Вермеер ян «кружевница» описание картины, анализ, сочинение

Недолгую жизнь Вермеер (Вермер) Дельфтский (1632 —1675) прожил в городе, о котором должен был бы грезить, в который должен был бы бежать… Дельфт, изображенный на картинах голландского художника Вермеера, — город-убежище, город-приют: вермееровский Дельфт рассеивает тревоги и возвращает покой. Художник во власти загадочного, чуть сонного очарования города на реке, который сам уплывает точно детский кораблик. Дельфт Вермеера — город-кораблик и город-пристань.

Картина «Вид Дельфта» (художник Ян Вермеер)

Вермеер Ян

Реальный Дельфт был городом-мастерской, где умели ценить искусный ручной труд, где понимали толк в красоте, где знали цену порядку. На всю Голландию Дельфт славился мастерицами кружев и мастерами фаянса. Здесь складывался благоустроенный быт, который уже был немыслим без музыки, без искусства.

В любовно продуманных планировках дельфтских улиц Вермеер нашел свой идеальный композиционный канон. А дельфтский ландшафт, голубизна безоблачного неба, желтизна песчаных берегов подсказали Вермееру его нежную высветленную палитру.

Суровый коричневый колорит — след неизжитого протестантского аскетизма — Вермеер отверг как тягостный и неживописный.

Особенности картин

Ян Вермеер был строгим мастером, и в нем жила очарованная душа. В жанровой живописи Голландии XVII века он выглядит художником и очень типичным и очень одиноким. «Малые голландцы» — жанровые живописцы той поры — погружались в обыденность в поисках нравоучительных тем.

Попутно они касались тем рискованных, тем анекдотических. Вермеер искал в обыденности очарований. Урок музыки или примерку серьги он описывает тщательно и завороженно. Для Вермеера это строгий обряд и чудное мгновение жизни. Голландским бюргерам и солдатам такое искусство должно было казаться не слишком мужественным и слишком странным.

В свою очередь. Вермеер видел в них мужланов. Он опоэтизировал дельфтских девушек, дельфтских дам, но дельфтских мужчин наметил едва-едва, с презрительным безучастием, уделив больше внимания мужской шляпе, нежели мужскому лицу.

Блестящий портретист пишет портреты не надменных победителей в испанских войнах, но кружевниц, клавесинисток или даже случайных солдатских подруг. Женский образ Вермеера обыденно-лучезарный, образ искусницы, мастерицы, озаряющей жизнь и тайно жизнью руководящей.

Улыбка вермеровских девушек — это власть, а осанка вермеровских мужчин — это лишь видимость власти. Жанровые картины Вермеера не чужды комизма, обаятельной театральности. В них присутствует более общая мысль: власть грубой силы в них кажется отмененной.

Картина «Офицер и смеющаяся девушка» (художник Ян Вермеер)

Вермеер Ян

Образы «вечно женственного» у Вермеера сопоставлены с образом солнечного света. Солнечный свет — то, что более всего поражает на его картинах, хотя среди них мало пейзажей, а чаще всего изображен интерьер — комната бюргера или ателье живописца. Солнечный свет Вермер писал как виртуоз, а воспринимал как узник.

Открытия и эксперименты Рембрандта он использовал для собственных целей и собственных тем. Свет Вермеера — свет утра, с мотивом утреннего света связана его лирическая философичность. Вермеер стремится изобразить и утренний свет, и утро света. Свет Вермеера — свет, не познавший некрасоты мира. На картинах Рембрандта — борьба света и тени.

На картинах Вермеера — игра света и вещи, света и поверхности, света и силуэта. Это действительно первые радости света. В иную эпоху, подчиняясь иным импульсам, Блок напишет о «резком, неподкупном свете дня». Портретная поэзия зрелого Блока, как и портретная живопись зрелого В. Серова, пронизана дневным светом — резким и неподкупным.

Резким и неподкупным светом освещены портреты зрелого Ван-Гога. В них нет того ликующего контакта света и человеческого лица, который создает неповторимое очарование портретов Вермеера. В «дневных» портретах Серова или Ван-Гога свет и лицо — скрытые недруги, тайные антагонисты: свет настигает, лицо прячется.

 В «утренних» портретах Вермеера свет и лицо ищут друг друга, как ищут друг друга цветок и солнечный луч. Подобным же образом строятся жанровые картины Вермеера. Жанровый мотив обозначен, но уводится в тень, как уводится в тень офицер, сидящий на первом плане против улыбающейся девушки. Улыбка девушки предназначена не ему.

Вульгарно-прозаическую ситуацию Вермеер пересказывает поэтическим языком светотени. Живописцу заказана картина игривого свидания. Такие картины были очень популярны в чопорной Голландии XVII века. Вермеер выполняет заказ, но думает не о том, о чем думает заказчик. Что бы Вермеер ни писал, он пишет одно: свидание девушки и света.

Картина «Молочница» (художник Ян Вермеер)

Вермеер Ян

История живописи знает великое произведение, созданное как антипод Вермееру. Это «Ночное кафе» Ван-Гога, картина, рисующая ночь света. Работая в Арле, на юге Франции, Ван-Гог много думал о Вермере и о XVII веке. Судя по письмам к брату Тео, он тосковал невозможностью достичь вермеровских гармоний. Натурные пейзажи Ван-Гога — поиски утраченного утра.

Палитра Ван-Гога — палитра Вермеера, ставшая дисгармоничной. Сине-голубое и желто-лимонное враждуют друг с другом, друг друга изобличают, нежные краски странно и пугающе искажены. «Ночное кафе» — образ искаженной человечности, искаженной жизни. Ван-Гог писал, что здесь сходят с ума, замышляют убийство. «Ночное кафе» — образ искаженного света.

Эффект электрического освещения, зловеще сияющего в синем сумраке ночи, Ван-Гог описал одним из первых и драматичнее, чем кто-либо после него. Электричество у Ван-Гога — световая подделка, световая мистификация. В картине нашла выражение одна из главных тем позднего Ван-Гога — влекущая и отталкивающая сила ложного света.

Далекий предшественник Ван-Гога Вермеер видел и сумел облечь в краски свет истинный, свет неискаженный. Как он это умел, осталось его загадкой.

Картина «Девушка с жемчужной серёжкой» (художник Ян Вермеер Дельфтский)

Вермеер Ян

Жизнь и живопись

О жизни Вермеера известно немногое. Мы даже не знаем его лица. Единственный автопортрет Вермера полон строгой и демонстративной неоткровенности.

Художник изображен за мольбертом, сидящим спиной, написанной, впрочем, с замечательной чисто вермеровской выразительностью. В позе страстное напряжение, страстное нетерпение, страстный порыв.

Между тем рука, держащая кисть, занята тщательной, кропотливой работой.

  • Картина Яна Вермеера Дельфтского «Искусство живописи»
  • (также известна как «Аллегория живописи», «Мастерская художника», «Художник и модель»)
  • Вермеер Ян

В соединении страсти и кропотливости Вермеер видел тайну высокого мастерства. То же соединение страсти и кропотливости мы находим у вермеровской «кружевницы». Художник, утонченный эстет, работает так же, как девушка-простолюдинка.

Его представления о жизни, о творчестве, о красоте так же не искажены. Не здесь ли разгадка его искусства? Ян Вермеер Дельфтский — художник, который ищет и который творит неискаженный образ в жизни.

Терракотовые трещины старой кирпичной стены, желтизна лица молодой беременной женщины, роскошные краски почти что матиссовского ковра, изысканные краски почти что ренуаровского туалета — все это жизнь, это вызов, который жизнь бросает мастеру-живописцу.

Вермеер тратит массу усилий, чтобы волнующие впечатления дня передать в безукоризненной форме идеальной картины.

Картина «Кружевница» (художник Ян Вермеер)

Вермеер Ян

Творчество мастера-виртуоза не было и не могло быть продуктивным. Его современники, «малые голландцы», создавали свои опусы многочисленными сериями. Вермеер написал около 40 картин.

В конце жизни, далеко не достигнув старости, Вермеер вообще отказался от работы живописца. Может быть, он сделал это, чтобы поддержать семью. Может быть, у него иссякли душевные силы. Не будем, однако, его жалеть.

Умирав, Вермеер мог утешать себя гордой мыслью, что оставляет потомкам одни лишь шедевры.

В. Гаевский, журнал “Семья и школа”, 1970 год

Источник: https://mamotvet.ru/gollandskij-xudozhnik-yan-vermeer-delftskij-zhizn-i-tvorchestvo/

Сочинение кружевница

Вермеер Ян Загадочный вгляд «Кружевницы9quot; Тропинина

Картину «Кружевница9quot; Василия Андреевича Тропинина можно назвать одним из любимых шедевров русской живописи.

Она создана в 1847 году и относится к жанровым портретам, то есть это не просто изображение человека, а небольшая сценка из жизни. Девушка плетет кружево, на мгновение отвлеклась от работы и подняла глаза на художника.

Именно этот момент запечатлен на полотне. Зрителю кажется, что веселая кружевница улыбчиво смотрит именно на него.

Портрет прекрасен, но интересна и его история. Дело в том, что Василий Тропинин был крепостным. И только когда ему исполнилось 47 лет, его владелец решил дать ему вольную.

Читайте также:  Интересные факты о джазе

Талантливый живописец стал свободным, но ему еще нужно было доказать, что он художник, чтобы получить это звание от Петербергской Академии Художеств.

Он предоставил на рассмотрение комиссии три картины, одна из них была «Кружевница9quot; — портрет безвестной мастерицы, молодой, красивой, скромной девушки.

Русское кружево всегда ценилось буквально на вес золота, плетение кружева — ремесло непростое, требующее внимательности, сноровки, усидчивости. Этот сложный повседневный труд девушка выполняет с легкостью и любовью, он ей привычен и приятен.

Рабочая часть станка приподнята и обращена к мастерице, потому зритель практически не видит результатов ее труда, зато можно хорошо рассмотреть инструмент, который она держит в руке. Этот коклюшки.

У кружевницы их должно быть много, чем больше коклюшек, тем шире и изысканнее кружево. Мы видим, что и на станке лежит целая гроздь коклюшек, что свидетельствует о высоком уровне мастерства ремесленицы.

Если смотреть внимательно, то в нижней части картины можно рассмотреть фрагмент кружевной ленты, тонкой, почти прозрачной — это и есть то кружево, которое буквально на наших глазах создает искусная мастерица. На переднем плане на столе аккуратно выписаны ножницы. Все детали подчеркивают, что рабочее место находится в тщательном порядке.

Обращают на себя руки кружевницы, красивые пальцы, коротко подстриженные ногти. Обычные рабочие жесты изящны, даже кокетливы, так девушка могла бы держать кусочек шоколада (если бы знала о его существовании), а не рабочий инструмент.

Обнаженная до плеча левая рука хорошо освещена, что подчеркивает ее красоту. Мягкий луч света освещает лицо кружевницы, открывая его благородные черты.

Девушка из народа может быть даже более красива, чем представительница богатой семьи, хочет сказать художник.

Знатоки и специалисты высоко оценивают свет в картине. Свет струится мягким потоком, высвечивает центр полотна, придает особое очарование колориту. Колорит — это цветовая гамма, мы видим, что художник выбирал неяркие краски, близкие к серому цвету, но на картине они выглядят прекрасно, сочно, даже торжественно.

По передаче дневного светового потока Тропинин может сравниться с голландским художником Вермеером. Вермеер прославился именно умением передать луч дневного света, падающий на лица людей, которые заняты повседневными делами. Мы видим, что русский живописец блестяще справляется с такой задачей.

Немного озорной и загадочный взгляд кружевницы, подсвеченный лучом, придает картине радостное, романтическое настроение. Эти достоинства делают портрет неизвестной девушки одной из самых любимых картин русского изобразительного искусства.

Вермеер Ян

Мы в Фейсбуке

«Сезоны года» — это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Картина И.В. Тропинина «Кружевница» сразу останавливает на себе взгляд и трудно не заметить, с какой любовью и, даже долей некоторого восхищения, написана девушка.

Итак, на картине мы видим молодую девушку, которая плетет кружево. Она с большим удовольствием занимается этим кропотливым трудом, видно, что работа не доставляет ей неудобств и неприятных ощущений. Она несколько загадочно смотрит, на лице ее можно разглядеть улыбку. Ее взгляд можно назвать немного таинственным. Вероятно, девушка о чем-то грезит или мечтает.

Девушка опрятно одета, если обратить внимание у нее тонкие длинные пальцы. Такая особенность свойственна людям с творческой профессией и людям, любящим искусство. Нетрудно, глядя на девушку, понять, что у нее покладистый, добрый характер. Она сдержанна, молчалива, ей вряд ли свойственны, такие черты, как вспыльчивость или излишняя эмоциональность.

Также стоит обратить внимание на то, чем она конкретно занимается. В руках у нее коклюшки, на них она аккуратно наматывает нитки. Стоит отметить, что работа кружевницы в то время считалась очень непростой и требовала большой усидчивости. Далеко не каждой девушке удавалось положить на такую кропотливую работу много времени, чтобы получилось что-то стоящее.

Девушка одета достаточно просто, вряд ли она из семьи с хорошим достатком, но несмотря на все это трудно не обратить внимание, какие выразительные и лучистые у нее глаза. Она с невероятным удовольствием занимается делом и ей определенно нравится этот род занятий.

Картина Тропинина «Кружевница» висит в Третьяковской галерее, а это о многом говорит. Художник с невероятной точностью изобразил великолепную невообразимую красоту русской девушки. Мечтательный спокойный взгляд, добрые, излучающие тепло глаза, спокойствие и сдержанность – все это можно назвать примером исконно русской красоты.

Сочинение по картине Кружевница Тропинина для 4 класса

В 1823 году Василий Андреевич Тропинин представил три своих полотна в Совет Академии Художеств. Среди них была и знаменитая «Кружевница», которую очень тепло встретила публика.

В очень краткие сроки она стала широко известной, вошла в учебники по искусству, как классика. В.А.

Тропинин, сам того не подозревая, открыл новый тип жанрового портрета, изображающий кропотливую работу труженицы.

На картине запечатлен один момент из жизни обыкновенной крепостной крестьянки, занимающейся вышивкой. Она на мгновение подняла глаза, чтобы взглянуть на человека, оторвавшего ее от работы.

Наверняка, через несколько секунд она рассмотрела бы его и вновь опустила голову, продолжила вышивать, но пока она приветливо и дружелюбно обратила свой взор прямо на нас. Ее лицо миловидно и привлекательно, на губах играет легкая улыбка, а глубокие глаза будто светятся внутренним светом.

Волосы девушки аккуратно заплетены в нехитрую прическу, из которой выбиваются лишь несколько темных прядей, что добавляет ее образу еще больше миловидности.

Ко времени создания картины В.А. Тропинин уже не был не уверен в своих силах. За его плечами находилось уже множество работ. С большой любовью он описывает предметы мастерства своей героини — коклюшки и кусок полотна.

Используя светлые тона в своей работе, автор все время добавляет в них сероватые оттенки.

Так, в рукавах одежды девушки голубой и зеленый играют и переливаются на фоне серого, сиреневая косынка кажется более живой рядом с простым и нейтральным фоном.

И, невзирая на то, что В.А. Тропинин использовал приглушенные краски, картина получилась очень светлой и легкой. Свет, падающий слева от крестьянки, придает золотистый оттенок ее молодой коже рук и лица, что смотрится очень красиво.

Художник добивается этого результата благодаря правильному освещению. Он очень натурально показал красоту девушки, которая присуще именно русскому человеку. Она проста и искренна. Видно, что работа, которой она занята, ей нравится. Она выполняет ее с любовью и трепетом в сердце.

Это очень привлекало автора в образе крестьянки-труженицы. В этой работе видна ее настоящая суть, ее душа, неприкрытая ничем. Она читается ее фигуре, в ее ясных очах, устремленных прямо перед собой. Все в ней прекрасно.

И полуобнаженные руки, и поворот головы, и какая-то лукавая улыбка.

В.А. Тропинина часто упрекали в том, что его героиня слишком идеализирована. Уж слишком кокетливо она улыбается, слишком грациозно приподняты ее руки, будто нарочито.

И грациозная фигура, изящно повернутая боком, и плавные движения изнеженных рук заставляют задуматься о том, что труд девушки всего лишь приятная игра. Но художник заставляет нас поверить в естественность изображенной натуры, она проста, скромна и правдива.

Движения плеч крестьянки робкие и скованные. Нет. Эта девушка не напыщенная барышня. Она именно та, кем представлена на полотне.

За всю прожитую жизнь Василий Андреевич Тропинин создал огромное количество замечательных картин. Все они хороши, но «Кружевница» стала одной из лучших. Этот холст отражает некую минуту наивысшего озарения, которую запечатлел умелый художник в трепетном восхищении и благоговении.

В ней заключена свежесть, удивительнейшее богатство внутреннего мира, бескрайняя любовь ко всему существующему и огромный запас добра. В этой картине показана не утраченная человеком способность любить, понимать и прощать. В.А.

Тропинин в ней невольно оставил потомкам след своего простодушного и немного наивного взгляда на мир. И это прекрасно.

Читайте также:  Баския "верхом на смерти" описание картины, анализ, сочинение

Интересные сочинения по картинам

Чувствуется, как там холодно. Снег такой красивый. И иней особенно красивый. Почти не видно черных веток, все серебрит иней. Снега тоже много. Небо голубое! Ни облачка. Очень приятно было б погулять в этой картине. Там иней хрустит, сияет снег. Зима!

На картине запечатлен один момент из жизни обыкновенной крепостной крестьянки, занимающейся вышивкой.

Одна из самых узнаваемых картин об осени – картина Левитана «Золотая осень». Каждый знает, что на ней изображено: тонкая река

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/3021/

Художник Ян Вермеер (Jan Vermeer) : биография, картины

Вермеер Ян

Дама у вирджинала и кавалер

Вермеер (Вермер), Ян (Vermeer, Jan) (1632–1675), – выдающийся нидерландский живописец , мастер бытовой живописи и жанрового портрета, символически олицетворяющих Голландию «золотого» 17 в. Вермеер — крупнейший представитель дельфтской школы. Родился художник в семье торговца шелком и картинами. Искусствоведами считается, что сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса.

О творчестве Яна Вермеера

Середина XVII столетия — новый этап в развитии голландской живописи. Бытовой жанр в это время обогащается новыми художественными возможностями, расширяет свои формальные границы.

Творчество некоторых жанристов поднимается над занимательным изображением быта и достигает высот философских обобщений. Вместе с тем бытовой жанр совершенствует достижения предыдущего периода.

Особенно ярко этот процесс воплотился в искусстве Яна Вермеера, одного из представителей так называемой «дельфтской школы».

Вермеер — одна из наиболее загадочных фигур всего голландского искусства XVII столетия. Этот художник, будучи при жизни известным и ценимым мастером, оказался совершенно забытым уже на рубеже XVIII века.

Возрождением к новой жизни Вермеер «обязан» французскому критику Торе-Бюрже, который не только извлек из забвения имя мастера, но и дал основные характеристики его творчества. Уже к концу XIX века популярность «Дельфтского сфинкса», как называл Вермеера Торе-Бюрже, достигла необычайной высоты.

Вермеер был признан великим живописцем. Его имя стало упоминаться наравне с Рембрандтом и Хальсом.

Тем не менее, знаем мы об этом художнике не очень много. Известно, что он родился в Дельфте в семье торговца картинами. Следующий факт жизни художника, подтвержденный документально, — его женитьба в 1653 году.

При этом Вермеер, видимо, перешел из лютеранской церкви в католическую. В этом же году он вступил в живописную гильдию св. Луки, где его несколько раз выбирали деканом.

По всей вероятности, Вермеер всю жизнь прожил в Дельфте; известна лишь одна его поездка в Гаагу в 1672 году, где он выступал в роли эксперта при покупке итальянских картин.

Судя по некоторым финансовым документам, Вермеер был обеспеченным человеком. Он владел несколькими домами, а также имел дело по торговле картинами, составлявшее основной заработок художника. Живописью он занимался, выражаясь современным языком, «для себя». Художник написал не более сорока живописных полотен (известно, что работал он очень медленно).

Уже современники ценили его картины. Есть свидетельство одного французского путешественника, который, побывав в Дельфте, записал, что видел одну картину Вермеера ценой в 600 гульденов (цена для того времени огромная). Тем удивительнее, что Вермеер был так быстро забыт.

Видимо, он совершенно не гнался за славой и был хорошо известен лишь в кругах знатоков искусства.

О личности самого мастера больше всего сведений, пожалуй, можно почерпнуть непосредственно из его картин. Хотя и тут есть непреодолимые сложности: Вермеер почти никогда не датировал свои произведения. Поэтому определить его стилевую эволюцию трудно.

Ранние произведения художника имеют явную ориентацию на искусство итальянского Возрождения.

Точнее будет сказать, что он воспринял многие принципы художественной системы Ренессанса через предшествующие и современные ему живописные направления—романизм и караваджизм.

Но мастер проник в суть итальянского искусства глубже, чем это смогли сделать многие его предшественники. Стремление к высшей упорядоченности всех элементов композиции, классическая построенность стали для Вермеера основными художественными приемами.

Одной из первых вещей подобного рода — дрезденской картине «У сводни» — далеко, однако, до строгости. Ее фривольный сюжет живо напоминает живопись утрехтских караваджистов. Но есть и существенные отличия. У Вермеера нет ни малейшего следа вульгарности или гротеска.

Художник сознательно облагораживает образы. Психологическая ситуация, возникающая в картине, захватывает зрителя, активно привлекает его внимание.

Поэтому полотно «У сводни» можно назвать самой «караваджистской» из всех вещей Вермеера, самой чувственной и самой патетической.

Творческой зрелости Вермеер достигает очень рано. Уже во второй половине 50-х годов XVII века, то есть после своего двадцатипятилетия, художник окончательно определяется в своих интересах, отдав предпочтение бытовому жанру. Его излюбленным мотивом становятся тихие строгие интерьеры с несколькими фигурами беседующих персонажей.

Ряд произведений этого времени можно объединить по формальным признакам в одну группу. Это, прежде всего «Девушка с письмом» из Дрездена, амстердамская «Служанка с кувшином молока», а также несколько женских образов.

Кажется, что эти интерьеры написаны с натуры в одном и том же доме. Похожи окна с цветными витражами или узорными металлическими переплетами, столы, накрытые коврами, географические карты на стенах.

Напоминают друг друга даже изображенные художником женщины — госпожа и служанка. Они переходят из картины в картину, как бы перемещаясь из одной комнаты в другую в процессе своих каждодневных дел.

Их образы обладают особой, вермееровской самопогруженностью, внутренней независимостью, отгороженностью от зрительского мира (совершенно противоположное желание завлечь зрителя свойственно картине «У сводни»).

Одна из главных причин столь значительной переориентации Вермеера — во все возрастающем влиянии другого дельфтского живописца, ученика Рембрандта — Кареля Фабрициуса и,4 в связи с этим, все большее приобщение художника к местным живописным традициям.

Вермеер все дальше уходит от внешней экспрессии, от всего показного и поверхностного. Он углубляется в открывающуюся перед его взором человеческую жизнь. Он стремится выявить и подчеркнуть ее обыденность, простоту.

Именно этим путем Вермеер приходит к высочайшим обобщениям.

Вермеер умел оживить каждую деталь интерьера, из безмолвного предмета превратить ее в источник чувств и мыслей. Эти детали он наделяет особой светоносностью, заставляет их сверкать и переливаться, вызывая ощущение необычности.

С поистине гениальным мастерством Вермеер моделирует форму одним лишь светом, передавая материальную и сверхматериальную сущность вещей. Тот же свет является для него главным средством создания эмоциональной атмосферы в картине.

Живопись Вермеера, в которой перемежаются чистые локальные цвета и световые точки, напоминает россыпи драгоценных камней. Ей трудно найти аналогии в мировом искусстве.

Другой тип интерьеров, созданных Вермеером, — бытовые сцены с двумя-тремя фигурами. В них художник расширяет видимое пространство, «дает волю перспективе».

С математической точностью он выстраивает устремляющиеся в глубину силуэты предметов, плоскости стен, четкий геометрический орнамент пола.

Со смелостью подлинного художника он нарушает этот строгий ритм вольно спадающими со стола складками ковра («Дама и кавалер у клавесина») или движением открывающейся гардины («Мастерская художника»). Этим Вермеер добивается ощущения гармонии, уравновешенности.

Ему импонирует радостное и спокойное человеческое бытие. Чтобы передать его ощущение, Вермеер сознательно упрощает сюжет, сводит до минимума рассказ, рассаживает своих героев в спокойных задумчивых позах. Он как бы останавливает время, чтобы дать себе возможность узнать и познать неуловимую гармонию мира.

В те же годы, когда дух безмятежности и покоя царит в картинах и душе художника, появляются на свет единственные в его творческом наследии два пейзажа (существование третьего подтверждается некоторыми документами, но он нам неизвестен).

Художник изображает свой родной Дельфт. Как показывают исследования, в «Уличке» он запечатлел вид из окна своего собственного дома. Что касается панорамы Дельфта, то и здесь известно место, откуда художник писал свой пейзаж. Подобная работа над пейзажем с натуры была довольно редким явлением для того времени.

«Уличка» — типичный уголок старого голландского города. Мощеные мостовые, выходящие на улицу фасады домов, открытые ворота двориков — все это можно видеть уже на нидерландских картинах XV столетия.

Читайте также:  Перов василий "проповедь в селе" описание картины, анализ, сочинение

Но теперь пейзаж предстает во всей своей полноте, открывая еще одну грань тихой городской жизни.

Кажется, что стоит только открыть ставни и заглянуть в окна, как мы увидим тех же дам, кавалеров и служанок, что мы видели в жанровых сценах Вермеера.

По отношению к пейзажам Вермеера принято говорить о пленэре. И здесь тоже художник остается, верен традициям старонидерландской живописи, в начале XV века делавшей попытки изображения воздушной перспективы и солнечного света.

Однако сколь далеки эти попытки от того, что с таким блеском удается Вермееру! В панораме Дельфта солнечный свет предстает во всем своем природном разнообразии: в лучах, пробивающихся сквозь облака, в отражениях на воде, в бликующей поверхности мокрых от дождя зданий.

В этом сиянии город не теряет своей реалистичности и остается обителью тех мыслей и чувств, которые выражал своим искусством Ян Вермеер.

Источник: «Художественный календарь 100 памятных дат», М., 1982 г.

Картины Вермеера

Источник: https://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/689-jan-vermeer.html

Сочинение по картине Кружевница — Ян Вермеер

Вермеер Ян

Картина голландского живописца Яна Вермеера Делфтского «Кружевница». Размер картины 24 х 20,5 см, холст, масло. Это самая маленькая картина Вермеера, написанная на холсте.

Изображенная девушка склонилась над кружевом. Ее внимание полностью поглощено работой. Картина написана с близкого расстояния, и, чтобы сконцентрировать внимание зрителя на фигуре девушки, художник немного расплывчато пишет более близкие предметы — синюю подушку для вышивания и красные и белые нити. Они как бы «текут».

Подушка представляет собой одновременно шкатулку и подставку для рукоделия, это был довольно распространенный предмет в домашнем обиходе того времени. Ее делали из плотного материала, сверху обтягивали бархатом, украшали кистями и тесьмой, внутри были отделения принадлежностями для шитья.

Подобная подушка изображена в картине «Любовное послание». Стол накрыт гобеленом с цветочным рисунком, таким же, как и в картинах «Астрономе» и «Ответное послание».

Эти ткани не производились в Нидерландах, их привозили с Востока, но гобелены были довольно часто встречаются в изображении интерьеров.

Стол для рукоделия, над которым склонилась девушка, представлял довольно сложную конструкцию: треугольная столешница крепилась на ножках с отверстиями, благодаря которым ее можно было поднимать или опускать.

Белый цвет стен, как и в большинстве картин Вермеера, отражение маниакального стремления голландцев к чистоте.

На стене на уровне головы девушки — большая, но очень бледная подпись художника. Рядом с подушкой лежит книга в парчовом переплете — скорее всего, Библия или молитвенник. Она, как и рукоделие, олицетворяет добродетель.

Цвет одежды и освещение фокусируют внимание лице и руках. Девушка одета в желтую сатиновую кофту с белым воротником, тоже часто встречающуюся на картинах Вермеера, который использует насыщенный желтый цвет для передачи напряженного внимания девушки. Одежда ее скорее может принадлежать хозяйке дома, чем служанке, аккуратная прическа подчеркивает ее скромность.

Так же уложены волосы у девушки в картине «Женщина с гитарой».

Считается, что на этих картинах художник изобразил кого-то из своих домочадцев, возможно, своих дочерей, Элизабет или Марию. Эта же девушка позирует в картине «Дама, пишущая письмо, и служанка».

Вермеер изобразил кружевницу немного снизу, концентрируясь не столько на том, что именно делает девушка, а на самом процессе.

Плетение кружев, как самостоятельное занятие, появилось в Средние века в Италии.

Из Италии мода на кружево попала в Испанию и испанские Нидерланды, Францию, Англию и Германию. Чаще всего это было такое кружево, за плетением которого Вермеер изобразил девушку. Она держит в коклюшки, руки ее расположены на специальной подушке для плетения кружева.

Сама подушка расположена на специальном столе, что намного облегчает работу. Занятие требует полной концентрации внимания, одно неверное движение — и вся работа будет испорчена.

Девушка на картине, видимо, только начала плести кружево, у нее в руках только несколько коклюшек. Плетеное кружево могло быть как законченным, так и «бесконечным» .

Для последнего делали много повторяющихся фрагментов, которые потом соединяли.

Именно для такого кружева и использовали маленькую подушку, как на картине. Фламандское, бельгийское и голландское кружево считалось самым лучшим и его охотно покупали в других странах.

В самих Нидерландах существовал, по свидетельству путешественником, культ кружева. Им украшали все, до самых необычных предметов, как молоток на двери.

Плетением кружев, вслед для широко распространившейся модой, были заняты очень большое количество женщин.

Этому учили в школах наряду с алфавитом, молодые девушки плетением кружев зарабатывали себе приданое, хозяйки дома продажей своего кружева поддерживали семью, и, даже овдовев, успешная мастерица могла безбедно существовать и растить детей.

Кружевницы объединялись в гильдии, как художники и ремесленники.

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/vermeer-yan/kruzhevnica-yan-vermeer/

Кружевница

  • Яна Вермеера — Кружевница
  • Год создания: 1665 год
  • Самая маленькая и самая необычная картина Яна Вермеера «Кружевница»  (1669 — 1670) сейчас выставляется в парижском Лувре. Картины с таким же названием и похожим сюжетом есть среди работ Василия Тропинина и Каспара Нечера, а Сальвадор Дали создал «Параноико-критический вариант «Кружевницы» Вермеера»

На ней изображена девушка, которая одета в жёлтый наряд, а в левой руке она держит две коклюшки и втыкает булавку в подушечку, на которой держится кружево. Девушка сидит напротив белой стены, скорее всего художник выбрал такой фон, чтобы зритель не отвлекался от фигуры девушки на другие предметы. Как и в работах «Географ» и «Астроном» Ян Вермеер детально продумал композицию картины до того, как приступить к ее созданию. По мнению искусствоведов, при работе над картиной художник использовал камеру-обскуру, поскольку заметны несколько оптических эффектов, которые применяются в фотографии. Кроме того, при работе над «Кружевницей» Вермеер впервые в голландской живописи использовал способ глубины резкости, который достигается при помощи визуализации тех участков холста, которые находятся вне фокуса.

«Кружевница» выделяется среди других работ Вермеера также тем, что художник попытался изобразить разные элементы, составляющие образ девушки, и вещи, с которыми она работает, в достаточно абстрактной манере.

Руки кружевницы, ее глаза, нос, а также кудри показаны в нетипичной для живописи барокко абстрактной манере, Интересный эффект достигается при помощи красных и белых кружев.

Они показаны, словно слитые от шитья, а их размытость резко контрастируют с четкостью кружева, с которым работает мастерица.

Описание картины Иоганна Вермеера «Кружевница»

Картина «Кружевница» художника Яна Вермеера — это яркий пример голландской живописи эпохи барокко. Для художников того времени были очень типичны определенные изображаемые сюжеты, цветовая палитра полотен и каноны пропорций и черт персонажей.

На картине с близкого расстояния изображена молодая девушка, которая занята работой. Плетение кружев – дело, требующее внимательности и аккуратности. И художнику удалось мастерски передать позой и той частью склоненного лица, которое доступно взгляду созерцателя, полное сосредоточение кружевницы.

Вермеер, как никто другой концентрирует внимание на персонаже с помощью светотени: источник света не изображен на полотне, но зритель сразу понимает, что на девушку падают лучи солнца из окна справа от нее.

А еще Ян Вермеер мастерски передает фактуру предметов: шероховатость беленой стены позади кружевницы, лакированную поверхность деревянного столика, за которым она работает, бархатистость подушки, жесткость материала, из которого пошита блузка девушки, гладкость причесанных волос, грубые нити гобелена на переднем плане, богато украшенная обложка книги.

Художник не сделал четкого акцента на своей картине, а предметы на переднем плане вообще чуть размыты.

Взгляд зрителя перебегает от изящно склоненной головки на тонкие и умелые пальцы девушки, останавливается на подушке и красных нитях, пытается сосредоточиться на рисунке скатерти и возвращается к резному навершию специального столика для плетения.

Оформление лежащей рядом с кружевницей книги, дает основание предполагать, что она церковная. Этот факт и одежда кружевницы навевают мысль, что такой тонкой работой занята не простая работница, а хорошо образованная барышня. А зритель будто подсматривает за процессом создания кружева.

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Krujevnitsa/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector