Чурлёнис микалоюс “замок” описание картины, анализ, сочинение

Чурлёнис Микалоюс

Неизменная тема творчества Чюрлениса – бесконечность Вселенной. Каждая его картина – это попытка показать ее, имея в виду ограниченность человеческого восприятия и мышления.  Отсюда стремление к гигантизму. Масштаб картин Чюрлениса всегда размыт. Трудно с уверенностью сказать, какого размера изображаемые Чюрленисом вещи. И поскольку даже титаническая колоссальность формы не способна в должной мере передать необъятность пространства и времени, Чюрленис рисует не отдельные картины, а создает тематические циклы. Такой способ позволяет ему, во-первых, указать зрителю на то, что изображаемое всегда выходит за границы изображения и как бы продолжается в других картинах, но до конца никогда не исчерпывается даже в них. Картины Чюрлениса производят мощное впечатление именно потому, что изображают нечеловекоразмерные вещи и события. Это всегда что-то надмирное и надиндивидуальное.

Чурлёнис Микалоюс Чурлёнис Микалоюс

В Новое Время эту концепцию развил Ньютон, полагавший пространство и время как особые начала, существующие независимо от материи и друг от друга. Лосев так отзывался о таком представлении: «Механика Ньютона построена на гипотезе однородного и бесконечного пространства. Мир не имеет границ, т. е. не имеет формы.

Для меня это значит, что он – бесформен. Мир – абсолютно однородное пространство. Для меня это значит, что он – абсолютно плоскостен, невыразителен, нерельефен. Неимоверной скукой веет от такого мира. Прибавьте к этому абсолютную темноту и нечеловеческий холод междупланетных пространств.

Что это как не черная дыра?»

Чурлёнис Микалоюс

Другая концепциия – более выразительная – идет от Аристотеля, утверждавшего, что пространство есть взаиморасположение Чурлёнис Микалоюс мест и тел, а время – число движений, совершаемых телами. Концепцию Аристотеля развил Лейбниц, для которого пространство – это порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел (монад), существующих обособленно друг от друга, а время есть не что иное как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний монад. Согласно Лейбницу пространство и время – это единство взаимосвязных множеств.

Именно эта аристотелевско-лейбницевская концепция может послужить ключом к пониманию чюрленисовских картин, в которых время опространствленно, а пространство овременено.

И в этом отношении можно говорить еще об одной особенности творческого метода  художника, а именно — о синтезе перцепции и концепции, воплощенном в его картинах. То есть, произведения Чюрлениса существуют в двух планах: восприятия и понимания.

На них можно просто смотреть, поражаясь фантастичности изображения и его колориту, а можно вдумчиво расшифровывать диспозицию символов, образующих модель мироздания. 

Чурлёнис Микалоюс Чурлёнис Микалоюс

Творчество этого периода являет нам два типа душевных состояний художника и, соответственно этим переживанием, два типа художественных заданий. Порой он стремится запечатлеть на полотне победную гармонию экстатического созерцания.

Окружающий нас вещественный мир исчезает всецело, уступая своё место другому естеству, божественно просветлённому космосу.

Здесь царство успокоенной ясности, затишье после хаотической зыби долгого становления, улыбка нашей земной, благодатно восстановленной и оправданной природы на пороге лёгкой, безутратной разлуки, у первых ступеней дальнейшего, уже лёгкого восхождения. Но здесь Чюрлёнис для меня наименее убедителен.

В чистом видении новой природы чувствуется примесь красивого вымысла, искусственной композиции и даже художнической реминисценции. Зато самое задание является эстетически и технически рациональным безусловно.

Любопытнее и убедительнее этот духовидец тогда, когда он ставит себе задачу уже иррациональную для живописи, – когда он непосредственно отдаётся своему дару двойного зрения. Тогда формы предметного мира обобщаются до простых схем и сквозят.

Всё вещественное, как бы осаждаясь в другой, низший план творения, оставляет ощутимым только ритмический и геометрический принцип своего бытия.

Само пространство почти преодолевается прозрачностью форм, не исключающих и не вытесняющих, но как бы вмещающих в себе соседние формы. Я не хочу этим сказать, что идея опрозраченного мира иррациональная для живописи сама по себе.

Но у Чюрлёниса эта геометрическая прозрачность кажется мне попыткой приблизиться к возможностям зрительной сигнализации такого созерцания, при котором  наши три измерения недостаточны. По-видимому, художник ищет возможность в сфере Эвклида дать проекцию вещей, воспринимаемых им в сфере Лобачевского.

Чурлёнис Микалоюс Чурлёнис Микалоюс

Космическое и потустороннее чувствование вещей делает то немногое, что создано Чюрлёнисом, знаменательной страницей в летописи предвестий нового мифотворчества.

Ибо нельзя не видеть, что пафос этого художника – не пафос мечты, как иллюзии, а profession defoi объективного миросозерцания, исповедь внутреннего зрения, свидетельство тех духов в человеке, которых Данте называл «Spiriti delviso».

Другой момент его пафоса – «Sursum», вечное восхождение к началу и источнику Платоновых идей и пифагорейских чисел. Отсюда эти лестницы, возводящие вверх, эти нагромождения пирамид, эти устремления толпящихся и соревнующих в росте обелисков к монаде монад.

Чюрлёнис упорно и мощно борется с безумием. Оно подстерегает его, улавливает смешением планов сознания, перемещением пространств и вещей, сквозящею прозрачностью совместившихся, сосуществующих форм и принципов, переплетением разноликих закономерностей разноприродного бытия.

Жизнь его запуталась в  волокна хвоста какой-то апокалиптической кометы, его увлекшей и восхитившей от земли. Он неустанно пронизал эти волокна остриями своих пирамид, своих столпообразных утёсов. Острия и пики терялись в облаках и вновь прорезали их.

Так бежал этот дух от земли к Богу.

Чурлёнис Микалоюс

Мифотворец, он был наделён памятью мифа. Его образы, его символы ещё не всеми из нас забыты. Или, быть может, они припоминаются человечеством вновь, как первобытные залежи великой космогонии, отпечатлевшийся изначала на века и в уединённом сознании нашем.

Нам как-то смутно памятны – и этот влажный воздух, подобный «водам над твердию», отягчённый уже сгущающимися испарениями отделившихся вод морских, мало прозрачный, но делающий более прозрачными ещё не вполне отвердевшие вещи, – и эти островерхия, ограниченные простыми треугольниками громады, и эти ковчеги на вершинах обрывистых скал, и эти курящиеся нагорные жертвенники. Что-то древнее и всё же неотзвучавшее, подобное звону опустившегося на дно города из глубин водных, встречается – о, безумие! – с апокалиптической далью грядущих тайн, и вещий дух уже ясно видит тень коня бледного, пролетающего над градостроительством языков…»

Техническая Сторона

Говоря о технической стороне творчества Чюрлениса-художника, можно с уверенностью сказать, что в техническом плане ничего новаторского им сделано не было. В этом единодушны все искусствоведы, занимавшиеся вопросом.

Стоит вспомнить, что в роли художника Чюрленис активно работал всего лишь три года, отсюда видна даже некоторая небрежность в разработке композиций. Собственно, задача Чюрлениса состояла совершенно в другом, а именно в передаче средствами живописи музыкального восприятия действительности.

Новаторство Чюрлениса связано с перенесением на полотно его взгляда на окружающий мир как на музыкальное произведение (о чем уже было сказано выше). Поэтому формы бытия на его картинах возникают из движения, его произведения всегда сюжетны, состоят из ряда эпизодов, разворачивающихся во времени.

В связи с этим следует упомянуть, что работы Чюрлениса обычно носят серийный характер, многие картины являются только частями целого и по отдельности не имеют целостного содержания.

Специфика художественного метода Чюрлениса заключается еще и в том, что он усиливает временной аспект живописи, которая относится к разряду пространственных видов искусства.

Для Чюрлениса, в первую очередь музыканта, важны ритмическая организация образов, поиск нужной тональности и передача определенного настроения.

Ритмическая организация изображения, повторяемость, «загадочность» образных значений, обобщённость элементов, трансформация пространственных соотношений – то есть перечисленное в предыдущих пунктах в целом и по отдельности – ведут сознание к временнóму восприятию картины.

При этом визуальные впечатления подчиняются особому ритму: продлеваются во времени дольше, нежели нужно для обычного рассматривания картин сравнительно малых размеров; следуют порядку, диктуемому структурой изображения; вступают в интенсивную связь с образами и впечатлениями из предыдущего культурного опыта зрителя – по возникающим ассоциациям, аналогиям, эмоциям и т. п. Этот временнóй процесс визуального «всматривания», «прочтения», «трактовки» картины по своим свойствам оказывается близким временнóму процессу слушания музыки, сознательному и бессознательному «прочтению» её «трактовки».

Чюрленис во всех своих работах стремился реализовать идею синтеза искусств. В этом смысле он выступает как живописец, связывающий свое творчество как с музыкой, так и с литературой и мифологией.

Словесное творчество является для Чюрлениса тем, что всегда подпитывало его символическое мышление. В одном из своих писем Чюрленис сам охарактеризовал свое мировидение так: «Порою кажется, что эта темная и тихая ночь – это какое-то огромное чудище. Распласталось оно и дышит медленно, медленно.

Широко раскрыты застывшие огромные глаза, а в них бездна равнодушия и какая-то важная тайна».

Довольно часто его работы относят как раз к символизму, представители которого превозносили музыку и сочетали в своем искусстве зрительное с мифологичным. Многое в картинах Чюрлениса можно объяснить только с помощью анализа его системы символов.

Например, ритмику жизни он представлял в виде сферы, круга, эллипса, поэтому в его картинах это наиболее часто встречающиеся фигуры для изображения Космоса.

Безусловно, Чюрленис как художник-символист не отражает реальный мир, а конструирует новый, используя богатый символический язык самых разных культур: индийской, египетской, христианской и др.

Поэтому колористические приёмы, свет, интенсивность цвета подчиняются прежде всего не целям воспроизведения реальных предметов фигуративного мира, а целям преображения их в знаки, в символы, в набор «беспредметных предметов» творимого внутри картины мифического мира.

Для достижения этих, а отнюдь не формальных, целей используются также те или иные технические приёмы, включая, например, и такие, как применение линеарного рисунка обычным графитным карандашом рядом и вместе с изысканным колоритом жидкой темперы, а то и просто поверх нее.

По этому поводу Розинер пишет: «При созерцании картин Чюрлёниса такие семантические комплексы приобретают форму визуально-смысловых цепей, «звенья» которых прямо зависят от воображения и культурного опыта зрителя, подобно тому, как это происходит при слушании музыки, когда звуковые впечатления становятся импульсом для широких аналогий и обобщений абстрактного и конкретного толка». В связи с этим Чюрлениса справедливо называют основателем и единственным представителем школы архетипной живописи. В качестве основных принципов, на которых зиждется живопись Чюрлениса, можно выделить такие:

1

Малое изображается большим – и наоборот.

2

Предметы, их очертания и пропорции их частей конструируются так, чтобы быть «напоминанием о чем-то другом». Образ при этом становится многозначным.

3

Взаиморасположение предметов меняется относительно реально-привычного; «нечто» может быть помещено туда, куда в реальности оно попасть не может.

Читайте также:  Малевич казимир "черный квадрат" описание картины, анализ, сочинение

4

Количество предметов отрывается от свойственного им в реальности числа.

5

Предметы отрываются от их реального назначения, чем также вызываются представления о непознаваемости целей и логики сущего.

6

Пространство перестает быть единым. Все эти приемы создают иллюзию множественности и взаимопроникновения пространств, и, соответственно, у зрителя возникает ощущение «бытия» вне привычного пространства.

7

Нарушается перспективный принцип построения изображения.

8

Избирается абстрактная, часто невозможная «в реальности» точка зрения: «с небес» вниз, «из-под» воды, «изнутри» земной почвы.

9

Основные стихии, или основные знаки, реального пространства – земля, вода (море), небо – становятся взаимозаменяемыми, взаимопроникающими.

10

В изображение определённого (предмета) вводятся детали или элементы неопределённого, абстрактного.

11

Деталь, образ, знак многократно повторяются.

12

Используется «семантическая размытость» образов, часто создающаяся посредством сильной степени их обобщений.

Источник: https://concepture.club/post/rubrika_2021/chjurlenis

Василий Каменский: Поэт. Авиатор. Циркач. Гений футуризма | Артгид

Чурлёнис Микалоюс Василий Каменский. Дворец Щукина. Железобетонная поэма из сборника на обоях «Нагой среди одетых» (М., 1914). Эта визуальная поэма представляет собой симультанную фиксацию впечатлений от щукинской коллекции (особо отметим каламбур «пикассомной»). Иллюстрация из книги «Василий Каменский: Поэт. Авиатор. Циркач. Гений футуризма»

Статья или лекция Каменского «О современной живописи» (рукопись в РГАЛИ) относится к раннему периоду его творчества.

Текст не датирован, но явно относится к 1912 году, поскольку автор упоминает, что художник Чюрлёнис умер «в прошлом году».

Таким образом, текст написан в преддверии шумного выступления гилейцев/будетлян, консолидировавшихся в конце 1912 года при издании скандального сборника «Пощечина общественному вкусу».

На тот момент русские авангардисты (поэты и художники) еще не обрели устойчивого самонаименования (клеймо «футуристов» газетная пресса навесит на них только в 1913 году), поэтому неслучайно, что Каменский пишет преимущественно об импрессионизме, все еще остававшимся эталоном нового в искусстве.

Текст примечателен известной долей анахроничности — ведь в отечественной живописи уже произошел взрыв, а Каменский хвалит французских импрессионистов и поругивает «Репиных и Маковских»; при этом ни одного имени новых живописцев (будущих «левых») вообще не названо — хотя с большинством из них Каменский хорошо знаком, и даже дружит, они пишут его портреты…

В том же 1912 году журналом «Аполлон» и Французским институтом в Санкт-Петербурге была устроена грандиозная выставка «Сто лет французской живописи: (1812–1912)». Она продлилась с 17 января по 18 марта, приняв около 35 тысяч посетителей. Почетным президентом мероприятия был избран великий князь Николай Михайлович.

Российская публика смогла увидеть около 1000 работ французских классиков, романтиков, барбизонцев, реалистов, импрессионистов (среди них холсты Давида, Энгра, Делакруа, Жерико, Коро, Домье, Курбе, Милле, Мане, Дега, Ренуара, Моне, Сезанна, Гогена и др.). Вероятно, текст Каменского был создан по следам этого знакового события.

Чурлёнис Микалоюс Обложка книги «Василий Каменский: Поэт. Авиатор. Циркач. Гений футуризма». 2017

[О современной живописи]

Современная живопись вся отдалась исканиям красоты, ее краски — поэмы и чудесные песни, ее краски — музыка. И напротив: стихи, песни и главным образом музыка — отражатся на полотнах красочными аккордами совсем особого построения, нежели те, что передает натура.

Из русских художников в этом отношении ярко выделился несколько лет тому назад художник Чурлянис[1]. Будучи сам незаурядным композитором, он искусно перекладывал как свои, так и чужие композиции на полотно, заняв в истории живописи сразу высокое обособленное место.

Как сейчас помню его талантливые картины на выставке «Мир искусства». Какие-то цветистые сказочные замки с прозрачными колоннами, с прозрачными стенами. Какие-то голубые лестницы до небес и спускающиеся по широким ступеням нежно-крылые ангелы. Какие-то странно-белые птицы, тучами вылетающие из белого храма.

В картинах так ясно и красиво чувствуются краски тихой, лирической музыки.

К глубокому огорчению, Чурлянис — такой интересный талант — умер в прошлом году в благоуханном расцвете своих необыкновенно-дивных творческих сил, замученный чахоткой. Но будем верить и ждать, что его товарищи-последователи скоро разрешат эти интересные искания до конца, тем более что наши молодые живописцы этим вопросом очень заинтересовались[2].

Чурлёнис Микалоюс Владимир Бурлюк. Портрет Василия Каменского. 1910. Иллюстрация из книги «Василий Каменский: Поэт. Авиатор. Циркач. Гений футуризма»

Говоря «наши живописцы», я имею в виду не только русских художников[3], но и иностранных, и особенно французских.

Французская живопись для нас, русских, сыграла огромную, решающую роль: мы не только поняли и высоко оценили французскую живопись, но стали их учениками.

Такие имена, как Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар, Морис Дени, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Луи Легран, Поль Гоген и Матисс, эти родоначальники импрессионизма[4], влияние которого так ярко и пышно сказалось в нашей молодой живописи.

Однако какую же услугу оказал импрессионизм искусству?

Импрессионизм оказал огромную услугу всему искусству, открыто и смело выступив против рутины, доказав, что группа ни от кого не зависимых творцов в искусстве способна обновить эстетику без всякой помощи и казенного преподавания[5] Импрессионизм добился успеха там, где большие, но одинокие художники потерпели неудачу, потому что на его долю выпало счастье соединить целую группу людей, среди которых четверо будут причислены к великим французским живописцам, а именно Эдуард Мане, Клод Моне, Эдгар Дега и Огюст Ренуар. Импрессионизм обладал всем, что побеждает самое упорное сопротивление: плодовитостью, мужеством, оригинальностью. Импрессионизм нанес неисцелимый удар академизму, вырвав у него престиж преподавания, который в течение веков тиранически тяготел над молодыми художниками, он властно поднял руку на упорный и опасный предрассудок, на целый ряд шаблонных понятий, которые передавались от поколения к поколению, не принимая во внимание главного — эволюции в нравах и умах.

Чурлёнис Микалоюс Илья Репин. Портрет Каменского из альбома К. Чуковского «Чукоккала». 1914. Иллюстрация из книги «Василий Каменский: Поэт. Авиатор. Циркач. Гений футуризма»

Он осмелился свободно протестовать против отжившего идеала, который сводился лишь к тупому и бесплодному подражанию старым мастерам. Он отстранил от души художника всю массу глупейших правил, которые только задерживали и угнетали ее творческое развитие.

И чем свободнее художник проявит свою творческую волю и свое искреннее чувство — тем ближе он подойдет к престолу чистого искусства, тем скорее он покажет нам святое святых и откроет новые горизонты.

И вы увидите в его изображении не то, что вы видели в природе сотни раз, а то существенное и важное, что не могла вам доказать природа и что для вас было сокровенно и смутно, и что вдруг встревожило душу.

Но такие художники редки, ибо много, очень много званых и незваных, но мало избранных.

Огромное большинство из много-званных рабские подражатели и продолжатели той пошлости, которую родили на свет люди, обиженные Богом, лишенные творческой души и таланта.

Никогда не было у них ничего своего, не было своего взгляда на божий мир и своей манеры передать виденное. Тысячи рисуют то, что тысячи раз было нарисовано другими, и также скверно и беспросветно, не создавая ничего и опошляя все.

Всего больше этих статистов от искусства, конечно, в области той реалистической живописи, которая чуть не сто лет прожила в России и которая, к счастью, теперь после продолжительного и тяжкого недомогания кончается.

Даже стены провинциальных мещанских комнат начинают обклеиваться обоями с такими интересными невиданными рисунками, что хозяевам становится стыдно вешать этих неизменных соседов всяких бесплатных приложений к «Ниве»[6] Репиных[7] и Маковских[8], и эти всем надоевшие украшения прячут подальше, на чердак.

Чурлёнис Микалоюс Обложка автобиографии Василия Каменского «Его–Моя биография Великого Футуриста» (М., 1918). Иллюстрация из книги «Василий Каменский: Поэт. Авиатор. Циркач. Гений футуризма»

Живопись наших дней, встреченная сначала в общем недоброжелательно в силу своей необычайности и смелости новых приемов, теперь так пышно расцвела, что раздробилась на целый ряд различных течений и партий, из которых особенно видную роль играет общество «Мир искусства», в свою очередь составившееся из русских импрессионистов[9]. Прежде всего «Мир искусства» объявило передвижническим взглядам войну насмерть. На месте сюжета это молодое течение поставило во главе всего нечто иное и — главное — чисто живописную красоту произведения. В чем же, однако, видит эту красоту «Мир искусства»?

Прежде всего это — наличность декоративной красоты, красивых красочных аккордов, затем стремление отделаться от черноты картины и увлечение импрессионистическими исканиями, которые привели к наличности такого удивительного света в картинах и силу впечатления поставили в зависимость от игры контраста красок. Сюда же относится и стремление отделаться от условных, всем надоевших форм, которые сделались общепринятыми в живописи. Стремление это проникло к нам, как и многое другое, с Запада, где художники шли впереди нас, давно бросив заниматься глупым раскрашиванием фотографии с натуры.

Начинается увлечение живописью примитивов, архаическим искусством и детским рисованием[10]. Художник старается отрешиться совершенно от всего, что он знает и чему выучился.

Он страстно жаждет увидеть природу новыми глазами, глазами наивного ребенка, глазами дикаря.

В результате действительно нарождается новое, совершенно не схожее с прежним искусство, и даже в самом материале, которым привык пользоваться художник, происходит полный переворот.

Чурлёнис Микалоюс Титульный лист книги Камилла. Моклера «Импрессионизм. Его история, его эстетика, его мастера» (М., [1909]). Иллюстрация из книги «Василий Каменский: Поэт. Авиатор. Циркач. Гений футуризма»

Французский импрессионизм сделал свое огромное дело. Наши молодые художники быстро усвоили идеи импрессионизма, в которых можно разобраться след образом.

[«]В природе ни один цвет не существует сам по себе[11]. Окраска предметов — чистая иллюзия: единственный творческий источник цветов — солнце, которое своим светом окутывает все предметы, каждый час дня представляя их в новой окраске.

Тайна материи ускользает от нас — мы не знаем в точности, где граница реального и нереального. В нашем восприятии зрительных впечатлений природы мы различаем два понятия, форму и краски, и понятия эти нераздельны. Только искусственно мы различаем рисунок от краски, в природе они нераздельны. Свет вызывает формы.

Исчезает свет — пропадают вместе и форма, и краски. Мы видим только краски, все имеет цвет и только благодаря неодинаковости окраски различных поверхностей мы различаем форму предметов, т е границы этих различно окрашенных поверхностей.

Читайте также:  Мюзикл «отверженные»: содержание, видео, интересные факты, история

Мы получаем понятие о расстоянии, перспективе и объеме благодаря более темным или более светлым краскам — тому, что в живописи называют силой отношений. Отношение — это степень интенсивности света и тени, дающая нашим глазам возможность различать расстояние между предметами.

И, так как живопись не есть и не может быть подражанием природы, а только условно передает ее, располагая лишь двумя измерениями из трех, отношения — единственное средство, остающееся для выражения на плоскости впечатления глубины.

Таким образом, краска рождает рисунок. Всякий цвет составлен из элементов солнечного цвета, т е из 7 тонов спектра. Известно, что эти семь тонов кажутся нам различными вследствие неодинаковой быстроты световых волн.

Тона в природе кажутся нам различными по той же причине, как и тона спектра. С переменой напряжения силы света меняются и краски.

Если, например, голова освещена с одной стороны оранжевым вечерним светом, а с другой голубым комнатным, то на носу и на середине лица неизбежно появятся зеленые тона[»].

Несомненно, что художника это явление крайне интересует. И в результате — где-нибудь на выставке праздный зритель, заложив руки в карман, будет смеяться и иронически спрашивать у такого же, как и он, зрителя: а почему у этой девушки зеленый нос?

И, уходя с выставки, еще раз вспомнит девушку с зеленым носом и, надевая галоши, скажет — нет, так не бывает.

Это мещанское слово — «так не бывает» почти целиком относится к нашей современной живописи — и в этом ее огромная услуга искусству. Надо помнить, что искусство свято и всегда должно оставаться далеким от будничной жизни, всегда должно беззаветно служить вечно-новой красоте.

О, теперь художник кисти всем своим разумом, и душой своей, и сердцем своим понял свое истинное назначение — верно и искренно служа святому искусству — приносить радость человеку, застрявшему в тине житейской суеты и борьбы, и своими смелыми ярко-красочными картинами освещать тоскующую душу серых будней, своими непрестанными исканиями звать к новым радостным откровениям. Теперь наши художники уже не занимаются больше ненужной фотографией и не иллюстрируют, как это делают старые художники, вроде Репиных и Маковских, хроники происшествий.

[1912] 

Подготовка текста и публикация Андрея Россомахина и Светланы Казаковой.Комментарий Андрея Россомахина.

Источник: https://artguide.com/posts/1150?page=51

Микалоюс Чюрленис (22 сентября 1875 – 10 апреля 1911) , литовский художник и композитор

Чурлёнис Микалоюс

Адрес страницы: https://www.calend.ru/persons/1164/

Главная страница / Персоны / Микалоюс Чюрленис

Чурлёнис Микалоюс Микалоюс Чюрленис

Микалоюс Константинас Чюрлёнис (лит. Mikalojus Konstantinas Čiurlionis), родоначальник профессиональной литовской музыки, перешагнувший своим творчеством границы национальной культуры, родился (10) 22 сентября 1875 года в литовском городе Варена, вырос в Друскининкай, в семье органиста. Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского в г.Плунге, где играл на скрипке в придворном оркестре (1889-1893). В Варшавском музыкальном училище (1894-1899) сперва обучался игре на фортепьяно, позже посещал и закончил класс композиции, а затем учился в Лейпцигской консерватории. Чурлёнис Микалоюс

Замок

Завершив учебу, Микалоюс работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство. В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи, а в 1904-1906 годах – Варшавскую художественную школу. К тому времени как композитор и дирижер хора Чюрлёнис втянулся в движение возрождения Литвы, аранжировал литовские народные песни, с 1905 года участвовал в выставках в Варшаве, Вильнюсе, Санкт-Петербурге. Уже тогда его живопись выделялась психологической оригинальностью космических идей, тонкостью красок и неповторимой выразительностью. Особенно характерны циклы его картин «Сотворение мира», «Зима», «Зодиак».

В 1907-1909 годах Чюрлёнис жил в Литве и Санкт-Петербурге. В Вильнюсе он устраивал выставки, концертировал, публиковал статьи по вопросам искусства. В Санкт-Петербурге у него завязался прочный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, который позже переродился в сообщество «Мир искусства».

Чурлёнис Микалоюс

Соната моря

К тому времени Чюрлёнисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин – «Сонаты», состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также «Прелюды и фуги».

Микалоюс Чюрлёнис умер (28 марта) 10 апреля 1911 года в возрасте 35 лет, в санатории неподалеку от Варшавы, после тяжелой болезни, вызванной нервным расстройством.

Посмертные выставки работ Чюрлёниса в Литве и России сделали его широко известным, а его произведения искусства заслужили ему имя гения.

В этом свете музыкальное творчество художника остается в тени его живописных работ.

Источник: https://www.calend.ru/persons/1164/

Читать

Э. Межелайтис, А. Савицкас

Чюрлёнис

  • Издательство «Искусство» Москва • 1971 – 110 c.
  • Редактор Л. Азарова
  • Художественный редактор Л. Иванова
  • Художник А. Троянкер
  • Технический редактор Т. Любина
  • Перевод с литовского
  • Б. Залесской (проза)
  • Ю. Левитанского (стихи)
  • Э. Межелайтис

Мир Чюрлёниса

«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди – как ноты…»

М. К, Чюрлёнис

ЕГО ИНИЦИАЛЫ

«…я как вольная птица (без крыльев)…»

М. К. Чюрлёнис

  1. МКЧ * –
  2. как странная птица,
  3. из тех, что мы не видали,
  4. из тех, несомненно, живущих в сказочных рощах,
  5. летит и летит, пробиваясь к солнечной дали,
  6. этот резкий причудливый росчерк.
  7. МКЧ –
  8. это волны
  9. набегающего прилива,
  10. где чайка четко очерчена лучом заката,
  11. или реющая над раскрытым роялем грива
  12. за роялем сидящего гениального музыканта.
  13. МКЧ –
  14. это в сумерках,
  15. когда очертанья туманны
  16. и звезды так странны над розовыми куполами,
  17. рядом с легко летящей готикой святой Анны
  18. черная его крылатка бьет на ветру крылами.
  19. МКЧ –
  20. это башня и гений,
  21. простирающий руку
  22. МКЧ –
  23. это мера гения,
  24. что, как собственные владенья,
  25. небеса перекраивает, и каждый этот отрезок
  26. превращает потом в удивительные виденья,
  27. фантастические цветные виденья фресок.
  28. МКЧ –
  29. это подпись
  30. на полотнах, отмеченных вечностью,
  31. это волшебный ключик от затворенных
  32. башен, наполненных доброй его человечностью,
  33. от бесконечных галактик, им сотворенных.

* МКЧ – инициалы Михаила Константиновича Чюрлёниса,, которыми он подписывал свои картины. Его автограф на литовском языке:

Сказка. Триптих. Часть III

Из цикла „Зима“

РЕЧИТАТИВ РАТНИЧЕЛЕ*

«…как некогда, когда я был еще ребенком…»

М. К.Чюрлёнис

  • Чуть речь начала
  • Ратничеле –
  • рокочущий речитатив,
  • и ели,
  • как виолончели,
  • запели,
  • его подхватив.
  • И клены,
  • негромко вначале,
  • потом,
  • подчиняясь ключу,
  • отчетливей чуть
  • зазвучали,
  • ручью отвечая:
  • – Чю-чю!
  • Отчетливей,
  • четче
  • и чаще
  • меж кленов червленых
  • вдали
  • пичуга защелкала в чаще.
  • – Чюрли! – прокричала,-
  • Чюрли!
  • И вот уже
  • кленов червленость
  • и небо
  • синее, чем лён,
  • запели влюбленно:
  • – Чюрлёнис!
  • – Чюрлёнис!
  • – Чюрляна!

– Чюрлён!..

  1. – Чюрлёнис –
  2. влюбленно и щедро
  3. и звонко,
  4. как сто скрипачей,
  5. уже перейдя на крещендо,
  6. ритмично чеканит ручей.

Колокольня. Из цикла „Весна“

  • И чище, чем юность:
  • – Чюрлёнис! –
  • бубенчик
  • венчает прелюд,
  • и в лад,
  • не тая увлеченность:
  • – Чюрлёнис! –
  • поляны поют.
  • Вечерние воды речные,
  • где тучи скользят,
  • как челны:
  • – Чюрлёнис! –
  • И своды ночные:
  • – Чюрлёнис! –
  • чернильно-черны.
  • – Чюрлёнис! –
  • его величая,
  • венчает его Дайнава…
  • И чуткой листвою качая,
  • как арфы,
  • звучат дерева,
  • и ели,
  • как виолончели,
  • поют и поют,
  • подхватив
  • наивную речь Ратничеле,
  • причудливый речитатив.

* Ратничеле (Ратнича) – речка на юге Литвы, на родине Чюрлёниса.

Соната весны. Анданте

ПОПЫТКА ПОНЯТЬ ЕГО

«…жить, широко раскрыв глаза на все, что прекрасно… забыть, откуда и куда идешь, как тебя зовут, и смотреть глазами ребенка…»

М. К. Чюрлёнис

1

Широко раскрытые, большие, удивленные глаза. Глаза ребенка. Глаза гения. Подлинная красота доступна только таким глазам. Мир должен дивить. Как сказка. И в сказку надо верить. Как в реальную жизнь. В сказку верят только дети. Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребенка.

Греческий скульптор увидел свою исполненную очарования Афродиту глазами ребенка, как Рафаэль – красоту и непорочность Сикстинской мадонны, как Леонардо да Винчи – благородную прелесть Монны Лизы. Огюст Роден перенес в мрамор тончайшие линии, увидев их в природе глазами ребенка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного.

Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь. Чем талантливее художник, тем больше прекрасного видят в мире его глаза.

«Какая-то поразительная гармония, которой ничто не может замутить. Все существует как прекрасное сочетание красок, как звучание дивного аккорда…»

М. К. Чюрлёнис

2

О, как трудно вместить в себя мир!.. Сколько звуков в нем слышится, сколько красок сверкает! В каких бесчисленных ритмах пульсируют природа и жизнь… И какими же средствами можно совершеннее выразить его, этот мир? Звуками? Красками? Ритмами? Напрягается слух ребенка. Широко раскрываются его очи. Распахивается сердце.

Пробуждается музыкант. Художник. Поэт. Уши полнятся шорохами пашни, где растет хлеб, недовольным ворчанием земли, таящей в себе вулканы, ревом морских волн, перекатывающих валуны, шуршанием зеленого леса, беззвучной симфонией космоса.

Глаза захлестывает множество красок – зелень луга и синева небес, прозрачный смарагд моря и медь солнца… Сердце переполняют радость и печаль, удивление и боль, гнев и безмятежность, и оно ритмично бьется в такт морю и ветру, облакам и птицам, весне и зиме, планетам и галактикам.

Кровеносные сосуды художника перенасыщены звуками, красками, ритмами, чувствами. Он должен разгрузиться. Должен освободиться. Иначе сердце не выдержит. Он избранник природы.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=266650&p=18

Презентация к уроку по литературе по теме: Сочинение по картине | Социальная сеть работников образования

  • Слайд 1
  • Слайд 2
  • Клод Моне «Лондон. Парламент»
  • Слайд 3

Сочинение по картине «Лондон. Парламент» Учитель начальных классов МОУ ТЭЛ г.

Новороссийска Литвиненко Татьяна Анатольевна

Сочинение План: Какое здание и в каком городе изобразил художник? 2. Какие природные явления привлекли внимание художника? 3. Как солнечный свет окрашивает небо и воду? 4.

Как меняется пейзаж благодаря туману? 5. Какое впечатление создаётся в картине благодаря солнечному свету и туману?

Слайд 4

Сочинение Беляевой Ольги ученицы 3 класса «В» МОУ лицея «Технико-экономический» На картине Клода Моне «Лондон. Парламент.», художник изобразил Вестминский дворец – резиденцию английского парламента. Это одно из самых красивейших и знаменитых зданий Л ондона. Туман, частое природное явление в Лондоне. Этот город ещё называют «Туманный Альбион».

А в предрассветные часы, лондонские пейзажи особенно хороши. Солнце ещё не взошло, а его лучи уже окрасили небо в золотисто- персиковые тёплые цвета. В холодных водах Темзы отражается небесное буйство красок и Вестминское аббатство. Благодаря туману, всё кажется в лиловой дымке. Чёткие очертания зданий, кажутся расплывчатыми.

Остроконечные шпили башенок, как бы растворяются в вышине. Стёрты границы замка и его отражения в воде. Даже одинокая лодочка кажется лишь размытым пятном. Величественно и романтично возвышается башня Виктории над королевским входом знаменитой часовой башни Биг-Бен отбивающей первые утренние часы.

Всё кажется, подует ветерок, и унесёт с собой туман и этот призрачный, воздушный замок.

Читайте также:  Сезанн поль "мужчина с трубкой" описание картины, анализ, сочинение

Слайд 5

Сочинение Дороховой Алины ученицы 3 класса «В» МОУ лицея «Технико-экономический» На картине Клода Моне изображён Лондонский Парламент. Эта картина относится к первому лондонскому периоду Моне. Внимание художника привлекает опустившийся на город туман. Сквозь серую пелену пробиваются яркие лучи в осходящего солнца.

Благодаря солнечному свету небо и вода сливается у горизонта в единое целое. Ярко оранжевый цвет озаряет город. В воде отражается весь Лондонский парламент. Туман придаёт пейзажу таинственный вид, а солнечный свет ослепляет, и привлекает своей красотой.

На этой картине художник передал типичный пейзаж, характерный для Лондона.

Слайд 6

Сочинение Козловой Полины ученицы 3 класса «В» МОУ лицея «Технико-экономический» Лондон. Раннее туманное утро. В дымке, как скалы обрывистого берега, виднеется здание Лондонского Парламента. У его подножия мелкой рябью просыпается Темза.

В этой ряби затерялось робкое утреннее солнце, которое своими л учами сквозь туман пытается обласкать ещё спящий город. Лодка одинокого рыбака плавно скользит вниз по реке. И очень хочется верить, что рыбак сегодня вернётся домой с уловом.

Доброе утро, Лондон!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/07/11/sochinenie-po-kartine

Чюрлёнис Микалоюс

Увеличить
Демон – Чюрлёнис Микалоюс

Купить картину или постер “Демон”, художника Микалоюса Чюрлёниса вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональн

от 1018.00 р.

Увеличить

Купить картину или постер “День”, художника Микалоюса Чюрлёниса вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональны

от 984.00 р.

Увеличить
Деревня под снегом – Чюрлёнис Микалоюс

Купить картину или постер “Деревня под снегом”, художника Микалоюса Чюрлёниса вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то п

от 1198.00 р.

Увеличить
Дружба – Чюрлёнис Микалоюс

Купить картину или постер “Дружба”, художника Микалоюса Чюрлёниса вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональ

от 992.00 р.

Увеличить
Жертвоприношение – Чюрлёнис Микалоюс

Купить картину или постер “Жертвоприношение”, художника Микалоюса Чюрлёниса вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то про

от 890.00 р.

Увеличить
Закат – Чюрлёнис Микалоюс

Купить картину или постер “Закат”, художника Микалоюса Чюрлёниса вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональн

от 886.00 р.

Увеличить
Закат солнца – Чюрлёнис Микалоюс

Купить картину или постер “Закат солнца”, художника Микалоюса Чюрлёниса вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то професс

от 968.00 р.

Увеличить
Замок (Сказка о замке) – Чюрлёнис Микалоюс

Купить картину или постер “Замок (Сказка о замке)”, художника Микалоюса Чюрлёниса вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере,

от 1002.00 р.

Увеличить
Зима (I) – Чюрлёнис Микалоюс

Купить картину или постер “Зима (I)”, художника Микалоюса Чюрлёниса вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиона

от 970.00 р.

Увеличить
Зима (II) – Чюрлёнис Микалоюс

Купить картину или постер “Зима (II)”, художника Микалоюса Чюрлёниса вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессион

от 918.00 р.

Увеличить
Зима (III) – Чюрлёнис Микалоюс

Купить картину или постер “Зима (III)”, художника Микалоюса Чюрлёниса вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессио

от 945.63 р.

Увеличить
Зима (IV) – Чюрлёнис Микалоюс

Купить картину или постер “Зима (IV)”, художника Микалоюса Чюрлёниса вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись. Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессион

от 952.00 р.

Источник: https://postergrad.ru/hudozhniki/78/chjurlenis_mikalojus_3.html

Чюрлёнис

 автор Juris в Пн 19 Мар 2012 – 1:46

Чюрлёнис, Микалоюс Константинас

Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор родился в Литве 1875-1911, в городе Ораны (ныне Варена), в семье, где его отец был органистом, а мать происходила из семьи евангелистов, эмигрировавших из Регенсбурга в связи с гонениями со стороны католической церкви. Под влиянием отца-органиста он получил музыкальное образование. Когда у него проявились способности к музыке, он был зачислен в музыкальную школу князя Михаила Огинского в Плунгянах. Только в двадцать восемь лет, написав уже несколько музыкальных произведений, Чюрлёнис поступил в частную школу живописи (Я. Каузика) и художественных ремесел в Варшаве, а в 1904 г. стал студентом Варшавской школы изящных искусств. Период творческой активности мастера продолжался недолго — с 1903 по 1909 гг. Чтобы серьезно изучить изобразительное искусство, он посетил Дрезден, Вену, Мюнхен, Прагу и другие города, 1908—1909 —жил в Санкт-Петербурге, Екатерингофский проспект (ныне проспект Римского-Корсакова), 65. Чюрлёнис стал первым литовским художником, получившим известность за пределами своей маленькой страны. Автор первых литовских симфонических поэм «В лесу» и «Море». Написал около 300 произведений в духе модерна и ар нуво.

Теперь несколько слов от себя. Хотел познакомить тех, кто не видел и не слышал про Чюрлёниса не только по тому, что он мой земляк, но и просто, что его творчество мне нравится. Когда-то в детстве мне попалась в руки книга “Ландсбергис В. В.

Творчество Чюрлёниса” (Ландсбергис это наш 1-й Председатель Верховного Совета Литвы). Из этой книги я и узнал о творчестве Чюрлёниса. А ведь так не часто бывает: художник и композитор. Его картины такие странные, таинственные и мистические.

Вот несколько самых любимых.

REX

Увеличить это изображение

Покой

Уменьшить это изображение

Сказка замок

Уменьшить это изображение

Сказка королей

Уменьшить это изображение

Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну… М.К.Чюрленис

  • Мечтой художника о мировой гармонии и красоте были рождены циклы картин “Сотворение мира” и “Знаки Зодиака”.

    Мерцающая голубоватая туманность на фоне безжизненной, темной синевы… Острый профиль с подобием короны вверху взирает в бездонность…

    Горизонтально над пространством в утверждающем жесте вытягивается ладонь, внизу – надпись по-польски: “Да будет!” Непроглядное пространство начинает превращаться в организованный космос: в синей тьме возгораются светила и спиральные вихри знаменуют рождение новых, они сияют над поверхностью вод, и мятущиеся облака понеслись по ожившему небу, и багровое солнце взошло на горизонт!.. Все это проходит перед нами в первых шести картинах цикла “Сотворение мира”. Вид меняющейся космической панорамы делает зрителя соучастником величественных движений материи и духа разума. Мир начинает жить, сверкать, цвести. Чюрленис рассказывает не о сотворении земли, а о возникновении красоты мира. Листы цикла идут от беспорядочного хаоса к гармонии.

    После Лейпцига, учась в школе живописи, создавая десятки картин, зарабатывая на жизнь уроками, Чюрленис сочинял музыку.

    Освободившись от выполнения обязательных консерваторских заданий, – с конца 1903 года он писал небольшие фортепианные пьесы, в основном – прелюдии и вариации, и за три года в черновых тетрадях Чюрлениса накопилось таких пьес свыше полусотни, если считать только те, что известны.

    Тетради эти – почти единственный источник сведений о фортепианных произведениях композитора. Симфоническая поэма “Море”, созданная в 1907 году – теперь гордость литовской симфонической музыки. Но поэма была исполнена, лишь когда со дня смерти композитора исполнилась четверть века.

    1.  “Соната I” и “Соната II”, известные как “Соната Солнца” и “Соната Весны”.

    Источник: https://s30556719953.mirtesen.ru/blog/43088623357

    Ссылка на основную публикацию