Ганс Гольбейн-младший — немецкий художник и гравер, работавший в стиле северного Возрождения, известен как один из величайших портретистов 16 века. Он создавал религиозные и сатирические полотна, пропагандировал принципы Реформации, внес большой вклад в развитие книжного дизайна.
Детство и юность
Ганс Гольбейн-младший родился в немецком городе Аугсбург предположительно в 1497-1498 годах.
Он был сыном художника-ремесленника Ганса Гольбейна-старшего, руководившего мастерской, и вместе с родным братом Амброзием пошел по стопам отца.
Около 1515 года юные подмастерья приехали в швейцарский Базель, который в те времена считался центром искусств и книгопечатания. Они стали учениками местного живописца Ганса Хербстера.
Ганс Гольбейн и его брат Амброзий
Поначалу Гольбейны работали в технике ксилографии и создавали металлографические оттиски для печати. Первой серьезной работой братьев стало оформление «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского по просьбе местного пастыря, богослова Освальда Микония. Индивидуальными ранними работами Ганса были портреты градоначальника Базеля и его супруги, написанные в реалистичной технике родителя.
В 1517 году старший и младший Гольбейны трудились над созданием фресок в доме торговца Якоба фон Хертенштейна в Люцерне, а также разрабатывали эскизы для витражей этого сооружения.
По мнению исследователей, в том же году начинающий мастер посетил Италию, где познакомился с творениями Андреа Мантеньи, которые нашли отражение в настенных росписях раннего этапа творчества германского художника.
Картина Ганса Гольбейна «Пляска смерти»
В 1519 году Ганс Гольбейн вернулся в Базель и обзавелся собственной мастерской. Он выполнил ряд крупных работ по росписи фасадов Дома танца и здания Совета Ратуши, а также создал серию набросков для витражей в церковном и карикатурном стилях.
Кроме того, художник иллюстрировал книги знаменитого издателя Иоганна Фробена, создал несколько деревянных гравюр, а также оформил титульный лист Библии Мартина Лютера. К этому периоду принадлежат эскизы мастера, впоследствии использованные в гравюре «Пляска смерти».
Живопись
Биография Гольбейна-младшего как живописца началась с парных портретов чиновника Якоба Мейера и его супруги Доротеи, а также академика Бонифация Амербаха. С этого момента в изобразительной манере мастера начал вырабатываться индивидуальный стиль.
Картина Ганса Гольбейна «Мертвый Христос во гробу»
К ранним творениям немецкого мастера относилась картина «Мертвый Христос в гробу» (1520-1522), написанная темперой и маслом.
Она представляла собой гротескное изображение в полный рост растянутого и неестественно тонкого тела лежащего Иисуса.
Исследователи по сей день не могут определить, для чего создавалось это полотно: одни думают, что оно должно было стать алтарной пределлой, другие полагают, что это была часть святой гробницы спасителя.
Картина особенно примечательна размерами (30,5 см х 200 см) и тем, что лицо, руки и ноги Христа, а также раны на его туловище изображены как реалистичная мертвая плоть на ранних стадиях гниения. Есть версия, что в качестве натуры для этой работы Гольбейн пользовался телом утопленника, выловленным из Рейна.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Эразма Роттердамского»
В 1523 году Ганс создал картину, изображавшую философа Эразма Роттердамского, требовавшего точного сходства со своей персоной. Гуманист послал копии портрета друзьям и поклонникам в разные страны и помог Гольбейну выйти на мировой уровень.
В 1524 году живописец посетил Францию в поиске работы при дворе Франциска I, а спустя 2 года отбыл в Англию по рекомендации автора «Похвалы глупости», адресованной писателю-гуманисту Томасу Мору. В Туманном Альбионе Ганс написал 2 портрета выдающегося мыслителя: одиночный и в окружении семьи.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Томаса Мора»
Другими натурщиками художника были Уильям Уорхэм, архиепископ Кентерберийский, математик и астроном Николас Кратцер, а также придворные английского короля, конный мастер сэр Генри Гилфорд и его супруга Леди Мэри, а также Анна Ловелл, вероятно позировавшая для картины «Дама с белкой и скворцом». Кроме портретов, Гольбейн создал батальное полотно, посвященное осаде Тируана, приуроченное к визиту французских посланников.
В Англии художник приобрел не только творческий опыт, но и деньги, необходимые для достойного существования, на которые купил 2 дома в Базеле.
Вернувшись в Швейцарию в середине 1528 года, живописец попал под прессинг реформаторского движения иконоборцев, которые, скорее всего, уничтожили часть его религиозных произведений.
Гольбейн был вынужден принять и разделить новые идеи христиан и возобновил работу над стенными росписями в зале Совета Ратуши.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Георга Гитца»
В 1532 году Ганс снова уехал в Англию под покровительство главы реформации, королевского советника Томаса Кромвеля и Анны Болейн, новой супруги монарха.
Художник поселился неподалеку от торгового квартала и занялся изображением его обитателей в разных стилях. На портрете Георга Гиссе Гданьского Гольбейн нарисовал купца в окружении изящно расписанных символов его ремесла.
А изображение Дериха Берка Кельнского, напротив, было классически простым и реалистичным.
Ганс также запечатлел придворных, землевладельцев и гостей государства.
Самым известным творением живописца того периода стало полотно «Послы», где в полный рост он нарисовал Жана де Дентевиля, представителя французского двора, и Жоржа де Сельву, архиепископа Лавура.
Эта работа была наполнена символизмом и парадоксами, отсылала ценителей к темам религии, жизни и смерти, иллюзии и образования. С 1536 года Гольбейн стал официальным королевским живописцем английского монарха династии Тюдоров.
Картина Ганса Гольбейна «Послы»
В 1537 году создал свой знаменитый портрет Генриха VIII, стоявшего в позе героя с расставленными ногами, оригинал которого не сохранился.
О величии картины потомки могли судить по оттиску для настенной росписи дворца Уайтхолл и гравюрам, выполненным по макетам мастера.
Стиль живописи Гольбейна к этому моменту претерпел изменения, внимание акцентировалось на лице и одежде натурщика, а фон и реквизит оставались непрорисованными.
С 1534 по 1540 годы немецкий художник одного за другим потерял всех покровителей. В 1534-м казнили Томаса Мора, в 1536-м за измену королю обезглавили Анну Болейн, а в 1540-м не стало Томаса Кромвеля, обвиненного в ереси. Это нанесло ущерб придворной карьере живописца, который, несмотря ни на что, удержал высокую должность.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Генриха VIII»
Кроме рутинных служебных обязанностей, Гольбейн начал заниматься частными заказами, обратившись к образам купцов сталеплавильного завода. Он также написал некоторые из своих лучших миниатюрных произведений, в том числе портреты Генри и Чарльза Брэндона, отпрысков близкого друга Генриха VIII.
Есть вероятность, что в 1540 году Ганс посещал свои владения в Базеле, но это не отразилось ни в одной из его работ и по сей день подвергается сомнению.
Личная жизнь
Около 1520 года молодой Гольбейн взял в жены Элсбет Шмид, вдову на несколько лет старше его, имевшую маленького сына Франца. В первый год брака супруга родила художнику мальчика, которого назвали Филиппом, а через некоторое время девочку Катарину.
Ганс Гольбейн и его семья
Семья не сопровождала живописца в заграничных поездках, Ганс виделся с женой и детьми, только когда бывал в Базеле. В эти визиты он рисовал портреты семьи, которая на некоторых полотнах ассоциировалась у него с библейскими образами Богородицы с младенцами и Иоанна Крестителя.
Личную жизнь супругов вряд ли можно назвать счастливой. С 1532 года они жили раздельно, в Англии художник имел связи с другими женщинами. Гольбейн материально обеспечивал Элсбет и детей, но нежных чувств к ним не испытывал.
Смерть
Гольбейн скончался в Англии осенью 1543 года. В начале XVII века причиной смерти художника считали чуму. Исследователи осторожно отнеслись к этой гипотезе, предполагая, что он умер от инфекции.
Автопортрет Ганса Гольбейна
7 октября 1543 года художник составил завещание, которое засвидетельствовали соседи, но не заверил адвокат. Английский священник и переводчик Библии Джон Роджерс взял на себя заботы об имуществе Гольбейна, благодаря которым многие наброски и эскизы дожили до наших дней.
Известно, что живописца похоронили в Англии, но местонахождение его могилы неизвестно.
Картины
- 1520 – «Мертвый Христос во гробу»
- 1523 – «Эразм Роттердамский»
- 1524 – «Не прикасайся ко мне!»
- 1527 – «Томас Мор»
- 1526 – «Лаис Корифская»
- 1528 – «Астроном Никола Кратцер»
- 1528 – «Портрет жены художника Эльсбет Бинзеншток со старшими детьми Филиппом и Катариной»
- 1532 – «Портрет купца Георга Гиссе»
- 1533 – «Послы»
- 1540 – «Генрих VIII, король Англии»
- 1540-1541 – «Портрет Катарины Говард, пятой жены короля Генриха VIII»
Источник: https://24smi.org/celebrity/75189-gans-golbein.html
Портрет томаса мора, ганс гольбейн — описание — Галерея
24.10.2019
Когда хочу написать что- то не на скорую руку, не пишу ничего. Взбудораживающие впечатления со временем тускнеют и стираются в памяти. Остается легкий привкус приятно испытанного. Давно же убедилась, надо писать. Коряво, пунктирно, неважно как. Это же не курсовая работа и не за деньги.
Моя последняя встреча с Гольбейном случилась в январе в Базеле. В те дни остановиться не могла, столько всего перечитала.
И про дружка его Эразма Роттердамского, сформулировшего все принципы воспитания личности ( ау! Почему не воспитываемся и других не воспитываем?) и о Реформе, о Томасе Море, о Томасе Кромвеле, о Достоевском с его Идиотом, о швейцарской зиме , английском дворе и о европейском кризисе.
Впервые Ганса Гольбейна Младшего увидела в музее Фрика в Нью Йорке. Портрет Томаса Мора — это настоящий ожог! Отскакиваешь, потому что не можешь поверить в нарисованность. Полное ощущение, что столкнулась нос к носу, чувствуешь его запах. А взгляд нарисованного давно умершего человека пронизывает до печенок.
И Томаса Кромвеля.
Встретились.
Потом был Рим. сюда эти картинки, а текст в скобкахАнны Клевской
И ГенрихаVIII
http://vincenati.livejournal.com/107806.html С утра бездумно шлялись по городу. Проходили мимо палаццо Барберини (Palazzo Barberini) . Вспомнила, что там 3 Караваджо и скромница Форнарина Рафаэля. Зашли.Совершенно не помню по прошлому визиту Портрет Генриха VIII Гольбейна. А какая история интересная с портретами. Гольбейн был придворным портретистом, которого овдовевший Генрих посылал по Европе делать портреты предполагаемых невест. Портрет Анны Клевской ( картина в Лувре) очень понравился жениху. Вот только непонятно, Гольбейн переусердствовал или Анна, разнервничавшись по дороге, растеряла всю прелесть, но Генрих VIII отказался жениться на ней. ( представляю диалог короля с художником: чей портрет вы мне подсунули, сударь? )
Кстати Анна не обиделась, не вернулась домой, а осталась в Англии. С Генрихом сложились прекрасные братские отношения. И неизвестно намного ли была бы она счастливее, став одной из семи несчастных жен короля? Жаль, что портреты разделили, они бы рядом прекрасно смотрелись. Как впрочем и другие портреты Гольбейна, разве что кроме Христа, так напугавшего князя Мышкина.
К Гольбейну младшему в Базеле готовилась. Самым трудным было затащить в Музей Kunstmuseum моих мальчиков. Погода мне помогла.
Показываю картинки из музея. Как же важно, с кем тебя столкнет судьба. Гольбейну за его не очень длинную жизнь повезло неимоверно. Для Эразма Роттердамского он иллюстрировал » Похвала глупости». Можно только догадываться, сколько времени они провели в беседах. Ганс получил полный анализ из уст философа!
В Базеле художник писал портреты. Удачные для своего юного 19 летнего возраста. Портреты полезным людям: бургомистру Якобу Мейеру и и его жене Доротее. 1516
Бонифаций Амербах 1519
В 1521 г Гольбейн создает картину, возможную разве что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий. В дневниках жены Достоевского описано в каком шоке был писатель. В Идиоте устами князя Мышкина восклицал: «Да от этой картины у иногоеще вера может пропасть!».
Мертвее мертвого лежал перед зрителем во Всем своем устрашающем изяществе, угловатости наготы — человек, С жутким вызовом смотрело своим остекленевшим глазом запрокинутое лицо с разинутым ртом, торчащей бороденкой и уже безжизненно откинутыми назад волосами.
Мы долго стояли перед необычно непропорциональной картиной, будто действительно смотрели через стекляную стенку гроба, только поэтому не слышали запах разлагающейся плоти.
Один. Совершенно один. Даже глаза прикрыть некому! У смерти все абсолютно одиноки.
Были заказы от церквей, но началась Реформа и … Засобирался мастер в Англию. Оставив в память о себе портрет жене с детьми. 1528 Или наоборот, с собой взял, чтобы не скучать?Грустное лицо какое!
В Англию приехал с рекомендательным письмом Эразма Томасу Мору. В его доме остановился художник. И снова фортуна общения с величайшим философом и гуманистом.
Лучше всего биографию Гольбейна рассказала Оксана oxanasanhttp://users.livejournal.com/_ksa/1027753.html
Posted via LiveJournal app for iPad.
Источник:
Ганс Гольбейн
Ганс Гольбейн-младший — немецкий художник и гравер, работавший в стиле северного Возрождения, известен как один из величайших портретистов 16 века. Он создавал религиозные и сатирические полотна, пропагандировал принципы Реформации, внес большой вклад в развитие книжного дизайна.
Детство и юность
Ганс Гольбейн-младший родился в немецком городе Аугсбург предположительно в 1497-1498 годах.
Он был сыном художника-ремесленника Ганса Гольбейна-старшего, руководившего мастерской, и вместе с родным братом Амброзием пошел по стопам отца.
Около 1515 года юные подмастерья приехали в швейцарский Базель, который в те времена считался центром искусств и книгопечатания. Они стали учениками местного живописца Ганса Хербстера.
Ганс Гольбейн и его брат Амброзий
Поначалу Гольбейны работали в технике ксилографии и создавали металлографические оттиски для печати. Первой серьезной работой братьев стало оформление «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского по просьбе местного пастыря, богослова Освальда Микония. Индивидуальными ранними работами Ганса были портреты градоначальника Базеля и его супруги, написанные в реалистичной технике родителя.
- В 1517 году старший и младший Гольбейны трудились над созданием фресок в доме торговца Якоба фон Хертенштейна в Люцерне, а также разрабатывали эскизы для витражей этого сооружения.
- По мнению исследователей, в том же году начинающий мастер посетил Италию, где познакомился с творениями Андреа Мантеньи, которые нашли отражение в настенных росписях раннего этапа творчества германского художника.
- Картина Ганса Гольбейна «Пляска смерти»
В 1519 году Ганс Гольбейн вернулся в Базель и обзавелся собственной мастерской. Он выполнил ряд крупных работ по росписи фасадов Дома танца и здания Совета Ратуши, а также создал серию набросков для витражей в церковном и карикатурном стилях.
Кроме того, художник иллюстрировал книги знаменитого издателя Иоганна Фробена, создал несколько деревянных гравюр, а также оформил титульный лист Библии Мартина Лютера. К этому периоду принадлежат эскизы мастера, впоследствии использованные в гравюре «Пляска смерти».
Живопись
Биография Гольбейна-младшего как живописца началась с парных портретов чиновника Якоба Мейера и его супруги Доротеи, а также академика Бонифация Амербаха. С этого момента в изобразительной манере мастера начал вырабатываться индивидуальный стиль.
- Картина Ганса Гольбейна «Мертвый Христос во гробу»
- К ранним творениям немецкого мастера относилась картина «Мертвый Христос в гробу» (1520-1522), написанная темперой и маслом.
- Она представляла собой гротескное изображение в полный рост растянутого и неестественно тонкого тела лежащего Иисуса.
- Исследователи по сей день не могут определить, для чего создавалось это полотно: одни думают, что оно должно было стать алтарной пределлой, другие полагают, что это была часть святой гробницы спасителя.
Картина особенно примечательна размерами (30,5 см х 200 см) и тем, что лицо, руки и ноги Христа, а также раны на его туловище изображены как реалистичная мертвая плоть на ранних стадиях гниения. Есть версия, что в качестве натуры для этой работы Гольбейн пользовался телом утопленника, выловленным из Рейна.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Эразма Роттердамского»
В 1523 году Ганс создал картину, изображавшую философа Эразма Роттердамского, требовавшего точного сходства со своей персоной. Гуманист послал копии портрета друзьям и поклонникам в разные страны и помог Гольбейну выйти на мировой уровень.
В 1524 году живописец посетил Францию в поиске работы при дворе Франциска I, а спустя 2 года отбыл в Англию по рекомендации автора «Похвалы глупости», адресованной писателю-гуманисту Томасу Мору. В Туманном Альбионе Ганс написал 2 портрета выдающегося мыслителя: одиночный и в окружении семьи.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Томаса Мора»
Другими натурщиками художника были Уильям Уорхэм, архиепископ Кентерберийский, математик и астроном Николас Кратцер, а также придворные английского короля, конный мастер сэр Генри Гилфорд и его супруга Леди Мэри, а также Анна Ловелл, вероятно позировавшая для картины «Дама с белкой и скворцом». Кроме портретов, Гольбейн создал батальное полотно, посвященное осаде Тируана, приуроченное к визиту французских посланников.
- В Англии художник приобрел не только творческий опыт, но и деньги, необходимые для достойного существования, на которые купил 2 дома в Базеле.
- Вернувшись в Швейцарию в середине 1528 года, живописец попал под прессинг реформаторского движения иконоборцев, которые, скорее всего, уничтожили часть его религиозных произведений.
- Гольбейн был вынужден принять и разделить новые идеи христиан и возобновил работу над стенными росписями в зале Совета Ратуши.
- Картина Ганса Гольбейна «Портрет Георга Гитца»
- В 1532 году Ганс снова уехал в Англию под покровительство главы реформации, королевского советника Томаса Кромвеля и Анны Болейн, новой супруги монарха.
Художник поселился неподалеку от торгового квартала и занялся изображением его обитателей в разных стилях. На портрете Георга Гиссе Гданьского Гольбейн нарисовал купца в окружении изящно расписанных символов его ремесла.
- А изображение Дериха Берка Кельнского, напротив, было классически простым и реалистичным.
- Ганс также запечатлел придворных, землевладельцев и гостей государства.
- Самым известным творением живописца того периода стало полотно «Послы», где в полный рост он нарисовал Жана де Дентевиля, представителя французского двора, и Жоржа де Сельву, архиепископа Лавура.
Эта работа была наполнена символизмом и парадоксами, отсылала ценителей к темам религии, жизни и смерти, иллюзии и образования. С 1536 года Гольбейн стал официальным королевским живописцем английского монарха династии Тюдоров.
- Картина Ганса Гольбейна «Послы»
- В 1537 году создал свой знаменитый портрет Генриха VIII, стоявшего в позе героя с расставленными ногами, оригинал которого не сохранился.
- О величии картины потомки могли судить по оттиску для настенной росписи дворца Уайтхолл и гравюрам, выполненным по макетам мастера.
- Стиль живописи Гольбейна к этому моменту претерпел изменения, внимание акцентировалось на лице и одежде натурщика, а фон и реквизит оставались непрорисованными.
С 1534 по 1540 годы немецкий художник одного за другим потерял всех покровителей. В 1534-м казнили Томаса Мора, в 1536-м за измену королю обезглавили Анну Болейн, а в 1540-м не стало Томаса Кромвеля, обвиненного в ереси. Это нанесло ущерб придворной карьере живописца, который, несмотря ни на что, удержал высокую должность.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Генриха VIII»
Кроме рутинных служебных обязанностей, Гольбейн начал заниматься частными заказами, обратившись к образам купцов сталеплавильного завода. Он также написал некоторые из своих лучших миниатюрных произведений, в том числе портреты Генри и Чарльза Брэндона, отпрысков близкого друга Генриха VIII.
Есть вероятность, что в 1540 году Ганс посещал свои владения в Базеле, но это не отразилось ни в одной из его работ и по сей день подвергается сомнению.
Личная жизнь
Около 1520 года молодой Гольбейн взял в жены Элсбет Шмид, вдову на несколько лет старше его, имевшую маленького сына Франца. В первый год брака супруга родила художнику мальчика, которого назвали Филиппом, а через некоторое время девочку Катарину.
Ганс Гольбейн и его семья
Скульптуры в сочи: описание скульптур
Семья не сопровождала живописца в заграничных поездках, Ганс виделся с женой и детьми, только когда бывал в Базеле. В эти визиты он рисовал портреты семьи, которая на некоторых полотнах ассоциировалась у него с библейскими образами Богородицы с младенцами и Иоанна Крестителя.
Личную жизнь супругов вряд ли можно назвать счастливой. С 1532 года они жили раздельно, в Англии художник имел связи с другими женщинами. Гольбейн материально обеспечивал Элсбет и детей, но нежных чувств к ним не испытывал.
Смерть
Гольбейн скончался в Англии осенью 1543 года. В начале XVII века причиной смерти художника считали чуму. Исследователи осторожно отнеслись к этой гипотезе, предполагая, что он умер от инфекции.
Автопортрет Ганса Гольбейна
7 октября 1543 года художник составил завещание, которое засвидетельствовали соседи, но не заверил адвокат. Английский священник и переводчик Библии Джон Роджерс взял на себя заботы об имуществе Гольбейна, благодаря которым многие наброски и эскизы дожили до наших дней.
Известно, что живописца похоронили в Англии, но местонахождение его могилы неизвестно.
Картины
- 1520 – «Мертвый Христос во гробу»
- 1523 – «Эразм Роттердамский»
- 1524 – «Не прикасайся ко мне!»
- 1527 – «Томас Мор»
- 1526 – «Лаис Корифская»
- 1528 – «Астроном Никола Кратцер»
- 1528 – «Портрет жены художника Эльсбет Бинзеншток со старшими детьми Филиппом и Катариной»
- 1532 – «Портрет купца Георга Гиссе»
- 1533 – «Послы»
- 1540 – «Генрих VIII, король Англии»
- 1540-1541 – «Портрет Катарины Говард, пятой жены короля Генриха VIII»
Источник:
Описание картины Портрет сэра Томаса Мора – Ганс Гольбейн
Томас Мор – величайший гуманист эпохи Ренессанса, известный государственный деятель, правовед, писатель, автор слова и понятия “Утопия”.
Томас Мор родился 7 февраля 1478 года в семье сэра Джона Мора, лондонского судьи, который был известен своей честностью. Он получил блестящее образование в Оксфорде, стал известным политически деятелем и писателем-гуманистом. Самое прославленное его произведение “Остров Утопия”.
Само понятие “утопия” как нечто недосягаемо прекрасное, как желанный и далекий идеал всего возвышенного, честного, благородного и справедливого – это понятие ввел в оборот великий английский гуманист Томас Мор.
Портрет прославленного гуманиста написал Ганс Гольбейн Младший – великий художник Северного Возрождения в период своего первого пребывания в Лондоне. В столицу Англии молодой живописец приехал с рекомендательным письмом от Эразма Роттердамского. Здесь Гольбейн также сблизился с гуманистами и писал их портреты.
Портрет Томаса Мора – шедевр мировой портретной живописи. Все удалось передать художнику: блеск и фактуру драпировочной ткани и ее изумительные зеленые оттенки, дорогие меха и каждую ворсинку, а эти рукава из бархата в благородной коричневой гамме! Ведь ни у кого не возникает сомнения, что это бархат, а его фактуру передать не так просто.
Но главное – лицо мыслителя – спокойное и мудрое, честное и неподкупное.
Наряду с мягкостью в нем чувствуется железная воля и тонкий юмор, которые не изменят Томасу Мору даже в самые трагические моменты его жизни, даже на эшафоте перед казнью он будет шутить с палачом. Не даром католическая церковь причислила его к лику святых!
Источник: https://gavrilin-dshi.ru/zhivopis/portret-tomasa-mora-gans-golbejn-opisanie.html
Картина Мёртвый Христос в гробу
- Кто автор: Ганс Гольбейн Младший
- Как называется картина: Мёртвый Христос в гробу
- Доп. информация (Год создания картины, чем написана, на чем написана и какие матералы использовались, размеры и где сейчас хранится картина):
- В каком году написана(когда): в 1521
- Холст
Художественный музей
Описание картины «Мёртвый Христос в гробу»
«Мёртвый Христос в гробу» — картина художника Ганса Гольбейна Mладшего. Известна тем, что на ней Христос изображён так близко к реальности, как ранее его не изображал никто (см. Христос во гробе).
1 История сотворения
2 Описание
3 Фёдорвей Достоевский о картине
4 Примечания
5 Литература
§История сотворения
История написания картины неведома. Согласно подписи Гольбейна на картине дата сотворения — 1521 год (MDXXI), но исследование рентгеновскими лучами выявило ещё одну буковку «I» в дате, что уже обозначает 1522 год.
Учёные подразумевали, что картина была частью алтаря, но поиски других частей этого алтаря ни к чему не привели. Гольбейн писал Иисуса с утопленника, выловленного из Рейна. 1-ое упоминание картины было в описи 1586 года.
§Описание
«Мёртвый Христос в гробу» — самое ужасное и дерзкое произведение Гольбейна.
Обычно мёртвый Христос изображался величавым и размеренным, нетронутым тлением, а у Гольбейна Христос изображён как обыденный труп: кровоподтёки, раны, следы от побоев, полуоткрытые остекленелые глаза и конвульсивно застывшие губки.
На трупе Христа видны признаки разложения. В этой картине нет ничего божественного, перед зрителями лежит труп, одинокий в собственной погибели (рядом нет никого из близких Христа).
Картина в некий мере свидетельствует о безбожности Гольбейна. Но, существует версия о том, что Гольбейн так жёстко изобразил погибель, чтоб ещё эффективней сделать Воскресение.
§Фёдорвей Достоевский о картине
- Фёдорвей Достоевский, лицезрев картину на выставке в Базеле в 1867 году, был поражён тем, как на ней был изображён Христос.
Его супруга, Анна Григорьевна, вспоминала:
- Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее воспоминание, и он тормознул перед ней вроде бы пораженный… В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз бывало замечать в 1-ые минутки приступа эпилепсии.
- В дальнейшем Достоевский обрисовал своё воспоминание от картины в романе «Кретин» словами Мышкина в последующем диалоге:
— Это копия с Ганса Гольбейна, — произнес князь, успев рассмотреть картину, — и хоть я знаток маленький, но, кажется, хорошая копия. Я эту картину за границей лицезрел и запамятовать не могу.
— А на эту картину я люблю глядеть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.
— На эту картину! — воскликнул вдруг князь, под впечатлением неожиданной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у другого вера может пропасть!
— Теряется и то, — внезапно подтвердил вдруг Рогожин.
§
Источник: http://peresvetovgallery.ru/kartiny/kartina-mjortvyj-khristos-v-grobu.html
Ганс Гольбейн – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge
Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jungere; 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Испытал влияние Ганса Бургкмайра.
Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. В городе Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским.
По просьбе последнего иллюстрировал его работу «Похвала глупости» издания 1514 года восемьюдесятью двумя рисунками. Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера.
Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.
В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ.
В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении своем осенью 1519 г.
в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.
«Мёртвый Христос в гробу», 1521—1522, Художественный музей, Базель, картина, от которой, по словам князя Мышкина в романе Достоевского «Идиот», «у иного ещё вера может пропасть».
Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; 10 картин страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для г. Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), а также рисунки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером.
В 1526 г. Гольбейн оставил Базель, так как из-за Реформации ему стало трудно находить заработок. В Англии он нашёл радушный прием со стороны Томаса Мора, которому Эразм написал рекомендательное письмо.
Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он за все время своего пребывания там писал исключительно портреты; таковы портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентерберийского, астронома Кратцера, Годсельва и др.
По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.
В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г.
в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны».
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью.
Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключен. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jungere; 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Испытал влияние Ганса Бургкмайра.
Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. В городе Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским.
По просьбе последнего иллюстрировал его работу «Похвала глупости» издания 1514 года восемьюдесятью двумя рисунками. Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера.
Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.
В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ.
В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении своем осенью 1519 г.
в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.
«Мёртвый Христос в гробу», 1521—1522, Художественный музей, Базель, картина, от которой, по словам князя Мышкина в романе Достоевского «Идиот», «у иного ещё вера может пропасть».
Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; 10 картин страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для г. Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), а также рисунки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером.
В 1526 г. Гольбейн оставил Базель, так как из-за Реформации ему стало трудно находить заработок. В Англии он нашёл радушный прием со стороны Томаса Мора, которому Эразм написал рекомендательное письмо.
Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он за все время своего пребывания там писал исключительно портреты; таковы портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентерберийского, астронома Кратцера, Годсельва и др.
По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.
В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г.
в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны».
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью.
Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключен. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
Источник: https://artchallenge.ru/gallery/ru/98.html
Ганс Гольбейн Младший — Искусство — медиаплатформа МирТесен
…Итак, приходится делать теперь нечто похожее на то, что делал Гольбейн. Это был человек колоссального ума, и, вероятно, огромного таланта. Он спускался со своим анализом почти в самую глубину человеческого лица, и его произведения в искусстве – как великие открытия науки. Нигде нерв не дрогнул.
Он как будто пожертвовал сердцем, и только в одном портрете дрогнуло что-то – в портрете Колонна, в галерее Колонна в Риме. Только глядя на это, можно догадываться, что было у человека в сердце; право, по-моему, так.
И. Н. Крамской.
Из письма В. В. Стасову.
Автопортрет
О жизни Ганса Гольбейна известно немного. Приблизительная дата рождения – конец 1497 или начало 1498 года, приблизительная дата смерти, приходящаяся на осень 1543 года, скупой ряд немногословных фактов доносят до нас лишь общие очертания его судьбы. В ней много белых пятен, много неясностей, которые не помогают прояснить ни дневники, ни письма, ни память современников.
Внешний облик Гольбейна сохранили два портрета. На первом отец нарисовал его в 1511 году рядом со старшим братом Амброзиусом.
Гансу здесь всего четырнадцать лет, но в детских, еще незавершенных чертах его лица проступает настолько отчетливый характер, что мальчик кажется чуть ли не старше своего мечтательного семнадцатилетнего брата.
Волевая сосредоточенность, независимость, решимость, удивительная определенность выражения, словно этот подросток уже твердо знает, чего хочет, и ясно видит свою цель, — все это как бы предугадывает сквозную идею личности Гольбейна.
Ганс Гольбейн Старший. Портрет сыновей Амброзиуса и Ганса
По сути, таким же предстает он и во втором рисунке — своем единственном достоверном автопортрете, который был сделан незадолго до смерти в возрасте сорока пяти лет. Здесь та же сила воли и непреклонность, тот же твердый взгляд умных глаз и опыт прожитых лет, наложивших на лицо печать горечи и скепсиса, угрюмой суровости и замкнутости одиночества.
Азы художественной грамоты он проходит в родном Аугсбурге в доме отца, Ганса Гольбейна Старшего, самого значительного живописца своего поколения в Швабии. Затем отправляется в обязательные для подмастерья странствия, работает в Базеле и Люцерне, путешествует по Италии, а позже, уже зрелым художником, по Франции, Нидерландам и Англии.
Окончательно осев в Базеле, вступает в городской цех живописцев, обзаводится семьей и собственной мастерской.
Разделяя еще достаточно бесправное социальное положение своих собратьев по ремеслу, вынужден искать покровителей, которых находит сначала в кругу базельских гуманистов и в лице бургомистра города Якоба Майера, затем в доме знаменитого английского гуманиста Томаса Мора, а под конец жизни – при дворе короля Англии Генриха VIII.
Гольбейн был человеком иного темперамента, чем большинство его предшественников. По своему жизнеощущению он ближе скептику Монтеню, чем восторженно-мятежному Дюреру.
Если формально Гольбейн еще стоял одной ногой в эпохе Дюрера – целых тринадцать лет их творчество питала, по сути, одна и та же действительность, — то по историческим часам он принадлежал уже другому времени и с прозорливостью великого художника интуитивно высказывал в своем искусстве предчувствие перемен задолго до того, как они стали очевидны всем и обрели конкретную форму в трагических итогах Крестьянской войны, расколе реформаторского движения, протестантском иконоборчестве.
Умный, пронзительно ясный гольбейновский взгляд умел не только наблюдать, но и видеть. Художнику был внятен голос времени, в котором он жил и над которым, надо думать, много размышлял. И это время – сложное состояние духовной культуры Германии на исходе эпохи Ренессанса – по-своему и не менее выразительно, чем дюреровское, преломило его сосредоточенное и гордое искусства.
В. А. Пахомова. Графика Ганса Гольбейна Младшего.
- Торговец Georg Gisze
- Портрет Эразма Роттердамского
- Портрет пишущего Эразма Роттердамского
- Портрет Генриха VIII
- Портрет молодого человека
- Портрет Томаса Кромвеля
- Портрет сэра Томаса Мора
- Бенендикт фон Хертенштейн
- Дерих Борн
- Портрет женщины из южной Германии
- Портрет Бонифация Амербаха
- Сэр Томас Уайет младший
- Портрет Уильяма Уэрхама, архиепископа Кентерберийского
- Портрет Шарля де Солье, сира де Моретта, французского посла в Лондоне
- Адам и Ева
- Мертвый Христос в гробу
- Мертвый Христос в гробу. Фрагмент
Портретные рисунки – лучшее из созданного Гольбейном в графике и, может быть, самое самобытное из созданного им вообще.
Если во всем остальном он был так или иначе родствен тому, что делалось рядом с ним, то в карандашном портрете он единственный в своем роде.
Здесь вылился весь Гольбейн, тот удивительный Гольбейн, перед которым мы преклоняемся как перед одним из величайших рисовальщиков всех времен. Мастером он был во всем, к чему бы ни прикасалась его рука. В портретах он был гениален.
- Портрет Якоба Мейера, мэра города Базель
- Голова женщины
- Джорж Невилл
- Леди Элиот
- Жанна де Булонь, герцогиня Берри
- Сэр Томас Мор
- Анна Болейн
- Портрет епископа Джона Фишера
- ПортретЯкоба Мейера
- Анна Мейер
- Портрет леди Мэри Гилфорд
- Сэр Томас Элиот
- Мадонна с младенцем между колоннами
- Мадонна с младенцем на скамье
- Христос, отдыхающий на кресте
- Несение креста
- Христос на кресте
Дизайн витража. Дикий человек.
- Дизайн витража. Швейцарские наемники
- Бичевание Христа. Дизайн витража
- Мадонна с младенцем.
- Св. Екатерина Александрийская
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43521391336/Gans-Golbeyn-Mladshiy
Мертвый христос в гробу. ганс гольбейн младший
В то время, когда Лукас Кранах писал портреты Мартина Лютера, другой немецкий художник — Ганс Гольбейн Младший — создавал картину «Мертвый Христос в гробу», возможную разве только что в тогдашней сумятице религиозных беспорядков и противодействий. Юноша Ипполит в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» называет эту картину странной.
Сам писатель увидел ее в Базеле в 1867 году — в ту пору, когда, измученный болезнью и кредиторами, он через два месяца после свадьбы с молодой женой буквально бежал из России. Не раз высказывалось предположение, что интерес к этому полотну зародился у Ф.М. Достоевского с «Писем русского путешественника». Н.
Карамзин первым из русских писателей написал о Гольбейне и его картине: «…с большим примечанием и удовольствием смотрел я… на картины славного Гольбейна, базельского уроженца и друга Эразмова. Какое прекрасное лицо у Спасителя на вечери! Иуду, как он здесь представлен, узнал бы я всегда и везде.
В Христе, снятом с креста, нет ничего божественного, но как умерший человек изображен весьма естественно»
Это, действительно, была страшная картина. Спаситель — и на кресте, и снятый с креста — по обычаю всегда изображался в покое и величии телесной красоты, как бы не тронутой смертными мучениями, не подверженной разрушительным законам разложения.
Гольбейновский Христос перенес неимоверные страдания: израненный, иссеченный ударами стражников, в синяках и кровоподтеках — следах побиения камнями, в ссадинах от падения под тяжестью креста.
Глаза его полуоткрыты, но и это, может быть, самое ужасное — в них мертвая остекленелость; губы судорожно застыли, словно в оборвавшемся на полуфразе стоне: «Господи! Отец мой, зачем ты оставил меня…».
Самое дерзкое и загадочное из произведений Ганса Гольбейна Младшего произвело на Ф.М. Достоевского неизгладимое впечатление. Он будто окаменел перед жутким откровением образа, в глазах — смятение и страх.
Вот запись его жены, Анны Григорьевны: «Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный… В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии».
Сам писатель никому и никогда не писал о своих впечатлениях от картины Гольбейна. Запись жены зафиксировала лишь внешнее потрясение, а глубинные импульсы воплотились только в романе «Идиот»:
— Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину, — и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия. Я эту картину за границей видел и забыть не могу.
— А на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.
— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли, — на эту картину! Да от этой картины у иного вера может пропасть!
— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин.
…Ганс Гольбейн создал одно из самых значительных и самых странных своих произведений — «Мертвый Христос в гробу» — в 1521 году. Все в этой картине вызывает недоумение: странный формат, назначение картины, трактовка образа Христа.
Кроме того, ученые до сих пор не пришли к окончательному и однозначному выводу, действительно ли это произведение — одна из сохранившихся частей утраченного алтаря. И если это так, то каким тогда был его первоначальный вид? Однако трудно представить эту вытянутую по горизонтали картину частью алтаря. Не случайно поиски остальных частей алтаря не дали результатов.
Перед нами самостоятельное произведение — редкая и старинная форма картины «Мертвый Христос в гробу», восходящая, может быть, к византийским плащаницам и связанная с пасхальной литургией.
Изображение мертвого Христа, лежащего на погребальном столе, знали и немецкая, и итальянская традиции. Такого рода образы встречались вплоть до XVI века, особенно в венецианском искусстве (например, картина Карпаччо «Положение во гроб»). В Германии эта традиция проявила себя с особой полнотой.
Немецкие художники второй половины XIV века часто изображали поруганное мертвое тело Христа. Матис Грюневальд, например, смог придать величие израненному и измученному Христу тем, что не побоялся утрировать размеры фигуры, землистый оттенок мертвого тела, когтистость исковерканных судорогой пальцев.
Каждая колючка тернового венца величиной и остротой своей напоминала кинжал, а вопиющее к небесам горе предстоящих людей еще больше усиливало эмоциональное воздействие картины. В скульптурных изображениях Христа еще больше достигалось пугающее сходство с мертвым человеком: одеревеневшее тело трупного цвета, закатившиеся зрачки, жуткий оскал зубов.
Ощущение это еще больше усиливалось от парика со спутанными, торчащими волосами, надетого на голову деревянной статуи.
Но все эти иконографические истоки не объясняют образного звучания картины Ганса Гольбейна, который разрушил все традиции иконографической схемы. Художник отказался от всех этих выразительных средств, прибегнув к другим — не менее впечатляющим. Он изобразил не просто мертвого Христа, он написал Христа одинокого в своей смерти — нет рядом ни учеников его, ни родных.
Гольбейн Младший изобразил труп со всеми признаками начавшегося разложения. Страшны закатившиеся зрачки приоткрытых глаз, страшен оскал рта, вокруг ран появились синие пятна, а конечности стали чернеть. Нет здесь ничего одухотворенного, ничего святого. Мертвее мертвого лежал перед зрителем человек со всей своей устрашающей угловатостью наготы.
Христа Гольбейн рисовал с утопленника, ему безжалостно придал он страшную величественность. Связанный с Христом евангельский сюжет Гольбейн низводит до скрупулезной анатомии мертвого тела, что даже говорит о некотором безбожии самого художника.
Перед нами смерть в самом неприглядном виде: сведенное судорогой лицо, застывшие и потерявшие блек глаза, всклокоченные волосы, вздыбленные ребра, провалившийся живот…
Но в скрупулезном изображении мертвой плоти есть своя экспрессивная сила и свой эстетический подход к теме. Форма картины, подогнанная под размеры фигуры, придает образу монументальное величие. Низкая точка зрения и вытянутая поза фигуры еще больше усиливают это впечатление.
Образ Христа лишен у Гольбейна Младшего евангельского содержания, в нем видно уже ренессансное понимание древней темы: религиозное учение об искупительной жертве Спасителя получило у художника ренессансное толкование в форме художественного размышления о жизни и смерти Человека. Этим и объясняется двойственное отношение Ф.М.
Достоевского к картине: восхищение и ужас. От лица юноши Ипполита русский писатель дает следующее гениальное описание:
…когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики его, его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у креста, все веровавшие в него и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их?.. Природа мерещится при взгляде на эту картину в виде какого-то огромного, неумолимого и немого зверя, или, вернее, гораздо вернее сказать, хоть и странно, — в виде какой-нибудь громадной машины новейшего устройства, которая бессмысленно захватила, раздробила и поглотила в себе глухо и бесчувственно великое и бесценное существо… Картиною этой как будто выражается это понятие о темной, наглой и бессмысленно-вечной силе, которой все подчинено… Эти люди, окружавшие умершего, которых тут нет ни одного на картине, должны были ощутить страшную тоску и смятение в тот вечер, раздробивший разом все их надежды и почти что верования. Они должны были разойтись в ужаснейшем страхе, хотя и уносили каждый в себе громадную мысль, которая уже никогда не могла быть из них исторгнута. И если б этот самый учитель мог увидеть свой образ накануне казни, то так ли бы сам он взошел на крест и так ли бы умер, как теперь?
Действительно, задавался (вслед за Ф.М.
Достоевским) вопросом литературовед Юрий Селезнев, «в чем же тогда он, высший смысл законов природы, по которым она с холодным безразличием отправляет даже единственное, неповторимейшее из своих созданий в бездну небытия своей темной утробы? Или действительно высший смысл именно в этой бессмысленности: и страсти, духовные муки совести, полет мысли, порывы творческого вдохновения, непоколебимость веры не более чем чудовищная ухмылка над бедным человечеством, пустая игра воображения, чтобы хоть на краткий миг забыться, отвлечься от жуткой неминуемости этой последней правды, от этого вселенского, паучьи ненасытного бога — чрева? И пока не пришел твой черед идти на заклание, пока не выпал твой номер в этой бешеной круговерти слепого колеса всемирной рулетки — живи, человече, для своего маленького личного пуза, все тебе дозволено, ибо все только на мгновение, ибо вечно одно только это, бездонное, невообразимое чрево…»
Источник: http://indbooks.in/mirror2.ru/?p=733865