В 1890 году Поль Гоген нуждался в чуде. Жена Мэтт-Софи бросила его и забрала с собой пятерых детей. Его старый друг Винсент Ван Гог покончил с собой. Его карьера художника зашла в тупик и у него не было ни гроша. Поэтому он вынашивал план, о котором сообщил жене.
«Пусть этот день настанет… когда я смогу убежать в лес на острове в южном море и жить там в блаженстве, ради мира и искусства. С новой семьей, далекой от этой европейской борьбы за деньги».
Гоген. Жена короля. 1896
Гоген купился на старый миф о Полинезии, восходящий к временам капитана Кука. Тропический рай: место, в котором легко живется и много доступных женщин. В марте 1891 года он сел на корабль под названием «Океания» и покинул Европу. Как он надеялся, навсегда.
То, что Гоген увидел по прибытии на Таити, было гораздо больше похоже на Европу, чем он ожидал. Там было полно французов. Французские здания. Французские газеты. И непомерно дорогое французское вино.
Он переехал из столицы в деревню и построил себе традиционную хижину с тростниковыми стенами и соломенной крышей. Постепенно Гоген создал свой собственный фантастический рай. Поль выучил несколько слов по таитянски, познакомился со своими соседями и проводил много времени, гуляя голым. «Постепенно, шаг за шагом, цивилизация отходит от меня».
Неизвестная фотография Гогена и Теха’аманы.
Теха’амана (Teha’Amana) — жена Поля Гогена во время его первого визита на Таити в 1891-1893 годах. В то время французским колонистам было свойственно брать туземных жен, которых называли ваине(vahine). Ваине были очень молоды, некоторые только достигли половой зрелости.
Подобные браки осуществлялись семьей невесты из соображений статуса или финансовой выгоды. Девушки обычно вступали в такие браки по доброй воле и могли вернуться домой в любое время.
Теха’амана, без сомнения, считала себя замужем согласно местным обычаям, а для Гогена этот брак был явно временным и для собственного удобства.
Таитянские семьи были самодостаточны — они ловили рыбу, охотились на диких свиней и собирали фрукты. Гогену заниматься подобным было некогда, он хотел рисовать, поэтому брак был идеальным решением.
Гоген. Две таитянки. 1899 Гоген.Прекрасная страна. 1892
Гоген быстро «завербовал» молодую и красивую Техааману в качестве своей модели, музы и любовницы на следующие два года. Гоген описывал ее как свою ”маленькую любовницу с инстинктивным характером и золотым телом, послушную и любящую«.
Теха’амана
Художник рассматривал женщин Таити не только как символ самого острова и культуры острова, но и как воплощение определенного рода женской грации. Его восхищала естественность полинезийских женщин, в отличие от притворных европейских.
Хотя Гоген официально не женился на Теха’амане, они обменялись клятвами. Ей было тринадцать, а ему сорок три. Полноценным браком это трудно назвать, они даже не могли говорить на одном языке. К концу лета она забеременела.
Гоген. Когда свадьба? 1892 Гоген. Женщина, держащая плод. 1893
Теха’амана изображена в ряде работ художника, наиболее известная из них «Дух мертвых не дремлет». Ее окрестили «коричневой Олимпией». Как и в картине «Олимпия» Мане 1863 года, Теха’амана достигла половой зрелости, но более шокирующим было открытое предположение, что обе молодые женщины имеют сексуальный опыт.
Гоген. Дух мертвых не дремлет. 1893
Эдуард Мане. Олимпия. 1863
Все это время Гоген был женат на Мэтт-Софи Гад и посылал ей свои картины в Копенгаген.
Гоген вернулся на Таити в 1895 году после неудачной выставки в Париже. Теха’амана отказалась вернуться к нему из-за его сифилитических язв, несмотря на щедрые подарки в виде бус и медных колец.
Интересы Гогена оставались не только эстетическими и после Теха’аманы он спал с множеством местных женщин и на двух опять женился.
Гоген. Больше никогда. 1897
Это портрет Пахуры. Она стала женой Гогена, когда ей было 14 лет. За несколько месяцев до создания этой картины ей было 15 лет, она родила дочь. Ребенок трагически умер, и Пахура, по понятным причинам, погрузилась в глубокую депрессию.
Гоген, несомненно, почерпнул свою идею из знаменитого стихотворения Эдгара Аллана По «Ворон». в 2010 году публика Британии признала эту картину самой романтичной.
Тьма начала проникать в жизнь Гогена. Когда он писал «Больше никогда», то уже был серьезно болен и чувствовал, что жизнь подходит к концу. В том же году он сделал свою самую амбициозную таитянскую картину.
Гоген. Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? 1897—1898
Кульминация личной мифологии Гогена шириной четыре метра. Справа налево описан цикл жизни от младенчества до старости. И, наконец, мир, лежащий за пределами смерти, воплощенный голубым идолом. Гоген писал: «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, но что я никогда не сделаю ничего лучше».
После завершения «Куда мы идем?» Гоген пытался покончить с собой, отравившись мышьяком в горах над своей деревней. Он долго лечился в местной больнице. Жизнь его тянулась еще шесть лет, последние два года он провел где-то в Полинезии. Гоген умер в мае 1903 года, так и не вернувшись в Европу.
Гоген. Забава злого духа. 1894
После расставания с Гогеном Теха’амана вновь вышла замуж за молодого таитянца и родила ему двоих детей. Она умерла в 1918 году во время эпидемии испанского гриппа. Метте-Софи Гад умерла в 1920 году в возрасте 70 лет.
Источник: https://wabisabi.by/paul-gauguin/
Поль Гоген в ГМИИ
Я хотел завоевать право быть дорогим* … И хотя мои силы были скудны*, машина была заведена. Публика ничего мне не должна, мои картины лишь относительно хороши, но художники, которые используют эту свободу, кое что мне задолжали…” – так Поль Гоген подытожил значение своих работ.
Поль Гоген
Его путь в искусство* был долог и труден. К 35 годам Гоген отказался от хотя и скромной но достаточно обеспеченной жизни, бросил карьеру на бирже и оставил семью для того, чтобы полностью посвятить себя искусству.
Он прошёл стадию импрессионизма и был разочарован* этим направлением*.
Он мечтал о создании нового искусства, свободного от условностей* европейской цивилизации, “первобытного”* искусства с яркими сочетаниями цветов, “примитивными” формами и композицией, которое было бы изначально прекрасна своей чистотой* и наивностью*.
В 1891 году Поль Гоген уехал на Таити в надежде найти новый источник вдохновения и был переполнен* экзотической красотой этой земли. Стиль Гогена приобрёл новую гармонию. В ярких* интенсивных цветах художник выражал очарование этой экзотической красотой, воплощение рая на земле. Он внимательно изучал этот новый для европейцев мир, его историю и культуру.
Но реальность не позволила Гогену оправдать свои ожидания. Болезнь и нужда заставили художника вернуться в Париж, где его ждало всё то же непонимание.
Работы, написанные на Таити, публика не поняла и не оценила, аукционы его картин не принесли дохода. После того, как мастер получил небольшое наследство, он опять покинул Францию, на этот раз навсегда.
Художник отправился в Полинезию, где и умер.
Поль Гоген в мировом искусстве
- Если говорить о значении Гогена в мировом искусстве, то следует помнить, что
- – Поль Гоген стал первым европейским художником, который повернулся* к традициям примитивного искусства, для того, чтобы возродить простоту и наивность в живописи;
- – Именно Гоген открыл мастерам ХХ века выразительную силу неевропейских культур;
- – Плоскостные* формы, живые* краски и декоративные композиции – все эти находки* послужили отправными точками* для творческих* экспериментов будущим поколениям французских (и не только) художников.
Поль Гоген. “Кафе в Арле”
“Кафе в Арле” 1888 г. Картина написана в тот период, когда Гоген работал в Арле вместе с Ван Гогом.
На первом плане изображена жена владельца кафе, а завсегдатаи заведения на дальнем плане.
Многие лица узнаваемы, например мужчина с бородой в кепке – это почтальон, который неоднократно служил моделью для картин Ван Гога.
Слева в красном берете – зуав, то есть солдат французской колониальной армии, который много времени проводил в этом кафе, рассуждая о демократии.
Поль Гоген. “Кафе в Арле”
Как Гоген пишет полотно:
– взгляд женщины направлен в себя. И в тоже время она слышит разговоры посетителей. Все эти рассказы очень знакомы, она слышит их не слушая. Чтобы подчеркнуть такое впечатление, Гоген изображает сигаретный дым за её спиной как некую портьеру, занавес. Он отделяет мадам от завсегдатаев заведения;
– картина имеет тенденцию превратиться в декоративное полотно
– здесь несовпадение перспектив, ножки бильярдного стола написаны совсем в иной перспективе, нежели зал кафе. Кот на картине -это тоже элемент, фигура декоративного полотна.
Поль Гоген. Автопортрет
Автопортреты занимают особое место в творчестве Гогена. Его артистическое кредо* утверждает*, что художник должен быть пророком. И это кредо появляется с особенной ясностью* в работах мастера. Логичным выглядит тот факт, что Гоген изображает себя на фоне своих работ.
Фон в виде собственных полотен мастера помогает довольно точно датировать картину. Картина на заднем плане написана в 1889 году, поэтому автопортрет явно появился позже. Здесь Гогену около 41 года.
Поль Гоген “А, ты ревнуешь?”
“А ты ревнуешь?” 1892 год. Одно из первых произведений мастера, написанное во время первого посещения Таити. Вещи первого посещения более яркие, мощные, праздничные. Дело в том, что Гоген ожидал и надеялся на триумфальное возвращение в Париж.
В этой работе Гоген использовал конкретный мотив, позже описанный в его дневнике как Ноа Ноа, где это поэтическое имя было переведено как Благоухающая Земля*.
“Две сестры на берегу – они только что искупались и сейчас отдыхают на песке, их тела изображены в чувственных* позах.
Поль Гоген “А, ты ревнуешь?”
Они обсуждают вчерашнюю любовь и ту, что придёт завтра.
И одно замечание провоцирует* дисгармонию* – ” А, ты ревнуешь?” Эти слова художник написал на левом крайнем уголке страницы, воспроизведя* таитянскую речь латинскими буквами. Он придавал огромное значение этому полотну.
“Я написал великолепную картину обнажённых* недавно, две женщины на пляже, я думаю, это лучшее из всего, что я когда-либо делал” – писал он другу в 1892 году.
Поль Гоген “Её звали Вайраумати”
“Её звали Вайраумати”. 1892 г.
Картина отражает интерес Гогена к легендам и мифам Полинезии. Он изображает историю прекрасной Вайраумати, которая стала женой бога Оро. (Оро – тайский Бог.
Он очень хотел взять в жёны земную женщину, долго искал, но никак не мог найти подходящую. И вот когда от совсем отчаялся, то наконец-то встретил Вайраумати. Вместе, Оро и Вайраумати основали новое племя Ари-Ой.
)
Поль Гоген “Её звали Вайраумати”
Когда смотришь на полотно, то думаешь, что Вайарумати, это девочка, она гордо сидит на троне, на фоне тропических плодов. Но внимательный взгляд замечает сигарету у неё в руке, то есть она не может быть Вайраумати.
Затем, рассматривая композицию, на заднем плане за голубыми камнями вы замечаете две фигурки идолов – вот это Оро и Вайраумати. А на переднем плане представлена всего лишь интерпретация старинной легенды.
Но что здесь важно:
– напряжённая поза девочки напоминает один из египетских рельефов. Гоген взял с собой на остров фотографии египетских антикварных вещей и часто их использовал в своих работах;
– картина отличается выразительным цветом. Линию в своей живописи Гоген любил называть арабеском. Он говорил, что музыка воздействует на слушателя также, как должна воздействовать живопись. Музыка ничего не объясняет, но она внушает вам определённые эмоции. То же самое должна делать и линия – арабеск.
Поль Гоген “Королева. Жена короля”
“Королева, жена короля”. 1896.
Эта картина – одна из важнейших работ, созданных во втором таитянском периоде художника.
Гоген открыто полемизирует с европейскими изобразительными традициями – поза девушки перекликается* с композицией Мане “Олимпия” и “Венерой” Тициана, но здесь мастер явственно упрощает формы.
Поль Гоген “Королева. Жена короля”
Прекрасная девушка идентифицирована специалистами, как таитянская жена художника, 13-летняя Тэхаура. Она изображена в позе в спокойной величавости* среди благоухающий плодов*.
На заднем плане художник изображает древо познания со змеёй, древо добра и зла. За деревом две фигуры взрослых разговаривают.
Девушка, срывает* плоды познания и все эти аллегории* могут быть просто прочитаны : мы видим прекрасную таитянскую Еву из земного рая.
“Я не думаю, что я что когда-то делал что-либо подобное с такой силой и впечатляющим ореолом вокруг. Деревья в цвету, собака на страже, и два голубя, воркующие справа*. Но что толку* посылать это полотно в Париж, когда там и так полно непроданных картин, которые причинили столько суматохи*. Эта картина только привлечёт ещё больше суеты*” – признавался Гоген в письме другу в 1896 году.
Поль Гоген. “Таити – прекрасный берег. Сбор плодов”
“Таити – прекрасный берег. Сбор плодов”
Программная работа последних нескольких лет жизни Гогена.
В первую очередь здесь важен выбор цвета фона – ярко жёлтый, который ассоциируется с жарким климатом Таити. И также напоминает золотой фон религиозной живописи – икон, мозаичных композиций. С таким фоном картина напоминает кусок большого фриза.
Поль Гоген. “Таити – прекрасный берег. Сбор плодов”
Во-вторых, картина может быть разделена на на две части, в смысловом значении. В левой части изображены женские фигуры с цветами и фруктами в руках. Они символизируют Эдемский сад до грехопадения*. Правая же часть со всадником и спящей собакой и щенками расшифровывается* как земля, где торжествуют рождение и смерть. Посередине – фигура в длинной робе, собирающая фрукты, напоминает об искушении и древе познания добра и зла. Гоген намеренно, по-философски помещает эту фигуру посередине. Это история и судьба человечества.
Слово “Ruperupe” написанное в нижнем левом углу взято из популярной песни острова: “О, Таити, прекрасная земля”.
Полотно настолько философское, что может быть названо “Кто мы? Откуда мы? Куда мы идём?”
Поль Гоген. “Великий Будда”
“Великий Будда” 1899 г.
Сюжет картины – В нижней части сидящего идола изображены две маленькие фигурки, повёрнутые лицом друг к другу. Так таитянские рельефы часто изображают диалог между местными богами Нина и Тефато о судьбе человеческой расы, которая приговорена к смерти.
Поль Гоген. “Великий Будда”
Гоген повторяет этот мотив в фигурах двух отдыхающих таитян. Фигура слева символизирует таитянскую богиню Луны и Вечности* Нина. Рядом с ней Тефато, бог Земли и смерти.
Поль Гоген. “Великий Будда”. Фрагмент
В ногах лежит собака, кормящая щенков, символ продолжающийся жизни, но уже приговорённой к смерти.
Концепция Гогена в искусстве была построена* на идее внутреннего объединения* всех мировых религий. Вот поэтому он соединяет* Будду и сцену Тайной Вечери, которая появляется как видение в дальнем углу у стены таитянского дома.
Поль Гоген. “Бегство (Брод)”
Бегство (Брод)
Потрясающая по цвету вещь. На картине мы видим женскую обнажённую* фигуру на белом коне, как некий проводник и мужскую фигуру на тёмной лошади.
С одной стороны – обыденная таитянская сцена, но, обратите внимание – этот обнажённый человек на коне кормит мясом грифа* .
Гриф – это символ смерти, значит, это проводник* в царство смерти, и понятно, что это река забвения*, которая разделяет два мира: мир живых и мир мёртвых.
Поль Гоген. “Бегство (Брод)”
Все вещи в музее происходят из собрания С.Щукина. Он погрузился в тропические грёзы Гогена после ряда трагедий в семье – гибели сына и смерти супруги. От покупал вещи Гогена одну за другой и как бы уходил вместе с Гогеном в этот тропический рай, погружался в медитацию.
Развеску этих полотен в своём доме от сделал сам – это была сплошная развеска, картины были помещены вплотную друг к другу. И по свидетельству современников они образовывали Гогеновский иконостас, что ассоциировалось и с сакральным смыслом творчества Гогена и с русской традицией расположения икон.
По материалам лекций ГМИИ. Лекторы – И.Фетисов, В.Тяжлов
Словарь гида-переводчика
- В помощь англоговорящим гидам привожу небольшой словарик некоторых слов, в тексте они обозначены звёздочками, в том порядке, котором встретились в тексте
Источник: https://kraeved1147.ru/paul-gogen-v-gmii/
Поль Гоген «Жена короля». Описание картины
Работу Поля Гогена «Жена короля» многие искусствоведы считают неповторимой жемчужиной в ряду знаменитых обнажённых дев европейского искусства. «Обнажённая маха» Ф. Гойа, «Олимпия» Э.
Мане, «Спящая Венера» Джорджоне и многие другие подобные работы воспевают по-разному красоту женских тел, в соответствии с эстетикой их времени и места.
Свою лепту внёс и Гоген – множество его полотен изображают нагих женщин, но своим идеалам женской красоты художник выбрал экзотических таитянок, чтобы представить их всему миру.
«Жена короля» появилась почти на закате творческого и жизненного пути Гогена. Сам живописец был доволен своей картиной, о чём не преминул сообщить в письме своему другу Даниэлю дэ Монфрейду. Гоген утверждал, что считает эту работу лучше, нежели предыдущие подобные полотна.
Вольготно растянувшись на земле, а точнее, на зелёном ковре, молодая таитянская дева смотрит на зрителя, укрытая сенью тропического дерева. В руках её можно заметить традиционный веер – этот атрибут Гоген даёт в руки своей героине не в первый раз, достаточно вспомнить портрет Техуры, юной таитянской жены художника.
- Супруга короля чувствует себя свободно и расковано – Гоген как будто специально демонстрировал отсутствие стыдливости жительниц Полинезии, считая всякую цивилизацию злом, а свободное отношение к наготе проявлением свободы, чистоты и наивности островитян.
- Главная героиня мгновенно приковывает к себе взгляд и не сразу удаётся разглядеть других героев представленного сюжета – молодую служанку, срывающую спелые плоды с деревьев для своей госпожи и двух стариков, почти сливающихся с окружающим пейзажем, которые рассуждают о «древе познания».
- Экзотический и живописный пейзаж картины не может не вызывать восхищение – обилие красок и зелени, цветные деревья и синеющее вдали побережье.
Размер картины 1 м на 1,30 м. Со свойственной только Гогену чуткостью мастер организовал цветовую схему работы – яркие цвета, богатая палитра, лишённые полутонов, чёткие контуры роднят полотно с красочным витражом.
Сегодня эта восхитительная работа великого Гогена находится в России и принадлежит Пушкинскому музею изобразительных искусств.
Картина художника Поля Гогена «Жена короля» 1896 г. Холст, масло. 97 x 130 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва, Россия.
Источник: http://vangogen.ru/pol-gogen-zhena-korolya/
Поль Гоген
Поль Гоген (1848-1903) — одна из центральных фигур в художественной жизни Франции последней четверти XIX века.
Автопортрет. 1893 г.
Творчество Гогена обычно рассматривают в русле постимпрессионизма. Но вряд ли к нему можно полностью применить это определение. Художник-самоучка Гоген последовательно прошел через влияния барбизонской школы, импрессионистов, символистов, увлекался японским искусством и работами своих современников, и ни одно из этих заимствований не изменило его творческого лица.
Поль Гоген прожил бурную жизнь, полную противоречий, периодов горького отчаяния, тяжкой борьбы за существование.
Это был человек, поистине одержимый искусством: никакие превратности судьбы не могли отвлечь его от живописи, от неутомимых творческих поисков.
Родился Гоген в Париже в дни Революции 1848 года. Его отец был сотрудником «Насьональ» — газеты умеренно республиканского толка. Изменение политического курса заставило его в 1849 году покинуть родину. На корабле, направлявшемся в Южную Америку, он внезапно умер. Вдова с детьми в 1855 году вернулась во Францию.
Ее старший сын Поль — будущий художник — с трудом переносил обстановку закрытых учебных заведений, где он воспитывался, и мечтал стать моряком. Семнадцатилетним юношей нанялся он матросом на торговый корабль, затем служил в военном флоте и в результате лишился наследства по завещанию матери, возмущенной этим «позором».
Вернувшись в Париж, Гоген, по протекции опекуна, устраивается на должность банковского служащего и приобретает независимое положение. Весь свой досуг он посвящает искусству, бывает в музеях, занимается в частной академии Колароссии.
Первые работы Гогена, появившиеся на выставках, — «Сена у Иенского моста» (1875),
«Сусанна» (1880),
«Сад под снегом» (1883)
— были близки к импрессионизму по манере письма. Но вскоре Гоген, увлеченный эстетической программой символистов, придававших особое эмоциональное значение цвету, линии и другим элементам формы, отказывается от характерного для импрессионистов разложения цветов.
Его вещи, написанные в 1887 году, во время поездки на остров Мартинику, отличает тенденция к декоративному пониманию цвета, кладке краски целыми плоскостями вместо отдельных мазков, к подчеркнутой выразительности линий и силуэта.
Это и определяет, в сущности, стиль Гогена.
В 1888 году Гоген живет в Бретани. К этому времени он уже оставил службу в банке и предался целиком искусству, невзирая на материальные лишения. Выработанные на Мартинике новые принципы живописи художник пытается приложить к изображению природы и людей французской провинции, хранившей в своем быту многие черты старины.
Картины «Видение после проповеди или борьба Иакова с ангелом»,
«Натюрморт с щенятами»,
«Арльское кафе», «Старые девы в Арле»
характерны стремлением к обобщению выразительных средств живописи. Некоторые приемы рисунка и композиции идут в них от японской гравюры.
Эта линия поисков развивается в работах 1889—1890 годов: «Прекрасная Анжела»,
«Стога»,
«Желтый Христос»,
«Здравствуйте, господин Гоген!»,
пронизанных настроением тоски и усталости. Последнее было вызвано тяжелым душевным состоянием художника, которого все более сдавливали неумолимые тиски нужды и непризнанности.
В 1891 году Гоген осуществил свою давнюю мечту о поездке на Таити. Жизнь в хижине на берегу моря, среди тропической природы кажется художнику раем. Он много и плодотворно работает, относясь к приютившим его туземцам с искренней теплотой и симпатией. Именно здесь созданы знаменитые картины Гогена: «Беседа» (1891),
- «А ты ревнуешь?» (1892),
- «Дух мертвых бодрствует» (1892),
- «Женщина, держащая плод» (1893)
и другие. В них художник пытается объединить свои реальные наблюдения с чувством поэтического строя жизни человека в природе.
- Когда в 1893 году, вернувшись во Францию, Гоген устроил выставку своих новых картин, они вызвали восхищение друзей-художников.
- Через два года художник вновь уехал на Таити. Теперь, наряду с такими шедеврами, как «Жена короля» (1896),
- «Семья таитян» (1896),
он создает ряд картин с религиозно-мистическими реминисценциями. Это были последние работы Гогена.
Источник: https://subscribe.ru/group/ya-pishu/6798183/
Женщины Поля Гогена
Женщины Поля Гогена
В первый раз он приехал на Таити жить — Франция ему опостылела.Во второй раз Гоген приехал сюда, чтобы умереть… Темпераментного живописца больше всего влекли женщины. Вечерами Поль отправлялся на туземный «бал» в столичном парке, где играл духовой оркестр.
Вот описание, оставленное современником: «Всюду видишь группы островитянок в длинных белых платьях, с густыми распущенными черными волосами, темными глазами и зовущими чувственными губами. У каждой в черных волосах — великолепная белая гардения; они удобно устраиваются на циновках, обмахиваются веерами и курят длинные канакские сигареты.
Чуть видимые в полутьме, которая так располагает к флирту и интимной беседе, они принимают комплименты, хвалу и шутливые реплики мужчин с восхитительным обаянием, присущим этим жительницам тропиков, таким пикантным, благодаря их безнравственности, невероятно смелому языку и необузданной жизнерадостности». >
Таитянские женщины на побережье. 1891.Париж. Музей Д' Орсэ. |
По словам французского писателя Дефонтена, «угодить на них невозможно, им всегда не хватает денег, как бы щедры вы ни были… Думать о завтрашнем дне и испытывать благодарность — и то, и другое одинаково чуждо таитянкам. Они живут лишь настоящим, о будущем не помышляют, прошлого не помнят. Самый нежный, самый преданный любовник забыт, едва ступил за порог, забыт буквально на следующий же день. Главное для них — опьянять себя песнями, танцами, алкоголем и любовью»…
Парау Парау — Беседа. 1891.Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Надпись, сделанная художником на холсте, переводится с языка островитян как «слова, слова» или «сплетни». Сидящие кружком женщины заняты беседой, но будничность сюжета не мешает ощущению таинственности происходящего. Художник не столько изображает конкретную реальность, сколько создает образ вечного мира с неизменным течением жизни. Экзотика таитянской природы — органичная часть этого мира. |
Надо отдать справедливость Гогену — он не мучился подобными мыслями, не влюблялся, не переживал и не требовал от таитянских дам того, чего они, по определению, не могли дать. Не сумев поселиться под небом Полинезии с любимой женой, Поль, как умел, до конца своих дней утешался любовью телесной. На острове, где издревле сексуальная свобода была полной и безграничной, где солдаты и торговцы из Европы давали деньги за то, что «таитянки в своей родной деревне безвозмездно дарили любому неженатому мужчине», оставалось только ткнуть пальцем в подходящий «товар» и уплатить договорную цену тем, кто считался опекунами данной вахины.
Её зовут Вайраумати. 1892.Москва. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Он был счастлив: ему легко работалось, в хижине ждала шестнадцатилетняя Техура, девушка с продолговатым смуглым лицом и волнистыми волосами — родители взяли за нее совсем недорого. По ночам в хижине тлел ночник — Техура боялась ждущих своего часа призраков; утром он приносил воду из колодца, поливал огород и вставал к мольберту. Такая жизнь могла бы продолжаться вечно… Однажды Техура рассказала Гогену о тайном обществе, которое пользовалось исключительным влиянием на островах,- обществе Ареои. Ареои считали себя адептами бога Оро. Гогена охватила идея написать картину на сюжет из легенды о боге Оро. Картину Гоген назвал «Её зовут Вайраумати». Вайраумати восседает на ложе любви, устланном роскошными тканями, а на низком столике у её ног лежат свежие плоды — угощение для возлюбленного. За её спиной стоит Оро в красной набедренной повязке. В глубине картины — два идола,- придуманный Гогеном таитянский рельеф, олицетворяющий любовь. |
Тапераа Махана — Ранний вечер. 1892.Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Женщины, усевшиеся поболтать в тени деревьев — деталь, отражающая особенности деревенской жизни на Таити: деревня просыпается после дневного зноя. В этой детали художник видел характерное воплощение замедленного ритма океанистской жизни. Таитянки Гогена неотделимы от природы, на фоне которой они представлены. Идущие женщины символизируют смену двух эпох на Таити: две таитянки справа приоделись в платья, представляющие собой курьезную смесь таитянской и европейской моды; третья таитянка, направляющаяся к хижине, одета в традиционную юбку. На первый взгляд, это чисто жанровая композиция, сотканная из различных подробностей повседневной жизни. Однако все ее детали не несут ощутимой жанровой занимательности. Главный акцент делается не на повествовательных соблазнах сюжета, а на суггестивной, внушающей силе чистого цвета. |
Манао Тупапау – Дух мертвых бодрствует. 1892.Буффало. Художественная галерея Олбрайт-Нокс. Название «Манао Тупапау» имеет два значения: «она думает о привидении» или «привидение думает о ней». Поводом к написанию полотна послужил случай, когда Гоген, уехав по делам в Папеэте, вернулся поздно ночью. К тому времени масло в лампе исчерпалось, и дом был окутан мраком. Поль чиркнул спичкой и увидел: юная девочка-женщина, оцепенев от ужаса, дрожит, вцепившись в кровать. Туземцы очень боялись привидений и в своих хижинах всю ночь не гасили свет… Гоген заносит этот эпизод в свою записную книжку — и прозаически добавляет: «А вообще, это просто обнаженная натура из Полинезии». Художник в нем всегда сильнее, чем любовник или мыслитель… |
В рукописи «Choses Diverses» есть отрывок под заглавием «Рождение картины»: «Манао тупапау» — «Дух мертвых бодрствует». «…Молодая канакская девушка лежит на животе, открывая одну сторону лица, искаженного испугом. Она отдыхает на ложе, убранном синим «парео» и желтой простыней, написанной светлым хромом. Фиолетово-пурпуровый фон усеян цветами, похожими на электрические искры, у ложа стоит несколько странная фигура. Я был увлечен формой и движениями; рисуя их, я не имел никакой другой заботы, как дать обнаженное тело. Это не более как этюд обнаженного тела, немного нескромный, и тем не менее я хотел создать из него целомудренную картину, передающую дух канакского народа, его характер и традиции.Канак в своей жизни интимно связан с «парео»; я им воспользовался как покрывалом постели. Простыня из материи древесной коры должна быть желтой, потому что этот цвет возбуждает у зрителей предчувствие чего-то неожиданного, потому что он создает впечатление света лампы, что избавляет меня от необходимости вводить настоящую лампу. Мне нужен фон, несколько пугающий. Фиолетовый цвет вполне подходит.
Таитянские пасторали. 1892.Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. В картине, исполненной художником на острове Таити, воплощена идиллия естественной «первобытной» жизни. На поиски этой гармонии мира Гоген и отправился в Полинезию. Романтическая мечта соединилась с впечатлениями от экзотической природы, своеобразного облика островитян и их естественной грации, таинственных верований и обычаев. Одна из девушек-таитянок играет на флейте. Эту музыку туземцы посвящали богине Луны — Хине. В картине передан вечерний час, когда с заходом солнца начиналось время ритуальных танцев и музыки в честь Хины. Рядом с собакой — вероятно, сосуд для жертвоприношений (мелких птиц и т.п.), выдолбленный из тыквы. Живописный строй картины — сочетания чистых красок, ритм линий и цветовых массивов — созвучен музыкальной теме. |
Пити Тиена — Две сестры. 1892.Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Две таитянки, девочки, сестры — пожалуй, лучшие образы детей в гогеновской живописи, навеянные, возможно, воспоминанием о собственной младшей дочери. Загадочно-условный пейзажный фон этого полотна контрастирует с целостным силуэтом детских фигур. Благородная простота и монументальность соединились здесь с деликатностью и даже беззащитностью, свойственной детству. Глядя на эту картину, невольно вспоминаешь высказывание Гогена о «женщинах-девочках», у которых в глазах, пронзительных и чистых, в удивительной неподвижности есть нечто древнее, возвышенное, религиозное. |
Эа хаэре иа оэ — Куда идешь? (Женщина, держащая плод). 1893.Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Картина была исполнена в Полинезии, куда художника привела романтическая мечта о естественной гармонии жизни. Экзотический, полный таинственности мир, не похожий на Европу. Впечатления от ярких красок и буйной растительности Океании, от облика и быта таитян стали для живописца источником вдохновения. В обыденном эпизоде из жизни островитян художник видит воплощение вечного ритма жизни, согласия человека и природы. Стоящая на первом плане таитянка с плодом в руке — Ева этого туземного рая. Отказавшись от правил традиционной живописи, а затем и от импрессионистической манеры, мастер создал собственный стиль. Уплощенность пространства, ритмические повторы линий, форм и цветовых пятен, чистые краски, положенные крупными массивами, создают повышенный декоративный эффект. Название картины на языке племени маори, в среде которого жил Гоген на Таити , «Eu haere ia oe» -переводится как формула таитянского приветствия «Куда идешь?». Простой мотив приобретает почти ритуальную торжественность — тыква, в которой носили воду, становится символическим атрибутом Евы таитянского рая. Художник свободно объединяет на плоскости богатые ритмические мотивы, изысканные краски вносят в картину ощущение солнечного света, который материализуется в медно-смуглом теле таитянки, в ее огненно- красном парео. |
Болезнь и нищета заставили Гогена в 1893 вернуться в Париж. Двумя годами позже он вновь приехал на Таити. Работы Гогена второго таитянского периода сходны с декоративными фризовыми композициями.
Женщина с острова Ява. 1893. |
Наве наве моэ — Чудесный источник. 1894.Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Картина была создана в Париже, после первого путешествия Гогена в Полинезию. Экзотический мир Океании пленил художника согласием природы и человека, сохранившего первобытную естественность. В произведении воплотились и воспоминания о Таити и романтическая мечта о гармонии всего сущего. Образы таитянок символизируют различные стадии жизни. Юная островитянка с сиянием над головой, погруженная в сон, — воплощение девственной чистоты. Вторая девушка с плодом в руке готова вкусить от него, подобно Еве. В глубине пейзажа туземки пляшут вокруг идола — таинственного древнего божества. Исполнено полотно в характерном стиле мастера — чистыми красками, положенными обобщенными плоскими пятнами, которые, как и линии, подчинены единому ритму. |
Над берегом поднималась изумрудно-зеленая гора, синее небо опрокидывалось в голубую воду лагуны, но одетые в одинаковые белые костюмы пассажиры «Австралийца» видели лишь убогий, похожий на груду разбросанных по песку фанерных ящиков городок. Они приехали сюда для того, чтобы сколотить состояние или сделать карьеру, а человек, которому была открыта эта красота, приплыл на Таити умирать.
Младенец (Рождество). 1896. |
Сцена из жизни таитян. 1896. Картина была написана в Полинезии, куда Гогена привела мечта о первозданном мире. Некий эпизод из жизни островитян исполнен таинственности. Возможно, что его участники следят за каким-то религиозным действием, оставшимся за пределами изображения. Вечерний час — это время священных ритуалов. Художник, изучавший древние культы туземцев, часто вводил в свои произведения мотивы и символы, связанные с верованиями маори. Позы некоторых персонажей напоминают фигуры с фриза Парфенона. Ощущая общность древних культур, мастер обращался к египетским и античным памятникам. Образ изначальной естественной жизни живописец воссоздал в своей индивидуальной манере. Обобщённые пятна звучного цвета, уплощенность пространства, ритмические повторы линий создают великолепный декоративный эффект. |
Жена короля. 1896.Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Картина «Жена короля» написана Гогеном в период его второго пребывания на Таити. Таитянская Ева с красным веером за головой, знаком королевского рода, возле которой старцы ведут разговор о древе познания, изображена в позе, заставляющей вспомнить о «Венере Урбинской» Тициана и «Олимпии» Эдуарда Мане. Крадущийся по склону зверь с горящими глазами, воплощает загадку, скрытую в образе женщины. Ведущую роль в картине играет цвет, который Гоген трактует обобщенно, декоративно. В письме к своему другу Даниэлю де Монфреду художник писал: «…Мне кажется, что по цвету я еще никогда не создавал ни одной вещи с такой сильной торжественной звучностью». |
В 1898, почти лишенной средств к существованию, в полном отчаянии, Гоген пытался покончить с собой.
Те авае но Мариа — Месяц Марии. 1899.Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Картина была написана в Полинезии, в последние годы жизни Гогена, прошедшие на острове Таити. Главная тема произведения — цветение весенней природы. В дохристианской Европе на начало мая приходились языческие праздники, посвященные ее пробуждению. В католической церкви майские службы связаны с культом девы Марии. Естественные ритмы жизни воплощены на полотне в гармонии линий и красок, рожденной впечатлениями художника от экзотического мира Океании и от древних восточных культур. Желтый цвет — особенно значимый в восточном искусстве. Поза женщины напоминает фигуру с рельефа храма на острове Ява, а ее белое одеяние — символ чистоты и у христиан, и у таитян. Воображение художника, соединив разные религиозные представления и верования, создало образ первозданной жизни. |
Женщины на берегу моря (материнство). 1899.Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Картина была написана художником в последние годы жизни на острове Таити. В экзотический мир Океании, жизнь в котором сохраняет естественное течение, Гоген уходит от европейской цивилизации. Тема материнства не раз возникала в полинезийский период творчества мастера. Появление данного произведения связано с конкретным событием: таитянская возлюбленная художника, Пахура, родила ему в 1899 г. сына. Реальная сцена обретает черты священного ритуала. Композиция напоминает традиционные в европейской религиозной живописи сцены поклонения младенцу. Особенно значительной кажется центральная фигура женщины с цветами в молитвенно сложенных руках. Декоративный эффект создают ритмически организованные массивы цвета и повторы контуров, характерные для индивидуальной манеры Гогена. |
Три таитянки на желтом фоне. 1899.Санкт-Петербург. Государственный Эрмитаж. Картина были написана в Полинезии, где прошли последние годы жизни Гогена. Воображение художника, соединившее впечатления от Таити и от древних культур, создавало загадочные, насыщенные символами образы экзотического мира. Эти образы не всегда поддаются расшифровке. Возможно, и в данном произведении есть неразгаданный символический смысл. В то же время — это декоративная картина, в которой достигнута гармония цветовых пятен и ритмичных линий. В позах женщин — особая грация и пластика. Центральная из туземок напоминает фигуру, изображенную на рельефе храма Боробудур на острове Ява. Мир «дикарей» сохраняет ту естественную гармонию, которую утратила цивилизованная Европа. |
- Использованы материалы:
- Жан Перье, журнал «КАРАВАН ИСТОРИЙ», январь 2000.
- Цифровая коллекция Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург).
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43485168027