Грабарь «сентябрьский снег» описание картины, анализ, сочинение

Грабарь

Грабарь

Грабарь

Грабарь

Грабарь

Грабарь

Грабарь

Грабарь

Грабарь

Грабарь

«Февральская лазурь»

История создания картины. «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять.

Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба.

Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать «хоть десятую долю этой красоты».

Что такое описание? Описание – тип речи, с помощью которого можно представить предмет, характеризуя его с разных сторон.

Что такое пейзаж? Пейзаж – это изображение природы.

• Почему картина называется « Февральская лазурь » ? • Основная палитра картины? • Почему именно белый и голубой цвета используются художником?

ЛАЗУРЬ 1. Светло-синий цвет. Бледна, как лилия в лазури васильков. (Батюшков). Цвет неба, моря (поэт. ). Под ним струя светлей лазури. (Лермонтов). Небесная лазурь. Надо мной в лазури ясной светит звездочка одна. (Пушкин). 2. Краска светло-синего цвета. Берлинская лазурь.

• Что изображено на переднем плане картины? • Символом чего является береза?

• Что вы чувствуете, когда смотрите на картину И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» ? • Какие эмоции у вас вызывает берёза, написанная художником на первом плане?

• Рассмотрите небо, есть ли на нем облака? Как меняется цвет неба к горизонту? • Рассмотрите снег. Меняется ли его цвет на солнце и в тени? • Какие цвета использует художник? Почему? • Подберите словарь цветов и оттенков по картине.

Предметы изображения на картине (запишите). • Небо: вверху, на горизонте • Снег: на солнце, в тени • Береза: ствол, ветви

Слова – помощники (запишите). • Небо: лазоревое, синее, голубое, бездонное • Снег: белоснежный, жемчужный, коралловый • Снег: искрится, блестит, сверкает, сияет

Синонимы – помощники (запишите). • Художник – живописец, пейзажист, автор картины • Художник – изобразил, написал, создал картину • Картина – пейзаж, полотно, репродукция • Береза – русская красавица, символ русских лесов

Предложения – помощники (запишите). • Любовь художника к изображению радостного состояния природы. • Праздник света. • Восхищение русской красавицей. • Жемчужные переливы белого и голубого. • Кружевное переплетение ветвей. • Лазурное небо. • Предчувствие весны.

План сочинения (запишите). 1. ВСТУПЛЕНИЕ. Автор картины И. Э. Грабарь. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Время года, изображенное на картине. Предметы изображения автора: а) береза на переднем плане ( ее строение, цвет ствола, ветвей); б) деревья на заднем плане. Изображение неба, снега около деревьев. 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Какое настроение вызывает картина?

Сочинение-описан ие. Передо мной репродукция самой прекрасной картины Грабаря «Февральская лазурь». Всё в ней просто и бесподобно. Изображён изумительный февральский день. Морозно и солнечно. Благодатная стояла погода. На небе ни облачка. Оно лазоревое и ослепляет голубизной. Возле горизонта светло-голубое, а в вышине синее, и синева эта уходит в бесконечность.

Снег искрится, сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени. На переднем плане изображена ветвистая красавица берёза. Её ствол отливает жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно-коричневого цвета. Другие берёзки обыкновенные, они менее величественные.

По линии горизонта на заднем плане виднеется тянущийся сплошной стеной кустарник, тоже красно-коричневого цвета. Художник передал на своём полотне красоту природы. При первой встрече с картиной поражает идущее от неё голубое сияние. Помог передать фантастическую красоту голубой цвет, основной цвет картины.

В природе всё утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа «Февральская лазурь». Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть всё своими глазами.

Источник: https://present5.com/tema-uroka-sochinenie-opisanie-kartiny-i/

Читать онлайн Игорь Грабарь страница 4. Большая и бесплатная библиотека

Грабарь

Сентябрьский снег. 1903

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Еще одна, очень важная ветвь жизни Грабаря сформировалась в этот период. «Мир искусства» поставил перед русской художественной культурой проблему исследования собственных корней. Соединение в одном лице художника и искусствоведа было нередким явлением в эти годы, когда по существу зарождалось искусствознание.

Александр Бенуа, написавший Историю русской живописи в XIX веке и редактировавший журнал Художественные сокровища России, стал предтечей Грабаря. С 1902 года Грабарь начал углубленно заниматься вопросами истории искусства, перед ним развернулась перспектива создания систематической истории русской художественной школы, о которой существовал довольно отрывочный комплекс сведений.

Он начал увлекшие его поиски в архиве Академии художеств, и с этого времени вплоть до конца жизни работа над разными вариантами Истории русского искусства относилась к наиболее значимым сферам его многогранной деятельности.

Грабарь сформировался в этой работе как один из крупнейших европейских ученых, как обладавший сильной профессиональной интуицией специалист в области атрибуции произведений искусства, к которому обращались за консультациями музеи разных стран.

Распад выставочного общества «Мир искусства» и последовавшее за ним прекращение выпуска журнала глубоко потрясли Грабаря — следствием этого стало намерение покинуть Петербург и перебраться в Москву.

Его тянула к себе подмосковная природа, захватившая еще в Наре. Подобное место Грабарь обрел в 1903 году в имении Титово Тульской губернии, принадлежавшем его тетке. «Я нашел в нем…

типичную природу средней полосы России и тот подмосковный усадебный стиль, который я облюбовал в Наре»[1 И.Э. Грабарь. Моя жизнь, с. 193. Там же, с. 194.].

В Титово Грабарь попал ранней золотой осенью, в самую волшебную пору русской природы, которой он уже посвятил один из лучших своих этюдов 1901 года.

«Проснувшись как-то утром и взглянув в окно, я к удивлению увидел, что выпал снег: весь сад был в снегу, снегом была засыпана колонная терраса.

Зрелище снега с ярко-желтой листвой было столь неожиданно и в то же время прекрасно, что я немедленно устроился на террасе…

» В течение трех дней была написана картина Сентябрьский снег (1903) — работа зрелого художника, убежденного в своей эстетической концепции.

Грабарь использовал найденное им еще в Наре образное сочетание архитектуры и пейзажа. Спокойный прямоугольный формат холста открывает сильно выраженное движение. Ряд колонн справа, «язык» дощатого пола и ряд окон слева, доски потолка вверху — все устремлено в глубь картины. Перила, преграждающие взгляд, только подчеркивают это движение.

В стройности и зрелищности композиции разумная доля импрессионизма сочетается с четким членением объемов, в котором ощущается взгляд Грабаря-архитектора.

Мощное тело деревянных колонн выглядит поразительно живым — их прочная устойчивая форма, оказывается, решена полупрозрачными трепещущими мазками жемчужно-серого тона; подлинно импрессионистичны рыжие кроны деревьев — собственно, то, что заставляет вспомнить о сентябре, когда на переднем плане картины уже будто бы царит зима. Этот сентябрьский огонь так точно согласован с серебристым цветом дерева и белизной пушистого снега, что картина не могла не стать художественным событием, не вызвать одобрения зрителей и критики. Красота композиции и колорита сочетается с красотой мазковой фактуры, нежно передающей материальные свойства изображаемых объектов.

Грабарь

Белая зима. Грачиные гнезда. 1904

Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Окончив ее, я ясно почувствовал, что сделал какой-то значительный шаг вперед по сравнению с этюдами Нары, что здесь лучше передан материал, но в то же время и больше поэзии, без которой пейзаж есть только протокол»[ И. Э. Грабарь. Моя жизнь, с. 194.]. Сентябрьский снег подготовил появление замечательных живописных работ Грабаря в следующем, 1904 году и в целом в ближайшее десятилетие.

Там же в Титове Грабарь открыл для себя еще один из главных мотивов своих будущих картин — иней. Глазу художника открылось фантастическое зрелище, которое он называл «сказкой».

«Бриллиантовые кружева на бирюзовой эмали неба» — такое определение инею мог дать только художник.

Но Грабарь открыл и еще одну особенность инея — его мимолетность, которая заставляла особенно спешить с работой,чтобы уловить минуты быстротечной красоты.

Освоение зимней темы во всей ее живописной специфике происходило постепенно, с накоплением наблюдений. Побывав в Яхроме у художника Сергея Иванова, в снежных просторах, напомнивших Грабарю северную природу, он «впервые познал красоту бесконечных бирюзово-сиреневых переливов на снегу»[1 И.Э.

Грабарь. Моя жизнь, с. 195.]. Французский импрессионизм дал Грабарю прежде всего возможность по-новому видеть и анализировать живописный материал, а уже затем и технику воплощения увиденного на полотне. Одним из важнейших для него приемов стал «дивизионизм» — прием разложения цвета на холсте.

Грабарь

Февральская лазурь. 1904

Государственная Третьяковская галерея, Москва

На выставке Союза русских художников произошло знакомство Грабаря с одним из участников выставки, художником Николаем Мещериным, которое оказалось важным для обоих. Мещерин пригласил его приехать к нему в имение Дугино на берегу Пахры, где уже побывало немало московских художников, в том числе Левитан.

Грабарь, которому страшно хотелось работать, писать снег, зиму, принял это приглашение. «Я вечно жил у кого-нибудь, только дважды на короткое время заведя собственный угол… Судьбе угодно было, чтобы я вскоре опять поселился в чужом гнезде и там остался в течение свыше двадцати пяти лет»[1 И.Э. Грабарь.

Моя жизнь, с. 196.].

Природа вокруг Дугина показалась ему лучше, живописнее, чем в Наре или в Титове. Особенно порадовало его обилие берез: «…это странное дерево, единственное среди всех белое, редко встречающееся на Западе и столь типичное для России, меня прямо заворожило»[ Там же, с. 199.].

Мещерины, владельцы Даниловской мануфактуры, были людьми богатыми и хлебосольными. И в Дугине, где была прекрасная мастерская и где ему даже отдали в полное распоряжение санки с возницей для поездок на этюды, Грабарь почти сразу почувствовал себя как дома, он «застрял» в имении, «превратившись в одного из старейших дугинских аборигенов»[ Там же, с. 208.].

Грабарь

Снежные сугробы. 1904

Львовская картинная галерея

Грабарь

В гололедицу. 1905

Национальный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

В Дугине Грабарь начал писать этюды снега с близкого расстояния — для его изучения. Бродить вокруг усадьбы и наблюдать стало главным его занятием. Первой значительной работой, написанной здесь, стала картина Белая зима.

Грачиные гнезда (1904), мотив которой был найден в деревне Шестово недалеко от усадьбы Мещериных. Красота высоких плакучих берез, усеянных шапками гнезд подчеркнута утонувшей в снегу избушкой. Гармония тональных отношений в картине порождена светом зимнего серебристого, бессолнечного дня.

«Хотелось передать эффект белого снега на белом небе, с белой березой. Эта белизна без белильности, кажется, удалась», — писал Грабарь[ Там же, с. 201.]. На выставке трудность задачи и удачное ее разрешение оценил Валентин Серов, который отметил, что «зима — действительно белая, а белил не чувствуешь»[ Там же.].

В этом сработал способ смешивания красок на холсте, а не на палитре, уже опробованный в Сентябрьском снеге. «Живопись Сентябрьского снега была действительно переломной для меня.

Будучи где-то посредине между прежней, пленэрной, и новой, импрессионистической установкой, она казалась не совсем обычной, хотя о настоящем разложении цвета, о «дивизионизме» в отношении к ней еще речи быть не может», — писал художник[ Там же, с. 197.].

В январе Грабарь застал несколько дней инея и вновь пристально вглядывался в этот волшебный мотив, столь поразивший его в Титове. А февраль и март в Дугине внесли новые акценты в разрабатываемую им тему русской зимы.

Солнечные дни февраля — «праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу» — дали удивительный живописный материал, воплотившийся в картине Февральская лазурь (1904).

«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять.

Грабарь

Мартовский снег. 1904

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Источник: https://dom-knig.com/read_181258-4

Описание картины "Мартовский снег" Грабаря: материалы для сочинения

Грабарь
«Мартовский снег». И. Грабарь

И. Э. Грабарь — выдающийся русский художник и культурный деятель, автор множества знаменитых картин.
В этой статье представлено описание картины «Мартовский снег» Грабаря, материалы для сочинения, анализ произведения.

Смотрите: Описание других картин

Картина «Мартовский снег» была написана И. Грабарем  в 1904 г. Работа выполнена маслом на холсте. Размер картины составляет 80 х 62 см. Картина «Мартовский снег» находится в Государственной Третьяковской галерее.

Описание картины «Мартовский снег» из книги «Творчество Игоря Грабаря»:

«В «Мартовском снеге» (1904) Грабарь усиливает ощущение шероховатости живописной фактуры. Грабарь сумел создать свой неповторимый стиль, обрел собственную индивидуальность. 

Природа России предстала в картинах художника в новом облике, заискрилась радужными красками, наполнилась простором, воздухом. Свет, озаривший каждый уголок холста, создал радостное и бодрое настроение.

«Признанный жизнелюбец», как сам себя аттестовал художник, в окружающем мире искал мотивы, отмеченные радостной нотой, отвечающие его темпераменту.

Разумеется, не мог он остаться равнодушным к моменту, предвещающему наступление весны. 

В окрестностях подмосковного села Дугина, в деревне Чурилково Грабарь увидел типичный сельский уголок с перспективой подтаявшей дороги и холмистыми далями. «Тема весеннего, мартовского снега, осевшего, изборожденного лошадиными и людскими следами, изъеденного солнцем» увлекла художника. 

Ко времени создания этой картины Грабарь освоил законы живописного и композиционного мастерства, свободно управлял всеми средствами выразительности. 

Работая на натуре, по собственным его воспоминаниям, он «писал с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары».

Самой подходящей формой, с помощью которой Грабарю удалось освободиться от традиционной привязанности к подробной разработке сюжета, свойственной пейзажу XIX века, стала форма этюда, требующая чрезвычайно быстрой фиксации впечатлений художника на холсте. Как импрессионисту, ему свойствен совершенно новый подход к самому творческому процессу как к прекрасному акту, воссоздающему красоту. 

Художник испытывает радостное волнение от увиденного в природе и от своей власти передать цветом, красками солнечный свет, воздушную среду. Следуя советам основоположника импрессионизма Камиля Писсарро, Грабарь пишет уверенно, смело, охватывая глазом целостную картину природы, не сосредоточиваясь на одной точке, наблюдая за воздушной перспективой от первого плана до горизонта. 

Красочная гамма подчинена общему замыслу. Грабарь сопоставляет светлые, почти прозрачные и более темные интенсивные массы цвета, пространство между которыми заполняется промежуточными тонами. Каждый из множества мелких мазков и мазочков в красочной гамме у Грабаря положен соответственно цветовой форме изображаемого предмета — ветви, ствола, тени от дерева. 

Художник пишет чистыми по цвету красками, не смешивая их на палитре, а рассчитывает на смешение их в глазу у зрителя. Грабарь влюблен в плотную, грубоватую фактуру краски, в рельефный мазок, выступая противником линии и гладкой академической манеры письма. 

Проблема влияния световоздушной среды на краски увлекает художника при работе над каждой картиной. Он испробовал широкий диапазон приемов с целью определить свой стиль, свою художественную индивидуальность. Экспериментируя, он обращается к отдельным элементам системы импрессионистов и постимпрессионистов.»

(Наталья Егорова, книга «Творчество Игоря Грабаря»)

«К первым годам после возвращения в Россию относятся его чудесные «снежные» пейзажи: «Сентябрьский снег» (1903), «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (оба — 1904). Снег в разное время года, в разную погоду, при разном освещении — таков был объект внимания Грабаря-импрессиониста. Однако эти пейзажи — не просто изображения снега, в них запечатлены состояния природы в целостном восприятии, проникнутые необыкновенно сильным ощущением свежести, чистоты, радостного ожидания, мгновенно передающиеся зрителю.» (Майорова Н., Скоков Г. «История русской живописи в 12 томах» (Том 10 — «10-е годы XX века»), 2007 г.)

Анализ картины «Мартовский снег» из книги «Автомонография Игоря Грабаря»:

«В 1900 году Грабарь возвратился в Россию, где начинается зрелый и самый плодотворный период его творчества как живописца, в основном и определивший его место в истории русского изобразительного искусства.
…в 1901-1908 годах он сосредоточил свое внимание почти исключительно на пейзажах и натюрмортах. Именно тогда им были созданы такие шедевры, как «Сентябрьский снег» (1903 г) и самые знаменитые полотна – «Февральская лазурь», «Мартовский снег» (обе картины — 1904 г.) и «Хризантемы» (1905 г.).» (вступление В.М.Володарского из «Автомонографии Игоря Грабаря»)

Описание картины «Мартовский снег» на сайте Третьяковской галереи:

«В пейзаже наиболее последовательно воплотились принципы дивизионизма – метода живописи, при котором эффект получают не смешивая краски на палитре, а нанося их чистыми небольшими участками или точками, так, чтобы на определенном расстоянии они сливались в восприятии зрителя. 

Основным предметом живописного изучения в картине «Мартовский снег» становится не дерево, а его холодноватая разноцветная тень на рыхлом снегу. 

Сюжет «покидает» картину вместе с единственной героиней – бабой с коромыслом, направляющейся куда-то за край холста. Расположенная по диагонали тень от дерева подчеркивает направление движения взгляда. 

Рельефными каплями белил художник передает рыхлость старого снега, игру различных оттенков на его поверхности. Мазки создают оптическую иллюзию вибрации атмосферы. Взгляд живописца, направленный сверху, превращает пространство картины в плоскость. 

Фрагментарность и разомкнутость композиции создают ощущение ее развития за пределы полотна. Грабарь доводит изображение до той меры условности, когда трудно сказать, что больше увлекает художника – желание передать рыхлую поверхность снега или добиться самостоятельной выразительности рельефно наложенных красок.»

Это было описание картины «Мартовский снег» Грабаря, материалы для сочинения, анализ произведения.

Смотрите: Описание других картин

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/09/opisanie-martovskij-sneg-grabar-sochinenie.html

Зима в живописи… 10. Игорь Грабарь

?

Categories: Автор — KYKOLNIK. Это цитата этого сообщенияЗима в живописи… 10. Игорь Грабарь

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина,

Полная луна,

  • Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких
  • Одинокий бег.
  • Афанасий Фет, 1832
  • Зима на картинах Игоря Грабаря
  • «Иней» 1905
  • «Зимнее утро»
  • «Зимний вечер»
  • «Иней. Восход солнца»

«Иней» 1919

«Ямщик»  1904

«Сказка инея и восходящего солнца» 1908

  1. «Солнце поднимается»1941
  2.  
  3.  «Старый сарай зимой» 1933
  4. «Сентябрьский снег»
  5.  «Иней» 1918
  6. «Московский дворик»1930
  7. «Март»  1939
  8. «В гололедицу» 1908
  9. «Розовые лучи»  1906
  10. * * *
  11. «Последний снег»
  12. «Зимний пейзаж» 1954
  13. «Разъяснивает» 1928

«В.И.Ленин в парке»

  • «Белая зима. Грачиные гнёзда»
  • «Февральская лазурь» 

Грабарь писал свою «Февральскую лазурь» зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. «Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять.

Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба.

Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины.

На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой «Февральской лазурью».

Над этой картиной Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу.

Художник писал «Февральскую лазурь» «с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая… утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления». 

Серия сообщений «Зима»: Часть 1 — Дед Мороз в живописиЧасть 2 — Страсти по льду……

Часть 15 — Наталья Сюзева «Кормление птиц»

Часть 16 — Только крыши, снег, и кроме… 2Часть 17 — Зима в живописи… 10. Игорь Грабарь

Часть 18 — «Зима». К. И. Горбатов (Россия, 1876 — 1945)

Часть 19 — Bruno Liljefors. Зима в живописи…

Часть 38 — Изобразительное искусство СССР. Зима

Часть 39 — А за окном…Часть 40 — Павлова & Леднев-Щукин

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/6014090.html

Описание картины И. Грабаря “Февральская лазурь”

Пейзаж, если так можно выразиться, – это пор­трет природы. Такие портреты писали многие худож­ники, и на разнообразных живописных полотнах природа выглядит по-разному: порой, пейзажи точ­ные, иногда – мечтательные, представляющие природу задумчивой, загадочной. Нередко портре­ты природы передают какое-то определенное на­строение: уныния, радости, волнения либо покоя.

Мне близки пейзажи Игоря Эммануиловича Грабаря, живописца, который умел глубоко чувс­твовать обаяние русской природы и великолепно передавал это на своих полонах.

Художественное видение Грабаря необычайно. Оно привлекает ес­тественностью откликов живописца на мир, неис­сякаемостью все новых впечатлений.

Перед нами утонченный художник-импрессионист, красота творений которого ошеломляет внутренней пре­лестью. Вообще, именно пейзажи – неброские по мотиву, но весьма звучные, эмоционально напо­лненные по цвету – принесли Грабарю как худо­жнику известность. “Сентябрьский снег”, “Фев­ральская лазурь”, “Мартовский снег” – картины, которые заняли достойное место в ряду лучших живописных творений.

“Февральская лазурь” – полотно, в котором художник прекрасно передал радостное настро­ение природы в конце зимы. Сам живописец писал о природе в это время года и о том, что он отразил на картине: “В природе творилось нечто необычай­ное. Казалось, что она праздновала какой-то небы­валый праздник лазоревого неба, жемчужных бе­рез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

  • На картине “Февральская лазурь” перед нами возникает березовая роща в яркий февральский день, когда уже ощущается скорый приход весны. На память приходят строки Тютчева:
  • Еще природа не проснулась,
  • Но сквозь редеющего сна Весну послышала она,
  • И ей невольно улыбнулась…

Березовая роща на картине выглядит околдо­ванной. Спящие еще пока деревья словно окутаны серебром. Ветви берез, как тонкая ажурная сеть. Кажется, что береза на переднем плане потягивае­тся, как проснувшийся человек – ее ветви направ­лены вверх, к ярко-синему небу.

Ствол дерева не ровный, а выгнутый в сторону, за счет чего созда­ется впечатление, будто береза горделиво подбоче­нилась. Близкий приход весны – это не только яр­кое небо, но и длинные тени на уже подтаявшем серо-голубом снегу.

Кажется, что задача художника этой карти­ны – стремление уловить миг, неповторимое мгновение в жизни природы. Образ березовой ро­щи, созданный кистью художника, это даже не предмет изображения, а острота ощущений и ка­лейдоскоп впечатлений, вызванных данной реаль­ностью. Нельзя не вспомнить в связи с этим тютчев­ские строки о мимолетности любого мгновения на земле:

  1. Как неожиданно и ярко,
  2. На влажной неба синеве,
  3. Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве!

Образ природы на картине “Февральская ла­зурь” изящен, хотя и прост, лишен подробностей и четкости. Автор картины сконцентрировал свое внимание на красках: он добился эффекта прони­кновения на свое полотно света и воздуха путем ис­пользования очень светлых чистых цветов. Все это говорит о принадлежности живописца к импресси­онистической живописной традиции.

Глоссарий:

  • – описание картины февральская лазурь
  • – сочинение по картине мартовский снег
  • – грабарь февральская лазурь описание
  • – описание картины и грабаря февральская лазурь
  • – сочинение по картине грабаря мартовский снег

Источник: https://lit.ukrtvory.ru/opisanie-kartiny-i-grabarya-fevralskaya-lazur/

Вестник Педагога | Публикация Желтоножская Ирина Михайловна

Желтоножская Ирина МихайловнаДолжность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Погарская СОШ №1 Брянской области Населённый пункт: П.Г.Т. Погар Наименование материала: разработка урока развития речи УМК «Школа России»

Тема: Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

13.10.2015

Вернуться назад       Перейти в раздел

Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Урок развития речи. УМК «Школа России» Тема: Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Цель урока: формировать умение «читать, исследовать картину», понимать идейный замысел художника, учить детей писать сочинение по картине. Формирование универсальных учебных действий: 1. Регулятивные УУД: — самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать свою работу. 2. Познавательные УУД: — извлекать информацию, представленную в иллюстрации; — уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; — уметь самостоятельно делать выводы. 3. Коммуникативные УУД: — участвовать в диалоге; — слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; — уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. 4. Личностные УУД — ценить, воспринимать образ Родины через произведения изобразительного искусства. Планируемые результаты: Учащиеся научатся составлять текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливая связь между его частями и отдельными предложениями. Оборудование урока. Репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», музыка П.И.Чайковского «Зима» из цикла «Времена года», карточки к словарной работе, презентация к уроку, проектор, экран. Ход урока 1. Организационный момент 2. Эмоциональный настрой. Учитель: Шепните друг другу на ушко добрые пожелания на урок. 1 Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Я присоединяюсь к вашим пожеланиям. Желаю вам успехов, а самое главное хороших впечатлений, ведь сегодня мы будем работать творчески. А что это значит? Ученики: Писать сочинение или изложение. 3. Постановка проблемной ситуации. Послушайте стихотворение А. Прокофьева и подумайте, что послужит объектом для нашей творческой работы? Читает Шумейко Катя Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, То ясную, кипучую, 2 Учитель Желтоножская Ирина Михайловна То грустную, плакучую. 4. Определение темы урока. Учитель: О чем будет наша творческая работа? Ученики: О березе. Учитель: Чем является это дерево для нашей родины? Ученики: Символом России. Учитель: Действительно, именно этому дереву посвящено много стихов, песен, картин. Как называются художники, которые изображают природу? Ученики: пейзажисты Как называются такие картины? Ученики: Пейзаж. Учитель: Как вы считаете, если речь идет о картине — пейзаже, то какой вид творческой работы на уроке мы будем выполнять? Ученики: сочинение по картине. 3 Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Учитель:Сегодня мы будем писать сочинение по картине одного из известных мастеров пейзажистов. Я вам прочту о нем, а вы подумайте о ком речь. Вам помогут уроки изо. Этот художник певец русской природы, пейзажист и портретист. Его известные картины: «Сентябрьский снег», ,(1903, ГТГ), «Белая зима. Грачиные гнезда» (1904), «Февральская лазурь» (1904, ГТГ), «Мартовский снег» (1904, ГТГ), «Последний снег» (1931), «Берёзовая аллея» (1940), «Зимний пейзаж» (1954 Он с раннего детства увлекался рисованием, был архитектором, реставратором, директором Третьяковской галереи в Москве, затем в Русском музее в Санкт- Петербурге. Это… Ученики: Игорь Эммануилович Грабарь. 5. Постановка целей и задач урока. Вы правильно определили тему урока, узнали художника. 4 Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Поставьте цели и задачи урока. Рассмотреть картину. · Составить план сочинения. · Обдумать каждую часть. · Написать сочинение. · Проверить работу 6. Подготовительная беседа Учитель: Отгадайте загадку и узнайте, в какое время года написан пейзаж. Гуторова Варвара 5 Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. Тёплые весной придут ветра И меня прогонят со двора. Учащиеся: Зима. Учитель: А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав еще одну загадку. Читает Атаманова Даша. 6 Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели По ночам мороз силён Днём капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? Учащиеся: Февраль. Учитель: В старину этот месяц называли ветродуй. В этом месяце очень часто дуют сильные ветра. Ещё его называли лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет. Именно февральские краски природы стали для И. Э. Грабаря волнующими и привлекательными. 7 Учитель Желтоножская Ирина Михайловна 7. Знакомство с картиной. Рассмотрите картину под музыку Петра Ильича Чайковского «Времена года. Февраль. » Поделитесь впечатлениями. А я вам прочту, как Игорь Грабарь говорил об этой березе, об истории создания этого пейзажа. -Такая лазурь, синева для февраля большая редкость. Это подарок природы в самый разгар февраля – самого вьюжного месяца зимы. Художник не мог остаться равнодушным к такой красоте. -«Февральская лазурь» — самый известный пейзаж Игоря Эммануиловича Грабаря. Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. Этот пейзаж был особенно дорог художнику. На склоне лет И.Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга в 1904 году. 8 Учитель Желтоножская Ирина Михайловна В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, и то будет бесподобно», — подумал художник. Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту, вырыв яму под березой и изображая ее с необычного ракурса, чтобы передать обворожившую его, красоту природы. Чтобы лазурь не разлилась, не растерялась, художник использовал зонтик, окрашенный в голубой цвет. Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое. 8. Анализ картины. Почему художник так назвал картину? Что такое лазурь? Как вы понимаете? Прочитайте на карточках. Значение слова Лазурь по Ефремовой: Лазурь — 1. Светло-синий цвет. // Цвет неба, моря. 2. Краска светло-синего, лазурного цвета. Значение слова Лазурь по Ожегову: Лазурь — Природная светло-синяя краска Вот как художник описал февральский день: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой- то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу». Какие слова –эпитеты помогают увидеть февральский день? Лазоревое небо- голубое, светло- синее. 9 Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Жемчужные березы -чисто-белые с блеском. Коралловые ветви- светло-красные. Сапфировые тени- синие, голубые, отражающие блеск драгоценного камня сапфира. Все это можно увидеть на картине? Учитель: Так какие же цвета преобладают на картине? Теплые или холодные? Ученики: холодные: синий, белый, серебристый. Учитель: Присутствуют ли здесь теплые цвета? Ученики: Коралловый, коричневый. Какое время суток изображено? Ученики: день Учитель: какой день изобразил Грабарь? Ученики: солнечный морозный ясный погожий На доске появляется таблица и ее заполняют дети, заранее приготовленными дома карточками. день солнечный лучезарный морозный ясный погожий чудесный небо Голубое, нежно- синее, лазоревое, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное, с переливами голубых красок снег Серебристый, белый, искристый, нежно- голубой, пушистый, блестящий, точно шелковый великолепный ковер тени Сапфировые (ярко –синие с блеском драгоценного камня сапфира) береза Величественная, огромная могучая, нарядная, старая, с изогнутым жемчужным стволом, с коралловыми кружевными причудливо изогнутыми хрупкими ветвями роща Залита солнцем, озарена солнечным светом, косые лучи зимнего солнца освещают молодые деревца. Что изображено на картине? Ученик: снег, березы, небо, тени, роща вдали . (слова появляются в таблице) Опишите небо. (в таблице появляются слова- описания) Каков снег на картине? Что видите на снегу? (тени) 10 Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Почему они так четко видны? (Солнечный день) А что является главным на картине? (березы) Рассмотрите главную виновницу торжества зимнего утра. Подберите эпитеты. Береза могучая, старая, с изогнутым жемчужным стволом, с коралловыми кружевными ветками) Что видите на заднем плане картины? (рощу) Опишите (Залита солнцем, озарена солнечным светом, косые лучи зимнего солнца освещают молодые деревца) 9. Словарная работа. Какие синонимы подберете к слову –картина? (пейзаж, полотно, оно) Береза? (дерево, символ России, белоствольная красавица, она) Художник- пейзажист, Грабарь, он. ( на доске) Назовите словарные слова и их орфограмму. (картина, береза, иней, февральский, морозный, коралловые, солнце) Слова с безударными гласными и проверочные к ним: На доске: Дерево- деревья, стволом- ствол, красота- краше 10. Работа над композицией сочинения. Составление плана. Из скольких частей состоит сочинение? Какой это текст? (описание) А теперь составим план. Из каких частей он состоит? На доске план 1. Вступление. И.Э. Грабарь – певец русской природы. 2. Основная часть. Описание картины. а)общий план. 11 Учитель Желтоножская Ирина Михайловна б) передний план картины. в) задний план картины 3. Заключение. Впечатление, произведенное картиной. 11. Обсуждение каждой части. О чем можно написать в первой части. 1 часть. Художник Игорь Эммануилович Грабарь певец русской природы. Он создал много прекрасных картин. Но вершиной его творчества можно назвать пейзаж «Февральская лазурь». Картина поражает фантастическим голубым сиянием. В природе все утопает в лазоревом свете, поэтому картина и названа “Февральская лазурь”. Во 2 части? 2 часть. Изображен изумительный морозный солнечный февральский день. Лазоревое небо ослепляет своей голубизной. Сиреневый снег искрится, сверкает, отражая сапфировые тени деревьев. На переднем плане картины художник изобразил могучую березу с толстым изогнутым словно в танце, жемчужно- белым стволом. Ветви у берёзы раскидистые, сплетенные в замысловатое коралловое кружево. За царственной старой березой собрались в хоровод ее младшие березки- подружки. На заднем плане виднеется молодая рощица, залитая солнечным светом. 3 часть Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется побывать здесь и увидеть все своими глазами. Мне понравилась эта картина потому, что автор смог передать всю красоту зимнего леса. Оказывается, дерево может быть красиво не только летом, но и зимой! Сегодня мы будем писать сочинение с эпиграфом. 12 Учитель Желтоножская Ирина Михайловна Эпиграф это- (от греч. — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора. Давайте подберем эпиграф к нашему сочинению. У вас на парте есть приложение №1 Выберете подходящий эпиграф. Несколько читаем. Эпиграф записываем после названия сочинения с правой стороны, внизу подписываем автора. 13 Учитель Желтоножская Ирина Михайловна 12. Самостоятельная работа. 14 Учитель Желтоножская Ирина Михайловна 13. Чтение сочинений. 15

Учитель Желтоножская Ирина Михайловна 14. Итог. Что помогло понять замысел художника?  Творчество какого художника вдохновляло вас в вашей работе?  Почему Грабарь так назвал свой пейзаж?  Что хотел создатель донести до зрителя? Оценка.

 Как бы вы оценили свою работу? 15. Рефлексия. Какое впечатление осталось от творческой работы? Удалось ли нам передать содержание картины словами? С каким настроением заканчиваете урок? 16. дз- редактировать, по желанию иллюстрировать.

16

Источник: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=462

Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

План:

  1. Краткие сведения о художнике.
  2. Композиция картины.
  3. Цветовые решения художника.

О, в этом радужном виденье Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье, Лови его — лови скорей!

Ф. И. Тютчев

Игорь Эммануилович Грабарь родился в 1871 г. в Будапеште в семье Э. И. Грабаря, по политиче­ским мотивам в 1876 г. эмигрировавшего из Австро- Венгрии в Россию. И. Грабарь учился в Академии художеств в Петербурге, где его наставниками были такие живописцы, как И. Е. Репин и П. П. Чистя­ков.

Также молодой художник был учеником, а за­тем помощником в студии А. Ажбе в Мюнхене. И. Грабарь был не только живописцем, полотна ко­торого пронизаны жизнерадостностью и энергией, но и превосходным организатором.

Художник был членом таких объединений, как «Мир искусства» и «Союз русских художников».

В творчестве И. Грабаря явственно ощущается влияние художников-импрессионистов, которые стремились запечатлеть не только окружающую ре­альность, но и свои впечатления, связанные с уви­денным. Среди произведений И.

Грабаря немало высокохудожественных пейзажей, иллюстриру­ющих времена года, например «Сентябрьский снег», «Мартовский снег», «Февральская лазурь», а также натюрморты («Хризантемы», «Неприбранный стол») и портреты. Некоторые работы ху­дожника в настоящее время расцениваются многи­ми искусствоведами как уступка официальной идеологии.

Таковы, в частности «В. И. Ленин у пря­мого провода» и «Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина».

В своих статьях, опубликованных в разные го­ды в искусствоведческих журналах, И. Грабарь приветствовал творческие поиски, новаторство в искусстве. С января 1907 г. Грабарь активно ра­ботал над изданием многотомной «Истории рус­ского искусства», материалы для которой он начал собирать еще в 1902 г.

во время поездки в северные районы России. Также И. Грабарь содействовал изданию серий книг, посвященных развитию ис­кусства в древнейших русских городах и творчес­тву выдающихся деятелей русского искусства. В соавторстве с С. Глаголем им написаны книги о И. И. Левитане и В. А. Серове. За вторую из этих книг И.

Грабарь был избран действительным членом Академии художеств, а позднее назначен директо­ром Третьяковской галереи. Этот пост он занимал до 1925 г.

, после чего перешел на преподавательскую работу в МГУ, где значительный период времени чи­тал лекции по «Теории и практической реставрации памятников искусства и старины».

В разные годы И. Э. Грабарь являлся директо­ром Московского художественного института им. В. И. Сурикова, Академии художеств и Инсти­тута истории искусств АН СССР, созданного по его инициативе. Последнюю из перечисленных орга­низаций И. Э. Грабарь возглавлял вплоть до своей смерти в 1960 г.

А теперь обратимся непосредственно к творчес­тву художника. На картине «Февральская ла­зурь» автор изобразил на первый взгляд простой, ничем не примечательный зимний пейзаж. Земля покрыта снегом, отливающим голубизной, де­ревья, лишенные листьев, раскинули на фоне го­лубого неба заснеженные ветви, вдали темнеет по­лоса леса.

Можно отметить интересную особенность: худож­ник ориентирует свой пейзаж не в горизонтальном направлении, а в вертикальном. Такой выбор неслу­чаен: задачей автора является не изображение неох­ватных заснеженных просторов, но неизмеримой высоты, холодной, чистой, пронизанной солне­чным светом.

Подтверждением этой версии слу­жит передний план картины, на котором худож­ник изобразил большое дерево. Это дерево отнюдь не единственное на картине, что естественно, раз изображен лес. Тем не менее, присмотревшись, ле­гко заметить, что ствол этого дерева выделяется на фоне остальных деревьев, изображенных как ча­стая сеть ветвей.

Хотя это дерево находится ближе к левому краю картины, образно и композиционно оно является центром пейзажа, его осью. Как тут не вспомнить мифический образ Мирового Древа, существующий в культурах многих народов! Вели­кое Древо преданий — это ось мироздания.

Разные народы почитали в качестве священных многие де­ревья: дуб чтили и славянские жрецы Перуна, и кельтские друиды, скандинавы верили, что Мировое Древо — это исполинский ясень. На кар­тине И. Грабаря мы видим березу, которая в по­эзии традиционно считается символом России.

Ствол дерева, темный внизу, как это нередко быва­ет у берез, становится тем белее, чем выше он по­днимается. Темные участки вверху на белой коре едва намечены. Конечно, это легко объяснить: ведь художник смотрел на дерево снизу вверх, сле­довательно, внизу мелкие детали четче и ярче.

Изображения более отдаленных деревьев лишь скупо набросаны, и это неслучайно. Они лишь фон, однако фон двухступенчатый: сначала идет редколесье, а затем у горизонта пейзаж оттеняет широкая коричневато-серая полоса.

Следует обратить внимание и на то, как худож­ник изобразил главное дерево. Автор избрал такой масштаб, при котором изображение боковых ве­твей не уместилось на полотне полностью. То же самое можно сказать и о верхушке дерева: она сло­вно теряется в бесконечности.

Нужно обратить внимание и на ствол дерева — он не является абсо­лютно прямым, «стройным», но словно изогнулся в волшебном танце. Некоторые исследователи гео­патогенных зон и силовых линий Земли считают, что подобные деформации ствола происходят у де­ревьев, выросших на пересечении силовых линий.

Еще древние знали об этом и считали такие де­ревья связанными с Иным Миром.

Из названия картины мы узнаем, что художник изобразил не просто зимний, а февральский пей­заж. Февраль — пик зимы, когда стоят самые силь­ные морозы. В то же время художник запечатлел ясное утро — ведь солнце встает на востоке, и на картине свет тоже падает справа.

Белые стволы де­ревьев, чистый снег, на котором не заметно ничьих следов — все это как нельзя лучше соответствует на­званию месяца: слово «февраль» образовано от ла­тинского februarius — месяц очищения. В это вре­мя в Риме осуществлялись ритуальные очищения.

На картине Грабаря мы видим чистоту и красоту природы, ее величие, мощь и одновременно — бе­ззащитность перед человеком. Что может противо­поставить топору и пиле даже самое большое, самое сильное дерево, корни которого уходят глубоко в недра земли, а ветви-руки тянутся к небу?..

Худо­жник ненавязчиво учит нас любить и беречь родную природу, а не относиться к лесу лишь как к сырь­евой базе для промышленных предприятий и потен­циальному топливу.

Создавая свою картину «Февральская лазурь», И. Грабарь использовал не так много оттенков. Главными цветами в его палитре явились лазурно­голубой, белый и коричневато-серый. Несмотря на столь ограниченный набор цветов, художнику уда­лось создать правдивый образ живого сказочного зимнего леса.

На этой странице искали :

  • февральская лазурь сочинение
  • сочинение на тему февральская лазурь
  • Сочинение Февральская лазурь
  • сочинение по картине грабаря февральская лазурь
  • грабарь февральская лазурь сочинение

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-kartine-i-grabarya-fevralskaya-lazur.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector