Делакруа «свобода, ведущая народ» описание картины, анализ, сочинение

Делакруа

В своем дневнике молодой Эжен Делакруа 9 мая 1824 года записал: «Почувствовал в себе желание писать на современные сюжеты». Это не было случайной фразой, месяцем раньше он записал подобную же фразу: «Хочется писать на сюжеты революции».

Художник и раньше неоднократно говорил о желании писать на современные темы, но очень редко реализовывал эти свои Желания. Происходило это потому, что Делакруа считал: «…следует жертвовать всем ради гармонии и реальной передачи сюжета.

Мы должны обходиться в картинах без моделей.

Живая модель никогда не соответствует точно тому образу, который мы Хотим передать: модель либо вульгарна, либо неполноценна, либо Красота ее настолько иная и более совершенная, что все приходится менять».

Красоте жизненной модели художник предпочитал сюжеты из романов. «Что же следовало бы сделать, чтобы найти сюжет? — спрашивает он себя однажды. — Открыть книгу, способную вдохновить, и ввериться своему настроению!» И он свято следует своему собственному совету: с каждым годом книга все больше становится для него источником тем и сюжетов.

Так постепенно вырастала и крепла стена, отделявшая Делакруа и его искусство от действительности. Таким замкнувшимся в своем уединении и застала его революция 1830 года. Все, что еще несколько дней назад составляло смысл жизни романтического поколения, мгновенно было отброшено далеко назад, стало «выглядеть мелким» и ненужным перед грандиозностью свершавшихся событий.

Изумление и энтузиазм, пережитые в эти дни, вторгаются в уединенную жизнь Делакруа. Действительность теряет для него свою отталкивающую оболочку пошлости и обыденности, обнаруживая настоящее величие, которое он никогда в ней не видел и которое искал прежде в поэмах Байрона, исторических хрониках, античной мифологии и на Востоке.

Июльские дни отозвались в душе Эжена Делакруа замыслом новой картины. Баррикадные бои 27, 28 и 29 июля во французской истории решили исход политического переворота.

В эти дни был свергнут король Карл X — последний представитель ненавистной народу династии Бурбонов. Впервые для Делакруа это был не исторический, литературный или восточный сюжет, а самая настоящая жизнь.

Однако, прежде чем этот замысел воплотился, ему предстояло пройти длинный и сложный путь изменений.

Р. Эсколье, биограф художника, писал: «В самом начале, под первым впечатлением увиденного, Делакруа не намеревался изобразить Свободу посреди ее приверженцев… Он хотел просто воспроизвести один из июльских эпизодов, как, например, смерть д’Арколя». Да, тогда было много совершено подвигов и принесено жертв.

Героическая смерть д’Арколя связана с захватом повстанцами парижской ратуши. В день, когда королевские войска держали под обстрелом висячий Гревский мост, появился молодой человек, который бросился к ратуше. Он воскликнул: «Если я погибну, запомните, что меня зовут д’Арколь».

Он действительно был убит, но успел увлечь за собой народ и ратуша была взята.

Эжен Делакруа сделал набросок пером, который, может быть, и стал первым наброском к будущей картине.

О том, что это был не рядовой рисунок, говорят и точный выбор момента, и законченность композиции, и продуманные акценты на отдельных фигурах, и архитектурный фон, органически слитый с действием, и другие детали.

Этот рисунок действительно бы мог служить эскизом к будущей картине, но искусствовед Е. Кожина считала, что он так и остался просто наброском, не имеющим ничего общего с тем полотном, которое Делакруа написал впоследствии.

Художнику уже становится мало фигуры одного только д’Арколя, бросающегося вперед и своим героическим порывом увлекающего повстанцев. Эту центральную роль Эжен Делакруа передает самой Свободе.

Художник не был революционером и сам признавал это: «Я мятежник, но не революционер». Политика мало интересовала его, поэтому он и хотел изобразить не отдельный мимолетный эпизод (пусть даже и героическую смерть д’Арколя), даже не отдельный исторический факт, а характер всего события.

Так, о месте действия, Париже, можно судить только по куску, написанному на заднем плане картины с правой стороны (в глубине едва видно знамя, поднятое на башне собора Нотр-Дам), да по городским домам.

Масштабность, ощущение необъятности и размаха происходящего — вот что сообщает Делакруа своему огромному полотну и чего не дало бы изображение частного эпизода, пусть даже и величественного.

Композиция картины очень динамична. В центре картины расположена группа вооруженных людей в простой одежде, она движется в направлении переднего плана картины и вправо. Из-за порохового дыма не видно площади, не видно и как велика сама эта группа.

Напор толпы, заполняющей глубину картины, образует все нарастающее внутреннее давление, которое неизбежно должно прорваться. И вот, опережая толпу, из облака дыма на вершину взятой баррикады широко шагнула прекрасная женщина с трехцветным республиканским знаменем в правой руке и ружьем со штыком в левой.

На ее голове красный фригийский колпак якобинцев, одежда ее развевается, обнажая грудь, профиль ее лица напоминает классические черты Венеры Милосской. Это полная сил и воодушевления Свобода, которая решительным и смелым движением указывает путь бойцам.

Ведущая людей через баррикады, Свобода не приказывает и не командует — она ободряет и возглавляет восставших.

При работе над картиной в мировоззрении Делакруа столкнулись два противоположных начала — вдохновение, внушенное действительностью, а с другой стороны, уже давно укоренившееся в его сознании недоверие к этой действительности.

Недоверие к тому, что жизнь может быть прекрасна сама по себе, что человеческие образы и чисто живописные средства могут передать во всей полноте замысел картины.

Это недоверие и продиктовало Делакруа символическую фигуру Свободы и некоторые другие аллегорические уточнения.

Художник переносит всё событие в мир аллегории, отражаем идею так, как поступал и боготворимый им Рубенс (Делакруа говорил молодому Эдуарду Мане: «Надо видеть Рубенса, надо Рубенсом проникнуться, надо Рубенса копировать, ибо Рубенс — это бог») в своих композициях, олицетворяющих отвлеченные понятия. Но Делакруа все-таки не во всем следует своему кумиру: свободу у него символизирует не античное божество, а самая простая женщина, которая, однако, становится царственно величественной.

Аллегорическая Свобода полна жизненной правды, в стреми тельном порыве идет она впереди колонны революционеров, увлекая их за собой и выражая высший смысл борьбы — силу идеи и возможность победы. Если бы мы не знали, что Ника Самофракийская была вырыта из земли уже после смерти Делакруа, можно было предположить, что художника вдохновлял этот шедевр.

Многие искусствоведы отмечали и упрекали Делакруа за то, что все величие его картины не может заслонить того впечатления, которое вначале оказывается лишь еле заметным.

Речь идет о столкновении в сознании художника противоположных стремлений, что оставило свой след даже и в завершенном полотне колебание Делакруа между искренним желанием показать действительность (какой он ее видел) и непроизвольным стремлением поднять ее на котурны, между тяготением к живописи эмоциональной, непосредственной и уже сложившейся, привычной к художественной традиции. Многих не устраивало, что самый безжалостный реализм, приводивший в ужас благонамеренную публику художественных Салонов, соединяется в этой картине с безупречной, идеальной красотой. Отмечая как достоинство ощущение жизненной достоверности, которая никогда прежде не проявлялась в творчестве Делакруа (и никогда потом больше не повторилась), художника упрекали за обобщенность и символичность образа Свободы. Впрочем, и за обобщенность других образов, ставя художнику в вину, что натуралистическая нагота трупа на первом плане соседствует с наготой Свободы.

Эта двойственность не ускользнула и от современников Делакруа, и от более поздних ценителей и критиков.

Даже 25 лет спустя, когда публика уже привыкла к натурализму Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле, Максим Дюкан все еще неистовствовал перед «Свободой на баррикадах», забывая о всякой сдержанности выражений: «Ах, если Свобода такова, если эта девка с босыми ногами и голой грудью, которая бежит, крича и размахивая ружьем, то она нам не нужна. Нам нечего делать с этой постыдной мегерой!»

Но, упрекая Делакруа, что можно было противопоставить его картине? Революция 1830 года отразилась и в творчестве других художников. После этих событий королевский трон занял Луи-Филипп, который старался представить свой приход к власти чуть ли не единственным содержанием революции.

Многие художники, взявшиеся именно за такой подход к теме, устремились по пути наименьшего сопротивления. Революция, как стихийная народная волна, как грандиозный народный порыв для этих мастеров как будто вообще не существует.

Они словно торопятся забыть обо всем, что видели на парижских улицах в июле 1830 года, и «три славных дня» предстают в их изображении вполне благонамеренными действиями парижских горожан, которые были озабочены только тем, как бы поскорее обзавестись новым королем взамен изгнанного.

К числу таких произведений можно отнести картину Фонтена «Гвардия, провозглашающая королем Луи-Филиппа» или полотно О. Берне «Герцог Орлеанский, покидающий Пале-Рояль».

Но, указывая на аллегоричность главного образа, некоторые исследователи забывают отметить, что аллегоричность Свободы вовсе не создает диссонанса с остальными фигурами картины, не выглядит в картине настолько инородной и исключительной, как это может показаться с первого взгляда. Ведь остальные действующие персонажи по существу и по своей роли тоже аллегоричны.

В их лице Делакруа как бы выводит на передний план те силы, которые совершили революцию: рабочих, интеллигенцию и плебс Парижа. Рабочий в блузе и студент (или художник) с ружьем — представители вполне определенных слоев общества. Это, несомненно, яркие и достоверные образы, но эту их обобщенность Делакруа доводит до символов.

И аллегоричность эта, которая отчетливо ощущается уже в них, в фигуре Свободы достигает своего высшего развития. Это грозная и прекрасная богиня, и в то же время она дерзкая парижанка.

А рядом прыгает по камням, кричит от восторга и размахивает пистолетами (будто дирижируя событиями) юркий, взлохмаченный мальчишка — маленький гений парижских баррикад, которого через 25 лет Виктор Гюго назовет Гаврошем.

Картиной «Свобода на баррикадах» заканчивается романтический период в творчестве Делакруа. Сам художник очень любил эту свою картину и приложил много усилий, чтобы она попала в Лувр. Однако после захвата власти «буржуазной монархией» экспозиция этого полотна была запрещена.

Только в 1848 году Делакруа смог еще один раз, и даже на довольно длительное время, выставить свою картину, но после поражения революции она надолго попала в запасник.

Подлинное же значение этого произведения Делакруа определяется вторым его названием, неофициальным: многие уже давно привыкли видеть в этой картине «Марсельезу французской живописи».

Источник: http://k-a-r-t-i-n-a.ru/ezhen-delakrua-svoboda-vedushhaya-narod-na-barrikadyi/

Сочинение по картине Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах) — Эжен Делакруа

Делакруа

Сюжет картины «Свобода на баррикадах», выставленной в Салоне в 1831 году, обращен к событиям буржуазной революции 1830 года. Художник создал своего рода аллегорию союза между буржуазией, представленной на картине молодым человеком в цилиндре, и народом, который его окружает. Правда, ко времени создания картины союз народа с буржуазией уже распался, и она долгие годы была спрятана от зрителя.

Картина была куплена Луи-Филиппом, финансировавшим революцию, но классическое пирамидальное композиционное построение этого полотна подчеркивает его романтическую революционную символику, а энергичные синие и красные мазки делают сюжет взволнованно-динамичным. Четким силуэтом на фоне светлого неба возвышается олицетворяющая Свободу молодая женщина во фригийском колпаке; грудь ее обнажена. Высоко над головой она держит французский национальный флаг.

Взгляд героини полотна устремлен на человека в цилиндре с винтовкой, олицетворяющего буржуазию; справа от нее размахивающий пистолетами мальчишка, Гаврош, — народный герой парижских улиц. Картина была подарена Лувру Карлосом Бейстеги в 1942 году; в коллекцию Лувра включена в 1953. «Я выбрал современный сюжет, сцену на баррикадах. ..

Если я и не сражался за свободу отечества, то, по крайней мере, должен прославить эту свободу», — сообщал Делакруа своему брату, имея в виду картину «Свобода, ведущая народ» . Заключенный в ней призыв к борьбе против тирании был услышан и с восторгом принят современниками.

По трупам павших революционеров шагает босая, с обнаженной грудью, Свобода, зовущая за собой восставших.

В поднятой руке она держит трехцветный республиканский флаг, и его цвета — красный, белый и синий — эхом звучат по всему полотну.

В своем шедевре Делакруа соединил, казалось несоединимое — протокольный реализм репортажа с возвышенной тканью поэтической аллегории. Небольшому эпизоду уличных боев он придал вневременное, эпическое звучание.

Центральный персонаж полотна — Свобода, соединившая величавую осанку Афродиты Милосской с теми чертами, которыми наделил Свободу Огюст Барбье: «Это сильная женщина с могучей грудью, с хриплым голосом, с огнем в глазах, быстрая, с широким шагом». Воодушевленный успехами революции 1830 г.

, Делакруа приступил к работе над картиной 20 сентября, чтобы прославить Революцию.

В марте 1831 г. он получил за нее награду, а в апреле выставил картину в Салоне.

Картина своей неистовой силой отталкивала буржуазных посетителей, которые также упрекали художника за то, что он показал только «чернь» в этом героическом действии. На салоне, в 1831 года министерство внутренних дел Франции покупает «Свободу» для Люксембургского музея.

Через 2 года «Свободу», сюжет которой посчитали слишком политизированным, убрали из музея и вернули автору. Король купил картину, но, напуганный ее характером, опасным в период царства буржуазии, приказал спрятать, свернуть в рулон, затем возвратить автору. В 1848 году картину требует Лувр.

В 1852 — Вторая империя.

Картину опять считают подрывной и отправляют в запасник. В последние месяцы Второй империи «Свободу» снова рассматривали как великий символ, и гравюры с этой композиции служили делу республиканской пропаганды.

Через 3 года ее извлекают оттуда и демонстрируют на всемирной выставке. В это время Делакруа переписывает ее вновь. Возможно он делает темнее ярко-красный тон колпака, чтобы смягчить его революционный вид. В 1863 году Делакруа умирает у себя дома. И через 11 лет «Свобода» снова выставляется в Лувре.

Сам Делакруа не принимал участия в «трех славных днях», наблюдая за происходящим из окон своей мастерской, но после падения монархии Бурбонов решил увековечить образ Революции.

(1

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/delakrua-ezhen/svoboda-vedushhaya-narod-svoboda-na-barrikadax-ezhen-delakrua/

Общая характеристика периода. Романтизм

Вовченко О. А., учитель МХК,

  • высшей категории.
  • 11 класс
  • Раздел: «Культура конца XVIII – первой трети XIX века».

Тема: «Общая характеристика периода. Романтизм».

Цель: сформировать представления обучающихся об основных чертах романтизма в живописи, музыке, литературе первой трети XIX века.

Задачи:

  • формировать умение приводить примеры произведений и авторов, анализировать их особенности, формулировать свое впечатление от произведения искусства;
  • развивать информационную компетентность и стимулировать творчество учащихся через создание ученических проектов.
  • воспитывать чувство прекрасного.
  1. Тип урока: комбинированный
  2. Форма урока: урок-размышление.
  3. Музыкальный эпиграф:

увертюра из оперы В. А. Моцарта Свадьба Фигаро»

  • Литературный эпиграф:
  • «Разум ошибается, чувство – никогда»
  • Ход урока
  • Музыка смолкает и на экране появляется два слайда:
  • Ф. Гойя «Автопортрет»
  • Т. Жерико «Раненый кирасир, покидающий поле боя»
  • Учитель:

— Всмотритесь в эти образы и скажите, в каком веке они созданы? (учащиеся отмечают, что эти картины существенно отличаются от знакомых полотен 18 века, и придут к выводу, что они созданы позже в 19 веке).

Вопрос:

  • Что же отличает представленные в видео ряде картины эпохи Просвещения от полотен начала 19 века?

Ученики, рассматривая образы, созданные художниками, отметят явное отличие: оптимизм, духовную гармонию в образах 18 века и черты неуверенности в себе, растерянности, пессимизма, страдания, душевного разлада в образах, созданных в начале 19 века. Несомненно, что художники воплотили нового героя.

  • Каковы же причины появления нового героя в искусстве?
  • Оправдались ли надежды просветителей?

Сформулировав проблему урока, учитель продолжит беседу с учащимися, вызывая их на диалог, обратившись к истории Франции конца 18 и начала 19 вв.

1 учащийся:

В результате французской революции 1789 года федеральный строй был заменен буржуазией. Победа буржуазии не облегчала существование народов, а сделав его еще более тяжелым. Переворот, осуществляемый Наполеоном в 1799, фактически ликвидирует французскую республику. В 1804 году провозглашена империя Наполеона.

Чем же были вызваны и что принесли народам наполеоновской войны? С первых дней владычества французской буржуазии начинаются захватнические войны. В результате которых все страны, кроме Англии и России, оказались под Наполеоновским игом. Наполеон грабил и разорял завоеванные страны. Войны стали постоянным источником доходов французских финансистов и буржуазии.

Главной целью этих войн было установление экономического и политического господства в Европе. Была ли у этих войн прогрессивная сторона? В какой-то степени, да. Походы Наполеона подрывали феодальный строй в завоеванных странах, рушились средневековые пережитки. Десятки мелких государств в Германии были упразднены, тем самым уменьшив раздробленность.

Феодальные законы были заменены вводимым Наполеоном гражданским кодексом. И все же это не спасло Наполеоновскую армию.

Учитель:

  • Какие причины привели к ее крушению?

Учащиеся называют две основные причины: поражение Наполеона в войне с Россией и рост национально-освободительного движения народов.

  • Что же происходит после крушения наполеоновской империи?

В Европе наступает сильнейшая реакция. Монархи объединяются в Священный союз. Основным рычагом влияния является Австрия. Опять восстанавливаются запреты: закрываются университеты, восстанавливается инквизиция, наполняются тюрьмы, подавляется свобода слова и печать.

  • Какие цели ставил перед собой Священный союз?
  1. Они были направлены на предотвращение революционных движений и разгром, в случае их появления.
  2. Показ слайда картины Ф. Гойя «расстрел повстанцев в ночь со 2 на 3 мая 1808 года
  3. — 1820 г. – восстание в Испании;
  4. — 1820 г. – движение революционных карабинеровв Италии;
  5. — 1820 г. – трагедия города Миссолунги в Греции, где турки с жестокостью подавили греческое восстание;

— 1824 г – произошла чудовищная резня и почти поголовное истребление восставших – жителей острова Хиос в Греции. Французский художник-романтик Эжен Делакруа, взволнованный этими трагическими событиями, пишет картины, полные гнева и сострадания.

Видео ряд: картина Э. Делакруа «Резня на Хиосе» (анализ интерпретация художественного произведения).

Крушение империи Наполеона, восторжествовавшая династия Бурбонов показали, что прежнее мировоззрение просветителей окончательно себя изжило. Среди европейской интеллигенции в эпоху мрачной реакции водворяется пессимизм, мировая скорбь.

Это разочарование должно было вызвать к жизни нового героя. Джорж Гордон Байрон выразил чувства своего поколения, создав образ гениального мыслителя, не находящего себе места в этой действительности.

В это время издается книга Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление», проникнутая глубочайшим пессимизмом. Автор приходит к выводу, что история бессмысленна. Не разум, не идея управляет миром. В основе мира лежит слепая, злая воля к жизни.

А история – это цепь человеческих заблуждений. В этой сгущенной, болезненной атмосфере и рождается романтизм.

Романтики проанализировали причины заблуждений просветителей и сделали вывод, что не разум управляет историей и выступили под лозунгом отрицания разума, противопоставив ему чувство, страсть, стихийные силы (обращение к эпиграфу урока). Какой бы мы не взяли романтический тип художника или произведения, мы всюду найдем трещину пессимизма, глубокого разочарования в жизни, идеалах, истории.

Визуальный ряд: картина Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ», одновременно звучит главная тема из первой части Симфонии № 5 Л. Бетховена.

Учитель:

1830 год. Пламя революции вновь вспыхивает над Парижем. Улицы покрываются баррикадами, неделю идут кровопролитные бои. Общественное сознание находится во взбудораженном состоянии.

Мятежные мотивы звучат в песнях Беранжье, стихах Гюго, в картинах Жерико и Делакруа. Восставшие победили. Карл X бежал из Франции.

Но народ вновь оказался обманутым: монархия дворян уступила место монархии крупных банкиров. На троне воссел Луи Филипп.

После короткой полосы надежд и иллюзий, связанных с революцией 1830 года, романтическое поколение постепенно приходит снова к разочарованию во всех своих временных иллюзиях. Именно в это время романтизм достигает высшей зрелости, когда его конфликт с буржуазным правительством, буржуазной эстетикой, с буржуазными взглядами на мир становится острее, чем когда-либо.

  • Что проповедовали романтические поэты, художники и композиторы?
  • Что легло в основу содержания романтического искусства?
  • Какие темы и проблемы были особенно близки романтикам?

(учащиеся вспоминают, основываясь на пройденном материале на уроках литературы и истории).

  • Основная и первая тема – разлад между человеком и средой, мечтой и действительностью. Господство чувств, страстей, стихийных сил.
  • Романтический герой, разочарованный в благах цивилизации, отвергает повседневную жизнь общества как бесцветную и прозаическую, и стремится уйти от действительности. Здесь три пути, по которому идет романтическое искусство:
  1. Бегство романтического героя в прошлое, минувшие исторические эпохи (чаще всего в Средневековье – идеализация старины).

  2. Бегство в экзотические страны, где можно отрешиться от капиталистической действительности. Интерес к природе, быту, нравам, фольклору далеких стран и народов.

  3. Бегство в сферу чистого вымысла, грез, духовных видений, фантастики.

  • Обращение к кульминационным, драматически острым моментам современной истории.
  • Автобиографическая тема в творчестве романтиков.
  • Тема трагической участи художника-творца в капиталистическом обществе.
  • Тема романтической любви.
  • Романтики выработали свою символику:
  • Волна, поток – символ вечной изменчивости, непостоянства.
  • Русалка – символ человека с холодным сердцем, не способного любить.
  • Камень – символ бесчувственности.

Образ куклы, маскарады – олицетворение фальши, двуличия, бездуховности. Прием срывания масок – показ неприглядной сути.

Рок – как олицетворение и разрушение мира. Отношение ко времени фаталистическое. Тема рока, фатума, судьбы – мысль о господстве непостижимых, загадочных сил.

Без объявления названия звучит романс М. И. Глинки «Ночной смотр».

Беседа.

— О чем романс М. И. Глинки?

  1. — На какую тему он написан?
  2. Учащиеся отмечают, что в основе романса лежит фантастическая тема.
  3. — В каком эмоциональном ключе прозвучал романс?

Учащиеся определяют его как мрачный, темный, строгий, жуткий. И это не случайно. Интерес к Средневековью вызывает повышенный интерес к эпосу, средневековым сказкам, балладам, исландским сагам.

Таким образом, вместе со Средневековьем воскрешается весь материал средневековой фантастики. Это была эпоха, когда верили, что по развалинам замков бродят привидения и появляется тень Белой Дамы, по морям носится Летучий голландец, нигде не находя себе пристанище. Эту благодатную тему использовали поэты: Гетте, Шиллер, Жуковский, Полонский, Фет, Мицкевич, композиторы: Шуберт, Шопен, Глинка.

Экзотическая тематика была не менее близка романтикам. Отсюда их любовь к странам Востока, к восточным мотивам и испанской культуре.

Показ картины Э. Делакруа «Алжирские женщины».

  • О чем нам хотел рассказать художник? Делакруа изобразил женщин из восточного гарема.
  • Это портрет или жанровая сценка? Портретные черты здесь не важны художнику, это скорее жанровая сцена, где он создает обобщенный образ восточных женщин: женственный, томный.
  • На чем акцентирует внимание художник? Его внимание привлекла непривычная для европейского глаза пестрота их одежд, необычность восточного интерьера.

Показ портрета Николо Паганини кисти Э. Делакруа

Учащиеся анализируют портрет. Романтики стремились познать человека как личность. Они утверждали, что каждый человек – это целый мир, сложный, противоречивый, загадочный. И если у просветителей все было ясно, то у романтиков жизнь сложнее всяких схем. Они стали изучать и изображать внутренний мир человека, состояние его души.

Изучив культуру других народов, романтики усовершенствовали искусство литературного перевода. Именно они выдвинули термин «мировая культура». Они отвергли, провозглашенные классицизмом правила, провозгласили свободу творчества.

  • — Как разворачивалось творчество романтиков?
  • — Что удалось им нового рассказать своим современникам?
  • — К чему призывали творцы романтического искусства?

Ответы учащихся. Письменное определение романтизма (художественное направление в искусстве конца 18 – первой половины 19 века, возникшее в результате разочарования в итогах Великой французской революции, а идеологии Просвещения и буржуазной цивилизации).

Д/з: работа над проектом «Шопен – певец фортепьяно»

Источник: https://infourok.ru/obshaya-harakteristika-perioda-romantizm-4144640.html

Свобода, ведущая народ

Eugène Delacroix — La liberté guidant le peuple (1830)

Описание картины Эжена Делакруа «Свобода, ведущая народ»

Картина, создана художником в 1830 г. и сюжет ее повествует, о днях Французской революции, а именно об уличных стычках в Париже. Именно они привели к свержению ненавистного режима реставрации Карла Х.

В молодости Делакруа, опьяненный воздухом свободы, занимал позицию мятежника, он одушевился идеей написать полотно, воспевающие события тех дней. В письме к брату, писал: ″Пусть я не сражался за Родину, но я буду писать для нее″. Работа над ней продолжалась 90 дней, по истечении которых, она была представлена на суд зрителей. Полотно называлось ″Свобода, ведущая народ″.

Сюжет достаточно прост. Уличная баррикада, по историческим источникам известно, что они строились из мебели и камней мостовой. Центральным персонажем является женщина, которая босыми ногами переступает преграду из камней и ведет народ к намеченной цели.

В нижней части переднего плана видны фигуры убитых людей, с левой стороны оппозиционера, убитого в доме, на трупе надета ночная рубашка, а справой офицера королевской армии. Это символы двух миров будущего и прошлого.

В правой поднятой руке женщина держит Французский триколор, символизирующий свободу, равенство и братство, а в левой держит ружье, готовая отдать жизнь за правое дело.

Голова ее повязана платком, характерным для якобинцев, груди обнажены, что означает неистовое желание революционеров идти до конца со своими идеями и не бояться смерти от штыков королевских войск.

За ней видны фигуры других повстанцев. Автор, своей кистью подчеркнул разнообразие бунтующих: тут и представители буржуазии (человек в котелке), ремесленник (мужчина в белой сорочке) и подросток беспризорник (гаврош). В правой части полотна, за клубами дыма виднеются две башни Нотер-Дама, на крышах которого размещено знамя революции.

Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах)» (1830) Холст, масло. 260 x 325 смЛувр, Париж, Франция

Величайшим романтическим эксплуататором мотива выставленной напоказ груди как средства передачи противоречивых чувств был, вне всякого сомнения, Делакруа.

Мощная центральная фигура на полотне «Свобода, ведущая народ» значительной частью эмоционального воздействия обязана своим величественно высвеченным грудям.

Эта женщина являет собой чисто мифологическую фигуру, которая приобрела совершенно осязаемую достоверность, явившись среди народа на баррикадах. 

Но ее изодранный в клочья костюм есть самым тщательным образом выполненное упражнение в художественной кройке и шитье, чтобы получившееся тканое изделие демонстрировало грудь как можно удачнее и тем самым утверждало власть богини. Платье пошито с одним рукавом, чтобы оставить обнаженной поднятую вверх руку, держащую флаг. Выше пояса, если не считать рукава, материи явно недостаточно, чтобы прикрыть не только грудь, но и второе плечо. 

Художник в вольном духе облачил Свободу в нечто асимметричное по дизайну, сочтя антикизированные отрепья подходящим нарядом для богини рабочего класса.

Кроме того, ее выставленная напоказ грудь никак не могла обнажиться в результате какого-то резкого непредумышленного действия; скорее наоборот, сама эта деталь — неотъемлемая часть костюма, момент исходного замысла — должная разом пробуждать ощущения святости, чувственного желания и отчаянной ярости!

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Svoboda,_veduschaya_narod/

Картина "Свобода" Эжен Делакруа

Свобода, ведущая народ , картина маслом (1830) французского художника Эжен Делакруа в память о июльской революции в Париже, которая сместила Карла X, восстановленного короля Бурбонов, с трона. Экстравагантно героическая сцена восстания была первоначально получена со смешанными обзорами, но она стала одной из самых популярных картин Делакруа, эмблемой июльской революции и оправданного восстания.

Свобода, ведущая народ , холст, масло Эжен Делакруа, 1830; в Лувре, Париж.

Июльская Революция 1830 года

Делакруа начал рисовать вскоре после того, как стал свидетелем открытой войны на улицах Парижа, которая последовала за протестами по поводу ограничительных постановлений, которые Карл X опубликовал 26 июля 1830 года.

В течение трех дней, позже известных как Les Trois Glorieuses (27–29 июля), работники — и граждане среднего класса установили баррикады и сражались с королевской армией. Не в силах сдержать восстание, Карл X вскоре отрекся от престола.

Луи-Филипп, так называемый гражданин король, занял трон и создал конституционную монархию.

Историки предположили, что зависимость Делакруа от королевских комиссий помешала ему принять непосредственное участие в восстании, но, тем не менее, он был тронут, когда увидел, как повстанцы подняли Триколор, французский национальный флаг, на Нотр-Дам. Эпизод стал легендарным поворотным моментом восстания, когда офицер роялистов заявил, что «это уже не бунт, а революция».

Описание и Символика

Делакруа закончил картину через три месяца, и она была показана с 23 другими вдохновленными революцией работами на Салоне 1831 года , ежегодной выставке французского искусства.

Как ведущий художник- романтик того времени, Делакруа объединил реализм и идеализм, чтобы представить события, что привело к современной сцене, которая контрастирует со многими из более классически представленных представлений июльской революции Салона.

Напряженность между реализмом и идеализмом вызвала резкую реакцию критиков и зрителей, которые разделились по поводу того, была ли картина героической или неприятной.

Полуобнаженная женская фигура доминирует над монументальной картиной (8,5 × 10,66 футов [2,6 × 3,25 метра]), когда она бросается вперед, толпа решительных революционеров на своем пути. Она не особенная личность, которую Делакруа видел на улицах, а скорее персонификация идеи свободы.

Искусствоведы сравнивают ее со статуей Свободы Соединенных Штатов. В этой картине она идеализирована, но сохраняет некоторые человеческие качества. Она поворачивает голову, чтобы проверить свою бригаду, показывая профиль, напоминающий правителей на римских монетах, с ее прямым носом и полными губами.

Ее желтое платье кружится вокруг фигуры, свободно привязанное красной веревкой и падающее с ее плеч в манере, напоминающей греческие скульптуры, такие как Крылатая Победа Самофракии ( ок.190 ДО Н.Э.

) Она носит красную фригийскую кепку, шапку, напоминающую чулок, который носят современные французские рабочие и которая стала популярной во время Французской революции (1787–99) как «кепка свободы», но которая берет свое начало в древности.

Современность Либерти усиливается триколором, который она поднимает над головой, и мушкетом со штыком, который она хватает в другой руке. Однако некоторые критики высмеивали реалистичность ее грязной кожи и предполагаемых волос подмышками.

Точно так же, как Либерти не является конкретным человеком, так и бойцы, которые следуют за ней. Скорее, они представляют разные типы людей, которые приняли участие в революции. Слева — член буржуазии, опознанный по цилиндру, галстуку и черному плащу. Он вооружен охотничьим ружьем.

Дальше — ремесленник или фабричный рабочий, одетый в рабочую рубашку, фартук и матросские штаны и саблю. Младшая фигура справа, помеченная как ученица своим фалушем— черный бархатный берет, — кричит сплоченный призыв, размахивая пистолетом в каждой руке.

 Свобода преодолевает баррикаду из булыжников и упавших фигур, когда один измотанный боец ​​с надеждой смотрит на нее. Другая фигура, мужчина в ночной рубашке и обнаженный от пояса, лежит в левом нижнем углу. Возможно, он был избит оппозицией в своем доме и вытащил на улицу в качестве примера.

 Член королевской армии, узнаваемый по синему плащу и погонам, лежит рядом с погибшим товарищем в другом углу.

Две башни Нотр-Дама поднимаются вдалеке от дыма, обнажая крошечный триколор. Делакруа нарисовал произведение своей характерно свободной и выразительной кистью, но он покорил хаос сцены, используя пирамидальную композицию и довольно приглушенные цвета.

Поздний Прием И Влияние

Картина была приобретена правительством июльской монархии и кратко показана в Музее Люксембурга в Париже, тогдашнем музее для живых художников, но она быстро потеряла благосклонность при новом правительстве и была снята.

Она провела следующие годы в хранилище и была позже возвращена художнику прежде, чем быть снова выставленной в Люксембурге. В 1874 году он был окончательно перенесен в Лувр, и со временем она стала одним из самых популярных произведений Делакруа.

В бесчисленных случаях, особенно в качестве обложки для альбома британской рок-группы Coldplay 2008 года, Viva La Vida. Находясь в аренде Лувр-Ланс, расширение Лувра на севере Франции картина была разрушена в 2013 году.

Женщина, как сообщается, использовала маркер для написания «AE911», шифра, связанного с теорией заговора 11 сентября, у основания холста. Консерваторы полностью восстановили часть вскоре после этого.

Источник: https://art-grea.ru/kartina-svoboda-ezhen-delakrua.html

Свобода, ведущая народ

Делакруа (1798–1863).
Тип: Картина маслом на холсте.

Месторасположение: Лувр, Париж.

Делакруа

Сильное влияние на французскую живопись 19-го века оказал один из самых известных мастеров романтизма. Тем не менее, на Делакруа в значительной мере повлияли старые мастера, такие как Паоло Веронезе и Рубенс, а также более поздние художник, например, Гойя.

Романтическая экспрессивность художника состояла из комбинации классических элементов живописи, барочных цветов и шероховатого реализма. Заядлый путешественник ассимилирует цвета и мотивы Северной Африки и Испании.

Более свободную и красочную манеру письма художник перенимает в процессе общения с английскими мастерами Джоном Констеблем и Уильямом Тернером.

Синопсис

«Свобода, ведущая народ» — это одновременно политическая и аллегорическая работа. Картина, созданная в период с октября по декабрь 1830 года, представляет собой пример французского романтизма, но при этом развивает идеи реализма.

Эта работа посвящена июльской революции 1830 года, при которой был свергнут король Франции Карл X, что привело к восхождению на трон его двоюродного брата — Луи-Филиппа I.

Впервые продемонстрированная на Парижском салоне 1831 года, где вызвала переполох из-за своего политического значения, композиция демонстрировала аллегорическую фигуру Свободы (известную как Марианна, национальный символ Французской Республики), ведущую свой народ к победе по телам павших товарищей. Правой рукой она поднимает триколор, в левой держит мушкет со штыком. Из-за своего политического содержания картина длительное время была скрыта от общественности.

В картине на фоне собора Нотр-Дам изображены повстанцы различных социальных классов, что видно по их одежде и вооружению.

Например, размахивающий шашкой человек — представитель рабочих слоев общества, фигура в шляпе — представитель буржуазии, а мужчина на коленях — сельский житель и, вероятно, строитель. Два мертвых тела в мундирах на переднем плане, скорее всего, это солдаты из королевского полка.

Маленький мальчик часто ассоциируется с Гаврошем, персонажем книги Виктора Гюго, несмотря на то, что картина была написана за двадцать лет до ее публикации.

Над композицией доминирует Свобода, вызвавшая скандал среди первых зрителей.

Делакруа изображает ее не красивой идеализированной женщиной, а грязной, полуголой и мускулистой активисткой, переступающей через трупы и даже не обращающей на них внимания.

Посетители выставки в Париже называли женщину торговкой или даже путаной. Героиня, несмотря на всю критику, символизирует молодого революционера и, само собой, победу.

Некоторые искусствоведы утверждают, что Делакруа, создавая свою Свободу, вдохновлялся статуей Венеры Милосской (ее автором считается Александрос Антиохийский), что подчеркивает классицизм композиции. Об этом также говорит классическая драпировка желтого платья. Цвет флага намеренно выделяется на фоне серой цветовой гаммы холста.

Свобода, ведущая народ обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Историческая живопись (архив)

Источник: https://artrue.ru/style/romanticism/svoboda-vedushhaya-narod.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector