Рембрандт «пир валтасара» описание картины, анализ, сочинение

Рембрандт «Пир Валтасара» описание картины, анализ, сочинение

Автопортреты Рембрандта

Рембрандт «Пир Валтасара» описание картины, анализ, сочинение
Автопортрет в молодости
Рембрандт «Пир Валтасара» описание картины, анализ, сочинение
Автопортрет
Рембрандт «Пир Валтасара» описание картины, анализ, сочинение
Юношеский автопортет, 1629
Рембрандт «Пир Валтасара» описание картины, анализ, сочинение
Автопортрет
Рембрандт «Пир Валтасара» описание картины, анализ, сочинение
Автопортрет с Саскией на коленях
Рембрандт «Пир Валтасара» описание картины, анализ, сочинение
Автопортрет у мольберта

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669), голландский живописец.

Творчество Рембрандта, проникнутое стремлением Рє философскому постижению жизни, внутреннего РјРёСЂР° человека СЃРѕ всем богатством его душевных переживаний, знаменует СЃРѕР±РѕР№ вершину развития голландского искусства XVII века. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: РѕРЅ писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины РЅР° исторические, библейские, мифологические темы…
Рембрандт «Пир Валтасара» описание картины, анализ, сочинениеПосле кратковременного обучения РІ Лейденском университете Рембрандт решил посвятить себя искусству. Р’ 1625-1631 работал РІ Лейдене. Картины Рембрандта этого периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя РІ РЅРёС… заметно воздействие Ластмана Рё мастеров голландского караваджизма. Художнтк впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности Рё эмоциональной выразительности образов.
В 1632 Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбюрх, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью. 1630-е годы — период семейного счастья и художественного успеха Рембрандта. Картина «Урок анатомии доктора Тюлпа», в которой он новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. В написанных по многочисленным заказам портретах он тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности. Свободны и разнообразны по композиции его автопортреты и портреты близких ему людей. Знаменитый «Автопортрет с Саскией» смело порывает с художественными канонами, выделяется живой непосредственностью композиции, свободной манерой живописи, наполненной светом, красочной гаммой. Библейские композиции несут на себе печать воздействия живописи итальянского барокко, которое проявляется в динамике композиции, остроте ракурсов, светотеневых контрастах. Особое место в творчестве Рембрандта занимают мифологические сцены, в которых художник бросил смелый вызов классическим канонам и традициям («Похищение Ганимеда»). Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция «Даная», в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту теплоты человеческого чувства.

В 1642 году судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту — умирает Саския.

В этом же году он пишет своё самое выдающееся и известное полотно «Ночной дозор», композиционное решение которого не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом.

Его последние работы поражают отточенностью мастерства.

На последних автопортретах Рембрандта, ставших вершиной его не имеющей аналогов портретной галереи, перед зрителем предстаёт человек, стоически переносящий тяжёлые испытания и горечь утрат (в 1668 году он потерял свою вторую жену Хендрикье Стоффелс, а в 1668 году — сына Титуса).

В 1656 Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, его имущество продано с аукциона. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр — «Возвращение блудного сына», воплотившее всю художественную и этическую проблематику позднего творчества художника. С мастерством он воссоздает в нем гамму глубоких человеческих чувств, подчиняет художественные средства раскрытию красоты человеческого понимания, сострадания и прощения.

Рембрандт оказал влияние на многих известных художников.

Картины Рембрандта на мифологические и античные сюжеты:

Рембрандт «Пир Валтасара» описание картины, анализ, сочинениеДаная

Рембрандт «Пир Валтасара» описание картины, анализ, сочинение

Похищение Европы

Даная Похищение Европы Похищение Прозерпины
Андромеда, прикованная к скале, 17 век, Гаага Юнона, 17 век, Метрополитен, Нью Йорк Похищение Ганимеда, 1635
Гомер, 1663, Гаага Аристотель с бюстом Гомера, 1653 Венера и Амур, 17 век, Лувр, Париж
Флора Флора, 1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург Флора, 1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург, фрагмент

Картины Рембрандта на библейские сюжеты:

Пир Валтасара, 1635,Национальная галерея, Лондон Агарь покидает дом
Авраама, 1635
Давид и Урия,1654 Артаксеркс, Аман и Эсфирь,
1660, ГМ��, Москва
Ослепление Самсона филистимлянами, 1636, Франкфурт Свадьба Самсона, 1638, Дрезденская галерея
Даниил и Кир перед идолом, 1633, Музей поля Гетти, Лос-Анджелес Сон �осифа, 1645, Картинная галерея, Берлин
Самсон и Далила, 1628, Картинная галерея, Берлин Самсон угрожает тестю, 1635, Картинная галерея, Берлин Давид и �онафан, 1642, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Жертвоприношение Авраама, 1635, Эрмитаж, Санкт-Петербург �осиф, Потифар и его жена, 1655, Картинная галерея, Берлин �саак и Ревекка, 1668,Государственный музей, Амстердам
Эсфирь, 1633, Национальная галерея Канады, Оттава �аков, благословляющий сыновей �осифа, 1656, галерея, Кассель Валаамоваослица, 1626
�еремия, скорбящий о гибели �ерусалима, 1630, Государственный музей, Амстердам Давид и Урия, 1665, Эрмитаж, Санкт-Петербург Моисей, разбивающий скрижали Завета, 1659, Картинная галерея, Берлин
Вирсавия, 1654, Лувр, Париж Сусанна и старцы, 1647 Сусанна, 1637, Гаага
�аков, борющийся с ангелом, 1660 Архангел Рафаил покидает семью Товия, 1637, Лувр, Париж Товий и Анна с козленком, 1626, Государственный музей, Амстердам
Бегство в Египет, 1625 Поклонение пастухов, 1646, Национальная галерея, Лондон Поклонение волхвов, 1632
Святой Симеон, Национальный музей, Стокгольм Святое семейство, 1645, Эрмитаж, Санкт-Петербург Сретение, 1631, Гаага
Симеон в храме, 1628, Гамбург �згнание торгующих из храма, 1626, ГМ��, Москва Голова Христа
Христос, являющийся Марии Магдалине, 1638, Королевское собрание, Лондон Христос и грешница, 1644, Национальная галерея, Лондон Христос, являющийся Марии Магдалине, 1651, Музей герцога Ульриха, Брунсвик
Христос и самарянка, 1659, Эрмитаж, Санкт-Петербург Притча о безумном богаче, 1627, Картинная галерея, Берлин
Побиение камнями святого Стефана, 1625, Музей изящных искусств, Лион �уда, возвращающий сребреники, 1629

Возвращение блудного сына, 1668, Эрмитаж, Санкт- Петербург

Неверие Святого Фомы, 1634, ГМ��, Москва Читающая пророчица Анна, 1631, Государственный музей, Амстердам Евангелист Матфей, 1661, Лувр, Париж
Снятие с креста, 1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург Снятие с креста, 17 век, Старая Пинакотека, Мюнхен Воздвижение креста, 1633, Старая Пинакотека, Мюнхен
Беседа апостолов Петра и Павла, 1628, Национальная галерея Виктории, Мельбурн Святой Пётр, 1632, Национальный музей, Стокгольм Апостол Павел в темнице, 1627

Портреты работы Рембрандта:

Автопортрет с Саскией на коленях, 1635

Ночной дозор, 1642, Государственный музей, Амстердам Ночной дозор, 1642, Государственный музей, Амстердам, фрагмент Ночной дозор, 1642, Государственный музей, Амстердам, фрагмент

Лекция по анатомии доктора Николаса Тюльпа, 1632, Гаага

Лекция по анатомии доктора Николаса Тюльпа, 1632, Гаага Лекция по анатомии доктора Николаса Тюльпа, 1632, Гаага, фрагмент
Портрет старшин цеха шелковщиков, 1662, Государственный музей, Амстердам Семейный портрет, 1668, Брауншвейг
Портрет Николаса Ретс, 1631, Нью-Йорк Портрет мужчины в восточном костюме Знатный славянин
Мужской портрет, 1661 Фредерик Рихель на лошади, 1663, Национальная галерея, Лондон Портрет отца художника
Портрет матери, 1639, Музей истории искусства, Вена Портрет жены брата, 1654, ГМ��, Москва Портрет сестры Рембрандта, 1632
Саскиz, Картинная галерея, Кассель Улыбающаяся Саския Молодая женщина, примеряющая серьги, 1657
Хендрикье Стоффельс, 1652, Лувр, Париж Хендрикье Стоффельс, 1658, Государственый музей, Берлин Портрет Бартье Мартенс Домер, 1640
Портрет Яна Сикса с перчаткой, 1654, Амстердам Артемис, 1634, Прадо, Мадрид Портрет старушки, 1649, ГМ��, Москва
Ян Пелликорн с сыном Каспаром, 1635, Лондон Портрет Филипса Лукаса, 1635, Национальная галерея, Лондон Портрет ученого, 1631, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Портрет девушки< Портрет сына Титуса Человек в шлеме

Другие картины Рембрандта:

Польский всадник Художник в своей мастерской, 1629
Пейзаж с грозой, 1639 Мельница, 1640, Вашингтон
Буря, 1633, Музей �забеллы Стюарт Гарднер, Бостон Молодая женщина, купающаяся в ручье Концерт, 1626

Источник: http://sschool8.narod.ru/Masters/A_Rembrandt.htm

Пир Валтасара — Рембрандт: загадка надписи

vivavivacceМного сегодня было вокруг Китая.Не лучше ли переключиться на … евреев! И их роль в творчестве великого Рембрандта. Которого евреи, может, и были бы счастливы объявить своим, но известна его родословная…Речь о картине «Пир Валтасара»:Рембрандт «Пир Валтасара» описание картины, анализ, сочинениеА точнее, о знаменитой надписи на стене. (Изобличающей его тесные связи с амстердамской еврейской общиной).

«Самое весомое доказательство связей Рембрандта с евреями — это его картина «Пир Валтасара». В духе барочной драмы Рембрандт изображает кульминационный момент пира, как он описан в Книге Даниила: появляется рука и пишет на стене слова, а все пирующие застывают в немом ужасе. Надпись на стене окружена особым свечением, на полотнах Рембрандта всегда знаменующим божественное присутствие. Надпись, как ей и полагается по Книге Даниила, гласит: мене мене текел у‑фарсин ([Бог] посчитал [дела Валтасара], взвесил [дурные и хорошие], [дурных оказалось больше, и в наказание за это царство Валтасара будет отдано] персам). Для сравнения: другие голландские художники XVII века, обращавшиеся к этой сцене, либо изображали пишущую руку, но без надписи, либо записывали эти слова на латыни, да и то с ошибками. Рембрандт же пишет без ошибок и на иврите, только не справа налево, а сверху вниз, пятью столбцами. Почему Рембрандт выбрал такую странную форму записи? Для ответа на этот вопрос надо обратиться к Вавилонскому Талмуду (Сангедрин, 22а). Здесь мудрецы Талмуда задаются вопросом: почему халдейские толкователи, которых царь призвал для расшифровки надписи, не смогли прочесть ее, хотя она была на арамейском, то есть на их собственном вавилонском языке, и понадобились услуги Даниила? Рабби Йоханан предположил, что слова были записаны задом наперед (анам анам лакат нисрафу), рабби Аши — что были переставлены местами первая и вторая буквы в словах, Рав — что слова были записаны специальным кодом. А четвертый мудрец — рабби Шмуэль — сказал, что надпись была такой: мамтос нанкапи аалран. В Талмуде не объясняется, как получены эти слова, но объясняется в комментарии Раши. Это то, что выходит по горизонтали, если записать мене мене текел у‑фарсин по вертикали, как и сделал Рембрандт.

Откуда Рембрандту, не учившемуся в ешиве, могли быть известны талмудическая дискуссия и комментарий Раши? С большой вероятностью можно предположить, что ему рассказал об этом его сосед, сефардский раввин Амстердама Менаше бен Исраэль. Рембрандт написал его портрет в 1636 году, через год после «Пира Валтасара», то есть в то время они были знакомы.

Менаше бен Исраэль пользовался популярностью у голландских кальвинистских ученых того времени, он общался с ними, рассказывал им об иудаизме. Есть портрет одного протестантского теолога, где тот держит в руках Тору, изданную Менаше.

Менаше написал книгу на латыни «De termino vitae», «О конце жизни», где для протестантов излагал еврейское учение о предназначении человека. И, рассуждая о конце человеческой жизни на примере жизни Валтасара, он приводит надпись на стене пиршественной залы, причем именно в форме, предложенной рабби Шмуэлем и Раши.

Примечательно, что ту же надпись в той же форме приводит Ицхак Абраванель в своем комментарии на Книгу Даниила, а Менаше был женат на представительнице рода Абраванелей и, вероятно, уделял особое внимание трудам дона Ицхака. Казалось бы, Рембрандт мог пойти в книжную лавку, купить там книгу Менаше бен Исраэля и прочесть.

Но книга была издана в 1639 году, на четыре года позже, чем появилась картина. Поэтому остается предположить личное общение между соседями, свидетельствующее о контактах Рембрандта с еврейской общиной.»

Не Рембрандт и не евреи?

Такие дела… Иногда полезно изменить положение головы, дабы облегчить понимание сути…

Источник: https://vivavivacce.livejournal.com/132550.html

Пир Валтасара. Описание картины Рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн. Пир Валтасара
1633—1634. Национальная галерея, Лондон.

Картина голландского живописца Рембрандта ван Рейна «Пир Валтасара». Размер картины 168 x 209 см, холст, масло. В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона (Даниил, V, 1—30).

Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож и придворных.

Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма.

При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и поэтому окажутся победоносными и теперь, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой. Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова.

Увидев ее, «царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое». Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись.

Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: «Мене, текел, упарсин».

Это означало: «Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен и найден очень легким; упарсин — разделено царство твое и отдано мидянам и персам». «В ту же самую ночь, — продолжает библейское повествование, — Валтасар, царь халдейский, был убит» (Даниил, V, 30).

Творчество Рембрандта в Амстердаме приобретает постоянно расширяющееся универсальное содержание. Он получает большое число заказов на самые различные жанры живописи.

В качестве исторического живописца Рембрандт работает между 1632 и 1639 годами для штатгальтера принца Фредерика Хендрика над циклом из пяти изображений Страстей (к ним присоединились впоследствии ещё две картины).

В первой работе этого цикла барочно-католическому пафосу фламандца Рубенса явно противопоставляется безжалостный обнажённый реализм Рембрандта, такой как в гравюре «Милосердный самаритянин» (1633). Безусловность всегда противостоит любезности хорошего вкуса, так и у молодого Рембрандта ван Рейна, он, потрясённый противоречиями окружающей его бюргерской действительности, противоречиями мира, определяемого борьбой за власть и изменчивой военной удачей, пытается в изображении легендарного прошлого выразить без предрассудков и в образной форме живую действительность.

Источник: http://smallbay.ru/artbarocco/rembrandt_13.html 

Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/pir-valtasara-opisanie-kartiny-rembrandta.html

Последний пир Валтасара Среднее время прочтения:

Древний Вавилон казался могучим и несокрушимым государством, но и его величие закатилось под звон бокалов «Валтосарова пира».

Что же привело великое государство к краху? Все началось еще при царе Вавилонии Навуходоносоре Втором, вступившем на престол в 605 году до нашей эры. В результате трех военных походов в Иудею он пленил сотни тысяч евреев в основном это были молодые мужчины и женщины и превратил их в рабов на семьдесят долгих лет.

— Salik.biz

Подобные деяние не могли не вызвать лютую ненависть еврейского народа к Вавилонянам и они даже объявили царя Вавилонии «Тенью антихриста», поскольку вавилоняне поклонялись не Богу, а золотому истукану.

Еврейский пророк Даниил попавший в рабство вместе с другими плененными евреями заявил однажды, что ему было видение и в нем было сказано, что «Вавилонскую блудницу» очень скоро ожидает погибель.

Историческая справка: Язык древнего Вавилона

Языком на котором разговаривали древние жители Вавилона был шумерский, он же древний аккадский или ассиро-вавилонский. Все эти языки были основаны на одном основном языке древней Месопотамии — аккадском.

Но с исчезновением цивилизаций использовавших этот язык, он постепенно превратился в «мертвый язык», но благодаря тому, что древние оставили множество глиняных клинописных табличек, ученым удалось оживить этот язык и сейчас он изучен настолько, что некоторые музыканты даже исполняют на нем древние песни.

Рекламное видео:

Это потрясающе! «Мертвый язык» можно услышать в живую. Питер Прингл музыкант из Канады исполняет на этом языке, древнейшее литературно-музыкальное произведение шумеров — «Эпос о Гильгамеше».

Вавилоняне же в ответ только смеялись над подобными предсказаниями и им казалочь, что Великий Вавилон никогда не падет, но вскоре Навуходоносор Второй скончался.

Это произошло в 562 году до нашей эры и на престол взошел его единственный сын Евилмеродах (Авель-Мардук), который вскоре был убит в результате дворцового переворота устроенного дочерью Навуходоносора и на престол взошел ее муж Ниглисар.

  • Но наслаждаться полученной властью узурпаторам удалось совсем не долго, вскоре к границам Вавилона подступили войска персов и началась жестокая война в результате которой в одной из битв Ниглисар был убит в бою.
  • Пир Валтасара, Джексон, Питер (1922-2003).
  • Престол занял его сын Лабаши-Мардук, но и он пробыл у власти недолго, поскольку был свергнут и убит в тот же год, когда стал царем.
  • Эта череда смертей правителей Вавилона, сопровождаемая нескончаемым потоком заговоров и усугубленная идущей войной с персами ослабила некогда великую страну.

Последним царем занявшим трон Вавилона стал Набонид. Стоит отметить, что царица Никотрис не отказалась от своих планов на власть и не стала утруждать себя трауром по погибшему мужу и сыну, и сумела обольстить нового царя выйдя за него замуж в том же году.

В этом новом браке она родила мужу сына, которому дали имя Валтасар (Бел-сар-усур).

Историческая справка. История Валтасара в мировой литературе

В мировой литературе историю Валтасара не обошли стороной и в 16 веке Г.

Сакс опубликовал свою комедию «Комедия о Данииле», а в 17 веке писатель Кальдерон представил публике свой труд «Мистический и подлинный Вавилон».

Кроме того известны такие литературные произведения, как «Валтасар» — оратория Генделя опубликованная в 1744 году и «Пир Валтасара» — оратория Уильяма Уолтона вышедшая в 1931 году.

В 550 году до нашей эры царь Набонид объявил Валтасара «сопровителем» и поставил его командовать армией. Помимо этого в ведении Валтасара оказались дела по сбору налогов и вопросы связанные с религией (почитанием богов).

В 539 году до н.э персидский царь Кир Второй начал последнее и самое решительное наступление на Вавилон. Царь Набонид знал о начале наступления заранее и казалось бы успел подготовить свою армию к предстоящему вторжению, но он не учел одного — предательства.

Как только персидская армия вторглась на территорию Вавилона, на сторону захватчиков перешли высокопоставленные наместники царя Набонида, управлявшие провинцией Гутиум. Управлял этой провинцией наместник Угбару, который не только встретил персов с распростертыми объятиями, но и возглавил армию персов идущую на захват столицы Вавилона.

Пир Валтасара. Художник Рембрандт ван Рейн. 1635&mdash;1638 гг.

Армия Вавилона возглавляемая царем Набонидом выступила навстречу персам и состоялось грандиозное сражение двух армий в котором войска вавилонян были разбиты, а царь Набонид с позором бежал.

Оставалась одна не поверженная цитадель — столица Вавилон, оборону которой после бегства царя возглавил «соправитель» Валтасар. По сути с этого момента он являлся настоящим царем Вавилона.

  1. Когда персидская армия подошла к стенам Вавилона, Валтасар вывел свою армию им навстречу, но в результате скоротечного сражения им не удалось победить персов и остатки войска отошли в город за крепостные стены.
  2. Картина &quot;Пир Валтасара&quot;, Суриков, 1874.
  3. Персы взяли город в осаду, но Вавилон был готов к такому развитию событий и заранее были запасены значительные запасы провизии, которые позволили бы выдержать даже многолетнюю осаду.

Но было у хорошо укрепленного Вавилона одно уязвимое место — река протекавшая через него и питавшая его жителей пресной водой. Персидский царь Кир разделил свое войско. Одну часть он направил к тому месту где из-под крепостных стен выходило русло реки, а со второй частью своей армии он прорыл отводной канал и отвел русло реки в расположенное рядом с городом озеро.

Русло реки проходившее через город обмелело. Вторая часть персидского войска ждала этого момента и по пересохшему руслу реки вошла в город под крепостными стенами.

Пир Валтасара, Джон Мартин (Martin, John) 1820 г.

Историческая справка. Выражение «Валтасаров пир»

История царя Вавилона — Валтасара оставила свой след в истории человеческой цивилизации и существует даже выражение «Валтасаров пир», оно употребляется и в наши дни. Оно означает — безбожие, распущенность, вакханалию устроенные в самое неподходящее для этого время. Это выражение похоже на аналогичное по смыслу определение «Пир во время чумы».

Казалось бы защитники города должны были видеть эти приготовления врага, но о том, что персы отвели русло реки вавилоняне не знали до последнего. даже когда персы уже вошли в город и окраины его были заняты ими в центре Вавилона никто не догадывался об этом.

Дело в том, что в этот день в городе был большой праздник и все его жители пировали, танцевали и веселились не подозревая о том, что город уже захвачен персами.

Вавилон уже пал, но его правитель и защитник Валтасар еще не догадывался об этом и пировал в своем дворце.

Тысячи придворных, наложниц, жен вельмож и их мужья, командующие армией и другие приближенные царя участвовали в этом празднестве. Вино лилось рекой.

В какой-то момент царь Валтасар охмелев от возлияний, приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые когда-то были захвачены вавилонянами в Иерусалиме.

Историческая справка. «Валтасаров пир» в поэзии

Освещая зал высокий, Мрамор розовых колон, Фимиам из чаш глубоких, Золотой в сапфирах трон. На диванах возлегают, Гости с кубков пьют до дна, Кушают и созерцают, Обнажённые тела.

Здесь красавицы танцуют, И движенья живота, Разжигают страсть такую, Что гостям не до вина. Царь на троне восседает, Не внимая никому,

Опахалами мелькают, Угождают все ему. Вот четыре музыканта, Вместе звуки издают, В разноцветных шароварах,

Песни юноши поют. Чернокожие рабыни, Блюда на главах несут, У царя тарелка стынет, До еды ли в недосуг? Нет, ничем не угодят, Безутешен их владыка, Слуги с трепетом глядят.

Стало на один миг тихо, Грянул гром вдруг с потолка, Гости разбежались, Чертит огненно рука: «Мэнэ, тэкел, фарес!».

Строки из поэмы «Хадисса», поэта Михаила Шифмана.

Как только он произнес свой приказ, в воздухе появились кисти человеческих рук, которые написали на стене загадочные слова: Мене, текел, перес (meneh, tekel, upharsin). В переводе означает: Исчислено, взвешено, поделено.

Это чудо наблюдали все присутствующие и происходящее вызвало благоговейный ужас даже у царя. Валтасар воскликнул, — Кто прочтет и объяснит начертанное, того осыплю золотом и будет он третьим властителем царства моего!». Но ни вельможи, ни царские мудрецы не смогли дать объяснения и тогда мать Валтасара, царица Нитокрис предложила обратиться за разъяснениями к пророку Даниилу.

Даниил согласился и объяснил, что кисти рук, которые начертали надпись, это руки самого Бога и означает это следующее: Царство твое бог взвесил на весах и нашел его очень легким, посему царство твое будет разделено и отдано мидянам и персам.

Историческая справка. «Пир Валтасара» в кино

Кинематограф так же не обошел стороной это историческое событие и еще в 1916 году в эпоху немого кино, вышел фильм, который можно по масштабу съемок сравнить с такими современными блокбастерами, как «Звездные войны».

«Нетерпимость» — фильм вышедший на экраны в 1916, сыграл большую роль в развитии всего мирового кинематографа. Ее и сейчас считают шедевром эпохи немого кино. Фильм шел три с половиной часа и состоял из 4 эпизодов: «Мать и закон», «Жизнь и страдания Христа», «Варфоломеевская ночь» и «Падение Вавилона».

Только вдумайтесь — на съемки эпизода в котором показывался пир Волтасара, было потрачено 650 тысяч долларов! Было задействовано 16000 статистов, а за наряд царицы заплатили 7 тысяч долларов и еще тысячу за ее мантию.

Исторические костюмы взятые на прокат, обошлись создателям картины еще в 360 тысяч и 300 тысяч ушло на строительство декораций.

Всего было потрачено два с половиной миллиона долларов, что по тем временам было очень огромной суммой.

Режиссер Дэвид Гриффит применил новые методы съемки, на площадке работало сразу несколько камер, ведущих съемку с разных направлений и высоты, одна из камер была установлена на воздушном шаре.

Кадр из фильма Нетерпимость. Эпизод Падение Вавилона.

Той же ночью халдейский царь Валтасар был убит. Так и пал Вавилон. Впрочем если учесть дошедшие до наших времен клинописные таблички, то можно понять, что участь его была предрешена заранее.

Лишь царь Валтасар и отряд верных ему воинов пытался защищать город, а когда персы уже проникли за его стены, только он со своими воинами заперся в дворцовой крепости Бит-Саггу, что бы держать здесь последнюю оборону.

Купцы же и вельможи, и большая часть городского гарнизона просто сдались врагу или более того, приветствовали занятие им города. На трон взошел предатель Укбару, а вскоре вся Вавилония вошла в состав Персидской державы.

Источник: https://salik.biz/articles/49832-poslednii-pir-valtasara.html

Ответы@Mail.Ru: Цитата в картине РЕМБРАНДТА— " ПИР ВАЛТАСАРА " , о чем она гласит ???===>>>

1 Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. 4 Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. 5 В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала.

6 Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое. 7 Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей.

Царь начал говорить, и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве. 8 И вошли все мудрецы царя, но не могли прочитать написанного и объяснить царю значения его.

9 Царь Валтасар чрезвычайно встревожился, и вид лица его изменился на нем, и вельможи его смутились.

10 Царица же, по поводу слов царя и вельмож его, вошла в палату пиршества; начала говорить царица и сказала: царь, вовеки живи! да не смущают тебя мысли твои, и да не изменяется вид лица твоего! 11 Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь, 13 Тогда введен был Даниил пред царя, и царь начал речь и сказал Даниилу: ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских, которых отец мой, царь, привел из Иудеи? 16 А о тебе я слышал, что ты можешь объяснять значение и разрешать узлы; итак, если можешь прочитать это написанное и объяснить мне значение его, то облечен будешь в багряницу, и золотая цепь будет на шее твоей, и третьим властелином будешь в царстве. 17 Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. 18 Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу. 19 Пред величием, которое Он дал ему, все народы, племена и языки трепетали и страшились его: кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых; кого хотел, возвышал, и кого хотел, унижал. 20 Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, 21 и отлучен был от сынов человеческих, и сердце его уподобилось звериному, и жил он с дикими ослами; кормили его травою, как вола, и тело его орошаемо было небесною росою, доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. 22 И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, 23 но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. 24 За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. 25 И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. 26 Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; 27 Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; 28 Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам. 29 Тогда по повелению Валтасара облекли Даниила в багряницу и возложили золотую цепь на шею его, и провозгласили его третьим властелином в царстве. 30 В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, 31 и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет.

Мене текел фарес Я бы тоже в ужасе отшатнулась, если бы во время пирушки с друзьями стенка загорелась))))))))))

Как прочитал пророк Даниил: «Исчислил Бог царство твое и положил конец ему. Ты взвешен и найден очень легким. Разделено царство твое и отдано мидянам и персам»

Интересно, что знаменитые слова на иврите «мене, мене, текел, упарсин» написаны не горизонтальными строками справа налево, а пятью столбцами (на последнее слово приходится два столбца) . По поводу этой надписи Рембрандт советовался с еврейским ученым Самуилом бен Исраэлем.

Ученый предполагал, что если бы слова были написаны обычным образом, вавилонским мудрецам не стоило бы труда их прочитать. Но надпись была зашифрована, и тайну шифра Бог открыл одному лишь пророку Даниилу. Художнику эта теория показалась убедительной . И перевод-толкование тоже иногда отличается. Часто просто «измерено, взвешено и найдено легким (легковесным) .

Цитата: Первым криптоаналитиком можно с большой долей условности назвать пророка Даниила.

Тот истолковал царю Валтасару загадочные слова, написанные на стене божественной рукой в самый разгар пира: «Мене, Мене» (мина, налоги — то есть «исчислил Бог царствие твое») , «Текел» (шекель, монетный вес — «ты взвешен и найден очень легким») , «Упарсин» или «Фарес» (половина мины — «царство твое будет разделено») . Пир Валтасара. Рембрандт.

В библейских текстах Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона (Даниил, V, 1—30). Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни.

По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который приглашено было до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма.

При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и поэтому окажутся победоносными и теперь, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой. Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова.

Увидев ее, «царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабели, и колена его от ужаса стали биться одно об другое». Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись.

Тогда, по совету царицы, позвали престарелого пророка Даниила, который не раз, еще при Навуходоносоре, проявлял необыкновенную мудрость, и он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: «Мене, текел, упарсин». Это означало: «Мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел — ты взвешен и найден очень легким; упарсин — разделено царство твое и отдано мидянам и персам». «В ту же самую ночь, — продолжает библейское повествование, — Валтасар, царь халдейский, был убит» (Даниил, V, 30). Полночный час уж наступал; Весь Вавилон во мраке спал. Дворец один сиял в огнях, И шум не молк в его стенах. Чертог царя горел как жар: В нём пировал царь Валтасар, — И чаши обходили круг Сиявших златом царских слуг. Шёл говор: смел в хмелю холоп, Разглаживался царский лоб, — И сам он жадно пил вино, Огнём вливалось в кровь оно. Хвастливый дух в нём рос. Он пил И дерзко Божество хулил. И чем наглей была хула, Тем громче рабская хвала.

А по-просту сказать — «Дёшево то, что ценишь ты !(Все сокровища мира и мирские приземлённые радости) . И в этом твоя погибель !

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/41318814

Пир Валтасара (Рембрандт)

Пир Валтасара (нидерл. Het feestmaal van Belsazar) — картина голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна, созданная в 1635 году. Основой послужил библейский сюжет из Книги пророка Даниила (V, 1—30), входящей в Ветхий Завет. Картина находится в Лондонской национальной галерее (Великобритания).

История создания[править | править код]

В отличие от итальянских, фландрийских и испанских художников, которые преимущественно изображали религиозные сюжеты, голландские живописцы принялись за написание картин в светской тематике.

При этом, если они брались за написание картины с изображением религиозного сюжета или деятеля, то работа выполнялась в «протестантском стиле», где принято изображать мистическое в обыденном представлении.

В XVII веке барокко перестало существовать лишь в рамках католической церкви, и художники протестантских стран северной Европы использовали этот стиль при выполнении своих работ. Вскоре появилось множество различных жанров, удовлетворявших разнообразные вкусы заказчиков, но сохранявших при этом общие для барокко принципы.

Приверженцем и последователем этого стиля был Рембрандт ван Рейн[2]. Завершив работы в Лейденской мастерской, он в 1631 году перебирается в Амстердам, где свойственная ему манера написания картин пользовалась спросом. Картина «Пир Валтасара» была написана в период признания Рембрандта как выдающегося художника.

Начиная с таких работ, как «Валаамова ослица», «Воздвижение креста», «Урок анатомии доктора Тульпа» прослеживается профессиональный рост Рембрандта ван Рейна.

Заключённый в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх ввёл художника в круг зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал и его тесть — бургомистр города Леуварден, — и открыл новые возможности для сбыта картин[3]. В этот период заказы следовали один за другим. Предполагают, что и картина «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из многочисленных почитателей творчества художника. Работа над этой картиной заняла два года (с 1634 по 1636), в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов еврейской общины Амстердама[4].

Сюжет картины[править | править код]

Сюжет картины с непосредственным появлением мистической руки был взят Рембрандтом из ветхозаветной книги пророка Даниила (Дан. 5:25–28)[5][6]. После смерти царя Набонида власть в Вавилоне перешла к его сыну — Валтасару.

По этому поводу было устроено богатое пиршество, которое длилось много дней. В это время мидяне и персы подошли к стенам Вавилона и начали осаду города.

Когда для всего множества наложниц, вельмож и гостей не хватило посуды, царь распорядился принести золотые ритуальные приборы из разграбленного ещё Навуходоносором храма в Иерусалиме. После такого кощунства на стене появилась человеческая рука, которая начала выводить письмена.

Опомнившись от ужаса, Валтасар созвал гадателей, мудрецов и чернокнижников и приказал им расшифровать послание. Однако никто из них с поставленной задачей не справился. После этого мать царя посоветовала ему обратиться к человеку по имени Даниил.

Прорицатель расшифровал таинственное послание: Мене, мене, текел, упарсин. Даниил поведал, что за неугодные Богу деяния и осквернение святынь Валтасара настигнет погибель, а царство его будет разделено между мидянами и персами. В ту же ночь город был взят штурмом, а халдейский царь найден мёртвым[7].

Описание[править | править код]

Полотно выполнено в свойственных творчеству художника жёлтых, коричневых и золотистых тонах. Группу пирующих он специально выделил с помощью придания им свечения, которое поглощает тьма, распространяющаяся от таинственной надписи. В картине «Пир Валтасара» Рембрандт тонко передал эмоции, которые испытывают все участники.

Достаточно реалистично изображены изумление и страх, подчёркнутость выражения лиц динамичным фоном. Рембрандт, например, изобразил вино выплескивающимся из священных сосудов, добавив тем самым символизма своей работе.

В свойственной ему классической манере исполнения художник выстраивает композицию, где в центре картины — Валтасар, а вокруг него жена, наложницы, слуги, жрецы и охранники. Появление мистической руки вызывает неподдельный глубокий ужас на лицах всех присутствующих, а сам царь словно прикрывается рукой от опасности[8].

Следуя моде тех времён, Рембрандт изобразил свою жену на полотне, где ей была отведена роль жены Валтасара (женщина с кудрявыми волосами, серьгами и ожерельем из жемчуга)[9].

Особенное расположение букв знаменитой огненной надписи, появившейся на стене, не случайно. В то время одним из близких друзей Рембрандта был еврей Манассе бен Исраэле, которого художник часто изображал на своих этюдах. Именно он подсказал художнику, как следует расположить текст надписи на полотне[10][9].

Таинственную надпись на иврите художник изобразил не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца. Если бы слова были написаны обычным образом, вавилонским толкователям не стоило бы труда прочесть их.

Однако в самой Библии указано, что надпись была зашифрована, а тайну шифра Бог открыл одному лишь пророку Даниилу[11].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 http://www.nationalgallery.org.uk/paintings/rembrandt-belshazzars-feast
  2. Ходж, Сюзи. Искусство. 50 идей, о которых нужно знать / Пер. с англ. М. Александровой. — М.: Фантом Пресс, 2014. — С. 41. — 208 с. — ISBN 978-5-86471-679-3.
  3. ↑ Успех в Амстердаме. Культура. mybiblioteka.ru (18 сентября 2015). Архивировано 13 апреля 2016 года.
  4. Аграновская М. Библейские пророки (Часть 2) // Партнер. — Дормунд, 2006. — № 100 (январь).
  5. Иванова Е. В. Великие мастера европейской живописи. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2006. — С. 250. — 728 с. — ISBN 9785373005517.

Источник: https://oouagoiwoye.edu.ng/pass/index.php?q=Mfv0Kfa6bO9OJu53MqTXKgrCMqiSL3dZb3JXM2CRdswQdtBgdswQdse4dswPdtGQpOriaks5aEriakrkakriakrkwEriaus4aEriakrkakriaus4auriakrkakriaus4akriakrkah8YdswQdsiQdswQdse1dswQdsdjdswQdsePdswPdtGQdswQdseQdswQdsdidswQdse0dswPdtGOcw%3D%3D

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector