Кустодиев борис «портрет ф.и. шаляпина» описание картины, анализ, сочинение

Кустодиев Борис

Кустодиев пишет множество портретов, среди которых отдельного внимания заслуживает портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году.

Интересна история создания этой картины. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила».

Эскизы декораций решено было заказать Кустодиеву, и, поскольку, сам художник уже не мог ходить, Федор Шаляпин отправился к нему домой договариваться о работе.

На Шаляпине была надета роскошная теплая шуба, которой с ним недавно расплатились за один из концертов и которая, как подозревал сам Шаляпин, была, вероятнее всего, краденая. Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе.

Шаляпин приходил на сеансы позирования в петроградскую квартиру Кустодиева, туда же с собой он приводил и любимую собаку — французского мопса. При этом, по воспоминаниям сына Кустодиева, чтобы собака замирала в нужной позе, глядя вверх, на шкаф сажали кошку.

Картина написана в характерной для художника манере — Шаляпин изображен на фоне ярмарки, массовых гуляний, в атмосфере традиционного русского праздника. Писать этот щедрый, красочный праздник с натуры Кустодиев уже не мог — ушедшая Русь теперь осталась только в воспоминаниях художника, но из этих воспоминаний он создает удивительно целостный, убедительный образ.

Это огромное, бескрайнее пространство разворачивается на заднем плане, а впереди над праздничным балаганом возвышается фигура великого русского артиста в концертном костюме, лакированных туфлях и с модной в те годы тростью, которая уходит за край холста — певцу будто тесно в рамках изображения. В левом нижнем углу изображены прогуливающиеся дочери Шаляпина, а рядом с ними — театральная афиша, возвещающая о выступлении певца.

Комната-мастерская, где работал художник, была настолько маленькой, что картину Кустодиев писал по частям, практически наугад, перемещая холст с помощью системы противовесов, и увидеть работу целиком, с расстояния, художнику так и не довелось. Уезжая в эмиграцию, Шаляпин увез картину с собой.

  • Год написания картины: 1921.
  • Размеры картины: нет данных.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: масло.
  • Жанр: портрет.
  • Стиль: модерн.
  • Галерея: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/kustodiev-boris/portret-shalyapina/

Картина Б. Кустодиева "Портрет Ф. И. Шаляпина" учебно-методический материал по развитию речи ( группа) на тему

Слайд 1

Б . Кустодиев «Портрет Федора Ивановича Шаляпина» П едагог: Шайдуко Екатерина Александровна Санкт-Петербург

Слайд 2

Борис Михайлович Кустодиев (1828 — 1927) Родился в Астрахани. Отец умер рано. Семья снимала квартиру во флигеле особняка богатых астраханских купцов. Весь день во дворе суетились повара, прислуга, кучера, приезжие и т.д.. Кустодиев воспринял здесь первые свои впечатления о быте и типах провинциального купечества, которые впоследствии стали персонажами его картин.

Слайд 3

Борис Кустодиев окончил Академию Художеств. Его учителем был И. Репин. Именно от Репина молодой художник получил самое важное в своем творчестве – «стремление к содержательности в живописи и к созданию картины как логически завершенного целого». Кустодиев увлекался народным лубком, отличающимся простотой своих образов и нарядностью цвета.

Художник перешел к декоративной расцветке, к подражанию живописи на подносах. В 1911 году у Бориса Кустодиева появились симптомы туберкулеза позвоночника. Уехал в Швейцарию. Болезнь прогрессировала. После операции ему было запрещено рисовать. Рисовал тайком от мед персонала, в больнице. Наступил паралич ног, с 1916 года прикован к креслу.

  • Слайд 4
  • Портрет Федора Шаляпина 1922 год, 90х80 см, холст, масло Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Слайд 5

Портрет — эскиз Федора Шаляпина. 1921 год, акварель, цветные карандаши.

Фёдор Ива́нович Шаля́пин (1873 —1938) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра.

Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.

Слайд 6

Эту картину Кустодиев писал, прикованным к инвалидному креслу. Он не выходил из дома. В этот период были написаны самые яркие и жизнерадостные полотна художника. Портрет Шаляпина занимает особое место в творчестве художника. Живой, праздничный, реалистичный и наполненный сказкой.

На первом плане картины изображен артист Шаляпин, за его спиной , зимний пейзаж — яркий, лубочный, условно изображающий ярмарку . На белом фоне яркими красками написаны мелкие фигурки, карусели, сани, воздушные шары и яркие наряды. На втором плане изображены дочери Шаляпина – Марфа и Марина, а также его друг И.

Дворищев в традиционной русской зимней одежде.

Слайд 7

Артист стоит в театральной позе. Он словно оглядывает этот городок с высоты. Это незнакомый город, куда он только что прибыл на гастроли. Внизу картины даже изображена афиша, возвещающая о таком большом событии для этого городка.

Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся — а не только воротник и шапка — на бобровом меху; мизинец руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки — серая замша и черный лак . Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость.

У ног хозяина белый породистый мопс Ройка. Борис Михайлович отмечает некоторую самовлюбленность уже седовласого певца, его желание щегольнуть. Шаляпин становится центром , вершиной этого русского мира. Кустодиев воспринимал Шаляпина, как воплощение национального духа и характера.

Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Сейчас кустодиевский «Портрет Ф.И. Шаляпина» находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года.

Слайд 8

50 шедевров русской живописи. – М.: Эксмо , 2014. Артемов В. В. Русские художники. – М.: « Росмэн -Пресс», 2003. Сергеев А. А. Русские живописцы . Серия История России. — М .: Белый город, 2014. Рассказы о шедеврах живописи//Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина »// Иoнина Н.A.

» Сто великих картин«. издательство «Вече», 2002. URL : http :// nearyou.ru/100kartin/100karrt_90.html ( 21.12.2015 ) Циклопедия //Портрет Шаляпина (картина Кустодиева ) URL : http:// cyclowiki.org/wiki (22.12.2015) ПОРТАЛ ИСКУССТВ// Русская живопись //Борис Михайлович Кустодиев // Портрет Шаляпина URL : http:// artlibrary.ru/picture/430 (21.12.2015) Кустодиев Борис Михайлович. Сайт о жизни и творчестве художника URL : http://kustodiev-art.ru/? page=a80227c7-b3ce-4c1d-83ad-668719484623&item=ee8120c1-8343-429d-b36b-e367e3e8122b&type=page (21.12.2015) Использованная литература и интернет-ресурсы

Слайд 9

Словарь Фли́гель (от нем. Flügel , основное значение — крыло) — вспомогательная пристройка к жилому или нежилому дому, а также отдельно стоящая второстепенная постройка. Флигели входили в комплекс городской или сельской усадьбы и располагались по бокам от основного здания .

Лубо́к (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик ) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества.

Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/04/07/kartina-b-kustodieva-portret-f-i-shalyapina

Ответы Mail.ru: Сочинение по картине Б. М. Кустодиева "Портрет Ф. И. Шаляпина"

…Н… ….А… Мыслитель (5889) 7 лет назад Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным».

Художник всячески стремился сделать портрет замечательного артиста живым, праздничным. В композиции картины Б. Кустодиев использовал прием, похожий на тот, что был в его «Купчихе»: высокий первый план, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство.

На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа — яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку.

Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу) . Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город.

Однако этот город и знаком ему — по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.

Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся — а не только воротник и шапка — на бобровом меху; мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак.. . Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость.

Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа. В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина.

Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров.. . Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу.. . А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марфу и Марину и его друга И. Г. Дворищина.

И центром, вершиной этого русского мира является человек, в котором широта, размах и талант народа проявились во всей полноте. Может быть, нигде размышления Кустодиева о национальном своеобразии русского народа не нашли такого конкретного воплощения, как в портрете Федора Шаляпина.

жопа фыапрр Ученик (125) 3 года назад Борис Михайлович Кустодиев создает картины, которые четко передают жизнь народа, его радости и тревоги. Однако эта картина стала прекрасным исключением из этого ряда. На ней показан гениальный человек всех времен и народов – Шаляпин. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. шаляпин так же восхищался творчеством художника.Фёдор Иванович Шаляпин] — российский певец (бас), народный артист России. Он родился в Казани, здесь же он провел детство. Отец его был канцелярским служащим. Обладая редким басом, Шаляпин стал оперным певцом. Много выступал в Мариинском театре. Уникальный бас, который сейчас можно услышать в записях, его неподражаемый ар тистизм дали слушателям возможность заново про чувствовать красоту и величие таких классических оперных партий, как «Очи чёрные», «Дубинушка», «Вдоль по питерской». Кустодиев изобразил Шаляпина на фоне ярмарки. Певец вышел на прогулку осмотреться, так как это был новый город. Его высокомерие говорит о том, что он знает себе цену. Пальто не застёгнуто, это позволяет видеть белый воротник рубашки, галстук-бабочку и пёстрый шарф. мизинец его оттопырен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем.. На ногах — модная блестя щая замшевая обувь. Ходить в ней по снегу трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Шаляпин любил дорогие, нарядные вещи. Задний план картины заметно отличается от фигуры Шаляпина. Ярмарочное действие изображено яркими красками. А вот сам Шаляпин одет в темную одежду. Однако автор не отделяет Шаляпина от народа, поэтому на заднем плане мы видим торговые ряды и нарядных людей. Рядом с постером «Шаляпин» стоят люди, они остановились посмотреть на своего кумира но не смеют подходить.

Это один из наиболее удачных портретов артиста в России.

Илья Малыхин Профи (847) 3 года назад Коля Шевченко Ученик (155) 3 года назад Антон Балютис Ученик (198) 2 года назад Анатолий Шеламагин Ученик (167) 2 года назад gabella Ученик (144) 2 года назад Johannes Lorenz Ученик (193) 2 года назад Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Художник всячески стремился сделать портрет замечательного артиста живым, праздничным. В композиции картины Б. Кустодиев использовал прием, похожий на тот, что был в его «Купчихе»: высокий первый план, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство.

На снежных холмах вовсю идет народное гуляние, представлено множество мелко написанных человеческих фигурок, мчащиеся санки, лотошники, у балаганов и карусельных гор толпится праздничный народ. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа — яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку.

Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу) . Сейчас артист на прогулке, ему еще предстоит покорить своим талантом этот пока не знакомый город.

Однако этот город и знаком ему — по своим типичным чертам, по облику и быту русской жизни, которая была так близка Ф. Шаляпину. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.

Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой.

Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся — а не только воротник и шапка — на бобровом меху; мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак.. .Ходить в них по снежным склонам трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Все это, однако, барство показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором сильно выразилась творческая стихия русского народа. В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина.

Праздничная феерия кустодиевской ярмарки разворачивается за его спиной: балаганы, скоморохи, мчащиеся кони, веселые извозчики, гармоники, подвыпившие мастеровые, связки воздушных шаров.. .Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу.. .А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марфу и Марину и его друга И. Г. Дворищина.

И центром, вершиной этого русского мира является человек, в котором широта, размах и талант народа проявились во всей полноте. Может быть, нигде размышления Кустодиева о национальном своеобразии русского народа не нашли такого конкретного воплощения, как в портрете Федора Шаляпина.

Артём Бойдаков Знаток (328) 1 год назад Борис Михайлович Кустодиев создает картины, которые четко передают жизнь народа, его радости и тревоги. Однако эта картина стала прекрасным исключением из этого ряда. На ней показан гениальный человек всех времен и народов – Шаляпин. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. шаляпин так же восхищался творчеством художника.Фёдор Иванович Шаляпин] — российский певец (бас), народный артист России. Он родился в Казани, здесь же он провел детство. Отец его был канцелярским служащим. Обладая редким басом, Шаляпин стал оперным певцом. Много выступал в Мариинском театре. Уникальный бас, который сейчас можно услышать в записях, его неподражаемый ар тистизм дали слушателям возможность заново про чувствовать красоту и величие таких классических оперных партий, как «Очи чёрные», «Дубинушка», «Вдоль по питерской». Кустодиев изобразил Шаляпина на фоне ярмарки. Певец вышел на прогулку осмотреться, так как это был новый город. Его высокомерие говорит о том, что он знает себе цену. Пальто не застёгнуто, это позволяет видеть белый воротник рубашки, галстук-бабочку и пёстрый шарф. мизинец его оттопырен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем.. На ногах — модная блестя щая замшевая обувь. Ходить в ней по снегу трудно, и Шаляпин опирается на дорогую трость. Шаляпин любил дорогие, нарядные вещи. Задний план картины заметно отличается от фигуры Шаляпина. Ярмарочное действие изображено яркими красками. А вот сам Шаляпин одет в темную одежду. Однако автор не отделяет Шаляпина от народа, поэтому на заднем плане мы видим торговые ряды и нарядных людей. Рядом с постером «Шаляпин» стоят люди, они остановились посмотреть на своего кумира но не смеют подходить.

Это один из наиболее удачных портретов артиста в России.

Анастасия Бугаева Ученик (244) 1 год назад Б. М Кустодиев- один из выдающихся художников. Поражает сила и воля духа Бориса Михайловича. Этот человек с парализованными ногами, испытывающий страшную боль в позвоночнике, всегда трудился по 12 часов в сутки. Портрет Шаляпина написан единым напряжением воли. Два с половиной месяца художник писал эту картину. Кустодиев сам сконструировал приспособление, на потолке блок, через него веревка с грузом, вот и верти полотно в любом направлении, ближе к своему креслу, дальше, в сторону… Приходилось работать, задрав голову кверху. В портрете художник изобразил на только Шаляпина, но и свою страну детства. На переднем плане картины изображен Ф. И. Шаляпин- русский народный певец, который прославился исполнением народных песен. У Шаляпина очень выразительное лицо. Скорее всего он думает о происходящем, смотря на веселый праздник, который происходит на одном из улиц города. Шаляпин выглядит, как барин: одет в пальто подбитое мехом, на голове шапка отороченная также мехом. Под пальто виднеется сценический костюм. На ногах- лакированные сапожки. Руки у певца очень ухоженные, на одном пальце надето кольцо с драгоценным камнем, в другой руке- трость. Около Шаляпина- стоит его верный друг-собака породы мобс. Она предано смотрит на своего хозяина, следит за каждым его движением. Певец стоит на заснеженном пригорке, а внизу шумит, гуляет – Масленица.На втором плане картины изображена цветастая, хохочущая ярмарка. Повсюду стоят лотки с пряниками, леденцами. На одном из шатров развиваются воздушные шары. Празднично одетые люди переходят от одного развлечения к другому. Кто-то завликает посетителей игрой на гармоне, приглашая их на конкурсы. Кто-то катается на санях, а дети собрались около карусели. Масленица изображена яркими, сочными красками. Так и хочется очутиться зрителем этого праздника.Пейзаж на картине изображен светлыми красками. Небо бело-голубовато-розовое, свежее, снег чистый, белый с голубоватым отливом. Кроны деревьев покрыты пушистым снегом, и смотрятся как облака. Пейзаж картины также передает праздничное настроение народного гулянья.

Мне понравилась эта картина, своей атмосферой, яркими сочными красками

Альфина Латыпова Знаток (363) 10 месяцев назад Кустодиев традиционно создает картины, которые четко передают жизнь народа, его радости и тревоги. Однако эта картина стала прекрасным исключением из этого ряда. На ней показан гениальный человек всех времен и народов – Шаляпин. Этот выдающийся человек показан не в хоромах, а на небольшом пригорке. Он смотрится очень солидно в своем костюме и роскошном пальто. Аккуратная трость и небольшой перстень подчеркивают статус этого человека. Однако автор не отделяет Шаляпина от народа, поэтому на заднем плане мы видим торговые ряды и нарядных людей. В целом, атмосфера картины крайне оптимистичная и доброжелательная. При создании этого полотна художник использовал преимущественно светлые тона, которые удачно передают сущность русского человека. Просто в глубине души русские – это чистые и светлые люди. Для контраста Шаляпин изображен более темными красками. Это показывает, что он немного возвышается над простыми людьми, но сохраняет связь с народом.

Картина Кустодиева «Портрет Шаляпина» – это удивительное творение, которое показывает, что обычный человек может пробиться в жизни. Это картина покорила меня своей величественностью и простотой – и подарила надежду.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/72845612

Сочинение по портрету Ф. И. Шаляпина работы Б. М. Кустодиева

Сочинение по портрету Ф. И. Шаляпина работы Б. М. Кустодиева

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) ро­дился в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Когда он 9-летним мальчиком впервые посетил выставку художников-передвижников, она произвела на него настолько сильное впечатление, что он решил стать художником.

Сначала, правда, он всё- таки выучился в духовной семинарии, после чего по­ступил в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался в мастерской И. Е. Репина, который вскоре обратил внимание на талантливого ученика. В соавторстве они написали картину «Заседание Го­сударственного Совета». В тот же период проявилось мастерство Кустодиева как портретиста.

Интересно, что он работал и как скульптор, создав галерею бю­стов видных деятелей искусства.

В творчестве Кустодиева рано обнаружился ин­терес к национальному быту и истории.

Художник жил в столичных городах, Москве и Петербурге, но любил бывать в живописных провинциальных уголках России, в особенности городах и сёлах, рас­положенных в верховьях Волги — Костроме, Нижнем Новгороде и др.

Здесь он находил сюжеты, красочно показывающие традиции русского народа — ярмарки, масленичные гуляния, и другие праздники, и колорит­ные типажи выходцев из народа — купцов и купчих, дородных красавиц, «русских венер». И краски он выбирал яркие, под стать безудержному народному веселью.

В 1909 г. здоровье художника стало быстро ухуд­шаться, в результате с 1916 г. он был вынужден перемещаться в инвалидном кресле. Но живопись Кустодиева не стала мрачной, напротив, в этот период он создавал произведения, которые в ещё большей ме­ре, чем раньше, полны любви к жизни и восхищения её красотой.

Портрет Шаляпина, признанный одним из луч­ших произведений Кустодиева, относится к этому времени. Примечательно, что художник, черпающий вдохновение в обращении к народным традициям, запечатлел черты певца, дарование которого также имело крепкую, глубинную связь с народным искусством. Да и сам Шаляпин был выходцем из народа — его родители происходили из крестьянских семей.

Родился Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) в Казани, здесь прошли его детство и юность. Буду­щий знаменитый певец побывал подмастерьем у са­пожника, пел в церковном хоре — его способности к пению обнаружились рано. Пробовал себя на сцене в качестве драматического актёра.

В качестве оперного певца Ф. И. Шаляпин дебю­тировал 18 декабря 1890 г. в Городском театре Уфы, в партии Стольника в опере польского композитора С. Монюшко «Галька». После этого Шаляпин высту­пал в Тифлисе (современный Тбилиси), Петербурге и Москве.

В судьбе Шаляпина произошёл кардинальный по­ворот, когда он по приглашению мецената С. И. Ма­монтова вступил в труппу Частной Русской оперы в Москве. Здесь к певцу пришли слава, любовь пуб­лики и деньги.

Уникальный шаляпинский бас, который и теперь можно услышать в записях, его неподражаемый ар­тистизм дали слушателям возможность заново про­чувствовать красоту и величие таких классических оперных партий, как Иван Сусанин в «Жизни за царя» М. И. Глинки, Борис Годунов в одноимённой опере М. П. Мусоргского, Иван Грозный в «Псковитянке» И. А. Римского-Корсакова и др.

Не только русская публика по достоинству оцени­ла дарование Шаляпина. Взыскательные итальянцы пришли в восторг, увидев его на сцене знаменитого Ла Скала в партии Мефистофеля в одноимённой опере А. Бойто.

Шаляпин много выступал, гастролировал за границей.

Несмотря на мировое признание, певец никогда не отказывался петь для простого народа, старался, как мог, помочь простым людям, нередко отдавая в их пользу сборы от своих выступлений.

Большевики признали заслуги и талант Шаляпина: его сделали художественным руководителем Мари­инского театра. Первым в стране он получил звание народного артиста Республики. Но, как видно, при но­вой власти певцу не слишком привольно дышалось на родине. В 1922 г. под предлогом гастролей Шаляпин выехал за границу. В Россию он так и не вернулся, хотя до конца своих дней мечтал об этом.

Портрет Шаляпина работы Кустодиева датирован 1922 г., следовательно, написан незадолго до того, как певец навсегда покинул родину.

Фоном служит зимний праздник — масленичное гуляние, которое было одним из излюбленных сю­жетов Кустодиева. На белом снегу ярко выделяются пёстрые балаганы, тройки, торговые ряды, толпы ве­селящегося народа. Но всё это вдали, внизу, мелким планом. Основную часть картины занимает фигура Шаляпина, который стоит на заметённом снегом при­горке.

Кустодиев изобразил его в облике важного, немного ленивого щёголя в просторном тёмном паль­то на рыжеватом бобровом меху и шапке с такой же оторочкой. Пальто не застёгнуто, это позволяет видеть белый воротник рубашки, галстук-бабочку и пёстрый шарф. На отставленном мизинце правой руки — перстень с камнем. На ногах — модная блестя­щая обувь.

Известно, что Шаляпин любил дорогие, нарядные вещи.

Правой рукой Шаляпин слегка придерживает паль­то, в левой руке — трость. Шаляпин повернул голову в сторону; хотя он стоит на месте, в его позе словно отражается некое внутренне движение.

В правом нижнем углу картины, у ног Шаляпина, изображена небольшая белая собака с чёрным пят­ном вокруг глаза — французский бульдог по кличке Ройка, любимец хозяина, на которого пёс пристально смотрит, повернув к нему голову.

Вдали на афише написано «Гастроли Ф. И. Шаля­пина», из чего можно сделать вывод: певец приехал в какой-то город, возможно, в провинции, чтобы там выступить перед публикой. Интересно, что в нижнем левом углу художник изобразил дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, которые гуляют в сопровождении секретаря и близкого друга певца И. Г. Дворищина.

Кажется, ничто не предвещает перемен в судьбе этого нарядного, уверенного в себе человека, облик которого наводит на мысль о типичном русском ба­рине.

Кажется, ничего не изменилось в России — не видно большевистских лозунгов, лишь афиша о при­бытии Шаляпина и нейтральные надписи «Пряники» и «Горы».

Но скоро, скоро всё изменится: Россия останется для Шаляпина позади, надолго прекратят­ся масленичные гуляния, берущие начало в далёкой древности, но не вписывающиеся в структуру нового мировоззрения…

А на картине так навсегда и остался кусочек старой России и Шаляпин посреди весёлой масленицы.

На этой странице искали :

  • сочинение по портрету шаляпина
  • сочинение по картине б м кустодиева портрет ф и шаляпина
  • сочинение по портрету ф и шаляпина
  • сочинение портрет шаляпина
  • портрет Ф И Шаляпина сочинение

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-portretu-f-i-shalyapina-raboty-b-m-kustodieva.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector