Леон Бакст
Леона Бакста называют великим театральным художником, и это справедливо. Но разве выполненные им в различных техниках портреты или жанровая живопись менее хороши? Судите сами…
Портрет девушки в русском кокошнике, 1911
Леон Бакст (1866—1924) — один из виднейших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики, родился в Гродно. Его отец — Израиль Розенберг. Одни именуют его ученым-талмудистом, другие — коммерсантом средней руки.
Не исключено, что он был и тем, и другим одновременно. Своего сына Израиль Розенберг назвал Лейб-Хаимом. В дальнейшем, Лейб стал Львом. Лев — Леоном. Обычная трансформация еврейских имен в русскоязычной среде.
Вскоре после рождения сына семья Розенбергов переехала из Гродно в Петербург.
Женский портрет, 1906
Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, любивший светскую жизнь и роскошь. Дед был богатым портным. Мальчик рос болезненным и отличался заметной неуравновешенностью характера. От матери он унаследовал любовь к книгам и читал их запоем, что попало.
Первыми яркими впечатлениями ребенок был обязан дедушке — в прошлом парижанину, перенесшему в квартиру на Невском проспекте шик французского салона. Обтянутые желтым шелком стены, старинная мебель, картины, декоративные растения, позолоченные клетки с канарейками — все здесь было «не как дома», все восхищало эмоционального мальчика.
Радостное волнение вызывали также рассказы родителей, возвращавшихся из итальянской опер
Молодой дагомеец, 1895
Еще мальчиком он увлеченно разыгрывал перед сестрами придуманные и поставленные им самим пьесы. Вырезанные из книг и журналов фигурки превращались в героев инсценировок, разыгрываемых перед сестрами.
Но вот наступил момент, когда взрослые стали брать мальчика с собой в театр, и перед ним открылся волшебный мир.
Мог ли кто-нибудь подумать тогда, что именно здесь через много лет он найдет свое истинное призвание.
Портрет Александра Бенуа, 1898
Очень рано у Льва появилась тяга к живописи. Отец, в меру сил, противился. Как талмудист — не еврейское это дело «человечков малевать». И как коммерсант. Занятие живописью считалось малоприбыльным. Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование.
Израиль Розенберг был человеком толерантным. И, дабы удостовериться, что собой представляют живописные потуги неукротимого сына, то ли через общих знакомых, то ли через родственников, вышел на скульптора Марка Антоколького.
Мэтр посмотрел рисунки, нашел в них несомненные признаки таланта и настоятельно посоветовал учиться.
Портрет танцовщицы М.Казати, 1912
Совет возымел действие и 1883 году юный Розенберг поступил вольнослушателем в Академию художеств. Здесь будущий Бакст пробыл с 1883 по 1887 год. Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов.
И напрочь игнорировали новые течения в живописи, пресловутый модерн в его многообразных формах и проявлениях. И, в меру сил и возможностей, отбивали у учеников желание сходить с раз и навсегда проторенного пути. Учился Бакст не слишком усердно. Провалил конкурс на серебряную медаль. После чего ушел из Академии.
То ли в знак протеста. То ли окончательно разуверившись.
Леди на диване, 1905
После ухода из Академии Леон Бакст, в ту пору еще Розенберг занимался живописью у Альберта Бенуа. Отец, судя по всему, отказался от дальнейшего финансирования творческих метаний сына. И молодой художник зарабатывал на жизнь и оплату уроков в каком-то издательстве. Он иллюстрировал детские книги. В 1889 году Лейб-Хаим Розенберг стал Леоном Бакстом.
Свою новую фамилию, точнее псевдоним, художник позаимствовал у бабушки по линии матери, несколько укоротив её. Фамилия бабушки была Бакстер. Появление броского псевдонима было связано с первой выставкой, на которой художник решил представить свои работы.
Как ему казалось, в глазах русской публики художник по фамилии Леон Бакст имел неоспоримые преимущества перед художником Лейб-Хаимом Розенбергом.
Портрет Зинаиды Гиппиус, 1906
В том же 1893 году Леон Бакст приехал в Париж. Он учился в студии Жерома и в «Академии Жюльена». В широко известных среди художников всего мира местах, где можно было почерпнуть и соответственно научиться новому, не связанному с многовековыми традициями, искусству.
Жилось Баксту в Париже трудно. Жил он, в основном за счет продаж своих картин. Точнее этюдов. В письме к приятелю Леон Бакст горько сетовал: «До сих пор я бьюсь из-за того, чтобы не покинуть Париж… Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды».
В Париже Леон Бакст прожил шесть лет.
Портрет Андрея Львовича Бакста, сына художника, 1908
Время от времени он приезжал в Петербург. То ли развеяться и отдохнуть, то ли для заведения новых связей и обмена впечатлениями. Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с «Невскими пиквикианцами».
Это был кружок самообразования, организованный известным русским художником, историком искусства, художественным критиком Александром Бенуа.
В кружок входили Константин Сомов, Дмитрий Философов, Сергей Дягилев и некоторые другие художники, искусствоведы и литераторы, образовавшие со временем, знаменитое художественное объединения «Мир искусства».
Портрет будущей графини Анри де Буажелен, 1924
В 1898 году вышел в свет первый номер журнала «Мир Искусства» — орган художественного объединения и группы писателей-символистов. Редактором журнала стал Сергей Дягилев. Редакция журнала размещалась в доме редактора; первые годы на Литейном проспекте, 45, а с 1900 года — на Набережной реки Фонтанки, 11. Художественный отдел журнала возглавил Леон Бакст.
Он же придумал для журнала марку с орлом, «царящим надменно, таинственно и одиноко на вершине снеговой». В художественном отделе журнала широко экспонировались работы выдающихся представителей отечественной и зарубежной живописи.
Что определило высокий художественно-эстетический уровень издания, сделало его рупором новых веяний в искусстве, и повлияло на развитие российской культуры на рубеже веков.
Модель
В 1903 году Бакст сошелся с вдовой художника Гриценко Любовью Павловной. Она была дочерью именитого купца, большого знатока и собирателя живописи, основателя всемирно известной галереи П.М.Третьякова. Третьяков придерживался либеральных взглядов, ничего не имел против евреев в целом, и самого Бакста в частности. Ценил его как художника.
Охотно покупал картины. Но в качестве зятя иудея Бакста не воспринимал. Еврей — еще, куда ни шло. А вот иудей, человек, связанный с еврейством религией, не укладывался в многовековые семейные традиции. И Баксту пришлось пойти на уступки. По одной версии, он перешел из иудаизма в лютеранство.
По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным.
Портрет Вальтера Федоровича Нувеля, 1895
В 1907 году у Бакста родился сын Андрей (в будущем — художник театра и кино, умер в 1972 году в Париже). Брак оказался непрочным. В 1909 году Леон Бакст ушёл из семьи. Развод не отразился на отношениях с бывшей женой.
Они оставались неизменно дружескими. Когда в 1921 году Любовь Павловна, вместе с сыном, уехала из России, Леон Бакст до конца своих дней поддерживал их материально. Интересно другое.
Вскоре после развода, новообращенный христианин Леон Бакст вернулся к вере отцов.
Портрет Анны Павловой, 1908
В 1909 году, в соответствии с новым законом об иудеях в Российской Империи, ему предложили покинуть Петербург. У Бакста были обширные связи. Много влиятельных знакомых. Его услугами пользовался Императорский двор.
Но он решил не прибегать к чьей-либо помощи. И уехал в Париж. Гнев на милость власти предержащие сменили в 1914 году. В этом году Бакста избрали членом Академии художеств.
И в этом качестве, несмотря на вероисповедание, он имел право проживать, где ему заблагорассудится.
Портрет девочки. 1905
С 1908 по 1910 год, во время наездов из Парижа в Санкт-Петербург, Леон Бакст преподавал в частной школе живописи Званцевой Одним из учеников Бакста был Марк Шагал. Бакст обратил внимание на недюжинный талант молодого Шагала. Хотя, как пишут, не вполне одобрял его и был строг в оценках.
При всем своем новаторстве, Бакст полагал, что для художника, вне зависимости от направления, образцом должна была служить натура. Шагаловские алогизмы, пресловутая шагаловская же «картиномания» его смущали.
Соученица Шагала Оболенская вспоминала, что, рассматривая картину Шагала, на которой был изображен сидящий на горе скрипач, Бакст никак не мог взять в толк, как скрипачу удалось втащить на такую большую гору такой большой стул.
Портрет Андрея Белого, 1905
Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж. Его неудержимо тянуло в Европу. Бакст был против. — Значит, вас устраивает перспектива погибнуть среди 30 тысяч художников, слетающихся со всего света в Париж, — сказал он. Судя по рукописи книги Шагала «Моя жизнь», Бакст попросту обругал своего ученика.
Жена Шагала Белла, готовя книгу к изданию, вымарала несколько выходящих из ряда вон выражений. В те годы, в отличие от нашего времени, ненормативная лексика не допускалась на страницы литературных произведений. По словам Шагала, Бакст вручил ему сто рублей и посоветовал с большей пользой для себя использовать их в России.
Он и раньше поддерживал Шагала материально.
Портрет литератора Дмитрия Федоровича Философова, 1897
Бакст много и охотно занимался портретной живописью. Его кисти принадлежат портреты известных деятелей литературы и искусства: Левитана, Дягилева, Розанова, Зинаиды Гиппиус, Айседоры Дункан, Жана Кокто, Константина Сомова, Андрея Белого.
Андрей Белый вспоминал: «Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть». Искусствоведы считают Бакста одним из наиболее ярких русских художников-портретистов начала ХХ века.
Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, 1909
Леон Бакст был не только замечательным портретистом. Он проявил себя, как незаурядный пейзажист. Его графические работы, как отмечали современники, были «поразительно декоративны, полны особенной загадочной поэзии и очень «книжны».
Несмотря на многообразие проявлений художественного таланта и связанные с этим возможности, особых доходов у Бакста не было. Постоянно нуждаясь в деньгах, Бакст сотрудничал с сатирическими журналами, занимался книжной графикой, оформлял интерьеры различных выставок.
Ещё он обучал рисованию детей состоятельных родителей.
. Портрет Л.П.Гриценко (Это супруга Бакста и дочь Павла Михайловича Третьякова) 1903
В 1903 году в Петербурге Бакста попросили принять участие в оформлении балета «Фея кукол». Созданные Бакстом эскизы декораций и костюмов были восприняты восторженно. «С первых шагов, — писал позднее Александр Бенуа, — Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».
Портрет мадам Т., 1918
В Париже Бакст вошел в балетную группу организатора «Русских сезонов» в Париже Сергея Дягилева. Сергей Павлович привез в Париж несколько балетов.
Эти балеты, положенные в основу, «Русских сезонов», потрясли пресыщенных французов, вызвали у них бурю ни с чем несравнимого восторга. Своим триумфом «Русские сезоны» Дягилева были, в первую очередь, обязаны исключительным по красоте постановкам Бакста.
Особому, «бакстовскому» стилю, с его чудесным, почти таинственным, поражающим воображение переплетением магии орнамента и сочетания красок.
Портрет Сергея Дягилева с няней, 1906
Созданные Бакстом театральные костюмы, об этом много писали в разного рода связанных с искусством изданиях, благодаря ритмически повторяющимся цветовым узорам подчеркивали динамику танца, движения актера.
Вершиной творчества Бакста были декорации для дягилевских балетов: «Клеопатра» 1909г., «Шахерезада» 1910г., «Карнавал» 1910г., «Нарцисс» 1911г., «Дафнис и Хлоя» 1912г. Эти постановки, как писали критики, буквально «свели с ума Париж».
И положили начало мировой славе художника.
Обнаженная, 1905
Русский художник, художественный критик и мемуарист Мстислав Добужинский, знавший Бакста ещё со времен совместного преподавания в школе живописи Званцевой и досконально знакомый с его творчеством, писал: «Его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж, и что удивительно, несмотря на калейдоскопическую смену кумиров, изменчивость парижских увлечений, несмотря на все «сдвиги», вызванные войной, на новые явления в области искусства, на шум футуризма, — Бакст все-таки оставался одним из несменяемых законодателей «вкуса». Париж уже забыл, что Бакст иностранец, что он «корнями» своими в Петербурге, что он художник «Мира искусства». Леон Бакст — стало звучать как наиболее парижское из парижских имен».
Дама с апельсинами (Ужин), 1902
В 1918 году Леон Бакст покинул группу Дягилева. Его уход связывают с рядом причин. Это и мировая война. Французам было не до «Русских сезонов». Кроме того, Бакст оказался отрезанным от труппы Дягилева. Труппа оставалась в Париже, а Бакст находился в это время в Швейцарии.
К уходу из труппы Бакста, и это, пожалуй, главное, побудили эстетические разногласия с Дягилевым, нарастающие противоречия. Дягилев был диктатором.
Ещё задолго до «Парижских сезонов», работая над портретом Дягилева, Бакст жаловался, что Дягилев абсолютно не умеет позировать, следит буквально за каждым мазком, и требует, чтобы на портрете он выглядел красивее, чем в жизни.
Судя по всему, во время работы над эскизами, Дягилев пытался влиять, что-то настоятельно советовал, предъявлял требования. Баксту это не нравилось. И он на каком-то этапе отказался от сотрудничества.
Портрет Исаака Левитана, 1899
В Париже Бакст был чрезвычайно популярен. Его стиль восприняли законодатели парижской моды. И стали широко использовать его.
Русский поэт Максимилиан Волошин писал: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках». Была издана книга, посвященная творчеству Бакста.
Книга эта, по словам современников «представляла собою верх технического совершенства». Французское правительство наградило Бакста орденом Почетного легиона.
Портрет Айседоры Дункан
Громкая парижская слава Бакста, его мировая известность мало что значили для России. Для российских властей Бакст, в первую очередь, был евреем, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Русский публицист, художественный и литературный критик Дмитрий Философов писал: «После первой революции уже «знаменитый», с красной ленточкой в петлице, он приехал из Парижа в Петербург, совершенно забыв, что он еврей из черты оседлости.
Каково же было его удивление, когда к нему пришел околоточный и заявил, что он должен немедленно уезжать не то в Бердичев, не то в Житомир».
Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум, и Бакст был оставлен в покое. Да, конечно, он был еврей. Но чувствовал он себя сыном России, во-первых, и человеком, во-вторых. А главное, художником.
Автопортрет, 1893
Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе. Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться. Непосильный труд подорвал его здоровье. Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Во время работы над балетом «Истар» для труппы Иды Рубинштейн с ним случился «нервный припадок».
Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. Помочь ему не смогли. По другой версии, в могилу Бакста свела болезнь почек. Ещё, в качестве причины называют «отёк легких». Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. Люди, не слишком сведущие в медицине, основывались не столько на диагнозе, сколько на его доминирующих проявлениях.
Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль.
- Портрет графини Келлер, 1902
- По материалам статьи Валентина Домиля «Великий Бакст»
- Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года, 1900
- Ливень, 1906
kolybanov.livejournal.com
Источник: https://govza.ru/2016/07/08/leon-bakst/
Три друга и один враг Бакста
Леон (Лев) Бакст — художник и сценограф, чьи декорации к «Русским сезонам» Сергея Дягилева потрясли и влюбили в себя даже искушенную парижскую публику. Он окружал себя гениями — в числе его друзей был художник-модернист Александр Бенуа, портретист Валентин Серов и покровительница современного искусства американка Алис Гаррет, которая ввела «моду на Бакста» в Америке.
Валентин Серов. Портрет Леона Бакста. Первая половина 1900-х.
Александр Бенуа — друг не навсегда
Леон Бакст (Лейб-Хаим Израилевич Розенберг) брал уроки акварельной живописи у преподавателя Альберта Бенуа и однажды познакомился с его младшим братом Александром — начинающим художником. Их объединил страстный интерес к искусству.
«У Шуры появился раз молодой человек, рыженький, кудрявый, с близорукими, добрыми глазами и по-детски наивной улыбкой. Он очень скоро сдружился с нами и стал необходимым участником нашего кружка», — вспоминал общий знакомый Бенуа и Бакста публицист Дмитрий Философов.
Портрет Александра Бенуа работы Леона Бакста, 1898
Как Бенуа открыл мир для Бакста
Бенуа увидел пробелы в образовании нового друга — в то время Бакст не слишком интересовался работами европейских живописцев — и настойчиво посоветовал ему поехать за границу, посмотреть мир. Вскоре Бакст побывал в Германии, Италии, Испании, Франции и вернулся домой воодушевленным.
«Не будь влияния Бенуа на всю эту среду, из которой появились Сомов, Лансере, Бакст, Браз, Малявин, и даже Серов, все эти художники никогда не сплотились бы и брели бы каждый своей дорогой», — отмечал основатель «Русских сезонов» Сергей Дягилев.
Лёвушка — так часто называл Бакста Бенуа — помог спасти его жену Анну Карловну. Через несколько недель после свадьбы она заболела острой формой суставного ревматизма, а назначения лечащего врача не помогали. Тогда Леон Бакст привел другого доктора, Льва Моисеевича Клячко, который и вылечил Анну.
Александр Бенуа. Автопортрет, 1893
Удар первый: эгоистичная «Шехерезада»
Через много лет дружбе Бакста и Бенуа придется вынести испытание славой.
День премьеры балета «Шехерезада» в Гранд-Опера для Александра Бенуа стал настоящим ударом.
Он создал сценографию балета, но называл себя полноправным автором либретто — ему принадлежала идея сделать главным рассказчиком истории не Шехерезаду, а другую жену царя Шахрияра.
И вполне ожидаемо Александр надеялся увидеть свое имя в списке создателей спектакля и Бакста, который делал для спектакля костюмы, соавтором постановки точно не считал.
Придя в театр на премьеру, в программке Александр увидел надпись «Ballet de L. Bakst» и начал судорожно выискивать на листке свое имя, но тщетно. Бенуа был убежден — его предали близкие друзья.
Разяьренный и униженный Александр обратился за объяснением к антрепренеру Сергею Дягилеву, который занимался спектаклем. «Что же ты хочешь? Надо было дать что-нибудь и Баксту», — просто ответил тот.
- Эскизы костюмов и декораций к балету «Шехерезада», 1910 год
- Удар второй: «Петрушка» раздора
Бенуа перестал работать с Дягилевым. Думал, навсегда, но оказалось — на время. Александр сделал исключение для балета Игоря Стравинского «Петрушка». Бенуа поместил весь балет в четырех коротких актах, продумал сюжет и характеры героев.
Стравинский признавал автором либретто Бенуа, а Бенуа — Стравинского, поэтому они решили, что авторами будут значиться оба. Обида, нанесенная Дягилевым и его «Шехерезадой», постепенно стала забываться, но вдруг вновь напомнила о себе.
И снова не обошлось без ничего не подозревающего Бакста.
Когда перевозили декорации «Петрушки», часть из них смялась. Бенуа еще до этого неприятного происшествия сильно заболел и не мог восстановить декорации сам. За работу взялся Леон Бакст.
За два дня до генеральной репетиции Бенуа пришел в театр и увидел, что Бакст не просто ни привел в исходный вид его работу, а сделал совершенно новое оформление.
Бенуа был все еще болен, его лихорадило, и, увидев совершенно новые декорации, он закричал: «Я не допущу! Это черт знает что! Снять, моментально снять!!». Бакст искренне жалел о случившемся. Сам Бенуа впоследствии признал, что вряд ли друг сделал это специально.
Валентин Серов — справедливый друг
Ссора Бенуа и Бакста неприятно впечатлила их общего друга — графика и живописца Валентина Серова. «Бедняга Бенуа совсем истерическая женщина — не люблю. Очень тяжело видеть сцены, которые пугают и отдаляют. Он совершенно не выносит Бакста. В чем тут дело — не знаю, уж не зависть ли его славе (заслуженной) в Париже», — писал Серов своей жене Ольге Федоровне.
Валентин Серов, автопортрет, 1880-е годы
Другой Лев
Их дружба с Бакстом завязалась за двадцать лет до тех событий в Санкт-Петербурге.
Тогда молодой портретист Валентин Серов пришел в дом №45 на углу Литейного проспекта в гости к своему знакомому Сергею Дягилеву.
Среди других гостей был и Леон Бакст — художник, о котором Серов слышал и чьи работы видел на выставке в Москве, но полагал, что лично они не знакомы. И ошибался.
Увидев Бакста, Серов понял, что знает его как Льва Розенберга — урожденного Гродно и вольнослушателя Академии художеств, с которым они общались во время учебы.
Бывая в Санкт-Петербурге, Серов часто заходил в редакцию журнала «Мир искусства», чтобы пообщаться с Дягилевым, Бенуа и Бакстом. Однажды в кругу друзей на вопрос «Кем бы вы желали стать?», Бакст ответил: «Самым знаменитым художником в мире».
«Серов и я в Греции»
«Завтра приедет Серов — это меня так радует, точно брат приезжает», — писал Леон Бакст своей будущей жене. С каждым годом их дружба становилась прочнее, несмотря на разность характеров. Баксту нравилась светская жизнь, а Серов был угрюм и молчалив и лишь с годами мог принять человека в свой «ближний круг».
Когда Бакст решил поехать в Грецию, в качестве компаньона он выбрал именно Серова — позже он напишет и опубликует книгу «Серов и я в Греции». Бакст часто брал с собой фотоаппарат, но снимков в той поездке сделал мало.
«Серов меня не хочет снять, упрямый, и себя не дает!» — жаловался в письмах художник.
Сам же Валентин Серов отмечал: «Бакст — приятный спутник, но ужасный неженка, и боится все время всевозможных простуд, и еле ходит, боится переутомления — кушает ничего себе».
В 1911 году Валентин Серов умер. «Страшно потрясен смертью Серова, которого вместе с Сомовым любил единственно среди наших художников, — писал в одном из своих писем Бакст.
— Рядом с потерей такого человека все гниль и вздор, и все наши самолюбия и мелочи отступают перед такой яркой и цельной карьерой истинного художника.
Мир его памяти! Он для меня всегда будет указанием и укором, если собьюсь с пути!».
Алис Гаррет — американский ангел-хранитель
В 1914 году Леон Бакст познакомился с банкиром и коллекционером Джоном Гарретом и его женой Алис. Она искренне заинтересовалась работами Бакста и захотела ему помочь — сделала все, чтобы его картины стали популярными в США.
Она помогла художнику организовать большую персональную выставку в феврале 1916 года. К началу весны из представленных картин было продано двенадцать работ.
Алис Гаррет, tg-m.ru
Нежные письма
Лев Бакст и Алис Гаррет регулярно переписываются. «Мне сильно помогают Ваши добрые слова, Ваша дорогая мне дружба, моральная поддержка, которую Вы мне оказываете. Это все так необходимо. Мои слова не скажут Вам того, о чем говорит душа — Вы понимаете, что со мной происходит!», — писал Бакст своему новому другу после того, как узнал о смерти своей сестры Розы.
Портрет Алис Гаррет, исполненный Бакстом, 1910-е, tg-m.ru
Линда — змея на груди
В Париже Бакст, чье здоровье резко ухудшилось из-за нервных потрясений, оказался полностью зависим от своей прислуги — некой Линды, которая выступала его доверенным лицом.
Линда имела право получать деньги, которые отправляли ему за работы, и начала обворовывать Бакста. Она плохо за ним ухаживала, но требовала подарить ей и ее мужу написанные им картины и упомянуть ее в завещании. Несмотря на постоянный контроль со стороны Линды, Баксту все-таки удалось связаться с Алис Гаррет и рассказать ей обо всем.
Алис сразу же отправила деньги сестре Бакста — Софии, которая вместе с детьми жила в Швейцарии. Она и раньше хотела помочь брату, но у нее не было финансовой возможности поехать в Париж. Когда этот вопрос закрыли, во Францию отправилась дочь Софии и спасла своего дядю, выгнав из дома корыстную прислугу.
Когда Америка признала Бакста
Бакст пошел на поправку. Чтобы поддержать моральный дух друга-художника, в апреле 1920 года Алис Гаррет организовала еще одну выставку. Через два с половиной года Бакст впервые приехал в США, позже он вернется туда еще раз.
Гарреты и Бакст, tg-m.ru
Ему нравилось останавливаться в доме Гарретов, которые оказывали ему радушный прием и ограждали от финансовых проблем. «Сижу здесь — и долго — потому что, хотя франк и поднялся, но здесь я зарабатываю больше, чем в Париже, и у Гарретов я — при заработке — на всем готовом; стало быть», — рассказывал в письме родственникам Лев Бакст.
Художник дружил с Алис Гаррет вплоть до своей смерти в Париже 27 декабря 1924 года.
По официальным записям, Леон Бакст умер от отека легких. Но что стало его причиной — проблема с почками, нервный припадок, сильнейшее переутомление или все вместе — никто не знает.
Источник: https://jewishnews.com.ua/society/tri-druga-i-odin-vrag-leona-baksta
Он сводил с ума париж… художник леон бакст / лев розенберг (1866-1924) | вспомним забытые имена..
Об этом замечательном художнике можно говорить бесконечно.
Он оставил нам целую галерею портретов знаменитых современников и современниц, о которых большинство людей моего поколения знало чоень мало, а что знает нынешняя молодёжь, то мне вообще неведомо.
К большому сожалению не работают приглашения, но зато карательный отряд МП несёт свою службу с удивительной тупостью. Не отвечая на поставленные вопросы.
А мне будет очень жалко, если на просмотр статьи придёт мало народа.
И я решил разделить статью на несколько частей и опубликовать эти части в разных сообществах под разными названиями, чтобы избежать репрессий.
Леона Бакста называют великим театральным художником, и это справедливо. Но разве выполненные им в различных техниках портреты или жанровая живопись менее хороши? Судите сами…
Портрет девушки в русском кокошнике, 1911
К.Сокольский — Снилось мне
Леон Бакст (1866—1924) — один из виднейших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики, родился в Гродно. Его отец — Израиль Розенберг. Одни именуют его ученым-талмудистом, другие — коммерсантом средней руки.
Не исключено, что он был и тем, и другим одновременно. Своего сына Израиль Розенберг назвал Лейб-Хаимом. В дальнейшем, Лейб стал Львом. Лев — Леоном. Обычная трансформация еврейских имен в русскоязычной среде.
Вскоре после рождения сына семья Розенбергов переехала из Гродно в Петербург.
Женский портрет, 1906
Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, любивший светскую жизнь и роскошь. Дед был богатым портным. Мальчик рос болезненным и отличался заметной неуравновешенностью характера. От матери он унаследовал любовь к книгам и читал их запоем, что попало.
Первыми яркими впечатлениями ребенок был обязан дедушке — в прошлом парижанину, перенесшему в квартиру на Невском проспекте шик французского салона. Обтянутые желтым шелком стены, старинная мебель, картины, декоративные растения, позолоченные клетки с канарейками — все здесь было «не как дома», все восхищало эмоционального мальчика.
Радостное волнение вызывали также рассказы родителей, возвращавшихся из итальянской оперы.
Молодой дагомеец, 1895
Еще мальчиком он увлеченно разыгрывал перед сестрами придуманные и поставленные им самим пьесы. Вырезанные из книг и журналов фигурки превращались в героев инсценировок, разыгрываемых перед сестрами.
Но вот наступил момент, когда взрослые стали брать мальчика с собой в театр, и перед ним открылся волшебный мир.
Мог ли кто-нибудь подумать тогда, что именно здесь через много лет он найдет свое истинное призвание.
Портрет Александра Бенуа, 1898
Очень рано у Льва появилась тяга к живописи. Отец, в меру сил, противился. Как талмудист — не еврейское это дело «человечков малевать». И как коммерсант. Занятие живописью считалось малоприбыльным. Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование.
Израиль Розенберг был человеком толерантным. И, дабы удостовериться, что собой представляют живописные потуги неукротимого сына, то ли через общих знакомых, то ли через родственников, вышел на скульптора Марка Антоколького.
Мэтр посмотрел рисунки, нашел в них несомненные признаки таланта и настоятельно посоветовал учиться.
Портрет танцовщицы М.Казати, 1912
Совет возымел действие и 1883 году юный Розенберг поступил вольнослушателем в Академию художеств. Здесь будущий Бакст пробыл с 1883 по 1887 год. Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов.
И напрочь игнорировали новые течения в живописи, пресловутый модерн в его многообразных формах и проявлениях. И, в меру сил и возможностей, отбивали у учеников желание сходить с раз и навсегда проторенного пути. Учился Бакст не слишком усердно. Провалил конкурс на серебряную медаль. После чего ушел из Академии.
То ли в знак протеста. То ли окончательно разуверившись.
Леди на диване, 1905
Источник: https://maxpark.com/community/5920/content/2669357
90 лет со дня смерти Леона Бакста
Портрет Андрея Львовича Бакста, сына художника, 1908Время от времени он приезжал в Петербург. То ли развеяться и отдохнуть, то ли для заведения новых связей и обмена впечатлениями. Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с «Невскими пиквикианцами».
Это был кружок самообразования, организованный известным русским художником, историком искусства, художественным критиком Александром Бенуа. В кружок входили Константин Сомов, Дмитрий Философов, Сергей Дягилев и некоторые другие художники, искусствоведы и литераторы, образовавшие со временем, знаменитое художественное объединения «Мир искусства».
Портрет будущей графини Анри де Буажелен, 1924В 1898 году вышел в свет первый номер журнала «Мир Искусства» — орган художественного объединения и группы писателей-символистов. Редактором журнала стал Сергей Дягилев. Редакция журнала размещалась в доме редактора; первые годы на Литейном проспекте, 45, а с 1900 года — на Набережной реки Фонтанки, 11. Художественный отдел журнала возглавил Леон Бакст. Он же придумал для журнала марку с орлом, «царящим надменно, таинственно и одиноко на вершине снеговой». В художественном отделе журнала широко экспонировались работы выдающихся представителей отечественной и зарубежной живописи. Что определило высокий художественно-эстетический уровень издания, сделало его рупором новых веяний в искусстве, и повлияло на развитие российской культуры на рубеже веков.МодельВ 1903 году Бакст сошелся с вдовой художника Гриценко Любовью Павловной. Она была дочерью именитого купца, большого знатока и собирателя живописи, основателя всемирно известной галереи П.М.Третьякова. Третьяков придерживался либеральных взглядов, ничего не имел против евреев в целом, и самого Бакста в частности. Ценил его как художника. Охотно покупал картины. Но в качестве зятя иудея Бакста не воспринимал. Еврей — еще, куда ни шло. А вот иудей, человек, связанный с еврейством религией, не укладывался в многовековые семейные традиции. И Баксту пришлось пойти на уступки. По одной версии, он перешел из иудаизма в лютеранство. По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным.Портрет Вальтера Федоровича Нувеля, 1895В 1907 году у Бакста родился сын Андрей (в будущем — художник театра и кино, умер в 1972 году в Париже). Брак оказался непрочным. В 1909 году Леон Бакст ушёл из семьи. Развод не отразился на отношениях с бывшей женой. Они оставались неизменно дружескими. Когда в 1921 году Любовь Павловна, вместе с сыном, уехала из России, Леон Бакст до конца своих дней поддерживал их материально. Интересно другое. Вскоре после развода, новообращенный христианин Леон Бакст вернулся к вере отцов.Портрет Анны Павловой, 1908В 1909 году, в соответствии с новым законом об иудеях в Российской Империи, ему предложили покинуть Петербург. У Бакста были обширные связи. Много влиятельных знакомых. Его услугами пользовался Императорский двор. Но он решил не прибегать к чьей-либо помощи. И уехал в Париж. Гнев на милость власти предержащие сменили в 1914 году. В этом году Бакста избрали членом Академии художеств. И в этом качестве, несмотря на вероисповедание, он имел право проживать, где ему заблагорассудится.Портрет девочки. 1905С 1908 по 1910 год, во время наездов из Парижа в Санкт-Петербург, Леон Бакст преподавал в частной школе живописи Званцевой Одним из учеников Бакста был Марк Шагал. Бакст обратил внимание на недюжинный талант молодого Шагала. Хотя, как пишут, не вполне одобрял его и был строг в оценках. При всем своем новаторстве, Бакст полагал, что для художника, вне зависимости от направления, образцом должна была служить натура. Шагаловские алогизмы, пресловутая шагаловская же «картиномания» его смущали. Соученица Шагала Оболенская вспоминала, что, рассматривая картину Шагала, на которой был изображен сидящий на горе скрипач, Бакст никак не мог взять в толк, как скрипачу удалось втащить на такую большую гору такой большой стул.Портрет Андрея Белого, 1905Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж. Его неудержимо тянуло в Европу. Бакст был против. — Значит, вас устраивает перспектива погибнуть среди 30 тысяч художников, слетающихся со всего света в Париж, — сказал он. Судя по рукописи книги Шагала «Моя жизнь», Бакст попросту обругал своего ученика. Жена Шагала Белла, готовя книгу к изданию, вымарала несколько выходящих из ряда вон выражений. В те годы, в отличие от нашего времени, ненормативная лексика не допускалась на страницы литературных произведений. По словам Шагала, Бакст вручил ему сто рублей и посоветовал с большей пользой для себя использовать их в России. Он и раньше поддерживал Шагала материально.Портрет литератора Дмитрия Федоровича Философова, 1897Бакст много и охотно занимался портретной живописью. Его кисти принадлежат портреты известных деятелей литературы и искусства: Левитана, Дягилева, Розанова, Зинаиды Гиппиус, Айседоры Дункан, Жана Кокто, Константина Сомова, Андрея Белого. Андрей Белый вспоминал: «Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть». Искусствоведы считают Бакста одним из наиболее ярких русских художников-портретистов начала ХХ века.Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой, 1909Леон Бакст был не только замечательным портретистом. Он проявил себя, как незаурядный пейзажист. Его графические работы, как отмечали современники, были «поразительно декоративны, полны особенной загадочной поэзии и очень «книжны». Несмотря на многообразие проявлений художественного таланта и связанные с этим возможности, особых доходов у Бакста не было. Постоянно нуждаясь в деньгах, Бакст сотрудничал с сатирическими журналами, занимался книжной графикой, оформлял интерьеры различных выставок. Ещё он обучал рисованию детей состоятельных родителей.Портрет Л.П.Гриценко (супруги Л. Бакста и дочери П.М. Третьякова), 1903В 1903 году в Петербурге Бакста попросили принять участие в оформлении балета «Фея кукол». Созданные Бакстом эскизы декораций и костюмов были восприняты восторженно. «С первых шагов, — писал позднее Александр Бенуа, — Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».Портрет мадам Т., 1918В Париже Бакст вошел в балетную группу организатора «Русских сезонов» в Париже Сергея Дягилева. Сергей Павлович привез в Париж несколько балетов. Эти балеты, положенные в основу, «Русских сезонов», потрясли пресыщенных французов, вызвали у них бурю ни с чем несравнимого восторга. Своим триумфом «Русские сезоны» Дягилева были, в первую очередь, обязаны исключительным по красоте постановкам Бакста. Особому, «бакстовскому» стилю, с его чудесным, почти таинственным, поражающим воображение переплетением магии орнамента и сочетания красок.Портрет Сергея Дягилева с няней, 1906Созданные Бакстом театральные костюмы, об этом много писали в разного рода связанных с искусством изданиях, благодаря ритмически повторяющимся цветовым узорам подчеркивали динамику танца, движения актера. Вершиной творчества Бакста были декорации для дягилевских балетов: «Клеопатра» 1909г., «Шахерезада» 1910г., «Карнавал» 1910г., «Нарцисс» 1911г., «Дафнис и Хлоя» 1912г. Эти постановки, как писали критики, буквально «свели с ума Париж». И положили начало мировой славе художника.Обнаженная, 1905Русский художник, художественный критик и мемуарист Мстислав Добужинский, знавший Бакста ещё со времен совместного преподавания в школе живописи Званцевой и досконально знакомый с его творчеством, писал: «Его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж, и что удивительно, несмотря на калейдоскопическую смену кумиров, изменчивость парижских увлечений, несмотря на все «сдвиги», вызванные войной, на новые явления в области искусства, на шум футуризма, — Бакст все-таки оставался одним из несменяемых законодателей «вкуса». Париж уже забыл, что Бакст иностранец, что он «корнями» своими в Петербурге, что он художник «Мира искусства». Леон Бакст — стало звучать как наиболее парижское из парижских имен».Дама с апельсинами (Ужин), 1902В 1918 году Леон Бакст покинул группу Дягилева. Его уход связывают с рядом причин. Это и мировая война. Французам было не до «Русских сезонов». Кроме того, Бакст оказался отрезанным от труппы Дягилева. Труппа оставалась в Париже, а Бакст находился в это время в Швейцарии. К уходу из труппы Бакста, и это, пожалуй, главное, побудили эстетические разногласия с Дягилевым, нарастающие противоречия. Дягилев был диктатором. Ещё задолго до «Парижских сезонов», работая над портретом Дягилева, Бакст жаловался, что Дягилев абсолютно не умеет позировать, следит буквально за каждым мазком, и требует, чтобы на портрете он выглядел красивее, чем в жизни. Судя по всему, во время работы над эскизами, Дягилев пытался влиять, что-то настоятельно советовал, предъявлял требования. Баксту это не нравилось. И он на каком-то этапе отказался от сотрудничества.Портрет Исаака Левитана, 1899В Париже Бакст был чрезвычайно популярен. Его стиль восприняли законодатели парижской моды. И стали широко использовать его. Русский поэт Максимилиан Волошин писал: «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках». Была издана книга, посвященная творчеству Бакста. Книга эта, по словам современников «представляла собою верх технического совершенства». Французское правительство наградило Бакста орденом Почетного легиона.Портрет Айседоры ДунканГромкая парижская слава Бакста, его мировая известность мало что значили для России. Для российских властей Бакст, в первую очередь, был евреем, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Русский публицист, художественный и литературный критик Дмитрий Философов писал: «После первой революции уже «знаменитый», с красной ленточкой в петлице, он приехал из Парижа в Петербург, совершенно забыв, что он еврей из черты оседлости. Каково же было его удивление, когда к нему пришел околоточный и заявил, что он должен немедленно уезжать не то в Бердичев, не то в Житомир». Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум, и Бакст был оставлен в покое. Да, конечно, он был еврей. Но чувствовал он себя сыном России, во-первых, и человеком, во-вторых. А главное, художником.Автопортрет, 1893Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе. Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться. Непосильный труд подорвал его здоровье. Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Во время работы над балетом «Истар» для труппы Иды Рубинштейн с ним случился «нервный припадок». Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. Помочь ему не смогли. По другой версии, в могилу Бакста свела болезнь почек. Ещё, в качестве причины называют «отёк легких». Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. Люди, не слишком сведущие в медицине, основывались не столько на диагнозе, сколько на его доминирующих проявлениях. Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль.Портрет графини Келлер, 1902
- По материалам статьи Валентина Домиля «Великий Бакст»
- Карнавал в Париже в честь прибытия русских моряков 5 октября 1893 года, 1900
Ливень, 1906
И все же нельзя обойтись, ведя разговор о знаменитом театральном художнике Леоне Баксте, без его потрясающих эскизов сценических костюмов и декораций (жаль, приходится ограничивать себя в количестве):
Эскиз костюма танцовщицы к балету Поля Паре «Смущенная Артемида», 1922 | Эскиз костюма к балету «Шехерезада» — Серебряный Негр, 1910 |
Эскиз костюма для Этель Леви к ревю «Хэлло Танго», 1914 | Эскиз костюма Паганини к балету «Волшебная ночь» Габриэле д'Аннунцио |
Эскиз декорации к балету «Шехерезада», 1910
Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра» | Эскиз костюма к балету «Нарцисс» — Вакханка, 1911 |
Эскиз костюма Тамары Карсавиной к балету «Жар-Птица», 1910 | Эскиз костюма к балету «Голубой бог» — Невеста, 1912 |
Эскиз декорации к балету «Дафнис и Хлоя»
Фантазия на тему современного костюма (Аталанта), 1912 | Ида Рубинштейн в роли Истар в одноименном балете Венсана д’Энди, 1924 |
Эскиз костюма для еврейского танца с тамбурином к балету «Клеопатра» 1910 | Эскиз костюма к балету Н.Черепнина «Нарцисс», 1911 |
Эскиз декорации к балету «Мученичество Святого Себастьяна», 1911
Танец семи покрывал. Эскиз костюма Саломеи к драме О.Уайльда «Саломея», 1908 | Эскиз костюма к балету «Послеполуденный отдых фавна» — Вторая Нимфа, 1912 |
Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к мистерии «Мученичество святого Себастьяна», 1911 | Эскиз костюма для Иды Рубинштейн в роли Елены в трагедии «Елена в Спарте» |
Эскиз декорации к балету «Послеполуденный отдых фавна», 1911
Эскиз костюма одалиски к постановке «Шехерезада», 1910 | Эскиз костюма к балету «Индийская любовь», 1913 |
Китайский мандарин. Эскиз костюма к «Спящей красавице», 1921 | Эскиз костюма для Вацлава Нижинского к хореографической поэме Поля Дюка «Пери», 1911 |
Эскиз декорации к балету «Спящая красавица», 1921
Костюм Натальи Трухановой в роли Пери, 1911 / Эскиз костюма к балету «Шехерезада» — Синий Султан, 1910 (справа)Эскиз костюма Арлекина в «Карнавале» Р.Шумана / Рисунок Вацлава Нижинского в «Шехерезаде» (справа)Эскиз декорации к постановке «Борис Годунов», 1913
источник
Источник: https://zharevna.livejournal.com/780761.html
Картина маслом Портрет Александра Бенуа — Картины маслом
Картина маслом на холсте “Портрет Александра Бенуа” для вашего декора и практически любого помещения.
Картина маслом “Портрет Александра Бенуа” будет длительное время радовать глаза своих владельцев, либо восхищать взгляды Ваших желанных гостей, а также дарить душевное наслаждение абсолютному большинству наблюдателей.
Высококачественная копия мировых шедевров, картина маслом “Влюбленная пара “, надежно закрепленная защитным лаковым покрытием, дает возможность целиком и полностью получить душевное удовольствие. Попробуйте и убедитесь сами!
Леон Бакст «Портрет Александра Бенуа» (1898) Холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
Бакст изобразил Александра Бенуа в привычной для него обстановке, в собственной мастерской. Удобно расположившись в «вольтеровском» кресле, будущий известный критик и историк искусства склонился над бумагами и всецело поглощен чтением.
Приглушенная, передающая атмосферу тишины и покоя, цветовая гамма; скользящий свет, легкая «смазанность» пастели объединяют фигуру портретируемого и окружающее его пространство комнаты, в которое органично входят окутанный дымкой портрет императрицы Елизаветы Петровны в рокайльной раме, книги и рисунки, лежащие на полке.
В неразрывное целое сливается мир действительный и мир искусства. Бенуа, как и Дягилева, на протяжении его долгого пути рисовали и писали многие, но обычно ограничивались этюдами и набросками.
Никто из живописцев и графиков не пытался конкурировать с Бакстом, возможно, потому, что тот сказал о своем коллеге если не все, то самое главное, отразив его любознательность, жадность к новым жизненным и художественным впечатлениям, непосредственность и остроту реакции на них, гибкость ума. Даже те, кто хорошо знал Алексндра Николаевича, свои позднейшие впечатления корректировали по портретам Бакста. Разве не эта работа вызвала ассоциацию Розанова, который сравнил Бенуа с «черным жуком, завалившимся в кресло».
Александр Николаевич был душой кружка, в который входили его бывшие сокурсники по петербургской гимназии К.И. Мая: Константин Сомов, Вальтер Нувель, Евгений Лансере, Дмитрий Философов, сплоченные общим интересом к живописи, музыке и театру, идеей художественного самообразования.
Оказавшийся в этом содружестве Дягилев первоначально был увлечен музыкой и театром. Но, постепенно, под влиянием Бенуа, он начал все больше и больше интересоваться изобразительным искусством.
Нет ничего удивительного в том, что высококультурный петербуржец Александр Бенуа, вышедший из профессиональной художественной семьи, мог помочь найти себя молодому пермяку, принадлежащему к культурно-дилетантской семье, одаренному природой, но не «заеденному» вопросами искусства.
Удивительно то, что этот краснощекий и как будто ни над чем не задумывающийся «провинциал» (и самый младший, во всех отношениях, член дружественной группы) так скоро стал во главе не только «невских пиквикианцев», но и всей художественной жизни России.
Лев Бакст создал целую галерею портретов своих друзей и единомышленников, тех, кто входил в «ближний круг» двух лидеров будущего «Мира искусства». Постоянные посетители квартиры Бенуа на Крюковом канале и Дягилева – на Фонтанке входят в наше сознание такими, какими они запечатлены художником, зорко подметившим их жесты, манеру двигаться, одеваться, курить.
Источник: https://kartinymaslom.ru/catalog-kartina-maslom/kartina-maslom-portret-aleksandra-benua/
Творчество Льва Бакста
Автопортрет
Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866—1924) — российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Биография Бакста После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним — сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг.
он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения «Мир искусства» (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала «Мир искусства».
В оформлении журнала сформировался характерный стиль Бакста: изысканно-графичный, полный острого чувства ирреальности окружающего бытия.
Портрет герцогини с собакой 1924
Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров. ). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях «Русских сезонов» Дягилева.
«Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Как декоратор Русских сезонов Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище.
С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями. В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины.
Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу.
27 декабря 1924 года Бакст умер в Париже от отёка лёгких.
Талант Бакста чрезвычайно разносторонен.
По словам Максимилиана Волошина, «Бакст с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем четким изяществом восемнадцатого века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонирует декорации к «Ипполиту» и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни».
У Бакста есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: «Мир Искусства», «Золотое Руно», «Аполлон» и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Бакст не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах «Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон». Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана , Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова , Андрея Белого , г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус , К. Сомова , Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его «Императрица Елизавета Петровна на охоте» (1903), «Коппелиус» (1909), очень интересно написанный «Ужин» (1903) и два панно: «Осень» (1906) и «Элизиум», эскиз занавеса (1906). Но всё-таки ярче всего выразился талант Бакста в его театральных постановках; по словам Александра Бенуа, они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble'ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы.
Костюм к балету «Нарцисс»
К балету «Нарцисс»
Молодой беотиец. Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс». 1911. Акварель, карандаш
Декорации к балету «Шехерезада» 1910
Портрет Зинаиды Гиппиус 1906
Танцовщица из балета «Жар-птица». 1910. 25 x 18 см. Акварель.
- Карнавал
- Карнавал
- Ужин. 1902
- К балету «Садко»
- Декорации к балету «Дафнис и Хлоя» 1902
- Древний ужас
Бакст Л.С. Автопортрет 1906
- Балет «Шехерезада»
- Костюм к балету «Шехерезада»
- Костюм к балету «Шехерезада»
Две беотийки. Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс». 1911. Акварель, гуашь
- Костюм Тамары Карсавиной
- Султан
- Эскиз костюма для Иды Рубинштейн
- Эскиз к балету «Елена Спартанская»
- Декорации «Дафнис и Хлоя»
- Декорации «Дафнис и Хлоя»
- Эллизиум. 1906
- Портрет Александра Бенуа. 1898
Бакст Л.С. Портрет Сергея Дягилева с няней 1906
- Портрет герцогини с собакой 1924
Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Нос»
- Источник
Серия сообщений «Живопись/иллюстрации,рисунки»: Часть 1 — Художник — иллюстратор Рина З.Часть 2 — Художник — иллюстратор Gary A. Lippincott….
Часть 21 — Tran Nguyen. Отпусти слова…..
Часть 22 — Сказочные иллюстрации Кинуко Крафт Часть 23 — Творчество Льва Бакста
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://ledi-oks.livejournal.com/118592.html