March 13, 2016
В первой книге «История Рима» Титом Ливием описывается драматический эпизод, который, возможно, имел место в ранней римской истории. В только что основанном Риме ощущалась резкая нехватка женщин. Тогда Ромул пошел на хитрость и пригласил на торжества в честь основания Рима соседнее племя сабинов. Во время пиршества римляне похитили всех сабинских девушек.
По легенде во время праздника по условному знаку римские юноши должны были броситься в толпу и похищать сабиянок, выбирая лишь незамужних. Замужних женщин похитители не касались, и действовали они, гонимые мыслью — соединить оба племени неразрывными узами, слить их воедино, а не дерзким желанием — нанести обиду и оскорбление.
К сюжету «Похищение сабиянок» обращались признанные мастера кисти, например, Джованни Баттиста Тьеполо, Николя Пуссен и другие. Картина Питера Пауля Рубенса «Похищение сабинянок» кажется особенно шумной и яркой.
Бегут и борются люди, рвутся кони, развеваются пышные одежды, создавая какой-то бешеный водоворот, все увлекающий на своем пути.
Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться с исторической темой или мифом, которые он всегда перекраивал на свой собственный лад.
- Рубенс не позаботился одеть свои персонажи в соответствующие сюжету античные одежды, и можно подумать, что это не древние римляне, похищающие сабинянок, а какие-то корсары XVII века, вторгшиеся в Антверпен и волокущие по улицам богатых горожанок, современниц художника.
- «Похищение сабинянок» не принадлежит к самым шедевральным полотнам Рубенса, но оно дает яркое представление о характере его гения и об определенном периоде творчества, когда находящийся в зените своей славы знаменитый фламандский мастер особенно часто обращается к подобным бравурным патетическим сценам, преисполненным движения и страсти.
- Картина Рубенса является достоянием Национальной галереи Лондона.
Гмии им. пушкина. иорданс
Гмии им. пушкина. рубенс
Гмии им. пушкина. фламандцы
ГМИИ. Немецкое Возрождение
Гмии им. пушкина. нидерланды xv—xvi
Гмии им. пушкина. итальянцы xv—xvi
ГМИИ: пластика малых форм
Гмии им. пушкина. итальянцы xiii—xv
Гмии им. пушкина. египет и византия
Общий ход эволюции искусства в Римской империи уводил
Музей Шерлока Холмса
Кроме того, потомки писателя были категорически против музея, посвященного его вымышленному персонажу, отказались
Британский музей
Эта находка сыграла важнейшую роль в изучении истории Древнего Египта. На камне, найденном
Национальная галерея
Собрание Национальной галереи считается одним из лучших в мире. Интересно, что здание
Эрмитаж
Зал был задуман как мемориальный и посвящен памяти Петра I. Это нашло непосредственное отражение в
Старая Пинакотека
Отличительная особенность этого музея состоит в том, что среди его экспонатов нет ни произведений скульптуры, ни графики,
Третьяковская галерея
Приступая к осуществлению поставленной перед собой задачи, Третьяков имел ясно
Оружие в Эрмитаже
Доспех прикрывал почти все тело рыцаря подвижно скрепленными пластинами, шлем полностью защищал
Музей Орсе
Работы – «Завтрак на траве» (1863) и «Олимпия» (1863), – когда-то вызвавшие бурю негодования публики
Источник: http://ourarts.ru/?p=3305
Изнасилования у Рубенса, выпуск №4: «Сабинянки»
?
Category: Кто преступник? Кто жертва? Кто в итоге выиграл в генетическую рулетку? Причем тут бесплатный шашлык?
(Продолжаю переносить в старый добрый жж посты, написанные для яндекс-дзена (см. по тэгу «переезд старых постов»).
Картина Рубенса «Похищение сабинянок» примыкает к его серии о противуправных заигрываниях альфа-самцов с женщинами и красивыми мальчиками, о которых я рассказывала раньше (вып. 1, 2, 3).
Однако в предыдущих картинах речь шла о древнегреческой мифологии, теперь же художник обратился к Древнему Риму, причем не к мифам, а к истории, пускай и весьма древней (то есть тоже формата «брехня»).Другое различие в том, что здесь масса действующих лиц (поскольку преступление было групповым).
Толпа народу, втиснутая в рамки картины, мешает получить глобальное, цельное удовольствие от полотна. Тут все сделано, чтобы зритель, наоборот, разглядывал детали.
П.П. Рубенс. Похищение сабинянок, 1635-40. Лондонская национальная галерея
КТО ЗДЕСЬ НАРИСОВАН?
По статистике, большинство преступлений в мире, особенно тяжелых, совершают представители мужского пола. Чем дальше вглубь веков, тем эта пропорция увеличивается, поскольку лишь эмансипация, феминизм и «прочая гадость» развязали женщинам руки и увеличили их вклад в криминал.
Раньше-то бабы посмирнее были! Ну так вот, все мужчины на этой картине — правонарушители, а все женщины — пострадавшие.
Мужчины (римляне): реально, настоящая банда. Страшно не только с такими в один лифт зайти, но даже в ресторане рядом сесть или на парковке машину поставить. Сложилась эта банда так: в 753 году до нашей эры два брата без документов и ПМЖ основали город Рим, причем процесс основания шел так бойко, что брат Ромул прибил брата Рема насмерть и стал числиться единоличным основателем города.
Но городов из одного человека, как вы понимаете, не бывает: постепенно в удобную локацию на неприступной горе стали прибиваться другие конкретные братки без документов и ПМЖ, изгнанные с родины и работы за безделье и грабеж.
Социальный срез, если вглядываться, оказался как в каком-нибудь городишке из вестерна на Диком Западе: все, как один борзые, с оружием, гонором и длинным списком преступлений. А баб в городе вообще нет.
Фрагмент картины: думаю, это Ромул, он руководит похищением, сидя на высокой этажерке, как спасатель на пляже
Женщины (сабинянки): соседки римлян. Не повезло.
Народ сабиняне, к которому они принадлежали, проживал к северо-востоку от недавно основанного Рима.
И поскольку от основания Рима прошел всего пока только 1 год, этот бедненький народ пока еще не знал, какой «подарочек» в лице соседей ему послала судьба.
На картине изображен момент, когда сабинянки как раз начинают об этом с ужасом догадываться.
ПОЧЕМУ ИХ ПОХИЩАЮТ?
А вы знаете, почему на Диком Западе все были настолько потрясающе галантны, вежливы с дамами? Фильмы-вестерны не врут. Рассказываю подробно: поскольку на фронтире скапливалось отребье мужского пола в диких количествах, то произошел совершенно нестандартный гендерный перекос.
Не 10 девчонок на 9 ребят, а скорей 1 девчонка и 30-40 ребят (с неограниченным количеством боезапаса). На практике это привело к тому, что выбор у барышень был огромен, а конкуренция была бешеной.
Причем ковбои с кольтами сами занимались экологическим регулированием: стоило тебе грубо обратиться к даме, как сразу находилось множество желающих всадить тебе пулю в лоб, чтобы не лез поперек батьки. (Почитайте Хайнлайна «Луна жестко стелет», там аналогичная ситуация описана, только в условиях освоения космоса, очень круто вышло).
Итак, сидят наши накачанные тестостероном ковбои-римляне в 752 году до н.э. в свежеоснованной крепости на Капитолийском холме. Уже примерно год сидят, домишки кое-как себе построили, полевую кухню наладили, пекарню, кузницу справили. Ромул железной рукой дисциплину навел, так что друг друга убивать перестали.
Но, как вы понимаете, без женщин очень скучно, особенно в определенном возрасте, когда состояние здоровья позволяет мечтать о них 5-10 раз в день с небольшими перерывами на восстановление сил. И тогда Ромул, который понимал, что проблему надо кардинально решать, придумал гениальный план.
Ж.О. Энгр. Изображение Ромула (фрагмент картины «Победа Ромула над Окроном», 1812)
Ромул: — Ребят, а давайте устроим Пикник Афиши, в смысле, сельский праздник в честь бога зерновых Конса. Позовем на него всех соседей, они наверняка со своими женами и дочерьми примчатся на халяву выпить пива и шашлыка поесть. Тут-то мы и поживимся!
Римляне очень одобрили идею своего царя. Подготовили прекрасный городской праздник, со сценой, ведущими, динамиками, палатками по продаже еды. Пригласили все соседние племена. Больше всех пришло сабинян, они просто близко жили, через дорогу.
А когда мужчины-сабиняне расслабились (а то и упились на дармовщину), римляне как выскочат, как схватят всех хорошеньких девиц! Да и не только хорошеньких, кто там в толпе вглядывался. Просто девиц.
Неизвестный художник (с оригинала Рубенса).
Другой вариант композиции «Похищение сабинянок» Рубенса. Музей Буэнос-Айреса
Мужчин-сабинян же убивать не стали, во избежание грядущих конфликтов и кровной мести. Просто надавали им по тыковке и перекинули через забор.
ЧТО БЫЛО ДАЛЬШЕ?
У нас есть только римская версия дальнейших событий, верить ей или нет, решайте сами. Согласно письменным источникам, сабинянок загнали в большой ангар и велели каждой заполнить анкету о семейном положении.
Потом представители hr-отдела Древнего Рима просмотрели эти анкеты, и всех сабинянок, кто уже был замужем (а также незамужних старух и очень страшненьких вдов) отвели в сторонку, вывели за ворота города, вызвали им автобус марки экарус с кондиционером, и с почетом отправили на родину.
Ну а коли сабинянка оказывалась незамужней, то добро пожаловать к нам в Рим навечно. Подчеркивается, что все девицы оставались на тот момент нетронутыми. Потом мужчины выстроились в три шеренги и сабинянкам предоставили возможность самим выбрать себе супруга. Плюрализм и ляпота, честное слово.
Николя Пуссен. «Похищение сабинянок». 1634. Ромул с заместителями вверху слева: опять руководит
А! Маленькая деталь, которая подчеркивает масштабы всего происходящего, и каким «огромным, страшным городом» был тогда Рим. Знаете, сколько всего штук сабинянок было похищено? По некоторым источникам — целых 30 (тридцать) невест!Тем временем сабиняне на родине встретили экарус с замужними дамами, затаили зло и решили мстить. Собирались-собирались, копили силы, копили. Да так увлеклись этим делом подготовки, что прошел целый год. И вот грянула Сабинская война между римлянами и сабинянами, которыми руководил их царь Тит Татий. Для тех, кто знаком с законами биологии и знает дату появления первых лекарственных контрацептивов (1959 год) дальнейшее вполне предсказуемо (но не для сабинян). На поле битвы из города выскочили женщины с младенцами в подолах, вопя: «Папа, папа, не бей его! Смотри, какого классного внука он тебе заделал!».
Жак Луи Давид. «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами». 1799
Война таким образом прекратилась, хотя несколько человек успели погибнуть. Римляне и сабиняне пожали друг другу руки, подписали договора, Тит Татий стал вторым царем Рима, соправителем при Ромуле. Но здоровье его подвело, и сабинский царь быстро умер. И как бы считается, что сабиняне прогнулись и были ассимилированны.Но вы люди мудрые, просто взгляните на факты: после этого объединения царь Ромул как-то быстро умер, и сынок его маленький тоже сгинул без следа. А следующим царем ВНЕЗАПНО стал сабинянин Нума Помпилий, женатый на дочери покойного Тита Татия (тогда власть наследовалась по женской линии, через браки). Третьим царем, правда, стал римлянин Тулл Гостилий. Но вот бабушка его была сабинянка — да еще, говорят, вторая дочь того же Тита Татия. Четвертым царем стал внук сабинянина Нумы Помпилия, женившийся на дочери третьего царя… В общем, кончилось все это с точки зрения обеспечения потомства преимуществами хорошо: потомки этих 30 похищенных женщин, собственно, и образовали элиту новорожденного государства.
- МОРАЛЬ: Не ходите со своей семьей на городские праздники в подозрительные районы.
- ***
Обратите внимание:моя новая книга «Воры, вандалы и идиоты. Криминальная история русского искусства»стала доступной для предзаказа.
Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1427730.html
Пуссен НиколаКартины и биография
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Пуссен Никола (Poussin Nicolas) (1594-1665), знаменитый французский живописец и рисовальщик эпохи позднего барокко и классицизма. Учился у К. Варена и других французских художников; с 1624 года Пуссен избрал постоянным местом жительства – Рим (только в период 1640-1642-х годов жил в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело. Художник также изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, серьезно занимался анатомией и математикой.
Похищение сабинянок, 1635, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Рождение Венеры, 1636, Музей искусств, Филадельфия
Танкред и Эрминия, 1629-1631, Эрмитаж, Санкт-Петербург
Разрушение Титусом храма Соломона 1635, Музей истории искусства, Вена
Парнас, 1630-1631, Музей Прадо, Мадрид
Пастухи в Аркадии, 1637-1638, Лувр, Париж
С 1620-х годов живописец Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина “Смерть Германика”, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью мягко сгармонизированного, интенсивного колорита (“Ринальдо и Армида”, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Танкред и Эрминия”, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Парнас”, 1630-1631, Прадо, Мадрид).
Ганнибал, пересекающий Альпы на слонах, 1626, частная коллекция
Гелиос, Фаэтон с Сатурном и четыре сезона, 1635, Музей, Берлин
Праздник Агонии (Танец к Янусу), 1635, Собрание Уоллеса, Лондон
Поклонение золотому тельцу, 1634, Национальная галерея, Лондон
Мидас и Бахус, 1624-1625 годы, Старая Пинакотека, Мюнхен
Вдохновение эпического поэта, 1629, Лувр, Париж
Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (“Аркадские пастухи”, около 1629-1630, собрание герцога Девонширского, Чатсуорт; “Нахождение Моисея”, 1638, Лувр, Париж). С 1650-х годов в творчестве французского живописца усиливается этико-философский пафос.
Пейзаж с вдовой Фокиона, 1648, Галерея Уокера, Ливерпуль
Подвиги Ринальдо, 1633, Метрополитен-музей
Царство Флоры, 1631, Картинная галерея, Дрезден
Триумф Флоры, 1631, Музей Лувр, Париж
Пейзаж с Орфеем и Эвридикой, 1648, Лувр, Париж
Смерть Германика, 1627, Институт искусств, Миннеаполис
Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, французский художник Никола Пуссен добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (“Отдых на пути в Египет”, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Великодушие Сципиона”, 1653, ГМИИ, Москва).
Воспитание Бахуса, 1630, Музей Конде, Франция
Вакханалия у статуи Пана, 1633, Национальная галерея, Лондон
Марс и Венера, 1630, Музей искусств, Бостон
Аполлон и Дафна, 1620, Старая Пинакотека, Мюнхен
Эхо и Нарцисс, 1628-1630, Лувр, Париж
Селена и Эндимион, 1628-1630, Институт искусств, Детройт
Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (“Пейзаж с Полифемом”, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург; серия пейзажей “Времена года”, 1660-1664, “Аполлон и Дафна”, – все картины в музее Лувр, Париж). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии, используя в них эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.
Источник: http://smallbay.ru/poussin.html
Похищение сабинянок или история о том, как римляне себе невест выбирали
Главная
›
История
›
Древний Рим
Сентябрь 25, 2018
История Рима, насчитывающая почти три тысячи лет, полна интересных и легендарных событий. Похищение сабинянок – один из многих исторических эпизодов, позже превратившийся в легенду. Этот случай произошел в античном Риме, в период его основания, и в значительной степени повлиял на ход всей дальнейшей истории города.
- В начале славных дел…
- Легенда
- Исторические факты
- Было ли похищение
В начале славных дел…
Рим был основан Ромулом – одним из братов-близнецов, вскормленных дикой волчицей. Город стремительно развивался, а Ромул создал все необходимые условия, чтобы в Рим прибывали все новые воины, способные защищать его границы.
Вскоре военное могущество Рима выросло настолько, что стало пугающей угрозой для всех поселений, располагавшихся по соседству. При этом огромное количество мужского населения испытывало явный недостаток в женщинах. Однако в округе мало кто желал выдавать своих дочерей замуж за грозных римлян.
Понимая, что со временем это могло послужить причиной исчезновения города, выходом из создавшегося положения стала варварская, но в тоже время гениальная идея.
Легенда о похищении сабинянок
Мужчины, прослывшие бездушными вояками и разбойниками, просто небыли способны завоевать сердца противоположного пола. Ни один благоразумный отец не мог согласиться отдать собственную дочь в кровавые руки преступников. Римлянам лишь оставалось брать желаемое силой.
Но могла ли идея пойти войной на расположенные рядом селения ради добычи девушек быть достаточно хороша? Конечно же, нет! В такой схватке могло погибнуть множество молодых мужчин, не успевших оставить после себя потомства.
К тому же, новому городу такие потери были совсем ни к чему.
Ромул поступил иначе: он организовал масштабные игры в честь бога Конса – хранителя урожая, и пригласил на устраиваемые празднества соседей, проживавших в округе. Мало кто мог предположить, что главной идеей молодого правителя стало вовсе не почитание языческого божества и укрепление дружеских отношений, а довольно таки варварский умысел.
В самый разгар торжеств Ромул подал сигнал своим мужчинам, позволявший начать похищение сабинянок. Римляне, блистая мечами и ножами, отнимали у безоружных гостей их женщин. Мужчины же, убегая из Рима, обещали вернуться и отомстить.
Пьетро да Картона. Похищение сабинянок.
Спустя несколько месяцев сабиняне, собрав войско, во всеоружии вернулись в Рим – для них наконец-то наступил час мести… Перед ними выступили хладнокровные римляне. Обе враждующие стороны не скрывали своих намерений. Длившееся некоторое время молчаливое противостояние грозило вскоре перерасти в кровавую бойню. Чтобы разрешить конфликт, на улицы вышли их дочери – юные сабинянки. Они встали между собравшимися враждующими мужчинами, держа на руках своих детей. Кровавой битвы не произошло. С тех пор сабиняне и римляне стали едины, а эпизод похищения сабинянок – одним из самых популярных сюжетов для многих художественных произведений.
Где остановиться в центре Рима
Сабинская война: исторические факты
По мнению историков, эта знакомая многим легенда основывается на реальных событиях. В Риме, в античные времена, мужское население действительно составляло большую его часть, что нередко приводило к конфликтам между ними из-за женщин.
На один из праздников – консуалий, ежегодно устраиваемый 21 августа в честь языческого бога Конса, основатель города и его первый царь Ромул пригласил жителей соседних территорий – Ceninensi, Antemnati, Crustumini и Sabini. В желании увидеть новый город, многие из них приехали в Рим целыми семьями – с женами и детьми.
В самый разгар проводимых торжеств, в заранее согласованный момент, женская часть пригашенных была захвачена вооруженными римлянами.
Рубенс. Похищение сабинянок.
Популярные гиды в Риме:
Все гиды в Риме (45)
Древнегреческий летописец и философ Плутарх отмечал в своих трудах, что во время праздника было похищено не менее 800 женщин. В частично сохранившейся летописи «Ab urbe condita» (Истории от основания города) древнеримский историк Тит Ливий утверждал, что при этом, однако, не совершалось какого-либо сексуального насилия, а все замужние женщины были отпущены вместе со своим супругом. Более того, царь Ромул предложил похищенным девушкам свободно выбрать себе мужчину и принять узы родства с римлянами, пообещав им все гражданские и имущественные права.
Себастьяно Риччи. Похищение сабинянок. 1701
Тем не менее, пострадавшие народы требовали вернуть похищенных. Однако новый царь не только отказался их освободить, но и пошел войной, захватив территории Ceninensi, Antemnati Crustumini и поработив их население.
Непокоренными остались лишь сабиняне, которые сплотившись под предводительством царя Тита Тация, пошли на Рим и некоторое время осаждали город.
Древнегреческий историк Дионисий Аликарнасский (Дионисий) свидетельствовал, что их решающая битва с римлянами произошла при озере Курцио, находившегося меж двух холмов – Капитолийского и холма Палатин, возможно, между 753 и 751гг.до н.э.
Именно во время начавшейся битвы похищенные сабинянки бросились в кровавое месиво, став между противоборствующими сторонами. Неся на руках детей, они умоляли своих мужей римлян и своих отцов – сабинов, не совершать друг против друга ужасного преступления. Их причитания и мольба была услышана – обе стороны прекратили битву. Впоследствии между ними был заключен союз, связавший два народа общей властью и римским гражданством.
Было ли похищение сабинянок
Некоторые исследователи подвергают критике мифологизированную историю о похищении сабинянок римлянами. Рим действительно был основан мужчинами и на протяжении нескольких столетий являлся наиболее могущественным в регионе.
Согласно типичному взгляду на патриархальные общества, женщины в них использовались лишь для продолжения рода и как инструмент для установления связей и союзов с соседними народами. По мнению историков, проникновение сабинянок в Рим было мирным.
Возможно, что это был массовый исход женщин из мест постоянной оседлости, а произошел он из-за того, что многие видели перспективу своего проживания в более оживленной местности, находившейся под надежной защитой.
Возможно Вас заинтересует:
Источник: http://39rim.ru/pohishhenie-sabinyanok-legenda-i-faktyi.html
Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами
Жак-Луи Давид — французский художник XIX века. Участвовал в революции, голосовал за смерть Людовика XVI. После прихода к власти Наполеона стал первым придворным художником. Являясь представителем неоклассицизма, использовал традиции античного искусства.
«Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» — Жак Луи Давид, 1799 (Лувр, Париж)
В рамках данного направления написана и картина «Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами» (1799 год).
В основе сюжета война, которой не было
Легендарная история описана Титом Ливием. Первоначально Рим населяли только мужчины. Римское население не отличалось богатством, поэтому жители соседних племен не желали выдавать дочерей замуж за римлян.
«Похищение сабинянок» — Никола Пуссен, прибл. 1637-38 (Лувр, Париж)
Ромул пошел на хитрость. Он пригласил на праздник соседей с семьями. Римляне воспользовались отсутствием оружия у гостей и похитили у них незамужних дочерей.
«Похищение сабинянок» — гравюра Галеструцци Джованни Баттиста, 17-й век (Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Интересно, что этот момент запечатлен на картинах Пуссена, Рубенса и многих других художников.
«Похищение сабинянок» — Питер Пауль Рубенс, прибл. 1635-40
Похищение привело к продолжительной войне. Боевая удача отвернулась от римлян. Во время решающей битвы сабиняне обратили их в бегство.
«Похищение сабинянок» — Шёнфельд, Иоганн Генрих, 1631-1650 гг. (Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Свершиться кровавой трагедии помешали сабинянки, успевшие полюбить римских мужей. Они со своими детьми бросились между противоборствующими сторонами, моля о прекращении кровопролития. Все закончилось примирением воюющих.
За что современники критиковали картину
В центре полотна Герсилия, жена Ромула. Белая туника и распростертые руки женщины притягивают взоры зрителей. Справа ее отец, а слева муж, готовый применить копье.
Подражая древним мастерам, художник показывает красоту полуобнаженного тела. Однако людей античного мира он изобразил внешне похожими на современников. За это на живописца обрушился шквал критики. Его называли Рафаэлем голодранцев.
Жак-Луи Давид — автопортрет 1794 года
Сейчас картина находится в Лувре. Художник преследовался во Франции как «цареубийца». Ему пришлось покинуть родину и доживать остаток дней в Бельгии, где и покоится его тело. Сердце живописца перевезено в Париж и захоронено на родной земле.
- Интересно? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ. Ещё нас можно читать во ВКонтакте и Твиттере!
- Литература: wikipedia.org
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/599eaad01410c3c2c165fca3/5afc056dd7bf219072513ad3
Как сабинянки Рим спасли
История эта произошла очень давно, во времена основания славного города Рима. За эти века она обросла такими дополнениями и уточнениями, что сейчас трудно понять, что было на самом деле, а что является вымыслом.
Но история о похищении сабинянок живет до сих пор, и, по всей вероятности, отражает все-таки реальные события. Пусть и в приукрашенном виде.
Когда Ромул, вскормленный вместе с братом-близнецом свирепой волчицей, основал город Рим, в нем собралось множество воинов. А вот с женщинами были проблемы. Их явно не доставало для всех.
Жители окрестных земель не стремились отдать своих дочерей в жены грубым и неотесанным солдатам, не знавших ничего, кроме войны.
И тогда правитель Рима, говорят — тот самый Ромул, пошел на хитрость. Он решил провести грандиозный праздник, посвященный Консу, богу-смотрителю запасов зерна, отвечавшему за посев зерновых культур.
Консуалии (так назывался праздник) были зрелищным. Открывались они в цирке символической церемонией открытия алтаря, посвящённого богу. Проходили конные бега и гонки на колесницах. Во время празднеств лошади и мулы не использовались в работах и украшались гирляндами и цветами.
Жители многих окрестных земель собирались на празднества. И обычно приходили всеми семьями. С женами и детьми. В этот раз большинство гостей были сабиняне, жившие на этих территориях еще до основания Рима.
И вот в самый разгар праздника Ромул поднялся со своего места и подал сигнал. Римляне бросились в толпу гостей и стали хватать девушек и молодых женщин. Это событие и вошло в историю под названием «Похищение сабинянок».
Джакопо Лигоцци. Похищение сабинянок, ок. 1610Ханс III Йорданс. Похищение сабинянок, ок. 1643Себастьяно Риччи. Похищение сабинянок, 1702-03Иоганн Генрих Шёнфельд. Похищение сабинянок, ок. 1640Никола Пуссен. Похищение сабинянок, 1634Никола Пуссен. Похищение сабинянок, 1633-34Питер Пауль Рубенс. Похищение сабинянок, между 1635 и 1640Франсиско Прадилья. Похищение сабинянок, 1874 Валерио Кастелло. Похищение сабинянок, ок. 1650 Доминго Альварес Энсисо. Похищение сабинянок, 18 в.Иоганн Кристоф Фезель. Похищение сабинянок, 1801Джованни Баттиста Тьеполо. Похищение сабинянок, 1718-19Иоганн Георг Платцер. Похищение сабинянок, 18 в.Мартин Иоганн Шмидт. Похищение сабинянок, 1786Содома. Похищение сабинянок, 1506-07 Жак Стелла. Похищение сабинянок, середина 17 в.
Ничего не могли сделать отцы и мужья женщин. Ведь сабиняне пришли на праздник, без оружия, не ожидая вероломства со стороны римлян. Они покинули город, но обещали вернуться, чтобы отомстить римлянам.
Говорят, что во время праздника было похищено около 800 женщин. А еще говорят, что все замужние женщины были отпущены домой.
Как бы там не было, но сабиняне вернулись в Рим, чтобы отомстить. Друг против друга стояли два войска — римлян и сабинян. Вооруженные до зубов, готовые биться на смерть.
И тут случилось невероятное. Из ворот Рима вышли юные девы с детьми на руках. То были некогда похищенные сабинянки. Они встали между войсками врагов и потребовали прекратить бойню.
Жак Луи Давид. Сабинянки, останавливающие сражение между римлянами и сабинянами, 1799Гверчино. Герсилия, разделяющая римлян и сабинян, 1645
Кровавой битвы не произошло. Рим не был захвачен сабинянами. В последствии между римлянами и сабинянами был заключен союз. Сабиняне получили римское гражданство и… растворились в веках.
Источник: https://zen.yandex.com/media/s_snegova/kak-sabinianki-rim-spasli-5d26dd1cc7e50c00ad892a5c?from=feed&rid=2407876256.385.1563104242399.97219&integration=site_desktop&place=layout
Скульптура «Похищение Сабинянок»
«Похищение Сабинянок» Джамболоньи
Вырезанная из цельного куска камня, эта мощная мраморная работа фламандского мастера Джамболона считается одним из лучших произведений в истории скульптуры.
Вызывающая технический интерес, этот шедевр сочетает в себе классические обнаженные формы, характерные для греческой скульптуры, и динамичность маньеризма.
Будучи произведением на основе римской мифологии, эта скульптура не являлась частью развития религиозного искусства в рамках контрреформации.
«Похищение сабинянок» прекрасно отражает «неопределенность» конца 16-го века, будучи полностью противопоставленной спокойной уверенности, исходившей от статуй высокого Возрождения (например, скульптур Микеланджело). Те же настроения видны в работе «Экстаз святой Терезы» Бернини. В любом случае, работа Джамболоньи сделала его неоспоримым и признанным мастером пластического искусства в Италии.
История
В 1563 году Джамболонья становится членом престижной Академии искусств во Флоренции. Первый шедевр он создает для города Болоньи: после получения оплаты за бронзовую скульптуру Нептуна, мастер создает ее для одноименного фонтана. Проектирование скульптуры сабинянок началось в 1579 году.
Первоначально художник планировал создать только две фигуры, что видно из подготовительных бронзовых заготовок (Музей Каподимонте, Неаполь), но потом добавил третью фигуру, о чем свидетельствуют восковые модели (музее Виктории и Альберта, Лондон).
Полномасштабную гипсовую модель можно увидеть в Галерее академии во Флоренции.
Статуя иллюстрирует легенду о начале «Сабинской войны». Почти все население Рима состояло из мужчин, а местные племена не разрешали вступать в брак своим женщинам по причине бедности римлян. Ромул организует праздник в городе, приглашая своих соседей, и в определенный момент происходит насильственное похищение женщин.
Работа высотой в 4,1 метра изготовлена из цельного куска мрамора и изображает три фигуры. У основания статуи — бородатый обнаженный мужчина, вероятно, муж молодой жертвы.
Другой мужчина моложе в сильных руках держит вырывающуюся женщину. Фигуры сплетены в единую группу через физический и зрительный контакт.
Динамическая композиция закручивается по спирали, что является уникальным атрибутом статуи, предлагая зрителю несколько точек, с которых можно изучить скульптуру.
Наследие
Добившийся высот в создании динамичных скульптур в стиле маньеризм из бронзы и камня, Джамболоньи оказал влияние на последующую барочную скульптуру и оставил после себя ряд учеников (Адриен де Врис, Пьетро Франкавилла, Пьер Пьюджет) и подражателей.
Источник: https://artrue.ru/sculpture/skulptura-poxishhenie-sabinyanok.html
Похищение сабинянок (1583 г.)
Похищение сабинянок
(1583 г.)
«Похищение сабинянок» — скульптурная группа, представляющая собой динамичную композицию из обнаженных женских фигур — один из первых образцов маньеризма. Автор композиции — скульптор, которого итальянцы называли Джованни де Болонья, или Джам болонья.
Его настоящее имя Жан де Булонь. Будущий фламандский скульптор родился в 1529 году в Дуэ. Отец хотел видеть его нотариусом. Вопреки воле отца пятнадцатилетний Жан отправился в 1544 году в Рим. Здесь он два года работал под руководством знаменитого Микеланджело. Из «вечного города» в 1557 году Болонья переехал во Флоренцию.
Здесь он прожил почти всю жизнь и создал главные свои произведения. Первым произведением Джамболоньи, созданным в этом городе, стал бронзовый Бахус — бог вина, установленный на фонтане в Борго Сан Джакопо.
С 1561 года он состоял на службе Великого герцога Козимо I Джамболонья принадлежит к самым даровитым последователям Микеланджело.
Главные его произведения: «Колодец Нептуна» (1563–1566), «Самсон и Фелистина» (1567), фонтан «Океан» (1571–1576), «Летающий Меркурий» (1580), колоссальная статуя «Апеннино» в Проталито (1581), прежней вилле великих герцогов, конная статуя Козимо I (1587–1594), изображения на бронзовых дверях Пизанского собора (1577–1579).
Статуя Меркурия, посланца богов, одно из лучших произведений Джамболоньи. Художнику удалось решить труднейшую задачу — создать впечатление, что бронзовая фигура, преодолевая тяжесть материи, взмывает вверх. Его Меркурий лишь кончиком стопы касается земли, точнее — даже не земли, а воздушной струи, выдуваемой маской Южного ветра.
Статуя так умело сбалансирована, что кажется то ли зависающей в пространстве, то ли рассекающей воздух в стремительном полете.
Для Микеланджело такой подход был бы неприемлем — ведь, согласно классическим нормам, в статуе должен ощущаться материал, из которого она выполнена, но Джамболонья предпочитал сильные эффекты хорошо проверенным нормам.
Другое произведение, позволившее стать Джамболонье самым влиятельным скульптором Флоренции последней трети 16-го столетия, — мраморная группа «Похищение сабинянок». Она выполнена для Лоджии деи Ланци во Флоренции в 1583 году в размерах, превышающих натуральную величину. Статуя получила особую известность и до сих пор занимает почетное место у палаццо Веккьо.
При создании этой скульптурной группы у мастера не было никакого конкретного замысла — он хотел лишь заставить замолчать тех критиков, которые усомнились в его способности изваять монументальную скульптуру из мрамора.
Болонья избрал композицию, которая представлялась ему наиболее трудной — три объединенные общим действием фигуры с контрастными характерами.
После споров о том, что же означает эта группа, ученые-современники скульптора — пришли, в конце концов, к выводу, что наиболее подходящее для нее название — «Похищение сабинянок».
Римская легенда гласит, что, став взрослыми, Ромул и Рем решили основать новый город. Рем, завидуя предпочтению, оказанному богами брату, стал над ним насмехаться. В разгоревшейся вскоре ссоре Рем был убит. Городу, основанному согласно этрусским правилам, Ромул дал свое имя и стал его первым царем.
Для увеличения населения Ромул учредил в священной роще бога Лукариса убежище для беглецов, свободных и рабов, массами стекавшихся в Рим.
Так как окрестные племена не желали выдавать за них замуж своих дочерей, Ромул пригласил на праздник в честь бога Конса соседних сабинян с их женами и дочерьми, и дал приказ римлянам по условленному знаку хватать девушек. Сам Ромул женился на Герсилии.
Похищение сабинянок привело к войне с царем сабинян Титом Тацием и его союзником царем Ценина Акроном. Убив последнего в поединке, Ромул устроил праздник и торжественное шествие, предвосхищавшее триумф.
Новый храм он посвятил Юпитеру Статору в благодарность за то, что бог остановил его обратившееся было в бегство войско. При посредничестве Герсилии и других сабинянок с сабинянами был заключен мир и союз.
Болонья, как и Челлини, стремился продемонстрировать в группе «Похищение сабинянок», прежде всего, свою виртуозность. Он поставил себе задачу создать из мрамора такую крупномасштабную композицию, которая производила бы художественное впечатление не только с одной, но и со всех сторон.
До него попытки решения такой задачи предпринимались только в бронзе, да и то в гораздо меньшем масштабе. С этой задачей Джамболонья, без сомнения, справился. Однако ее решение далось ему ценой насилия над естественностью поз изображенной им группы.
Фигуры, которые расположены снизу вверх по спирали, словно заключены в высокий, узкий цилиндр. Они с легкостью выполняют свое хорошо отрепетированное хореографическое упражнение, но здесь, как и почти во всей эллинистической скульптуре, начисто отсутствует эмоциональный смысл.
И, действительно, скульптурная группа восхищает соразмерностью и продуманностью, но в ней не чувствуется подлинный пафос.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://info.wikireading.ru/95799