Константин Васильев – советский живописец, чьи работы получили призвание после смерти автора. За короткую жизнь художник оставил большое наследие, значимость которого высоко оценивается экспертами в России и за рубежом.
Художник Константин Васильев
Биография автора – это 34 года жизни. Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 в Майкопе. Отец Алексей Алексеевич из ленинградской рабочей семьи.
Принял участие в трех войнах: Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной. В мирное время занимал руководящие должности в промышленном секторе. Мать Клавдия Парменовна была младше супруга на 20 лет.
Состояла в родстве с выдающимся живописцем Иваном Ивановичем Шишкиным.
Молодая семья жила в Майкопе, где столкнулась с тяготами военного времени. Алексей Алексеевич ушел в партизанский отряд, а жена не успела эвакуироваться из города и попала в немецкую оккупацию, где спустя месяц родила мальчика. В семье было трое детей – сын и 2 дочери.
Константин Васильев в молодости
По окончании войны семья переехала в поселок Васильево в 30 км от Казани. Новое место очаровало юного Костю красотой природы. Впоследствии многие из здешних видов он запечатлел в пейзажах, которые превосходно удавались.
Кроме того, в окрестностях Васильево находились истинные жемчужины Татарии: Раифский Богородицкий монастырь, Волжско-Камский заповедник, остров-град Свияжск, Крестовоздвиженская церковь.
После кончины живописца к достопримечательностям добавился и дом-музей Васильева.
«Ответственный» за переезд отец – заядлый охотник и рыбак – влюбился в эти места и решил обосноваться с семьей именно здесь. До сооружения Куйбышевского водохранилища здесь текла полноводная Волга, обрамленная крутыми берегами, спрятанная поутру от глаз сизыми туманами. Одна из картин художника – «Над Волгой» – вдохновлена поэзией этого края.
Картина Константина Васильева «Над Волгой»
С детства Костя избегал шумных игр со сверстниками, предпочитая тихую рыбалку с отцом, изучение литературы и истории живописи с матерью. Талант к рисованию обнаружился рано.
Будучи дошкольником, изображал окружающую обстановку, позже ловко копировал шедевры других авторов. Мальчик восхищался творчеством Виктора Михайловича Васнецова.
«Богатыри» — первая картина, воссозданная ребенком в мельчайших деталях цветными карандашами, а «Витязь на распутье» — вторая.
По случайности Косте выдалась возможность выбраться из Васильево для серьезного обучения. В 1954-м в «Комсомольской правде» опубликовали объявление о наборе учеников в столичную художественную школу-интернат при институте имени В. И. Сурикова. Отборочный конкурс был огромный, но мальчик сдал все экзамены на пятерки и, получив место, в 12 лет переехал в Москву.
Константин Васильев
Школа была одним из трех учебных заведений подобного типа и уровня подготовки в СССР. Такие же интернаты работали в Киеве и Ленинграде. МСШХ (Московская художественная средняя школа) располагалась в Лаврушинском переулке напротив Третьяковской галереи, которая служила учебной базой для студентов.
Юный Васильев проводил часы в «Третьяковке». Здесь же впервые вживую увидел «Богатырей», поразивших его в раннем детстве. Изучал собранные в залах произведения искусства, искал форму творческого самовыражения. В 15 лет написал автопортрет, техника которого похожа отнюдь не на работу ученика, а на творчество зрелого автора.
Автопортрет Константина Васильева
Спустя 2 года Косте пришлось вернуться домой. По одной из версий, причиной стала смерть отца, по другой – увлечение юноши абстракционизмом и сюрреализмом, бывших в СССР не в чести. Образование закончил в 1961 году.
Получил диплом с отличием по специальности театрального декоратора в Казанском художественном училище в 19 лет.
Выпускная работа – эскизы оформления сцены к пьесе-сказке «Снегурочка» Александра Островского – не сохранилась.
Живопись
Творческое наследие Васильева состоит из работ различных жанров. Графика, этюды, иллюстрации, картины и даже храмовые росписи – «арсенал» автора велик. Наибольшую популярность принесли работы в «сказочном» стиле, посвященные легендам, былинам и мифам, но обретению собственного «звучания» предшествовали годы поиска.
Картина Константина Васильева «Струна»
В начале 60-х автор обратился к абстракционизму и сюрреализму. Следуя художественному слову Пикассо и Дали, постиг и разочаровался в формальном поиске. Сравнивал поверхностный сюрреализм с джазовой обработкой оперы. Написал несколько работ в указанной стилистике: «Струна», «Вознесение».
«Единственное, чем интересен сюрреализм,- говорил Константин Алексеевич,- это своей чисто внешней эффектностью, возможностью открыто выражать в легкой форме сиюминутные стремления и мысли, но отнюдь не глубинные чувства».
Затем увлекся экспрессионизмом, где присутствовала большая содержательность, но вновь пришел к осознанию, что за формой нет глубины. К этому периоду относятся «Квартет», «Грусть королевы», «Видение» и другие.
Параллельно с творческими экспериментами работал в портретном и пейзажном жанрах. Написал исполненные колорита и чувственности природы «Осень» и «Лесную готику».
В 60-х же создал серию портретов гениев музыкального мира от Людвига ван Бетховена до Дмитрия Шостаковича.
Картины Константина Васильева «Лесная готика» и «Осень»
К концу десятилетия вернулся к реалистической манере живописи и тогда же заинтересовался эпосом: скандинавскими сагами, славянскими былинами, восхищался Старшей и Младшей Эддой, учил немецкий, чтобы в оригинале читать тексты Рихарда Вагнера. Реконструкция германской мифологии в «Кольце Нибелунга» захватила Васильева.
Создавая серию картин, напевал партии из оперы, чтобы настроиться на рабочий лад. Кульминацией трудов стало полотно «Валькирия над сраженным воином» (оно же «Валькирия над сражённым Зигфридом»), посвященное завершающей цикл эпической опере «Гибель богов».
Картина Константина Васильева «Валькирия над сраженным воином»
Былинную серию, основанную на русском фольклоре, традициях и верованиях, составили полотна «Илья Муромец и голь кабацкая», «Авдотья Рязанка», «Сражение на Куликовской битве», иллюстрации к сказке «Садко» и другие работы.
С 1969-го «исповедовал» символический реализм. Первой работой в направлении стал мифологический «Северный орел». Тогда же Васильев впервые подписал работу псевдонимом «Константин Великорус».
Стоит отметить, что тема снега, зимы, суровых народов Севера была лейтмотивом творчества, аллегорией сильных характеров и настоящих людей: отважных и смелых.
В этой же стилистике выполнены работы «Святовит», «Велес» и «Человек с филином», названия которым дали друзья художника уже после смерти автора.
Картины Константина Васильева «Человек с филином» и «Святовит»
В 1972-1975 годах пишет ряд произведений батальной живописи, посвященной событиям и героям Великой Отечественной войны: «Парад 41-го», «Нашествие».
Портрет маршала Георгия Жукова, выполненный в нарочито помпезной манере, сделал полководца похожим на римского императора, что не соответствовало признанным канонам живописи того времени.
Работа должна была стать первой в цикле портретов, но оказалась единственной. К этому же блоку относятся «Тоска по Родине» и «Прощание славянки».
Личная жизнь
О личной жизни художника известно мало. Про романтические чувства живописца в книге «Руси волшебная палитра» написал Анатолий Доронин, основавший Музей славянской культуры Константина Васильева в Москве. В 17 лет художник влюбился в Людмилу Чугунову, писал ей картины, читал стихи, но первая любовь оказалась несчастной.
Портрет Константина Васильева
Привязанность к выпускнице Казанской консерватории Елене Асеевой окончилась неудачным предложением руки и сердца, зато портрет девушки ныне успешно экспонируется на посмертных выставках автора. В зрелом возрасте познакомился с Еленой Коваленко, но болезненный опыт прошлых отношений не позволил художнику развить роман во что-то серьезное.
По свидетельствам современников, живописец был ранимой и тонкой натурой. На фото выходил задумчивым и чуть печальным, будто погруженным в непрерывные творческие поиски. На прогулках, со слов друга Геннадия Пронина, любил молчать, предоставляя собеседнику роль «первой скрипки».
Смерть
Жизнь художника трагически оборвалась в 1976 году. Вместе с другом Аркадием Поповым живописец возвращался из города в окрестностях Казани – Зеленодольска, где проходила выставка местных авторов. Официально причиной смерти назван несчастный случай – молодых людей сбил скорый поезд. Тела обнаружили на железнодорожном полотне.
Могила Константина Васильева
Тем не менее, родные и друзья считали, что в версии много нестыковок, например, как взрослые мужчины не услышали приближения состава или почему оказались в нескольких часах езды от Зеленодольска у станции «Лагерная», где произошла трагедия. Похоронен художник в родном поселке Васильево.
Картины
- 1961 – «Шостакович»
- 1963 – «Струна»
- 1967 – «Лебеди»
- 1969 – «Северный орёл»
- 1969 – «Святовит»
- 1971 – «Валькирия над сраженным воином»
- 1973 – «У колодца»
- 1973 – «Лесная готика»
- 1974 – «Илья Муромец и голь кабацкая»
- 1976 – «Ожидание»
- 1976 – «Человек с филином»
Источник: https://24smi.org/celebrity/30884-konstantin-vasilev.html
Художник Константин Васильев:эпос и душа
Художник Константин Васильев: эпос и душа.
Картины Константина Васильева запомнились всем, кто видел их в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов двадцатого века. Поражали почти иконописные глаза его героев, взгляд, обращенный куда-то дальше, за пределы реального мира. А гармоничное, точно выверенное пространство, в котором происходит действие, привлекало своим контрастным колоритом.
Отечество.
Эстетические образы несли в себе одновременно и символику, и декоративность. Они напоминали живопись на религиозные темы, иллюстрации к сказкам. Сейчас некоторые картины Васильева считают аналогом стиля фэнтези, о котором в семидесятые годы никто и не упоминал.
Автопортрет.
Автопортрет.
Гадание.
Один-бог викингов.
Чтобы посетить персональную выставку, люди и час, и два стояли в длинной очереди. В начале восьмидесятых годов далеко не все знали, что художника уже нет в живых.
Свежесть и необычность его полотен завораживала зрителя, и трудно было поверить, что в 1976 году трагическая случайность прервала жизнь Константина Васильева.
Было ему всего лишь 34 года, но его творчество обширно: он успел написать множество полотен, которые стали достоянием музеев и частных коллекций.
Евпраксия.
Бой Добрыни со змеем.
Плач Ярославны.
Человек с филином.
До сих пор не утихают споры о смысле его творчества. Какую задачу поставил перед собой художник? Рассказать о времени и народе возвышенным эпическим языком? Или с пафосом и эпатажем переформулировать известные всем исторические и художественные образы?
- Валькирия над сражённым воином.
- Горят пожары.
- Символ и абстракция
Что касается эпатажа, то такая возможность у Васильева была в шестидесятые годы. Абстрактный символизм, сюрреализм – эта попытка живописца найти себя в модном жанре. Такова, например, картина «Струна».
Струна.
Но эту стезю он оставил. Вернулся к истокам искусства – мифологии, эпосу. Символизм на картинах Васильева – это обращение к традициям, легендам, мифам, величественным представлениям о мужестве, долге, просветлении, возрождении, верности. Рыцари, мудрецы, битвы с драконами – мир притчи и сказания, который так любят люди с богатым воображением.
- Русский витязь.
- Рождение Дуная.
- Витязи.
- «Русский витязь»» Рождение Дуная»»Витязь»
- Но что интересно: новейшая история была переосмыслена Константином Васильевым как часть эпического сознания народа.
- Прозрачные родники
Тема, которая оказалась для художника ключевой, — события родной земли. Масштаб трагедии и величие русского народа в 20 веке, отраженные языком символической живописи, произвели на зрителей не меньшее впечатление, чем реалистические полотна.
«Северный орел»,1973″У чужого окна», 1973
Образ поднимался на уровень былинного сказания. Он совпадал по восприятию с легендами о героях прежних веков.
Это обращение к архетипам сознания и подсознания, исконному и таинственному пониманию основ бытия, для живописи семидесятых годов XX века в Советской России совсем не типично.
Но Константину Васильеву удалось создать полотна, которые и сейчас удивляют своим видением символики происходящего.
«Северная легенда»»Гуси-лебеди»
Хотя похожая тенденция существовала в кинематографе: были очень популярны русские сказки в обработке замечательных режиссеров и сценаристов. Кстати, смысл сказок очень вдохновенно передан Васильевым. Как будто сам видишь, как взлетают волшебные птицы на его картине «Гуси-лебеди».
Мысли о Родине
На одном из автопортретов облик художника очень напоминает им же написанный портрет Ф.М. Достоевского.
Невозможно не согласиться с Васильевым, что он, на самом деле, художник-мыслитель, который в талантливых живописных произведениях хочет поделиться со зрителем своими выводами и и прозрениями.
Картины «Тоска по Родине», «Прощание славянки», «Парад 1941 года» — это и символ, и обращение к душе человека.
«Тоска по Родине»»Парад 1941 года»»Прощание славянки»
Особо пристального внимания заслуживают пейзажи Васильева. Вот они — «Излучина», «Ель», «Русский север», «Берег». В них нет нарочитой символики. Но есть та сила любви к родной земле и тот взгляд, которые делают каждое отражение на полотне уникальным и зачаровывающим.
- «Ель»
- «Берег»
- Жить дольше и счастливее
Остается только гадать, как сложилась бы судьба живописца: ведь сейчас он мог быть нашим современником. Кто-то полагает, что он стал бы иллюстратором фантастических зарубежных романов, кто-то видит в нем пророка подъема славянской культуры. Возможно, он стал бы исключительным по силе эмоционального воздействия живописцем, для которого пейзаж – главный источник вдохновения.
«Осень»»Звездное небо»
Жизнь иррациональна, и нет смысла рассуждать о том, что могло бы быть. Несомненно, счастье в жизни художника было: у него были любящие родители, отчий дом в поселке Васильево. И еще — отличное художественное образование, полученное в Москве и Казани, пытливый ум, любимое дело.
«Жница»»Весна»»Ожидание»»Русалка»
Но очень жаль, что художник, который с таким светом и грустью писал женские образы («Гадание», «Жница», «Русалка»), не был счастлив в личной жизни и любил безответно. И еще жаль, что его картины после смерти стали предметом дележа и многолетних разбирательств.
«Свияжск»
Однако есть прекрасная возможность преодолеть время и посмотреть на его полотна, в том числе и в музеях. Художник очень хотел, чтобы его работа была нужна Отечеству. Каждый решит сам, о чем хотел сказать ему Константин Васильев или что он не успел сказать.
«Старец», 1968
Источник: https://tunnel.ru/post-khudozhnik-konstantin-vasilevehpos-i-dusha
Русь ведическая в картинках — Константин Васильев
Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) — русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров.
- Среди известных работ — циклы «Русь былинная» и «Кольцо Нибелунга», серия картин о Великой Отечественной войне, графические портреты, а также последняя работа художника — «Человек с филином». С 1949 по 1976 гг. жил в доме, где открыт музей.
- В 1976 г. трагически погиб, похоронен в пос. Васильево.
- В 1984 г. семья Васильевых переехала в г. Коломну под Москвой, куда перевезла все принадлежавшие ей картины художника. Музей занимает часть жилого дома, куда входит мемориальная квартира площадью 53,3 м2. В основу экспозиции положена мемориальная коллекция, переданная сестрой художника В.А.Васильевой и его друзьями.
Авдотья-Рязаночка
Художник Константин Алексеевич Васильев прожил недолгую жизнь. Он погиб, когда ему было 34 года. Однако его жизненный путь измеряется не прожитыми годами, а оставшимися после него работами: 400 живописных полотен и графических листов — вот итог его вдохновенного труда.
Детство, юность и зрелые годы художника прошли там, где тихая Свияга соединяет свои воды с величавой Волгой, в небольшом поселке Васильеве, окруженном девственными лесами. Любовь к живописи проснулась в мальчике рано. Особая одаренность его была замечена, и родители отдали сына в Московскую художественную школу-интернат. Затем Константин Васильев окончил Казанское художественное училище.
Собственный стиль и направление в живописи К. Васильев нашел не сразу. Много времени ушло на поиски и эксперименты. Вначале его привлекают в живописи цвет и форма. Ему кажутся неисчерпаемыми возможности, скрытые в сочетании цветовых пятен, в пластичности изогнутых линий, точности штриха.
Именно на этом этапе творческих исканий он обнаруживает глубокую связь цвета и музыки, стремясь увязать их между собой.
Одновременно его начинают волновать серьезные философские проблемы, влекут великие исторические образы разных эпох, те проявления величия духа, которые делают человека личностью.
Алеша Попович и красна девица
Большое влияние на мировоззрение художника оказала русская литература, особенно творчество А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Ф. И. Тютчева. Любимым писателем его был Ф. М. Достоевский, портрет которого можно отнести к числу лучших работ К. Васильева.
Бой Добрыни со змеем
Бой со змеем
Василий Буслаев
Великан
Витязь
Вольга и Микула
- Вольга
- Гадание
- Гуси-лебеди
- Дар Святогора
- Дар Святогора-2
- Жница
- Илья Муромец и голь кабацкая
- Илья Муромец освобождает узников
- На Калиновом мосту
- Над Волгой
- Настасья Микулишна
- Нечаянная встреча
- Огненный меч
- Ожидание
- Плач Ярославны
- Поединок Пересвета с Челубеем
- Рождение Дуная-1
- Рождение Дуная-2
- Рождение Дуная-3
- Русалка
- Русский витязь
- Садко и Владыка морской
- Садко на дощечке кипарисовой
- Свияжск
- Северная легенда
- Северный орел
- У чужого окна 1973
- Человек с филином — Волхв
Последняя работа К. Васильева — «Человек с филином».
В этой картине художник достиг глубоких обобщений, здесь удивительное сочетание красок, умелое решение сложного жанрового сюжета.
На персональных выставках Константина Алексеевича Васильева была представлена лишь небольшая часть созданного им. По и этого оказалось достаточно, чтобы зритель принял и полюбил художника.
Источник: https://readmas.ru/arts/paintings/rus-vedicheskaya-v-kartinkax-konstantin-vasilev.html
Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6 класс
На картине Васнецова «Витязь на распутье» изображен крепкий русский всадник на могучем белом коне, который остановился перед огромным серым камнем, лежащим на распутье, с выбитой на нем надписью.
Каково же содержание надписи, от которой вооруженный воин понуро склонил голову? Видно, что его настроение передалось и боевому коню, гривастая голова которого тоже склонилась к земле.
На камне старославянскими буквами выведено, что впереди дороги нет, и всякого на этом пути ожидает верная погибель. Верность надписи подтверждают и разбросанные вокруг человеческие кости и белый череп, отшлифованный степными ветрами и дождями. Они создают мрачную атмосферу картины, в воздухе словно витает запах смерти.
Всадник хорошо защищен от врага шлемом, кольчугой и щитом, висящим за широкой спиной. Зеленые сапоги позволяют ногам удобно фиксироваться в стремени.
В арсенале вооружения булава, колчан со стрелами и длинное пехотное копье, не предназначенное для всадников. Возникает мысль, что копье взято с расчетом на то, что в бою верный конь может пасть и тогда придется сражаться на земле. Видимо, присутствует легкий ветерок, потому что роскошный хвост лошади слегка колышется.
Грустная и мрачная картина вокруг наводит на размышления: почему воин один, почему едет по бездорожью, почему он так удручен? Природа как будто грустит вместе с воином, выделяются темные тона картины. Вокруг всадника поле, увенчанное несколькими огромными валунами.
Сгущаются сумерки, солнце медленно приближается к линии горизонта, мечутся зловещие птицы, а одинокий всадник не может сдвинуться с места, кажется, что силы и воля уже покинули его. Рядом с ним нет его боевых товарищей, а он сам понимает, что, скорее всего его постигнет именно та участь, которая высечена на камне.
Сочинение описание по картине Витязь на распутье Васнецова 4, 5 класс
Васнецов интереовался русскими сказками и былинами. Он мечтал написать картину с двадцатилетнего возраста. И вот его мечта сбылась. Витязь — это русский богатырь из былинного эпоса.
На переднем плане картины изображен богатырь, собирающийся на бой с врагами, которые часто нападали на русские земли. Можно предположить, что это знаменитый Илья Муромец. Он восседает на могучем белом коне. У коня длинная грива и длинный хвост.
По-всей видимости, это владимирский тяжеловоз. У него мощные копыта. Только кони этой породы могут выдержать тяжесть богатырского веса. Богатырь сам мужчина не из хилых, Бог его силушкой не обидел.
Он явно едет на битву с врагом, поэтому в полном облачении — кольчуга, за спиной круглый тяжёлый щит, на голове железный шлем с меховым хвостиком. В левой руке он держит длинное острое копьё. Также с левой стороны виден большой лук.
С правой стороны к седлу пристроен колчан со стрелами. Имеется и мощная булава. Она висит на поясе, с правой стороны. На коне красивая широкая сбруя.
На пути богатыря попались огромный серый камень с надписью, выполняющий роль дорожного указателя. Вдали, на пространстве до самого горизонта, видны камни различных размеров. Это явно дело не человеческих рук. Без специальных приспособлений и мощной техники так живописно разбросать камни невозможно.
Былины по времени написания относятся к существованию древней Руси. Судя по полнейшему отсутствию леса, можно предположить, что это северные широты нашей Родины, болотистая равнина. И разбросанные валуны — следы ледника, который пришёл на территорию Руси с севера, и притащил с собой огромные камни.
Местность совершенно безлюдна. Нет ни людей, ни животных. И только на заднем и переднем плане видно чёрное вороньё. Возле камня-указателя лежат кости коня и человеческий череп. Какой-то богатырь умирал здесь раненный вместе с верным конём. Вороньё сделало своё черное дело, и теперь сидит в ожидании следующего пира.
Прочитав надпись на камне, богатырь в полной задумчивости склонил свою голову. В ожидании решения богатыря, конь тоже опустил голову. От этого камня дороги расходятся в разные стороны и надо определиться и выбрать свою. Идти придётся вперёд, и принять бой с пока неизвестным противником.
Картина написана в мрачных, серых тонах, при полном отсутствие солнца. Это ещё больше усиливает тревогу и неопределённость. По серому небу ветер гонит свинцовые тучи.
Описание 3
Это довольно мрачная картина, пронизанная безысходностью, обреченностью. Для ее написания художник использовал блеклые, неяркие краски, чтобы это подчеркнуть.
Главный герой полотна – богатырь, который ехал на своем белом коне и теперь остановился перед камнем с надписью. Их художник изобразил на переднем плане. Витязь одет в кольчугу и шлем, металлическая защита слегка поблескивает в лучах заходящего солнца. Его крепкую спину прикрывает мощный щит.
Богатырь во всеоружии: за спиной висит колчан, полный стрел с белыми перьями на концах, с пояса свисает тяжелая булава. В руке он держит копье. Его красное древко – единственное, что есть яркого на картине. Богатырь его опустил, что только подчеркивает некоторую растерянность путника.
Витязь внимательно смотрит на камень с предупреждающей надписью и раздумывает, как поступить.
Верный конь с красивой белой, развевающейся на ветру гривой притомился в пути. Пока хозяин думает, он опустил голову и отдыхает. Кажется, что он спит. А думы у богатыря невеселые, ведь камень не оставляет никакой надежды. Какую бы дорогу не выбрал путник, добра ему не будет.
Серая, отполированная степными ветрами глыба с надписью у основания поросла черным мхом. Возле нее лежит желтый, обглоданный человеческий череп и кости коня – путников, которые также читали надписи на камне. Пустые глазницы смотрят прямо на богатыря.
Также кости разбросаны и по всему огромному полю, поросшему сизыми и бурыми травами, которые слегка колышет ветер.
Огромные каменные валуны видны и на дальнем плане картины. Слева как раз между двумя древними глыбами проходит узкая серая тропа, которая также ведет к погибели.
Возле камня справа, почерневшего у основания, сидит большой ворон, еще одна черная птица подняла крылья и надрывно каркает. Третий ворон кружит над степью.
Эти птицы делают окружающую обстановку еще более зловещей, пугающей. Три черных птицы и три дороги, ведущие к смерти.
Не предвещает ничего хорошего и опускающийся на степь вечер. Солнце уже садится, оно окашивает последними лучами горизонт в золотистый и оранжевый цвет. Над ним сгущаются темные тучи. Путнику нужно принимать решение, пока совсем не стемнело. Иначе вместе солнцем угаснет и его жизнь.
4, 5, 6 класс
Описание настроения картины Витязь на распутье
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Левитана Тишина
Пейзаж Тишина написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1898 году. Картина относится к позднему периоду его творчества. В это время Исаак Левитан посвятил несколько своих произведений вечерним сумеркам - Кустодиев
Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) — известный русский художник и график. Родился в Астрахани в семье преподавателя духовной гимназии. Впервые проявил интерес к живописи в пятилетнем возрасте. - Сочинение по картине Юона Весенний солнечный день 8 класс
Когда зритель видит данную композицию, то невольно задумывается та ли эта картина. Ведь в название есть слова весна, а на картине вовсю лежит снег. Да, именно снег, Вы не ошиблись - Сочинение по картине Брюллова Автопортрет
С картины на зрителя смотрит мужчина лет 48. Смотрит пронзительно, как будто тебе в душу заглядывает, видит тебя насквозь. В глазах его стоит печаль, белки глаз немного красноваты, а их роговица блестит тусклым светом - Шишкин
Для обывателя ни разу не видевшего картины этого автора, родившегося в первой трети 19 века (1832) и ушедшего на его окончании (1898), может показаться неясным привлекательность его картин.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/vasnecov/vityaz-na-raspute-6-klass
Художник Константин Васильев ( по просьбе Людмилы АН)
КАРТИНЫ КОНСТАНТИНА ВАСИЛЬЕВА
Геннадий Пронин
Загадка художника Константина Васильева
Осенью 1976 года, поздним вечером 29 октября, недалеко от Казани завершил свой земной путь художник Константин Васильев.
Когда на его могиле в посёлке Васильево устанавливали памятник, мы, друзья и родственники Константина, с удивлением и, в то же время, с гордостью прочитали на мраморной табличке: «Народный художник Константин Васильев».
Мастер, который изготовил памятник, не сомневался, что Васильев был народным художником. Хотя даже в Союз художников его так и не приняли.
В чем же сила таланта Константина Васильева? В чем загадка его личности? Вот вопросы, которые волнуют уже почти полвека и простых любителей живописи и профессионалов-искусствоведов.
Но никакое искусствоведение не сможет до конца ответить на эти вопросы, потому что разгадка лежит за пределами любой науки.
Ответ надо искать в сфере мировоззрения, в интеллектуальной, духовной и даже в религиозной сфере.
Больше всего к творчеству Васильева тянутся люди с чистым сознанием, освобождённым от всех предварительных установок. Такие люди воспринимают искусство непосредственно и с первого же взгляда на картины Васильева чувствуют, что увидели что-то особенное и, притом, очень важное для их жизни.
Картины Васильева придают смысл жизни, смысл существования человеку, желающему и ищущему этот смысл. Для нашего современного секуляризированного общества, утратившего к тому же прежние коммунистические идеалы и ненашедшего никаких иных, встреча с творчеством Васильева может стать потрясением.
Ведь при внимательном рассмотрении его картин можно не только обрести идеалы нового времени, а увидеть нечто связанное с вечностью. Картины Васильева поднимают дух, возвышают над обыденностью, поражают высоким реализмом проникновения в действительность, в истинную сущность бытия.
У одних они вызывают ощущение катарсиса, очищения и возвышения чувств, другие переживают нечто подобное инициации, второго рождения в этом мире, открытия его подлинной реальности.
Жизнь после смерти
Проходят годы и десятилетия, но поток людей на выставки, а теперь уже и в постоянно действующие музеи Константина Васильева, не иссякает.
И всегда и везде мы наблюдаем похожую картину: одних посетителей творчество Васильева приводит в восторг, вызывает душевные волнения, оживление ума, духовный подъём, у других, которых всё-таки значительно меньше, наоборот, вызывает тревогу, неприятие и даже враждебность. Вот некоторые характерные записи из книг отзывов:
«Невероятно потрясен (уж в который раз!!!…) шедеврами великого сына России Константина Васильева. Художник создал мир, который неповторим и который щедро питает воображение каждого русского. Художник воскрешает, одухотворяет многовековую историю своего многострадального Отечества.
Он вселяет веру в реализацию гигантских резервов России. Васильев – национален и интернационален. Он принадлежит не только настоящему, но и будущему. Наши потомки без творений К.Васильева свое прошлое не смогут понять целиком. 24.09.90 г. Ник. Вас. Нарышкин – публицист, доцент политэкономии, г.
Казань».
Васильева считают не только творцом русского искусства, но и одновременно художником нашей многонациональной республики: «Татарстану надо гордиться тем, что здесь творил большой мастер с уникальным воображением. Берегите память о нем. Чумаков».
Или другой отзыв: «Потрясающе! Самобытность и талант восхищают. Боль, что судьба так быстро поставила финальную точку в жизни. Радость, что подарена всем нам живущим радость общения с удивительной душой, которая светится в каждой картине. Семья Нигмеззяновых, семья Беляевых, семья Гайнутдиновых».
Среди отзывов на картины Константина Васильева, конечно, находятся мнения людей, отличающиеся от высказываний большинства посетителей, но мир разнолик и наивно было бы полагать, что творчество художника воспринимается однозначно: «Выхожу с чувством безысходности, тоски! Если бы не графика, то не было бы никаких положительных эмоций! 19.09.90 г. А.Ермилова».
Источник: https://subscribe.ru/group/moi-goda-moe-bogatstvo/3651179/
История одного шедевра. Константин Васильев — "Человек с филином"
Константин Васильев прожил недолгую, но яркую судьбу. Еще не родившись, попал в застенки, был гоним как художник, загадочно погиб… Мы начнем рассказ о замечательном художнике с конца. Его последняя картина, которую принято называть “Человек с филином”, не имеет авторского названия. Она осталась стоять на мольберте в день его смерти.
Константин всю свою недолгую жизнь пытался понять: Кто мы? Зачем в этом мире? Многие ценители творчества художника считают картину “Человек с филином” последним посланием Константина Алексеевича Васильева потомкам, своего рода философским итогом мастера.
Константин Васильев “Старик с филином”
Картина полна символизма, для понимания которого не нужно быть особым экспертом.
Россия во всем мире воспринимается как северная страна, хотя имеет самый разнообразный климат. Художник всегда любил символы в своих работах. Пейзаж на большинстве его полотен неприветлив и суров. Сильные люди, населяющие этот мир, скупы в эмоциях, в их движениях и позах сквозит достоинство, внутренняя сила духа.
Кто поводырь этих сильных людей? В собирательном облике старца художник видит мудрого старого волхва, хранящего для потомков мудрость человеческого опыта предыдущих поколений.
В руке его свеча, символ огня душевного, ровного и негасимого, способного постичь весь мир через постижение самого себя. В глазах старца все та же древняя духовная уверенность, сила, стойкость.
Старец как гора возвышается над заиндевевшим миром, под ним облака. Что сопровождает мудреца в нелегкий путь, равный, возможно, жизням многих поколений, чтобы связать собою два начала и достичь гармонии мира?
Ему не надо много, он повидал в жизни столько, что с собой взял только: верного спутника, свечу – символ истины, которая поможет и подскажет верный путь, и плеть – которая защитит и обозначит его могущество и власть.
Старик сосредоточен над пламенем свечи, он переосмысливает всё прошедшее в длинной, бурной жизни, сквозь время пытается увидеть дальнейший правильный путь.
Года и утраты, оставившие морщины на его лице, не сломили сына великого Севера. Он устал, однако впереди у него долгая тяжелая дорога.
Мудрец возвышается над заснеженной землёй, смотря вдаль суровым взглядом. Поднявшийся великан соединил собой два мира: небо и землю, подобно мифологическому древу жизни – соединителю двух сфер.
Константин Васильев “Старик с филином”
Словно корнями врос старец-великан в землю, еще не проснувшуюся от холодного сна. Мех его шубы, схожий своей фактурой с заиндевевшими кронами деревьев, свидетельствует о былой связи с зимним лесом.
- Человек поднялся из самой природы и в единении с ней достиг таких высот, что головой подпирает свод небесный.
- Над седой головой в левой руке он держит плеть, как символ воздаяния за неправедность, ибо без самоограничения непостижима истина.
- Путник готов к любому повороту событий, в любых критических положениях и ситуациях сохраняет достоинство, упорство, уверенность, готовность дать отпор в любую минуту.
- На рукаве сидит зловещий и хмурый филин, выше — черное, звездное небо, вселенная.
- “Живой” ее глаз – всевидящее око – завершает движение вверх: дальше бесконечный простор непознанного космоса.
- Филин — птица, которая видит все даже под покровом ночи, в глубинном мистическом смысле это — всевидящее око космоса, абсолютной идеи, вселенной, Бога.
Это то откровение, к которому стремится и которого рано или поздно достигнет грядущий человек. Око, которое сурово, но справедливо, которое видит и, если надо, направляет, в том числе и плетью. Но это и тот верстовой столб, на который можно ориентироваться на пути к вечности.
Птица сидит на руке старца широко раскинув крылья, как бы готовясь взлететь, она возвышается над миром и человеком, завершая воссоединение Неба и Земли воедино.
Константин Васильев “Старик с филином”. Фрагмент
Человек достиг вершины, головой уходит в бесконечность познания и мудрость Космоса.
В основу истинного возвышения художник определяет творческое горение – и как символ его – сгорающий в ногах провидца свиток с собственным псевдонимом “Константин Великоросс”, очевидно, полагая, что только творческая мысль, рожденная из знания, способна достичь космических высот.
Но сгорает имя! И в этом есть второй, личностный смысл. Истинный художник, истинный мыслитель должен полностью забыть о себе ради людей. Только тогда он становится живительной силой. Созидание является одним из великих выражений духа человека.
Из пламени и пепла свитка пробивается вверх небольшой росток дуба – знак вечности.
Дубок изображен наподобие нанизанных один на другой цветов трилистника – древнего символа мудрости и просвещения. Энергия растущего дубка подпитывает свечу мудрости!
Неумирающие знания оставил на земле огонь творчества! Созидание является одним из великих выражений духа человека!
Константин Васильев “Северный орел”
- Константин Васильев считал своим духовным учителем Виктора Васнецова.
- Как и Васнецов, Васильев долго вынашивал идею своих картин, постоянно рисовал множество версий и сюжетов, разрабатывая волнующую художника тему.
- Могучий россиянин, Северный орел – олицетворение Великого Севера, стал первой ступенью к “Человеку с филином”.
- Таким видел Константин идеального представителя России.
Константин Васильев
Следующей картиной, продолжающей идею, стало полотно “Великан”. От фигуры веет силой, позади трудная дорога… Васильев не успокаивается. Он постоянно домысливает свое предназначение в жизни. Какова роль Человека на Земле?
Через год он пишет картину “Человек с филином”.
После окончания работы над картиной Васильев сказал матери: “Я теперь понял, что надо писать и как надо писать”.
Сила, заложенная в этих словах, говорила о том, что Васильев действительно вступает в новую фазу жизни и творчества. Он ощутил какой-то нерв жизни, что-то совершенно новое. Это был мощный прилив сил, проникший в него извне. И от наступившего периода можно было многого ожидать.
На следующий день Константин Алексеевич Васильев трагически погиб!!!
Константин Васильев
И старик, и филин – символы мудрости. Возле ног лежит полыхающий пергамент. На нем написано всего два слова и дата – “Константин Великоросс. 1976”.
Именно так – Константином Великороссом – нередко называл себя Васильев, считая это своим творческим псевдонимом.
Случайно ли художник дополнил картину горящим пергаментом, на котором указано его имя и год, в котором он погиб?
Известно, что многие большие художники, поэты и писатели как бы предвидели своё печальное будущее и зачастую предсказали смерть: Пушкин в «Евгении Онегине», Лермонтов в «Герое нашего времени», у поэта Николая Рубцова есть строки «Я умру в крещенские морозы, я умру, когда трещат березы… Он скончался 19 января 1971 года и таких примеров можно привести много. Все эти случаи заставляют задуматься, но не являются истиной в последней инстанции.
Константин Васильев “Старик с филином”
- Поэтический образ мудрого старца, рожденный художником, производит неизгладимое впечатление на окружающих.
- Возле картины хочется задержаться подольше и попытаться увидеть, понять: о чём хотел поведать художник.
- Картина тяжёлая, зритель воспринимает сюжет по-разному, в силу своей веры, знаний и духовного начала.
- Картина находится в экспозиции Картинной галереи Константина Васильева в Казани.
Официальный сайт музея: http://www.konstantinvasiliev.ru
Картинная галерея Константина Васильева принимает посетителей ежедневно кроме понедельника с 10 до 18 часов (касса открыта до 17-30).
Цены билетов 60 руб. для школьников и студентов, 80 руб. для пенсионеров, 160 руб. для взрослых.
Адрес галереи: Казань, ул. Баумана 29/11, тел. 8 (843) 292 23 89
Позже мы постараемся подробно рассказать о творчестве и судьбе Константина Васильева!
<
Источник: https://wanderings.online/konstantin_vasiliev_chelovek_s_filinom/
Биография — Васильев Константин Алексеевич — Музей Арт-Рисунок
Рейтинг: 5 / 5
Константин Алексеевич Васильев (3 сентября 1942, Майкоп — 29 октября 1976, Васильево, Татарская АССР, РСФСР) — советский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы.
Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно и насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины на сказочные сюжеты, на темы древней и современной русской истории.
Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением полотен — широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их оттенков — делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными.
Родился в Майкопе (Адыгейская АО) во время немецкой оккупации города. С 1949 года жил в посёлке Васильево под Казанью. Учился в Казанском художественном училище (1957—1961). Работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем. Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске.
Произведения начала 1960-х гг. отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма («Струна», 1963; «Абстрактные композиции», 1963). В конце 1960-х гт. отказался от формалистических поисков, работал в реалистической манере.
Васильев обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, к «эддической поэзии». Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпосов, о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине», 1972-1975).
Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», 1967; «Северный орёл», 1969; «У колодца», 1973; «Ожидание», 1976; «Человек с филином», 1976). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович» (1961), «Бетховен» (1962), «Скрябин» (1962), «Римский-Корсаков» (1962) и других; графического цикла к опере Р.
Вагнера «Кольцо Нибелунгов» (1970-е гг.).Участник республиканской выставки «Художники-сатирики Казани» (Москва, 1963), выставок в Зеленодольске и Казани (1968-76). В 1980-90-е гг. состоялся ряд персональных выставок Васильева во многих городах России, а также в Болгарии, Югославии, Испании. Открыты Мемориальный музей в пгт.
Васильево (1996), Картинная галерея в Казани (1996) и Музей Константина Васильева в Москве, в Лианозовском парке (1998). Премия комсомола Татарии им. М. Джалиля за цикл картин о Великой Отечественной войне (в 1988).
Константин Васильев трагически погиб — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года. Похоронен в посёлке Васильево . Похоронили Константина в берёзовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать.
Источник: http://www.art-drawing.ru/biographies/brief-biographies/3516-vasilev-konstantin-alekseevich