Курбе «похороны в орнане» описание картины, анализ, сочинение

Другие известные художники

Гюстав Курбе пишет в автобиографии о себе в третьем лице:

«Родился в Орнане (Ду) 10 июня 1819 года, начал свои занятия в семинарии родного города, закончил их в Королевском коллеже Безансона. Во время изучения философии в Безансоне часто посещал г. Флажуло, который был учеником Давида и Гро. Это было началом моего знакомства с историей искусства».

Затем Курбе провел год у профессора математики г. Делли, который, вопреки желанию семьи, поощрял его призвание к живописи. Отец предназначал сына к юридической карьере.

Курбе

Приехав в Париж, Курбе был сильно разочарован, увидев картины французской школы, и заявил своим товарищам, что, если бы в этом заключалась живопись, он никогда не стал бы художником. Он смотрел в Париже все, что имело отношение к живописи, и привел в порядок свои мысли. Он начал серьезное и продуманное изучение всех школ в их последовательности.

У него была образная речивость, и он ловко пользовался теми небольшими знаниями, которыми обладал. Его прозвали «Курбе-проповедник». Товарищи преднамеренно завели его как-то в Люксембургский музей, чтобы заставить говорить. Поставили его перед картинами Эжена Делакруа и спросили, что он думает о них.

Затем повторяли его дерзкие слова:

«Я завтра бы сделал также, если бы посмел».

Курбе

Автопортрет («Отчаявшийся», 1843-1845)

Курбе пошел по пути Гро и Жерико и почти с самого начала стал писать на уровне лучших образцов живописи, находящихся в музеях.

Этот выходец с гор Ду и Юры, независимый республиканец от рождения по материнской линии, наследовал революционные идеи своего отца, либерала 1830 года и сентименталиста, и своей матери, рационалистки и католической республиканки.

Он забыл затем идеи и наставления своей молодости, чтобы пойти вслед за социалистами всех сект. По прибытии в Париж он был фурьеристом. Он примкнул затем к ученикам Кабе и Пьера Леру. Одновременно с живописью он занимался философией. Он изучал французских и немецких философов.

В течение десяти лет, вплоть до революции 1848 года, он ратовал вместе с редакторами «Реформ» и «Насиональ» за активную революцию. Но его мирные идеи рухнули перед лицом реакционных действий либералов 1830 года, якобинцев и бездарных реставраторов истории.

Он никогда не имел учителей, вопреки тем, кто ему таковых приписывал. Его отец рекомендовал его своему кузену г. Удо, профессору права, который хотел насильно заставить его учиться, и свел его к господину Стебену. На восьмой день Стебен посоветовал г. Удо предоставить Курбе самому себе…»

Первые самостоятельные работы Курбе относятся к середине сороковых годов — это картины церковного содержания, ряд романтических по характеру композиций, а также несколько автопортретов и портретов. Один из них — «Автопортрет с собакой» — был выставлен в Салоне 1844 года. Следом за ней в Салоне появились в 1845 году — «Гитаристка», в 1846 году — «Автопортрет».

Курбе

Автопортрет с собакой

В 1847 году Курбе посетил Голландию. После этой поездки произошел перелом в творчестве художника.

Под влиянием голландского искусства он порвал с романтизмом, по крайней мере, с его стилевыми приемами.

Написанный в том же году великолепный автопортрет «Человек с трубкой» знаменует собой рождение нового искусства, в то же время утверждая вечную связь реализма с лучшими традициями романтизма.

Курбе

Человек с трубкой

История жизни Гюстава Курбе

Февральская революция 1848 года захватила Курбе. Он основывает социалистический клуб, принимая участие в издании недолговечного журнала своих друзей Шанфлери и Бодлера, создает эмблему французского народа, одержавшего победу на баррикадах… Но при этом не спешит на баррикады:

«Это самое угнетающее зрелище. Я не дерусь, ибо не верю в борьбу при помощи ружей и пушек».

Для французского искусства осенняя выставка 1849 года в Салоне имела особенно важное значение. Курбе представил жюри семь картин, все были приняты.

Среди них были «Сбор винограда в Орнане», автопортрет «Человек с кожаным поясом» и «Послеобеденное время в Орнане». Последняя картина вызвала наибольшую сенсацию.

В общество знаменитых французских художников ворвался молодой живописец, и в связи с его творчеством впервые было произнесено слово «реализм». Эта картина получила вторую золотую медаль.

Курбе

После обеда в Орнане

В том же 1849 году Курбе создает грандиозную картину (3,14 на 6,65 метра) «Похороны в Орнане». Курбе не только получил от кюре похоронные одежды, но даже убедил его позировать, также как и викария.

Знаменательно высказывание известного скульптора Бурделя об этом произведении «Курбе универсален. В «Похоронах в Орнане» плачущие женщины — это все женщины, собака — это все собаки. Курбе берет природу у ее истоков и остается вполне человечным. Он станковый живописец, и в качестве такового я сужу о нем.

Он не декоратор, а прирожденный живописец. В этой категории он первый в своей эпохе».

Курбе

Похороны в Орнане

Классицисты искали героев в античности, романтики выбирали в качестве героев людей ярких, необычных, действующих в исключительных обстоятельствах, реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами.

Курбе чувствовал себя первооткрывателем, и это придавало его произведениям особую значительность. Особо надо отметить картины «Возвращение крестьян с ярмарки»(1850) и «Здравствуйте, господин Курбе! (Автопортрет)» (1854).

Курбе Курбе

«Здравствуйте, господин Курбе»

На Всемирную выставку 1855 года жюри допускает 11 полотен Курбе, но отвергнуты «Похороны в Орнане» и большая композиция «Мастерская художника».

В ответ Курбе в павильоне, построенном в кустах сирени близ Выставки, устраивает свою выставку под названием «Реализм» из 39 картин и 4 рисунков.

Здесь посетители могут восхищаться разносторонностью его мощной творческой личности и одновременно возмущаться всем тем, что критика называет «революционностью Гюстава Курбе».

В обращении к посетителям «Антивыставки» говорилось «Реализм, совокупность моих работ…»

Из числа уже ранее известных картин там находились «Похороны», «Крестьяне деревни Флаже, возвращающиеся с базара», «Купальщицы», «Раненый» «Дробильщики камня», а также грандиозная картина, живописное выражение нового кредо артиста — «Мастерская художника».

Об этой картине сам автор сказал «Мастерская художника» — реалистическая аллегория моей мастерской, резюмирующая семилетний период моего творчества». В самом деле, эта картина как бы подводит итоги творческих поисков Курбе.

По своему живописному и идей ному богатству это одно из самых сложных произведений художника.

Курбе

Купальщицы

Из полотен, представленных на выставке 1857 года, исключительного внимания заслуживают «Девушки на берегу Сены», по словам Прудона — наиболее художественное выражение «моральных, психологических и социальных идей».

Курбе

Девушки на берегу Сены

Чем больше совершенствовалось искусство Курбе, чем ярче проявлялась могучая сила его творческой личности, тем чаще становился он мишенью резких нападок.

Незаурядность и мощь — вот чего не могли простить ему его враги.

Как пишет в одной из своих критических статей Рихард Мутер, его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал также естественно, как другие едят, пьют или разговаривают.

Однажды в лесу он работал вместе с Коро, причем они выбрали один и тот же мотив. Через некоторое время, внимательно рассмотрев набросок Коро, Курбе заметил:

«Я не такой мастер, как Вы, г-н Коро. Поэтому я принужден писать только то, что вижу».

  • В другой раз перед одной из картин Делакруа он спросил у великого, всеми почитаемого художника:
  • «Кто эти крылатые дамы там вверху, меж облаков»,
  • на что Делакруа ответил, что это, конечно, ангелы. Курбе поднял брови:

«Как Вы пишете ангелов Когда же Вы их видели А если не видели, то как же можно их писать.. А я пишу только то, что вижу».

  1. Курбе выступает как автор замечательных пейзажей, прославляющих стихийную мощь природы, — густые леса с их дикими обитателями, водопады, бушующие волны моря, горы «Убежище ланей» (1866), «Водопада Конше» (1864), «Море» (1864), «Хижина в горах»(1874).
  2. Убежище ланей
  3. Хижина в горах

Попытка правительства привлечь художника на свою сторону путем вручения ему ордена Почетного легиона не увенчалась успехом. Отклоняя пожалованный ему в 1865 году орден, он пишет министру изящных искусств М. Ришару:

«Мои убеждения как гражданина не позволяют мне принять награду, основанную на монархических принципах».

Во время Всемирной выставки в Париже 1867 года Курбе в особом, расположенном рядом с ней, здании выставил 136 своих работ «Травлю оленя», свыше сорока пейзажей, 30 портретов, в том числе «Ирландка Жо», напоминающие позднего Ренуара «Три девочки-англичанки», «Матушка Грегуар», а также скульптуру «Маленький рыболов». Эта выставка явилась ярким доказательством его творческой силы, бесспорной и несокрушимой победой художника и исповедуемого им реализма в искусстве.

Матушка Грегуар

С этого времени жизненный путь Курбе идет вверх не только продолжает расцветать его творчество, но и растут его успехи и завоеванное им признание.

В 1869 году на Всемирной выставке в Брюсселе он получает первую золотую медаль; на Международной выставке в Мюнхене, где Курбе выставил «Дробильщиков камня», «Женщину с попугаем», «Травлю оленя» и один пейзаж, он в центре внимания.

Высокая награда баварского правительства была лишь предлогом для восторженной молодежи и художников самых различных стран, чтобы провозгласить пятидесятилетнего живописца величайшим из всех живущих в то время художников, великим мастером реализма.

Дробильщики камней

В сентябре 1870 года в Париже, провозгласившем республику, Курбе выбирают председателем Союза художников и Общефранцузского комитета по делам музеев.

Свою приверженность идеалам свободы Курбе со всей определенностью проявил в дни Парижской Коммуны, когда он открыто встал на сторону революции.

Избранный в члены Коммуны, он возглавил федерацию художников, активно участвовал в разработке и осуществлении мероприятий Коммуны в области искусства.

После падения Коммуны Курбе был арестован, приговорен к шестимесячному заключению и посажен в одиночную камеру тюрьмы Сен-Пелажи.

«Меня убили, я больше уж не сделаю ни чего хорошего», — вздыхает Курбе.

Написанные в тюрьме картины — великолепная модель «Женщина из Мюнхена» и натюрморт «Фрукты», которые Курбе после освобождения послал в Салон, жюри отвергло. Представитель правительства Тьера заявил по поводу этого отказа «Это не относится к области искусства».

Натюрморт. Фрукты

Курбе приговаривают к штрафу размером свыше 300000 франков на покрытие издержек по восстановлению Вандомской колонны, свергнутой во время Коммуны. Его мастерскую опечатывают, картины разбазаривают…

Травля и преследования вынуждают художника покинуть родину. Больной и разбитый, он уезжает в Швейцарию, где продолжает работать вплоть до самой смерти.

Курбе умер 31 декабря 1877 года в местечке Тур де Пейлтц на берегу Женевского озера.

Источник: https://tunnel.ru/post-kurbe-gyustav

Гюстав Курбе. Жизнь и творчество

26 декабря 2019

Курбе

 Родившись летом 1819 года в небольшом сельском городке Орнан, недалеко от французских Альп, Курбе рос в живописной местности, окруженный заботливой семьей. Всю жизнь художник будет привязан к чудесной природе этих мест.

Он будет часто приезжать на родину и именно здесь, вдохновленный горными пейзажами и образами земляков, создаст большую часть своих полотен.

Отец живописца, Режи Курбе, был обеспеченным землевладельцем, который оплачивал счета не только единственного сына, но и трех дочерей – Зои, Жюльетты, Зели.

В 1831 году Гюстав поступил в местную школу, где быстро приобрел репутацию шумного и проказливого ученика. Ему нравилось быть в центре внимания и развлекать одноклассников своим остроумием и обаянием.

Интерес к рисованию у него пробудил «папаша» Бод, один из его школьных учителей. Когда-то Бод был подмастерьем у Антуана Жана Гроса, одного из ведущих художников-неоклассицистов, и теперь сам побуждал своих учеников как можно больше писать с натуры.

Первые наброски ученических тетрадей Курбе содержат образцы любовно-добросовестных зарисовок реки Лу и холмов в окрестностях Орнана.

Ранние рисунки, несмотря на их примитивность и художественную беспомощность, все же интересны – в них видна настойчивость юноши в поисках характера изображаемого, упорная старательность, стремление полно и точно передать красоту родного края.

В 1837 году молодой человек поступил в Королевский колледж в Безансоне.  По настоянию отца он учился на юридическом факультете, но был несчастен, пока не принял решение посещать занятие еще и в местной Академии.

В 21 год Курбе переехал в Париж, но не стал заниматься юриспруденцией. Юный художник избегал учебы в студиях любой из многочисленных академических знаменитостей того периода, а также не поступил в Ecole des Beaux-Arts.

Вместо этого он брал несколько уроков у менее известных преподавателей, а в основном учился сам, копируя картины Делакруа, Жерико и других в Лувре.

На его творчество сильное влияние оказали малые голландцы, испанские художники (в частности, Веласкес, Сурбаран, Мурильо), у которых он позаимствовал темные тона картин.

Среди его картин начала 1840-х годов есть несколько автопортретов, романтических по замыслу, в которых художник изобразил себя в различных ролях.

К ним относятся «Автопортрет с черной собакой» (Малый дворец, Париж, 1842), «Отчаяние» (частное собрание, 1843-1845), «Влюбленные в сельской местности» (Музей изящных искусств, Лион, 1844), «Раненый» (Музей Орсе, 1844-1854), «Виолончелист» (Национальный музей, Стокгольм, 1847) и «Мужчина с трубкой» ( музей Фабра, Монпелье, 1848-1849).

Курбе

  • Гюстав Курбе «Автопортрет с черной собакой»
  • Холст, масло
  • Малый дворец, Париж
  • 1842

Сороковые годы – время усиленной работы Курбе над собой. Условия его жизни в этот период примитивны, почти жестки. Он встает с восходом солнца, ест хлеб и работает до темноты. Круг моделей в это время был узок. Около 1844 года в его ателье появляется Жозефина, натурщица, ставшая его подругой, тип которой повторяется во всех женских персонажах его картин этого времени.

Художник надеялся добиться признания, выставившись в Салоне, с начала 1840-х он на постоянно основе отсылает полотна в приёмную комиссию. Но лишь спустя некоторое время одно из его полотен, «Курбе с черной собакой», было принято.

В период с 1841 года по 1847, Курбе экспериментировал со стилями: успел попробовать себя в портрете, пейзаже, жанровых сценках и даже в религиозной живописи.

За первые семь лет его пребывания в Париже Салоном были приняты только 3 из 25 представленных им работ.

Во второй половине 1840-х годов происходит знакомство Курбе с философом-социалистом Прудоном, поэтом Бодлером, людьми, сыгравшими важную роль не только в становлении Гюстава Курбе как художника, но и в формировании его гражданской позиции.

Он, несомненно, разделял идеи Бодлера в это время. 1848 год – время их наибольшей близости: Курбе порой ночевал у друга в ателье в дни безденежья.

Именно в это время художник пишет тонкий и глубоко оригинальный портрет друга, которым Бодлер, впрочем, остался недоволен.

Курбе

  1. Гюстав Курбе
  2. «Портрет Шарля Бодлера»
  3. Холст, масло
  4. Музей Фабра
  5. 1848

В феврале 1848 года французский король Луи-Филипп отрекся от трона, и власть перешла в руки республиканского правительства. Салон уцелел, однако его отборочную комиссию упразднили. Пользуясь возможностью, Курбе выставил в Салоне сразу 10 картин.

Его заметили, Гюстав подружился с критиком Шампфлери, и с тех пор добился общественного признания, подтвержденного в следующем году: государство купило полотно «Послеобеденный отдых в Орнане» (Музей изящных искусств, Лилль). Курбе был награжден большой золотой медалью. Эта медаль позволила выставлять полотна в Салоне, не считаясь с мнением комиссии. Исключительным правом он пользовался до 1857 года.

Курбе

  • Гюстав Курбе «Послеобеденный отдых в Орнане»
  • Холст, масло
  • 195 х 257 см
  • Дворец изящных искусств, Лилль
  • 1849

Однако некоторые другие работы Курбе были встречены с полным непониманием и вызвали возмущение. Так было в 1849 году с «Дробильщиками камня» (впоследствии уничтоженной), а затем с «Похоронами в Орнане», в Салоне 1850-1851 годов.

«Дробильщики камня» — реалистичное изображение двух фигур, занятых физическим трудом в бесплодной сельской местности.

Обе работы радикально расходятся с более контролируемыми, идеализированными картинами неоклассической или романтической школы; они изображают жизнь и эмоции не аристократов, а простых крестьян, и делают это с реалистической настойчивостью.

Полотно «Похороны в Орнане» было создано на родине и посвящено памяти деда, скончавшегося годом раннее. Грубая, плотная, пастозная живопись передает материальность вещей. Он изобразил социальную, повседневную действительность так, как видел сам. Поразительная простота и примитивность композиции делают эту картину исключительно сильной.

Монотонно перечисляя персонажей, Курбе создает плавный, величественный ритм голов и фигур, напоминающий о античных рельефах, изображающих погребальное шествие. «Похороны в Орнане» — сочетание подлинно портретных фигур. Когда художник писал своих сограждан, у него не было от них отбоя – каждый хотел попасть в картину, радуясь этой чести.

Огромная картина размером 3х6,7 метра нарушила условность: художник изобразил прозаический ритуал в масштабе, который ранее был бы зарезервирован для религиозного или королевского субъекта.

В картине отсутствует сентиментальная риторика, ожидаемая в жанровом произведении: плакальщики Курбе не делают театральных жестов скорби, и их лица кажутся скорее карикатурными, чем облагороженными. Критики обвинили Курбе в преднамеренном стремлении к уродству.

Курбе

  1. Гюстав Курбе
  2. «Похороны в Орнане»
  3. Холст, масло
  4. 315 х 660 см
  5. Музей Орсе, Париж
  6. 1849-1850
  7. Поездки в Нидерланды и Бельгию в конце десятилетия укрепили веру Курбе в то, что художники должны изображать жизнь вокруг себя, как это делали Рембрандт, Хальс и другие голландские мастера.

В течение 1850-х годов Курбе писал многочисленные фигуративные произведения, используя в качестве сюжетов простых людей и друзей, таких как «Деревенские девицы» (1852), «Борцы» (1853), «Купальщицы» (1853), «Спящая прядильщица» (1853) и «Просеиватели пшеницы» (1854).

 «Купальщицы» 1853 года – первое произведение художника такого размера, изображающая обнаженное женское тело. Изображенная им со спины тяжеловесная женщина вызвала в обществе небывалый скандал: Курбе утвердил красоту тех женщин, которые веками были обездолены.

Его купальщица с тяжелыми бедрами и ногами, мускулистой спиной, конечно, была антиподом тем холеным дамам, которых воспевали барды эпохи Второй империи.

Курбе

  • Гюстав Курбе
  • «Купальщицы»
  • Холст, масло
  • Музей Фабра, Монпелье
  • 1853

Благодаря поддержке Адьфреда Брюйя, поклонника творчества Курбе и мецената, художник обретает поддержку. Брюй не только оплатил несколько хвалебных отзывов о картине Курбе в прессе, но и приобрел полотна, выставленные в залах Салона. С мая по сентябрь 1854 года художник проводил время у мецената в Монпелье, где написал холст «Встреча».

Курбе, с дорожным мешком за спиной, в просторной рубашке, с палкой в руке, шагает по дороге в Сет. Навстречу вышли и приветствуют его Брюйя со слугой Каласом. Силуэты трех фигур профилируют на фоне неба.

Вся большая и мощная фигура плебея Курбе, с каким-то вызовом откинутая назад, исполнена уверенности и силы, оттеняя на второй план фигуру вежливо приветствующего его мецената.

Курбе

  1. Гюстав Курбе
  2. «Встреча»
  3. Холст, масло
  4. 129 х 149 см
  5. Музей Фабра
  6. 1854

В начале 1850-х художник пишет несколько марин. Курбе видит море в Дьеппе в 1851 году, но он впервые длительно наблюдает Средиземное море, синее, с белой пеной. После он говорит, что море ему давало те же переживания, что и любовь.

Курбе

  • Гюстав Курбе
  • «Марина»
  • Холст, масло
  • Частное собрание

Высшим достижением Курбе в этот период было полотно «Мастерская художника» (1854-1855), подлинный манифест живописи, в котором Курбе декларировал свой художественный и политический выбор.

Картина колеблется между двумя полюсами – реальностью и аллегорией, не давая предпочтение ни одной из них. Тридцать фигур – целая портретная галерея.

Сам Курбе председательствует над всеми фигурами с простодушным тщеславием, работая над пейзажем и поворачиваясь спиной к обнаженной модели, символическому представлению академической традиции.

Курбе

  1. Гюстав Курбе
  2. «Мастерская художника»
  3. Холст, масло
  4. Музей Орсе, Париж
  5. 359 см × 598 см 1855

В 1855 году его картины не были приняты на Всемирную выставку. Ответом Курбе на отказ было решение недалеко от официального французского павильона изящных искусств организовать частную выставку в «Павильоне реализма».

Временная постройка вместила в себя около 40 картин, но почти ничего не было продано, да и отзывы в прессе были критическими.

В каталоге к выставке, явившемся своеобразным манифестом реализма, художник писал, что он стремится «передать нравы, идеи, облик эпохи согласно собственной оценке; быть не только живописцем, но также и человеком – одним словом, создавать живое искусство».

Одновременно с Курбе и большей частью независимо от их автора путешествуют и картины художника, создавая ему славу в Бельгии, Голландии и Германии.

Уже в 1852 году Курбе выставляет во Франкфурте-на-Майне «Похороны в Орнане» и «Дробильщиков камня», в 1858 году он посылает туда «Веяльщиц», «Добычу» и ряд охотничьих картин, которые принимаются там как новшества и имеют большой успех.

В том же 1858 году он едет во Франкфурт-на-Майне и остается там по февраль 1859 года.

В 1860-1870 годах Курбе особенно часто пишет обнаженное женское тело. Женщины на полотнах Курбе – это женщины средних классов, которым не чужд физический труд, но которых не искалечила чрезмерная физическая работа.

Здоровые, спокойные и ограниченные, как животные, цветущие, как спелые плоды, они отдыхают рядом с деревьями или ручьями, нередко под бездонным небом. Они не идеализированы, не отобраны по принципу изящных форм.

В последние годы своей жизни Курбе писал пейзажи, в том числе несколько сцен воды, таинственно выходящей из глубин земли в горах Юра на границе Франции и Швейцарии.

Курбе также работал над скульптурой во время своего изгнания.

Ранее, в начале 1860 – х годов, он создал несколько скульптур, одну из которых – «Рыбак из Шаво» (1862) — он подарил Орнану для общественного фонтана, но она была удалена после ареста Курбе.

4 сентября 1870 года, во время Франко-Прусской войны, Курбе написал письмо правительству национальной обороны с предложением снести колонну на Вандомской площади, воздвигнутую Наполеоном I в честь побед французской армии.

Курбе был арестован 7 июня. Он отбыл свой тюремный срок 2 марта 1872 года, но его проблемы, вызванные разрушением Вандомской колонны, все еще не были решены.

В 1873 году новоизбранный президент Республики Патрис Мак-Махон объявил о планах перестроить колонну, причем расходы на это должен был оплатить Курбе.

Не имея возможности заплатить, Курбе отправился в добровольное изгнание в Швейцарию, чтобы избежать банкротства.

4 мая 1877 года Курбе сообщили сметную стоимость реконструкции Вандомской колонны: 323 091 франка и 68 сантимов. Ему была предоставлена возможность выплачивать штраф ежегодно в размере 10 000 франков в течение следующих 33 лет, вплоть до его 91-го дня рождения.

Несмотря на теплый прием, оказанный ему в Швейцарии, Курбе во время своего изгнания пришел в упадок. Он начал сильно пить и лишь изредка создавал произведения, достойные его таланта.

Проблемы с деньгами и судебными разбирательствами стали навязчивой идеей.

31 декабря 1877 года, за день до первого взноса, Курбе умер в возрасте 58 лет в Ла-Тур-де-Пельц (Швейцария) от болезни печени, усугубленной сильным пьянством.

Искусство XIX века, Курбе, Европейское искусство.

Источник: https://ArtDoArt.com/news/biografia-gustava-kurbe

Гюстав Курбе. "Похороны в Орнане"

 

Курбе начал писать картину в 1849 году, в тесной мансарде в Орнане. Работа художника вызвала переполох среди местного общества, попавшего в ее герои, — на ней присутствовали многие обитатели этих мест: от мэра и мирового судьи до родственников и друзей Курбе. Но этот переполох и сравниться не мог со спорами, разгоревшимися после того, как полотно было выставлено в Салоне.

Недоумение и непонимание вызвали сами его размеры. Сходились на том, что обычные сельские похороны не должны быть темой столь масштабного произведения. Один из критиков писал: «Похороны крестьянина могут нас растрогать… Но не следует настолько локализовать это событие».

Однако для реалистов крайне важна была именно такая «локализация». Курбе создал современный, легко узнаваемый образ, запечатлев на полотне людей и реалии своего времени.

Кроме того, он акцентировал внимание на самом процессе похорон человека, а не на его деяниях или на посмертной участи его души (как это делалось раньше). При этом личность покойного здесь остается анонимной, превращаясь в собирательный образ смерти.

Это делает картину осовремененным вариантом очень популярного в Средние века сюжета, известного под названием Пляски Смерти.

Социальный документ Курбе

1. Фигуры с обнаженными головами, расположенные по краям композиции, — это два деда Курбе, к тому времени уже покойные. Они наблюдают за похоронами с видом доброжелательных хозяев.
2. Четыре человека в широкополых шляпах, стоящие слева, только что принесли гроб. Личность каждого из них можно установить. Ближним к нам, например, изображен скрипач, знакомый по картине «Послеобеденный отдых в Орнане».
3. В соответствии с католической традицией, во время погребальной церемонии мужчины и женщины должны стоять отдельно. Среди женских фигур мы можем отыскать мать Курбе и трех его сестер.
Курбе 4. Многие критики полагали, что красные лица двух церковных сторожей свидетельствуют об их пристрастии к спиртному и включены в композицию для того, чтобы усилить антиклерикальное звучание картины.

По материалам «Художественная галерея. Гюстав Курбе». №17, 2004.

Источник: http://impressionnisme.narod.ru/COURBET/courbet29_about.htm

Шокирующий реализм Гюстава Курбе: почему Наполеон ІІІ ударил хлыстом скандальных «Купальщиц»

?

Оригинал взят у vsegda_tvoj в Шокирующий реализм Гюстава Курбе: почему Наполеон ІІІ ударил хлыстом скандальных «Купальщиц»10 июня 1819 г. родился знаменитый французский художник, один из основателей реализма Гюстав Курбе. Выставки его картин постоянно сопровождались громкими скандалами: стремление художника максимально правдиво изображать жизнь во всей ее неприглядной наготе приводило к обвинениям Курбе в излишнем натурализме и прославлении безобразного. Его стиль называли ню-реализмом, реалистичной эротикой и т. п. Живопись Курбе вызывала возмущение и рядовых горожан, и даже императора.

Предупреждение!

этого материала предназначено только для совершеннолетних (18 и более лет).

Гюстав Курбе. После обеда в Орнане, 1849

Л. Вентури писал, что ни один художник не вызывал такой ненависти мещан к себе, как Курбе, но ни один не оказал такого влияния на живопись ХІХ в., как он.

Гюстав нарушал все традиционные каноны искусства, возвеличивая обыденные темы.

Так, картина «После обеда в Орнане» показалась публике дерзостью, так как изображала повседневную сцену, не заслуживающую того, чтобы стать увековеченной: на ней художник, его отец и другие два земляка слушают музыку, сидя за столом.

Гюстав Курбе. Похороны в Орнане, 1850. Фрагмент

Бурю негодования вызвала и картина «Похороны в Орнане», на которой изображены 47 фигур жителей Орнана в натуральную величину.

Эту работу назвали клеветой на провинциальное общество и обвинили автора в прославлении безобразного: «Этот человек переходит все допустимые границы, обрушиваясь в «Похоронах в Орнане» на устои семьи, религии, общества. Он швыряет картину вам в лицо, да так, что невозможно уклониться.

Подумайте только – 20 метров густо записанного полотна, 50 пьяных рож, гигантизм безобразия!». А Курбе всего лишь изобразил людей такими, какими он их видел: «Они не были красивы, и я не мог сделать их красивыми», – объяснял он.

Гюстав Курбе. Купальщицы, 1853

Но настоящий скандал разразился в 1853 г., когда в Салоне была представлена работа Курбе «Купальщицы». За день до открытия Салона его посетил император Наполеон ІІІ.

Когда он увидел эту картину, его возмущению не было предела: объемы и пропорции изображенной на ней нагой женщины выходили за рамки приличия. Разгневанный император в сердцах ударил по «Купальщицам» хлыстом.

Что же так рассердило Наполеона ІІІ?

Гюстав Курбе. Виолончелист. Автопортрет, 1847

Гюстав Курбе. Женщина в волнах, 1868

Дело в том, что «Купальщицы» нарушили сразу несколько общепринятых правил. Нагая женщина выглядела чересчур реалистично.

Учитывая то, что до этого обнаженная натура могла появляться лишь в картинах на мифологические темы, а нагота и позы персонажей должны были быть мотивированы сюжетом, нагота купальщицы показалась вульгарной, грубой и ничем не оправданной.

Кроме того, ее поза напоминала позу, характерную для Марии Магдалины, когда ее изображали в момент встречи с воскресшим Христом. В таком контексте трактовка Курбе выглядит просто кощунственной.

К тому же вытянутая рука женщины подразумевала какой-то диалог, ответное действие, но на картине ничего не происходило, создавалось впечатление, что сюжет в ней вообще отсутствует, и зрители чувствовали себя обманутыми.

Гюстав Курбе. Слева – Молодая купальщица, 1866. Справа – Источник, 1868.

Шокирующий реализм Курбе проявлялся и в натуралистичности деталей: многих посетителей выставки возмутила не очень чистая накидка на бедрах купальщицы и грязные ноги сидящей женщины. После этого на виртуозно написанный пейзаж уже никто не обращал внимания, равно как и на другие достоинства картины.

Гюстав Курбе. Спящая обнаженная, 1862Ну и главное, что возмутило Наполеона ІІІ: обнаженная женская фигура должна была обладать классическими пропорциями, искажение которых воспринималось как гротеск. А Курбе был поклонником очень пышного женского тела.

Один из критиков написал, что при виде такой красоты даже крокодил лишился бы аппетита, а Проспер Мериме заявил, что вид столь вульгарной плоти полностью отвращает его от любви.Гюстав Курбе. Женщина с белыми чулками, ок. 1861

Императрица Евгения перед этим рассматривала картину Р.

Бонер «Лошадиная ярмарка», на которой был изображен конь-тяжеловоз першеронской породы. Увидев обнаженную купальщицу, она воскликнула: «Это тоже першеронка?». Наутро публика штурмовала двери галереи – все хотели увидеть «першеронку», которую со скандалом отхлестал император.

Ежедневно около 200 человек посещали выставку только ради этой картины.

Гюстав Курбе. Спящие, 1866И сегодня работы Курбе не теряют своей популярности.

источник

Источник: https://arpadhaizy.livejournal.com/7255558.html

«Похороны в Орнане» от Гюстава Курбе: почему реализм этой картины вызвал возмущение среди буржуазной общественности

«Картина вызывает одно желание — не быть никогда похороненным в Орнане. Я не знаю, лучше ли там родиться, среди этого безобразного народа» — так резко высказался критик Куртуа.

Художник оправдывался: «Они не были красивы, и я не мог сделать их красивыми».

Реализм картины Гюстова Курбе «Похороны в Орнане» (в родном городке художника) вызвал возмущение буржуазной общественности. Живописец был «как блогер» Франции XIX века.

Для сцены «Похорон» позировали родственники и знакомые художника, как рассказывал сам Курбе:«Уже позировал мэр, весящий сто шестьдесят килограммов, мировой судья, крестоносец, нотариус, помощник мэра Марле, мои друзья, отец, мальчики-служки, могильщик, два старика — современники революции… собака, покойник и те, кто несет гроб, церковные сторожа (у одного из них нос, как вишня, но длиной в тринадцать сантиметров и соответственной толщины), мои сестры, другие женщины и т. д. Я, правда, хотел обойтись без причетников, но ничего не вышло: меня предупредили, что они обижаются — мол, из всех, кто связан с церковью, я обошел только их. Они горько жаловались, уверяя, что не сделали мне ничего худого и не заслуживают такого пренебрежения».

Курбе написал бытовую городскую сцену без прикрас, что вызвало недовольство общественности.

Группы персонажей: официальные лица, мужчины, женщины.

Персонажи картины:Священник (10): Читает заупокойные молитвы. Он стоит напротив революционера на другой стороне ямы.

Могильщик (13): Антуан Джозеф Кассард, сын сапожника, положил куртку и шерстяную шапочку на края ямы, которую он только что вырыл, что видно по цвету земли. Он ждет гроб, стоя на коленях.

Четыре носильщика: в черных нарядах и большими шляпами с круглыми краями. Они поддерживают гроб, окруженный белой тканью, и поворачивают лица от мертвых (в сельской местности тело было выставлено за несколько дней до захоронения). Среди них — ремесленник-сапожник (1), владелец фермы-рантье (2), музыкант (3) и землевладелец (4). Двое последних были друзьями Курбе.

Пять «крестоносцев»: они стоят за священником, слева от гроба и одеты в белое. Один из них — крестоносец; это винодел (7). Два других в (5) и (6) являются музыкантом и сапожником.

В крайнем левом углу холста за носильщиками может быть представлен дед Курбе, который умер годом ранее (он здесь не виден). Группа крестоносцев «связана» с небом крестом, который возвышается над толпой на заднем плане.

Два мальчика-алтарника: первый (8) поднимает голову к землевладельцу, чей шляпы он только что коснулся своей свечой. Второй (9) на переднем плане несет сосуд святой воды.

Два служащих при церкви, они обеспечивают проведение религиозных обрядов. Один слева (11) — богатый винодел, а справа (12) — скромный сапожник.

Группа людей: на переднем плане буржуа (14), мэр Орнана Просперса (15), бывший жандарм с платком в руке (17), богатый мельник (19) и адвокат (20), друг Курбе. На заднем плане находятся два друга детства художника: состоятельные горожане (16) и (18).

Два революционера: они изображены в одежде, которую носили революционеры в 1792 и 1793 годах (во времена Первой республики) или полвека назад. Мы находимся в 1849 году, и Курбе жил при Второй Республике в 1848 году.

Первый герой (21) носит белые гетры, а второй на переднем плане (22) голубые чулки. Его рука простирается до могилы.

Этот образ между Республикой и Церковью связан с политическими взглядами Курбе, который станет сторонником Парижской коммуны в 1871 году.

Женская группа: во главе процессии на переднем плане находятся женщины из семьи Курбе. Его мать (23) и три его сестры (24) — (25) — (26). Маленькая девочка на правом краю картины (27) — маленькая кузина художника.

Композиция картины.

Теофиль Готье иронично заметил:

«Неясно, следует плакать или смеяться. Что хотел сделать автор — карикатуру или серьезную картину?..

Фигуры женщин как будто настраивают на серьезный лад, но два причетника с пылающими рожами, пьяным видом, красными мантиями и расширяющимися кверху колпаками столь комичны, что им может позавидовать Домье… Есть еще головы, напоминающие своим странным рисунком и цветом вывески табачных лавок и зверинцев…»

Критик Виньон писал:

«Огромное чёрное полотно, занимающее много места, сразу же привлекает к себе внимание… В самом деле, это удивительно безобразно.

Представьте себе полотно размером в восемь или десять метров, которое кажется вырезанным из другого полотна в пятьдесят метров, потому что все персонажи, выстроившиеся как по линейке на переднем плане картины, находятся в одной плоскости и как бы представляют эпизод огромной декорации.

Нет перспективы, расположения, композиции, все правила искусства опрокинуты и облиты презрением. Можно увидеть чёрных мужчин, фигуры которых налеплены на фигуры чёрных женщин, а позади причётники и могильщики с гнусными физиономиями…»

«Никогда еще подобное безобразие не возводилось в культ настолько откровенно!»

— возмущались ценители изящных искусств.

Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки.

Сам Курбе отвечал критикам:

«Уверяю Вас, я взираю на людей с любопытством, как на лошадь, дерево или какой-нибудь иной объект природы — не больше. Поэтому я уже давно перестал сердиться в этом смысле: уверяю Вас, я обрел спокойствие.

Более того: этим людям суждено сделать меня счастливым, ибо, внимательно изучая их я все больше различаю среди них всевозможные разновидности, и это наполняет меня радостью, ибо означает их превосходство над лошадьми».

Каменотесы

Критики слагали эпиграммы о творчестве художника. Для реалиста правда мало значит.Уродство — реализма суть, иначе:

Моя мазня — такая жуть! Пишу и плачу…

После обеда в Орнане

Художник спорил с критикам, утверждая, что вещи нужно любить такими, какие они есть.

«Я нашел совершенное счастье; скука мне неизвестна. Я люблю вещи такими, каковы они есть, и заставляю их служить мне. К чему искать в мире то, чего в нем нет, и силой воображения менять то, что в нем есть?»

Мастерская художника AWESOME! NICE LOVED LOL FUNNY FAIL! OMG! EW!

Источник: https://homsk.com/martin/pokhorony-v-ornane-ot-gyustava-kurbe-pochemu-realizm-etoy-kartiny-vyzval-vozmushchenie-sredi-burzhuaznoy-obshchestvennosti

Гюстав Курбе – биография и картины художника в жанре Реализм – Art Challenge

Жан Дезире Гюстав Курбе французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра.

На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена.

В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри).

С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок.

Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри.

Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо.

При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон.

В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию.

Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях.

Жан Дезире Гюстав Курбе французский живописец, пейзажист, жанрист и портретист. Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте, в 25 км от Безансона, около швейцарской границы. В 1839 году он отправился в Париж, дав отцу обещание, что будет изучать там юриспруденцию. В Париже Курбе познакомился с художественной коллекцией Лувра.

На его творчество, в особенности раннее, большое влияние впоследствии оказали малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес, у которых он заимствовал общие тёмные тона картин. Курбе не стал заниматься юриспруденцией, а вместо этого начал занятия в художественных мастерских, прежде всего у Шарля де Штейбена.

В 1844 году первая картина Курбе, «Автопортрет с собакой», была выставлена в Парижском салоне (все остальные картины были отвергнуты жюри).

С самого начала художник показал себя крайним реалистом, и чем далее, тем сильнее и настойчивее следовал по этому направлению, считая конечной целью искусства передачу голой действительности и жизненной прозы и пренебрегая при этом даже изяществом техники. В 1840-х годах он написал большое количество автопортретов.

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм, и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок.

Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри.

Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа, Домье и Теодора Руссо.

При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон.

В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию.

Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях.

Источник: https://artchallenge.ru/gallery/ru/58.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector