А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Арчимбольдо Джузеппе (Arcimboldo Giuseppe) (1527–1593), итальянский живописец периода маньеризма. Родился в Милане в знатной семье. Дед Арчимбольдо был архиепископом, отец – художником. Джузеппе начал карьеру в мастерских Миланского собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых. Сложно сказать, где и у кого он учился. Во всяком случае, прослеживается влияние Леонардо да Винчи; известно также, что Арчимбольдо исполнял картоны для шпалер в Ферраре. В 1562 году художник был приглашен ко двору Габсбургов в Вену в качестве портретиста и придворного мастера императора Фердинанда I, однако тот вскоре умер после прибытия итальянского живописца. К счастью, император Максимилиан II, а затем и его младший сын Рудольф II решили выполнить контракт Арчимбольдо. В детстве Рудольф II очень привязался к художнику, который создавал грандиозные театральные представления в честь мальчика, например, спектакль, в котором шестилетний Рудольф в доспехах играл роль рыцаря-гнома в окружении взрослых, изображающих диких гигантов и монстров-великанов.
Зима Весна Лето Осень
Эти картины из цикла «Времена года» были созданы художником в 1573 году, в настоящее время они хранятся в Музее Лувр в Париже. Существуют и другие, более раннии версии картин из серии «Времена года» (1563 и 1572 годов), хранятся в Музее истории искусства в Вене, художественном музее Денвера, коллекции Мэнил в Хьюстоне и в Баварском собрании живописи в Мюнхене.
Вблизи картина Джузеппе Арчимбольдо «Лето» кажется чем-то наподобие воплощения мечты эеленщика. Но если несколько отступить назад, возникает очертания человеческой головы. Она сплошь составлена из летних плодов и овощей, но известно, что Арчимбольдо Джузеппе использовал также изображение горшков, кастрюль и даже рабочих инструментов, создавая свои загадочныс образы.
В 1563 году пишет первую серию портретов, составленных из овощей и фруктов и других элементов растительного мира, «Времена года». По возвращении в Италию Джузеппе Арчимбольдо продолжает исполнять свои тематические портреты, причем часто предметы, составляющие фигуры моделей соотносятся с родом их занятий (например, «Портрет библиотекаря», 1565, из книжных томов).
Флора, 1589,
частное собрание
Повар, около 1570, Национальный музей, Стокгольм Овощи в миске, 1587-1590, Музей Чивико Ала Понзоне, Кремона Перевернутая корзина с фруктами, около 1590 года
Картина «Овощи в миске» (или «Садовник») является одной из нескольких картин художника, которую можно смотреть как в обычном, так и в перевернутом виде.
Художник показывает на холсте натюрморт с одной точки зрения и портрет с другой (этот вариант иногда называют «палиндром Арчимбольдо»). Считается, что Арчимбольдо создавал свои работы сначала как натюрморты, а затем вращал их, чтобы настроить лица.
Рентгенологические данные показывают, что этот процесс часто требовал от художника менять цвет некоторых из плодов, а также и менять их позиции.
Сходство таких работ с визуальной головоломкой отвечало в те времена духу ренессансных загадок, а зрители подобных произведений «испытывали такое же удовольствие, как если бы они играли в игру».
С начала 20-го века такие работы Арчимбольдо, как «Овощи в миске», «Корзина с фруктами» и другие, также стали интересны для психологов и ученых, занимающихся оптическими иллюзиями, скрытыми множественными изображениями и распознаванием лиц.
Юрист, 1566, Национальный музей Швеции Библиотекарь, 1565, Замок Скоклостер, Стокгольм Официант, 1574, частное собрание Четыре сезона, Национальная галерея, Вашингтон
Джузеппе Арчимбольдо воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением.
Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий.
Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Он отвечал при дворе за архитектуру и театральное оформление всех художественных представлений.
В то же самое время художник работал и в качестве инженера, создателя фонтанов, принимал участие в основании музея искусств. Арчимбольдо становится главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников.
Всё это – чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем.
При поддержке Максимилиана живописец исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового 1569 года.
Огонь Земля Воздух Вода
Картины из цикла «Четыре стихии» 1566 года, «Воздух» и «Земля» – в частных собраниях. В Музее истории искусства в Вене есть еще две картины из серии «Четыре стихии».
Их следует интерпретировать в связи с сезонным циклом Арчимбольдо: «лето» соответствует «огню», «зима» соответствует «воде», «весна» – «воздуху» и «осень» – «земле».
«Огонь» с медалью золотого руна и медальоном с двумя орлами наиболее явно намекает на императора Максимилиана II.
На службе у Габсбургов в Австрии и Богемии художник состоял с 1562 по 1587 год; сначала – при имперском дворе Фердинанда I в Вене – как портретист-копировщик, затем, когда в 1564 году правителем Священной Римской империи становится Максимилиан II, Арчимбольдо назначается художником для театрально–художественного оформления всех мероприятий при императорском дворе. В 1570 году Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление (сюжет – смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот занял трон Габсбургов.
После смерти Максимилиана II в 1576 году его сын Рудольф II стал новым императором Священной Римской империи.
Рудольф II был известен своим современникам как величайший меценат в мире, а Прага при императоре Рудольфа стала одним из ведущих центров искусств и наук на европейском континенте. Прага стала местом общения и сотрудничества многих художников, ученых и писателей.
Это междисциплинарное перекрестное взаимодействие оказало сильное влияние на живопись Арчимбольдо, помогая ему сочетать классическую аллюзию и аллегорию с современными новациями и техниками живописи.
Рудольф II в образе Вертумна, 1590, Замок Скоклостер Император Максимилиан II с семейством, 1563, Замок Амбрас Эрцгерцогиня Магдалена, 1563, Музей истории искусства, Вена Флора Меретрикс, около 1590, частная коллекция
В Праге художник работал декоратором и постановщиком праздничных представлений. Активно участвовал в придворной жизни Европы в роли портретиста и декоратора празднеств (Вена, Париж и, естественно, Прага). При дворе Рудольфа II, кроме всего прочего, Арчимбольдо изобретал и гидравлические машины.
Кроме живописных работ, художник исполнял и другие придворные обязанности – приобретение произведений искуства для императорской коллекции, а также проектирование и устройство различных водных сооружений.
Одиннадцать лет, в течение которых художник служил Рудольфу II, были, вероятно, пиком его карьеры.
В 1587 году Арчимбольдо покинул двор в Праге, чтобы вернуться в Милан в дом своей семьи. Именно в Милане он создал свою самую известную работу «Вертумн» – портрет Рудольфа II, который был представлен римским богом плодородия и метаморфоз в природе и жизни.
На портрете изображено лицо Рудольфа, состоящее из фруктов и цветов, символизирующее идеальный баланс и гармонию с природой, которую представляло его правление. Художник отправил «Вертумн» в качестве дара Рудольфу зимой 1591 года.
Первого мая 1592 года Рудольф II пожаловал своему другу детства титул графа Палатина, который гарантировал Арчимбольдо и его наследникам постоянный доход и статус в течение многих поколений. Джузеппе Арчимбольдо скончался вскоре после этого 11 июля 1593 года в своем доме в Милане.
Влияние Арчимбольдо на современников было на удивление минимальным. Картины итальянского живописца считались странноватыми, хотя им иногда подражали. Лишь в 20 веке его творчество было заново открыто модернистами и сюрреалистами.
Признание художник получил только тогда, когда сюрреалисты увидели в нем своего единомышленника, любившего зрительные каламбуры.
Отголоски стиля Арчимбольдо нередко можно видеть в работах Пабло Пикассо, Джорджа Гросса, Рене Магритта и, особенно, Сальвадора Дали, который назвал Арчимбольдо «отцом сюрреализма».
Источник: http://smallbay.ru/artitaly/arcimboldo.html
Джузеппе Арчимбольдо (1527 — 1593)
?
Голиб Саидов (golibus) wrote, 2018-03-21 10:49:00 Голиб Саидов golibus 2018-03-21 10:49:00 Categories:
«ВЕРТУМН»
Старинный замок Скоклостер — одна из самых известных достопримечательностей Швеции. Он был построен во второй половине XVII века и принадлежал графу Карлу-Густаву Врангелю — фельдмаршалу и богатейшему человеку тогдашней Швеции. Сегодня замок Скоклостер — музей.
Тут можно увидеть настоящие произведения искусства — скульптуры, настенные росписи, картины, а также старинные книги и оружие.
Но самое известное сокровище Скоклостера — «Виртумн», знаменитая картина Джузеппе Арчимбольдо, портрет императора Рудольфа II, составленный из изображений фруктов и овощей.
Императора и художника долгие годы связывали теплые, дружеские отношения. Портрет этот стал последней и, наверное, самой значительной картиной удивительного, ни на кого не похожего мастера Джузеппе Арчимбольдо.
Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, 1590
Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1527 году в семействе миланского художника Бьяджо Арчимбольдо и его супруги Кьяры Паризи. В Милане всегда помнили о том, что несколько лет великий Леонардо да Винчи работал при дворе миланского герцога.
Сеньор Бьяджо дружил с семейством Луини, преданными поклонниками Леонардо, хранившими его рукописи и рисунки, — Аурелио Луини берег как святую реликвию наброски из записных книжек Леонардо, счастливым образом попавшие в руки его отца Бернардино.
Несомненно, юному Джузеппе показывали листы Леонардо, и он с восторгом разглядывал фантастические образы, созданные воображением гения Возрождения, — удивительные чудовища, карикатуры, всевозможные гибриды растений и животных, составляющие человеческие лица.
Эти рисунки навсегда остались в памяти Джузеппе.
«Флора», 1588
Заметив у сына явные способности к рисованию, старший Арчимбольдо стал привлекать его к своей работе. В 22 года Джузеппе, уже на равных с отцом, работал в Миланском соборе, а в 1551 году самостоятельно выполнил очень важную работу — расписал пять гербов, которые были торжественно преподнесены миланским герцогом королю Богемии Фердинанду I. Фердинанду очень понравились гербы. Тогда он впервые узнал о способном молодом художнике и запомнил его имя, а спустя 11 лет, уже будучи императором Священной Римской империи, пригласил художника в Вену на должность придворного портретиста и копииста, предоставив, как сообщают хроники, «почетнейшее жалование». Последующие 25 лет жизни Арчимбольдо были связаны с Габсбургами — императорами Фердинандом I, его сыном Максимилианом II, высоко ценившим художника, и внуком Рудольфом II, просто обожавшим Арчимбольдо. Все это время он прожил в Вене и Праге в качестве придворного живописца.
«Вода» 1566
Перебравшись в Вену, Арчимбольдо и начал рисовать свои головы, составленные из различных цветов, плодов и животных (портреты членов высочайшего семейства и первая серия «Времена года»). Эти причудливые картины очень нравились Габсбургам, они с удовольствием дарили их своим друзьям, правителям европейских государств.
У Арчимбольдо были прекрасные отношения со всеми тремя императорами, но особенная дружба его связывала с Рудольфом. Перенеся столицу в Прагу, он захватил с собой и своего любимого художника. Рудольф II был удивительным человеком. Современники сравнивали его с Фаустом и Просперо, героем
«Зима», 1563
Известный историк Н. Гордеев пишет в своей книге «Пражская научная школа конца XVI — начала XVII века»: «Рудольф стремился к универсальному знанию, а через него к познанию гармонии мира и созданию гармонического общества. Широта взглядов императора, его исключительная толерантность позволили ему создать щадящую атмосферу для окружавших его деятелей науки и искусства, что ставит его в один ряд с такими покровителями наук и искусств, как Птолемеи». Прага при Рудольфе стала культурным центром всей Европы. Здесь работали лучшие умы того времени: выдающиеся астрономы — Тихо Браге и Иоганн Кеплер, крупнейшие алхимики — Михаэль Сендивой и Михаил Майер, Эдвард Келли, знаменитые философы, медики и мистики. Уже после смерти Рудольфа Иоганн Кеплер в своей работе «Рудольфовы таблицы» высоко отзывался об императоре, подчеркивая его роль в деле просвещения и развития наук. Особо почитались при дворе алхимики, из всего пытавшиеся найти философский камень и способ превращения свинца в золото. Однако сам Рудольф II совсем не стремился с их помощью обречь неслыханные богатства, гораздо больше ему хотелось общения с внеземным,«астральным» миром. Недаром пражане, попивая пиво, любили послушать легенды о том, как их император общается с духами. И недаром: именно во времена правления Рудольфа возникла знаменитая легенда о раввине Иегуде Ливен бен Бецалеле, создавшем искусственного человека Голема, разгуливавшего по ночной Праге…
«Сидящий образ лета», 1573
Мистические пристрастия Рудольфа не мешали ему увлекаться искусством. В знаменитой «Книге художников» Карел Ван Мандер пишет о великолепном вкусе императора, понимании искусства и поддержке, оказываемой художникам. В своем дворце Рудольф собрал огромное количество настоящих шедевров. Среди сокровищ его кунсткамеры были картины Дюрера, Брейгеля Старшего, Тициана, Лукаса Кранаха Старшего и многих других художников — голландских, итальянских, немецких. Часто полотна покупались за весьма немалые деньги. Когда императору что-то нравилось, он не скупился. Коллекция Рудольфа II считалась тогда лучшей в Европе. Но кроме картин в кунсткамере хранились и странные, экзотичные предметы, к примеру, как пишет Бенно Гейгер в книге об Арчимбольдо, «чучела птиц со всего света, гигантские мидии, рыба-меч и рыба-игла, драгоценные камни, демоны, запаянные в стекло, предметы из недавно открытой Америки, драгоценности и целый зверинец экзотических животных». Рудольф отправлял по всему свету своих агентов, чтобы они добывали экспонаты для его кунсткамеры. Участвовал в деле ее создания и Арчимбольдо — во первых, одной из его обязанностей, помимо писания королевских портретов, было приведение в порядок и украшение кунсткамеры, а, во-вторых, он тоже иногда отправлялся в поездки в поисках новых сокровищ императорского собрания. При блестящем дворе Рудольфа, среди умнейших и образованнейших людей того времени, собранных императором, Арчимбольдо занимал далеко не последнее место. В чем-то он очень походил на своего кумира Леонардо — талантливый в самых разных областях, с широчайшей эрудицией, он служил императору и как архитектор, и как театральный художник, музыкант, гидротехник. Арчимбольдо носил титул «Мастер празднеств». Подобно Леонардо, он помогал своим венценосным господам устраивать роскошные яркие зрелища, театральные представления, которые славились по всей Европе и служили доказательством могущества и богатства Габсбургов.
«Земля», 1570
В одной из придуманных им праздничных процессий шли лошади, «переодетые» драконами, и настоящий слон! А еще, как и Леонардо, он был замечательным изобретателем — придумывал и строил различные гидравлические механизмы (говорили, что он изобрел способ быстро форсировать реки без мостов и паромов) и удивительные музыкальные автоматы. Так, к примеру, современники рассказывают о двух его изобретениях — «перспективной лютне» и «цветовом клавикорде». О лютне рассказывается в инвентарной описи Градчанского замка за 1621 год, а о клавикорде — в «Мантуанском диалоге» поэта и философа Грегорио-Команини, одного из ближайших друзей художника. В те времена были в моде пифагорейские теории цвета и звука, и Арчимбольдо попытался в своих музыкальных инструментах поставить в соответствие определенные цвета и звуки. И видно, на этом пути художник добился определенных успехов: однажды, рассказывает Команини, Арчимбольдо нарисовал на бумаге (видно, цветом) последовательность аккордов, и придворный музыкант Мауро Кремонезе сыграл их на клавесине! «Этот в высшей степени изобретательный живописец, — писал Команини, — умел не только верно передать цветами полутона, но и разделять тон точно пополам. Он мог изобразить очень мягкий и равномерный переход от белого к черному, постепенно добавляя черноты, подобно тому, как музыкант начинает с низких тяжелых нот, переходит к более высоким и кончает совсем высокими».
«Огонь» (он же «Марс»), 1566
С годами Рудольф становился все более закрытым человеком. Он так и не женился, хотя молва приписывала ему многочисленные любовные интриги (правда, некоторые утверждали, что он был девственником). Порой, никого не желая принимать, он уединялся в своем замке и часами бродил по залам среди своих картин и редкостей. Или проводил опыты, пытаясь получить эликсир вечной молодости, не зная, что это невозможно, как невозможен и вечный двигатель, который придумывали его придворные ученые. И Арчимбольдо затосковал, ему захотелось вернуться домой, в любимый Милан. В 1587 году император отпустил художника, а за долгую и верную службу пожаловал своему любимцу 1500 рейнских гульденов — сумму по тем временам далеко немалую. Отпустил, но с условием, что живописец и далее будет радовать его своими картинами. Арчимбольдо, конечно, согласился и действительно отправил из Милана в Прагу несколько своих работ, а в 1591 году Рудольф получил своего «Вертумна». «Портретом Рудольфа II» назвали эту работу друзья художника Джованни Ломаццо и Грегорио Команини. И действительно, в этом странном существе натюрморте из тыкв, вишен, яблок легко угадывались черты пражского короля. Команини, вдохновленный этой картиной, даже сочинил целую поэму, которая также была отправлена императору. Рудольфу, обожавшему все необычное, странное, этому правителю магической Праги, города алхимиков и мистиков, портрет очень понравился, и в знак благодарности и восхищения мастерством художника император пожаловал Арчимбольдо титул пфальцграфа. Да, Арчимбольдо мог не бояться, что заказчик его не поймет, они были под стать друг другу — этот император и этот художник… Вертумном звали этрусского бога садов и земледелия. В Древнем Риме он стал также покровителем торговли. Часто Вертумна изображали в образе юноши с садовым ножом в одной руке и корзиной плодов в другой. Согласно мифу, Вертумн мог принимать любой образ, что он и сделал под властью волшебной кисти Арчимбольдо. Художник написал его в образе существа, состоящего из спелых плодов, овощей, злаков, цветов. Но удивительным образом это странное существо вдруг становится похожим на Рудольфо II: тяжелый, типично габсбургский подбородок, заросший бородой (колючие растения), круглые блестящие глаза ( темные вишня и ежевика), одутловатые щеки (наливные красные яблоки), выпуклый лоб (тыква), уши (початки кукурузы). Бог Вертумн, каким его изобразил художник, словно двойник императора, живущий в ином мире.
«Портрет Ирода», 1580
Тут много спрятанных зашифрованных деталей, в которых отражается личность Рудольфа. Именно об этом и говорит Команини в своей поэме «Вертумн»:Хоть мой вид, быть может, страшен —Скрыт мой королевский облик.Мне скажи теперь, ты хочешьПокрывало тогда сброшу… Замечательный фантазер, удивительный художник и философ Арчимбольдо покинул наш бренныймир 11 июля 1593 года. В миланской книге регистрации смертей есть запись: «от удержания мочи и почечныхкамней». Умер, оставив после себя множество поразительных картин. А высочайший покровитель Арчимбольдо Рудольф II, прослыв безумным, пережив заговоры и козни близких (его родной брат Матиуш заставил Рудольфа отречься от престола и заточил его в Градчанском замке), скончался спустя 15 лет, 20 января 1612 года. После его смерти столицей империи Габсбургов опять стала Вена, а Прага постепенно превратилась в глубокую провинцию. Но в 1648 году любимый город Рудольфа вновь стал местом, где творилась история — здесь разыгралось одно из последних сражений Тридцатилетней войны. В Прагу вошли войска шведского короля. Прекрасная Злата Прага была безжалостно разграблена. Были разграблены и богатейшие коллекции Рудольфа. Многие из них попали во дворец шведского короля, но кое-что осталось у его генералов. Так, «Витрумн» попал тонкому ценителю живописи фельдмаршалу Врангелю и стал жемчужиной его собрания, украсившей и прославившей замок Скоклостер.
«Официант» (Натюрморт с бочкой), 1574
Источник: https://golibus.livejournal.com/214859.html
"Библиотекарь" Арчимбольдо своми руками
Вы слышали о художнике, который рисовал человеческие лица
из… фруктов, овощей и цветов?
Этот художник-
Джузеппе Арчимбольдо — величайший
итальянский живописец, живший в XVI веке.Джузеппе Арчимбольдо
родился в Милане ок. 1527 г. Он был придворным художником при императорах
габсбургской династии во второй половине XVI века.
Итальянец из семьи потомственных художников, большую
часть своей жизни он провел между Веной и Прагой, где тогда находился
императорский двор. Эти государи были страстными коллекционерами редкостных
вещей, для которых они создали особый музей или, как тогда говорили,
Кунсткамеру. Одним из кураторов Кунсткамеры был и Арчимбольдо.
Во время
правления Фердинанда I
в Вене, Арчимбольдо занимал должность портретиста-копировщика. После, когда
трон перешел к старшему сыну Фердинанда I — Максимилиану II живописец занял пост
художника при дворе.
Арчимбольдо выполнял не только функции придворного
живописца, а так же занимался оформлением театрализованных представлений, был
главным организатором ярмарок, турниров, праздников для художников, учёных и аристократов. Джузеппе Арчимбольдо
принимал участие в основании музея искусств.
Арчимбольдо — гений, полотнами которого при жизни восхищались, а
церковная власть осуждала за немыслимые
идеи. Однажды Джузеппе Арчимбольдо даже захотел
написать портрет Христа. А Сальвадор Дали называл живопись художника «предтечей сюрреализма».
Сохранилось мало его
работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас. Изображения
составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных
и иных инструментов, книг и т. д.
Эта картина называется Библиотекарь. В 1565 году ее написал
художник Джузеппе Арчимбольдо. Его «Библиотекарь» состоит, конечно же,
только из книг.Эта картина названа «триумфом абстрактного искусства в
16-м
столетии».
Вдохновившись такими удивительными работами, мы решили,что тоже хотим творчества! Поколдовали над самым приятным и привычным для нас материалом-книгами…И у нас получился вот такой очень даже симпатичный Библиотекарь.
Инсталляция на картину Д.Арчимбольдо «Библиотекарь»
Источник: http://izmchldbibl.blogspot.com/2012/10/blog-post_25.html
Джузеппе Арчимбольдо, или Натурфилософия в красках
?
Сергей Эдуардович Цветков (sergeytsvetkov) wrote, 2014-01-28 00:15:00 Сергей Эдуардович Цветков sergeytsvetkov 2014-01-28 00:15:00 Category: Итальянский художник Джузеппе Арчимбольдо после смерти был надолго забыт. Его полотна хранились в частных коллекциях, и только в ХХ веке они стали доступны широкой публике. Поначалу их сочли курьезом или шуткой мастера, составлявшего портреты из цветов, овощей, книг, корней деревьев. Но затем устойчивый интерес к его картинам открыл миру великого художника.
Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Его дедушка был архиепископом, отец — художником. Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи Бернардино Луини, у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя. Предполагают, что молодой художник мог видеть рисунки Леонардо, изображающие удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо.
Двадцатидвухлетним юношей Джузеппе помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Из его росписей в сохранилось совсем немного — цикл витражей, посвященных Святой Екатерине, выполненных в традиционном духе.Эти работы не имеют ничего общего с прославившими художника произведениями, кроме пышного декоративного оформления.В 1562 году Джузеппе был приглашен в Вену на должность придворного портретиста. Многолетняя придворная жизнь художника включала в себя различные занятия: он изобретал и строил различные гидравлические механизмы, музыкальные машины, у которых звук соответствовал тому или иному цвету, содержал в порядке экспонаты знаменитого кабинета, где хранилась коллекция произведений искусства и разных редкостей, и конечно, писал портреты.До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Обычно — это портреты по грудь, в профиль, реже — в фас. Изображения составлены из фруктов, овощей, цветов, ракообразных или же — музыкальных и иных инструментов. Например, голова «Повара» составлена из жаркого и кухонной посуды.Повар
Библиотекарь, понятно, — книжный червь.
На старинной гравюре, считающейся по традиции автопортретом мастера, имеется надпись: «Природа, выраженная искусством Арчимбольдо». Эти слова свидетельствуют, что современники не относили искусство художника к разряду курьёзов. Арчимбольдо действительно был гениальным выразителем природы и удивительно правдиво умел передавать на своих холстах ее краски, изобилие, вечно умирающее и рождающееся великолепие.Автопртрет
В то время новая наука натурфилософия завоёвывала образованные умы европейцев. Одна из ее главных идей — учение о живом космосе и единстве человека и природы.
При этом времена года и стихии сопоставлялись с органическими процессами, происходящими в человеке.
У Арчимбольдо, который безусловно был знаком с этими идеями, на картине «Весна» цветы и травы сплетают образ юности, чистоты и радости.
ВеснаКартина «Лето» создает ощущение знойного полдня, который соответствует расцвету человеческой жизни.
- Лето
- «Осень» изобилует земными плодами, подобно тому, как зрелый возраст — мудростью и добродетелями.
ОсеньЗима неприветлива и сурова, ее скудные плоды безрадостны и сводят смертным скулы…Зима
Портрет императора Рудольфа II Арчимбольдо назвал «Вертумн» — по имени этрусского божества садов. Королю так понравилось собственное изображение, сплетенное из садовых цветов, овощей и злаков, что он пожаловал художнику титул пфальцграфа — придворного сановника, что для выходца из ремесленной среды было чрезвычайно почетной наградой.
Рудольф II в образе Вертумна
Источник: https://sergeytsvetkov.livejournal.com/313831.html
Описание картины Библиотекарь – Джузеппе Арчимбольдо
Джузеппе Арчимбольдо – это новатор своей эпохи, который приподнял завесу времени и заглянул в будущее, предвосхитил появление сюрреализма.
Становление Арчимбольдо как художника связано в том числе с работами Гауденцио Феррари и Леонардо да Винчи. Джузеппе Арчимбольдо жил и работал в XVI веке в Италии, и состоял на службе у Габсбургов придворным художником. По сей день публика, искусствоведы и специалисты бьются над непостижимыми загадками его живописи. Всего 14 работ мастера дошло до наших дней.
Как и во времена художника, все работы поражают зрителей своими новаторскими замыслами и причудливыми формами.
В 1565 году Джузеппе Арчимбольдо пишет картину “Библиотекарь”. Зритель, смотря на это полотно, сначала видит кипу книг, разложенных причудливым образом. Но, постепенно Вы понимаете, что это человек, который просто растворился в своей работе.
Считается, что каждая профессия оставляет неизгладимый отпечаток на характере и внешности человека. Но этот человек не просто впитал в себя черты профессии, но и стал неотъемлемой ее частью, частью библиотеки – книгами, за которыми он следил и ухаживал. Возможно, книги разных форм и цветов, из которых он состоит, были им прочитаны, и приняты им настолько, что они его поглотили целиком.
Можно также предположить, что это просто портрет-карикатура, метаморфоза, который автор создавал играючи. Но именно эти метаморфозы в XX веке дали жизнь таким направлениям в искусстве как сюрреализм, символизм, авангардизм и многим другим; дали источник вдохновения многим художникам, в частности, Сальвадору Дали и Максу Эрнсту.
(2 votes, average: 3.00
Источник: https://art.goldsoch.info/bibliotekar-dzhuzeppe-archimboldo/
Арчимбольдо: забытый гений
После смерти Джузеппе Арчимбольдо был забыт на долгих четыре века, но, воскрешенный усилиями сюрреалистов в начале века двадцатого, он сразу встал рядом с великим Леонардо да Винчи, не уступающим ему ни по широте эрудиции, ни по универсальности талантов, ни по гениальности.
Сегодня Арчимбольдо в числе тех немногих художников, что оказали наиболее сильное влияние на европейскую живопись, задав ей новое направление.
Джузеппе начал первым изображать уродливое, тем самым поставив под сомнение утверждение, что предметом искусства является только прекрасное. Потом эту линию продолжат другие художники, а потом и поэты, писатели, музыканты, режиссеры…
Однако чудаковатость его картин современники оценивали как курьезы, шутки, перевертыши, веселящие императорский двор, подобно пышным праздничным церемониям, фейерверкам и водным представлениям в императорском дворце, мастером организовывать которые был Арчимбольдо.
На современном языке его можно было бы назвать арт-директором императорского двора, но в первую очередь он был все-таки художник, каким и вошел в историю европейской живописи. Его необычные картины восхищали не только императора Священной Римской империи, любивших одаривать ими своих друзей и врагов, но удивляли художников, уже не такого далекого века двадцатого.
Сальвадор Дали называл его первым художником, стоявшим у истоков сюрреализма, приходя в восторг от знаменитых серий «Времена года» и «Стихии». В какой момент произошел переворот в стиле художника, никто уже не узнает, поскольку о его жизни известно не так много. Но начинал Джузеппе как вполне традиционный художник, творивший в русле средневекового храмового искусства.
Витражи св. Екатерины в Миланском соборе, изготовленные Д.Арчимбольдо
Вместе с отцом он украшал Миланский собор витражами с изображением жития св. Екатерины. И ничто не выдавало в нем будущего очень странного художника. От этого периода у Арчимбольдо осталась только любовь к ярким краскам. После витражей был короткий период изготовления эскизов для гобеленов, которые тоже были выполнены во вполне традиционном стиле.
Перелом произошел после приглашения Фердинандом I его, уже известного художника, в императорский дворец в Прагу. К тому времени ему исполнилось уже тридцать пять лет. Началась долгая двадцатипятилетняя служба в качестве придворного императорского художника.
Здесь Арчимбольдо попадает в совершенно иную среду, в которой почитались науки, ученые, маги, астрологи, ценились книги и музеи с лучшими произведениями искусства, создавалась знаменитая кунсткамера с причудливыми животными и всем занимательным, собиравшимся со всех концов света.
«Времена года»: «Зима — Весна»
Возможно, именно тогда он познакомился с картинами Босха, Кранаха и Брейгеля, оказавшими на него огромное влияние и изменившими его стиль. Уже через год у Джузеппе Арчимбольдо появилась первые картины, в которых никто бы не узнал художника времен Миланского собора.
Это были картины серии «Времена года»: «Лето» и «Зима». Позднее серия пополнилась картинами «Весна» и «Осень». Картины настолько поразили и понравились императору, что художника просили написать такие же в качестве подарков знаменитым особам. Так появилось несколько картин этой серии, отличающимися друг от друга, но все выполненные в одной художественной концепции и одном стиле.
Серия «Времена года», а потом серии «Стихии», «Профессии», «Перевертыши» и картины, не входящие в серии, необычны тем, что стихии представлены в образе людей, но людей необычных, составленных из элементов, соответствующих представлениям эпохи Возрождения о природе, четырех стихиях, о прекрасном и безобразном. Элементы, из которых художник лепит свои образы времен года и стихий, поражают разнообразием и тонкостью исполнения.
«Времена года»: «Лето» — «Осень»
Ученые пытаются составить полный список морских животных, цветов, фруктов, овощей и птиц, из которых Арчимбольдо создавал свои причудливые образы. Помимо необычности материала, из которых он лепит своих героев, художник встраивает в них знаки императорского отличия, возвеличивающие дом Габсбургов и показывающие его силу и могущество.
Художественная концепция картин Джузеппе уникальна. Она положила основу его успеху на много веков вперед, а документы того времени говорят, с каким энтузиазмом монархи и современники отзывались о творчестве Арчимбольдо. Посмотрим внимательнее его серию «Времена года», которая достаточно типична для стиля художника.
Для понимания общей концепции серии необходимо знать, что в то время отсчет года начинался с зимы, а год делился на две половинки — на два полугодия. Соответственно, два рядом стоящих сезона, составляющих одну половинку года (зима – весна; лето-осень), обращены профилем друг к другу. А вместе они — единое целое.
Диалог Сезонов и Стихий: «Лето» — «Огонь»
Два сезона, относящиеся к разным половинкам года, написаны художником повернутыми спиной друг к другу: весна – лето; осень- зима: весна заканчивала зимний период, а осень — летний. Как человек эпохи Возрождения, Арчимбольдо был не только художником, но еще и ученым, инженером, изобретателем, архитектором и сценографом, что ярко проявилось в его причудливых картинах.
«Зима» аллегорически изображена в виде древнего трухлявого пня с трещинами коры, которая в некоторых местах уже отпала. Пень похож на жалкого, чуть живого старика.
Его нос разбит, опух и шелушится, беззубый рот – гриб – сидит криво, а подбородок усыпан бородавками. Все лицо покрыто щетиной, шрамами и струпьями, маленькие глазки глубоко скрываются в трещине коры.
В качестве уха – сучок, оставшийся от сломанной ветки. Старик мерзнет от холода и его защищает соломенная циновка.
Но о том, что зима – это не навсегда, говорят два лимона — желтого и оранжевого цвета, контрастирующих с общим темным фоном. Они вносят в унылую атмосферу проблеск солнечного света и тепла.
Символом грядущей весны являются зеленые листочки плюща, растущие на затылке старика, а также клубок переплетенных лиан над головой, напоминающий корону.
На циновке виден герб как знак того, что картина выполнена по заказу императора.
Диалог Сезонов и Стихий: «Зима» — «Вода»
«Весна» — прямая противоположность «Зиме»: ее профиль развернут влево, в отличие от зимы, чей профиль развернут вправо. Весна — это буйство красок и множество цветов, из которых составлена голова молодой девушки с нежной улыбкой на губах. Она олицетворяет весну. На картине Арчимольбо проявляет себя как большой знаток флоры.
Кожа, волосы, платье составлены из нежных лепестков и стеблей весенних цветов, выписанных в мельчайших деталях.
Щеки и кожа девушки состоят из белых и розовых бутонов, волосы – великолепная шапка из множества красочных цветов, платье – из трав и цветов зеленого цвета.
Нос – бутон лилии, ухо – тюльпан, глаза – пара паслёновых в момент их цветения, ярко-розовые губы и подбородок – цветы розы. Шею украшает воротник из белых цветов. Весь образ дышит свежестью, юностью и благоуханием.
«Лето» открывает вторую половину года. Год вступает в пору зрелости, весеннее цветение юности закончилось.
Пору плодоношения художник изображает в образе молодой женщины, состоящей уже не из нежных весенних цветов, а из летних фруктов, овощей и ягод.
Здесь уже совсем другая цветовая гамма: нежно-белая и розовая гамма весны сменяется насыщенными желтым, коричневыми, красным и оранжевым, символизирующими жаркое солнце. Яркие, светящиеся краски подчеркиваются темным фоном.
Диалог Сезонов и Стихий: «Воздух — «Весна»
Щеки молодой женщины состоят из нежного персика, нос – из кабачка, рот – из молодого стручка гороха, подбородок – из красной груши, зрачок глаза – из яркой вишенки, серьги – из чеснока, а прическа — из винограда, маслин, груш, колосьев пшеницы и других даров лета, а платье соткано из колосьев хлеба. На одном из вариантов картины на воротнике платья видно имя художника, а на плече — год написания – 1573.
«Осень» завершает вторую половину года и летний период. Она изображена в образе мужчины, чья голова торчит из разбитой кадушки.
Это голова грубого парня, состоящая из пышных осенних плодов: сочная груша – нос, щека – спелое яблоко, подбородок – граната, ухо – большой гриб-сыроежка, волосы – розовый, красный и темно-синий виноград.
И весь образ напоминает Вакха, бога виноделия, возлияний и разгула. Год закончился, можно насладиться плодами трудов своих и повеселиться.
Диалог Сезонов: «Земля» — «Осень»
Как ученый и художник в одном лице, Арчимбольдо сопоставляет серии «Времена года» и «Стихии», выстраивая между ними соответствие и своеобразный диалог: зима – холодная и влажная как вода; весна – теплая и влажная как воздух; лето – жаркое и сухое как огонь; осень – холодная и сухая как земля. Каждая такая пара (время года-стихия) тоже обращена профилем друг к другу: лето и огонь, зима и вода, осень и земля, весна и воздух. При этом лето и огонь – олицетворяют Солнца, а осень и земля – Луну.
Четыре стихии изображаются художником в том же антропоморфном ключе, только здесь меняется морфология образов.
Их материя соткана из животных, обитающих в соответствующей стихии: земная — из земных животных: быка, оленя, верблюда, льва, тигра, газели, собаки, обезьяны, носорога, медведя, слона, кабана и т.д.
; воздушная – из птиц: орла, павлина, утки, гуся, индюка, петуха и т.д.; огонь – из разного вида огня от свечи и лампы до пушки и пистолета, символизирующие кроме всего прочего еще и военную мощь императора.
Серия «Професии»: «Юрист» и «Библиотекарь»
Вода представлена разными видами морских животных, перечислить которые невозможно. Здесь и акула, и скат, и крабы, и осьминоги, и черепахи, и мидии и даже жемчуг, украшающий шею и уши. И рассматривать их — одно удовольствие. Не зря этого художника очень любят дети. Для них его картины — это всегда игра, разгадка ребуса, и наслаждения от угадывания.
Потому что все птицы, звери, морские твари очень реалистичны, начиная от окраски и кончая зубами акулы, хотя размеры некоторых животных не соответствуют реальным. И главное — несмотря на такое многообразие живности, во всех картинах Арчимбольдо нет хаоса, здесь все продумано и царит гармония, подчиненная идее художника.
Серия «Перевертыши»: «Корзина с фруктами»
Известна и популярна одна из самых увлекательных серий Арчимбольдо, которая называются «Перевертыши». С первого взгляда — кажется просто корзина с плодами, но в перевернутом виде – это профиль конкретного персонажа. Кстати, сам художник был очень неплохим садовником и хорошо знал то, что писал.
Сегодня некоторые художники пишут картины, сделанные под Арчимбольдо, но, в отличие от картин классика, они действительно из серии шуток и курьезов, не несущих никакой другой смысловой нагрузки, напоминающие шутливое стихотворение Бориса Заходера «Из чего только сделаны мальчики?» Но Джузеппе Арчимбольдо был ученым и философом, он пытался по-своему осмыслить мир и представить его так, как он его видел.
Тина Гай
coded by nessus
Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/archimboldo/
Странные портреты Джузеппе Арчимбольдо
Джузеппе Арчимбольдо по праву можно считать дедушкой сюрреализма. В 16 веке, когда остальные художники писали картины на различные религиозные темы, Джузеппе создавал необычные портреты, составленные из предметов быта и продуктов питания.
Художник родился в 1526 году в Милане. С ранних лет помогал отцу расписывать церкви, попутно создавал эскизы для витражей.
С 1562 года работал придворным живописцем в Вене у римского императора Максимилиана второго, а затем у его наследника Рудольфа второго в Праге. Живопись, не единственная работа, которой был занят у императора Джузеппе.
Он также организовывал увеселительные мероприятия, которые декорировал, занимался покупкой предметов искусства и был инженером. В это время он открывает собственный стиль.
Пишет необычный портрет императора Рудольфа второго в образе Вертумна.
«Портрет императора Рудольфа второго в образе Вертумна»
Портрет Рудольфа второго художник написал в образе итальянского бога плодородия и изобилия. В итальянской мифологии Вертумн изображался в виде садовника с плодами и ножницами. У Арчимбольдо божество выглядит иначе. Портрет полностью составлен из фруктов и плодов, которые можно встретить во все времена года. Этот портрет символизирует плодородие и растительность.
Спустя двадцать пять лет работа художника при дворе закончилась. Джузеппе ушел в отставку и уехал на родину. В Милане художник продолжает писать своеобразные портреты, которые так нравятся заказчикам, и отправляет их в Прагу.
Времена года.
Цикл из серии четырех фруктовых портретов, которые представляют собой весну, лето, осень и зиму.
«Весна»
Аллегорический портрет весны составлен из цветов и зеленой листвы.
«Лето»
Портрет “Лето” составлен из соответствующих этому времени года фруктов. Здесь и горох, и сочный персик, спелая вишня и чеснок.
«Осень»
“Осень” изображена в виде старика, собранного из овощей, которые присущи именно этому времени года: тыква, виноград, грибы и винная бочка вместо тела.
«Зима»
- Корни старого дерева с грибами вместо губ и лимонами — аллегория зимы.
- Четыре стихии.
- Четыре фантасмагориных портрета символизируют четыре важных элемента; земля, воздух, вода и огонь.
«Вода»
“Вода” составлена из сплетений различных морских гадов.
«Возду»
Портрет “Воздуха” — это птицы.
«Земля»
Портрет “Земли” собран из представителей земной фауны.
«Огонь»
В портрет “Огня” вошли предметы, которые ассоциируются с этим элементом. Это — утюг, оружие, свеча, костер и яркое золотое украшение.
Сохранились всего около двадцати картин Джузеппе, самые известные среди которых это — “Библиотекарь”, “Флора”, “Юрист” и картины-перевертыши.
«Библиотекарь»»Повар»»Корзина с фруктами»»Юрист»
“Юрист” — карикатура на реального персонажа. На картине адвокат Максимилиана второго Ульрих Цазий. Лицо составлено из курицы и рыбы. Якобы адвокат был скользкий тип и любил покушать.
Умер Джузеппе Арчимбольдо 11 июля 1593 года во время чумы, от мочекаменной болезни.
После смерти художника его странные портреты забылись. Популярность работ Джузеппе возобновилась с приходом сюрреализма.
Подписывайтесь на канал и узнавайте больше об искусстве.Не забывайте комментировать и делиться статьей. Спасибо.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c50a5104d5f1400ad919a43/5d38925aa1b4f100adad66f9