Пуссен николя «аркадские пастухи» описание картины, анализ, сочинение

08 июля 2018

Пуссен Николя

Франция не подарила миру такого большого количества великолепных картин средневековой эпохи и эпохи Возрождения, как Италия или Испания, Голландия или Германия.

Однако именно во Франции появился художник, ознаменовавший своим творчеством наступление нового периода в искусстве – эпохи классицизма. Этого художника звали Никола Пуссен.

Никола родился в семье бывшего солдата, который после времён кровопролитных религиозных войн во Франции, стал простым крестьянином.

Семья Пуссена жила очень небогато, и поэтому мальчик не мог получить сколь-нибудь систематического художественного образования, несмотря на то, что его с детства привлекала живопись и написание картин.

Воспользовавшись случаем, мальчик Никола убежал из дома, прибившись к странствующему бедному живописцу. Так он оказался в Париже. Денег с собой у него никаких не было, и ему часто приходилось голодать.

Пуссен Николя

Пейзаж с Полифемом — Никола Пуссен.  1649 год. 155х199

Однако в какой-то степени Николё всё же улыбнулась удача. Он познакомился с человеком, который заведовал королевской библиотекой и художественными собраниями. С его помощью подросток получил возможность копировать картины гениев итальянской живописи. Пуссен страстно желал отправиться в Рим, чтобы оттачивать там своё искусство живописца.

Никола принял решение вернуться в свою деревню, чтобы упорным трудом накопить денег на поездку в Италию. Два раза он отправлялся в путешествие, но не мог добраться до Рима и снова возвращался в свою деревню, нищий и больной. Однако на третий раз он всё-таки оказался в Риме.

Здесь ему повезло, ему помогли свести знакомство с самим кардиналом Барберини, которому целеустремлённый юноша понравился. Никола Пуссен стал получать свои первые заказы.

Пуссен Николя

Венера, Фавн и путти — Никола Пуссен 1630-1635. 72×56

Со временем живописец приобрёл очень большую известность. Ему даже предлагалось место в академии искусств. Однако король Франции Людовик XIII по совету своего министра, всесильного Ришелье, решил вернуть художника на Родину. Приехав в Париж, Никола получил почётное звание первого придворного живописца короля.

Художник, мальчиком голодавший на улицах французской столицы, теперь имел очень и очень солидный доход. Со временем Николе был дарован даже маленький дворец. Именно Пуссену было поручено расписывать Лувр – резиденцию французских королей и будущий музей, известный ныне по всему миру.

Никола Пуссен имел теперь богатство и почёт, однако жизнь при дворе, дворцовые интриги мешали ему сосредоточиться на своей работе, на своих полотнах.

Пуссен Николя

Возвращение Святого Семейства из Египта — Никола Пуссен 1628-1638. 117×99

Однажды Пуссен попросил у короля дозволения на время уехать из Франции обратно в Рим. Во время отсутствия художника умер великий Ришелье, а спустя полгода и сам король Людовик XIII. При дворе о живописце сразу забыли, и всю оставшуюся жизнь он так и провёл в Риме. Однако в отличие от многих других художников в схожих обстоятельствах Пуссен не стал нищим.

Размеренная творческая деятельность позволяла ему жить в достатке.Пуссен писал свои картины, как правило, на библейские или античные темы. Особенно известны такие его полотна, как «Аркадские пастухи», «Святое семейство», «Царство Флоры» и ряд других. Живопись Николы Пуссена отличается величественностью и возвышенностью. Герои его полотен, как правило, благородные люди.

При этом картины художника всегда очень гармоничны.

Пуссен Николя

Аркадские пастухи — Никола Пуссен 1630. 101х82

Творчество Николы Пуссена положило начало классическому периоду в живописи. В те времена «классическими» называли произведения искусства высшего разряда, самые лучшие и совершенные. Однако позже многие художники в своих классических картинах начали слишком сильно подрожать сложившимся канонам данного направления в искусстве.

В результате такие полотна были несколько безжизненны, лишены чувств и движения. Поэтому классицизм многие стали считать академическим, сухим стилем. Однако произведения француза Николы Пуссена, основоположника классицизма, заслуженно относят к шедеврам мировой живописи.

Эти картины пользуются неизменной любовью посетителей музеев и картинных галерей.

Пуссен Николя

Суд Соломона — Никола Пуссен1649, 101х150

живопись, рим, Никола Пуссен, классицизм, Суд, Соломон, Аркадские пастухи, Возвращение Святого Семейства из Египта, Людовик, Венера, Фавн и путти, Барберини, кардинал, Пейзаж с Полифемом, Лувр, античные.

Источник: https://ArtDoArt.com/news/nikola-pussen-osnovopoloznik-zivopisi-epohi-klassicizma

Аркадские пастухи. Самая загадочная картина Пуссена

Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1650 г. Лувр, Париж

Картина Никола Пуссена (1594-1665 гг.) «Аркадские пастухи» сама по себе вряд ли привлечёт Ваше внимание в Лувре. Если только Вы не обожаете самого Пуссена.

  • Но если знать сюжет этой картины, то она становится чуть ли не самой любопытной во всей мировой живописи.
  • Итак, что же мы видим на картине?
  • Судя по названию, перед нами три пастуха и ещё одна дама, смысл присутствия которой не очень ясен.
  • Дело явно происходит в Древней Греции, судя по хитонам, венкам и сандалиям.

И даже место действия известно. Некая Аркадия, весьма приятная на вид: кудрявые деревья, скалы, высокое синее небо.

Пастухи обнаружили старое надгробие, на котором силятся прочитать неведомую фразу. И вот тут начинается самое интересное.

Фраза «Et in Arcadia Ego» переводится как «И я был в Аркадии».

Аркадия, как ключ к разгадке

Чтобы понять ее смысл, важно разобраться, чем же так славится Аркадия.

Аркадия – это реальное место, которое находится в Центральной Греции. В античные времена здесь было распространено исключительно скотоводство. И пастушество было самой главной профессией.

Пастухи вели размеренный образ жизни и пребывали в согласии с природой. И постепенно сложился райский образ Аркадии, места, где человек и природа гармонично сосуществует.

И вот теперь смысл загадочной фразы проступает гораздо отчетливее.

Умерший как бы обращается к живым – наша жизнь скоротечна, все мы бренны. И даже в таком райском месте, как Аркадия, всех нас ждет смерть.

Откуда взялась история про аркадских пастухов

И вот что самое удивительное. Такого сюжета Вы не найдёте ни у одного античного автора. Разве что Аркадия существовала и в их времена.

Впервые этот сюжет мы видим у современника Пуссена, Гверчино. Тлеющим черепом крупным планом он недвусмысленно говорит нам о том же. Что смерть есть даже в Аркадии.

Гверчино. Et in Arcadia ego. 1618-1622 г. Палаццо Барберини, Рим

А уж где Гверчино взял эту фразу и сюжет, остаётся загадкой. С Пуссеном они об этом не успели переговорить. Гверчино покинул Рим за год до того, как туда прибыл французский художник.

Ранняя версия «Аркадских пастухов»

Пуссена так заворожила картина «Et in Arcadia Ego», что он написал свою версию. Тоже с черепом.

Никола Пуссен. Аркадские пастухи. 1627 г. Собрание герцога Девонширского

А через 20 лет написал ещё одну версию. Которая и стала самой знаменитой.

Она написана в очень узнаваемом стиле классицизма. Когда все подчинено четким канонам. Идеализация во всем. Поджарые и миловидные пастухи. Традиционная трёхцветка: красный-синий-желтый. Герои стоят почти в ряд, чтобы каждого из них мы могли разглядеть. Идеализированный пейзаж.

Череп Пуссен убрал. Вместе с ним избавившись от эмоциональности барокко. И сделал сюжет более романтичным и пасторальным.

Изменилась и пастушка. Если в первой авторской версии это была легкомысленная особа, спокойно оголившая свою грудь.

То в более поздней версии это уже статная дама. Обратите внимание, что она слишком белокожа, чтобы быть пастушкой. А ещё она меньше всех удивлена находке.

Она положила руку на плечо молодому пастуху, как бы успокаивает, что мол ничего не поделать, такова жизнь.

Никола Пуссен. Аркадские пастухи (фрагмент). 1650 г. Лувр, Париж 

Скорее всего, Пуссен превратил пастушку в аллегорию мудрости.

Что вполне в духе художника. Аллегории, появившиеся в Эпоху Возрождения, после Пуссена и вовсе наводнили картины.

Девушки, изображающие Славу, Милосердие, Веру и прочее, заняли серьёзные позиции в живописи XVII-XVIII веков.

Крылатая фраза «И я был в Аркадии»

Теперь фраза «И я был в Аркадии» или «И я в Аркадии родился» ассоциируется у нас исключительно с работой Пуссена.

Эта крылатая фраза была очень популярна в последующие столетия. Не раз встречается у поэтов.

  1. Но по какой-то необъяснимой причине обходилась стороной живописцами.
  2. Картина Пуссена так и осталась чуть ли не единственным полотном на этот сюжет в истории живописи (не считая ранней работы самого Пуссена и картины Гверчино).
  3. Если Вы знаете картины на этот же сюжет, пожалуйста, напишите мне в х.
  4. Оксана Копенкина
  5. Перейти на главную страницу

Источник: https://arts-dnevnik.ru/arkadskie-pastuhi-pussen/

Никола Пуссен — Аркадские пастухи

Заказчиком этой картины был кардинал Ришелье.

После смерти художника полотно приобрел король Людовик четырнадцатый, но в течение целых 20 лет держал в своих внутренних покоях и показывал только избранным.

Может быть, картина навевала на него мрачные настроения? Или он полагал, что это зашифрованное послание потомкам королевской династии? Какую же тайну хранит полотно Никола Пуссена «Аркадские пастухи»?

Читайте также:  Суриков василий "степан разин" описание картины, анализ, сочинение

Творчество этого французского художника 17 века трудно отнести к какому-то одному направлению. Никола Пуссен всю жизнь находился в поиске, пробовал себя в стиле классицизма и барокко, писал мифологические сцены, рисовал пейзажи. «Я не большой любитель перемен» — признавался художник — «Я просто люблю риск, который связан с этими переменами».

Картина «Аркадские пастухи» написала уже зрелым мастером, который интересовался учением античных философов и размышлял о смысле жизни и неотвратимости смерти. Впервые он обратился к сюжету с пастухами, когда ему было около тридцати, и спустя годы вернулся к нему вновь. На обеих картинах Пуссена изображены молодые люди, которые рассматривают древнее надгробие.

На нем латинским шрифтом высечена эпитафия «И в Аркадии я есть».

Возможно герои картины Пуссена, жители беззаботной Аркадии, при виде одинокой могилы впервые задумались о том, что человек смертен. Один пастух внимательно вчитывается в надпись, другой, задумавшись, склонил голову, третий, показывая на каменное надгробие, вопросительно и тревожно смотрит на свою спутницу.

Её фигура спокойна и величественна, женщина философски относится к смерти, понимая её неизбежность. Этот персонаж воплощает элегическое настроение, которое, вероятно, и хотел выразить Пуссен своей картиной.

Композиция полотна проста и упорядочена, все подчинено законам классической красоты: холодный цвет неба и теплые тона переднего плана, красота обнаженного человеческого тела на фоне камня. Все это вызывает ощущение покоя и душевного равновесия.

Существует еще одна довольно мрачная трактовка. Бесстрастная женская фигура это сама смерть и надпись сделана от её имени. «Я, смерть, есть даже в Аркадии». Тень от руки пастуха на могильной плите напоминает косу, постоянный атрибут смерти. Недаром в первом варианте «Аркадских пастухов» на надгробии лежит череп.

Возможно, Пуссен хотел разрушить безмятежное настроение героев и заставить их задуматься о грядущих страданиях. Если верить современным охотникам за тайнами, картина Пуссена — это мистическое послание потомкам древней династии, восходящей к самому Иисусу Христу. А Аркадия это отсылка к городу Арк, где династия хранит Священный Грааль.

Поздняя версия картины Пуссена могла появиться, чтобы уточнить зашифрованное послание. Как было на самом деле неизвестно. Два столетия спустя был возведен монумент по мотивам картины, но почему-то изображение дано в зеркальном отображении, а латинское выражение заменено набором букв.

Расшифровать загадочные буквы пытались многие, в их числе и Чарльз Дарвин, но удалось разобрать только три слова: «Пуссен хранит ключ».

Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/10528820/

Аркадские пастухи

GALA БиографияИстория

Биография шедевра / Николя Пуссен / «Аркадские пастухи»

Долгие годы картина «Аркадские пастухи» великого французского художника Николя Пуссена была скрыта от широкой публики. Владевший ею король Франции Людовик XIV до последних дней никого, даже своих близких не подпускал к полотну. Он был уверен, что в картине зашифрована подсказка, где искать святой Грааль.

Ирина Опимах

Знакомые называли Николя Пуссена «человеком дьявольской энергии». И действительно, он с ранних лет, не щадя себя, отдавал все силы творчеству и освоению секретов живописи.

То, что сын отставного военного и вдовы прокурора, появившийся на свет в 1594 году в нормандской деревне Вийер, станет художником, стало ясно с первых же лет жизни – Николя рисовал, где только мог, и у него здорово получалось.

Это же отметили и в школе при иезуитском монастыре в Руане, которую мальчик, якобы по совету руанского художника Жувене, хваставшегося, что именно он дал первые уроки Пуссену, оставил, пойдя подмастерьем к художнику Кантену Варену из Лез-Андели. А уже в 1612 году Николя, не получив благословения родителей, отправился покорять Париж. Пешком.

1640: «Аркадские пастухи» Эта работа Николя Пуссена – одна из жемчужин собрания Лувра. О картине написаны сотни научных трудов, однако тайны, которые она скрывает, до сих пор не раскрыты.

В Париже Пуссену улыбнулась удача – он познакомился с итальянским поэтом Джамбатистой Марино, который в те годы служил при дворе Марии Медичи. Марино приобщил Пуссена к поэзии и заказал ему несколько работ, что спасло молодого живописца от голода.

Но главное, Марино, страстный коллекционер, показал Пуссену эстампы великих итальянских живописцев – Рафаэля и Джулио Романо. И Пуссен понял – ему нужно срочно ехать в Рим – там столица всего прекрасного, там живут и работают великие художники.

Но уехать в Рим оказалось не так-то просто – только весной 1624 года уже тридцатилетним Пуссен попал в столицу Италии. И постепенно, не сразу, но добился всего, о чем только мечтал: успеха, денег, заказов, влиятельных клиентов и даже любви. 1 сентября 1630 года он женился на девятнадцатилетней Анне-Марии Дюге, дочери француза-кондитера, имевшего в Риме свою лавку.

Автопортрет Николя Пуссена. 1630 год.

Здесь, в Вечном городе, Пуссен увидел творения мастеров Возрождения, прежде всего Тициана, сильно повлиявшего на все его творчество, и увлекся Античностью, ее поэзией, героями, глубочайшими смыслами, заложенными в произведениях античных поэтов и философов. Причем настолько, что коллеги говорили о Пуссене: «Всеми своими мыслями он находится за две тысячи лет отсюда, целиком растворившись в Античности».

Вскоре слава Пуссена докатилась и до Парижа. В 1635 году его заказчиком стал сам могущественный кардинал Ришелье. В конце 1640 года Ришелье попросил Пуссена приехать в Париж – так пожелал король Франции, которого нельзя было огорчить отказом. По-видимому, тогда, около 1640 года, по заказу Ришелье и была написана картина «Аркадские пастухи» – тот вариант полотна, что ныне хранится в Лувре.

Последний прижизненный портрет Армана Жана дю Плесси, кардинала Ришелье, работы Клода Меллана. 1642 год.

Аркадия – гористая область в Греции, где в античные времена жили в основном пастухи. Жили трудно, но со временем в западной культуре сформировался миф о прекрасной Аркадии, царстве мудрости и справедливости, где все были счастливы и жили в гармонии с Природой. В общем, рай на Земле.

Особенно миф о райской жизни в Аркадии был популярен в Италии. В 1486 году поэт Якопо Саннадзаро написал пасторальный роман «Аркадия», пользовавшийся большой популярностью. Этот сюжет использовали и художники.

Так, в 1618–1622 годах болонский живописец Джованни Франческо Барбьери по прозвищу Гверчино, то есть Косоглазый, написал картину «Аркадские пастухи». На ней пастухи разглядывают череп, лежащий на постаменте, на котором высечена надпись: Et in Arcadia Ego («И я в Аркадии»).

Это латинское выражение не принадлежит античным авторам. Оно появилось в Италии в XVII столетии, причем многие историки полагают, что впервые его произнес кардинал Джулио Роспильози (в 1667 году он стал папой Климентом IX. – Прим. ред.), большой почитатель и покровитель Пуссена.

Вскоре эта фраза стала крылатой в Италии. А смысл картины Гверчино был очевиден – смерть есть и в прекрасной Аркадии.

«Аркадские пастухи» кисти итальянского живописца Гверчино. 1618–1622 годы.

В 1627–1630 годах Пуссен создал свой первый вариант этого сюжета. Сейчас полотно хранится в Англии, в Чатсуорт-хаусе, в собрании герцогов Девонширских. Пастухи на картине рассматривают надпись на гробнице. Вторая картина Пуссена, посвященная Аркадии и созданная для кардинала Ришелье (по другой версии, заказчиком выступал Джулио Роспильози. – Прим.

ред.), появилась, когда Пуссен был уже известным мастером. На ней изображены три пастуха – молодой, зрелый и старый. По-видимому, они символизируют три этапа жизни человека. Рядом с ними художник поместил прекрасную женщину. Кто она? Возможно, та, что погребена в этой могиле.

В романе Саннадзаро, несомненно, послужившем основой для сюжета картины, есть такие строки: «Пастухи будут поклоняться этому уголку, и они прочтут на прекрасном надгробии: «Та, которая всегда была так высокомерна и жестока, ныне покоится под этим холодным камнем».

Но, может, это образ Природы, прекрасной Природы, в мире которой живет человек? А вдруг это сама Смерть, и потому так испуганно смотрит на нее юный пастух?

Источник: https://kiozk.ru/article/gala-biografia/arkadskie-pastuhi

Пуссен пастухи аркадии. Описание картины Никола Пуссена «Аркадские пастухи

Жанна Дарк биография которой до сих пор поражает людей, вполне могла бы послужить примером многим современным женщинам. Другой такой национальной героини Франции, да и любой другой страны, не было и вряд ли когда-то будет. Итак, приступим!

Родилась Жанна Дарк в 1412 году в деревеньке Домреми. Сегодня родной город Жанны Дарк и сохранившийся дом — любимое место паломничества туристов. До 13 лет Жанна предавалась активным играм и росла боевой девчонкой, а по достижению упомянутой даты стала слышать голоса святых.

Иногда Жанна видела настоящие видения, в которых ей пророчилась участь спасительницы Франции. Через некоторое время Жанна отправилась в город Вакулёр к местному воинскому начальнику, который ее, конечно, высмеял.

Читайте также:  Верещагин василий "после удачи" описание картины, анализ, сочинение

Через некоторое время Жанна снова пошла к нему и открыла ему ряд пророчеств, в которых военачальник нашел массу фактов, заставивших его поверить юной деве. Он дал ей воинов и направил к дофину Франции Карлу VII-му.

Над биографией Жанной Дарк многие люди склонны иронизировать. Однако, целый ряд фактов красноречиво говорит о том, что мистическая необъяснимая составляющая в этой истории, несомненно, была. Дофин был заранее предупрежден о визите Жанны и знал, что по пророчеству она должна была его узнать.

Поэтому он посадил на трон похожего на себя подчиненного, а сам встал вместе со свитой в толпе. Войдя в замок Жанна Дарк безошибочно подошла к настоящему дофину, чем немало удивила окружающих.

И все же дофин в чудо не поверил, а устроил Жанне целый ряд проверок, в ходе которых все его сомнения были развеяны.

Великие победы и плен

Жанне Дарк король дал войско и даже подарил меч Карла Великого. Франция в те времена была в ужаснейшем положении и потеряла многих территорий в ходе продвижений англичан.

Жанна Дарк биография которой славится именно чудесными победами, стала быстро освобождать города один за другим. После первой победы – взятом в Орлеане бастионе Сен Луи, Жанну окрестили «Орлеанской Девой» и даже самые большие скептики поверили в то, что она от Бога.

Она выполнила в несколько дней задачу, которые военачальники считали невыполнимой.

После Орлеана Жанна Дарк играючи завоевала Луару, Жаржо, Мён-Сюр-Луар и на голову разбила англичан в битве при Пате. Среди плененных англичан был непобедимый английский барон Талбот, на счету которого было 47 побед и ни единого поражения.

Жанна уговаривала Карла начать наступление на Париж, однако, тот долго сомневался, в результате чего наступление не состоялось.

В 1430 году Жанна бросилась на помощь в осажденный город Компьеню, где ее блистательная карьера оборвалась из-за предательства одного из подчиненных. Жанну взяли в плен и повезли в Руан.

Победная биография Жанны Дарк окончилась, впереди предстояли страшные испытания и ужаснувшая мир казнь.

Процесс и казнь

Почему Жанну Дарк сожгли на костре? Примечательно, что ее судили не как военную преступницу, а как еретичку.

Ей вменяли ношение мужской одежды и то, что она слышала голоса – по мнению английский католических священников эти голоса были от нечистой силы.

Епископ Пьер Кошон, имя которого через некоторое время собственные потомки предали проклятию, почти полностью сфабриковал процесс над Жанной Дарк. В частности, он обманным путем заставил подписать ее «отречение от ереси», чем она признала свою вину.

30 мая 1431 года Жанну Дарк сожгли на костре в Руане, на площади Старого рынка. Сегодня на это место люди до сих пор несут цветы.

Во время сожжения народ, несмотря на то, что Жанна была противников в войне, сильно плакал. В последние минуты Жанна крикнула епископу, что умирает из-за него и он будет вызван на суд Божий.

Когда огонь стал опалять ее тело, она несколько раз крикнула «Иисус!» и больше толпа не услышала ни стона.

Ее прах развеяли над речкой, а мужеством и силой девушки долго восхищались знатные особы и простые люди.

Жанна Дарк биография кратко которой некоторым может показаться безрезультатной, все-таки одержала победу над Англией. Франция нанесла англичанам, которые были ослаблены победами Жанны, сокрушительный удар и победила.

Как считается рейтинг

Источник: https://orange-lab.ru/pussen-pastuhi-arkadii-opisanie-kartiny-nikola-pussena-arkadskie/

Никола Пуссен Poussin, Nicolas (1594-1665)

[more]

Нормандец по происхождению, Никола Пуссен (1594-1665 гг.) родился в Лез-Андели, небольшом городке на берегу Сены. Юному Пуссену было обеспечено хорошее образование и возможность изучить начальные этапы искусства художника.

Более подробное знакомство с секретами мастерства он узнал уже после переезда в Париж, где учился у мастеров. На автопортрете  Никола Пуссен изобразил себя мыслителем и творцом. Рядом с ним профиль Музы, словно олицетворяющей власть над ним античности. И в то же время это образ яркой личности, человека своего времени. В портрете воплощена программа классицизма с его приверженностью натуре и идеализации, стремлением к выражению высоких гражданских идеалов, которым служило искусство Пуссена.

[more]  Никола Пуссен — французский художник, основатель стиля «классицизм». Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, он раскрывал темы современной ему эпохи. Своими произведениями он воспитывал совершенную личность, показывая и воспевая примеры высокой морали, гражданской доблести.

  [iflash=607,360,http://vk.com/video_ext.php?oid=125477538&id=168526091&hash=1150e39fffa72971&hd=1]

  Никола Пуссен родился 5 мая 1594 года в Нормандии, около городка Ле Андели. Его отец, ветеран армии короля Генриха IV (1553–1610), дал сыну неплохое образование. С детства Пуссен обратил на себя внимание своими склонностями к рисованию.

В 18 лет он едет в Париж, чтобы заниматься живописью. Вероятно, его первым учителем был портретист Фердинанд Ван Элле (1580–1649), вторым – исторический живописец Жорж Лалльман (1580–1636).

Познакомившись с камердинером вдовствующей королевы Марии Медичи, хранителем королевских художественных коллекций и библиотеки, Пуссен получил возможность посещать Лувр и копировать там картины итальянских художников.

В 1622 Пуссену и другим художникам поручили написать шесть больших картин на сюжеты жизни св. Игнатия Лойолы и св. Франциска Ксаверия (не сохранились).

  В 1624 Николя Пуссен отправился в Рим. Там он изучал искусство античного мира, произведения мастеров эпохи Высокого Возрождения. В 1625–1626 он получил заказ написать картину «Разрушение Иерусалима» (не сохранилась), позже он написал второй вариант этой картины (1636–1638, Вена, Музей истории искусств).

  В период 1629–1633 тематика картин Пуссена меняется: он реже пишет картины на религиозную тематику, обращаясь к мифологическим и литературным сюжетам. 

Нарцисс и Эхо, около 1629

Ринальдо и Армида. 1635

  Сюжет картины заимствован из поэмы итальянского поэта ХVI века Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Волшебница Армида усыпляет молодого рыцаря Ринальдо, отправившегося в крестовый поход. Она хочет убить юношу, но, покоренная его красотой, влюбляется в Ринальдо и уносит его в свои зачарованные сады.

Пуссен, глава живописи классицизма, трактует средневековую легенду в духе античного мифа. Завершенность композиции, единство ритмического построения — главные особенности искусства Пуссена. В колорите ощущается влияние Тициана, творчеством которого Пуссен увлекался в эти годы.

Картина является парной к «Танкреду и Эрминии», хранящейся в Государственном Эрмитаже.

Танкред и Эрминия. 1630 — 40

  Предводительница амазонок Эрминия, влюбленная в рыцаря Танкреда, находит его раненым после поединка с великаном Аргантом. Оруженосец Вафрин приподнимает с земли неподвижное тело Танкреда, а Эрминия, в безудержном порыве любви и сострадания, отсекает мечом свои волосы, чтобы перевязать ими раны рыцаря. Почти все на полотне спокойно — бессильно лежит на земле Танкред, застыл над ним Вафрин, неподвижны кони, тело Арганта распростерто в отдалении, пустынен и безлюден пейзаж. Но в это застывшее безмолвие врывается патетическое движение Эрминии, и все вокруг загорается отраженным светом ее неудержимого душевного взлета. Неподвижность делается напряженной, сильные и глубокие красочные пятна сталкиваются друг с другом в резких контрастах, проблески оранжевого заката на небе становятся угрожающими и тревожными. Взволнованность Эрминии передается каждой детали картины, каждой линии и световому блику.

В 1640

популярность Пуссена привлекла внимание Людовика XIII (1601–1643) и по его настойчивому приглашению Пуссен приехал работать в Париж, там он получил заказ от короля написать картины для его капелл в Фонтенбло и Сен-Жермене.

  Осенью 1642 Пуссен снова уезжает в Рим. Темами картин этого периода стали добродетели и доблести властителей, библейских или античных героев.

Великодушие Сципиона. 1643

  Во второй половине 40-х Пуссен создал цикл «Семь таинств», в котором раскрыл глубокое философское значение христианских догм: «Пейзаж с апостолом Матфеем», «Пейзаж с апостолом Иоанном на острове Патмосе» (Чикаго, Институт искусств).

Источник: https://terrao.livejournal.com/8022640.html

Et in Arcadia Ego

Пуссен. Аркадские пастухи (Et in Arcadia Ego). Ок. 1650 — 1655 (по другим сведениям – ок. 1638). Париж. Лувр.

У Пуссена есть еще одна, более ранняя, картина на этот же сюжет.

Пуссен. Аркадские пастухи (Et in Arcadia Ego). Ок. 1650 — 1655 (по другим сведениям – ок. 1638). Париж. Лувр.

У Пуссена есть еще одна, более ранняя, картина на этот же сюжет.

Пуссен. Аркадские пастухи. (1629 — 1630). Четсворт. Собрание герцога Девонширского.

На обеих картинах Пуссена изображены псевдоантичные пастухи, в полях Аркадии натолкнувшиеся на древнее надгробие с высеченной на нем эпитафией Et in Arcadia Ego. Они удивлены увиденным и силятся прочитать ее.

И понять… Что же открывается им, а с ними и нам?Живописный сюжет «Et in Arcadia Ego» породил одну из самых долгих дискуссий в искусствоведении. Важным моментом в ней оказалась биография… Рейнолдса, хотя бы уже потому, что в дискуссию оказался вовлечен король. Написанная Ч. Лесли и Т.

Читайте также:  Бугро вильям "волна" описание картины, анализ, сочинение

Тэйлором, биография этого английского художника была издана в Лондоне в 1865. В ней есть такой эпизод:

В 1769 году Рейнолдс показал своему другу д-ру Джонсону только что законченную картину. На ней изображены две леди, сидящие перед надгробием и изучающие надпись на нем. Эта надпись – наша латинская фраза.

«”Что бы это могло значить? – восклицает д-р Джонсон. – Совершеннейшая бессмыслица: Я – в Аркадии!” — “Полагаю, король мог бы объяснить вам, — возразил Рейнолдс. – Едва увидев вчера картину, он сразу же сказал: “Ах, там, в глубине – надгробие.

Увы, увы, смерть есть даже в Аркадии”».

Джошуа Рейнольдс. АвтопортретЗдесь отчетливо определились два разных — можно сказать, противоположных по смыслу – понимания этой фразы.Этот эпизод из жизни Рейнолдса, напрямую касающийся Пуссена, стал одним из сюжетов в романе Ивлина Во «Возвращение в Брайдсхед» (1945), причем первая книга романа своим заглавием имеет именно эту латинскую фразу.

Примечательно, что знаменитый английский писатель со всей очевидностью опирается на блестящее исследование Эрвина Панофского, посвященное этому сюжету («Et in Arcadia Ego: Пуссен и элегическая традиция» [1936]), которое начинается с изложения именно этой истории из биографии Рейнолдса.

Итак, кто же это «Я» в Аркадии?Но прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо сказать, что есть Аркадия в представлении людей европейской культуры?Аркадия географическая это вполне конкретное место — горная область в центральной части Пелопоннеса.

В античности обитатели Аркадии жили довольно изолированно, занимались скотоводством и в большинстве своем были пастухами. Для древнегреческих и римских поэтов эта область ассоциировалась с безмятежной жизнью пастухов («аркадские пастухи»). Так о ней говорят Феокрит и Вергилий.

С тех пор Аркадия стала символом жизни в согласии с природой, спокойной и умиротворенной, одним словом, земного рая. У человека зрелого воспоминания о юности, о родных местах, если он их когда-то покинул, часто ассоциируются с «жизнью в Аркадии», то есть, вызывает ностальгические переживания.

Во времена Пуссена идея воссоздания утраченного земного рая была популярной.

В Риме, где Пуссен, в конце концов, обосновался, и где он был похоронен (надгробие ему установил Франсуа-Рене де Шатобриан; на нем он воспроизвел «Аркадских пастухов» вместе со знаменитой надписью), в аристократических кругах культивировались аркадские пасторальные идеи и даже образ жизни, а позже была учреждена академия Аркадия (ее члены, главным образом, аристократы, именовали себя «пастухами», а свои дворцы, в которых они вели дискуссии и разыгрывали пасторальные представления, «хижинами»).

Н. Пуссен. АвтопортретПри этом культивировался образ Аркадии – как античного рая, тот образ, который дошел до нас в опоэтизированном виде у Вергилия, и только – настаивает крупнейший историк искусства Э. Панофский – у него.

Овидий описал Аркадию и ее обитателей совсем по-другому:Жили они как зверье, и работать еще не умели:Грубым был этот люд и неискусным еще.(Овидий. «Фасты», II, 2291 – 292. Пер. Ф. Петровского)Фраза “Et in Arcadia Ego” обычно переводится с латинского: «И я в Аркадии» или «Я даже в Аркадии».

При этом, предполагается, это «Я» — есть Смерть, И это означает именно то, что ощутил король Георг III — смерть есть даже в Аркадии. В силу такого понимания смысла этой фразы она всегда ассоциируется с надгробием, часто также с черепом.

Известные изображения этого сюжета можно разделить на две группы:1) в которой Ego – персонаж (пусть уже и умерший), от лица которого произносится эта фраза (при этом происходит насилие над смыслом латинского выражения, а со временем идея смерти совсем растворяется, уступая место лишь чувству ностальгии)2) в которой Ego — сама Смерть.

Толкования первой группы близки известному в живописи сюжету «Встреча трех живых тремя умершими», часто сопровождаемому также латинским выражением: «Sum quod eris, quo des olim fui» («Кто вы есть – мы были, кто мы есть — вы будете»).

Вторая группа сродни сюжетам на тему «Memento mori» («Помни о смерти») с черепом как непременным атрибутом таких размышлений (ср. с рассуждениями шекспировского Гамлета над черепом Йорика: «Увы, бедный Йорик!…»; «Гамлет», V, 1).

Пуссену не довелось лично встретиться с Гверчино: французский художник приехал в Рим в 1624 или 1625 году, а Гверчино примерно за год до этого Рим покинул. Но картину Гверчино Пуссен, вероятно, знал. Задумав свою картину на эту тему, он довольно значительно измени акценты. Череп уже не играет столь важную роль, как у Гверчини, хотя еще и присутствует (на крышке саркофага).

Стало больше персонажей. Пуссен внес в картину любовные «обертоны» — изящная фигура пастушки, смело обнажившая ноги и грудь. Стоит задуматься, какое значение имеет фигура у основания скалы, сидящая спиной к зрителю, и кажется, не участвующая в происходящем? Мы должны сами это установить, поскольку художник не оставил пояснений.

Он не дал точных указаний, но дал нам своеобразный ключ к разгадке. И ключ этот в другой, кстати, парной нашей, картине — «Мидас, купающийся в водах Пактола». Она и написана примерно в то же время — в 1627 году.

Пуссен. Мидас, купающийся в водах Пактола. 1627. Нью-Йорк. Музей искусств МетрополитенДля нас здесь важна фигура речного бога Пактола (изображен со спины). Эта фигура почти идентична фигуре на ранней аркадской картине Пуссена.

Вполне логично заключить, то и на аркадской картине это — речное божество, тем более что из скалы, в которой высечен саркофаг, выливается водный поток. Если все это так, то на четсвортской картине аналогичная фигура тоже речной бог, но на сей раз аркадский – Алфей.

Итак, мы все больше «модулируем» от драматичного напоминания о смерти, существующей даже в Аркадии, в сторону истолкования этой фразы и сюжетов с нею как выражения тоски по былым временам беззаботности и блаженства. Луврская картина Пуссена – еще один шаг в этом направлении. Не возможно игнорировать блестящий анализ этой картины, сделанный Э.

Панофским, и его установление литературного источника, иллюстрацией которого эта картина может являться. Речь идет о «Нагробии в Аркадии» Саннадзаро. (Приводим его прозаический перевод):«Я прославлю твою могилу среди простых поселян. Пастухи будут приходить с холмов Тосканы и Лигурии, чтобы поклоняться этому уголку лишь потому, что ты жил здесь.

И они прочтут на прекрасном прямоугольном надгробии надпись, от которой ежечасно холодеет мое сердце, которая переполняет мою грудь скорбью: “Та, которая всегда была высокомерна и жестока к Мелисео, ныне смиренно покоится здесь, под этим холодным камнем”»

В 1665 Пуссен умирает в Риме, а Людовик XIV пытается заполучить его картину «Пастухи Аркадии». Через двадцать лет ему это удается. Он приобретает картину и хранит ее недоступной для взоров даже своего окружения.

И. Риго. Портрет Людовика XIVУ истории с этими картинами Пуссена есть загадочное продолжение.В Англии в поместье лорда Личфилда «Шагборо», установлен мраморный барельеф, представляющий собой репродукцию луврской картины Пуссена. Он выполнен по заказу семьи Энсон между 1761 и 1767. При этом наша латинская надпись на нем заменена набором букв:

О. U. О. S. V. А. V. V. D. М.

Эти загадочные буквы так и не были никогда удовлетворительным образом расшифрованы (попытку сделать это предпринял в свое время… Чарльз Дарвин).

Опуская подробности этой интригующей истории, скажу, что барельеф имеет отношение к монументу рыцарей ордена тамплиеров, с которым связан так называемый «пергамент из Реймского собора» с закодированным текстом. В этом тексте ученым удалось разобрать слова: «Пуссен … хранит ключ».

И надо сказать, что хранит до сих пор.

Загадкой можно считать уже то, что изображение на барельефе дано как бы в зеркальном отражении.

Скульптор, вероятно, имел перед глазами какую-то неизвестную сейчас гравюру с картины Пуссена (гравюры специально делались зеркально воспроизводящими оригинала, чтобы последующий отпечаток в свою очередь правильно воспроизводил оригинал) и не удосужился перевернуть изображение при переносе в мрамор.

Недавно стало известно, что расшифровкой этой записи занялись крупные британские дешифровальщики Оливер и Шейла Лоун, которые во время второй мировой войны занимались разгадкой нацистских кодов. Будем надеяться, что мы узнаем разгадку…

Автор статьи — А. Майкапар

Источник: http://www.maykapar.ru/articles/arkadia.shtml

Источник: https://alindomik.livejournal.com/4296301.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector