Бугро вильям «психея и амур» описание картины, анализ, сочинение

Бугро Вильям

У одного царя было три дочери. Младшая была красивее всех, ее звали Психея. Слава о ее красоте пролетела по всей земле, и многие приезжали только затем, чтобы полюбоваться ею, но Психея страдала оттого, что ею только любуются: она хотела любви. Отец Психеи по обычаю того времени обратился к оракулу за советом, и оракул ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена в уединенное место для брака с чудовищем. Несчастный отец выполнил волю оракула.

Оставшись одна, Психея почувствовала порыв ветра, который перенес ее в чудесный дворец, где она стала женой невидимого супруга. Загадочный супруг Психеи взял с нее обещание, что она не будет допытываться, кто он, не будет стремиться увидеть его лицо — иначе им грозит разлука, многие беды и мытарства.

Оскорбленный, он улетел, а покинутая Психея пошла по земле искать своего возлюбленного. После долгих мытарств Психея оказалась под одной крышей с Амуром, но не могла с ним видеться.

Мать Амура — Венера — заставила ее выполнять невыполнимые работы; только благодаря чудесной помощи Психея справлялась с ее заданиями. Когда Амур выздоровел от ожога, он умолял Зевса разрешить ему брак с Психеей: видя их любовь и подвиги Психеи во имя любви, Зевс согласился на их брак.

Психея получила бессмертие и была причислена к сонму богов. От брака Амура с Психеей родилось Наслаждение.

Психея, в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Древние греки представляли себе души умерших в виде бабочки или летящей птицы. Души умерших в царстве Аида изображаются летящими, они представляются вылетающими из крови жертв, порхающими в виде теней и фантомов. Души умерших вьются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла при осаде Трои появляется в сопровождении вихря.

По одной из версий, ревнивая богиня послала своего сына, божество любви Эрота, возбудить в девушке страсть к самому уродливому из людей, однако, увидев красавицу, юноша потерял голову и забыл о наказе матери.

Став супругом Психеи, он не разрешал ей глядеть на него. Она же, сгорая от любопытства, ночью зажгла светильник и посмотрела на мужа, не заметив горячей капли масла, упавшей на его кожу, и супруг исчез.

В конце концов по воле Зевса любяшие соединились.

Миф об Амуре и Психее

Психе́я или Психе — в древнегреческой мифологии представляет собой олицетворение души, дыхания. Изображалась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. Хотя представления о душе встречаются начиная с Гомера, но миф о Психее впервые был разработан лишь Апулеем в его романе «Метаморфозы, или Золотой осёл».

В мифе говорится, что у одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту.

Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Эрота, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей.

Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной от того, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не просил её руки.

Бугро Вильям

В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и он ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну.

Вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа.

Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он.

Злые сестры нашептали ей, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом, и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила.

Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник, и, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника упала горячая капля масла на плечо бога и он от боли проснулся.

Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед Афродитой. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.

Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы.

Так, Психея должна была разобрать по зернам и по родам громадную кучу смешанного зерна, достать золотое руно с бешеных овец, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства от Персефоны ящик с чудесными притираниями.

Благодаря чужой помощи, Психея сделала все, что велела ей Афродита, пока, наконец, не выздоровел Эрот.

Тогда он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с помощью его добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертиe и была приобщена к сану богов. Завистливые сестры Психеи были наказаны за свою зависть и коварство тем, что разбились об утёс, прыгнув с него в расчёте, что Зефир унесет их в волшебный дворец Эрота.

Источники: sobiratelzvezd.ru, godsbay.ru, www.psyholog.by, biserok.org, otvet.mail.ru

Бугро Вильям Бугро Вильям Бугро Вильям Бугро Вильям Бугро Вильям

В наше пора бензопила есть, почти, у каждого владельца загородного дома: регулярно возникает надобность в заготовке дров, удалении лишних ветвей или …

Феодальная раздробленность на Руси

Бугро Вильям

Под феодальной раздробленностью понимают форму организации общества, характеризующуюся экономическим усилением вотчинных владений и политической децентрализацией государства. Период феодальной раздробленности на Руси охватывает …

Как получить кредит с плохой кредитной историей

Бугро Вильям

Если банк отказывает в получении кредита, то вполне вероятно, что Ваша кредитная история не так уж и хороша. Но …

Летающие автомобили на электрогравитации

Бугро Вильям

Последнее столетие для большинства людей ассоциируется с торжеством технического прогресса. Однако мало кому известно, что наиболее значимые открытия в …

Индонезия — край островов

Индонезия – страна, где живут представители множества национальностей. Это отразилось и на культурном и религиозном облике страны. Здесь рядом может располагаться …

Легенда о созвездии Льва

Лев — очень примечательное и красивое созвездие, которое содержит несколько ярких звезд. Это Альфа Льва — Регул, Бета — Денебола и еще …

Ушаков Федор Федорович

Бюст адмирала в треуголке и в парадной форме установлен на пьедестал, окруженный со всех сторон якорями — символами земного причала гениального …

Источник: http://objective-news.ru/poznavatelnaya-infrmaciya/psiheja-i-amur.html

Сочинение по картине Амур и Психея — Энтони Ван Дейк

Бугро Вильям

Достаточно известная мифологическая история о союзе Амура и смертной девушки Психеи, которой в последствии было даровано бессмертие богов. Исходя из придания родители девушки попросили Амура выдать ее замуж, однако он был очарован ее прекраснейшей красотой и решил сам на ней жениться.

Забрав ее в сказочный прекрасный замок он посещал ее только ночью, в полном мраке, чтобы не показывать своего лица и истинного происхождения. Однако завистливые сестры все время подначивали ее любыми способами взглянуть на супруга и убедиться, что он белокурый прекрасный юноша, а страшное чудовище облущенное в образе ужасного змея.

Девушка подалась на уговоры и уловкой увидела лицо своего возлюбленного мужа, однако Амур был огорчен произошедшем и оставил свою супругу горевать одну в замке. Психея очень долго искала способ извиниться перед супругом, пока не встретилась с богиней Венерой. Венера не хотела продолжения этого союза между богом и женщиной и поэтому решила обманом убить Психею.

В своей композиции Ван Дейк решил изобразить момент, где Психея после долгой разлуки встречается со своим любимым Амуром. Амур изображен в виде обнаженного белокурого юноши, с прекрасным телом бога Олимпа. Из его спины растут снежно-белые ангельские крылья.

Амур подлетает к своей возлюбленной, прикасаясь к ее прекрасному лицу своими руками. Психея же изображена в долгом сне, и рядом с развернутым подарком Венеры. Их одеяния красного и синего цвета символически используются автором для разграничения мужского и женского начала.

Они выступают самыми яркими элементами картины, в то время как фон весьма однообразен.

Темные деревья, не особо детализированы, выполнены в золотисто-коричневых тоннах хорошо гармонируют с цветами земли камней и облаков, не обращая на себя лишнего внимания.

(1

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/van-dejk-entoni/amur-i-psixeya-entoni-van-dejk/

Рубенс, «Амур и Психея». Откуда появилось наслаждение?

В семье смертных родилась девочка необыкновенной красоты. Народ любовался на нее, любование перешло в поклонение. Публика перестала чтить богиню красоты Венеру, ее храмы опустели.

Венера обиделась. Жестоко обиделась. И решила наказать эту девочку, которую звали Психея (далее — все цитаты из «Метаморфоз» Апулея):

  • Сейчас же призывает она к себе сына своего крылатого, крайне дерзкого мальчика, который… вооруженный стрелами и факелом, бегает ночью по чужим домам, расторгая везде супружества.
  • Речь идет о Купидоне (или Амуре, что-то же самое), стрелы которого поражают сердца и заставляют людей влюбляться. Мамочка жаждет мести:
  • Заклинаю тебя узами любви материнской, нежными ранами стрел твоих, факела твоего сладкими ожогами, отомсти за свою родительницу.
  • Так озадачив своего сыночка, «она долго и крепко целует сына полуоткрытым ртом».
  • (Что-то поцелуй не очень похож на материнский…)

А Психею никто не берет в жены, несмотря на ее красоту. Родители обращаются к оракулу, который говорит, что ей (Психее) надо броситься в пропасть. Тогда ее подберет некто с ужасным обликом, и он будет ей мужем. Они приводят ее на край утеса, а сами уходят домой:

Психею, боящуюся, трепещущую, плачущую на самой вершине скалы, нежное веяние мягкого Зефира, всколыхнув ей полы и вздув одежду (видимо, Зефир тоже был не прочь познакомиться с девичьими прелестями), слегка подымает, спокойным дуновением понемногу со склона высокой скалы уносит и в глубокой долине на лоно цветущего луга, медленно опуская, кладет. Психея бредет по лугу и попадает в какой-то дворец, любуется его красотами. За ней ухаживают невидимые существа, ее кормят, обихаживают и провожают в спальню.

По окончании развлечений, уступая увещеваниям сумерек, отходит Психея ко сну. В глубокой ночи какой-то легкий шум долетает до ее ушей. Тут, опасаясь за девство свое в таком уединении, робеет она, и ужасается, и боится какой-либо беды, тем более что она ей неизвестна.

Психея в полудреме — и вот наступил момент ее, если можно так сказать, бракосочетания:

Но вошел уже таинственный супруг и взошел на ложе, супругою себе Психею сделал и раньше восхода солнца поспешно удалился. Тотчас же голоса, дожидавшиеся в спальне, окружают заботами потерявшую невинность новобрачную. Так продолжалось долгое время. И по законам природы новизна от частой привычки приобретает для нее приятность…

Но Психея скучает по сестрам, плачет, просит невидимого супруга сделать так, чтобы она могла их повидать. Муж говорит ей о том, что ничего хорошего из этого не выйдет, что она навлекает страдания на себя и на него. Но если ей так хочется, он исполнит ее пожелание. И разрешает ей одарить сестер всем, чем она захочет.

Она поблагодарила мужа и с прояснившимся лицом говорит: «Да лучше мне сто раз умереть, чем лишиться сладчайшего твоего супружества! Ведь кто б ты ни был, я люблю тебя страстно, как душу свою, и с самим Купидоном не сравняю».

  1. Сестрицы не удовольствовались полученным и продолжили свои нечестивые игры. Они опять просятся в гости, и опять супруг предупреждает:
  2. «Коварные девки эти всеми силами готовят против тебя гибельные козни, и главная их цель — уговорить тебя узнать мои черты, которые, как я тебя уже не раз предупреждал, увидевши, не увидишь больше».
  3. А Психея снова уговаривает своего супруга разрешить им побывать у нее в гостях:
  4. «Заклинаю тебя этими благовонными, по обе стороны спадающими кудрями твоими, твоими нежными, округлыми, на мои похожими ланитами, грудью твоей, каким-то таинственным огнем наполненной…»
  5. Сестрички в это время очередного визита подговаривают Психею убить своего супруга:
  6. «Возьми отточенную бритву и, проведя медленно для придания большей остроты по ладони, тайно спрячь ее в постели с той стороны, где ты всегда ложишься; затем хорошую лампу, до краев наполненную маслом, ярким пламенем горящую, прикрой каким-нибудь горшочком; все эти приготовления сделай в величайшем секрете. Затем, когда он извилистыми движениями подымется, как обычно, на ложе, растянется и погрузится в глубокий покой, объятый тяжестью первого сна, соскользни с кровати босая, ступая на цыпочках как можно осторожнее, освободи лампу от покрова слепого мрака, воспользуйся для совершения славного подвига твоего помощью света, высоко воздень правую руку с обоюдоострым оружием
  7. и сильным ударом голову зловредного змея от туловища отсеки».

Психея уже готова на преступление. Наступает ночь, она открывает свою лампу. Видит прекрасного Амура, разглядывает его, и ее решимость испаряется:

…любопытная Психея не сводит глаз с мужниного оружия, осматривает и ощупывает его (некоторая двусмысленность: не совсем понятно, о каком оружии речь, что она осматривает и ощупывает), вынимает из колчана одну стрелу, кончиком пальца пробует острие, но, сделав более сильное движение дрожащим суставом, глубоко колет себя, так что на поверхности кожи выступают капельки алой крови. Так, сама того не зная, Психея воспылала любовью к богу любви.

  • Намерение отсечь голову супругу улетучилось. Мало того,
  • Разгораясь все большей и большей страстью к богу страсти, она, полная вожделения, наклонилась к нему и торопливо начала осыпать его жаркими и долгими поцелуями, боясь, как бы не прервался сон его.
  • Увы, недолги были радости:
  • «…Пока она, таким блаженством упоенная, рассудком своим не владеющая, волнуется, лампа ее, то ли по негоднейшему предательству, то ли по зловредной зависти, то ли и сама пожелав прикоснуться и как бы поцеловать столь блистательное тело, брызгает с конца фитиля горячим маслом на правое плечо богу.

Ожог был нешуточный. Купидон улетает к матери, лежит у нее в покоях. Психея начинает его искать. А Венера как будто не знает, где находится ее сын:

  1. Тут чайка, птица белоснежная, …представ перед Венерой, что купалась и плескалась, докладывает ей, что сын ее обжегся, стонет от боли, причиняемой тяжелой раной, лежит — неизвестно, поправится ли.
  2. Но страшнее другое — люди на земле перестали любить:
  3. У всех народов из уст в уста уже говор и ропот идет, и Венеру со всей ее родней поминают недобрым: сынок, мол, на горах любовью занимаясь, а сама она в океане купаясь, от дел своих отстали, а через то ни страсти нет никакой,
  4. ни очарования, ни прелести…
  5. Всё опростилось и охамело:
  6. Все стало неблаговидно, грубо и дико; ни браков супружеских, ни союзов дружеских, ни от детей почтения, но всеобщее позорище и от грязных соединений
  7. горечь и отвращение.
  8. Обозленная Венера не хотела союза Купидона и Психеи. Но в конце концов дело дошло до Юпитера, который

…отдает приказ Меркурию сейчас же схватить Психею и доставить на небо и, протянув ей чашу с амброзией, говорит: «Прими, Психея, стань бессмертной.

Пусть никогда Купидон не отлучается из объятий твоих, и да будет этот союз на веки веков». Немедленно свадебный стол роскошный накрывают. На почетном ложе возлежал новобрачный, прижав к груди своей Психею.

Подобным же образом возлежал и Юпитер со своей Юноной,

  • а за ними по порядку и все боги.
  • И финал: Так надлежащим образом передана была во власть Купидона Психея, и, когда пришел срок, родилась у них дочка, которую зовем мы Наслаждением.

Бугро Вильям

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/48036/

Амур и Психея

Человек может жить в соответствии с истиной, своей глубочайшей истиной, но не в состоянии высказать ее.

Именно поэтому любовь становится предельным человеческим ответом на предельный человеческий вопрос. С точки зрения разума, любовь ни на что не отвечает: ни на вопрос о смерти, ни на вопрос о случайности.

Но любовь дает нам оружие. Вопреки всему, она придает жизни ценность. Арчибальд Маклейш (1892-1982)

Бугро Вильям

Некогда жил на свете царь, у которого были три прекрасные дочери; младшую, самую красивую из них, звали Психея. По-гречески ее имя означает «душа» и «бабочка». Она была так прекрасна, что вскоре весь мир узнал о ее красоте и мужчины падали в обморок при одном упоминании ее имени.

Она была не просто красива, но еще и добра и прекрасна душой. Люди начали сравнивать ее с самой Венерой (греч. Афродита), богиней красоты. Со временем храмами Венеры стали пренебрегать; никто уже не приносил ей жертвы, никто не призывал богиню на помощь.

Ведь люди поняли, что Венера — далекая и чужая богиня, живущая на горе Олимп, а Психея, живая красавица, была близко и жила среди людей.

Венера очень разгневалась из-за того, что смертные уделяли столько внимания смертной девушке, и призвала на помощь своего сына Амура (греч. Эрот). Стрелы Амура не знают промаха, и любой, в кого они попадают, безнадежно влюбляется. Венера попросила Амура заставить влюбиться в Психею самого злого и уродливого человека на земле.

Но, спустившись на землю и увидев Психею, Амур сам влюбился в нее и забыл о приказе матери. Венера же ничего не заподозрила, думая, что сын исполнит ее веление.

Но время шло, а ни один урод так и не влюблялся в Психею; более того, в нее вообще никто не влюблялся! Мужчины по-прежнему преклонялись перед ее красотой, но никто не осмелился приблизиться к ней. Обе ее сестры удачно вышли замуж, а прекраснейшая из смертных так и оставалась в одиночестве. Ее родители отчаялись и обратились за советом к оракулу бога Аполлона в Дельфах.

Аполлон сам был известен своей любовью к прекрасным смертным женщинам, но он был братом Венеры и не хотел оскорблять ее. Поэтому, возвещая свой оракул, он был очень осторожен.

Он сказал родителям Психеи, что у их дочери уже есть любовник — ужасный крылатый змей.

Родителям посоветовали отвезти ее на пустынную скалу и оставить там, чтобы она встречалась со своим любовником, ибо он был таким сильным, что ни один из богов не мог противостоять ему.

Опечалившийся отец послушался совета и покинул свою прекрасную Психею на вершине горы. Переполненная скорбью, страхом и ужасом, она долго и безутешно рыдала и наконец уснула. Ласковый западный ветер, Зефир, утешил ее своим нежным дыханием.

Проснувшись утром, она обнаружила, что находится в великолепном дворце. Десятки прекрасных девушек-служанок исполняли любую ее причуду. Они положили ее спать на просторное мягкое ложе.

Ночью ее разбудил чей-то ласковый голос: это был ее возлюбленный. В темноте ело кожа и тело были точь-в-точь, как у прекрасного юноши, а вовсе не как у крылатого чудовища.

Психея была уверена, что рядом с ней — юноша-красавец, быть может, даже бог. Проведя с ним ночь, она решилась увидеть его лицо.

Однако юноша настаивал, что она не должна ни при каких обстоятельствах видеть его. Он сказал, что, если Психея увидит его лицо, им придется расстаться навсегда. Некоторое время Психея подчинялась этому требованию, но продолжала умолять юношу показаться ей. Он все время отказывал, что еще сильнее разжигало ее любопытство.

Однажды она уговорила своего возлюбленного пустить ее сестер в гости во дворец. Он не хотел соглашаться, но так любил Психею, что не смог отказать. Итак, однажды днем ласковый Зефир принес ее сестер во дворец.

Сестры были замужем за богатыми людьми, и все же они были потрясены великолепием дворца и позавидовали Психее. Сидя за роскошным пиршественным столом, они стали задавать Психее коварные вопросы о ее возлюбленном.

Но поскольку Психея ни разу не видела его лица, она отвечала очень неуверенно.

Сестры заметили, что в рассказах Психеи что-то не так, и начали дразнить ее, говоря: «Это великолепный дворец, но все же это слишком малая цена за то, чтобы спать с чудовищем».

Когда сестры ушли, Психея стала терзаться сомнениями. С одной стороны, она была совершенно уверена, что ее возлюбленный — прекрасный юноша. Но, с другой стороны, сестры могли оказаться правы: она никогда не видела его лица.

Быть может, он и вправду был чудовищем!

Психея решила попытаться взглянуть на его лицо украдкой. Она дождалась его этой ночью, и, когда он наконец заснул, Психея тихонько спустилась в зал, взяла светильник и поднялась с ним в спальню.

Увидев своего возлюбленного, она не могла поверить своим глазам: это действительно был прекраснейший человек на свете, а может быть, и бог. Психея наклонилась над ним, чтобы поцеловать его.

Но тут капля горячего масла из светильника упала ему на плечо, и он проснулся.

Он вскочил с постели и воскликнул: «Я же говорил тебе, чтобы ты никогда не смотрела на мое лицо!» Закутавшись в волшебный плащ-невидимку, он исчез; напоследок Психея услышала, что он назвал свое имя: это был Амур, сам бог любви. И еще он сказал ей, что там, где нет доверия, нет места и любви.

Амур вернулся к своей матери, Венере. У него сильно болело плечо там, где упала капля горячего масла, и он хотел, чтобы мать вылечила его. Когда он рассказал Венере о том, что произошло с Психеей, Венера пришла в ярость. Теперь она ненавидела Прекрасную девушку вдвойне.

Красота всегда кажется более блеклой, когда у нее есть соперники; для матери же нет большей обиды, чем обида на возлюбленную сына, когда эта любовь приносит горе.

Венера окончательно решила уничтожить Психею: эта девушка не только угрожала культу богини, но и посмела вступить в любовную связь с сыном Венеры!

Психея понимала, что она обречена. Мало того что ее любви с Амуром пришел конец; сама ее жизнь была под угрозой. Все, что она могла сделать, — это прийти к Венере и умолять ее о пощаде, дать клятву служить богине до конца своих дней. Она надеялась, что у Венеры осталась хоть капля сострадания.

Зефир принес Психею во дворец Венеры. Богиня увидела удобный случай раз и навсегда покончить со своей смертной соперницей. Психея упала к ногам Венеры, умоляя о милосердии. Венера решила поручить ей невыполнимое задание и таким образом уничтожить ее.

Она указала Психее на огромную груду мельчайших зерен — маковых, просяных и горчичных — и приказала ей до наступления ночи рассортировать их. Задача была неосуществимой, и Психея начала плакать. Заметив ее слезы, упавшие на пол, муравьи сжалились над ней.

Царица муравьев приказала своим подданным помочь Психее разобрать зерна. Вскоре тысячи муравьев уже трудились над кучей зерен. Работа была окончена. Когда Венера вернулась и увидела это, она еще больше рассердилась.

Между прочим, муравьи до сих пор живут под землей, спасаясь от ее гнева.

Когда наступила ночь, Психея проголодалась. Но Венера дала ей лишь корку черствого хлеба, а спать ей пришлось на холодном каменном полу. Венера знала: ничто не действует на красоту так губительно, как лишения.

На следующий день Венера задала Психее еще более трудную задачу — принести золотую шерсть. Внизу, в долине у реки, Венера держала стадо священных золото-рунных овец. У этих овец были львиные головы, и они разрывали на куски любого смертного, приблизившегося к ним. Психея спустилась к реке и заплакала, смирившись со своей судьбой.

Отчаявшись, она решила утопиться в реке. Но тут она услышала чей-то тоненький голосок, похожий на голос ребенка. Это говорил тростник, росший на берегу. Тростник посоветовал ей собрать клочки золотой шерсти с колючек, в которых проходили овцы. Так она сможет безопасно набрать нужное количество шерсти.

Вскоре Психея набрала много шерсти, исполнив таким образом вторую задачу Венеры.

Но Венера твердо решила уничтожить Психею. Она вручила девушке кувшин и приказала ей наполнить его водой из водопада на реке Стикс; протекавшей на границе между миром живых и миром мертвых.

Добравшись до реки Стикс, Психея снова поняла, что она обречена: чтобы подойти к водопаду, нужно было подняться на скользкую скалу, пробравшись между бурлящими водоворотами, которые в любой момент могли унести ее в мир мертвых.

Если бы Психея попыталась сделать это, ее уже ничто бы не спасло.

Но огромный орел (быть может, это был Юпитер (греч. Зевс), сменивший облик, ибо он был неизлечимым романтиком) спустился к ней с небес и отнес ее к водопаду. Психея набрала полный кувшин воды и вернулась к Венере.

Тут можно задать вопрос: почему богиня действовала так коварно и жестоко? Но не надо забывать, что Венера была богиней красоты. А вместе с красотой приходит тщеславие; если же тщеславию угрожает соперница, то красота может превратиться в настоящее безобразие.

Венера послала Психею в мир мертвых, поручив ей попросить у Прозерпины (греч. Персефона), царицы Подземного мира, немного ее красоты. Во взгляде Венеры Психея прочла ненависть и жажду мести.

Очень немногие смертные, посетившие Подземный мир, когда-либо возвращались обратно. Ведь это — обитель мертвых, и без помощи богов ни один не может вернуться оттуда живым. Психея миновала волшебную башню, страж которой сжалился над ней.

Страж сказал ей, что она должна будет заплатить Харону, перевозчику мертвецов, чтобы он помог ей пересечь реку Стикс и попасть в Подземный мир. Психея ответила, что у нее нет денег. Страж сказал ей, что Харон очень любит медовые пирожки, и дал ей пирожок для перевозчика. Весьма вероятно, что этот «страж» в действительности был богом Меркурием (греч.

Гермес), который сопровождал души мертвых в Подземный мир, защищал путешественников и умел помочь в совершенно безнадежных случаях.

Психея без всяких неприятностей добралась до Подземного мира. Харон, обычно слегка ворчливый, на сей раз был очарован красотой девушки (и пирожком). Он перевез ее через Стикс, даже не потребовав платы. Когда Психея подошла к трону Прозерпины, богиня без долгих уговоров положила немного своей красоты в ларец и отдала ларец Психее.

Но тут Психея допустила ужасную ошибку. Ибо как бы ни была женщина мудра и хороша, она готова сделать все что угодно ради тайны вечной красоты. И вот эта тайна оказалась у Психеи в руках, и любопытство взяло над ней верх. Она не выдержала и заглянула в ларец; ларец оказался пустым. Психея упала на землю и уснула глубоким сном; правда, сейчас она стала даже красивее, чем раньше.

Но прежде, чем Венера успела поинтересоваться, что случилось с Психеей, вмешался Амур, решивший спасти девушку.

Рана его уже зажила, и он украдкой выбрался из дворца Венеры, ибо даже боги не в силах заключить любовь в темницу. Он быстро разыскал Психею, положил часть ее красоты обратно в ларец и поцеловал ее.

Когда красота вернулась в ларец, Психея проснулась. Амур велел ей принести ларец Венере и ничего не бояться.

Психея отправилась в путь, а Амур пришел к Юпитеру, сказал ему, что любит Психею, и попросил владыку богов соединить их навеки.

Юпитер, как мы уже заметили, был романтиком. Он сочувственно выслушал рассказ Амура и сказал юному богу: «Когда плотская любовь («eros» по-гречески) и душа («psyche» по-гречески) объединяются, то даже боги не в силах разлучить их. Посему вы с Психеей станете мужем и женой».

Юпитер послал за Психеей и дал ей испить небесной амброзии, превращающей смертных в бессмертных. Психея и Амур стали счастливо жить среди богов. Венера была так довольна, что ее смертная соперница убралась с земли, подальше от людей, чьего поклонения так не хватало богине, что она стала вполне приличной свекровью.

Так плотская любовь и душа объединились, несмотря на множество испытаний.

Источник: http://informvest.ru/amur-i-psiheya.html

Вожделение и душа: Эрос и Психея

А. Бутро. Эрот и Психея. 1844.

Эрос — греческий бог любви. С VI века до н. э. возникают мифы, определяющие место Эроса в олимпийской семье богов. Эросу соответствуют римские Амур и Купидон (латинское «cupido» — желание).

Эроса почитали так же как бога плодородия, продолжения рода, бога, знавшего изначальный Хаос, одного из древнейших богов. В Дионисийских Мистериях Эроса называют «protagonus», то есть первый из рожденных, первенец. При этом есть много версий того, кем именно был рожден Эрос.

По Аристофану («Птицы») Эрос был рожден Эребом (Мраком) и Нюктой (Ночью), в более поздних мифах он сын Афродиты и Ареса. Однако в «Теогонии» Гесиода (VIII в. до н.э.) Эрос является спутником Афродиты, но отнюдь не её сыном.

По другой легенде он сын Ириды и Зефира (Радуги и Западного ве).

Одна из ранних легенд гласит, что именно Эрос заставил сплестись в объятии Урана (Небо) и Гею (Землю), которые дали жизнь многочисленным потомкам. В тех же «Птицах» Аристофана говорится, что Эрос «насиживал» человечество и именно он даровал людям свет бытия.

При этом будучи одним из древнейших богов, Эрос довольно поздно занял свое место в религиозных мистериях и самом пантеоне. В Феспе его почитали как древнего бога плодородия, а в Афинах существовал культ Афродиты и Эроса. В Афинах также четвертый день каждого месяца был посвящен Эросу. Иногда Эрос фигурирует в источниках как Эрот (множественное число от «эрос»).

Антэрос (известный также как божество платонической любви) был братом Эроса, вторым сыном Афродиты и Ареса.

Эроса обычно изображают в виде крылатого мальчика или юноши с луком и стрелами, прицеливающегося и готового поразить любовью и желанием сердце бога или смертного. Стрелы у Эроса есть двух видов: золотые, оперенные голубиными перьями, и свинцовые с совиными перьями. Одни вызывают любовь, другие безразличие.

Сафо называла Эроса прекрасным, но жестоким к своим жертвам в своем очаровании, а любовь уподобляла сладкой горечи. Будучи совершенно бессовестным, Эрос представляет собой явную опасность для всех, кто на свою беду окажется рядом с ним: в его привычках сеять своими стрелами вокруг себя столько смятения и боли, сколько окажется возможно.

Но в легенде говорится и о том, что однажды он сам влюбился.

Франсуа Жерар. Психея.

Согласно этой легенде Эрос был неразлучным спутником своей матери , а также исполнителем её воли и помощником во всех её божественных делах.

Случилось так, что Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки Психеи.

Охваченная ревностью богиня повелела Эросу пронзить сердце Психеи золотой стрелой, чтобы она полюбила самого отвратительного мужчину на свете. Эрос согласился исполнить желание матери, но увидев Психею, сам полюбил её. 

Прекрасная Психея стала женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно приходил к ней, но лишь по ночам и в темноте, предупреждая свою возлюбленную, что она не должна не вносить огонь в спальню и видеть его без покрова ночи.

Ж.-Л. Давид. Купидон и Психея.

Прекрасная Психея стала женой невидимого и таинственного Эроса, который ежедневно приходил к ней, но лишь по ночам и в темноте, предупреждая свою возлюбленную, что она не должна не вносить огонь в спальню и видеть его без покрова ночи.

Психея влюбляется в Эроса, даже не видя его, но ревнивые сестры убеждают её, что она вышла замуж за ужасное чудовище, которое собирается причинить ей вред. Они подстрекают её к убийству мужа.

В одну роковую ночь любопытство и страх взяли верх и Психея спрятала масляную лампу и нож в спальне.

Когда Эрос заснул, она вытащила светильник и зажгла огонь, чтобы увидеть монстра, но вместо этого увидела прекрасного спящего юношу

Эдуар Пико. Эрот и Психея.

При виде его красоты её охватывает дрожь, и несколько капель раскаленного масла со светильника попадает на кожу Эроса. Он просыпается от боли, видит нож, который она держит в руке. В ярости от предательства любимой Эрос улетает, а Психея в отчаянии отправляется искать возлюбленного по всему свету. 

Эрос возвращается к своей матери Венере/Афродите, которая лечит его раны и всячески тиранит Психею. После нескольких трудных заданий она приказывает Психее спуститься в Нижний Мир и взять у Персефоны шкатулку с частицей её красоты.

Психея не знает о намерениях Венеры, которая надеется, что девушка не переживет опасностей путешествия. Но ей удается достичь цели благодаря наставлениям разговаривающей башни, с которой она хотела броситься вниз, чтобы свести счеты с жизнью.

Получив шкатулку у Персефоны, Психея открывает её в надежде вернуть себе любовь Эроса, но вместо этого погружается в глубокий сон, неотличимый от смерти.

Эрос, исцелившийся от ран, тоскует по своей возлюбленной и повсюду ищет её. Он будит Психею, уколов ее стрелой из своего колчана, а потом улетает, чтобы убедить Юпитера (Зевса) принять его сторону в споре с сердитой Венерой (Афродитой).

В конце концов им удается умиротворить Венеру. Юпитер благословляет Психею и Эроса. Он превращает девушку в богиню, сделав её бессмертной. Так влюблённые соединяются навеки.

Вскоре у Психее и Эроса рождается дочь, которую называют Наслаждением.

А. Помпео. Брак Амура и Психеи.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

По Гомеру души умерших в Подземном царстве выглядят как живые люди. На греческих гробницах душу часто изображали в виде птицы, а позднее — в виде бабочки. Психею иногда изображали с крылышками, что говорило о способности души к полету и перерождению, а иногда — с бабочкой в руках.

Морис Дени. Вознесение Психеи на небо.

Эроса также почитали как бога жизни после смерти и его изображениями украшали гробницы. Эта традиция жива и по сию пору: многие склепы с изображениями улетающего Эроса и умирающей от горя Психеи, цепляющейся за него в тоске, можно найти на современных кладбищах.

Греки считали его прекраснейшим, самым любимым и самым любящим. Его статую помещали в гимнастические залы ( предполагалось, что атлеты должны быть подобны красотой Эросу). Изображения Эроса можно увидеть на практически любой утвари, от сосудов для питья до фляжек с маслом.

И практически всегда видно, что Эрос снова готов поразить сердце новой ничего не подозревающей жертвы.

Есть и несколько другие версии мифа. скажем, Овидий в своих «Метаморфозах» так описывал происхождение Эроса: 

Хотя и говорят, что Эрот — один из старших богов, возникших из Хаоса, или что, как считают орфики, он появился из яйца, мы говорить об Эроте как об одном из первых божеств не станем.

Итак, родителями Эрота были то ли Афродита и Арес, то ли Афродита и Гермес, а может быть и Ирида и Зефир, или Артемида и Гермес; есть уж и совсем фантастические версии: например, поэт Олен (Olen) называет Эрота сыном Илифии, богини, помогающей при родах, а Еврипид («Иполлит») и вовсе считает Эрота сыном Зевса…

  • У Гесиода Читаем:
  • Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом  Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,  Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,  И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос.  Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных 
  • Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
  • Орфики (сторонники философско-мистического течения) считали, что 

Протогон, или Фанет (он же Эрот), вылупился из Мирового Яйца, созданного Хаососм и Эфиром. Протогон (Protogonus) значит «Перворожденный». У Протогона есть также и другие имена: Фанет («Явленный»), златокрылый бог света и любви, Эрикапей (Ericapaeus), что значит «Могущественный», и Метис (Metis), «Мудрый». Он хозяин ключей эфира, неба, моря, земли, царства мертвых и тартара.

Есть и другие варианты. Позднее, в эллинистический и римский периоды 

его изображают совсем еще мальчиком, белокурым и крылатым, капризным и хитрым. Он часто служит матери в обмен на какой-нибудь абсолютно бесполезный подарок (но у Аполлония Родосского Эрот и вовсе помыкает Афродитой). И в общем, каждый человек, вероятно, сможет более ясно представить себе Эрота, если вспомнит свое чадо (или вообще ребенка.

Самой же популярной остается версия, которая была уже приведена — из романа Апулея «Метаморфозы»:

В некотором царстве-государстве жил царь с царицею, и было у них три дочери. Старшие красивы, а младшая, Психея, так хороша собой, что люди стали говорить, будто бы то сама Венера ходит среди них, или, что новая Венера родилась на земле. Народ стал нести ей дары и взывать к ней в молитвах.

Справедливо вознегодававшая Венера «сейчас же призвала к себе сына своего крылатого, крайне дерзкого мальчика, который, в злонравии своем общественным порядком пренебрегая, вооруженный стрелами и факелом, бегает ночью по чужим домам, расторгая везде супружества, и, безнаказанно совершая такие преступления, хорошего решительно ничего не делает. Его, от природной испорченности необузданного, возбуждает она еще и словами, ведет в тот город и… показывает» девушку, призывая сделать так, чтобы Психея полюбила самого убогого и недостойного человека, который только отыщется на земле.

Караваджо. Купидон и Психея.

Хотя старшие сестры давно вышли замуж и жили тихой и счастилвой жизнью, к Психее нико не сватался. Опечаленный отец обратился к оракулу, и Аполлон ответил:

Царь, на высокий обрыв поставь обреченную деву И в погребальный наряд к свадьбе ее обряди; Смертного зятя иметь не надейся, несчастный родитель: Будет он дик и жесток, словно ужасный дракон. Он на крылах облетает эфир и всех утомляет, Раны наносит он всем, пламенем жгучим палит. Даже Юпитер трепещет пред ним и боги боятся.

Стиксу внушает он страх, мрачной подземной реке.

Поплакали родители, а делать нечего — нужно выполнять указы богов. И вот, когда девушка осталась на скале одна, Зефир поднял ее в небо и унес в диковинный сад. Во дворце ей стали прислуживать невидимые рабыни, а ночью явился Амур, и так много дней: днем ей прислуживали невидимые слуги, а ночью являлся неведомый супруг, который, как только начинала заниматься заря, улетал.

Жан-Батист Реньо. Амур и Психея.

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43708663077/Vozhdelenie-i-dusha:-Eros-i-Psiheya

Психология. Графические символы и легенды

ivanovastudio

Слово «психология», образованно из греческих слов «logos» (учение, наука) и  «psyche» (душа). Наука о Душе.

Считается, что изобретателем термина «психология» является философ Рудольф Гоклениус (1547-1628), который впервые применил его в 1590 г.

Однако исторически первым было древнее житейское знание  о душе и своим названием психология также обязана греческой мифологии –  мифу об Амуре и Психее. История Амура и Психеи греческого происхождения, но она наиболее известна в изложении римского писателя II века новой эры Апулея.

Миф входит в качестве вставной новеллы в его знаменитый роман «Золотой осел». Персонаж романа — старуха-служанка, прежде чем начать рассказывать эту историю, говорит: «Я знаю много интересных сказок хорошего старого времени».

Таким образом, Апулей подчеркивает фольклорные, народные истоки сказания об Амуре и Психее.

Итак, вот эта история:

В некотором царстве, в некотором государстве,  у одного царя были три красавицы дочери. И краше всех была младшая — Психея.

«Психея», Адольф Вильям Бугро (1825-1905)

Она была так красива, что многие ей стали воздавать божеские почести, совсем забыв Венеру Олимпийскую, богиню любви.

Та оскорбилась и решила погубить соперницу. Она велела своему сыну Эроту (Амуру), вселить в Психею любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей.

В тоже время отец Психеи обратился к оракулу (Психею никто не брал в жены), и тот ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её там.

И тут вдруг налетел легкий ветерок — Зефир и отнес её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами.

«Зефир по приказу Амура переносит Психею на остров Блаженства», Морис Дени (1870-1943)

Дальше все как в сказке «Аленький цветочек». Целыми днями гуляла Психея по дворцу. Незримые слуги сопровождали царевну, исполняя всякое ее желание.

Вечером, утомившись, Психея легла спать, и под покровом темноты к ней на ложе сошел Амур. Психея не видела, а лишь осязала своего неведомого супруга, но, тем не менее, горячо его полюбила.

Утром, до того как рассвело, Амур удалился, чтобы снова прийти, когда стемнеет.

«Амур и Психея», Жак Луи Давид (1748-1825)

Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: она заскучала по своим близким и устроила так, чтобы сестры ее навестили.

Но завистливые сестры, узнав об её благополучии, решили извести её и  нашептали, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом (Психея была уже беременна), и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла мужа во время сна и убила.

«Психея показывает сестрам подарки от Амура», Фрагонар Жан Оноре (1732–1806)

Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник, и, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Амуром; в то время, как она, любовалась спящим, со светильника упала горячая капля масла на плечо бога и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного.

«Психея обнаруживает, что ее таинственный возлюбленный — Амур», Морис Дени (1870-1943)

Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей, Венерой. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.

«Психея у трона Венеры», Мэттью Эдвард Хейл

Богиня в качестве испытания дает ей четыре задания.

Забегая вперед, скажу, что каждое из заданий представляет определенную способность, которую Психее необходимо развить.  Но об этом еще будет статья.

Миф об Амуре и Психее был использован в изучении женской психологии несколькими юнгианскими аналитиками — наиболее значительно, Эрихом Нойманном в его книге «Амур и Психея» и Робертом Джонсоном в книге «Она» и,  безусловно, в этом достойном ряду Джин Шинода Болен с книгой «Богини в каждой женщине: новая женская психология». А пока рассуждаем о Душе, и немного о женском…

«Венера, наказывающая Психею», Джордано Лука (1632-1705)

Задание №1: Рассортировать зерна.

Венера смешала в одну кучу пшено, ячмень, мак и чечевицу и велела отделить одно от другого. Психея заплакала, не решаясь даже приступить к этой бесконечной работе, но ее пожалел муравей. Он созвал свой трудолюбивый народец, и муравьи быстро и хорошо исполнили задание Венеры.

Из женской психологии: Муравьи – аналогия интуитивного процесса, действующего вне сознательного контроля. И Венера дает внутреннее задание, требующее чтобы женщина честно заглянула внутрь себя, проанализировала свои чувства, ценности и мотивы и отделила действительно важное от незначительного.

Задание №2: Золотое руно.

Богиня приказала Психее пойти в рощу, где паслись золоторунные бараны, и принести их шерсти. Но бараны были злы и драчливы и никого к себе не подпускали.

Но вдруг зашелестел прибрежный тростник и сказал: «Подожди до полудня. Бараны уснут, а ты пойдешь по роще и найдешь много клочьев их шерсти, запутавшейся в ветвях кустов и деревьев».

Психея послушалась совета, и принесла Венере целую охапку золотой шерсти.

Из женской психологии: Символически золотое руно – это власть, которую необходимо обрести женщине, Душе. Когда женщина, душа выходит в мир, где другие люди конкурентно сражаются за власть и положение, есть угроза получить боль, разочарование, стать самой циничной, ожесточиться.  Задача обрести власть, но остаться сострадательным человеком.

Задание №3: Наполнить хрустальный флакон.

Богиня не смягчилась и приказала Психее принести воды из источника, бьющего на вершине отвесной скалы. Психея с хрустальным сосудом в руках с отчаянием смотрела на неприступную вершину, мимо пролетал орел. Он подхватил хрустальный сосуд и, поднявшись на своих крыльях к вершине скалы, зачерпнул воды из источника.

Из женской психологии: Метафорически источник – это круговорот жизни, орел – символизирует способность видеть с далекой перспективы и стремительно пикировать, чтобы схватить то, что нужно. Это необычный способ восприятия для женщины.

Для женщины это как бы совет – сохраняй в близких отношениях эмоциональную дистанцию, позволяющую видеть ситуацию в целом, различать важные детали и осознавать то, что значимо.

Задание №4: Спуститься в царство смерти, подземный мир.

Венера велела Психее спуститься под землю в царство смерти, попросить у его владычицы Персефоны ларец и, не открывая его, принести Венере. Горемычная Психея подумала, что легче умереть, нежели выполнить эту задачу. Она поднялась на высокую башню, чтобы броситься с нее вниз и положить конец своим мученьям. Горе ее было так велико, что башня поведала ей все, что необходимо сделать.

Как найти место для перехода в мир мертвых, что с собой взять.

Камни заговорили и указали Психее путь в подземное царство, научив подкупить перевозчика через реку, отделяющую мир живых от мира мертвых, задобрить пса, охраняющего вход в подземное царство.

Рассказали и о том, что она так встретит людей, которые душераздирающе будут просить о помощи, и трижды Психея должна будет сделать свое сердце бесчувственным для жалости, иначе она не выполнит задание и навсегда останется в царстве мертвых.

В женской психологии: Три раза сказать нет – это осуществление выбора, и умение держаться установленной цели.

Персефона дала Психее ларец. Психея помнила, что не должна в него заглядывать, но не смогла совладать с собой. Едва выбравшись из подземного царства на свет, она приоткрыла крышку.

В ларце был заключен сон, подобный смерти. Черным туманом обволок он Психею, она упала на землю и заснула.

«Психея, открывающая шкатулку», Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917)

Тем временем обожженное плечо Амура зажило. Он отыскал ее, погруженную в зачарованный сон, и разбудил поцелуем.

  • Антон Ван Дейк (1599-1641)
  • Амур полетел к самому Юпитеру (Зевсу) и стал просить, чтобы тот водворил мир между его матерью и женой.
  • «Психея и Амур», Адольф Вильям Бугро (1825-1905)

Юпитер призвал Венеру и сказал ей: «О, прекраснейшая! Не сетуй, что твой сын избрал себе в жены не богиню, а смертную. Я подарю ей бессмертие, и она сравняется с богами».

Он наполнил кубок амброзией — напитком богов — и дал выпить Психее. Психея стала бессмертной, подобно своему супругу. Боги пели хвалу ее красоте и доброму нраву, Венере пришлось смириться и признать Психею своей невесткой.

Вскоре у Амура и Психеи родилась дочь, имя которой — Наслаждение.

  1. «Свадьба Амура и Психеи», Морис Дени (1870-1943)
  2. В  заключение для тех, кто интересуется искусством, в Санкт-Петербурге есть произведения, созданные по легенде об Амуре и Психее, одно из них — скульптурная группа в Летнем саду.
  3. Джулио Картари. Конец XVII века
  4. Апулей создал поэтическую притчу о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью.

Психе («душа, дыхание») представлялась живым  мифологическим существом, девушкой.  Душа  также ассоциировалась  с   дыханием, ветром, дуновением, поэтому  обычно  изображалась  на памятниках изобразительного искусства порхающей бабочкой  или  летящей  птицей.

Источник: https://ivanovastudio.livejournal.com/40524.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector