Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по культурологии на тему «Анализ картины «Звездная ночь» Винсент Ван Гог»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Анализ художественного произведения искусства на примере картины Винсента Ван гога «Звездная ночь» Подготовил студент группы ЗД- 161: Жилкибаева А.М. Проверил доц., к.н. Османкина Г.Ю.
2 слайд Описание слайда:
Картина «Звездная ночь» Винсент Ван гог, 1889 год.
3 слайд Описание слайда:
Винсент Ван Гог Автор картины «Звездная ночь» Винсент Виллем Ван Гог (30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды — 29 июля1890,ОверсюрУаз,Франция)нидерландский художник-постимпрессионист , чьи работы оказали вневременное влияние на живопись 20 века. За десять с небольшим лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. Среди них — портреты, автопортреты, пейзажи, натюрморты, оливковые деревья, кипарисы, поля пшеницы и подсолнухи.
4 слайд Описание слайда:
Почему я выбрала именно эту картину? Во-первых, мне интересен автор как личность. Во-вторых, именно, эта картина Ван Гога вызывает много вопросов вокруг себя. То, что картина была написана в психиатрической лечебнице, ни для кого не секрет. Ван Гога в то время мучали приступы безумия, которые были непредсказуемыми и спонтанными.
Так что «Звездная ночь» стала для него своеобразной терапией, помогающей справиться с болезнью. Отсюда и ее эмоциональность, колористика и уникальность – в больничном заточении всегда ощущается нехватка ярких красок, ощущений и переживаний.
Может быть, поэтому «Звездная ночь» и стала одним из must have в мире искусства – ее обсуждают критики не одного поколения, она привлекает к себе посетителей музея, ее дублируют, вышивают на подушках…
5 слайд Описание слайда:
«Звездная ночь» — картина нидерландского художника Винсента Ван Гога, написанная в июне 1889 года, с видом предрассветного неба над вымышленным городком из восточного окна жилища художника в Сен-Реми-де-Прованс. С 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Считается одной из лучших работ Ван Гога и одним из самых значительных произведений западной живописи.
6 слайд Описание слайда:
Картина выполнена в стиле –постимпрессионизм(post-impressionism); Пейзаж в ночное время; Техника : масло Материал: холст Размер:73×92 см
7 слайд Описание слайда:
История картины Картина «Звездная ночь» была написана Ван Гогом в период лечения в больнице города Сен-Реми. По просьбе его брата Ван Гогу разрешали в случае улучшения состояния здоровья писать картины. Такие периоды возникали довольно часто, и за это время художник написал целый ряд картин.
«Звездная ночь» — одна из них, при этом интересно, что данная картина была создана по памяти. Такой метод применялся Ван Гогом довольно редко и не свойственно данному художнику. Если сравнивать «Звездную ночь» с ранними работами художника, можно сказать, что она является более экспрессивным и динамичным творением Ван Гога.
Однако после ее написания колорит, эмоциональная загруженность, динамика и экспрессия на полотнах художника только возрастали.
8 слайд Описание слайда:
НА ДАННОЙ КАРТИНЕ ИЗОБРАЖЕН ПЕЙЗАЖ В НОЧНОЕ ВРЕМЯ, КОТОРЫЙ ПРОШЕЛ ЧЕРЕЗ «ФИЛЬТР» ТВОРЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ САМОГО ХУДОЖНИКА. ГЛАВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ «ЗВЕЗДНОЙ НОЧИ» ЯВЛЯЮТСЯ ЗВЕЗДЫ И ЛУНА.
ИМЕННО ОНИ ИЗОБРАЖЕНЫ НАИБОЛЕЕ ВЫРАЖЕННО И В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРИТЯГИВАЮТ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ.
КРОМЕ ТОГО, ВАН ГОГ ПРИМЕНИЛ СПЕЦИАЛЬНУЮ ТЕХНИКУ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЛУНЫ И ЗВЕЗД, БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ ОНИ ВЫГЛЯДЯТ БОЛЕЕ ДИНАМИЧНО, КАК БУДТО ПОСТОЯННО ДВИЖУТСЯ, НЕСЯ ЧАРУЮЩИЙ СВЕТ СКВОЗЬ БЕЗГРАНИЧНОЕ ЗВЕЗДНОЕ НЕБО. .
9 слайд Описание слайда:
На переднем плане «Звездной ночи» (слева) изображены высокие деревья (кипарисы), которые тянутся от земли к небу и звездам. Они как бы хотят покинуть земную твердь и присоединиться к танцу звезд и луны. Справа на картине изображен непримечательный поселок, который раскинулся у подножья холмов в ночной тиши, он равнодушен к сиянию и бурному движению звезд
10 слайд Описание слайда:
В целом, при рассмотрении данной картины, чувствуется виртуозная работа художника с цветом. При этом экспрессивное искажение достаточно хорошо подобрано с помощью уникальной техники мазков и сочетания цветов. Также наблюдается равновесие светлых и темных тонов на полотне: слева внизу темные деревья компенсируют высокую яркость желтой луны, которая расположена в противоположном углу.
11 слайд Описание слайда:
Основной динамический элемент картины – это спиральный завиток почти в середине полотна. Он придает динамику каждому элементу композиции, стоит также отметить, что звезды и луна кажутся более подвижными, чем остальные.
12 слайд Описание слайда:
«Звездная ночь» также обладает потрясающей глубиной отображаемого пространства, которая достигнута посредством грамотного использования мазков разных размеров и направленности, а также общего цветового сочетания картины.
Еще один фактор, который помогает создать глубину картины – это использование объектов разной величины. Так, городок находится вдали и на картине он маленький, а деревья наоборот – они небольшие сравнительно с поселком, но расположены близко и поэтому на картине они занимают достаточно много места.
Темный передний план и светлая луна на заднем – инструмент для создания глубины цветом.
13 слайд Описание слайда:
Картина по большей степени принадлежит к живописному стилю, а не линейному. Это обусловлено тем, что все элементы полотна созданы при помощи мазков и цвета. Хотя при создании поселка и холмов Ван Гог применил контурные линии.
Видимо, такие линейные элементы были использованы для того чтобы как можно лучше подчеркнуть разницу между предметами земного и небесного происхождения.
Таким образом, изображение неба получилось у Ван Гога чрезвычайно живописным и динамичным, а поселок и холмы – более спокойным, линейным и размеренным.
14 слайд Описание слайда:
В «Звездной ночи» преобладает колоритность, при этом роль света не так заметна. Основными источниками освещения служат звезды и луна, это можно определить по рефлексам, которые расположены на строениях городка и деревьев у подножья холмов.
15 слайд Описание слайда:
Колоритность в других работах Ван гога
16 слайд Описание слайда:
Если присмотреться к картинам художников-импрессионистов того времени, можно с точностью утверждать о том, что шедевры Ван Гога совершенно не похожи на картины других художников, которые работали в данном направлении. Те же «Красные виноградники» смогут доказать такое предположение. Яркость красок поражает взгляд. Все здесь сплелось воедино: и ритм, и цвет, и линия, и форма.
17 слайд
18 слайд Описание слайда:
Ван Гог очень часто отдавал предпочтение именно желтой краске. Весь спектр его оттенков можно было найти в его картинах. И уже в поздних работах этот цвет был основным, который использовался Ван Гогом для передачи на холсте всех впечатлений от увиденного.
При этом в сочетании с желтым присутствовал и синий цвет, который был для великого художника символом печали. Картины представляли собой противостояние зла и добра, если вложить в каждый цвет символику Ван Гога.
Использование других тонов тщательно продумывалось живописцем.
19 слайд Описание слайда:
А ведь именно этот художник повлиял на становление импрессионизма в мировом искусстве. При детальном рассмотрении его картин, начинаешь поражаться, с каким профессионализмом он создавал свои неповторимые шедевры.
20 слайд
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-kulturologii-na-temu-analiz-kartini-zvezdnaya-noch-vinsent-van-gog-1593783.html
Особенности картины ван Гога «Звездная ночь» – каким был замысел мастера?
Далёкие, холодные и прекрасные звёзды всегда манили человека. Они указывали путь в океане или пустыне, предвещали судьбу отдельных людей и целых государств, помогали постичь законы мироздания. А ещё ночные светила издавна вдохновляли поэтов, писателей и художников.
И картина ван Гога «Звездная ночь» – одно из самых противоречивых, загадочных и завораживающих произведений, воспевающих их великолепие.
Как создавалось это полотно, какие события из жизни живописца повлияли на его написание и как работа переосмысливается в современном искусстве – обо всём этом Вы сможете узнать из нашей статьи.
Оригинал картины Звёздная ночь. Винсент ван Гог 1889 г.
История художника
Винсент Виллем ван Гог родился 30 марта 1853 г. на юге Голландии в семье протестантского пастора. Родственники описывали мальчика как капризного, скучного ребёнка со странными манерами. Впрочем, вне дома он чаще вёл себя задумчиво и серьёзно, а в играх проявлял добродушие, предупредительность и сострадание.
Автопортрет художника, 1889 г |
В 1864 г. Винсента отправили в школу-интернат, где он изучал языки и рисование. Впрочем, уже в 1868 г. он оставил обучение, вернувшись в родительский дом. С 1869 г. юноша трудился дилером в крупной торгово-художественной фирме, которой владел его дядя.
Там будущий живописец начал серьёзно интересоваться искусством, часто посещал Лувр, Люксембургский музей, выставки и галереи. Но из-за разочарования в любви он потерял желание работать, вместо этого решив стать священником, как отец. Так, в 1878 г.
ван Гог занимался просветительской деятельностью в шахтёрском посёлке на юге Бельгии, наставляя прихожан и обучая детей.
Впрочем, единственной настоящей страстью Винсента всегда оставалась живопись. Он утверждал, что творчество – лучший способ для облегчения человеческих страданий, который не в силах превзойти даже религия.
Но подобный выбор нелегко дался художнику – его отстранили от должности проповедника, он впал в депрессию и даже провёл некоторое время в психиатрической больнице.
Кроме того, мастер страдал от безвестности и материальных лишений – желающих купить картину ван Гога почти не было.
Однако именно этот период позже назовут расцветом творчества Винсента ван Гога. Он усердно работал, менее чем за год создав более 150 полотен, около 120 рисунков и акварелей, множество эскизов. Но даже среди этого богатого наследия произведение «Звёздная ночь» выделяется своей неординарностью и выразительностью.
Репродукции из янтаря Звездная ночь. Винсент ван Гог |
Особенности картины ван Гога «Звёздная ночь» – каким был замысел мастера?
Впервые она упоминается в переписке Винсента с его братом. Художник рассказывает, что стремление изобразить звёзды, сияющие на небе, продиктовано нехваткой веры. Впоследствии он также говорил, что ночные светила всегда помогали ему мечтать.
Подобная идея возникла у ван Гога уже давно. Так, похожий сюжет имеет написанное им в Арле (небольшой городок на юго-востоке Франции) полотно – «Звёздная ночь над Роной», но сам живописец отзывался о нём неодобрительно. Он утверждал, что оказался не в силах передать сказочность, ирреальность и фантасмагоричность мира.
Картина «Звёздная ночь» стала для ван Гога своеобразной психологической терапией, которая помогала превозмочь депрессию, разочарование и тоску. Отсюда и эмоциональность произведения, и его яркая колористика, и использование импрессионистских приёмов.
Но есть ли у полотна реальный прототип? Известно, что мастер писал его, находясь в Сен-Реми-де-Прованс. Однако искусствоведы признают, что расположение домов и деревьев не соответствует реальной архитектуре посёлка. Столь же таинственны и показанные созвездия. А в открывающейся перед зрителем панораме можно увидеть типичные особенности как северных, так и южных французских регионов.
Поэтому стоит признать, что Винсент Ван Гог «Звездная ночь» – очень символичное произведение. Его нельзя трактовать буквально – можно лишь благоговейно любоваться картиной, пытаясь постичь её скрытые смыслы.
Репродукции Винсента ван Гога в интерьере |
Символы и толкования – что зашифровано в изображении «Звездная ночь»?
Прежде всего, критики пытаются понять, что означает количество ночных светил. Их отождествляют и с Вифлеемской звездой, знаменовавшей рождение Мессии, и с 37 главой из Книги Бытия, в которой идёт речь о снах Иосифа: «Я видел ещё сон: вот, Солнце, и Луна, и одиннадцать звёзд поклоняются мне».
Декоративная тарелка из янтаря |
И звёзды, и полумесяц окружены ярчайшими сияющими нимбами. Этот космический свет озаряет неспокойное ночное небо, в котором вращаются удивительные спирали.
Утверждают, что в них запечатлена последовательность Фибоначчи – особая гармоничная комбинация чисел, встречающаяся как в человеческих творениях, так и в живой природе.
Например, расположение чешуек на еловой шишке и семян подсолнуха подчиняется именно этой закономерности. Просматривается она и в работе ван Гога.
Силуэты кипарисов, напоминающие пламя свечи, идеально уравновешивают бездонное небо и мирно спящую землю. Они выступают посредниками между неостановимым движением таинственных космических светил, создающих новые миры, и простым, заурядным провинциальным городком.
Возможно, именно благодаря этой многозначности произведение великого живописца и стало знаменитым во всём мире. Его обсуждают историки и критики, а искусствоведы исследуют полотно, хранящееся в Музее современного искусства в Нью-Йорке. А теперь и Вы имеете возможность купить картину «Звездная ночь» из янтаря!
Создавая это уникальное панно, мастер воспроизвёл все особенности и нюансы оригинала, от композиции до колористики.
Золотистый, восковый, песочный, терракотовый, шафрановый – тщательно подобранные оттенки самоцветной крошки позволяют передать энергию, динамику и напряжение, исходящее от картины.
А объём, который произведение обрело благодаря инкрустации из цельных драгоценных камней, делает его ещё привлекательнее и завораживающее.
А ещё наш интернет-магазин может предложить Вам и другие произведения великого художника. Любая репродукция ван Гога из янтаря отличается высочайшим качеством, безукоризненным следованием подлиннику, красочностью и неординарностью. Поэтому они наверняка порадуют настоящих ценителей и знатоков искусства.
Источник: https://UkrBurshtyn.com/blog/vse-o-kartine-zvezdnaya-noch.html
Ван Гог «Звездная ночь над Роной» — история полотна
Живая природа издавна вдохновляла художников. Они запечатлевали на холстах виды бушующих морей и древних лесов, спокойных рек и величественных гор, цветущих лугов и заснеженных просторов. Но немногие полотна выглядят столь же эффектно, умиротворённо и привлекательно, как то панно, о котором пойдёт речь в нашей статье!
Звездная ночь над Роной: как появился шедевр?
Картина ван Гога «Звездная ночь над Роной» создана в один из наиболее плодотворных периодов жизни живописца. Тогда он жил в Арле – старинном городе на юго-востоке Франции, найдя там отдых от бед и тревог, преследовавших мастера в Париже.
Художник снял отдельный особняк – Жёлтый дом, расположенный на площади Ламартен у набережной – и ежедневно отправлялся на поиски подходящей натуры для полотен. С февраля 1888 г. по май 1889 г.
из-под его кисти вышло более 150 панно, около 100 эскизов и акварелей.
Винсент ван Гог Звёздная ночь над Роной. 1888 г. Холст, масло. 72,5×92 см. Музей д'Орсе, Париж
Главной целью Винсента ван Гога стала передача самой сути этой земли – жаркой, урожайной, овеваемой прохладным мистралем.
Он активно пользовался жёлтой краской (со времён эпохи Ренессанса она почти не применялась в художественных работах), имитируя солнечные лучи, ложащиеся на всё вокруг мерцающей вуалью.
А ночные ландшафты освещали огромные, почти фантастические звёзды – как утверждал сам живописец, их созерцание заменяло ему религию.
Результатом напряженного труда стали такие шедевры, как «Персиковое дерево в цвету», «Красные виноградники в Арле», «Ночная терраса кафе». Но даже среди них «Звёздная ночь над Роной» выделяется благодаря уникальному колориту и манере исполнения – широким, свободным мазкам.
Первый набросок полотна Винсент ван Гог отправил своему другу Эжену Бошу. Это позволяет установить приблизительную дату создания картины – не позже 2 октября 1888 г.
Кроме того, мастер рассказывал о произведении брату Теодорусу, и по его настоянию в 1889 г. выставил панно в парижском Салоне Независимых художников вместе с ещё одной работой «Ирисы».
Впоследствии холст приобрёл музей д’Орсе. Там пейзаж хранится до сих пор.
Ван Гог: интересные факты о картине
Картина из янтаря Винсент ван Гога «Звездная ночь над Роной» |
Живописец запечатлел вид на набережную Роны – одной из самых крупных французских рек. Здесь её русло плавно поворачивает, огибая скалистый выступ, на котором воздвигнут центр города. На береге сияют ярко-жёлтые фонари – в них горят газовые лампы, которые тогда были настоящим техническим прорывом. Они отражаются в воде, окрашивая её золотистыми, бронзовыми, зелёными бликами. С ними перекликаются светила в аквамариновом небе – можно различить ковш Большой Медведицы и Полярную звезду, сверкающие, точно крошечные фейерверки. Чудесный пейзаж завершается передним планом, где показаны двое влюблённых, прогуливающихся вдоль течения, и небольшие судна у причала.
Как и многие другие известные картины ван Гога, это полотно написано на пленэре за единственный сеанс. Данная техника характерна для импрессионистов и называется «a la prima» – от итальянского «в один присест». Однако впоследствии мастер несколько раз перерабатывал изначальный эскиз.
Красочное панно пронизано безмятежностью и покоем. В нём неразрывно соединены природа и человеческие творения, гармонично дополняющие друг друга. Поэтому произведение не только восхищает и очаровывает, но и заставляет задуматься об окружающем мире – хрупком равновесии, в котором пребывают все его элементы, и влиянии людей на этот неустойчивый баланс.
В нашем интернет-магазине Вы можете купить картину из янтаря – самобытное авторское произведение либо точную репродукцию мирового шедевра – а также заказать эксклюзивное панно по собственному проекту!
Источник: https://yantar.ua/blog/pejzazh-van-goga.html
История одного шедевра: «Звездная ночь» Ван Гога — Статьи
Сюжет
Ночь окутала воображаемый город. На переднем плане — кипарисы. Эти деревья, с их мрачной тёмно-зелёной листвой, в античной традиции символизировали печаль, смерть. (Не случайно кипарисы часто сажают на кладбищах.
) В христианской же традиции кипарис — символ вечной жизни. (Это дерево росло в райском саду и, предположительно, из него был построен Ноев ковчег.
) У Ван Гога кипарис исполняет обе роли: это и печаль художника, который вскоре покончит с собой, и вечность бега Вселенной.
Автопортрет. Сен-Реми, сентябрь 1889
Чтобы показать движение, придать динамику застывшей ночи, Ван Гог придумал специальную технику — рисуя луну, звезды, небо, он клал мазки по кругу. Это в сочетании с цветовыми переходами создает впечатление, что свет разливается.
Контекст
Винсент писал картину в 1889 году в больнице для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс. Это был период ремиссии, поэтому Ван Гог просился в свою мастерскую в Арле. Но жители города подписали петицию с требованием выгнать художника из города.
«Уважаемый мэр, — говорится в документе, — мы нижеподписавшиеся, хотим обратить ваше внимание на то, что этот голландский художник (Винсент Ван Гог) потерял рассудок и пьет слишком много. А когда он напьется, то пристает к женщинам и детям».
В Арль Ван Гог больше не вернется.
Рисование на пленере ночью очаровывало художника. Изображение цвета имело первостепенную важность для Винсента: даже в письмах к своему брату Тео он часто описывает предметы при помощи различных цветов. Менее чем за год до «Звездной ночи» он написал «Звездную ночь над Роной», где экспериментировал с передачей оттенков ночного неба и искусственного освещения, бывшего в то время в новинку.
«Звездная ночь над Роной», 1888
Судьба художника
37 неспокойных и трагичных лет прожил Ван Гог. Выросший недолюбленным ребенком, которого воспринимали как сына, родившегося вместо старшего брата, скончавшегося за год до рождения мальчика, строгость отца-пастора, бедность — все это сказалось на психике Ван Гога.
Не зная, чему посвятить себя, Винсент нигде не мог доучиться: либо сам бросал, либо его выгоняли за буйные выходки и неряшливый вид. Живопись была бегством от депрессии, с которой Ван Гог столкнулся после неудач с женщинами и провальных попыток построить карьеру дилера и миссионера.
На художника Ван Гог тоже отказывался учиться, полагая, что может самостоятельно освоить все. Однако это было не так легко — рисовать человека Винсент так и не научился. Картины его привлекали внимание, но спросом не пользовались.
Разочарованный и опечаленный, Винсент уехал в Арль с намерением создать «Мастерскую Юга» — некое братство художников-единомышленников, работающих для будущих поколений.
Тогда-то и оформился стиль Ван Гога, который известен сегодня и самим художником описывался так: «Вместо того, чтобы пытаться точно изобразить то, что находится перед глазами, я использую цвет более произвольно, так, чтобы наиболее полно выразить себя».
Прогулка заключенных, 1890
В Арле художник жил запоем во всех смыслах. Он много писал и много пил. Пьяные дебоши пугали местных жителей, которые в итоге даже попросили изгнать художника из города.
В Арле же произошел и знаменитый инцидент с Гогеном, когда после очередной ссоры Ван Гог набросился на друга с бритвой в руках, а затем то ли в знак раскаяния, то ли в очередном приступе, отрезал себе мочку уха. Все обстоятельства до сих пор неизвестны.
Однако на следующий день после этого происшествия Винсента отвезли в лечебницу, а Гоген уехал. Больше они не встречались.
Последние 2,5 месяца своей растерзанной жизни Ван Гог написал 80 картин. А врач и вовсе считал, что с Винсентом все в порядке. Но одним вечером он закрылся у себя и долго не выходил. Соседи, заподозрившие неладное, вскрыли дверь и обнаружили Ван Гога с простреленной грудью. Помочь ему не удалось — 37-летний художник умер.
Источник: https://diletant.media/articles/35407600/
Звездная ночь Винсента Ван Гога
«Я по-прежнему страстно нуждаюсь, — позволю себе это слово, — в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды,» — писал Ван Гог брату Тео.
В Нью-Йорк стоит поехать хотя бы ради встречи с ней, со «Звездной ночью» Ван Гога.
Тут хочу привести текст своей работы по анализу этой картины. Изначально хотела переработать текст, чтобы он больше соответствовал статье для блога, но из-за сбоев в ворде и нехватки времени, выставлю его в исходном виде, с трудом восстановленном после сбоя программы. Надеюсь, даже исходный текст будет хоть в какой-то степени интересен.
Винсент Ван Гог
(1853-1890) – яркий представитель постимпрессионизма.
Несмотря на сложный
жизненный путь и довольно позднее становление Ван Гога как художника, он
отличался упорством и трудолюбием, что помогло достичь больших успехов во
владении техникой рисунка и живописи.
За десять лет жизни, посвященных
искусству, Ван Гог прошел путь от опытного зрителя (он начинал карьеру
продавцом искусства, поэтому был знаком с многими работами) до мастера рисунка
и живописи. Этот недолгий период стал наиболее ярким и эмоциональным в жизни
художника.
Личность Ван Гога
овеяна тайной в представлении современной культуры. Хотя Ван Гог оставил
большое эпистолярное наследие (обширная переписка с братом Тео Ван Гогом),
описания его жизни были составлены гораздо позже его смерти и часто содержали
выдуманные истории и искаженное отношение к художнику.
В связи с этим сложился
образ Ван Гога как сумасшедшего художника, в припадке отрезавшего себе ухо, а
позже и вовсе застрелившегося. Этот образ привлекает зрителя тайной творчества
художника-сумасшедшего, балансированием на грани гениальности и сумасшествия и
таинственностью.
Но если исследовать факты биографии Ван Гога, его подробную
переписку, то многие мифы, в том числе и о его сумасшествии, развенчиваются.
Творчество Ван Гога
стало доступно широкому кругу только после его смерти. Первое время его работы
относили к разным направлениям, но позже они были включены в постимпрессионизм.
Почерк Ван Гога не похож ни на что другое, поэтому даже с другими
представителями постимпрессионизма его нельзя сопоставить.
Это особый способ
нанесения мазка, использования разной техники мазка в одной работе,
определенный колорит, экспрессия, композиционные особенности, средства
выразительности. Именно эту характерную манеру Ван Гога мы и проанализируем на
примере картины «Звездная ночь» в данной работе.
Формально-стилистический анализ
«Звездная ночь» — одна
из самых известных работ Ван Гога. Картина написана в июне 1889 г. в Сен-Реми,
с 1941 г. хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картина написана
маслом на холсте, размеры – 73х92 см, формат – вытянутый по горизонтали
прямоугольник, это станковая живопись. Из-за особенности техники смотреть
картину следует на достаточном расстоянии.
Рассматривая картину,
мы видим ночной пейзаж. Большую часть полотна занимает небо – звезды, луна,
крупно изображенная справа, и находящееся в движении ночное небо. Справа на
первом плане возвышаются деревья, а слева внизу изображен городок или поселок,
скрывающийся в деревьях.
Задний план – темные холмы на линии горизонта,
постепенно слева направо становящиеся выше. Картина, исходя из описанного
сюжета, несомненно, относится к жанру пейзажа.
Можно сказать, что художник на
первый план вывод выразительность и некоторую условность изображаемого, так как
в работе основную роль играет экспрессивное искажение (цветовое, в технике
мазков и др.).
Композиция картины в
целом уравновешена – справа темными деревьями внизу, а слева яркой желтой луной
вверху. Из-за этого композиция тяготит к диагональности, в том числе и из-за
увеличивающихся справа налево холмов.
В ней небо преобладает над землей, так
как занимает большую часть полотна, то есть верхняя часть преобладает над
нижней. В то же время в композиции есть и спиральная структура, придающая
начальный толчок движению, выраженная в движущемся по спирали потоке в небе в
центре композиции.
Эта спираль приводит в движение и часть деревьев, и звезды,
и остальное небо, луну и даже нижней части композиции – поселку, деревьям,
холмам. Таким образом, композиция из привычной для жанра пейзажа статики
превращается в динамичный, захватывающий зрителя фантастический сюжет.
Поэтому
в работе нельзя выделить фон и четкую плановость. Традиционный задний план,
фон, перестает быть фоном, так как включен в общую динамику картины, а первый
план, если взять деревья и поселок, включаясь в движение по спирали перестает
выделяться.
Плановость картины расплывчата и зыбка из-за соединения спиральной
и диагональной динамики. Исходя из композиционного решения, можно предположить,
что угол зрения художника направлен снизу вверх, так как большую часть полотна
занимает небо.
Несомненно, в процессе
восприятия картины, зритель вовлекается во взаимодействие с изображением. Это
очевидно из описанного композиционного решения и приемов, то есть динамики
композиции и ее направленности. А также благодаря цветовому решению картины –
цветовой гамме, ярким акцентам, палитре, технике нанесения мазков.
В картине создано
глубокое пространство. Это достигается за счет цветового решения, композиции и
движения мазков, разницы в размерах мазков.
В том числе и за счет разницы в
размерах изображаемого – большие деревья, маленький поселок и деревья возле
него, меньшие холмы на горизонте, крупная луна и звезды.
Цветовое решение
выстраивает глубину за счет темного первого плана деревьев, приглушенности
цветов поселка и деревьев вокруг него, ярких цветовых акцентов звезд и луны,
темных холмов на горизонте, оттеняемых светлой полосой неба.
Картина не во многом отвечает
критерию линейности, а наиболее выражает как раз живописность.
Так как все формы выражены за счет цвета и мазков. Хотя в изображении нижнего
плана – городка, деревьев и холмов, используется разграничение отдельными
контурными темными линиями.
Можно сказать, что художник намеренно соединяет
некоторые линейные аспекты, чтобы подчеркнуть разницу между верхним и нижним
планами картины. Поэтому верхний план, наиболее важный композиционно, по смыслу
и по цветовому и техническому решениям наиболее выразителен и живописен.
Эта
часть картины буквально вылеплена цветом и мазками, в ней отсутствуют контурные
или какие-либо линейные элементы.
Что касается плоскостности
и глубины, то картина тяготеет к глубине.
Это выражено в цветовом
решении – контрасты, более темные или дымчатые оттенки, в технике – за счет
разного направления мазков, их размеров, в композиции и динамике.
В то же время
объемность предметов ярко не выражается, так как скрадывается крупными мазками.
Объемы только намечены отдельными контурными мазками или создаются за счет
цветовых сочетаний мазков.
Роль света в картине не
значительна в сравнении с ролью колорита. Но можно сказать, что источниками
света в картине являются звезды и луна. Это можно проследить по высветленности
поселения и деревьев в долине и более темной части долины слева, по темным
деревьям на первом плане и темнеющим на горизонте холмам, особенно
расположенным справа под луной.
Силуэты изображенного
тесно связаны друг с другом. Они невыразительны из-за того, что прописаны
крупными мазками, по этой же причине силуэты не самоценны. Их нельзя
воспринимать отдельно от всего полотна.
Поэтому можно говорить о стремлении к
целостности внутри картины, достигаемой техникой. В связи с этим можно говорить
и об обобщенности изображенного на полотне.
Детализации нет из-за масштаба
изображаемого (далеко расположенные, поэтому маленькие городок, деревья, холмы)
и технического решения картины – прорисовка крупными мазками, деление
изображаемого на отдельные цвета такими мазками.
Поэтому нельзя сказать, что в
картине передается разнообразие фактур изображаемого. Но обобщенный, грубый и
утрированный за счет технического решения картины намек на разницу в формах,
фактурах, объемах дается направлением мазков, их размером и собственно цветом.
Колорит в «Звездной
ночи» играет главную роль. Колориту подчиняется композиция, динамика, объемы, силуэты,
глубина, свет. Цвет в картине – не выражение объема, а смыслообразующий
элемент. Так за счет цветового выражения гипертрофировано сияние звезд и луны.
И это цветовое выражение создает не просто акцент на них, но придает им
значимость в рамках картины, создает их смысловое наполнение. Цвет в картине не
столько оптически достоверен, сколько экспрессивен. С помощью цветовых
сочетаний создается художественный образ, экспрессивность полотна.
В картине
преобладают чистые цвета, сочетания которых создают оттенки, объемы и
контрасты, влияющие на восприятие. Границы цветовых пятен различимы и
выразительны, так как каждым мазком создается цветовое пятно, различимое в
контрасте с соседними мазками.
Ван Гог акцентирует внимание на мазках-пятнах,
дробящих объемы изображаемого. Так он достигает большей экспрессии цвета и
формы и добивается динамики в картине.
Ван Гог создает
определенные цвета и их оттенки с помощью сочетания цветовых пятен-мазков,
дополняющих друг друга.
Самые темные места полотна не сводятся к черному, но
только к сочетанию темных оттенков разных цветов, создающих в восприятии очень
темный оттенок, близкий черному.
То же происходит и с самыми светлыми местами –
нет чисто белого, а есть сочетание мазков белого с оттенками других цветов, в
соединении с которыми в восприятии белый перестает быть самым важным. Блики и
рефлексы ярко не выражаются, так как сглажены цветовыми соединениями.
Можно сказать, что в
картине присутствуют ритмические повторы сочетания цветов. Наличие таких
сочетаний как в изображении долины и поселения, так и в небе создает
целостность восприятия картины.
Разные сочетания оттенков синего между собой и
с другими цветами на всем полотне показывают, что он является основным цветом,
развивающимся в картине. Интересно контрастное сочетание синего с оттенками
желтого. Фактура поверхности не гладкая, а рельефная за счет объема мазков,
кое-где даже с пробелами чистого холста.
Мазки хорошо различимы, значимы для
экспрессии картины, ее динамики. Мазки длинные, иногда крупнее или мельче.
Нанесены по-разному, но довольно густой краской.
Возвращаясь к бинарным
оппозициям, нужно сказать, что картина характеризуется открытостью формы.
Так как пейзаж не зациклен на самом себе, наоборот открыт, его можно расширять
за границы полотна, отчего целостность картины не нарушится. Картине присуще атектоническое
начало.
Потому что все элементы картины стремятся к единству, их нельзя
вырвать из контекста композиции или полотна, они не обладают собственной
целостностью. Все части картины подчинены единому замыслу и настроению и не
обладают автономностью.
Это выражено технически в композиции, в динамике, в
цветовых паттернах, техническом решении мазков. Картина представляет неполную
(относительную) ясность изображаемого.
Так как видны только части
изображенных предметов (домов поселения деревьев), многие перекрывают друг
друга (деревья, дома поля), для достижения смысловых акцентов изменены масштабы
(звезды и луна гипертрофированы).
Иконографический и иконологический
анализ
Собственно сюжет
«Звездной ночи» или тип изображенного пейзажа трудно сопоставить с картинами
других художников, тем более поставить в ряд подобных произведений. Пейзажи с
изображением ночных эффектов не использовались импрессионистами, так как для
них как раз важными были световые эффекты в разное время светового дня и работа
на пленере.
Постимпрессионисты, если и обращались к пейзажам не с натуры (как
Гоген, пишущий часто по памяти), то все равно выбирали светлое время суток и
использовали новые способы изображения световых эффектов и индивидуальные
техники.
Поэтому изображение ночных пейзажей можно назвать особенностью
творчества Ван Гога («Ночная терраса кафе», «Звездная ночь», «Звездная ночь над
Роной», «Церковь в Овере», «Дорога с кипарисами и звездами»).
Характерным в ночных
пейзажах Ван Гога можно назвать использование цветовых контрастов для акцентирования
важных элементов картины. Наиболее часто использовался контраст оттенков синего
и желтого. Ночные пейзажи в основном писались Ван Гогом по памяти.
В связи с
этим в них большее внимание уделялось не воспроизведению увиденного или
интересующих художника реальных световых эффектов, но акцентировалась
выразительность и необычность световых и цветовых эффектов.
Поэтому световые и
цветовые эффекты утрированы, что придает им дополнительную смысловую нагрузку в
картинах.
Если обратиться к
иконологическому методу, то в исследовании «Звездной ночи» можно проследить дополнительные смыслы в количестве звезд на
полотне. Некоторые исследователи связывают одиннадцать звезд на картине Ван
Гога с ветхозаветной историей об Иосифе и его одиннадцати братьях. «Послушай,
мне снова снился сон, – сказал он.
– В нем были солнце и луна, и одиннадцать
звезд, и все кланялись мне» Книга Бытия 37:9. Беря во внимание познания Ван
Гога в религии, изучение им Библии и попытки стать священников, включение этой
истории как дополнительного смысла оправдывается.
Хотя трудно считать эту
отсылку к библии определяющей смысловое наполнение картины, потому как звезды
составляют только часть полотна, а изображенные городок, холмы и деревья не
связаны с библейским сюжетом.
Биографический
метод
Рассматривая «Звездную
ночь», трудно обойтись без биографического метода исследования. Ван Гог написал
ее в 1889 г., когда находился в лечебнице Сен-Реми.
Там по просьбе Тео Ван Гога
Винсенту в периоды улучшения его состояния разрешалось писать маслом и делать
рисунки. Периоды улучшения состояния сопровождались творческим подъемом.
Все
имеющееся время Ван Гог посвящал работе на пленере и написал довольно много.
Примечательно, что
«Звездная ночь» написана по памяти, что несвойственно процессу творчества Ван
Гога. Этим обстоятельством можно подчеркнуть и особенную экспрессивность,
динамику и колорит картины. С другой стороны, эти особенности картины можно
объяснить и психическим состоянием художника во время его нахождения в
лечебнице.
Круг его общения и возможности действий были ограничены, и приступы
случались с разной степенью интенсивности. И только в периоды улучшения он имел
возможность заниматься любимым делом. В тот период живопись стала особенно
важным для Ван Гога способом самореализации. Поэтому полотна становятся более
яркими, экспрессивными и динамичными.
Художник вкладывает в них большую
эмоциональность, так как это единственный возможный способ выразить ее.
Интересно, что Ван Гог,
подробно описывающий свою жизнь, размышления и свои работы в письмах брату,
упоминает о «Звездной ночи» только вскользь. И хотя к тому времени Винсент уже
отошел от церкви и церковных догм, он пишет брату: «Я по-прежнему страстно нуждаюсь,
– позволю себе это слово, – в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал
рисовать звезды».
Сравнивая «Звездную
ночь» с более ранними работами, можно сказать, что она находится среди самых
экспрессивных, эмоциональных и захватывающих. Прослеживая изменение манеры
письма на протяжении творчества, заметно увеличение экспрессивности, цветовой
нагрузки, динамики в произведениях Ван Гога. «Звездная ночь над Роной»,
написанная в 1888 г. — за год до «Звездной ночи», еще не наполнена той
кульминацией эмоций, выразительности, цветовым богатством и техническими
решениями. Также можно заметить, что последующие за «Звездной ночью» картины
стали более экспрессивными, динамичными, эмоционально тяжелыми, более яркими по
колориту. Наиболее яркие примеры — «Церковь в Овере», «Пшеничное поле с
воронами». Так можно обозначить «Звездной ночью» последний и наиболее
экспрессивный, динамичный, эмоциональный и яркий по колориту период творчества
Ван Гога.
Источник: http://100-stories-book.blogspot.com/2013/03/blog-post_24.html
«Звездная ночь» Винсента Ван Гога: о чем говорит мне эта картина?
Картина делится на две горизонтальные плоскости: неба (верхняя часть) и земли (городской пейзаж внизу), которые пронизывает вертикаль кипарисов. Взмывающие в небо, подобно языкам пламени, кипарисы своими очертаниями напоминают собор, выполненный в стиле «пламенеющей готики».
Во многих странах кипарисы считаются культовыми деревьями, символизируют жизнь души после смерти, вечность, бренность бытия и помогают усопшим найти кратчайший путь на небо.
Здесь эти деревья выступают на первый план, именно они – главные герои картины.
Такое построение отражает основной смысл произведения: страждущая человеческая душа (возможно, душа самого художника) принадлежит как небу, так и земле.
Интересно, что жизнь на небе выглядит более привлекательной, чем жизнь на земле. Это ощущение создается благодаря яркому колориту и уникальной для Ван Гога технике письма: посредством длинных, густых мазков и ритмичного чередования цветовых пятен он создает ощущение динамики, вращения, спонтанности, чем подчеркивает непостижимость и всеобъемлющую силу Космоса.
Небу отдана большая часть холста, чтобы показать его превосходство и власть над миром людей
Небесные светила изображены сильно увеличенными, а спиралевидные вихри в небе стилизованы под образы галактики и Млечного Пути.
Эффект мерцания небесных светил создается за счет сочетания холодного белого цвета и различных оттенков желтого. Желтый цвет в христианской традиции ассоциировался с божественным светом, с просветлением, в то время как белый был символом перехода в иной мир.
Картина также изобилует небесными оттенками, от бледно-голубого до темно-синего. Синий цвет в христианстве связан с Богом, символизирует вечность, кротость и смирение перед Его волей.
Небу отдана большая часть холста, чтобы показать его превосходство и власть над миром людей.
Все это контрастирует с приглушенными тонами городского пейзажа, который выглядит скучным в своем покое и безмятежности.
При первом взгляде на картину я замечаю космическую гармонию, величественный парад звезд. Но чем больше я всматриваюсь в эту бездну, тем отчетливее испытываю состояние ужаса и тревоги. Вихрь в центре картины как воронка утаскивает, затягивает меня вглубь космоса.
Ван Гог писал «Звездную ночь» в больнице для душевнобольных, в моменты прояснения сознания. Творчество помогало ему приходить в себя, было для него спасением.
Вот это очарование безумием и страх перед ним я вижу на картине: в любой момент оно может поглотить художника, завлечь в себя, как воронка.
Или это водоворот? Если смотреть только на верхнюю часть картины, трудно понять, смотрим ли мы на небо или на волнующееся море, в котором это небо со звездами отражается.
Ассоциация с водоворотом не случайна: это одновременно и глубины космоса, и морские глубины, в которых художник тонет – теряет свою идентичность. Что, по сути, и означает безумие. Небо и вода превращаются в единое целое. Линия горизонта исчезает, сливается внутреннее и внешнее. И этот момент ожидания потери себя очень сильно передан Ван Гогом.
Центр картины занимает даже не один вихрь, а два: один больше, другой меньше. Лобовое столкновение неравных соперников, старшего и младшего.
А может быть, братьев? За этим поединком можно увидеть дружеские, но конкурентные отношения с Полем Гогеном, которые закончились смертоносным столкновением (Ван Гог в какой-то момент бросился на него с бритвой, но в результате не убил его, а позже поранил себя, отрезав себе мочку уха).
А косвенно – отношения Винсента с братом Тео, слишком тесные на бумаге (они вели интенсивную переписку), в которых, очевидно, было что-то запретное. Ключом к этим отношениям могут служить 11 звезд, изображенных на картине. Они отсылают к истории из Ветхого завета, в которой Иосиф говорит брату: «Я видел сон, в котором меня встречали солнце, луна, 11 звезд, и все мне поклонялись».
На картине есть все, кроме солнца. Кто был для Ван Гога солнцем? Брат, отец? Мы не знаем, но, возможно, Ван Гог, который сильно зависел от младшего брата, хотел от него обратного – подчинения и поклонения.
Фактически мы видим в картине три «Я» Ван Гога. Первое – всемогущее «Я», которое желает раствориться во Вселенной, быть, подобно Иосифу, объектом всеобщего поклонения. Второе «Я» – маленького обычного человека, избавленного от страстей и безумия. Он не видит буйства, которое творится на небе, а мирно спит в маленькой деревне, под защитой церкви.
Кипарис, возможно, – бессознательный символ того, к чему хотел бы стремиться Ван Гог
Но, увы, мир простых смертных ему недоступен. Когда Ван Гог отрезал мочку уха, горожане написали заявление мэру Арля с просьбой изолировать художника от остальных жителей.
И Ван Гога отправили в больницу для душевнобольных.
Вероятно, художник воспринимал это изгнание как наказание за вину, которую чувствовал, – за безумие, за свои разрушительные намерения, запретные чувства к брату и к Гогену.
И потому его третье, основное «Я» – это изгой-кипарис, который отдален от деревни, вынесен за пределы человеческого мира. Ветви кипариса, как языки пламени, устремлены вверх. Он – единственный свидетель зрелища, которое разворачивается в небе.
Это образ художника, который не спит, который открыт бездне страстей и творческой фантазии. Он не защищен от них церковью и домом. Но он укоренен в реальности, в земле, благодаря мощным корням.
Вот этот кипарис, возможно, – бессознательный символ того, к чему хотел бы стремиться Ван Гог. Ощущать связь с космосом, с бездной, которая питает его творчество, но при этом не терять связи и с землей, со своей идентичностью.
В реальности таких корней у Ван Гога не было. Зачарованный своим безумием, он теряет опору под ногами и оказывается поглощен этим водоворотом.
Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/zvezdnaya-noch-vinsenta-van-goga-o-chem-govorit-mne-eta-kartina/
Сочинение по картине Ван Гога «Звездная ночь»
В этой знаменитой картине демонстрируется огромная мощь художника, его особое восприятие окружающего мира и неповторимая индивидуальная манера письма.
Ни один художник не рисовал ночное небо с таким восторгом и трепетом перед непостижимостью Вселенной. Небо, звезды, луна движутся в неком волнообразном ритме. Прежде всего, полотно передает нереальные чувства и эмоции, переполняющие художника, оно написано не спонтанно, хотя тщательно скомпоновано. Изображенные на нем деревья украшают звездную даль и уравновешивают композицию.
Эти огромные звезды, окруженные ореолами мерцающего света, создают ощущение движения в бездонных глубинах космоса. В правом углу картины пульсирует полумесяц. Он излучает столько света, что напоминает маленькое солнце.
Языками пламени тянутся к небу кипарисы. Темный цвет несколько приземляет их, таким образом, ощущение движения звезд не перегружает саму картину.
По небу проносятся спиральные завитки света, создавая неповторимый образ Галактики.
Винсент пишет свою «Звездную ночь» ярко-желтыми, зелеными и голубыми красками.
Его захватывают бледные тона, которые раскрываются в темноте ночи и сочетаются друг с другом: голубовато-зеленое небо, лазурная гладь реки, темно-фиолетовые берега.
Ночной город при свете золотых лучей отливает бронзовым и зеленоватым оттенком. На синем небосводе мерцает Большая Медведица. Деликатная бледность зеленых и желтых красок удачно контрастирует со светом ночных огоньков.
«Звездная ночь» была написана осенью 1889 года, когда художник был уже серьезно болен и находился во французской лечебнице.
Чтобы его сюжет стал еще более полным и завершенным, он выходит ночью на улицу и рисует сказочное звездное небо.
Но почему-то его небо все больше напоминает огромный циклон, затягивающий мастера в бездонную пропасть, а большие звезды превращаются в жгучие, яркие точки в глазах…
Конечно, мы можем воспринимать это полотно как проявление галлюцинаций больного художника. Ведь нам не дано понять тот мир, в котором живут великие гении.
(7 votes, average: 3.86
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-po-kartine-van-goga-zvezdnaya-noch.html