Лентулов аристарх «москва» описание картины, анализ, сочинение

08 февраля 2019

Лентулов Аристарх

Аристарх Лентулов жил и работал в эпоху небывалых революционных сдвигов, огромных исторических событий. Человека широкой и доброй души, мы знаем его по работам, где он писал яркими и чистыми красками. «Рисовать карандашом мне не хотелось. С самых ранних лет и по сей день я воспринимал мир исключительно через цвет и свет».

Аристарх Васильевич был уроженцем маленького села вблизи Пензы. Его отец был сельским священником и, к сожалению, он скончался в 1885 году, в тот год мальчику стукнуло три года. Казалось, его жизнь расписана – сперва он поступил в Пензенское духовное училище, далее перешел в духовную семинарию. Но у Аристарха с детства проявилась любовь к рисованию, а проторенная колея его не прельщала.

Лентулов Аристарх

Лентулов Аристарх Васильевич. «Василий Блаженный». Государственная Третьяковская галерея, Москва, 1913

Свой путь человека искусства он начал в Пензе, где в 1898 году проводился первый набор в недавно открывшееся художественное училище. Но здесь учеба у него не сложилась – спустя два года он поддался ученическим революционным настроениям и вышел из училища.

Далее началась череда мест – через четыре года учебы в Киевском художественном училище, он был отчислен за прогулы занятий. Затем на год возвратился в Пензенское училище, но бросил его ради более перспективного места – Академии Художеств, куда так тянуло всех художников, но провалил вступительные испытания.

Вряд ли можно утверждать о систематичности полученных им за эти годы знаний, ведь он слишком метался.

Если считать периодом формирования манеры художника первое десятилетие ХХ века, то необходимо сказать, что поначалу (где-то до 1909 года) этот интерес был весьма широк.

Художник одинаково комфортно чувствовал себя и в кругу голуборозовцев, и в кругу мирискусников, и при общении с Бурлюками, уже зараженными последними тенденциями Парижа.

Юный Лентулов начинал совершенно банально – он, как и многие, любил Репина.

Лентулов Аристарх

Лентулов Аристарх Васильевич, «Москва», Государственная Третьяковская галерея, Москва, 1913

Пройдя через интерес к Врубелю, Борисову-Мусатову, Гогену и его последователям, фовистам, он выработал вполне самобытную манеру письма, в которой большую роль играли яркий цвет, декоративное начало, этюдность композиции и колорит, который был построен на доминирующем розовом цвете. Завершило дело «кубистический» удар – и собственно технический арсенал оказался собран.

Следующие четыре года художник посвятил себя «встраиванию» в современный выставочный процесс, поиску единомышленников, самоидентификации. Путь его был довольно извилист, он почти метался, стремительно меняя художественные предпочтения.

Одно время был близок к художникам «Голубой розы» с их меланхолией не без привкуса символизма; «заигрывал» с бывшими мирискусниками, добившись от Александра Бенуа признания собственного дара («Картины его поют и веселят душу…» — писал Бенуа); находил общий язык с самыми левыми авангардистами (с тем же Ларионовым, например).

Со временем его самосознание стало определяться все отчетливее. Пиковым моментом можно считать 1910 год, когда он знакомится с Машковым и Кончаловским. Это трио быстро нашло общий язык, на горизонте замаячила первая выставка «Бубнового валета» — она распахнула свои двери 10 декабря 1910 года.

Эпоха «Бубнового валета» продлилась шесть лет, с 1910 по 1916 года. «Натюрморт в некотором роде является природой бубново-валетной живописи. В них я искал острых сочетаний цвета и взаимоотношений цвета и формы».

Лентулов Аристарх

Лентулов Аристарх Васильевич. «Звон (Колокольня «Иван Великий»)». Государственная Третьяковская галерея, Москва. 1915

«По приезде в Москву в 1910 году я начал разговор о формировании общества художников, работавших в противовес декадентам и символистам, господ в искусстве того времени. Председателем общества был Кончаловский, я был выбран секретарем». Бубновому Валету суждено было сыграть большую роль в истории нового русского искусства.

В 1908 году художник женился на курсистке Марии Петровне Рукиной, которая впоследствии стала героиней многих его полотен. Будучи жизнерадостным, местами шаловливым, увлекающимся, художник вел легкую и веселую жизнь.

Жизнь вокруг него в буквальном смысле бурлила. Частыми гостями в его доме были А.Толстой, М.Волошин, В.Маяковский, братья Бурлюки, И.Северянин, В.Хлебников, В.Брюсов и многие другие выдающиеся представители художественной жизни столицы.

Лентулов Аристарх

Лентулов Аристарх Васильевич. «У Иверской». 1916

Осенью 1911 года, чувствуя свое отставание от товарищей, художник с супругой уезжает в Париж, чтобы заниматься в академии Ла Палетт, где молодые живописцы со всего света изучали ультрамодный в то время кубизм.

Проведя какое-то время в Италии, семья возвращается на родину. Четкие принципы кубизма художник разбавил яркой красочностью, не соблазнившись жесткой геометрией разъятых на части форм и монохромной палитрой.

Череда веселья подходила к концу. Участники группировки пересматривали свои позиции. В этом году и Машковский, и Кончаловский приняли решение уйти в возобновленный «Мир искусства», а через год к ним присоединился и Аристарх Лентулов.

Лентулов Аристарх

Лентулов Аристарх Васильевич. «Тверской бульвар.Страстной монастырь». Государственная Третьяковская галерея, Москва. 1917 год

Натюрморты в некотором смысле были визитной карточкой Бубнового валета. Но сам Лентулов не обладал особой любовью к этому жанру. Но и он создавал яркие натюрморты. «Астры» (1913) – замечательный пример жанра, перед нами манера, которая принесла Лентулову известность.

Мастер смело «раскубливает» предметы, выделяя из них гармонично сочетающиеся цветовые плоскости. Тем самым он в корне убивает привычное впечатление от созерцания цветов, пытаясь гиперболически выявить их прекрасную сущность.

А если сравнить эту работу с более поздней «Перец и капуста» (1932), кажется, словно их писали два разных художника.

Лентулов Аристарх

Лентулов Аристарх Васильевич. «Портрет актрисы А.С.Хохловой». Государственная Третьяковская галерея, Москва. 1919

Он много занимался портретом в начале своего творческого пути. Потом был перерыв, а всплеск нового интереса датируется концом 1910-х годов, когда наметился очередной перелом в его творчестве. Тут не обошлось без оглядки на классические образы, подтверждением чему служит «Портрет Е.С.Карезиной» (1923).

К концу жизни он создал целую галерею портретов творческой интеллигенции, таких, как «Потрет художницы Т.А.Оранской» (1941).

Во время дискуссии о месте портрета в современной живописи, он подчеркнул, что «Я считаю портрет произведением искусства только в том случае, если художник передал свое переживание от данного объекта».

Эволюция творчества художника явственно присутствует и в портрете, которому он придавал особое значение. Он прошел путь от кубофутуристического портрета до создания реалистических глубоко психологических образов.

Лентулов Аристарх

Лентулов Аристарх Васильевич. «Автопортрет со скрипкой». 1919

Крым для художника был излюбленным местом, он часто там бывал. Привозил он оттуда в том числе и концептуальные картины – «Катарсисы (Замок в Алупке)» (1916). Не переставал он туда ездить и в советские годы. Более того, в 1926 году здесь был создан один из самых удачных пейзажей того времени – «Ай-Петри» (1926), который написан в традиционной манере.

В конце 1917 года Лентулов пишет картину «Тверской бульвар», где в условной форме пытается передать атмосферу того времени. «Я сам к октябрьской революции подошел с очень большим восторгом и волнением».

Особая страница в творчестве Лентулова – восторженные красочные гимны праздничной причудливой русской архитектуре. «Я писал соборы и церкви не из религиозных чувств. Они все скошенные расчленены, чего это чувство, конечно, не допустило бы, а просто из любви к русской архитектуре и в честности, к кремлевскому стилю и барокко».

Лентулов Аристарх

Лентулов Аристарх Васильевич. «Нижний Новгород». 1925

В 1918 году на сцене Большого театра в дни октябрьских торжеств на созданном художником фоне был сыгран «Прометей» Александра Николаевича Скрябина. Он отмечал Лентулова как художника ближе всех стоящего к его цветомузыкальной идее. В этот же год он оформляет Театральную площадь к празднованию первой годовщины Октябрьской революции.

После октябрьской революции Летнулов принял активное участие в формировании новой художественной культуры: он был бессменным председателем общества московских художников, преподавал во ВХУТЕМАСе, участвовал в выставках.

Семья художника ощущала недостаток в средствах. В годы гражданской войны художник переехал в Сергиев Посад. 1927-28 годами датируется последний творческий подъем Лентулова, увенчанный созданием ряда великолепных работ.

В это время он попытался избавиться от навязанных идеологических стереотипов и вернуться к себе самому.

Сочтя в 1926 году нужным идти на компромиссы со «временем», Лентулов вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), но уже год спустя понял полную чужеродность среды, в которую попал и покинул АХРР.

Советские годы жизни Лентулова – настойчивая попытка найти себе место в стремительно идеологизируемой живописи. Он много преподавал, работал для театра, воевал с упрощенцами, доказывая ценность станковой картины.

И на глазах сдавал одну эстетическую позицию за другой, пытаясь объяснить себе и всем необходимость возврата к реализму.

В 1933 году состоялась персональная выставка Лентулова, посвященная 25-летию его творческой деятельности.

Лентулов Аристарх

Лентулов Аристарх Васильевич. «Солнце над крышами. Закат». 1928

В 1931 году, во время пребывания под Москвой художник осознал ограниченность своих тем. Таким образом осознал необходимость командировки, во время которой воочию увидел преображение великой необъятной Руси в города-гиганты и индустриальные центры.

Читайте также:  Пикассо пабло "девочка на шаре" описание картины, анализ, сочинение

В 1930-х он совершил несколько поездок по крупным стройкам пятилеток, «отчитавшись» после этого перед публикой серией индустриальных видов. За это время художник успел посетить Мариуполь, Донбасс, Тбилиси.

В этих работах выступает тонким колористом и замечательным композитором.

В конце жизни он пытался соответствовать требованиям утвердившегося в советской живописи реализма. «Татарская улица. Ялта» (1932) – один из наиболее удачных опытов в этом роде.

Свою театральную деятельность художник начал в камерном театре. Работа с Алексндром Таировым дала огромный материал в области взаимопонимания режиссера и художника. Под руководством Таирова в опере Моссовета Лентуловым был поставлен «Демон».

Режиссер и художник долго нащупывали тот стиль и форму, кот требовал этот поистине фантастический спектаклю Следующей его постановкой были сказки Гофмана в театре имени Комиссаржевской.

Звезда Лентулова не погасла: в 20-е, 30-е, трудные 40-е годы он писал яркие, сочные, декоративно-праздничные картины.

Жизнь подходила к концу. В октябре 1941 года, когда под Москвой возникла критическая ситуация, он с семьей эвакуируется в Ульяновск. Через год вернулся в столицу, а 15 апреля 1943 года скончался.

Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Он прожил 60 лет, но и за эти годы, он, обладая редким живописным даром, сумел вписать особую, неповторимую страницу в историю русского предреволюционного и советского искусства.

Аристарх Васильевич Лентулов – Ландшафт, церкви (Новый Иерусалим), 1916 

Лентулов прошел любопытную и вместе с тем логичную эволюцию: от реалистического восприятия мира – через то, что он сам называл «академией методов», — к тоске по «новому реализму». При этом все высшие его достижения пришлись на серединный этап этого пути.

Стиль и технику Лентулова вполне можно анализировать.

Но, занимаясь таким анализом, следует всегда не упускать из виду особенностей творческой натуры художника, среди которых едва ли не главное – его «естественность», в некотором роде «бессознательность» и способность увлекаться.

Это у других тематика и «технология» художественных миров диктовались некими идеологическими убеждениями: у Лентулова все наоборот – он сначала писал, а потом более или менее удачно объяснял результаты своего труда.

  Искусствовед Фомирякова Анна

этоинтересно, интересныефакты, жизнь и творчество, Фомирякова, врубель, собор, церковь, Лентулов, Василий Блаженный, машков, кончаловский, бубновый валет.

Источник: https://ArtDoArt.com/news/aristarh-lentulov-2

Иосиф Андреевич Павлишак

Лентулов Аристарх Лентулов Аристарх Васильевич — [4(16).1.1882, Нижнее Ломово, ныне Пензенской области, — 15.4.1943, Москва], советский живописец. Учился в Пензенском и Киевском художественных училищах (1897-1907), петербургской студии Д. Н. Кардовского (1908-10); в 1911 работал в Париже в студии А. Ле Фоконье. Один из организаторов объединения «Бубновый валет» (1910). Член АХРР (с 1926), общества московских художников (с 1928). Профессор московского Вхутемаса-Вхутеина (с 1919), Московского художественного института (1937-43). Испытывая в 1910-е гг. воздействие кубизма, футуризма и орфизма, Л. вместе с тем стремился придать своим образам отчётливый национальный характер, обращаясь к мотивам допетровского зодчества, осмысляя традиции иконописи и лубка («Василий Блаженный», 1913; «Звон», 1915; «У Иверской», 1916; все — в Третьяковской галерее). С начала 20-х гг. в творчестве Лентулова происходит поворот к непосредственно-реалистическому восприятию мира. В 20-30-е гг. Лентулов создаёт индустриальные пейзажи, портреты, натюрморты. Пронизанные ощущением полноты бытия, они ближе к натуре, жизненным прообразам («Крекинг нефтеперегонного завода», 1931; «Овощи», 1933; оба произведения — в Третьяковской галерее). Лентулов выступал также как театральный художник (оформление спектакля «Испанский священник» Ф. Бомонта и Дж. Флетчера, 1934, МХАТ 2-й, Москва). Кубизм, экспрессионизм, футуризм, даже соцреализм… Работы Аристарха Лентулова –мозаика из всех самых важных направлений начала XX века. Такие разные картины объединяет неуловимое родство колорита, «лентуловская интонация». Виднейший западный специалист по русскому искусству, профессор искусствоведения Джон Боулт уверен: по масштабу Лентулов для российской живописи то же, что Матисс для мировой. «Матисс, пожалуй, более экспериментальный, чем Лентулов, но у Лентулова такое же увлечение краской как таковой, которое мы находим у Матисса», — объясняет он.

Лентулов Аристарх Лентулов Аристарх Лентулов Аристарх Лентулов Аристарх Лентулов Аристарх Лентулов Аристарх
Автопортрет 1912г Автопортрет 1913г Автопортрет 1915г 104х142см Третьяковская галерея Москва Битва победы 1914г Ворота с башней. Новый Иерусалим Гурзуф 1913г
Лентулов Аристарх Лентулов Аристарх Лентулов Аристарх
Женщина с гитарой 1913г Закат на Волге 1928г Звон — Колокольня Ивана Великого 1915г Москва 1913г 189х179см Третьяковскаягалерея Москва Небосвод — Декоративная Москва1919г Нижний Новгород 1925г
Ночь на Патриарших прудах 1928г Пейзаж с белым домом и желтыми воротами1922г Пейзаж с красным домом 1917г Пейзаж с монастырской стеной 1920г Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами 1920г Пейзаж с сухими деревьями.Сергиев Посад
Портрет жены и дочери художника 1915г Портрет Н. Сведонской 1915г Портрет режиссера Александра Таирова 1920г Русский музей вСанкт-Петербурге Сельский домик. Село Зюзино Сергиев Посад 1922г Собор Василия Блаженного 1913г Третьяковскаягалерея Москва
Тверской бульвар 1917г Улица в Сергиевом Посаде1922г Улица. Москва 1910г Церкви 1916г Церкви. Новый Иерусалим1917г Пейзаж Туапсе
Пристань в Сухуми ночью. 1934г Река Пахра Сирень Солнце над крышами. Закат.1928г Страстная площадь ночью Строители Комбината. 1931г
У Иверской 1916г У Черниговской 1920г Церковь в Солнцедаре.1913г

Источник: http://pavlishak.ru/lantulov_arestarkh.html

Аристарх Лентулов-его живопись это праздник, красочный фейерверк, щедрое излияние любви к жизни. | Волшебная сила искусства

Лентулов Аристарх

Автопортрет.

   В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Васильевич Лентулов . Живопись Лентулова в его молодые годы — это праздник, красочный фейерверк, щедрое излияние любви к жизни.

     На его картинах 10-х годов русский фольклор и европейский авангард праздновали блистательную встречу. Лентулов не боялся  стилистических парадоксов. Казалось, в этих ярких, веселых, артистичных холстах открываются какие-то новые пути для развития русской национальной живописи.

Лентулов Аристарх

Москва.

       Родился Аристарх Лентулов в Пензенской области в 1882 году.

Обучение художественному искусству Лентулов постигал в нескольких заведениях: Пензенское художественное училище, Киевское художественное училище и петербургская студия Кардовского Д.Н.

В 1910 году художник Лентулов участвует в создании художественного объединения «Бубновый валет».Лентулов Аристарх

Василий Блаженный. 

Картина «Василий Блаженный», написанная в 1913 году, по праву считается лучшей в ряду его живописных панно на тему древнерусской архитектуры. Художник не уставал восхищаться этим без преувеличения уникальным памятником. Рассказывая о работе над картиной, дочь.

Лентулова вспоминала, что ее отец хотел увидеть собор как бы «сразу отовсюду», со всех сторон.

«Десятки раз ходил он кругом него, запоминал причудливые ракурсы, следил за меняющимся, как в калейдоскопе, во время ходьбы положением отдельных главок, стараясь передать эту сказочность, эту безудержную фантазию формы и цвета на полотне.» 

Художник не изображает храм, он воплощает на полотне уникальное произведение мировой архитектуры – ведь замысел и воплощение Покровского собора тоже поистине фантастичны.

В начале ХХ века Лентулов новыми живописными средствами продолжает мысли древнерусских зодчих, объемно-пластическое чудо XVI века претворяется в двухмерном пространстве картины. Вместо объема на холсте невероятное богатство «звучащего» цвета.

В «Василии Блаженном» Лентулов еще решительней, чем в других картинах использует коллаж, золотую фольгу, из которой он вырезает звезды, наклеенные на изображения куполов.

  •       Лентулов писал об этом: «Материал, который я применил… состоял из цветных золотистых бумаг, сусального золота – то, что так ярко выражает сущность внутреннего уклада, вкуса и любви москвичей к декоративно-мишурно-пышной красоте… Пестрые, как петрушки, купола чередуются с наклеенными блестками цветных бумаг»
  • Лентулов Аристарх
  • Москва.

     Середина 1910-х годов – время расцвета таланта Лентулова, когда он создал ряд композиций, ставших воплощением новых представлений о возможностях живописи. Для этих монументальных живописных панно Лентулов выбрал принцип «цветодинамики».

Образы древнерусской архитектуры были благодатной почвой для этого приема – ведь именно в ней гармонично сочетаются конструктивное и рациональное начало с прихотливостью, яркой красочностью, «дивным узорочьем» форм.

        Картина «Москва» открывала ряд знаменитых панно Лентулова, которые условно можно назвать архитектурными пейзажами. Облик Москвы, сохранившей старые храмы и монастыри, соседствующие с современными зданиями, предстает в монументальном полотне как бы увиденным в калейдоскоп.

Энергия, с которой художник строит композицию, дает ощущение движения, непрерывного изменения ракурсов, звона, гула и грохота современного города, где «сорок сороков» церквей соседствуют с многоэтажными доходными домами начала ХХ век

      В 1920-х годах Лентулов создал ряд станковых полотен, пейзажи этого периода близки к стилю импрессионизм. Работы, написанные в стиле соцреализма, особого успеха не имели.

Лентулов Аристарх

Небозвон (Декоративная Москва). 1915.

     Это был воистину уникальный художник. В 1909 году, увидев первые картины Лентулова, Александр Бенуа откликнулся горячо: «Картины его поют и веселят ду-шу… Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант». Прошло, однако, каких-нибудь десять лет, и, увы, «ценить и лелеять» талант Лентулова оказалось некому.

      Зрелые годы Лентулова, как и многих художников его поколения, прошли печально. 

Читайте также:  Шарден "атрибуты искусства" описание картины, анализ, сочинение

 

Лентулов, Аристарх Васильевич. Звон (Колокольня Ивана Великого).

Лентулов Аристарх

Церкви.

Лентулов Аристарх

Пейзаж с церковью и красными крышами. 

 Он был сыном священника из Нижнего Ломова под Пензой; отца своего не знал; учился в Пензе — сначала в духовном училище, затем — в художественном, где преподавал известный передвижник К. Савицкий.

Много лет спустя Лентулов вспоминал, что сильнейшим впечатлением детства он был обязан музыкальной шкатулке, завалявшейся среди прочей рухляди в барском имении, в котором служил его дядя.

Мальчиком, в отсутствие господ,

    Аристарх заводил чудесный механизм и «каждый раз плакал от восторга… Никогда больше не испытывал я подобного наслаждения от исполнения даже самых лучших музыкантов, какое я получал тогда от этой маленькой шкатулки с наполовину истертым валиком, отчего некоторые ноты проскакивали и не звучали».

Впоследствии в жизни и искусстве Лентулова музыка займет огромное место. По законам музыкальных ассоциаций будут строиться его живописные композиции.

 Дерзость в живописи у Лентулова сопровождалась и дерзостью поведения. Однажды во время занятий на пленэре он «подцветил и причесал» этюд преподавателя.

Результатом этого стал Педагогический совет, который «метал громы, молнии и обещания отдать в солдаты», исключение, а следом за этим возвращение в выпускной класс Пензенского художественного училища.

Очень похожая история произошла год спустя на вступительном экзамене в Академию художеств, когда в ответ на вопрос, где он видит на носу модели зеленый цвет, абитуриент ответил преподавателю: «А разве Вы не видите? В таком случае, мне Вас жаль».

Разумеется, после такого разговора о поступлении в Академию пришлось забыть. Этот эпизод привлек внимание Д.Н.Кардовского, работавшего в ту пору помощником в мастерской И.Е.Репина, и пригласившего Лентулова заниматься в свою студию.

Астры. 1913

 Лентулов Аристарх Аристарх Лентулов. Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года.

   Он привыкнет заканчивать картину под музыку, звуком и ритмом как бы проверяя цвет и живописный ритм. Будет много и охотно работать над оформлением оперных спектаклей.  Вскоре, после неудавшейся попытки поступить в Академию художеств, отправился в Париж.

     О парижском периоде Лентулова известно мало. Да и продолжался он года полтора. Мы знаем, что в Париже Лентулов познакомился с Пикассо, близко сдружился с Р. Делоне.

И знаем, что в 1910 году вернулся из Парижа и навсегда поселился в Москве законченный авангардист из числа наиболее крайних, напористый и задиристый, один из тех, чье имя гремело в связи со скандальными манифестациями футуристов.

Автопортрет.1915г

     «Автопортрет» 1915 года занимает достойное место в ряду многочисленных и разнообразных автопортретов «бубнововалетцев». Обыватель, как правило, представлял художника томным, бледным, подчас утонченно-болезненным.

На картине же Лентулова, самим автором названной «Le grand peintre» (Великий художник) представлен совершенно другой персонаж: мужчина богатырского вида стоит, подбоченясь, на фоне разноцветного узорчатого задника с золотыми сияющими звездами. Розовощекий, могучий, воплощение силы и энергии, взирает он свысока на зрителя.

Голова его окружена серебряно-золотым сиянием – то ли этот великан затмевает солнце, то ли это нимб над его головой.

        Узорчатый «кафтан» вызывает ассоциации с футуристической желтой кофтой Маяковского. И хотя название картины, трактовка образа полны самоиронии, несомненно, художник вполне уверен в своих силах и именно поэтому может позволить посмеяться над собой.

      Он откровенно веселился, можно даже сказать, дурачился; духом старинного балагана, воскрешенным в урбанистический век, веяло от его франтоватых усиков, казавшихся приклеенными, от пародийной осанки ярмарочного зазывалы, от сусальных золотых звезд на декоративном фоне автопортрета.

      Этот Великий Художник российского кубо-футуризма не скрывал озорного удовольствия, бросая в лицо ошеломленному обывателю сгусток молодой оптимистической энергии. В этом парижско-московском авангардисте жил и посмеивался балагур-скоморох допетровской Руси.

        Веселость и уверенность в себе — вот эмоциональная атмосфера автопортрета, как, впрочем, и других вещей молодого Лентулова. А он и правда был уверен в себе, и были для того немалые основания.  Как уверенно и свободно он распоряжался линией, цветом, объемом, как совершенна гармония его кубистических фантазий.

     Поистине он работал играючи и радовался работе-игре.

Что бы он ни писал, будь то портреты, крымские пейзажи, виды Москвы или Нового Иерусалима, в резких разломах плоскостей и причудливой геометрии ломаных линий, в интенсивном, порою — лубочном цвете ощущалась не столько аналитическая потребность проникнуть в структуру вещей (как у европейских кубистов), сколько желание сотворить их заново, сделать их лучше и прекраснее.

 Битва победы.

 

  Москва. 1913

 Позднее, вероятно, уже в 30-х годах, в угрюмой и подозрительной атмосфере сталинщины, понуждавшей людей отрекаться и каяться, Лентулов взялся за воспоминания, отрывки из которых напечатаны в книге его дочери о нем. Там, в частности, он писал о 10-х годах:

    «Я поглощен был искусством и в душе питал честные намерения добиться идеала, которому посвятил жизнь.

Но по приезде из-за границы все, что происходило в то время в Москве под знаком Бурлюков, уж очень стало казаться мне легковесным и, конечно, меня как профессионала до глубины души все это коробило и клало не очень приятную тень на группу серьезно работающих Кончаловского, Куприна, меня, Машкова, Фалька, Рождественского и других.

Лентулов, Аристарх Васильевич. Ворота с башней. Новый Иерусалим. 1917
  

У Иверской. 1916

Написанная годом позже картина «У Иверской» знаменует новый этап творчества художника.

Кубофутуристическая динамика сменяется на этом полотне ритмически безупречным построением почти уравновешенной композиции, движение «замедляется», замыкается внутри поля станковой картины, приближающейся к классической норме.

В живописную поверхность произведения включены кусочки различных по фактуре тканей – женские фигуры буквально «одеты» в фетр, бархат, шелк – и этот коллаж обогащает колористическое решение картины.

 

Пейзаж с красным домом. 1917

 

Церкви. Новый Иерусалим. 1917

 

Нижний Новгород. 1915.

 
Портрет Марины Петровны Лентуловой.  

Портрет М.П.Лентуловой с розами

 

Пейзаж с лаврой. 1918—1919

 

Мир,торжество,освобождение.

 Теперь остается сказать о картине «Мир, торжество, освобождение», написанной Лентуловым сразу после революции.

На этой картине — риторичной, как большинство «революционных» картин, представлен восставший человек, свергнувший эмблемы монархического рабства. Лучезарные перспективы мира и свободы простираются перед ним.

Разумеется, пафос Лентулова был абсолютно искренним. Он примыкал к тем художникам, которые после Октября поставили на непрочный альянс социальной революции с художественным авангардом.

   Теперь видно, что художники-энтузиасты, прошедшие с революцией, понимали ее явно недостаточно. Да и сама революция пока что себя не понимала. Творческий всплеск Лентулова в первые послеоктябрьские годы оказался последним из выпавших ему.

  1. Закат на Волге 1928год.

Пристань в Сухуми ночью..1934год.

  •  Во второй половине 1920-х Лентулов обращается к классической пленэрной живописи, в своих пейзажах он сохраняет звучность красок, они наполнены ощущением воздуха и света.
  •    Таковы работы Лентулова, написанные в Крыму, например, «Ай-Петри», таковы московские пейзажи, увиденные из окна мастерской художника, среди которых выделяются поистине поэтические вещи, такие, как «Ночь на Патриарших прудах» или «Солнце над крышами». 
  • Ай -Петри.

Солнце над крышами. Закат.1928год

Ночь на Патриарших прудах 1928год       В 1933 году состоялась единственная прижизненная персональная выставка Лентулова на которой, наряду с картинами, написанными в советское время были представлены все его знаменитые произведения середины 1910-х годов, выставлявшиеся на выставках «Бубнового валета».

   Последний период творчества Лентулова связан с многочисленными поездками по стране, из которых художник привозил материал для картин, посвященных индустриализации, циклом произведений о строительстве московского метро, продолжением работы в театре, как в Москве, так и в эвакуации в Ульяновске.        Осенью 1942 года Лентуловы вернулись в Москву. Аристарх Васильевич был уже болен, перенес тяжелую операцию, но, несмотря на временное улучшение, он скончался 18 апреля 1943 года.

1 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's  выставлена на продажу картина из советского времени «Образы поколения» Аристарха Лентулова (1882-1943).Картина из частной коллекции. Эстимейт составляет $ 1,4–1,6 млн.

Режиссер А. Таиров, с которым много и плодотворно работал и дружил А. Лентулов, писал о нем: «Он работал, как жил, и жил, как работал… Я помню Аристарха молодым, красивым,- красивым он был до конца,- буйным, непримиримым, горячим, бунтующим, каким, по существу, он оставался всю жизнь. Он верил, что миром правит красота, искусство, что искусство учит человека познавать природу».

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/1796605

Описание картины Аристарха Лентулова «Москва»

Аристарх Лентулов – русский и советский художник, один из первых русских авангардистов – объединял в своей живописи несколько направлений: экспрессионизм, футуризм, постимпрессионизм, кубизм и даже примитивизм. К последнему и относится данное произведение. Хотя даже здесь примитивизм не в чистом виде – эта некое «примитивное преувеличение», намеренная гигантомания, всё огромно, массивно, сгущено в единую монументальную массу, как сама живопись.

Читайте также:  Пикассо пабло "дриада" описание картины, анализ, сочинение

Художник бесподобно работает с контрастом тёмных и светлых тонов. Его движение цветов поражает: это не канонические переходы от центра полотна к краям, а передвижение от края до края, в различных направлениях.

Это было почерком живописца. Достаточно посмотреть в левый верхний угол, где много чёрного цвета (в сочетании с красным), и переместиться в левый нижний угол, где сияют бело-голубые тона, — чтобы этот почерк увидеть.

Нельзя не согласиться с тем, что всё изображённое как бы движется, слившись в единый строй, хотя на картине нет ни единого живого существа, то есть «движутся» стены, здания, купола… Осознанная и преднамеренная густота красок окунает зрителя в данное панно, он становится невольным участником этого строя зданий.

Картина называется «Москва». Это вполне справедливо, хотя к слову «Москва» можно было бы добавить «архитектурная». Ведь здесь мы действительно можем наблюдать столицу в разных архитектурных решениях: церкви (в том числе и Собор Василия Блаженного, к которому художник относился трепетно), двухэтажные домики, возможно, даже деревянные, кремлёвские палаты, панельные многоэтажные дома.

Совместно с другими коллегами-художниками Аристарх создал выставку под названием «Бубновый валет», на которой рассматриваемая картина впервые была представлена массовому зрителю и имела у последнего ошеломительный успех.

(2 votes, average: 3,00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-aristarxa-lentulova-moskva/

Аристарх Лентулов: Я выдержал экзамен

Автопортрет. 1910

(Начало здесь) С 1908 года Аристарх Лентулов начинает отсчет своего  бурного десятилетия, сделавшее его классиком русского авангарда. В 1908 год он пишет этапную работу «Автопортрет в красном», которой завершился поиск своего стиля. В этот же год  он женится на Марии Рукиной, ставшей его музой и моделью. 

Ему двадцать шесть, художник полон энтузиазма и планов, он нашел свои любимые цвета, ставшие своеобразной визитной карточкой: красно-коричневый и ярко-зеленый, присутствующие почти во всех его ранних работах.

В это время художник активно примеряет на себя французскую живопись и проходит увлечение импрессионизмом, сезаннизмом, кубизмом, футуризмом, кубофутуризмом. В 1908 году появляется явно не-лентуловская  «Купальня», написанная в духе импрессионизма, а в 1909 — «Купальщицы» с явным отсылом к  Сезанну.

Купальщицы. 1909

«Купальщицы» Лентулова — это гимн природе, счастью и любви, в которых у него тогда не было недостатка. Моделью для всех трех купальщиц была его любимая жена Мария. Но в 1910 году у художника появляются две  картины, которые не были похожи на предыдущие. Это «Распятие» и диптих «Снятие с Креста».

«Распятие» никак не вписывалось в мажорный мир солнечного Лентулова, оно страшит, потому что наполнено ужасом происходящего. Картину запретили и сняли с первой выставки «Бубнового валета». Чтобы понять ужас, исходящий от «Распятия», следует помнить о семинаристском прошлом художника. «Рапятие» — выражение личного восприятия художником трагедии, произошедшей две тысячи лет назад.

Но в диптихе «Снятие с Креста» уже нет этого ужаса, особенно во второй части, отделенной от первой простой чертой. Во второй части диптиха  Спаситель уже Воскресший, в белых одеждах, но лика Его не видно. Аристарх Васильевич не рискнул изобразить его, что для человека глубоко верующего вполне естественно.

Распятие. 1910

В 1910 Аристарх Лентулов переехал в Москву и вся дальнейшая его жизнь была связана с этим городом. Увлечение Сезанном и  кубизмом привело Лентулова в Париж, где художник  учится в знаменитой Академии Ла Палетт.

В Париже он увидел Пикассо и Брака, Сезанна и Гогена, но кубистические сдвиги отдельных частей предметов, сильно повлиявшие на его стиль, были, в конечном итоге, лишь формой выражения пластичности предметов.

Главными же в картинах того периода стали декоративность, музыкальность и цветоносность образов. После возвращения из Парижа Лентулов увлечется футуристической идеей совмещения цветов и их гармонизацией, наиболее ярко выраженной в картине «Война 1812».

Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года

Постепенно картины Аристарха Лентулова насыщались яркими  красками, становились все более экспрессивными, вбирали в себя весь арсенал стилей, которыми с молниеносной быстротой осваивал художник. Так сформировался уникальный синтетический лентуловский  стиль.

В 1913 появляется знаменитое красочное панно «Собор Василия Блаженного», в котором не сразу узнаешь тот, что на Красной площади. У Аристарха Лентулова  он развернут своими яркими куполами и красками на одной плоскости со всеми его архитектурными элементами: закомарами, куполами, наличниками, окнами, узорами, звездами со всей цветовой щедростью палитры.

Собор в духе кубизма разъят на отдельные грани, каждая из которых играет своей краской. Все это великолепие кажется сплошным нагромождением, но художник хочет показать храм как чудо, замысловатое и торжественное одновременно. И это площадное чудо — и есть  символ России.

Собор Василия Блаженного. 1913

Здесь есть все: народная театрализация, лубок, ярмарочная зрелищность, музыкальность. В таком же стиле написано и другое грандиозное панно «Москва» (1913). Такую Москву, по его словам, он увидел с самой высокой точки — с колокольни Ивана Великого. Тогда она предстала ему как результат многовековой истории государства Российского во всей красе и многообразии.

Через два года (1915) Аристарх Лентулов выставляет новое декоративное панно «Звон», тоже с колокольней Ивана Великого. В нем  многие совершенно точно увидели полифонию пасхальных малиновых звонов. Звуковые волны в виде полукружий растекаются по всему полотну, отражаясь от центра – звонаря на колокольне.

Звуковые волны задают динамику, экспрессию, цветовую гармонию. Двоящиеся силуэты колокольни и купола храма вибрируют в такт колокольному звону, создавая впечатление, что на них играют как на струнах гитары. Несмотря на кубофутуристические сдвиги, здесь все узнаваемо: и купола, и арки, и проемы.

Звон (Колокольня Ивана Великого. 1915

И все это уходит в  глубину русской иконописной традиции с ее обратной перспективой, плоскостным изображением, устремленностью от земли к небу, цветовой палитрой Красной Пасхи, невесомостью форм и монументальностью. Это еще одно подтверждение тому, что весь русский авангард вышел из русской иконы.

Красный цвет – это еще и предвестник трагических событий, которые разыграются всего через два года. Художник – это предвестник, улавливающий волны грядущего на подсознательном уровне. Аристарх Лентулов был одним из таких художников, который почувствовал надвигающуюся катастрофу.

Особенно нужно сказать о его портретах. Нельзя назвать художника  блестящим портретистом, но он выработал свою формулу: писать не того, кто перед тобой, а впечатление, которое человек производит. Таковы все его портреты: С.

Лобачева (1913),  М.П. Лентуловой с розами (1913), жены и дочери (1915), Н.Сведонской (1915), неизвестной в голубом (1916), актрис О.Гзовской (1918) и А.Хохловой (1919),  И.Малютина (1918), А.Таирова (1919-1920), Н.

Соловьева  и многих других.

М.П.Лентулова с розами. 1913

Портреты Аристарх Лентулов писал и после революции, писал блестяще, но со временем в них становилось все меньше кубизма и сдвигов, появился реализм и натурализм, постепенно уходили яркие звонкие цвета и глуше становилась палитра. В тридцатые годы художник и вовсе отказался от своего раннего стиля.

Несколько слов о пейзаже, которые Аристарх Васильевич любил писать, особенно городские. Это и  широкий Нижний Новгород, и созерцательный Гурзуф, и совершенно необычный Сергиев Посад с уходящей в небо Троице-Сергиевой Лаврой, и, конечно, Москва.

Все творчество Аристарха Лентулова, вплоть до тридцатого года, было стремлением  преодолеть ограниченность изображения на холсте, наполнить его звуком, движением, ярким светом, увести читателя за грань не только холста, но и этого мира, туда, где нет смерти.

Пейзаж. 1913

Революцию семнадцатого года Аристарх Васильевич принял с радостью, считая ее революцией бунтарей. Когда многие его друзья-художники оказались за границей, он еще какое-то время держался: на своем прежнем авторитете, на желании служить новому государству. За него был сам Луначарский и художника не трогали.

Свой потенциал он теперь все больше реализует в театре, где оформляет спектакли. В общей сложности Лентулов оформил двадцать постановок. Кроме того, он много преподает и участвовал в исполнении государственного заказа по оформлению столиц к годовщинам революции.

Аристарх Лентулов  начал много ездить по стране и писать индустриальные пейзажи: «Крекинг нефтеперегонного завода», «Керченский завод», «Чтение газеты», «Обеденный перерыв», «Строители комбината», многие их которых канули в Лету. Но все они получались серыми и безрадостными, даже если на лицах рабочих была улыбка. Из картин ушел цвет, эксперимент и солнце, превратившее в фон, на котором разыгрывалась трагедия страны.

Строители комбината. 1931

В чем-то Лентулов повторил судьбу поэтессы Марии Шкапской. В начале тридцатых художник перебрался на 101 километр, в поселок «Пески», где рисовал последние остававшиеся не разрушенными церкви. По этому поводу шутили, что художник ушел в пески.

Последняя прижизненная персональная выставка Аристарха Васильевича прошла в 1933 году. На ней он выставил все свои ранние работы. Наркомпрос, принимавший выставку, ни одну из них не снял. Тогда художник записал в своем дневнике: «Я выдержал экзамен». Это была одна из последних дневниковых записей гениального Аристарха Лентулова…

Солнце над крышами. 1928

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/aristarx-lentulov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector