Богданов-бельский «у дверей школы» описание картины, анализ, сочинение

Жанровые картины о детях и родителях – одно из самых обширных и интересных направлений в живописи. Их можно читать, как книгу. В лицах и фигурах персонажей, одежде, окружающей обстановке художники передают целый рассказ о том, как жили эти люди раньше, что происходит у них сейчас и что их ждет в будущем. Нужно лишь рассмотреть картину внимательно, не пропуская ни одной детали.

В сегодняшней подборке — картины о школе, учебе, хороших и плохих отметках.

Богданов-Бельский

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) «Земская школа в Московской Руси» 1907

Богданов-Бельский

Андрей Петрович Рябушкин «Школа XVII века» 1903

Богданов-Бельский

Дмитрий Егорович Жуков «Провалился» 1885

Богданов-Бельский

Алексей Михайлович Корин «Опять провалился» 1891

Богданов-Бельский Богданов-Бельский Богданов-Бельский Богданов-Бельский

Александр Иванович Морозов «Сельская бесплатная школа» (1865)

Богданов-Бельский

М. М. Д'Альгейм «B сельской школе» 1901

Богданов-Бельский

Михаил Нестеров «Экзамен в сельской школе» 1884

И.Е.Репин «Экзамен в сельской школе» 1878

Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского» 1895

  • Николай Петрович Богданов-Бельский «У дверей школы» 1897
  • Иван Куликов «Школьник» 1897
  • Николай Богданов-Бельский «Приготовление уроков»
  • Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) «Сельская школа»
  • Николай Петрович Богданов-Бельский «Дети на уроке»
  • Николай Петрович Богданов-Бельский «У больного учителя» 1897
  • Алексей Михайлович Корин «За книгой» 1900
  • Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (Россия, 1878-1939) «Девочка за партой» 1934
  • Иван Тихий «Экзамен»
  • Ольга Башкевич «Первый урок в 1944 году»

О. К. Терентьев «Герои в школе»

  1. Александр Алексеевич Коробов «Первокласник» 1948
  2. Фёдор Павлович Решетников «Прибыл на каникулы» 1948
  3. Фёдор Павлович Решетников «Опять двойка» 1952
  4. Фёдор Павлович Решетников «Переэкзаменовка» 1954
  5. Фёдор Павлович Решетников «За уроками» 1952
  6. Заболотский Николай Николаевич «Опять пятерка» 1954
  7. Кержнер Александр (Шмуля) Хаскелевич (Россия, 1912 — 1981) «В первый класс» 1950
  8. А. Харьковский «Награда учителю» 1951
  9. Лидия Карловна Ауза (Латвия, 1914 — 1989) «Домашнее задание» 1954
  10. Иван Антонович Тихий (Украина, 1927-1982) «Приём в пионеры» 1953
  11. Я. Титов «Прием в пионеры»
  12. Перед уроком. Открытка 1950-х годов
  13. Евгений Кацман «Учиться, учиться, учиться!» 1952
  14. Анатолий Валентинович Волков (1908–1985) “1-ое сентября” 1950 
  15. Юрий Семенович Ляхов «Пионерка» 1950
  16. С. Бальзамов «Школьница» 1951
  17. М. Божий «Отличница» 1950
  18. Людмила Ивановна Лесницкая «Портрет дочери» 1950-е
  19. И. Владимиров «В женской школе»
  20. Сергей Григорьев «Прием в комсомол» 1949
  21. Карен Рухикян «Домашнее задание» 1949
  22. Ирина Шевандронова «В сельской библиотеке» 1954
  23. Т. Максименко «Выпуск стенгазеты» 1960
  24. Николай Яковлевич Беляев (Россия, 1916-2000) «Не выучил урок» 1966

Богомолов А. «Стол сына. Школьные годы», 1972

Картины про школы и школьников за границей

  • Питер Брейгель старший «Наказание в школе» 1556
  • Ян Стен «Городская школа» 1665
  • Ян Стен «Городская школа» 1670
  • Филип Меркье «Школа для мальчиков» 1738
  • Франческо Бергамини «В классе»
  • Уинслоу Хомер «Сельская школа» 1871
  • Пьер Огюст Ренуар «Школьник» 1879
  • Морган Вестлинг «Сельская школа» 1879
  • Henry Jules Jean Geoffroy (French, 1853 — 1924) «La Sortie De L'ecole»
  • Henry Jules Jean Geoffroy (French, 1853 — 1924) «Paying Homage to the Teacher on a Holiday»
  • Henry Jules Jean Geoffroy (French, 1853 — 1924) «En classe, le travail des petits»
  • Henry Jules Jean Geoffroy (French, 1853 — 1924) «An Arab School in Tlemcen»
  • Фредерик Гудалл «Арабская школа»
  • Henry Jules Jean Geoffroy (French, 1853 — 1924) Henry Jules Jean Geoffroy (French, 1853 — 1924) «A Difficult Exercise» 1888
  • Henry Jules Jean Geoffroy (French, 1853-1924) «The Little Student»
  • Henry Jules Jean Geoffroy (French, 1853-1924) «Solving the Problem»
  • Henry Jules Jean Geoffroy (French, 1853 — 1924) «Compulsory education»

Дата публикации 05.12.2018 Автор статьи:

Источник: https://materinstvo.ru/art/18457

У дверей школы

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Николая Богданова-Бельского.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Николая Богданова-Бельского на натуральном  холсте.

Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 году в Смоленской губернии. Так как он был незаконнорожденным сыном бедной крестьянки, его окрестили в церкви Богдановым (Богом данным). Впоследствии он к своей фамилии для благозвучия в среде деятелей искусства прибавил фамилию Бельский.

Его талант был отмечен в раннем детстве священником, преподававшем в местной школе. Он же и походатайствовал, чтобы устроить мальчика в образцовую народную школу Сергея Александровича Рачинского в с.Татаево.

Именно там, по словам самого Богданова-Бельского, он и получил путевку в жизнь.

Сергей Александрович Рачинский, российский ученый, член-корреспондент академии Наук всячески старался помочь обездоленным талантливым детям.

Николая Богданова-Бельского он отдал в школу рисования при Троицко-Сергиевой лавре, ежемесячно выделяя на его обучение 25 рублей, по тем временам немалые деньги.

Через два года редкие способности Николая помогли определить его в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были Василий Дмитриевич Поленов, Владимир Егорович Маковский, Илларион Михайлович Прянишников.

Его дипломная работа – картина «Будущий инок» по окончании учебы была очень высоко оценена критиками и куплена сразу одним из самых известных коллекционеров того времени Солдатенковым.

За нее Богданов-Бельски получил звание «классного художника»

В 1894 году Богданов-Бельский поступил в Высшее художественное училище при Академии художеств в Санкт-Петербурге, где обучался в мастерской известного русского художника Ильи Репина. Затем живописец учился в Париже в мастерской Кармона.

  • В 1895 году художник становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.
  • В 1899 году художник пишет портрет императрицы Марии Федоровны по ее просьбе.
  • В 1903 году Богданов-Бельский получает звание академика.
  • С 1907 года художник возглавил общество Архипа Ивановича Куинджи, занимавшееся поддержкой молодых художников, руководил которым вплоть до 1921 года.
  • В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петербург, а затем покидает Россию и перебирается в Латвию.
  • Николай Богданов-Бельский был инициатором многих выставок русской живописи в европейских столицах, работы его самого успешно продаются в течение всех плодотворных лет его творчества.
  • Семидясителетие художника в 1938 году было отмечено персональной выставкой его картин.

Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в Германии в 1945 году в возрасте 77 лет. Похоронен в Берлине на русском кладбище Тегель.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Николая Богданова-Бельского  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/bogdanov-belskiy-nikolay/u-dverey-shkoly

Ирина Ушакова. Памяти художника Н.П. Богданова-Бельского (+ГАЛЕРЕЯ КАРТИН) / Православие.Ru

Сегодня, 6/19 февраля 2015 года, исполняется 70 лет со дня кончины одного из лучших русских художников XX века Николая Петровича Богданова-Бельского (1868–1945), оставившего после себя прекрасные образы Святой Руси.

Н.П. Богданов-Бельский. В церкви. 1939     

Мы называем имя художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868–1945), и рядом с ним неизменно встает образ его покровителя и учителя С.А. Рачинского. Портретист, действительный член Академии художеств Н.П. Богданов-Бельский стал, наверное, самым известным учеником профессора, педагога-просветителя С.А. Рачинского.

Его картины «Устный счет», «У дверей школы», «Вести с фронта», «Воскресные чтения в сельской школе», портреты государя Николая II и императрицы Марии Федоровны, Святейшего Сербского Патриарха Варнавы, графини Шереметьевой, артиста Московского Художественного театра А.Р.

Артёма и другие работы находятся в самых известных музеях мира.

Н.П. Богданов-Бельский. Вести с фронта. 1905     

Будущий художник родился 8 декабря 1868 года в д. Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области).

Поскольку он был внебрачным сыном крестьянки, то выбрал себе фамилию-псевдоним Богданов, а вторая часть фамилии – по названию родного уезда – добавится в 1905 году, при получении художником звания академика.

Впоследствии живописец так вспоминал об этом: «Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь, вписав ее собственноручно в диплом через дефис – “Бельский”».

Бедный деревенский пастушок Николка любил вырезать из дерева фигурки животных. Рисовал на заборах.

Эти-то рисунки и фигурки заметил профессор Рачинский

Бедный деревенский пастушок Николка, выходя в поле с коровушками, любил вырезать из дерева фигурки животных. Рисовал на заборах.

Эти-то рисунки и фигурки доморощенного художника заметил профессор Рачинский, который в то время оставил университетскую кафедру в Москве и занялся в родном Бельском уезде устройством школ для крестьянских детей.

Он попросил мальчика нарисовать свой портрет, и в этом рисунке увидел незаурядный природный дар пастушка.

Н.П. Богданов-Бельский. Автопортрет     

Рачинские взяли Николая в татевскую школу, где он учился с 1878 по 1882 год, и оставили его жить в своем доме как члена семьи. В школе народного учителя С.А. Рачинского дети изучали закон Божий, толкование Псалтири, обучались церковному пению, постоянно участвуя в церковных службах.

Грамматику начинали изучать с церковно-славянского языка, по арифметике Рачинским был разработан учебник «1001 задача для устного счета», которому и сегодня сложно найти аналоги, а ботанику дети изучали по редким растениям, привезенным Рачинскими из разных стран и высаженным в усадебном парке.

Учителя и ученики татевской школы дважды ходили за сотню верст в паломнический поход в Нило-Столобенскую пустынь. Для детей было несказанной радостью, когда жители сел, принимавшие их на обед или ночлег, просили спеть молитвы, почитать Псалтирь. Останавливаясь на привале, ребята делали пейзажные зарисовки.

Первыми уроками рисования были эти походы и для Николки.

Дальнейшее обучение будущего художника в иконописной школе при Троице-Сергиевой лавре, а затем с 1884 года – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества осуществлялось стараниями учителя Рачинского и полностью за его счет.

Московское училище живописи воспитало таких выдающихся художников, как братья Маковские, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, И.И. Шишкин, С.П. Боткин… Учителем Богданова-Бельского в пейзажном классе был В.Д. Поленов, в фигурном – И.М. Прянишников, в натурном – Е.С. Сорокин и В.Е. Маковский. Работы юного живописца привлекали внимание его учителей, отмечались наградами.

16-летним юношей Богданов-Бельский приехал в Татево, много писал, живя в доме Рачинских.

Надо сказать, что почти все его пейзажи и картины 1890–1900-х годов, а также портреты деревенских детей написаны художником здесь, на родине, в старинном селе Татеве.

Читайте также:  Архипов "девушка с кувшином" описание картины, анализ, сочинение

И потом, уже в эмиграции, художник будет возвращаться памятью в этот яркий, песенный, самобытный крестьянский мир родного села и воспроизводить его на своих картинах – для потомков, для истории.

Пейзаж «Еловый лес» отметили и Поленов и Левитан

Увидев пейзаж «Еловый лес», написанный Богдановым-Бельским в Татеве, профессор В.Д. Поленов заметил: «В вашей картине меня пленят простота и внутренняя красота пейзажа. Ваш лес живет и дышит – это главное».

Одобрил картину и Левитан, заметив особые настроения во всех работах Николая на московской выставке, где впервые участвовал юноша. Тогда были проданы пять картин Богданова-Бельского на 325 рублей.

«Еловый лес» купил известный фабрикант и коллекционер картин В.Г. Сапожников.

С 18 лет Николай Петрович жил своим трудом, он отказался от ежемесячной субсидии в 25 рублей, высылаемой ему Рачинским. Но учитель продолжал помогать материально, а еще более советами и наставлениями, которые посылал в письмах. Чтобы помочь семье художника, Рачинский подарил его матери свой хутор Давыдово в 33 десятины.

В одной из первых серьезных работ художника «Будущий инок» (1889) отразились черты реализма и натурализма, преобладавшие тогда в Московском училище живописи, но присутствовала в ней и духовная атмосфера. Она будто сходила с икон, которые художник созерцал в татевском храме, с картин мастеров «Золотого века», на которые Богданов-Бельский смотрел всё свое детство в доме Рачинских.

Картину «Будущий инок» юноша писал для получения звания «классного художника». И за этим сюжетом он отправился в Татево. Придя на урок в школу Рачинского, Николай обратил внимание на мальчика лет четырнадцати с грустными задумчивыми глазами.

Той зимою он, молясь, выстоял Литургию в Троицкой церкви, причастился и ушел из села. Юношу нашли через две недели в зимнем лесу. Он смастерил себе шалаш, питался припасенным хлебом и был полон решимости стать отшельником.

Душа его рвалась от мира, житейских радостей и забот, но он не догадался спросить совета у людей духовно опытных.

Н.П. Богданов-Бельский. Будущий инок. 1889     

Этот случай побудил Богданова-Бельского написать картину «Будущий инок». Во время напряженной работы над картиной Великим постом с художником даже сделался обморок.

Картина понравилась учителю Рачинскому, но сам живописец был ею недоволен и по дороге в Москву думал, не бросить ли картину в лесу.

Возле Ржева сани Богданова-Бельского опрокинулись в сугроб, и он обрадовался, что картина испорчена. Но она лежала невредимой далеко от саней.

За картину «Будущий инок» Н.П. Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль и звание «классного художника»

В 1889 году Николай Петрович представил работу «Будущий инок» в экзаменационный комитет и получил за нее Большую серебряную медаль и звание «классного художника».

В 1890 году бессарабский помещик Кристи помог начинающему живописцу осуществить путешествие в Константинополь и паломничество на Афон.

Богданов-Бельский усердно работал в монастырской гостинице, беседовал в Свято-Пантелеимоновском монастыре с монахами, записывал свои наблюдения за природой.

Здесь состоялось знакомство с художником Филиппом Малявиным, который шесть лет был послушником и трудился в иконописной мастерской на Афоне.

О своих впечатлениях от всенощного бдения в соборе Богданов-Бельский писал в письме Рачинскому, что он стоял в оцепенении, когда на середину собора вышли на литию 60 старцев-иеромонахов с зажженными свечами. Поразила его и красота ночного Эгейского моря, которое он запечатлел на своих этюдах «У берегов Афона», «Морской прибой».

На сильном морском ветру художник простудился и даже подумывал стать послушником и иконописцем в афонском монастыре. Может быть, тогда им была написана икона святого Андрея Тотемского. Но иконописцем Богданов-Бельский так и не стал, ему дано было стать портретистом, певцом детского мира.

С 1890 года художник принимал активное участие в работе Товарищества передвижных художественных выставок, а с 1895 года стал членом Товарищества. «Выставки эти, – писал Богданов-Бельский в журнале «Перезвоны» (Рига, 1925), – имели громадный успех.

Между обществом и нами была полная гармония, одни и те же интересы, одна идеология объединяла нас». Течение передвижников началось с протеста молодых художников против «мертвящего» искусства Академии художеств.

Молодежь из Академии отказалась писать картину на Золотую медаль по заданной теме и во главе с И.Н. Крамским оставила академию, организовав в 1863 году сборную артель. Представителями передвижников были В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский. Меценаты П.М.

Третьяков и К.Т. Солдатенков в то время поддержали художников, которые много путешествовали по России, одно время во главе с известным критиком В.В. Стасовым.

Источник: https://pravoslavie.ru/77387.html

Интегрированный урок (литература+живопись) "Тема тяжёлого детства в стихотворении Н.А. Некрасова "Школьник" и картине Н.П. Богданова-Бельского "У дверей школы". I курс НПО. план-конспект урока по литературе на тему

  • Интегрированный урок (литература + живопись)
  •                                                        Преподаватель русского языка и литературы                     СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж» Шевчук Вера Степановна
  • Тема урока                                                           

«Тема тяжёлого детства в стихотворении Н.А. Некрасова   «Школьник» и картине  Н. П. Богданова-Бельского «У дверей школы».

  1. Цель:
  2. — Закрепление навыка анализировать стихотворный текст и картину художника;
  3. — Развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения и сопоставительного анализа, творческие способности; активизировать литературоведческую и искусствоведческую лексику, помогающую понять картину (композиция, ракурс), а также лексику культуроведческую (зипун, лапти, котомка, заплатки).
  4. — Воспитывать доброту, чуткость, сострадание, милосердие, побуждать интерес к творчеству Некрасова  и  к произведениям искусства.

Оборудование.  Портреты Н.А. Некрасова и  Н.П. Богданова-Бельского (демонстрация), тексты стихотворения «Школьник» на каждой парте, мультимедийная  установка, картина Н. Богданова-Бельского «У дверей школы» (для демонстрации), рабочие тетради (в них записывается название стихотворения и словарная работа к нему, название картины и словарная работа к ней), двойные листы для творческой работы.

Методические приёмы: выразительное чтение и анализ стихотворения, сопоставительный анализ  двух произведений, индивидуальные сообщения учащихся, фронтальная беседа, работа в группах.

Словарная работа проводится в течение урока (значения слов демонстрируются на экран. Их значения подготовлены  учащимся дома, он же и занимается демонстрацией материала).

Ход урока.

I.  Организационный момент.

II. Постановка целей.

    Учащимся предлагается назвать ассоциации, которые приходят им на ум, когда они слышат слово ДЕТСТВО (слово демонстрируется на экран). Эти ассоциации, самые разные, могут быть связаны как с воспоминаниями и своем собственном детстве, так и с впечатлениями о прочитанном или  увиденном.

Преподаватель:  Детство – удивительная эта пора. Наверное, каждый взрослый мечтает хоть на одну минутку вернуться в то чудесное и беззаботное время. В  детстве  мы верим  в романтическую мечту.  Сегодня тоже будем говорить о детях и их судьбах.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           С предыдущих классов  вы уже  знакомы с некоторыми произведениями Н.А. Некрасова о жизни крестьянских  детей. Об этом напомнит ваш товарищ (сообщение подготовлено дома).

Учащийся. 

— В детстве Некрасов много времени проводил среди крестьянских ребятишек. Он общался с ними как с равными,  вместе с ребятами ходил в лес, на речку. Поэтому уже с ранних лет Некрасову хорошо была знакома жизнь деревенских ребят. В стихотворении «Крестьянские дети» он  с горечью пишет:

  • …низкого рода люди…                                                                                                                                                ни науки, ни неги…                                                                                                                                                                   Не ведают в детстве они…                                                                                                                                              
  • С детства они работают  наравне со взрослыми:
  • И шествуя важно, в спокойствии чинном,
  •  Лошадку ведет под уздцы мужичок
  •  В больших сапогах, в полушубке овчинном,
Читайте также:  Байши "холодная ночь" описание картины, анализ, сочинение

 В больших рукавицах… а сам с ноготок! (отрывки стихотворений  демонстрируются на экран).

Преподаватель: 

-На предыдущем уроке вы знакомились со стихотворениями о тяжёлой жизни простых людей в дореформенной России. Сегодня на уроке мы продолжим эту тему: проанализируем  стихотворение Николая Алексеевича Некрасова “Школьник”, а также в связи с этим  рассмотрим картину Н. Богданова-Бельского «У дверей школы»  и определим то общее, что их объединяет.

Николай Алексеевич Некрасов всегда писал о тяжелой доле народа. Он болел душой за русский народ ,  считал, что несправедливо, когда столько людей живут так плохо. Все его стихи посвящены людям из народа.

В стихотворении «Школьник» говорится о крестьянском мальчике, который хотел учиться. Русский народ был тогда забит и неграмотен, но Некрасов верил в его ум, силу, характер. Он считал, что люди из народа обладают большими способностями, чем сынки дворян.

Но у них нет денег на обучение – в этом вся проблема.

VI. Анализ стихотворения «Школьник»

 (Анализирует стихотворение 1-я группа уч-ся, ребята 2-й группы могут дополнять).                                  1) Из  истории создания стихотворения «Школьник». Сообщение учащегося

(Одного из голодных, оборванных школьников поэт встретил однажды на пустынной проезжей дороге и вспомнил при  этом Михаила Васильевича Ломоносова, великого «архангельского мужика», который, желая учиться, пришел пешком в Москву из далекой северной деревни. Долго жил впроголодь, бедствовал, терпел насмешки одноклассников  и все же учился. Прочитал множество книг, изучил физику, химию, металлургию и другие науки, стал знаменитым русским ученым, находил время заниматься поэзией и русским языком).

 —  Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?                                                                                       Каким настроением  оно  проникнуто?

— О какой дороге идет  речь?  Кроме прямого значения, каково переносное значение слова «дорога»?

  1. — Обратимся к первой строфе, прочитаем ее:
  2. — Ну, пошел же, ради Бога!
  3. Небо, ельник и песок-
  4. Невеселая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

— Каков пейзаж? Какое слово определяет это настроение? Кто к кому обращается? (возможно, ямщик обращается к своему пассажиру, мальчику).

— Каково отношение ямщика к мальчику? ( дружок).

— От какого лица идет дальнейшее повествование? (от первого — «вижу я », «знаю…».)                                                            — Как называется речь одного лица? (монолог)

— Согласны ли вы, что в последующей строфе есть напутствие мальчику?

 Как вы понимаете лексическое значение слова «напутствие»? 

Словарная работа.  Напутствие (книжное) – Слова  пожелания отправляющемуся в путь.

— Найдите напутственные слова, сказанные мальчику,  какие это части  речи и  на что они указывают? («…не робей, не стыдися, не пропадешь, Знай, работай, да не трусь»…)                                                                                           (Глаголы.

 Глагол обозначает действие предмета, значит,   герою предстоит много работать, чтобы проститься с нуждой.

                                                                                                                                             — Почему он не должен стыдиться? (доказать словами текста) 

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

  • Это многих славных путь.
  • — Как вы понимаете последнюю строку?
  • Слава — почетная известность, признание заслуг, таланта( словарная работа).
  • Значит,  «славные»- пользующиеся славой, достойные славы, известные люди, прославившие страну.
  • 3) — Анализируем третью и четвертую строфы.
  • Словарная работа: грош – старинная монета в 2 копейки, четвертачок —  равен 25 копейкам .

Дворовые —  принадлежащие дворне. Дворня — домашняя прислуга в помещичьем доме.  

Преподаватель:                                                                                                                                                       — Но учить крестьянских  детей надо.

Из них могут выйти великие ученые или изобретатели, такие, как Ломоносов. Некрасов не случайно вспоминает  М.В.

Ломоносова, вы уже слышали, что он пришел в Москву пешком, так он хотел учиться! Его гений помог прославиться и ему,  и всей стране.  

  1.   Будешь в университете-
  2.  Сон свершится наяву!
  3.  Там уж поприще широко:
  4.  Знай  работай да не трусь …
  5.  Вот за что тебя глубоко
  6.  Я люблю, родная Русь!

 Но все же Некрасов верит, что хороших людей в стране больше. Он верит, что светлое и доброе начало в России победит. Русский народ найдет в себе силы и изменит жизнь к лучшему.

— Как вы понимаете значение слова «поприще»?                                                                                     Поприще (высокое) —  Область деятельности.

4) Синтаксис: Зачитайте восклицательные предложения. Их в данном тексте восемь. Эти предложения подтверждают оптимизм автора и героя.

Преподаватель:

— А теперь ознакомимся  с творчеством  художника  Н. П. Богданова-Бельского, сопоставим его картину со стихотворением «Школьник».  (Работает 2-я группа уч-ся, ребята 1-й группы могут дополнять).

  • (Демонстрация картины на экран)

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/09/30/integrirovannyy-urok-literaturazhivopis-tema-tyazhyologo

Николай Петрович Богданов – Бельский 1868

1 Николай Петрович Богданов – Бельский Николай Петрович Богданов – Бельский

2 Николай Петрович Богданов – Бельский Картины Богданова- Бельского автобиографичны, написаны с любовью к крестьянским детям, в которых пробиваются ростки духовной жизни, в них раздумья художника о печальной участи детей, его гражданская позиция человека.

Картины Богданова- Бельского автобиографичны, написаны с любовью к крестьянским детям, в которых пробиваются ростки духовной жизни, в них раздумья художника о печальной участи детей, его гражданская позиция человека. С.В.Малютин. Портрет Н.П. Богданова – Бельского г.

3 Подлинный край вдохновения Будущий художник родился на Тверской земле, в маленькой деревне Шоптово, здесь прошло его сиротское детство, здесь испытал он и первые житейские радости. Будущий художник родился на Тверской земле, в маленькой деревне Шоптово, здесь прошло его сиротское детство, здесь испытал он и первые житейские радости.

4 Любимый учитель На способного девятилетнего мальчика обратил внимание замечательный педагог Сергей Александрович Рачинский, который взял его в свою школу Сергей Александрович Рачинский

5 Свой путь в жизни, в искусстве… Будущее определила замеченная любимым учителем страсть к рисованию. Позади осталось нелегкое время учебы в иконописной мастерской Троице – Сергиевой лавры, интересные годы учебы в Училище живописи, ваяния и зодчества. «Меня тянуло в деревню. Мне казалось, что там я напишу что-то значительное, нужное…» Н.П.Богданов — Бельский

6 Они написаны сердцем… Устный счет г.У дверей школы.1897 г.

7 У больного учителя г.

8 Герои его произведений- дети Дети на уроке г. Дети. Игра на балалайке.1937

9 Раздумья художника о будущем детей Сочинение Новая сказка.1891

10 Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь Н.А.Некрасов

11 Тема и идея Что сближает произведения поэта и художника? Какова идея картины? Что хотел сказать художник своей картиной?

12 Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай… Н.А.Некрасов

13 Рабочие материалы Мальчик: одет очень бедно: и озямчик и опорочки в дырах и заплатах, стоптанные лапти; за плечами две котомки, в одной, наверное, книги, а в другой – съестные припасы; видно, что пришел издалека; стоит, опираясь на палку у порога школы, не решается войти… одет очень бедно: и озямчик и опорочки в дырах и заплатах, стоптанные лапти; за плечами две котомки, в одной, наверное, книги, а в другой – съестные припасы; видно, что пришел издалека; стоит, опираясь на палку у порога школы, не решается войти…

Читайте также:  Саксофон: история, видео, интересные факты, слушать

14 Рабочие материалы Класс: просторная комната с высоким потолком, стены и пол из струганых досок, ряды парт, напротив парт- доска; географическая карта и таблицы на стене, к потолку подвешена керосиновая лампа, в углу – иконы… Дети: занимаются с увлечением, не замечают стоящего у дверей мальчика…освещены солнечным светом Краски: не очень яркие, преобладают коричневые, серые тона…

15 Композиция сочинения I. Вступление. II.Основная часть III.Заключение.

16 Примерный план сочинения I. Крестьянские дети- герои картин художника Богданова – Бельского. II.О чем рассказала картина «У дверей школы». II.О чем рассказала картина «У дверей школы». 1.Мальчик у дверей школы. 1.Мальчик у дверей школы.

а)каким художник изобразил мальчика? а)каким художник изобразил мальчика? б)о чем говорит внешний вид мальчика? б)о чем говорит внешний вид мальчика? 2.Классная комната. 2.Классная комната. а)большая светлая комната; а)большая светлая комната; б)ряд парт и доска; б)ряд парт и доска; в) карта и таблица на стене; в) карта и таблица на стене; г) иконы г) иконы 3.

Роль двери в композиции картины. 3. Роль двери в композиции картины. 4.О чем рассказали краски? 4.О чем рассказали краски? IIIВера художника в свой народ и свою страну

17 Лексико – орфографическая работа Объясните значение слов: озямчик, опорочки, лапти, котомка. Вставьте пропущенные буквы: к..ртина, комн..та, изобр..жено, к..росиновая лампа, п..т..лок, деревя(н,нн)ый, т..блица.

18 Типы текстов ОписаниеПовествованиерассуждениеПочему?Какой? Что происходит? Задание: сопоставь типы текстов и вопросы.

19 Синтаксические конструкции, используемые при описании помещения Вспомните описание кабинета, обратите внимание на постановку знаков препинания. Большая светлая комната.

Посредине три ряда ученических столов и стульев. Перед ними – кафедра и классная доска.

У стены напротив – стеллажи с книгами, а на той, что отделяет класс от коридора- стенды; над ними – портреты писателей и поэтов.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/59064/

Многогранный талант. Николай Петрович Богданов-Бельский. — Искусство — медиаплатформа МирТесен

«Пасхальный стол»

Среди художников-передвижников конца XIX – начала XX века видное место принадлежит Николаю Петровичу Богданову-Бельскому. Он работал в жанре портрета, пейзажа, но основным для него стал бытовой жанр: свое творчество художник посвятил крестьянству — деревенским ребятишкам. Н.П.

Богданов-Бельский родился 8 (20) декабря 1868 года в  Бельском уезде Смоленской губернии (ныне Оленинский р-н Тверской области). В фамилии художника спрессована история происхождения – Богом данный (незаконнорожденный) сын бедной бобылки из Бельского уезда.

Вторую часть фамилии Николай Петрович получил в 1903 году, когда стал академиком: «мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь (Николай II), вписав ее собственноручно в диплом через дефис – Бельский».

«В церкви» 1910,

Вариант 1939г.  Государственный художественный музей Латвии.

По всем признакам, среда, условия, в которых он от рождения находился, должны были его поглотить, он должен был потонуть, потеряться, исчезнуть навсегда в омуте беспросветной тьмы и нищеты. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости.

  Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священник. При его содействии мальчик и попал к С. А. Рачинскому. Это была легендарная личность.

Профессор биологии, богатый человек, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. С. А.

Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба Николая Петровича Богданова-Бельского. Сам Николай Петрович часто говорил, что «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан».

Николай Петрович  окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее — Высшее художественное училище при Академии художеств. Он работал в области жанровой живописи, писал произведения на темы из крестьянской жизни. Удостоился звания академика. Руководил обществом поддержки молодых художников А.И. Куинджи. 

  • «Автопортрет» 1915,
  • Луганский областной художественный музей.
  • В судьбе  Николая Петровича Богданова-Бельского  все было необыкновенно, и в истории его картин тоже.
  • «Последняя воля». 

В 1925-м году полотно было передано в Таганрогскую картинную галерею (так тогда именовался музей) из коллекции Румянцевского музея. В 1943-м году картина, вместе с другими полотнами, была похищена отступавшими немецкими войсками.

Уже в наши дни, «всплыв» на одном из европейских аукционов, она была приобретена частным лицом, пожелавшим остаться неизвестным. Однако, при содействии руководства Таганрогского металлургического завода (ТАГМЕТа), картина была у этого «лица» перекуплена.

Наконец, 14 октября 2008-го года она вернулась в Таганрог.

Картина «Дети у пианино» была написано в 1918 году, а через два года художник, все здесь оставив, уехал сначала в Ригу, а потом в Германию, где и умер в 1945 году, не дожив буквально нескольких недель до победы. Картина попала к Арнольду Хаммеру и только в 1995 году вернулась в Россию и находится сейчас в  Третьяковской галерее.  

  1. «Дети у пианино» 1918,
  2.  Государственная Третьяковская галерея

Что мы видим на этой картине? Видим, что один из мальчиков стоит перед трюмо красного дерева и с большим изумлением себя рассматривает. В трюмо отражается бревенчатая изба, и между бревнами, образующими сруб, забита ради тепла пакля. И в это абсолютно деревенское жилище попали необычные вещи. Тут стоит вспомнить дату написания картины – 1918 год.

Явно вещи, которые находятся в коробе,  да и многие другие предметы вывезены из бывшего господского дома. Кроме трюмо, тут еще и очень удобное для сидения изогнутое кресло-корытце (называлось так, потому что изогнуто по спине).

Для детей, которые обратились отнюдь не к коробу с его утваарью, конечно, главное другое: они, видимо, видевшие когда-то, как играют на пианино, с большим изумлением пытаются хотя бы одним пальцем извлечь из инструмента звуки. Но посмотрите на короб. Здесь и дорогая фарфоровая сухарница с резным орнаментом, на просвет, здесь чашки, подсвечники.

Все это, и инструмент, и мебель, трюмо с креслом, повторяю, все это – вещи из совсем другого быта. Неслучайно босой мальчик в закатанных портках не может оторваться от своего изображения, буквально трогает себя руками, наверное, изумляясь тому, как он повторяется в большом зеркале.

На эту же тему – разоренных усадеб, перемещенных вещей из одного социального слоя в другой, у Богданова-Бельского есть еще одна картина, написанная не в 18-м, а в 13-м году – «Новые хозяева». Дело в том, что это была харктерная примета русской жизни того времени.

  • «Новые хозяева»1913,
  • Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции
  • Художник чаще всего писал картины, героями которых были дети.
  • «Ученицы» 1901,
  • Саратовский Художественный музей

«Устный счет. В народное школе С.А. Рачинского» 1895,

Государственная Третьяковская галерея.

Многие видели картину «Устный счет в народной школе». Конец 19 века, народная школа, доска, интеллигентный учитель, бедно одетые дети, 9–10 лет, пытаются решить в уме задачу написанную на доске.Теперь посмотрим на задачу: ( 10 в квадрате + 11 в квадрате + 12 в квадрате + 13 в квадрате + 14 в квадрате) / 365 =???

Рачинский — профессор Московского университета, человек с определенными правительственными связями (например, приятель обер–прокурора Синода Победоносцева), богатый помещик — в середине жизни бросил все дела, уехал в имение и завел там экспериментальную народную школу.

 Школа была, как сегодня говорят, авторская, в том числе и с большим упором на математику. Программа была развитая, сложная, сильно превосходившая стандартные требования для народной школы. Рачинский преподавал сам, он и изображен на картине.

Школа размещалась в барском доме — оттуда и кафельная печь.

Тёплая цветовая гамма несёт доброту и простоту русского народа, здесь нет зависти и фальши, нет зла и ненависти, дети из разных семей с разным достатком собрались воедино для принятия единственно верного решения. Этого очень не хватает в нашей современной жизни, где люди привыкли жить совсем по – другому, не считаясь, с мнением окружающих.

Николай Петрович посвятил картину своему учителю, великому гению математики, которого хорошо знал и уважал. Сейчас картина находится в Москве в Третьяковской галерее, будете там, обязательно взгляните на перо великого мастера.

  1. «Виртуоз»1891,
  2. Национальный художественный музей Грузии, Тбилиси
  3. «У дверей школы» 1897,
  4. Государственный Русский музей
  5. «Сочинение» 1903
  6. «Талант и поклонник»1906,
  7. Архангельский музей изобразительных искусств
  8. «Новая сказка» 1891,
  9. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
  10. «Деревенские друзья» 1913,
  11. Волгоградский музей изобразительных искусств
  12. «Портрет девочки» 1900,
  13. Владимиро-Суздальский музей-заповедник
  14. «Девочка» 1920
  15. «Мальчик со скрипкой». 1897,
  16.  Нижнетагильский музей изобразительных искусств
  17. «Юный музыкант» 1920,
  18. ( частное собрание)
  19. «Деревенские мальчики» 1936,
  20. Государственный художественный музей Латвии.
  21. «Переправа»1915,
  22. Государственный художественный музей Латвии.
  23. «На послеполуденной рыбалке» 1917
  24. «Визитёры»1913,
  25. Архангельский музей изобразительных искусств
  26. «В гостях» 1930
  27. « У больного учителя» 1897.
  28. Государственная Третьяковская галерея
  29. «Горе» 1909,
  30. Сумский областной художественный музей
  31. «Крестьянин»

«Вести с войны. За чтением газеты.» 1905,

  • Государственная Третьяковская галерея
  • «Портрет крестьянина»
  • «На пароме»
  • «Бывший защитник Родины»
  • «Букет сирени»
  • «Симфония»

«Портрет князя А.К. Горчакова». 1904,

  1. Омский музей изобразительного искусства
  2. «Портрет княгини Марии Абамелек-Лазаревой», 1900-е годы 

«Портрет артиста Московского Художественного театра  А.Р.Артёма».

  • «Портрет Ф.Шаляпина»

«Портрет Н.Ф. Юсупова» окол.1900

  1. « Дорога в зимнем саду»
  2. «Талая вода» 1933
  3. «Цветущий яблоневый сад» 1936
  4. «Сумерки в Риге»

Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в 1945 году в Германии и был похоронен на Русском кладбище в Берлине. 23 июня 2000 г. в с. Татево Оленинского района был торжественно открыт музей художника.

  • « Натюрморт с хризантемами»

 Источники:

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/77387.htm

http://www.bibliotekar.ru/kBogdanov/

http://yos.ru/mxk/41—q-q.html

http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-nikolaya-bogdanova-belskogo-ustnyj-schyot/

https://www.pinterest.com/PericoPerSempre/nikolay-bogdanov-belsky/

http://www.wikiart.org/en/nikolay-bogdanov-belsky/at-school-doors

http://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2015/01/Bogdanov-Belsky.html

http://www.russkije.lv/ru/lib/read/nikolay-bogdanov-belsky.html

http://artsoch.ru/113-sochinenie-po-kartine-np-bogdanova-belskogo-novye-hozyaeva.html

http://smallbay.ru/artrussia/bogdanov-belsky.html

http://litmap.tvercult.ru/bogdanov-belsky/index.html

http://art19.info/bogdanov-belskiy/biography.html

http://www.artcyclopedia.ru/bogdanov-belskij_nikolaj_petrovich.htm

http://gorenka.org/index.php/bogdanov-belskij-n-p

БОГДАНОВ-БЕЛЬСКИЙ Николай Петрович — Галерея произведений (33 изображения).

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43339501223/prev

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector