Философы, искусствоведы ведут не прекращающиеся споры по поводу картины Диего Веласкеса. Его «Менины» оставили после себя много тайн и загадок. Это полотно является мировым шедевром и находится в музее Прадо в Мадриде.
Будничную обстановку вместо парадного зала изобразил Веласкес («Менины»). Эту картину живописцаможно назвать сценой из жизни королевской семьи. Но в те далекие времена даже обычного аристократа нельзя было рисовать в будничной обстановке.
Смысл картины, его философский подтекст завораживает зрителя. Художник превзошел свое время сложностью композиции, техническим мастерством и магическим очарованием.
Диего Веласкес. Севильский период
В 1599 году в небогатой дворянской семье родился Диего Веласкес. Точная дата рождения неизвестна, день крестин – 6 июня. Его родители, выходцы из Португалии, обосновались в испанском городе Севилье.
Способности к рисованию у Веласкеса проявились рано. Отец определил его в мастерскую известного художника Ф. Эрреры. Для дворян в те времена занятия живописью считались унизительными. Осуждался ручной труд аристократии.
Суровый характер Эрреры стал поводом для разногласий. Вскоре Диего Веласкес очутился в другой мастерской – художника Франсиско Пачеко. Его дом всегда был открыт для любителей искусства.
Веласкес со временем получил звание мастера живописи и женился на дочери Пачеко.
Счастливый брак, известность – все говорит о том, что успешен был в Севилье Диего Веласкес. Картины,написанные им на бытовые темы, дали толчок для развития жанра бодегонес. Изредка он писал портреты, выполнял церковные заказы.
Придворный живописец
Осенью 1623 года Веласкес занял должность придворного живописца в городе Мадриде. Основные работы того времени – портреты придворных и королевской семьи Филиппа IV.
Встреча с художником Рубенсом сподвигла Веласкеса на путешествие в Италию. Король, учитывая заслуги живописца, вскоре назначил его гофмаршалом. В тот период большое внимание детским портретам уделялВеласкес. «Менины» – одна из известнейших картин того времени. Впоследствии король наградил живописца высшим знаком отличия – рыцарским орденом Сантьяго.
Последним известным полотном Веласкеса стал портрет Людовика XIV, написанный в честь его бракосочетания с испанской инфантой. Через несколько часов после написания картины Веласкес скончался.
Диего Веласкес. Картины
Художник писал картины разной жанровой принадлежности – портреты, пейзажи, бытовые и исторические зарисовки.
Его жизнь в Севилье изобиловала жанровыми сценками из народной жизни. Большой известностью пользуются такие картины, как «Старая кухарка», «Продавец воды»; религиозные полотна – «Христос в доме Марфы», «Непорочное зачатие», «Поклонение волхвов».
Мадридский период характерен своими парадными портретами (первого министра Оливареса, короля и членов его семьи). В Италии был написан портрет папы Иннокентия X. В то же время была создана «Венера с зеркалом».Испанской инквизицией жестко осуждалось изображение обнаженного тела. Но одобрение Филиппом IV этой картины позволило Веласкесу избежать гнева церкви.
«Венера с зеркалом»писалась под впечатлением от венецианской живописи. Дважды за свою жизнь побывал художник в Италии. Прототипом для его Венеры послужили полотна Рубенса («Венера перед зеркалом»), Джорджоне («Спящая Венера»).
Существует версия, что картина Веласкеса изображает любимую женщину художника, Фламинию, и их общего сына. Долг перед женой и стабильная работа в Испании не позволили ему остаться с избранницей.
Однако и в картине «Пряхи» можно заметить сходство сидящей спиной девушки с Венерой.
Веласкес «Менины». Описание картины
Полотно было написано в 1656–1657 годах. Оно до сих пор находится в Мадриде, в музее Прадо. На картине изображена инфанта Маргарита и ее менины (фрейлины). На заднем плане в зеркале отражаются король Филипп IV и Марианна Австрийская – родители инфанты. Придворные дамы и кавалеры, карлики, собака и сам художник – небольшая сценка из дворцовой жизни изображена на полотне.
Картина «Менины» Веласкесаоставила после себя много загадок. Король и королева представлены вместе. Тем не менее, по этикету их всегда рисовали отдельно.
Размер полотна, за которым работает художник, слишком велик для портретной живописи. Что за картину скрыл Веласкес в «Менинах»?
Изображение пола, стен, потолка с их жесткой геометрией занимают слишком много места и кажутся неуместными. Почему художник уделил так много внимания сумрачным теням позади инфанты и ее окружения?
Пятилетняя Маргарита кажется слишком одинокой в этом огромном помещении. Ее детство проходит в соблюдении строгого испанского этикета, где смех и улыбки запрещены.
Критики и художники того времени удивлялись столь реалистичному написанию полотна. В те времена было принято несколько сглаживать образы, делать задний фон более чарующим. Так, «Спящая Венера»Джорджоне – это идеализированный женский образ. В то время как Веласкес прагматичен и реалистичен в своей портретной живописи.
Загадка картины
Писал Диего Веласкес «Менины»в тот период, когда Маргарита была единственной наследницей короля. Это не одобрялось испанскими законами – только инфант мог наследовать трон.
Спустя год после написания картины у Филиппа IV родился сын и наследник. «Менины» стали опасны. Судя по всему, фигура самого Веласкеса была нарисована позднее и закрывала собой другого героя полотна.
Рентгеновский снимок картины в 1965 году выявил наличие еще одного персонажа, которого впоследствии пришлось закрасить.
По одной версии, художника на полотне не было, а был паж. Он протягивал инфанте символ власти – королевский жезл, тем самым намекая на ее наследование испанского трона.
Поэтому после рождения наследника мужского пола картина должна была быть уничтожена. Художник, изменив героев, спас ей жизнь. Вместо пажа с жезлом он изобразил себя.
Автопортрет художника
Часто на картинах, среди персонажей, художники изображали себя на заднем плане или в углу. Это сродни подписи мастера. То же самое сделал в своем полотне и Веласкес.
«Менины» – наиболее достоверный портрет живописца.
Однако орден Сантьяго на его груди еще не был получен, почему же он присутствует на картине? Быть может, его нарисовали позднее, когда членство в рыцарском ордене было узаконено?
Существует версия, что орден был написан уже после смерти Веласкеса. Возможно, по приказу короля. Но орден написан настолько точно в манере Веласкеса, что нет сомнений в его авторстве.
Может, это не художник изображен на картине? Потому что рисовать орден на груди, когда он не получен, – серьезный проступок для придворного живописца. Да и рыцарский орден Сантьяго – слишком серьезная организация. Так кто же на полотне – сам художник или другой человек? Искусствоведы спорят по сей день по поводу написания этой картины. Удастся ли им открыть правду?
Судьба Маргариты
Жизнь инфанты Маргариты оказалась недолгой. Она вышла замуж за императора Священной Римской империи Леопольда I. Это случилось в 1666 году. Ей было 14 лет, Леопольду – 26.
По свидетельствам современников, это было счастливое супружество. У мужа и жены были общие интересы в сфере искусства и музыки. Маргарита родила шестерых детей за 6 лет брака. Но выжила только одна девочка – Мария Антония.
Маргарита умерла, когда ей шел 21-й год. Ее захоронение находится в Австрии.
Заключение
Свое название картина получила в XIX веке. До этого при описании работ Веласкеса ее именовали «Королевская семья» или «Семья Филиппа VI».
Подчеркнул прелесть инфанты в своей картине Веласкес. «Менины» создают резкий контраст между сиянием Маргариты и окружающей обстановкой. Глубокое философское содержание полотна, его тайный смысл оставляют множество загадок.
Пабло Пикассо на основе картины написал 58 вариаций в своем неповторимом стиле. Он предложил новую трактовку полотна Веласкеса. Каждый персонаж несет двойную смысловую нагрузку – добра и зла. Герои олицетворяют две противоположности мира – жизнь и смерть.
Источник: https://www.syl.ru/article/182257/new_velaskes-meninyi-opisanie-kartinyi-diego-velaskes-kartinyi-hudojnika
«Менины» Диего Веласкес
- Диего Веласкес
- Название: Менины
- Дата создания: 1656
- Школа: Испания
- Техника и материалы: холст, масло
- Размер: 318 х 276 см
- Формат: вертикальный
- Жанр: портрет, бытовой
Этот шедевр Веласкеса – одна из самых загадочных картин в истории европейской живописи. По сути, он является портретом инфанты (принцессы) Маргариты в окружении ее фрейлин (las meninas). Но судя по композиции этого полотна, художник, изобразивший себя за работой над большим холстом, не может писать портрет девочки, поскольку стоит рядом с ней. Ответ на вопрос, над чьим же портретом он работает, нам дает зеркало, висящее в глубине комнаты. В нем мы видим отражение двух фигур. Это король и королева Испании, которые позируют Веласкесу, в то время как пятилетняя инфанта всего лишь зашла их навестить. Таким образом, в «Менинах» Веласкес дает «социальный» портрет королевского двора.
Более того, исследователи предполагают, что основной целью при создании этой картины для Веласкеса было желание утвердить статус живописца, подчеркнув творческую составляющую его труда, воспринимающегося того в обществе как простое ремесленичество. Возможно, художник хотел подчеркнуть и свое личное положение при королевском дворе.
На груди самого Веласкеса мы видим красный рыцарский крест Сант-Яго, но в момент написания «Менин», художник еще не был в него посвящен, это произошло только три года спустя.
Крест был добавлен в картину уже после смерти художника по повелению короля, который был знатоком живописи и многое сделал для того, чтобы она сравнялась по статусу со свободными искусствами.
В этом полотне стоит обратить внимание и на живописную манеру Веласкеса. Художник разработал технику, которая давала возможность рассмотреть детали лишь с некоторого расстояния.
Так вблизи кружевные манжеты Доньи Изабеллы представляют собой неопределенные мазки кисти, которые лишь намекают на предмет, а не изображают его, и в этом испанский мастер на несколько столетий предвосхитил творческие искания импрессионистов.
Веласкес имитирует фактуру роскошных тканей – с близкого расстояния кажется, что столь реальные предметы как шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка практически «собраны» из точек, пятен и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.
Инфанта Маргарита
Взгляд пятилетней девочки прикован к королевской чете, сидящей перед картиной и отражающейся в зеркале.
Карлица Мария Барбола
Ее уродство и темное платье подчеркивают нежность и красоту инфанты.
Фрейлина Донья Мария Сармиенто
Слева от инфанты, рядом с художником, изображена фрейлина – Донья Мария Сармиенто, подносящая ей красный глиняный кувшин на золотой тарелке.
Хосе Нието
В дверном проеме на заднем плане мы видим силуэт гофмаршала двора, дона Хосе Нието. Его взгляд направлен в сторону короля и королевы. Стоит отметить, что прием с отражением в зеркале мог быть заимствован Веласкесом из «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка.
Собака
На переднем плане в правом углу картины – дремлющий мастифф, на которого поставил свою маленькую ножку придворный шут Николасито.
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/zhivopis/meniny_diego_velaskes.html
«Менины» Веласкеса — История одного шедевра
Сюжет
Это самая известная картина Веласкеса. Менины — это фрейлины, слуги королей, другими словами. Кажется, что все смотрят на нас. Но на самом деле все смотрят на короля с королевой, чей портрет пишет художник, — их лица мы видим в отражении в зеркале на стене.
«Менины» Веласкеса. (wikimedia.org)
Инфанта Маргарита и ее фрейлины забежали в комнату, где Филипп IV с женой Марианной позируют для портрета. Мы, зрители, видим детей, а также карликов и других слуг с позиции монархов. А за мольбертом — сам Веласкес. Он выступает здесь как слуга короля, но в то же время мы интуитивно понимаем, что он режиссер этой сцены, ее организующая сила.
Идея «Менин» при всем ее изяществе не нова. За два века до Веласкеса подобный ход (с отражением некоторых героев) придумал Ян ван Эйк — автор «Портрета четы Арнольфини»
.
Картина «Веласкеса» вдохновляла многих последующих художников. Пабло Пикассо, со свойственной ему страстью, написал 58 вариаций на тему «Менин».
Одна из вариаций Пикассо на тему «Менин». 1957. (wikipedia.org)
Марианна Австрийская — вторая жена Филиппа IV. На момент заключения брака ей было 15 лет, а ему — больше сорока. Кроме того, невеста приходилась племянницей жениху.
На такой шаг монарх пошел после смерти своего единственного сына (от первого брака) и наследника престола Бальтазара Карлоса, чьей невестой изначально и была Марианна. Дети у нее появлялись на свет мертворождёнными или умирали вскоре после рождения.
После 12 лет супружества только дочь Маргарита была единственным ребёнком, оставшимся в живых.
Здоровая красивая инфанта на картине — это выражение надежды о будущем наследнике. В образе 5-летней девочки Веласкес воплощает идею семейного счастья, богатства.
Портрет Филиппа IV, 1656. (wikipedia.org)
Однако в последующие годы Карл II — последняя надежда Филиппа IV — родился инвалидом. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле. После его смерти разразилась война за испанское наследство, приведшая к власти Бурбонов в стране.
Судьба художника
Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Это сцены из жизни простых людей. Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами — мифологическое и жизненное слились.
Картины перестают быть наблюдением, они начинают передавать новые смыслы, для разгадки которых нужен своего рода ключ. По тем временам изобразить, например, Вакха в окружении крестьян, которые пируют не хуже богов, было дерзостью.
Но Веласкес был смел в своих экспериментах, он умел соединить разнородные мотивы так, что вместе они выглядели естественно.
«Триумф Вакха». (wikipedia.org)
Жизнь художника переменилась в 1623 году. Он стал придворным живописцем Филиппа IV. А это означало, что теперь его главные модели — монарх, его семья и двор. Веласкес, конечно, использовал, как того требовали каноны, возвышенный живописный язык. Но при этом он сохранял правдивость образа, не избегал подробностей, которые другой художник предпочел бы скрыть.
Отчасти поэтому Веласкеса называли художником правды. А отчасти еще и за то, кого он писал, помимо представителей высшего света. Это были, например, шуты, карлики — по меркам 17 века, люди второго сорта. Но на картинах Веласкеса они выписаны так же тщательно, как и герцоги.
Столетия назад такие народы, как скифы, печенеги, хазары, наводили ужас на своих соседей. Однако это не помогло древним народам сохранить свою идентичность.
Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia
Главный редактор: Снежана Петрова
Источник: https://diletant.media/articles/33260740/
«Менины» Веласкеса — анализ картины, малоизвестные факты
Главная › Шедевры мирового искусства ›
«Менины» — общепризнанный шедевр Диего Веласкеса. Картина относится к направлению барокко, а написана она была в 1656 году в Испании. Главные персонажи — это инфанта Маргарита и ее менины (в Испании и Франции так называли свиту-сопровождение при особе наследника или наследницы престола). Полотно имеет достаточно сложную зеркальную композицию, а многие детали картины часто ускользают от зрителя при первом просмотре. В нашей статье мы произведем анализ сюжета и композиции полотна, а также узнаем несколько малоизвестных фактов, которые может не знать неподготовленный зритель.
Технический аспект
Техническое описание картины Веласкеса «Менины»:
Полное название картины | Las Meninas (Менины) |
Дата и место создания | 1656 год, Испанская империя |
Стиль | Испанское барокко |
Живописная техника | Масляная живопись, холст |
Размеры картины | 3,18 x 2,76 м |
Где сегодня хранится картина | Музей Прадо, Испания, Мадрид (инвентарный номер P001174) |
Основные персонажи полотна
На полотне Диего Веласкеса «Менины» изображено 11 человек и 1 собака. У всех персонажей картины есть реальные прототипы, которые опознаны современным искусствоведами.
Вопросы вызывает только таинственный человек на заднем плане, относительно личности которого все еще ведутся споры.
Большинство искусствоведов склоняется к версии, что пространство картины — это художественная мастерская самого Диего Веласкеса, о чем можно догадаться по холсту (в левом нижнем углу), картинам на стенах и персонажу у холста, у которого в руках находится кисточка и палитра.
Инфанта Маргарита
Центральный персонаж полотна — это инфанта Маргарита, которой на момент написания «Менин» было 4 или 5 лет. Маргарита — достаточно популярный персонаж полотен Веласкеса, а за свою жизнь художник написал ее 5 раз (4 детских портрета в платьях различных цветов + «Менины»).
У Маргариты достаточно трагическая судьба — в 1666 году она вышла замуж за Леопольда I и была провозглашена в качестве императрицы Священной Римской империи.
Однако королевой она побыла совсем недолго — в 1673 году она умерла на 22 году жизни от осложнений, связанных с родами и беременностью.
Фрейлины, слуги и карлики
Справа и слева от Маргариты можно увидеть двух девушек — это фрейлины инфанты. Одна из фрейлин склонилась к инфанте в почтительном поклоне, а другая протягивает Маргарите сосуд с водой.
Справа на среднем плане также можно заметить женщину и мужчину — это компаньонка и охранник инфанты. Справа на переднем плане нарисовано 2 карлицы — в то время они выступали в роли шутов.
Характерная деталь: слуги и фрейлины тогда редко попадали на полотна живописцев, а карлики и вовсе считались людьми второго сорта, поэтому Веласкес в этом смысле является новатором.
Диего Веласкес
Слева рядом с холстом изображен человек с кисточкой и мольбертом в руках — это сам художник Диего Веласкес. Большинство искусствоведов склоняются к версии, что в реальной жизни Веласкес выглядел немного по-другому, а на картине изображен не реальный, а идеализированный автопортрет художника.
На груди у художника можно заметить стилизованный красный крест — это знак рыцарского Ордена Сантьяго. Что характерно: Веласкес был возведен в рыцари Сантьяго уже после смерти королем Филиппом IV.
Поэтому многие искусствоведы склоняются к версии, что изначально креста на полотне не было — он был дорисован в 1660 году по приказу Филиппа IV (есть гипотеза, что крест рисовал лично король).
Филипп IV и Марианна Австрийская
Если обратить внимание на небольшое зеркало, которое висит на стене на дальнем плане, то там можно увидеть двух людей — это король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.
Эта деталь также является новаторской: король и королева вытеснены на периферию (по сути они находятся за пределами картины), а главными героями здесь являются второстепенные персонажи — карлики, слуги, охранник и так далее.
Таинственный человек
В дверях на заднем плане можно также увидеть таинственного человека. Его личность до сих пор остается спорной.
Большинство искусствоведов склоняются к версии, что этим человеком является гофмейстер королевы Марианна Австрийской, который также являлся хранителем королевских гобеленов.
Также есть версия, что таинственный человек — это неизвестный друг или родственник Веласкеса, который часто приходил к нему в мастерскую.
На кого смотрят персонажи картины?
Главная изюминка полотна «Менины» Веласкеса — это необычный сюжет. На первый взгляд может показаться, что все персонажи картины смотрят на зрителя. Однако при детальном рассмотрении выясняется, что это не совсем так — на самом деле все смотрят на короля и королеву, которые отражаются в настенном зеркале.
При этом Филипп IV и Марианна Австрийская оттеснены на второй план — главными персонажами картины являются инфанта и художник, а также различные слуги, которые в то время считались людьми второго сорта.
В этом смысле картина является революционной — она изображает простую жизнь испанского двора, где главные персонажи — это фрейлины, охранники, карлики.
«Менины» Веласкеса — анализ картины, малоизвестные факты Ссылка на основную публикацию
Источник: https://TopKartin.ru/mirovoe-iskustvo/meniny
Сочинение по картине Менины — Диего Веласкес
Картина «Менины» всеми признанный шедевр художника. При описании работ Веласкеса она называлась «Королевская семья», «Семья Фелиппа IV «. Современное название «Las Meninas» она получила в девятнадцатом столетии.
Cлово — менина имеет португальское происхождение.
Работая над полотном «Менины», художник как бы вспоминал весь свой путь придворного портретиста, и создавал картину о том, как пишут картину. Мы видим, судя по отражению в зеркале, как король и королева, в напряженных позах позируют Художнику, который внимательно всматривается в них, стоя перед мольбертом.
Пространственная структура и расположение фигур — таковы, что как зрители мы можем находиться со стороны группы менин вокруг Инфанты, вглядываясь а королевскую чету Мы можем стоять и напротив, со стороны Филиппа IV и его жены, рaссматривая изящную, как Куколку, инфанту и склонившихся к ней двух фрейлин.
В картине живут еще и Карлица-уродка, и с ожесточением наступающий на собаку карлик. Но это все второстепенное, главное это серебряное сияние, которое исходит от центральной группы, и удивительное ощущение воздушного пространства, заполняющего помещение. Вся картина дышит гармонией, ощущением прикосновения к прекрасному.
Существует легенда, что Веласкес очень долго добивался ордена Сант-Яго, дававшего большие привилегии и присваивавшегося только самой родовитой знати.
Художник буквально погряз в собирании необходимых для этого документов. Когда работа над «Менинами» близилась к завершению, король взял у маэстро кисть и нарисовал на его камзоле знак кавалера ордена Сант-Яго: мол, настоящее искусство выше грамот о древности рода.
(1
Источник: https://kartiny.rus-lit.com/velaskes-diego/meniny-diego-velaskes/
Менины (Фрейлины). Описание картины Веласкеса
В 1656 году Веласкес пишет картину «Менины» («Фрейлины»). Картина и жанровая сцена, и групповой портрет одновременно. Все люди, изображенные на ней — реальные жители Алькасара.
Сюжет различно толкуется разными авторами. Но, по существу, не имеет большого значения, вошла ли инфанта Маргарита со своей свитой в комнату, где Веласкес пишет портрет короля и королевы, или он работает над другим холстом, а король и королева лишь заглянули в его мастерскую.
В большой затененной комнате, на переднем плане мы видим инфанту Маргариту и двух ее фрейлин. Одна из них, опустившись на колено, подает девочке поднос с кувшинчиком воды. Но Маргарита как будто уже забыла о том, что хотела пить, устремив взгляд к королю и королеве, отражение которых видно в зеркале, висящем в глубине.
Вторая фрейлина, не спуская глаз с порученной ее заботам инфанты, слегка склонилась над ней. Карлица, изображенная в правом углу картины, смотрит на короля и королеву. Двое придворных за ее спиной будто шепчутся о чем-то. В открытой двери видна фигура человека, видимо придворного, остановившегося на ступенях и тоже на миг застывшего.
Карлик справа толкает ногой большого пса, требуя, что бы он встал в присутствии высоких особ, но тот полон безразличия и не собирается подняться. Слева стоит сам Веласкес перед большим мольбертом. Композиция построена так , что впечатление мгновенно зафиксированного случайного момента реальной жизни не преодолимо.
Кажется, что зритель через века заглянул в жизнь прошлого, а не в ее отражение, проник в сумрачные, интимные комнаты дворца, увидел в будничной обстановке членов королевской семьи, шутов и собак, служащих для их развлечения, и придворных — в том числе самого художника, — находящихся при исполнении своих повседневных обязанностей.
Еще никто не изображал так королевский дворец и его обитателей. Нет внешнего блеска, нет величия, ослепляющего воображение. Повседневная жизнь дворца обыкновенна и незначительна, как обыкновенны и незначительны большинство людей, его населяющих. Сами король и королева не только не являются центром картины, но видны лишь отодвинутые в глубину их отражения в зеркале.
Широта, свобода и разнообразие живописи служат передаче цельного зрительного восприятия сцены художником, и света и тени, воздуха, того биения жизни, которое ничто не оставляет неподвижным, надолго застывшим в определенных границах и контурах.
Зритель может с эстетическим наслаждением рассматривать живопись вблизи, любуясь самой поверхностью холста, разнообразием красочного слоя, его фактуры, чудесной комбинацией цветовых соотношений. Но попытки проанализировать и свести в схему тайну этого мастерства остаются бессильными.
Результатом же его является при восприятии картины с некоторого расстояния как бы исчезновение самой живописи и ошеломляющее ощущение реальности сцены без утраты волнующего чувства красоты.
Автор сочинение: Рыженко Елена
Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/meniny-frejliny-opisanie-kartiny-velaskesa.html
Сравнительная характеристика картин: «Менины» Д.Веласкес «Портрет семьи короля Карла IV» Ф.Гойя
Сравнительная характеристика картин: «Менины» Д.Веласкес «Портрет семьи короля Карла IV» Ф.Гойя.
Курсовая работа.
Платонова Мария Вячеславовна, II курс.
Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.
Санкт-Петербург 2004-2005
Введение
Живопись, как и скульптура, относится к изобразительному искусству. Живопись не случайно относят к изобразительному искусству, – в её основе лежит зрительно воспринимаемое изображение, созданное цветом красок и отражающее различные стороны действительности, внешние проявления чувств, воли людей в мимике лица, жестах, событиях жизни и т.д.
Выразительное изображение действительности в живописи также предполагает художественное пространство и время. Ведь чувства и черты воли людей непосредственно проявляются не только и не столько в цвете, сколько в мимике лица, жестах, движениях тела, находящегося в определенном пространстве.
И чтобы изобразить эти проявления чувств людей, различные предметы, явления действительности, нужно посредством цвета создать объективную видимость объема и расположения персонажей, всех изображенных предметов в пространстве, передать движение — изменение во времени.
Живопись не копирует реальное пространство, объемы, а выражает отношение человека к этому пространству, которое зависит от его переживаний, настроений.
Анализ искусства показывает, что оно выражает индивидуальное сознание художника и общественное сознание той или иной исторической эпохи.
Индивидуальное сознание человека, в том числе художника, несет в себе часть общественного сознания.
Поэтому, выражая в искусстве своё видение жизни, свои субъективные чувства, интересы, мироощущение и мировоззрение, художники передают людям и часть общественного сознания, духовной жизни общества.
Художник в различные исторические эпохи отражает действительность, жизнь людей в соответствии со своим отношением к ней. Исторические направления в искусстве отличаются, поэтому и тем особым видением действительности, которое художники выразили в произведениях искусства.
В соответствии со своими эстетическими идеалами, которые созвучны обществу, его группам и классам, художники в процессе создания произведений искусства осуществляют отбор и преобразование жизненного материала, данного действительностью.
Но в разные исторические эпохи эстетические идеалы художников не совпадают, характер отбора и преобразования материала оказывается различным.
Таким образом, в соответствии с эстетическими идеалами художники создают изображения с различными – идеализированными или типичными образами людей, явлений природы и т.д., которые выражают идеализированные или типичные характеры людей.
Художник зависит от господствующей в обществе культуры, идеологии и т.д.
Особенно наглядно об этой зависимости свидетельствует портретный жанр в живописи и скульптуре. Этот жанр показывает, кто заказывал портреты, от кого материально или духовно зависел художник, на какие группы общества он обращал особое внимание.
Вместе с тем портреты свидетельствуют и об отношении художника к портретируемым, о его симпатиях и антипатиях.
Ведь художник способен одного и того же человека изобразить прекрасным, возвышенным или безобразным, низменным, натуралистически передать внешнее сходство.
В живописи барокко поле зрения художника становиться более широким.
Для парадного барокко характерны портреты королей, принцев, и принцесс, пап и кардиналов, придворных сановников, пример этому творчество Веласкеса и многих других художников.
Можно сделать вывод о том, что интересы знати и породили стиль парадного барокко. Все это отвечает на возникающие при изучении стилей в искусстве вопросы:
Почему же в произведениях искусства выражаются разные “точки зрения”, разные оценки действительности? Почему один и тот же художник может создавать произведения, относящиеся к различным направлениям искусства, в которых представлена различная идейная оценка общества? Почему художник переходит от одного направления в искусстве к другому, меняет “точку зрения”?
Факты истории искусства свидетельствуют о том, что у Ф. Гойи, например, имеются произведения, показывающие бытовые сцены – хороводы, прогулки, развлечения, игры и т.п. (“Зеленый зонтик”, “Сбор винограда”, и др.
), которые относятся к галантному рококо. Вместе с тем у него есть картины, выражающие сильные чувства и характеры людей в необычных обстоятельствах национально – освободительной войны в Испании (“Расстрел повстанцев” и др.
), которые относятся к романтизму.
Имеются также факты перехода художников от высокого Возрождения, например, к маньеризму, от классицизма к салонному искусству, от романтизма к критическому реализму, от критического реализма к символизму и т.д.
ДИЕГО РОДРИГЕС ДЕ СИЛЬВА ВЕЛАСКЕС.
(1599 – 1660).
6 июня 1599 года у португальца Хуана Родригаса де Сильва и Иеронимы Веласкес, родился сын. Он учился живописи у Франсиско Эреры Старшего (1576-1656), а затем у Франсиско Пачеко (1564-1654), общение с которым оказалось для молодого художника особенно важным.
Дом Пачеко в Севильи был открыт для всех выдающихся людей, живших в этом городе. Талантливый и образованный педагог, и теоретик искусства, Пачеко создал прекрасную мастерскую, которую нередко называли «академией образованнейших людей Севильи».
Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона».
В 1622 г. Веласкес впервые приехал в Мадрид. Его живопись привлекла внимание знатного вельможи, графа-герцога Оливареса, при помощи которого в 1623 г. мастер в возрасте двадцати четырех лет стал придворным художником.
Граф-герцог собирает в Мадриде своих друзей и клиентов, в большинстве севильцев. Ранняя слава, приобретенная Веласкесом в Севилье, способствовала тому, что и он призван в Мадрид. Было ему тогда двадцать три года.
Он столь удачно исполнил тут портрет короля, что был немедленно назначен королевским живописцем и очень скоро получил во дворце и мастерскую и жилье. Столица открыла ему новые возможности.
Знакомство с шедеврами королевской коллекции живописи, встреча со знаменитым фламандским художником Питером Пауэлом Рубенсом в 1628 г., наконец, две поездки в Италию – всё это превратило Диего Веласкеса в мастера с огромной художественной эрудицией.
В августе 1629 года Веласкес садится на корабль в Барселоне, чтобы приобщить себя к великим творениям латинского Возрождения. По возращении в творчестве наступает эпоха портретов и пленэра. Жизнь Веласкеса протекает между тем без всяких событий: она проста и серьезна, как его творчество.
Он живет в мадридском Алькасаре; ему предоставлена под мастерскую целая галерея, примыкающая к покоям короля, имеющего особый ключ от галереи. В 1643 году Оливарес впал в немилость, но Веласкес, несмотря на грозившую опасность, подчеркивал привязанность к бывшему королевскому любимцу. Это внесло некую натянутость в отношениях с Филиппом IV.
Однако происходившая в 1643 году осада Мадрида дала Веласкесу возможность наладить отношения с королем: он написал портрет Филиппа IV в том вооружении, которое он носил во время осады. Наряду со своими королевскими и военными портретами он начал около 1644 года длинный ряд этюдов, изображающих карликов и уродов.
Назначенный в 1647 году смотрителем построек он обязан разбирать счета с плотниками и каменщиками за маленькое жалование. Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны. В 1648 году король посылает Веласкеса вновь в Италию из которой Веласкес возвращается лишь в 1651 году.
Веласкес достигает шестидесятилетия и вершины своей слаы. Король разрешает вышить на шапочке художника красный крест – знак ордена Сант-Яго, до этого год искали предков дворянского происхождения. Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором. Но он по-прежнему одинок.
Быть может, со дня возведения в кавалеры ордена он уже не касался кисти. Чувством одиночества наполнена и жизнь другого замечательного художника, их жизни в чем-то похожи.
ФРАНЦИСКО ХОСЕ ДЕ ГОЙЯ-И-ЛУСИЕНТЕС.
(1746 – 1828).
Франсиско Гойя-и-Лусиентес родился 30 марта 1746 г. в арагонской деревне Фуэндетодос близ Сарагосы Условия жизни его семьи были исключительно скромными. Его мать Грасия Лусиэнтес принадлежала к мелкой аристократии Сарагосы, его отец Хосе Гойя зарабатывал жалованье как шлифовальщик металлов.
В возрасте 14 лет он обучался художником Хосе Лусаном, спустя несколько лет в Мадриде он участвовал в конкурсе в Академии изящных искусств святого Фернандо, однако в обоих случаях экзаменаторы не поддержали его, и он покинул Испанию, чтобы обучаться искусству в Италии.
Он возвратился в Сарагосу в 1771 г., где ему заказывают фреску для потолка собора Эль Пилар. Два года спустя он женился на Хосефине Байэу. Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов.
Он также получал другие заказы, часто религиозного характера, и начал утверждаться как художник портретист.
Первая серия картонов, выполненная в 1776—1780 гг., изображает сцены из народной жизни: игры и празднества, прогулки, уличные сценки. Картины построены на эффектном сочетании звучных чистых тонов.
Они покоряют непосредственной жизнерадостностью, ярко выраженными национальными чертами в изображении особенностей быта, характера пейзажа, разнообразных народных типов.
Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни, испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи.
Гойя возвратился в Мадрид, где продолжал свою работу на Королевской фабрике гобеленов и как художник Палаты. Затем в 1792 г., будучи в Севилье, заразился ужасным и зловещим заболеванием, которое оставило ему глубокую и неизлечимую глухоту в возрасте 46 лет.
Источник: http://www.neuch.ru/referat/82388.html
Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
Мы долго ходили по залам картинной галереи Прадо в Мадриде, устали от мелькавших лиц посетителей и изображенных на полотнах. Мое внимание привлекла картина, в центре которой была изображена девочка с совсем недетским выражением лица, она серьезными глазами смотрела на меня. Оказалось, что это была картина Диего Веласкеса «Менины». Мне захотелось узнать ее историю.
Это полотно является мировым шедевром, находится в музее Прадо в Мадриде. Вокруг него много споров, тайн и загадок. На картине запечатлена сцена из жизни королевской семьи, хотя в те далёкие времена нельзя было рисовать в будничной обстановке даже аристократа.
В центре картины изображена пятилетняя инфанта Маргарита. Вместе со всей свитой она зашла посмотреть, как художник пишет портрет её отца. Вокруг неё — её менины (фрейлины), придворные дамы и кавалеры, карлица и паж, собака, сам художник, монашка.
Они, а также король и королева на заднем плане словно создают фон, в центре которого изображена девочка в пышном светлом платье, на груди отделанном красными цветами. Золотистые распущенные волосы, спадающие на плечи, украшают такие же, как на платье, цветы.
Маргарита гордо стоит напротив зрителя, немного отвернув голову от припавшей перед ней на колени и внимательно заглядывающей в глаза инфанте фрейлины. Милое детское личико с пухлыми щёчками и алыми губками имеет далеко не детское выражение. Будто какой-то взрослый серьёзный вопрос застыл в черных, как смоль, немного грустных глазах.
Маргарита на тот момент была единственным ребёнком, а следовательно, наследницей Филиппа IV и его жены Марианны Австрийской. Но это не одобрялось испанскими законами – только инфант мог наследовать трон. Вероятно, поэтому в лице девочки чувствуется тревога – хотя она начинает чувствовать своё взросление, свою значимость, её будущее неизвестно.
Да и вообще её детство проходит в соблюдении строгого испанского этикета, где смех и улыбки запрещены. Слева Веласкес изобразил себя, работающим над большим портретом короля и королевы. Этот портрет отражается в зеркале прямо над головой Маргариты. По всем правилам их надо было рисовать отдельно.
Рентгеновские снимки картины в 1965 году выявили, что вместо художника был другой персонаж. По одной из версий, там был изображён паж, который протягивал инфанте королевский жезл – символ власти, тем самым намекая на её наследование испанского трона. Спустя год после написания картины у Филиппа IV родился сын, наследник, значит, картина должна быть уничтожена. Изобразив себя, Веласкес закрыл другого героя, тем самым спас полотно.
В огромном помещении с сумрачными тенями позади инфанты, где много места отведено изображению пола, стен, потолка, пятилетняя Маргарита кажется слишком одинокой. В те времена было принято делать задний фон чарующим, притягательным, у Веласкеса он мрачный, много чёрного цвета.
Из-за этого ощущается какая-то безысходность. Это ощущение усиливает присутствие собаки, которая, как сфинкс, лежит неподвижно, с закрытыми глазами, несмотря на то что паж толкает её ножкой – она как будто и в самом деле окаменела, принюхавшись, чувствует присутствие чужих — зрителей.
На нас направлены и взгляд карлицы, взгляд самого Веласкеса. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха и света, интересна цветовым решением. Изящно, тонко выписаны дорогие ткани, причёски фрейлин.
Персонажи, находящиеся на переднем плане, объединены оттенками голубого и синего цветов, алый цвет детально украшает платья инфанты, фрейлин и наряд пажа. Кажется, всё, что происходит на картине, закончится через секунду.
Инфанта примет напиток из рук фрейлины, гофмаршал, который замер в проходе, обернувшись, исчезнет, а вслед за ним немедленно выйдут король с королевой, выйдут все. Художник позволил нам, зрителям, поймать этот момент.
Прошло много лет с тех пор, как Диего Веласкес написал таинственную картину «Менины». Но до сих пор она поражает и удивляет людей по всему миру.
75% уникальности
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/opisanie_kartini_105700.html
«Менины», Диего Веласкес — описание картины
Менины (или семья Филиппа IV) — Диего Веласкес. 1656. Холст, масло. 318 х 276 см
Наверное, «Менины» — это наиболее известная и узнаваемая картина художника, которую знают практически все. Это крупное полотно — одно из лучших произведений художника. Оно отличается виртуозным мастерством исполнения и интересным сюжетом, а также некоторыми необычными приемами, которые выделяют ее среди множества подобных портретов представителей правящих классов. Картина впечатляет своими масштабами и многоплановостью. Во-первых, это очень крупное полотно, а во-вторых, для расширения пространства в нем использовалось сразу несколько мастерских художественных приемов. Художник разместил персонажей в просторной комнате, на заднем плане которой видна дверь со стоящим на освещенных ступеньках господином в черной одежде. Это сразу указывает на наличие за пределами комнаты еще одного пространства, визуально расширяя ее размеры, лишая двухмерности. Все изображение немного смещено в сторону из-за полотна, обращенного к нам задней стороной. Слегка отстранясь назад, перед полотном стоит художник — это сам Веласкес. Они пишет картину, но не ту, которую мы видим перед собой, так как основные персонажи обращены к нам лицом. Это уже три разных плана. Но и этого показалось мало мастеру и он добавил зеркало, в котором отражается царственная чета — король Испании Филипп IV и его супруга Марианна. Они с любовью смотрят на свое единственное на тот момент дитя — инфанту Маргариту. Хотя картина называется «Менины», то есть фрейлины при испанском королевском дворе, центром изображения оказывается маленькая принцесса, надежда всего рода испанских Габсбургов на то время. Пятилетняя Маргарита не по возрасту спокойна, самоуверенна и даже надменна. Они без малейшего волнения и изменения выражения лица взирает на окружающих, а ее крохотное детское тельце буквально заковано в жесткий панцирь пышного придворного туалета. Ее не смущают знатные дамы — ее менины — присевшие перед ней в глубоком поклоне согласно суровому этикету, принятому при испанском дворе. Ее даже не интересует дворцовая карлица и шут, положивший ногу на лежащую на переднем плане большую собаку. Эта маленькая девочка держится со всем возможным величием, олицетворяя собой многовековую испанскую монархию.
Картина написана в приятных серебристых тонах без кричащих красок. Дальний план комнаты словно растворяется в легкой сероватой дымке, зато все детали сложного наряда маленькой Маргариты выписаны с мельчайшими подробностями. Не забыл художник и себя.
Перед нами предстает импозантный мужчина средних лет, с пышными вьющимися локонами, в черной шелковой одежде и с крестом Сант-Яго на груди. Из-за этого символа отличия, которое мог получить только чистокровный испанец без капли примеси еврейской или мавританской крови, возникла небольшая легенда.
Так как крест художник получил только через три года после написания полотна, считается, что его дорисовал сам король Испании.
При близком рассмотрении полотна удивляешься количеству использованных в работе художественных приемов. Для написания лиц использовались тончайшие лессировки, при которых краски накладывались тончайшими полупрозрачными слоями. Детали одежды же, наоборот, выписаны мелкими изящными мазками. Они удивительно точно передают фактуру кружевов и бархата, тончайшее шитье и сложную текстуру платья инфанты. Окружение же словно выполнено акварелью или пастелью, растворяясь в легчайшей расплывчатой атмосфере.
Одна из самых известных картин мастера находится в музее Прадо, где она до сих пор привлекает пристальные взгляды множества посетителей.
Источник: https://muzei-mira.com/kartini_ispanskih_hudojnikov/2204-meniny-diego-velaskes-opisanie-kartiny.html
Картина Диего Веласкеса "Менины", описание, анализ
«Менины» (что в переводе означает «Фрейлины») – самая знаменитая и даже знаковая картина Диего Веласкеса. Это картина-иллюзия, картина-зеркало, картина-автобиография.
В музее Прадо «Менины» намеренно размещаются очень низко – так, чтобы зритель оказался практически на одном уровне с персонажами картины.
«Когда вы стоите перед ней, — делится впечатлением историк искусства Паола Волкова, — у вас возникает полная иллюзия, что вы в мастерской, которая изображена на этой картине.
Я никогда в жизни не испытывала такого странного, даже жутковатого – до холода в спине – ощущения, что вы находитесь внутри картины; что вы пересекли таинственную границу времени и погрузились в этот мир, с которым вы сейчас объединены. Вы стоите между маленькой девочкой, инфантой Маргаритой, фрейлинами, которые привели её в мастерскую художника, и тем, кто стоит за вашей спиной».
Инфанта Маргарита
Младшая дочь испанского короля Филиппа IV, девочка, на которую империя Габсбургов возлагала большие династические надежды, была любимицей Диего Веласкеса.
Художник занимал должность главного распорядителя королевских покоев, а его мастерская находилась прямо в апартаментах короля, поэтому в самом факте того, что Маргариту привели к Веласкесу в его «рабочий кабинет», ничего необычного нет. Веласкес писал Маргариту многократно (1, 2, 3, 4).
Очаровательное существо с воздушным ореолом тоненьких рыжеватых волос и в негнущемся платье на жестком каркасе-вертигадо – её часто сравнивают с лучом света, осветившим мрачную мастерскую. Она умрёт 21-летней, пережив Веласкеса всего на 13 лет.
- Фрейлины (менины)
- Карлики
- Сам художник
Девушки-фрейлины расположились по правую и левую руку от принцессы. Одна из них, донья Изабелла де Веласко, склонилась в почтительном поклоне. Вторая, донья Мария Сармиенто, низко присев, протягивает Маргарите, сосуд с водой. Всё это соответствует ритуалам, которые при испанском дворе соблюдались неукоснительно. Принцесса не могла выпить воды самостоятельно – её должны были поднести слуги. А чтобы напоить девочку, фрейлина обязана была опуститься перед ней на колени. Испанский двор непредставим без карликов. Имена некоторых из них история сохранила благодаря Веласкесу. В «Менинах» мы видим карлицу Марию Барболу, привезённую из Баварии и, возможно, являвшуюся нянькой Маргариты, и миниатюрного карлика-итальянца Николао де Пертусато. Уродцы и карлики были единственными людьми при дворе, свободными от условностей этикета. В «Менинах» Барбола хвастается орденом на её груди, а Николао бесцеремонно толкает ногой спящего королевского пса.
Веласкес изображает в этой компании и себя самого. Некоторые (например, британский искусствовед Вальдемар Янушчак) видят в его лице гордость и надменность.
Еще бы – выходец из семейства небогатых португальских евреев-переселенцев оказался почти что членом семьи короля империи, господствовавшей над половиной мира.
Но есть и те, кто читает в лице Веласкеса благородство, а также неудовлетворенность и меланхолию.
Известно, что, вознамерившись получить дворянство, он пережил довольно унизительный судебный процесс, в котором ему, в частности, требовалось доказать, что живопись не является его способом заработка.
В самом конце жизни Веласкеса, уже после того, как были написаны «Менины», Филипп IV пожалует ему орден Святого Яго – высшую государственную награду.
Сейчас мы можем видеть этот орден на груди Веласкеса только потому, что после его смерти король велел другому художнику дополнить картину этой деталью.
Кого же на самом деле пишет Веласкес?
Самая большая интрига картины – над чем же в изображаемое мгновение работает Веласкес? У него в руках палитра и кисть, он смотрит куда-то дальше, поверх голов Маргариты и фрейлин, а перед ним стоит на подрамнике огромное полотно.
Но зрителям и не нужно ничего домысливать: те, кого он пишет, отражаются в небольшом зеркале за спиной Веласкеса. Это Филипп IV и королева Марианна Австрийская – родители инфанты. Их несколько размытые, но всё же безошибочно узнаваемые портреты зритель различает в амальгаме зеркала.
Интересно, что во всем творческом наследии художника мы не найдём картины, где король и королева были бы написаны не по отдельности, а вместе.
Веласкес пишет себя в том окружении и том антураже, который на протяжении 30-ти лет был содержанием его жизни. И вместе с тем, будучи частью этой реальности, он сам её порождает – своим талантом и своей кистью. Вот почему «Менины» – это и лучшая автобиография Веласкеса, и его манифест о месте художника в мире.
Анна Вчерашняя
Источник: https://artchive.ru/diegovelazquez/works/372618~Meniny