Кустодиев борис «масленица» описание картины, анализ, сочинение

  • Сочинение по картине Б.Кустодиева « Масленица»
  • Урок развития речи в 5 классе.
  • Цели:
  • Образовательные — подготовить учащихся к сочинению по картине , представляющему собой динамическое описание с элементами рассуждения ;
  • Развивающие – развивать интерес к родной истории и народным традициям.
  • Воспитательные- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов нашей страны.

Планируемые результаты:

  • Личностные – формирование языкового и художественного вкуса учащихся;
  • Метапредметные – формирование умение планировать свои действия в связи с поставленной задачей, составлять устное монологическое высказывание по предложенной теме;
  • Предметные — умение читать картину, определять её тему и основную мысль в зависимости от замысла автора.

Основные понятия: Масленица, репродукциякартины,собирательный образ.

Оборудование: компьютерная презентация репродукций картин Б.М.Кустодиева, музыкальное сочинение П.И.Чайковского «Масленица», видеофрагмент об истории праздника.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Определение обучающимися цели урока.

Вспомните, какие православные праздники праздновала вся Россия в январе месяце?

Какие праздники вы любите? Чем они вам запомнились?

О каком празднике мы будем сегодня говорить, определить нам помогут загадки

А кто таков – Иван Громоков?Сел на конь и поехал в огонь? (Блин на сковородке)

  1. По плешивому хлопну,
  2. На плешивого капну,
  3. Плешь обдеру
  4. Да опять наведу.
  5. Что я делаю? (Пеку блины)
  6. Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Блины)
  7. Что на сковородку наливают, да в четверо сгибают? (Блин)
  8. Была белая да седая, пришла зелёная, молодая. (Зима и Весна)
  9. Загадки о Масленице.

III. Слово учителя. Откройте учебники на цветной вклейке репродукции Б.М.Кустодиева «Масленица». Сформулируйте тему урока.

Запись темы урока.

Напомню, для того, чтобы написать сочинение по картине, необходимо соблюдение и выполнение нескольких этапов:

1.Собирание рабочего материала (сбор фактического материала, словарно-стилистическая работа).

2. Составление плана сочинения.

3.Работа над текстом сочинения (устно).

Предлагаю приступить к поэтапному выполнению работы.

IV. Собирание рабочего материала

Сегодня на уроке мы пишем сочинение по картине Б. М. Кустодиева «Масленица».

История праздника. Просмотр видеофрагмента (3.52)

Рассказ о художнике и его творчестве (выступление подготовленного учащегося).

К теме масленицы обращались разные художники: Суриков, Белых, Маковский. Но больше всего картин на эту тему у Бориса Кустодиева.

Борис Михайлович родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Здесь мальчик получил первые представления о быте и правах провинциального купечества. Закончил духовную семинарию. И после этого поступил в Академию художества в Петербурге. Его учителями были И. Е.

Репин, В. Г. Перов, И. А. Крамской. Наиболее известны его картины «Балаганы», «Московский трактир», «Красавица», «Купчиха за чаем», «Степан Разин» и другие.

Он рисовал маслом, писал акварелью, вырезал гравюры, выполнял иллюстрации, эскизы для театральных декораций.

Картины (компьютерная презентация репродукций картин Б.М.Кустодиева), изображающие масленицу, передают праздничную атмосферу этого народного гуляния. Созданные в 1916-1920 годах, во время гражданской войны, голода, разрухи, картины проникнуты верой в бессмертие России, ее народа, праздников, истории.

В них художник переносит зрителей в мир света, радости, достатка, где люди довольны жизнью: по улицам, ныряя на спусках, проносятся нарядные тройки и легкие санки, под солнцем сверкает иней и гирлянды разноцветных шаров, вьются цветные флажки на каруселях и балаганах. Где этот праздник, в каком городе России — неизвестно. Да это и не важно.

Это образ России, каким его видел великий художник

V. Работа с репродукцией картины.

1.Что изображено на картине?

2. Что изображено на переднем плане? Какие постройки вы видите? Как выглядят люди? Как они одеты? 

Задание : Упр.65 стр.33 Выпишите словосочетания, которые помогут ответить на вопрос. Дополните своими СС: русский народ, богатство, широта души, молодецкая удаль, конское ржание, старинный  праздник, чувствовать аромат, участвовать в веселье, прокатиться в санках, серебряный колокольчик, озорные ребятишки, румяные щечки, расписные полушалки.

Активизировать устаревшие слова (балаган, ярмарка, меховая муфта, тулуп), которые будут необходимы для описания картины

3.Что изображено на заднем плане?

(Художник большое внимание уделил церквам. При их изображении он использовал в основном два цвета: синий, а точнее, сиреневый и насыщенно-розовый. Мы видим людей, спешащих на службу в церковь.)

4. Какие цвета и оттенки использовались для изображения природы? (выписать СС из упр. 65) .Дополните своими СС: блестит, искрится, яркие, контрастные тона, небо (голубое, ……….), иней (сверкающий, …..), снег (переливающийся, жемчужно-розовый, нежно-голубой...), облака (золотые, розовые

5.Какие чувства вы испытываете, глядя на картину?

(Буйным ликованием красок художник выразил не только волшебную прелесть милой его сердцу природы, но и всю ширь, все богатство и щедрость русской души, характер народа. Любуясь многоцветьем снега, ты почувствовал, что русская зима – твоя родная зима!..

Глядя  на  неё,  хочется  оказаться  на  этой  площади  и  окунуться  в  атмосферу  народного  гуляния).

6. Художник использовал очень много средств, чтобы рассказать о празднике. Этому способствовало особое внимание к движению, к действиям. Мы с вами уже говорили о том, что на картине движется всё: люди, птицы, тучи на небе.

Подберите глаголы, соответствующие действиям, изображённом на картине. (Катаются, скользят, бегут, толпятся, танцуют, поют, веселятся, играют, сидят, смеются, спускаются, удивляются.)

VI. Составление плана

1 .Автор и название картины. 

  • 2 .Картина «Масленица» – собирательный образ России :
  • а ) панорама заснеженного города; 
  • б) горожане и их забавы; 
  • в ) краски картины; 
  • 3. Настроение картины

VII. Лексическая работа. Подберите синонимы к словам:

  1. автор картины … (художник, живописец, мастер…)
  2. картина …. (произведение, полотно, холст…)
  3. нарисовал … (написал, создал, сотворил, изобразил…)
  4. VIII. Учащиеся формируют устный связный рассказ на основе описания картины

IX. Подведение итогов. Рефлексия.

2-3 ученика приводят пример своего устного сочинения по плану.

2-3 ученика высказывают мнение о том, какие пункты сочинения вызывают наибольшие трудности, что было интересным на уроке

X.Заключение ( под музыкальное сочинение П.И.Чайковского «Масленица). Переход к домашнему заданию.

В своей книге о самом сокровенном – родном и дорогом – «Лето Господне» замечательный писатель Иван Сергеевич Шмелёв рассказывает о народных праздниках. Целая глава посвящена Масленице. В ней автор описал свои детские впечатления:

«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».

Детские впечатления всегда более яркие и запоминающиеся. Герой чувствовал своё единение со всеми людьми и Богом. Слово «масленица» ассоциируется у него с «живой яркой радостью».

«Масленица… Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи…»

А вот как рассказывает Шмелёв о гуляниях, играх: «Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с весёлыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на извозчиках с гармоньей. Мальчишки « в блина играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами».

Предлагаю вам домашнее задание

  1. описать картину Б.М.Кустодиева «Масленица», уделив особое внимание динамике движения;

  2. на примере отрывков из произведения Шмелева рассказать о том, как отмечается Масленица в вашей семье «Как я праздновал Масленицу»

Приложение

В.И Суриков «Взятие снежного города»

На своей картине Суриков изобразил старинную казачью игру, издавна устраиваемую в Сибири на Масленицу.

Кустодиев Борис

Борис Кустодиев «Масленица» (1919)

Кустодиев Борис

Борис Кустодиев «Зима» 1916 г

Вариант картины «Масленица»

Кустодиев Борис

Борис Кустодиев «Масленица» 1916 г

Кустодиев Борис

Борис Кустодиев «Масленица» 1920 г

Кустодиев Борис

Борис Кустодиев «Масленица» 1920 г

Кустодиев Борис

Борис Кустодиев «Деревенская масленица (Гармонист)» 1916 г

Кустодиев Борис

Борис Кустодиев «Масленица» 1919 г

Кустодиев Борис

Знак А.М. «Проводы зимы в старом Красноярске» 1996 г

Кустодиев Борис

Валентин Белых «Собор Александра Невского. Масленица» 1908 г

Кустодиев Борис

К. Е. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» 1869 г

Анна Черкашина «Масленица» 2002 г

Н. Фетисов «Широкая Масленица» 1990 г

Источник: https://infourok.ru/urok-razvitiya-rechi-sochinenie-po-kartine-kustodieva-maslenica-klass-3922731.html

Сочинение по картине художника Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица»

Кустодиев Борис Кустодиев Борис
Кустодиев Борис

Жанр и история создания

Кустодиев Борис

Картина «Масленица» Кустодиева создана в жанре жанровой живописи в стиле модерн. Кисти художника принадлежит еще 2 полотна, посвященных народному празднику.

Кустодиев написал картину в сложное для страны время, когда Россия вступает в Первую мировую войну. Незадолго до этого состояние художника резко ухудшается. Передвигаясь в инвалидном кресле и превозмогая сильные боли после операции, он начинает писать полотно, полное ярких красок, счастья и праздничного настроения.

Описание картины

Основная тема картины — народный праздник, отражающий размах и широту русской души, которые Кустодиев отразил в своем полотне.

Традиционная Масленица — это целая неделя гуляний, которые сопровождаются играми и соревнованиями. Нарядные люди ходят в гости, катаются на санях, поют веселые песни и танцуют. На городских площадях строят снежные городки и разбивают красочные шатры. Женщины прямо на улице пекут блины и угощают ими прохожих. Масленица — это встреча долгожданной весны.

На картине видны мелкие детали праздничных нарядов, которые достали из сундуков. Яркие платки, цветастые шали, варежки, лохматые шапки говорят о том, что люди ждали веселья и долго готовились к празднику.

Кустодиев Борис

Действие картины разворачивается на главной городской площади. Город укрыт белым снегом. Его освещают последние вечерние лучи. Закатное небо окрашено яркими красками. Купола церквей, высокие шпили отражают солнечный свет.

Внизу расположилась шумная ярмарка. Слышен скрип расписных качелей, быстро вращаются карусели. Вокруг царит веселая атмосфера. Художник точно передает гомон людей, спешащих на городскую площадь.

На переднем плане изображены красивые расписные сани, которые на полном ходу мчатся на праздник. Они украшены узорчатой золоченой дугой, которая подчеркивает праздничную атмосферу. Бородатый кучер лихо управляется с тройкой, которая пускается в галоп.

Чтобы показать массовость гуляния, Кустодиев изобразил еще несколько саней, в которых находятся веселящиеся жители городка. Видно, что между ними идет соревнование, кто быстрее, удалее, звонче.

Всех охватывает веселье, ведь катание на лошадях — традиционное развлечение в праздничные дни.

Недалеко от лошадей расположились люди, которые разговаривают и смеются. Там же стоит разносчик, в руках которого находится лоток, полный товара. На картине художник постарался изобразить небольшие детали, которые важны в Масленицу.

Автор полотна создал собирательный образ русского народа. Жители провинциального городка объединены одним праздником. Границы и условности стерты.

Забыв про тяготы и повседневные заботы, русская душа может радоваться легко и беззаботно. Простые люди и зажиточные купцы, торговцы и дети собрались вместе, чтобы отметить приход весны.

Они ожидают главное событие гулянья — сжигание соломенного чучела.

Выразительные средства

Картина «Масленица» Бориса Кустодиева отличается от работ других художников. Красочность и некий примитивизм создают легкое настроение и передают праздничную атмосферу в провинциальном русском городке.

Кустодиев Борис

Автор использует богатую цветовую палитру:

  • золотистые и розоватые облака на зеленовато-голубом вечернем небе;
  • нежно-голубой, розовый, серовато-сиреневый снег;
  • желтые расписные сани;
  • ярко-синий кафтан меховая шапка с красным цветом у возницы.

Выбор цвета позволяет художнику проникнуться атмосферой масленичного гуляния и точно передать ее.

Настроение произведения

В работах Кустодиева передан характер русского человека, его умение радоваться и веселиться. Художник точно передает размах русской души, ее чувственность и открытость. Полотно наполнено весельем, теплом, хорошим настроением и яркими эмоциями. В такой день нет места обидам и злобе. Все вместе радуются приходу весны и просят прощения друг у друга.

Имя великого русского живописца связано с яркими и живыми образами. Он всегда стремился показать самую лучшую и светлую сторону жизни. На картине передано общее веселое настроение, связанное с наступлением весны, песнями, плясками и вкусными угощениями.

Как подготовиться к уроку

Подготовка к сочинению по картине Кустодиева «Масленица» в 5 классе позволит проникнуться настроением праздника и внимательно рассмотреть детали полотна.

Радостное настроение и вера, что в жизни всегда есть место празднику — главная тема картины Б. Кустодиев «Масленица». Устное сочинение по картине можно подготовить, используя следующий план рассказа:

Кустодиев Борис

  1. Кустодиев — великий мастер изображения народных праздников.
  2. Вид заснеженного городка.
  3. Народное гулянье.
  4. Поездка на тройке.
  5. Описание природы.
  6. Русские традиции на полотнах художника.

Сочинение по картине «Масленица» в 5 классе должно показать, как Кустодиев мастерски изображал бытовые сцены, подчеркнуть яркость красок и общее настроение.

Картина Кустодиева необыкновенно яркая, красочная и жизнерадостная. Изображение праздника живо и правдиво. Это не случайно. Художник тонко чувствовал народ и верил, что мечта обязательно осуществится.

Источник: https://nauka.club/literatura/sochineniya/maslenitsa.html

Картина Кустодиева Масленица

Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести.

Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920.

Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

Это тяжелое время для России, вынужденной принять участие в Первой мировой войне. Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.

Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.

Картина Кустодиева Масленица — значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма и неким примитивизмом живописных мазков, тем не менее восприятие его красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение.

Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне великого поста.

Празднование встречи весны и проводов зимы проводили в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья.

Заканчивались масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

Кустодиев Борис Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех.

Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала.

Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Веселье, русская удаль — все это изображено живописцем в собирательном образе — народного праздника. Размер полотна 89 на 190,5 см, 1916 г. Находится картина в Русском музее, в городе Петербурге.

Кустодиев Борис Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью.

Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса.

Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви — символ православия.

Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Это выражает его отношение к вере. Размер холста 71 на 98 см., находится в Петербурге, в музее квартире И.

Бродского

Кустодиев Борис В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» — это быт народа России и его многовековая история. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией.

В народе этот праздник очень славился народными забавами и красочными ярмарочными балаганами. Это похоже на карнавал, на фоне высокой церкви, где все так декоративно: неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами.

На переднем плане дети катаются на санках. Кажется, даже природа принарядилась по такому случаю разукрасив инеем деревья, радуя горожан своей по весеннему солнечной но еще морозной погодой. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством. Размер картины составляет 69х90 см, нахождение картины неизвестно.

В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.

Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. Возникает ощущение, что уклад патриархальной российской жизни ушел в прошлое.

Сюжет таких картин часто связан с праздничными образами в российской живописи. Кустодиев передает наиболее яркую сторону жизни, в которой присутствует свет, веселье, счастье.

А Масленица – массовый праздник, с участием людей независимо от их сословия и материального достатка.

Живопись Кустодиева с каждым новым произведением делается более красочной, становясь поистине национальной. Она несет в себе заряд удивительной энергии, лучезарного ощущения полноты жизни. Художник зорок и порой насмешливо наблюдателен, он умеет найти радость в любом проявлении жизни, такой разнообразной и разноцветной.

Источник: https://www.art-portrets.ru/art20veka/kartina-kustodieva-maslenitsa.html

Сочинение по картине Кустодиева Масленица 5, 7 класс описание

Кустодиев Борис Масленица

Темой картины Кустодиева «Масленица» стало изображение народного гулянья. На фоне зимнего пейзажа изображены спешащие на главную площадь городка люди. Они едут в санях, запряженных в лошадей. Веселая праздничная атмосфера царит кругом.

Центральное место занимает пара красивых статных коней, запряженных в красивые росписные сани. На одном из них хорошо видно золоченую узорчатую дугу. Сидящие в санях  тоже спешат на праздник. Видно, что людей в них немало, есть и женщины. Мужчина управляет лошадьми.

А чуть дальше виднеются толпы веселящегося народа. Видны карусель и ярмарка.  Спешит туда народ со всех сторон. Много подъезжает людей к месту веселья.

Еще, на дальнем плане красуется в окружении деревьев церковь. Так же, видны на картине и дома, и другие городские строения. И, чем дальше их изображение, тем, кажется они все больше сливаются с виднеющимися вдалеке снежными просторами.

Интересен и сам пейзаж. Оттенки неба – золотистые с едва заметным бледно-голубым отливом и розовыми облаками в центре его. На этом фоне зимнего неба видны стайки птиц, взмывших вверх. Снежные сугробы на картине – белесо-голубоватого оттенка с небольшим бледно-розовым отблеском. На них видны следы лошадей.

Стоят, красуясь кругом серебристые от снега деревья. С левой стороны от центрального изображения саней с лошадьми и народом, крупным планом изображены березки. Они стоят на заснеженном холме, который ниже оцеплен в круг небольшими деревцами. За этой возвышенностью и видны карусель и толпящийся народ.

По правой стороне – еще несколько деревьев, которые художник выделил из общего фона, нарисовав их крупнее. Возле них – несколько человек. Остальные же деревья нарисованы небольшими. Но, видно, что их очень много. Из-за деревьев выезжают сани. Деревья есть и на площади, где веселится народ. И, по всему городку раскиданы они в своих зимних нарядах. Сливаются они с общим пейзажем.

Сочинение по картине Масленица Кустодиева

Масленица в творчестве художника — самая часто встречающаяся тема, одна из его любимых. В разные годы Кустодиевым было написано несколько картин, посвященных этому русскому празднику (в период с 1916 по 1920 годы).

Как известно, Масленица — традиционный праздник у славянских народов, предваряющий Пасху и знаменующий собой приход весны. Испокон веков Масленица отмечалась широко русским людом в течение целой недели, каждый день которой имел свои традиции и обычаи. На полотне Кустодиева изображен, надо полагать, самый ярко празднуемый день — четверг.

Художник ставит цель изобразить собирательный образ ликующей России, ибо праздник объединил всех горожан, какие-либо рамки и условности стираются — здесь и зажиточные купцы, и мелкие торговцы-бакалейщики, и галдящая ребятня, бегущая вслед резвым тройкам с бубенцами, и толпы зевак, собравшихся у театра в ожидании начинающегося представления.

Только русская душа, отбросив все тяготы нелегкой жизни, может гулять и радоваться так широко и беззаботно.

В картине легко узнаются символы-атрибуты праздника. Если полотно мысленно разделить на три части, в каждой можно найти нечто многозначное. Слева изображено все то, что связано с трапезой: об этом говорят на зданиях таблички с манящими названиями — «Булочная», «Сыр и икра», трактир, где сквозь окна виднеются столы, ломящиеся от яств.

В литературе символика поедания и трапез-пиров «на весь мир» достаточно часто встречающееся явление. Подтекст такого авторского хода говорит сам за себя.

Карнавалы и гуляния, где все только и занимаются, что поеданием пищи — не что иное, как отвлечение от окружающих событий, не всегда позитивных (картина написана в 1919 году — в послереволюционный период).

Следующий план — справа открывают ярко-красная вывеска «Театр» возле здания, крыша которого напоминает купол цирка, и объявление на стене с четко различимым словом «Борьба» в заглавии.

Здесь уже автором дается отсылка к традиции на масленичную неделю устраивать бои и представления, считалось, что таким образом нужно выпустить «пар», избавиться от всего негатива, накопившегося за зиму и открыть себя новой жизни. Кульминационным символом всего этого действа является церковь.

Церковь на Руси имела колоссальное значение, ни в одном населенном пункте не допускалось ее отсутствие. Это центростремительная сила, это все то, что сплачивает людей в непоколебимой вере. Церковь стоит на пригорке, как бы наблюдая, давая «добро» на празднование. Масленица все же — истинно христианский праздник.

И даже нечто большее — это надежда на возрождение жизни, это чистота мыслей и устремлений, это очищение и духовное и физическое перед предстоящим празднованием Великой Пасхи.

Подобные праздники, посвященные проводам зимы, характерны не только для русских — и у других народов существуют аналоги. Но ту любовь и тот колорит, что в полной мере переданы Кустодиевым в «Масленице» нигде больше не встретишь.

2, 5, 7 класс

Другие интересные картины

← Сирень↑ Кустодиев Б.М.Портрет Шаляпина →

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-kartinam/sochineniya-po-kartinam-xudozhnika-kustodieva-b.m/sochinenie-opisanie-kartinyi-kustodieva-maslenicza

Сочинение по картине Кустодиева «Масленица»

Масленица — русский праздник, имеющий древние корни. Это проводы зимы и встреча весны. В дохристианский период с Масленицы начинали год. Считалось, что от того, как встретить этот день, зависело то, каким окажется будущий год. Вот и отмечали люди Масленицу пышно и сытно. Сегодня с этим обрядом уже не связывают наступление года, но обычай весело встречать приход весны сохранился.

Кустодиев Борис

Но главное действо художник изобразил на втором плане. На площади в ожидании празднования собрался народ. Здесь же полным ходом идет ярмарка. Гуляние в самом разгаре.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Картина дышит весельем, она заряжает положительной энергией. Недаром это полотно буквально поставило на ноги своего создателя.

Когда он стал писать, то чувствовал себя очень плохо — сказывались последствия ранений, полученных на полях сражений Первой мировой войны.

Но вскоре после того, как были сделаны наброски, автору неожиданно становится лучше. И с каждым мазком по холсту болеющий словно заряжался хорошим настроением.

В связи с этим спустя три года она решается написать еще одну вариацию с одноименным названием в надежде на то, что она согреет теплом его самого и близких.

На этой картине действие разворачивается на главной площади провинциального городка. Масленица гудит. В центре изображены большие сани, которые тащит тройка. Центральный жеребец — степенный, желает везти сидящих медленно, с неким почтением.

Но ему никак не сдержать напора двух пристяжных, которые все хотят погнать вперед.

В санях уселись трое: женщина в светлом полушубке, под руку с ней — еще одна в рыжей шубке, а напротив — ухажер одной из них, который, наверняка, и спланировал это развлечение.

Слева от дороги, встретились и беседуют двое мужчин. Чуть в отдалении обсуждают что-то и их супруги. Справа организована карусель. Там же цирк Шапито гостеприимно открыл свои двери. Арлекин с Пьеро уже зазывают прохожих, встав на балконе. И им это удается: много желающих столпилось у входа, кто-то торопится попасть на начало, кто-то выходит под впечатлением от увиденного.

Это полотно было встречено зрителями неоднозначно. Например, на художника посыпались нападки с обвинениями в изображении на одном холсте шума языческого празднества, светских развлечений на первом плане и христианской церкви на заднем.

Но постепенно все обвинения автора прекратились, и картина стала считаться одной из лучших среди полотен Кустодиева. Такое отношение действительно благосклонно сказалось на больном художнике, который в это время уже передвигался лишь на инвалидной коляске.

Он снова почувствовал некий прилив бодрости.

В итоге в 1920 году Борис Кустодиев стал работать над третьим полотном с тем же названием. Первый план его он подарил ребятне, катящейся с горы. Эта картина походит на народный лубок по своей яркости, детальности и простоте. И снова в центре несутся сани с тройкой лошадей.

Они готовы мчаться во всю силу, но ямщик сдерживает их. Ведь вокруг гуляет много людей — кажется, весь городок вышел на улицу. В санях сидит крупная купчиха, а рядом с ней расположился совсем худой купец. Видимо такая противоположная пара — муж и жена. Для них Масленица только началась: все еще впереди.

Представляется, что они направляются в Шапито, разбитое тут же.

Все три картины, объединенные одной темой и совпадающие по названию, заряжают атмосферой радости. Смотря на них, хочется улыбаться, а потом бежать на улицу и с головой отдаваться зимним развлечениям: катанию с горки и игрой в снежки, а потом вернуться домой и пить горячий чай с блинами.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-kustodieva-maslenica.html

Сочинение по картине Масленица Кустодиева 7 класс

На известной картине Бориса Кустодиева «Масленица» запечатлен фрагмент из жизни русского провинциального города в самом начале ХХ века. События, изображенные художником, происходят в один из дней масленичной недели, в разгар этого веселого и вкусного праздника.

День выдался солнечный и морозный, деревья укутаны снежным нарядом, заметно, что это конец зимы, тени на снегу голубые и длинные. Город раскинулся на высоких холмах, на них виден храм с сияющими куполами и колокольней, белоснежные дома с колоннами. По крутой дороге мчатся к месту празднования тройки, везут на санях горожан.

А здесь, под холмами, где стоят небольшие двухэтажные дома, пестрящие различными вывесками, разворачивается главное действие народных гуляний, недаром сюда со всех сторон целыми семьями стекаются люди.

Вот на втором этаже трактир, а внизу магазин, где продают сыр, икру, фрукты, напротив – булочная, здесь можно приобрести закуски. Художник великолепно передал атмосферу праздника и настоящего веселья. Чувствуется, что жители города к нему готовились. Многие женщины в нарядных юбках и платках.

Лица у людей улыбчивые и веселые. Кто-то играет на гармони, и, наверное, уже звучат задорные песни.

В центре картины художник изобразил тройку лошадей в нарядной упряжи и колокольчиком под расписной дугой, удалого ямщика в красной шапке, который лихо замахнулся кнутом.

На санях он везет нарядную компанию – двух женщин в модных шляпках, укутанных в рыжие и белые меха, от мороза они спрятали руки в меховые муфты, с ними мужчина в дорогой шапке. Справа на полотне степенно беседуют о делах два пожилых купца в дорогих шубах с огромными меховыми воротниками.

Рядом стоит румяная и круглолицая купчиха в собольей накидке, она встретила знакомых и обменивается с ними веселыми шутками.

И повсюду видны продавцы блинов и пирогов, которые ходят с лотками и предлагают свой вкусный товар.

У здания театра толпится народ, здесь выступает силач, чемпион мира, рядом раскинут ярко украшенный балаган с ярмарочными артистами, тут же карусели, разноцветные шары, музыка, всюду идет бойкая торговля.

Люди радуются возможности развлечься и повеселиться от души. Ведь окончится эта неделя Масленицы и начнется строгий Великий пост.

В этой удивительно яркой и оптимистичной картине уже тяжело больной и прикованный к постели художник сумел передать всю широту, искренность и красоту души русского народа. Хотя на полотне представлены люди разных сословий – мещане, купцы, крестьяне, чиновники, все они одинаково охвачены радостью праздничного дня, который запомнится им надолго.

Вариант №2

Больше всего Кустодиеву нравилось изображать различные праздники на своих холстах. И эта картина не стала исключением. На знаменитой картине Кустодиева «Масленица» изображено знаменитое народное гулянье, о котором известно каждому человеку. И хотя бы один из жителей обязательно в нем участвовал. Справляется обычно Масленица зимой, а уже после этого наступает весна.

Обычно празднуется она целую неделю и по полной программе. Сегодня жители спешат на большую площадь, где и будет проходить данное веселье. И ради такого события весь народ решил воссоединиться и на время хотя бы забыть обо всех проблемах и заботах, которые ждут дома, а также и про все ссоры и обиды. Многие используют сани, запряженные к лошади.

Всем людям нравится, и они готовы веселиться целый день.

На переднем плане находятся красивые гнедые лошади. Каждая из лошадей запряжена в красивую повозку или расписные сани. Всего в санях запряжено три лошади.

На центральной лошади находится большая позолоченная дуга. Каждому человеку хочется прокатиться на них и пока несколько человек катаются и радуются, другие ждут своей очереди.

Среди людей имеются и мужчины и женщины. А вот управляет санями мужчина.

Немного дальше видно, что на праздник собралось очень много народу и всем весело и приятно здесь находиться. Рядом с ними расположена большая карусель и ярмарка, на которой продаются различные предметы. Сюда спешат все для того чтобы купить все что выставлено на продажу иначе уже через пять минут всего этого может и не быть.

На заднем плане располагается небольшая церковь, а рядом с ней растет большое количество деревьев. Недалеко отсюда построены дома разной формы и конструкции. Немного дальше белый снег сливается с домами и разобраться, что там нарисовано дальше очень тяжело.

При помощи атрибутики можно понять, что весь праздник поделен на три разные части. В первой части находятся все предметы, которые относятся к трапезе.

Если перейти ко второй части, то там встречается театр. А вот в третьей части находится все предметы, которые относятся к борьбе.

Здесь можно не только развлечься, но и просто побороться друг с другом и при этом отвлечься от всех невзгод и проблем.

Небо также изображено в разных и красочных цветах. На фоне зимы нарисованы птицы, которые спешат по своим делам, не обращая внимания на веселье и праздник, который царит на земле. С левой стороны стоят лошади, запряженные повозками или санями, а некоторые из них привязаны к дереву. Если посмотреть в правую сторону картины, то там растет огромное количество деревьев.

И они выглядят намного больше, чем с левой стороны. А также они выделяются среди толпящего народа и большинства развлечений. Возле этих деревьев стоят люди. Деревья имеются и на площади, на которой сегодня царит настоящий праздник и веселье льется рекой.

Из-за деревьев появляются сани, а в них народ, который кричит и дергает поводок для того чтобы еще сильнее разогнать лошадь.

Описание картины

Искусство удивительно хотя бы тем, что демонстрирует нам порой потрясающие воображение контрасты.

Так например, одна из самых ярких и праздничных картин Кустодиева – «Масленица», была написана им в тяжелейшее время для него самого и всей страны, в которой он родился, жил и творил.

Дело в том, что за несколько лет до написания «Масленицы» художник стал инвалидом и не брал кисть в руки на протяжении долгого времени. Однако тяга творца к тому, чтобы продолжать заниматься делом всей жизни, победила и в 1916 году картина была написана.

На этой картине отражена зрелищность и удаль русского гуляния во время праздника проводов зимы – шумного и веселого, с обильной вкусной едой и весельем перед долгим и трудным временем поста.

Это время, когда гуляли все – богатые и бедные, люди разных классов и сословий. Люди искренне радовались тому, что зима сдает свои позиции и уже скоро закончится.

Ярмарка и балаганы нравились Кустодиеву, ведь в них отражалась жизненная энергия народа, который хоть и трудно жил, но умел и отдыхать.

Первое, что бросается в глаза на этой картине – золотисто-розовое зефирное небо, которое кажется таким легким на закате, светится и переливается всеми самыми нежными оттенками из доступной для восприятия человеческим глазом палитры. Неба касаются серебристо-белые кисти деревьев.

Картина имеет такое композиционное строение, что мы будто скользим по ней, как по горке, сверху вниз, с неба на задний план и снова вверх, на передний.

На заднем плане располагаются купола церквей – символ того, что несмотря на языческое происхождение праздника, русский народ православный по своему духу и христианские традиции сильно повлияли на это торжество – оно является преддверием Поста.

На среднем плане мы видим целую палитру пестрых пятен – то ярмарка, шумная и веселая, блистает своими красками. На переднем плане расположены покрытые традиционной росписью сани, запряженные парой лошадей. Видно, что общее настроение праздника охватывает всех без исключения, блеск и красота, счастье и наслаждение не оставляют равнодушным никого.

Тема масленичных гуляний всегда была особенно близка Кустодиеву, любившему шумный, разудалый размах русского праздника, нарядную роспись, оттененную блеском пока еще не растаявшего зимнего снега. Существуют сведения о том, что и родился художник во время Масленицы, что также оказало некоторое влияние на его любовь к данной теме.

Создавая это и другие подобные полотна, написанные столь ярко и чисто, художник уходил от окружающей его реальности последних лет: это и  собственная тяжелая болезнь, приковавшая его к кровати и мучавшая сильнейшими болями.

И ухудшавшееся с каждым годом положение внешних и внутренних дел России – политический и экономический кризис, вступление в Первую мировую войну и участие в ней без особых успехов, разочарование народа во всем прежнем образе жизни и все нараставшее предчувствие приближения революционных потрясений.

Все это было столько невыносимо для Кустодиева, что он всеми силами старался от этого уйти, воссоздавая хотя бы в своих картинах ту, прежнюю Россию, которую он знал, помнил и любил всем сердцем. Но разве же этого было мало? Я думаю, нет.

Создавая такие картины, он продлял жизнь и себе – ведь пока творец занят своей работой, он просто не позволяет себе уйти, не закончив ее – и той, старой России, которая оставалась жива хотя бы в человеческих сердцах благодаря подобным произведениям искусства.

2, 3, 5, 7 класс

Другие:

← Решетников — Мальчишки↑ По картинамЮон — Новая планета →

Кустодиев — Масленица

Сейчас читают:

  • Сочинение Прокопьевск — мой город
    Если меня спросят за что я люблю Прокопьевск, вряд ли я смогу сформулировать ответ достаточно кратко и уверенно. Ведь любят не за что-то, а потому что не могут не любить. Любовь лежит в области иррационального.
  • Сочинение Родная природа рассуждение
    Мы живем с вами в прекрасной стране где невероятные просторы, где можно найти красивейшие места, что аж захватывает дух. Как же хороша и прекрасна наша родная природа. Очень люблю путешествовать по стране и чаще всего провожу свое время в лесу.
  • Сочинение Самая лучшая школа 5 класс
    Думаю, каждый считает, что его школа лучше других, и я — не исключение. Помню, как впервые зашла в это здание ещё совсем маленькой, когда едва могла понимать, чего от меня хотят взрослые «тёти» и «дяди», находящиеся здесь.
  • Сочинение Что значит идти дорогой чести
    Честь очень важное и необходимое понятие, которое необходимо каждому человеку. Путь чести довольно сложный и непредсказуемый. Отстаивать свою честь всегда трудно, но необходимо. Жизненный путь себе самостоятельно выбирает каждый человек.
  • Сочинение по картине Иванова Явление Христа народу
    Картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу» написана по библейскому сюжету. Художник создавал её около двух десятков лет. Картина считается очень сложной не только по композиции, но и по исполнению.
  • Сочинение по картине Московский дворик Поленова 5 класс
    Сегодня поговорим об искусстве и творчестве, быть талантливым художником дело не простое. Но я считаю замечательным и прекрасным русским художником Поленова. В. Д. он не просто образованный человек, а находка ведь каждая его картина

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-kartinam/kustodieva-maslenica-7-klass

Кустодиев «Масленица» сочинение

Один из самых известных русских художников Борис Кустодиев (1878-1927) неоднократно обращался к теме праздничных гуляний в российских губерниях.

Его привлекала широта души народа русского, разгульная бесшабашность, головокружительный вихрь плясок и кулачных боев, катание на тройках и гора угощений на столах, расставленных тут же, среди снежных сугробов.

Художнику хотелось отобразить на холсте весь колорит празднества, навсегда запечатлеть яркое событие из жизни русского народа.

Картина Кустодиева «Масленица» — одна их его работ, посвященных самому веселому празднику, который приходится на последнюю неделю перед началом Великого поста.

Масленичная седмица, безудержное веселье стали сюжетом для картины, написанной в 1916 году.

У самого художника в период работы над «Масленицей» настроение было не праздничное, давала о себе знать болезнь, полученная на фронтах Первой мировой войны.

Что изобразил художник?

Описание картины Кустодиева «Масленица» можно начать с того, что в верхней части полотна видно, как зима отступает: на небе облака, окрашенные в пастельный кремовый цвет, какой бывает в самом начале весны. В вышине — стая грачей, птицы прилетели и находятся в ожидании весеннего тепла. В центре картины расписные сани, запряженные парой лошадей.

Возница в праздничной одежде и папахе с малиновым верхом натягивает вожжи, сзади него благочинно сидит молодая пара. В сани норовит сесть на ходу юнкер с подругой, они слева. Навстречу мчатся еще одни сани, поодаль две упряжки также стараются опередить друг друга. В левой части картины видны два возка, взлетающие на холм.

Они стараются настичь упряжку, которая находится в центре картины.

Чуть поодаль детвора катается на санях с крутой горки, наслаждаясь последними снежными денечками. За горой раскинулся балаган, вокруг которого собрался народ в ожидании представления. Дома стоят заснеженные, церкви с колокольнями — в сплошном белом покрывале.

Сожжение чучела

Картина Кустодиева «Масленица» дышит атмосферой праздника. Внизу раскинулась ярмарка, мы как будто слышим веселый гомон: идет торговля. Гулянье в самом разгаре, однако, если внимательно присмотреться, на картине видны неуловимые признаки наступления вечера. Вскоре птицы исчезнут, сани разъедутся, люди пойдут по домам.

На следующий день праздник вновь вернется в город, затем еще раз. И так всю неделю, пока не наступит время главного ритуала — сожжения чучела Зимы. Описание картины Кустодиева «Масленица» можно закончить поклоном в честь талантливого художника, сумевшего мастерски передать всю сущность одного из самых грандиозных русских праздников.

Полотно находится в Русском музее в Петербурге.

Кустодиев, «Масленица» (1919): описание картины

Спустя три года Кустодиев вновь возвращается к теме масленичного гуляния. На этот раз действие разворачивается на площади небольшого провинциального городка. В лучах зимнего солнца, склоняющегося к закату, праздник в самом разгаре.

Проносится тройка лошадей, запряженная в небольшой возок на полозьях. Степенный коренной жеребец старается сдерживать резвых пристяжных — да куда там! Молодые кони несут легкие сани, а кучер их понукает кнутом.

В санях трое: дама в белом песцовом полушубке, рядом с ней — подруга в лисьей шубе и напротив них ухажер, который, видимо, и организовал веселую поездку.

Картина Кустодиева «Масленица» передает дух купеческой провинциальности. В стороне от проезжей части сошлись двое, у них общие интересы. Жены чуть поодаль, говорят о своем.

По другую сторону дороги — аттракционы, карусель и другие развлечения. Там же стоит цирк шапито. Пьеро и Арлекин на балконе зазывают публику. Цирк изображен под вывеской «Театръ».

Люди толпятся у входа, те, кто уже побывал на представлении, не спешат уходить, остальные ждут своей очереди.

Много шуму наделало полотно, которое создал Кустодиев, — «Масленица» (1919). Описание картины критиками было неоднозначно. Особенно потрясло появление шедевра художников Москвы и Петербурга.

Но каждый из них признавал, что хотел бы быть на месте Бориса Кустодиева. Всеобщее признание оказало неоценимую моральную поддержку больному художнику, который в последние годы был прикован к инвалидной коляске.

И Борис Кустодиев начал работу над третьим полотном, посвященным русскому празднику.

Тройка буланых

Картина Кустодиева «Масленица», написанная в 1920 году, стала третьей и последней по счету работой художника на тему русских гуляний. Многофигурные композиции размещены в центре и по краям картины. Передний план художник отдал детям, катающимся с горки.

Полотно немного отдает народным лубочным искусством, но это его не портит. И вновь по центру картины проносятся сани, запряженные тройкой буланых лошадей. И коренник, и пристяжные готовы мчаться во весь опор, но ямщик не дает: вокруг гуляют люди.

В санях сидит дородная купчиха, рядом — тщедушный купец. Для них масленица только началась, весь день — катание на тройке, потом на карусели, после аттракционов — представление в театре, а вечером — к столу с блинами и красной икрой.

Все это домысливается при взгляде на шедевр Кустодиева, третий по счету на тему масленицы.

Состояние здоровья художника все ухудшалось. Он, как мог, сопротивлялся болезни, но недуг оказался сильнее. В конце жизни Борис Кустодиев вынужден был писать картины, лежа в постели.

Знаменитую «Русскую Венеру» он заканчивал с огромным трудом, проработав несколько минут, отдыхал два-три часа. Упорство художника было вознаграждено, картина признана шедевром мирового уровня.

Полотно под названием «Осень» Кустодиев многократно откладывал, но, чувствуя скорую кончину, все же постарался закончить работу.

Оттенки и полутона

Первая репродукция картины Кустодиева «Масленица» была сделана в 1928 году, уже после смерти художника. Мастер использовал технику гравировального станка по методу многоцветного копирования.

Результат был далек от оригинала, поскольку гравюра передает только основные цвета, а полутона отобразить не может. Картины Кустодиева богаты именно оттенками. «Масленица» — картина художника Кустодиева — завораживает тонкой игрой голубовато-серых полутонов.

Снежные сугробы и шапки на ветвях деревьев в преддверии наступления весны, заснеженная равнина служат фоном для сюжетного наполнения картины.

Кустодиев и Суриков

Еще один русский художник, виртуозно владевший техникой изображения снежного покрова, — это Василий Суриков.

Его неповторимые работы — «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Взятие снежного городка» — были бы невозможны без снежного фона.

Но все же самым искусным мастером изображения белого покрова считается Борис Михайлович Кустодиев. Картина «Масленица» в трех вариантах — тому подтверждение.

Источник: https://schoolessay.ru/kustodiev-maslenica-sochinenie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector