Рихард Вагнер
Немецкий композитор Рихард Вагнер — личность неоднозначная. С одной стороны, его политические взгляды противоречат принципам гуманизма (и это еще мягко сказано). Его творчеством (не только музыкой, но и философскими статьями) вдохновлялись идеологи фашистской Германии, превратившие Вагнера в символ нации. С другой стороны, вклад композитора в развитие музыки грандиозен.
Портрет Рихарда Вагнера
Он изменил принципы оперного искусства, введя в оперу сквозное драматическое действие и бесконечную мелодию. Его наследие вдохновляет современных композиторов, продолжает жить в рок-музыке, тяжелом металле и литературе.
Детство и юность
Родился Вильгельм Рихард Вагнер 22 мая 1813 года в Лейпциге – городе, на тот момент принадлежавшем Рейнскому Союзу. Мать Йоханна Розина произвела на свет девять детей. Отец Карл Фридрих Вагнер, полицейский писарь, умер от тифа 23 ноября 1813 года. Уже с этого момента начинаются споры биографов композитора: часть из них считает, что отцом Рихарда был его отчим, Людвиг Гейер.
Рихард Вагнер в молодости
Замуж за актера Гейера многодетная вдова вышла через три месяца после смерти супруга. Как бы то ни было, этот талантливый человек повлиял на выбор карьеры пасынка. Вторую по значимости роль в судьбе брата сыграла старшая сестра, Йоханна Розалия. Популярная актриса поддерживала Рихарда в намерении стать музыкантом.
До 13 лет Рихард учился в школе Святого Фомы – старейшем гуманитарном училище города. В 15 лет юноша понял, что его знаний недостаточно для написания музыки (а тяга уже возникла), и с 1828 года начал обучаться теории музыки у Теодора Вайнлига, кантора церкви Святого Фомы. В 1831 году продолжил обучение в университете Лейпцига.
Музыка
Как многим знаменитостям, Вагнеру нередко приписывают чужие произведения. Например, в сочетании с его именем в сети упоминается «Реквием по мечте». На самом деле, саундтрек к одноименному фильму Даррена Аронофски написал Клинт Мэнселл в 2000 году. Хотя не исключено, что Мэнселл вдохновлялся вагнеровской композицией «Путь в Вальхаллу» из оперы «Гибель богов»
Композитор Рихард Вагнер
С именем классика связывают и зловещее «Танго смерти». Согласно легенде, во время массового уничтожения евреев в фашистских лагерях звучала музыка Вагнера.
В действительности доподлинно неизвестно, что играли лагерные оркестры. Но маловероятно, что это были его композиции.
Вагнер творил с размахом и для исполнения его произведений нужен большой симфонический оркестр.
В XIX веке вагнеровская музыка была настолько революционной, что для постановки «Кольца Нибелунга» по проекту композитора построили Байройтский оперный театр. Акустические эффекты концертного зала тщательно продумывались. Например, оркестровая яма была прикрыта козырьком, чтобы музыка не заглушала голоса певцов.
Вагнер написал 13 опер, из них 8 стали классикой, а также несколько менее масштабных музыкальных произведений, включая либретто к операм, а также 16 томов статей, писем и мемуаров. Оперы Вагнера отличаются длиной, пафосом и эпичностью.
Оперы «Феи», «Запрет любви», «Риенци» относятся к раннему периоду творчества композитора. Первым зрелым произведением стал «Летучий голландец» — эпический рассказ о корабле-призраке. «Тангейзер» рассказывает печальную историю любви менестреля и языческой богини. «Лоэнгрин» — опера о рыцаре-лебеде и неразумной девушке. Здесь уже во весь голос заявляет о себе гений.
«Тристан и Изольда» — рекордсмен по продолжительности отдельных номеров. Любовный дуэт героев во втором акте длится 40 минут, монолог раненого Тристана в третьем акте — 45 минут. Для исполнения вагнеровских композиций оперных певцов пришлось обучать заново. Так зародилась новая оперная школа.
Композитор Рихард Вагнер
Историю о Кольце Власти Вагнер сочинил за сотню лет до Дж.Р.Р. Толкина. «Золото Рейна» открывает цикл «Кольцо Нибелунга». Вторая опера цикла, «Валькирия», содержит «визитную карточку» Вагнера — сцену «Полёт валькирий». «Зигфрид» — самая позитивная опера в цикле: герой убивает дракона и обретает любовь.
Все завершает «Гибель богов», состоящая из лейтмотивов предыдущих опер цикла, включает знаменитый «Траурный марш на смерть Зигфрида», который впоследствии исполнили на похоронах композитора.
Личная жизнь
Несмотря на то, что Рихард был невысок ростом (166 см) и некрасив, большую часть жизни беден, не обладал титулами или званиями – он всегда привлекал женщин. Множество любовных интрижек с артистками и поклонницами остались никому не известны, но три женщины навечно вписаны в биографию гения.
Рихард Вагнер и Минна Планер
Минна Планер, первая жена. Закулисное увлечение двадцатилетнего дирижера красивой артисткой увенчалось браком в ноябре 1836 года.
Молодая жена была на четыре года старше мужа, опытнее в житейских делах и более прагматична. Семья переезжала из Кенигсберга в Ригу, оттуда – в Петербург, Митаву и Париж.
На новом месте Минне удавалось быстро свить уютное гнездышко и обеспечить мужу надежный тыл для творчества.
С годами это давалось ей труднее. После краха революции в 1849 году Вагнеры бежали в Веймар к Листу, а оттуда в Швейцарию. В Цюрихе Рихард встретил новую музу: Матильду Везендонк.
Двадцатилетняя красавица и ее муж Отто были горячими поклонниками творчества композитора.
Богатый коммерсант Везендонк организовывал концерты Вагнера и подарил тому «тихое убежище» – домик рядом с собственной виллой.
Рихард Вагнер и Матильда Везендонк
В этом «убежище» написаны «Зигфрид» и «Тристан». Матильда была объектом этой страстной песни любви и ценила ее по достоинству.
Муза композитора тоже сочиняла музыку и писала стихи и прозу. Потомкам остались письма Вагнера к Матильде, опубликованные после ее смерти.
Доподлинно неизвестно, были ли Рихард и его покровительница любовниками, но большинство биографов так считают.
Любовь к Козиме фон Бюлов настигла Вагнера в 1864 году, в период внезапного благополучия. Юный король Баварский Людвиг II, влюбленный в творчество Вагнера (а по мнению некоторых историков – в самого Рихарда), пригласил его ко двору, в блестящий Мюнхен. И не только расплатился с кредиторами, но и щедро раскрыл казну для финансирования вагнеровских проектов.
Рихард Вагнер и его жена Козима
Вагнер приглашает в оркестр дирижера Ханса фон Бюлов, счастливо женатого отца двоих детей. Его супруга Козима, внебрачная дочь Ференца Листа, старинного друга Вагнера, становится личным секретарем композитора. И, разумеется, музой и возлюбленной. Вспыхнувшая между Рихардом и Козимой страсть недолго остается тайной для обманутого мужа.
Но вместо Ханса сцену ревности придворному капельмейстеру устроил король, дело запахло скандалом. Ситуацию усугубило то, что на Вагнера тратились колоссальные средства государственной казны, а в Баварии господствовала католическая мораль. Прелюбодеи были с позором изгнаны в Швейцарию.
Король Баварский Людвиг II
Развод в те времена был настолько сложным делом, что чета фон Бюлов смогла его получить лишь спустя семь лет.
За эти годы Козима родила от Рихарда дочерей Изольду и Еву и сына Зигфрида (рождение мальчика совпало с завершением одноименной оперы).
Умерла от сердечной болезни Мина Вагнер, а Людвиг внезапно сменил гнев на милость и попросил Вагнера вернуться ко двору.
В 1870 году Козима и Рихард обвенчались. С этого момента жизнь музы состоит из служения кумиру. Супруги вместе строят театр в Байройте и работают над первой постановкой «Кольца Нибелунга». Премьера состоялась в 1876 году с 13 по 17 августа, навсегда изменив представление европейцев об оперном искусстве.
Смерть
В 1882 Вагнер по настоянию врачей переезжает в Венецию, где умирает в 1883 году от сердечного приступа. Бывшая с мужем до последнего вздоха Козима берет на себя хлопоты о перевозе тела в Байройт и похоронах. Она же организовала и возглавила ежегодный фестиваль в Байройте, посвятив его памяти мужа.
Могила Рихарда Вагнера
Кроме ежегодного Вагнеровского фестиваля, ставшего культовым мероприятием в мире музыки, остался ещё один интересный памятник гению. Это Нойшванштайн – сказочный замок в горах Баварии, «Лебединый замок», построенный Людвигом II Баварским в память о гениальном друге. Интерьер помещений отражает восхищение короля операми Вагнера.
Произведения
- 1834 – «Феи»
- 1836 – «Запрет любви»
- 1840 – «Риенци, последний из трибунов»
- 1840 – «Фауст» (увертюра)
- 1841 – «Летучий голландец»
- 1845 – «Тангейзер»
- 1848 – «Лоэнгрин»
- 1854-1874 — «Кольцо Нибелунга»
- 1859 – «Тристан и Изольда»
- 1868 – «Нюрнбернские мейстензингеры»
- 1882 – «Парсифаль»
Фото
Источник: https://24smi.org/celebrity/6282-rikhard-vagner.html
Рихард Вагнер — Интересные факты
1. неудачливый хорист
Молодой Вагнер отправился в Париж, чтобы завоевать его. Но Париж устоял. Не обретя ни славы, ни денег, двадцатисемилетний композитор прожился до того, что вынужден был с отчаяния отправиться в маленький бульварный театрик, чтобы предложить себя там в качестве… хориста. Его финансовое положение было столь отчаянным, что выбирать просто не приходилось.
Хористы в театре были нужны, но вот беда: когда Вагнера стали экзаменовать, обнаружилось, что будущий великий композитор совершенно не умеет петь! Впрочем, это было неважно, так как у него все равно не было голоса…
2. а при чем здесь я?
Как-то Вагнер пригласил на премьеру своей оперы «Тангейзер» в парижской Гранд Опера композитора Мейербера, приятеля и соперника.- Ну как вам, маэстро, мое новое произведение? — спросил он, когда занавес упал.Вместо ответа Мейербер указал на спящего зрителя:- Смотрите сами.
А когда была поставлена опера Мейербера, он в свою очередь пригласил Вагнера.- Каковы впечатления? — поинтересовался на этот раз Мейербер.-Я вижу, что и ваша музыка повергает слушателей в сон! — с торжеством рассмеялся Вагнер, обнаружив в зале безмятежно посапывающего зрителя.
— Где? Ах, этот? — пожал плечами Мейербер. — Ну, этот спит еще с того вечера, когда шел ваш «Тангейзер»…
3. публика всегда права..
В 1855 году Вагнера пригласило Лондонское филармоническое общество дать в британской столице несколько концертов. Едва только Вагнер появился в Лондоне, как сразу же подвергся нападкам.
В музыкальных кругах прошел слух, что он свысока относится к непререкаемым авторитетам: Моцарту, Керубини, Бетховену и «мучает их в своих концертах», как угодно. Особенно раздражало лондонцев то, что он дирижирует симфониями Бетховена наизусть.
Вагнеру дали понять, что это очень неприлично и неуважительно по отношению к Бетховену. И на следующем концерте партитура действительно лежала на пюпитре.Успех концерта был чрезвычайный. Знатоки музыки окружили Вагнера и наперебой поздравляли:- Ведь мы вам говорили!…
Это совсем другое звучание! Настоящее бетховенское звучание! С каким совершенством вы взяли темп скерцо! Как гениально вели альты!…
С этими словами один из музыкальных знатоков схватил открытую партитуру, и — о ужас!… То был «Севильский цирюльник», да еще в переложении для фортепиано и к тому же стоящий на пюпитре… вверх ногами.
4. познакомились..
Как-то, только что познакомившись, Рихард Вагнер и Роберт Шуман провели вместе около часа. После этой встречи Вагнер всем рассказывал:- Шуман — прекрасный музыкант и замечательный, благороднейший человек, жаль только, что слишком молчаливый…Шуман же в свою очередь сообщал своим знакомым:
— Наконец-то я познакомился с Вагнером! Он мне очень понравился, одно только плохо: уж слишком он разговорчивый…
5. я вас узнал, маэстро!
Когда Вагнер приехал в Лондон, его познакомили с неким лордом Питкином, который всюду объявлял себя большим поклонником вагнеровской музыки. Узнав от композитора, когда состоится его концерт, аристократ вознамерился посетить его.После концерта Вагнера пригласили на великосветский прием, где лорд Питкин от всей души поздравил его с успехом.
— Честно говоря, сэр, я еще никогда в жизни так не смеялся, — обратился лорд Питкин к композитору. — Поверьте, прошло около получаса, пока я узнал вас в пышном парике, с лицом, выкрашенным в черный цвет! Оказалось, что «меломан» перепутал концертные залы и попал… на выступление негритянского оркестра.
6. урезоньте этого невежду!
Двое англичан отправились в дрезденский театр послушать оперу Вагнера. Когда свет погас, какой-то мужчина занял место позади них. Во время действия новоприбывший вел себя более чем странно — все время издавал возгласы:»Ах, как хорошо!… Ах, Боже праведный, — это ужасно!…» При этом он всплескивал руками и топал ногами, причем совсем не в такт музыке.
В антракте рассерженные англичане обратились к капельдинеру с просьбой вывести из зала несносного зрителя.- Боюсь, что это не в моих силах, уважаемые господа, — развел руками капельдинер. — Это очень большой человек.- Кем бы он ни был, — возмутились привыкшие к демократии англичане, — мы требуем, чтобы этого невежду немедленно урезонили.
Он мешает нам слушать гениальную музыку Вагнера!
— В том то и дело, господа, — шепотом пояснил капельдинер, — что за вами как раз и сидит сам господин Вагнер…
7. срочно требуются черные кони!.
Австрийский дипломат фон Ринг рассказывал, что первое представление знаменитой на весь мир оперы Вагнера «Валькирия» в Вене чуть было не отменили. Дело в том, что согласно постановочному замыслу в этой опере на сцене должны были появиться вороные лошади, причем самые настоящие.
В придворных конюшнях были дрессированные кони, но все они были серые, а Вагнер категорически требовал вороных.- Вы хотите опозорить меня! — топал он ногами на директора.
— Я не допущу такого издевательства, пусть уж лучше и вовсе моя опера никогда не будет поставлена в Вене, чем ее будут играть с серыми конями!- Но ведь оперу подготовили, затратили средства…- Меня это не касается!И только вмешательство фон Ринга помогл урегулировать этот конфликт…
Дипломат подал «дипломатический» совет: выкрасить серых кот ней в черный цвет.Вагнер с восторгом схватил его руку, пожал и воскликнул:- Вы спасли мне жизнь!
Коней выкрасили. Спектакль состоялся…
8. форте для земляков
Как известно, нет пророка в своем отечестве… Несмотря на мировую славу и известность, Рихарда Вагнера долго не признавали в его родной Германии.Как-то раз в Вене во время представления оперы Вагнера сидевшего в зале композитора кто-то внезапно похлопал по плечу.
Вагнер обернулся и, так как музыка звучала чрезвычайно громко, крикнул:- Что вы хотите?!- Господин Вагнер, я вас узнал, — тоже почти прокричал некий господин.
— Скажите, а не кажется ли вам, что ваша музыка чересчур громкая?Вагнер приложил ладони ко рту и рявкнул во весь голос:
— Сударь, это для того, чтобы отсюда меня услышали в Германии!…
9. а знаете, совсем неплохо..
Одна стареющая танцовщица, потеряв с возрастом легкость и грацию, но не желающая покидать сцену, решила поменять профессию и заняться пением. Старательно заучив несколько легких арий, она явилась к Вагнеру и попросила прослушать ее.
После того как вокальный репертуар был исчерпан, Вагнер любезно попросил ее продемонстрировать свое умение танца. Его просьба была удовлетворена. В комнате наступило долгое молчание.
Наконец артистка не выдержала:- Скажите же, маэстро, понравилось ли вам, как я пою?- Для танцовщицы неплохо.- О, благодарю вас, месье…
— И, кстати, для певицы вы весьма неплохо танцуете, — с улыбкой закончил Вагнер.
10. соавтору № 2985 — отказать тоже!
Однажды некий венский поэт предложил Вагнеру либретто для новой оперы.
Через какое-то время поэт получил от композитора ответ следующего содержания: «Ваше либретто хорошее, но не настолько, чтобы я изменил своему принципу — самому писать либретто.
Если приедете в Венецию, то увидите свое либретто на полке моей библиотеки за № 2985. Это, надеюсь, последнее из предложенных мне. Цифра, как видите, почтенная».
11. дословный перевод
Репетируя в Лондоне с английским оркестром, великий, но вспыльчивый Вагнер был крайне недоволен музыкантами. Трубачи все время ошибались, барабанщик опаздывал, а скрипки совсем не звучали…
Маэстро вне себя от ярости потребовал от переводчика, чтобы он сообщил музыкантам следующее:- Если это стадо идиотов не будет играть как следует, я их всех выкину вон!Переводчик понимающе кивнул и перевел:
— Джентльмены, маэстро приносит вам свои извинения в связи с тем, что его музыка доставляет вам трудности. Он просит вас сделать все, что в ваших силах, и ни в коем случае не волноваться!..
12. «музыка будущего»
Однажды в Париже Вагнер пришел к издателю и сказал:- Месье, я великий композитор и пишу музыку будущего! Я желаю оказать вам честь и дать разрешение ее напечатать!- Музыку будущего? — переспросил издатель. — А вы случайно не Вагнер?- Да, это я, — гордо ответил композитор. Издатель пожал плечами:
— Я не занимаюсь музыкой будущего, месье Вагнер. Обратитесь к моему внуку…
13. вагнер и «чертова дюжина»
Вагнер был весьма суеверным человеком. Он до конца своих дней приходил в панический ужас от числа 13.
Причиной этого его страха был тот факт, что композитор родился в 1813 году и его имя и фамилия Richard Wagner заключает в себе «чертову дюжину».
Сам Вагнер говорил по этому поводу:- Если бы от рождения меня не преследовала «чертова дюжина», то я уже к тридцати годам покорил бы весь музыкальный мир!..
Боясь провала новой оперы, Вагнер категорически запрещал устраивать премьеры тринадцатого числа…
14. лебедь… не по расписанию
Первыи исполнитель партии Лоэнгрина Йозеф Тичачек отпустил шутку, обессмертившую его. Однажды, стоя за кулисами, он готовился к выходу: Лоэнгрин должен был выплывать на сцену в ладье, запряженной лебедем. Но рабочий запустил лебедя раньше, и ладья оказалась на сцене без певца. Тогда Тичачек невозмутимо спросил у рабочего сцены:- Скажи, любезный, а когда отходит следующий лебедь?
Эта шутка потом кочевала по оперным театрам разных стран, где ставился «Лоэнгрин».
15. вагнер страшнее налогов!
Известны случаи, когда подданные борются с королями-тиранами. Но, пожалуй, другого примера всенародной борьбы с музыкальной тиранией история не знает.Своими дорогостоящими операми Вагнер истощал и без того небогатый бюджет Баварии.
Ненависть населения к музыкальному «тирану» была поистине беспредельной: атеист, заведомый революционер, к тому же еще чужеземец-пруссак, он «обложил» население повышенными налогами.
Надо же было на что-то ставить его героические произведения!Враждующие партии: клерикалы и консерваторы, бесчисленные личные враги композитора, профессора консерватории и оперные артисты, обойденные Вагнером, — все объединились в священной борьбе.
В конце концов король Людвиг сдался и, чтобы доказать, «что доверие и любовь его возлюбленного народа стоят в его глазах на первом месте», приказал Вагнеру покинуть Баварию, по крайней мере, на время.
— Прощайте, ваше величество, — сказал композитор, покидая нелюбезное государство. — Я знаю, по мне будет тосковать вся страна — у Баварии больше не будет Вагнера, который во всем виноват!
16. для книги рекордов гиннесса
Склонный к музыкальной гигантомании, Вагнер написал самую длинную в мире сольную арию. Она звучит в сцене жертвоприношения Брюнгильды в опере «Гибель богов». Время звучания арии 14 минут 46 секунд!
Также Вагнеру принадлежит самая длинная в мире классическая опера — «Нюрнбергские мейстерзингеры». В несокращенном варианте опера длится 5 часов и 15 минут.
17. не того сбросили!
В марте 1938 года фашистская Германия оккупировала Австрию.
В 1942 году немецкий военный комендант Вены Провел расово-идеологическую чистку вверенного ему города: Венскую оперу украшали бюсты великих композиторов, и, по сведениям коменданта, в их число беззаконно проник бюст еврея — композитора Мендельсона.
В сопровождении нескольких солдат комендант самолично влез на крышу оперы. Они обошли все скульптуры, ища Мендельсона. Сделать это было непросто, так как больших культурных познаний у коменданта не было. Однако он был физиономист и знал арийскую теорию. Отличить еврея от нееврея было для него раз плюнуть.
Комендант нашел композитора с самым крючковатым носом и самым неарийским выражением лица, и по его приказу солдаты обрушили бронзовый бюст этого еврея на тротуар у театра.Но вскоре, к ужасу коменданта, выяснилось, что он ниспроверг не еврея Мендельсона, а немца Вагнера — любимого композитора Гитлера…
За эту провинность коменданта отправили на русский фронт.
www.classic-music.ru | Вагнер
Источник: https://extra-web.livejournal.com/21700.html
Вагнер Зигфрид: биография сына великого композитора. Рихард Вагнер: Зигфрид и другие произведения
Вагнер Зигфрид — это немецкий композитор и дирижёр. Он писал оперы и инструментальные произведения. Зигфрид Вагнер был потомком двух великих композиторов.
Биография композитора
Зигфрид Вагнер родился в 1869 году. Он был третьим ребёнком в семье. Его отец — великий композитор Рихард Вагнер. Зигфрид не собирался выбирать музыку делом своей жизни и планировал стать архитектором.
Но вскоре изменил своё решение. Матерью З. Вагнера была дочь великого композитора Ференца Листа. Учителями Зигфрида были: Феликс Мотль, Энгельберт Хумпердинк и Генрих Штейн.
Дебют его как дирижёра состоялся в 1893 году.
Вагнер Зигфрид был не только одарённым композитором, у него ещё были таланты режиссёра и администратора. Мать передала ему руководство Байройтским фестивалем, с чем он блестяще справлялся.
Скончался потомок двух великих композиторов в 1930 году от инфаркта. Руководство фестивалем взяли на себя его сыновья — Виланд и Вольфганг.
Творческий путь
Вагнер Зигфрид написал семнадцать опер. У каждой из них — сказочный сюжет. Как и отец, Зигфрид писал либретто для своих опер сам. Также он является автором нескольких инструментальных произведений. З. Вагнер широко известен только в Германии. За её пределами его творчество мало изучено и многим незнакомо.
Произведения Зигфрида Вагнера:
- «Царство чёрных лебедей» (опера).
- Симфония до мажор.
- «Повеление звёзд» (опера).
- Симфоническая поэма «Тоска́».
- «Бездельник» (опера).
- Симфоническая поэма «Счастье».
- «Кузнец из Мариенбурга» (опера).
- Концерт для скрипки с оркестром.
- «Ангел мира» (опера) и другие.
Великий отец
Вагнер Зигфрид, как уже было сказано выше, был сыном великого немецкого композитора. Полное имя его отца — Вильгельм Рихард. Родился Р. Вагнер в Лейпциге в 1813 году. Его музыка оказала огромное влияние на культуру не только Германии, но и всей Европы в целом. Он был реформатором оперы.
Стремился максимально приблизить этот вид театрального искусства к жизни. Также у него был и свой взгляд на оркестровку. В его произведениях оркестр звучал, как античный хор. Рихард Вагнер был новатором и в области гармонии. Его музыка насыщена хроматизмами, динамична и зачастую напряженна.
Он внедрил в оперные спектакли лейтмотивы (короткие музыкальные характеристики персонажей и живых существ). В его мелодиях отсутствуют тонические опоры, они звучат незавершённо, за счёт чего происходит нарастание эмоций, и слушатели находятся постоянно в напряжении. Р. Вагнер оставил после себя огромное литературное наследие.
Особо интересны его критические статьи о музыке и работы по истории и теории искусства.
Самые знаменитые произведения Рихарда Вагнера:
- «Летучий голландец» (опера).
- Увертюра «Польша».
- «Лоэнгрин» (опера).
- Эпическая поэма «Тристан и Изольда».
- «Фауст» (опера).
- Тетралогия «Кольцо Нибелунга».
- «Тангейзер» (опера).
«Кольцо нибелунга»
Двадцать шесть лет трудился над своей тетралогией «Кольцо нибелунга» Рихард Вагнер. «Зигфрид» — опера, которая входит в этот цикл. Всего их четыре.
Помимо «Зигфрида», в тетралогию входят оперы: «Валькирия», «Золото Рейна» и «Гибель богов». Все вместе они длятся 15 часов. «Гибель богов» — самая длинная из них. Она длится больше пяти часов.
Самая короткая — «Золото Рейна». Её длительность — два с половиной часа.
Не только музыку писал к своим операм Рихард Вагнер. «Зигфрид» — либретто произведения, написанное самим композитором, так же как и всех остальных опер. В основе сюжета тетралогии «Кольцо нибелунга» исландские саги, германские мифы и средневековые поэмы.
Сказка, созданная Р. Вагнером, повествует о злом гноме Альберихе. Он завладевает огромным богатством — золотом Рейна. Герой по имени Вотан похищает у Альбериха золотое кольцо. Оно не простое. Тот, кто владеет этим кольцом, становится властелином мира и несметных сокровищ.
Гном разгневан кражей и проклинает того, кто завладел его имуществом. Вотан не знает, что кольцо, украденное им, столь могущественно. Он отдаёт его Фазольту и Фафнеру за то, что они возвели Валгаллу. Проклятье гнома начинает действовать. Фафнер и Фазольт ссорятся из-за кольца.
В результате конфликта один убивает другого. Фафнер, погубивший товарища, превращается в дракона. Снять проклятье и вернуть золото владельцу может только смелый герой. И он появляется. Это Зигфрид. Но его убивают, и снять проклятье ему не удаётся.
Валгалла сгорает, а боги, которые допустили все преступленья, погибают.
«Зигфрид-идиллия»
Произведение, которое создал в самый счастливый период своей жизни Рихард Вагнер — «Зигфрид-идиллия». Годы изгнания и нищеты остались позади. Началась обеспеченная и спокойная жизнь. Была закончена работа над тетралогией.
К тому же любимая жена подарила ему долгожданного сына, которого Р. Вагнер назвал в честь своего любимого героя из «Кольца нибелунга». «Зигфрид-идиллию» он написал в подарок своей супруге.
Произведение предназначено для исполнения двумя кларнетами, трубами, флейтой, фаготом, струнными, гобоем и двумя валторнами. Музыка излучает покой, свет, чистоту.
Источник: https://autogear.ru/article/256/085/vagner-zigfrid-biografiya-syina-velikogo-kompozitora-rihard-vagner-zigfrid-i-drugie-proizvedeniya/
Биография Рихарда Вагнера
Вильгельм Рихард Вагнер (1813-1883) – немецкий композитор, оказавший огромное влияние на музыкальную культуру Европы, особенно на симфонические и оперные жанры. Теоретик искусства, дирижёр, считается крупнейшим реформатором оперы.
Этого гения называют самым спорным среди всех композиторов, живших до сего времени. Одни восхищаются его музыкой, других она пугает.
А кто-то и вовсе произносит имя Вагнера с отвращением, и только лишь потому, что ярым поклонником его творчества был Гитлер.
Рождение и семья
Рихард появился на свет 22 мая 1813 года в немецком городе Лейпциге, в семье чиновника. Всего у Вагнеров родилось девять детей, но двое из них умерли в младенчестве.
В год рождения Рихарда скоропостижно скончался его отец Карл Фридрих Вагнер, ему было всего 43 года. Глава семейства страстно любил театр и желал, чтобы с этим видом искусства связали своё будущее его дети.
Почти все они исполнили волю отца и избрали творческий жизненный путь.
Старшая девочка Розалия в шестнадцать лет дебютировала в театре Лейпцига и в дальнейшем стала актрисой. С десятилетнего возраста начала выступать на сцене и вторая дочь Луиза, также выбравшая для себя артистическую карьеру.
Третью девочку Клару уже в шестнадцать лет признали превосходной певицей, это произошло после успешного исполнения роли Золушки в опере Россини. Старший среди мальчишек Вагнеров, Альберт, сначала собирался посвятить свою жизнь медицине.
Но потом любовь к искусству пересилила, он стал театральным режиссёром и певцом.
К искусству имел прямое отношение и отчим Рихарда – Людвиг Гейер, он был художником, актёром и драматургом. Гейер дружил с Карлом Фридрихом Вагнером и после его смерти взял на себя заботы о семействе умершего друга.
Рихард отчима очень любил и считал своим отцом, в течение всей жизни он вспоминал о Гейере с благодарностью.
На письменном рабочем столе композитора Вагнера всегда стоял портрет Людвига Гейера, а на стене висела картина с изображением отчима и мамы Иоганны Розины.
Вагнер очень сильно любил свою мать. Иоганна Розина была женщиной малообразованной, но весёлой, простой и мужественной. Потеряв супруга и оставшись одна с семью детьми, она вышла замуж второй раз за Людвига Гейера, после чего семейство перебралось из Лейпцига в Дрезден.
Проявление таланта
Всё музыкальное семейство Вагнеров пыталось приобщить маленького Рихарда к этому искусству и обучить игре на фортепиано. Но музыка мальчика совсем не интересовала, ему больше нравилось рисование и чтение волшебных сказок.
Всё изменилось в тот день, когда маленький Вагнер попал на настоящую оперу «Вольный стрелок» Вебера. История об охотнике, который заключил союз с дьяволом, завлекла воображение ребёнка.
Он до дрожи пугался, когда на сцене один за другим появлялись страшные персонажи (привидения и лешие), но сидел как заворожённый, потому что звучала дивная музыка. Сказочный мир манил его, и по окончании оперы маленький щуплый мальчуган с взъерошенными волосами ринулся из зрительного зала за кулисы.
Он осторожно отодвинул занавес, прошёл внутрь и стал бродить среди декораций. Малышу Вагнеру тогда казалось, что это зачарованная страна, а он гуляет среди её фантастических обломков.
Под впечатлением в его воображении нарисовались странные картины, и, вернувшись домой, он схватился за карандаш. Мальчику не терпелось изобразить на бумаге то, что родилось в его голове. Диковинные существа, которых он нарисовал, привели в недоумение маму и сестёр.
Но потом он вдруг вспомнил звучавшую на сцене музыку и почувствовал, что это было не обыкновенным соединением звуков, а целой Вселенной, о которой мальчик пока ничего не знал.
С этого момента его больше ничего не интересовало, только музыка, он хотел сочинять её, упоительную и чарующую, которая вызовёт у слушателей слёзы и смех.
Этот дар проснулся в нём внезапно, как будто где-то в глубине души открылась потайная дверка.
Первым, кто догадался о жизненном пути, по которому предстоит пройти Рихарду, был его отчим Гейер. К сожалению, он тоже рано ушёл из жизни. Юному Вагнеру было всего восемь лет, когда умирающий отчим попросил его сыграть на рояле хор из оперы «Вольный стрелок». Слушая его игру, Гейер сказал супруге: «У мальчика талант к музыке».
Образование
Рихард принял решение посвятить себя музыке и упорно пошёл по этому пути. Самостоятельно по книге, без помощи преподавателей, он изучил теорию композиции. Своим идеалом в музыкальном мире считал Бетховена. С утра до вечера Вагнер аккуратно переписывал его партитуры, пытаясь разгадать необыкновенную тайну гармонии, которая заключалась в музыке этого великого композитора.
После смерти отчима семья Вагнеров вернулась обратно в Лейпциг. Здесь Рихард получал образование в одном из старейших гуманитарных и музыкальных учебных заведений Германии – школе Святого Фомы.
В лютеранской церкви Святого Фомы богослужебной музыкой руководил тогда кантор Теодор Вайнлиг, в 1828 году пятнадцатилетний Вагнер начал обучаться у него музыкальным основам.
В этом возрасте он написал своё первое значимое произведение – трагедию «Леибальд и Аделоида».
К восемнадцати годам Вагнер сочинил несколько симфоний, пьес для фортепиано с оркестром, сонат. В 1831 году Рихард стал вольнослушателем Лейпцигского университета в качестве студента музыки.
Период скитаний
В 1833 году он покинул родной Лейпциг и поехал искать счастья в Вюрцбург. Здесь Вагнер работал руководителем театрального хора (хормейстером). Но на одном месте он не задержался, начался долгий период скитаний.
Композитор переехал в Магдебург, где устроился в небольшой оперный театр на должность хормейстера. Он провёл здесь целый театральный сезон 1834-1835 годов. Новый молодой дирижёр полюбился и публике, и артистам. Но дела театра шли плохо, сборы падали.
Несмотря на попытки Вагнера пополнения труппы и обновления репертуара, многие артисты стали искать себе другие места. Вскоре директор театра объявил о банкротстве, но Рихард ещё хотел поставить свою новую пьесу «Запрет любви».
Однако премьера провалилась, и он в отчаянии покинул Магдебург.
С 1837 по 1839 годы дирижировал музыкальными театрами в Риге и Кёнигсберге, затем какое-то время жил и работал в Норвегии, Лондоне, Париже. Всё это время Рихард безумно тосковал по родине и жил в ужасной нищете.
Но верил в свои силы и великое призвание; мечтал, что ему покорится Париж; будут деньги, слава, успех.
При этом всё ценное он либо продал, либо заложил в ломбарде, целыми днями бегал по городу, умоляя кредиторов отсрочить уплату долгов, иногда в его доме не было и куска хлеба.
Триумф композитора
В 1842 году композитор вернулся в Германию. Осенью этого же года в Дрездене поставили его оперу «Риенци, последний из трибунов». Успех был триумфальным, шумным и роскошным, что стало для Вагнера полной неожиданностью.
На премьере он еле-еле справился со своими эмоциями – Рихарда бросало то в жар, то в холод, он плакал и смеялся одновременно. Композитор, который несколько месяцев назад был в Париже безвестным и полуголодным, стал модным и востребованным у себя на родине.
Немецкие газеты напечатали биографию Вагнера с портретом, а самое главное, он получил место дирижёра в Дрезденском театре. Так был заложен фундамент славы великого композитора.
В 1843 году он получил назначение на должность капельмейстера при королевском саксонском дворе. Но по-прежнему много времени и сил отдавал творчеству. После «Риенци» одна за другой были поставлены его оперы:
- «Летучий голландец» (печальная опера о корабле-призраке);
- «Тангейзер» (грустная история о менестреле-католике, который был любовником Венеры);
- «Лоэнгрин» (опера о божественном рыцаре).
У Вагнера появились хорошие деньги, но он совершенно не мог экономить и откладывать, тратил сразу много и нерачительно. Обедал в дорогих ресторанах, покупал подарки женщинам, а себе утончённые и роскошные наряды – атласные брюки, кружевные рубашки, шёлковые халаты.
Хорошая безбедная жизнь продолжалась до 1848 года, пока в Германии не началась революция. Вагнер стал её сторонником, но после поражения был вынужден бежать в Швейцарию, где прожил девять лет.
Много занимался литературной деятельностью, писал статьи по истории искусства и теории, музыкально-критические заметки.
Здесь он сочинил две части своего самого знаменитого произведения – оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна» и «Валькирия»).
Осенью 1857 года Вагнер окончил работу над текстом своей самой радикальной оперы «Тристан и Изольда», летом 1859 года была готова партитура.
Но премьера этого произведения состоялась лишь спустя шесть лет в Мюнхене в Национальном театре. Знаменитая Венская опера отказалась от этой новой и необычной постановки, посчитав её неисполнимой.
Причиной такого решения стал солист, который должен был петь партию Тристана, – после 77 репетиций он потерял голос и сошёл с ума.
В 1864 году Рихард вновь смог вернуться на родину, получив благосклонность баварского короля Людвига II, который оказался страстным поклонником композитора.
Король выплатил все долги Вагнера, назначил солидное содержание и выстроил в его честь замок Нойшванштайн (сейчас это одно из самых популярных туристических мест Европы).
Но самое главное, Рихард теперь имел возможность приглашать лучших артистов и музыкантов и ставить свои оперы в Мюнхенском театре.
На родине композитор завершил «Кольцо нибелунга», написав ещё две части «Зигфрид» и «Гибель богов». А также сочинил комическую оперу о состязании певцов «Нюрнбергские мейстерзингеры».
В 1876 году Вагнер наконец-то был полностью счастлив, так как состоялось открытие оперного фестивального театра в Байройте. Деньги на строительство выделил Людовик II, а руководил всем сам Рихард. Открылся театр премьерой тетралогии «Кольцо нибелунга».
Личная жизнь
В 1834 году, работая в театре Магдебурга, Рихард познакомился с очаровательной певицей Вильгельминой (Минной) Планер. Когда она уехала в Берлин, Вагнер чуть не сошёл с ума, писал ей бесконечные письма, в которых умолял стать его женой. Говорил, что в случае её отказа он начнёт пьянствовать, забросит всякую деятельность и поскорее отправится к чертям.
Они были абсолютно разными людьми. Минна – обворожительная красавица и в то же время приземлённая, практичная женщина, рядом с ней Рихард чувствовал себя неопытным и неуклюжим.
Несмотря на то, что работала певицей, к искусству Планер относилась равнодушно, в то время как Вагнер был музыкою одержим. Она всегда стремилась к роскошной жизни, а молодой и необеспеченный композитор не мог ей этого предложить.
Поэтому даже для Рихарда стало удивительным, когда в 1836 году Минна Планер согласилась выйти за него замуж.
Скоро оба поняли, что совершили непростительную ошибку. Этот брак стал для них обузой и не принёс счастья. Им приходилось скитаться по всей Европе, жили иногда в убогих углах и не представляли, будет ли завтра еда. Вагнер сочинял музыку, в эти моменты он забывался и был несказанно счастлив. Но его оперы не хотел ставить ни один театр.
Вагнер стал крутить бесконечные любовные романы, пользоваться услугами куртизанок, в то время как у его супруги начала развиваться сердечная болезнь. В коне концов они расстались.
Последней, но самой подлинной любовью Рихарда стала дочь знаменитого композитора Листа – Козима Бюлова.
На момент их знакомства молодая женщина была замужем за дирижёром Хансом фон Бюловым, с которым Вагнера связывали дружеские отношения.
Это не помешало Рихарду влюбиться в Козину, которая была младше его на 24 года. Она была несчастлива в браке, поэтому быстро и искренне ответила на ухаживания Вагнера.
Аморальное поведение влюблённых вызвало общественное негодование, и им пришлось уехать из Германии. На уединённой швейцарской вилле композитор был окружён заботой и вниманием любимой женщины.
Более того, на склоне лет он испытал радость настоящих отцовских чувств, так как жена подарила ему троих детей – двух девочек и сына.
Мальчика назвали Зигфрид, так как он появился на свет в тот день, когда композитор окончил работу над одноимённой оперой. Лишь в 1870 году Рихарду и Козине удалось обвенчаться.
В этом браке Вагнер был безумно счастлив, но не очень долго. 13 февраля 1883 года он скоропостижно скончался от разрыва сердца, смерть застигла его за работой. Хоронили композитора с поистине королевскими почестями. Супруга пережила Рихарда почти на полвека и всё это время продолжала дело мужа в Байройтском театре.
Источник: https://stories-of-success.ru/rikharda-vagnera
Рихард Вагнер — биография, информация, личная жизнь
Рихард Вагнер (полное имя Вильгельм Рихард Вагнер, нем. Wilhelm Richard Wagner). Родился 22 мая 1813 года в Лейпциге — умер 13 февраля 1883 года в Венеции. Немецкий композитор и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы, Вагнер оказал значительное влияние на европейскую музыкальную культуру, особенно немецкую.
Мистицизм и идеологически окрашенный антисемитизм Вагнера повлияли на немецкий национализм начала XX века, а в дальнейшем на национал-социализм, окруживший его творчество культом, что в некоторых странах (особенно в Израиле) вызвало «антивагнеровскую» реакцию после Второй мировой войны.
Вагнер родился в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера (1770-1813). Под влиянием своего отчима, актёра Людвига Гейера, Вагнер, получая образование в лейпцигской школе Святого Фомы, с 1828 г. начал обучаться музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлига, в 1831 г. начал музыкальную учёбу в университете Лейпцига.
В 1833-1842 годах вёл беспокойную жизнь, часто в большой нужде в Вюрцбурге, где работал театральным хормейстером, Магдебурге, затем в Кёнигсберге и Риге, где он был дирижёром музыкальных театров, потом в Норвегии, Лондоне и Париже, где он написал увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец». В 1842 г.
триумфальная премьера оперы «Риенци, последний из трибунов» в Дрездене заложила фундамент его славы. Годом позже он стал придворным капельмейстером при королевском саксонском дворе. В 1843 году у его сводной сестры Цицилии родился сын Рихард, будущий философ Рихард Авенариус. Вагнер стал его крёстным отцом. В 1849 г.
Вагнер участвовал в Дрезденском майском восстании (там он познакомился с М. А. Бакуниным) и после поражения бежал в Цюрих, где он написал либретто тетралогии «Кольцо нибелунга», музыку её первых двух частей («Золото Рейна» и «Валькирия») и оперу «Тристан и Изольда». В 1858 г.
— Вагнер посещал на короткое время Венецию, Люцерн, Вену, Париж и Берлин.
В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы XIX века, Вагнер рассматривал своё искусство как синтез и как способ выражения определённой философской концепции.
Её суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из вагнеровской статьи «Художественное произведение будущего»: «Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью».
Из этой концепции проистекают две основополагающие идеи: искусство должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высшая форма искусства — музыкальная драма, понимаемая как органическое единство слова и звука.
Воплощением первой идеи стал Байрейт, где оперный театр впервые начал трактоваться как храм искусства, а не как развлекательное заведение; воплощение второй идеи — это созданная Вагнером новая оперная форма «музыкальная драма». Именно её создание и стало целью творческой жизни Вагнера.
Отдельные её элементы воплотились ещё в ранних операх композитора 1840-х годов — «Летучий голландец», «Тангейзер» и «Лоэнгрин».
Наиболее полное воплощение теория музыкальной драмы получила в швейцарских статьях Вагнера («Опера и драма», «Искусство и революция», «Музыка и драма», «Художественное произведение будущего»), а на практике — в его поздних операх: «Тристан и Изольда», тетралогии «Кольцо нибелунга» и мистерии «Парсифаль».
По Вагнеру, музыкальная драма — произведение, в котором осуществляется романтическая идея синтеза искусств (музыки и драмы), выражение программности в опере.
Для осуществления этого замысла Вагнер отказался от традиций существовавших на тот момент оперных форм — в первую очередь, итальянской и французской. Первую он критиковал за излишества, вторую — за пышность.
С яростной критикой он обрушился на произведения ведущих представителей классической оперы (Россини, Мейербер, Верди, Обер), называя их музыку «засахаренной скукой».
Стараясь приблизить оперу к жизни, он пришёл к идее сквозного драматургического развития — от начала до конца не только одного акта, но и всего произведения и даже цикла произведений (все четыре оперы цикла «Кольцо нибелунга»).
В классической опере Верди и Россини отдельные номера (арии, дуэты, ансамбли с хорами) делят единое музыкальное движение на фрагменты.
Вагнер же полностью отказался от них в пользу больших сквозных вокально-симфонических сцен, перетекающих одна в другую, а арии и дуэты заменил на драматические монологи и диалоги.
Увертюры Вагнер заменил прелюдиями — короткими музыкальными вступлениями к каждому акту, на смысловом уровне неразрывно связанными с действием. Причём, начиная с оперы «Лоэнгрин», эти прелюдии исполнялись не до открытия занавеса, а уже при открытой сцене.
Источник: http://stuki-druki.com/authors/Wagner.php
Рихард вагнер
Источник: http://mycelebrities.ru/publ/ljudi/kompozitory/rikhard_vagner/9-1-0-128
Adblockdetector
(1813-1883) Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 года в Лейпциге. Отец его, полицейский чиновник, весной 1813 года находился по служебным делам в Берлине, где надолго задержался из-за военных действий. Вскоре он умер, так и не увидев сына. Рихард рос в артистическом мире — талантливый актер, писатель и живописец Людвиг Гейер стал его отчимом. В 1821 году Гейер внезапно скончался, и семья его вернулась в Лейпциг. Здесь, пятнадцати лет от роду, Вагнер впервые услышал Бетховена потрясающее впечатление на него произвела музыка к „Эгмонту”. Рихард начинает пробовать свои силы в композиции. В течение недолгого времени — всего полгода — он берет уроки у Теодора Вейнлига, кантора церкви св. Фомы, где некогда служил И. С. Бах. Занятия по гармонии и контрапункту, знакомство с сочинениями Моцарта явились плодотворными: необычайно бурно развилось композиторское дарование Вагнера.
Обратите внимание
В 1828-1832 годы он написал несколько сонат и других пьес для фортепиано, ряд оркестровых увертюр, симфонию, музыку к „Фаусту” Гёте (семь пьес). Молодому автору, еще не достигшему двадцатилетнего возраста, удалось услышать в концертном исполнении некоторые из этих произведений, в том числе симфонию. Столь же бурно формировались его общественно-политические и эстетические взгляды. Вагнер признавался, что был захвачен бурей освободительного движения, пронесшейся по Европе в начале 1830-х годов особенно сильно его взволновали польские революционные события. Свое сочувствие повстанцам он выразил в увертюре „Польша” (1832, закончена в 1836 году), насыщенной мелодиями и ритмами польских песен и танцев. К этому времени у Вагнера уже созрело гневно-критическое отношение к мещанско-ограниченной общественной жизни Германии. Ему был близок бичующий сарказм Гейне, литературную манеру которого он усваивает и демонстрирует в своих критических статьях. С 1833 года начинается период скитаний Вагнера, который продолжался почти десять лет. Сначала его брат — певец и режиссер — пригласил его в оперный театр Вюрцбурга. Три года Вагнер проработал в Магдебурге (1834-1837) после недолгого пребывания в Кенигсберге он поселился в Риге (1837-1839).
Вагнер-драматург и в этом произведении оказался выше Вагнера-композитора, хотя в опере есть сильные моменты. В 1839 году вместе со своей женой, драматической актрисой Минной Планер, Вагнер тайком бежал из Риги в Париж, спасаясь от кредиторов. Вагнеру не удалось утвердиться в Париже. Не помогли ни энергия самого композитора, ни дружеская поддержка Мейербера, которого он позже возненавидел. Вся горечь унижений, испытанных в Париже, переплавилась у Вагнера в ненависть. А унижений было много. Живя буквально впроголодь, он отсидел четыре недели в долговой тюрьме, несмотря на то, что не гнушался любой работы: делал переложения для фортепиано отрывков из модных опер, переписывал ноты.
Важно
Нищий и голодный, Вагнер много, упорно работал и как композитор. Здесь, в Париже, он закончил „Риенци” и свое лучшее произведение раннего периода творчества — симфоническую увертюру „Фауст” (1840). Парижские годы унижений провели резкую грань не только в мировоззрении композитора, но и в творчестве. Он отказался от своих прежних, недостаточно продуманных увлечений и окреп как национальный художник. Всего год отделяет „Риенци” от „Летучего Голландца”, но за этот год в сознании Вагнера произошел значительный перелом. „Риенци” сулил удачу. И, действительно, премьера оперы, состоявшаяся в 1842 году в Дрездене, прошла с большим успехом. Но одновременно это был соблазн: здесь композитор шел навстречу вкусам буржуазной аудитории. Теперь же Вагнер вступает на бескомпромиссный путь смелых творческих дерзаний. Он погружается в сферу романтически-легендарного, что для него равнозначно возвышенному, гуманистическому, „истинно человеческому”. Характерен сам выбор сюжета. В основе его лежат старинные легенды эпохи великих заокеанских путешествий XVI века. В 1840 году был набросан текст драмы, а в 1841 году закончена музыка. „Я начал с хора матросов и хора за прялкой, — вспоминал Вагнер. — В семь недель была сочинена вся опера”. Увертюра была написана позже, спустя два месяца. Премьера „Летучего Голландца” состоялась в Дрездене в 1843 году под управлением автора и принесла успех, но все же опера не была оценена по достоинству. В то время, когда шли репетиции „Летучего Голландца”, Вагнер уже сочинял „Тангейзера”. Сюжет новой оперы он начал разрабатывать в 1842 году, в следующем году написал текст либретто, партитуру закончил весной 1845 года, осенью в Дрездене под его управлением состоялась премьера.
Совет
Еще в юношеские годы Вагнер увлекался красивой антиклерикальной легендой о грешнике, в руках которого, вопреки проклятью римского папы, в знак божьего прощения зацвел посох. Звали этого грешника Тангейзер. Сказания о нем возникли в середине XIII века. Людвиг Тик воскресил их в поэтичной новелле, хорошо знакомой Вагнеру. Музыка оперы отличается ярким чувственным колоритом. В ней много театрально-выигрышных контрастов. Стремясь выпуклее, правдивее показать историческую обстановку, Вагнер много внимания уделяет зрелищным эффектам. „Тангейзер” сыграл значительную роль в закреплении музыкального стиля и принципов драматургии Вагнера. Новым творческим достижением этого периода явился „Лоэнгрин”. Замысел этой оперы возник еще в 1841 году, но текст либретто был написан лишь по окончании „Тангейзера”, в 1845 году. Работа над партитурой велась в 1840- 1848 годах запланированная в Дрездене в том же году постановка была отложена из-за революционных событий (премьера состоялась в 1850 году в Веймаре под управлением Листа). Как и в „Тангейзере”, Вагнер объединил в „Лоэнгрине” сюжеты и образы разных народных легенд, подчеркнув в них то, что ему представлялось близким современности. Очень поэтична музыка оперы. И по тексту „Лоэнгрин” — самое чистое, возвышенное и поэтичное, что вышло из-под пера Вагнера-либреттиста. Дрезденский период в жизни Вагнера — годы напряженнейшего труда в самых разнообразных областях. Не успевали высохнуть чернила на уже законченной партитуре, какой принимался за следующую, одновременно обдумывая планы других сочинений.
Вагнер всей душой приветствовал революцию: „Я мог стоять на стороне только страдающих, — писал он впоследствии, — я сочувствовал им с тем большей горячностью, чем больше они оборонялись от всякого гнета. Я дошел до признания необходимости надвигавшейся революции 1848 года”. В дни восстания Вагнер проявлял безудержную отвагу. Он скрылся из города, когда правительственные войска заняли Дрезден. Десять лет, с 1849 по 1858 год, Вагнер почти безвыездно провел в Швейцарии. Это был трудный и сложный период в его жизни. Он был растерян. И действительно, в каком направлении искать применения своих сил? Откуда взять импульсы для творчества? А ведь только ради этого он существует на свете! Будущее представляется ему туманным и зловещим.
Обратите внимание
Катастрофичным было и его материальное положение. Заработков не было. Издатели отвернулись от него. Надежд на исполнение опер также не было. Правда, щедрый друг Лист добился в 1850 году постановки „Лоэнгрина” в Веймаре, но это принесло скорее моральное, чем материальное удовлетворение. Таков же был итог симфонических концертов, которыми дирижировал Вагнер в Цюрихе в 1853 году или в следующем году в Лондоне. Несмотря на все эти испытания, Вагнер был лишь временно надломлен, но не сломлен. Он поставил перед собой высокие цели жизненные невзгоды не могли его отвлечь от их осуществления. Он увлеченно работает над своей будущей знаменитой тетралогией. Полный текст „Кольца нибелунга” был закончен в конце 1852 года. Вагнер тогда же начал сочинять первую часть тетралогии — „Золото Рейна”, партитуру ее он завершил в 1854 году. Без передышки, не имея никаких перспектив увидеть на сцене задуманный цикл, он приступил ко второй части — „Валькирия”, над которой работал в 1854-1856 годах.
„Моего Зигфрида я отправил в красивое уединение леса. Там, под липой, я слезно простился с ним. Но в одиночестве ему будет лучше, чем где-либо. „ Вагнера надолго отвлекли иные творческие замыслы. Тому было немало причин. Но главная заключалась в том, что Вагнер перестал верить в возможность революционного переустройства общества. Была и еще одна причина перерыва в работе над тетралогией. Вагнер влюбляется в жену своего покровителя Матильду Везендонк. И Матильда полюбила Вагнера, но не бросила мужа, не изменила ему. Неудовлетворенная страсть нашла свое выражение в музыке — опере „Тристан и Изольда”. Рассказ о трагической любви Изольды, жены корнуолльского короля, к его вассалу Тристану восходит к древним кельтским сказаниям. Музыка оперы — этой гигантской вокально-симфонической поэмы о губительной силе всепоглощающей страсти — отмечена единством драматического выражения, огромным напряжением чувств непрестанное возбуждение пронизывает все произведение.
Важно
Покинув гостеприимный кров виллы Везендонков, он сам уподобился Летучему голландцу, скитаясь по городам и странам Европы с душой, охваченной смутным беспокойством. Человек несгибаемой воли, стойкий и упорный в жизненной борьбе, он теперь чаще, чем когда-либо, предается отчаянию его преследует мысль о самоубийстве. 10 июня 1860 года Вагнер писал Серову, с которым близко сошелся за год до того: „Я приучил себя к невероятной выдержке и терпению Четыре новые оперы написаны мною. Бог знает, услышу ли я их когда-нибудь в театре. „ Политический изгнанник ценою больших унижений добивается амнистии. Вагнеру разрешен въезд в Германию. Вагнеру душно на родине. Поэтому он с радостью принял приглашение посетить Россию в 1863 году. Вагнер дал шесть концертов в Петербурге и три в Москве. Они оставили неизгладимый след в памяти российских музыкантов. Композитор вскоре снова возвращается в Германию, где его ждут крупные неприятности. Вагнеру грозит нищета, конфисковано его имущество. Спасаясь от кредиторов, он бежит в Швейцарию. Надо прочувствовать всю горечь испытаний, которую пришлось изведать гениальному художнику в эти годы, чтобы понять и оценить большой творческий подвиг, свершенный им. В самое безрадостное время он писал и приблизился к завершению своего наиболее жизнерадостного творения. Это была опера „Нюрнбергские мейстерзингеры”. Еще в 1845 году Вагнер задумал создать музыкальную комедию. Друзья ему это посоветовали, чтобы облегчить доступ его произведениям в театр и тем самым улучшить финансовое положение.”Мейстерзингеры” — наиболее оптимистическая опера Вагнера Она создавалась, в самый тяжелый период жизни композитора, стоявшего на грани духовной катастрофы, закончена же была тогда, когда он находился в преддверии полного, триумфального осуществления своих гигантских замыслов. Наступил важнейший переломный момент в его биографии. В мае 1864 года жизнь Вагнера круто изменилась восемнадцатилетний баварский король Людвиг II, вступивший на престол, пригласил его в Мюнхен, столицу Баварии, оказав щедрую материальную поддержку. Экзальтированный мечтатель, человек с крайне неуравновешенной психикой (после смерти Вагнера Людвиг покончил с собой), он делал все, что было в его силах, чтобы гениальный художник, перед которым он преклонялся, не знал жизненных забот. Но Людвиг не был в состоянии уберечь его от зависти и мести придворных, возмущенных тем, что король так приблизил к себе музыканта. Вокруг Вагнера плелась интрига, его имя смешивалось с грязью, бульварные газеты подхватывали и раздували любую клевету о нем. В декабре 1865 года Вагнер был вынужден покинуть Мюнхен.
Совет
Он оказался благодарной мишенью для нападок: из столицы Баварии Вагнер бежал вместе с Козимой Бюлов, женой своего друга и почитателя, всего лишь незадолго до того осуществившего в Мюнхене долгожданную постановку „Тристана и Изольды”. Счастливые влюбленные (Вагнеру в то время было 53 года, ей — 29), покинув Баварию, обосновались в Швейцарии — в Трибшене. В Трибшене Вагнер прожил 6 лет — с 1866 по 1872 год. Это время было продуктивным. Сразу же по завершении „Мейстерзингеров” Вагнер возвратился к главному труду своей жизни — к „Кольцу нибелунга”, прерванному в 1857 году. В 1868-1871 годах закончил третью часть тетралогии — оперу „Зигфрид” параллельно, в 1869-1874 годах, создал последнюю часть — оперу „Гибель богов”. Карлики-нибелунги выковали волшебное кольцо из золота, которое приносит его обладателю власть над миром. Но в обмен на власть обладатель кольца должен навсегда отказаться от любви, преданности, верности, человечности, ожесточив навсегда свое сердце. Между нибелунгами, богами и людьми завязывается борьба за владение золотом, за власть над миром.
Наступает последний период в жизни композитора, длившийся немногим более десяти лет. Окруженный ореолом славы и поклонения, весной 1882 года признанный мастер возвращается в Мюнхен. Отныне все его помыслы связаны с созданием собственного музыкального театра. В Байрейте, на севере Баварии, в 1872 году состоялась закладка здания нового театра. По этому поводу в торжественной обстановке Вагнер дирижировал Девятой симфонией Бетховена — это было его последнее публичное выступление в качестве дирижера. Спустя два года он с семьей переселился в Байрейте, назвав виллу, построенную по его плану, „Успокоенной мечтой”. Постройка театра не раз грозила Вагнеру, несмотря на солидные пожертвования его именитых почитателей, финансовым крахом. Но, преодолевая все препятствия, он уверенно шел к цели. В 1876 году театр был открыт. Все в нем казалось необычным:
Обратите внимание
и зрительный зал на 2000 мест, ряды которого подымались подобно древнегреческому амфитеатру, и отсутствие обычных ярусов и лож. Еще в 1857 году, работая над „Тристаном”, Вагнер хотел противопоставить этой опере другое произведение, которое воспело бы самоотречение и сострадание как источник не смерти, а жизни — просветленной и мудрой. Главным героем произведения должен был быть Амфортас, недостойный руководитель рыцарей Грааля. Постепенно складывался сюжет этой оперы. Мысли о ней Вагнер не оставлял на протяжении долгих лет. В 1862 году — за двадцать лет до окончания „Парсифаля” — он пророчески писал Бюлову, что это будет его последнее сочинение. В 1877 году Вагнер создал либретто оперы. Композитор посвятил работе над „Парсифалем” последние пять лет жизни. Спустя полгода после премьеры, во время отдыха в Венеции, 13 февраля 1883 года он внезапно скончался, не дожив до своего семидесятилетия.
|