кто долгожданной игре. Гостиная была голубая, на стене Канченджанга. Теперь знаю, что именно эта любимая гора была в розовом закате. Слепой играл что-то очень хорошее. Было удивительно, что слепой играет…

[1937 г.]

Рерих Н.К. Индия / Листы дневника. Том 2. М.: МЦР, 1995.

От самого детства наметилась связь с Индией. Наше именье «Извара» было признано Тагором как слово санскритское. По соседству от нас во времена Екатерининские жил какой-то индусский раджа и до последнего времени оставались следы могольского парка.

Была у нас старая картина, изображавшая какую-то величественную гору и всегда особенно привлекавшая мое внимание. Только впоследствии из книги Брайан-Ходсона я узнал, что это была знаменитая Канченджанга.

Дядя Елены Ивановны в середине прошлого столетия отправился в Индию, затем он появился в прекрасном раджпутском костюме на придворном балу в Питере и опять уехал в Индию. С тех пор о нем не слыхали. Уже с 1905 года многие картины и очерки были посвящены Индии.

«Девассари», «Лакшми» (в «Весах»), «Индийский путь» (по поводу поездки Голубева), «Граница царства», «Кришна», «Сны Индии» – все это было написано еще до поездки в Индию, так же, как «Гайятри» и «Города пустынные».

С 1923 года мы были уже в Индии и с тех пор все познание Индии, любовь к ней и многие дружеские сношения возросли. Еще в 1920 году в Лондоне нас посетил Рабиндранат Тагор и звал в Индию. После этого в «Модерн Ревью» в Калькутте появилась большая статья о моем искусстве. Это было как бы введением в Индию. Елена Ивановна уже давно знала и любила книги Рамакришны и Вивекананды.

Источник: http://etikavomne.ru/galereya/galereya-nkr/gora-pyati-sokrovishh-(dva-mira)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector