Интересные факты о музыкальных инструментах
Музыкальные инструменты являются неотъемлемой частью удивительного и разнообразного мира культуры. Эти мелодичные изделия хранят много тайн и интересных историй.
Они делали жизнь интересней и наполняли свободное время людей веселыми, грустными или романтическими мелодиями. Люди пели и танцевали в ритм музыки, с помощью песен передавался опыт от поколения к поколению.
Рассмотрим некоторые интересные факты о музыкальных инструментах.
История
Оглавление
- 1 История
- 2 Струнные
- 3 Духовые
Интерес представляют не только сами инструменты, но и их история. Ученые сходятся во мнении, что древнейшими музыкальными инструментами человечества, которыми мы пользуемся, и сейчас являются флейта и арфа.
Камертон, с помощью которого проводится настройка симфонических оркестров, сейчас звучит значительно выше, чем раньше, связанно это с тем, что данный инструмент раньше не был одинаковым и соответственно в разных странах звучал по-разному. Так, в 17-18 веках самый высокий звук камертона был в Италии, а самый низкий во Франции.
Со временем в Европе стали стремиться к тому, чтобы симфонические оркестры во всех странах звучали одинаково. Однако специфика новых больших концертных залов и желание сделать выступление ярким и запоминающимся привело к тому, что настраивать оркестры стали на более громкий звук. Соответственно звучание камертона стали поднимать.
Древние ноты археологи нашли во время раскопок шумерской цивилизации. Они представляли собой изображения оставленные шумерами на специальных глиняных поверхностях.
Выражение «малиновый звон» обозначающий красивое звучание церковных колоколов происходит от бельгийского города Малина, потому что в 17 веке этот город был центром изготовления колоколов.
Предками пианино и роялей были клавесин и клавикорд.
В 19 веке в Великобритании при проведении концертов на ножки рояля надевали специальные чехольчики, для того, чтобы он выглядел более пристойно.
Струнные
Арфу археологи нашли в древней гробнице в городе Ур. Она были изготовлена из золота, благодаря чему хорошо сохранилась. Изображения этого инструмента находят на древнеегипетских росписях.
В 16 веке на гитаре играли при помощи смычка.
Производители музыкальных инструментов утверждают, что струны скрипок сделанных из светлых лошадиных волос в отличие от темных придают мягкость звучанию.
Создатель компании Fender, специализирующейся на производстве гитар Л.Фендер, который спроектировал знаменитые на весь мир электрогитары, никогда не играл на этом инструменте, и не умел ее настраивать.
Поскольку скрипки Страдивари самые известные и на сегодняшний день самые дорогостоящие считается, что их звучание самое лучшее, однако это не так. В 2010 году проводилось экспериментальное исследование, в котором приняли участие 21 музыкант.
Скрипачи должны были поиграть на 3-х музыкальных инструментах современного производства, 2-х скрипках Страдивари и на 1-ой скрипке Гварнери. На всех этапах исследования музыкантом было неизвестно, какой именно инструмент они тестируют.
После чего исследователи пришли к выводу, что современные скрипки звучат значительно лучше их старинных аналогов.
В Финляндии существует конкурс по игре на воздушной (воображаемой) гитаре. Участие в этом конкурсе принимают люди, не владеющие этим музыкальным инструментом, но хорошо изображающие игру на гитаре. Побеждает в конкурсе тот, кто эмоциональнее и артистичнее сыграет на несуществующей гитаре. Под бурные аплодисменты зрителей, участники от души играют на воздушных струнах и падают на колени.
Духовые
К нестандартным музыкальным инструментам относится пирофон, который издает звуки через специальные трубы, с помощью движения воздушных масс нагреваемых огнем.
Китайские легенды говорят, что человека, который придумал музыку, звали Линг Люн. Он изобрел флейту из бамбука и стал на ней издавать звуки похожие на пение птиц.
Несмотря на то, что саксофон придумали в далеком 1840 году, популярным он стал в 40-е годах прошлого века, когда появился джаз.
В Америке Лурейские пещеры оснастили уникальными органами, изготовленными из сталактитов, подключив к трубкам органа 37 сталактитов, которые имеют разное звучание.
Базукой называют не только грозное оружие, но и инструмент напоминающий тромбон.
Источник: http://www.interesnie-fakty.ru/chelovek/o-muzykalnykh-instrumentakh/
Интересные фразы дирижеров симфонических оркестров
Интересные фразы от дирижеров симфонических оркестров и московских консерваторщиков, зафиксированные Алексеем Насретдиновым.
Было бы ошибкой думать, что в симфонических оркестрах играют идеальные люди.
Дирижеры симфонических оркестров, ругаясь на неповоротливых оркестрантов, отжигают никак не хуже армейских чинов. Даже лучше. Поскольку делают это тонко, изящно и очень интеллигентно.
Остались всего три репетиции до пoзoра!
Фагoты еще в poт не взяли, а тpомбoны ужe кoнчили!
Я говорю: трубы! А они, глянь, oбнимaются, цeлуются.
У Шостаковича много нот, и они всё время меняются.
То, что не совпадает с текстом увертюры — сами посмотрите пальцами.
Нота под точкой означает, что надо с ней что-то делать.
Я скажу вам сейчас, какие тут ноты — вы очень удивитесь.
Там черт знает что написано в партитуре! Переписчик — стрaшное говно челoвек.
Это вам не симфонический оркестр, здесь в толпе не спрячешься, надо играть чисто!
Играйте не то, что я требую, а то, что написано в нотах.
Цыганское веселье омрачается неисполнимым пассажем тромбонов.
Надо сыграть так, словно вы немножко выпили и никуда не спешите.
Притворитесь, что вы музыканты, а не просто мудаки с железками.
В приличных оркестрах на дирижера не пялятся!
«На восемь» — тот же темп, только в 2 раза быстрее!
Играйте воздушно, как флейта в кустах.
Альты, куда вы лезете? И ладно бы что-то приличное лезло, а то фа-диез!
Ребята, это ведь «кукушки звуки», а не приближение вражеской авиации!
Все партии как партии, а первые сопрано — инвaлиды!
И если кто-то сыграл фальшиво, главное — успеть посмотреть с укором на соседа.
Не захлебнитесь в собственном таланте!
Не надо мне здесь всех этих соплей смычками разводить! Вытерли гриф и сыграли сухо!
Смотрите одним глазом в партию, а двумя на меня!
Пронумеруйте такты, а то глаза могут сместиться, а цифры нет!
Дома прийти и заниматься так, чтоб вся семья у тебя умела это играть…
Почему вы всегда так настойчиво пытаетесь играть, как только я начинаю дирижировать?
Женский хор! Спойте вместе со своими мозгами.
Это произведение вы должны были впитать с молоком преподавателя.
Альты! Дайте вступить в силу моменту вашей одаренности.
Надо очень крепко взять эту ноту, даже если фальшиво!
Уберите свой маникюр с грифа!
Левой рукой сильней шевелите, чтобы все думали, что вы живы.
У вас расширились зрачки! Уменьшите свои зрачки, играйте на маленьком зрачке, состояние музыки зависит от состояния вашего зрачка!
Скажите мне, пожалуйста, это вы сейчас так играли после консерватории? Я завтра же поеду туда, придушу ректора и потребую, чтоб у вас отняли диплом!
Девoньки, у вас пaльчики на руке такие, как у Шварценеггера на ноге!
Людей, играющих фальшиво, надо сажать в тюрьму наравне с фальшивомонетчиками.
Лучше бы вы головой в литавры били, громче получилось бы!
Перестаньте пялиться в декольте флейтистки, там нет нот, ваша партия на пюпитре!
Трубачи, вы хоть и сидите выше тромбонов, но они, в отличие от вас — мужики!
Вот я повернусь сейчас к вам задом, а вы угадайте, что я хотел этим сказать!
Это ж надо так ненавидеть друг друга, чтоб так играть!
Почему вам в детстве не объяснили, чем труба отличается от пионерского горна?
Шостакович не был боксером, но за такую игру он воскрес бы и набил вам морду!
И какой дурак вам сказал, что ваше место на сцене, а не на стройке?
Фагот, извините, это каким местом вы сейчас издавали звуки?
За такое соло я вас бы поцеловал, жаль далеко сидите. Жду вас в 10 утра завтра у себя в кабинете.
Ударники почему-то всегда пытаются считать себя самыми главными в оркестре! Запомните: главный в оркестре — директор, второй — я, а вы — в первой сотне!
У меня такое впечатление, что у труб — непроходимость. Обратитесь к гинекологу!
Если вы еще раз так сыграете первую цифру, я убью всех вас по очереди, похороню, отсижу, а потом наберу новый оркестр!
У вас, милочка, такое выражение лица, как будто, кроме виолончели, вы ничего между ног никогда в жизни не держали!
Вы не боитесь выходить на второе отделение? Скажите спасибо, что в консерваторию ходят интеллигенты. А то пролетарии встали бы со своих мест и набили всем вам морду за такую игру!
Не надо так терзать арфу и путать ее с пьяным мужем.
Играйте такое пианиссимо, будто я умер!
Я знаю, что вы все меня ненавидите. Теперь подумайте, как к вам должен относиться я?
Мне не место с вами в одной музыке!
Второй тромбон, я хочу вам пожелать, чтоб на ваших похоронах так играли!
Это что за Нью-Орлеан вы здесь развели? У вас что, в роду были негры?
Если вы думаете, что симфонический оркестр отличается от кабацкого только тем, что в нем больше лабухов, вы сильно ошибаетесь!
От себя попробуйте дуть! У меня такое впечатление, что вам еще в музыкальной школе не объяснили направление потока воздуха в мундштуке!
Я попрошу вас скончаться на эти восемь тактов, даже не дышать!
Была б моя воля, я воспользовался этой палочкой так, чтобы у вас возобновилась проходимость воздуха в организме!
Я попрошу переписчиков, чтобы партию для идиотов покрупнее писали!
Я обещаю вам трудоустройство в подземном переходе, и лично договорюсь с ментами и бандитами, чтоб вас не трогали. Но за прохожих не ручаюсь.
Вам бы вместо саксофона — бензопилу «Дружба» в руки. Звук тот же, а денег больше!
У вас очень красивые, сильные руки. Положите инструмент и задушите себя ими, не глумитесь над музыкой!
Придете домой, передайте мои соболезнования вашей жене. Как можно спать с таким неритмичным человеком?
Вы так фамильярно все это играете, как будто лично с Прокофьевым пили!
Вот скажите мне, вам не стыдно? Лучше б вы воздух испортили, чем это прекрасное место в адажио!
Я прекращаю всякие церемонии, и с сегодняшнего дня начну вас учить любить, если не меня, то хотя бы музыку!
После каждого такого концерта вы должны идти в церковь и просить у Бога прощения. И на храм жертвовать не забывайте.
Источник
Источник: http://potustorony.ru/publ/interesnye_frazy_i_vyskazyvanija/interesnye_frazy_dirizherov_simfonicheskikh_orkestrov/4-1-0-376
Краткая история симфонического оркестра
На протяжении всей своей истории, тысячи и тысячи лет, человечество создавало музыкальные инструменты и объединяло их в различные комбинации. Но только около четырехсот лет назад эти комбинации инструментов сложились в форму уже близкую к форме современного оркестра.
В старину, когда музыканты собирались для игры, они использовали любые инструменты какие были вокруг. Если было три исполнителя на лютне, два на арфе и на флейте, так они и играли. К началу 16-го века, эпоха известная как Возрождение, слово «ансамбль» использовалось для обозначения группы музыкантов, иногда и певцов, которые вместе исполняли музыку.
Композиторы раннего Возрождения обычно не уточняли для какого инструмента они писали партию. Это означало, что партии могли исполняться на любом доступном инструменте.
Но в начале 17-го века в Италии композитор Клаудио Монтеверди выбрал, какие инструменты должны сопровождать его оперу «Орфей» (1607 г.
), и точно указал для каких инструментов написаны партии: пятнадцать виол различных размеров, две скрипки, четыре флейты (две больших и две средних), два гобоя, два корнета (маленькие деревянные трубы), четыре трубы, пять тромбонов, арфа, два клавесина и три маленьких органа.
Как видно, «оркестр эпохи Возрождения» Монтеверди уже был похож на то, каким в нашем представлении должен быть оркестр: инструменты организованы по группам, много смычковых струнных инструментов, большое разнообразие.
В следующем столетии (до 1700, время И.С.Баха) оркестр развивался еще больше. Семейство скрипок (скрипка, альт, виолончель и бас) заменяло виолы, в оркестре эпохи Барокко семейство скрипок было гораздо более представительным, чем виолы в оркестре эпохи Возрождения.
Музыкальное лидерство в оркестре Барокко принадлежало клавишным инструментам, музыканты, игравшие на клавесине или иногда на органе, действовали как лидеры. Когда И.С.Бах работал с оркестром, он сидел за органом или клавесином и руководил оркестром со своего места.
В эпоху Барокко музыкальный дирижер иногда стоя руководил оркестром, но это ещё не было тем дирижированием, которое мы знаем сейчас. Жан-Батист Люлли, отвечавший за музыку при дворе французского короля в 1600 гг., привык отбивать длинным шестом об пол ритм для своих музыкантов, но однажды он случайно поранил свою ногу, развилась гангрена, и он умер!
В следующем 19-м столетии, времени Гайдна и Бетховена, произошли еще более глубокие изменения в оркестре. Струнные смычковые инструменты стали более важными, чем когда-либо, а клавишные инструменты наоборот ушли в тень.
Композиторы начали писать уже для конкретного музыкального инструмента. Это подразумевало знание голоса каждого инструмента, понимание, какая музыка будет лучше звучать и легче исполняться на выбранном инструменте.
Композиторы стали более свободными и даже авантюрными в комбинировании инструментов для получения более богатых и различных звуков и оттенков.
Первый скрипач (или концертмейстер) руководил исполнением оркестра со своего стула, но иногда ему приходилось давать указания жестами и он, для того, чтобы его было лучше видно, вначале использовал обычный лист белой бумаги, скатанный в трубочку. Это привело к появлению современной дирижерской палочки. В начале 1800-ых композиторы-дирижёры, такие как Карл Мария фон Вебер и Феликс Мендельсон, первыми стали руководить музыкантами, стоя на подиуме в центре перед оркестром.
Поскольку оркестры становились все больше и больше, не все музыканты могли видеть и следовать за концертмейстером. К концу 19-го века оркестр достиг размеров и пропорций, которые мы знаем сегодня и даже превышали современные. Некоторые композиторы, например Берлиоз, стали сочинять музыку только для таких огромных оркестров.
Дизайн, конструкция и качество музыкальных инструментов постоянно улучшались, создавались новые музыкальные инструменты, находившие свое место в оркестре, такие как пикколо (малая флейта) и труба.
Многие композиторы, в том числе Берлиоз, Верди, Вагнер, Малер и Рихард Штраус, стали дирижерами.
Их эксперименты с оркестровкой (искусство распределения музыкального материала между инструментами оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента) показали путь к 20-ому столетию.
Вагнер пошел ещё дальше, он разработал и изготовил басовую трубу (труба Вагнера), совмещающую элементы горна и трубы, чтобы ввести новый, особый звук в свою бессмертную оперу «Кольцо Нибелунга».
Он же первым из дирижеров повернулся спиной к зрителям, чтобы полнее контролировать оркестр. В одной из своих симфоний Штраус написал партию для альпийского рожка, деревянного народного инструмента 12 футов длиной. Сейчас альпийский рожок заменяют трубой.
Арнольд Шёнберг создал своё произведение «Песни Гурре» (Gurrelieder) для оркестра со 150 инструментами.
20 век был столетием свободы и новых экспериментов с оркестром. Дирижёры стали полностью индивидуальными персонами и среди них восходили свои суперзвезды. Ответственность возросла многократно, но и признание зрителей тоже.
Основа оркестра была такой, как она сформировалась в конце 19-го столетия, и композиторы иногда добавляли или удаляли инструменты, в зависимости от эффекта, который они желали получить.
Иногда это была чрезвычайно расширенная группа ударных инструментов или деревянных и медных духовых инструментов.
Но состав оркестра закрепился и в основном остаётся постоянным: большая группа смычковых инструментов и небольшие группы духовых, ударных, арф и клавишных инструментов.
После стольких лет это все еще работает!
Источник
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0
Источник: https://xvastunishka.us/blog/43895895756
Симфонические концерты
29, 30 ноября 19:00, Калининградский областной драматический театр
Заслуженный коллектив России симфонический оркестр Санкт-Петербургской государственной академической филармонии им. Д. Д.Шостаковича.
Художественный руководитель и главный дирижёр Юрий Темирканов
Солисты:
29 ноября – Борис Белкин (скрипка)
30 ноября – Денис Мацуев (фортепиано)
Продолжительность 1 час 50 минут с антрактом
Ограничение по возрасту 14+
Первый фестиваль искусств «Балтийские сезоны» открылся концертами симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д.Д. Шостаковича под управлением Юрия Темирканова. В 2008 году в программе пятых «Сезонов» тоже было два концерта Заслуженного коллектива России. Поэтому участие известного на весь мир оркестра в десятом фестивале искусств продолжает сложившуюся традицию.
В 1921 году он стал основным коллективом Петроградской филармонии. В 30-е гг. оркестр прославился премьерами произведений Д.Д. Шостаковича, И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева. В репертуаре важное место занимали творения зарубежных композиторов-новаторов: Клода Дебюсси, Рихарда Вагнера и Гюстава Малера.
Во время Второй Мировой Войны оркестр был эвакуирован в Новосибирск, где дал более 500 концертов. С 1938 по 1988 гг. дирижёром и руководителем коллектива был выдающийся музыкант Евгений Александрович Мравинский. Благодаря его творческому союзу с Д.Д.
Шостаковичем оркестр получил почётное право первым исполнять симфонические произведения великого композитора.
После смерти Евгения Мравинского оркестр возглавил Юрий Темирканов. Под его руководством коллектив смог пережить трудные 90-е годы, сохранив за собой положение одного из лучших российских симфонических оркестров.
Миланская газета Corriere della Sera пишет о коллективе: «Юрий Темирканов и оркестр Санкт-Петербургской филармонии представляют собой нечто уникальное в мировой музыкальной панораме… Изумительные музыканты, каждый – солист, но в абсолютном ансамбле и слиянии с другими».
В 2005 году оркестр открыл сезон концертом в Карнеги-холле.
К 60-летию Великой Победы коллектив Юрия Темирканова исполнил Седьмую «Ленинградскую» симфонию Д.Д. Шостаковича перед собранием ООН в Нью-Йорке. Сегодня симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии входит в десятку лучших в Европе.
Интересные факты
- Выступление оркестра Санкт-Петербургской филармонии на открытии I фестиваля искусств «Балтийские сезоны» вдохновило представителей ОАО «Калининградавиа» назвать первый Боинг компании именем Юрия Темирканова.
- Итальянская пресса так откликнулась на концерт оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича: «Говоря о ныне здравствующих исполнителях: если Аббадо — это класс, Баренбойм — это харизма, а Хайтинк — индивидуальность, то Темирканов — это гениальность, непредсказуемость и блеск». Миланская газета «Il Sole 24 Ore» написала: «ГениальностьТемирканова — по ту сторону великолепного звука, бьющего ключом из любого оркестра, каким бы он ни дирижировал, но особенно, когда он выступает со своими петербуржцами». Неудивительно, что в 2008 году прославленный дирижёр получил награду Ассоциации итальянской музыкальной критики — Премию Аббьяти.
Солистами на симфонических концертах будут прославленные музыканты — скрипач Борис Белкин (29 ноября) и пианист Денис Мацуев (30 ноября).
Борис Белкин родился в 1948 в Свердловске. Скрипкой начал заниматься с шести лет. Музыкальная карьера Бориса Белкина началась в семь лет, когда он впервые выступил с оркестром, а затем с серией гастролей по городам СССР. Учился в Московской консерватории. В 1973 году Борис Белкин получил первую премию на Всесоюзном конкурсе скрипачей.
В 1974 году эмигрировал на Запад и начал мировую карьеру. Борис Белкин выступал с ведущими оркестрами Германии, США и Англии. Он сотрудничает с известнейшими дирижёрами: Л.Бернстайном (США), В.Ашкенази (СССР, Исландия, Швеция), З.
Мета (Индия), В.Федосеевым (Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского), П.Коганом (Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Павла Когана), А.
Лазаревым (постоянный приглашённый дирижёр Большого театра России).
Денис Мацуев родился в 1975 году в Иркутске в музыкальной семье. В 1991 году переехал в Москву, чтобы учиться в Центральной музыкальной школе при московской консерватории. Вскоре стал лауреатом благотворительного фонда «Новые имена» и дал более 40 концертов по всему миру.
В 20 лет стал солистом Московской филармонии, но широкую известность получил в 23 года, когда стал победителем международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Денис Мацуев известен не только как пианист мирового уровня, но и как просветитель. Он поддерживает ряд фестивалей для юных музыкантов и организует концерты знаменитых оркестров в своём родном городе («Звёзды на Байкале»).
В 2011 году в Иркутске был открыт «Дом музыки Дениса Мацуева».
Пианист сотрудничает с известными дирижёрами Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым и Юрием Башметом, а также с десятками зарубежных симфонических оркестров (Нью-Йоркский филармонический, Лондонский филармонический, Венский симфонический оркестры, а также Оркестр де Пари и «Ла Скала»).
Для Дениса Мацуева выступление с оркестром Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича станет уже вторым концертом в Калининграде. В прошлом году благодаря «Балтийским сезонам» калининградцы могли услышать в его исполнении произведения Ф. Листа и С. Рахманинова.
Интересные факты
- Первый концерт с оркестром Денис Мацуев дал в 8 лет и играл, по собственному признанию, в пионерском галстуке.
- Денис Мацуев болеет за «Спартак», с детства одинаково любил футбол и музыку.
- В 2008 году альбом Мацуева «Неизвестный Рахманинов» был выдвинут на премию «Грэмми». Этот диск появился благодаря внуку великого композитора, который передал пианисту никогда ранее не публиковавшиеся ноты.
- Денис Мацуев входит в список 50 самых знаменитых людей России, составленный Forbes.
- Денис Мацуев — единственный в мире пианист, который исполнил три концерта П.И. Чайковского за один вечер.
Билеты можно приобрести в центральной кассе фестиваля искусств «Балтийские сезоны» в вестибюле Калининградского областного драматического театра по адресу г. Калининград, проспект Мира, 4. Время работы: с 11.00 до 19.00, обед с 14.00 до 15.00. Билеты также можно забронировать по телефону (4012) 937-023.
Источник: https://kgd.ru/news/baltijskie-sezony/item/29725-simfonicheskie-koncerty