Айвазовский «десант в субаши» описание картины, анализ, сочинение

Айвазовский И.К. – человек, который вырос у моря и который не остался к нему равнодушным, ведь многие его работы посвящены именно морским пейзажам. Одной из его удивительных работ, является картина, написанная в 1872 году под названием «Буря» и представляет собой корабль, попавший в шторм.

Говорят, что перед тем, как появилась картина, автор сам попал в сильный шторм, где мог повстречать свою смерть. Многие газеты даже написали о том, что Айвазовский погиб в море, но команде удалось выжить. Однако переживания, борьба людей за свою жизнь остались в памяти, а со временем перенеслись на холст.

Описание картины Буря Айвазовского

Смотришь на картину, и невольно пробегает дрожь по телу, ведь с помощью красок художнику удалось передать реалистичное величие и неукротимую мощь моря. Грозное небо затянули черно-серые тучи. На переднем плане огромные волны несутся по морским просторам.

Эти волны с большой силой ударяются о корабль, что расположен в центре картины. Кажется, будто стихия разозлилась не на шутку и у нее одна цель: уничтожить корабль, который уже накренился и готов сдаться. Паруса оборваны, часть мачты сломана.

Еще чуть-чуть и корабль пойдет на дно, унося с собой всю команду и лишь чайки останутся свидетелями трагедии.

А, может, не все так плохо? Ведь за безмолвным небом, которое своей серой массой скрыло солнце, пробиваются лучи солнечного света. Этот свет вселяет надежду. Надежду на то, что все-таки в этот раз победит человек. Или все же мать-природа?

А может автор картины изобразил что-то большее, нежели разбушевавшуюся стихию? Может корабль – это мы. А море – это наш мир. И мы, на разных этапах своей жизни, плывем то в штиль, то попадаем в бурю. А каким будет исход нашего плавания, зависит от нас самих.

Ответ оставил Гость

Полотно “Буря на Черном море” является истинным доказательством таланта Ивана Константиновича Айвазовского. На картине художник изобразил разгул стихии, уносящей жизни людей, стихии тревожной и пугающей для ее зрителя. Айвазовский написал маленький кораблик, тонущий в пучине волн.

“Буря на Черном море” написана в темных тонах: синем, сером, зеленом. Художник не зря выбрал именно такую гамму. Эти цвета передают трагичное, безысходное положение матросов. Обилие серых и синих красок показывают, что буря ещё не скоро кончится.

Кораблик под тяжестью серых туч представляется совсем маленьким и беззащитным, ему уже не справиться с бушующими волнами. Справа на картине написаны скалы, о которые потерпел крушение корабль. На больших камнях люди, которые успели выплыть. Их судьба неизвестна, так как буря может продлиться ещё долго.

Возвышаясь над тем, что осталось от некогда большого корабля, кружит стая чаек. Утопающие люди привлекают их своими криками. Чайки летают над ними в предвкушении легкой добычи. Вдалеке виднеется слабый силуэт другого корабля. Ему также не повезло попасть в бурю, но корабль держится из последних сил, пытаясь остаться на плаву.

На заднем плане, совсем далеко, видны очертания большого города. Он может стать спасением для несчастных людей, но матросам нужно добраться до него, а бушующая буря отрезала им путь к городу. Кругом только бесконечное небо и море. Картина впечатляет своим простором. Серые небеса становятся продолжением бездонного моря.

Картина “Буря на Черном море” безусловно, производит неизгладимое впечатление на каждого, увидевшего её впервые. Чувства и переживания, испытанные при взгляде на картину, остаются с человеком на всю его жизнь.Художник, мастер своего дела, показал зрителям, что стихия всегда сильнее человека.

К несчастью, от бушующих сил природы не могут защитить ни новые технологии, ни самые крепкие стены, выстроенные с помощью лучшей техники. В ситуациях, когда человека настигает буря, его единственной надеждой остается время, ожидание спасения. Всем нам нужно помнить о силе стихии.

П.М.Третьяков, желая купить для своей галереи картину, писал художнику: «…Дайте мне вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала ваш бесподобный талант».

В живописи Айвазовский был поэтом. О себе художник говорил: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью».

За свои 83 года он написал до 6000 произведений, лучшие из которых вошли в сокровищницу мировой культуры. Его картины находятся во многих галереях мира.

«Этюд облаков над морем»

Иван Константинович Гайвазовский родился в Феодосии 29 июля 1817 года. Он был пятым ребенком в семье разорившегося купца 3-й гильдии Геворга Гайвазяна. Айвазовским Иван Константинович станет в 1840 году, когда вместе с братом Гавриилом решит поменять написание фамилии.

С раннего детства Иван с увлечением писал людей, пейзажи, парусные корабли. В становлении юного художника большую роль сыграл градоначальник А.И.Казначеев, который став губернатором Таврии, определил мальчика в Симферопольскую гимназию. По окончании ее в 1833 году Айвазовского отправили в Петербург в Академию художеств.

Айвазовский
Айвазовский

Окончательное призвание молодого художника определилось после занятий под руководством французского мариниста Ф.Таннера, который из зависти к своему ученику восстановил против него самого царя. Таким образом, с академической выставки была снята картина Айвазовского «Этюд облаков над морем», и лишь заступничество профессора А.И.Зауервейда помогло художнику.

В марте 1837 года его причислили к классу батальной живописи Зауервейда для занятий под его руководством морской военной живописью с предоставлением ему мастерской в Академии.

Айвазовский

Айвазовский создает много картин, среди которых «На берегу Финского залива», «Лунная ночь в Гурзуфе», «Морской берег». Тематика, связанная с военно-морским флотом, входит в творчество художника вместе с такими полотнами, как “Феодосия” и “Десант в Субаши”.

Айвазовский
Айвазовский

Летом 1840 года Айвазовский отправляется в Италию. «Едва приехав в Рим, он написал две картины – “Штиль на море” и “Буря”. Потом явилась третья картина “Морской берег”. Эти три картины возбудили всеобщее признание Рима и гостей его. Множество художников начали подражать Айвазовскому… после него в каждой лавчонке красовались виды моря а-ля Айвазовский», — рассказывал Ф.И.Иордан.

Здесь, в Италии, окончательно сложился метод работы Айвазовского. В дальнейшем художник работал “по памяти”. Айвазовский писал: «Человек, не одаренный памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда! Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры.

Для этого художник и должен запоминать их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину. Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь. Писать тихо, корпеть над картиною целые месяцы – я не могу». В Италии художник написал более сорока картин.

Его большую картину “Хаос”, обращенную к библейской теме сотворения мира, приобрел папа Григорий XVI.

Айвазовский

В 1840-е годы большое внимание Айвазовский уделяет батальной живописи. Ему было присвоено звание «Живописец Главного морского штаба». Он запечатлел эпизоды Севастопольской обороны, морских сражений на Черном и Балтийском морях и др. «Каждая победа наших войск на суше или на море, — писал художник,- радует меня, как русского в душе, и дает мысль, как художнику изобразить ее на полотне…»

Русский флот с искренней благодарностью относился к своему летописцу. Осенью 1846 года во время выставки к десятилетию творческой деятельности Айвазовского в Феодосию под командованием В.А.Корнилова прибыла эскадра из шести военных кораблей, чтобы приветствовать юбиляра.

Айвазовский

В 1850 году Айвазовский создал одну из самых знаменитых своих картин – «Девятый вал». Н.Г.Машковцев пишет: “У самого Айвазовского, да и во всем мировом искусстве нет другой картины, которая с такой захватывающей силой передавала бы всесокрушающую мощь стихии, неотвратимый ужас надвигающейся гигантской волны, “девятого вала”.

В этой картине огромный талант Айвазовского развернулся во всю ширь. Лучи яркого света, прорывающегося сквозь гонимые ветром разорванные тучи, перекатывающиеся грозные волны, пенящиеся и прозрачные, живые, изменчивые краски, поразительные по своей яркости, красоте и реалистичности, создают неотразимое впечатление мощи и величия».

Айвазовский
Айвазовский

Страшные бури разыгрываются во многих картинах Айвазовского: “Буря ночью”, “Буря”, “Буря у мыса Айя”. О картине “Бури под Евпаторией” Ф.М.Достоевский писал: «В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре».

Много внимания Айвазовский уделял изображению приморских городов: “Вид на Одессу”, в которой город показан при лунном освещении, с большим скоплением кораблей, сосредоточенных в порту; живописна картина “Лунная ночь в окрестностях Ялты” со своим эффектным освещением,

Айвазовский

Айвазовский устраивал выставки своих работ в Петербурге, Москве и за рубежом, всего состоялось 55 индивидуальных выставок мастера. И повсюду сопровождал его неизменный успех.

В мае 1881 года корреспондент английской газеты писал: «Среди многих новинок в мире искусства надо отметить выставку в галерее Пэль Мэль нескольких картин Айвазовского, русского художника, который приобрел европейское имя своими работами, и особенно силой и смелостью своих морских вещей.

Он показал двадцать работ, которые показывают его силы как в маринах, так и в ландшафте… Принц Уэльский купил две картины этого художника».

«Черное море»

В поздние годы жизни Айвазовский переживал новый расцвет своего таланта. Вот как отзывался о картине «Черное море» И.Н.Крамской: «На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».

В 1889 году художник создает обобщенный образ грозной стихии в картине «Волна». Айвазовский говорил, что это “лучшая моя буря”.

«Волна»

Художник работал до конца своих дней с неутомимостью и быстротой. Он скончался в Феодосии 19 апреля 1900 года во время работы над картиной “Взрыв турецкого корабля”.

Иван Константинович Айвазовский — из­вестный маринист. Большая часть картин, на­писанных этим художником, изображает вод­ную стихию. В этой области он был и остаётся непревзойдённым мастером. Картина «Буря» написана Айвазовским в 1872 году. Ф. М. Достоевский писал: «Бу­ря… г.

Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер — без со­перников… В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре…» Художник передал ощущение страшно­го шторма на море, удары огромных волн.

Он писал разыгравшуюся стихию, и это главное в картине. На полотне есть люди, спасшие­ся на бревне, есть гибнущий в волнах корабль и спутанные ветром оборванные канаты оснаст­ки. Но всё это изображено для того, чтобы усилить впечатление от натиска бури.

Здесь нет ни одной детали, которая не была бы под­чинена главному замыслу художника. Его кисть запечатлела неистовую стихию и бес­силие перед ней людей. Они выглядят жалко и беспомощно в этом бушующем море, шансов выжить у них мало. Корабль сильно накре­нился, его вот-вот накроет огромная волна.

Картина рождает ощущение натиска волн и рёва ветра. Убедительно показано драмати­ческое, гибельное действие природной стихии.

— Январь, 12th 2014

Большинство людей восхищаются и любуются красотой и силой водной стихии, когда гладь моря тихая и спокойная. Но, когда стихия показывает свою мощь и бушует, каждый наблюдает за этим с опаской.

Великий маринист любил море в любом его проявлении и особенно четко это выражает картина Айвазовского буря.

На первый взгляд картина переполнена безысходностью и траурностью ситуации, которые так ярко и красочно выразил великий мастер при помощи красок и игры теней.

Драматическая картина Айвазовского буря показывает незначительность человека перед великой мощью стихии. В подтверждение этому достаточно обратить внимание на неистовое небо, которое уже готовит ряд испытаний для моряков на корабле.

Цвета и оттенки неба плавно перетекают в силуэты грозных гор, которые не сулят ничего хорошего для отважных людей, решившихся на плавание в столь бушующую погоду. Вся цветовая гамма картины подавляет и символизирует хмурое и неподвластное людям явление – бурю.

Морская гладь становится пъедесталом для трагичных событий. Несколько кораблей в дали уже не могут противостоять бушующей стихии, разъяренные волны движут их к острым скалам, судьба кораблей предрешена. Один корабль отчаянно пытается спастись, он гордо и непреклонно бороздит море.

Тучи над серым небом понемногу расходятся, лучи света начинают просачиваться сквозь хмурые глубины, символизируя конец страшного природного явления.
Уникальной особенностью талантливого художника является то, что он не рисовал море с натуры.

Он долгое время мог проводить на берегу, изучать как меняется водная гладь от тех или иных ветров, от солнечных лучей и лунной дорожки. А впоследствии создавал великие шедевры, пользуясь собственной памятью.

Картина «Буря» была создана великим маринистом в 1872 году и пополнила его известную коллекцию потрясающих работ. Сейчас полюбоваться картиной можно посетив Феодосию, в которой находится музей Айвазовского.

Источник: https://vbattlecore.ru/lechenie/sochinenie-po-kartine-i-k-aivazovskogo-burya-opisanie-kartiny-ivana/

Айвазовский Иван Константинович

Художник пейзажист, маринист. Известен Айвазовский по всей Европе. Организовал 120 персональных выставок, принесших ему большой доход, по числу выставок Айвазовский абсолютный рекордсмен, неутомимый труженик.

Айвазовский Иван Константинович происхождением из армянской семьи. В XVIII веке во времена геноцида, развязанного турками бежали в Польшу, оставив Западную (Турецкую) Армению.

Настоящее имя отца художника Геворг Гайвазовский, на польский манер именовался как Айвазовский. В начале XIX века  семейство Айвазовских переезжает из Галиции в Крым.

Какое-то время Константин Айвазовский занимается торговлей, но после разразившейся в Феодосии чумы семья бедствует. Отец художника берёт на себя функции старосты базара.

Из исторических источников художник, в книге рождений армянской феодосийской церкви, записан как «Ованес, сын Георга Айвазяна». Позже художник русифицирует свою фамилию, подписывает ею свои работы, что происходит с 1840 года.

Ранние рисунки мальчика заметил градоначальник А.И. Казначеев. Он был знакомым А.С. Пушкина, когда поэт был в южной ссылке. Благодаря стараниям Казначеева Айвазовский попадает в 1930 году в симферопольскую гимназию, в 1833 – в Академию художеств.

Занимался Айвазовский, в классе Академии художеств, под руководством известного художника пейзажиста М. Воробьёва. Считается, что истоки романтизма Айвазовского являет картина Карла Брюллова, показанная в Академии художеств в 1834 году – «Последний день Помпеи».

Брюллов обращает своё внимание, по возвращении из Италии в 1835 году, на молодого художника. Брюллов принимает Айвазовского в «братство» Брюллова, Глинки и Кукольника. Среди именитых знакомых Айвазовского Пушкин, Крылов, Жуковский.

В общем-то, Иван Айвазовский быстро сходился с людьми, у него был золотой характер, остроумен, красив, везунчик по жизни. Ему повезло в жизни и с друзьями, и в искусстве, и в личной жизни.

Море Иван Айвазовский писал уже в Академии, с ним связаны его первые награды.

В 1838 году получает Большую золотую медаль в Академии и направляется на самостоятельное обучение в Крым.

В 1839 году по предложению генерала Н.Н. Раевского Айвазовский участвует в десантных операциях Черноморского флота на Кавказе. Так появляются у художника картины батального жанра.

В 1840 году Айвазовского направляют для совершенствования мастерства в Италию. В Италии Айвазовский становится известным, успешным европейским художником. А. Иванов пишет о нём: «Воду никто так хорошо здесь не пишет». Увидев картину «Неаполитанский залив в лунную ночь», Великий Тёрнер пишет стихотворение, назвав в нём Айвазовского гением.

В 1843 году французская Академия награждает Айвазовского золотой медалью. О. Верне сказал ему: «Ваш талант прославляет Ваше отечество». В 1857 году Айвазовский стал кавалером французского ордена Почётного легиона.

В 1844 году, вернувшись в Россию, получает звание академика и состоит при Главном морском штабе.

И всё же художник не остаётся в Петербурге. В 1845 году он покупает участок в Феодосии и начинает строить дом с мастерской. Так Айвазовский возвращается в Феодосию.

В это же время Айвазовский страстно влюбляется в англичанку Юлию Гревс, жениться на ней. Юлия Гревс – дочь петербургского врача, гувернантка. В две недели Айвазовский решил всё дело.

Всё это вызвало толки в его кругах, так как считалось, что при его положении он мог бы найти себе более высокого происхождения девушку. Юлия родила Айвазовскому четыре дочери.

Брак был поначалу удачен, жена во всём поддерживала мужа и участвовала в организованных им раскопках близ Феодосии в 1863 году. В археологических раскопках Айвазовским было обнаружено много золотых изделий IV века до н. э. Сейчас они в Эрмитаже на закрытом хранении.

Прожив с художником одиннадцать лет, жена его уезжает в Одессу по причине скучной жизни в захолустье. Она жаловалась на Айвазовского царю, не давала общаться с дочерями.

В 1882 году на склоне лет в жизни художника появляется Анна Никитична Саркизова, молодая вдова феодосийского коммерсанта. Айвазовский женится на ней, с ней он нашёл своё семейное счастье. Несмотря на то, что Анна была моложе на 40 лет, она смогла стать верной подругой Айвазовскому.

В Феодосии Айвазовского считали «отцом города». Благодаря ему построен порт, железная дорога, возведён музей историко-археологический, создана картинная галерея. А главное он решил проблему снабжения города питьевой водой. Он подарил городу из принадлежащих ему – 50 тысяч вёдер в сутки чистой воды – из Субашского источника. Им также был открыт филиал Академии художеств в Феодосии.

С появлением реалистического направления в живописи, романтический Айвазовский теряет свои позиции, говорили о том, что Айвазовский устарел. И всё же в это же время он писал новую картину, доказывающую обратное. Пример тому шедевры Айвазовского: «Радуга» (1873), «Чёрное море» (1881), «Среди волн» (1898).

Айвазовский в конце своей жизни сказал как-то: «Счастье улыбнулось мне». Жизнь его была полна, огромный труд и небывалый успех сопутствовали русскому художнику. Умер известный художник Айвазовский дома, похоронен рядом с древним армянским храмом.

Известные произведения Айвазовского Ивана Константиновича

Картина Чесменский бой (1848) представляет собой произведение жанра исторической батальной живописи. Появлению такового послужило назначение Айвазовского в 1844 году «живописцем Главного морского штаба». Айвазовский восторженно писал победы русских моряков. «Чесменский бой» — это важнейший эпизод русско-турецкой войны 1768-74 гг.

В конце 70-х русская эскадра заперла турецкий флот в Чесменской бухте и практически уничтожила его. Русский флот потерял тогда 11 человек, когда турки – 10 тысяч.

Граф Орлов возглавляющий флот писал тогда о победе Екатерине II: «Неприятельский флот мы атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, в пепел обратили: а сами стали быть во всём архипелаге господствующими».

На картине изображён турецкий корабль в момент взрыва так эффектно, будто бы это иллюминация; турецкие моряки пытаются спастись на обломках корабля (в этом видны академические истоки живописи художника); Айвазовский вводит холодный свет луны, как контраст огненному зареву; шлюпка с корабля «камикадзе» приближается к флагману русского флота.

Картину «Радуга» относят к шедеврам, написана она в 1873 году и находится в Третьяковской галереи. Айвазовский искусно изображает прозрачную, чуть светящуюся радугу на грозовом фоне, путём сочетания оттенков различных цветов.

Тут же в шлюпке спасаются люди, на переднем плане картины – более светлом. Один из спасшихся указывает рукой на радугу. Корабль, столкнувшийся с рифами, погружается в морскую пучину.

Мастерски изображены морские волны, с ветром, срывающим пену, водяными брызгами.

Чёрное море (1881).  Характерные для Айвазовского солнечные лучи, пробивающиеся сквозь грозовые тучи. Робкий силуэт корабля на фоне морской стихии, наполненной мощью. Линия горизонта делает море и небо одним целым, на переднем плане набегают молнии, когда вдали море кажется спокойным. Задают ритм картины гребни ближайших волн, сильно высветленные, параллельными рядами уходящие вдаль.

Не менее известным произведением является картина Айвазовского – «Среди волн» — написанная в 1898 году. Эта картина, как и многие другие картины художника, находится в Национальной картинной галерее им. И.К. Айвазовского в Феодосии.

Картина написана оттенками серого и голубовато-зелёного цветов, в характерной манере позднего Айвазовского. Луч солнца, пробивающийся сквозь тучи, просвет на волнах – предвещают скорое затишье непогоды.

 Эта картина была написана на восемьдесят втором году жизни художника, не утратившего, однако, твёрдость руки.

Шедевр Айвазовского И.К. – картина «Девятый вал»

Картина «Девятый вал» написана Айвазовским в 1850 году, хранится в Государственном Русском музее Санкт Петербурга. Популярность картина завоевала сразу же после первого показа в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Популярность этой картины сравнивают с популярностью произведения Брюллова «Последний день Помпеи». Обе эти картины представляют собой расцвет романтизма в русской живописи. Айвазовскому свойственны эксперименты с «романтически» яркой палитрой, световыми и цветовыми эффектами, прозрачность воды необыкновенная.

В сюжете картины гребень девятого вала поднимается грозно над людьми, пытающимися спастись на обломках корабля. В древности считалось, что в идущих волнах самой сильной является девятая волна. В картине видна неизбежная гибель, однако яркое солнце прорывающее завесу туч и брызг обещает умиротворение стихии.

Академизм присутствует в картине. Это видно из точно построенной композиции картины, скорее красивой, нежели трагической сцены. Колорит картины яркий, отражает всю остроту эмоций.  сюжета. Картину художник исполнил за 11 дней.

Айвазовский отличался быстрым письмом, не писал с натуры, а следовал грёзам воображения. Лишь в последние годы старался следовать реалистическому направлению.

Айвазовский Айвазовский Айвазовский Айвазовский Айвазовский Айвазовский Айвазовский Айвазовский Айвазовский

  • Неаполитанский залив утром

Айвазовский

  • Путешествие Посейдона по морю

Источник: https://rus-artist.ru/2013-02-11-17-03-03.html

Потрясающие картины Айвазовского — признание в любви к морю

Айвазовский

Любовь на всю жизнь

Иван Константинович родился на морском побережье, в Феодосии. После окончания гимназии в Симферополе, юноша, послушный зову таланта, отправился в Санкт-Петербург, в Академию художеств.

Завершив обучение с золотой медалью, молодой художник много путешествовал по миру и все больше убеждался в том, что морская тематика для него станет главной. Ему было суждено стать основоположником маринизма в отечественной живописи.

Художник всю свою долгую жизнь прожил на берегу моря, вдохновлявшего его и раскрывшего ему многое из своей таинственной жизни.

Шедевры кисти гения

Разным представляют нам море картины Айвазовского: это и могучая бурлящая стихия, поражающая воображение своей силой и неистовством, это и спокойная ласковая гладь штиля, дышащая нежными розово-золотыми отблесками вечернего солнца.

Уже при жизни художника стало очевидно, что он – гений. Больше полусотни персональных выставок, восторженные отклики ценителей отражали бесспорный дар российского мариниста. Картины Айвазовского охотно приобретали венценосные особы.

Айвазовский

Морские пейзажи художника несказанно поэтичны и романтичны, одновременно это глубоко реалистичные произведения.

В первых работах Айвазовский с увлечением рисует стройные военные судна на глянцевой глади с туманными гребешками волн, в основу сюжета он кладет батальную тематику.

«Большой рейд в Кронштадте», «Десант в Субаши» — холсты той поры. Позже живописец еще не раз напишет яркие батальные сцены, выразительные и красноречивые.

Особенности творчества

Лучшие картины Айвазовского не только отличаются поразительной достоверностью и полны динамики, они еще и глубоко философичны. Живописное произведение «Хаос. Сотворение мира» молодой художник создал в Италии, во время поездки, которой его наградили за отличное окончание Академии художеств. Основой сюжета стали сцены из первой главы Библии (Книги Бытия).

Над безграничной поверхностью объятых тьмой вод появляется сияние – Божий Дух освещает и освящает пространство, наполняя его светом. Ослепительно белой фигуре Божества словно бы противостоит черная бесформенная тень, в бессильной ярости раскинувшая руки, пытаясь оградить землю от вторжения света. Но мраку не устоять, еще мгновение – и он исчезнет, рассеется, будет побежден.

Сегодня эта работа русского мастера хранится в коллекции Музея конгрегации мхитаристов в Венеции. К библейской теме Айвазовский вернется двадцать лет спустя, изобразив на холсте грандиозные сцены Всемирного потопа. Картина Айвазовского с этим названием была приобретена императором Александром Вторым в коллекцию Зимнего дворца.

Ныне она экспонируется в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.

Айвазовский

Необычайной тишины и нескончаемого покоя полна картина «Вид Крыма в лунную ночь». Романтичным и сказочным видится бриг «Меркурий» на одноименной картине, посвященной победе русского флота над турецкими судами. Яростным и горячим представляется Синопский бой на холсте с тем же названием. Загадочна и непредсказуема морская стихи на позднем полотне художника, названном «Среди волн».

«Девятый вал»

Потрясающе выразительна и величественна эта знаменитая картина Айвазовского. Море на ней, неистовое и прекрасное, противостоит беззащитным людям, пытающимся выжить на обломках потерпевшего кораблекрушение судна.

Айвазовский

Свет зарождающегося утра кидает нестерпимо яркие золотые пятна на мерцающую поверхность воды, на которой поднимается огромная волна – девятый (саамы сильный) вал. Стихия кажется непобедимой.

Однако горстка мужественных людей на переднем плане, являясь смысловым центром произведения, вселяет уверенность в то, что жизнь одержит победу.

Таковым было все вдохновляющее творчество художника, создавшего около шести тысяч живописных шедевров, украшающих экспозиции многих музеев мира.

Источник: https://autogear.ru/article/158/313/potryasayuschie-kartinyi-ayvazovskogo—priznanie-v-lyubvi-k-moryu/

Десант в Субаши

Вторая эскадра Черноморского флота под командованием вице-адмирала М. П. Лазарева в составе 5 линейных кораблей («Силистрия», «Императрица Екатерина II», «Память Евстафия», «Султан-Махмуд», «Адрианополь»), 5 фрегатов («Браилов», «Агатополь», «Тенедос», «Легкий», «Штандарт»), брига «Меркурий», яхты «Ариадна», тендера «Легкий» и 2 пароходов («Северная Звезда», «Колхида») перевезла десантный отряд (6600 чел.) под командованием генерал-лейтенанта Н. Н. Раевского из Тамани к устью р. Субаши. Десантные войска предназначались для возведения укреплений на кавказском берегу Черного моря.

3 мая десантные войска были свезены на берег на гребных судах под командой капитана 2 ранга В. А. Корнилова. Находившиеся на берегу отряды турок и черкесов оказывали сильное сопротивление, но благодаря умелой распорядительности Корнилова высадка прошла организованно. О действиях Корнилова начальник сухопутных войск генерал-лейтенант Раевский писал:

«Капитан Корнилов один из первых выскочил на берег, и, когда на самой опушке леса неприятель встретил авангард, Корнилов с вооруженными гребцами бросился вместе с авангардом для их отражения, чем весьма способствовал первому и решительному успеху.

После высадки второго рейса капитан Корнилов, составя сводную команду из гребцов, с примерной решимостью повел их на атаку горы на правом фланге морского батальона.

Во все время сражения капитан Корнилов показывал замечательное соображение и неустрашимость».

Вместе с сухопутными войсками был высажен сводный батальон моряков под командой капитана 2 ранга Путятина.

Закрепившись на берегу, войска Раевского возвели на нем ряд укреплений. С мая до сентября были построены «Головинский форт» (устье р. Субаши), «форт Лазарева» (устье р. Псезуапе) и «форт Раевского» (на реке Меекагу)

«Ужасное действие морской артиллерии, — пишет Раевский, — принудило горцев оставить прибрежные окопы»: они «чрезвычайно медленно, с большим спокойствием» начали отступать через рощу к горе. Вскоре бой на равнине стал затихать.

Здесь был разбит русский лагерь, поставлены палатки. Однако ближе к горе перестрелка еще продолжалась.

На самой горе, по словам Лорера, «неугомонные горцы поставили пушки, у нас с разбитых судов заграбленные, в неприступных местах и сверху постоянно стреляют по лагерю и по палаткам, по выбору».

«Наконец,- пишет далее он же,- стрельба эта всем нам страшно надоела», и тогда Раевский приказал заставить пушки замолчать. «Орудия гремели целый день, разрыли гору занимаемую горцами, порядочно, но не прекратили их огня и он, ослабевая прекратился у них только тогда, когда, кажется, недостало пороху и снарядов»,- отмечает Лорер.

На фото — картины Айвазовского «Десант в Субаши»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/natpress/desant-v-subashi-5b0f747dc71a92ba5f3d5686

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector