Из истории музыкального воспитания
1. Музыкальное воспитание в русской школе второй половины 19 начале 20 века
Современная методика музыкального воспитания является результатом специальных исследований и обобщения передового опыта многих лет работы ученых, музыкантов, педагогов в этой области.
Появилась данная наука еще в средние века. Особо активно она стала развиваться с 60-х годов 19 века. Это связано с ростом общественного движения, распространением передовых идей народности искусства и воспитания.
В школах для народа в то время музыкальное воспитание ограничивалось церковным пением. Изредка вводились народные песни, но в ʼʼпедагогически обработанномʼʼ варианте (упрощалась мелодия, изменялся текст).
Дети светского общества обучались вокалу, игре на музыкальных инструментах, участвовали в хорах, в различных ансамблях, знакомились как со светской, так и с духовной музыкой.
Вместе с тем музыка как предмет не была обязательной для учебного заведения, хотя и была ʼʼвесьма желательнойʼʼ. Многие преподаватели не были музыкантами-профессионалами.
Основные методы (как и для других дисциплин) – методы муштры и зубрежки.
Методика А.Н. Карасева дает представление о формализме в музыкальном обучении в народных школах. Она строго последовательна, направлена на достижение чистоты интонирования и прочности усвоения музыкального материала. В то же время это система была чужда живой природе музыки и подавляла творческое отношение к ней.
Суть методики Карасева: освоение одного звука (чаще ʼʼдоʼʼ, который пели сначала целыми, затем половинными, затем четвертными, потом исполнялись простейшие ритм; пение молитв, народных прибауток на одном звуке; освоение ʼʼреʼʼ, музыкальный материал на двух звуках, секунда и так далее.
На развитие музыкального воспитания оказали просветительские мысли и идеи русских революционеров-демократов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Οʜᴎ рассматривали искусство как средство воспитания личности.
Огромная роль в развитии музыкального воспитания данного периода принадлежит М.А. Балакиреву и Г.А. Ломакину – организаторам первой в России Бесплатной музыкальной школы (БМШ, Петербург, 1862ᴦ.
) Здесь могли получить музыкальное образование дети неимущих, познакомиться с лучшими произведениями музыкального искусства.
Это событие вызвало открытие музыкальных классов в других городах, издание специальной музыкальной литературы, методических пособий.
В эти годы особое распространение получила цифровая система ознакомления детей с нотной грамотой, которая пришла из Франции. В России ее приверженцем и распространителœем был С.И. Миропольский. Эту систему использовал в Яснополянской школе Л.Н. Толстой.
В цифровой системе ʼʼдоʼʼ обозначалось как 1, ʼʼреʼʼ — как 2 и т.д. В случае если цифра без дополнительного знака – звук длится четверть, есть с точкой – половинную.
Эта система удобна и проста для записи несложных ритмов, а для более сложных требовалось чересчур много дополнительных знаков.
А.Н. Карасев взамен цифровой системы предложит буквенную (а, о, у, е, и, ю, я). Но данный вариант был в отличие от предыдущего не нагляден в смысле высоты и порядкового расположения звуков. П.П. Мироносицкий пропагандировал систему подвижного ʼʼдоʼʼ.
По относительной системе занимались только в народных школах. Лишь иногда ее применяли на начальном этапе обучения в школах для привилегированных классов. Многие педагоги-музыканты относились к относительной системе негативно.
Известными методистами 2-й половины 19 века являются С.И. Мироносицкий, Д.Н. Зарин, А.Л. Маслов. Ими опубликовано немало методических трудов. Οʜᴎ считали музыкальное воспитание обязательным для всœех детей.
Считали также, что музыкальные способности можно и нужно развивать практически у любого человека.
Одним из требований к учителю они выдвигали умение проводить урок интересно, эмоционально, рекомендовали развивать творческие способности детей (в частности через импровизацию и сочинœение).
Важное значение имело открытие в конце 90-х годов в Перми и Екатеринбурге бесплатных народно-певческих классов А.Д. Городцова. Их посœещали учителя народных школ, выходцы из рабочих и крестьян.
Занятия строились на классике и народной музыке, отдавалась дань и духовной музыке. Учебная программа включала сольное и хоровое пение, управление хором, игру на музыкальных инструментах, выразительное чтение.
Здесь готовили квалифицированных учителœей музыки преимущественно для сельских школ..
В 1906 году известным композитором и педагогом С.И. Танеевым совместно с педагогами-музыкантами Е.Э. Линœевой, Б.Л. Яворским, Н.Я. Брюсовой в Москве была основана Народная консерватория (МНК). В ней продолжались традиции Бесплатной музыкальной школы Балакирева.
Программа включала различные дисциплины. Но ведущее место отводилось хоровому пению. Особое значение уделялось развитию творческих способностей.
Музыкальный материал включал народные песни в обработке Балакирева, Мусоргского, Римского-Корсакова, Лядова, Чайковского, сложные классические хоры.
В МНК впервые были введены занятия по ʼʼслушанию музыкиʼʼ (методика Б.Л. Яворского). Б.Л. Яворский оказал очень большое влияние на развитие массового музыкального воспитания.
2. Музыкальное воспитание в русской школе 20-го века
Первая русская революция 1905 года дала толчок многим прогрессивным начинаниям в разных областях общественной жизни, в т.ч. и в музыкальном просвещении. Началась активная организация различных музыкальных обществ, курсов, учебных заведений
Изменение политической ситуации повлияло и на школу. Старая система обучения была разрушена, немало оказалось утеряно. Идея же о крайне важно сти всœеобщего эстетического, в т.ч. – музыкального, воспитания закрепилась и продолжала развиваться.
Вместо учебных заведений различных типов издавалась единая трудовая школа, где готовили ʼʼактивных строителœей коммунистического общества, людей всœесторонне развитыхʼʼ (ʼʼПоложение о единой трудовой школеʼʼ, 1918ᴦ., Н.К. Крупская и А.В. Луначарский).
В соответствии с этим документом музыка стала обязательным предметом. В Народном комиссариате по просвещению (Наркомпрос) действовал Музыкальный отдел. Луначарский подписал постановление ʼʼО доступе народных учителœей в специальные музыкальные учебные заведенияʼʼ.
Дореволюционные передовые идеи музыкантов-педагогов (С.И. Танеева, Б.Л. Яворского. Н.Я. Брюсовой, В.Н. Шацкой и др.) были поддержаны. Для разработки содержания, методики музыкального воспитания, создания учебных пособий, подготовки учителœей Наркомпрос привлек Б.В. Асафьева, В.Г.
Каратыгина, Н.Я. Брюсову, Н.Л. Гродзенскую и др.
Известный до революции хоровой деятель Н.М. Ковин в 1919 году так сформулировал в своей статье цели музыкального воспитания в новой школе:
— развитие способности воспринимать музыку и возможно интенсивнее переживать возбуждаемые ею эмоции;
— развитие необходимых как для этого, так и для воспроизведения в какой-либо форме музыкальных произведений музыкальных способностей и умений;
— освоение нужных для этого знаний.
В первых программно-методических материалах отметался формализм, указывалось на крайне важно сть творческого развития детей, музыка должна раскрепощать их, вносить радость в их жизнь.
В период ʼʼвеликого переломаʼʼ многие считали, что поскольку строится новый мир, то и для педагогики хорошо только всœе новое.
К примеру, немало сторонников было у теории ʼʼсвободного воспитанияʼʼ, в конечном итоге направленной на разрушение школы вообще, имеющей анархические тенденции. Такое увлечение новизной критиковал В.И.
Ленин: ʼʼКрасивое нужно сохранить, взять его как образец, исходить из него, даже если оно ʼʼстароеʼʼ… Почему нужно преклоняться перед ʼʼновымʼʼ, как перед богом, которому нужно покориться, только потому, что это ʼʼновоеʼʼ?ʼʼ.
Коренная логика старой системы образования отразилась прежде всœего на уроке.
Сохранив форму, он резко изменил свою цель и содержание: изменились цели ʼʼстарыхʼʼ видов деятельности (пение, изучение музыкальной грамоты) – помочь детям войти в мир музыки; появились новые виды деятельности с аналогичной целью (слушание, движения под музыку, творчество; хоровое пение стало рассматриваться как путь творческого развития, более глубокого постижения музыки через собственное исполнение, воспитание ʼʼслушателяʼʼ; в содержание занятий музыкальной грамотой стали вводиться сведения о средствах музыкальной выразительности, характере музыки.
В 20-е годы шла интенсивная борьба старого и нового во всœех областях жизни, и в т.ч. – образования. Влияли педагогические теории и методы: идеи ʼʼкомплекса (глубина, жизненность, многогранность знаний), ʼʼметод проектовʼʼ, ʼʼбригадно-лабораторный методʼʼ. Было немало ошибок.
На ʼʼмузыкальном фронтеʼʼ действовали масса организаций, где причудливо переплетались положительные и отрицательные черты.
РАМП (Российская ассоциация пролетарских музыкантов); АСМ (Ассоциация современных музыкантов); ОРКИМД (Организация революционных композиторов и музыкальных деятелœей); ОМОЛОКО (Организация молодых композиторов) и мн. др.
30-е годы. В 1932 голу вышло постановление ЦК ВКП (б) ʼʼО перестройке литературно-художественных организацийʼʼ. После него в программах этих лет заметны попытки связать задачи воспитания и обучения.
Но заметны и крены то в одну, то в другую сторону. В начале особенно сторону обучения. В эти годы место музыки сократилось (от 2-х часов в неделю во всœех классах, до 1 часа в 1 – 7 классах к 1937 году).
В это время распространилось мнение, что музыкой нужно заниматься преимущественно во внеклассное время и лишь тем, кто хочет и имеет способности. Внеклассная же и внешкольная работа развивалась интенсивно.
Создавались Дома художественного воспитания детей, увеличилось число Домов и дворцов пионеров и т.л. К участникам предъявляли высокие требования, наметилось стремление к профессионализму.
Появились замечательные детские художественные коллективы (хор под руководством В.Г. Соколова).
Источник: http://referatwork.ru/category/muzyka/view/195499_iz_istorii_muzykal_nogo_vospitaniya
Место и роль музыкального воспитания и образования в истории цивилизации
…
2 Бодина Е.Н. История музыкально – эстетического воспитания школьников. М., 1989. – с. 8
1 Клячко Н. Теория и практика гармонического воспитания человека в Древней Греции. В сб. статей «Из истории музыкального воспитания. Сост. О.А. Апраксина. М., 1990 – с.6.
2 Бодина Е.Н. История музыкально – эстетического воспитания школьников. М., 1989. – с. 9
1 Платон, Пратогор, 326, АВ. Клячко Н. Теория и практика гармонического воспитания человека в Древней Греции. Цитаты по страницам статей составил О.А. Апраксина. Из истории музыкального воспитания, М. 1990г. – с. 7
2 Бодина Е.А. История Из истории музыкального воспитания, М. 1989г. – с. 10
3 Платон. Государство, III, 398Е-399С) (Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика.- М., 1960 – с.129
1 Бодина Е.А. История Из истории музыкального воспитания, М. 1989г. – с. 10
2 Платон. Государство, 401г. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика.- М., 1960 – с.129
3 Аристотель. Проблемы, XIX, 27. Клячко Н. Теория и практика гармонического воспитания человека в Древней Греции. Цитаты по страницам статей составил О.А. Апраксина. Из истории музыкального воспитания, М. 1990г. – с. 8
-
1 Бодина Е.А. История музыкально – эстетического воспитания школьников., М., 1989 – с. 14
1 Бодина Е.А. История Из истории музыкального воспитания, М. 1989г. – с. 16
3 Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников М. 1989. – С.18.
1 Ефимова Н.И. Раннесредневековый дидактизм и музыкально-педагогическая наука эпохи Каролингов М. 1991г – С.95.
3 Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников М. 1989г. – С.19.
1 Киселев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации. М., 1998 – с. 17
2 Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников, М. 1989г. – с. 20
1 Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников. М.1989г. – С.20.
1 Антология педагогической мысли христианского Средневековья: М., АО «Спект Пресс», Т. II, 1994 с. 21-2
2 Дорошенко С.И. Музыкальное образование в России: Историко-педагогические исследования: Монография. ВГПУ, Владимир – 1999, с. 17.
2 Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников М. 1989г. – С.22.
1 Идеи эстетического воспитания. М. 1973 т.1. с. 305
2 Дорошенко С.И. Музыкальное образование в России: Историко-педагогические исследования: Монография. ВГПУ, Владимир – 1999, с. 33
1 Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников, М. 1989г. – с. 25
2 Идеи эстетического воспитания. М., 1973. Т.1 с. 357
1 Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников, М. 1989г. – с. 26
2 Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников М. 1989г. – С.27.
1 Культурологи: История мировой культуры. Ред. А.Н. Марковой. Изд. 2-е М. 1998г. с. 393
2 Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников М. 1989г. – С.28.
1 Бодина Е.А. Истоя музыкально-эстетического воспитания школьников М. 1989г. – С.30.
2 Конен В. История зарубежной музыки: М. «Музыка» 1989 с. 9
Источник: https://infourok.ru/mesto-i-rol-muzikalnogo-vospitaniya-i-obrazovaniya-v-istorii-civilizacii-1071980.html
По страницам истории школы
«По страницам истории школы»
с. Лопазное, 2014 г.
Пояснительная записка
Всем известно, что патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родине.
И с чего оно начинается? Да с самого малого – с Любви к школе, к своей малой Родине. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны. Будущее рождается сегодня. Необходимо формировать его жизненную позицию, интерес к делам школы, города, страны.
Эти экскурсии и будут одной из ступенек в патриотическом воспитании.
Славные страницы истории школы, связанные с ее педагогами и учениками, людьми, которые помогали и помогают развиваться и совершенствоваться нашей школе, ее достижения и традиции бережно хранит выставка «Из истории школы», расположенная в нашей школе. Девиз наших экскурсий — «Сохранить историю — воспитать будущее».
Цели:
- популяризация роли школы в жизни общества;
- формирование чувства национального самосознания и достоинства.
Задачи:
- воспитание уважения и любви к школе — малой Родине;
- сохранение и развитие школьных традиций;
- сплочение школьного сообщества: учителей, учеников, родителей.
Форма проведения: устный журнал
Страницы экскурсий:
-
I страничка: “Минувших дней перевернув страницы…”, где рассказывается о первом появлении школы на селе, о зданиях школы, где начинали обучаться самые первые ученики, о замечательных директорах и учителях.
-
II страничка: “Взвейтесь кострами, синие ночи…” об истории пионерской организации.
-
III страничка: “Прекрасное далеко” это яркие страницы из истории школы. Хроника, факты, комментарии.
-
IV страничка: “Их должны знать в лицо” о педагогах-выпускниках нашей школы.
-
V страничка: “Традиции школы”.
Предполагаемый результат: тема патриотизма — нынче жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Ход экскурсии
Ведущий:
Добрый день, дорогие ученики, нашей экскурсии. Мы рады приветствовать вас на нашей первой экскурсии, посвященном истории нашей школы. Прежде чем мы начнем листать страницы истории нашей школы, мне бы хотелось, чтобы вы послушали отрывок из стихотворения (читает подготовленный ученик).
***
Наша, школа! Ты не просто зданье
Ты для нас как будто дом родной.
Ежедневно каждым утром ранним
На свиданье мы идем с тобой.
Здесь начнется таинство ученья,
И ворвется сказка в бытие,
Ждут тебя большие достиженья,
Становленье личности твое.
Наша, школа! О тебе с волненьем
Пишем мы нескладные стихи.
Каждый год приходит пополненье,
А уходят лишь выпускники…
Наша школа — это храм науки,
Дом уюта, светлый огонек,
Добрые, учительские руки,
Первый и последний наш звонок!
Возвышается школа родная,
В самом центре нашего села,
Всем близка она и дорогая,
Пора детства здесь для всех прошла!
Ведущий:
Итак, открываем первую страницу“Минувших дней перевернув страницы…”
Первые упоминания о школе в селе были связаны с образования посёлка. В 1918 году учились в маленьком доме, фамилия учителя – Пелёнкин. Потолок в доме был низкий, отопление печное, а дрова заготавливались в ручную. В углу класса стояла икона, и перед занятиями весь класс читал молитвы.
В школе не было парт, стояли большие столы, за которым могло уместиться до пяти человек. Учитель был один на все классы и на одном уроке обучал сразу всех учеников. Позже, к 1937 году, школу перенесли в однокомнатную квартиру двухкомнатного дома. В Лопазновской школе ребята учились до 4 класса. А учили ребят П.Ф. Солоненко, Н.Н. Плесовская, М.И.
Чупина. Школу посещало не много ребят, родители считали, что образование их детям может не пригодиться. Часто ребята пропускали занятия, так как очень рано вся работа по хозяйству перекладывалась на их плечи. Ходили дети в школу в разной одежде, но почти всегда она перешивалась из одежды взрослых.
Шариковые ручки появились поздно, а до того писали ребята остро отточенными перьями, которые макали в чернила, сделанные из печной сажи или свёклы. Об учебниках и вовсе не слышали, а когда они впервые появились, то всё равно на весь класс не хватало, да и домой брать не разрешали. Поэтому на уроке много писали в тетради и учили наизусть.
После окончания четырёх классов ребята могли продолжить дальнейшее обучение в Сладковской школе, но таких детей было очень мало.
Лишь после 1941 года школа стала семилетней, директором школы в то время работала Посаженникова Н.П., учили ребят сосланные в Сибирь немцы – Ольга Владимировна Винс (русский язык), Герхард Давыдович Винс (рисование), Биата Васильевна (физика, немецкий), Галина Степановна Фёдорова (история).
Отдалила война детей от школы, да и многие учителя ушли на фронт, но, не смотря на это занятия в школе продолжались. Всё же очень часто ребят снимали с уроков, и отправляли работать на поля: обрабатывали сою, пололи посадки на полях.
Во время страды собирали колоски на сжатых полях, работали на току, а во время посевной работали на сеялках, садили картофель. С питанием и одеждой было совсем плохо.
Лишь после Великой Отечественной войны, в конце 40 – х годов началось строительство новой школы. На совете села постановили, что каждая семья, из которой дети шли в школу, обязана была привозить сосновые брёвна из Маслянки и Новоандреевки для её строительства. Брёвна были привезены и бригада белорусов начала строительство школы. В 1984 году построили новую школу.
Обучение было десятилетним. В 1990 году ребята получали среднее общеобразовательное обучение, окончив 11 классов. 2007 году наша школа вновь стала основной. Дети оканчивают 9 классов и продолжают обучение в Сладковской средней школе. К следующей нашей встрече, на которой мы откроем вторую страницу истории нашей школы, вы должны будете ознакомиться с этой информацией.
Ведущий:
Добрый день! Сегодня мы открываем вторую страницу“ Взвейтесь кострами, синие ночи …”, но для начала несколько вопросов:
— Когда директором школы стала Дубинина В.В.?
— В каком году пришёл работать в нашу школу Пузиков Д.Н.?
— Какие предметы преподаёт Козлова О.Б.?
— Кем в школе работает Абильмажинов М.К.?
— Кто из учителей был свидетелем, участником всех пионерских дел пионерской дружины нашей школы?
Правильно, это Дубинина Вера Васильевна, Королёва Елена Ивановна. Сегодня они у нас в гостях, и вы можете задать им несколько вопросов по теме нашей страницы.
Вопрос 1: Чем занимались пионеры в дружине?
Вопрос 2: Как принимали в пионеры?
Вопрос 3: Как награждались лучшие пионеры?
Ведущий:
Большое пионерское спасибо за интересное интервью Вера Васильевна, Елена Ивановна. И как говорится, всем до новой встречи.
Ведущий:
И снова здравствуйте! Сегодня мы открываем третью страницу“ Прекрасное далеко”, но прежде чем мы начнем читать текст на этой странице, давайте послушаем стихотворение (читает подготовленный ученик).
Ученик:
Что молодым без старших никуда,Мы вспомнили сегодня неспроста. Чьи тут работают ученики?
Кто опытом своим нам помогал расти?
Ведь школа родилась не год назад:Ее успех трудом копился вашим, Он был рожден, воспитан и украшен
Всех поколений творчеством большим.
Ведущий:
Славные страницы истории школы, связанные с ее педагогами и учениками, людьми, которые помогали и помогают развиваться и совершенствоваться нашей школе, все ее достижения и традиции бережно хранит наша музейная комната боевой и трудовой славы. Давайте заглянем туда и вспомним самые яркие страницы, самые памятные события, высокие достижения нашей школы. (Экскурсия в музейную комнату)
Ведущий:
Добрый день! Сегодня мы открываем четвертую страницу“ Их должны знать в лицо”, но для начала послушайте небольшое стихотворение:
Ученик:
Пройдут года, столетий нитиУтонут в синей бездне звезд.Но слово теплое — “учитель” -Всегда растрогает до слез.Всегда заставит вспомнить что-тоРодное, близкое тебе…В 20 веке и в 200
Учитель вечен на Земле.
Ведущий:
Педагоги школы – это мудрые, добрые, профессиональные люди, некоторые из них выпускники нашей школы. Кто они? Попробуйте угадать.
(Ответы принимаются с места)
В школе у нас много учителей,
Но есть один, который всех главней.
Точка, точка, зэпэтэ,По душе мне ЭВТСканер, принтер, интеграл…Кто наш учитель?
Ин-тел-лек-ту-ал.
Показала 100 компьютерных программРазбираться в них теперь
Лет на 10 хватит нам.
Коль пожар иль наводненье
Всех спасет без исключенья.
Кто покажет букву “А”Перемножит 2*2,Кто отметит первый промах,В первый раз поставит “5”,
Впишет палочку в тетрадь?
Кто заставит относиться с уважение к зарядке,
Чтоб всегда самочувствие было в порядке?
Гвоздик вбить, строгать и шить
Кто вас может научить?
Страницы летописи школы,Перелистают бережно, любя,И погрузившись в этот мир серьезный и веселый
Узнают они себя.
Мы будем помнить каждый мигНаш лучший друг- родной язык!Невозможно стать культурным
Без учителя литературы!
Ваш предмет, конечно, важныйЭто понимает каждый.Изучили все подряд:Человека и котят…И цветочки и травинки,Стебли, пестики, тычинки…И учитель он отменный
Самый необыкновенный.
Может нет в нас Эдисонов,Не дотянем до Ньютонов,И совсем был не таковПапа радио – Попов.Пусть паскали, ваты, герцыНам вошли и в плоть и в кровь,Но зато навечно в сердце
Будет к вам любовь.
(Подготовленные ученики рассказывают о педагогах-выпускниках, работающих в нашей школе).
Ведущий:
И в грядущее смотрим мы смело,Идем в ногу с веком по зову страны,Память о прошлом храним мы умело.
Традициям лучшим школы верны.
Здравствуйте! Сегодня мы с вами открываем последнюю пятую страницу «Традиции школы» нашего устного журнала.
Ученик:
Есть в природе нашего народаВечные особые черты-Не берут ни годы, ни невзгоды, Ни капризы ветреные модыОт души они, от доброты.
Гость, войди! Традиций не нарушим!
Ведущий:
Сегодня у нас в гостях выпускница 73 года Козлова Ольга Борисовна, она нам расскажет о традициях школы во времена ее учебы, а о традициях школы в наше время расскажет ученик 7 класса Дубинин Владислав, который является активистом детской организации «Республика Детства»
(Рассказы о традициях нашей школы)
Ведущий:
Давайте скажем большое спасибо нашим гостьям за интересные рассказы о традициях школы, как мы убедились, они несколько не изменились. Мы с вами продолжаем хранить традиции школы, появившиеся более 20 лет назад.
Ведущий:
И прежде чем мы закончим нашу последнюю встречу, посмотрим, кто из вас был самым внимательным и ответит правильно на вопросы:
Викторина для учеников
-
В каком году родилась наша школа?
-
Чьи имена носили пионерские отряды нашей школы?
-
Сколько учителей – выпускников работают в нашей школе?
-
Назовите фамилии учеников, прославивших нашу школу?
-
Сколько учителей имеют высокое звание “Отличник народного образования”?
-
Какие школьные традиции вы знаете?
Релаксация класса, как итог экскурсий:
— Что каждый для себя узнал нового, интересного, может даже удивительного, значимого, полезного?
Источник: https://kopilkaurokov.ru/istoriya/meropriyatia/po-stranitsam-istorii-shkoly
Воспитание музыкой
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека.
В. Сухомлинский
В современном обществе, переживающем преобразования в политической, экономической, социальной и культурной сферах, существенное обновление претерпевает система среднего образования. При этом одной из актуальных задач в школе становится развитие музыкальной культуры учащегося, являющейся частью общей культуры и залогом формирования и самосовершенствования личности.
Каждый учитель, безусловно, считает свой предмет самым важным, нужным. Но именно предмет музыка в вопросе воспитания является незаменимым, поскольку возрастание роли искусства, музыкальной культуры в жизни общества и конкретного человека факт очевидный.
Я, как учитель музыки, чувствую себя ответственной за музыкальное воспитание учащихся – очень важного элемента их гармоничного развития.
Не знаю, как на уроках физики или математики, но на уроках музыки достучаться до самого сердца, затронуть самые тонкие струны детской души можно и нужно.
На свете найдется мало людей, равнодушных к музыке. Музыка будет жить столько, сколько будет существовать человек. С древнейших времен люди чувствовали и понимали, что воздействие музыки может быть как созидательным, так и разрушительным.
Обладая огромной эмоциональной силой, музыка является средством самопознания, самовыражения, самосовершенствования. А ещё музыка способна воспитывать.
И чем чаще и глубже восхищение ребёнка красотой (в данном случае музыкой), тем больше места в его душе будет занято добром и любовью, тем меньше места останется в душе, куда всё труднее будет войти злу и жестокости.
Однако зло и жестокость распространяются в наше время значительно быстрее по причине бурного развития информационных технологий. На современное детство обрушен поток информации, с которой не способно самостоятельно справиться юное сознание. Не секрет, что ребёнок, придя домой из школы, садится к телевизору и смотрит всё подряд без разбору, часто то, что и смотреть-то вредно.
Интернет – гениальное изобретение, наш помощник, колоссальный источник информации, давно превратившийся в предмет первой необходимости для многих. Но!..
Современные дети многие часы проводят в интернет-пространстве, нет, не добывая добротную информацию, а играя в глобальной сети, переписываясь, смотря не лучшие, мягко говоря, фильмы (здоровья это тоже не прибавляет). Большая часть молодёжи живёт сегодня «лицом в мониторе».
Грустно… «Сетевые форумы стёрли умственную грань между человеком и Чебурашкой», – иронично заметил М. Веллер. Чего проще – взять в руки пульт от телевизора или, открыв ноутбук, погрузиться в виртуальную реальность компьютерных игр.
Установлено, что в связи с ранней компьютеризацией школьники утрачивают образное мышление, творческие способности, предпочитая времяпрепровождение с компьютером элементарному живому общению с другими людьми, тогда как без него невозможно формирование адекватной личности.
А между тем люди, которые фактически являются основателями этой информационной интернет-империи, своих детей защищают от переизбытка медийного пространства. Они осознанно ограничивают либо вовсе исключают доступ к пользованию смартфонами, айпадами и прочими гаждетами. То есть те, кто создал империю, во благо будущего своих детей, изолируют их от того, что создали сами.
Современные дети катастрофически мало читают. Сам вид длинного текста наводит тоску. А ведь для сохранения ясности ума на протяжении всей жизни нужно постоянно развивать свой мозг, а этому способствует именно чтение. Оно же увеличивает словарный запас, что так актуально сегодня, повышает элементарную общую грамотность, расширяет кругозор, развивает память, мышление.
Трагедия наших детей (и родителей, конечно) состоит в том, что на воспитание, на то, чтобы просто побыть с детьми, большинство родителей не находят времени. Однако все нормальные родители хотят, чтобы их дети росли добрыми, радостными, позитивными, хорошо относились к родителям. Вопрос: как всё-таки воспитывать детей, когда вокруг столько негатива?
В человеке – и в детях, естественно, – есть и хорошее, и плохое, и то, и другое выявляется в зависимости от влияния. Так вот и нужно воздействовать на позитивное, доброе посредством, к примеру, хорошей музыки.
В аспекте вышеизложенных проблем очевидна значимость учителя музыки, чьей задачей является не сводить само музыкальное воспитание и образование к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать. Чтобы у детей развивался не только интеллект, но и душа, чтобы они умели оценивать явления в жизни и в искусстве на основе духовно-нравственных критериев.
Один из видов деятельности школьников на уроках предполагает слушание музыки (слушать мелодичную, красивую музыку, к тому же, очень полезно для здоровья). Это самый простой и доступный способ воспитания.
Отмечая вкусовое падение, разрушительность современной массовой музыкальной культуры, прекрасно понимая, что школьникам ближе различные современные направления, тем не менее, на своих уроках стараюсь рассказать о музыке другой.
Конечно, отношение к музыке субъективно, на наши музыкальные предпочтения оказывают влияние множество факторов, как по отдельности, так и вместе взятые. И то, что для одного – совершенство, для другого – набор звуков.
Но честное слово, я не видела ни разу проявления неадекватной реакции на музыку «Лунной сонаты» Бетховена, выразившему через неё состояние своей души. История безответной, несчастной любви глохнущего композитора к Джульетте Гвиччарди, которая предпочла графа, так понятна.
Именно в школьном возрасте случаются первые влюблённости, первые переживания и, возможно, безответное чувство… И девочки, и мальчики (как ни удивительно, ведь они взрослеют несколько позже своих сверстниц) слушают очень серьёзно и внимательно.
Ничто не мешает восприятию музыки. Я очень люблю такие минутки, они дорогого стоят.
Есть, есть непреходящие ценности! Как нелепо, неправдоподобно было бы сказать «мода на Бетховена», «мода на Чайковского», «мода на Шопена». То, что отвечает требованиям высокого искусства, то лучшее, что создало человечество в области музыки – классика – если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно, и моде не подвержено.
Классическая музыка звучит чаще, чем может кому-то показаться – она в современных фильмах, мультфильмах, пресловутой рекламе… Дети удивляются тому, что написана она, оказывается, не в наши дни, а много лет назад, но по сей день остаётся эталоном, образцом. И пусть некоторые вещи «доходят» не сразу.
Альберт Эйнштейн сказал: «Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники». Пройдёт время, повзрослевшие дети оценят по достоинству прелесть этой музыки, результат нашего, учительского труда будет обязательно (есть и сейчас).
Нам ведь в школьные годы тоже не очень-то хотелось читать произведения писателей-классиков, зато с каким удовольствием делаем это теперь.
Стараюсь давать музыку, заведомо зная, что точно понравится, не может не понравиться, наиболее доступную детскому восприятию, составляющую «сердцевину» творчества. Легко увлечь тем, что любишь сама. Знакомлю с бардовской песней, здесь всегда есть мысль, ибо, как справедливо заметил Б. Окуджава, «поэзия под аккомпанемент гитары писалась думающими людьми для думающих людей».
Я не ставлю перед собой сверхзадач – заставить, навязать, обязать слушать только классику. Мы все понимаем, что это невозможно и не нужно (прекрасной современной музыки тоже предостаточно).
Моя задача – рассказать о ней просто, ненавязчиво, научить её если не любить, то хотя бы уважать, знать хоть в какой-то мере.
Чтобы по незнанию не пропустить поистине ценное, прекрасное, что может пройти мимо ребячьей души, и тогда что-то другое, отнюдь не лучшее и не способствующее развитию гармоничной личности, окажет воздействие на ещё несформировавшуюся детскую душу.
Воспитать маленького человека может взрослый человек высокой культуры. Поэтому надо быть требовательным в первую очередь к себе. Быть компетентной в своей профессии – моя обязанность и необходимость. На меня смотрят дети! Но самая главная сторона учительского труда, как правило, остаётся скрытой от ученика, а между тем она составляет предмет особой науки педагогики – науки о воспитании.
Профессия наша связана не только с большими трудностями, но и с большой радостью – с радостью творчества, требуется постоянное напряжение всех душевных сил, глубокие знания, умение передать свои знания молодому поколению. Учителя не заменить никакими книгами, учебниками, новейшими средствами обучения, т. к. помимо знаний, он передаёт детям частицу своей души, направляет их духовное развитие.
Немногие из ребят занимаются в музыкальной школе, единицы станут профессиональными музыкантами – не в этом дело. Кем бы ни стал человек в жизни, каждый с чувством благодарности вспоминает любимых учителей, родную школу и, смею надеяться, уроки музыки тоже…
По точному определению В. Сухомлинского, «музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
И когда всей школой, в одном порыве, искренне, с одухотворёнными лицами, ребята поют военные песни – это воспитание. И когда мы, учителя, поём плечом к плечу с нашими детьми – это воспитание.
И когда ни один знаменательный праздник в школе не обходится без ветеранов – это воспитание.
Поскольку именно мы, взрослые, ответственны за воспитание наших детей, сегодня вывод один – всё, что можем для воспитания и образования подрастающего поколения, мы должны делать. Чтобы не наблюдать в будущем потерянного поколения. Чтобы не стать свидетелями безвозвратного разрушения человеческой сущности. Чтобы не сожалеть о том, что мы могли сделать, но не сделали.
Источник: http://io.nios.ru/articles2/77/2/vospitanie-muzykoy
Мероприятие по патриотическому воспитанию «По страницам забытых историй»
Патриотическое воспитание
Мероприятие «По страницам забытых историй»
Воспитатель:
— Добрый вечер, ребята. Сегодня мы приглашаем вас на устный журнал «По страницам забытых историй». Наш вечер мы посвящаем памяти всех воинов-солдат, которые отдали свои жизни ради мира на земле. Наш вечер о солдатах – о тех, кто остался в земле навсегда. В какой бы войне погибшие солдаты не участвовали, они все хотели мира на планете.
Сегодня мы с вами вспомним солдат трех поколений.
Первая страница нашего журнала посвящается солдатам Великой Отечественной войны:
«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».
Не дымятся дали, пыль черна от слез.
Ни одной медали дед мой не принес.
Только в этом самом не его вины,
Потому что сам он не пришел с войны.
Ведущая: Ирина
— 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена нападением фашисткой Германии. Наша страна вступила в смертный бой с коварным, жестоким врагом.
Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. Это была священная война. 20миллионов сынов и дочерей потеряла наша Родина в этой битве. Каждый девятый житель нашей страны не вернулся с этой войны. Вдумайтесь в эти цифры! Какой ценой завоевано всему человечеству право на жизнь, радость, труд!
Воспитатель:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса
Ведущий: Андрей
— Могила Неизвестного солдата у стены Кремля, в Александровском саду.
Сюда идут матери и отцы, не дождавшиеся сыновей и дочерей, идут вдовы, идут внуки, знающие дедов только по рассказам отцов и фотографиям.
Воспитатель:
— Старая женщина в платке остановилась у могилы, плачет.
— Ты здесь лежишь.… А я осталась.… Спасибо тебе, сынок, за все, что ты сделал.
Она не спешит уйти отсюда, где покоится, она уверена, именно ее сын. Седая мать со сбившимся на плечи платком.
Стихотворение Р. Ругина
«Горсть родной земли»
Чтец:Марианна
Всювойну и четверть века после
Сына в отчий дом ждала она.
Солнце светит, ливень ли, мороз ли –
Все не отходила от окна.
Все напрасно! И тогда решила
Побывать хотя бы в том краю,
Где его солдатская могила,
Где сложил он голову свою.
Только где, в каком далеком месте
Ей рассыпать горсть родной земли?
Сказано о нем: «Пропал без вести…»
А другие вести не дошли
Но решилась. В дальний путь пустилась.
И однажды на исходе дня
Тихо на колени опустилась
На гранит близ Вечного огня.
Это место для народа свято,
И не вянут здесь поверх плиты
В память Неизвестного солдата
Все цветы, цветы, цветы.
На граните – белизна и алость,
Разноцветным – нет цветам числа!
Мать, вздохнув, впервые растерялась:
Ведь она цветов не принесла.
Ведь природа Севера сурова
Лето – кратко, холода – круты,
Нет у нас обычая такого –
На могилы приносить цветы.
Краешком платка отерла слезы –
И туда на камень, где легли
Георгины скорбные и розы,
Робко положила горсть земли.
И опять в молчании застыла,
Но сквозь боль и полузабытье
Материнским сердцем ощутила:
Люди рядом поняли ее.
И молчала, сына вспоминая,
И лежала серой горсткой там
Та земля, что всюду нам — родная,
Та земля, что мать любым цветам.
Письмо пионера читает Таня
«Тебе 15или немного больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. Ты видишь, как строят новые дома, но не подозреваешь, как легко разрушаются они под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как веселый утренний сон.
Война…. Война – это страшно: это кровь, муки, смерть…. Да, нас убивали. И мы убивали. Но мы не любили воевать. Мы воевали и убивали, чтобы этого никогда не пришлось делать вам.
А что вы думаете о нас сегодня? Вспоминаете ли? Что вы знаете о войне?»
Воспитатель:
— вторая страница нашего журнала «Маленькие герои большой войны»
Ведущий: Андрей
— До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали родителям, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
Так вспомним всех поименно,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
Гена, Вова, Альбина (зажигают свечи)
-
Саня Колесников
-
Зоя Космодемьянская
-
Володя Щербинцев
-
Зина Портнова
-
Аркадий Каманин
-
Юта Бондаровская
-
Марат Казей
-
Люся Герасименко
-
Валя Котик
Воспитатель:
— Пионеры огненных лет – так зовут это поколение. Война не щадила ни детей, ни взрослых. Но они не сдавались.
Дети войны…. Они рано и быстро взрослели. Не детская это тяжесть, война, а они хлебнули ее полной мерой. Они учились читать по сводкам советского информбюро и по серым листам похоронок.
Они познали тяжелую науку – урок под названием «Война».
Маленькие герои большой войны. Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости.
Ребята, они были вашими ровесниками. Им было столько лет, сколько сегодня вам.
Стихотворение Л. Татаренко
«Спят мальчишки в сиянии звезд…»
Чтец: Эльвира
Спят мальчишки в сиянии звезд…
Им – семнадцать! Навечно семнадцать!
Им не встать из-под белых берез,
Из-под алых рябин не подняться.
Шли мальчишки в шинелях до пят
На врага, под огонь бронебойный.
Не забудьте же этих ребят,
Будьте этих мальчишек достойны!
Спят мальчишки под сенью берез, —
Навсегда твердо сомкнуты губы, —
Не видать им ни солнца, ни звезд –
Тише пойте, армейские трубы!
Воспитатель:
— Третью страницу нашего журнала мы назвали «Живая память». Она посвящена памяти воинов-интернационалистов, солдат которые служили в горячих точках: в Афганистане, Чечне. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, семьи, близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.
Баллада «О двадцатилетних»
Чтецы: Наташа, Елена
Посвящается двадцатилетним.
Прожившим так мало.
Прожившим так много.
Я, словно в пропасть, в утренний туман
Ныряю, не задерживаясь долго.
Горит Чечня, горит Афганистан,
Как в 43 том горела Волга.
И улетают секунды в прошлое,
Им обратной дороги нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.
Захватили житейские хлопоты,
Мы идем навстречу ветрам.
Нам порой не хватает опыта,
Не хватает нежности нам.
Не хватает написанной песни,
Не хватает непрожитых дней.
И еще никому не известно,
С чем я встречусь в жизни своей.
Может быть через год, через месяц,
Через день, через час, через миг
Мне придется судьбу свою встретить,
Оценить, что узнал, что достиг.
Разграничить: что было и стало,
Разделить темноту и свет,
Что с того, что мы прожили мало,
Что с того, что нам двадцать лет.
Мы с рождением не опоздали,
И на нас хватает сейчас
И дорог безопасных едва ли,
И боев хватает на нас.
Тишина. Перебор гитарный…
А не за эту ли тишину
Погибают российские парни,
Не по песням узнав про войну.
Да возможно ль такое, возможно ли?
Да. Возможно. Сомнений нет.
Что с того, что мы мало прожили,
Что с того, что нам двадцать лет.
Мы порою грубы, простите.
В сердце каждого свой тайник.
Но спросите у нас, вы спросите,
Что мы думаем в этот миг.
В миг когда еще выжить пытаемся,
Замерзая в кровавом снегу,
И с последней гранатой взрываемся,
Чтоб живым не достаться врагу.
И сияет в глазах поблеклых
Отголоском счастливых снов
Небо синее, словно в окнах
Деревенских российских домов.
И поверьте, словам вы поверьте
Нашим мыслям в последнем бою.
Говорят, что в миг до смерти
Вспоминаешь всю жизнь свою.
Руки матери, запах хлеба,
Скрип калитки в ночной тишине,
Голубое российское небо
В небольшом деревенском окне.
Голубые снега России,
Разве есть что-нибудь родней,
Разве есть что-нибудь красивей,
Разве есть что-нибудь милей?
Воспитатель:
— 15 февраля – особый день для тех, кто служил в республике Афганистан. Это дата начала вывода войск из Афганистана.
Ведущая:
— Война в Афганистане длилась 9 лет, 1месяц и 19дней – с 25декабря 1979 года по 15февраля 1989года.
С 15 февраля 1989 года началась точка отсчета новой жизни для тысяч и тысяч советских солдат — «афганцев». Правда о войне всегда дается трудно.
Стихотворение «То, что я должен сказать»
Чтец: Кристина
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.
Осторожные зрители молча кутались в шубы,
И какая-то женщина с искаженным лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.
Закидали их елками, замесили их грязью
И пошли по домам под шумок толковать
Что пора положить бы конец безобразью,
Что и так уже скоро, мы начнем голодать
И никто не додумался просто встать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги – это только ступени,
В бесконечные пропасти к недоступной весне.
Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть не дрожащей рукой.
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в вечный покой.
Воспитатель:
— Любая война – это война. И что бы ни говорили, ни писали о советско-афганской войне, она стала частью нашей истории.
Война явление страшное, жестокое. Но пока существует на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей.
Стихотворение А.Горяевой
«Горячие точки»
Чтец: Оксана
Горячие точки не стынут
Смертью, разрухой глядят.
Письма от матери к сыну
Тихо, скорбяще лежат.
Буйствует праздное лето,
Бой неравный идет,
Мама от сына ответа
С сердцем тревожным ждет.
Где ты мой милый сыночек?
Где ты, сынок мой сейчас?
Синего цвета цветочек,
Цвета сыновних глаз,
Сорванный перед боем,
Крепко в руке он зажал.
Гасло сознание с болью,
Ветер над ним лишь рыдал.
В далеком Афгане, в долине
Боя давно уже нет.
Все мысли ее о сыне –
Ждет его много лет.
От горьких дум не деться,
Не спрятаться ей никуда.
И кровоточит сердце
Долгие дни и года.
Ведущий:
«Завалы, заслоны, засады.
Барханы, сугробы, ветра,
Наверно, забыть это надо,
Но помнится, словно вчера».
История же – это, прежде всего люди: солдаты, офицеры. Они чьи-то сыновья, братья, мужья. Пуровским районным военным комиссариатом были призваны служить в республике Афганистан
-
Айваседо Сергей Иванович, рядовой
-
Байнов Василий Васильевич, рядовой
-
Гашин Евгений Викторович, сапер
-
Лысак Виктор Григорьевич, сержант
-
Харючи Геннадий Писимович, рядовой
Позади 3 338 дней и ночей мужества и потрясений, черного горя и радостного откровения. «Афганцы»… Они наша гордость. На их долю выпала нелегкая участь: хлебнуть фронтового лиха, когда над нашей страной зажигались мирные звезды. Наши ребята в непростых испытаниях познали истинную цену мирного неба, мужской дружбы, закалили свой характер.
Ведущая: Ирина
— Сегодня в Ямало-Ненецком автономном округе проживают около полутора тысяч ветеранов афганской войны, более ста человек живут и работают в Пуровском районе.
С 2011 года дата 15 февраля официально объявлена днем памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества.
Воспитатель:
— Пройдут годы. Многое со временем, возможно забудется. Канут в небытие нынешние дискуссии о «афганцах» и «чеченцах» и упреки, так больно ранящие их. Эти войны останутся в народе трагической меткой. Останутся стихи и песни, рожденные на войне, рассказывающие о силе духа и мужестве солдат. Жизнь как спираль уходящая вверх
Звучит песня из репертуара группы «Голубые береты»
«Но разве это было зря?»
Музыка и слова Ю.Слатов
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/mieropriiatiie-po-patriotichieskomu-vospitaniiu-po.html
История музыкального воспитания (стр. 1 из 3)
Реферат
Московский Педагогический Государственный Университет им. Ленина
Физический факультет
Москва
1998
Вряд ли кто-нибудь может спросить: Нужна ли в жизни музыка? До такой степени музыка есть искусство популярное. До такой степени музыка слилась с жизнью. Она несравненно глубже проникает во все поры жизни, Чем нам кажется.
А.В. Луначарский
Теория и практика гармоничного воспитания человека в древней Греции
Древние греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Эти принципы развивали в политико-этических трактатах Платон и Аристотель. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества.
Гармонически и всесторонне развитый человек – центральна тема древнегреческого искусства: в статуях богов и героев запечатлели художники “канон” идеального человеческого тела; афинская драма представила цельные могучие характеры, сочетающие высокий интеллект и нравственную чистоту, мужество, гуманность и непреклонную силу воли.
На протяжении всей многовековой истории Эллады представители различных социальных слоев и групп, сторонники различных политических систем и партий – каждый выдвигал свой идеал человека.
Но узкоклассовый характер концепции воспитания оставался неизменным: практика воспитания и образования и теоретические трактаты по этим проблемам касаются только привилегированного класса рабовладельческого общества – класса свободнорожденных. Из системы воспитания совершенно исключаются угнетенные классы населения – рабы.
Поэтому при рассмотрении практики и теории воспитания в античном обществе необходимо постоянно иметь в виду, что речь идет только о свободнорожденных гражданах рабовладельческого государства, о правящем классе рабовладельцев.
“Отец комедии” Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что они “воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке”, и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные, мусические.
Что же понималось под мусическим образованием? Греческое слово “мусике” (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы.
Система школьного образования в Афинах сводилась к мусическому и гимнастическому образованию.
В основе школьного обучения в мусической школе лежало обучение грамоте. Затем шло знакомство с классиками греческой литературы – Гомером и Гесиодом.
“Душу мы, прежде всего, совершенствуем,- говорит греческий писатель Лукиан,- обучая юношей музыке, счету и грамоте… затем они учат изречения мудрецов и рассказы о древних подвигах, и полезные мысли.
… Слушая о наградах и достойных деяниях, юноши понемногу вырастают душою, и чувствуют стремление подражать им, для того чтобы впоследствии и их воспевали и восхищались ими потомки, как мы восхищаемся предками благодаря творениям Гесиода и Гомера”.
После чтения поэтов следовало обучение игре на музыкальных инструментах и хоровому пению.
Мусическому образованию греки придавали первостепенное значение не только потому, что знакомство с подвигами героев и изречениями мудрецов воспитывало этические качества, но и потому, что музыкальный ритм и гармония, как они полагали, приучали к упорядоченности в движениях, мыслях, в эмоциях и в деятельности.
“Когда научились играть на кифаре, учат их опять стихотворениям других хороших поэтов-песнотворцев, прилаживая слова к музыке, и заставляют души детей свыкаться с правильными чередованиями и ладами, чтобы, становясь более кроткими и чинными и уравновешенными, были они готовы и для речей и для деятельности: ведь вся жизнь человека нуждается в чинности и добром ладе”. (Платон. Протагор,326,АВ.)
В своем проекте идеального государства Платон, стремясь воспитать в гражданах суровую простоту и мужество, требует самого жесткого контроля над музыкой.
Он совершенно исключает такие лады, которые способствуют, по его мнению, изнеженности и чувственности, и разрешает в своем государстве употребление только двух ладов: того, “который надлежащим образом воспроизводит звуки и ударения человека мужественного в военном и всяком ратном деле”, и того, который может быть использован в мирное время. Он настраивает человека действовать при всех обстоятельствах мудро и умеренно.
С не меньшей скорпулезностью отбирает Платон и музыкальные инструменты, допуская употребление в городе только лиры и кифары, а в деревне свирели.
Греки понимали музыку всегда в соединении со словом, поэтому Платон требует тщательного контроля над поэтическими произведениями. Платон различает двух муз: одна из них чрезвычайно улучшает людей, на ней воспитавшихся, а другая ухудшает, в связи с чем он подвергает “чистке” Гомера, предлагает установить надзор за сочинителями сказов, цензуру в отношении постановок трагедий.
Основным средством воспитания считает музыку и Аристотель. По мнению Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека.
Как и Платон, Аристотель проводит строгий отбор ладов и музыкальных инструментов. Он делит лады на этические (действующие на моральные свойства человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние). И он указывает, в каких случаях как этими ладами надлежит пользоваться.
Музыке, как средству этического воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия. “Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе этические свойства. Между тем, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают”. (Аристотель, Проблемы XIX, 27.)
Обучение детей хоровому пению в древней Руси
Хоровое пение на Руси издавна включалось в число учебных предметов. Чтение, письмо и пение составляли содержание индивидуального и группового обучения.
В древнерусской былине о буйном молодце Василии Буслаеве говорится:
Дала его учить грамоте.
Грамота ему в наук пошла.
Посадила его пером писать.
Письмо Василию в наук пошло.
Отдала она петью учить.
Петье Василию в наук пошло.
Обучение, как правило, начиналось с семи лет.
Центрами образования в древней Руси были монастыри и княжеские дворы. Именно здесь проходили первые занятия и по хоровому пению. Дети низших сословий учились преимущественно в монастырских школах, а также у священников – “мастеров грамоты”. Наряду с мастерами грамоты были и мастера пения, которые специально обучали детей пению.
Так, в открытой княгиней Анной Всеволдовной в Киеве в XI в. при Андреевском монастыре специальной женской школе обучали также пению. “Собраше, — говорится в летописи,- младых девиц (ок. 300) нетолико обучала их писанию, тако и ремеслам, пению, швению и иных полезным им ремеслам”. Это училище без сомнения было не единственным, т.к. иначе летопись об этом упомянула.
С развитием частных школ и индивидуального обучения пению включалось в число основных предметов.
Большое место занимало обучение хоровому пению в братских школах, которые создавались религиозно-национальныыми организациями – братствами, ведшими активную борьбу против полонизации и окатоличения русского и близких народов. Братские школы – это целая эпоха в истории русского просвящения.
Наряду с положительными сторонами общей учебной работы братские школы показывали высокие образцы музыкального воспитания, хорового пения.
Статья 20 Устава Луцкой школы определяет основы обучения в школе: “Сперва научаются складывать буквы; потом обучаются грамматике; притом учатся церковному порядку, чтению, пению”.
Значительное место отводилось певческому обучению и в духовных училищах. Последнему уделено большое внимание в постановлениях Собора, собравшегося в 1551 году, изложенных в ста главах.
“А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в великом Новгороде и по иным градам многие грамоте, писати и пети и чести учили, потому тогда и грамоте гораздых было много, но писцы и певцы и чтецы славные были по всей земле и до днесь”.
Собор постановил организовать в домах священников и дьяков училища и обучать в них грамоте и церковному пению. “И те священники и диаконы и дияки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пети и чести”.
Обучение хоровому пению происходило не только в плане общеобразовательном, но и специальном. Эти области были тесно связаны между собой. Опыт, накапливавшийся в профессиональном хоровом исполнительстве и педагогике, использовался в школьном обучении пению. С другой стороны, последнее являлось основным каналом, питавшим профессиональное хоровое искусство.
Значительный опыт хорового обучения детей накапливался в профессиональных хорах. Первым профессиональным русским хором был хор государевых певчих дьяков, организованный в XV в. На основе этого хора была создана впоследствии Петербургская придворная певчая капелла.
Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня. В народном песнетворчестве существует специальный цикл песен, связанных с детством: это колыбельные и другие материнские песни, прибаутки, считалки и т.п.
Они запечатлели с большой полнотой мир детских интересов, словесных и музыкальных образов, характерных интонаций. С самого младенчества дети жили в окружении народных песен. Несмотря на отсутствие (до XVIII в.
) письменной фиксации, народные песни сохранялись в устной традиции (лучшее свидетельство их популярности в народе) и многие из них дошли и до нас (“А мы просо сеяли”, “Ай, во поле липонька”, “Посеяли девки лен” и многие другие).
Пение без сопровождения и многоголосное пение составляют ценнейшую традицию русской хоровой культуры, школьного хорового пения в частности.
Источник: http://MirZnanii.com/a/316336/istoriya-muzykalnogo-vospitaniya