Мане эдуард «балкон» описание картины, анализ, сочинение

Мане Эдуард

Эдуард Мане ( 1832-1883, Manet, Édouard ), ­–  всемирно  известный французский художник: живописец и график.

Эдуард Мане и импрессионисты

Эдуард Мане счита­ется одним из зачинателей импрессионизма.

 Во многом являясь предшественником вдохновителем импрессионистов, Мане в то же время  расходится с ними в некоторых важных моментах: в своих произведениях он сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяет бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой.  Оказав большое влияние на импрессионистов, Эдуард Мане сам не остался безучастен к их революционным поискам и открытиям. Художник выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности. В картинах импрессионистов, и у Эдуарда Мане «случайность» выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально  подчеркивалась композицией, изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаи возможность продолжения изображенного за пределы холста. На полотнах Мане светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной; мазок — широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни; контуры изображаемого теряют четкость, как бы растворяются в световоздушной среде. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре,  всю картину целиком, иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).

Особенности творчества Эдуарда Мане

В своём творчестве Эдуард Мане часто использует и переосмысляет сюжеты и мотивы живописи старых мастеров. Мане стремиться наполнить их современным звучанием, решить новые живописные задачи( «Завтрак на траве», «Олимпия», «Бой быков в Мадриде», «Балкон»)

Живописная манера Мане постепенно на протяжении 1860-х годов освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных тонов, чёрных теней, однако в ней сохраняются и даже усиливаются контуром контрасты между тёмными и светлыми зонами, отчего при восприятии возникает некоторая плоскостность изображения; живопись становится более свободной и вместе с тем более изощрённой, всё чаще живописная ткань обогащается прозрачными рефлексами и валёрами .

Обновляя бытовой жанр 19 века, Эдуард Мане поэтизирует заурядную на первый взгляд жизненную ситуацию, мир окружающих человека вещей, выявляет скрытую гармонию бытия.  Жанр многих произведений Мане трудно даже определить. Художник в одной картине мог объединить жанровые сценки и пейзаж. Картина «Завтрак в мастерской», например, удачно сочетает портрет, натюрморт и бытовую сцену.

В 1870-е годы Мане много работает в области портрета, перенося в неё основные проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника.

Са­мые знаменитые картины: «Олимпия», «Завтрак на траве», «Бар «Фоли-Бержер»», «Арджантей», «В лодке», «Флейтист», «Портрет Эмиля Золя», «Казнь императора Максимилиана»,  «Букет сирени», «Кабачок».

Фотография Эдуарда Мане

Мане Эдуард

Биография Эдуарда Мане

Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). В конце концов победила его приверженность к искусству.

В течение шести лет (1850-1856) Эдуард  Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Трудно было найти что-либо более противоположное, чем стремление Мане к живому и современному искусству и академический, мертворожденный «историзм» Тома  Кутюра.

Тем не менее, в мастерской Кутюра, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Эдуард  Мане приобщился к классическому наследию. Мане усердно посещает Лувр, а после ухода от Кутюра совершает турне по музеям Италии, Голландии,  Германии и Австрии.

Объекты его поклонения — Тициан и Тинторетто, Рембрандт и Хальс, Пуссен, Делакруа и Энгр, но прежде всего великие испанцы — Веласкес и Гойя. Хотя Мане впервые попал в Испанию только в 1865 году, все его раннее творчество проходит как бы под знаком испанской живописи.

В начале 60-х годов художник порой близко «пересказывает» в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей («Лола из Валенсии», «Гитарист», «Испанский балет»).

Однако, несмотря на свою репутацию «парижского испанца» и перекличку с другими старыми мастерами, Эдуард  Мане с самого начала выступает как художник с самобытным видением, неразрывно связанный с художественными исканиями своего времени.

Так, одно из самых ранних его произведений — «Любитель абсента» (1859 –кажется прямой иллюстрацией к «Цветам зла» Бодлера. Первой подлинно масштабной работой Мане явился «Завтрак на траве» (1862).

Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины  «Концерт» Джорджоне. По поводу создания этой картины Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: «Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами.

Но у меня все будет по-другому — я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня».

Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Эдуарда Мане. На его картине мы видим живых парижан 60-х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей.

Публику и критиков шокировали вызывающий реализм художника, игнорирование им академических общепринятых канонов красоты, а также привычной сюжетной «законченности» изображения.

Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни.

В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность, и глубокая мечтательность. Эта стоящая над временем поэзия и глубина образов сближала Мане, при всем его новаторстве, с творчеством великих мастеров прошлого.

Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо на создание вариаций на тему «Завтрака на траве». Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему.  В стиле картины соединены две характерные для Мане тенденции — стремление к пленэрной живописи и к более материальной и пластичной живописной манере.

Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и блестящий натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Начиная с «Завтрака на траве», отвергнутого официальным «Салоном», и выставленного в только что открывшемся «Салоне отверженных», берет начало непримиримый конфликт Мане с официальным искусством. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины «Олимпия».

Так же как в предыдущем полотне, художник «осовременил» в «Олимпии» традиционные мотивы, но сделал это еще более эпатирующим образом.

Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, по словам одного критика того времени, «изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной».

Между этими персонажами еще меньше прямой связи, чем между фигурами «Завтрака», но от их сочетания рождается цельный и насыщенный ассоциациями образ, в чем-то созвучный с  образами в  поэзии Бодлера.

Как и обнаженная в «Завтраке», «Олимпия» (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. В живописном отношении «Олимпия» — одна из вершин творчества художника.

В ее утонченной и смелой цветовой гармониипроявилась высочайшая живописная культура Эдуарда Мане, впитавшая в себя опыт мастеров прошлого. Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто совершенно новое.

Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал «Олимпию» с «игральными картами»), добивается особой интенсивности цвета. В итоге картина не только приобретает законченность стиля, но при этом превращается, в значительной степени, из ренессансного «окна в мир» в поэтический «образ мира». В художественных принципах картины «Олимпия» лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а «идолообразность» женской фигуры прямо предвосхищала образы Поля Гогена. Другие крупные произведения Мане 60-х годов — «Завтрак в мастерской» (1868) и «Балкон» (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.

Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Художника не случайно называли «живописцем современной жизни».

«Глаз Мане, — писал Пруст, — был наделен поразительной зоркостью, Париж не знал фланера, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу», Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты.

Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов.

Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало знаменитое кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы — «батиньольская». Но хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением.

Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами — большей связью с традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени. Тем не менее в 70-е годы  в своём творчестве художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер».

Картина эта — подлинная фантасмагория света и цвета.

Зднесь кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, оранжевого, розового, , желтого, серебристо-сиреневого — а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер.

Но в центре всего — пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить проникновенную  загадочную глубину человеческой личности.

С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ — вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного, и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане.

Творчество Эдуарда Мане принадлежит к числу тех явлений, которые как бы завершают сложение реалистических традиций во французском искусстве 19 века и в то же время их значительно обновляют; художественные проблемы, впервые поставленные и разрешаемые Эдуардом Мане, во многом определяют направленность исканий, характерных для изобразительного искусства последующего исторического периода. Творчеством этого живописца заканчивается период главенствования традиционного официального искусства и начинается время нового – с иными целями и языком.

Олимпия. 1863

Мане Эдуард

Завтрак на траве. 1863.

Мане Эдуард

У папаши Латюиля

Мане Эдуард

Нана

Мане Эдуард

  • Бал в Фоли-Бержер
  • Мане Эдуард
  • Портрет родителей.

Мане Эдуард

Портрет Жанны Дюваль

Мане Эдуард

В лодке

Мане Эдуард

  1. Флейтист.
  2. Гитарреро
  3. Кружка пива
  4. Уголок кафешантана
  5. Железная дорога
  6. Клод Моне в лодке
  7. В оранжерее
  8. дама с веерами
  9. Портрет Эмиля Золя
  10. Бал-маскарад в Опере
  11. Скачки в Лоншане
  12. Отдых. Портрет Берты Моризо
  13. Балкон
  14. Завтрак в Мастерсокй
  15. Уличная певица
  16. Бой быков в Мадриде
  17. В саду
  18. Лола из Валенсии
  19. Викторина Меран в костюме эспады
  20. Музыка в Тюильри
  21. Викторина Меран
  22. Дорожные рабочие на улице Монье
  23. Мыльные пузыри
  24. Большой канал в Венеции
  25. Ласточки

http://www.artcontext.info/

http://impressionnisme.narod.ru/MANE/biograph_mane.htm

Источник: https://obiskusstve.com/103256603089701275/impressionizmch3eduard-mane/

Эдуард Мане «Балкон». Описание картины

Мане Эдуард

Как известно, Эдуард Мане невероятно ценил и восхищался творчеством Франсиско Гойи, и неоднократно созданные великим испанцем сюжеты находили своё воплощение и в творчестве этого выдающегося французского живописца. Разумеется, получая неповторимую авторскую трактовку. К одним из таких картин относится полотно «Балкон», относящие нас к работе Гойи «Махи на балконе», написанные за 60 лет до этого.

Ничем не примечательный, казалось бы, сюжет, отличается индивидуальным посылом художника, в результате чего получает одухотворённое истолкование.

Героинями картины стали реальные личности – это художница Берта Мориозо и скрипачка Фанни Клаус. Между яркими черноволосыми женщинами, оттеняемыми их белоснежными нарядами, расположился Антуан Гийеме, франтоватый представитель знаменитой «банды Мане».

Вдали, на заднем плане, чуть различаемый в темноте, скорее угадывается, чем явственно читается Леон Коэлла, сын художника, который долгое время считался то братом его жены, то просто крёстным сыном Мане – официально Мане так никогда его не признал, хотя не раз делал героем своих полотен.

Разглядывая картину, нетрудно догадаться, какой из женщин Мане благоволил – и действительно, Мане и Мариозо приписывают краткосрочный роман, который закончился с появлением новой ученицы Эвы Гонсалес, к немалому разочарованию Берты. Однако не стоит думать, что к изображению Фанни Клаус мастер подходил поверхностно – сохранился отдельный портрет скрипачки, который предшествовал написанию полотна «Балкон».

Лёгкая, воздушная, проникнутая светом картина может быть причислена к одной из удачных работ, которая было принята публикой благосклонно, ведь было гораздо большее число тех картин, вызывающих раздражение и осуждение. Полотно «Балкон» сразу же приняли к выставке в Салоне в мае 1869 года, что, несомненно, порадовало Эдуарда Мане и послужило новым творческим толчком.

В 1880-х картина находилась в личной галерее художника Шюстава Кайботта, а после национализирована. После экспозиции в Музее Люксембургского сада,Лувре,  галерее Же-де-Пом, полотно «прописалось» в Музее Орсе, где ей можно полюбоваться и сегодня.

1868-69 г. Холст, масло. 170 х 124.5 см. Музей Орсе, Париж, Франция

Мане Эдуард

Мане Эдуард

Мане Эдуард

Мане Эдуард

Мане Эдуард

Мане Эдуард

Мане Эдуард

Мане Эдуард

Мане Эдуард

Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/pic_mane07.htm

История картины "Балкон" Эдуарда Мане

artofhistorianЛетом 1867 года Мане отдыхает с семьей в Булони. Однажды во время прогулки он заметил людей, расположившихся на балконе и выделяющихся на фоне затененного пространства комнаты, видного сквозь открытую дверь. Почему бы не воспользоваться этим мотивом — ведь к такому же некогда обращался Гойя в своих «Махах на балконе». Известно, что Эдуард Мане очень любил творчество Франсиско Гойи, восхищаясь его композициями, колоритом и сюжетами.Возвратившись в Париж, Мане начинает писать картину  «Балкон». Он решил, что там будут фигурировать четыре персонажа, две женщины — сидящая и стоящая, а за ними мужчина; на заднем плане, в тени виден Леон Коэлла.  Мужчину он напишет с одного из художников кафе Гербуа — это всегда одетый с иголочки Антуан Гийеме. Художник  просит через свою приятельницу Сюзанну, её подругу Фанни Клаус (известная скрипачка) позировать для картины. Второй моделью для картины послужила очаровательная Берта Моризо, с которой в 1868 году в Лувре знакомится художник. Почти всю осень Мане работает над «Балконом».Мане Эдуард

  • Эдуард Мане
  • «Балкон»
  • 1869, 169×123 см
  • Масло, Холст
  • Париж, Лувр

Мане Эдуард

Цветовой колорит картины построен на контрасте белоснежных платьев со всей окружающей обстановкой. Внимательный зритель сразу увидит, кому из действующих лиц благоволил художник – образ Берты выписан со всей тщательностью и любовью. Это явно взаимная любовь, но любовь запретная, невысказанная и обреченная таковой остаться. Художник никогда так хорошо не видел Берту Моризо, как в то время, когда писал её в длинном белом платье, с длинными чёрными локонами, падающими на плечи. Он неустанно изучает её черты. Ощущая затаённую страстность её натуры, он загорается сам. Мадам Моризо, неизменно присутствующая на сеансах с вышиванием в руках, находит, что у него «вид словно у сумасшедшего».

Мане Эдуард

Берта Моризо, фотография

Когда мать Берты Моризо увидела изображённую на картине «Балкон» брюнетку с тёмными глазами, она с удивлением спросила Мане: «Вы уверены, что это моя дочь?». В 1869 году картина «Балкон» будет принята на Салон.

Общее мнение резюмирует Теофиль Готье: «Работы, выставленные г-ном Мане, относительно благонравны; скандала они не вызовут». В остальных критических высказываниях преобладает безразличие. Полное враждебности безразличие, проявленное публикой и критиками, глубоко печалит, удручает Мане.

Критики поторопились сказать Берте, что в картине Мане не слишком ей польстил, что она там чудовищно «безвкусна».  «Я вышла там скорее странной, чем некрасивой», — считает Берта. «Среди любопытных, — пишет Берта, — как будто уже распространился эпитет «роковой женщины».

Полотно «Бакон», представленное Эдуардом Мане на очередном Салоне в Париже, закрепило за Моризо репутацию роковой женщины. Берта стала любимой моделью для Эдуарда, всего им было написано 16 полотен с ней.

Мане Эдуард Берта Моризо с мужем Эженом Мане и их дочерью

В 1874 году Берта вышла замуж за младшего брата Мане — Эжена. На тот момент художнице было уже 33 года — преклонный возраст для того времени.

Родители Моризо с недоверием и скептицизмом относились к Эжену Мане, однако, настаивали на браке дочери. Женщина в таком возрасте не должна была оставаться одна. Союз этот оказался удачным.

Эжен всячески поддерживал жену в её творчестве и оставался с ней вплоть до её смерти.

Берта Моризо (1841-1895) — французская художница, представительница импрессионизма. Родилась 14 января 1841 года в городе Бурж, Франция. Приходилась внучатой племянницей Жану Оноре Фрагонару.

По материалам книги А. Перрюшо «Эдуард Мане». М.: ТЕРРА — Книжный клуб. 2000.

Источник: https://artofhistorian.livejournal.com/78948.html

Балкон, картина Мане. Балкон — картина в 1868 — 1869 лет .

Мане Эдуард English version: The Balcony (Manet)

«Балкон» — картина в 1868 — 1869 лет французского художника Эдуара Мане. принадлежит музею Орсе в Париже. на картинке размер — 170×124.5 см. В литературе также используется название «На балконе».

В 1868 году Мане познакомился с художницей Бертой Моризо. В сентябре того же года она начала позировать ему для будущей картины «Балкон».

фотография была сделана, жюри Парижского салона и была выставлена в Парижском Салоне в мае 1869 года. вместе с ней были выставлены и другая картина Мане — «Завтрак в мастерской».

Берты Моризо побывал на выставке и поделился своими впечатлениями о выставленных там картинах Мане в письме к своей сестре Эдма:

С 1884 года картина находилась в коллекции французского арт-дилера и художника Гюстава Кайботта Gustave Caillebotte (Гюстав Кайботт).

после его смерти в 1894 году картины перешли в собственность государства, и в 1896 году она была передана в музей в Люксембургском саду. С 1929 года он был в коллекции Лувра, и с 1947 года — Национальная галерея же-де-Пом фр.

Jeu de Paume (Же-де-Пом). В 1986 году картина была передана в Музей Орсе, где она находится до сих пор.

Картина изображает сцену на балконе, который находится в окружении зеленых баров. на балконе стоят две женщины в белых платьях — одна из них сидит художница Берта Моризо, а другая-скрипачка Фанни Клаус. за ними нарядно одет человек, художник Антуан Giema, и в темноте на заднем плане можно выделить Леон Коэльо успех, приемный сын Мана.

Считается, что сюжет и композиция картины «Балкон» была вдохновлена картина «Махи на балконе» 1808 — 1814, автором которой был Франсиско Гойя-один из моих любимых художников Мане.

В рамках подготовки к живописи «Балкон» Мане также писал отдельно «Портрет мадемуазель Клаус» 1868, где Фанни Клаус изображен сидящим на балконе.

  • 1988 года. Балкон — литовский фильм — драма 2008 года. Балкон — картина Эдуара Мане написанная в 1868 — 1869 годах. Балкон — картина Валентина Серова
  • Берта Моризо с букетом фиалок — картина Эдуарда Мане написанная в 1872 году. На портрете изображена приятельница художника Берта Моризо в чёрном траурном
  • друзей Мане — коллекционера Альберта Хечта и композитора Эммануэля Шабрие. Друзья Мане позировали ему для другой, более ранней, схожей по сюжету картины
  • племянницей Жану Оноре Фрагонару и была замужем за Эженом Мане братом своего друга и коллеги Эдуарда Мане Моризо родилась в Бурже, департамент Шер, в богатой
  • Государственной Третьяковской галереи. Размер картины — 53, 5 42, 5 см по другим данным — 53 43 см Картина В лодке была написана Коровиным летом 1888
  • периодически приезжал в Лондон, дабы запечатлеть его виды и городские пейзажи с балкона пятого этажа отеля Савой. Клод Моне был пленён красотами лондонского тумана
  • представлена знаменитая картина Эдуара Мане Завтрак на траве и вместе эти две работы привлекли большое внимание. В картине Девушка в белом присутствует
  • Человек на балконе бульвар Осман написанное в 1880 году, было продано в 2000 году за более чем 14, 3 миллионов долларов США. Другая картина Мужчина
  • начинается драка, которая переносится на балкон Вскоре раздаётся выстрел, и убитая Джейн падает с балкона вниз и разбивается. Так как её лицо в результате
  • океан платья Веласкеса, торжественность белизны у Мане как белизна платья в его картинах Балкон и Портрет Берты Моризо — Ив Сен — Лоран, О себе
  • фонари — картина русского художника Константина Коровина 1861 — 1939 написанная в 1896 году по другим данным — в 1895 или 1898 году Картина является
  • шокирующей картиной Мане Завтрак на траве Вопреки критике со стороны традиционалистов, сторонники Уистлера настаивали на том, что картина была явлением
  • мир 1960 — 1963. Наброски цветными карандашами с картин Эдуара Мане Балкон см. статью о картине Балкон и Портрет Берты Моризо Portrait of Berthe
  • сестру в их номере. Но решителную Илларию это не останавливает — через балконные перегородки она снаружи пробирается в номер Мешкова и провожает его на
  • в проект. Так, в фасадной части были построены два входа с балконами вместе одного. Балконы выходили на Садовую улицу и с них открывался вид на Михайловский
  • вдохновила Петрова — Водкина на создание его знаменитой картины Купание красного коня 1912 Картина совместно с Черным квадратом Казимира Малевича 1915
  • искусств В первом собраны картины современного искусства. В частности, в музее королевы Софии находится знаменитая картина Пабло Пикассо Герника а
  • Элисон в лунатическом состоянии выходит из спальной, встаёт на перила балкона и собирается спрыгнуть вниз. Интуитивно что — то почувствовав, Брюс возвращается
  • его картина — портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович — Девочка на фоне персидского ковра Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как
  • галерея М. Гельмана, Москва. 2001: 60 минут молчания с А. Мартыновой балкон ст. метро Комсомольская радиальная, Москва. 60 минут молчания — 2 с
  • одна из лучших его работ, картина Дети на которой изображены сыновья художника, Саша справа и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках
  • из больницы, 19 октября 1970 года она кончает с собой, выбросившись с балкона парижской квартиры на улице Плэн 20 — й округ Наиболее известные произведения
  • Алексей Павлович В лодке 1888 Государственная Третьяковская галерея. У балкона Испанки Леонора и Ампара 1888 — 1889 Государственная Третьяковская галерея
  • сенсацией стала картина Лежащая обнажённая с туалью из Жуи фр. Nu couche à la toile de Jouy своей композицией напоминающая Олимпию Мане и одалисок Тициана
  • искусств. Пейзаж с можжевельником м ф 1988 Шаг используемая музыка Балкон используемая музыка 1989 Иной используемая музыка а это случилось
  • предвоенного времени воспринимается картина Красноармейцы 1940 представленная в Вологодской областной картинной галерее. После возвращения из командировки
  • Робертсона. Локк поднимает голову и смотрит в сторону балкона Камера следует за его взглядом. На балконе показан стоящий спиной и разговаривающий с ним Робертсон
  • литературных кругах Германии, он ведёт переписку с Райнером Мария Рильке, Томасом Манном и Стефаном Цвейгом. В январе 1903 года Герману приходит письмо из берлинского
  • имеющая высокие и узкие фахверковые дома шириной в два окна с железными балконами и дверными молотками. Квартал окружён старинным рвом и укреплениями. Улицы
  • такие шедевры, как Завтрак на траве Мане бронзовая скульптура Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица Дега, картина в стиле ню Происхождение мира Г

Источник: https://google-info.org/5182629/1/balkon-kartina-mane.html

Эдуар Мане — Балкон: Описание произведения

С Эдуаром Мане происходило что-то невообразимое. Стоило Берте оказаться рядом, он хватался за кисти и страстно ловил ее жесты, взгляды, тот непередаваемый огонь в темных глазах, который, казалось, горел только для него. Она вдыхала жизнь в любое его полотно.

Когда мать Берты Моризо увидела изображенную на картине «Балкон» брюнетку с темными глазами, она с удивлением спросила Мане: «Вы уверены, что это моя дочь?» Да, это была она, одна из самых ярких женщин-художников XIX века, самая смелая и импрессионистичная из всех французских импрессионистов.

Но он видел в этой юной, молчаливой, сосредоточенной, гениальной художнице то, чего не видели другие. Любовь.

Все было запутанно и сложно в этих отношениях. Мане был женат, а Моризо была совсем не из тех женщин, с которыми заводят кратковременные, легкие интрижки.

Когда Берту познакомили со скандальным, опальным и самым обсуждаемым художником в Париже, она под неизменным присмотром матери делала копии со старых шедевров в Лувре.

Но, как и все молодые, горячие, продвинутые, преклонялась перед Мане.

Платонический, мучительный, невысказанный роман длился целых 6 лет.

В 1869 году «Балкон» будет принят на Салон. После предыдущих скандальных появлений Мане на официальных выставках, на этот раз критики, должно быть, хором облегченно вздохнули: на картине хотя бы все одеты. Но это вовсе не значит, что искусство Мане приняли и поняли.

Ругали насыщенные, «неестественные» цвета зеленого ограждения балкона и ставен, яркий синий цвет галстука, недоумевали над живописными экспериментами, в которые опять ударился художник.

Здесь Мане реализовал одну из новаторских и непривычных для академического искусства идей: он создает объем в композиции не за счет расположения фигур в перспективе, а при помощи живописных приемов.

Как на фотографическом снимке, он наводит фокус только на одну фигуру, а лица остальных размывает и погружает в тень по мере удаления от переднего плана. Этой одной фигурой в фокусе оказывается конечно же Берта.

Эдуар Мане считал сюжет картины штукой второстепенной, он стремился чувства и впечатления передавать исключительно языком живописи, поэтому часто за основу своей новой картины без сомнений брал мотивы, придуманные великими художниками прошлого. В «Балконе» он достаточно вольно переосмыслил полотно Гойи «Махи на балконе», но если в гойевском варианте обе женские фигуры равноценны, то Мане выдает чувство — на его картине только одна главная героиня.

Эдуар написал 11 картин с Бертой Моризо (1, 2, 3), все эти годы она была частой гостьей в его мастерской. Художник становился одержим, модель жадно пила его восхищение – эти сеансы давали обоим ощущение абсолютной близости и обладания. Последнюю из 11 картин Мане подарил возлюбленной накануне ее свадьбы. 33-летняя Берта выходила замуж за брата Мане Эжена.

Анна Сидельникова

Источник: https://artchive.ru/edouardmanet/works/235312~Balkon

ИМПРЕССИОНИЗМ.Ч.3. ЭДУАРД МАНЕ. — Искусство — медиаплатформа МирТесен

  • Эдуард Мане (1832-1883, Manet, Édouard), ­–  всемирно известный французский художник: живописец и график
  • Эдуард Мане и импрессионисты

Эдуард Мане счита­ется одним из зачинателей импрессионизма.  Во многом являясь предшественником вдохновителем импрессионистов, Мане в то же время  расходится с ними в некоторых важных моментах: в своих произведениях он сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяет бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой.  Оказав большое влияние на импрессионистов, Эдуард Мане сам не остался безучастен к их революционным поискам и открытиям. Художник выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности.

В картинах импрессионистов, и у Эдуарда Мане «случайность» выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально  подчеркивалась композицией, изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаЕ возможность продолжения изображенного за пределы холста. На полотнах Мане светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной; мазок — широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни; контуры изображаемого теряют четкость, как бы растворяются в световоздушной среде. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре,  всю картину целиком, иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).

Особенности творчества Эдуарда Мане

В своём творчестве Эдуард Мане часто использует и переосмысляет сюжеты и мотивы живописи старых мастеров. Мане стремится наполнить их современным звучанием, решить новые живописные задачи( «Завтрак на траве», «Олимпия», «Бой быков в Мадриде», «Балкон»)

 Живописная манера Мане постепенно на протяжении 1860-х годов освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных тонов, чёрных теней, однако в ней сохраняются и даже усиливаются контуром контрасты между тёмными и светлыми зонами, отчего при восприятии возникает некоторая плоскостность изображения; живопись становится более свободной и вместе с тем более изощрённой, всё чаще живописная ткань обогащается прозрачными рефлексами и валёрами.

 Обновляя бытовой жанр 19 века, Эдуард Мане поэтизирует заурядную на первый взгляд жизненную ситуацию, мир окружающих человека вещей, выявляет скрытую гармонию бытия.  Жанр многих произведений Мане трудно даже определить. Художник в одной картине мог объединить жанровые сценки и пейзаж. Картина «Завтрак в мастерской», например, удачно сочетает портрет, натюрморт и бытовую сцену.

 В 1870-е годы Мане много работает в области портрета, перенося в неё основные проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника.

 Са­мые знаменитые картины: «Олимпия», «Завтрак на траве», «Бар «Фоли-Бержер»», «Арджантей», «В лодке», «Флейтист», «Портрет Эмиля Золя», «Казнь императора Максимилиана»,  «Букет сирени», «Кабачок».

Фотография Эдуарда Мане

Биография Эдуарда Мане

Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). В конце концов победила его приверженность к искусству.

В течение шести лет (1850-1856) Эдуард  Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Трудно было найти что-либо более противоположное, чем стремление Мане к живому и современному искусству и академический, мертворожденный «историзм» Тома  Кутюра.

Тем не менее, в мастерской Кутюра, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Эдуард  Мане приобщился к классическому наследию. Мане усердно посещает Лувр, а после ухода от Кутюра совершает турне по музеям Италии, Голландии,  Германии и Австрии.

Объекты его поклонения — Тициан и Тинторетто, Рембрандт и Хальс, Пуссен, Делакруа и Энгр, но прежде всего великие испанцы — Веласкес и Гойя. Хотя Мане впервые попал в Испанию только в 1865 году, все его раннее творчество проходит как бы под знаком испанской живописи.

В начале 60-х годов художник порой близко «пересказывает» в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей («Лола из Валенсии», «Гитарист», «Испанский балет»).

 Однако, несмотря на свою репутацию «парижского испанца» и перекличку с другими старыми мастерами, Эдуард  Мане с самого начала выступает как художник с самобытным видением, неразрывно связанный с художественными исканиями своего времени.

Так, одно из самых ранних его произведений — «Любитель абсента» (1859 –кажется прямой иллюстрацией к «Цветам зла» Бодлера. Первой подлинно масштабной работой Мане явился «Завтрак на траве» (1862).

Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины  «Концерт» Джорджоне. По поводу создания этой картины Мане говорил своему другу, журналисту А. Прусту: «Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами.

Но у меня все будет по-другому — я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня».

 Открытая перекличка со старой живописью только подчеркивала новизну искусства Эдуарда Мане. На его картине мы видим живых парижан 60-х годов прошлого века, непринужденно расположившихся на месте классических персонажей.

Публику и критиков шокировали вызывающий реализм художника, игнорирование им академических общепринятых канонов красоты, а также привычной сюжетной «законченности» изображения.

Герои Эдуарда Мане внешне разобщены, не связаны поверхностными какими-то сюжетными отношениями, но объединены одной психологической и поэтической атмосферой, проникнуты общим ощущением тайны жизни.

В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность, и глубокая мечтательность. Эта стоящая над временем поэзия и глубина образов сближала Мане, при всем его новаторстве, с творчеством великих мастеров прошлого.

Она же в следующем столетии вдохновит Пикассо на создание вариаций на тему «Завтрака на траве». Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему.  В стиле картины соединены две характерные для Мане тенденции — стремление к пленэрной живописи и к более материальной и пластичной живописной манере.

Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и блестящий натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Начиная с «Завтрака на траве», отвергнутого официальным «Салоном», и выставленного в только что открывшемся «Салоне отверженных», берет начало непримиримый конфликт Мане с официальным искусством. Этот конфликт еще больше обострился после создания в 1863 году знаменитой картины «Олимпия».

 Так же как в предыдущем полотне, художник «осовременил» в «Олимпии» традиционные мотивы, но сделал это еще более эпатирующим образом.

Вместо классической Венеры или романтической одалиски он, по словам одного критика того времени, «изобразил голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной».

Между этими персонажами еще меньше прямой связи, чем между фигурами «Завтрака», но от их сочетания рождается цельный и насыщенный ассоциациями образ, в чем-то созвучный с  образами в  поэзии Бодлера.

Как и обнаженная в «Завтраке», «Олимпия» (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. В живописном отношении «Олимпия» — одна из вершин творчества художника.

В ее утонченной и смелой цветовой гармониипроявилась высочайшая живописная культура Эдуарда Мане, впитавшая в себя опыт мастеров прошлого. Однако французский художник внес в этот опыт не только современную энергию и лаконизм, но и нечто совершенно новое.

Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал «Олимпию» с «игральными картами»), добивается особой интенсивности цвета. В итоге картина не только приобретает законченность стиля, но при этом превращается, в значительной степени, из ренессансного «окна в мир» в поэтический «образ мира». В художественных принципах картины «Олимпия» лежали во многом истоки всего последующего европейского искусства, а «идолообразность» женской фигуры прямо предвосхищала образы Поля Гогена. Другие крупные произведения Мане 60-х годов — «Завтрак в мастерской» (1868) и «Балкон» (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи.

 Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Художника не случайно называли «живописцем современной жизни».

«Глаз Мане, — писал Пруст, — был наделен поразительной зоркостью, Париж не знал фланера, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу», Мане писал парижские улицы и кафе, скачки в Лоншане, речные сцены в Аржантейле и марины, обнаженных женщин «за туалетом», замечательные портреты и натюрморты.

Именно это стремление сделать предметом искусства саму окружающую действительность и сплотило вокруг художника молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название импрессионистов.

Местом постоянных встреч Мане и его друзей стало знаменитое кафе Гербуа в квартале Батиньоль, отсюда первоначальное название группы — «батиньольская». Но хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, он не слился с этим движением.

Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами — большей связью с традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени. Тем не менее в 70-е годы  в своём творчестве художник испытал сильное влияние Клода Моне и Ренуара, которое проявилось, в частности, в его поздних, непревзойденных по живописному мастерству женских портретах и натюрмортах. Своеобразным итогом импрессионистического периода и всего творчества Мане явилось созданное им полотно «Бар в Фоли-Бержер».

 Картина эта — подлинная фантасмагория света и цвета.

Зднесь кисть Мане передает текучий блеск хрусталя, нежное свечение цветов и кружев, тяжелое рдение плодов, утонченные сочетания лилово-черного, оранжевого, розового, , желтого, серебристо-сиреневого — а отражения и отблески в зеркале придают всему феерический характер.

Но в центре всего — пленительный образ девушки, в котором Мане, как всегда, заставляет нас ощутить проникновенную  загадочную глубину человеческой личности.

С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из «Менин» Веласкеса) художник раздваивает свой образ — вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. В этой двойственности, неповторимом сочетании мгновенного и вечного, и заключалась одна из главных особенностей всего искусства Мане.

 Творчество Эдуарда Мане принадлежит к числу тех явлений, которые как бы завершают сложение реалистических традиций во французском искусстве 19 века и в то же время их значительно обновляют; художественные проблемы, впервые поставленные и разрешаемые Эдуардом Мане, во многом определяют направленность исканий, характерных для изобразительного искусства последующего исторического периода. Творчеством этого живописца заканчивается период главенствования традиционного официального искусства и начинается время нового – с иными целями и языком.

Олимпия. 1863

Завтрак на траве. 1863.

  1. У папаши Латюиля
  2. Нана
  3. Бал в Фоли-Бержер
  4. Портрет родителей.
  5. Портрет Жанны Дюваль
  6. В лодке
  7. Флейтист.
  8. Гитарреро
  9. Кружка пива
  10. Уголок кафешантана
  11. Железная дорога
  12. Клод Моне в лодке
  13. В оранжерее
  14. дама с веерами
  15. Портрет Эмиля Золя
  16. Бал-маскарад в Опере
  17. Скачки в Лоншане
  18. Отдых. Портрет Берты Моризо
  19. Балкон
  20. Завтрак в Мастерсокй
  21. Уличная певица
  22. Бой быков в Мадриде
  23. В саду
  24. Лола из Валенсии
  25. Викторина Меран в костюме эспады
  26. Музыка в Тюильри
  27. Викторина Меран
  28. Дорожные рабочие на улице Монье
  29. Мыльные пузыри
  30. Большой канал в Венеции
  31. Ласточки

http://www.artcontext.info/

http://impressionnisme.narod.ru/MANE/biograph_mane.htm

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43607599554/next

Эдуард Мане. "Балкон"

 

Летом 1867 года Мане отдыхает с семьей в Булони. Однажды во время прогулки он заметил людей, расположившихся на балконе и выделяющихся на фоне затененного пространства комнаты, видного сквозь открытую дверь. Почему бы не воспользоваться этим мотивом — ведь к такому же некогда обращался Гойя в своих «Махах на балконе».

Возвратившись в Париж, Мане начинает «Балкон». Он решил, что там будут фигурировать четыре персонажа, две женщины — сидящая и стоящая, а за ними мужчина; на заднем плане, в тени виден Леон Коэлла. Мужчину он напишет с одного из художников кафе Гербуа — это всегда одетый с иголочки Гийеме. Мане просит приятельницу Сюзанны крошку Фанни Клаус из «Квартета св.

Цецилии» взять на себя роль одной из женщин. Мане любит любовь и женские улыбки, любит любовные интрижки. А ему известно, что его приятель, застенчивый великан Пьер Прэнс и Фанни Клаус влюблены друг в друга. Юная парочка встречается вечерами на улице С.-Петербург.

Сеансы позирования для «Балкона» смогут служить оправданиями и другим встречам, на этот раз в мастерской на улице Гюйо.

Что же касается другой женской фигуры для полотна…

Вот уже несколько месяцев, как мадам Моризо и две ее дочки, Берта и Эдма, навещают салон четы Мане. Сестры занимаются живописьюи поддерживают отношения со многими художниками.

Еще семь или восемьлет тому назад Мане приметил их в Лувре, где обе что-то копировали.

Фантен-Латур давал им советы (он был пленен очаровательной Эдмой, но не решался в этом признаться); именно он и представил их Мане.

Дальние родственницы Фрагонара, барышни Моризо, а особенно Берта, так способны, что после первых же уроков учитель Гишар заявил мадам Моризо: «Ваши дочери так одарены, что мои уроки разовьют их талант не для развлечения; они станут профессиональными художницами.

В вашей среде это будет революцией, я бы даже сказал — катастрофой». Мадам Моризо такие мелочи не смущают. Она хочет одного — чтобы дочери были счастливы; живопись интересует ее гораздо меньше, чем устройство их будущего.

Впрочем, Эдма скоро оставит живопись, так как недавно обручилась с Адольфом Понтийоном, с тем самым Понтийоном, который вместе с Мане путешествовал на «Гавре и Гваделупе»; он был на том же самом карнавале в Рио и стал модельюдля первого из датированных произведений художника — «Пьяного Пьеро», а сейчас служит морским офицером в Шербуре; Эдма обвенчается с ним в начале следующего года.

Что до Берты, то создается впечатление, будто замуж она не торопится. Хотя ей уже двадцать семьлет, она отвергла не одно предложение.

В ней замечаешь прежде всего глаза такого насыщенно-зеленого цвета, что они кажутся черными, а взгляд благодаря молочной белизне худого, резко очерченного, своевольного лица становится каким-то особенно напряженным.

Берта унаследовала красоту матери, но в ней есть и еще нечто завораживающее, не поддающееся словесному определению. Одетая всегда в черное и белое, она очень элегантна — «очень стильна», как выражаются в Пасси люди ее круга.

Говорит она мало — глуховатым, резким голосом произносит короткие отрывистые слова, нередко проглатывая буквы. Эта девушка, еще ожидающая своей женской судьбы, отнюдь не целиком поглощена живописью.

Внешне холодная, внушающая всем окружающим сдержанность, девушка таит в глубине души бешеный огонь, вулканическуюлаву: этот-то внутренний огонь и воспламеняет ее взгляд. Она восхищается Мане, его искренними произведениями, их чистосердечием, чистотой, то есть всем тем, что делает их так непохожими на современную живописную продукцию, неосознанную гениальность Мане она чувствует инстинктивно, но остро. Она догадывается — нет, она просто знает, — что он великий живописец середины века. Он пленяет ее и как мужчина.

Да и Мане отвечает ей восхищением.

В Салоне прошлого года он долго изучал «Вид Парижа, написанный с холма Трокадеро» кисти Берты и, вдохновившись картиной — прозрачностью воздуха,деликатно промодулированными серыми тонами, в свою очередь, написал с того же места «Вид на Всемирную выставку 1867 года».

Кратких разговоров с девушкой оказалось для Мане вполне достаточно, чтобы получить представление о ее вкусах. Это ей первой поведал он о замысле «Балкона». Берта всячески его поддерживает и соглашается приходить вместе с матерью на улицу Гюйо, чтобы позировать для одной из женских фигур.

Почти всю осень Мане работает над «Балконом», произведением новаторским по фактуре, где звонкие тона зеленых ставен и балконной решетки звучат подобно фанфарам будущего.

Уж не Берта ли Моризо, привыкшая к работе на пленэре, к освещенным солнцем звучным тонам (она брала уроки у Коро), подтолкнула Мане на этот путь? Число сеансов растет.

Гийеме это быстро наскучило: он говорит, что Мане «промахнулся» с ним, что «мадемуазель Клаус ужасна», сеансы им обоим надоели, и они решили говорить, будто картина «совершенна» и «добавлять к ней нечего».

Мане никогда так хорошо не видел Берту Моризо, как в то время, когда писал ее в длинном белом платье, с длинными черными локонами, падающими на плечи. Он неустанно изучает ее черты. Ощущая затаенную страстность ее натуры, он загорается сам.

Мадам Моризо, неизменно присутствующая на сеансах с вышиванием в руках, находит, что у него «вид словно у сумасшедшего». Что ж, он и есть сумасшедший, подобно восемнадцатилетнему юноше, опьяненному любовью.

Перед ним погруженная в молчание Берта Моризо, обратившая к нему свои сумрачные, излучающие свет глаза — из-за темных теней вокруг они кажутся еще больше.

Не будь между Бертой и Мане преграды респектабельности и светских привычек, а еще, наверное, не будь трепещущая Берта Моризо, такая близкая и при этом такая далекая, столь недоступной, какой-нибудь сеанс для «Балкона» в случае отсутствия мадам Мане закончился бы — кто может знать?- в мастерской на диване. Это явно взаимная любовь, но любовь запретная, невысказанная и обреченная таковой остаться. Когда «Балкон» будет закончен, Берта не перестанет бывать на улице Гюйо и часто без матери. Но ничто не изменится. Оставаясь наедине, Мане и молодая девушка будут, как и прежде, вести беседы о всяких разностях, а особенно о живописи, но никогда неразрешат вспыхнуть огню, лихорадившему обоих, с каждым днем делавшему Мане все более возбужденным, с каждым днем усугублявшему меланхолическое выражение на лице молчаливой девственницы.

Порою, когда Берта появляется в ателье, Мане в приливе экзальтации хватает кисти — пусть только Берта не шевелится! — и торопится запечатлеть ее черты, пишет ее лицо, увенчанное шляпкой с белым пером, или изображает ее закутанной в меха, руки спрятаны в муфту.

Вызываемое Бертой чувственное возбуждение превращает этого дважды живописца в лирика.

Пусть он не знает, пусть она не знает (а если бы подозрение и зародилось, то как поспешно постарались бы они от него отделаться!), что картины, когда Мане с кистью в руке пытается разгадать загадку этого лица, запечатлеть его очарование и испытываемую им самим душевную смятенность, порождают чувство обладания, взаимного причащения.

И искусство Берты, и искусство Мане питается невыраженной любовью, ее обоюдными мечтами. Полотна Мане — Берта может созерцать их вволю — пример для нее. Но и Берта по-своему оказывает влияние на автора «Олимпии».

Для Мане многое представляется проще в присутствии этой наделенной спокойной смелостью молодой девушки, так же как и он, и даже, быть может, больше, чем он, прокладывающей дорогу к живописи будущего, к тем празднествам света, воцарение которых уже подготовляют «батиньольцы» — все эти Моне, Ренуары, Писсарро и Сислеи.

«Светлая живопись», «пленэр» — эти слова постоянно звучат во время несмолкаемых споров в кафе Гербуа. Мане горячится, медлит ступить на тот путь, куда его так хотя увлечь; ему кажется, что путь этот слишком не соотвествует традициям, какие сам художник защищает и хочет прославить.

Но рядом с ним Берта — вестница зарождающегося и пока не имеющего имени искусства. И однажды Мане вынужден будет поддаться чарам.

К открытию Салона 1869 года Мане приготовил два полотна «Балкон» и «Завтрак».   Какая встреча их ожидает? Признают ли наконец его искусство, как предсказывал в прошлом году Золя? Когда Мане возбужден, он утверждает, что непременно добьется успеха, но через некоторое время уже говорит, что его ждет полный провал.

С течением времени озабоченность, мучающая его, нарастает. В день открытия Салона Берта (она в этом году не экспонируется) идет прямо в зал «М», где тут же замечает Мане — «растерянного, в шляпе, освещенной солнцем». «Он попросил меня, — рассказывает она Эдме, — пойти посмотреть его картину, потому что сам не осмеливался приблизиться к ней.

Я никогда, — восклицает Берта, — не видела такого взволнованного лица: он беспокойно смеялся, без всякой последовательности утверждая, что его картина никуда не годится и что она имеет большой успех. Я, право, нахожу его очаровательным, и он нравится мне бесконечно, — добавляет она.

— Егоживопись, как всегда, производит впечатление какого-то дикого или скорее немного недозрелого плода, но она меня все-таки привлекает.

На этот раз работы Мане принимают достаточно мягко. Общее мнение резюмирует Теофиль Готье: «Работы, выставленные г-ном Мане, относительно благонравны; скандала они не вызовут». В остальных критических высказываниях преобладает безразличие.

Отчасти в силу убеждений, отчасти просто из вежливости, как принято в таких с лучаях, Берте поторопились сказать, что в «Балконе» Мане не слишком ей польстил, что она там чудовищно «безвкусна». Полотно ее обезобразило? Так ли? «Я вышла там скорее странной, чем некрасивой», — считает Берта.

Только она и привлекает внимание публики в этой работе Мане. Ее удлиненная тонкая фигура в белом платье, ее бледное лицо, ее таящие бурю глаза «затмевают» прочих персонажей, которые рядом с ней (поскольку чувство Мане их не наполняет!) кажутся просто декоративными элементами.

«Среди любопытных, — пишет Берта, — как будто уже распространился эпитет «роковой женщины».

Полное враждебности безразличие, проявленное публикой и критиками, глубоко печалит, удручает Мане. К нему, к его «крайностям» привыкли, но все равно его не понимают.

Если нападки уже не отличаются прежними колкостями, то скорее потому, что всем это надоело, а не потому, что его искусство стали лучше понимать. «Бесплодие»- так написал о нем Кастаньяри. Мане обескуражен. Вновь обмануты его надежды.

Сомневаясь в самом себе, без конца повторяя фразы из статьи Кастаньяри — о! как они его ранят! — художник погружается в мрачное уныние…

По материалам книги А.Перрюшо «Эдуард Мане»./ Пер. с фр., послесл. М.Прокофьевой. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб. 2000. — 400 с., 16 с. ил. Книга на ОЗОНе

Источник: http://impressionnisme.narod.ru/MANE/mane07_about.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector