Полонез — польский танец, покоривший королевские дворы европы

Полонез — польский танец, покоривший королевские дворы Европы

Культура танца считается одной из самых древних на всей планете. Еще с давних пор танец являлся элементом достаточно большого количество ритуалов и обрядов. Также, благодаря танцу люди могли отгонять злых духов и призывать удачу.

Польские народные танцы

Главной отличительной чертой польских танцев является их разнообразность, с точки зрения музыки и движений. Наиболее известными танцами, которые знает на весь мир, являются: краковяк, оберек, куявяк. Однако в каждом отдельном регионе имеются свои особенности народного танца. В Польше популярными региональными являются:

  • trojak śląski;
  • góralski zbójnicki;
  • wiwat wielkopolski;

Все они являются достаточно популярными в своих воеводствах.

Историкам было довольно сложно классифицировать народные танцы. Так как один и тот же танец мог называться двумя разными названиями. В одной местности мелодию называли куявяком, а в другой обереком. Название большей части польских народных танцев зависело не только от местности, где они были популярными, а также от обстоятельств, при которых они танцевались.

Польский народный танец — Краковяк

Благодаря колоссальной работе историков выяснилось, что в северной части страны преобладали непарные танцы, а вот в южной наоборот – парные. Отличительной чертой народных танцев этой страны является то, что у них производится самовольная расстановка ритмических акцентов.

Женщины в танце были более сдержанными, мужчины же выполняли подскоки, притопы и присяды. Яркий тому пример очень популярный танец краковяк. Отличительной чертой которого, есть тройной притоп после окончания музыкальной фазы.

Мазурка

Польский народный танец — Мазурка (Мазурек)

Мазурка – парный танец, который появился под влиянием сразу трех народных танцев Польши: оберека, краковяка и ходзоны. Это достаточно ритмичный танец, который имеет резкие акценты. В свое время он имел несколько названий: вырвас, гневас, гоненый.

Оберек

Польский народный танец — Оберек

Оберек – коллективный танец, очень популярный по всей Польше. За счет большого количества оборотов, его в старину называли – обертасом. Танцуется достаточно живо и непринужденно.

Куявяк

Польский народный танец — Куявяк

Данный танец получил названия Куявяк значительно позже своего создания. Изначально он назывался «śpiący» — спящий. Все из-за того, что он имеет спокойный и неторопливый характер. Этот танец немного похож на мазурку, но в данном случае все движения должны быть правильные и необходимо строго следовать акцентами.

Ходзоный

Ходзоный – старший брат Полонеза, он свободный, пеший и размеренный, проще говоря, настоящий польский танец. За все время существования он прижился во многих народах мира, существуют разные версии Ходзоного, французская и даже русская. Но одно оставалось неизменным – это спокойные и размеренные шаги в танце.

Полька

Этот танец смело можно называть самым универсальным, он ритмичный и быстрый, за это его полюбило большое количество людей. Он танцуется во всех регионах этой страны и по сей день, историки не могут точно определиться, в каком регионе он произошел.

Другие польские танцы

Так как танцы всегда были неотъемлемой частью жизни людей, они очень часто были обращены к какой-либо профессии. В Польше есть такие танцы как: кузнец, плотогон и другие. Названия танцев также могли быть придуманы из некоторых его элементов, притопы, поклоны, поцелуи и прочее.

Польский народный танец — Полонез

В древние времена существовали танцы, которые, по мнению людей, способствовали улучшению урожая. Девушка исполняла танцы «на лен» или «на коноплю». Считалось, что женщина в танце должна подпрыгнуть, и чем выше она прыгнет, тем лучше будет урожай в следующем году.

Существовали также и брачные танцы. К примеру, на свадьбе, родители невесты должны были танцевать танец, а между ними находился каравай, замотанный в полотенце. В общем, к каждому важному событию в жизни людей, был свой танец.

Заключение

Как и в других странах, каждый польский танец зарождался в небольших деревнях, затем, он постепенно поднимался все выше, становился популярным в высшем свете, а порой и в других странах. За многовековую историю польских народных танцев, они не сильно потерпели изменений, поэтому прикоснувшись к данному искусству, человек пропитывается духом тех давних времен.

Польские народные танцы

Польша – это страна, которая помнит и чтит свои традиции, соблюдает обычаи, гордится наследием. Одним из таких наследий являются танцы.

Говоря о такой теме, как польские народные танцы, можно рассказывать часами о красоте каждого из них, описывать своеобразие, историю его возникновения и особенность исполнения.

Нельзя передать словами всей красоты, но мы постараемся рассказать самое основное. Итак, наиболее известными танцами Польши считаются:

  • краковяк;
  • полонез;
  • куявяк;
  • мазурка.

Они считаются общим наследием. Но есть такие танцы, которые свойственны определенным областям. Например:

  • трояк;
  • збруйницкие танцы;
  • гуральские танцы.

Каждый из них имеет сценический образ. Ярче всего выглядят варианты танцев, когда они исполняются крестьянским составом, а не манерной интеллигенцией. Салонная манерность только портит эти живые, зажигательные движения.

Нужно заметить, что танцы возникли именно в крестьянской, сельской среде, и только позже их стали исполнять ремесленники и горожане. Все они связаны с какими-либо торжествами, праздниками. Именно поэтому в них участвует много пар и людей.

Массовость – это отличительная черта польского танца.

Краковяк

Краковяк – танец, который отличается скоростью и темпераментностью. Родился он в Кракове, отсюда и название. А исполняют его не только в этом городе, но и во всех городах Польши, а также в других странах, где есть польские диаспоры. Танец сопровождается песенками – припевками.

Смысл песенок в том, что в них хвалят польских парней. Танцуется краковяк парами. При этом их количество должно быть четным. Ведущая роль принадлежит парню, который может разнообразить ход танца, пользуясь фантазией и выдумкой.

Разнообразные движения в быстром ритме прекрасно смотрятся благодаря четкому рисунку фигур и подтянутости танцующих. Сопровождается веселой оркестровой музыкой.

Полонез

Полонез – танец, который отличается торжественностью. Он массовый у поляков, в нем принимает участие много пар. Полонез пользовался особой популярностью у аристократии Польши благодаря своему горделивому характеру.

В основе танца лежат движения хождения. Шаги имеют скользящий характер и сдержанную манеру исполнения. В старые времена девушки во время исполнения полонеза держали в руках свечи или хмель.

Можно было надеть венок из полевых цветов.

Куявяк

Танец куявяк впервые появился в Куявии.
имеет более плавный и медленный темп, который больше похож на вальс. Хотя движения могут варьироваться и чередовать медленный и быстрый темп.

Сопровождается куявяк песнями, которые дополняют его сценический характер. В песнях парни зовут девушек танцевать, а те радуются и восхваляют родителей за то, что обучили детей этому искусству.

Участвует в пляске четное количество пар, парни часто поднимают и переносят с места на место девушек. Очень красивый и ритмичный танец.

Мазурка

Мазурка – танец, который появился в Мазовше. Исполняется также парами под песни или оркестровую музыку. В отличие от краковяка в мазурке ведущая роль выделена девушке, которая танцует в первой паре.

Именно эта пара рисует фигуры, которые могут быть разными. В процессе танца девушка подбрасывает платочек, и тот парень, который ловит его, может сплясать с ней.

Смысл мазурки – восхваление красоты и трудолюбия девушки, которая пользуется популярностью среди парней.

Традиции Польши

Польские народные танцы – не единственное, чем гордится народ этой замечательной страны. Есть много других древних традиций, которые до сих пор чтят поляки. В стране традиции имеют религиозный характер.

Здесь очень популярны такие праздники, как Пасха, Рождество. Страстная неделя вообще отличается массовыми празднованиями и театральными постановками.

Есть также много интересных традиций, которые ярко отражают польский колорит:

  • Эмаус – массовое гулянье, которое проводилось в память об апостолах, которые шли в деревню Эмаус. На улицах располагаются торговцы, которые предлагают игрушки, бижутерию, кондитерские изделия и т. д.
  • День Всех Святых празднуют первого ноября, а второго ноября все вспоминают души усопших. Задушки – это день поминовения. Все родственники собираются вместе и поминают тех, кто уже ушел из жизни.
  • Рождество особо торжественно празднуется. Существует множество вариантов украшения домов, которые создают особую, праздничную атмосферу. В канун Рождества, Сочельник, поляки соблюдают все приметы и традиции, чтобы привлечь в свой дом благополучие и достаток в следующем году.
  • Утопление Можаны. Эта традиция берет истоки из древних времен. Но до сих пор поляки продолжают чтить ее. Можана – кукла, которая представляет зиму, и утопление ее означает прощание с этим временем года. Устраивают все это в первый день весны с точки зрения астрономии – 21 марта. Особенно данную традицию любят дети, так как весь процесс сопровождается весельем и шумом. Куклу одевают в платье, ожерелье и носят по деревне, заходя в каждый дом. Потом всю одежду снимают и выбрасывают в поле, а куклу бросают в реку или озеро, можно просто в лужу.

Кроме того, в Польше отмечают такие праздники:

  • Женский день – 8 марта.
  • День мамы – 26 мая.
  • Бабушкин день – 21 января.
  • День детей – 1 июня.
  • День независимости – 11 ноября.
  • День Конституции – 3 мая.

Поляки очень серьезно относятся ко всем традициям и обычаям, потому что любят свою страну. И вообще, эта нация отличается позитивным настроем и добродушным характером. Каждый, кто побывал в Польше, вынес оттуда массу эмоций и впечатлений, особенно если попал туда во время какого-либо праздника.

Конечно, краковяком все не ограничивается, ведь культура танца — одна из древнейших и сопутствует человеку с незапамятных времен. Ещё в старину танец являлся важным элементом многих ритуалов или обрядов, а также выполнял социальную роль — усиливал чувство принадлежности к той или иной группе людей.

Танец имел также и сакральное значение. Он был призван привлекать удачу и отгонять злых духов.
Польские народные танцы отличает огромное разнообразие с точки зрения музыки и движений.

Обратите внимание

Кроме хорошо известных в Польше танцев – таких как оберек, краковяк или куявяк — каждый регион имел свои местные особенности и ответвления в народном танце. А также свои собственные танцы.

К наиболее известным региональным танцам причисляются: трояк шлёнски (trojak śląski), гуральски збуйницки (góralski zbójnicki), виват великопольски (wiwat wielkopolski), яцек (jacek) в Подкарпатском воеводстве и повольняк (powolniak) в Кельце.

С классификацией польского танца у исследователей иногда возникают трудности. вает так, что к одному и тому же танцу применялись разные названия, и мелодию в одной деревне называли куявяком, а в другой – обереком. Многие танцы приобретали название в зависимости от мест и даже обстоятельств, в которых их танцевали.

Сейчас принято считать, что в южной части Польши доминировали танцы парные, в северной, напротив, — непарные. В народном польском танце можно заметить отличительный факт «своевольной расстановки ритмических акцентов». В большинстве танцев женский шаг был скользящим, без подпрыгиваний, мужчины же исполняли голубец с притопом, присяды и высокие подскоки.

К старым традиционным польским танцам следует отнести краковяк. Отличительной чертой его является особый тройной притоп одинаковой силы, завершающий обычно какую-либо музыкальную фразу.

Мазур танцевали в парах. Танец появился под влиянием обертаса (оберек), краковяка и танца под названием ходзоны (chodzony — хоженый). На Мазовии его называли вырвасом, шумным, гневасом или гонёным. Все эти названия отражают ритмический рисунок танца с частыми резкими акцентами.
Оберек — также танец, популярный в Мазовии. Его называли обертасом (от оборотов), то есть коллективный оборотный танец. Танцуется он непринужденно, необычайно живо с прикрикиванием и припевами. Темп танца быстрый. Примеры можно встретить даже у Шопена в четвертой мазурке для фортепьяно.
Куявяк был своего рода антагонистом оберека, так как танцевался в медленном темпе в парах. Романтический, размеренный характер танца привил ему и первое его название — спящий (śpiący). Куявяком он стал позже. Достоверно известно, что не ранее 1827 года – именно к этой дате восходит первое письменное упоминание этого размеренного танца. Куявяк похож на Мазурку, но отличает его строгое следование симметрии акцентов. Движения основаны на плавном шаге и оборотах, однако музыкальные акценты на конце фразы подчеркиваются чуть более мощным притопом. Некоторые утверждают, что куявяк отражает собой куявский пейзаж — широкий и спокойный.
Ходзоный (Chodzony) — прародитель Полонеза. Он же пеший, повольный, старосветский и попросту — танец польский. Специалисты склоняются к версии, что название Полонез — это французское слово «Польский» — polonaise. Танец уходит корнями в XVI век. Коридор, поперечина, променад, колонна — это лишь малая часть фигур, присущих полонезу. Танец был настолько популярен в Польше и за её пределами, что за историю его существования он оброс массой особенностей, в том числе региональных: краковский, куявский, шлёнский, были французский и даже русский варианты – все они отличались особой манерой. Но одно оставалось неизменным – величественность и степенность движений. Возможно, именно из-за своей возвышенной степенности, ходзоный стал популярен на Руси ещё до Петра I. За 30 лет до рождения первого Императора России Я. Штелин писал в своей работе о «степенных польских танцах» при дворе Алексея Михайловича. И это был первый танец, выученный Петром I. В целом это был первый европейский танец, пришедший на Русь. В Польше изначально польский танец исполнялся на свадьбах, в дальнейшем традиция перетекла и в Россию. М.Огинский, Ф.Шопен, О.Козловский, К. Курпинский, Г. Венявский — это далеко не полный список великих композиторов, в чьих произведениях мы можем услышать полонез, а значит польский или — ходзоный.

Источник: https://novoevmire.biz/other/polonez-polskij-tanets-pokorivshij-korolevskie-dvory-evropy.html

Название танцев

Полонез – название танцев, покоривших весь мир. Историй происхождения полонеза великое множество. Учёные на протяжении долгого времени разгадывали загадку о его происхождении.

Некоторые гипотезы происхождения полонеза:

  • полонез зародился в 16 столетии, впервые его танцевали на параде, когда на трон восходил Король Генрих третий;
  • полонез это исключительно испано-арабский танец;
  • полонез родился в Познаньском регионе.

Чтобы окончательно разобраться от куда же взялся этот танец, заглянем в глубь веков и разберёмся во всём по порядку.

Возникновение полонеза

Само название танцев «полонез» переводиться как «польский». Вероятнее всего именно в Польше произошло рождение полонеза. Танец развивался на протяжении долгого времени.

Если верить научным сведениям, то первое упоминание о таком танце как полонез было в начале 15 века, но танец тогда назывался по-другому – «Ходзоный». Танцевали такой танец только на свадьбе. Но время шло, и танец изменялся и становился неотъемлемой частью всех народных праздников без исключения.

В 17 века зародился «Танец Великий»ё как утверждают учёные, именно он является настоящим прародителем полонеза. «Танец Великий» это некое праздничное торжественное шествие.

После того как прошло пару лет о танце узнали высокопоставленные особы и заинтересовались этим танцем, таким образом, полонез проник в высшее общество, его стали танцевать исключительно на балах.

Завоевание популярности полонеза в Европе

Когда в Стокгольме полонез станцевал польский король, то об этом танце узнала, практически вся Европа. Танцу помог распространиться политический уклад Польши, а именно то, что правителей выбирала шляхта, а не передача трона по наследству, можно сказать, что и полонез передавался по наследству.

В 18 веке танец оказался в Германии. Танец полагалось исполнять не под музыкальные инструменты, а под вокальное пение без сопровождения музыкальных инструментов.

Начиная с тех времен и на протяжении последующих 30 лет, полонез становился все популярнее, его стали танцевать на всех праздниках, а не только на балах. Можно сказать, что он считался символом мероприятия. Изменилось и вокальное сопровождение, танец стали танцевать исключительно под инструментальную музыку.

Важно

В то время, когда польское королевство утратила свою независимость, полонез стал считаться символом или даже талисманом Польши, и поэтому многие композиторы той эпохи обратились именно к полонезу, например, всем известен «Полонез Агинского». Всем композиторам, которые написали полонез нужно сказать особое спасибо. В то время развитие получали многие направления танцев, но благодаря трудам этих композиторов полонез стал более известным в инструментальной музыке.

Полонез в 19 веке стал более эмоциональным, в танце появились новые движения.

Развитие полонеза в России

О полонезе в России стало известно еще до династии правления Петра Первого. Российский полонез того времени по сравнению с европейским был более сдержанным. Танец делили на два вида:

  • церемониальный;
  • обычный (повседневный).

В основном полонез был популярен среди молодых людей т.к. он помогал сблизиться.

Но к концу 19 века танец стал менее востребованным, на его смену приходили новые танцы, однако он все равно не перестал существовать, пусть не так часто его стали танцевать.

И если бы мы спросили любого человека того времени, что такое полонез, ответ был бы незамедлительным. Танец настолько запал в душу людям, что все не просто знали, что такое полонез, а умели его танцевать.

Как танцевали полонез – торжественное шествие?

Как и все другие направления танцев, полонез начинался с небольшого музыкального вступления, после которого начиналось основное действо. Домовладелец призывал всех гостей идти за ним. Было принято, что первой парой должен идти хозяин дома с самой важной гостьей, а после них пара хозяйки с самым важным гостем.

Таким образом, призыв хозяевами гостей на праздник получался как некое торжественно шествие. Но шествие было с небольшой театральной импровизацией, т.е. все гости повторяли движения, которые придумывала первая пара. По этикету все гости на праздники были обязаны танцевать, отказ принимался лишь в исключительных случаях.

Достиг ли полонез Америки?

В странах запада полонез был не так популярен, его заменяли военизированным маршем т.к. он больше подходит эти странам. Но сходство между этими танцами было большое, все фигуры и движения были одинаковыми.

Вот такой путь своего развития прошел полонез. В наше время полонез танцуют только профессиональные танцоры на сцене. Танцующих полонез гостей вы уже наврят ли увидите, это всё осталось в далёком прошлом.

Источник: http://rus-dance.ru/nazvanie-tantsev-polonez-i-ego-istoriya.html

Польские народные танцы (часть 2)

Полоне́́з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника.

В полонезе танцующие пары двигаются по установленными правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — ¾.

Возникший в Польше около XV века под именем «ходзоный» (польск. chodzony) сперва полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств.

Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.

Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими.

Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их.Во всех областях Польши народный полонез танцевали с припевками. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец.

Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель.Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев. Его сравнительно незатейливую хореографию крестьяне старательно украшали дополнительными деталями. Например, в XVI—XVII веках девушки танцевали ходзоный в венках.

Идя одна за другой, девушки тайком поглядывая на юношей, следовавших за ними. Затем девушки снимали венки и дарили их юношам, которые им нравились и своим возлюбленным, и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары.

Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужними женщиной или вдовами.

Региональные вариантыХодзоный в каждой местности Польши имел свои отличительные черты.

Краковский вариант

В краковском или малопольском варианте ходзоный исполнялся несколько напряжённым шагом, с «голубцами» — особыми задержками в танце, напоминающими церемониальный шаг. При этом танцующие в паре не держались за руки. Другой особенностью краковского полонеза было то, что партнёр, вооружённый саблей, как бы «расчищал» ею дорогу своей даме.

Куявский вариант

Совет

В Куявии шаг полонеза был более мягким и скользящим, а темп исполнения — более медленным. Партнёр и партнёрша держались за два конца платка, затем, не отпуская его, проходили под ним. После этого партнёр отпускал платок, а партнёрша перекладывала последний в свободную руку и плавно проводила им по воздуху. Во время исполнения допускались импровизации.

Шлёнский вариант

В Шлёнске (Силезии) ходзоный танцевали медленно и строго. Здесь он походили на маршевое шествие с едва уловимыми поклонами.

Распространение

В конце XV — начале XVI веков ходзоный начал распространяться и в среде мелкой шляхты. Однако в замки магнатов полонез проник только к концу в XVI века, где превратился в пышный дворцовый танец.

В 1573 году польским королём был избран Генрих Валуа (будущий французский король Генрих III). Вероятно, к этому времени относится и первое знакомство Западной Европы с полонезом.

Французские балетмейстеры несколько переработали ходзоный, приспособив для придворных торжеств, в результате чего при дворе польских королей он стал элементом придворного церемониала, своеобразным парадом шляхты перед монархом.

В XVII веке полонез стал популярным во всей Европе и получил своё нынешнее название. Незамысловатый народный танец «ходзоный» приобрёл звучное имя «полонез», сделался более сложным и замысловатым, стал танцем привилегированных классов.

Источник

Polonez

Polonez — Pan Tadeusz – muzyk Wojciech Kilar

Источник: http://polska-polonia.blogspot.com/2010/05/2.html

Бал — это праздник | rainboway — part 3

СТАРИННЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ

История возникновения бальных танцев

Термин “бальный танец” происходит от латинского слова ballare, что означает “танцевать”. В прошлом бальный танец был словно “социальный танец” для привилегированных, превратившись в результате в “народные танцы” для различных слоёв населения и классов. Постепенно, конечно же, все эти границы стерлись.

Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Бальные танцы в процессе эволюции очень сильно видоизменялись — и каждая последующая эпоха европейской истории — Возрождение, Просвещение, Классицизм, Романтизм — вносила новые нюансы и детали. Каждая эпоха порождала своеобразный танцевальный комплекс.

Бальный танец возник в 15 веке в Италии, затем распространился во Франции, которая в 16-17 веках стала его законодательницей.

Первоначально Бальный танец не имел четко установленной формы.

Обратите внимание

Преобладали, так называемые, низкие танцы (бас-дансы), с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглеров и труверов на балы постепенно проникали народные танцы, приспособленные к чопорному этикету двора.

В 17 веке Бальные танцы получили распространение по всей Европе. В каждой стране они приобретали национальную стилистику, видоизменялись и обогащались. Популярными танцами стали бурре, гавот, аллеманда, чакона, жига, сарабанда. Господствующее положение занял менуэт.

В 1661 году в Париже была основана Королевская академия танца, которая регламентировала стиль и манеру исполнения Бальных танцев (парадность, запрещение импровизации, соблюдение определенного порядка в зависимости от ранга танцующих и т д).

Бальным танцам учились у специальных учителей или в школах танца.

В 18 веке распространились новые, более свободные танцы: паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экоссез, лендлер. Если в 17 веке балы устраивались только в аристократическом обществе, то с начала 18 века все большее значение приобретали публичные платные балы. Первый такой бал состоялся в Париже в 1715 году. А в 1797 году их было устроено уже 684.

В 1768 году в Париже открылось первое специальное помещение для балов, названное английским словом Vauxhall, означавшим место общественных увеселений. После Великой Французской революции Бальные танцы стали утрачивать аристократически-величественный характер.

Распространялись ритмически живые, естественные танцы — тамкет, матредур, различные французские кадрили, лансье, лендлер, галоп, канкан, полька , мазурка, полонез.

С середины 19 века самым популярным Бальным танцем стал вальс (с его многочисленными вариациями), вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с творчеством венских композиторов — Й.Ланнера, И.Штрауса-отца и сына. В Вене организуются многочисленные балы по профессиональному признаку (Бал прачек, Бал кондитеров и т д).

С конца 19-начала 20 веков значительное влияние на развитие Бальных танцев оказали страны Северной и Южной Америки. Появились танцы : вальс-бостон, тустеп, уанстеп, блюз, фокстрот, квик-степ, чарлстон и др.

В 20 веке распространились бостон, танго, а после 1-й мировой войны, румба, самба.

Полонез

Полоне´з (польск. polonez, фр. polonaise, от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — ¾.

История танца:
http://historicaldance.spb.ru/index/articles/general/aid/332

Видео:

Менуэт

Менуэ´т (фр. menuet, от menu — маленький, незначительный) — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Пишется в двухколенном складе, в трёхдольном размере (3/4). С середины XVII века — бальный. С XVII века широко распространился по всей Европе.

История танца:

Менуэт — описание танца

Видео:

Мазурка

Мазу´рка (от польск. mazurek) — польский народный танец.

Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта. В XVII веке мазурка вошла в цикл польских крестьянских танцев. В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы.

На самом деле за названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца. Первый из них — мазур (см. выше). Оберек — разновидность мазура с более прихотливым ритмическим рисунком и характерным акцентом на третьей доле каждого второго такта. Куявяк — лирическая, медленная мазурка, трёхдольность близка к вальсовой; танец-размышление или танец-воспоминание.

Мазурке принадлежала огромная роль в процессе утверждения самобытности польской музыкальной культуры. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф.

Шопена, написавшего более 60 мазурок.

Важно

Для него, истинного сына польского народа, мазурка была подобна странице из личного дневника, в мазурке он высказывался как художник и человек, глубоко любящий свою родину.

Мазурка Шопена всегда камерна, в отличие от его же полонезов — танцев большого масштаба, крупной формы. Композитор использует характерные черты всех видов мазурки, часто сочетая их в одном произведении.

Сам Шопен разделял свои мазурки на 3 основных типа: сельские зарисовки-картинки («образки»), городские (блестящие) и лирические мазурки.

Всегда характерен острый ритм, акцентировка, пунктирность, прихотливость ритмического рисунка, народные лады (в частности, фригийский и лидийский, а также венгерская гамма и мажоро-минор), субдоминантовая (плагальная) сфера гармонии. Драматургия яркая, конфликтная; в одной мазурке может сочетаться несколько контрастных эпизодов.

Видео:

Галоп

Галоп (танец) — быстрый бальный танец, популярный в XIX веке. Исполняется в стремительном скачкообразном движении.

Это бальный танец, который возник во Франции в начала 19 века, и потом стал распространяться по Европе, особенно популярным этот танец стал в Германии.

Конечно, существует теория, что галоп на самом деле возник в Германии, а потом уже стал популярным во Франции.

Но я считаю более правдивым первый факт, так как название танца созвучно с французским словом «galoper», что в переводе означает «скакать». Скорее всего, именно слово «galoper» и стало прототипом названия.

На самом деле, слово «скакать» невероятно подходит к самому танцу. Итак, вид танца Галоп – быстрый танец, он танцуется большим количеством людей, которые делятся на пары. Эти пары двигаются строго по кругу скачкообразными движениями.

Сам галоп очень похож на другой быстрый и массовый танец, он называется полька. Это не удивительно, ведь сам галоп является одним из элементов польки.

Этот танец стал очень популярным в произведениях классической музыки: больше всего выделяются галопы Штрауса и Листа.

Видео:

Кадриль

Кадри´ль (фр. Quadrille) — французский танец, являющийся разновидностью контрданса и возникший в конце XVIII в. и весьма популярный до конца XIX в. в Европе и России.

Исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырёхугольнику (фр. quadrille), друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур.

В кадрили часто используются известные мелодии на 2/4 или 6/8; нередко они заимствованы из опер или оперетт, к примеру из оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь».

История танца:
http://hnb.com.ua/articles/s-sport-entsiklopediya_tantsa_kadril-2544

Видео:

Полька

По´лька — быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4 . Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.

Польки писал Иоганн Штраус I и его сын Иоганн Штраус II. Этот жанр часто встречается в творчестве чешских композиторов ― Бедржиха Сметаны, Антонина Дворжака и других.

В начале XX века предполагалось, что название танца произошло от чешского слова půlka, означающего «половинный шаг», поскольку ритм польки требует быстро переступать с ноги на ногу. В настоящее время эта теория считается ошибочной. Польку часто считают польским танцем, что неверно. Кроме того, не стоит путать польку со шведским танцем польска(polska, 3/4 ).

В России полька появилась в 1845 г. Этот танец — тогда очень модный во Франции — привёз из поездки в Париж знаменитый танцовщик императорской труппы Петербурга Николай Осипович Гольц; он поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах.

Видео:

Вальс

Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.

Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах.

История появления вальса

Вальс – это вовсе не старинный танец в сравнении с другими видами, например, с курантой. Его возраст — не больше, чем два века. К сожалению, точного происхождения вальса никто не может определить, существуют лишь догадки.
Так, по одной версии, его прародителем является немецкий быстрый вальцер.

Другая версия говорит о том, что вальс восходит к лендлеру – это трехдольный танец австрийских и немецких крестьян, танцевавших парами и по кругу. Именно в нем есть все элементы будущего вальса — движение по кругу, касание партнером талии дамы и многое другое.
Вальс постепенно менялся и плавно дошел до аристократии.

Совет

После мгновенной волны популярности вальс раскритиковали со стороны церкви. Его назвали «вульгарным», «развратным», нарушающим все принятые моральные нормы. Это отношение к вальсу наблюдалось в Европе, а особенно в тогдашней чопорной Англии.
При этом буржуазия с радостью приняла этот немецкий танец. Он был популярен среди горожан в светских салонах.

Так, уже к концу 19 века вальс стал полноправным танцем на придворных балах. Его популярности способствовала и сама королева Виктория, удивительная любительница вальса.

Видео:

 

Pages: 1 2 3 4

Источник: http://rainboway.info/bal-eto-prazdnik/3/

Блеск и мощь полонеза

Блеск и мощь полонеза

Истинно польским танцем — танцем аристократии — стал полонез. Европа назвала самый парадный, самый торжественный и великолепный из всех церемониальных танцев «полонезом» (фр. polonais — польский). Полонез открывал государственные приёмы, великосветские свадьбы, королевские рауты.

Есть версия, что прототипом полонеза стало свадебное шествие, исполнявшееся в Познани. По другой версии — первым полонез исполнил король Польши Генри III. Дело было во французском городе Анжу, где публика была покорена величием и царственным благородством нового короля.

Со временем в этом парадном шествии стали принимать участие все гости. Полонезом открывали придворные балы. Длинной вереницей шествовали красиво одетые танцоры, изящно приседая в конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой гостьей.

Кроме придворного существовал и крестьянский полонез — более спокойный и плавный.

Вспомните, какие величественные полонезы писал великий сын польского народа Фредерик Шопен. В творчестве Шопена мы встречаем разные по характеру полонезы: и лирические, и драматичные, и бравурные, похожие на рыцарские.

Особой известностью пользуется Полонез ля мажор (ор. 40 № 1). Он овеян духом рыцарской доблести.  Это торжественное сочинение ярко подтверждает, что свои полонезы, так же как и мазурки, Шопен писал не для того, чтобы под них танцевали. Это яркие концертные пьесы.

Вот что рассказывает об этой музыке композитор Ференц Лист: «Энергические ритмы полонезов Шопена заставляют трепетать… самых бесчувственных и безучастных. Здесь собраны наиболее благородные, исконные чувства древней Польши…

Перед нашим умственным взором в полонезах как бы встают образы древних поляков, какими рисуют их летописи: крепкого сложения, ясного ума…

Обратите внимание

необузданной храбрости в сочетании с рыцарством, не покидавшим сынов Польши ни на поле сражения, ни накануне, ни на следующий день после битвы».

Рассказывают, что… В годы Великой Отечественной войны, когда наши воины освобождали Варшаву, одним из первых было отбито у фашистов здание радиоцентра. И тогда на весь город по радио стали исполнять этот величественный полонез Шопена. Под эту музыку шёл бой за столицу родины, подарившей миру великого гения – Фридерика Шопена.

А как популярен знаменитый полонез М. Огиньского!

В XIX веке полонез всё чаще появляется как инструментальная миниатюра, не предназначенная для танца. Около 20 «полонезов не для танца» написал польский дипломат и композитор-любитель Михал Клеофас Огиньский. Его ля-минорный лирический Полонез для фортепиано получил мировую известность.

Полонез был сочинён как отклик на события в Польше 1794 года. Тогда в Варшаве разгорелось народное восстание против войск царской России. После его подавления Огиньский навсегда покинул родную Польшу. Отсюда и название произведения – «Прощание с родиной».

Поначалу это, скорее, не полонез, а «воспоминание о полонезе». В напевной, выразительной грустной мелодии первого раздела нет танцевальной чёткости полонеза, лишь характерная ритмическая фигурка во втором такте напоминает об этом жанре. Вообще эта мелодия удивительна по широте дыхания, необыкновенной напевности.

Но не только польские композиторы в своём творчестве использовали ритм этого танца. Блистательный полонез открывает сцену польского бала в опере Михаила Ивановича Глинки «Жизнь за царя». Высокомерные поляки, уверенные в своей непобедимости, предвкушают скорую победу над Россией.

Полонез часто танцевали и на балах в России, поэтому Пётр Ильич Чайковский ввёл его в сцену бала из оперы «Евгений Онегин».

Вопросы и задания:

  1. Что в переводе с польского означает слово «полонез»?
  2. Обратите внимание на характерный ритм полонеза. Прохлопайте его.
  3. Что определяет уверенный, победный характер полонеза из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»?
  4. Сравните характеры полонезов М. Глинки и М. Огиньского. Похожи они или заметно отличаются?

Презентация

В комплекте:1. Презентация — 13 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:    Глинка. Полонез из оперы «Жизнь за царя», mp3;    Огиньский. Полонез «Прощание с Родиной», mp3;    Чайковский. Полонез из оперы «Евгений Онегин», mp3;    Шопен. Полонез A-dur, Op.40 No.1, mp3;

3. Сопровождающая статья, docx.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/blesk-i-moshch-poloneza

Старинный бальный танец

До того, как жизнь человека перешла под управление церкви, танцы не имели какой-то строгой структуры, они превращались в импровизацию и исполнялись во время языческих праздников, торжеств по случаю удачного сражения и на свадьбах. Танец был не только необходимым средством разрядки, но и главным развлечением.

Дмитрий Белюкин Бал в Московском Дворянском собрании. 2000 г.

На начальном этапе своего распространения христианская религия признавала и допускала священные танцы, а в храмах католической Испании исполнялись не только священные пляски, но и представлялись «священные и набожные фарсы» — религиозные рассказы, разбавленные не слишком благопристойными танцами.

Позже христианство перевело танец из разряда обычного явления в нечто, что не в природе человека, который уже не мог обходиться без веры, как основы моральной жизни и регулятивного принципа.

Таким образом, человек Средневековья оказался между двух миров: мир, созданный Творцом и мир земной, близкий человеку, понятный и привычный.

Lucius Rossi The Minuet.

Важно

Появление культа куртуазной любви способствовали Аквитания и Прованс, а также Алиенор Аквитанская (ок. 1122 – 1204, наследница Аквитании, французская, а после второго замужества английская королева), которая внесла огромный вклад в развитие Европейской культуры: литературы, поэзии, музыки и танца.

Дмитрий Белюкин Бал в Московском Дворянском собрании. 2000 г.

Последний с XII века входил в число обычных для рыцаря занятий и выступал как «мирный» вариант турнирам. Обычно, танец возглавляла одна пара, к ней присоединялись другие, медленно двигаясь по кругу, такой танец во многом напоминал полонез.

В средние века о Франции и Германии говорили, будто в этих странах занимаются только одними танцами»И это во время официального запрета церковью танцев за их непристойность! В 1661 году в Париже была основана Академия танца.

С этого момента ведет свое начало «официальная» история балета. Людовик XIV, живший в 1643 — 1715 годах, был большим поклонником танца… С XVII века законодательницей танцев становится Франция. Но лучшими учителями в Париже были итальянцы.

В 1661 году в Париже была основана Академия танца. С этого момента ведет свое начало «официальная» история балета.

Fritz von Dardel Bal masque en Fevrier. 1847 г.

Людовик XIV, живший в 1643 — 1715 годах, был большим поклонником танца… С XVII века законодательницей танцев становится Франция. Но лучшими учителями в Париже были итальянцы. Посмотрим некоторые из старинных бальных танцев. Сарабанда Sarabande

Известный балетмейстер и педагог Карло Блазис в одном из своих трудов дает краткое описание сарабанды: «В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой он не равнодушен.

Музыка дает сигнал, и двое влюбленных исполняют танец, благородный, мерный, впрочем, важность этого танца нисколько не мешает удовольствию, а скромность придает ему еще больше грациозности; взоры всех с удовольствием следят за танцующими, которые исполняют различные фигуры, выражают своим движением все фазисы любви. Baroque Dance — Sarabande / Il Giardino Armonico

Родина сарабанды — Испания.

Korneli Szlegel Polonaise under the sky.

Поначалу это был народный танец, исполнявшийся под песни, которые Сервантес, например, считал непристойными. Знатоки старинных танцев по-разному определяют смысл слова «сарабанда».

Одни утверждают, что оно происходит от названия инструмента, служившего аккомпанементом при пении, другие считают первоисточником еврейское слово Zara, что означает «ходить кружась», третьи — персидское слово serband.

Совет

Танцевальный рисунок испанской сарабанды не сохранился, но отдельные ее движения влились в андалузские танцы более позднего времени. Baroque Dance: Sarabande from Alcyone (1706)

В Испании сарабанду танцевали только женщины. Аккомпанементом служили кастаньеты, гитара и песни участниц. У нее был живой ритм, грациозные движения. За пределы Испании сарабанда попадет в XVII веке. Здесь она становится парным танцем с более спокойным ритмом. В придворных кругах сарабанду обычно танцевали медленно и важно.

У себя на родине сарабанда попала в разряд непристойных танцев и в 1630 году была запрещена Кастильским советом. Источник: http://early-music.¬narod.ru/biblioteka/&a…ances-renaissance.h¬tm Сарабанда (исп. zarabanda) — старинный испанский народный танец.

Изначально являлся испанским аналогом русского плача: исполнялся на похоронах, поэтому имеет трагическое звучание. В XVII—XVIII вв. распространился в Западной Европе как бальный танец. Музыкальный размер 3/4, 3/2. Характерный ритм Та, Та и ти, та та-а. Танцевали её с сопровождением гитары или пения с флейтой и арфой.

Позднее этот танец перешел во Францию в переработанном виде, получив более благородный и величественный характер. Темп в обновленной Сарабанде медленный, счёт в 3/4, форма двухколенная,т.е.кв¬адратное строение (каждое колено в восемь тактов). Источник: Википедия. Менуэт Первоначально галантный (придворный) менуэт исполнялся одной парой.

Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах, что создавало не столько впечатления танца, сколько «приглашения к танцу» или прелюдии. G.F.Haendel — Watermusic (PART III: Hornpipe-Menuet-Rigaudon I/II-etc.)

На протяжении XVIII века, с развитием галантного стиля и в целом эпохи Барокко, менуэт постепенно развивался, ускорялся его темп, усложнялись движения и па, в итоге поздний бальный менуэт приобрёл яркие черты жеманности и изысканности. Он стал исполняться уже не одной, а несколькими парами (иногда с кокетливой сменой партнёров, в модном духе «Les Troquers» — или легкомысленных изменников).

Hieronymus Jansens The Ball.

На сцене, в оперно-балетных спектаклях Рамо, менуэт развился до виртуозной формы, приобрёл жанровую характерность, сюжетную конкретность и даже появилось несколько его разновидностей. В старинных менуэтах первый менуэт писался двухголосно, а второй — трёхголосно.

За вторым менуэтом всегда идёт повторение первого. Нередко в конце менуэта делается небольшая кода. Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, но музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро. Музыка первых «композиторских» менуэтов принадлежит Жану Батисту Люлли.

При Людовике XIV менуэт был излюбленным придворным танцем.

Abraham Bosse Der Ball. 1635 г.

Преподавателем менуэта в то время был Франсуа-Робер Марсель, член Французской Королевской академии танца, специально уволившийся из театра Парижской оперы, чтобы преподавать этот стремительно вошедший в моду танец.

Из Франции вместе с модой на всё французское менуэт постепенно перешёл в другие страны; в России появился в царствование Петра Великого и исполнялся на балах вплоть до 30-х годов XIX века.

Marie-Antoinette Ball Scene HD

В XVII и XVIII веке чистая музыкальная форма менуэта была довольно широко представлена в клавесинной, клавирной и камерной музыке (Франсуа Куперена («Великого»), Жана Филиппа Рамо, Андре Кампра и других композиторов эпохи Рококо).

В качестве «обязательной» части менуэт входил в инструментальную сюиту (Бах, Гендель), иногда — даже в оперную увертюру в качестве завершающего раздела (только у Генделя), а затем на некоторое время «закрепился» в сонатно-симфоническом цикле (обычно занимал третью часть в четырёхчастном цикле). В сюите довольно часто за первым менуэтом следовал второй, в той же тональности или в тональности квинтой ниже главной (но не квинтой выше). Если первый менуэт в мажоре, то второй нередко пишется в одноимённом миноре. Второй менуэт чаще всего назывался трио. Menuett von Mozart

В дальнейшем форма менуэта была развита в операх и балетах Глюка и ранних симфониях Гайдна, у которого менуэт приобретает нередко оживлённый и бодрый характер, приближаясь по характеру к крестьянскому танцу. Гайдн первый ввёл менуэт в свои симфонии.

Обратите внимание

Моцарт внёс в менуэт лирические, а иногда даже мужественные интонации. Бетховен в своих симфониях постепенно трансформировал менуэт — в скерцо. Позднее, в XIX веке менуэты писали Чайковский, Глазунов, Дебюсси, Сати и другие композиторы.

Luigi Boccherini — Menuet

Из русских композиторов выдающиеся менуэты писали также Глинка и Рубинштейн. В настоящее время менуэт, как танец, вышел из моды, но форма менуэта в музыке, балете и танцевальном искусстве отнюдь не забыта.

Stanislav Rejchan Polonez.

Е.А.Баратынский. Бал___

Обычно бал открывался менуэтом. Менуэт, царивший в Европе до французской революции, в пушкинское время сменил полонез, то есть польский танец. В «Правилах для благородных общественных танцев…», изданных в 1825 г.

, говорилось: «Со времени перемен, последовавших у европейцев как в одежде, так и в образе мыслей, явились новости и в танцах; и тогда польский, который имеет более свободы и танцуется неопределенным числом пар, а потому освобождает от излишней и строгой выдержки, свойственной менуэту, занял место первоначального танца».

Иностранцев удивляли эти танцы, похожие на торжественные прогулки. В начале XIX в. менуэт сменился полонезом, но характер танца оставался тем же. Англичанка Марта Вильмот так описывала придворный бал в Петергофе 6 августа 1803 г.

: «Во дворец успели к семи часам, все комнаты были открыты, и всюду толпилась такая масса людей, что едва можно было пройти. Прибыли император, императрица etc., и бал открылся «длинным» полонезом.

В первой паре шел император с моей знакомой красавицей Ададуровой, они не танцевали, а именно шли под музыку, выписывая по залу восьмерку, за ними чинно выступали еще пар шестьдесят: это было похоже на прогулку, и каждый вельможа прошествовал передо мною несколько раз».Маркиз де Кюстин, посетивший Россию в 1839 г.

, как будто вторил ей, доказывая, что более чем за тридцать пять лет ничего не изменилось: «Наиболее распространенный в этих краях танец не препятствует задумчивости: танцующие степенно прохаживаются под музыку; каждый кавалер ведет свою даму за руку, сотни пар торжественно пересекают огромные залы, обходя таким образом весь дворец, ибо людская цепь по прихоти человека, возглавляющего шествие, вьется по многочисленным залам и галереям — все это называется танцевать полонез. Один раз взглянуть на это зрелище забавно, но я полагаю, что для людей, обреченных танцевать этот танец всю жизнь, бал очень скоро превращается в пытку».

Граф Михаил Дмитриевич Бутурлин, воспитанный за границей, вспоминал об Одессе 1824 г., когда еще там на балах танцевал сосланный на юг А.С.Пушкин: «Публичные балы в зале клуба (так называемом казино) давались по официально-торжест-венным дням и неминуемо открывались полонезом, т.е. хождением попарно под припев хора с аккомпанементом оркестра: «Александр, Елисавета, восхищаете вы нас». Это было для меня совершенно ново».Такой порядок бала надолго сохранился в России — в 1858 г. Теофиль Готье присутствовал на балу в Зимнем дворце: «В России балы при дворе открываются полонезом. Это не танец, а нечто вроде процессии, имеющей свой ярко выраженный колорит. Присутствующие теснятся по сторонам, чтобы освободить середину бального зала, где образуется аллея из двух рядов танцующих. Когда все занимают свои места, оркестр играет музыку в величественном и медленном ритме, и процессия начинается. Ее ведет император, дающий руку княгине или даме, которой он желает оказать честь…За императорской семьей шли офицеры высшего состава армии и охраны дворца, высшие должностные лица, каждый из которых подавал руку даме.Все это сплошь были военные мундиры, золотые позументы, эполеты, усеянные бриллиантами орденские планки, знаки отличия, украшенные эмалью и драгоценными камнями и образующие на груди очаги света. Некоторые лица из самых высших чинов на вороте носят орден, очень почетный, но еще более свидетельствующий о дружеском расположении к ним: портрет царя в оправе из бриллиантов, но таких орденов мало, их можно сосчитать.Процессия продвигается, и к ней присоединяются новые пары: какой-нибудь господин отделяется от зрителей, подает руку даме, стоящей напротив, и новая пара пускается в путь, замедляя или убыстряя шаги, в ногу с теми, кто идет впереди. Наверное, не так-то просто идти, касаясь друг друга лишь кончиками пальцев, под огнем тысячи глаз, с такой легкостью становящихся ироничными: здесь видны как на ладони самая малая неуклюжесть в движениях, самая легкая неуверенность в ногах, самое неуловимое непопадание в такт. Военная выправка спасает многих, но какая трудность для дам! Однако большинство превосходно выходит из положения, и о многих дамах можно сказать: «Et vera incessu patuit dea» (Богиню видно по походке. Вергилий. — Лат.).Женщины шествуют под перьями, цветами, бриллиантами, скромно опустив глаза или блуждая ими с видом совершенной невинности, легким движением тела или пристукиванием каблука управляя волнами шелка и кружев своих платьев, обмахиваясь веерами так же непринужденно, как если бы они прогуливались в одиночестве по аллее парка. Пройти с благородством, изяществом и простотой, когда со всех сторон на вас смотрят! Даже большим актрисам не всегда это удавалось».

Источник: https://alindomik.livejournal.com/4854872.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector