Человек начал выращивать розы почти 5000 лет назад, и до сих пор этот цветок служит источником вдохновения для многих людей. О розах слагают песни и стихи, их изображают на полотнах живописцы, а юные романтики рисуют бутоны на полях тетрадей.
Найти цветок, более популярный, чем роза, – задание не из простых. Сегодня насчитывается около 150 видов и 30 000 сортов роз. Любимое многими растение по праву носит титул «королевы цветов»: едва ли не каждый дачник выращивает розы на своем участке или планирует этим заняться.
Роза – довольно сложный символ с множеством значений и трактовок, зависящих от цвета и стадии жизненного цикла цветка. Так, в европейской культуре красная роза означает страсть и чувственность, белая роза – очарование и чистоту, а сочетание этих цветов символизирует единство противоположностей.
В восточной мифологии аналогом розы выступает лотос – символ духовной жизни и бессмертия.
Нераспустившийся бутон розы – эмблема невинности, а увядающий цветок «напоминает» о скоротечности жизни. В целом, если обобщить сведения из истории и культуры, можно сказать, что роза символизирует совершенство и любовь. Давайте посмотрим на сюжеты полотен, важная роль в которых отведена розам.
Дамы с розами
Очарование, тайна, красота – вот что роднит розу с природой женщины. На протяжении веков мастера вдохновлялись и продолжают вдохновляться женскими образами, при этом непременно изображая на полотнах с прекрасными дамами не менее прекрасные бутоны роз.
Как приверженцы академического направления в живописи, так и противники традиций оставили шедевры, неизменными героинями которых являются женщины и розы.
Душа розы. Дж. У. Уотерхаус
Срывайте розы поскорей. Дж. У. Уотерхаус
Девушка с горшком роз. В. А. Тропинин
Запах весны. Первые розы. В. Чахурский
Женщина и розы. М. З. Шагал
Летняя роза. Ф. Мартин-Кавель
Матрос и милая. Б. М. Кустодиев
Цветочная смесь. Г. Дрейпер
Розы на столе
В следующей серии полотен у розы – ведущая роль. Жанр натюрморта позволяет художнику свободно экспериментировать, перемещая объекты в пространстве и создавая тем самым мир искусственной реальности.
Мастера этого жанра стремятся изобразить обыденный предмет так, чтобы на холсте он обрел индивидуальность и заиграл новыми красками. Обратите внимание на то, как разнятся взгляды художников на, казалось бы, один и тот же предмет – цветок розы.
Ветка розы с жуком и пчелой. Р. Рюйш
Красные розы и яблоки. Л. Вальта
Кустовые розы напротив окна. А. Матисс
Натюрморт с желтой розой. В. Л. Яснопольская
Натюрморт розы на стволе сваленного дерева. Ж.-Б. Роби
Роза. Т. Очередько
Розовые розы. В. Ван Гог
Розы в вазе. Э. Мане
Розы в вазе. П. О. Ренуар
Розы на террасе. Крым. К. А. Коровин
Розы. К. А. Коровин
Розы. Дж. С. Сарджент
Розы в саду
Передать в полотне красоту природы (первозданной или преображенной человеком) так, чтобы зритель почувствовал дуновение ветра, тепло солнечного света, прохладу ночи или аромат цветов, под силу лишь мастерам пейзажного жанра.
Взгляните на эти работы и ощутите душистый запах роз, изображенных талантливыми художниками на своих картинах.
Плетистые розы на берегу реки. Л. А. Найт
Сад. Р. Смородинов
Утренние розы. Р. Смородинов
Добрый день, королева. В. Дебда
Фруктовый сад с розами. Г. Климт
Красные розы. О. Степанова
Полет фантазии
Несмотря на всю «традиционность» розы, этот цветок как источник вдохновения привлекает не только представителей классической живописи, но также авангардистов и художников, работающих в направлении сюрреализма.
Парадоксальные формы, фантасмагоричность сюжетов и отсылки к значимым для авторов источникам, зашифрованные в картинах и их названиях, – вот то, что завораживает в творениях этих мастеров.
Медитативная роза. С. Дали
Героические розы. П. Клее
Могила борцов. Р. Магритт
Роза. Р. Ольбиньский
Надеемся, что вас вдохновила наша подборка! Поделитесь в х вашими любимыми картинами с изображениями роз.
Источник: https://www.ogorod.ru/ru/main/inspiration/13417/27-krasivyh-kartin-s-rozami.htm
Розы в Живописи (Символ — Художники — Картины) + фото
Если бы составляли топы самых популярных цветов, то лидером, несомненно, снова и снова становилась бы она. Роза — эта прекрасная огненная чаша, которая расцвела на бесчисленных живописных картинах маслом, привлекает внимание своей надменной, колкой красотой. Ее цветы давно начали занимать свои позиции.
К эпохе Возрождения ранящие неопытных владельцев цветы покорили большинство европейских стран и появились в национальной живописи. Розовые бутоны непременно участвовали в украшении важнейших обрядов.
Со временем значение розы только увеличивалось, она обретала новые смыслы, становилась символом, наполненным совершенно различными расшифровками.
Роза в живописи старых мастеров всегда на своем месте. Цветок, как и многие другие растения и представители фауны, наделялся значениями, которые легко считывались в свое время.
Теперь же нам часто приходится вспоминать забытые коды. Например, что бутон розы обозначал чистоту, святость.
Он стал частым атрибутом Девы Марии (Сандро Боттичелли «Дева Мария с Младенцем и Иоанном Крестителем», 1475; Ян ван Эйк «Дева Мария», 1426-1429).
Общая склонность к естеству, внимание к живой природе сказалась на частом появлении розовых цветов на картинах прерафаэлитов (Джон Уильям Уотерхаус «Срывайте розы поскорей», 1908; «Моя сладкая роза (Душа розы)», 1908).
На картине Уотерхауса «Психея, проникающая в сад Купидона» (1904) мы видим только девушку, держащую в руке розу. Она входит в сад, наполненный цветущими кустами, что в этом такого? Зная, что роза в живописи часто выступает как символ любви, мы понимаем, что путь, усеянный именно этими цветами, ведет к любимому.
А зная этот мифологический сюжет мы добавляем к разгадке то, что сам возлюбленный и есть воплощение любви.
Соединяя христианские и античные образы, прерафаэлиты создавали по-новому зашифрованные картины. Например, на картине Данте Габриэля Россетти «Венера Вертикордия» (1868) богиня окружена розовыми бутонами и жимолостью, которые означают любовь и чувственность. Это очень подходящие атрибуты для разжигательницы любовных чувств.
Кроме того, женщина держит в руке стрелу, очевидно, Амура, на которой сидит бабочка — обозначение Психеи. Мы снова вспоминаем историю о двух влюбленных. Несмотря на большое количество языческих элементов, над головой Венеры изображен нимб святой. Интересная комбинация.
Но есть у розы и более специфическое значение. Например, красно-белый цветок, который появляется на картинах и витражах в Англии — это фамильная эмблема королевской семьи Тюдор.
Такой комбинированный бутон является объединением эмблем двух благородных семейств. Их вражда принесла большие потери Англии.
В качестве напоминания об этом тяжелом противостоянии, мы наблюдаем белый бутон в руках Елизаветы Йоркской (из ветви Йорков), а с красным цветком нередко изображается Генрих IV (представитель династии Ланкастеров).
Все же не всегда цветы розы в живописи так многозначны. Иногда красивый бутон — это только то, что мы видим. Таковы розы в пейзажах и натюрмортах импрессионистов (Э. Мане «Сирень и розы», 1882; К. А. Коровин «Розы», 1912; П. И. Петровичев «Натюрморт. Розы», 1920). Художники этого направления не стремились усложнить свои картины, они просто ловили красоту мира вокруг.
Не всегда даже можно точно определить, розы ли в живописи маслом перед нами (К. Моне «Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее», 1875). В итоге мы получаем совсем другое впечатление от растений — как от части целого, части большого букета или наполненного светом цветочного сада. Это изображение отсылает только само к себе, к быстротечной красоте нежного цветка.
Хотя и этого, кажется, достаточно.
:
1. Как рисовать цветы акварелью2. Бытовая живопись3. Как рисовать дерево4. Размытые картины
*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.
Источник: https://izokurs.ru/blog/rozy-v-zhivopisi/
Как одеться в картинную галерею и как извлечь максимум пользы от ее посещения — BurdaStyle.ru
Glam radar
Демократичность современной моды и общества в целом уже давно не требует от нас надевать вечерние платья в театр, трепетно следить за тем, чтобы цвет перчаток был в тон наряду, а фасон шляпки строго соответствовал мероприятию. Более того, сегодня даже максимально неформальная одежда, например, летние шорты, едва ли привлечет в картинной галерее или на выставке неодобрительное внимание публики. Без сомнения, в отказе от условностей есть немало плюсов, но в то же самое время такая прозаичность лишает нас своеобразного очарования традиции и делает повод, который мог бы стать особенным, куда более обыденным.
Сегодня в рамках нашей новой Темы месяца мы предлагаем вам взглянуть по‑новому на выбор образа для похода в картинную галерею, и постараемся дать несколько советов, которые сделают ваш выход продуктивнее и приятнее!
На встречу с прекрасным
Louis Vuitton
К выбору образа для похода в музей или на выставку можно подойти практично и просто: подойдет любой комплект в стиле смарт-кэжуал. Исключаем будничные джинсы, скучные футболки, короткие юбки и оставляем все разнообразие более строгой одежды: брюки в сочетании с элегантными жакетами, изящные и неброские платья-футляры, юбки-карандаш с деликатными блузками. Казалось бы, что может быть проще?
Мы предлагаем подойти к этому вопросу с фантазией и попробовать создать образ, соответствующий тематике выставки! Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд — продемонстрируем на примерах.
Модерн
Moda Operandi, Густав Климт, Портрет баронессы Элизабет Бахофен-Эхт
Плавность линий и округлость форм, стилизованные растительные мотивы, томная гибкость орнаментов и прекрасные отстраненные дамы, то ли женщины, то ли виденья. Стиль модерн зародился на излете XIX века и проник во все сферы, от живописи до архитектуры.
Если вы отправляетесь на выставку Климта, уделите внимание аксессуарам и украшениям, а кроме того, поиграйте с принтами — с их помощью можно легко отразить дух эпохи.
Совет: для похода в картинную галерею выбирайте правильных спутников. Критерии «правильности» для каждого будут своими, но чтобы сделать выбор, стоит попробовать различные варианты. Сходите на выставку с друзьями, с родителями, с коллегой, который любит искусство, с супругом.
Постарайтесь разобраться, в какой компании погружение в культурную среду картинной галереи раскрывается для вас в полной мере.
Многих, например, спутники только отвлекают, ведь у всех разная скорость восприятия, а уж если ваша компания заинтересована в искусстве меньше, чем вы, есть риск, что вас будут поторапливать, когда вы, наоборот, расположены к долгому вдумчивому созерцанию.
Кроме того, знатоки рекомендуют сходить в галерею с ребенком — конечно, есть риск, что ребенок заскучает, но в то же самое детский взгляд на, к примеру, современное искусство, может стать для вас свежим и неожиданным.
Супрематизм
Moda Operandi, Василий Кандинский, Супрематическая композиция
Это направление, до сих пор будоражащее сердца тех, кто предпочитает классическую живопись, заключается в сочетании геометрических фигур, например, квадратов, кругов, треугольников, и наложенных на плоскость объемных форм. Авангардизм в чистом виде!
Обыграть это художественное течение очень легко с помощью тех же принтов, а для завершения образа можно подобрать серьги, состоящие из геометрических фигур, словно сошедших с полотен супрематистов.
Совет: подготовьтесь к посещению выставки заранее — если вы идете полюбоваться картинами знаменитого художника, накануне непременно почитайте его биографию и интересные факты об эпохе, в которой он жил и творил. Это поможет вам погрузиться в атмосферу и лучше понять произведения.
Прерафаэлиты
Moda Operandi, Джон Уильям Уотерхаус, Срывайте розы поскорей
Это направление в английской живописи второй половины XIX века возникло как протест против чопорных условностей викторианской эпохи и бездумного подражания классическим образцам. Картины прерафаэлитов очаровывают неземной красотой девушек, моделями для которых, кстати, становились самые обыкновенные барышни, замеченные художниками на улицах.
Для романтического образа музы прерафаэлитов выбирайте струящиеся воздушные платья, например, с деликатными цветочными принтами. Героини полотен этого направления часто представлены с роскошными распущенными волосами, лежащими мягкими волнами, поэтому обладательницам красивых длинных волос определенно стоит взять этот нюанс на вооружение.
Совет: не пренебрегайте аудиогидами и экскурсиями.
Зачастую подписи к экспонатам не дают полной информации, и вы, по незнанию, можете просто не обратить внимание на то, что стоило бы рассмотреть получше.
Сегодня аудиогиды ничуть не уступают традиционным экскурсиям, которые, как правило, нужно бронировать заранее, а кроме того, они позволяют никуда не спешить и гулять по залам в своем собственном ритме.
Glam radar
Возможно, вы обратили внимание на то, что во всех образах представлена обувь на плоской подошве или на маленьком устойчивом каблуке.
Это неслучайно: еще один немаловажный аспект, который стоит учитывать, собираясь в музей или на выставку — вам предстоит провести немало времени на ногах.
Выбирайте обувь, в которой вам будет максимально комфортно, иначе прогулка по залам может завершиться раньше намеченного.
Совет: будьте открыты новому опыту и пытливы. Далеко не каждое художественное направление, эпоха или конкретные работы «ложатся на душу» и совпадают с нашим представлением о прекрасном. Не отвергайте сразу то, что кажется вам непонятным, постарайтесь больше узнать о произведении и не ленитесь поискать информацию в Интернете на смартфоне, не откладывая на потом.
Больше интересных статей, мастер-классов и выкроек ждут вас на странице темы месяца!
Источник: https://burdastyle.ru/stati/kak-odetsya-v-kartinnuyu-galereyu-i-kak-izvlech-maksimum-polzy-ot-ee-poseshcheniya-/
Читать
- Анастасия Постригай
- Влюбиться в искусство
- от Рембрандта до Энди Уорхола
- Серия «История и наука Рунета.
Лекции»
- В настоящем издании в качестве иллюстрированных цитат к текстовому материалу используются фоторепродукции произведений искусства, находящихся в общественном достоянии, фотографии, распространяемые по лицензии Creative Commons, а также изображения по лицензии Shutterstock.
- © Анастасия Постригай, текст
- © ООО «Издательство АСТ»
- * * *
Рембрандт
Биография Рембрандта ван Рейна поражает не меньше его таланта. На его долю пришлось множество испытаний, но боль и удары судьбы Рембрандт переплавлял в искусство. В тяжелые моменты он будто покрывал раны своей души не бальзамом, а плотным слоем красок, не давая сердцу разбиться.
Будущий мастер родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным – в 1607 году) в городе Лейден на территории современных Нидерландов.
Его отец владел мельницей, а Рембрандту суждено было продолжить семейное дело. Однако с детства в мальчике обнаружилась гениальность.
Он пошел в школу в четыре года, а в четырнадцать лет поступил в университет Лейдена с блестящим преподавательским составом. В этой плодотворной среде Рембрандт осознал, что его интересует живопись.
Случается, старшие отговаривают детей от мечты, но Хармен ван Рейн был не таким: он позволил сыну развиваться в выбранном направлении. Парень стал учеником знаменитого в Лейдене художника Якоба ван Сваненбурга.
Обучившись основам, он открыл мастерскую дома и стал писать самостоятельно.
Ощутив тесноту родного города, 20-летний юноша перебрался в Амстердам. Новая жизнь невероятно его вдохновляла: город дышал, бурлил, в нем знакомились люди со всех континентов.
Очень скоро Рембрандт нашел себе место в этом вихре и стал популярным художником.
Он работал над заказами и параллельно совершенствовал мастерство под руководством Питера Ластмана, у которого перенял технику светотени и моделировки объемов. Его работы стали более глубокими.
XVII столетие называют золотым веком Голландии. Этому есть две основные причины. Первая – географическая: из-за выхода к океану Нидерланды являлись центром прохождения торговых путей, по которым в эти края текли деньги и возможности развития.
Вторая – политическая. Голландцы почти век сражались с испанцами (так называемая «восьмидесятилетняя война»), которые хотели контролировать торговые пути.
Нидерландская революция 1648 года изменила ситуацию: Испания вынуждена была официально признать суверенитет Голландии.
С независимостью пришла свобода и развитие экономики. Искусство стало доступно.
Предприниматели заказывали картины у так называемых малых голландцев, к которым не относятся Рембрандт, Хальс и Вермеер (хотя последнего иногда называют «великим малым голландцем»).
Прилагательное «малые» говорит не о размере таланта, а о формате работ: у небольшой картины и цена приемлема, и в обычную квартиру или кабинет она поместится.
В чем разница между малыми голландцами и героем этой главы? Рембрандт – это психологизм, сложные сюжеты и глубина, а «малые голландцы» – это бытовые сцены, воспевание уюта и комфорта.
Откуда в их живописи такое внимание к деталям? Дело в том, что годами у голландцев были две большие проблемы – наводнения и испанцы. После революции страна жила без потрясений в течение пятидесяти лет. Жизнь вошла в спокойное русло: не было ни войн, ни потопов.
Люди обожали тот комфорт, который у них наконец появился, и готовы были посвящать ему картины! Что логично: искусство всегда является реакцией на процессы в обществе.
Голландская живопись того периода насыщена бытовыми деталями: художники кропотливо и в мельчайших подробностях писали, как мама кормит ребенка, женщина расчесывает волосы, девушка пишет письмо любимому, молодые люди музицируют… Все эти детали художники выписывали на небольшом полотне – это почти ювелирная работа.
Каких только сцен не найдешь в этих работах! Например, у Герарда Доу, ученика Рембрандта, есть картина «Шарлатан».
Это многофигурная композиция, наполненная миниатюрными деталями, которые можно рассматривать бесконечно.
Колбу с непонятным лекарством Доу писал с такой внимательностью, с какой другие писали красивых натурщиц. Это искусство было сконцентрировано на быте, оно прекрасно своей простотой.
Рембрандт же предпочитал усложнять – в хорошем смысле. Он писал не миниатюрные картины, а большие групповые портреты, которые в XVII веке тоже вошли в моду. Заказы на них поступали от гильдий – это своего рода аналог современных профсоюзов.
В Амстердаме их было множество: гильдии стрелков, врачей, кузнецов, каменщиков… Так что без работы художники не сидели. Все герои группового портрета платили за него одинаковую сумму и ожидали, что каждому достанется равная площадь полотна.
Поэтому холсты были огромными – чтобы было где разгуляться.
Первый групповой портрет Рембрандту заказала гильдия хирургов.
Надо сказать, что тогда в Голландии устраивали так называемые анатомические театры. Раз в год зимой со всех городов в Амстердам съезжалась медицинская интеллигенция, все доктора того времени. Толпились, конечно, и многочисленные зеваки. Зрелищ было мало, и люди приходили в огромную аудиторию, чтобы понаблюдать за тем, как хирург препарирует труп.
Он должен быть свежим: преступник, которого мы видим на картине Рембрандта, был повешен буквально за пару часов до представленных на холсте событий. Сначала все радостно приветствовали злодея, которого на их же глазах вешали, потом перемещались в аудиторию, затем было факельное шествие и симпозиум. Люди отмечали и обсуждали случившееся.
Вот такие были развлечения в Голландии XVII века.
Даже в коммерческом портрете Рембрандт проявил оригинальность: как правило, герои таких картин позировали, но наш художник разрушил стереотип и написал их за работой.
Доход мастера рос, он смог переехать в хороший дом, у владельца которого была замечательная племянница Саския. Знакомство с ней перевернуло мир нашего героя.
Злые языки говорили, что предложение руки и сердца он сделал не по любви, а из-за хорошего наследства, однако глядя на портреты, которые мастер писал с возлюбленной, сложно заподозрить его в неискренности чувств.
Рембрандт. «Урок анатомии доктора Тульпа». 1632 г. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага
Впервые Рембрандт написал любимую серебряным карандашом на пергаменте и подписал: «Это портрет моей жены в возрасте 21 года, сделанный на третий день после нашего обручения».
Пастор их благословил, и у влюбленных был год, чтобы проверить чувства. После венчания Саския стала главной героиней его картин.
До нее женские образы на полотнах Рембрандта появлялись редко, а теперь они всегда были наделены ее чертами.
В кого только он не перевоплощал ее! Позировать – работа не из легких, но Саския радовалась своей роли музы при любимом гении. Для голландской живописи того времени мифологические сюжеты были абсолютно не характерны: покупатели их не хотели.
Но Рембрандт переступил через тенденции и написал Саскию в образе Данаи, к которой Зевс пришел в виде золотого дождя.
Спустя много лет ему пришлось изменить любимые черты, чтобы не мучить сердце воспоминаниями… В итоге Даная объединила в себе черты двух важных для Рембрандта женщин: первой и единственной официальной жены Саскии и сожительницы Хендрикье Стоффелс, которая появилась в его жизни много позднее.
Хорошие заказы и наследство Саскии позволяли Рембрандту покупать картины: в его коллекции были Рафаэль, Тициан и множество диковинных вещиц. Он прославился как один из лучших коллекционеров своего времени.
Успех позволил семье переехать в огромный дом. Жизнь кипела. «Автопортрет с Саскией на коленях» – это ода личному счастью. Рембрандт будто хвастается, говорит нам: «Посмотрите, как я устроился!» – и пьет вино за успех.
Он изобразил себя в образе воина со шпагой, которому не нужно ютиться в тесном пространстве: он может усадить любимую на колени и праздновать с ней счастье за огромным столом. Если рассмотреть картину внимательнее, то можно увидеть занавес.
Мы, зрители, будто смотрим спектакль о жизни великого художника на пике успеха.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=634304&p=7