Гоген поль «никогда больше» описание картины, анализ, сочинение

170 лет со дня рождения Поля Гогена

(07.06.1848 – 08.05.1903)

Гоген Поль
  • «Единственный способ стать Богом –
  • это поступать, как Он: творить…»
  • Поль Гоген
  • «Беру как предтекст любую тему,
  • заимствованную из жизни или природы,
  • и, несмотря на размещение линий и цветов,
  • получаю симфонию и гармонию,
  • не представляющую ничего полностью реального
  • в точном значении этого слова…»
  • Поль Гоген
Поль Гоген был выдающимся художником, не стеснявшимся бросить вызов обществу, своей семье, традициям живописи, которые устанавливались веками, и самое главное самому себе. Его судьбу можно назвать необычной, а поступки порою безрассудными, но, пожалуй, сложно найти ещё одного такого художника, который слепо следовал за своим искусством, отказавшись от многих благ и в этом видевший источник вдохновения и счастья. Поль Эжен Анри Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года в семье журналиста Кловиса Гогена, убеждённого радикала. После поражения июньского восстания, семья Гогена по причинам безопасности вынуждена была перебраться к родственникам в Перу, где Кловис намеревался издавать собственный журнал. Но по пути в Южную Америку журналист умер от сердечного приступа, оставив жену с двумя маленькими детьми. Нужно отдать должное душевной стойкости матери художника, которая одна, без жалоб, воспитывала детей. Ярким примером мужества в семейном окружении Поля была и его бабушка Флора Тристан, одна из первых в стране социалистка и феминистка, опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии». От неё Поль Гоген унаследовал не только внешнее сходство, но и её характер, её темперамент, безразличие к общественному мнению и любовь к путешествиям.
Воспоминания о жизни у родственников в Перу были так дороги Гогену, что впоследствии он называл себя «перуанским дикарём». Поначалу ничто не предвещало ему судьбу великого художника. После 6 лет жизни в Перу семья вернулась во Францию. Но серая провинциальная жизнь в Орлеане и учёба в парижском пансионе надоели Гогену, и он в 17 лет, вопреки воле матери, поступил на службу во французский торговый флот и побывал в Бразилии, Чили, Перу, а затем – у берегов Дании и Норвегии. Это был первый, по общепринятым меркам, позор, который Поль принёс своей семье. Мать, которая умерла во время его плавания, не простила сына и, в наказание, лишила всякого наследства.
Гоген Поль Далее Гогена ждёт военно-морская служба, а после, его опекун Гюстав Ароза, коллекционер картин импрессионистов, занимается юридическим образованием юноши. В 1871 году Гоген получает должность брокера в одной из самых солидных биржевых фирм столицы, а через год знакомиться со своей будущей супругой датчанкой Мэтт-Софи Гад. Перед ним открывалась блестящая карьера и перспектива стать образцовым отцом большого семейства (в браке с Метте у него родится пятеро детей).
Но своё стабильное благополучие Гоген без колебания принёс в жертву своему увлечению – живописи. Писать красками Гоген начал в 1870-х годах. Поначалу это было воскресное хобби, и Поль скромно оценивал свои возможности, а семья считала его увлечённость живописью милым чудачеством. Через Гюстава Ароза, который любил искусство и коллекционировал картины, Поль Гоген познакомился с несколькими импрессионистами, с энтузиазмом восприняв их идеи. В 26 лет Гоген в серьёз берётся за освоение художественного ремесла, учится в мастерской Коларосси, открывает для себя импрессионистскую эстетику, выставляет первую картину в Салоне и знакомится с Писсаро, Сезанном и Дега. Работы Гогена ещё полны традиционализма, однако, несут явную новаторскую печать, которая проявляется и в неожиданных построениях и в доминантных цветовых пятнах («Утёс у Дьеппа», «Натюрморт с кувшином и керамической фигурой» и др.).
Гоген Поль В 1883 году случается событие, которое изменит судьбу Гогена – он теряет своё место на бирже, а значит и стабильное финансовое положение. Полный уверенности в себе, Поль Гоген решает отныне посвятить свою жизнь исключительно живописи, надеясь, что его талант быстро найдёт признание, тем самым избавив от материальных проблем. Однако хоть и коллекционеры признают талант нового живописца, денег это не приносит – супруга, не выдержав нужды, забирает детей и уезжает к родителям в Копенгаген. В полной нищете, Гоген уезжает в Бретань, где обосновалась группа независимых художников. Здесь автор нашёл временный покой, много работал, совершенствовал стиль и, главное, почувствовал свободу и независимость, которая и давала ему силы творить. Здесь были написаны «Жёлтый Христос», «Прекрасная Анжела», «Бретонка с прялкой», ряд натюрмортов и самые известные его автопортреты. Стиль приобретает индивидуальность – это упрощённые формы, отказ от чёткого следования законом перспективы, локальные цветовые пятна.
Следующая главная веха в биографии Гогена – знакомство с Ван Гогом. Они вместе селятся в Арле, рассчитывая создать новое пристанище для живописцев, но их дружбе выпало суровое испытание. Психически не стабильный Ван Гог набросился на Гогена с ножом, едва его не убив, после чего Поль покидает Арль, а виновник трагедии отрезает себе мочку уха. Хотя эти два великих живописца не смогли справиться с конфликтом их характеров, они уважали талант друг друга, и их переписка продолжалась всю жизнь, вплоть до самоубийства Ван Гога. После краткой поездки на Мартинику, которая хоть и не была удачной, Гоген, наконец, понял, где его творчество найдёт благодатную почву. Он выбрал Таити, надеясь уехать от шумного Парижа с напыщенными критиками, стремясь найти здесь уединение и уклад, напоминающий первобытный – Гоген тянулся к истокам.
Гоген Поль Однако Гогена ждало разочарование: колония постепенно обживалась европейцами, и художника здесь встретили не дикие  хижины, а добротные дома, крытые железными крышами. Ему стоило больших усилий найти заповедный уголок – им оказалась полинезийская деревушка Матаиеа. Здесь Гоген организовывает мастерскую, где всего за два года напишет более 80 картин, посвящённые туземной жизни, удивительным верованиям и мифам края и красоте окружающей природы. В деревушке Гоген находит новую музу – ею оказалась кроткая и покладистая тринадцатилетняя туземка Техура, которая будет его женой и родит ему ребёнка.
Гоген Поль В 1893 году Гоген возвращается во Францию. Но пребывание в Париже было недолгим, хотя и ярким – Гоген заканчивает работы, начатые ещё на острове, организовывает знаменитые «четверги», которые собирают художников Парижа, и выставляет свои бретонские и таитянские работы на персональной выставке. Публика ошеломлена уведенным – обнажённые фигуры в естественных позах, сочные цвета и чёткие контуры, неприкрытая реалистичность, пластика и декоративность делают эти картины непохожими ни на что созданное доселе. Однако с коммерческой точки зрения, выставка провалилась, и Гоген навсегда покидает материк, отправляясь в Океанию до конца своей жизни.
Гоген Поль На островах Гоген снова много работал, писал пейзажи, влюблялся и горевал (особенно после известия о смерти единственной дочери), здесь были созданы самые великие шедевры живописца – «Заклинание», «Зов», «Белая лошадь», «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», «Никогда больше», «Почему ты сердишься» и многие другие. В 1901 году Гоген переезжает на Хива-Оа (Маркизские острова), где строит хижину, которой даёт громкое название «Дом наслаждений», и снова берёт в жёны молодую туземку. Последние годы помимо творческой работы, Гоген занимается журналистикой…и много спорит с местными властями и католической миссией. Несмотря на бедность и болезни лучшие свои работы Поль Гоген написал именно там.

Гогена не стало 8 мая 1903 года – он умер от сердечного приступа и был погребён на местном католическом кладбище острова Доменик (Хива-Оа). После смерти с торгов продали его имущество, а все, показавшееся хламом, выбросили на помойку – письма, наброски, заметки.

Признание пришло к Гогену через 3 года после его смерти, когда в Париже были выставлены 227 его работ. Французская печать, зло высмеивавшая художника при жизни по поводу каждой из его немногочисленных выставок, начала печатать хвалебные оды его искусству. О нём писали статьи, книги и воспоминания.

Гоген, умерший в бедности и забвении со стороны соотечественников, живших рядом с ним в колониях, не мог знать о том влиянии, которое оказал своим искусством на художественную эволюцию XX века, и о том, с каким восхищением и жадностью рассматривали все то, что он создал вдали от Франции, его коллеги по искусству. Его наследие осталось в истории как одна из ярчайших страниц европейского искусства рубежа XIX и XX столетий.

Работы Гогена, когда-то стоившие несколько жалких франков, продаются в наши дни за миллионы долларов, а картина «Когда свадьба?» была продана на аукционе в 2015 году за 300 млн. долларов и получила почётный статус самой дорогой картины в мире.

Жизнь Гогена легла в основу романа Сомерсета Моэма «Луна и грош».  В нём описывается простой английский брокер Чарльз Стрикленд, бросивший семью, работу и дом, для того чтобы заниматься живописью. В романе жизнь Гогена обрывается вследствие болезни проказой.

О последних годах жизни Гогена был снят биографический фильм с Дональдом Сазерлендом в главной роли «Волк на пороге» (1986).

В 2003 году был снят очередной фильм с Кифером Сазерлендом в главной роли – «Найденный рай» (2003) , в котором центральное место занимают непростые отношения художника с женой и его жизнь на Таити.

В 2017 году вышел в прокат французский фильм «Дикарь. Гоген. Путешествие на Таити» с Венсаном Касселем в главной роли о периоде жизни художника в Полинезии.

Использованы материалы с сайтов

http://www.hudojnik-impressionist.ru/gogen.htm

http://2queens.ru/articles/vystavki-vystavki-v-evrope/pol-gogen-voploshhyonnaya-mechta-o-rae.aspx?id=2624

  1. Интернет-ресурсы
  2. Поль Гоген в Википедии
  3. http://поль-гоген.рф – Поль Гоген

http://www.pgogen.ru – Поль Гоген

  • Поль Гоген на сайте «Ван Гог и Гоген»
  • Поль Гоген в энциклопедии «Кругосвет»
  • Поль Гоген на сайте «Импрессионизм в сети»
  • Поль Гоген на сайте «Музеи мира»
  • Поль Гоген на сайте «Великие художники»
  • Картины Поля Гогена на сайте «Арт Ассорти»
  • Картины Поля Гогена на сайте «Галерея ALARTIST»
  • Картины Поля Гогена на сайте «Gallerix»
  • Картины Поля Гогена на сайте «Описание картин»
  • Галерея картин Гогена на сайте «Artcontext»

Страницы:

Источник: http://www.libozersk.ru/pages/index/3402?cont=1

Поль Гоген «Никогда больше». Описание картины

Февраль 1897 года был наполнен для Гогена продуктивной работой.

Погружённый в творчество на экзотическом острове, живописец регулярно отправляет свои завершённые работы на континент через крейсер «Дюге-Труэн» и судового врача Гузе.

Познакомившись на острове с совершенно другой эстетикой, Гоген не только впитывал новое нормы, но и стремился познакомить европейцев с этой дикой красотой Таити и его жительниц.

И вот крейсер снова готовится отправиться на родину, а Гоген не успевает закончить полотно. Закрывшись у себя дома, он, работая помногу часов к ряду, дописывает картину  – мастер во что бы то ни стало, хотел именно этим рейсом отправить новый портрет обнажённой таитянки.

Картина, которую так спешил закончить живописец называлась «Никогда больше».

На богатом ложе лежит молодая обнажённая девушка. На заднем плане художник изобразил двух людей в дверном проёме, которые о чём-то оживлённо беседуют. Витиевато украшенные стены не сразу дают обнаружить ворона, сидящего на окне. В углу работы видна надпись на английском языке – Never More, что обозначает «Больше никогда».

Некоторые исследователи усматривают в этой надписи и чёрной птице отсылку к самому известном произведению Эдгара По — «Ворон». Действительно, в поэме есть такая строчка, где ворон произносит фразу, совпадающую с названием картины.

Для воплощения сюжета живописец выбрал сумрачные тона, которые создают тревожность и некую настороженность. Такие чувства читаются на лице у героини – она взволнованно прислушивается к разговору, исподтишка подсматривая то за птицей, то за беседующими людьми.

Техническое воплощение соответствует привычному стилю мастера – густые мазки, выразительные цвета, чёткость линий.

О глубоком смысле данной картины можно спорить много и долго, чем и занимаются многие искусствоведы и исследователи творчества Поля Гогена. Однако сам мастер утверждал, что в произведении самое ценное то, что было не до конца высказано. Именно поэтому любая картина Гогена, особенно его работы таитянского периода с программными названиями может иметь не один десяток разнообразных трактовок.

Сегодня, благодаря рентгенограмме, доподлинно известно, что полотно «Никогда больше» было написано поверх другой картины.

Гоген Поль

Картина художника Поля Гогена «Никогда больше» 1897 г.
Холст, масло. 60,5 x 116 см. Институт искусства Курто, Лондон, Великобритания.

Источник: http://vangogen.ru/pol-gogen-nikogda-bolshe/

Поль гоген что необычного он сделал. Школьная энциклопедия. В поисках рая на земле

В 1901 г. художник перебирается на Маркизские острова, где строит свой последний приют — «Веселый дом», хозяйкой которого стала четырнадцатилетняя Ваехо. В последние годы жизни Гоген создает картины «Варварские сказания», «И золото их тел», «Всадники на берегу», «Девушка с веером»; спешно заполняет дневник воспоминаниями и размышлениями («До и после»).

Гоген создал целый ряд скульптурных произведений («Техура»). Работал в области графики (Три фигуры, 1898, Национальная библиотека, Париж).

2. История создания картины «Женщина, держащая плод»

Рубеж
XIX-XX веков — это период новых технических открытий; появления новых видов транспорта и ускорение ритма жизни; урбанизации, индустриального прогресса и промышленной революции и, в связи с этим, время переосмысления ценностных ориентиров, нарастания тревоги, духовного диссонанса, ожидания катастрофы. Миропонимание человека изменяется, его жизнь становится неустойчивой и лишенной гармонии, в поисках которой ему и помогало в тот период искусство.

Еще во Франции поиски обобщенных образов, таинственного смысла явлений сблизили Гогена с символизмом и привели его и группу работавших под его влиянием молодых художников к созданию своеобразной живописной системы — синтетизма, в которой светотеневая моделировка объемов, световоздушная и линейная перспективы замещаются ритмичным сопоставлением отдельных плоскостей чистого цвета, целиком заполнявшего формы предметов и играющего ведущую роль в создании эмоционального и психологического строя картины. Эта система получила дальнейшее развитие в картинах, написанных Гогеном на островах Океании. Изображая сочную полнокровную красоту тропической природы, естественных, неиспорченных цивилизацией людей, художник стремился воплотить утопическую мечту о земном рае, о жизни человека в гармонии с природой.

Творчество Поля Гогена предлагает свою модель идеального мира, обретения гармонии, выхода за пределы замкнутого существования в качестве одного из «винтиков» общества.

Различные точки зрения, с которых Гоген имел возможность познать и почувствовать жизнь, позволили ему составить разностороннее представление о европейском обществе Шевелева, Н. Очарование экзотики / Н.

Шевелева // Искусство. — 2006. — №20. .

Цивилизация в мировоззрении Гогена была антиподом природы, «антиприродой». В своей книге «Ноа Ноа» Гоген писал: «Цивилизация мало-помалу отходит от меня… Да, старый цивилизованный человек отныне действительно уничтожен, умер! Я возрождался, вернее, во мне заново возникал человек сильный и чистый!».

По мысли Гогена, в современности существуют два противоположных мира: мрачное царство цивилизации, где человек потерян в своем ожидании надвигающейся социальной катастрофы, и живая стихия природы, источник радости и света Перрюшо, А. Жизнь Гогена. — Ростов-на-Дону: Феникс, М.: Зевс, 2007. — С.166 .

Океанийская природа очаровала художника своими яркими красками, но, привыкший к иным цветовым сочетаниям, он долго не решался передать на полотне то, что видел своими глазами. Гоген вначале больше наблюдал, делал этюды, зарисовывая характерные позы таитян, их фигуры и лица.

Только через несколько месяцев, когда художник, наконец, понял характер майорийцев, овладел новой формой и новой пластикой, он приступил к серьезной работе. Никогда раньше Гоген не испытывал такого творческого подъема. Он создает один шедевр за другим.

За первый год художник выполнил 44 работы — портреты, обнаженные фигуры, пейзажи, резьба по дереву, несколько скульптур. А накануне отъезда, весной 1893 г., у него уже 66 полотен.

Вскоре после прибытия в Океанию Гогеном овладело желание написать крупным планом фигуру таитянки, Евы туземного рая. Гоген создает несколько произведений на эту тему: «Прекрасная земля», «Куда идешь?» и «Женщина, держащая плод». Последняя картина из собрания Эрмитажа принадлежит к главным шедеврам первого пребывания художника на Таити.

В образе женщины с плодом в руках исследователи узнают черты Техаманы, таитянской жены Гогена. Родители девушки охотно отдали ее за европейца, считая его выгодной партией. Техамане было всего 13 лет, но, по таитянским понятиям, она уже созрела для замужества.

Даже по европейским меркам она была красива: удивительно нежная кожа, большие выразительные глаза, черные, как смоль, волосы по пояс. Гоген был очарован ею.

Преданная, любящая и в то же время не очень разговорчивая, она не только не мешала художнику работать, но всячески помогала ему.

«…Я снова принялся за работу, и счастье поселилось в моем доме… Золото лица Техаманы заливало радостью и светом внутренность жилья и весь окрестный пейзаж. Как хорошо было утром пойти вместе освежиться в соседнем ручье, так в раю, несомненно, делали первый мужчина и первая женщина».

Техамана становится героиней многих работ Гогена. Изображая ее в картине «Женщина, держащая плод» более зрелой, художник, возможно, хотел представить ее такой, какой она должна была стать со временем. Смуглое тело таитянки передано намеренно плоскостно.

Единая непрерывная линия, охватывающая всю фигуру, делает ее весомой и объемной. Желтый орнамент на красной юбке вторит узору, образуемому листьями деревьев над головой женщины, и сама она кажется неотъемлемой частью этой вечной природы.

Как ни плодотворна была работа на Таити, болезнь и нужда заставляют художника вернуться во Францию. С тяжелым сердцем покидает он Техаману и тот светлый мир, который на короткое время здесь открылся ему.

Он вернется на остров через два года — на этот раз навсегда, чтобы навечно слиться с благоуханной землей.

3. Анализ картины

Портрет как жанр у Гогена нередко сочетается с пейзажным жанром, поскольку на сочетании одного жанра живописи с другим складывалась главная тема искусства Гогена — «созвучие человеческой жизни с животным и растительным миром в композициях, в которых большую роль играет великий голос земли».

Героиней большинства полотен мастера является прекрасная, дикая и загадочная таитянская женщина. Именно через ее величественный и гибкий образ Гоген передает свое пантеистическое видение мира.

Так, в полотне «Женщина, держащая плод» совершенно обыденный бытовой мотив художник превратил в возвышенно-эстетический. На первом плане изображена молодая девушка, таитянка в возрасте невесты, в ярко-красном парео, держащая бережно, словно ребенка, плод тропического растения.

В некотором отдалении от нее, на фоне хижин, сидят ее подруги, внимательно смотрящие на зрителя. Стиль этой работы намного мягче и естественнее предыдущих полотен мастера. Рисунок почти утратил былую резкость, а линия приобрела гибкость и живость.

Посредством композиции Гоген ненавязчиво объединил плоскостные ритмичные мотивы, смягчив границы контрастных цветов. Колорит картины изыскан; благодаря разнообразию теплых розовых оттенков она словно подернута знойным маревом.

Силуэт женщины очерчен простыми и ясными контурами. Художник любуется её спокойным смуглым лицом, естественной грацией позы. Узор юбки напоминает форму ветвей и листьев над головой женщины.

У эрмитажной картины есть таитянское название, данное ей Гогеном. Оно переводится: «Куда идешь?». Этот вопрос островитяне задают встречным. Ответ должна дать главная героиня картины. Плод в ее руках — это тыква, употреблявшаяся как сосуд для воды. Если присмотреться, то можно даже различить веревочку, за которую держат сосуд.

Значит, таитянка идет по воду. Но ведь вода у многих народов — это символ жизни, а тыква, у китайцев, например, служила знаком связи двух миров, земного и небесного. Техамана, изображенная Гогеном, была беременна, и это объединяет присутствие сосуда и воды, а также таитянки с младенцем — мотив материнства Поль Гоген // Искусство. — 2007.

— №6. .

Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя.

Картины Гогена по своей плоскостности, орнаментальности и яркости красок напоминают декоративные ткани и в известной степени — искусство восточных народов.

Кроме того, Гоген вызвал своим творчеством большой интерес к культуре неевропейских народов, и это составляет его несомненную заслугу.

Гогена поразила на Таити статуарная неподвижность людей, которая вызывала ощущение неизменности бытия и была в полном согласии с представлениями художника о первозданном мире.

Поэтому и в картинах Гогена позы таитян всегда спокойны, устойчивы, гармоничны. Женщина, держащая плод, может, кажется, простоять века, не шелохнувшись.

Это придает особый оттенок таитянскому названию картины «Еу хаэре иа ое» («Иди!»).

Природа как фон представлена в первозданном виде и непрерывно развивается по естественным законам мироздания.

Она воплощает идеальное природное пространство, выступающее посредником между человеком и Абсолютом, в котором присутствует божество.

Человек, который способен полностью соединиться с космическим ритмом природы, вернуться к первозданному состоянию, получает особую благодать, способность преображаться и преображать самому.

Актуально-исторический аспект художественной идеи данного произведения заключается в конкретной представленной модели острова Таити как райского острова, жители которого уже получили благодать. Таитянки гармонично существуют внутри своей родной природы, с рождения встраиваясь в определенный космический ритм существования.

Отбрасывая случайное, художник стремится выявить в полотнах тот духовный мир, то настроение, которое содержится в окружающей природе. Искусство — это обобщение, которое надо уметь извлечь из натуры, — таков основной тезис Гогена.

И он находит формы и образы, наиболее полно передающие характерное во внешнем облике, манере поведения таитян. Отсюда частое повторение в ряде картин аналогичных поз, жестов, лиц, отсюда и несколько вариантов одной композиции.

Казалось бы, сюжетно картины Гогена просты, в них ничего не происходит — люди сидят, стоят, лежат. Но ни одна не является повторением натуры, хотя все построено на реальных наблюдениях.

4. Картина «Женщина, держащая плод» в Эрмитаже

Зал 316 Эрмитажа полностью посвящен картинам Гогена, написанным во время его пребывания на Таити. В том числе там находятся «Весна священная» (написана в Париже) и «Женщина, держащая плод». Считается, что на последнем полотне изображена его таитянская жена.

О появлении в России «Женщины, держащей плод» известно немного. В 1908 г. И.А. Морозов купил ее у знаменитого торговца картинами Воллара за 8 тысяч франков — цена по тому времени очень высокая.

После того как 19 декабря 1918 года был подписан декрет о национализации морозовского собрания, оно стало доступно широкой публике Васильева-Шляпина Г. Л. Изобразительное искусство.

История зарубежной, русской и советской живописи М.: 2006 — С.127 .

Но в музей собрание сразу преобразовано не было, штата сотрудников не имелось, и бывший владелец по воскресеньям, утром, при помощи родных и прислуги сам показывал собрание, давая пояснения.

11 апреля 1919 года собрание И.А. Морозова было превращено во Второй Музей новой западной живописи и 1 мая открыто для публики. В начале лета бывший владелец дома на Пречистенке бесследно исчез. В доме на Пречистенке произведен обыск.

Печати на стальной кладовой и несгораемых сейфах оказались в сохранности, картины и скульптуры тоже в неприкосновенности. Вся коллекция (страховая стоимость только ста наиболее ценных французских картин превышала полмиллиона) осталась на своих местах в полной целостности и сохранности.

Бывший владелец, как значилось в протоколе МЧК, «с семьей отмечен как выбывший в июне 1919 года в Петроград».

Лишенный колоссального состояния — фабрики, земель, коллекции, превращенной во Второй музей новой западной живописи, Иван Абрамович, под влиянием жены, принял решение переехать в Швейцарию. Спустя два года, 22 июня 1921 года, И.А. Морозов скоропостижно скончался в возрасте пятидесяти лет в Карлсбаде.

В 1928 году в бывший морозовский особняк из Большого Знаменского переулка было перевезено собрание С.И. Щукина. А в каталоге ГМНЗИ 1929 года от имен прежних владельцев уже остались лишь инициалы: «Щ» и «М».

Объединенные в Государственный музей нового западного искусства коллекции просуществовали в этом помещении до их расформирования в 1948 году, когда в разгар борьбы с космополитизмом постановлением правительства ГМНЗИ был ликвидирован.

Обреченные на уничтожение, коллекции по счастливой случайности удалось спасти и их разделили между собой ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственный Эрмитаж.

Коллекции Морозова хранились в запасниках, поскольку современное французское искусство в СССР, считалось неподходящим для развития вкуса советского человека Матвеева Е. Роньшин В. История живописи. В 12 томах. Том 10.

(раздел о коллекционерах) СПб.: Лабиринт, 2007 . И только в средине 50-х годов коллекции стали вновь обретать заслуженное внимание.

В частности, творчество Поля Гогена таитянского периода было выставлено в Эрмитаже только в 1963 году.

Заключение

В творчестве Поля Гогена представлен особый путь выхода из кризиса мировоззрения, достижения некоего равновесия посредством коренного изменения жизни, обращения к естественному порядку.

Другие мастера искусства также предлагают свои методы преодоления неустойчивости рубежного мироощущения, и исследование искусства становится, таким образом, еще и поиском наиболее корректного варианта возвращения к гармоничному существованию человека в эпоху глобальных перемен в обществе, что актуально и в настоящее время.

Картина «Женщина, держащая плод», относится к таитянскому периоду творчества Гогена. Она была исполнена в Полинезии, куда художника привела романтическая мечта о естественной гармонии жизни. Экзотический, полный таинственности мир, не похожий на Европу. Впечатления от ярких красок и буйной растительности Океании, от облика и быта таитян стали для живописца источником вдохновения.

В обыденном эпизоде из жизни островитян художник видит воплощение вечного ритма жизни, согласия человека и природы. Стоящая на первом плане таитянка с плодом в руке — Ева этого туземного рая.

Отказавшись от правил традиционной живописи, а затем и от импрессионистической манеры, мастер создал собственный стиль. Уплощенность пространства, ритмические повторы линий, форм и цветовых пятен, чистые краски, положенные крупными массивами, создают повышенный декоративный эффект.

Полотна Гогена, по декоративности цвета, плоскостности и монументальности композиции, обобщенности стилизованного рисунка подобные панно, несли многие черты складывавшегося в этот период стиля модерн, оказали влияние на творческие поиски мастеров группы «Наби» и других живописцев начала XX века. Гоген работал также в области скульптуры и графики.

Список использованной литературы

    Личное счастье, профессиональный успех и тяжелые болезни Пьера Огюста Ренуара — французского живописца, графика и скульптора, одного из основных представителей импрессионизма. Отношение современников к творчеству художника, его прекрасные картины.презентация , добавлен 04.03.2013 Творчество Сезанна. Винсент Ван Гог — классик постимпрессионизма. Живописные искания Поля Гогена. О художнике и его творениях в разрезе его вклада в мировую культуру. С XX столетия Сезанн становится вождем нового поколения.

Источник: https://bestzagar.ru/age/pol-gogen-chto-neobychnogo-on-sdelal-shkolnaya-enciklopediya-v-poiskah-raya-na/

Марк Шагал, картины с названиями и описанием, биография художника

Марк Захарович Шагал (фр.

Marc Chagall; 7 июля 1887 год, Витебск, Российская империя (нынешняя Беларусь) — 28 марта 1985 год Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) – еврейский художник, который жил в России, Франции, Америке и всё же остался еврейским художником, сохранил свою самобытность.

Шагал создал собственный уникальный стиль в живописи, а также делал фрески и витражи, разрабатывал театральные костюмы и декорации, иллюстрировал книги и сам писал их.

Особенности творчества художника Марка Шагала: Национальное самосознание, бесконечная любовь к изображаемым объектам, родной город Витебск, проглядывающий сквозь любой парижский или иной пейзаж, летающие люди, ставшие одним из символов Марка Шагала, и изображенная в бесконечном множество образов самая большая любовь его жизни – жена Белла. Яркие цвета, игры с законами композиции, образы животных.

Самые известные картины Марка Шагала: «Над городом», «Обрученные и Эйфелева башня», «Прогулка», «Я и моя деревня», «Над Витебском» 

«В нашей жизни, как и в палитре художника, есть только один цвет, способный дать смысл жизни и искусству – цвет любви»

, – писал Марк Шагал в своей книге «Моя жизнь». Все его картины наполнены этим цветом, как была им наполнена жизнь его. Разговор о Марке Шагале в отрыве от его любви, от тех, кого он любил и кем дышал, перенося это на холст, был бы сухим перечислением фактов.

В ожидании любви

Моисей Шагал родился в Витебске 6 июля 1887 года в семье приказчика. Мир встретил будущего гения пламенем костра – в городе пылал пожар. Красный цвет он позднее назовет цветом кошмара. Над его продавцом газет, предвещающим войну, небо пылает алым.

Отец мечтал, что сын станет хорошим бухгалтером, в крайнем случае – приказчиком. А Шагал рисовал, рисовал, рисовал.

Однажды к нему зашел друг, посмотрел на стены комнаты, густо увешанные рисунками, и воскликнул: «Да ты настоящий художник!». Художник… Это слово было будто из другого мира. Мира, который манил к себе Моисея Шагала больше, чем что-либо на свете. Долгие изматывающие скандалы и уговоры привели к тому, что его отдали учиться в Школу рисования живописи художника Юделя Пэна.

Очень быстро стало понятно, что ограничиться Пэном не получится – этого мало. Скромность начинающего художника не сковывала. В 15 лет Моисей Шагал искренне считал себя гением. Он полагал, что только Рембрандт мог бы чему-то его научить по-настоящему.

Но где ж его возьмешь, Рембрандта? Строптивый, уже точно не получившийся на радость родителям бухгалтером, Шагал выпрашивает у отца деньги и уезжает в Петербург – там Академия художеств, там рай! Реальность отвесила юному дарованию жесткий щелчок по самолюбию. Первый и последний в своей жизни официальный экзамен он завалил.

В 1909 году Шагал возвращается в Витебск. Разочарованный, опустошенный, не нашедший того, что искал, и не сумевший примкнуть ни к одной школе.

Он пишет об этом времени: «Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему».

В это же время в Витебск из Петербурга вернулась Берта Розенфельд, которая войдет в историю искусства как Белла Шагал. Она мечтала стать актрисой, ей прочили успех. Но серьезная травма на репетиции поставила крест на актерской карьере.

Вечная любовь Шагала

На момент встречи в Витебске оба считали себя неудачниками. По одной версии, они случайно пересеклись и разговорились на мосту над Витьбой. По другой – встретились в гостях у подруги Берты, Теи Брахман.

У Теи была любовная связь с Шагалом, и она позировала ему обнаженной. Именно с нее написана чувственная «Сидящая красная обнаженная».

Не столь важно, где произошла встреча, важнее, что она поразила обоих в самое сердце.

«Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена», – вспоминал Шагал.

Позднее он напишет, что после встречи с Беллой в нем навсегда поселилось ощущение уверенности. Шагал возвращается в Петербург и поступает на курс к Леону Баксту. Он заворожен Бакстом. По некоторым сведениям, Бакст не только взял Шагала в школу, но и оплачивал его проживание в школе, оценив незаурядный талант юноши. Именно Бакст открыл для Марка Шагала персональное «окно в Европу».

В 1910 году учитель уедет в Париж, от чего Шагал заранее в отчаянье. «Я бы тоже хотел в Париж», – решается он сказать. Бакст поддерживает эту идею, считая, что в России для таланта Шагала нет перспектив, и помогает ему с переездом.

Париж! Безвозвратно исчезает стеснительный Мойша Шагал. Его место отныне и навсегда занимает кудрявый, франтоватый Марк. Позднее он скажет, что только в Париже можно быть художником.

Каждую свободную минуту проводит в Лувре: «Легче всего мне дышалось в Лувре. Там меня окружали давно ушедшие друзья».

Сам Шагал отмечал, что особенное впечатление на формирование его кисти, помимо Рембрандта, произвели Гоген, Ван Гог, Ренуар, Делакруа.

Во Франции Шагал обретает свободу. Он больше не пытается соответствовать никому и ничему. Начинается главное: симфония цвета, поэзия кисти, нарушение всех законов физики и гравитации. Все, кто пытался учить Шагала, отмечали, что ученик из него ужасный.

Он не умел учиться, он желал быть только собой и писать исключительно так, как сам хочет.

Шагал влюблен в Париж. Впрочем, когда ему хочется особенно отметить, насколько дорог его сердцу этот город, он говорит: «Париж, ты мой Витебск!».

На картине «Я и моя деревня» профиль Шагала из Парижа обращен к Витебску.

В 1914 году он едет в Витебск на свадьбу к сестре, вскоре за этим следует его собственная свадьба – новая встреча с Бертой не оставила сомнений: это судьба.

Марк Шагал написал несколько портретов жены с натуры. И около трех тысяч картин, рисунков, набросков, в которых ее образ так или иначе отображен в летящих женщинах.

В 1916 году у счастливых супругов рождается дочь Ида. А тем временем в игру вступают другие силы. Россию сотрясают катаклизмы. Шагал был среди тех, кого новая власть поначалу вдохновила. Ему более не указ напыщенные академики из отвергшей его Академии искусств. Да и социальная пропасть между дочерью ювелира и сыном приказчика рухнула.

Захваченный свежими, как тогда казалось, переменами Марк Шагал даже некоторое время занимал пост уполномоченного по делам искусств в Витебской губернии.К первой годовщине Октября Шагалу поручено украсить город. Витебск был опутан бесконечными заборами.

Более сотни городских маляров под руководством Марка Шагала раскрасили заборы, стены и все, на чем можно было рисовать. Такого граффити мир еще не видел.

Авангард выходит на первые роли, Шагалу кажется, что он нашел свое место. Он организовал в Витебске Школу искусств и пытался в ней преподавать. Затея потерпела крах.

Он хотел, чтобы его ученики так же, как он, раскрыли свой талант. А обучение техническим моментам ему казалось слишком скучным. Тогда и возникло противостояние между Марком Шагалом и Казимиром Малевичем. Основатель супрематизма собирался лепить из своих учеников не гениев, а профессионалов.

И действительно, через пару месяцев в Третьяковке прошла выставка картин учеников Малевича. Шагалу становилось все теснее. Вместо отринутых устоев появляются новые рамки, за которые не рекомендуется выходить.

«Мы наш, мы новый мир построим», абстракционизм и отрицание прежних ценностей правят бал, а Шагал в это время пишет какие-то цветы, женщин, Витебск… Его упрекают в приверженности к устаревшим формам и называют «староватором». Белла все более настойчиво твердит об эмиграции.

Шагал с женой уезжают сначала в Москву, затем в Берлин. И наконец, 1923 год – Париж! Здесь он «перекрестит» Берту в Беллу. Он здесь счастлив, успешен, востребован, много пишет. На картинах, как всегда, присутствует Белла и любимый Витебск.

Художника находит единственный учитель, которого Шагал признавал, – Леон Бакст, и говорит: «Вот теперь ваши краски поют». Это успех.

А в это время Европа сходит с ума. К власти пришел Гитлер. Из Парижа Шагалы уезжают в последний момент, когда город уже оккупирован.

22 июня Германия объявляет войну Советскому Союзу, а Марк Шагал с Беллой видят статую Свободы… В Америке его хорошо принимают, но сердце рвется в Европу. В 1944 году Париж освобожден. Белла торопит с отъездом.

За несколько дней до запланированного возвращения ей становится плохо. У нее стремительно развивается вирусное заболевание, и буквально на руках у Шагала его Муза умирает.

Вирджиния. Отвлечься не удалось

Марку Шагалу кажется, что он никогда больше не возьмет в руки кисть и не прикоснется к холсту. Зачем это все, когда главная героиня его картин и его жизни покинула его? Девять долгих месяцев Марк Шагал не пишет, не спит, не ест и едва дышит. Вытащила его дочь Ида.

Сначала она увлекла отца работой над иллюстрациями к написанной Беллой книге воспоминаний «Горящие огни», а потом наняла ему сиделку – удивительно красивую женщину, лицом похожу на ее мать. Вирджиния Хаггард младше Шагала более чем на 20 лет. Вскоре она родила ему сына Давида. В 1947 году Шагал с Вирджинией все же возвращается в Париж.

Но очень скоро она, прихватив сына, сбегает с фотографом, приехавшим к ним в дом делать материал о гениальном художнике…

Последняя любовь Марка Шагала

Если к Белле все искусствоведы относятся с трепетом, то последней спутнице Марка Шагала, Валентине Бродской повезло куда меньше. Вава, как ее называли друзья и близкие, блистала в парижском обществе. Познакомила их снова Ида, стремясь вдохновить отца.

В 1952 году Вава стала женой Шагала и заодно – врагом многих искусствоведов. Ее упрекают в том, что она «подмяла» под себя художника и командовала им. В вину Ваве ставят «подрезанные крылья» Марка Шагала.

Некоторые исследователи противопоставляют Беллу и Ваву по такому принципу: Белла была музой и вдохновением, а Вава – менеджером. Говорят, что из-за нее Шагал разрушил отношения практически со всеми близкими людьми, зато стал очень дорогостоящим и востребованным художником.

Вдова Андрея Вознесенского Зоя Богуславская не согласна с этой версией. Она отмечает, что регулярно бывала у Марка Шагала и Вавы, но не замечала приписываемых жене художника деспотизма и назойливости. А вот окружить гения уютом и оградить от всего, что могло бы помещать его творчеству, Ваве удалось.

Сегодня не найти однозначного ответа на то, кем стала для Марка Шагала его последняя любовь. Но, может, стоит прислушаться к словам художника: «Слава Богу, Вава возле меня. Она затмевает своей красотой всех женщин Витебска»?

И главное – Шагал снова много пишет, в том числе Ваву. Если фоном для изображений Беллы был их родной Витебск, то Ваву художник изображает в Париже.

Чтобы уж точно сомнений не осталось, на портрете Вавы различимы и Эйфелева башня, и Парижская опера. Париж – ты мой второй Витебск, писал Шагал.

Возможно, и Вава стала его второй Беллой? «Тебя только вижу, тебя живущую ради меня», – это о второй жене.

Так легко и навсегда отменивший законы гравитации на своих картинах, Шагал, чьи люди летают столь же легко, как дышат, умер в лифте своего дома. Оторвавшись от земли. Так, как это умел только он.

Алена Эсаулова

  • 107 пользователям
  • Работы в 16 коллекциях и 526 подборках

Источник: https://artchive.ru/marcchagall

Поль Гоген — керамика протеста

Но корни его творчества лежат в Перу, где он провел раннее детство в доме своего дяди по материнской линии, принадлежавшего к знатному испанскому роду. Яркая природа Латинской Америки, благодатный климат, колорит смешения испанской культуры и культуры инков — все это отложилось в памяти Гогена-ребенка и навсегда оставило потребность в ярком солнце и сочных красках.

  • Поэтому переезд в холодную и серую Европу, погружение в принципиально иную цивилизацию, более враждебную и отстраненную, всегда вызывали внутренний протест Гогена, который он позже выразил в полной мере, демонстративно отказавшись от всех благ цивилизации.
  • В 1885 году Гоген бросает свою семью и пятерых детей и уезжает в Париж, чтобы полностью посвятить себя живописи. 
  • Мы не будем описывать сейчас живопись Гогена — ее изумительную плосткостную декоративность и бьющую через край цветовую экспрессию, положившую начало не только «примитивизму» в искусстве, но и прорисовавшую основные силуэты модерна.

Мы хотим остановиться на его керамике.
И хотя ее нельзя отделять от живописных работ Гогена, однако, его керамика в силу своей трехмерности, несет в себе протест Гогена еще более выразительно, чем его живопись.

Гоген считал современную цивилизацию болезнью общества, отрицал ее блага и во всю силу своего бунтарского темперамента боролся с миссионерскими влияниями в Полинезии, куда он переехал в 1891 году и где создал более 80 живописных полотен.

Возвращение Гогена в Париж в августе 1893 году прошло не совсем так, как он рассчитывал: без фанфар, без возбужденных поклонников и без высоких продаж его картин. Несмотря на интерес к его работе, успех все еще ускользает от него. Его жена прекращает все связи с ним.

В этот период он знакомится с величайшим керамистом своего времени Эрнестом Шапле, благодаря которому обучается глазурованию и который предоставляет Гогену свои печи для обжига керамики на улице Бломе в Монпарнасе.

Гоген предполагает, что его керамические работы будут пользоваться большим спросом, чем его живопись, но этому не суждено, увы, сбыться. Второй причиной его обращения к керамике стало знакомство еще в детстве с доколумбовой керамикой инков, которая произвела на него неизгладимое впечатление. Именно в этот период он создает свой лучший керамический шедевр — «Овири».

Гоген был не одинок в своем керамическом творчестве. К концу XIX века произошло заметное перемешивание классического искусства с элементами ремесла. Но до подлинного демократизма во Франции XIX века было еще далеко. Поэтому в июне 1895 года Гоген отправляется на Таити, чтобы никогда больше не вернуться оттуда.

Интересен момент социальной идентификации Гогена в среде аборигенов. В таитянском обществе социальное положение очень четко зависит от гендерной принадлежности и рода занятий. Гоген же не относился ни к мужчине-охотнику, ни к женщине-домохозяйке. Он социально занимал золотую середину между ними.

Это неоднозначное чувство гендерной идентичности реализовалось через бунтарский дух Гогена в его работе «Овири».
Овири — таитянская богиня смерти — кровожадная и жестокая.

В керамической скульптуре Гогена Овири попирает ногой убитую ею волчицу, а руками душит волчонка. Красная глазурь у левой ноги богини — кровь гибнущего волчонка и его матери. Гоген ассоциирует себя с Овири, на ее дикость и жестокость он проецирует свою чудовищность и разрушительную созидательность.

Ее отвратительный облик, скрученный силуэт, гипертрофированно-большая голова являются как бы антитезой европейского искусства, его гармонии и «благодати». Овири стала по сути материальной реализацией протеста Гогена против европейского образа жизни, религии, культуры. Гоген просил на его могиле установить скульптуру Овири, что и было сделано в 1979 году.

Вся керамика Гогена является протестной, отражающей душевные муки Гогена-художника и Гогена-человека. В автопортретных работах его лицо перекошено страданием. Предполагается, что автопортрет-кувшин стал результатом увиденной Гогеном в Париже казни на гильотине.

«Керамика  передает ощущение огня, и потому вылепленная фигура словно корчится в адском пламени. Я думаю, что благодаря  этому фигура становится более экспрессивной».
П. Гоген.

Гоген не использовал в своих керамических изысканиях гончарный круг,  его керамика была вылеплена руками и имела скульптурно-примитивный вид. Гоген-керамист, как и Гоген-живописец положил начало примитивизму в скульптуре, а Пабло Пикассо во многом продолжил керамические идеи Гогена.

Тяга художника к примитивизму возникла как протест против ограничения свободы, накладываемого на человека европейским обществом, против восторга белого человека от своих «побед» над аборигенами. Воспеваемое им варварство туземцев, Гоген противопоставлял искоренению таитянской культуры колонизаторами.

Обычаи аборигенов явились для него открытием, направляющим к утраченной подлинности, которую он воспринимал как всеобщую, способную объединить все народы мира и приобщить их к великому искусству Запада, от Леонардо и Ван Эйка до Сезанна и Ван Гога.

Источник: https://www.russian-mayolica.ru/our-story/hudozhniki-keramisty/paul-gauguin-ceramics/

История картины П. Гогена "Женщина, держащая плод". Поль Гоген. Гений, не дождавшийся славы Живописец поль гоген картины

Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года.

Его отец, Кловис Гоген (1814-1849), был журналистом в отделе политической хроники журнала Тьера и Армана Мара «Насьональ», одержимым радикальными республиканскими идеями; мать, Алина Мария (1825-1867), была родом из Перу из богатой семьи. Её матерью была известная Флора Тристан (1803-1844), разделявшая идеи утопического социализма и опубликовавшая в 1838 году автобиографическую книгу «Скитания парии».

Вначале своей биографии Поль Гоген был моряком, позже успешным биржевым брокером в Париже. В 1874 году он начал рисовать, вначале по выходным.

Борясь с «болезнью» цивилизации, Гоген решил жить по принципам первобытного человека. Однако физические болезни заставили его вернуться во Францию. Следующие годы в своей биографии Поль Гоген провел в Париже, Бретани, совершив короткую, но трагическую остановку в Арле вместе с ван Гогом.

Творчество Гогена

К 35 годам при поддержке Камиля Писсаро Гоген полностью посвятил себя искусству, оставив свой образ жизни, удалившись от жены и пятерых детей.

Установив связь с импрессионистами, Гоген выставлял с ними свои работы с 1879 по 1886 год.

В следующем же году он уехал в Панаму и Маритинику.

В 1888 году Гоген и Эмиль Бернар выдвинули синтетическую теорию искусства (символизм), придавая особое значение плоскостям и отражению света, неприродным цветам в соединении с символическими или примитивными объектами. Картина Гогена «The Yellow Christ» (галерея Олбрайт, Буффало) является характерной работой для того периода.

В 1891 Гоген продал 30 полотен, а затем на вырученную сумму отправился на Таити. Там он провел два года, живя бедно, нарисовал некоторые из последних своих работ, а также написал «Noa Noa» — автобиографическую новеллу.

В 1893 году в биографии Гогена состоялось возвращение во Францию. Он представил несколько своих работ. Этим художник возобновил интерес публики, но заработал очень мало денег. Сломленный духом, больной сифилисом, который причинял ему боль уже много лет, Гоген снова переезжает к южным морям, в Океанию. Там были проведены последние годы жизни Гогена, там же он безнадежно, физически страдал.

В 1897 году Гоген пытался совершить самоубийство, но не смог. Затем еще пять лет провел в рисовании. Он умер на острове Хива-Оа (Маркизские острова).

Сегодня Гоген считается художником, оказавшим чрезвычайно большое влияние на современное искусство. Он отказался от традиционного западного натурализма, используя природу, как исходную точку к абстрактным фигурам и символам. Он выделял линейные образцы, поразительные цветовые гармонии, которые пропитывали его картины сильным чувством таинственности.

За свою биографию Гоген оживил искусство ксилографии, выполнив свободные, дерзкие работы ножом, а также выразительные, не отвечающие нормам формы, сильные контрасты. Кроме того Гоген создал несколько прекрасных литографий, гончарных работ.

Художник родился в Париже, но детские годы провёл в Перу. Отсюда — его любовь к экзотике и тропическим странам. Н

а многих Таитянских лучших полотнах художника изображена 13-летняя Техура, которую её родители охотно отдали в жёны Гогену.

Частые и беспорядочные связи с местными девушками привели к тому, что Гоген заболел сифилисом. Дожидаясь Гогена, Техура часто оставалась лежать целый день на кровати, иногда в темноте.

Причины её депрессий были прозаичны — она мучилась подозрениями, что Гоген решил навестить проституток.

Гораздо менее известные керамические изделия, выполненные Гогеном. Техника его керамики необычна. Он не пользовался гончарным кругом, лепил исключительно руками. Как результат — скульптура выглядит грубее и примитивнее. Произведения из керамики он ценил не меньше, чем свои полотна.

Гоген легко менял техники и материал. Увлекался он и резьбой по дереву. Часто испытывая материальные затруднения, он был не в состоянии купить краски. Тогда он брался за нож и дерево. Двери своего дома на Маркизских островах он украсил резными панелями.

В 1889 году, основательно изучив Библию, он написал четыре полотна, на которых изобразил себя в образе Христа. Он не считал это богохульством, хотя признавал, что их трактовка спорна.

По поводу особо скандального полотна «Христос в Гефсиманском саду» он писал: «Эта картина обречена на непонимание, поэтому я вынужден надолго её спрятать.

В своём интересе к примитиву Гоген опередил время. Мода на искусство древних народов пришла в Европу лишь в начале 20 века (Пикассо, Матисс)

Источник: https://association-ko.ru/about-the-kids/istoriya-kartiny-p-gogena-zhenshchina-derzhashchaya-plod-pol-gogen-genii-ne/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector